Викторина по истории среди 6-х классов
«Колесо Времени»
“История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.”
М. Сервантес
Цели викторины:
Задачи:
Данный урок проводится в форме конкурсов между тремя командами учеников 6-х классов, сидящими в своих рядах.
Участники: ведущий-учитель, профессор Веди, три команды по 5-6 участников, жюри, болельщики.
Домашнее задание: придумать название, девиз своей команды, выбрать капитана, разыграть историческую сценку.
Выполнение заданий викторины.
Правила:
1) вопросы задаются командам поочередно
2) итоги подводятся по каждому разделу
3) команда должна набрать как можно большее количество жетонов за правильные ответы
4) в случае незнания командой ответа на предложенный вопрос он переходит к следующей команде
5) побеждает та группа, которая набрала в сумме наибольшее количество баллов.6) Профессор Веди будет зачитывать верные варианты ответов
2. Термины- (1б за каждый верный ответ)
1. Банк (Хранилище больших сумм денег)
2. Вече (совет старейшин)
3. Десятина (Налог на содержание церкви, 1/10 часть доходов)
4. Ислам (Религия арабов)
5. Коран (Священная книга мусульман)
6. вассал (подчиненный)
7. Исторический источник (любой остаток старины)
8. Повинности (Принудительные обязанности)
9. архив (хранилище большой суммы денег)
10. Оброк (Платежи крестьян феодалу продуктами или изделиями)
11. Сословия (Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству)
12. Сословная монархия (Централизованное государство, где королевская власть опирается на собрание представителей сословий).
13. Икона (живописное изображение бога)
14.индульгенция (грамота о прощении грехов)
15.Турнир (военное состязание рыцарей)
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты
3. Даты-1б
863 г – создание Кириллом и Мефодием славянской письменности
1054 г – разделение христианской церкви на Западную и Восточную
843 г – Верденский договор о разделе империи Карла Великого
1265 г – возникновение английского парламента
1302 г – созыв Генеральных штатов во Франции
1337 – 1453 г – Столетняя война
1358 г – жакерия
1389 г – битва на Косовом поле
1445 г- изобретение книгопечатания И. Гутербергом
1453 г – гибель Византийской империи
1419 – 1434 г – гуситские войны
1492 г – открытие Америки Х. Колумбом
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты
4. Имена-1б
1. Он был человеком высокого роста, необычайно сильным и выносливым. В средние века о нем сложено много легенд и песен. Писатели и хронисты прославляли его боевые подвиги, справедливость и мудрость. По латинской форме его имени правители европейских стран стали называть себя королями. (Карл Великий, с 768 по 814 г правил королевством).
2. Первые славянские просветители, монахи из Византии. Один из них (Кирилл) преподавал философию, знал языки разных народов. Другой (Мефодий), хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью, а затем, поступив в монастырь, вскоре его возглавил. В 863 г они были направлены в Великоморавскую державу …. Создатели славянской письменности.
3. Умный, энергичный, хорошо образованный, он умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и обходительностью в обращении с людьми скрывался беспощадный, двуличный и коварный тиран. По словам историка Прокопия, он мог, не показывая гнева, «тихим ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей». Крайне завистливый и подозрительный, он боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу. (император Византии Юстиниан 527-565)
4. Основатель этой религии житель Мекки принадлежал к обедневшему роду и шести лет остался сиротой: о нем заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Позднее поступил на службу к богатой вдове и вел ее торговые дела, а затем женился на своей хозяйке. После женитьбы оставил торговлю. Его посещали «видения» – он говорил, что слышит «голос Бога». Примерно в 610 г. он выступил с проповедью новой религии.
(Мухаммед (в Европе Магомет) – основатель ислама)
5. Высокая, сильная, выносливая крестьянская девушка. Она обладала быстрым, находчивым умом и превосходной памятью, легко ориентировалась в сложной обстановке. С детских лет она видела вокруг себя страдания и бедствия народа. На ее родную деревню не раз нападали враги. Впечатлительной религиозной девушке казалось, что она слышит голоса святых, побуждающих ее к военному подвигу. Она была убеждена, что ей предназначено Богом спасти родину от врага. (Жанна д Арк)
6. Вырос в чешской крестьянской семье. Способному и трудолюбивому юноше пришлось перенести много лишений и трудностей, чтобы окончить университет. Вскоре он стал профессором, а затем – первым из чехов – возглавил Пражский университет. Он беспощадно обличал духовенство, требовал переустройства церкви. (Ян Гус 1371-1445)
7. Знаменитый итальянский путешественник, около 25 лет жил в Китае, внимательно наблюдал жизнь этой страны. Его книга долгое время служила руководством для составления географических карт. (Марко Поло)
8. Поэт средневековья, автор «Божественной комедии» (Данте Алигьери 1265-1321).
9. Живописец раннего Возрождения, автор картин «Рождение Венеры», «Весна» (Сандро Боттичелли 1445-1510).
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты
5. Документы- 10 б
Зачитываются выдержки из документов.
Дается готовый текст, необходимо вставить пропущенные слова.
1. Воспитание рыцаря
Обычно с ….. лет мальчик покидал отцовский ….. и служил ….. при дворе знатного…..
Он выполнял различные поручения…… и членов его семьи. В 15 лет юноша становился ….. рыцаря. В замке он присматривал за ….. и собаками, встречал гостей, в походе вез ….. рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное ….. После длительной службы отличившихся посвящали в ……
(Слова: 7 лет,замок, паж, феодал, синьор, оруженосец, лошади, доспехи, оружие, рыцарь)
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты
Задание 6. Шарады (1 б)
Капитаны команд получают шарады, коллективно их разгадывают. За правильный ответ – 1 балл.
Первый слог – морское животное;Второй слог – междометие;Целое – родина фарфора. | (Кит-ай – Китай). |
Первый слог – нагруженная телега;Второй слог – торжество, семейный праздник; Целое -эпоха Средневековья. | (Воз-рождение). |
Первый слог – домашняя птица;Второй слог – местоимение;Целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в Чехии. | (Гуси-ты – гуситы). |
Первый слог – нота.Второй слог – установленный образец одежды;Целое – изменение в обществе, преобразование. | (Ре-форма – реформа). |
Первый слог – первая буква алфавита;Второй слог – человек, не имеющий ни прав, ни собственности. Целое – коренной житель Аравии. | (А-раб – араб). |
Первый слог – небольшой ресторан, где обслуживают за стойкой;Второй слог – русское национальное блюдо;Третий слог – предлог;Целое – одна из феодальных повинностей. | (Бар-щи-на – барщина). |
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты
Задание 7. Вопрос – ответ. (1б)
Вопросы задаются поочередно каждой команде, если первая команда затрудняется ответить, то правом ответа может воспользоваться другая. За правильный ответ – 1 бал.
В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Китай).
В какой стране были самые длинные стены? (Китай).
Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (Индия).
По какой лестнице никто, никогда не ходил? (По феодальной).
Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы)
Что такое “арабески”? (Арабские рисунки из геометрических фигур).
Два исторических деятеля жили в одной стране, в одном веке, стали национальными героями своей страны и имели одинаковые имена. Кто они? (Ян Гус и Ян Жижка)
Самый замечательный живописец Раннего Возрождения. (Сандро Боттичелли).
Человек, который изобрел книгопечатание. (Иоганн Гуттенберг).
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты
Задание 8 “Крылатое выражение”.-1 б.
Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его. Оценивается в 5 баллов.
Задание для 1 команды. Купцы везли товар на ярмарку. Вдруг сломалось колесо фуры, содержимое выпало на землю. Купцы развели руками и воскликнули: “____________”
(“Что с возу упало, то пропало”).
Задание для 2 команды. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш появились часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда говорили: “___________”
(“Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает”, или “Время – деньги”).
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты
Конкурс Заполни феодальную лестницу (1 б)
король |
Герцоги и графы |
Бароны и виконты |
Задание 10.Блиц-опрос-1б
1. Состязание средневековых рыцарей (Турнир)
2. Народный герой средневековой Чехии (Ян Жижка)
3. Отрезок времени, равный 100 годам (Век)
4. Кочевые арабы (Бедуины)
5. Все работы на феодала (Барщина)
6. Церковный суд в средневековье (Инквизиция)
7. Священный город христиан (Иерусалим)
8. Священный город мусульман (Мекка)
9. Человек, дающий деньги под проценты (Ростовщик)
10. Сбор в пользу государства (Налог)
11. Новая религиозная философия, возникшая в средние века (Схоластика)
12. Владения римского папы (Ватикан)
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты
11.Подведение итогов викторины. Ведущий: Вот и закончилось наше «Колесо времени». Мы надеемся, что вы узнали для себя много нового и интересного об этой противоречивой эпохе. Игра была захватывающая, полная радостей и переживаний. И вот, наконец, настал момент награждения победителей!Жюри просим вас объявить окончательные результаты соревнования.
