Конспект урока 5 класс орфография нужны ли правила – Конспект урока русский язык 5 класс по теме «Орфография. Нужны ли правила?»

Конспект урока русский язык 5 класс по теме «Орфография. Нужны ли правила?»

Конспект урока

по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской

по теме «Орфография. Нужны ли правила?»

Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Большеремонтненская СШ

2017 год

Конспект урока по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской по теме « Орфография. Нужны ли правила?»

Класс: 5

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.

2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.

УУД:

Личностные:

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные:

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

2.Актуализация знаний (путем постановки проблемы)

Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.

Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу – 
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет – 
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…


-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
– Что придаёт тексту шутливый характер?
– В каких словах допущены ошибки? 
– Почему Миша допустил ошибки в словах? 
– А вы могли бы допустить такие ошибки?

3. Постановка учебной цели.
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? 

-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

  1. Открытие новых знаний.

4.1 Проблемный вопрос нашего урока. Зачем нужна орфография?

(Предоставим детям возможность высказать свою точку зрения.)

Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму. Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом).

А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? (правильное написание слов)

-Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).

На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.

-Лев Владимирович Щерба писал: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».

– Как вы понимаете высказывание лингвиста?

– Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?

    1. Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.

Карточка 1. Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.

Карточка 2.

Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, осталась на месте. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала: «Фу-фу! Русским духом пахнет!» Ворота отворились, и Баба-яга въехала, посвистывая.

Войдя в горницу, Баба-яга растянулась и говорит Василисе: «Подавай-ка сюда, что там есть в печи». Василиса и начала таскать из печи да подавать Яге кушанье.

-Какой текст удобнее читать? Почему?

– (Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)

4.3. Чтение и пересказ лингвистических текстов (стр. 24-25 учебник)

5. Физкультминутка.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

  1. Первичное закрепление знаний.

6.1. Анализ текстов и исправление ошибок.

Степа был в лесу и нашел большой гриб. А в это время его мама сидела за столом и делала чертеж. Степа отправил ей смс: «Мама, у меня грип!» Мама испуганно вскакивает со словами: «Сейчас поищу градусник».

А в следующий раз Степа находился в школе, чувствовал себя плохо и написал смс маме: «Мама, у меня гриб».

Мама добро ответила Степе: «А ты уверен, что это не мухомор?»

– Почему мама неправильно поняла Степу? (Из-за его ошибки).

-Какую ошибку допустил Степа? (Неправильно написал согласные на конце слова).

– К чему это могло привести? (Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).

– Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? (От незнания правил орфографии может зависеть здоровье и даже жизнь человека).

    1. Выполнение упражнения 55 стр. 25

    1. Выполнение упражнения 56 стр. 26

    2. Выборочный диктант.

Из текста русской народной сказки выпишем слова с орфограммой «Проверяемые гласные в корне слова».

  1. Итог урока

– Какие цели и задачи были поставлены на уроке?

– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?

– Запишите ключевые слова урока.

– Слова Орфография и орфограмма однокоренные. О чем это свидетельствует?

– всегда ли мы на письме используем правила? Почему?

Продолжите фразу.

Я научился…

Я хотел бы…

Оказывается, что…

  1. Оценивание

  2. Домашнее задание: упражнение 57, ЗСП-4

infourok.ru

Урок в 5 классе “Повторим орфографию:правописание о, а”.Конспект урока.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Брут»

Повторим орфографию: правописание О, А в корнях слов.

Касаева А. В., учитель русского

языка и литературы.

2013 г.

Тема: «Повторим орфографию: правописание гласных О , А в корнях слов.».

.

Цели урока:

-проверить и закрепить теоретические знания по теме;

-развитие орфографической зоркости и интереса к предмету;

-отрабатывать умения и навыки через индивидуальный подход к обучению;

прививать интерес и любовь к предмету через игровые моменты;

обогащение словаря учащихся, формирование

навыков связной речи;

. -формирование навыков контроля и оценки своей

деятельности;

-развитие речи посредством коммуникативного

общения.

Ход урока

Презентация (Слайд 1)

I. Организационный момент.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!(пауза )

Улыбнулись?

Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение.

2.Перед вами текст. Ваша задача- прочитать его и постараться определить тему урока . Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь?

Работать будете в парах.

Военная операция.

Раз играли мальчишки в войну, да не на пустыре каком-нибудь, а на берегу речки, за которой лес густой стоит, а в нем зверья всякого полно.

Отдает Алеша, командир первого отряда, письменный приказ своим воинам: «Нужно захватить лиса и доложить мне о выполнении приказа».

До самой темноты ждал Алеша донесения, а его отряд тем временем весь день за лисами гонялся.

Так по вине командира проиграл отряд .Какую ошибку допустил Алеша?

Какой раздел науки о языке помог нам это сделать?

(Орфография)

Что такое орфография?

Что является единицей орфографии?

Что такое орфограмма.

Запись числа (с проговариванием) и темы урока.(Слайд)

Мы выполним упражнения, которые нам помогут в реализации нашей с вами задачи.

3. А)Лексико-орфографическая работа:

А.Отгадать загадку.

Б. Какие слова вам помогли догадаться, что это береза?

В. Реализация домашнего задания. (Слайд)

В белом сарафане
Встала на п…ляне.
Л…тели птицы,
Сели на к…сицы.

– Что это?

Это береза.

Какие слова помогли догадаться, что это береза?

-Белый сарафан – это ствол березы, косицы – это ее ветви.

Я знала, что это слово нам понадобится и поэтому дала его вам в словари.

Дома вам нужно было составить ссч , п. и текст. Кто готов отвечать?

У. Вернемся к нашему стихотворению-загадке. В некоторых словах пропущены буквы. Вам надо записать текст в тетради, вставив пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.

Взаимопроверка.(Слайд).

Вывод: Какую орфограмму мы повторили?

Итак, мы повторили «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».

4. Работа с сигнальными карточками.

Дома я вас просила повторить тему «Правописание О, А в чередующихся корнях».

А.Устная работа.

А- красная карточка; О- синяя карточка.

Предлагать, зори, зарница, загорать, положение, располагаться, росток, растение, отрасль, косичка, росинка, заря, загар, полог,

Б. В тетради запишите слова в 2 столбика, выделите в них корни , подчеркните гласные(два ученика работают у доски).Объясните графически условие выбора О или А.. С выделенными словами составьте ссч.

1 группа 2 группа

А О

Предлагать зори

Зарница загорать

Располагаться положение

Растение росток

Отрасль косичка

Заря росинка

Загар полог

– Итак, что мы повторили?( правописание гласных в чередующихся корнях.)

( По каким признакам их можно сгруппировать?(правописание зависит от суффикса и от ударения). В корнях ….продолжить

Почему выделены три слова красным цветом, а одно- синим?

Или

Вы знаете, что орфограммы есть не только в чередующихся корнях, но и другие. А какие?

(безударные гласные в коне слова, проверяемые ударением, непроверяемые ,то есть словарные слова, непроизносимые согласные в корне слова. Правописание звонких согласных на конце слова).

Физминутка.(Слайд)

5. Самостоятельная работа.

Списать текст, вставляя пропущенные орфограммы, к словам с орфограммами в скобках записать проверочные слова. Произвести синтаксический разбор первого предложения. Начертить простую схему.

Весной.(Слайд )

Наступила ранняя в_сна , и пригрело теплое со_нце. (с) Всюду начал таять сне_. Опустели зимние кв_ртиры. Жители вылезли на п_ляны. У зверей и птиц забот полон рот.

Птицы из сырой травы и соломки сп_шат устроить гнезда. Из отдохнувшей за зиму з_мли пок_залась тра_ка. На п -лянке стоит м_л_дая бере_ка в нежной зелени листвы.

Х_р_шо в природе в_сной.

6.Зрительный диктант.

Записать четверостишие по памяти, обозначить орфограммы зеленым цветом, назвать их количество.(13)

Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка

И платьице в полоску.

Ты узнаёшь берёзку?

Ребята, я вам предлагаю тест , который на шаг приблизит нас к экзамену .

.

Тест «Орфография. Буквы О-А в корнях с чередованиемНачало формы

1. . В каком слове пропущена буква А?

1) прик…сновение
2) заг…реть
3) выр…щенный
4) изл…жить

2. В каком слове пропущена буква О?

1) з…рница
2) ср…стись
3) заг…рать
4) предл…гать

3. В каком слове пропущена буква А?

1) оз…рённый
2) уг…реть
3) несг…раемый
4) водор…сли

4. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

1) з…ря, сл…жение, подр…сли
2) к…саться, р…стовщик, пор…сль
3) предл…жение, р…стовский, выг…реть
4) з…ревать, предл…гать, р…стение

5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) р…скошный, выр…сший
2) р…стениеводство, ср…статься
3) соприк…саться, к…соворотка
4) г…ристый, г…релый

– Хорошо. Спасибо.

