Конспект урока милосердие и сострадание 5 класс – План-конспект урока (5 класс) на тему: Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс “Милосердие и сострадание”

План-конспект урока (5 класс) на тему: Урок по ОПК в рамках курса ОРКСЭ 4-5 класс “Милосердие и сострадание”

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация знаний и введение в тему

Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте улыбнёмся друг другу. Покажите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас. У всех учеников есть четыре цветных карточки (красный, оранжевый, зелёный, чёрный)

 – О чём мы беседовали на прошлом уроке?

– Послушайте пятую из девяти заповедей блаженства, данных Христом в Нагорной проповеди.

 «Блажени милостивии, яко тии помиловании будут»

– Как вы думаете, о ком здесь говорится?

 – Назовите слова-ассоциации, которые возникают, когда вы слышите слово «милостивый».

– О чём же мы будем говорить на уроке?

Запишем тему в тетрадь: «Милосердие»

Наша задача – познакомиться с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».

Поднимают карточку

О заповедях, данных Богом пророку Моисею на горе Синай.

О тех, кто милует, кто милостивый.

Доброта, сострадание милосердие, помощь, милостыня, милость, …

Слайды 1-2

Этап актуализации учебного действия

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. О сердце, которое открыто и беде и радости близкого человека. В толковом словаре значение этого слова даётся так: Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Посмотрите внимательно фильм-притчу и приготовьтесь отвечать на вопросы.

  1. М/ф «Притча о добром самарянине»

Вопросы в течение  и после просмотра «Притчи о добром самарянине»:

 – Какие вопросы были заданы Христу?

 – Как ответил Христос? (притчей)

– Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

– Кто оказался ближним пострадавшему человеку?

Найдите на с.42 и запишите одну из главных заповедей, данную людям Христом (табличка крепится на доску).

Запишите и то, кто является человеку ближним.

Даже если человек виноват перед тобой, в трудную минуту, когда он в беде, надо забыть обиды и протянуть руку помощи. Милосердное прощение благороднее, чем справедливое возмездие.

– Ребята, а легко ли прощать? Почему?

     А вот в истории человечества есть такие примеры, когда вопреки всему человек достигает необыкновенного величия духа и исполняет заповедь Христа. Мой рассказ о

     II.       Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была женой  великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III.

   4 февраля 1905 её супруг был убит террористом, который метнул в него ручную бомбу. Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Она очень переживала утрату…

   Позднее великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.

 – Найдите на с.44 учебника призыв Христа по отношению к врагам. Запишите в тетрадь (табличка крепится на доску).

– Как же нелегко любить тех, кто проявил себя, как твой враг! Сколько мужества надо, чтобы простить убийцу! Какого величия духа надо, чтобы любить того, кто разрушил твоё счастье, сломал жизнь!..

   Вскоре после гибели мужа Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности и на вырученные деньги основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, названную в честь библейских сестёр Марфы и Марии, женщин праведных, отзывчивых к страданиям, готовых помочь, хотя и противоположных по характеру. Вместе со своим братом Лазарем были особо любимым семейством Господа Иисуса Христа. По свидетельству Предания, Марфа и Мария были в числе жен-мироносиц у гроба Спасителя. 

    Сестры Марфо-Мариинской обители занимались благотворительной и медицинской работой. В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая. Елизавета Фёдоровна ночами ухаживала за тяжелобольными, молилась над умершими, а днём трудилась, как и сёстры, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей.

    Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали.

     Мученически погибла в июле 1918 года от рук большевиков – сброшена в шахту недалеко от Алапаевска.

 

– Можно ли научиться милосердию?

Великая матушка Елизавета учила: «Счастье состоит не в том, чтобы быть богатым и жить во дворце – всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты найдёшь его в жизни души и отдания себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой. И ты сам будешь счастлив».

Итак, составим схему (таблички крепятся на доску):  

Слайд3

Что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Кто мой ближний?

Единоплеменники прошли мимо, приезжий помог.

Помоги тому, кто нуждается в твоей помощи.

«Люби ближнего, как самого себя»

Тот, кто нуждается в помощи

Нелегко! Сильно желание возмездия.

«А Я говорю вам: любите врагов ваших»

Да, если будем совершать дела милосердия, от маленького дела к большому: ухаживать за больными, стариками, младшими, бескорыстно предлагать свою помощь

Этап включения в систему знаний. Самостоятельная работа под руководством учителя.

1. Работа с учебником. С.44 – Найдите и зачитайте, что такое милостыня. Какие слова Христа мы запишем в тетрадь? (табличка крепится на доску)

– Нарисуйте словесно милостыню.

– Какая из этих рук несёт добро?

Великий русский историк Василий Осипович Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук.

Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». Он говорил так: «Непросто решить, какая из этих рук несет больше добра».

– Подумайте, почему?

«Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире… Ведь от этого твоя душа стала светлее»                                                                                                                        Святой Дорофей

На с.45 рассказывается о св. Ульяне, которая всю жизнь совершала дела милосердия. Давайте прочитаем и

Закончим предложения (устно)

Одно из дел милосердия – …

Милостыня – это встреча …

В конце XVI в. в Муроме жила …

Она помогала всей округе тем …

Ульяна стала просить себе …

На самом деле святая тайком …

Хлеб святая стала печь из …

2. – Прослушайте песню-притчу в исполнении Светланы Копыловой.

– Какой смысл жизни обрёл человек – герой истории?

Смысл жизни – помогать людям бескорыстно и ощущать радость и счастье. Творить добро, благо.

– Объясните значение слова «благотворительность»

«Благотворительность» – безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению.

В словаре С. И. Ожегова: «Благотворительность – оказание честными людьми материальной помощи бедным из милости».

Игра «Тепло моего сердца».

  –  Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.

 – Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!

 – В народе говорят «Не оскудеет рука дающего». Как вы понимаете смысл этого выражения?

Правильно, отдавай другим, да прибудет тебе!

«Всякому просящему у тебя – дай».

Одна протянута – дай, другая подаёт. Та, что даёт. ???

Тот, кто даёт, делает себя лучше, становится добрее, душа светлеет

Милостыня        

  двух рук

Иулиания        

шила одежду

всё больше еды

раздавала голодным

коры деревьев

В тот момент, когда он отдал свой кошелёк, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар.

Благо – добро, польза.

Творить – делать, создавать. Безвозмездно – просто так, даром, бескорыстно.

Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность  т. д.

Человек, который отдает, не теряет, а приобретает. Приобретает удовлетворение тот того, что кому-то помог, что принес пользу другому человеку. Приобретает благодарные слова и пожелания здравствовать, а это дорого стоит. Со временем добрые дела возвращаются сторицей.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ну что ж, теперь мы можем объяснить с православной точки зрения взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам» (слайд «Мы узнали»)

Составить синквейн по теме урока:

 Милосердие

 Бескорыстный, добрый

 Помогает, спасает, утешает,

 Где тяжело, будь там

 Человечность

– Подумайте и скажите, что вы еще хотите узнать о милосердии? Может быть, кто ещё совершал дела милосердия? Только ли великие? А те, кто вокруг нас?

Вот вам один из вариантов домашнего задания: подготовить рассказ о делах милосердия.

Но прежде, чем мы запишем домашнее задание

– Покажите карточку, оценив самостоятельно и свою работу на уроке и своё настроение.

Думаю, наш разговор состоялся. Вывод прост – надо быть милосердными, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Помощь незаметную, бескорыстную. Будьте внимательнее к людям! Радуйте других, радуйтесь сами! Пусть тепло вашего сердца добавит в наш мир доброты и отзывчивости.

Милосердие – незаметная бескорыстная помощь ближнему – тому, кто в ней нуждается

Показывают карточки – акцент на цвет карточек

Домашнее задание

На выбор:

1. Подготовить рассказ о делах милосердия.

 2. Сделай своими руками поделку (открытку, игрушку, сувенир) и подари её одинокому человеку.

3. Найти в тексте урока 12 историю о милосердии, о которой не говорили в классе.

Всем спасибо за внимание и понимание. До новых и интересных встреч! Спасибо за урок!

nsportal.ru

Урок «Милосердие и сострадание»

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель урока: – формирование потребности в доброжелательном

отношении к окружающим;

– развитие навыков проявления сострадания и созидания.

Задачи урока:

– привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души,

искренности, человеколюбия;

– перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия;

– закрепить и развить положительные тенденции в поведении;

– создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания,

созидания в коллективе класса.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанными пословицами,

листы с отпечатанной легендой «Спасти звезду», ватманы, маркеры.

План урока.

Что такое милосердие?

    Притча о добром самарянине.

    Цветик семицветик.

    Спасти звезду.

    Сестры милосердия.

      Ход урока.

      Игра «Паутинка».

      У учителя в руках клубок ниток. Я передаю ученику и говорю « Доброе утро, Слава! Я очень рада тебя видеть сегодня в хорошем настроении». Слава держит нитку и передаёт клубок дальше со словами: « Привет,….». Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».

      -Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.

      Слайд 1

      Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок милосердия.

      Милосердие, доброта, искренность, сострадание, сопереживание…. В последнее время мы часто стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Человек рождается, живёт на Земле для того, чтобы делать людям добро.

      В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – человеком.

      Сегодня мы с Вами поговорим о таких человеческих ценностях, как доброта, чуткость, сострадание и сопереживание, терпимость, доброжелательность.

      Если оглядеться и посмотреть внимательно вокруг, трудно не заметить, что среди нас живут люди, которым необходимо и дорого самое обыкновенное человеческое внимание и доброта.

      Слайд2.

       

      И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

      «Хоть немодным прослыть рискую,

      К милосердию всех зову,

      Чтоб сумели, смогли боль чужую

      Вы прочувствовать, будто свою

       

      – Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? (Милосердие)

      – А как вы понимаете слово милосердие? (Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).

      Откройте свои тетради , запишите тему сегодняшнего урока «Милосердие»

      Слайд3 (определение)

      Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

      Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!

      Скажите, а вы готовы помочь человеку в беде?

      Запишите себе в тетрадь определение МИЛОСЕРДИЯ. Это готовность помочь или простить из сострадания и человеколюбия

      Тимофей и Владимир прочитаю вам стихотворения «Нищий»


       

      НИЩИЙ
      Знавал я нищего: как тень,
      С утра, бывало, целый день
      Старик под окнами бродил
      И подаяние просил;
      Но все, что в день насобирал,
      Бывало, к ночи раздавал
      Больным, калекам и слепцам,
      Таким же нищим, как и сам.
      Я.П. Полонский

      НИЩИЙ
      У врат обители святой
      Стоял просящий подаянья
      Бедняк иссохший, чуть живой
      От глада, жажды и страданья.
      Куска лишь хлеба он просил,
      И взор являл живую муку,
      И кто-то камень положил
      В его протянутую руку
      М. Ю. Лермонтов

      -Чем отличаются они между собой?

      (В одном стихотворении проявляется – милосердие, в другом –жестокосердие.)

      Слайд4(милосердие и жестокосердие)

      Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние».

      Христос же на заданный ему вопрос ответил «притчей о добром самарянине»:

      Слайд5( видео кадр)

      (На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил, что он очень торопится, что у него впереди очень важные и очень добрые дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в больницу и оплатил его лечение.

      Так кто же оказался по настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.)

      самарянин – это житель соседней с Иудеей страны, Самарии. Самаряне жили отдельно, были смуглее иудеев, говорили на своём языке. Иудеи воспринимали их примерно так, как мы воспринимаем цыган.

      Притча Христа означает: ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи сейчас. Неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

      Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

      Нельзя поступать по принципу: «Как ты к нам, так и мы к тебе»

      Слайд6

      Можно ли за милосердную помощь брать плату?

      Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

      В чем может проявляться милосердие? Приведите примеры.

      Слайд6

      Перед Вами слова: сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм).

      Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?
       


       


       

       

      Послушайте ребята притчу «Спасти звезду»

      Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

      — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

      — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

      — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

      Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

      — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

      А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

      Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах.

      Слайд 7

      Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

      У Ю. Друниной есть стихотворение «Бинты»

      БИНТЫ

      Глаза бойца слезами налиты,

      Лежит он, напружиненный и белый,

      А я должна приросшие бинты

      С него сорвать одним движеньем смелым.

      Одним движеньем — так учили нас.

      Одним движеньем — только в этом жалость…

      Но встретившись со взглядом страшных глаз,

      Я на движенье это не решалась.

      На бинт я щедро перекись лила,

      Стараясь отмочить его без боли.

      А фельдшерица становилась зла

      И повторяла: “Горе мне с тобою!

      Так с каждым церемониться — беда.

      Да и ему лишь прибавляешь муки”.

      Но раненые метили всегда

      Попасть в мои медлительные руки.

       

      Не надо рвать приросшие бинты,

      Когда их можно снять почти без боли.

      Я это поняла, поймешь и ты…

      Как жалко, что науке доброты

      Нельзя по книжкам научиться в школе

      Слайд 8

      В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна. Великая княгиня родилась и воспитывалась в Германии, а замуж вышла за русского Великого князя. Она не просто «приняла Православие». Велась переписка с родными, когда она просила их благословения, чтобы принять Православие. Она писала, что когда она видит мужа, КАКИМ он приходит домой после литургии и причастия, она тоже хочет разделить с ним эту радость. Бедные москвичи, которым она помогала, называли её «московский ангел».

      В 1904 году после начала русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

      Слайд 9(видеокадр)


       

      ( В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи ( в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета.

      Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.)

      Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

       

      задания в тетради.

      Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

      Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка….

      У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание…

      Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками…

      Вы нашли у своего дома маленького котёнка….

      Ветром сломало дерево…

      Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак…

      Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось…

      В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев…

      У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк…

      Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор…

      Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем…

      В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой…

      У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались…

      Слайд10

      Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека – христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

      Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек действительно в этом нуждается. Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованны. Не забывайте об этом.

      Д/з: поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

      Слайд11

      Я благодарю Вас за урок

      Презентация к уроку

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Методическая разработка по обществознанию (5 класс) по теме: “Милосердие и сострадание”

      Слайд 2

      Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о

      сердце, которое милует, любит и жалеет.

      Слайд 3

      Любовь бывает разной.

      Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

      Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

      Слайд 4

      Слайд 5

       

       ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

      Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

      Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

      На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

      Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

      Слайд 6

      Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

      Слайд 7 Задание

      Если:

      а) в минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе

      б) твой вроде бы родной дядя тоже прошел мимо

      в) лишь тот человек, с которым никто в классе не решался дружить, заметил твои слезы и подошел поговорить и помочь.

      Вопрос: кто же на самом деле твой ближний?

       Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

      Даже если это преступник – надо пробовать облегчить его страдания. Если его наказало государство, это не значит, что и каждый из людей должен досаждать ему.

      Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»

      Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

      Даже если этот человек виноват лично перед тобой, был не прав, все  равно в минуту беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

      Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время – и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

      Слайд 8

      Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.

      В середине 19 века в Москве несколько человек собрались, чтобы обсудить, как они могут помочь заключенным. Среди них был врач и священник. Врач (его звали доктор Гааз) говорил, что условия в тюремных камерах слишком тяжелые. Священник возразил: да, условия тяжелые, но они ведь созданы для преступников, чтобы те постоянно помнили о тяжести своей вины. Врач напомнил, что в тюрьмы порой попадают невинно осужденные люди. Священник опять не согласился: нет, все, кто в тюрьме, сидят там по решению суда, а суд не ошибается! Врач тихим голосом напомнил: Суд не ошибается? А как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом с вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я  сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».

      Этого священника звали митрополит Филарет. Он святой. Это значит, он умел различать, когда и какие его мысли и чувства были едины с Христом, а когда шли только от него самого и оттого отличались от воли Христа. Когда святой Филарет сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодатное присутствие покинуло его душу. И потому остановился, признался, что Христос в ту минуту покинул его, покаялся и согласился  с доктором Гаазом… А кандалы с узников с той поры сняли.

      Слайд 9

      Слайд 10

      Слайд 11

      МИЛОСТЫНЯ

      Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

      Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего  спасается», – говорили в старину.  

      В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце конца Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

      Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.

      Слайд 12

       Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

      У лягушки очень необычно устроены глаза: они видят только движение и не замечают неподвижные предметы. Лягушка видит полет комара. И она видит траву и камни, если движется сама. Так устроена и наша совесть: если человек не трудится, никому не помогает, то совесть все более слепнет. Человек перестает видеть смысл в своей жизни.

      Милосердие – это не вялое отдавание лишнего. Это проявление человечности. Поэтому мир милосердного человека светел. Он всегда может найти повод для проявления любви, а потому жизнь его души очень богата.

      Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу, который явно собирался броситься в реку и так покончить с  собой. Путешественник, проходя мимо задумчивого  юноши, вдруг остановился и задал крайне неуместный вопрос: “Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?”. Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:

      – Да, есть…

      – Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

      – Пожалуй…

      – А раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?

      Юноша согласился. Он ушел и на мост больше  не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

       (по В. Марцинковскому)                                                   

       Беседа: приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких

      Можно ли за милосердную помощь брать плату?

      Почему милосердие выше закона и справедливости? 

      Приведите примеры из жизни, литературы, кино?

       

      Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

      Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

      К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

      — Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

      Он улыбнулся и ушёл.

      Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

      Один профессиональный гольфист уезжал из клуба после того, как выиграл серьезый турнир. На парковке он встретился с больной женщиной, которая сообщила ему, что ее ребенок болен и лежит в больнице. У нее не было денег, и она попросила гольфиста дать ей часть денег, которые он выиграл, чтобы помочь ребенку, страдающему серьезным заболеванием. Спортсмена глубоко тронула истрия, и он передал ей весь выигрыш, чтоб заплатить за операцию и спасти ребенка.
      День или два спустя гольфист вернулся в свой клуб и поделился этой историей с некоторыми людьми в клубе. Многие из них сказали:

      – О, нет! Тебя обманули! Эта женщина не раз уже так поступала. Нам так неприятно, что тебе пришлось стать очередной жертвой. Это была лишь уловка, чтоб завладеть твоими деньгами.

      Гольфист спросил:

      – Так никакого больного ребенка нет?

      – Конечно, нет!

      –  Эта самая хорошая новость за всю неделю! – улыбнулся гольфист.

      nsportal.ru

      Презентация к уроку по МХК (5 класс) на тему: Милосердие и сострадание

      Слайд 1

      Милосердие и сострадание. Тема урока:

      Слайд 2

      Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам». Задачи урока: Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний». Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам Воспитывающая: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

      Слайд 3

      Основные термины и понятия долг ответственность милосердие сострадание ближний любовь к врагам милостыня

      Слайд 4

      М илосердие – это желание приносить пользу другим людям , не думая о вознаграждении.

      Слайд 5

      Милосердие, сострадание Долг, ответственность – Как вы понимаете значение этих слов?

      Слайд 6

      Притча о добром самарянине На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них говорил своей совести, что он очень торопится, что у него очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек остановился. Раненый замер. Ведь недавно он с приятелями зло подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвёз в гостиницу и оплатил лечение. Знакомые не увидели в избитом своего ближнего, а незнакомец отнёсся к нему как к своему ближнему.

      Слайд 7

      Как вы думаете, кого можно назвать «добрым самарянином»? Человека, который не отвлекается от своего важного служения на то, чтобы помочь другим людям. Человека, который помогает всем нуждающимся людям без корысти, невзирая на их взгляды и веру, лишь потому, что они нуждаются в помощи. Человека, который помогает, надеясь получить вознаграждение.

      Слайд 8

      В чём проявляется любовь к ближнему?

      Слайд 9

      Ролевая игра (работа в группах) а ) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание; б) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.

      Слайд 10

      Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни своих близких.

      Слайд 11

      Ближний – это тот , кто нуждается в твоей помощи и тот, кто не оставит тебя в беде. Милостыня – одно из дел милосердия. Это помощь другому человеку из жалости к нему.

      Слайд 12

      Рабочая тетрадь. Урок 12 Милосердие и сострадание Задание 1. Прочитай отрывок древней баллады

      Слайд 13

      РЕФЛЕКСИЯ Я узнал … Я задумался … Меня заинтересовало … Мне хотелось бы узнать …

      Слайд 14

      Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает. (Библия. Новый Завет. Первое послание к Коринфянам святого Апостола Павла, гл. 13) Любовь к ближнему

      nsportal.ru

      План-конспект урока (5 класс) по теме: Урок по ОРКСЭ “Что такое милосердие”

      Урок Что такое «Милосердие?»

      Автор: Коннова Наталья Борисовна

      Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино Балаковский район

      Должность: учитель истории, обществознания

      Предмет: ОРКСЭ / основы религиозной культуры и светской этики/

      Класс: 4

      Тема: Милосердие, № урока 12

      Базовый учебник: Кураев

      Электронный адрес: [email protected]

      Цель урока: Дать понятие и характеристику слова «милосердие» как главного и  основополагающего  нравственного постулата человека, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь людей и общества.

      • Задачи урока: научиться  сопоставлять и анализировать на примере жизненных ситуаций проявление милосердия и сострадания к  окружающим людям;

      Формировать навыки самостоятельной работы учащихся в группах,  умение действовать сообща, в коллективе,  прислушиваться к мнению окружающих, формировать понятийный аппарат; воспитывать милосердие и сострадание к людям.

      • Формы работы учащихся: исследовательская работа, групповая работа, ролевая игра, анализ и обсуждение ситуаций, работа с текстом учебника, обсуждение фрагмента  х/ф «Снежная королева»
      • Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, плакат со значением слова Милосердие

                                                                 Ход урока:

      1Выявление восприятия, мотивация.  Беседа с учащимися

      Здравствуйте, дети! А знаете,  о чем мы с вами сегодня поговорим?  Мне нужен  один ученик. Вот задание. Собрать из букв слово. /ученик работает/ Что получилось? Милосердие. Ребята, а вы слышали такое слово «Милосердие?» А знаете, что оно означает? Учитель записывает мнения детей на доске. А теперь давайте обратимся к толковому словарю /работа со словарем/

      • Исследовательские действия – разбор слова по составу.  МИЛОСЕРДИЕ. Милое сердце. Учащиеся объясняют, как могло возникнуть в языке это слово «милосердие», учитель направляет и подсказывает. Версии записываются на доске, обобщаются, а потом делается вывод.  Проводится сравнение. 
      • В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию. 
      1.  А кто бывает милосердным? Вы встречали в своей жизни таких людей?
      2. А вы бываете милосердны? А когда? Почему?  Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
      • 2. Исследовательская работа с текстом. Презентация Слайд №2,3,4
      • 3. Опережающее задание 

      Во время   Презентации «Милосердие» и чтения текста  постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

                      а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

                      б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;

                      в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить

      (Для улучшения эффективности работы  лучше детей поделить на группы,  пары, а можно выполнять по вариантам).

      4. Исследовательское чтение текста  «Притча о добром самарянине»

      Выполнение  опережающего задания после чтения текста. Очень важно

      Спокойно, терпеливо и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия,  не навязывая свою точку зрения или позицию, не давать оценку «правильно» или  нет, поддерживать мнения детей,  позицию  их искренности.

      • 5. Продолжение обсуждения темы:  Итак, дети, вы прочитали притчу, как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? – Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?» В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». Почему?
      • А сейчас, я предлагаю вашему вниманию фрагмент х/ф «Снежная королева». Подумайте и скажите, кто из героев проявил милосердие? Почему? Может ли нас в жизни что-либо заставить, чтобы человек стал милосердным?
      • 6 Ролевые игра. Работа в группах. Задание: придумать такие сюжеты:

                   а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;

                   б) человек, совершивший преступление;

                   в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзший и голодный

                   г) мальчик, который издевался над котенком;

                   д) дети, увидевшие на улице  драку;

      Показ одноклассникам своих сценок,  обсуждение. Сформулируйте суждение о том, почему  на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милосердие и сострадание. Почему  всегда относились по-доброму к блаженным людям?

      7.Рефлексия   Что Вам сегодня больше всего понравилось на нашем уроке?  А часто ли вы проявляете милосердие? Хотели бы вы что-нибудь изменить в себе

      8.Итог урока. 9.Домашнее задание  написать рассказ о проявлении милосердия   в вашей семье вашими близкими и родными людьми. А можно сочинение «Что такое милосердие?» «Милосердие в моей жизни» /по выбору учащегося/

      nsportal.ru

      Презентация к уроку (5 класс) по теме: Урок ОРКСЭ по теме “Милосердие”

      Конспект разработан:

      Е. В. Воронкова, с. Зенково

      Тема: « Милосердие»

      Цели урока:

      1.Дать понятие «милосердие».

      2.Учить детей быть милосердными.

      3.Воспитывать потребность делать добро, сострадать.

      Формы и виды деятельности:

      Саморефлексия, беседа, комментированное чтение, словарная работа, работа с     иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.

      Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие.   Сострадание.

                                                 

      Ход урока:

      Организация деятельности учащихся.

        2. Вы узнаете:

           – Чем милосердие отличается от дружбы.

           – Кого называют «ближним»?

       3. Сначала размышляем сами (саморефлексия).

      а. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего    урока?

      б. Вспомните случаи из своей жизни, когда вы проявили или кто-то из ваших близких милосердие.

      в. Ребята, предлагаю вам вспомнить события, которые произошли этим летом в г. Крымск.

      Ответы учащихся.

      Слово учителя:

      Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

       Любовь бывает разной.

      Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

      Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

      Комментированное чтение

      Подготовленный ученик на фоне музыки «Дорога добра» Т. Рузавина

      Столько праведности, веры,

      Добронравия, тепла

      В миролюбии душевном,

      В святой силе бытия.

      Жизнью праведности строгой,

      Где поступки так ярки

      Человек уже достоин

      Стать хозяином судьбы.

      Состраданьем не погубишь

      И не станешь унижать,

      Святоносностью не будешь

      Храмы света разрушать.

      Миротворцев в мире любят,

      В них внутри святая суть.

      Взгляды добры, слова мудры

      Да исходит благодать.

      Милосердьем не погубишь,

      А умножишь мир добра.

      Благородностью радушия

      Жизнь насыщенно ярка.

      Милосердие для пользы

      Всегда прекрасно и важно.

      Осознанием возросшим

      В помощь только нам оно.

      Словарная работа.

      «Благотворительность» – безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению.

      Благо – добро, польза.

      Творить – делать, создавать. Безвозмездно – просто так, даром, бескорыстно.

      В словаре С. И. Ожегова: «Благотворительность – оказание честными людьми материальной помощи бедным из милости».

      Практическое применение знаний.

      Игра «Тепло моего сердца».

                  Учитель:  Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.

      (Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность  т. д.)

      Учитель: – Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!

      Учитель: В народе говорят «Не оскудеет рука дающего». Как вы понимаете смысл этого выражения?

      Ученик: Я думаю, что человек, который делает добрые дела, который отдает нуждающимся то, что имеет, не считаясь со своими интересами и нуждами, он не теряет, а приобретает. Приобретает удовлетворение тот того, что кому-то помог, что принес пользу другому человеку. Приобретает благодарные слова и пожелания здравствовать, а это дорого стоит. Тот, кто дает, не становится бедным, со временем его добрые дела возвращаются сторицей.

      Учитель: Правильно.  Отдавай другим, да прибудет тебе…

       «Мир не без добрых людей». Что вы думаете об этом выражении?

      Ученик: Если каждый человек даст хоть немного неимущему, ему это будет не накладно, а неимущему большая помощь. На эти пожертвования он может приобрести необходимую одежду, еду. Такая коллективная помощь, когда люди дают понемногу, без ущерба для себя,  выливается в хорошее подспорье для больных, инвалидов, неимущих.

      Итог урока.

      Учитель: Спасибо вам, ребята, за хорошие, философские высказывания. Ваши души достаточно тонко чувствуют происходящее.  Вы понимаете значение доброты и бескорыстия.

      В рамках Весенней недели Добра, которая ежегодно проходит в нашей школе, мы проводим различные Акции:

      ·         «Подари  книгу библиотеке», в рамках которой ты можешь подарить свои любимые книги, которые ты уже прочитал в школьную библиотеку.

      ·         «Помоги своему товарищу», в рамках которой ты можешь помочь вещами или обувью, из которых ты вырос, ребятам из многодетных и малообеспеченных семей

      ·         «Помоги больным детям», в рамках которой ты можешь помочь канцтоварами, игрушками и другими вещами детям, которые находятся на лечении в больнице

      И я призываю вас принять активное участие в данных Акциях, сделать доброе дело для других людей.

      8 . Рефлексия учащихся. Высказывания учащихся: о чем шла речь на нашем уроке?

      У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, то становишься богаче духовно. Будьте глубоко нравственными людьми! Всем спасибо за внимание и понимание. До новых и интересных встреч!

        Пусть милое сердце, которое мы с вами сложили из частичек, добавит в наш мир доброты и отзывчивости.

      nsportal.ru

      Методическая разработка по теме: Урок ОРКСЭ №12 Милосердие и сострадание

      Конспект урока по теме:

      «Милосердие и сострадание»

      модуля основы православной культуры компонента учебного курса

      «Основы религиозной культуры и светской этики»

      разработка учителя МБОУ СОШ №20

      МО Новопокровский район

      Краснодарского края

      Бекетовой Светланы Владимировны

      Учитель МБОУ СОШ №20

      МО Новопокровский район

      Бекетова С.В.

      Тема: «Милосердие и сострадание».

      Цель:

      – Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и благотворительности;

      – Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной активности;

      – Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.

       

      Форма: Беседа.

       

      Методы: Рассказ, диалог, использование мультимедийных технологий.

      Ход урока:

      1. Вступительное слово учителя.

          В сопровождении мультимедийной презентации, под тихую музыку учитель читает стихотворение.

       

      В глаза свои попробуй загляни
      И стук сердечный свой послушай,
      Когда больная кошка у двери
      Иль руку тянет нищенка-прохожий.

      Когда ребенок заливается навзрыд,
      Когда собака лишь глазами просит,
      Когда в коляске вечный инвалид,
      Или больной старик, чей век уж прожит.

      Глаза ты прячешь, молча уходя…
      И не понятно твое сердце сжалось?
      И если нет, то очень жаль тебя-
      Ты больше всех заслуживаешь жалость.

      Не страшно, если чувств не можешь проявить
      И слез своих показывать не хочешь.
      Но страшно, если ты душою инвалид,
      И ничего не чувствуешь…Не можешь.

      Учитель:     О чем это стихотворение? Как можно озаглавить прочитанное стихотворение? К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?

                                      /ответы учеников/

      Учитель:     Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом «Милосердие».

      1. Основная часть.

      Учитель на слайде 1 представляет тему урока «Милосердие и сострадание» и затем слайд 2 приведены цитаты из словаря русского языка С.И. Ожегова «Милосердие – это готовность помочь кому–либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» и А. Декурселя «Милосердие – это бесконечное прощение»/.

      Беседа:

      Учитель:  Давайте поразмышляем:

      1. Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока?
      2. А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?
      3. А как называются действия противоположные милосердию?

      /жестокосердие/

           Учитель:  Для иллюстрации я прочитаю вам два стихотворения (слайд 3):

      НИЩИЙ
      Знавал я нищего: как тень,
      С утра, бывало, целый день
      Старик под окнами бродил
      И подаяние просил;
      Но все, что в день насобирал,
      Бывало, к ночи раздавал
      Больным, калекам и слепцам,
      Таким же нищим, как и сам.
      Я.П. Полонский

      НИЩИЙ
      У врат обители святой
      Стоял просящий подаянья
      Бедняк иссохший, чуть живой
      От глада, жажды и страданья.

      Куска лишь хлеба он просил,
      И взор являл живую муку,
      И кто-то камень положил
      В его протянутую руку
      М. Ю. Лермонтов

      Учитель: Какие понятия проиллюстрированы в этих стихотворениях? 

                      /милосердие, жестокосердие/

                      Как связаны слова милосердие и милостыня? Какое слово говорит о                                                      

                      душевном качестве, а какое о конкретном его проявлении?

                      Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

      Учитель:    /работа с учебником/ Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный – это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.

      Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.

      Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.

      На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
      Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».

      Учитель: Кто такой ближний? (слайд 4)

      а) это тот, кто нуждается в твоей помощи.

      б )это тот, кто не оставит тебя в беде.

      Учитель:   А теперь задание (слайд 5). На экране вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.

      Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию.

      (Бескорыстный, добрый, равнодушный, расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый).

      Учитель: В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш                                     взгляд наиболее значимое…– Бескорыстие

      Учитель: я предлагаю вам поиграть в игру «Антонимы». Кто больше даст правильных ответов на вопрос: «Как стать милосердным человеком?», тот будет объявлен самым милосердным человеком в классе.

      /на экране слайд 6 со словами, характеризующие отрицательные качества человека/

      – Лениться и бездельничать?     /трудиться/

      – Быть жадным?                          /быть щедрым/

      – Лицемерить и врать?               /быть правдивым/

      – Давать пустые обещания?       /быть честным/

      – Изменять дружбе?                   /дружить/

      – Быть равнодушным к чужой беде и горю?   /сопереживать, сострадать/

      – Не считаться с мнением родителей или не заботиться о них? / уважать и  заботиться о близких/

      Учитель: Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764 года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для бедных./показ слайдов 7-9/

      Для развития систем государственной благотворительности в России Екатерина II подписала приказ о системе государственной помощи для школ, больниц, госпиталей, неизлечимых больных, приютов и т.д.

      Императрица Мария Федоровна и супруг император Павел I тридцать лет руководили благотворительностью.

      В 1802 году Александр I создал благотворительное, императорское, человеколюбивое общество.

      Во время первой мировой войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия (учебник стр. 44)  

      И в наше время существуют благотворительные фонды, которые помогают больным детям, инвалидам, пожилым людям.

      Учитель:  Послушайте стихотворение:

      Милосердие.
      Маленький мальчик стоял у витрины
      И по слогам объявленье читал.

      В нём сообщал продавец магазина,
      Что он забавных котят продавал.
      Мальчик несмело вошёл и с порога
      Скромно спросил, сколько стоят они.
      Цену узнав, прошептал: «Это много…»,
      Ручки засунув в карманы свои.
      Он потихоньку извлёк всё, что было,
      Да, это мало, хоть долго копил.
      Детское сердце невольно заныло …
      С горечью в голосе он попросил:
      «Дяденька, можно хотя бы глазочком
      Только на ваших котят посмотреть.
      Были бы деньги, купил бы я точно,
      Но накопить мне никак не успеть».
      И продавец неспеша открывает
      Крышку в огромной коробке, и вот
      Восемь котят из неё выбегают,
      Ну, а девятый за ними ползёт,
      Хочет успеть за друзьями своими,
      Но не угнаться за ними ему.
      А всё потому лишь, что ножки больные,
      Так он родился … себе на беду.
      Мальчика словно водой окатили,
      Глазки свои отвести он не смел,
      Даже сказать что-то был он не в силах,
      Лишь на хромого котёнка смотрел.
      Но через силу, с огромным волненьем,
      Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
      «Были бы деньги, то я, без сомненья,
      Котёнка хромого у вас бы купил».
      А продавец посмотрев с изумленьем,
      Грустно ответил, кивнув на него:
      «Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
      Родился таким, не излечишь его.
      Но, если ты хочешь, котёнка хромого
      Можешь себе и без денег забрать.
      Никто и копейки не даст за такого,
      Я и не думал его продавать».
      Мальчик ответил серьёзно и строго:
      «Деньги у мамы могу я занять,
      Я заплачу за котёнка хромого,
      Чем же он хуже здоровых котят?
      Стоит он так же, как стоят другие,
      Полную цену я вам заплачу,
      Будем с ним жить мы, как братья родные,
      Сильно котёнка купить я хочу!»
      Это сказав, он неловко нагнулся
      И под штанину зачем-то полез.
      Взглянув на него, продавец ужаснулся :
      Вместо ноги он увидел протез …
      Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу…
      Всё стало ясно теперь продавцу.
      Мальчика крепко обнять захотелось,
      Он протянул свои руки мальцу.
      «Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
      Чтоб остальные котята нашли
      Тоже заботливых и милосердных,
      Добрых хозяев, таких же, как ты!»

      Учитель:  Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Охарактеризуйте поступок мальчика.

      3. Заключительный этап урока.

          Учитель: На заключительном этапе нашего урока я предлагаю написать вам   синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство). Ключевым словом мы возьмем  –  милосердие.  

      /Учащиеся под руководством учителя в парах пишут синквейны, затем их читают. После ответов учащихся учитель представляет свой синквейн                                           слайд 10/.

      милосердие

      бескорыстный, добрый

      помогать, дружить, любить

      Дарить людям добро.

      счастье                                                    

      1. Выводы, домашнее задание.

      Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итоги. Из каких же важных составляющих состоит милосердие?

      /ответы учащихся/.

      Все ваши выводы правильные. Сделаем общий вывод:

      Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии.

      Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. (слайд 11)

      Домашнее задание:

      а) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

      б)  стр. 45 «Вопросы и задания». Последний вопрос выполнить письменно.

      nsportal.ru

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *