Урок география 6 класс времена года – Урок географии в 6 классе “Времена года”

Урок географии в 6 классе “Времена года”

Урок 3. Времена года (§ 3)

Цель: Формирование представлений о годовом вращении Земли вокруг Солнца, его главных следствиях; о днях равноденствия и солнцестояний; о тропиках и полярных кругах.

Задачи:

  1. Научить давать определения терминов и понятий.

  2. Устанавливать причинно-следственные связи между орбитальным движением Земли и его географическими следствиями.

  3. Определять географические следствия орбитального движения Земли, влияние движения планеты на процессы, происходящие на ней.

  4. Решать задачи на определение разницы во времени в разных населенных пунктах.

Решаемая учебная задача:

С чем связано наличие времен года на Земле?

Основные понятия: времена года, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия.

Организационная структура урока

I. Актуализация знаний

Отработка приема определения географических координат:

1. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите данный объект на карте, если известны его координаты: 18º ю.ш. 26º в.д. (Вдп. Виктория)

2. Этот остров имеет несколько названий: Рапа- Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите этот остров на карте: 27º ю.ш. 109º з.д. (Остров Пасхи)

3. Определите координаты г.Москвы (56º с.ш. 37º в.д.)

Все эти объекты располагаются на разных широтах. А как вы думаете, везде ли одно и то же время года?

Давайте вспомним

1. В каких движениях участвует Земля?

2. Что является следствие движений Земли?

3. Что такое глобус?

4. Какие бывают времена года?

II. Изучение нового материала

Постановка проблемы

С чем связано наличие времен года на Земле?

Рассмотрите рисунок 11 учебника, с.19. При каком угле падения солнечных лучей земная поверхность получает больше тепла?

Посмотрите на рисунок 12, с.19 учебника. Видите, что получается? Чем дальше от экватора, тем меньше угол, который солнечные лучи образуют с земной поверхностью. А это означает, что в районе экватора поверхность Земли освещается отвесно падающими лучами, которые дают этой поверхности максимальное количество света и тепла. В районе полюсов лучи солнца «падают» на земную поверхность под меньшим углом, они почти скользят по ней. Света и тепла они дают совсем немного.

Вращение Земли вокруг Солнца дает еще одну естественную единицу времени – год.

Год – время оборота Земли вокруг Солнца, равное 365 сут. и 6 ч. Високосный год равен 366 сут.

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пестрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сестры.

Кто такие эти сестры? (Времена года)

Солнце и Земля «творят» для нас дни и ночи. Кроме того, каждый год они «творят» нам времена года. Смена сезонов на Земле определяется движением Земли вокруг Солнца и наклоном ее оси. Благодаря постоянному наклону земной оси относительно плоскости орбиты Северное и Южное полушария по-разному в течение года освещены Солнцем. Это становится причиной существования годового ритма живой и неживой природы.

Пофантазируйте, как бы менялись сезоны, если бы ось Земли была вертикальной. В этом случае в каждой точке Земли всегда был бы один и тот же сезон: на экваторе было бы всегда лето, на полюсах – лютая зима, а в наших краях – всегда весна или осень.

Рассмотрим схему движения Земли вокруг Солнца. (Видео)

С помощью рисунка определите:

1. Какое полушарие больше освещено 22 июня и где будет наблюдаться самый длинный день и самая короткая ночь?

2. Какое время года в это время в Южном полушарии?

3. Какое полушарие больше освещено 22 декабря и где будет наблюдаться самый короткий день и самая длинная ночь?

4. Какое время года в это время в Южном полушарии?

5. Определите, как освещаются 21 марта и 23 сентября Северное и южное полушария.

6. Как изменяется продолжительность дня и ночи в Северном и Южном полушариях в различные сезоны года?

7. В чем проявляется «регулярность поведения» Солнца?

Проанализируйте данный рисунок и выполните задания в РТ с.10-13.

Вывод. В Северном полушарии 22 июня – самый длинный световой день, 22 декабря – самый короткий день, 23 сентября и 21 марта – день равен ночи.

Давайте запомним (с.20 и с.21)

III. Закрепление

Выполните задания на с. 23 учебника.

IV. Домашнее задание

§ 3. Выполните задания и ответьте на вопросы в конце параграфа.

infourok.ru

Конспект урока на тему “Времена года”

Урок по географии 6 класс

Тема урока: «Времена года»

Цель урока:

-сформировать представление о Солнце как об основном источнике энергии.

выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле.

Ход урока  

I. Организационный момент

1.Приветствие.

Здравствуйте.

2.Проверка присутствующих дежурным.

3.Проверка подготовки к уроку учащихся учителем.

У всех ли есть книги, тетради, атласы и рабочие тетради!?

II. Постановка темы и цели раздела

  1. Тема урока: Времена года

  2. Цель урока: выявить причины неравномерного распределения солнечного света и тепла на Земле

III. Проверка домашнего задания (10 мин)

Тест:

1 Вариант

1. Дополните фразу: «Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на поверхности Земли называется_________»:

А) абсолютной высотой; Б) географической широтой;

В) относительной высотой; Г) географической долготой.

2.Дополните фразу: «Расстояние в градусах от начального меридиана, до какой- либо точки на поверхности Земли называется_________»:

А) абсолютной высотой; Б) географической долготой;

В) географической широтой; Г) относительной высотой.

3. Дополните фразу: « Параллелью называется_________»:

А) линия на глобусе или карте, соединяющая северный и южный полюса;

Б) окружность, условно проведённая по поверхности Земли, параллельно экватору;

В) линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой;

Г) отрезок на карте в масштабе.

4. Дополните фразу: « К северу от Москвы расположен город_________»: (воспользуйтесь физической картой России).

А) Астрахань; Б) Адлер;

В) Архангельск; Г) Анадырь.

5. Укажите остров, координаты которого 42 ю.ш. 145 в.д.:

А) о. Пасхи; Б) о. Исландия;

В) о. Тасмания; Г) о. Кергелен.

6. Укажите координаты города Мехико.(Сев. Америка, Мексика)

7. Какой полуостров зашифрован: 7 с.ш. и 45 в.д.

Ответ:1б, 2б, 3б, 4в, 5в, 6-19 с.ш, 99 з.д., 7п-ов Сомали

2 Вариант

  1. Дополните фразу: « От нулевого меридиана отсчитывается _________»:

А) северная и южная широта;

Б) западная и восточная широта;

В) западная и восточная долгота;

Г) северная и южная долгота.

2. Дополните фразу: « От экватора отсчитывается_________»:

А) западная и восточная долгота; Б) северная и южная долгота;

В) западная и восточная широта; Г) северная и южная широта.

3.Дополните фразу: « Меридианом называется_________»:

А) линия на глобусе или карте, соединяющая северный и южный полюса;

Б) окружность, условно проведённая по поверхности Земли, параллельно экватору;

В) линия на карте, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой;

Г) отрезок на карте в масштабе.

4.Дополните фразу: «Саратов по отношению к Москве расположен_________»:

А) Южнее; Б) Севернее;

В) Восточнее; Г) Западнее.

5.Укажите остров, координаты которого 21 с.ш. 75 з.д.:

А) Исландия; Б) Куба;

В) Галаппагос; Г) Тасмания.

6.Укажите координаты г. Москва.

7.Какой полуостров зашифрован: 15с.ш. и 80 в.д.

Ответ:1в, 2г, 3а, 4а, 5б, 6- 56 с.ш. и 38 в.д., 7 п-ов Индостан

IV.Изучение нового материала

Распределение света и тепла на земном шаре. Проведите простой экс­перимент. Направьте свет фонарика на стену так, чтобы он падал отвес­но. Не фонарик, конечно, а его свет. Что вы увидите на стене? Ярко освещенный круг. А теперь поверните фонарик так, чтобы его свет па­дал на стену косо. Что вы увидите в этом случае? Освещенный овал. По размерам он будет больше того круга света, который был в начале опыта. Но зато яркость его гораздо меньше. Что произошло? В обоих случаях фонарик один и тот же, стена — тоже. Изменился угол падения лучей света на поверхность стены. Теперь то же самое количество света, которое было в начале опыта, распределяется на большей площади. А это значит, что на каждый квадратный сантиметр площади стены в конце опыта приходится меньше света. Поэтому -то световой овал и оказался бледнее, чем круг. А теперь заменим фонарик на Солнце, стену — на поверхность Земли и сформулируем один из самых важных географических законов.

Количество света и тепла, приходящее на участок поверхности зем­ного шара, зависит от угла падения солнечных лучей (рис. 41). Этот закон определяет большинство процессов, происходящих на нашей пла­нете. Например, благодаря этому закону природа нашей планеты так разнообразна. Этот закон мы обязательно еще будем вспоминать на уро­ках географии.

Давайте его еще раз повторим: количество света и тепла, приходящее на поверхность Земли, зависит от угла падения солнечных лучей на эту поверхность. Чем более отвесно падают лучи, тем больше тепла получа­ет земная поверхность.

Рис. 41. Освещение Земли лучами, падающими под разными углами

Рис. 42. Угол падения лучей на поверхность шара различен

Закономерность изменения угла падения лучей такова: чем дальше от экватора, тем меньше угол падения (рис. 42). А это означает, что в райо­не экватора поверхность Земли осве­щается отвесными лучами, которые (вспомните про опыт с фонариком) дают этой поверхности максимальное количество света и тепла. В районе полюсов лучи солнца падают на зем­ную поверхность косо, они почти скользят по поверхности. Света и те­пла они дают совсем немного. Таким образом, количество тепла и света, получаемого земной поверхностью, закономерно убывает от экватора к полюсам.

Давайте это еще раз повторим: ко­личество тепла и света, получаемого земной поверхностью, закономерно убывает от экватора к полюсам.

Смена времен года. Ось вращения

Земли имеет определенный и неиз­менный наклон. Поэтому при годовом движении нашей планеты вокруг Солнца она разворачивается к Солнцу то Северным, то Южным полушарием (рис. 43). В летние месяцы (июнь-август) Северное полушарие повернуто к Солнцу сильнее, чем Юж­ное. В эти месяцы в Северном полушарии лето. А в Южном? В Южном — зима. Потому что в эти месяцы Южное полушарие как бы отвернулось от Солнца и получает гораздо меньше света и тепла.

Повторим и запомним главное: времена года в Северном и Южном по­лушариях не совпадают. Когда в Северном полушарии лето, в Южном — зима. И наоборот.

Особенные дни года. Самый раз­гар лета в Северном полушарии, или, как говорят, «макушка ле­та», приходится на 22 июня. В это время Северное полушарие наибо­лее сильно развернуто к Солнцу. День 22 июня называют днем лет­него солнцестояния. В этот день в Северном полушарии самый длинный день и самая короткая ночь.

Проходит ровно полгода, и Зе­мля за это время перемещается в

противоположную точку своей ор­биты. Наклон оси суточного враще­ния остается прежним, и теперь уже больше развернуто к Солнцу Южное полушарие. Здесь лето. Ну а в Северном полушарии — зима. Представляете? Когда у нас самый раз­гар учебного года, у школьников Австралии — летние каникулы. Но там тоже готовятся к встрече Нового года. У них в Австралии это не зимний, а летний праздник (рис. 44).

День 22 декабря называют днем зимнего солнцестояния. В этот день в Северном полушарии самый короткий день и самая долгая ночь. Как го­ворится: «Идешь в школу — еще темно, а идешь из школы — уже темно».

А что весной и осенью? В эти переходные времена года оба полушария одинаково освещены Солнцем и получают одинаковое количество света и тепла. При этом нужно помнить: когда в Северном полушарии весна, в Южном — осень. И наоборот. Смотрите не перепутайте. Дни, когда Солнце совершенно одинаково освещает оба полушария, когда в обоих по­лушариях продолжительность дня и ночи одинаковая, называют днями равноденствия: 23 сентября — день осеннего равноденствия, а 21 мар­та — день весеннего равноденствия.

А как называют день 21 марта в Южном полушарии, ведь у них в са­мом разгаре осень? Жители Южного полушария называют его точно так же, как и мы, — днем весеннего равноденствия. Немного сложно у них получается. Все-таки весеннее равноденствие приходится на осень. Но жители Южного полушария к этому привыкли. Согласитесь, раз уж они привыкли к тому, что Новый год — летний праздник, ко всему осталь­ному привыкнуть гораздо проще.

Давайте не будем беспокоиться о жителях Южного полушария, лучше повторим и запомним главное: времена года в Северном и Южном полуша­риях не совпадают. Когда в Северном полушарии лето, в Южном — зима. И наоборот. Разгар лета в Северном полушарии приходится на 22 июня — день летнего солнцестояния, а пик зимы — на 22 декабря, которое называ­ют днем зимнего солнцестояния. Весной и осенью оба полушария получа­ют одинаковое количество тепла, продолжительность дня и ночи одинако­ва. День 23 сентября называют днем осеннего равноденствия, а 21 марта — днем весеннего равноденствия.

Так почему все-таки с наклоном жить веселее? Да потому, что если бы земная ось не имела наклона, смены времен года не было бы! Хорошо, конечно, когда целый год лето! А если целый год осень? или зима?

V.Обобщение.

  1. Количество света и тепла, приходящее на поверхность Земли, зависит от угла падения солнечных лучей на эту поверхность. Поэтому количество тепла и света, получаемого земной поверхностью, закономерно убывает от экватора к полюсам.

  2. Времена года в Северном и Южном полушариях не совпадают. Когда в Северном полушарии лето, в Южном — зима. И наоборот.

  3. Разгар лета в Северном полушарии приходится на 22 июня — день лет­него солнцестояния, а пик зимы — на 22 декабря, которое называют днем зимнего солнцестояния. Весной и осенью оба полушария получают одинако­вое количество тепла. День 23 сентября называют днем осеннего равноден­ствия, а 21 марта — днем весеннего равноденствия.

VI. Закрепление

Работа в рабочей тетради §3

VII. домашнее задание

Прочитать и ответить на вопросы §3 учебника, доделать работу в рабочих тетрадях.

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта урока по ФГОС география 6 класс “Времена года” УМК Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014

Предмет

география

Класс

6

УМК

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений.- М: “Русское слово”, 2014

Тип урока

комбинированный.

Тема урока

«Времена года»

Цель урока

формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли

Задачи урока

(планируемые результаты)

-формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий

– создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

-развивать умения организовывать свою деятельность; развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.

Методы обучения

Проблемной метод, групповой метод

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

фронтальная, групповая, индивидуальная

Средства обучения

учебник, ПК, проектор, глобус, теллурий, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационно – мотивационный этап урока

Организационный момент

Определение темы и задач урока

Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи (применяя деятельностную форму, используя глаголы).

С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа

Создание

мотивационной

установки

Демонстрация видеороликов осевого и орбитального движений (1), организует беседу: Приведите доказательства движения Земли.

Какие виды движения Земли вы знаете?

Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе.

2

Процессуально – содержательный этап урока

Проверка заданий

Организует работу с электронным тестом «Вселенная» (2)

Демонстрируют знания по пройденному материалу

Актуализация

знаний.

Создание проблемной ситуации: какие бы явления на Земли исчезли, если бы Земля остановилась

Участвуют в обсуждении

Формирование новых знаний. Формирование представления о суточном вращении Земли.

Демонстрация ресурса, изложение материала (3)

Наблюдают за движением модели, анализирует полученную информацию

Формирование новых знаний. Формирование представления об орбитальном вращении Земли.

Организует работу с теллурием, демонстрация ресурса (4) и схемы «Орбитальное движение Земли», изложение материала, обращает внимание на дни солнцестояния и равноденствия. Организует беседу по рис. 13

Следят за движением модели, Участвуют в беседе по рис. 13,

Физминутка (здоровьесберегающий компонент)

Организует релакспаузу «Космос» (5)

Смотрят видеофрагмент

Формирование умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Предлагает задание на вычисление продолжительности суток пи скорости вращения 10,15,30 градусов в час.

Организует обсуждение таблицы, отражающей продолжительность суток планет. Подводит к выводу о зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Выполняют задание, обсуждают таблицу, делают вывод о

зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси

Формирование умения объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения

Организует анализ схемы орбитального движения, работу с тренажером «Волшебный купол» (6) или «Волшебные часы» (7)

По схеме объясняют смену времен года, по тренажеру объясняют продолжительность дня и ночи в зависимости от положения Земли на орбите

Формирование умения составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»

Для формирования данного умения совместно с учащимися составляет схему 1 «Географические следствия вращения Земли»

В парах обсуждают возможные следствия, составляют схему 1 «Географические следствия вращения Земли»

Закрепление

Практикум

Организует работу с ресурсами по закреплению

(8)

Закрепляют свои знания и умения с помощью тестов и практических заданий

Закрепление

Дает задание составить устный рассказ о том, как смена дня и ночи, времен года сказываются на жизни людей и планеты в целом

Приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают мнение товарищей

Рефлексия

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок. Синквейн «Времена года»

Участвуют в подведении итогов урока. Составляют синквейн

Постанова домашнего задания.

  • § 3,

  • «Проверим знания» задания 1-6,

  • «А теперь более сложные вопросы»

Записывают домашнее задание

Узнай при помощи фонарика, как зависит освещённость от направления лучей?

Земля совершает путь вокруг Солнца в течении года. Поскольку земная ось- воображаемая линия, проходящая через центр планеты между полюсами,- имеет наклон 23,50, то ежегодно в определённое время Северное и Южное полушария получают от Солнца то больше тепла и свете, то меньше. В последнем случае холодает и световой день сокращается. Проверь это при помощи фонарика.

Требуется: лист белого картона, фонарь.

Выполнение:

1.направь луч фонаря отвесно на лист белого картона так, чтобы освещённая поверхность представляла собой круг.

2.с того же расстояния направь луч фонаря под углом- освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг. То же самое происходит и с солнечными лучами. Ближе к полюсам они падают на Землю под более острым углом, и освещаемая ими поверхность получает мало тепла и света. Ближе к экватору лучи падают отвесно или почти отвесно, поверхность получает больше тепла.

Видеоролики осевого и орбитального движений

48c6-al26-9…

48c6-al26-9…

источники, электронные материалы, динамическая модель

4edf-al54-4…

источники, электронные материалы, динамическая модель

4dbl-825e-i…

Тестовые задания по теме «Осевое движение Земли»;

практические задания по теме «Осевое движение Земли»;

практические задания по теме «Орбитальное движение Земли и его следствия»;

тестовые задания по теме «Орбитальное движение Земли и его следствия

информационные источники, электронные учебные материалы, практические задания, тесты

sistemy-orbitaln…

infourok.ru

Технологическая карта урока “Времена года” география, 6 класс, Домогацких

Предмет

География.

Класс

6 класс.

УМК

Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География. Физическая география. М. «Русское слово» 2015.

Тип урока

Урок формирования знаний, умений, навыков.

Тема урока

Погода.

Цель урока

Сформировать представление о погоде .

Задачи урока

(планируемые результаты)

Образовательная: дать представление понятий: «погода», «метеорология», «воздушная масса»;

Развивающая: умение работать с учебником, делать выводы, развивать творческие способности. Воспитательные: развивать коммуникативные способности, культуру общения и сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Работа с учебником, практическая работа, наблюдение.

Средства обучения

Компьютерная презентация, календари погоды, учебник, приборы для определения элементов погоды: термометр, барометр, флюгер.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент

Приветствие детей, создание эмоционального настроения

  1. Постановка цели и задач урока

Слайд №1

Смотрят слайд.

Познавательные УУД

  1. Актуализация знаний

Как вы думаете, о чем наш урок? Сформулируйте тему.

Пишут тему урока в тетради. «Погода».

Определяют цель учебной деятельности

  1. Первичное усвоение новых знаний

Слушая сводку погоды, какие элементы погоды вас интересуют больше всего?

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: формирование умений находить главное.

Так что такое погода? Сравните свое определение с определением в учебнике.

Работа с учебником( стр. 149). Пишут определение в тетради.

Слайд №2. В чем отличие этих картинок? (показана ясная и пасмурная погода)

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: формирование умений сопоставлять и сравнивать.

Как вы думаете с чем связаны изменения погоды?

Отвечают на вопрос.

Рассмотрим новое понятие «воздушные массы»

Работа с учебником (стр. 150)

Выделите главные особенности воздуха

Отвечают на вопрос.

Сделайте соответствующий вывод

Делают вывод: главная причина изменения погоды – смена воздушных масс

Формирование умений делать выводы, выделять главное

Где и с помощью каких приборов ведут наблюдения за погодой?

Ответы учащихся. Знакомство с профессией метеоролога.

  1. Первичное закрепление

Деление класса на группы:

1 группа – Работа с календарем погоды. Дать описание погоды за последнюю неделю.

2 группа – Местные признаки предсказания погоды.

3 группа – Представителям каких профессий необходимо знать о погоде.

Готовятся к ответу.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать , считаться с мнениями другого человека.

  1. Подведение итога урока

Обобщение ответов.

Слушают и делают записи.

  1. Рефлексия

Прием «5 пальцев»

Задача. Посмотри на ладонь и подумай:

  • Мизинец (М) «мысль» – какие знания, опыт я сегодня приобрел?

  • Безымянный (Б) «близкая цель» – что я сегодня сделал для достижения цели?

  • Средний (С) «состояние духа» – каким было мое настроение?

  • Указательный (У) « услуга» – чем я мог помочь другим?

  • Большой (Б) «бодрость тела» – как я чувствовал себя физически?

Оценивают свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД: формирование умений оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность.

  1. Домашнее задание

Для всех – Параграф 23 учебника .

Для творческих – сочинить стихотворение по теме;

Для знатоков – составить кроссворд по теме;

Для любознательных – сделать сообщение о необычных явлениях погоды.

Записывают домашнее задание.

infourok.ru

План-конспект урока по географии (6 класс) по теме: Разработка урока географии в 6 классе на тему “Климат”.

Тема: «Климат».

Цель:

  1. формировать представление о климате, влияние климата на природу и жизнь человека;
  2. развивать умения анализировать диаграммы, описывать погоду;
  3. воспитывать позитивный интерес к взаимосвязи климата и человека.

Планируемые результаты:

личностные: развитие интереса и познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников, формировать умения работать в группах.

метапредметные: формирование умения строить розу ветров, читать графиков.

предметные: формирование понятия “климат”, выявление условий образования климата; раскрытие значения климата в хозяйственной деятельности человека.

Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки – задания,  учебник.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Ход урока:

  1. Орг. момент:  приветствие учащихся.

(в начале урока сказать детям из каждой группы по 2 человека сдвинуть парты)

Здравствуйте! Так обычно звучит приветствие, которое имеет глубокий смысл: «Здороваться – это значит желать здоровья!»   Меня зовут Татьяна Александровна.

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. Садитесь, следите за осанкой. В ходе занятия мне понадобится помощник, который будет следить за правильными ответами и выдавать вам медальки (с изображением улыбающегося солнышка и надписью МОЛОДЕЦ!).

Мы с вами продолжим совершать путешествие по атмосфере. Назовите ассоциации с данным словом Атмосфера. (ответы учащихся). Хорошо! Молодцы!

  1. Актуализация опорных знаний:  

Фронтальная работа с учащимися:

– Что такое атмосфера?

(Слайд)

  1. Назовите процентное содержание каждого газа в составе атмосферы.
  1. Вычеркни лишнее:

3) В чем измеряются основные показатели АТМОСФЕРЫ?

4) Что они измеряют данные приборы? Соотнесите цифру и букву. (вызвать к доске)

5. Представлены схемы нагревания земной поверхности. Выберите правильную.

  1. Солнце – нагрев воздуха – нагрев земной поверхности.
  2. Солнце –нагрев земной поверхности – нагрев воздуха

6)  Построить Розу ветров.

С=2

СВ=5

В=2

Ю=3

ЮЗ=4

СЗ=6

– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями! Мы вспомнили, какие изменения происходят в атмосфере. Мы продолжаем свое путешествие. И нас ждут новые открытия в оболочке АТМОСФЕРА.

3. Мотивация учебной деятельности.

– Сейчас я представлю вашему вниманию одну из характеристик, касающуюся темы Атмосфера а вы определите, о чем идет речь?

Он чрезвычайно разнообразен. На севере он, исключительно холодный, а на юге – жаркий, по восточным и юго-восточным окраинам преимущественно влажный, а в центральных районах – засушливый.

– Как вы думаете, что это?(КЛИМАТ)

– Итак, тема нашего занятия «Климат». Попробуйте определить цели нашего занятия.

4. Изучение нового материала.

  1. Беседа с учащимися с опорой на известный материал:

– Вспомните, что такое погода?

(вешаю табличку на доске слово ПОГОДА, затем предлагаю вспомнить элементы погоды: температура, давление, ветер, осадки, облачность. Все элементы подписываю под термином ПОГОДА) – образуется кластер.

Температура

Осадки

Ветер

Облачность

– Давайте согласно нашему кластеру опишем погоду.

Индивидуальная работа с учащимися:

– Дайте характеристику погоды сегодняшнего дня с помощью условных знаков, используя 2 форзац учебника.

– Итак, вы охарактеризовали погоду на сегодня. А сейчас проанализируем диаграммы типов погоды в  г. Москве за 1969 г., 1971 г. и средние многолетние (рис. на столах), используя 2 форзац учебника.

Январские диаграммы характеризует учитель в качестве образца.

А) обычно в г. Москве  преобладает умеренно-морозная погода -4-12 градусов, осадки в конце января в виде снега;

Б) январь 1971 года отличается от средних многолетних тем, что с 3 по 23 наблюдалась значительно-морозная погода, без осадков, облачность незначительная, лишь после 23 – средняя, а к концу месяца сплошная и осадки.

В) 1969 г. первая половина января стояла умеренно-морозная погода с облачностью с просветами, после 23 пошел дождь, началась оттепель.

-Что общего вы обнаружили, несмотря на различия?

Формулировка вывода:

  1. В начале января обычно незначительная облачность, осадков нет, по температуре – значительно-морозная.
  2. Конец января – оттепель, облачность сплошная, дождь.

– А на уроках каких предметов вы работали  с графиками, диаграммами?

– Охарактеризуйте график годового хода температур в Тарасовском районе в 2012 году: определите а) среднюю температуру самого теплого и самого холодного месяца; б) годовую амплитуду температуры воздуха для Тарасовского района.

(25-(-20)=45

Для Москвы, как и нашей местности характерна смена времен года. Морозы ждём на Рождество и на Крещение, а жару –  в июле.

Как бы долго не длилась зима, … за ней наступит …, а затем … лето.

Если мы слышим пение скворца (включается аудиозапись), то это значит…

-Какое время года наступило? (пришла весна)

Физминутка «Шум дождя»

– Дождь начинается  – потираем ладоши;

– Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши;

– Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног;

– Начался ливень – топаем ногами;

– Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке.

4. Времена года (эмоциональная разрядка):

Вспомните стихи о 4 временах года, характерных для нашей местности.

А. С. Пушкин  Унылая пора! Очей очарованье!

                      Приятна мне твоя прощальная краса –

                         Люблю я пышные природы увяданье,

               В багрец и золота одетые леса.

А. Н. Майков  Пахнет сеном над лугами –

                          В песне душу веселя,

                          Бабы с граблями рядами

                          Ходят, сено шевеля.

Н. А. Некрасов  Не ветер бушует над бором,

                             Не с гор побежали ручьи,    

                                   Мороз- воевода дозором

                                   Обходит владенья свои

                                  Глядит –  хорошо ли метели

                          Лесные тропы занесли,

                         И нет ли где трещины, щели,

                         И нет ли где голой земли.

А. С. Пушкин  Гонимы вешними лучами,

                          С окрестных гор уже снега

                          Сбежали мутными ручьями

                         На потопленные луга.

                         Улыбкой ясною природа

                        Сквозь сон встречает утро года…

– Везде ли на Земле можно наблюдать смену времен года? (сразу не высвечивать) (слайд с рисунками Африки, Антарктиды, Арктики)

– Одинаковы ли элементы  погоды? (нет) Отчего это зависит?

Вывод (записывается вывод в тетради):

  1. На разных широтах типы погоды отличаются.

– Итак, вы описывали сегодняшнюю погоду, характеризовали показатели за год, за 2 года. А как вы считаете, что является климатом из всех этих характеристик?

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности.

– Характеризуя типы погоды, вы заметили, что в течение года она разная для нашей местности.

– Проблема! Какими элементами характеризуют климат? (с учебником  стр. 131)

– Вернемся к нашим записям на доске, в правой  части запишем понятие КЛИМАТ и выберите из предложенного списка элементы, характеризующие.

Климат

(многолетний режим)

Средняя многолетняя температура

Среднее годовое количество осадков

Зимнее солнцестояние

Преобладающие ветры (Среднегодовая «Роза ветров»)

Максимальная и минимальная температура января и июля

Тропики

А теперь класс разделим на 3 группы. Каждая группа приведет примеры – как климат оказывает влияние на жизнь людей? И свои примеры занесете в таблицу.

(заполняют таблицу)

5. Рефлексия.

– Итак, мы изучили тему.

Какую тему на уроке мы с вами изучили?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

  1. Подведение итогов:

А теперь каждый подсчитает количество своих медалек. …. Я хочу отметить работу на сегодняшнем занятии… и поблагодарить вас за общение и доставленное мне получасовое удовольствие. 

 Комментирует и выставляет оценки за урок.

6.Задание на дом: §43, описать диаграмму № 2 на стр. 130.

nsportal.ru

План-конспект урока по географии (6 класс) по теме: Урок в 6 классе по географии «Распределение солнечного тепла и света на планете»

Урок в 6 классе по географии

 «Распределение солнечного тепла и света на планете»

Цели:

Образовательные: научиться объяснять причины неравномерного нагревания земной поверхности, уметь давать характеристику разным сезонам года.

Развивающие: развивать память, речь, логическое мышление, уметь обобщать материал, излагать свои мысли.

Воспитательные : воспитывать умение слушать, познавательный интерес к предмету.

Задачи:

  1. Объяснить понятия « день равноденствия», «день зимнего солнцестояния», «день летнего солнцестояния», «тропики», «полярные круги».
  2. Продемонстрировать движение Земли при помощи теллурия.
  3. Совершенствовать навыки выполнения тестовых заданий.

I Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять.

Учитесь тайны открывать,

Ответы верные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь оценку «пять».

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос:

« Почему Солнце неодинаково любит Землю?»

Вы, ребята, знаете почему на нашей планете в одних местах всегда жарко, а вдругих- холодно, почему происходит смена времен года?

Основная причина в том, что на разные участки Земли поступает разное количество Солнечной энергии. Называю тему.

II.Изучение нового материала.

  1. Распределение солнечного тепла и света на планете.

Солнце поставляет на разные участки разное количество тепла и света ,было замечено древними учеными (Слайд)

На доске схема.

Представьте, что Земля движется вокруг Солнца, так, что ее ось всегда перпендикулярна плоскости орбиты.

-Что в течении всего времени мы бы наблюдали?

Мы бы наблюдали одну и туже температуру, день равен ночи, не происходило бы смены времен года. Но мы же знаем, что наша планета наклонена под углом 66,5 и давайте посмотрим, как же освещается наша планета? ( демонстрация теллерия)

В течении всего года освещается то северное полушарие. То южное.

А что мы видим на экваторе?

На экваторе в течении всего года угол солнечных лучей мало меняется, поэтому там всегда тепло.

-А где лучи Солнца чуть касаются Земли? ( на полюсах, поэтому там всегда холодно)

Обратите внимание на широту, где расположена столица нашей родины г.Москва.

Угол падения лучей изменяется и выделяется 4 времени года: зима, весна, лето и осень.

Чтобы продолжить наш урок, давайте вспомним, что такое ЗЕНИТ?

(наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя)

Обратимся к учебнику рис.85 на стр 133

Северное полушарие больше всего света и тепла получает в июне, июле, августе. В это время здесь лето.

 Самый длинный день- 22 июня –Солнце в зените- День летнего солнцестояния.

А в южном полушарии 

Солнце в зените 22 декабря – День зимнего солнцестояния

(работа с теллурием)

Два раза в год оба полушария освещаются одинаково:

 21 марта и 23 сентября Дни равноденствия

2. Разминка.

3. Тропики. Полярные круги.

Наша планета шарообразная, угол падения солнечных лучей уменьшается от экватора к полюсам. В северном полушарии выше всего солнце находится 22 июня. Посмотрим на какую широту падают лучи почти под прямым углом – на параллель 23,5 северной широты и это северный тропик. Находим на карте полушарий.

А когда в южном полушарии солнце в зените? (22 декабря)

На какую параллель падают лучи под прямым углом?

23,5 южной широты- южный тропик. Находим на карте полушарий.

Когда в северном полушарии лето и 22 июня день длиннее ночи, то на параллели 66,5 с.ш. в течении суток солнце не заходит за горизонт – ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ.

22 декабря наоборот – ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ

Параллель 66,5 с.ш.- северный полярный круг.

-Как вы думаете, а южный полярный круг существует?

Работа в парах (заполняем таблицу)

Дата

Северное полушарие

Южное полушарие

22 июня

День            ночи

На параллели23,5 с.ш. Солнце            

На параллели 66,5 с.ш.

День            ночи

На параллели23,5 с.ш. Солнце            

На параллели 66,5 с.ш.

23 сентября

День                  Ночи

На экваторе Солнце

День                  Ночи

На экваторе Солнце

22 декабря

День            ночи

На параллели23,5 с.ш. Солнце            

На параллели 66,5 с.ш.

День            ночи

На параллели23,5 с.ш. Солнце            

На параллели 66,5 с.ш.

21 марта

День                  Ночи

На экваторе Солнце

День                  Ночи

На экваторе Солнце

4. Тепловые пояса.

Тропики и полярные круги делят нашу планету на  тепловые пояса.

Меньше всего тепла получают области между полюсами и полярными кругами

ПОЛЯРНЫЕ ПОЯСА их 2.

Больше всего области между тропиками

ТРОПИЧЕСКИЙ ПОЯС.

Меньше чем тропический, но больше полярных

УМЕРЕННЫЕ их тоже 2

III. Закрепление материала. Тест.

  1. Какие причины определяют нагрев Земли?

А полярная ночь и полярный день

Б угол падения солнечных лучей

В смена дня и ночи

Г давление, температура, ветер.

  1. каково различие  в нагреве поверхности на экваторе и умеренных широтах:

А экваториальные широты нагреты больше в течении года

Б экваториальные широты нагреты больше летом

В экваториальные широты нагреты одинаково в течении года

  1. Сколько поясов освещенности?

А 3             Б 5            В    6          Г  4

  1. В чем особенности полярного пояса

А Два раза в год Солнце на тропике

Б  В течении года наблюдается полярный день и полярная ночь

В Летом Солнце в зените.

5. Часто ли в тропическом поясе меняется погода

А Да                Б Нет               В 4 раза в год

IV Рефлексия.

V Выставление оценок

VI Домашнее задание параграф 44

nsportal.ru

Распределение солнечного света и тепла. Видеоурок. География 6 Класс

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Распределение солнечного света и тепла». Вначале обсудите, от чего зависит смена времен года, изучите схему годового вращения Земли вокруг Солнца, обратив особое внимание на наиболее примечательные по освещенности Солнцем четыре даты. Затем узнаете, от чего зависит распределение солнечного света и тепла на планете и почему это происходит неравномерно.

Цель урока: узнать, от чего зависит распределение солнечного тепла и света на Земле и почему это происходит неравномерно.

Смена времен года зависит от вращения Земли вокруг Солнца и от того, что ось вращения планеты наклонена. Таким образом, Солнце освещает Землю неравномерно, то одну ее половину, то другую в большей степени.

Рис. 1. Распределение солнечного света и тепла на Земле (Источник)

Рис. 2. Освещение Земли Солнцем (Источник)

Зимой лучше освещается южное полушарие Земли, летом – северное.

Рис. 3. Схема годового вращения  Земли вокруг Солнца

Солнцестояние (летнее солнцестояние и зимнее солнцестояние) –моменты, когда высота Солнца над горизонтом в полдень наибольшая (летнее солнцестояние, 22 июня) или наименьшая (зимнее солнцестояние, 22 декабря).В южном полушарии все наоборот. 22 июня в северном полушарии наблюдается наибольшая освещенность Солнцем, день длиннее ночи, за полярными кругами наблюдается полярный день. В южном полушарии, опять-таки, все наоборот (т.е. все это характерно для 22 декабря).

Полярные круги (Северный полярный круг и Южный полярный круг) – параллели соответственно с северной и южной широтой около 66,5 градусов. К северу от Северного полярного круга и к югу от Южного полярного круга наблюдаются полярный день (летом) и полярная ночь (зимой). Область от полярного круга до полюса в обоих полушариях называется Заполярье. Полярный день – период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не опускается за горизонт.

Полярная ночь период, когда Солнце в высоких широтах круглые сутки не поднимается над горизонтом, – явление, противоположное полярному дню, наблюдается одновременно с ним на соответствующих широтах другого полушария.

Рис. 4. Схема освещенности Земли Солнцем по зонам (Источник)

Равноденствие (весеннее равноденствие и осеннее равноденствие) – моменты, когда солнечные лучи касаются обоих полюсов, и отвесно падают на экватор. Весеннее равноденствие бывает 21 марта, осеннее равноденствие – 23 сентября. В эти дни оба полушария освещены одинаково, день равен ночи,

Главная причина изменения температуры воздуха – изменение угла падения солнечных лучей: чем более отвесно они падают на земную поверхность, тем лучше прогревают ее.

Рис. 5. Углы падения солнечных лучей (при положении Солнца 2 лучи лучше прогревают земную поверхность, нежели при положении 1) (Источник)

22 июня солнечные лучи наиболее отвесно падают на северное полушарие Земли, тем самым в наибольшей степени прогревая его.

Тропики – Северный тропик и Южный тропик – параллели соответственно с северной и южной широтой около 23,5 градусов.В один из дней солнцестояния Солнце в полдень над ними

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *