Конспект урока виды условных знаков 6 класс домогацких: Конспект урока географии на тему “Виды условных знаков” (6 класс)

Содержание

Урок географии 6 класс “Виды условных знаков” | Презентация к уроку (география, 6 класс) по теме:

Опубликовано 29.08.2013 – 23:12 – Лазарева Анастасия Рамильевна

Данная презентация разработана в соответствии с УМК Домогацких, предназначена для изучения базового уровня географии в 6 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды условных знаков Учитель: Лазарева Анастасия Рамильевна

Слайд 2

ЦЕЛЬ: сформировать представление о видах условных знаков и легенде карт. ЗАДАЧИ: сформировать понятия «условные знаки», «легенда карты»; сформировать представления о видах и значении условных знаков; выработать умение пользоваться разными условными знаками для характеристики территории; начать формирование умения работы с контурной картой.

Слайд 3

Виды карт по содержанию Общегеографические карты. На них изображается поверхность Земли. Это физические и топографические карты. Тематические карты. На них изображаются отдельные явления. Это климатические, тектонические карты, карты земельных, лесных, минеральных ресурсов и т.д.

Слайд 4

Условные знаки В зависимости от назначения карты используются различные условные знаки, перечень которых дан в легенде карты. Виды условных знаков: качественный фон, знаки, изолинии и знаки движения.

Слайд 5

Качественный фон

Слайд 6

Знаки Полезные ископаемые Нефть Газ Каменный уголь Железная руда Золото Топографические знаки Здание Завод Грунт. дорога Шоссе Мост Родник Река Сад Лес Луг Кустарники Горизонтали и высоты

Слайд 7

Изолинии и знаки движения Изолиния- линия на карте, соединяющая точки с одинаковыми значениями каких- либо величин. Знаки движения указывают направление ветра, морских течений.

Слайд 8

Домашнее задание Параграф №9; изобразить схему движения «Дом- школа» с помощью условных знаков и с соблюдением масштаба. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восточно- Сибирский экономический район Учитель: Лазарева Анастасия Рамильевна

Слайд 2

Цель: сформировать представление о хозяйстве Восточно- Сибирского экономического района Задачи: определить состав Восточно- Сибирского экономического района; определить особенности ЭГП района; описать отрасли специализации Восточно- Сибирского экономического района и факторы их формирования; познакомиться с проблемами района.

Слайд 3

Административные единицы района Красноярский и Забайкальский края; Республики: Бурятия, Хакасия, Тыва; Иркутская область.

Слайд 4

Добывающая промышленность Уголь Железные руды Руды цветных металлов (медь, никель, олово, вольфрам, молибден и др.) Поваренная соль Золото

Слайд 5

Гидроэнергетика и цветная металлургия ГЭС: Саяно- Шушенская, Красноярская, Братская, Усть- Илимская, Иркутская (Ангаро- Енисейский каскад). Медно- никелевая промышленность (Норильск), алюминиевая промышленность (привозное сырье)

Слайд 6

Машиностроение

Слайд 7

Химическая и лесная промышленности ЦБП

Слайд 8

Домашнее задание Параграф №42, повторить параграфы № 32-43. Ответить на вопросы в «визитной карточке». Выписать города к перечисленным отраслям хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Виды условных знаков. Можно ли читать карту?

План – конспект урока географии в 6 классе(Учебник Е. М.Домогацких, М.И,Алексеевский 6 класс, ООО « Русское слово-учебник.»)…

Конспект урока по географии на тему “Условные знаки” 6 класс

Конспект урока географии на тему “Условные знаки ” 6 класс…

Урок географии 6 класс по теме: “Условные знаки. Масштаб карты “

Урок  географии 6  класс: “Условные знаки.Масштаб карты.”  В  результате  педагогического  взаимодействия  на  этом  уроке  учащийся сможет  на …

Интегрированный урок географии и истории “Условные знаки плана местности”

Цель: Способствовать обогащению знаний детей о плане, рисунке, карте и условных знаках.Задачи:1.     Формировать знания у детей об условных знаках плана местности, умения сравниват…

презентация урока по географии 6 класс “План местности.Условные знаки”

В презентации в игровой форме идет ознакомление учащихся  с планом местности, основными условными знаками, закрепление материала изучаются  в процессе работы с тетрадью, учебником, атласом.И…

Урок географии 6 класс Условные знаки

Данная презентация используется при объяснении материала  по теме ” Условные знаки”. ..

