Мы познакомимся с тем, в чем заключается феномен человека. Раскроем основные особенности человеческой жизни. Этот урок открывает важнейшую тему гуманитарного цикла, поскольку проблема человека – центральная для всех общественных наук.
На вводном уроке к курсу лекций по обществознанию мы рассмотрим такую важную, объемную и вместе с тем интересную тему, как «человек».
Каждый из нас когда-нибудь задавался вопросами: а кто такой человек? Почему человек так похож на некоторых живых существ, населяющих нашу планету, и в то же время так не похож на них? С давних времен человек искал ответы на эти вопросы, а также на вопросы, каково предназначение человека, почему он так отличается от остальных живых форм на планете Земля и отличается ли вообще. Мы попытаемся разобраться в них.
Может быть, впервые вы зададитесь вопросом: а кто мы? Первым, что приходит в голову, является ответ: мы – люди. Ведь мы способны общаться, обмениваться информацией, радоваться и страдать, смеяться и грустить – все это составляющие человеческой жизни. Казалось бы, все просто, но на самом деле, если вдуматься, человеческие эмоции – очень сложный механизм. Например, когда человеку плохо, он огорчается, переживает, плачет, страдает; в подобной ситуации животные могут скулить, как-то по-своему страдать, но эти проявления нельзя сравнить с той гаммой эмоций, которые присущи человеку.
Мудрыми людьми многое сказано о человеке. Вы, наверняка, слышали интересные изречения о людях. Вот некоторые из них:
Рис. 1. Антуан де Сент-Экзюпери (Источник)
Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из нее Человека.
Быть человеком – значит буквально то же самое, что и нести ответственность. Это значит – испытывать стыд при виде того, что кажется незаслуженным счастьем.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны наши радости, все наше
счастье, все наши надежды.Николай Гаврилович Чернышевский.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П. Чехов
Если верить нашим философам, человек отличается от других живых существ умением смеяться.
Аддисон Джозеф
Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.
Генрих Гейне
Каждый из приведенных афоризмов указывает на что-то самобытное в человеке, на уникальность каждой личности в сравнении со всем, что его окружает. Отличаясь от всего мира, человек в то же время старается улучшить его, изменить в хорошую сторону. Иногда мы, люди, ошибаемся и творим не только добро. Результатом человеческой деятельности является загрязнение окружающей среды, исчезновение редких видов животных и растений.
Рис. 2. Загрязнение побережья мирового океана (Источник)
Рис. 3. Рабочий собирает мертвую рыбу из озера в Ухане, Китай (Источник)
Рис. 4. Птица, пострадавшая от крушения танкера с мазутом (Источник)
И все же мы стараемся заботиться о нашей планете, ведь это наш дом.
Помимо социальной связи с природой, человек также имеет с ней и биологическую связь.
Человек – существо биосоциальное.
Это значит, что условно мы состоим из двух структур: биологической – наша физиология, психические реакции, эмоции, данные изначально; и социальной – наши связи с обществом, положение в социуме, жизнь в коллективе.
Ведя разговор о биологической составляющей, мы предлагаем вам вспомнить, на кого вы похожи. Кто-то похож на маму, кто-то на папу, кто-то на бабушку или дедушку, а кто-то не похож ни на кого.
interneturok.ru
Урок обществознания в 5 классе № 2 по теме:
«Загадка человека».
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.
Как вы поняли смысл этой легенды?
Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.
Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?
Тема нашего урока: «Загадка человека».
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
Чем человек отличается от животных.
Зачем человек рождается.
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?
Работа по теме урока.
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ
А.Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».
Словом, человек есть вечная загадка.
Чем человек отличается от животных
Предлагаю поработать в парах.
(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Черты сходстваЧерты различия
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
1) Словесная речь;
2)Сезонная линька;
3) способность строить жилище
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
7) прямохождение;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
Свойства, присущие только животнымСвойства, присущие только человеку
Свойства, присущие и человеку, и животным
(Проверка выполнения заданий.)
А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.
Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».
По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.
Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.
Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.
Обсуждение статьи.
Итак, давайте подведем итоги.
Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
Записываем в тетради.
Подведение итогов уроков. Рефлексия
Задавание домашнего задания.
Прочитать § 1 до стр.12, ответить на вопрос 1,страница 14.
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Черты сходстваЧерты различия
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Черты сходстваЧерты различия
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
1) Словесная речь;
2)Сезонная линька;
3) способность строить жилище
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
7) прямохождение;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
Свойства, присущие только животнымСвойства, присущие только человеку
Свойства, присущие и человеку, и животным
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.
1) Словесная речь;
2)Сезонная линька;
3) способность строить жилище
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
7) прямохождение;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
Свойства, присущие только животнымСвойства, присущие только человеку
Свойства, присущие и человеку, и животным
infourok.ru
Слайд 1
Загадка человека Урок 2Слайд 2
План урока: 1. Чем человек отличается от других живых существ. 2. Зачем человек рождается. 3. Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался.
Слайд 3
Имеет хорошо развитый головной мозг Способен к прямохож-дению Чем человек отличается от других живых существ Способен к творчеству Владеет речью Умеет производить орудия труда Способен к действиям по плану Обладает фантазией Осознаёт самого себя
Слайд 4
Вспомни схему и заполни пропуски в тексте: Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________. речью прямохождению п о плану г оловной мозг о рудия труда
Слайд 5
Зачем человек рождается О дни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни.
Слайд 6
Зачем человек рождается Д ругие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям.
Слайд 7
Зачем человек рождается В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка. «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже». Л.Н. Толстой
Слайд 8
Что нужно ребёнку, чтобы он рос и развивался Воспитываться с рождения среди людей, чтобы … Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы… Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…
Слайд 9
Давай повторим главное Р еши задачу: По-моему, человека можно сравнить с ________________, потому что _________________.
Слайд 10
Домашнее задание : § 1, сс. 10-11, З адания в рабочей тетради: №№ 1-3, сс.4-5.
Слайд 11
Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь : Л.Ф.Иванова , Я.В. Хотеенкова . Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие : Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл .: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл : https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp
nsportal.ru
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: карточки с заданием для работы в парах; пакет с рабочим материалом для работы в группах; кубик Блума; проектор; мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» — «Ищу человека», — отвечал философ.
— Как вы поняли смысл этой легенды?
— Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.
— Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?
Тема нашего урока: «Загадка человека».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Чем человек отличается от животных.
2. Зачем человек рождается.
3. Что такое наследственность.
4. Наследственность — биологическая сущность всех людей.
5. Можно ли влиять на наследственность.
Проблемные вопросы. Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь? Что значит выражение: «Человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком»?
III. Работа по теме уроков
Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ А. Ф. Лосев писал: «Человек — вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена». Словом, человек есть вечная загадка.
1. Чем человек отличается от животных
— Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба и вам необходимо примкнуть к одной из групп.
Первая группа утверждает, что человек — это развитое животное.
Вторая группа утверждает, что человек — существо общественное, тесно связанное с людьми и утратившее связь с животными.
— Чтобы присоединиться к одной из групп, продолжите следующее суждение.
По-моему, человека можно сравнить с…, потому что…
— Объясните свой выбор.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь предлагаю поработать в парах.
(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)
Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт различия.
1) Способность к творчеству;
2) потребность в отдыхе;
3) наличие органов чувств;
4) сознательное выдвижение целей.
Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие — только человеку, третьи — и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.1) Словесная речь;
2) сезонная линька;
3) способность строить жилище;
4) обучение потомства;
5) потребность в пище;
6) зимняя спячка;
7) прямохождение;
8) потребность в общении;
9) умение фантазировать;
10) густая шерсть.
— Наверняка вам хорошо знакомо произведение Р. Киплинга «Маугли». А знаете ли вы, что при написании книги автор основывался на реальных фактах?
— Внимательно прочитайте дополнительный материал и ответьте на поставленные вопросы.
Дополнительный материал
Дети-маугли
В 1920 г. в джунглях Индии нашли двух девочек в семействе волков. Назвали девочек Амала и Камала. Они вели себя как волчата: бегали на четвереньках, днем забивались в самый темный угол, по ночам выли, срывали с себя одежду, которую на них пытались надеть. Прожили среди людей не более десяти лет. Камала к двенадцати годам научилась ходить, но очень осторожно и неуверенно, предпочитая передвигаться на четвереньках. С превеликим трудом освоила около сорока пяти слов. Развитие интеллекта остановилось на самом низшем уровне — тяжелой идиотии.
В 1954 г. в Индии был найден шестилетний мальчик по имени Раму, прозванный впоследствии «мальчиком-волком». По словам его родителей, ребенка в младенчестве похитил волк. По возвращении домой мальчик лакал молоко, как животное, любил погрызть кости и больше всего интересовался волками в зоопарке. Он умер в 1968 г.
В 1962 г. в Туркмении нашли мальчика. Назвали его Дюма. Он передвигался, как волк, и даже покусал одного из геологов, которые искали нефть и нашли ребенка. В 1991 г. ему было 37 лет, он не умел ходить по-человечески, ел сырое мясо и кусался, когда был напуган. Однако при этом он чистил зубы, умел причесываться и пользовался туалетом, как человек.
В 1970 г. в США, в штате Калифорния, была обнаружена тринадцатилетняя девочка, привязанная к стулу. Как выяснилось, ее привязывали на весь день в течение десяти лет. Девочка не умела говорить и не могла толком ходить. В настоящее время она живет в приюте.
— Как же человек становится человеком?
— Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
— Достаточно ли того, чтобы его кормили, заботились о нем?
(Ответы учеников.)
Таким образом, феномен детей-маугли — это иллюстрация того, что человек вовсе не рождается Homo sapiens, что уникальные качества, отличающие его от животных, — во многом продукт воспитания.
— Рассмотрите схему на с. 10 учебника и проверьте правильность своих выводов об отличиях человека от животного.
— Допустили ли вы ошибки?
— Чем вы можете их объяснить?
2. Зачем человек рождается
В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?
— Для того чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю сыграть в игру «Кубик Блума».
(На гранях кубика написано начало вопросов.
• Почему…
• Объясни…
• Назови…
• Предложи…
• Придумай…
• Поделись…
Правила игры. Учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало вопроса. Ученик должен сформулировать вопрос, начинающийся с данного слова, по теме учебного материала, а затем ответить на него.
В ходе игры учащиеся высказывают свои предположения относительно смысла существования человека.)
Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.
— Выполним задание «Оценка текста». Самостоятельно проработайте предложенные тексты и определите, зачем человек рождается, по мнению разных авторов.
Текст 1
Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Текст 2
Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше требует себе, тем он хуже.
(Л. Н. Толстой)
(Проверка выполнения задания.)
Итак, давайте подведем итоги.
1) Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;
2) человек — существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.
3. Что такое наследственность
В XVIII в. ученые спорили между собой. Одни из них, например, англичанин Дж. Локк, утверждали, что новорожденный человек подобен чистой доске. Другие считали, что человек способен передавать свои свойства по наследству. Так родился термин наследственность.
— Познакомьтесь с определением этого термина и выделите ключевые слова.
(Ученики записывают термин в словарь.)
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа (животные, растения, грибы, бактерии) сохраняют в своих потомках характерные черты вида. Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей их генетической информации. Носителями наследственной информации у организмов являются гены. Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и своих отдаленных предков.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству. Наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, заботы и усилий родителей и желания самого маленького человека.
(Проверка выполнения задания.)
— Итак, одинаково или по-разному наследственные признаки передаются людям и животным? Внимательно изучите
предложенную схему и примеры инстинктов, свойственных животным (с. 12 учебника), и ответьте на этот вопрос.
(Проверка выполнения задания.)
4. Наследственность — биологическая сущность всех людей
— Работая с текстом учебника на с. 12—13, определите, какие биологические признаки наследует человек.
(Проверка выполнения задания проводится в форме игры «Да — нет».
Два варианта проведения игры:
1) Вопросы задает учитель, ученики отвечают «да» или «нет» (этот вариант для менее подготовленного к такой форме работы класса).
2) Класс делится на две группы: первая задает вопросы по тексту, вторая — отвечает «да» или «нет» (этот вариант предполагает более подготовленный класс).)
Вопросы к игре
1. Отражается ли биологическая сущность человека в инстинктах? (Да.)
2. Наследуется ли человеком желание пить, есть, спать, возможность передвигаться и многие другие биологические свойства организма? Да.)
3. Передает ли человек способность воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить из поколения в поколение? Да.)
4. Человек при рождении получает от родителей особенности своих эмоций? Да.)
5. Является ли человек биологическим существом? Да.)
6. Суждение «человек — часть природы» является ошибочным? (Нет.)
7. Согласны ли вы с мнением о том, что ребенок — это «чистый лист»? (Нет.)
8. Наследует ли человек многие черты и свойства своих родителей? (Да.)
9. Отличаются ли наследуемые людьми биологические признаки от биологических признаков других живых организмов? (Да.)
10. Утверждение, что человек, родившись среди себе подобных, должен еще научиться быть человеком, является ошибочным? (Нет.)
5. Можно ли влиять на наследственность
В конце XIX в. итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал, что склонность к совершению преступлений — биологический фактор и что «преступные типы» можно выделить посредством физического анализа формы головы. Ломброзо выделил четыре типа преступников: душегуб, вор, насильник и жулик.
Однако в наши дни ученые доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди более склонны к преступному поведению. Но такая же хромосома бывает и у вполне законопослушных людей. Есть также преступники, у которых нет такой хромосомы.
— Работая в группах, определите, о чем говорят приведенные факты.
— Можно ли влиять на наследственность? Если да, то каким образом?
(Работа в группах, проверка выполнения задания.)
— Познакомьтесь с материалом рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и стихотворением О. И. Скороходовой «Думают иные».
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
— Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка,
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.
— Что вы узнали об Ольге Ивановне Скороходовой?
— Какие качества помогли ей проявить свои способности?
— Какую роль в ее жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясните.
IV. Закрепление изученного материала
— Укажите верное определение.
1) Поведение человека определено только биологическими факторами.
2) Человек — это социальное существо, для которого биологические факторы не играют роли.
3) Решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты.
4) Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
(Проверка выполнения задания.)
— Заполните таблицу. Используйте приведенные ниже словосочетания.
(Проверка выполнения задания.)
— Теперь поработаем с рубрикой «В классе и дома».
(Ученики делятся на три группы и выполняют задания 1—3 нас. 14—15 учебника.)
— Так какие же загадки таит в себе человек? Составьте синквейн по теме урока.
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?
• «Бесцельно прожитая жизнь»;
• «Человек — творец своего счастья»;
• «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками».
(Обсуждение.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 1, с. 10-15 учебника.
2. Задание на выбор.
• С незапамятных времен человечество пытается ответить на очень непростые вопросы: кто мы? Откуда мы? Какие версии происхождения человека вам известны?
• Подготовьте черновой вариант журнала, посвященного изучаемой теме, и напишите для него небольшие заметки о феномене человека.
infourok.ru
Видеопрезентация Абуловой Б.Т.
Человек – уникальное творение природы. В чем же его загадка? Разберем на данном уроке. Уникальность человека и его отличие от других живых существ состоит в том, что он имеет хорошо развитый мозг и может мыслить, владеет речью и способен к общению, ходит прямо и производит орудия труда, с помощью которых преобразует мир, обладает фантазией и занимается творческой деятельностью.
Зачем человек рождается?
На этот вопрос люди отвечают по – разному, одни считают, что для счастья, благополучной и сытой жизни, а другие убеждены в том, что человек рожден для служения Родине, совершения добрых поступков. Народная мудрость гласит, что за свою жизнь мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Смысл этой пословицы не нужно воспринимать буквально. Дом – это не просто стены и крыша, а крепкая семья, дерево – это благое дело, которое будет помниться и после смерти, а продолжателем рода может быть и дочь, главное, чтобы ребенок был хорошо воспитан. Михаил Михайлович Пришвин, русский писатель, посвятивший своё творчество размышлениям о смысле жизни, взаимоотношениях человека с другими людьми и природой писал: «Всё прекрасное на Земле – от солнца, и всё хорошее – от человека». Герой произведения Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц» говорил: «Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир». О какой ответственности говорит маленький принц? Всевышний наделил человека разумом и этим выделил его из животного мира. Разумный человек никогда не забывает об этом и не совершает дурных поступков. Он понимает, что мир на Земле зависит от поведения каждого человека и заботиться о благе других. Он очень хочет, чтобы все на Земле жили дружно и счастливо.
Что такое наследственность
Человек – это часть природы, поэтому он – биологическое существо. От своих родителей человек наследует многие биологические черты и свойства:
Во – первых, внешние признаки: цвет глаз и волос, рост, овал лица и другие анатомические особенности, делающие человека похожим на маму с папой, бабушку с дедушкой.
Во – вторых, инстинкты – определённые действия, которым обучаться не нужно, потому что с ними человек рождается. Например, инстинкты самосохранения, продолжения рода, ухода за потомством, продолжения рода и многое другое. Инстинкты есть и у животных, но в отличие от животных человек может управлять инстинктами и подавлять их, если они противоречат моральным правилам поведения в обществе.
В – третьих, эмоции: один спокойный и рассудительный, другой активный и эмоциональный.
Всему остальному человек учиться в обществе, поэтому его еще называют социальным (или общественным) существом. Слово социальный от лат. слова социум, что в переводе означает общество. Благодаря родителям и учителям ребенок учиться познавать мир, различать хорошее и плохое, трудиться. Только в обществе человек становится воспитанным, образованным, культурным. Наверняка вы слышали о детях – маугли. Так называют детей, которые росли не среди людей, а среди зверей. Они не умели говорить, есть из ложки, передвигались на четвереньках, не мыслили, как люди. Оказавшись в обществе, вели себя агрессивно, как пойманные животные. Специалисты обучали их ходить прямо, говорить, носить одежду, но ничего не получалось. Это потому что было упущено время, в течение которого ребенок мог быть обучен всему этому. В реальности ещё не было случая, чтобы ребенок – маугли стал человеком. Ну а если взрослый человек окажется в лесу, начнет там жить, например, как герой романа Даниэля Дефо Робинзон Крузо, то он не перестанет быть человеком.
Для того, чтобы научиться говорить, учиться и трудиться человеку нужно слышать и видеть. Очень трудно представить, как может не только жить, но и рисовать, сочинять стихи, изобретать человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но обучаясь в специализированных школах, такие дети учатся жить нормальной, творческой жизнью. Ученые разработали для них специальную методику обучения с помощью осязания, которое хорошо развито у слепоглухонемых детей. Можно привести очень много примеров людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, но добившихся высоких результатов в разных областях жизни. Это, например, известный русский учёный – дефектолог, писатель и поэт Ольга Ивановна Скороходова, английский ученый – физик, космолог и писатель Стивен Хокинг, легендарный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен и многие другие. Конечно, им было не легко, только огромная сила воли, постоянные занятия и упорный труд помогли им стать очень нужными обществу людьми.
Итак, вернемся к вопросу, с которого мы начали урок. В чем загадка человека? Загадка человека заключается в том, что он является не только уникальным биологическим, но и социальным существом. Биологические признаки человек наследует от предков, а социальные признаки приобретает в обществе.
cknow.ru
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс
Загадка человека
Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории и обществознания I категории
г. Нижняя Салда Свердловской области
2015
Цель урока:
Формирование целостных представлений учащихся
зачем человек рождается, для чего живет,
в чем отличие человека от животных,
Цели для учителя
каковы ценности человеческой жизни.
2
Актуализация знаний
ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ
ОБЩЕСТВО
Актуализация знаний
ЗНАНИЯ
2
Какие знания нам дает обществознание
Знания о человеке
Знания о взаимоотношениях с другими людьми,
обществом
знания
об обществе
Учащиеся вспоминают какие знания нам дает обществознание
Знания о взаимоотношениях с государством
Знания о взаимоотношениях с природой
2
Мотивация
Беседа с классом
Мотивация
О человеке
Мотивация урока
Мотивация урока. Вызов к размышлениям, обсуждение высказываний.
2
Тема нашего урока: «Загадка человека»
На какие вопросы нам необходимо ответить?
План урока
1. Чем человек отличается от животных
2. Зачем человек рождается
Эпиграф урока:
Мотивация урока
..
2
Учебная цель урока
в чем отличие человека от животного;
зачем человек рождается;
каковы ценности человеческой жизни.
Офрмление наиболее удачных целей урока.
12
Создать кластер. «Чем человек отличается от других живых существ»
Учитель организует работу с кластером. С одной стороны, человек – животное, биологическое существо.
? Что вы знаете о человеке, как о биологическом существе?
? Но все это признаки животного. А что же отличает нас от животных?
Выполнение задания в паре. Обсуждение.
12
Чем человек отличается от других живых существ
Владеет речью
Способен к творчеству
Умеет производить орудия труда
Имеет хорошо развитый головной мозг
Способен к прямохож-дению
На доске появляется готовый кластер /примерный/
Способен к действиям по плану
Осознаёт самого себя
Обладает фантазией
12
Заполни пропуски в тексте:
речью
Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________ , имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.
прямохождению
по плану
головной мозг
орудия труда
Обобщение знаний
12
Зачем человек рождается?
Учитель подводит школьников к дискуссии Зачем человек рождается?
12
Зачем человек рождается?
Зачем человек рождается
Вопрос:
Зачем человек рождается?
Работа над проблемой
12
Работа с карточками:
Задание 1 Закончите выражения: * Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно воспитываться в обществе, чтобы _______________
Работа с карточками, обсуждение, формулировка выводов.
12
Работа с карточками:
Задание 2.
Закончите предложение.
Ребенок родился. Чтобы ему расти и развиваться нужно общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
РАБОТА
ПО УЧЕБНИКУ
Страница 11
Работа с текстом учебника. Обсуждение информации, учащиеся высказывают свои мнения. Дают оценку.
12
Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»
Обсуждение стихотворения. Беседа по содержанию.
12
Важнейшие ценности для человека ?
12
Важнейшие ценности для человека ?
ЦЕННОСТИ
Закрепляем знания
Что нужно для ребёнка, чтобы он рос и развивался?
Слушать и понимать человеческую речь, общаться со взрослыми, чтобы…
Воспитываться с рождения среди людей, чтобы …
Заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (трудиться, играть, гулять), чтобы…
Закрепление знаний
12
Зачем человек рождается?
Что сказал поэт?
в, даже, детстве, имеет, не, неправедных,
поступков, права, совершать, человек.
Даже в детстве человек не имеет права совершать неправедных поступков.
Рефлексия. Подведение итогов работы над проблемой «Зачем человек рождается» ребята из предложенных на экране слов составляют цитату и делают вывод.
Александр Блок
12
Источники:
Источники рисунков
12
multiurok.ru
Технологическая карта уроков по обществознанию. 5 класс.
Уроки 1-2.
К учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. ФГОС.
УчебникПрезентация «Человек родился» (Электронный ресурс). – Режим доступа: www.proshkolu.ru/user/rizingelena/file/586150
План урока
1.Введение в предмет.
2.Зачем человек рождается?
3.Что такое наследственность?
4.Наследственность – биологическая сущность всех людей.
5.Можно ли влиять на наследственность?
Личностно значимая проблема
Подведение об-ся к пониманию ценности жизни как великого чуда, к ответу на вопрос: «Зачем человек рождается?»
Методы и формы
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные понятия
Человек, личность, отличительные признаки
Планируемые результаты
Научатся: называть отличия человек от животного, работать с текстом учебника.Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Организационная структура урока.
Создает условия для возникновения у об-ся внутренней потребности включения в учебную деятельность уточняет тематические рамки.Организует формулировку темы и постановку цели урока об-ся
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная.
Групповая
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
2.Актуализация знаний
7
1.Знакомство об-ся с новым учебным предметом.
1.Знакомит об-ся с новым предметом «Обществознание», с основными темами и задачами предмета, с учебником и РТ.
2.Создает условия для самостоятельного прочтения статьи «Как работать с учебником», организует беседу по вопросам:
-Что вы узнали после прочтения этой статьи?
-Какие основные рубрики есть в учебнике?
-Для чего необходимы эти рубрики?
1.Обсуждают основные темы и задачи нового учебного предмета, записывают тему и план урока в тетрадь.
2.Знакомятся со вступительной статьей учебника.
1.Фронтальная.
2.Групповая. Фронтальная.
Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться.
Познавательнве: в устной форме высказываются о новом изучаемом предмете; осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга; учатся работать в группе.
1.Работа в тетради.
2.Устные ответы.
3.Изучение нового материала
17
1.Презентация «Человек родился».
2.Беседа по теме «Человек родился»
3.Заполнение таблицы «Отличие человека от животного с сопутствующей беседой и прочтением текста (Приложение 1).
4.Анализ высказываний.
5.Работа с учебником.
6.Работа с учебником. Знакомство с рубрикой «Жил на свете человек».
1.Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2.Организует диалог с об-ся по вопросам:
-Кто такой человек?
-Чем отличается забота о потомстве у животных от воспитания человека?
-Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?
-Что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался?
-Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нем?
3.Знакомит с таблицей, помогает выделить отличительные черты, организует беседу по вопрсам-Чем человек отличается от животного?
-Почему дети – Маугли не стали людьми?
4.Знакомит об-ся с высказываниями: «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками», «Бесцельно прожитая жизнь», «Человек – творец своего счастья», «Эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья»; организует дискуссионную беседу по вопросам:
-Что означает высказывание «Прожитая жизнь оценивается человеческими поступками»?
-Можно ли плохими поступками оценивать жизнь человека?
-Может ли сам человек оценивать свои поступки или или его оценивают окружающие.
5.Нацеливает об-ся на анализ схемы и таблицы и на обсуждение вопросов:
-Зачем человек рождается?
-Каковы ценности человеческой жизни?
6.Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам:
-Что узнали из текста учебника?
-Что такое наследственность?
-Согласны ли с суждением, что «человек – часть природы?»
Проводит обсуждение рубрики «Жил на свете человек».
1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное.
2.Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственную точку зрения.
3.Определяют черты, отличающие человека от животного, самостоятельно заполняют таблицу, отвечают на вопросы, приводят примеры и доказательства.
4.Анализируют высказывания, отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы.
5.Рассматривают и анализируют схему и таблицу, делают сравнения, отвечают на вопросы.
6.Самостоятельно знакомятся с материалами учебника, обсуждают информацию, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.
Индивидуальная, фронтальная работа
3.Индивидуальная, фронтальная
Фронтальная
5.Индивидуальная и фронтальная работа.
6.Индивидуальная, фронтальная, групповая работа.
Личностные: оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, самостоятельно определяют промежуточные цели урока.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связях между поколениями, ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором»; отделяют новое от известного; выделяют главное, составляют план.
2.Устные ответы.
3.Проверка таблицы, устные ответы.
4.Устные задания.
5.Устные ответы.
6.Устные ответы.
4.Первичное осмысление и закрепление изученного
7
1.Задания в РТ №1, №4.
2.Прочтение стихотворения и беседа по его содержанию. (Приложение 2).
1.Нацеливает об-ся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.
2.Организует беседу по тексту стихотворения В. Берестова:
-Почему подростки хотят быстрее подрасти?
-Что они подразумевают под этим понятием?
1.Выполнение заданий в РТ.
2.Рассуждают, отвечают на вопросы.
1. Индивидуальная работа.
2.Фронтальная работа.
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные ориентируются в учебнике и рабочей тетради.
1.Проверка заданий в РТ.
2.Устные ответы.
5.Итоги урока. Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений.
Проводит беседу по вопросам:
-Человек рождается как «чистый лист» или природа дает ему что-то от рождения?
-Какие биологические признаки наследует живое существо?
-Чем различается деятельность животного и человека?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Фронтальная работа.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Оценивание об-ся.
Домашнее задание.
2
Параграф 1; задания рубрики «В классе и дома», с.14-15. РТ №6, с.7.
Конкретизирует домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
Индивидуальная работа.
Приложение №1.
Отличие человека от животного
Волчонок Балу
Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и … ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу, стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.
Человек-волчонок прожил среди людей 9 лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.
Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились павианы, медведи и даже леопарды.
Приложени№2.
Кому 12 лет, тот в детский сад…
Кому 12 лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетие назад.
Об этом самом детстве золотом
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Забыть его скорее! Ведь оно
В геройской биографии пятно.
infourok.ru