VII. Итог урока.Рефлексия.

– Сегодня мы хорошо поработали. Мне бы хотелось, чтобы вы нарисовали на маленьких листочках смайликов с таким настроением, с каким вы уходите с урока. Покажите их всем.

– Молодцы. Ребята, я открою вам тайну. Это ещё не вся орфография. Мы познакомимся ещё с другими орфографическими правилами.

Спасибо вам за работу.

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.1 Составить словарный диктант по теме урока.2 Сочинение-миниатюра о весне.

Дополнительные материалы.

Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей.

Вот она, раскидистая кудрявая березка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотистыми сережками и нежно-зелеными клейкими листочкам, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря “Мир вам, люди добрые!”.

Известно, что березы растут во многих странах мира, но не в одной из них к берёзке не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Березка мила душе русского человека. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Береза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек он всегда, тоскуя о Родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу березку. Русский композитор М.И. Глинка, когда возвращался на Родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой березке, символу своей Родины.

Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов. Берёза – Родина, берёза – память, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.

Без березы не мыслю России, –
так светла по-славянски она,
что, быть может, в столетья иные
от березы – вся Русь рождена.

О. Шестинский

И быть берёзе на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.

. ПОЛОГ

а,м. Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый п. Откинуть п. П. тумана (перен.).

О́трасль — обособленная часть какой-либо системы. Деление на отрасли является первым уровнем деления системы. Главным образом термин «отрасль» применяется к экономике, праву и науке.

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка “Повторение орфографии” в 5 классе.

Урок русского языка в 5 классе

Повторение изученного в разделе «Орфография»

 Морозова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

МОУСОШ №1 города Фурманова

Задачи урока

 Обучающие

  • создание условий для осознания, понимания изученной темы;
  • формирование лингвистической компетенции: обобщение знаний о способах проверки правописания изученных оорфограмм.

Развивающие

  • формирование учебно-познавательных компетенций: развитие умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • формирование ценностно-смысловых компетенций: развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи, внимания;
  • формирование коммуникативной компетенции через работу в парах, включение учащихся в диалог на лингвистическую тему;
  • активизация познавательной деятельности учащихся,
  • повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Воспитательные

  • создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в парах, выслушивать и уважать мнение других.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, презентация, кроссворды, карточки для рефлексии.

Ход урока

  1. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

Как герой         оказался в стране невыученных уроков?

Какой раздел языка ему помог продолжить путь в царство великого глагола?

Почему мы начали урок с просмотра мультфильма?

ТЕМА урока      Слайд 1

Что вы ждёте от урока?

Целеполагание. Слайд2

  1. Заполнение листа самооценки

Итак, начинаем наше путешествие по стране Орфографии с теоретической эстафеты, вопросы для которой готовили дома.

Надеюсь, эта разминка поможет вам успешно выполнить все задания.

А также на помощь нам придут разделы орфографии.

Назовите их.

Слайд

  1. А) Слова на интерактивной доске:

Лесок, очаровательный, спешить, великан, панорама, удивился, горизонт, сиреневый.

          Что общего в словах? (Безударная гласная в корне)

Предложите задание 

(открывается задание: вставить пропущенные буквы, сгруппировать, дополнить группы своим примером)

Индивидуальное задание на интерактивной доске.

Б)     Задание на карточках. Работа в парах с деформированным текстом.

               Карточка №1

Письмо от Мишки.

Пришло мне письмишко,

Гляжу – из лагеря, от Мишки:
«Здесь чудный лук, и я лижу»,-
написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут.
Читаю дальше:
«Здесь лиса. Красивый длинный прут.
На днях в лесу нашел я грусть,
и очень был доволен…»

Нет, нет! Не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.

Вернется, надо подлечить –
Заставить правила учить?

Задание. Исправьте ошибки. Выпишите исправленные слова, графически выделите орфограмму

Проверка индивидуального задания?

Взаимопроверка по ключу Слайд

– Чем интересны данные слова?  Какое явление отразилось?

Какие орфограммы мы вспомнили?

Найдите на карточке стихотворный вариант правила.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

 Чтоб развеять все сомненья!

Парные согласные

 Самые опасные.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

  1. – О каком правиле идет речь в строчках стихотворения?

Иногда согласные

Играют с нами в прятки,

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

(Непроизносимые согласные в корне слова).

  1. Карточка №2

Кроссворд. Подберите к словам близкие по значению имена прилагательные с непроизносимой согласной. Прочтите в столбике ключевое слово:

1. Печальный. 2. Удачливый. 3. Огромный 4. Веселый.

5. Отважный. 6.Знаменитый. 7. Здешний.

 8.Правдивый.

  1. Морфемы

Ет

Ишь

Ат

Что могут рассказать о слове данные морфемы?

На какой постоянный признак глагола указывает окончание?

Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?

Интерактивный плакат «Способы определения спряжения глаголов»

Физкультминутка (1 – прыжок, 2 – приседание)

Несёт, везёт, глядит, смотрят, клеят, пишут, стелет, дышит, держат, носят.

  1. Предложите задание к словам

Небыл, незнал, невидит, нездоровится, негодовал, недумал.

Какому правилу подчиняется орфограмма?

Не выучил – не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

«Не» всегда пиши.

  1. А) Грамматическая сказка. 

Мягкий знак.

    А он именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.

    Другим буквам, которым приходится близко встречаться с ним, нравятся эти его качества. Гласные и согласные уважают его за то, что он, как и его строгий брат,  не даёт им ссорится, разделяя их друг от друга. Многие из согласных даже сами смягчаются от его соседства.

   

Не смягчаются лишь буквы Ж и  Ш, несмотря на все его старания. Они по-прежнему тверды и так шипят, что он буквально теряет самообладание. Он же, желая подружиться, ходит за ними, как тень, из слова в слово, – но всё напрасно. Они  терпеть не могут букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.    

    Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с ними – в глаголах, наречиях или в существительных третьего склонения.

     Когда это кончится – трудно сказать. У него слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, – от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.

– О ком идёт речь в сказке?

– О каких функциях ь рассказано в сказке?

Б) Работа в парах. Объяснение правописания ь и ъ.

В) ? какая функция ь не встретилась?

Ь после шипящих как показатель грамматической формы слова

Рассыпанный алгоритм на интерактивной доске

        ? что представляет собой данная запись?

       – предложите задание.

Г)Индивидуальное задание на интерактивной доске.

Реши орфографическую задачу и исправь соответствия

Пишеш..        

Рож..

Сплош..

Замуж…

Меч…

С крыш…

Береч…

Хорош…

Сущ. 3 скл.

Глагол 2л., ед.ч.

Инфинитив

Наречие

Краткое прилагательное

Наречие-исключение

Сущ. 2 скл.

Сущ. во мн.числе

Д)      Луч?, доч?, стереч?, меч?, ноч?, из задач?, мыш?, береч?, лещ?, из училищ?, ищеш?, помощ?, стриж?, испечь?, выигрыш?, рисуеш?,  из задач?, трубач?, умываеш?ся, с крыш?,  помоч?, стрич?

Какую орфографическую задачу нам предстоит решить?

1в слова с ь

2 в слова без ь

Проверка инд. задания

Проверка задания Д по ключу.

  1. Работа в парах с деформированным текстом

Выбор уровня сложности задания.

Карточка №3

1 уровень сложности. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

В…да и лес – кр…са природы. Полная кр…сота мес…ности с…стоит в с…единении в..ды с лесом. Природа так и п…ступает. Реки речки руч…и и озёра почти всегда обрастают лес…м кустами. Леса – хр…нители вод. Дерев..я з…крывают землю от п..лящих лучей летнего со…нца от в…тров. Пр…хлада и сырость ж…вут в их тени и (не) дают иссякнуть влаг…  

2 уровень сложности. Исправить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Вода и лес – кроса прероды. Полная кросота месности састоит в соединении воды с лесом. Прерода так и паступает. Реки речьки ручи и озёра почти всегда обрастают лесом кустами. Леса – хранители вод. Деревя зокрывают землю от полящих лучей летнего сонца от ветров. Прахлада и сырость жывут в их тени и недают иссякнуть влаге.  

Внимание! В тексте 15 орфографических  и 3 пунктуационные ошибки!

Рефлексия.

Синквейн

Орфография

Сегодня на уроке:

 мне было интересно…

я многое узнал (а)…

мне было трудно…

я отлично поработал (а)…

Д.З. Составить словарный диктант из 15 слов на орфограммы.

Лист самооценки

Выполняемое задание

Количество баллов

Устные ответы

Теоретическая эстафета

Задание 1 (загадки)

Задание 2 (пословицы)

3адание 3 (ь после шипящих)

3адание 4 (предложения ь после шипящих)

Задание 5 (образование глаг. и сущ.)

Задание 6-7 (А8)

Индивид. Задания

nsportal.ru

«Орфография. Нужны ли правила?»

I.ФПН.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, представьте себе, что Русский язык — это огромный материк, страны в нем — разделы науки о языке, города — соответствующие научные термины, и каждая река, каждое озеро, каждая, даже самая маленькая, гора имеет свое имя.

Из урока в урок вы путешествуете по разным странам большого материка под названием «Русский язык», и сегодня мы продолжим это путешествие, а в какую из стран мы с вами отправимся, вы скажите мне сами. А для этого вам нужно посмотреть внимательно на карту и ответить на вопрос:

Какая страна сказочного материка граничит почти со всеми остальными странами?

Синтаксис

Морфология

Орфография

Фонетика

Пунктуация

Лексика

Морфемика

(Орфография)

Как вы думаете, почему она граничит со многими странами?( Орфография изучается и в морфологии и в морфемике)

Молодцы! Страну, по которой будем путешествовать определили, но страна большая, а нам с вами нужно сначала попасть в ее столицу, а чтобы туда попасть, нужно отгадать ее название, которое от нас скрыто. А отгадать мы ее сможем только тогда, когда выполним задание.

Разгадывание кроссворда.

1. Итак, первая буква в названии этой столицы — предлог предложного падежа. (о)

2. Со второй начинается название изучаемой нами дисциплины. Прочитайте его.(р)

3. Третью букву ищи в фамилии немецкого сказочника, написавшего сказку «Маленький Мук»; в его фамилии, состоящей из четырех букв, эта буква — последняя. (Гауф (ф))

4. На четвертом месте повторяется первая буква.(о)

5. С пятой начинается название части речи, обозначающей действие.(г)

6. Шестая буква тоже повторяется, она уже встречалась нам в этом слове.(р)

7. На седьмом месте стоит первая буква алфавита.(а)

8. Восьмая и девятая буквы одинаковые, они повторяют первую букву названия части речи, к которой относятся слова: я, ты, мы.(мм)

9. Последняя, десятая буква повторяет седьмую.(а)

(орфограмма)

Беседа .

Да, мы верно разгадали.Что мы можем увидить в этой столице? (Разные орфограммы)

Давайте вспомним некоторые из них. (Непроизносимые согласные, безударные гласные и т. д.)

А что значит это понятие в русском языке?(Ошибкоопасное место)

Ребята, а сейчас у меня возникает такой вопрос:

Для чего нужна орфография?

Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму.Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? (Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом).

Вот вам пример: Вася пишет письмо Коле:

«Дыраой друк пишит тибе Вася.Летом я адыхал ф диревни, там есть большой прут, рядом с каторым есть красивый лук, на каторым я часто лижу, когда там.»

Вы легко поняли, что написано в этом письме? (Нет, поняли, но с трудом)

Но ведь поняли же, так может будем писать так как слашим?(Нет)

4. Слово учителя с просмотром отрывка из мультфильма.

А давайте мы продолжим наше путешествие и заодно проверим, можно ли писать так,как слышим.

Может быть кто-нибудь смотрел мультфильм «В стране невыученных уроков»?

Давайте вспомним его. (просмотр отрывка начала мультика).

Представьте, что я мальчик Вовочка, похожий на того самого Витю Перестукина из мультика, который не делает уроки и не знает правил русского языка, а вы будете моими помощниками. Мы уже преодалели с вами несколько препятствий, на нашем пути их будет еще много, ведь, чтобы посмотреть величавую страну Орфографию, нам нужно знать много правил и уметь их применять.

Из столицы Орфограмма мы отправляемся с вами в город согласных, но чтобы перед нами открылись ворота этого города, давайте посмотрим на смс Степы.

5. Анализ текстов и исправление ошибок.

Степа был в лесу и нашел большой гриб.А в это время его мама сидела за столом и делала чертеж. Степа отправил ей смс: «Мама, у меня грип!» Мама испуганно вскакивает со словами: «Сейчас поищу градусник».

А в следующий раз Степа находился в школе,чувствовал себя плохо и написал смс маме: «Мама, у меня гриб».

Мама добро ответила Степе: «А ты уверен, что это не мухомор?»

Почему мама неправильно поняла Степу? (Из-за его ошибки).

Какую ошибку допустил Степа? (Непрвильно написал согласные на конце слова).

К чему это могло привести? ( Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).

Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? ( От незнания правил орфографии может зависить здоровье и даже жизнь человека).

6. Повторение орфограммы «Правописание звонких и глухих согласных»

Давайте поможем Степе исправить ошибку и тогда нас пустят в этот город.

Какого правила не знал Степа? ( Правописание звонких и глухих согласных).