методическая разработка по географии “Условные знаки”

Цель: познакомить учащихся с условными знаками и их видами. Задачи: Образовательные: – сформировать знания об условных знаках и их видах; – научиться самостоятельно составлять план мест…


Поделиться:

 

Урок Виды условных знаков. Можно ли читать карту? | План-конспект урока по географии (6 класс) по теме:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

На проекторе кадры из фильма «Пираты Карибского моря».

Ребята ,в наши руки случайно попала карта острова сокровищ. Давайте попробуем найти сокровища Джека Воробья .Для этого нам потребуется отправиться в экспедицию, и мы должны разбиться на команды и выбрать средства передвижения.

Класс в зависимости от количества учащихся делиться на две или более команд, ребята придумывают название и выбирают средство передвижения.

II.

Поиск решения.

1.Итак, перед нами карта. Как нам ее прочесть?

Как узнать где сокровища?

При помощи, каких приемов составлена карта?

Что такое условные знаки?

Что они обозначают?

Где мы можем узнать, что они обозначают?

Да, действительно у каждой карты есть сноска, и она называется легендой карты.

Давайте попробуем сформулировать понятие легенда карты.

Проектор (слайд №2),определение легенда карты .Легенда карты -это система условных знаков, примененных на карте.

2.Итак, что бы попасть на остров сокровищ мы должны уметь пользоваться условными знаками. Посмотрите на карту. На что вы обратили внимание в первую очередь?

Как вы думаете, что они обозначают?

Проектор(слайд №3)Определение качественный фон применяется для изображения на карте объектов и явлений, имеющих сплошное распространение, значительную площадь.

3. А теперь давайте еще раз посмотрим на карту, что вы еще на ней видите?

Что они обозначают?

4.Задание на соответствие между изображениями в реальности и условными знаками.

5.Задание на закрепление условных знаков. Расшифруйте телеграмму,написанную при помощи условных знаков.

6.Рассказ учителя о приеме изолинии (слайд№4).

7.Учитель предлагает рассмотреть предложенную карту (карта океанических течений). Что обозначают стрелки на карте?

8.Учитель предлагает работу с текстом учебника и ответь на вопрос: Какие типы карт вам известны?(слайд №4)

9.Задание :распределить карты на группы общегеографические и тематические.

10.Учитель подводит итоги игры и выставляет отметки за урок. Первыми к сокровищам добрались ребята из команды(название команды),а вот и наше сокровище, посмотрим, что находиться в сундуке.(ключ к знаниям!!!)

1.Фронтальная работа.

Ожидаемые ответы:Карты составляют при помощи условных знаков,у каждой карты есть сноска,где расшифровываются условные обозначения.

Как правило такая сноска находиться снизу карты.

Ожидаемые ответы:Легенда карты-это условные знаки при помощи,которых они составлены,найти их можно в низу карты.

2. Фронтальная работа.Ожидаемые ответы.На цвета ,на окраску.

Объекты ,занимающие определенную площадь.

Работа в группах на определение значения качественного фона.(смотри приложение).(Учитывается скорость выполнения задания, за правильный и быстрый ответ выдаются фишки, при помощи которых игроки перемещаются по игровому полю на доске к  сокровищам.)

3.Фронтальная работа.Ожидаемые ответы:Условные знаки.

4.Работа в группах.(задание в приложениях)(на скорость и правильность,выдаються фишки,при помощи которых группы перемещаются по игровому полю.)

5.Работа в группах.

6.Задание в группе, определите температуру воздуха в Оймяконе и Чаропунджи,из предложенных предметов выберете необходимые для путешествия в эти места.(задание в приложении)

7. Работа в группах по определению океанических течений и их направлений.(выписать из карты атласа теплые и холодные океанические течения)

8.Работают с текстом учебника стр. 61.Фронтальная работа,ожидаемые ответы:карты бывают тематические и общегеографические,отличаются по содержанию.

9.Работа в группах на скорость и правильность.(работа с картами атласа).

III. Самостоятельное применение знаний.

Учитель предлагает учащимся выполнить мини тест.

Индивидуальная работа учащихся.

ΙV.

Итог урока.

Домашнее задание: § 9, задания после параграфа.

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку? За что?

Мой любимый писатель. Презентации детских работ “Моя любимая книга!” презентация к уроку литературы (6 класс) на тему Тема презентации мое любимое произведение

1 слайд

2 слайд

1) Познакомьтесь со страной великого сказочника – Данией. 2) Изучить биографию Андерсена. 3) Мои любимые сказки Андерсена. 4) Провести литературный анализ сказки – «Соловей». 5) Познакомиться с творчеством известных иллюстраторов сказок Андерсена. 6) Выполнить иллюстрации к любимым сказкам Андерсена.

3 слайд

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875), создатель всемирно известных и всеми любимых сказок.

4 слайд

Дания, небольшая скандинавская страна на севере Европы. Синее море с белыми парусниками. Буковые леса и дубовые рощи, отражающиеся в спокойных водах озер. Плодородная пашня, луга, покрытые изумрудной зеленью. Проселочные дороги, бегущие среди кукурузных полей и невысоких холмов. Остроконечные дома пригородов. Кружевные башни Копенгагена. Белокрылые аисты на крышах и стаи гордых лебедей.

5 слайд

“Между Балтийским и Северным морями лежит старое лебединое гнездо, и зовется оно Данией; в нем рождались и рождаются лебеди, имена которых никогда не умрут”, – писал X. – К. Андерсен. Датский сказочник назвал своих знаменитых соотечественников «лебедями». Сам Андерсен был «прекрасным лебедем» датской земли.

6 слайд

Датчане чтят память своего великого соотечественника. В Копенгагене в Королевском саду стоит памятник Андерсену. На нем выгравированы слова: «Построен датским народом». А вход в копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героини одной из самых замечательных сказок Андерсена.

7 слайд

Из порта Копенгагена по морю можно добраться до небольшого острова Фюн. Там, в городе Оденсе, родился Андерсен. В Оденсе все напоминает великого рассказчика; в саду Г. К. Андерсена, или в саду сказки, есть памятник писателю и скульптура «Дикие лебеди», созданная по одноименному его произведению. Рядом находится школа для бедных, куда ходил маленький Андерсен. На его фасаде мемориальная доска с начальными строками его стихотворения: Вот в деревянных башмаках я бегал в школу бедняков…

8 слайд

Родился в городе Оденсе. Отец сапожник, мать прачка. В возрасте 15 лет, с несколькими талерами в кармане, он отправился в Копенгаген искать счастья. Он хотел стать актером, устроил ему прослушивание известного артиста, она хохотала до упаду, глядя на него, потому что актер не мог из него выйти. Но она была умна и добра и устроила Андерсену учиться. И Ганс окончил сначала гимназию, а потом и университет. Сразу после окончания школы появилась его первая книга сочинений, вызвавшая к нему большой интерес. Когда Андерсену было 25 лет, к нему пришла слава, только сначала за границей, а потом и дома.

9 слайд

В 1855 году, когда Андерсену исполнилось 50 лет, его наконец узнали на родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, в его честь была устроена иллюминация, а детям разрешили не ходить в этот день в школу.

10 слайд

уважение за мужество; доброта и сочувствие ко всем, кому плохо; любовь к людям; презрение к высокомерным и бессердечным.

11 слайд

12 слайдов

13 слайдов

14 слайдов

15 слайдов

9000 2 16 слайд

Проблемы искусства занимают видное место в сказках Андерсена.

Андерсен считает, что только такое искусство имеет право на существование, которое верно отражает жизнь и близко народу. Эти мысли изложены в сказке «Соловей», сохранившей всю прелесть и всю душевную ясность детских сказок Андерсена.

17 слайд

Тема этой сказки — столкновение истинного искусства с искусством ложным. Сущность настоящего искусства очерчена здесь совершенно однозначно: это искусство близкое к природе. Соловей в сказке Андерсена — воплощение фальшивого искусства. Оно мертво, лишено истинной силы. Только дворяне предпочитают мертвое, механическое подражание живому существу. Заводная игрушка замолкает в час испытаний, а песня живого соловья побеждает даже смерть.

18 слайд

Посмотрим, как в сказке зовут соловья? Кто его как называет? Когда читаешь сказку, замечаешь, что Император называет соловья «известной птицей», «удивительной птицей» и «главной достопримечательностью». Приходим к выводу, что для Императора важно, чтобы птица приносила ему известность, он мог удивить ею своих гостей, мог показать ее как главную достопримечательность.

Но он не умеет любить ее голос, ее пение.

19 слайд

Маленькая кухарка ласково называет соловья “соловей”. Для нее эта птица единственное – утешение, единственная радость (“…от ее пения в душе моей так радостно, как будто меня целует мама…”) Автор называет соловья “маленьким серая птица». Он не приукрашивает ее, а признает в ней главное — «крылатую певицу». Сам соловей называет себя «маленькой певчей птичкой», подчеркивая тем самым способность петь, творить и радовать людей.

20 слайд

Многим нравятся сказки Андерсена, в том числе и ученикам моего класса, поэтому они с удовольствием выполняли иллюстрации к своим любимым сказкам. Работу исполнила Катя Петрова. Произведение исполнил Павел Ушаков.

21 слайд

22 слайд

23 слайд

Сказки Андерсена любят не только дети, но и взрослые. Творчество Андерсена вызывает интерес и у известных художников, иллюстраторов детских книг.

24 слайда

В Государственном музее А. С. Пушкина в августе 2005 г. выставка «Г.С. АНДЕРСЕН и российские иллюстраторы». На выставке центральное место отводилось художественным иллюстрациям тех мастеров, которые в своем творчестве обращались к творчеству Андерсена, и прежде всего к его сказкам: С. Алимова, А. Кокорина, народного художника Б. Диодорова (президента Фонд Х.К. Андерсена в России), В. Домогацкий, В. Панов, Ю. Гуков, А. Архипова, К. Челушкин, В. Фомина, Е. Силина. На выставке также были представлены работы молодых художников, которые только начали открывать для себя огромный и разнообразный мир датского писателя.

25 слайдов

Вл. Каприды. Иллюстрации к сказке “Калоши счастья”. Иллюстрации к сказке “Огниво”. Художник Д. Хайкин. А. Кокорин.

Моя любимая вещь. В романе «Евгений Онегин» композитор увидел реальные и правдивые образы, глубокую жизненную драму, происходящую в реальных условиях. Он был глубоко проникнут пушкинскими образами, чистой любовью героев, верностью и пониманием их чувства долга и чести, их высокой мечтой и стремлением к идеалу. Музыкальная драматургия произведения создается в едином мелодическом дыхании, где один номер органично переходит в другой, где вокальный напев монологов по своей напевности и выразительности не отличается от речитативов – музыкальных бесед. Композитор словно поет стихи Пушкина, точно так же, как поет романсы на стихи поэтов, сочиняя необыкновенные широкие мелодии, пленяющие одухотворенностью.

Слайд 16 из презентации “Композитор П.И. Чайковский” … Размер архива с презентацией 1104 Кб.

конспекты других презентаций

“История музыки” – Сюита. Своя игра. Реквием Вольфганга Амадея Моцарта. Руслан и Людмила. Юношеское стихотворение. Музыкальные произведения. Симфонические стихи. Евгений Онегин. Симфоническая картина. Немецкий композитор. Таинственный незнакомец. Опера «Евгений Онегин». Поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Летучий голландец. Репин. Бахчисарайский фонтан. Арнольд Беклин. Генерал Бернадот. Третья «Героическая» симфония.

“Джордж Гершвин” – В качестве хобби Гершвин любил рисовать. Дополнительная информация. Сколько детей было в семье? Гершвин был влюблен в актрису Полетт Годдар, жену великого Чарли Чаплина. Именно для Уайтмена Джордж сочинил настоящую жемчужину своего творчества. В 1985 году братья Гершвины были награждены Золотой медалью Конгресса. Когда родился и умер Джордж Гершвин? В 1945 году на экраны вышел фильм «Рапсодия в стиле блюз», посвященный композитору.

“Венская классическая школа” – Виртуозное владение самыми разными стилями музыки. Симфония до мажор. Людвиг ван Бетховен. Симфония № 40. Вольфганг Амадей Моцарт. Венская классика, Венская классическая школа. Расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи. Симфония – это музыкальное произведение для оркестра. Симфония № 45 «Прощальная симфония». Симфония № 5 до минор, написанная в 1804-1808 гг. Франц Йозеф Гайдн. Венская классическая школа.

“Самые известные композиторы” – Иоганн Себостьян Бах. Михаил Иванович Глинка. Франц Шуберт. Современные ученые. Эдвард Григ. Хоровое искусство. Фредерик Шопен. Вольфганг Амадей Моцарт. Европейские танцы. Александр Сергеевич Даргомыжский. Музыка Средневековья. Музыка.

“Композитор П.И.Чайковский” – Первые шаги в сочинении музыки были сделаны в Москве. Жизнь и творчество П. И. Чайковского. Музыкальные жанры. В конце 1848 года семья впервые переехала в Москву. Чайковский писал не только оперы. «Лебединое озеро» — новаторский балет. Любимая работа. Становление П. И. Чайковского как композитора. Особенности музыкального языка. Классы были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Опера «Евгений Онегин».

“Опера “Борис Годунов” – Фигура царя Бориса. Отношение. Сцена с курантами. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Пролог. Россия. Прошлое в настоящем. Холодный пепел. Государь. Монолог Бориса. Борис. Мусоргский. Опера “Борис Годунов”. Интерпретация личности Бориса Годунова. Отношение к личности Бориса Годунова. Сцена у храма Василия Блаженного. Попытка раскрытия личности.

«Писатель А. П. Чехов» – Класс в Мелиховской школе, построенной А.

П. Чеховым в 1899 году. Мелихово. Сестра и братья Чехова: Мария, Антон, Иван, Михаил. Интерьер. Здесь в 1868-1879 годах А. П. Чехов. Егор Михайлович Чехов, дед писателя. Памятные места А. П. Чехова. Презентация… Семья Чеховых. Фото 1892 г. Мелиховская школа. Рисунок С.М. Чехов.

«Творчество А. Чехова» – В. М. Максимов «Все в прошлом» (1889). Комедия А. П. Чехова. Именно поэтому образ сада включен в название. Все поет, цветет, сияет красотой. Главный герой Чехова — обычный человек со своими повседневными делами и заботами. Могила Чехова на Новодевичьем. Будущее. Прошлое. Антон Павлович Чехов 1860 – 1904.

“Антон Павлович Чехов” – Учеба. Чехов – студент, 1879 г. В эпидемиологическом отряде. 1860 – 1904. Чехов и М. Горький в Ялте. Антон Павлович Чехов. На Садово-Кудринской. Работа для Московского Художественного Театра (МХАТ). 1874 Биография писателя. Проверка знаний. Москва Чехова. 25 мая 1901 — женитьба на актрисе О. Л. Книппер.

“А.П. Чехов” – Желание служить добру непременно должно быть потребностью души. «Чехов — это Пушкин в прозе» Льва Толстого. Дом. учитель греческого языка. Чеховские герои-учителя. Физика, природоведение. Иван Павлович — брат писателя. Циркуляры и газетные статьи, запрещающие что-либо. Образование. Мария Павловна — сестра писателя.

“Писатель Чехов” – Как формировался художественный мир Чехова? Художественная деталь. Все мы родом из детства… В родительский дом. «Талант в нас с отцовской стороны, а душа с материнской». Рис. Т. Шишмарева. Великий писатель малого формата. Методы: Дом, где родился Чехов. Ф.М.Достоевский. Особенности чеховской стилистики.

“Писатель Антон Чехов” – Семья Антона Павловича: родители, братья и сестра. Учеба в Таганрогской гимназии 1868 – 1879 гг.. Он знал цену образованию, поэтому стремился учить детей. Евгения Яковлевна Чехова. Первые работы (1880-1884). Учится в Таганрогской гимназии. Увлечения. Павел Егорович Чехов. В домашних спектаклях братья даже разыгрывали гоголевского «Ревизора».

Всего 29 презентаций в теме

МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА

Книги, пожалуй, самые

лучшее, что мы можем оставить

после себя сыновьям человеческим.

Тем более такие книги.


Хочу рассказать вам о книге….

В мире много книг. Некоторые, как бабочки-однодневки, прочитал и забыл. А некоторые надолго западают в душу. Время от времени их хочется перечитывать. Каждый раз, перечитывая эти книги, находишь в них что-то новое, ранее незамеченное.

Валентин Григорьевич Распутин уже много лет радует нас такими работами. Интерес к Распутину огромен во всем мире. Почему его произведения так привлекательны для читателей? Согласитесь, он никогда не следует моде одного дня, какой-либо государственной идеологии. Его проблемы универсальны. Он размышляет о нравственности, человеческой совести.



«Мы много говорим о гуманизме… Это, несомненно, одно из первых понятий, из которых состоит человеческая жизнь. Он заложен в человеке с самого начала – как способ существования среди себе подобных. Никто из нас не может обойтись без любви к ближнему.

Распутин В.



Произведение впервые опубликовано в журнале «Наш современник» в 1974 г. , а в 1977 г. книга удостоена Государственной премии СССР.

В чем сила этого произведения? неужели автор продолжает извечную тему?Многие писатели уже обращались к этой теме-теме войны.Может в сюжете что-то есть?Да,сюжет основан на детских впечатлениях поэта.В родном селе Аталановка , ему довелось увидеть перебежчика, которого вели через деревню.Эти воспоминания натолкнули его впоследствии на создание произведения, в центре которого красивейший образ деревенской бабы Настены.Именно ради нее, по словам писатель, что эта история была написана.0003



Посреди Ангары настя метания закончилась, чувство “вины без вины”, чувство ответственности, чувство долга, необъяснимое чувство стыда перед мужем и людьми утонули с ее. Пейзаж играет важную роль в раскрытии проблематики произведения. Природа сопровождает героев на протяжении всей истории. Пейзажные зарисовки чрезвычайно тонкие и точные в данный момент. Небо, звезды, деревья, река – все как бы усиливает своей энергетикой происходящее в героях, поэтому события воспринимаются наиболее глубоко. Обратите внимание: «Темно, как темно, безнадежно кругом! И давит, давит тяжестью с неба, и берегов нет – только вода, которая в любой момент может, не останавливаясь, открываться и закрываться.

Наряду с вещими снами, играющими определенную композиционную роль, существуют и другие символы – пророчества: героиня споткнулась на кладбище утопленников, упала в обвалившуюся могилу.

Гуськов должен умереть, а Настена умрет. Значит ли это, что дезертир умирает дважды и теперь навсегда. Он проведет остаток своих дней, как зверь. Земля не «запомнит» его.



Спасибо за внимание!

Презентация любимой книги

Ученица 8 класса

Средняя школа Старого Юраша

Елабужский муниципальный район Республики Татарстан Мингалеев Рамис Рамилевич

Учитель русского языка и литературы

Салимова Зульфия Минахметовна

Гипотеза: Воланд – образ Сатаны в романе М.А. Булга аков «мастер и Маргарита», вобрав в себя черты как Мефистофеля, так и Люцифера, но в то же время обладая индивидуальными чертами. Методы: анализ текста художественного произведения, сбор информации и ее анализ (поисковый и аналитический), сравнение. Объектом исследования является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сюжет – образ Воланда.

Этапы научно-исследовательской работы: 1. Сбор информации о демонических образах в мифологии и литературе; 2. анализ образа Воланда; 3. определение сходства и различия Воланда с Мефистофелем, Люцифером, Сатаной; 4. обобщение полученной информации; 5. Подведение итогов и формулировка выводов. Актуальность: интерес современной молодежи к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» огромен, но подчас носит поверхностный анализ. Это исследование показывает глубину проникновения автора в образ и прививает навыки вдумчивого чтения.

“…Вчера вы встретили Сатану на Патриарших прудах.” Эти слова Мастера из удивительного и вызывающего противоречивые чувства и мысли произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» знакомы каждому, кто читал этот роман. И, наверное, большинство прочитавших уверены, что Воланд – не кто иной, как сатана, явившийся на землю. Это действительно так? Ведь Сатана всего лишь один из падших ангелов. А есть и другие, которых тоже часто называют князьями тьмы…

В первую очередь необходимо ознакомиться с разницей между этими тремя инфернальными сущностями. Мало кто знает, чем отличаются Мефистофель, Сатана и Люцифер. Во многих источниках также указывается, что все эти понятия используются для обозначения одного персонажа – князя тьмы.

Мефистофель — самый известный, хотя и не самый почитаемый и далеко не самый сильный демон, во многом обязанный своей известностью таланту поэта Иоганна Вольфганга Гёте и композитора Шарля Гуно. Мефистофель, по преданию, служил «знакомым» немецкому странствующему ученому и магу Георгию (Иоаннесу) Сабиллику Фаусту (?). Имя этого демона пишется по-разному, включая Мефистофеля, Мифостофила, Мефисто, Мефостофила и Мефистофилиса. Возможно, имя греческого происхождения «ненавидящий свет», от «меня» не, «фос» свет и «флос» любящий; по другой версии, еврейского происхождения от «мефитс» — разрушитель и «тофель» — лжец. В фольклоре и художественной литературе разных стран и народов часто использовался мотив заключения союза между демоном – духом зла и человеком. Впервые этот литературный персонаж появился в немецкой народной книге «Повесть о докторе Фаусте…» (опубликована в 1587 г.), затем он стал героем философской драмы «Фауст» И. В. Гёте и других произведений. Везде выступает компаньоном и искусителем Фауста 1, предлагая ему власть, знание, земные блага в обмен на душу. Мефистофель из гримуара «Magia Naturalis et Innaturalis» 2 (1505 г.) в том виде, как он представлен в книге И.М. Батлера «Ритуальная магия» Мефистофель из японского мультсериала и комикса «Синий экзорцист» 3

Люцифер — солнечный ангел, имя которого означает «Несущий Свет». Среди ангелов он был одним из самых красивых и звался Рафаилом. Он думал, что создал себя, а не Бога. Однажды он увидел пустой трон ушедшего куда-то Бога и подумал: «О, как прекрасно мое сияние. Если бы я сидел на этом троне, я был бы таким же мудрым, как он». И среди раздора ангелов, одни из которых льстят ему, а другие отговаривают от сомнительного предприятия, Люцифер восходит на престол Божий и возглашает: «Вся радость мира покоится на мне, ибо лучи моего сияние горит так ярко. Я буду подобен тому, кто выше всех. наверху. Да придет сюда Бог – я не уйду, а останусь сидеть здесь перед ним”. И он приказывает ангелам преклониться перед его, что вызвало раскол в их рядах. За это Бог низверг Люцифера и склонившихся перед ним ангелов и Бездну, обратив его красоту в позор. Он превратился из огненного в черного, как уголь. У него тысяча рук и на каждой руке по 20 пальцев. У него вырос длинный толстый клюв и толстый хвост с укусами. Он прикован к решетке над адским огнем, раздуваемым меньшими демонами. Образ Люцифера в американском телесериале «Сверхъестественное» Люцифер из японского мультсериала и комикса «Обитель ангелов»

Сатана (Сатанаэль) – князь обманщиков. Его эпитет – «Противостояние». Сатанаил — старший сын Бога, создатель материального мира, заблудший блудный сын. Стоя справа от Бога. После падения Иисус занял его место. Сатанаил создал тело Адама, а Бог вдохнул в него душу. Затем он создал Еву, а Бог создал ее душу. В начале Сатанаил был членом божественного совета, исполняя зло, назначенное Богом грешникам. Но, отказавшись преклониться перед Адамом в высокомерии, он заявил, что он сделан из праха, и он сделан из огненной материи, и что он выше Адама, за что был низвергнут с высоты и после падения создал второе небо со своими ангелами и с той же иерархией, что и на небе отца. При этом он лишился божественной приставки «ЭЛЬ» и стал называться просто Сатаной. Печать Бафомета


«…нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя…» — пожалуй, первая деталь, которая сразу позволяет провести параллель с произведением И. В. Гёте «Фауст». Именно в образе черного пуделя Мефистофель впервые явился Фаусту. Величественный Воланд украсил свою трость головой пуделя.


Имя Воланд также является отсылкой к «гетовскому» Мефистофелю. Согласно Булгаковской энциклопедии: «Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается только один раз и обычно опускается в русских переводах. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя, чтобы злые духи уступили дорогу: «Идет благородный Воланд!» Однако в романе Михаил Булгаков также называет этого персонажа сатаной: «Вчера ты встретил сатану на Патриарших прудах». Кроме того, как уже было сказано, Мефистофель не является князем тьмы, хотя он и назван таковым в поэме И. В. Гёте «Фауст».


Кроме того, Воланда многие отождествляют с Сатаной из-за его свиты, но не каждый рядовой читатель думает, что свита Воланда состоит не только из злых духов, но и из могущественных демонов. И только истинный князь тьмы, Сатана, действительно способен повелевать ими. И если Воланда можно назвать собирательным образом Мефистофеля и Сатаны, то многие из его свиты — конкретные и очень сильные демоны.


Абадонна упоминается в романе только один раз. Однако, несмотря на это, он не является незначительной фигурой в иерархии демонов. Абадонна (Аббадон, Аббадон, библ. Абаддон; Аполлион, Аполион) — ангел Бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада. Его имя происходит от еврейского «дум». Он неоднократно упоминается в Библии наряду с адом и смертью. В Откровении Иоанна Абаддон ведет карающую армию чудовищной саранчи против человечества в конце времен.

Азазелло — демон второго порядка Азазель, главный знаменосец адской армии. Повелитель пустыни, родственный ханаанскому богу палящего солнца Асизу и египетскому Сету. Азазель — падший херувим, один из предводителей ангелов-стражей, женившийся на земных женщинах. Он научил мужчин оружейному делу, а женщин использованию драгоценных камней, украшений и искусству росписи лица (косметика).

Бегемот (кот Бегемот) — отсылка к демону Бегемоту — демону плотских желаний. Библия описывает его как одного из двух чудовищ, которых Бог показывает праведному Иову в доказательство Своей силы. Имя «Бегемот» на иврите означает «животные» (множественное число), что указывает на непомерные размеры и мощь этого существа. В еврейских традициях Бегемот считается царем зверей; в конце времен Бегемот и Левиафан должны убить друг друга в последней битве, их мясо послужит пищей праведникам на пиру Мессии.

Воланд в романе наделен чертами, отличными от обычного образа владыки Тьмы. Так, он иногда восстанавливает справедливость: роман Мастера восстает из пепла, а сам он удостаивается мира и остается с Маргаритой, Пилат прощен и может теперь проводить время за беседой с Га-Ноцри. Кара Воланд настигает тех, кто этого заслуживает (причем, сам не наказывает, для этого есть его свита). Создавая образ Воланда, М. А. Булгаков использовал народные поверья о дьяволе и литературные традиции в создании образа Сатаны, прежде всего образ гетевского Мефистофеля. Однако, в отличие от Мефистофеля, если Воланд испытывает людей, если расставляет им ловушки, то он всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом. Подводя итоги, можно сделать вывод, что булгаковский Воланд – образ художественный, собирательный. Он и Сатана, и Мефистофель, а может быть, даже, хотя и в меньшей степени, Люцифер. То есть Булгаков хотел воплотить в Воланде, как в центральной фигуре романа, образ многих сил тьмы, но в то же время наделил его чертами, присущими именно этому образу, благодаря которым вообще сложно назвать его «темной» фигурой, воплощением зла в романе. И этот вывод возвращает нас к эпиграфу романа:


1 – Доктор Фауст – герой немецких народных легенд и произведений мировой литературы и искусства, символ стремления человека к познанию мира. Однако имеется достаточно убедительных доказательств того, что Фауст действительно жил и практиковал магию, хотя нет никаких доказательств того, что он продал свою душу Люциферу или общался с демоном по имени Мефистофель. Живя в Германии, он был известен на всю страну как аферист и мошенник. Великий оккультист аббат Тритемий, знавший Фауста лично, отзывался о нем с осуждением.


3 – В упомянутом произведении Мефистофель описывается несколько иначе, чем в других произведениях литературы, а также занимает в иерархии совершенно другое место. В «Синем экзорцисте» Мефистофель — глава Академии Истинного Креста, Экзорцист 4. Вместе с Амаймоном 5 он демон, один из сыновей Сатаны и старший брат главных героев. Его настоящее имя — Самаэль 6, Повелитель Времени, один из восьми повелителей демонов, второй в иерархии Геенны. Имеет довольно яркую и необычную для демона внешность.

4 – Экзорцизм – это процедура изгнания демонов и других сверхъестественных существ из одержимых с помощью молитв, ритуалов определенной религии. Концепция экзорцизма имеет древнюю историю и является неотъемлемой частью системы верований многих религий и культов. (А в упомянутом источнике есть и процесс изгнания демонов из мира людей («Ассий») с помощью освященного оружия и молитв.)

5 — Амаймон — один из правящих духов подземного мира. Согласно трактату «Лемегетон» 7, Амаймон — владыка Востока, один из четырех великих правителей, управляющих четырьмя сторонами света и имеющих под своим управлением 72 могущественных духа. Главный из князей королевства Амаймон — Асмодей, Сир, Гаап (последний сам — Властелин Юга) и другие ему также подчиняются.

6 — Самаэль — ангел смерти в Талмуде, христианстве и демонологии. Имя «Самаэль» иногда рассматривается как истинное «ангельское» имя дьявола. Каббалистический титул Князя тех злых духов, которые олицетворяют человеческие пороки. Один из главных демонов в иерархии ада.

7 — «Малый ключ Соломона» или «Лемегетон» — один из самых известных гримуаров 8, содержащих сведения о христианской демонологии и гоэтии. 8 – Гримуар, или гримория, книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая любые другие колдовские рецепты.

1. М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”, Москва, Художественная литература, 1980.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *