Речь ребенка — это один из показателей его интеллектуального развития. Исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурия показали, что психические процессы у детей — мышление, восприятие, внимание, воображение — развиваются с прямым участием речи.
Чем лучше ребёнок говорит, чем понятнее выражает свои желания, потребности и эмоции, тем проще родителям откликаться на его запросы. Однако, в последние годы все больше детей имеют нарушения речи: говорят нечетко, с ошибками, переставляют или проглатывают буквы и слоги.
Нет такого промежутка времени, когда надо активно развивать речь, чтобы ребенок сразу заговорил полными предложениями. Это постепенный процесс, который у каждого занимает разное количество времени. Многие люди даже во взрослом возрасте продолжают развивать свои речевые навыки.
Речь начинает развиваться уже в младенческом возрасте, несмотря на то, что сначала это примитивное звукоподражание. Есть несколько этапов, когда этот процесс идет более активно:
Мы рассмотрим каждый этап и пособия, которые подходят для развития речи в каждом возрасте.
В возрасте 3-4 лет дети активно изучают все, что их окружает. У них уже есть достаточно знаний о предметах и явлениях, они могут высказываться простыми предложениями и делать собственные выводы.
Для этого возраста отлично подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 3-4 лет. Младшая группа». Это авторская программа, в которой собраны разные форматы работы с детьми:
В этом возрасте для детей актуален игровой формат: так они лучше воспринимают новую информацию и проявляют интерес к обучению.
Поэтому в пособии много развивающих игр, например, «Куклы рисуют и гуляют», в которой ребенок изучает формы слов, уменьшительно-ласкательные суффиксы и описательные прилагательные. Программа построена в форме занятий, каждое из которых выполняет определенные задачи: закрепить произношение тех или иных букв, активизировать в речи прилагательные или другие части речи и так далее.Еще одно пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 3-4 лет» О.С. Ушаковой. Это тетрадь, которая поможет повторить и закрепить знания, полученные на занятиях. В ней много игр, загадок, заданий и практических упражнений. Например, на первом занятии предлагается разбор сказки «Колобок» вместе с ребенком. Он включает переcказ, совместное рассказывание сказки, где малыш продолжает за взрослым предложения, отгадывание загадок и обсуждение. Такой подход отлично развивает речь, так как ребенок не просто слушает, а включается в процесс и тоже размышляет и приходит к своим выводам.
Последнее пособие для этого возраста — «Демонстрационный материал. Развитие речи для детей 3-4 лет» О.Е. Громовой, А.Ю. Кабушко и Г.Н.Соломатиной. Это папка с 16 яркими картинками для обсуждения с детьми. На картинках представлены лексические темы, которые развивают речь в соответствии с возрастом:
Красочные изображения демонстрируют разные ситуации, которые нужно обсудить с ребенком, предложить ему рассказать, что происходит на картинке.
В этом возрасте дети начинают достаточно свободно общаться наречиями, прилагательными и предлогами. Но чистота произношения шипящих и сонорных звуков, а также буквы «Р» может страдать. Однако к 5 годам звуки в норме встают на место. В 4-5 лет появляется словотворчество: дети могут преобразовывать услышанные слова «красиво-красивее». Активный словарный запас увеличивается до 3-4 тысяч слов.
Для этой группы подойдет пособие О.С. Ушаковой — «Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа». Здесь аналогичный набор игр и упражнений, как и в пособии для младшего возраста, но адаптированный по лексическим темам для средней группы. Помимо описания игрушек и картинок и составления собственных рассказов здесь есть игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, а также вида, времени и наклонения глаголов. Все темы изучаются в игровом формате, что упрощает запоминание. Например, тема «Овощи» разобрана с помощью следующих заданий:
Занятия спланированы и объединяют разные задания, чтобы дети лучше усваивали темы.
Второе пособие для этого возраста — «Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 4-5 лет» О. С. Ушаковой. Его главная цель — научить детей рассказывать и связно выстраивать свои мысли. Для этого используются наводящие вопросы, яркие картинки, загадки и задания. В итоге ребенок составляет рассказ, тренирует произношение звуков, выполняет задания и изучает новые слова. Например, в занятии 2 предлагается составить рассказ о девочке Варе, у которой было много животных — кошка, собака, утка и курица. В этом упражнении ребенок повторяет, как называются дети разных животных, описывает их, придумывает собственный сюжет сказки.
Еще одно пособие — демонстрационный материал О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной «Развитие речи детей 4-5 лет». Здесь 16 карточек, по которым проводятся тематические беседы для расширения кругозора ребенка. Он учится сравнивать, обобщать и выражать свои мысли по поводу разных ситуаций. Здесь не только яркие иллюстрации, но и задания на обороте, которые помогают структурировать занятие, сделать его более познавательным. Лексические темы подобраны в соответствии с возрастом и тематикой, например, овощи в огороде, уход за садовыми цветами, летние забавы. На картинке изображены разные ситуации, а на обороте — ряд заданий для совместного выполнения:
В возрасте 5-6 лет дети уже умеют формировать связные конструкции в речи, могут пересказать текст. В норме они произносят звуки без ошибок, могут менять интонации, читать более выразительно, тише-громче, быстрее-медленнее. Они хорошо и артистично рассказывают стихи, подбирают интонацию и делают логические паузы.
Для развития речи в этом возрасте подойдет пособие О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа».. В процессе занятий используются более сложные и интересные форматы:
Также в пособии есть готовые конспекты занятий по художественным произведениям разных авторов: С. Михалкова, В. Серова, Дж. Родари, А. Милна и других. Помимо этого, в занятиях используется фольклор разных стран — норвежские, русские, чувашские, татарские и другие народные сказки.
Для старшего возраста изучаемые темы усложняются. Сюда относятся:
«Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет» О.С. Ушаковой используется в качестве дополнения к первому пособию и содержит картинки, практические задания, загадки и вопросы для обсуждения. Здесь задача усложняется, нужно не просто повторять за взрослыми или продолжать предложения. Теперь ребенку надо составить рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах. Такие упражнения дают более глубокое понимание лексических тем и упрощают запоминание информации.
Демонстрационный материал для бесед по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет» Г.
Последнее пособие по развитию речи — это «Русский фольклор» Т.М. Борменковой. Многие педагоги, например, В.А. Сухомлинский считали, что сказки, потешки и песенки — это незаменимые инструменты в развитии ребенка, его познавательных и речевых способностей. Пособие представляет собой конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с элементами фольклора. Оно подходит для всех детей, в нем есть занятия для каждого возраста с разбивкой по месяцам года.
Каждое занятие включает в себя:
Через сказки и стихи детям легче воспринимать окружающий мир, запоминать его проявления, поэтому такое пособие будет отличным дополнением к занятиям.
Развитие речи — это важная часть процесса интеллектуального развития ребенка и основа умственной деятельности. Оно помогает четко выражать свои желания и потребности, общаться с людьми, учиться и узнавать что-то новое.
Готовность ребенка 5-6 лет к обучению в школе зачастую определяется уровнем развития его речи. Дошкольник должен уметь четко формулировать свои мысли и выражать их. Именно при помощи устной и письменной речи дети усваивают школьный материал. Небольшое отставание в развитии речи у малышей обычно не вызывает беспокойства у родителей. Однако при обучении в школе данная особенность может повлечь за собой затруднения при овладении письмом и приведет к появлению ошибок, которые не всегда поддаются корректировке обычными методами. Поэтому очень важно обращать особое внимание на развитие речи ребенка 5-6 лет, а также проходить тесты с дошкольником перед его поступлением в 1 класс.
На сайте «Разумейкин» собраны задания на развитие речи для детей 6 лет, которые позволят ребенку подготовиться к школе. Наши специалисты разработали комплекс упражнений, способный выявить самые незначительные отклонения. Развивающие занятия для развития речи ребенка 5 лет позволят устранить возможные проблемы до начала обучения грамоте. Все задания сформулированы таким образом, чтобы дошкольник мог справляться с ними самостоятельно, без помощи родителей. Взрослые смогут позже изучить статистику прохождения тестов. Занимательные игры для развития речи ребенка 5-6 лет не вызовут у малышей сложности и при этом позволят добиться желаемых результатов. По итогам прохождения занятий дети получают заслуженную награду.
1. Верное произношение звуков. К 5-6 годам у малышей должны исчезать недостатки звуковоспроизведения. Если этого не произошло, необходимо делать специальные упражнения.
2. Четкое определение всех звуков на слух. Это необходимо для грамотного письма при дальнейшем обучении.
3. Умение выполнять звуковой анализ слов. Дошкольник должен уметь определять звуки в словах, понимать, какой слог первый, какой последний. На сайте «Разумейкин» собраны упражнения для развития речи ребенка 5-6 лет, которые позволят малышу освоить эти навыки.
4. Достаточный словарный запас. Для успешного обучения в 1 классе необходимо не только делать специальные задания для детей 5 лет по развитию речи, а также много читать, разговаривать с малышом, объяснять значения слов, расширяя его словарный запас. Дошкольник должен знать части речи: различать существительные, глаголы, прилагательные. Для пополнения словарного запаса вы можете предложить малышу поиграть в такую игру: называть поочередно 5 слов, относящихся к какой-либо группе (имена, деревья, цвета, животные и т. д.).
5. Умение правильно составлять предложения. Собранные на нашем сайте упражнения для развития речи у детей от 6 лет помогут научиться грамматически верно согласовывать слова между собой. Ребенок станет строить предложения, используя все части речи в разных формах.
Для родителей важно также исправлять ошибки детей в спонтанной речи. Больше разговаривайте с вашим ребенком, просите его описывать произошедшие события, рассказывать о просмотренных мультфильмах, задавайте больше вопросов. Малыш должен запоминать, как правильно строить фразы, научиться выражать свои мысли. На нашем сайте вы найдете задания на развитие речи у детей от 6 лет с сюжетными картинками, по которым дошкольник будет тренироваться грамотно говорить, описывать изображения, используя самые разные слова.
Надеемся, что предлагаемые нами упражнения позволят вашему ребенку научиться говорить без ошибок и хорошо подготовиться к школьным занятиям.
На этой странице рассказывается о речевых и языковых навыках 5-летнего ребенка. Имейте в виду, что эти вехи основаны на исследованиях типично развивающихся детей, но эта информация не предназначена для диагностики задержки речи или языка. Существует широкий диапазон «нормальных», и даже если у вашего ребенка небольшая задержка в некоторых из этих областей, это не обязательно означает, что у него задержка речи или языка. Если вас беспокоят речевые и языковые навыки вашего ребенка, обратитесь к логопеду для проведения скрининга.
Планы для 39 наиболее распространенных навыков | 59,99 долл. США на TPT
Купить сейчас
Вехи развития речи 5-летнего ребенка относятся конкретно к звукам, которые ребенок может произносить. Мы используем термин «речь» для обозначения того, как ребенок произносит слова, тогда как «язык» используется для описания того, как дети используют эти слова для создания предложений и общения с окружающими.
5-летние языковые вехи относятся к тому, как ребенок может составлять слова для общения с окружающими. Многое зависит от языковых навыков. Вот список языковых вех 5-летней давности:
Еще одним аспектом языковых вех 5-летних детей является то, насколько хорошо они могут взаимодействовать с другими. Вот некоторые вехи, связанные с социальными навыками и взаимодействием.
Пятилетний ребенок должен уметь:
Для получения дополнительных ресурсов по обучению детей социальным навыкам щелкните здесь.
Если вы ищете терапевтические идеи или домашние занятия для улучшения языковых навыков ребенка, ознакомьтесь с нашей электронной книгой с планами уроков и упражнениями для обучения 39различные речевые и языковые навыки. Или ознакомьтесь с нашим курсом помощи детям в изучении синтаксиса и грамматики.
Планы для 39 наиболее распространенных навыков | $59,99 на TPT
Купить сейчас
2-часовой тренинг с терапевтическими материалами
Купить сейчас
Привет, я Кэрри! Я логопед из Колумбии, штат Миссури, США. Я работал с детьми и подростками всех возрастов в школах, дошкольных учреждениях и даже в своей частной практике. Мне нравится копаться в исследованиях по речевым и языковым темам и разбивать их на пошаговые планы для моих подписчиков.
Забавный факт: У меня был момент «АГА», когда я слушала презентацию на конференции по речи/языку. Ведущий говорил о разбиении социальных навыков на пошаговые планы, начиная с самых простых вариантов навыка и затем наращивая их. Я понял, что именно так работал мой собственный мозг, когда дело дошло до обучения навыкам, и смог использовать этот процесс, чтобы научить других также обращаться с различными навыками.
Свяжитесь со мной:
Область скользящей панели переключения
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началуВ первые годы начальной школы языковые и речевые навыки детей развиваются с экспоненциальной скоростью. В этом возрасте дети становятся более опытными в сочетании слов и игре со словами новыми и разными способами. Они также лучше понимают, как образуются звуки речи и как звуки объединяются в слова. Для родителей является обычным и нормальным беспокоиться о речевых и языковых навыках своего ребенка и задаваться вопросом, находится ли их ребенок там, где они должны быть в этой области. Важно помнить, что существует очень широкий диапазон нормальных значений, и вехи предназначены только для использования в качестве ориентира, а не в качестве инструмента для выявления или диагностики задержки речи или языка. Некоторые дети могут не овладеть ни одним, несколькими, половиной или всеми этими навыками к своему шестилетнему дню рождения. Дети развиваются с разной скоростью и приобретают навыки в разном порядке и с разной частотой. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу развития вашего ребенка, запишитесь на 9Бесплатный ознакомительный звонок по номеру 0018 сегодня по номеру с одним из наших логопедов — это отличный шаг к выявлению любых проблем или недостатков и получению выгоды от раннего вмешательства.
Звукообразование языка
К 5 годам большинство детей понимают, как должна звучать речь и как воспроизводить каждый звук речи, с возможными ошибками или несовершенствами. Они могут определять рифмующиеся слова и могут участвовать в играх или песнях с рифмованием или перечислять слова, которые рифмуются (шляпа, кошка, летучая мышь и т. д.). Дети в возрасте 5 лет должны хорошо пониматься незнакомыми людьми, когда они говорят.
В этом возрасте дети также узнают или уже узнают, какие звуки обозначаются какой буквой. Эта информация становится строительным блоком навыков чтения. Они также узнают, как звуки отдельных букв объединяются в слово, например, «м», «о» и «р» вместе образуют «швабра».
Словарный запас
В возрасте 5 лет большинство детей могут использовать правильную форму глаголов, говоря о событиях прошлого. При этом ребенку потребуется много лет, чтобы выучить и понять множество исключений, существующих в английском языке.
К 6-летнему дню рождения большинство детей понимают, что некоторые слова могут иметь два или более различных значения. Это учит их полагаться на контекст, чтобы понять значение слова. Дети в этом возрасте также узнают о фразах или случаях, когда слова не следует понимать буквально (например, я был потрясен!).
В этом возрасте дети учатся объединять два существующих слова в другое слово. «Пожарная машина» — отличный пример сложных слов, с которыми дети этого возраста привыкают. Изучение того, что множественное число не всегда включает букву s в конце, также является концепцией, о которой дети этого возраста начинают узнавать.
Формирование предложений
Пятилетние дети также узнают много нового о структуре предложений, а также понимают и строят как пассивные, так и активные предложения. Некоторым детям этого возраста может быть трудно понять пассивные предложения, но эти навыки понимания улучшаются с возрастом. Они также становятся более способными определить, когда предложение не имеет смысла, и даже определить, где оно идет не так. В этом возрасте дети составляют полные предложения, состоящие из 8 и более слов.
Навыки разговора и рассказывания историй
Дети этого возраста используют все более описательный и конкретный язык. Они также учатся определять части истории, обстановку, персонажей, начало, середину и конец и т. д. Затем они учатся использовать эти литературные элементы в своем собственном повествовании.
В этом возрасте активно развивается описательный язык, и многие дети могут использовать прилагательные для точного описания внешнего вида животного или предмета. Им могут понравиться игры в угадывание, такие как «Кто я?» где вы описываете объект, не говоря, что это такое, а другой человек пытается угадать. Игра «Я шпион» также популярна среди этой возрастной группы, так как большинство детей этого возраста уже научились различать цвета.
Большинство детей этого возраста могут поддерживать простой разговор со сверстником или взрослым и обращаться с просьбами, используя будущее время. «Пойдем завтра на пляж!»
В этом возрасте дети уже умеют слушать сказки, которые им читают вслух, даже без картинок. На самом деле, это отличный возраст, чтобы начать читать вслух соответствующие возрасту романы. Это отличный способ постоянно знакомить их с новым и развивающимся словарным запасом. Привить ребенку любовь к чтению — одна из самых важных вещей, которым мы можем научить наших детей. Если вы хотите узнать больше о том, как взаимодействовать со своим ребенком и поддерживать его обучение и развитие, свяжитесь с одним из наших специализированных логопедов и запланируйте 9 занятий.0018 бесплатный ознакомительный звонок сегодня!
Вовлечение детей в разговор и внимательное слушание, когда они говорят, является одним из лучших и самых простых способов стимулировать и поддерживать развитие речи и языковых навыков. Задавайте ребенку открытые вопросы (вопросы не «да» или «нет»), например «Расскажите, как прошел ваш день в школе…», и убедитесь, что вы сосредоточены и не отвлекаетесь, слушая их ответ. Наслаждайтесь совместным времяпрепровождением и будьте преднамеренными, простое участие в разговоре учит детей множеству навыков.