7. Просмотр отрывка из мультфильма.

Итак, в город зашли, посмотрели его, молодцы. Отправляемся в другой. А давайте посмотрим с вами как Витя сможет один преодалеть свой путь, пустят ли его стражники города. (Смотрим отрывок из мультика как Витя встречается с ? и ! знаками).

Молодец Витя, исправляется, справился с этим заданием. А давайте мы с вами подумаем, как бы мы написали слова: звоночек, мальчик?

А нам с вами нужно переправиться через реку, протекающую в этой стране, под названием «Безударные гласные в корне слова», чтобы оказаться на другом берегу и продолжить путешествие.

8. Анализ текста и исправление ошибок.

Перед нами снова стоит сложная задача, слушаем, чтобы решить её.

Пионеры в лагере проводили военную игру. Миша был назначен разведчиком. В дупле старого дуба он оставил записку, в которой был зашифрованный текст, а внизу приписка:

«Спишите. Бигите к агародам, там в шолоше будит кот».

Ребятя принялись переписывать текст, потом побежали к шалашу, стали искать кота, но не нашли, потеряли много времени и проиграли игру. Вечером у костра они напали на Мишу:

Это все ты! Заставил нас переписывать текст, искать какого-то кота…

Что на самом деле хотел сказать Миша? (Чтобы ребята поторопились и что в шалаше находится шифр к его записке).

Какие ошибки он допустил?

К чему это привело? (Они проиграли).

Запишите это послание верно.

Молодцы, справились, мы переправились с вами через реку. Теперь нас ждет город разделительных ь и ъ знаков, прежде, чем войти в него давайте проинсценируем одну ситуацию.

9. Инсценировка.

К доске выходит Незнайка и гласные буквы.

Незнайка написал диктант: «Сел кашу, пю воду, веду сёмку, забить коля». У него завязывается диалог с гласными буквами.

-Ой,ой,ой! – испугались неправильно написанные слова. -В таком виде нельзя показаться в обществе -засмеют.

-А что с вами случилось? -удивился Незнайка.

-Ничего-то ты не знаешь! -горевали буквы Е,Ё,Ю,Я. -В этих словах мы обозначаем по два звука — йэ , йо , йу , йа , но делаем это только с помощью ъ, который ставится перед нами после приставок и ь, употребляемого в других случаях. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук — э , о , у , а , и читают сел, пю, сёмку, коля.

Давайте попробуем правильно написать этот диктант.

Молодцы! Мы не будем с вами делать так, как Незнайка, ставить буквы в неловкое положение, мы же ведь будем учить правила русского языка.

После нашего путешествия мы уже многое знаем, теперь давайте вернемся с вами к нашему первому вопросу:

Для чего нужны правила? (Понимать устную и письменную речь).

Можем ли мы писать так, как слышим? (Нет)

Будем ли мы тогда понимать друг друга? (Нет)

Какой вывод мы сделаем для себя? (Необходимо учить орфографию).

Дорогие друзья, наше путешествие подошло к концу, я-Вовочка уже исправляюсь, учу правила. Ой, ребята, мы же совсем забыли про Витю, он же еще «в стране невыученных уроков».Давайте посмотрим как ему удалось выбраться оттуда.(Смотрим отрывок из мультика).

Молодец, Витя. Мы теперь точно знаем, что орфографию учить нужно.

А что еще, кроме знаний орфографии, помогло Вите выбраться из этой страны? Какой знак препинания? (Запятая)

А в каком разделе русского языка изучаются знаки препинания, в том числе и запятая? (Пунктуация)

Кроме орфографии нужно знать еще пунктуацию, а это уже другая страна, по которой мы будем путешествовать позже.

Урок окончен. Спасибо!

www.prodlenka.org

Урок по русскому языку на тему “Орфография” (5 класс)

Тема: «Орфография»

Цель:

Совершенствовать знания учащихся по основным типам орфограмм и умения обосновывать свой выбор.

Задачи:

1) мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение проблемы: выполнение обязанностей корректора;
2) образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить основные типы орфограмм, 3) развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по изученным орфограммам; 4) воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; умение работать в команде.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок – практикум, деловая игра «Корректор».

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Психологическая минутка

“Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего – самое мудрое необходимо не только читать и записывать, но и претворять их в жизнь практическими делами.” Афоризм.

– Согласны вы с этими словами?

– Предлагаю знания, полученные на уроках, применить в практике на нашем уроке русского языка.

– Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не волнуйтесь и верьте в свои силы.

  1. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

– Проверим, насколько готовы мы к работе.

  1. Что изучается в орфографии? (Это система правил, правописание)

  2. Каким принципом надо руководствоваться при выделении ошибкоопасных мест? (пользоваться правилом или словарем)

  3. Давайте назовём несколько самых известных орфограмм. (безударные гласные и согласные в корне слова, правописание о,ё после шипящих, правописание приставок на з,с, правописание ы, и посе шипящих)

  4. Вспомните и назовите слов, где есть корень с чередованием (соберу – собирать, касаться – коснуться и др.)

– Я рада вашим ответам.

– Как вы думаете, какова тема нашего урока? Запишем ее.

– Предположите, каковы будут цели урока.

Я буду учиться… находить орфограмму в тексте и слове

Я буду учиться… правильно писать букву на месте орфограммы

  1. Практическая часть.

1.Слово учителя.

Представьте себе, что вы великий учёный – физик, который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить своё творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим произведением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», – так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии. М – Встречалось ли вам в жизни слово корректор? Где? Сейчас я вам прочитаю определение этого слова из «Толкового словаря» Ожегова.

Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т. е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора).

– Давайте составим со словом корректор по предложению в тетрадях.

– В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор? (Хорошим знанием языка; орфографической и пунктуационной зоркостью; внимательностью; аккуратностью).

2) Задания.

– Итак, вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете.

Задание 1. ( 3б. – прав, 2б. – 1-2 ошибки, 1.б- 3 ошибки)

На доске загадка:

На окне стоит горшок (без ударения пишу о),

А в горшке растёт (перед ст пишем а) цветок.

Посмотреть – не разберёшь: (глагол 2 лицо)

Не растение, а ёж (муж. род).

(Кактус).

Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.

Задание 2. (5б. – 12прав, 4б.- 11-9 прав., 3б. – 8-6 прав.)

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба

Дядя, прашу тебя, помаги твоей плимяннице Оле.

Мне вчера за дектант учитель паставил два.

А сам сказал, что маю работу даже не смок прчитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.

А то не будет маей наги в этой пративной школе.

  1. Физкультминутка

  2. Вторичное закрепление

Задание 3. (1б- за прав. алфав. порядок, 1б. – за прав. орфогр.)

Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. С выделенными словами составьте предложение.

Еж, ямка, белка, шу..ка, ш..пот, ду..ло, гр..бы, медв..жата, доч.., ус..лана.

( белка, грибы, дочь, дупло, еж, медвежата, устлана, шепот, шутка, ямка)

Задание 4. (2б. за прав ответы, 1б – 5 прав.отвтов)

Составьте и запишите словосочетания с данными словами. Вставьте пропущенные буквы.

Гр..за –

Д..ждем –

Ц..пленок –

Лисиц..н –

Мыш.. –

Ц..ган –

Читаеш.. –

Задание 5 (Итоговое). Тест «Проверь себя».

Проверь себя

Ключ к заданию

  1. Прош(о,ё)л

  2. Ш(ё,о)рох

  3. Деш(ё,о)вый

  4. Г(а,о)реть

  5. Ц(ы,и)фра

  6. В(о,а)лна

  7. Ш(о,ё)колад

  8. Хо(т,д)ьба

  9. (З,С)доровье

К(а,о)рниз

Р(а,о)стов

К(а,о)саться

Уд(е,и)вительный

Ц(и,ы)п – ц(ы,и)п

Прошёл

  1. Шорох

  2. Дешёвый

  3. Гореть

  4. Цифра

  5. Волна

  6. Шоколад

  7. Ходить

  8. Здоровье

  9. Карниз (сл. сл.)

Ростов (искл)

Касаться

Удивительный

Цып-цып (искл)

Поставьте себе баллы: «5» – за 14 правильных ответов, «4» – за 11 – 13 правильных ответов, «3» – за 7 – 10 правильных ответов.

Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3, 2.

– Вы сегодня молодцы! Давайте посчитаем свои баллы, которые вы набрали на уроке.

17 б.- 9, 16-14 – 8, 13-11 б.- 7, 10-9 б. – 6, 8-7 б. – 5, 6-5 б. -4, 1-4 б. – 3.

  1. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора.

Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии. Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял. Что исправлять чужие ошибки – сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора – отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти знания? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.

– А ваше мнение, ребята?

  1. Рефлексия

  1. Главным для меня на уроке было то, …

  2. Теперь я буду знать, что …

  3. Меня огорчило то, что …

  4. Я рад, что…

  5. Я хотел бы, чтобы …

– Берите полной пригоршней драгоценные кристаллы мудрости и претворяйте их в жизнь практическими делами.

– Следовали ли мы сегодня этому мудрейшему совету?


9. Домашнее задание

  1. Найти в художественном тексте 3 предложения на орфограмму «чередование гласных в корне слова» 1 вариант

  2. Найти в художественном тексте 3 предложения на орфограмму «и, ы после шипящих и ц » 2 вариант

  3. Придумайте и запишите предложение, в котором все слова будут с орфограммой «Правописание о, е, ё после шипящих». (14-17 баллов)

infourok.ru

Конспект урока русский язык 5 класс по теме «Орфография. Нужны ли правила»


Конспект урока
по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской
по теме «Орфография. Нужны ли правила?»
Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеремонтненская СШ
2017 годКонспект урока по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской по теме « Орфография. Нужны ли правила?»
Класс: 5
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.
2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.
УУД:
Личностные:
Осознание алгоритма успешного учебного действия.
Осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные:
Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
2.Актуализация знаний (путем постановки проблемы)
Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.Грустные вести.Пришло письмо мнеГляжу – Из лагеря от Мишки…Здесь чудный лук, и я лижу.Написано в письмишке.Лук лижет?! Что за чудеса!Наверно, шутит, плут…Читаю дальше:Здесь – лиса, красивый длинный прут.И что такое он плетет – Не разберусь, хоть тресни:Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…На днях в лесу нашёл я грустьИ очень был доволен…Нет, нет, не шутит он? Боюсь,Мой друг серьёзно болен.Вернётся – надо подлечить:Заставить правила учить…
-Ответьте на вопросы:-Чем заболел Миша?- Что придаёт тексту шутливый характер?- В каких словах допущены ошибки? – Почему Миша допустил ошибки в словах? – А вы могли бы допустить такие ошибки?
3. Постановка учебной цели.- Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
Открытие новых знаний.
4.1 Проблемный вопрос нашего урока.

univerfiles.com

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме Орфография. Нужны ли правила


Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: Орфография. Нужны ли правила?
Цели урока:
Познавательные:
Актуализировать знания по фонетике, морфемике (понятия «приставка», «суффикс», «корень», «окончание», «однокоренные слова»).
Познакомить с понятиями «орфография», «орфограмма».
Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости учащихся.
Развивающие:
Научить способу обнаружения орфограммы в корне слова и способам различения орфограмм по видам.
Отработать произношение, правописание и употребление терминов « орфография», «орфограмма».
Развивать внимание, память учащихся.
Развивать логическое, образное и орфографическое мышление учащихся;
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Научить определять, в каких словах есть орфограмма, а в каких ее нет.
Методы:
Анализ лингвистического текста (чтение § учебника).
Эвристический (самостоятельный анализ языкового материала).
Беседа.
Выполнение упражнений.
Оборудование:
Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 класса/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. М.: Дрофа, 2008. 286 с.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (беседа о том, зачем людям нужно письмо; о Я. К. Гроте).
Актуализация знаний по фонетике, морфемике (понятия «приставка», «суффикс», «корень», «окончание», «однокоренные слова»).
Подготовка учащихся к восприятию нового материала (постановка исследовательской задачи, создание проблемной ситуации).
Изучение нового материала (работа с учебником, наблюдения учащихся с целью выявления существенных признаков нового материала).
Формирование умений и навыков: выполнение упражнений по учебнику и заданий учителя;
Подведение итогов урока (выяснение, что нового узнали, чему научились, в чем затрудняются).
Задание на дом (сообщение способа выполнения домашнего задания).
Подобная организация урока характерна тем, что она вызывает активную мыслительную деятельность учащихся.
Ход урока:
I.Организационный момент. (≈ 2 минуты).
Учитель создает рабочую обстановку, приветствует учеников, сообщает тему, которую ученики записывают в своих тетрадях: Орфография. Нужны ли правила?
Ребята, сегодня мы с вами открываем новый раздел в русском языке, который называется «Орфография». Это слово греческого происхождения; (от греч. орфо – «правильный» и графо – «пишу») – наука о правописании. Давайте запишем это понятие, запомним его написание и значение. Орфография – это наука о правописании.
II.Проверка домашнего задания (беседа о том, зачем людям нужно письмо; о Я. К. Гроте). (≈ 3-4 минуты).
А сейчас, ребята, давайте вспомним, зачем людям вообще потребовалось письмо? (Чтобы обща

univerfiles.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *