Игры математические для детей 6 лет – Обучающая игра по математике для детей 5-6 лет

Содержание

Картотека по математике (подготовительная группа) на тему: Картотека игр и упражнений математического характера для детей 6-7 лет

Игры и упражнения математического характера для детей 6-7 лет.

Счет

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

«Поставь столько, сколько услышишь»

Цель: упражнять в счете на слух.

Содержание. В. объясняет задание: «Я буду стучать молоточком, а вы сосчитаете, сколько раз ударил молоточек, и поставьте в ряд на 1 игрушку меньше, чем ударов». Когда дети выполнят задание, педагог спрашивает: «Сколько игрушек вы поставили и почему?». Задание повторяется несколько раз.

Величина

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Материал. 6-8 коробок разного размера.

Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Материал. По 7 полосок разной длины и ширины.

Содержание. В. предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

Материал. Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого ребенка).

Содержание. В. предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.

 

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

Содержание. В. вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря – выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?

 2. Коля выше Юли, Наташа – ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите.

«Измерение объема и длины меркой»

Цель: учить измерять сыпучие вещества; сравнивать предметы по разным признакам.

Содержание. В. Показывает 2 кувшина с водой. – В каком из 2 разных по ширине кувшинов больше воды? Чем можно измерить высоту уровня воды? А чем ее объем. Почему нельзя сказать, где больше воды, измерив только высоту ее уровня? Какими мерками можно пользоваться для измерения объема? (Стаканом, чашкой, банкой, ложкой.) Выберите мерку, которой удобно действовать в данном случае. (Дети с помощью воспитателя выбирают стакан, измеряют объем воды в каждом кувшине) Что измерили? Чем измерили? Что получилось в результате? (В первом кувшине – 3 стакана воды, а во втором – 4 стакана.) Количество мерок определяет размер предметов. (Показывает ленты разной длины.) Измерьте длину розовой и желтой ленты. Какую мерку можно взять? Какой результат вы получили? (Длина розовой ленты – 8 мерок, а желтой – 7 мерок. Розовая лента длиннее желтой на 1 мерку. Желтая лента короче розовой на 1 мерку.) Почему вы так думаете? (Желтая лента короче розовой на 1 мерку потому, что 7 меньше 8 на 1, а 8 больше 7 на 1.) Какая лента длиннее, если длина красной ленты  – 5 мерок, а синей – 6 таких же мерок.  Как сделать, чтобы ленты стали равными по длине?

«Измерение объема»

Цель: учить измерять сыпучие вещества.

Содержание. 1) В первом мешочке 7 столовых ложек риса, а во втором – 8 столовых ложек риса. В каком мешочке больше риса? Если взять другую мерку, больше чем эта, что станет с числом? (Число уменьшится).

2) В пакете было 6 стаканов гречневой крупы. Мама сварила кашу, израсходовав 1 стакан. Сколько крупы осталось в пакете? Больше или меньше осталось крупы в пакете после того, как мама сварила кашу?

Геометрические представления

 «Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

– Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

– Приятных, Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

«Геометрическая мозаика»

Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

Содержание. Организуя игру, В. заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности: составление изображения – предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходные материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Знакомство с арифметическими действиями

«Круги»

Цель: познакомить с арифметическим действием сложения и его записью.

Наглядный материал: раздаточные круги двух цветов.

Описание:

—Выложи 5 голубых кругов и 1 красный.

—Придумай задачу. Замечание: на основе предварительного действия составляется несколько задач. Содержание задач зависит от уровня развития детей и их воображения. Простейший уровень: «На столе лежит 5 голубых кругов и 1 красный. Сколько всего кругов лежит на столе?». Абстрагирование от цвета: «На столе лежало 5 кругов. Положили еще 1. Сколько стало кругов?». Развитое воображение и умение моделировать: «Во дворе гуляли 5 мальчиков и 1 девочка. Сколько детей гуляло во дворе?». Воспитатель выбирает нужную задачу и обсуждает ее.

—Повтори только условие. Повтори только вопрос. Повтори задачу целиком.

—Кто может ответить на вопрос задачи?

—Как вы узнали, что всего 6 кругов? Варианты ответов:

 —Сосчитали. (Задача решена практическим методом.)

—Мы знаем, что 5 и 1 будет 6. (Знание состава числа 6.)

—Мы к пяти прибавили один. (Задача решена арифметическим методом.)

Вывод:

—Верно. Можно пересчитать предметы, а можно к пяти прибавить один. Это действие называется сложение. Повторите. Давайте запишем решение задачи. Сколько голубых кругов? Выложи цифру.

—Сколько красных кругов? Выложи цифру.

—Какой знак обозначает действие сложения? Где его надо поставить?

—Сколько будет: «5 + 1»? Как это записать?

—Теперь мы будем не только отвечать на вопрос задачи, но и записывать решение, и объяснять, какое действие делаем. Это надо делать так: «К пяти кругам прибавить один круг, будет шесть кругов» или «К пяти прибавить один, равняется шести» или «Если сложить 5 и 1, получится 6» или «Пять плюс один равно шести»

«С матрешками»

Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Материал. Набор из 5 матрешек в разноцветных платочках.

Описание: В. ставит на стол матрешку и спрашивает: «Сколько матрешек я поставила? Сколько станет матрешек, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 матрешки? Если добавить еще 1 матрешку, то, сколько их станет и почему?» (Количество матрешек доводится до 5). В. следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 матрешек? Как же мы получили новое, следующее по порядку число? В. уточняет ответы детей: «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 матрешку, матрешек получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».

«Куклы»

Цель: познакомить с арифметическим действием вычитания и его записью.

Описание:

—У Кати было 5 кукол, 2 она отдала Маше. Сколько кукол осталось у Кати?

—Повторите условие задачи.

—Повторите вопрос задачи.

—Повторите задачу целиком.

—Сформулируйте ответ.

—Как же вы узнали? (Отняли.)

—У кого же вы отняли куклы? Катя может обидеться, ведь она сама их отдала, а вы говорите: «Отняли».

— Мы из числа 5 отняли число 2. Это действие называется вычитание. Повторите.

—Как записать решение задачи?

—Давайте объясним, как мы решили задачу. Это надо делать так: «От пяти кукол отнять две куклы, получится три куклы» или «От пяти отнять два, будет три» или «Пять вычесть два, равняется трем» или «Пять минус два равно трем».

—Прочитайте запись.

—Какое действие мы записали?

—Сформулируйте ответ.

«Найди на 1 меньше»

Цель: дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.

Материал. Наборное полотно, синицы, дятлы (по 10 штук). Карточки с 2 свободными полосками, подносы с набором игрушек 2-3 видов (по 10 штук каждого вида на ребенка).

Описание: В. обращается к детям: «На прошлом занятии вы учились получать новые, следующие по порядку числа. Как вы это делали? Давайте поупражняемся еще раз (повторяют). Мы с вами вспомнили, как получают следующее число, а сейчас узнаем, как получить число, которое стоит перед данным. Поровну у нас ромашек и васильков? если я 1 василек сниму, то, сколько их будет?). (Снимает картинку). Сколько теперь васильков? Как получилось 9 васильков? (Дети должны точно сказать, из какого числа предметов удалили 1 и сколько их получилось). Какое же число идет до 10? 9 больше или меньше 10? Что надо сделать, чтобы цветов стало поровну? и т д. Количество цветов в обеих группах доводится до 6. Далее В. выставляет в ряд на наборном полотне 10 картинок снегирей и предлагает кому-нибудь из детей их сосчитать. Затем объясняет задание: «Я буду убирать по 1 снегирю, а вы вместе со мной будете называть, сколько осталось„10 без 1 – 9, 9 без 1- 8, 8 без 1 – 7 и т. д. В заключение В. говорит: «Видите, дети, когда мы убирали 1 предмет, число уменьшалось на 1, получалось новое число, которое идет до него»

Обучение решению задач

«Машины»

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «столько же» с соответствующим предметным действием.

Содержание. У Пети было 2 игрушечных грузовика. Обозначьте грузовики квадратиками. И столько же легковых машин. Обозначьте легковые машины кружками. Сколько вы поставили кружков? На день рождения Пете подарили еще три легковые машины. Обозначьте их кружками. Каких машин теперь больше? Покажите, на сколько больше.

«Посуда»

Цель. подвести ребенка к пониманию смысла операции объединения, а также обучить переводу словесно заданной ситуации в условную предметную модель. Такая модель помогает ребенку абстрагироваться от конкретных признаков и свойств предметов и сосредоточиться только на количественной характеристике ситуации.

Содержание. На полке стоят 2 чашки и 4 стакана. Обозначьте чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажите, сколько их вместе. Сосчитайте.

«Мартышка и бананы»

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на…» с удалением элементов.

Содержание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте их кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало на 4 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажите оставшиеся бананы. Сколько их?

« В магазине»

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «на сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

Содержание. В магазине на одной полке 5 машин. Обозначьте машины квадратами. А на другой — 8 мячей. Обозначьте мячи кружками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, машин или мячей? Чего меньше? На сколько?

nsportal.ru

9 лучших настольных развивающих игр по математике

Фаталисты считают, что судьба человека определена с рождения, но психологи заверяют: будущее ребёнка — в руках родителей! От того, какие игры выберете вы для своего чада, зависит развитие его мозга, раскрытие способностей, преумножение талантов. Если второклассник швыряет в стену учебник математики, а старшеклассник спрашивает, на кой чёрт ему эти синусы и косинусы, — можно со 100 %-ной уверенностью сказать, что у бедняги никогда не было увлекательных математических игр. Вот и будет всю жизнь подсчитывать сдачу на калькуляторе и мучиться с процентами. А подсчёт переплаты по ипотеке и вовсе поставит его в тупик.

Набор математических настольных игр — это ракета-носитель, которая выведет ребёнка на орбиту жизненного успеха. И дело не только в хороших оценках, выигранных олимпиадах и высоких баллах ЕГЭ (это само собой!).

  • Математическое мышление — это логический, структурированный, системный, аналитический подход к решению задач во всех сферах жизни.
  • Математику не зря называют царицей наук, ведь без неё невозможны научные исследования, открытия и инновации.
  • Математика полезна не только будущим «технарям» и «физикам», но и «лирикам». Архитектура, музыка, скульптура, даже живопись и поэзия строятся на незыблемых математических законах гармонии.
  • Математика — это тренажёр для мозга. Совершая в математических настольных играх маленькие открытия, ребёнок становится любопытней, раскрывает для себя красоту и глубину законов Вселенной, развивает логику, улучшает когнитивные функции мозга, становится настоящим исследователем!

Заманчиво? Конечно, ведь каждый родитель хочет для своего ребёнка лучшего! И главное, любовь к математике прививается ненавязчиво, в игровой форме. Это не «училка» заставляет мучиться с домашними заданиями, это сам ребёнок становится Пифагором, Лейбницем и Декартом!

Но некоторые родители идут простым путём: дают в руки малышу планшет со скачанными математическими играми. И совершают огромную ошибку, ведь компьютерные программы, даже самые увлекательные, не сравнятся по эффективности с настольными логическими играми по математике.

Компьютер VS настольной игры

Вряд ли кто-то из психологов одобрит вручение малышу ясельного возраста гаджета с компьютерными играми. А вот обучать кроху счёту в игровой форме — это полезно! У ребёнка до 3-х лет мозг поразительно гибок, и это время никак нельзя упустить. Взросления, дошкольники начинают в игровой форме осваивать арифметические действия, а школьники — постигать чрез игру более сложные законы математики. И будет лучше, если развивающие игры окажутся настольными.

  • Даже самые полезные обучающие программы грозят компьютерной зависимостью, особенно если у ребёнка нет альтернативы.
  • Усаживая детей за планшет или ноутбук, вы заставляете их общаться с искусственным интеллектом. А в настольные игры по математике ребёнок играет с вами. За некоторые можно засесть всей семьёй! Укрепляются семейные связи, развиваются коммуникативные навыки.
  • Занимательные настольные игры ненавязчиво развивают мелкую моторику, способствуют улучшению концентрации и внимания.
  • И зрение, что немаловажно, не страдает!

Какие же математические игры для девочек и мальчиков выбрать, учитывая возраст? С чего начать, обучая счёту малыша, и какие продвинутые математические забавы подойдут для школьника?

Перед вами — список топовых игр, получивших самые высокие оценки и массу положительных отзывов от родителей, психологов, педагогов и самих детей.

7 на 9 — раскрути мозги на полную катушку!

Возраст: от 8 лет
Число игроков: 2 — 4

Это карточная математическая игра, созданная для детей младшего школьного возраста, но в неё можно играть даже с дошкольниками, поскольку правила строятся вокруг сложения и вычитания в пределах десятки. На каждой карте — две цифры: большая и маленькая. Например, 5 и 2. Значит, побить эту карту можно той, на которой число является результатом сложения (5 + 2) или вычитания (5 — 2).

Но и взрослые, начав играть в «7 и 9», оторвутся с трудом — настолько игра азартна! Для драйва можно включить таймер и считать на скорость. А школьники постарше с помощью «7 и 9» смогут научиться легко оперировать отрицательными числами.

Цветариум — создай империю цветов!

Возраст: от 7 лет
Число игроков: 2 — 5

Это математическая игра, которая больше всего понравится девочкам, ведь тут нужно разбивать клумбы, бороться с вредителями, выращивать цветочки и продавать всю эту красоту. Особенность настольной цветочной «фермы» — в правилах, которые базируются на принципах умножения.

В общем, идеальный способ выучить таблицу умножения без слёз. Яркая и динамичная математическая игра для продвинутых дошкольников и учеников 1 — 2 класса.

Много-много — умножай и строй!

Возраст: от 5 лет
Число игроков: 2 — 5

Интересная и обучающая игра — 2 в 1. Облегчённый вариант развивает навыки счёта у малышей, которые ищут в окошках домиков цифры, выпавшие на картах. Более сложный вариант обучает умножению и развивает стратегическое мышление. Игроку нужно построить много-много домиков, выполняя задания на умножение, и азартно соревнуясь с конкурентами!

Геометрика — становись Евклидом!

Возраст: от 7 лет
Число игроков: 2 — 8

Эта занимательная игра отправляет юного геометра в мир треугольников, многоугольников, прямых и кривых. Играть можно даже с дошкольником, постепенно наращивая сложность. Да и родителям будет полезно вспомнить, есть ли у линии периметр или как называется треугольник без единого прямого угла. Со скучными учебниками не сравнить. Каждый день, совершая новые открытия, ребёнок влюбится в геометрию!

Сундучок знаний: Мир математики — кто тут главный эрудит?

Возраст: от 7 лет
Число игроков: 1 — 10

В этом ярком сундучке — целый клад для юного математика, готовящегося к школе или уже грызущего гранит науки. Математическая игра в формате викторины — увлекательный и азартный способ познакомиться с кубами и пирамидами, конусами и сечениями, принципами симметрии и другими умными штуками. На одной стороне карты — информация, которую нужно запомнить, пока сыплются песчинки в настольных часах. На другой — вопросы. А ну, не подглядывать назад!

Тренироваться можно в одиночку, соревноваться — всей семьёй или весёлой компанией.

Делиссимо — мне четвертинку пиццы, и не задерживайте!

Возраст: от 6 лет
Число игроков: 2 — 5

Натуральные дроби — бич среднестатистического школьника. Но если вы подарите ребёнку игру «Делиссимо», дроби перестанут быть проблемой. В лёгком варианте игры он на примере деления пиццы наглядно увидит, что представляют собой эти ужасные дроби — и без труда с ними подружится. А в более сложном — научится выполнять замороченные заказы клиентов пиццерии, которые в одном заказе требуют, представьте себе, половинку пиццы с морепродуктами и 1/8 с томатами!

А вы сами-то не растеряетесь, выполняя такой заказ?

Математика: Сложение и вычитание — ярко и понятно!

Возраст:

от 5 лет
Число игроков: от 1

Перед вами — обучающая игра в математику для малышей, приступающих к постижению загадочного мира чисел. Яркие картинки и красивые магнитики увлекут ребёнка и помогут ему запомнить цифры, а затем — научиться складывать и вычитать. В комплекте — куча карточек, магнитов, маркер и рабочая тетрадка. Можно поиграть в школу и убедить малыша, что на уроках математики будет интересно!

Руммикуб — для азартной компании

Возраст: от 7 лет
Число игроков: от 2 — 4

Если вы считаете, что игры с математическим содержанием — это для малышей, ну в крайнем случае для младших школьников, то «Руммикуб» развеет ваши стереотипы. Это игра, изобретённая 70 лет назад в Румынии, рассчитана на всех: и на детей, и на подростков, и на взрослых. На просторном игровом поле найдётся место для четырёх карточных мастей, вот только вместо карт — деревянные фишки с цифрами. В самых продвинутых вариантах «Руммикуб» сложнее шахматных баталий, в облегчённых — подходит для детворы.

Озадачник математика — ну-ка, озадачимся!

Возраст: от 6 лет
Число игроков: от 1

Весёлые и мудрёные задачки — лучший способ заставить извилины шевелиться. Эта математическая игра для детей не раз поставит в тупик и взрослого, потому что здесь мало использовать арифметические правила — нужно включать смекалку. Кроме того, хорошее настроение гарантировано: задачки-озадачки составляли юмористы!

Все игры с математическим уклоном собраны в категории «Математические настольные игры». Выбирайте!

Хотите уточнить правила заинтересовавшей игры или посоветоваться, какую выбрать для своего ребёнка? Звоните по бесплатному номеру 8-800-333-0-182 и мы с удовольствием расскажем вам о математических играх для любого возраста!

www.mosigra.ru

НИИ Эврика. Математические игры для дошкольников 6–7 лет: подборка

Приветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале вы найдёте разнообразные математические игры для дошкольников 6–7 лет, которые помогут родителям и воспитателям в детском саду привить любовь к «царице наук». Не секрет, что математика в школе даётся малышам нелегко. Чтобы трудности не стали препятствием на пути к знаниям, ребёнок должен быть максимально заинтересован в том, что он изучает. Чем раньше сформируется интерес, тем лучше. А самый популярный и проверенный веками способ это сделать — игра. Читайте и учитесь сочетать развлечения и науку!

Как организовать занятия?

Детские обучающие игры не должны быть скучными. Чтобы занятия проходили легко, взрослым стоит придерживаться следующих правил их организации:

  • Время, посвящённое одному виду деятельности, не должно превышать 30–40 минут. Дольше удерживать внимание малыши просто не способны. Если кроха потерял интерес к игре, не нужно его заставлять. Переключитесь на другой вид занятий, а лучше — сделайте перерыв на подвижные игры.
  • Подсказывайте только в том случае, если видите, что малыш может потерять интерес к заданию из-за возникших трудностей, или если на поиск разгадки у него уходит слишком много времени. Злоупотребление подсказками приводит к тому, что ребёнок постоянно ждёт помощи извне и не учится думать самостоятельно. Можно задать наводящий вопрос, который направит кроху в его размышлениях.
  • Используйте разнообразный материал для игр. Это поможет всесторонне развивать кроху. Тренировать нужно не только навыки счёта, но и пространственное мышление, временные отношения, логику и т.д.
  • Если есть возможность, организуйте как индивидуальные, так и групповые занятия, упражнения в паре.
  • Используйте для наглядности материалы, которые легко изготовить бесплатно своими руками. Это могут быть вырезки из журналов, фотографии, слайды, показ обучающих материалов на компьютере, кубики, счётные палочки, раскраски и т.д.
  • Начинайте с облегчённых заданий, постепенно их усложняя.
  • Поощряйте и хвалите кроху.

Если вы всё сделаете правильно, математика станет любимым предметом вашего ребёнка!

Весёлые примеры

А как вы думали, дорогие родители? В 6–7 лет примеры должны быть именно весёлые. Сделать их таковыми вам и помогут игры для детей и пособия к ним:

  • Математические раскраски. Самый лучший вариант обучения, поскольку все дошкольники очень любят рисовать. Заготовки для раскрасок можно скачать и распечатать или сделать самим. Для этого возьмите рисунок, выполненный в виде контура. Поделите его на части. Для каждого цвета, который будет участвовать в картинке, подберите числовое обозначение. Запишите в части рисунка примеры (можно использовать ту тему, которую вы сейчас осваиваете с малышом, например, сложение, вычитание, счёт в пределах десяти и т.д.). В результате их решения должно получаться число с нужным цветовым соотношением. Когда наберётся несколько таких рисунков, устройте выставку дома или в детском саду (если работала вся группа). Такой шаг со стороны взрослых будет дополнительной мотивацией для ребёнка.
  • «Найди соответствие». Из карточек с цифрами или на бумаге нужно составить пример. Рядом разложите картинки, на которых нарисованы предметы соответственно заданию. Расположите картинки в один столбик, а примеры — в другой так, чтобы они не соответствовали друг другу. Задача крохи — соединить пример с нужной картинкой. Например, вы пишете «5 + 2» и ставите пример в верхней части столбика. Картинку, где будет нарисовано 5 коров и 2 козы, вы помещаете в нижнюю часть столбика с картинками. Возьмите 5–6 таких соответствий, чтобы усложнить задачу. После выполнения задания каждый пример должен «найти» свою картинку.
  • Наглядные задачки. Если с задачами ваш ребёнок познакомился недавно, постарайтесь, чтобы этот вид работы не вызвал у него неприятия и психологического дискомфорта. Сначала воспользуйтесь реальными предметами или картинками. Например, поставьте перед ним два зелёных и два красных яблока и спросите, сколько получится. Запишите пример цифрами. Когда работа с предметами или картинками будет автоматизирована, можно переходить к теоретическим условиям.
  • «Найди пару». Это ещё одно весёлое задание на отработку примеров. В два столбика запишите простые примеры. Проследите, чтобы примеры имели пары, т.е. в результате их решения получалось одно и то же число. Например, вы пишете: «3 + 4» и «2 + 5». В сумме получится 7. Это и есть пара. Таких примеров может быть много — исходите из способностей малыша. Игра отлично подходит для отработки навыков по распознаванию состава числа.
  • «Цветик-семицветик». Вырежьте из цветной бумаги серединку цветка и лепестки. На лепестках напишите примеры. Поставьте условие: приклеивать лепесток к серединке можно только в том случае, когда пример решён правильно. Игра отлично подходит для команды. Можно посоревноваться, кто первый соберёт свой цветок.
  • «Фокус». Это игра на решение простейших задач. Возьмите в одну руку, например, два предмета, а в другую — три. Спрячьте их за спиной. Задайте условие: «В правой руке у меня три кубика, а всего в руках — пять. Сколько кубиков в левой руке?» Если фокус разгадан верно, покажите кубики в левой руке.
  • Игры онлайн. Компьютерная продукция сегодня предлагает множество игр, где можно решать примеры и задачи. Почему бы не воспользоваться этим обучающим материалом? Только помните, дорогие взрослые: компьютер в детском возрасте отрицательно влияет на зрение, поэтому злоупотреблять им не следует.

На основе предложенных вариантов вы, уважаемые читатели, можете придумывать собственные игры. Стоит лишь подключить фантазию.

Упражнения на логику и геометрию

В 6–7 лет ребёнок уже должен иметь представление о простейших геометрических фигурах. Если ваш малыш ещё неуверенно их называет, воспользуйтесь следующими играми на развитие логики и пространственного мышления:

  • «Найди фигуры». Прогуливаясь по улице или просто играя дома, попросите кроху назвать предметы, похожие на круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.
  • Счётные палочки. Это отличный материал для развития пространственного мышления. Дайте задание малышу сложить из палочек заданное количество фигур, например, 3 треугольника и 1 квадрат. Можно предусмотреть задачку с подвохом: одна палочка может являться одновременно стороной и квадрата, и треугольника. В этом случае позаботьтесь, чтобы материала было ровно столько, сколько нужно для выполнения задания.
  • «Отыщи спрятанные фигуры». Нарисуйте на листе большую фигуру и впишите в неё более мелкие. Например, треугольник можно поделить на несколько частей и получить несколько треугольников. Ребёнок должен правильно их сосчитать.
  • «Нарисуй животное». Задача малыша — изобразить животное, используя только геометрические фигуры.

Кроме задачек по геометрии, можно предложить крохе задания на развитие логики. Это могут быть вопросы с подвохом, задачки, в которых не достаёт сведений в условии (поэтому решить их невозможно). Приведём несколько примеров для ясности:

  • Что легче: килограмм пуха или килограмм железа? Если отмерять мешок пуха и мешок железа — что будет тяжелее?
  • У Маши было три яблока, а у Пети — больше. Сколько яблок у Пети? (Решить задачу нельзя, так как в условии не сказано, на сколько яблок у Пети было больше).
  • В поле пахало шесть тракторов. Три из них остановились. Сколько тракторов осталось в поле? (По-прежнему шесть, так как все они находятся в поле).
  • Три мальчика пошли в магазин и нашли 5 копеек. Сколько бы денег нашёл один из мальчиков, если бы с ним не было друзей? (Тоже 5).
  • Расставьте числа. Нарисуйте квадрат и поделите его на 9 частей. Задайте нужные числа. Малыш должен расставить их по квадрату так, чтобы при сложении в любом направлении всегда получалось одно число.

Подобные задачи легко придумать самому или воспользоваться предложенной подборкой. Вашим деткам наверняка понравится!

Итак, чтобы изучение математики у деток проходило успешно, помните о следующих правилах:

  • Давайте малышам разнообразные задания, чтобы они не скучали.
  • Упражнения должны быть посильными, но не слишком лёгкими. Подсказки — как можно реже!
  • Поощряйте кроху!
  • Используйте задания на развитие различных навыков и способностей.
  • Применяйте материалы для наглядности.

Тогда вас обязательно ждёт успех. Если вы хотите предложить свои игры или высказать мнение, ожидаем ваших комментариев!

nii-evrika.ru

НИИ Эврика. Математические игры для детей 5–6 лет: готовимся к школе

Приветствуем вас, дорогие читатели! В этом материале мы предлагаем вам математические игры для детей 5–6 лет. В каждой семье наступает момент, когда перед родителями встаёт задача, как научить малышей простым математическим действиям. Делать это нужно так, чтобы с первого раза не привить ребёнку негативное отношение к учёбе. Так что воспользуемся игровыми методами. Не знаете, как это сделать? Тогда садитесь и читайте!

С чего начать?

Многие родители совершают грубую ошибку, сразу усаживая малышей за стол и устраивая подобие школьных занятий. Взрослые заставляют детей писать цифры, складывать яблоки и т.д. Это в корне неверное начало.

Не забывайте, что математика включает в себя не только умение считать, но, прежде всего, способность логически мыслить. Математические игры направлены и на обучение счёту, и простым действиям, и пространственному мышлению, и логике.

Итак, начнём знакомство с цифрами. Если кроха к пяти годам уже умеет считать до десяти и соотносит внешний вид чисел с количеством — считайте, полдела сделано. Можно переходить на следующую ступень. Найдите подходящий момент. Можно ради этого заранее прикупить вкусностей и положить несколько конфет или печенюшек в вазу. Когда кроха потянется за конфетой и съест её, остановитесь и спросите: сколько конфет было в вазе? А сколько осталось, когда ты съел одну?

Расскажите, что малыш сегодня впервые познакомился с вычитанием. А теперь пример на сложение. Добавьте к имеющимся конфетам ещё одну или две. Сколько получится? Объясните крохе, что такое сложение и для чего необходимо это действие. Вот начало урокам по математике и положено. Теперь дело техники. Во время занятий не забывайте, что концентрировать своё внимание более 50 минут подряд малыш не может, поэтому играть дольше нет смысла. Не заставляйте, а направляйте, подбадривайте. Ваша задача — сделать первые шаги вашего крохи в математике наиболее лёгкими, чтобы и дальше наука не казалась ему трудной.

А теперь давайте поиграем в математические ребусы, загадки и лабиринты.

Сложение и вычитание

Просто решать примеры на бумаге скучно. А если то же самое задание преподнести ребёнку в форме игры, информация усвоится гораздо лучше. Предлагаем несколько идей, как сделать увлекательную «огранку» традиционному решению примеров на сложение и вычитание в пределах 10 или 20 (если ваш кроха уже пытается считать в этих пределах).

  • Карточки, на которых нарисованы цифры. Дидактический материал для игр можно изготовить самостоятельно. Вырежьте из картона карточки и напишите на них фломастером или красками необходимые цифры. Каждое число продублируйте, чтобы его можно было использовать в примерах. Вместо карточек можно применять продающиеся сегодня в детских магазинах магнитные или деревянные цифры, лото, домино и т.д. Складывайте из них примеры, решайте задачи. Поверьте, есть большая разница: написать пример одним цветом маленькими цифрами на бумаге или же сложить его из красочных пёстрых карточек!
  • Математические раскраски. Все крохи любят рисовать. Используйте эту страсть своего малыша и предложите раскраску с математикой. Если ребёнок никогда прежде не знакомился с таким видом деятельности, начните с простого: распечатайте картинку с контурами, поделите её на части и обозначьте каждый цвет цифрой. Пронумеруйте каждую часть на рисунке: она должна соответствовать определённому цвету. Когда кроха осознает, в чём состоит смысл задания, —усложняйте. Вместо чисел напишите примеры на сложение и вычитание. Когда ребёнок решит пример, у него должно получиться число, соответствующее числовому обозначению оттенка. Материалы для раскрасок можно сделать самому или распечатать готовые рисунки с примерами. Чтобы вселить в кроху уверенность в своих силах, можете устроить домашнюю выставку его работ!
  • Игры онлайн. Сегодня производители компьютерных игр предлагают множество вариантов развлечений с пользой для малышей. На мониторе можно складывать, вычитать, сортировать предметы по определённым признакам, решать логические задачи. Заранее подбирайте задания для малыша: нежелательно, если он будет видеть, как вы длительное время находитесь в поисках, а он в этот период скучает. Ваш выбор должен быть осознанным. И не забывайте: от компьютерных игр может быть не только польза, но и вред для зрения и психики. Ограничьтесь одним часом в сутки, причём разбивайте время для игр на несколько этапов.

Благодаря игровому подходу к обучению математике вы вскоре заметите явный прогресс в знаниях у ребёнка, ведь учиться ему будет интересно!

Логические задачи

Классический пример: что легче — килограмм пуха или килограмм железа? Конечно, кроха ещё может не знать о граммах или килограммах, но сам принцип организации подобных задач должен быть родителям понятен.

Подобных заданий существует очень много. Взяв за основу один принцип, вы можете придумывать различные варианты похожих задач, пока не убедитесь, что ребёнок их усвоил.

Например, возьмите три куклы и наденьте на них платья разных оттенков. Если кукол нет, можно нарисовать их или использовать любые другие предметы. Придумайте куклам имена. А теперь малыш должен угадать, как зовут девочек, решив задачку. Скажем, Маша одета не в синее и не в зелёное. А Оля одета не в зелёное и не в розовое. В какое платье одета Катя? (Ответ: в зелёное, поскольку две предыдущие куклы в него не одеты).

Дидактические игры можно придумать и с геометрическими фигурами, которые любой ребёнок к шести годам должен знать. Нарисуйте большой треугольник или любую другую фигуру. Внутрь впишите другие фигуры — желательно так, чтобы они сразу не бросались в глаза. Попросите малыша найти их и раскрасить в определённые оттенки цветов, например, круг — в жёлтый, треугольник — в синий и т.д.

Придумывайте разные варианты заданий с геометрическими фигурами. Например, можно нарисовать собачку только из треугольников, а ребёнку предложить изобразить зайчика, используя только окружности. Получится ли это у него?

Можно немного отвлечься от чисто математических вычислений и подключить бытовую логику. Найдите карточки с изображением зверей, желательно диких и домашних. Допустим, у вас шесть животных. Для них нарисуйте домик, в котором будет три комнаты. Задача ребёнка — расселить животных так, чтобы они не подрались и не съели друг друга, а смогли мирно ужиться в одной комнате. Чтобы выполнить задание, крохе придётся вспомнить классификацию зверей, а потом поровну распределить их по комнатам.

Математика не должна сосредотачиваться только на цифрах, тем более в таком возрасте, когда интересно все жизненное. Игры и примеры должны быть понятными и полезными — тогда и малыш будет решать их с удовольствием.

Что нужно уметь?

В результате математических игр дети получают базовые знания, которые пригодятся им в школе. Неплохо будет, если ваш кроха ещё и научится писать цифры. Для обучения созданы специальные прописи с картинками, где ребёнок сначала считает изображения, подписывает их количество цифрой, а потом эту цифру раскрашивает, прописывает и т.д.

Чем не игра в прописи? В день можно сочетать разные типы заданий: сегодня пишем и раскрашиваем, завтра играем на компьютере и решаем задачи на логику. Благодаря разумному распределению усилий ни вы, ни кроха не будете уставать, и к школе вы вполне будете соответствовать требованиям к первокласснику:

  • считать до десяти;
  • знать и уметь писать цифры;
  • отличать и рисовать простые геометрические фигуры, делить их на равные части;
  • знать понятия «шире» — «уже», «выше» — «ниже» и уметь измерять три основных параметра: длину, высоту и ширину;
  • решать задачи в одно действие.

Если ребёнок легко справляется с поставленными задачами, значит, ваши игры были организованы верно!

Может быть, дорогие читатели, вы хотите предложить свой вариант математических игр? Тогда оставляйте комментарии. Мы с радостью примем во внимание ваш опыт.

 

nii-evrika.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *