ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА: «Дополнение»
Цели урока:
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний
1.
– Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с интересного стихотворения.
Если падежи не знаешь,
Значит, ум не развиваешь!
Расскажи всем поскорей,
Сколько знаешь падежей?
Мы уверенно шагаем,
Падежи на «пять» мы знаем!
– Какие вы знаете падежи? Назовите.
– Какие падежи называются косвенными? (все кроме именительного)
Эта информация нам сегодня пригодится на уроке.
2. Устная синтаксическая пятиминутка. (2 ученика работают по карточкам)
Проведем синтаксическую пятиминутку. Двое ребят будут работать по карточкам. А с остальными ребятами будем работать коллективно. Нужно назвать грамматические основы предложений и указать, какие это предложения по наличию второстепенных членов – распространенные или нераспространенные.
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.
2. Каждый слышал песню дуба.
3. Наш садовод — неугомонный дед.
4. Песни всегда посвящал я Отчизне.
(М. Джалиль.)
–Почему в 3 предложении стоит тире? (Оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже)
– Какие члены предложения называются главными? (Члены предложения, входящие в грамматическую основу, т.е. подлежащее и сказуемое)
– А какие второстепенными?
Я приглашаю вас в сказочную страну. Тридесятое государство языка. Вот мы у ворот сказочного города. Злая фея Ошибка заколдовала их, чтобы открыть ворота и зайти в город, нужно разгадать кроссворд.
3
1. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? Что?
2. Раздел русского языка, изучающий словосочетание. Предложение?
3. Знак, который может стоять между подлежащим и сказуемым, если они имена существительные?
4.главный член предложения?
5.раздел русского языка, изучающий систему знаков препинания?
6.второстепенный член предложения?
– Молодцы! Открываем ворота и мы входим в сказочный город, который называется – Второстепенные члены предложения. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути – это улица ДОПОЛНЕНИЕ.
Формирование новых знаний
1.Слово учителя
–Дополнение – это еще один важный член предложения, с которым мы познакомимся на уроке. Запишите в тетради число, классная работа.
2.Знакомство с целями урока
– сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения
– формировать навык нахождения дополнения в предложении,
– развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость,
– воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
3.Работа с предложением.
– Спишите предложения. Обозначьте вопросы, падеж выделенных слов.
Нашей границы не перелететь и птице.
2. Родину –мать учись защищать.
3. Со смелым бойцом и победа дружит.
4. Герой думает в бою не о смерт…, а о побед….
– От каких слов зависят этот второстепенный член? (от глагола)
– Что обозначают эти слова? (предмет)
– Какой частью речи выражены эти слова? (существительными)
– Все эти слова являются дополнениями. Попробуйте по опорным вопросам дать определение дополнения.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промеделения,
Тут же отыщутся дополнения.
4. Работа с учебником
-Проверим ваши предположения по учебнику. Чтение правила стр. 72
Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.
– Еще раз скажем, какие падежи называются косвенными? (Косвенными называются все падежи кроме именительного, то есть родительный, дательный, творительный, предложный.)
Далее на доске записывается предложение:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит…
Учитель устно разбирает это предложение с классом. То есть выделяет в нем подлежащее, сказуемое, дополнение.
Формирование практических умений и навыков
1. Работа с учебником: Выполнение упражнения 176.
Распространите предложения дополнениями. Подчеркните подлежащее, сказуемое и дополнение.
Физкультминутка для глаз
– Наши глазки устали, давайте немного отдохнем. Наблюдаем глазками за предметами.
3.Работа с упражнением
– Мы преодолели улицу Дополнение. Мы добрались до новой улицы Предложение. И эта улица необычная. Жизнь на ней прямо кипит. Здесь то праздники, то споры, то происшествия. В каждом доме на этой улице живут предложения. А какие они, мы сейчас попробуем догадаться.
Задание: записать под диктовку предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, дополнения.
-Вечером развели мы костер.
-Ураган приближался к городу.
-От цветка исходил нежный аромат.
Запись под диктовку
– Давайте зайдем в этот интересный домик и посмотрим, какое задание ждет нас там.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните дополнение.
Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. Сестренка прилаживала паруса из тряпочек. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта…
Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился. Ребята махали ему руками с берега.V1. Итог урока
– Молодцы! Мы с вами совершили интересное путешествие по сказочному городу Второстепенных членов предложения. Выполнили все задания.
– С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?
– Что такое дополнение?
Игровое упражнение.
Выберите себе предложение и закончите его, использовав для этого дополнение. Задание выполняется устно.
—Я вижу красивый
—Вчера ты читал
—Это все сделано для
– Село украшает …
– Мама подарила мне…
—У вас на партах лежат смайлики, оцените, как вы поняли сегодня тему урока.
Домашнее задание
Параграф 37, упражнение 178
Выставление оценок
infourok.ru
Разделы: Русский язык
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; ввод материала с использованием опорных схем; ввод алгоритма рассуждения; усвоение темы в процессе проблемного диалога и лингвистического исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Цели урока:
Образовательные цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Ход урока
1. Орг.момент
Проверить готовность к уроку, приветствие гостей. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний
– Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?
– Правильно, это сказуемое.
– А этот член предложения отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет, о котором говорится в предложении.
– Правильно, это подлежащее.
– Прочитайте предложение.
Слайд 1
Нравственность человека видна в его отношении к слову. (Л.Н.Толстой)
– Объясните смысл высказывания. Запишите его, подчеркните подлежащее и сказуемое.
– В предложении остались неподчеркнутыми слова. Почему? Для чего они нужны?
– Какое это предложение по цели высказывания? (повествовательное)
– По интонации? (невосклицательное)
– Охарактеризуйте предложение наличию главных членов?
Охарактеризуйте по наличию второстепенных членов?
– Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? Сформулируйте тему урока. (Второстепенные члены предложения.)
– Молодцы! Вы сами определили тему урока.
– Запишите тему урока в тетрадь.
– Сегодня будем формировать умение находить второстепенные члены предложения, выясним их выражения.
3. Изучение нового материала.
– Что вы знаете о второстепенных членах предложениях?
Слайд 2
Второстепенные члены предложения
1.Встречаются только в распространенном предложении.
2.Поясняют, уточняют, дополняют главные или другие второстепенные члены.
3. Помогают передать предложение более точно, подробно, выразительно.
4. Их 3 – дополнение, определение, обстоятельство.
Слайд 3
1. Бабушка рассказывает сказку. (что?) сказку – дополнение
2. Бабушка рассказывает волшебную сказку. (какую?) волшебную – определение
3. Сегодня бабушка рассказывает волшебную сказку. (когда?) сегодня – обстоятельство
Откройте учебник на стр.82,параграф 36.прочитаем определение.
На доске показаны три второстепенных члена предложения. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из них – это дополнение.
Слайд 4
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (не И.п.) и обозначает предмет. Обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Подчеркивается ———–.
Ученики окружили учителя.
Ученики окружили – это ГО. Окружили кого? учителя (В.п.). Это дополнение.
Слайд 5
В предложении может быть несколько дополнений.
С удовольствием бродил я по осеннему лесу и любовался природой.
Работа на стр.83, параграф 37.Упр.180
4. Закрепление материала
Слайд 6
Найдите в предложениях дополнения
1. У дороги росли сосны.
2. В аквариуме мы увидели редкую рыбку. 3.Сестра подала мне ключ.
4. Небо было в сплошных облаках.
5. К Сергею подошел незнакомец.
6. У меня болит живот.
7. В квартире нет света.
8. В тетради упражнения не было.
Слайд 7
Составьте по началу предложения с дополнениями
1. В книге рассказывается …
2. Мы изучаем …
3. На осенних каникулах …
4. Я встретил …
5. Кошка пристроилась …
6. Астры росли …
5. Итог урока
– Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
– Что такое дополнение?
– Покажите на смайлике, с каким настроением вы провели урок.
6. Домашнее задание параграф 36, 37, упр.182.
10.03.2016
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
МКОУ «Дубровская СОШ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ
ТЕМА УРОКА:
«Дополнение»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Жуплова А.В.
Цели урока:
– углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения, – сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения – формировать навык нахождения дополнения в предложении, – развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость, – воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.Ход урока
I.Актуализация опорных знаний
1.Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с интересного стихотворения.
Если падежи не знаешь,
Значит, ум не развиваешь!
Расскажи всем поскорей,
Сколько знаешь падежей?
Мы уверенно шагаем,
Падежи на «пять» мы знаем!
– Какие вы знаете падежи? Назовите.
– Какие падежи называются косвенными? (все кроме именительного)
Эта информация нам сегодня пригодится на уроке.
2. Устная синтаксическая пятиминутка. (2 ученика работают по карточкам)
Проведем синтаксическую пятиминутку. Двое ребят будут работать по карточкам. А с остальными ребятами будем работать коллективно. Нужно назвать грамматические основы предложений и указать, какие это предложения по наличию второстепенных членов – распространенные или нераспространенные.
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.
2. Каждый слышал песню дуба.
3. Наш садовод — неугомонный дед.
4. Песни всегда посвящал я Отчизне.
(М. Джалиль.)
–Почему в 3 предложении стоит тире? (Оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже)
– Какие члены предложения называются главными? (Члены предложения, входящие в грамматическую основу, т.е. подлежащее и сказуемое)
– А какие второстепенными?
Я приглашаю вас в сказочную страну. Тридесятое государство языка. Вот мы у ворот сказочного города. Злая фея Ошибка заколдовала их, чтобы открыть ворота и зайти в город, нужно разгадать кроссворд.
3. Проверка домашнего задания.
1. ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОТВЕЧАЮЩИЙ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?
2. РАЗДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗУАЮЩИЙ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
3. ЗНАК, КОТОРЫЙ МОЖЕТ СТОЯТЬ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ, ЕСЛИ ОНИ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ?
4.ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
5.РАЗДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА, ИЗУЧАЮЩИЙ СИСТЕМУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ?
6.ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
– Молодцы! Открываем ворота и мы входим в сказочный город, который называется – Второстепенные члены предложения. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути – это улица ДОПОЛНЕНИЕ.
Формирование новых знаний
1.Слово учителя
–Дополнение – это еще один важный член предложения, с которым мы познакомимся на уроке. Запишите в тетради число, классная работа.
2.Знакомство с целями урока
– сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения
– формировать навык нахождения дополнения в предложении,
– развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость,
– воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
3.Работа с предложением.
– Спишите предложения. Обозначьте вопросы, падеж выделенных слов.
Нашей границы не перелететь и птице.
2. Родину –мать учись защищать.
3. Со смелым бойцом и победа дружит.
4. Герой думает в бою не о смерт…, а о побед….
– На вопросы каких падежей отвечают эти слова?
– От каких слов зависят этот второстепенный член? (от глагола)
– Что обозначают эти слова? (предмет)
– Какой частью речи выражены эти слова? (существительными)
– Все эти слова являются дополнениями. Попробуйте по опорным вопросам дать определение дополнения.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промеделения,
Тут же отыщутся дополнения.
4. Работа с учебником
-Проверим ваши предположения по учебнику. Чтение правила стр. 72
Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.
– Еще раз скажем, какие падежи называются косвенными? (Косвенными называются все падежи кроме именительного, то есть родительный, дательный, творительный, предложный.)
Далее на доске записывается предложение:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит…
Учитель устно разбирает это предложение с классом. То есть выделяет в нем подлежащее, сказуемое, дополнение.
Формирование практических умений и навыков
1. Работа с учебником: Выполнение упражнения 176.
Распространите предложения дополнениями. Подчеркните подлежащее, сказуемое и дополнение.
Физкультминутка для глаз
– Наши глазки устали, давайте немного отдохнем. Наблюдаем глазками за предметами.
3.Работа с упражнением
– Мы преодолели улицу Дополнение. Мы добрались до новой улицы Предложение. И эта улица необычная. Жизнь на ней прямо кипит. Здесь то праздники, то споры, то происшествия. В каждом доме на этой улице живут предложения. А какие они, мы сейчас попробуем догадаться.
Задание: записать под диктовку предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, дополнения.
-Вечером развели мы костер.
-Ураган приближался к городу.
-От цветка исходил нежный аромат.
Запись под диктовку
– Давайте зайдем в этот интересный домик и посмотрим, какое задание ждет нас там.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните дополнение.
Ребята пускали по реке кораблики. Брат вырезал их ножиком из толстых кусков сосновой коры. Сестренка прилаживала паруса из тряпочек. На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта… Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился. Ребята махали ему руками с берега.
V1. Итог урока
– Молодцы! Мы с вами совершили интересное путешествие по сказочному городу Второстепенных членов предложения. Выполнили все задания.
– С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?
– Что такое дополнение?
Игровое упражнение.
Выберите себе предложение и закончите его, использовав для этого дополнение. Задание выполняется устно.
—Я вижу красивый
—Вчера ты читал
—Это все сделано для
– Село украшает …
– Мама подарила мне…
—У вас на партах лежат смайлики, оцените, как вы поняли сегодня тему урока.
Домашнее задание
Параграф 37, упражнение 178
Выставление оценок
7
multiurok.ru
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Урок русского языка в 5 классе Тема: «Дополнение»
2 слайд Описание слайда:ХОД УРОКА: 1.Вспомни косвенные падежи. 2.Ознакомься с правилом. Выучи его 3. Перепиши схему в словарь. 4. Рассуждай так. 5. Найди дополнение и подчеркни. 6. Выполни тест. 7.Домашнее задание.
3 слайд Описание слайда:КОСВЕННЫЕ ПАДЕЖИ: Р.п. – кого? чего? Д.п. – кому? чему? В.п. – кого? что? Т.п. – кем? чем? П.п. –о ком? о чём?
4 слайд Описание слайда:ПРАВИЛО Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнение обычно выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеже. Дополнение подчёркивай так: В.п. Буря сломала осину.
5 слайд Описание слайда:СХЕМА ДОПОЛНЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Р.п. кого? чего? ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?
6 слайд Описание слайда:РАССУЖДАЙ ТАК: х Тв.п. Руководить (чем?) оркестром. Слово оркестром отвечает на вопрос косвенного падежа (Тв.), значит является ДОПОЛНЕНИЕМ.
7 слайд Описание слайда:УПРАЖНЕНИЕ ! ! ! Найди дополнения и подчеркни штрихпунктирной линией (чёрточками). Я играю с другом. Ученик читает книгу. Летом мы собирали грибы и ягоды. В огороде все собирают урожай. Товарищи вели беседу.
8 слайд Описание слайда:ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Cтр. 72 – выучи правило. 2. Упр. 177 (по заданию)
9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-221677
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Урок русского языка по теме «Дополнение» (по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова)
Класс: 5
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
содержательная: расширение сведений о второстепенных членах предложения;
деятельностная: формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание; развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся;
Сценарий урока.
Мотивация.
Восточная притча ( предпочтительнее показать видео)
Всё в твоих руках
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
В ваших руках открывать книги, учебники и идти вперед по дороге знаний. Покажите свои раскрытые ладошки. Все готовы добывать новые знания!
Актуализация знаний.
Лингвистический диктант.
Главный член предложения, который называет того, кто действует – подлежащее.
Предложение, в котором мы сообщаем о чём – либо называется – повествовательным.
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, правила их построения, называется – синтаксис.
Раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки – пунктуация.
Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа.
Члены предложения, которые не входят в грамматическую основу, называются второстепенными.
Выявление места затруднения и причина затруднения.
Перечислите второстепенные члены предложения. Какую роль они играют в устной и письменной речи?
Построение проекта выхода из затруднения.Слайд № 1
– На экране слова. Около каждого слова стоит падеж. Подберите подходящие по смыслу слова.
Не торопитесь.Слова необходимо переставить так, чтобы по их начальным буквам прочитать зашифрованное название одного из членов предложения. Все поняли? Тогда начинаем.
Испугаться ( Р.)
Ехать на ( П.)
Накормить ( Т.)
Ездить ( Т.)
Надоедать ( Д.)
Охота на ( В.)
Ласкать ( В.)
Преодолеть ( В.)
Опасаться ( Р.)
Далеко от ( Р.)
Слайд № 2. Формулирование темы урока учащимися «Дополнение» и цели урока.
Затем подбираем и записываем слова.
Испугаться (Р.п.) стука и т.д.
www.prodlenka.org
Открытый урок русского языка по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» 5 класс
Дата: 20.10.2015
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения, случаи возможного смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным в винительном падеже без предлога; уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу, позитивная установка.
Фронтальная работа.
Эмоциональный настрой на работу на уроке. Повторение изученного ранее материала.
– Над какой темой мы работали на прошлом уроке? (Распространенные и нераспространенные предложения)
– Что такое распространенные предложения? Нераспространенные предложения?
– Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения?
– Как называют такие члены предложения? (главные).
– Сегодня мы начнем урок изучения второстепенных членов предложения. И познакомимся с одним из них. А для этого нам нужны знания вопросов падежей. Назовите их.
Если падежи не знаешь, Расскажи всем поскорей, Мы уверенно шагаем,
Значит, ум не развиваешь! Сколько знаешь падежей? Падежи на «пять» мы знаем! (Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.).
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На слайде написано предложение:
Дети читают книгу.
Работа в парах.
Каждая пара работает с карточкой, выполняя пошагово задания. На работу отводится 3 минуты и проверяем.
Второстепенные члены предложения
Порядок действий | ? |
1. Установите, от какого слова зависит слово «книгу». Напишите справа название части речи. | Зависит от (часть речи) _______________ |
2. Выясните, что обозначает это слово: предмет, признак, действие. Запишите вывод справа в таблице. | Обозначает ________________ |
3. Найдите, на какой вопрос отвечает слово «книгу». Запишите все вопросы падежей справа (кроме именительного). | Отвечает на вопрос ______________ Р.п._____________ Д.п._____________ В.п._____________ Т.п._____________ П.п._____________ |
4. Определите, какой частью речи выражено слово «книгу». | Выражено ___________________ |
Проверка.
Второстепенные члены предложения
Порядок действий | Дополнение |
1. Установите, от какого слова зависит слово «книгу». Напишите справа название части речи. | От глагола |
2. Выясните, что обозначает это слово: предмет, признак, действие. Запишите вывод справа в таблице. | Предмет, с которым связано действие или признак |
3. Найдите, на какой вопрос отвечает слово «книгу». Запишите все вопросы падежей справа (кроме именительного). | Отвечает на вопрос Что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому7 чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чем? |
4. Определите, какой частью речи выражено слово «книгу». | Выражено существительным |
3. Выявление места и причины затруднения.
– Какие трудности при выполнении задания возникли?
– Таким образом, с каким второстепенным членом предложения мы сегодня работаем?
– Запишите дату и тему урока в тетрадь.
– Послушаем, что мы должны знать про дополнение. Что еще мы не сказали про этот член предложения?
Физминутка
Работа с раздаточным материалом (таблички-памятки про дополнение)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Таким образом, какова наша цель урока?
– Запишем предложение, выделим главные члены предложения, найдем дополнение, выделим его графически.
Пароход будит город плачущим гудком.
-Почему подлежащим является слово ПАРОХОД, а не слово ГОРОД?
– Что мы должны уметь определять в предложении?
– Итак, мы не должны путать И.п. и В.п.
5. Первичное закрепление с комментированием.
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Упр. 182 (вместе у доски)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Обобщение полученных на уроке сведений. Оценивание. Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют письменную работу на карточках.
Работа индивидуально на карточках
1. Прочитай предложения.
2. Подчеркни главные члены предложения.
3. Подчеркни дополнение. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху ручкой.
1)Листочек оторвался от ветки.
2) В лесу ребята видели ежа.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
Самооценка за урок_______, за работу на карточке ______.
(На слайде) Проверка.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) В лесу ребята видели ежа.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
1. Что нового узнали на уроке?
2. Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
3. Как вы их преодолевали?
4. Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
5. Чью работу на уроке можно оценить?
6. Объяснение учителем домашнего задания: с. 83 упр. 185.
kopilkaurokov.ru
– Обычно на уроке ребятам выставляют оценки. Какая оценка самая лучшая? А самая плохая? Наверное, было интересно, если б вас оценивали по 10-бальной шкале. Я предлагаю вам самим оценить себя, используя эту шкалу, ответьте на мои вопросы:
Подсчитайте общее количество баллов.
– Если вы набрали 25-30 баллов, то заслуживаете похвалы, отлично справились с заданием. – Если 20-24 баллов тоже молодцы, но по ходу работы, возможно, были затруднения.
– Если 15-19 баллов, вам необходимо быть более внимательными и вдумчивыми на уроке. Возможно, требовалось больше времени для выполнения задания.
– Если менее 15 баллов, помимо самостоятельной работы вам требуется помощь учителя.
Приложение 1.
Второстепенные члены предложения
Порядок действий | Дополнение |
1. Установите, от какого слова зависит. Напишите справа название части речи. | |
Пользуйтесь материалом учебника. | |
3. Найдите, на какой вопрос отвечает.Запишите все вопросы справа. | |
4. Определите, какой частью речи выражается дополнение. |
Приложение 2.
Второстепенные члены предложения
Порядок действий | Дополнение |
1. Установите, от какого слова зависит. Напишите справа название части речи. | От глагола |
Пользуйтесь материалом учебника. | Предмет, с которым связано действие или признак |
3. Найдите, на какой вопрос отвечает.Запишите все вопросы справа. | Р.п. кого? чего?Д.п. кому7 чему?В.п. кого? что?Т.п. кем? чем?П.п. о ком? о чем? |
4. Определите, какой частью речи выражается дополнение. | Чаще всего существительным или местоимением в косвенном падеже |
Приложение 3.
Взаимопроверка заданий
Карточка № 1.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) В лесу ребята видели ежа.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
Взаимопроверка заданий
Карточка № 2.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) В лесу ребята видели ежа.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
4. Найди напарника.
Взаимопроверка заданий
Карточка № 3.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) В лесу ребята видели ежа.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
4. Найди напарника.
6. Обратите внимание на предложение № 3 – сверь работу напарника с записью в своей карточке. Исправь ошибки, если они есть.
7. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.
Взаимопроверка заданий
Карточка № 4.
Задание:
1. Прочитай предложения.
2. Разбери их по членам предложения (подчеркни главные и второстепенные члены).
3. Определи, чем выражено дополнение, напиши сверху карандашом.
1) Листочек оторвался от ветки.
2) В лесу ребята видели ежа.
3) На дорожках лежат листья.
4) Мы пришли с хорошим настроением.
4. Найди напарника.
Приложение 4
Как работать в парах сменного состава по методике взаимотренажа.
Приложение 5
Взаимотренаж
Карточка № 1
Задание: назвать грамматическую основу и дополнение.
1) Ветер оторвал лодку от причала и унес в море.
Ответ: грамматическая основа: ветер оторвал и унес. Дополнения: лодку, от причала.
2) Солнце осветило своими лучами лесную поляну.
Ответ: грамматическая основа: солнце осветило. Дополнения: лучами, поляну.
Взаимотренаж
Карточка № 2
Задание: назвать грамматическую основу и дополнение.
1) Они вошли в зал с цветами.
Ответ: грамматическая основа: они вошли. Дополнения: в зал, с цветами.
2) Герда поразилась этой красоте.
Ответ: грамматическая основа: Герда поразилась. Дополнение: красоте.
Взаимотренаж
Карточка № 3
Задание: назвать грамматическую основу и дополнение
1) Девочка отогнула красивый лепесток и увидела чей-то затылок.
Ответ: грамматическая основа: девочка отогнула и увидела. Дополнения: лепесток, затылок.
2) Последние птицы спрятались под крышами.
Ответ: грамматическая основа: птицы спрятались. Дополнение: под крышами.
Взаимотренаж
Карточка № 4
Задание: назвать грамматическую основу и дополнение Она видела красивые стены и мебель.
1) От дома, от деревьев, от голубятни побежали далеко длинные тени.
Ответ: грамматическая основа: побежали тени. Дополнения: от дома, от деревьев, от голубятни.
2) Из домика вышла старушка в большой соломенной шляпе.
Ответ: грамматическая основа: вышла старушка. Дополнения: из домика, в шляпе.
Приложение 6.
Оценочный лист учащегося 5 класса _____________________
фамилия, имя
Вид работы | Работа в паре (таблица) | Работа в паре сменного состава (взаимопроверка) | Работа в паре сменного состава (взаимотренаж) | Индивидуальная работа |
Я оцениваю свою работу | ||||
Мою работу оценивает напарник |
nsportal.ru