Литературная викторина для 5 класса
Цели:
Проследить степень усвоения пройденных произведений,
Выяснить знания пословиц, поговорок, загадок.
Развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся.
Прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
Воспитывать чувство коллективизма.
Ход работы – викторина
– Здравствуйте, дорогие ребята ! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы, а путешествие наше пройдет в форме игры-викторины в которой участвуют 2 команды.
Первая команда 5класса – Приветствуем их аплодисментами!
Вторая команда 5 класса – Давайте дружно похлопаем и этой команде!
– Оценивать конкурс будет самое справедливое в мире жюри в составе:
Первый конкурс будет называться “Подготовка к путешествию”
Задание: придумать литературное название своим командам и девиз сопутствующий успехом.
(время – 1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе)
Второй конкурс “Разминка”
Загадки:
Первой и второй командам по очереди:
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
3. Третий конкурс ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова – названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова –загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше.
Отгадаете с первой пословицы – 3 балла,
со второй – 2,
с третьей – 1.
1 • Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
• Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
• ЕГО ноги кормят. (волк)
2 • Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
• Чует ОНА, чьё мясо съела.
• Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)
1 • И ОНА помнит, кто её кормит.
• Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
• ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)
2 • ОНА семерых волков проведёт.
• ЕЙ хвост не для красы нужен.
• ОНА и во сне кур считает. (лиса)
1 • Из большого осла не получится ОН.
• Делать из мухи ЕГО.
• Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)
2 • И считанную ЕЁ волк съедает.
• Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
• Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)
1 • Не мечите бисер перед НИМИ.
• ОНА грязи всегда найдёт.
• Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)
2 • ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
• Ласточка день начинает, а ОН кончает.
• Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)
4.Четвертый конкурс « Пословицы и поговорки»
Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставить необходимую цифру (время – 1 минута, за каждый правильный ответ 2 балла)
1) в день не вырастешь.
Что с возу упало,-
2) тем короче ночь.
Человек не грибок,-
3) как её потеряешь.
Чужого не надо,-
4) а человек – умением.
Чем длиннее день,-
5) пока их нет.
Что посеешь,-
6) да не будь лапшой.
Чует кошка, –
7) кто найдет клад.
Цену вещи узнаёшь, –
8) то пропало.
Храни себя от бед,-
9) то и пожнешь.
Умей взять,-
10) умей и отдать.
Тот будет рад, –
11) чьё мясо съела.
Расти большой,-
12) то и на языке.
Плох мастер,-
13) тому ничего не удаётся.
Красна птица пением,-
14) плоха и работа.
Кто за все берется,-
15) своего не отдам.
4. Пятый конкурс “Мы вам, вы – нам”
Задание: Капитаны задают заранее 3 вопроса участникам других команд. Отвечает тот, кто первый поднял руку. (за правильный ответ 2 балла)
6. Шестой конкурс “Веселый художник”
– Какой из отрицательных героев чаще всего встречается в русских народных сказках? (Баба Яга)
Задание: Нарисовать Баба Ягу. Поочерёдно каждый участник команды рисует:
– голову
Второй
– лицо (глаза, рот, нос)
Третий
– ноги, руки
Пятый
– метлу
Шестой
– ступу
(Конкурс оценивается по 5 бальной системе)
7. Седьмой конкурс “Заполни пропуски”
Задание: каждой команде дан отрывок из произведения А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Необходимо восстановит пропущенные слова.
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
“Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей”. – “Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала”. – “Как ( )!” –
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
“Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
(время-1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе).
8. Восьмой конкурс “Капитанов”
Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 16 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить “Дальше”. За каждый правильный ответ капитан получает 2 балла (предварительно проводится жеребьёвка).
Первому капитану.
(белка)
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит
(гусь)
Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит
(дятел)
Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит
(крапива)
Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского
(Айболит)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает
(сова)
Много рук, а нога одна
(дерево)
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет
(бабочка)
Самая маленькая девочка
(Дюймовочка)
Зеленая царевна
(лягушка)
Слабоумный паренек
(Иванушка – дурачок)
Дружит со щукой
(Емеля)
Драгоценный петух
(золотой)
Собеседница вороны, укравшая у нее сыр
(лиса)
Отчество у Мороза
(Иваныч)
Название сказки обо всех временах года
(12 месяцев)
Второму капитану
(Буратино)
Сколько было богатырей у мертвой царевны?
(7)
Где хранится смерть Кощея?
(в яйце)
Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки
(лиса)
Мальчик, превратившийся в козленка
(Иванушка)
Как звали его сестренку?
(Аленушка)
Транспорт с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги
(гуси – лебеди)
Кто развалил теремок?
(медведь)
Папа Буратино
(Карло)
Он похож на елку, шуба вся в иголках
(ёж)
Без рук, без ног, а на брюхе ползет
(змея, червяк)
Зимой белый, летом серый
(заяц)
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая
(лиса)
Работящие зверьки строят дом среди реки
(бобры)
Волшебный конек Иванушки
(Горбунок)
Лежит – молчит, подойдешь – заворчит
(собака)
Третьему капитану
(петух)
Под водой живет народ, ходит задом наперед
(раки)
Самый маленький мальчишка
(с пальчик)
Девочка с голубыми волосами
(Мальвина)
Подружка семи гномов
(Белоснежка)
Волшебная избушка
(на курьих ножках)
Злая старуха, укравшая Иванушку
(баба Яга)
Отчество медведя
(Потапыч)
Девушка, потерявшая башмачок
(Золушка)
Первая жительница теремка
(Муха – цокотуха)
Девочка в ярком головном уборе
(Красная шапочка)
Сколько козлят съел волк
(6)
Волшебные слова Емели
(по щучьему велению)
Рыбак, ловивший рыбу хвостом
(волк)
Кого угощала лассо манной кашей из плоской тарелки
(Журавля)
Старухино изделие из муки
(колобок)
Интерактивная игра « По дорогам сказок»
10. Жюри объявляет итоги.
infourok.ru
«Счастливый случай»
(литературная викторина)
Цель: способствовать приобщению учащихся к чтению.
Возраст детей: 5 класс.
Задачи:
Оборудование:
Правила:
Ход викторины
Организационный момент
Объявление игры и ее правил, представление команд и членов жюри.
Разминка
Ведущий читает начало пословицы, а команды должны закончить ее (по очереди):
Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда).
Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
Старый друг лучше… (новых двух).
Красна птица пером… (а человек умом).
Не имей сто рублей… (а имей сто друзей).
Крепкую дружбу и топором … (не разрубить).
Темная лошадка
Командам раздаются карточки. Ответив на все вопросы, команды по первым буквам ответов должны сложить имя (фамилию) литературного героя, назвать, из какой он книги и ее автора.
Для первой команды
Для второй команды:
Заморочки из бочки
Команды по очереди тянут из мешка бочонки с номером вопроса и должны исправить ошибку в предложенном отрывке из стихотворения.
1. Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик (Таня).
2. Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду! (Бычок).
3. Зайку бросила лентяйка –
Под дождем остался зайка. (Хозяйка)
4. Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухою)
Помоги своей команде
Назвать сказку. На вопросы отвечают болельщики команд.
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? – Вот вопрос! («Золотой ключик»)
Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех,
Кроме рыжей. Вот так смех! («Колобок»)
Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)
Рыбка не простая чешуей сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
А дорога далека, а корзина нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок! («Маша и медведь»)
Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый! («Конек-горбунок»)
Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть! («Сказка о царе Салтане»)
По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра! («По щучьему веленью»)
Скоро на праздник придет
Та, что солнца прекрасней на вид,
Но в двенадцать часов убежит. («Золушка»)
Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом! («Лиса и Журавль»)
Гонка за лидером
Каждой команде предлагается ответить на вопросы за 40 секунд, пока звучит музыка. Первой начинает проигрывающая команда.
Вопросы:
Подведение итогов игры, награждение победителей.
nsportal.ru
для учащихся 5 класса.
О каком жанре идет речь? Занимательный рассказ о необычных, фантастических событиях и приключениях.
Отрывок из какого произведения? Взяла она чистые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое.
Сколько раз Иван – крестьянский сын победил чудо – юдо? Сколько было голов у каждого?
Назовите первый памятник древнерусской литературы, дошедший до наших дней.
Кого Пушкин назвал «первым нашим университетом»?
Эпос, лирика, драма – это литературные …
О каком жанре идет речь? Это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
Из какого произведения строчки? «Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученья»
Какое произведение начинается строчками «У лукоморья дуб зеленый..»?
Из какой сказки эти строчки «Раз в Сочельник в самый, в ночь, Бог дает царице дочь»? Что такое сочельник?
Какой рифмы нет? Перекрестной? Парной? Двойной? Опоясывающей?
Назовите главный признак, который отличает народную сказку от литературной.
Назовите псевдоним писателя Алексея Алексеевича Перовского.
Какое произведение начинается строчками «Лет сорок тому назад в Санкт-Петербурге, на Первой линии жил-был…»
Кто из писателей учился в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге?
О каком писателе идет речь? В 1829 году начал работать над повестями из украинской народной жизни.
Кто из писателей на гибель Пушкина откликнулся стихотворением «Смерть Поэта»?
Стихотворение какого поэта начинается так «Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши- живется легко.» Что такое вирши?
Некрасов
Из какого произведения строчки? «Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый…»
В 1852 году вышел из печати сборник рассказов «Записки охотника» Кто автор?
Что такое гипербола?
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых..» Назовите героя произведения.
«И живет до сих пор Герасим бобылем..» Что такое бобыль?
Какую рифму использовал Фет в стихотворении «Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна.»
Кто из писателей выпускал рукописный журнал «Заика»?
Тарханы- имение бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. О каком поэте идет речь?
Как называются образные определения( сонный брег, день хрустальный, дивная пора)?
Какой писатель большую часть своей жизни провел в имении Ясная Поляна?
В каком рассказе события происходят во время войны русских с горцами?
О каком жанре идет речь? «Небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов»
Был неистощим на выдумки, любил импровизировать, обладал даром перевоплощения. Однажды явился к дяде, нарядившись нищим, и тот подал ему милостыню. О каком писателе идет речь?
Кто из писателей участвовал в Крымской войне и в защите Севастополя?
kopilkaurokov.ru
Разделы: Литература
Цели:
Оборудование: иллюстрации к произведениям, индивидуальные карточки, звонок, номера участникам команд.
Ход работы – викторина
– Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы, а путешествие наше пройдет в форме игры-викторины в которой участвуют 3 команды.
– Оценивать конкурс будет самое справедливое в мире жюри в составе
Первый конкурс будет называться “Подготовка к путешествию”
Задание: придумать литературное название своим командам и девиз сопутствующий успехом.
(время – 1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе)
Второй конкурс “Разминка”
Задание: каждой команде поочерёдно загадывают загадки. Если ответ правильный, то команда получает 2 балла, если ответ неверен, другим командам даётся возможность ответить и заработать баллы.
Загадки:
Первой команде:
а) Виден край, да не дойдёшь (горизонт)
б) Двое ходят, двое смотрят, а один водит и приказывает (человек)
в) Пять братьев вместе родятся, а ростом разные (пальцы)
Второй команде:
а) Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадет. И я никуда не пойду, пока он идёт (дождь)
б) Взглянешь-заплачешь, а краше его нет на свете (солнце)
в) Сторож плохой: слепой, глухой. Не тронешь - молчит, а тронешь- кричит (звонок)
Третьей команде:
а) Сама пестрая, ест зеленое, даёт белое.(корова)
б) Идет в баню чёрен. А выходит, красен (рак)
в) Скручено, связано, на кол посажено, а по двору пляшет (метла)
3. Третий конкурс “Пословицы и поговорки”
Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, подставит необходимую цифру (время – 1 минута, за каждый правильный ответ 2 балла)
Что на уме,- 1) в день не вырастешь. Что с возу упало,- 2) тем короче ночь. Человек не грибок,- 3) как её потеряешь. Чужого не надо,- 4) а человек – умением. Чем длиннее день,- 5) пока их нет. Что посеешь,- 6) да не будь лапшой. Чует кошка, – 7) кто найдет клад. Цену вещи узнаёшь, – 8) то пропало. Храни себя от бед,- 9) то и пожнешь. Умей взять,- 10) умей и отдать. Тот будет рад, – 11) чьё мясо съела. Расти большой,- 12) то и на языке. Плох мастер,- 13) тому ничего не удаётся. Красна птица пением,- 14) плоха и работа. Кто за все берется,- 15) своего не отдам.
4. Четвертый конкурс “Мы вам, вы – нам”
Задание: Капитаны задают заранее 3 вопроса участникам других команд. Отвечает тот, кто первый поднял руку. (за правильный ответ 2 балла)
5. Пятый конкурс “Наши рисунки”
Задание: команды получают по 3 рисунка (сюжет из пройденных произведений).
Необходимо назвать изображенного героя, из какого он произведения и кто его автор.
6. Шестой конкурс “Веселый художник”
– Какой из отрицательных героев чаще всего встречается в русских народных сказках? (Баба Яга)
Задание: Нарисовать Баба Ягу. Поочерёдно каждый участник команды рисует:
Первый – голову Второй – лицо (глаза, рот, нос) Третий – ноги, руки Пятый – метлу Шестой – ступу
(Конкурс оценивается по 5 бальной системе)
7. Седьмой конкурс “Великие и знаменитые”
Задание: одновременно всем командам задаётся 1 вопрос . Но прежде чем озвучить ответ, его необходимо зафиксировать на листочке.(А,Б или В)
1.Какой писатель стал автором известной сказки “Приключения Чипполино”?
А) Шарль Перро.
Б) Агния Барто.
В) Джанни Родари.
2. Кто написал “Муму”?
А) И.С. Тургенев
Б) А.П. Чехов.
В) Л.Н. Толстой.
3. Где родился Александр Сергеевич Пушкин?
А) В Петербурге
Б) В Москве
В) В Киеве
4. Какое произведение не принадлежали перу Корнея Ивановича Чаковского ?
А) “Муха – Цокотуха”
Б) “Айболит”
В) “Приключения Незнайки”.
5. Кто герой басен Ивана Андреевича Крылова?
А) Люди
Б) Звери
В) Неодушевленные предметы
6 .Сколько басен нарисовал Иван Андреевич Крылов?
А) 204
Б) 305
В) 18
7. Чьё имя носит главный кукольный театр России?
А) А.С.Пушкина
Б) И.А.Крылова
В) Образцова
8. Какое учебное заведение было открыто Михаилом Васильевичем Ломоносовым?
А) Морская академическая в Санкт Петербурге
Б) Университет в Москве
В) Университет дружбы народов в Москве
9. Назовите произведение американского писателя Джека Лондона
А) “Белый клык”
Б) “Серая шейка”
В) “Белый Бим Чёрное ухо”
10. Кого из приведенных ниже русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем?
А) Александр Сергеевич Пушкин.
Б) Михаил Васильевич Ломоносов.
В) Василий Андреевич Жуковский.
11. В какое место был сослан в ссылку Александр Сергеевич Пушкин?
А) В Петербург
Б) В село Михайловское
В) В Соловецкий монастырь
12.В ссылку в село Михайловское Александр Сергеевич Пушкин взял с собой несколько книг “самых необходимых” по его мнению. Сколько телег понадобилось впоследствии, чтобы вывести эти книги из Михайловского?
А) 4 телеги
Б) 26 телег
В) 12 телег
(За каждый правильный ответ 2 балла)
8. Восьмой конкурс “Заполни пропуски”
Задание: каждой команде дан отрывок из произведения А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Необходимо восстановит пропущенные слова.
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске ( ),
Только месяц показался,
Он за ним с ( ) погнался.
“Месяц, месяц, мой( ),
Позолоченный рожок!
Круглолицей, светлоокой,
И, обычай твой любя,
( ) смотрит на тебя.
Аль откажешь мне в ответ?
Не видал ли где на свете
Ты ( ) молодой?
Я жених ей”. – “Братец мой,-
Отвечает ( ) ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно
Пробежала”. – “Как ( )!” –
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
“Погоди; о ней, быть может,
Ветер знает. Он ( ).
Ты к нему теперь ( ),
Не печалься же, прощай”.
(время-1 минута, конкурс оценивается по 5-бальной системе).
9. Девятый конкурс “Капитанов”
Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 16 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить “Дальше”. За каждый правильный ответ капитан получает 2 балла (предварительно проводится жеребьёвка).
Первому капитану.
Проворная зверюшка живет в дупле – избушке | (белка) |
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит | (гусь) |
Кто на дереве сидит, клювом дерево долбит | (дятел) |
Растет зеленый кустик, дотронешься - укусит | (крапива) |
Человек, лечащий животных по сказке К. Чуковского | (Айболит) |
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает | (сова) |
Много рук, а нога одна | (дерево) |
Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет | (бабочка) |
Самая маленькая девочка | (Дюймовочка) |
Зеленая царевна | (лягушка) |
Слабоумный паренек | (Иванушка – дурачок) |
Дружит со щукой | (Емеля) |
Драгоценный петух | (золотой) |
Собеседница вороны, укравшая у нее сыр | (лиса) |
Отчество у Мороза | (Иваныч) |
Название сказки обо всех временах года | (12 месяцев) |
Второму капитану
Деревянный мальчишка | (Буратино) |
Сколько было богатырей у мертвой царевны? | (7) |
Где хранится смерть Кощея? | (в яйце) |
Наглая плутовка, выгнавшая зайца из избушки | (лиса) |
Мальчик, превратившийся в козленка | (Иванушка) |
Как звали его сестренку? | (Аленушка) |
Транспорт с крыльями, который украл мальчик для Бабы Яги | (гуси – лебеди) |
Кто развалил теремок? | (медведь) |
Папа Буратино | (Карло) |
Он похож на елку, шуба вся в иголках | (ёж) |
Без рук, без ног, а на брюхе ползет | (змея, червяк) |
Зимой белый, летом серый | (заяц) |
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая | (лиса) |
Работящие зверьки строят дом среди реки | (бобры) |
Волшебный конек Иванушки | (Горбунок) |
Лежит – молчит, подойдешь – заворчит | (собака) |
Третьему капитану
Всех я вовремя бужу, хоть часы не завожу | (петух) |
Под водой живет народ, ходит задом наперед | (раки) |
Самый маленький мальчишка | (с пальчик) |
Девочка с голубыми волосами | (Мальвина) |
Подружка семи гномов | (Белоснежка) |
Волшебная избушка | (на курьих ножках) |
Злая старуха, укравшая Иванушку | (баба Яга) |
Отчество медведя | (Потапыч) |
Девушка, потерявшая башмачок | (Золушка) |
Первая жительница теремка | (Муха – цокотуха) |
Девочка в ярком головном уборе | (Красная шапочка) |
Сколько козлят съел волк | (6) |
Волшебные слова Емели | (по щучьему велению) |
Рыбак, ловивший рыбу хвостом | (волк) |
Кого угощала лассо манной кашей из плоской тарелки | (Журавля) |
Старухино изделие из муки | (колобок) |
10. Жюри объявляет итоги.
Ведущий благодарит за участие.
17.05.2011
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конкурс учебных проектов учащихся
общеобразовательных учреждений г. Брянска
Сборник литературных викторин для учащихся 5 класса
Практико-ориентированный проект
Литература
Авторы
Политыкина Валерия,
Симанова Варвара
5 класс,
руководитель
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и
литературы
Брянск- 2018
Оглавление
1. Проектный продукт………………………………………………………….…………….….3
1.1.Викторина «Наши любимые русские народные сказки»……………………………….…3
1.2.Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»…………………………….….4
1.3.Викторина по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»……………………………6
1.4.Викторина по рассказу И.С.Тургенева «Муму»………………………………………..….7
1.5.Литературная викторина «Тропы в пейзажной лирике 19 века»……………………..….8
2. Аннотация……………………………………………………..…………………………..…..10
3. Этапы и методы работы над проектом………………………..……………………..…..….10
4. Описание процесса исполнения……………………………………………… ……………12
5. Заключение……………………………………………………………………………………15
6. Использованная литература…………………………………………………………………16
7. Приложение………………………………………………………………………….…..…….17
1.1 Проектный продукт
Викторина «Наши любимые русские народные сказки»
1. Назовите сказочную героиню, предпочитавшую передвигаться на летательном аппарате, предназначенном вовсе для другого- для толчения или растирания чего-нибудь. (Баба – Яга)
2. Это один из волшебных предметов в русских народных сказках. Благодаря этому предмету герой сказки всегда и везде был сыт. Вероятно, этот предмет был прототипом современных ресторанов быстрого питания. (Скатерть самобранка)
3. Этот герой использует приобретенный дар, чтобы ничего делать самому: заставляет вёдра идти за водой, топор — рубить дрова, дубинку — колотить недругов. Также он передвигается на санях без лошади, а потом и управляет печкой. Назовите имя этого удачливого ленивца. (Емеля)
4. Этот герой умеет летать, в одной из сказок у него даже «огненные крылья». Также у него хвост стрелой и мощные когти, которыми он часто ранит доброго молодца. Часто в сказках описывается, что живет он в горах, отсюда и его самое распространенные в сказках имя. Назовите это имя. (Змей Горыныч)
5. В русских народных сказках этот герой изображен по-разному. То как жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. То как ловкий хитрец, трусливый, но способный к храбрым поступкам. (Змей Горыныч)
6. Про них написано не только в русских сказках, но в сказках других народов мира, а также в литературных сказках. У кого они есть, тот может с большой скоростью передвигаться на значительные расстояния, преодолевая невзгоды, прячась от врагов или настигая их. Хранятся они, как правило, в запертом волшебном ларце. (Сапоги-скороходы)
7. В некоторых сказках эта героиня достигала своей цели при помощи лести (сначала хвалила героя, восхищалась им). В некоторых сказках прибегала к хитрости, то обманывая героев, то вызывая у них жалость. А в некоторых сказках рассказывается о ней как о воровке и грабительнице. Узнали героиню? (Лиса, Лиса Патрикеевна)
8. Еще до принятия христианства детей очень долго называли вымышленными именами, чтобы злые силы не могли им навредить. Одним из таких имен было «Другак», что означало «другой». Постепенно это слово стало произноситься иначе, а в 17 веке у него появилось то значение, которое мы все теперь знаем. Этим же именем назван самый популярный герой русских сказок. Назовите его и вы. (Иван-дурак).
9. Эта героиня выступает в роли награды храброму герою или как символ счастья, благополучия. В сказках ее обычно долго ищут, приманивая золотыми яблочками, которыми она питается. В русских народных сказках она символизирует свет или солнце. (Жар-птица)
10. Этот герой во многих сказках наделен глупостью и силой одновременно. Очень редко в сказках он выступает на стороне добра, дает мудрые советы и помогает положительным героям. Когда его обманывает другой отрицательный персонаж (об этом часто говорится в сказках), читатели его жалеют. Назовите его. (Волк)
Литературная викторина «Сказка ложь, да в ней намек!»
(По сказкам А.С.Пушкина)
1.Назовите героев, которые жили «у самого синего моря».
(Ответ: Старик со своею старухой, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. В какой сказке нарисована эта картина?
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
3. Кто из героев бегал «вокруг моря», соревнуясь в скорости с зайцами?
(Ответ: Бесенок, «Сказка о попе и работнике его Балде»)
4. Кого из героев принимали в гостях так:
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
(Царевну молодую, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5. Продолжи фразу:
«Жил старик со своею старухой у…
(Ответ: Самого синего моря»)
6. Какое будущее видела для себя видела каждая из сестриц из «Сказки о царе Салтане» в случае, если бы «была царицей»?
(ответ: 1-«То на весь крещеный мир приготовила б я пир…»
2-«То на весь бы мир одна наткала я полотна…»
3-«Я б для батюшки царя родила богатыря»)
7. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»
(Ответ: Царя в «Сказке о золотом петушке» звали Царь Дадон)
8.Каких работников искал поп на базаре в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
(Ответ: Поп в «Сказке о папе и работнике его Балде» искал;
Конюха, повара и плотника)
9.Кому посвящены эти строки:
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
(Ответ: эти строки посвящены няне Александра Сергеевича Пушкина, которая а привила будущему поэту любовь к сказкам.)
10. Сколько лет прожил старик со своей старухой в «Сказке о Рыбаке и Рыбке»?
(Ответ: в «Сказке о рыбаке и рыбке» старик со своей старухой прожил 33 года.)
11. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону ?
(Ответ: Петушок был полезен царю Дадону тем, что указывал, с какой стороны есть угроза нападения на владения царя. )
12. Как зовут королевича в «Сказке о мертвой царевне»
(Ответ: королевич Елисей)
13. К кому обращается королевич Елисей со своими просьбами в «Сказке о мертвой царевне»?
(Ответ: к Солнцу, Месяцу, Ветру)
14. Продолжи фразу:
«Сказка ложь, да в ней намек…
(Ответ: Добрым молодцам урок»)
15. В кого превратилась героиня, не захотевшая быть крестьянкой?
(Ответ: в столбовую дворянку, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
16. В каких насекомых превращала Лебедь князя, чтобы он смог навестить отца?
(Ответ: В комара, в муху, в шмеля)
17.Какая сказка написана не А.С.Пушкиным?
1. «Жених»
2. «Сказка о медведихе»
3. «Сказка о царе Матвее»
4. «Сказка о золотом петушке»
(Ответ: «Сказка о царе Матвее»)
18.Почему царь взял в жены третью девицу?
(Ответ: Потому что она обещала родить богатыря)
19. Продолжи фразу:
«Я там был, мед, пиво пил-…
(Ответ: И усы лишь обмочил».)
20.Из какого материала князь построил белочке дом?
(Ответ: Из хрусталя)
21. В каком произведении А.С.Пушкина русалка сидела на ветвях в то время, как колдун нес богатыря?
(Ответ: в поэме «Руслан и Людмила»)
Викторина по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
(сопровождается презентацией)
1. Как называлось жилище горцев? (Сакля) (слайд 3).
2. Как называется национальная одежда горцев? (Бешмет) (слайд 4).
3. Как называется у горцев ожерелье из монет? (Монисто) (слайд 5).
4. Что такое буза? (Татарское пиво) (слайд 6).
5. О каком герое идет речь: «Лошадь под ним была добрая и думает он: «Если нападусь на татар – ускачу»? (Жилин) (слайд 7).
6. О каком герое идет речь: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт»? (Костылин) (слайд 8).
7. О каком герое идет речь: «С красной бородой, в бешмете шёлковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу, на голове шапка высокая, баранья. (Татарин с красной бородой, который взял Жилина в плен) (слайд 9).
8. О каком герое идет речь: «Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена, лицо весёлое, всё смеётся, одет лучше». (Чёрный татарин, который купил Жилина, отец Дины) (слайд 10).
9. О каком герое идет речь: «Девочка – тоненькая, худенькая и лицом на чёрного похожа. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая»? (Дина) (слайд 11).
10.Какое время года описано в рассказе «Кавказский пленник»? (Лето) (слайд 12).
11. Сколько раз в неделю из крепости в крепость ходил обоз? (2 раза) (слайд 13).
12. Все знают главного героя рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» по фамилии. А каким было его имя? (Толстой не называет его имени. Кавказцы называют его Иваном, как и всех русских) (слайд 14).
13. Как в рассказе автор называет кавказцев, иноверцев? (Татары) (слайд 15).
14. Известно, что в рассказе остро стоит проблема национальной вражды. А кем по национальности были Жилин и Костылин? (Русские) (слайд 16).
15. Что чаще всего Дина клала Жилину в карманы? (Лепешки) (слайд 17).
16. Где остановились Жилин и Костылин во время побега? (В лесу, у колодца) (слайд 18).
Викторина по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
(сопровождается презентацией)
1. В каком году был написан рассказ «Муму»? (слайд 3)
2. Является ли история Герасима выдуманной, или у героя есть прототип? (слайд 4)
3. Какую должность занимал Герасим, работая у барыни? (слайд 5)
4.Какие черты внешности Герасима подчеркивает Тургенев? (слайд 6)
5. О ком идет речь в строках: «Куда, бывало, она ни пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками…» ? (слайд 7)
6. Кем служил в доме барыни Капитон Климов, горький пьяница? (слайд 8)
7. Что подарил на память Герасим Татьяне? (слайд 9)
8. Какой породы была собачка, найденная Герасимом? (слайд 10)
9. Как показал Герасим то, что он сам убьёт собаку? (слайд 11)
10. Чем покормил Герасим Муму перед тем, как её утопить? (слайд 12)
Ответы
1. В 1852.
2. Прототип-Андрей Немой, крепостной Варвары Петровны, матери Тургенева.
3. Дворником.
4. Огромный рост и необыкновенную силу.
5. Герасим и Татьяна.
6. Башмачником.
7. Красный бумажный платок.
8. Испанской.
9. Сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю.
10. Щи с мясом.
Литературная викторина «Тропы в пейзажной лирике 19 века»
(сопровождается презентацией)
1. При помощи какого тропа в стихотворении «Чудная картина» рисуется А.А.Фетом центральный образ строфы:
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (Эпитет) (слайд 3)
2. При помощи какого тропа А.Фет рисует изменения, происходящие в природе перед дождем? («Весенний дождь»).
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса. (Сравнение) (слайд 4)
3. С помощью какого тропа Ф.И.Тютчев в стихотворении «Как весел грохот летних бурь» описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь»?
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь. (Метафора) (слайд 5)
4. Какой троп изображает в стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» удивительную пору, в народе именуемую бабьим летом – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке?
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…(Эпитет) (слайд 6)
5. Какой троп в стихотворении И.Сурикова «Зима» помогает автору нарисовать снегопад, который укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее?
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно… (Сравнение) (слайд 7)
6. Какой троп в стихотворении А. Майкова «Ласточки» помогает нарисовать яркие моменты увядающего сада?
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст… (Эпитет) (слайд 8)
7. При помощи какого тропа в стихотворении А. Майкова «Ласточки» изображено общение ласточек?
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем… (Метафора) (слайд 9)
8. При помощи какого тропа в стихотворении Ф.И.Тютчева рисуется самая важная миссия весенних ручьев – известить мир о том, что наступает долгожданная весна ?
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят—
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (Олицетворение) (слайд 10)
9. При помощи какого тропа Никитину в стихотворении «Утро» удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра?
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая. (Эпитет) (слайд 11)
1.2 Аннотация
На уроке литературы наша учительница провела с нами интеллектуальную игру «Шеренга» по народным сказкам. Нам очень понравилось играть, и мы решили сделать свой проект, который бы помог с интересом и пользой изучать литературу в 5 классе. Мы посоветовались с учительницей, родителями и решили, что нашим сверстникам будут интересны викторины по литературным произведениям, изучаемым в 5 классе. Так родилась идея проекта.
1.3 Целевая аудитория
Созданный продукт адресован прежде всего пятиклассникам, которые хотят проверить, углубить свои знания по литературе, а также ребятам 6-7 классов, которые хотят повторить изученное и расширить кругозор.
1.4 Цель проекта
Создать сборник викторин по произведениям, изучаемым в 5 классе.
Ожидаемый результат
Созданный продукт поможет лучше понять прочитанные произведения, расширить кругозор, провести с пользой время в кругу друзей-единомышленников.
1.5 Задачи проекта
1) Изучить научную литературу по проблеме проекта;
2) создать сборник викторин;
3) представить созданный продукт перед учащимися гимназии.
1.6 Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы | Решаемые задачи | Содержание работы и деятельность участников | Предполагаемый результат |
Подготовительный (10 дней) | Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, определить практическую направленность проекта. | Работаем в Интернет. Составляем библиографический список литературы для изучения и ознакомления. Обсуждаем первые итоги проделанной работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап». | Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая польза и новизна проекта осмыслены. Все свои идеи мы начали записывать в лист «Банк идей». |
Планирование (2 дня) | Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продукты. | Знакомимся с проектными работами по литературе на сайте http://project.1september.ru. Составляем примерный план работы. Обсуждаем итоги проделанной работы и заполняем лист «Знаю/интересуюсь/узнал(а)» | С проектными работами познакомились, план работы составили. |
Разработка (2 месяца) проекта | Составить вопросы, познакомить с ними руководителя, отредактировать, предложить для ответов одноклассникам, вновь отредактировать. | Составляем викторину, затем следующую. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю. Проводим викторину на уроке. Собираем и анализируем отзывы, вносим изменения в соответствии с замечаниями и предложениями. | Викторины составлены, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов учителя и одноклассников внесены. |
Оформление результатов (10дней) | Закончить оформление игры. | Редактируем и оформляем викторины в соответствии с результатами экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. Заполняем лист«Знаю/интересуюсь/узнал(а)» | Портфолио практико-ориентированного проекта оформлено. |
Презентация проекта (от 5 дней) | Принять участие в Фестивалях детского творчества «Южный полюс» и «Апельсин, в городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска. | Уточняем условия публикации и готовим игру в соответствии с положением о публикации. Уточняем положение о городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска. | Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов. |
Оценивание (1 день) | Изучить критерии городского конкурса проектов среди учащихся ОУ г. Брянска. | Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта. Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта» | Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен. |
Методы работы над проектом: изучение и анализ научной литературы, работа со словарями и энциклопедиями; сопоставительный метод; статистический метод; апробация викторин, социологический опрос.
1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение
Для реализации проекта потребуется:
Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор компьютер;
программное обеспечение, бумага;
электронные ресурсы Интернета;
учебник литературы для 5 класса
Описание процесса исполнения
1.Определение темы проекта.
В 5 классе мы особенно интересуемся различными играми, в том числе и на уроках. Наши одноклассники также работают над различными проектами, и когда мы увидели, что многие создают интеллектуальные игры, нам тоже захотелось создать какую-нибудь свою игру. Мы посоветовались с учительницей, и она посоветовала нам подумать о создании собственных викторин по произведениям, изучаемым в 5 классе на уроках литературы. Нам идея понравилась, но нас беспокоило: сможем ли мы заинтересовать своими викторинами одноклассников?
2. Проблема: сможем ли мы, создав игру и проведя ее в классе, увлечь одноклассников? Будет ли наш продукт полезен сверстникам? Удастся ли нам углубить знания ребят по русскому языку, расширить их кругозор?
3. Погружаемся в тему: еще раз убеждаемся в том, что наш проектный продукт будет интересен ребятам. Для этого проводим анкетирование (приложение 1).
4. По совету учителя работаем с книгами, в которых можно узнать о правилах составления викторин, о том, как правильно формулировать вопросы. Так, например, в книге И.Л. Челышевой «Литература 5 класс» мы узнали о том, какими должны быть вопросы по литературным произведения. Это книга для учителя, в ней очень интересно представлен материал, который мы по совету нашего руководителя проекта можем использовать. Например, «Назовите героев произведения «Муму». Также мы обратили внимание на важность понимания нашими одноклассниками термина рассказ и решили ввести этот вопрос в викторину. Нам понравился вопрос автора книги «Какие признаки жанра определены верно» [10, 75 с.]. Далее перечисляются признаки различных жанров, в том числе рассказа. Нужно выбрать правильные формулировки. Вопрос в таком формате можно предлагать в викторине по другим произведениям.
Большую помощь в нашей работе оказала книга В.Н.Кондрашова «Литературные викторины». Эта книжка, конечно, уже очень старая (1968 г.), но, как сказала нам наша учительница, морально не устарела, актуальности своей не утратила. Из этой книги мы узнали, как формулировать различные вопросы, включая цитирование из произведений, например, «В каких баснях И.А.Крылова изображены эти звери:
«Мой волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть» [3, 16 с.].
Аналогично этому вопросу мы планируем составлять и свои вопросы по другим произведениям. Также нам показались интересными вопросы по стихам Пушкина: «В каких произведениях Пушкина изображены эти картины природы?
«Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна»? [3, 30 с.].
Прочитав эти вопросы, мы подумали о том, что можно составить такую же викторину по творчеству Тютчева или Фета, стихи этих авторов мы изучаем в 5 классе и на уроках литературы, и на уроках литературы.
Показалась интересной и книга О.А.Финтисовой «Олимпиадные задания по литературе. 5 класс». Эта книга также адресована учителю, но и нам она оказалась очень полезной. Нам очень понравились вопросы на знание текстов произведений, а также вопросы на знание биографии писателей [8, 5 с.].
Конечно, любая проектная работа, как мы выяснили, знакомясь с другими проектами, не обходится без знакомства со словарями и справочниками. Первой такой книгой стал для нас «Энциклопедический словарь юного литературоведа». Обратились мы к словарю, когда составляли викторину по тропам в русской поэзии 19 века. Узнали о том, что «метафора не только средство лексической выразительности, но и способ построения образов» [12, 167 с.].
Прочитав об этом, мы сумели сформулировать вопрос «При помощи какого тропа создается образ бездонного неба?», «Какой троп во второй строфе рисует образ цветущего луга». Углубили мы свое представление и об эпитете. Узнали, что «Отнюдь не всякое прилагательное, выступающее в роли определения, будет эпитетом». «Эпитет образует с определяемым словом свободное, подчас неожиданное словосочетание, отличающееся новизной и свежестью звучания» [12, 393 с.]. Также мы узнали, что эпитетом может быть и наречие, и существительное, и другие части речи, выступающие в роли определения, но учительница сказала, что не следует пока говорить об этом в наших викторинах, потому что наречия мы будем изучать только в 7 классе, а сейчас пока только знакомимся.
Лексическое значение всех непонятных слов мы уточняли по словарю С.И. Ожегова [6,7]. Интересные вопросы для викторин нашли в книгах автора-составителя И.В Сухина и Е.В.Задорожной [8,10]. Литературный энциклопедический словарь В.М. Кожевникова помог нам уточнить многие литературоведческие понятия, составить викторину на знания терминов по литературе [ 5 ]. Много иллюстративного материала мы нашли в электронных ресурсах, в частности, на сайте «Урок в формате А 4» [ 13].
5. Далее составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.
№ п/п | Мероприятие | Дата |
1. | Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой. | 05. 09.17. |
2. | Формулировка темы. | 11. 09. 17 |
3. | Анкетирование одноклассников. | 21-26. 09.17 |
4. | Работа с материалами сайта http://project.1september.ru | 25-28. 09.17 |
5. | Работа в библиотеке и Интернете. Уточнение значения понятия викторина, попытка составить викторины | 24.09.17-2.10.17 |
6. | Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта. | 6. 10.17 |
7. | Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы. | 8.10.17 |
8. | Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта. | 8.10.17. |
9. | Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам | 9.10.17. |
10. | Составление викторин. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта. | 10-12.10.17 |
11. | Поиск иллюстративного материала для составления презентации. Составление презентации. Совершенствование викторин. Беседа с руководителем проекта, редактирование презентации. | 12-15.10.17 |
12. | Редактирование викторин и редактирование презентаций к викторинам. | 15-20.10.17 |
13. | Презентация полученного продукта в рамках недели русского языка перед учащимися гимназии | октябрь-ноябрь 2017 г. |
14. | Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование викторин и их презентации с учетом замечаний и пожеланий. | ноябрь 2017 |
18. | Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ | декабрь 2017 |
19. | Рефлексия. | январь 2018 |
6. Теперь приступаем к непосредственной разработке самих викторин: формулируем и редактируем вопросы, учимся работать со словарями и научной литературой. Составляем презентацию к первой викторине и выступаем с ней. После выступлений перед одноклассниками собираем отзывы, редактируем написанное. После первого выступления мы поняли, насколько трудно составить грамотные вопросы, подобрать действительно интересные картинки в презентации.
7. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное, учимся формулировать выводы.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии.
В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие
знания: расширили свой кругозор, узнали много нового о произведениях русской литературы, об авторах и героях;
умения: понимать проблему, отбирать материал для подтверждения своего мнения,
формулировать выводы; выступать перед аудиторией;
навыки: самостоятельной организации своей творческой и интеллектуальной деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа полученной информации, работы в группе.
Мы еще раз убедились, как важно много знать, иметь широкий кругозор, как полезна проектная работа для собственного развития и самообразования. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы трудолюбие, упорство в достижении цели, наблюдательность, внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием этих способностей.
Работая над проблемой, мы получили шанс лучше понять себя, оценить свои возможности и даже почувствовать процесс своего взросления.
Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:
– очень трудно выступать перед одноклассниками и удерживать их внимание;
-очень трудно выбрать время для встреч в библиотеке или в школе после уроков, потому что все очень заняты;
-непросто договориться между собой о тех или иных обязанностях по работе над проектом, временами казалось, что лучше работать одному.
Использованная литература
1. Волжина, Е.Д. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы/ Е.Д. Волжина. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.- 224с.- (Школьные олимпиады).
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. 100 кроссвордов по любимым сказкам. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999. – 112 с., ил. – (Серия: «Потехе час»).
3. Кондрашов В.Н. Литературные викторины. Пособие для учителей. Изд. 2-е, переработ., доп. М., «Просвещение», 1968.
4. Коровина В.Я. Литература. 5класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.Е. Коровин. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2016.- 303 с.
5. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1987.- 752 с.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.-М.: ООО «А ТЕМП», 2013. -874с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000слов, терминов и фразеологических выражений/С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова.- 27-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013.-736с.
8. Олимпиадные задания по литературе. 5 класс / сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 158с.
9. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
10.Челышева И.Л. Литература. 5клаcc: планы-конспекты уроков/И.Л. Челышева –Изд.2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2015.-159с. : табл.-(Педагогический конспект).
11. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
12. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В. И. Новиков. – М.: Педогогика, 1987.- 416 с.
Интернет-источники
13. Урок в формате А 4. Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ). [Электронный ресурс]. URL: http://a4format.ru/index.php?lt=%D2
(дата обращения 16.09.2017 г.)
“Кавказский пленник”
PPTX / 3.87 Мб
“Муму”
PPTX / 5.99 Мб
Тропы
PPTX / 3.13 Мб
xn--j1ahfl.xn--p1ai
В игре принимают участие команды 5 и 6 классов.
I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.
1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)
II. ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова – названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова –загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1.
• Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
• Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
• ЕГО ноги кормят. (волк)
• Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
• Чует ОНА, чьё мясо съела.
• Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)
• И ОНА помнит, кто её кормит.
• Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
• ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)
• ОНА семерых волков проведёт.
• ЕЙ хвост не для красы нужен.
• ОНА и во сне кур считает. (лиса)
• Из большого осла не получится ОН.
• Делать из мухи ЕГО.
• Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)
• И считанную ЕЁ волк съедает.
• Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
• Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)
• Не мечите бисер перед НИМИ.
• ОНА грязи всегда найдёт.
• Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)
• ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
• Ласточка день начинает, а ОН кончает.
• Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)
• Не учи ЕЁ плавать.
• На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
• Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)
nsportal.ru
для учащихся 5-х классов
Составитель Л.Ю. Дегтярева
Назовите произведение и его автора
«Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна».
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
«И с трепетом в бездну царевна глядит…
И бьёт за волною волна…
Приходит, уходит волна быстротечно –
А юноши нет и не будет уж вечно».
В.А.Жуковский. «Кубок»
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
И.А.Крылов. «Ворона и Лисица»
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!»
М.Ю.Лермонтов. «Бородино»
«Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет».
В.А.Жуковский. «Спящая царевна»
«Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит;
Один Коперник был, другой слыл Птолемей».
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…»
« В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша…»
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители»
« В царствование великого князя Владимира неподалёку от Киева, на берегу быстрого Днепра, в уединённой хижине жили три молодые девушки, сиротки, очень дружные между собою; одна называлась Пересветою, другая – Мирославою, а третья – Людмилою».
В.А.Жуковский. «Три пояса»
«Так вот как морочит нечистая сила человека! Я знаю хорошо эту землю:после того нанимали её у батька под баштан соседние козаки. Земля славная! И урожай всегда бывал на диво; но на заколдованном месте никогда не бывало ничего доброго».
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»
« Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щёку рукой, уходит восвояси…»
А.П.Чехов. «Хирургия»
« На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда».
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник »
« В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней»
И.С.Тургенев. «Муму»
« В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, спасёт:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт».
Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос»
«Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…»
А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила»
15. «Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И чёрт его поймёт, откуда бьёт».
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»
«Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца».
К.М.Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»
«Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
И.А.Крылов. «Свинья под Дубом»
« Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…» Ф.И.Тютчев. «Весенние воды»
Кому принадлежат эти слова?
«Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры…»
И.А.Крылов. «Волк на псарне». Волк
« Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя».
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник ». Жилин
« Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем об вас говорить. Я теперь вспомнил, что читал в одной книжке о гномах, которые живут под землёй».
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители». Алёша
« Ветер, ветер, ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе».
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Елисей
« Принесите ей что-нибудь поесть. Какая она глупая! К барыне не идёт. Чего боится?»
И.С.Тургенев. «Муму». Барыня
« Ну-с, раскройте рот пошире…Сейчас мы его…тово…Раз плюнуть!»
А.П.Чехов. «Хирургия». Фельдшер Курятин
« Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой…»
В.А.Жуковский. «Кубок». Царь
« Выслушай меня, добросердечная Людмила! Мне легко перед тобой оправдаться. Я полюбила тебя с первого взгляда и в знак благодарности подарила тебе очарованный пояс, который имеет силу украшать всякую женщину».
В.А.Жуковский. «Три пояса». Волшебница
« Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?»
Л.Н.Толстой. « Кавказский пленник ». Костылин
« Все меня звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я наконец и сам проникся этим убеждением».
В.Г.Короленко. « В дурном обществе». Вася
« Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают».
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Хозяйка Медной горы
« Ваше величество, клянусь жизнью, я больше не буду с вами спорить, если вам это угодно».
С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». Профессор
Чей это портрет?
« Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками, на шее монисто, всё из русских полтинников».
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» Дина
«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
Л.Н.Толстой. « Кавказский пленник»! Костылин
« Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет её ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи тёмныя темней,
Заплетённые косой
Кудри чёрной полосой
Обвились вокруг чела;
Грудь, как свежий снег, бела…»
В.А.Жуковский. « Спящая царевна». Царевна
« Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные и курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами».
В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Валек
« Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка…»
В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Маруся
«…кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».
В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Соня
«…была женщина лет двадцати осьми, маленькая. Худая, белокурая, с родинками на левой щеке. ..Когда-то она слыла красавицей, но красота с неё очень скоро соскочила».
И.С.Тургенев. «Муму». Татьяна
« Коса сизо-чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и мелко этак позванивают, будто листовая медь. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит».
П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка». Хозяйка Медной горы
9. «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры тёмных волос, завивающихся «гнёздышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно».
А.И.Куприн. «Тапёр». Юрий Азагаров
«Толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности.Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние».
А.П.Чехов. «Хирургия». Фельдшер Курятин
«Высокий коренастый старик в коричневой рясе с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».
А.П.Чехов. «Хирургия». Дьячок Вонмигласов
«Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано. Бородка и усы подстрижены, белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич; нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка».
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Старик
Узнайте героя.
« Отдохнул, лепёшку съел. Нашёл камень, принялся колодку сбивать».
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин.
2. .»Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле».
И.С.Тургенев. «Муму». Герасим.
multiurok.ru