(Под аплодисменты проходит награждение команд.) Команда, набравшая наибольшее количество баллов награждается дипломом в номинации “В истории мы знаем все!”
nsportal.ru
Преподавание истории в 6 классе ведется по двум направлением – история России и история Средних веков, так, чтобы у каждого школьника сложилась целостная картина по истории этого периода времени. Закрепить полученные знания можно на открытом уроке, проведя своего рода викторину по истории России для школьников, используя перечисленные ниже вопросы.
(Олеге)
(Летописи)
(за три моря)
(Великого Новгорода)
(1147)
(1237)
(1242 год, на льду Чудского озера русская армия под командованием князя Александра Невского разгромила крестоносцев, пришедших из Литвы и Германии для завоевания Русских земель)
(1480 год)
(Иван)
(дальним родственником)
(1533-1587)
Выполнить задание второго тура викторины по истории России для школьников, можно только поделив класс на 2 команды, каждая из которых должна получить по одному историческому персонажу и постараться максимально точно описать его.
Первая команда учеников получает, к примеру, задание дать характеристику внешним, физиологическим, психическим и политическим данным Александра Невского, вторая в это время обязана описывать Ивана Грозного. На задание выделяется не более 5 минут, во время которых игроки могут совещаться, а затем выбрать того, кто будет отвечать за всю команду у доски. Детям разрешается записывать мысли на бумагу, но не в ущерб времени.
Ответ, полученный от каждой из команд должен выглядеть следующим образом:
— Александр Невский – молодой новгородский князь, правление которого выпало на период постоянных татарских и немецких набегов на русскую землю. Княжеский престол перешел к нему по праву наследования, но престижным не был, поскольку Великий Новгород считался неспокойным для управления городом, жители которого не раз изгоняли правивших ими князей, выбирая новых. Прославился Александр Невский в сражении против татар на реке Неве и в сражении против псов-рыцарей на Чудском озере, именно его полководческий талант сослужил добрую службу русскому народу. Был он человеком статным и могучим, настоящим богатырем, с 4 лет ездил на лошади и держал в руках меч;
— Иван Грозный – первый русский царь, правление которого и в наши дни считается достаточно кровавым и несправедливым. Им была проведена первая попытка секуляризации земель русской церкви, введена новая система распределения русских земель между боярами и самим царем – опричнина и земщина, присоединены Астраханское и Казанское царства. Внешне царь ничего примечательного из себя не представлял, но имел сильную несгибаемую волю и крутой нрав.
В завершение викторины ее участникам предлагается показать на карте России следующие города и места памятных сражений:
Закончить викторину следует подведением ее итогов и выставлением оценок лучшим ученикам. Наиболее отличившихся, следует поощрить грамотами и сладкими призами.
razvitiedetei.info
Викторина по «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»
Викторину подготовила
учитель истории МБОУ СОШ 18 ст. Рязанской,
Белореченского района, Краснодарского края
Хуажева Лариса Муратовна
Викторина используется как урок обобщения изученного материала в 6 классе по истории России с древнейших времен до конца XVI века
Цели викторины:
закрепить раннее изученный материал;
систематизация и контроль качества знаний учащихся по истории средних веков;
развитие навыков работы в группе на основе товарищества, взаимовыручки, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности;
пробудить у учащихся интерес к всемирной и отечественной истории;
развивать умение работы с текстом, учить анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственный связи, делать выводы.
Задачи:
Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся
Развивающая: развивать гуманитарную культуру школьников, приобщить учащихся к мировой культуре, развивать коммуникативные умения при работе в группе или команде, решать поставленные задачи, готовить сообщение.
Воспитывающая: воспитывать уважение у истории, культуре и традициям народов эпохи средневековья и отечественной истории, способствовать укреплению чувства товарищества в групповой работе.
Формировать УУД:
Коммуникативные (работа в группах, по вопросам и заданиям)
Регулятивные (осуществление целепологания, мобилизация сил в момент ответа)
Познавательные ( общеучебные универсальные действия при решение задач, логические универсальные действия по анализу информации и нахождению верного ответа, структурирование знаний)
Личностные (ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тематические плакаты для украшения класса.
Ход урока
Учитель сообщает, что последний урок курса «История России» пройдет в форме игры-состязания, во время, которого будет подведен итог изученному ранее материалу. Класс делится на три команды, по рядам. Командам предстоит выполнить различные задания и принять участие в конкурсах. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Слайд №2 Конкурс 1. «Разминка»
Вопросы задаются командам поочередно, если команда не отвечает или отвечает неправильно, то ход переходит к следующей команде. За каждый верный ответ 1 балл.
Вопросы на разминку:
О каком князе идет речь в повести Пушкина «Песнь о вещем…
(Олеге)
Как на Древней Руси назывались книги?
(Летописи)
Куда ходил Афанасий Никитин?
(за три моря)
Князь, какого русского города известен, как Александр Невский?
(Великого Новгорода)
Назовите дату основания Москвы?
(1147)
В каком году монголо-татары пришли Русь покорять?
(1237)
Назовите дату Ледового побоища, где и против кого воевали русские воины?
(1242 год, на льду Чудского озера русская армия под командованием князя Александра Невского разгромила крестоносцев, пришедших из Литвы и Германии для завоевания Русских земель)
Назовите дату сражения на реке Угре?
(1480 год)
Назовите имя русского князя, прозванного Грозным?
(Иван)
Кем Ивану Грозному приходился Борис Годунов?
(дальним родственником)
Слайд № 3 Конкурс 2. «Личность в истории»
На слайдах презентации изображены портреты исторических деятелей, надо назвать кто это. Команды отвечают по очереди, если команда не отвечает или отвечает неправильно, то ход переходит к следующей команде. За каждый верный ответ 1 балл.
Слайд № 4 Вещий Олег (879-912)
Слайд № 5 Княгиня Ольга (945-964)
Слайд № 6 Владимир Святой (680-1015)
Слайд № 7 Владимир Мономах (1113-1125)
Слайд № 8 Иван Калита (1328-1340)
Слайд № 9 Дмитрий Донской (1359-1389)
Слайд № 10 Иван Грозный (1547-1584)
Слайд № 11 Конкурс 3. «Хронологическая головоломка»
Учителем заранее вырезаются даты и события, учащиеся должны их соотнести. Каждая из команд получает задание расставить перечисленные события в хронологической последовательности. За каждое верное совпадение дается 1 балл, команда, выполнившая задание быстрее всех, зарабатывает дополнительный балл для команды.
Даты и события для вырезания.
Дата
Событие
862
Призвание Рюрика в Новгород.
882
Захват Олегом Киева. Появление государства Киевская Русь.
988
Крещение Руси.
1097
Любеченский съезд князей.
1223
Битва на р. Калке.
1237
Начало похода Батыя на Русь.
1242
Ледовое побоище.
1380
Куликовская битва.
1447
Издание Судебника Ивана III.
1550
Издание Судебника Ивана IV.
1552
Взятие Казани .
1556
1584
Смерть Ивана Грозного.
Слайд № 12 Конкурс 4. «Что? Где? Когда?»
На слайдах презентации изображены исторические события, которые учащиеся должны назвать. Команды отвечают по очереди, если команда не отвечает или отвечает неправильно, то ход переходит к следующей команде. За каждый верный ответ 1 балл.
Слайд № 13 Князь Олег прибивает щит на воротах Царьграда в 911 году.
Слайд № 14 Гибель князя Игоря во время полюдья в 945 году.
Слайд № 15 Княгиня Ольга вводит уроки и погосты 945 год.
Слайд № 16 Крещение Руси Владимиром I
Слайд № 17 Ледовое побоище 1242 год
Слайд № 18 Куликовская битва 1380 год
Слайд № 19 Стояние на реке Угре
Слайд № 20 Убийство Иваном Грозным сына
Слайд № 21 Конкурс 5. «Объясни учителю»
Команды отвечают по очереди. Если команда не отвечает в течение 30 секунд или же отвечает неправильно, то ход переходит к другой команде. За каждый названный учителем термин команда получает 1 балл.
Термины: Вече, дворяне, летопись, поместье, православие, Боярская дума, князь, вотчина, крепостное право, бояре, государство, дружина, ярлык, баскаки, местничество.
Подведение итогов викторины.
Суммируются все набранные баллы, и выигрывает команда набравшая большее число баллов. Участникам команды победителей выдаются в награду медальоны «Знатоки истории».
Источники, использованные при написании викторины:
Данилов А.А., Косулина Л.Г История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
Задачник по истории России. Смирнов С.Г. (1995, 208с.)
Интернет ресурсы:
Кубок http://cs627528.vk.me/v627528386/ac75/xP-BGkBXcxQ.jpg
Портрет Вещий Олег (879-912) http://cp14.nevsepic.com.ua/183/18280/1384988407-v.-m.-vasnetsov.-3.-na-cherep-konya-nastupil.jpg
Портрет Княгиня Ольга (945-964) http://historykol.ucoz.ru/_pu/0/88583646.jpeg
Портрет Владимир Святой (680-1015) http://sc25.ucoz.ru/14/11/knvl.jpg
Портрет Владимир Мономах (1113-1125) http://storage.surfingbird.ru/s/15/7/29/15/r2_n94U90AA2_orig_3f1e390e.jpg
Портрет Иван Калита (1328-1340) http://f16.ifotki.info/org/e771d36bff6541367432f8978129f4c2bc5f6c177231392.jpg
Портрет Дмитрий Донской (1359-1389) http://www.topauthor.ru/uploads/2014-03/original/5d7588f6d944cb85289552d42d04d33d.jpeg
Портрет Иван Грозный (1547-1584) http://www.mblshkoblud.ru/uploads/posts/2015-04/1430006656__large.jpg
Изображение князь Олег прибивает щит на воротах Царьграда в 911 году. http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/08/Oleg_shield_Tsargrad_by_Bruni.jpg
Изображение гибель князя Игоря во время полюдья в 945 году. http://bigslide.ru/images/8/7114/960/img9.jpg
Изображение княгиня Ольга вводит уроки и погосты 945 год. http://www.obzor.lt/images/news/6/2012_05_17/pic9.jpg
Изображение крещение Руси Владимиром I http://gazya.ru/nuda/rabochij-list-k-teme-knyaze-vladimir-svyatoslavich/2.jpg
Изображение Ледовое побоище http://img74.xooimage.com/files/4/4/b/bataille-on-the-i…f-zvezda-2dcc3b1.jpg
Изображение Куликовская битва 1380 год http://souzmultflash.ru/wp-content/uploads/2014/11/peresvet-10000.jpg
Изображение стояние на реке Угре 1480 год http://xn--h2aagokeh.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/03/%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%B5.jpg
Изображение убийство Иваном Грозным сына http://images6.alphacoders.com/382/382869.jpg
infourok.ru
1 раунд
тема
вопросы
Города Руси
Битвы
10
Князья
10
20
30
20
10
Стихи о былом
50
30
20
10
70
50
30
20
70
50
30
70
50
70
Города Руси
10 баллов.
Вопрос:
Вблизи крепости этого города, в устье речки смолили и ставили на воду ладьи, принесённые с волока на пути из Варяг в Греки.
Ответ: Смоленск
Города Руси
20 баллов.
Вопрос:
Какой город Древней Руси, основанный в 859 г на берегах реки Волхов и озера Ильмень считали портом трех морей?
Ответ: Великий Новгород
Города Руси
30 баллов.
Вопрос:
За яростное сопротивление войскам Батыя во время осады этот город прозвали «злым».
Ответ: Козельск
Города Руси
50 баллов.
Вопрос: оба эти города обладали Золотыми воротами.
Ответ: Киев и Владимир
Города Руси
70 баллов.
Вопрос:
Этот город был основан князем Владимиром и по распространенной практике назван в его честь. Город носил и другие названия, такие как Дерпт и Тарту.
Ответ: Юрьев
Битвы
10 баллов.
Вопрос: началом этой битвы послужил бой между Пересветом и Челубеем.
Ответ: Куликовская битва
Битвы
20 баллов.
Вопрос:
Это было первая встреча Руси с передовыми отрядами монголов. Встреча оказалась крайне неудачной.
Ответ: битва на реке Калке
Битвы
30 баллов.
Вопрос: в эту победу немалый вклад внес инженер Иван Выродков.
Ответ: взятие Казани
Битвы
50 баллов.
Вопрос: для победы в этой битве оказалось достаточно окружить «свинью».
Ответ: битва на Чудском озере
Битвы
70 баллов.
Вопрос: в результате этого сражения польско-литовские войска, в числе которых сражались и 3 смоленские полка, смогли одержать решающую победу над Тевтонским орденом.
Ответ: Грюнвальдская битва
Правители Руси
10 баллов.
Вопрос: Первая правительница на Руси.
Ответ: княгиня Ольга
Правители Руси
20 баллов.
Вопрос: по легенде, этот князь принял смерть от своего коня. В народе был известен под прозвищем «Вещий».
Ответ: князь Олег
Правители Руси
30 баллов.
Вопрос: несмотря на множество порицаемых христианской церковью поступков, этого князя прозвали Святым – все благодаря его главной заслуге.
Ответ: Владимир I
Правители Руси
50 баллов.
Вопрос: этот правитель жил в тени своего отца и всячески старался на него походить. Расширяя русские земли, смог присоединить к Москве Смоленск, Рязань и ряд других городов.
Ответ: Василий III
Правители Руси
70 баллов.
Вопрос: В 1575 г. царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него этого человека, при этом сохраняя всю полноту власти. Пробыл наш персонаж великим князем всея Руси 11 месяцев.
Ответ: Симеон Бекбулатович
Стихи о былом
10 баллов.
Вопрос:
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела не мало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоем
Начало будущей столицы.
Назовите год.
Ответ: Основание Москвы в 1147 г.
Стихи о былом
20 баллов
Вопрос:
Был страшный год, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Назовите год.
Ответ: 1237 г.
Стихи о былом
30 баллов.
Вопрос:
Там, куда садится солнце,
Неспокойно в этот час –
Ведь задумали ливонцы (Назовите год)
Наши земли взять у нас.
Шла в поход большая рать.
Позади остался дом
И тепло людское.
Впереди сковало льдом
Озеро Чудское.
Ведь спасли они тогда Русскую землицу –
Села, пашни, города,
И, стало быть, столицу!
Ответ: 1242
Стихи о былом
50 баллов.
Вопрос:
Вдруг на город полусонный, Что в туманах потонул,
Вдруг нахлынул отдаленный,
Отдаленный, грозный гул.
Вот по улицам столицы
Пробежал людской поток.
Обезумевшие лица,
Крики, плач и топот ног.
“Люди добрые, беда!
Тохтамыш идет сюда!»
(назовите год)
Ответ: 1382
Стихи о былом
70 баллов.
Вопрос:
Был на Руси Иваном Третьим веден ________ для суда. И в нем на двенадцати листах в порядке собрались законы, в стране единым правом став:
Служил _________ тот не мало.
Права хоть были не равны,
Все ж меньше произвола стало –
Один закон для всей страны.
Назовите пропущенное слово и связанный с ним год.
Ответ : Судебник 1497
2 раунд
тема
вопросы
Быт и нравы
Соседи Руси
20
Храмы
20
40
60
40
20
Книги
80
60
40
20
100
80
60
40
100
80
60
100
80
100
Быт и нравы
20 баллов.
Вопрос: наиболее раннее крестьянское жилище южных территорий Руси
Ответ: полуземлянка
Быт и нравы
40 баллов.
Вопрос: именно этот возраст считался брачным для девушек на Руси.
Ответ: 12 лет
Быт и нравы
60 баллов.
Вопрос: традиционный женский головной убор.
Ответ: кокошник
Быт и нравы
80 баллов.
Вопрос: этот сборник поучений, правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни и семьи приписывается авторству протопопа Сильвестра
Ответ: Домострой
Быт и нравы
100 баллов.
Вопрос: По одной из версий, причиной убийства Иваном IV своего сына Ивана Ивановича стал наряд застигнутой царем врасплох беременной невестки. В гневе он начал ее избивать, а в попытке успокоить отца смертельный удар в висок получил уже царевич Иван. Что так возмутило царя?
Ответ: на ней было всего одно платье, а приличия допускали не менее трех.
Соседи Руси
20 баллов.
Вопрос: это государство основал хан Батый.
Ответ: Золотая Орда
Соседи Руси
40 баллов .
Вопрос: это государство образовалось во время войны с Иваном IV
Ответ: Речь Посполитая
Соседи Руси
60 баллов.
Вопрос: это государство на юге Руси было одним из осколков Золотой орды. Именно оно первым потеряло свою независимость, став протекторатом более мощной Османской империи.
Ответ: Крымское ханство
Соседи Руси
80 баллов.
Этим словом называли практически все кочевые племена на юге и востоке Руси. Непростые отношения с этими народами нашли отражение и в пословице, которая гласит:
«Незваный гость хуже …». Каким словом называли на Руси соседей-кочевников?
Ответ: татары
Соседи Руси
100 баллов.
Вопрос: последний (причем неудачный) поход на этого соседа совершил еще Ярослав Мудрый.
Ответ: Византия
Храмы
20 баллов.
Вопрос: Монастырь был основан тремя монахами: Германом, Савватием и Зосимой, но название получил географическое.
Ответ: Соловецкий монастырь
Храмы
40 баллов.
Вопрос: часть крестово-купольного храма и музыкальный инструмент.
Ответ: барабан
Храмы
60 баллов.
Вопрос: Самый богатый монастырь Руси, основанный еще в XIV веке.
Ответ: Троице-Сергиев монастырь
Храмы
80 баллов.
Вопрос: так называется единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.
Ответ: архитектурный ансамбль
Храмы
100 баллов
Вопрос: Вид украшения на храме в виде ряда декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений
Ответ: аркатурный пояс
Книги
20 баллов.
Вопрос: первая русская летопись.
Ответ: Повесть временных лет
Книги
40 баллов.
Вопрос: что использовалось для повседневной переписки на Руси?
Ответ: береста
Книги
60 баллов.
Вопрос: В основе сюжета этой книги – неудачный поход на половцев в XII веке.
Ответ: Слово о полку Игореве
Книги
80 баллов.
Вопрос: эта книга начинается такими словами: « Суд царя и великого князя судит бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружити и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати…»
Ответ: Судебник Ивана IV
Книги
100 баллов.
Вопрос: Как называется летопись, которая получила свое название по имени монаха, ее записавшего (1377 г.) и содержащая один из сохранившихся вариантов «Повести временных лет».
Ответ: Лаврентьевская летопись
Финальный раунд
Тема раунда:
«Дела духовные»
Вопрос
1492 год на Руси был весьма необычен: крестьяне забросили обрабатывать землю в ожидании этого события, что чуть было не спровоцировало его уже в следующем году – начался страшный голод.
Что это за событие и почему его ждали в 1492 году?
Ответ:
На Руси ждали Апокалипсис (7000 год от сотворения Мира)
Подведение итогов викторины
multiurok.ru
Викторина «Древняя Русь от восточных славян – до Мстислава Великого» (Всего – 38 баллов)
Команда ___________________________
Состав_____________________________________________________
Капитан______________________________ Зам.капитана____________________
Задание 1: ответьте правильно на вопросы (1 вариант ответа) – 10 баллов
1.Свободный крестьянин-общинник в Древней Руси назывался:
а) смердом; б) холопом; в) изгоем; г) рядовичем
2.Создание «Повести временных лет» относится к:
а) началу Х в. б) началу XII в. в) началу XIII в. г) началу XIV в.
3.К источникам по истории Древнерусского государства не относится:
а) «Слово о законе и благодати»; в) «Домострой»;
б) «Повесть временных лет»; г) «Русская Правда»
4.Органом управления древнерусского государства не является:
а) князь; б) дружина; в) земский собор; г) вече
5.Крещение Руси относится к :
а) XI в. б) X в. в) XIII . г)VIII в.
6.В Древней Руси налог в пользу церкви назывался:
а) десятина; в) подушная подать;
б) урок; г) пожилое
7.Укажите, с каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?
а) с призванием варягов; в) с походом на Киев князя Олега;
б) с крещением Руси; г) с деятельностью Ярослава Мудрого
8.Как назывались погодные записи исторических событий в XI – XVII вв.?
а) поучениями; б) былинами; в) житиями; г) летописями
9.Согласно «Повести временных лет» Рюрик во второй половине IX в. правил в (во):
а) Новгороде; б) Киеве; в) Смоленске; г) Владимире
10.Свод законов Древней Руси назывался:
а) «Русская правда»; б) «Соборное Уложение»; в) «Стоглав»; г) «Судебник»
Задание 2. Назовите лишнее слово в логическом ряду и почему это слово выпадает из ряда: (1 балл – за слово, 1 балл – за объяснение – всего 6 баллов)
Перун, Семаргл, Маат, Лель, Велес, Даждьбог – …
Смерды, холопы, рядовичи, шудры, закупы – …
Рюрик, кн. Ольга, Ярослав Мудрый, Владимир Красное Солнышко – …
Задание 3. Решите Кроссворд, отгадав ключевое слово (за каждое верное слово – 1 балл, за ключевое – 3 балла, всего – 14 баллов)
1. Река, по среднему течению которой находились земли полян.
2. Как древние славяне называли мужчину, который собирал мёд диких пчёл?
3. Как называются объединения славян?
4. Фантастическое существо, которое обитает в озёрах и реках.
5. Бог грома и молнии.
6. Славянский Бог, рождение которого отмечают 25 декабря.
7. Одиночная комната монаха в монастыре.
8. Полусвободный человек на Руси, заключивший с хозяином договор. 9. Управляющие вотчинами и поместьями.
10. Временное земельное владение, дававшееся за службу.
11.Бог солнца и подаяния у древних славян.
5
7
10
11
6
2
3
9
1
4
8
Задание 4 . Кому принадлежат слова? (по 2 балла за ответ, всего – 8 баллов)
1. “Да будет Киев матерью городов русских!”
2. “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей”.
3. “Зачем губим русскую землю, сами на себя ссоры навлекая, а половцы землю нашу расхищают и радуются”.
4. “Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль”.
Ответы:
Задание 1 (10 б.) Задание 2: 1) Маат 2) шудры 3) Рюрик ( 1и 1 – всего 6 б.)
1
А
2
Б
3
В
4
В
5
Б
6
А
7
А
8
Г
9
А
10
А
Задание 3 (11 + 3 – всего 14 баллов)
5
7
10
11
П
6
к
П
Д
2
3
Е
к
е
9
О
А
б
П
Р
О
л
Т
М
Ж
1
о
Л
4
у
Л
ь
8
И
Е
Д
д
р
е
в
н
Я
я
р
У
С
Ь
н
т
М
О
Д
Я
Н
Т
Б
е
н
Е
Д
а
Д
ы
Ь
о
п
И
Н
Я
О
е
г
р
к
а
Н
В
О
И
й
ч
Задание 4 (всего 8 баллов – по 2 за ответ)
Олег
Святослав
Князья в Любече, допускается Владимир Мономах
Владимир Мономах
infourok.ru
Задания для олимпиады
История России, 6 класс
*Внимание! На все вопросы возможен только один правильный ответ.
А. Рядович – категория зависимого населения на Руси.
Б. Смерд – крестьянин, находившийся в личной зависимости от феодала, его положение было близко к рабскому.
А. Василий III развелся с Еленой Глинской, так она не смогла родить ему наследника.
Б. Анна Ярославна была женой норвежского короля Харольда
A. Верно только А
B. Верно только Б
C. Верны оба суждения
D. Оба суждения неверны
А. Иван III присоединил к Москве Новгород, Тверь и Псков.
Б. Стояние на Угре завершилось полным разгромом ордынского войска.
A. Верно только А
B. Верно только Б
C. Верны оба суждения
D. Оба суждения неверны
Ответы:
1-В
2-С
3-А
4-В
5-С
6-Д
7-А
8-С
9-С
10-Д
11-А
12-В
13-Д
14-А
15-С
nsportal.ru
Тесты по “Истории” для 6 класса
Итоговый тест по теме Киевская Русь
История 6 класс | Дата: 13.6.2019
История 6 класс | Дата: 22.4.2019
Цель: закрепление знаний по теме.
История 6 класс | Дата: 11.4.2019
Тест для проверки знаний по истории средних веков для учеников 6-х классов по теме “Столетняя война”.
История 6 класс | Дата: 28.2.2019
Тест состоит из 10 вопросов,нужно выбрать один правильный ответ.
История 6 класс | Дата: 19.2.2019
Контрольный тест за 1 полугодие по истории средних веков 6 класс. Тест составлен к учебнику “История средних веков” Е. В. Агибалова, Г. М. Донской
История 6 класс | Дата: 19.2.2019
Тест по периоду правления Ивана Грозного. Для проверки знаний по данному периоду, у учащихся 6 классов.
История 6 класс | Дата: 21.1.2019
Проверка знаний о правлении князя Владимира и процесса крещения Руси
История 6 класс | Дата: 21.1.2019
Проверочная работа по изученному материалу
История 6 класс | Дата: 2.1.2019
Предлагаемый тест предпологает работу учащихся с основными событиями периода 11 – 13 веков в истории европы.
История 6 класс | Дата: 7.11.2018
Страница 1 из 7
testedu.ru