spisok-literaturi.ru
Содержание.
Волшебная сказка «Царевна-лягушка»
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Волшебная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Русская народная сказка «Морозко»
И.А. Крылов
В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»
Сказки А.С. Пушкина
И.С.Тургенев «Муму»
А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
О. Уайльд «Соловей и роза»
О. Уайльд «Соловей и роза»
Х.К. Андерсен «Дикие лебеди»
Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
Х.К. Андерсен «Новое платье короля»
Х.К. Андерсен «Новое платье короля»
А.П.Платонов «Волшебное кольцо»
Н.Веревочкин «Лешка»
Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Приказал сыновьям пустить стрелы в разные стороны.
По бокам у него города с дверцами да башнями.
Глянув в него, Иван-царевич ахнул.
В нее превратилась Василиса Премудрая.
Выворотил дуб с корнями.
У избушки они курьи.
Имя главной героини.
Ответы:
1. Царь. 2. Каравай. 3. Ковер. 4. Лебедь. 5. Медведь. 6. Ножки. 7. Василиса.
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
К этому виду былин относится былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Там герой стоял заутреню.
Название речки из былины.
Славный киевский царь.
Такая стрела была у Ильи Муромца.
Покривились на теремах.
Ответы:
1. Героическая. 2. Муром. 3. Смородина. 4. Владимир. 5. Каленая. 6. Маковки.
Волшебная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо».
Название реки из сказки.
Название моста.
Имя героя сказки.
Мать Чудо-Юды.
Его бросил Иван на ковер.
Туда пустили братьев.
Ответы:
1. Смородина. 2. Калинов. 3. Иван. 4. Змеиха. 5. Кушак. 6. Кузница.
Русская народная сказка «Морозко».
Так старуха называла свою дочь.
У Мороза он красный.
Туда старик свалил дочку.
Мороз мечтает делать это кругом.
Рассердился на старухину дочь.
Мороз подарил падчерице.
Высказывала старухе правду прямо.
Ответы:
1. Умница. 2. Нос. 3. Сугроб. 4. Заморозить. 5. Мороз. 6. Сундук. 7. Собачка.
И.А. Крылов.
Город, в котором родился И.А.Крылов.
Ее воплотил Крылов в своих баснях.
Страна, в которой зародилась басня.
Так часто в народе называют Крылова.
Иносказание.
Ответы:
Москва. 2. Мудрость. 3. Греция. 4. Дедушка. 5. Аллегория. 6. Хитрость.
В.А. Жуковский
«Сказка о царе Берендее».
Была у Берендея до колен.
Из него хотел попить царь.
Страшная смотрела со дна.
Лежал на подушках.
Камень, из которого был высечен дворец Кощея.
Иван-царевич должен был построить ночью.
Ею сделалась Марья-царевна в первый раз.
В такой цветок превратилась Марья-царевна.
Ответы:
Борода. 2. Колодец. 3. Образина. 4. Младенец. 5. Карбункул. 6. Дворец. 7. Речка. 8. Лазоревый.
Сказки А.С. Пушкина.
У него толоконный лоб.
Посылала старика к золотой рыбке.
Из соболя была сшита у старухи.
Балда заставил чертей заплатить его.
Царевич из сказки Пушкина.
На этом острове Гвидон выстроил свой дворец.
Ответы:
Поп. 2. Старуха. 3. Душегрейка. 4. Оброк. 5. Елисей. 6. Буян.
И.С. Тургенев «Муму».
Дворецкий.
Автор повести «Муму».
Должность Герасима.
Понравилась Герасиму.
Город, куда перевезли Герасима.
Домашний лекарь барыни.
Комната Герасима.
Ответы:
Гаврила. 2. Тургенев. 3. Дворник. 4. Татьяна. 5. Москва. 6. Харитон. 7. Каморка.
А.Погорельский
«Черная курица, или Подземные жители».
Город, в котором происходит действие.
Этим казалось мальчику все происшедшее.
Болезнь Алеши.
Из-за этого от мальчика отвернулись товарищи.
Курица.
Имя мальчика.
Они кивали Алеше головой.
Размер шандалов со свечками.
Оно лежало у мальчика в бумажке.
Кухарка.
Все имение Алеши.
Курочка считала, что Алеша такой, хотя и ветрен.
Ответы:
Петербург. 2. Сон. 3. Горячка. 4. Обман. 5. Чернушка. 6. Алеша. 7. Куклы. 8. Пальчик. 9. Семечко. 10. Триушка. 11. Империал. 12. Добрый.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
Фамилия одного из героев.
Народ, захвативший в плен Жилина и Костылина.
Его хотели получить за пленников.
Жилин делал на потеху деревни.
Имя горской девочки.
На колодках он крепкий.
Ответы:
Костылин. 2. Татары. 3. Выкуп. 4. Куклы. 5. Дина. 6. Замок.
О. Уайльд «Соловей и роза».
Ему нужна была красная роза.
Возле них рос розовый куст.
От его трелей роза стала алой, как рубин.
Раздавила розу.
Студент считал её глупостью.
Любил малую пташку.
Ответы:
Студент. 2. Часы. 3. Соловей. 4. Телега. 5. Любовь. 6. Дуб.
О. Уайльд «Соловей и роза».
Жанр произведения.
Имя английского писателя Уайльда.
Песня соловья.
Цветок.
Цвет куста.
Разговаривала с Бабочкой.
Розы такого цвета не было в саду Студента.
Ответы:
Сказка. 2. Оскар. 3. Трель. 4. Роза. 5. Розовый. 6. Ящерица. 7. Красный.
Х.К. Андерсен «Дикие лебеди».
Имя героини сказки.
Русский поэт, сказочник.
Родина Андерсена.
Воспитали Элизу в своем доме.
Их искала Элиза.
Название сказки Андерсена.
Злая героиня сказки «Дикие лебеди».
Столько братьев было у Элизы.
Ответы:
Элиза. 2. Пушкин. 3. Дания. 4. Крестьяне. 5. Братья. 6. «Соловей». 7. Королева. 8. Одиннадцать.
Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
Ему подарили оловянных солдатиков.
Нашла оловянного человечка в теле рыбы.
Первое испытание, которое перенес солдатик, выпав из окна.
В ней жил зимой тролль.
Выгребала из печки золу.
Главное качество характера оловянного солдатика.
Только кусочек этого материала остался от солдатика.
Ей принадлежало сердце стойкого оловянного солдатика.
Ответы:
Мальчик. 2. Кухарка. 3. Дождь. 4. Табакерка. 5. Служанка. 6. Стойкость. 7. Олово. 8. Танцовщица.
М.М. Пришвин
«Кладовая солнца».
Настоящее имя собаки, которое вспомнил Митраша.
Топкое место в болоте.
То, что, по словам автора, скрыто в болотах.
Стелющаяся по земле зеленая ниточка с клюквинками.
Утром ревела во дворе у детей.
Повозка, на которой привезли мертвого Серого помещика.
Сын охотника заткнул за пояс, собираясь в дорогу.
Сеятель, принесший два семечка в болото.
Это слово с эпитетом «золотая» употребляет автор, говоря о Насте.
Ответы:
Затравка. 2. Елань. 3. Богатство. 4. Плеть. 5. Скотина. 6. Санки. 7. Топор. 8. Ветер. 9. Курочка.
Х.К. Андерсен «Новое платье короля».
Все свои деньги тратил на новые платья.
Под ним шествовал король по улицам.
Сказал правду всему народу.
Обманщики делали вид, что работают на них.
Его послал король рассмотреть диковинную ткань.
Ответы:
Король. 2. Балдахин. 3. Младенец. 4. Станки. 5. Министр.
Х.К. Андерсен «Новое платье короля».
Должны были одеть короля.
Ткачи на самом деле оказались ими.
Король дал в награду ткачам.
В сказке они ткацкие.
В ней носят ордена.
Всегда сопровождает короля.
Так жилось в столице.
Король отправил его к обманщикам.
Первым произнес слова: «А король-то голый!».
Ответы:
Ткачи. 2. Обманщики. 3. Орден. 4. Станки. 5. Петлица. 6. Свита. 7. Весело. 8. Министр. 9. Ребенок.
А.П.Платонов «Волшебное кольцо».
Как «ЭТО» отдал змеиный царь кольцо Семену.
Они появлялись, когда кольцо надевали на другой палец.
Без нее Семену было скучно.
Его должен был построить Семен.
Царь с царицей жили в них.
Ее носил царь.
В него превращался аспид.
Туда наведывался Семен к девушке-сиротке.
Ответы.
Память. 2. Молодцы. 3. Царевна. 4. Мост. 5. Хоромы. 6. Корона. 7. Юноша. 8. Деревня.
Н. Веревочкин «Лешка».
1. Порода собак.
2. Кличка собачонки.
3. Для этого был рожден Лешка.
4. Они подействовали на маму.
5.Друг Лешки.
6. Любимое занятие мальчика и собаки.
7. Порода Альпы.
8. Там мальчик похоронил Лешку.
9. Путались в шерсти собачки.
10. Котенок, лизавший израненные уши Лешки.
Ответы.
Дворняжка. 2. Лешка. 3. Борьба. 4. Слезы. 5.Васька. 6. Кроссы. 7. Овчарка. 8. Кладбище. 9. Соломинки. 10. Снежок.
infourok.ru
Кроссворд “Русские народные сказки»
2 | 1 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|
|
| 4 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
| 10 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 10. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 12 |
|
|
|
| 14 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По вертикали:1. Название вида русских народных сказок.5. Животное, которое пожалел Иван-царевич и не убил. 10. Кто помог Ивану-царевичу достать яйцо со дна реки. 12. Оружие Ивана – крестьянского сына. 13. «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам …..14.На конце чего находилась смерть Кощея Бессмертного?
По горизонтали:2. Имя героя, который победил Чудо-Юдо. 3. Имя царевны-лягушки.4. Самое хитрое животное в русских народных сказках.6. В чём принёс Иван-царевич домой лягушку? 7. Как называются эпитеты. Которые являются красочными определениями, признаками предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом? 8. Кто был отцом царевны-лягушки? 10. Верный помощник Ивана – крестьянского сына. 11. Название реки, возле которой принял бой Иван – крестьянский сын.
nsportal.ru
spisok-literaturi.ru
Головоломки.
Цель: Познакомить учащихся с разными видами ребусов, способствовать развитию мышления, активизации памяти учащихся, воспитанию интереса к чтению.
Внимание, внимание! Всем, кто страдает кроссвородоманией по горизонтали, а тем более – по вертикали, приглашаются в увлекательное кроссворд-турне по странам книжного Зашарадья.
Сейчас все очень увлечены различными кроссвордами, ребусами и шарадами. А вы знаете, что обозначает слово «кроссворд». Кроссворд – род задачи-головоломки по разгадыванию слов. Очень часто мы видим как люди в поезде, в самолете, на теплоходе решают кроссворды в газетах и журналах. Настоящим любителям кроссвордов эта игра доставляет радость, дает возможность провести интересно досуг, тренирует память и расширяет кругозор.
Небольшая справка: в 2010 году кроссворд отметил свое 100-летие. Родился он на страницах газеты «Нью-Йорк Уорд». В нашей стране кроссворд впервые появился 12 мая 1929 года в журнале «Огонек». Сегодня и мы окунемся в мир кроссвордомании и узнаем, на что мы способны. В наших кроссвордах будет лидировать литературная тема.
Первым заданием будет ребус, который называется «Числобус».(слайд № 2)
Вопросы с ответами:
Вы должны ответить на первые пять вопросов, сумма ответов будет ответом на шестой вопрос.
Сколько было козлят у мамы козы? (7)
Сколько было гномов у Белоснежки? (7)
Сколько братьев было в сказке Е.Шварца? (2)
Сколько поземных королей было в произведении Волкова? (7)
Сколько лепестков у чудо-цветка? (7)
Сколько лет просидел Илья Муромец на печи? (30)
Вторым заданием будет конкурс «Паутина». Вы должны выслушать вопрос и дать ответ, но каждый ответ должен обязательно состоять из 7 букв и оканчиваться на букву «А». В каждую клеточку паутинки от края к центру вписать одну букву. (Слайд № 3)
Вопросы к паутине:
У какой красавицы из известной сказки была длинная коса? (Варвара)
Кем была царевна в русской сказке? (Лягушка)
Кто потерял туфельку? (Золушка)
Красный головной убор героини сказки? (Шапочка)
Мертвая кто и семь богатырей? (Царевна)
Имя девушки, которую украл мерзкий карлик, а Руслан её спас? (Людмила)
Маленький человечек из сказки, который жил с котом и петухом, а лиса хотела украсть его и съесть? (Жихарка)
Третье задание «Змейка». Вы должны дать ответ на мой вопрос, но обратите внимание: каждое следующее слово начинается с той буквы, на которую заканчивается предыдущий ответ, это подсказка для вас. (Слайд № 4)
Вопросы к «Змейке».
гостиница для животных? (теремок)
от всех ушел, кроме одного зверя? (колобок)
солнце проглотил? (крокодил)
кто поймал стрелу Ивана-царевича? (лягушка)
врач-ветеринар в сказке К.Чуковского? (Айболит)
Четвертое задание «Кроссворд». Кроссворд – по горизонали. Все слова начинаются с буквы «О», в выделенных клеточках ответ на загадку, которую я задам позднее. Вопросы кроссворда идут сверху – вниз. (Слайд № 5)
Сестра Двухглазки и Трехглазки из сказки “Хаврошечка”. (Одноглазка)
Участок земли, куда поехал баран, сев на пароход, в стихотворении К. Чуковского “Чудо-дерево”. (огород)
Что предложила золотая рыбка старику за свое освобождение? (откуп)
Птица, на которой отправился в Африку доктор Айболит. (орёл)
Постельная принадлежность, убежавшая от грязнули в стихотворении “Мойдодыр”. (одеяло)
То, что было нарисовано на куске холста в каморке старого Карло. (очаг)
Сказка Х.-К. Андерсена про солдата? (Огниво)
Оптические предметы, которые носили все жители Изумрудного города. (очки)
В выделенных клетках по вертикали:
овощ, которому советуют: “… не ходи на тот конечик, а то мышка придёт, тебе хвостик отгрызет”.(огуречик)
Пятое задание: Ребус «Ю». Как вы думаете – какое слово здесь написано? Не спешите, подумайте, не буква, а слово. (Слайд № 6) (ИЗЮМ)
Шестое задание: «Стручки».
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки скомороха
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь, как они играли?
Я сообщаю все детали…
Необходимо в каждом примере переложить только один стручок, чтоб восстановилось равенство. (Слайды № 7,8)
Седьмое, сложное задание «Шифровка» Вам потребуются ручки и лист бумаги, чтобы разгадать шифровку. (Слайд № 9)
Вы должны расшифровать написанное с помощью ключа, кто первый правильно прочитает, тот и получает победных 5 баллов.
Подсказка: 8в-2б-6б-7д-1з (школа)
Цифру искать по горизонтали, а буквы по вертикали
В шифровке пять слов, получается одно предложение.
Ответ: (Слайд № 10)
Сегодня мы с вами разгадали лишь несколько видов ребусов, шарад. Их разновидностей гораздо больше. Разгадывайте кроссворды, развивайте свою память, мышление, повышайте интеллект. Это поможет вам в учебе.
pedsovet.su
Кроссворд. Литература 5 класс
XX
X
X
X
1
X
X
X
X
X
2
X
X
X
X
3
X
X
X
X
X
X
X
4
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
5
X
6
X
X
X
7
8
9
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
10
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
11
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
12
X
X
X
13
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
14
X
X
X
X
X
X
X
X
X
15
X
X
X
16
X
X
X
17
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
18
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
19
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
По горизонтали
4. Писатель и поэт, автор многочисленных сказок, рассказов, повестей, трагедий и романов. Про него говорят “Наше всё”. 6. Один из главных героев “Кавказского пленника”. 7. Главный герой рассказа “Муму”. 10. Писатель. Родом из села Великие Сорочинцы. Автор сборников “Миргород”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. 11. Приём звукописи, повторение согласных звуков. 12. Один из героев повести “Ночь перед Рождеством”. 14. Уральский писатель, автор “Каменного цветка”. 16. Герой “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях”. 17. Поэт, автор множества стихотворений и поэм. За стихотворение “Смерть поэта” был отправлен в ссылку на Кавказ. В селе Тарханы располагалась усадьба его родителей. 19. Литературный “папа” Незнайки.
По вертикали
1. Античный поэт, автор “Одиссеи” и “Иллиады”. 2. Совокупность мифов. 3. Один из главных героев “Кавказского пленника”. 5. Вид искусства. В широком смысле – совокупность любых письменных текстов. Бывает художественной, научной, научно-популярной, мемуарной, справочной, учебной, технической. 8. Поэт, его детские годы прошли в селе Константиново Рязанской губернии. Автор стихотворений “Нивы сжаты, рощи голы”, “Поёт зима – аукает” и других. 9. Писатель, автор рассказа “Петька на даче”. Родился в Орле. 11. Автор “Васюткина озера”. 13. Писатель, автор “Кавказского пленника”. Владел имением Ясная поляна, недалеко от которого и был похоронен впоследствии. 14. Поэт, детские годы провёл в имении Шахматово. Автор стихотворений “Летний вечер”, “Полный месяц встал над лугом” и других. 15. Устное народное творчество. 18. Родоначальник басни. Именно он ввёл язык иносказаний.
Ответы
По горизонтали
4. Пушкин. 6. Костылин. 7. Герасим. 10. Гоголь. 11. Аллитерация. 12. Вакула. 14. Бажов. 16. Елисей. 17. Лермонтов. 19. Носов.
По вертикали
1. Гомер. 2. Мифология. 3. Жилин. 5. Литература. 8. Есенин. 9. Андреев. 11. Астафьев. 13. Толстой. 14. Блок. 15. Фольклор. 18. Эзоп.
infourok.ru
Кроссворд «Любимые сказочники»
Автор: Резанова Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Газимуро-Заводская сош», с. Газимурский Завод, Забайкальский край.
Описание материала: Кроссворд, направленный на проверку знаний учащихся об известных сказочниках. Будет полезен учителям литературы, начальных классов, родителям. Использовался при изучении темы «Литературная сказка» в 5 классе.
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся об известных сказочниках.
Задачи: 1. Проверить знания учащихся об известных сказочниках, их отдельных произведениях; 2. Воспитывать любовь к литературе и чтению.
По горизонтали:
1. Сказочник, поведавший миру историю про Кая и Герду.
2. В одной из сказок этого удивительного писателя «… в синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут».
3. От кого все дети и взрослые узнали о существовании Изумрудного города?
4. В сказках этого замечательного сказочника кот разгуливает в сапогах, а девушка на бал надевает хрустальные туфельки.
5. Автор таких сказочных персонажей как Балу, Каа, Акела.
6. Американский сказочник, автор сказки о волшебной стране Оз.
По вертикали:
1. Кто из писателей «вырастил» «Аленький цветочек»?
2. Кто из русских сказочников однажды, глядя в свою музыкальную табакерку, задумался: «Кто там, в коробочке, музыку играет?»
3. Сказочник, создавший мальчика-луковку и синьора Помидора.
4. Какая сказочница увидела Мумми-тролля, который познакомил её с мамой, папой и своими друзьями? А уж потом она познакомила нас с троллями.
5. Автор сказочной повести «Алиса в стране чудес».
6. Он написал одну из лучших литературных сказок, герою которой пришлось выдержать много испытаний, а всё потому, что он не послушал совета своего конька и взял перо Жар-птицы.
7. Сказочник, познакомивший нас с коротышками из Цветочного города.
8.Умел этот замечательный сказочник сочинять сказки о маленьких людях с удивительными именами: Нос, Мук и др.
nsportal.ru