Конспект урока 5 класс фгос что такое текст – Методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему: Урок развития речи в 5 классе. Что такое текст

Содержание

Методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему: Урок развития речи в 5 классе. Что такое текст

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Что такое текст.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста
  2. Формировать у школьников навыки связного устного высказывания
  3. Способствовать воспитанию чувства прекрасного.

I. Актуализация знаний        

– Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

– Тогда я только напомню вам правила общения. (слайд)

-И мы начинаем наш урок, на котором  будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

II. Загадка. Определение темы и цели урока.

– Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте.  А на каких уроках  помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

(Запись темы урока: Что такое текст.)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое  текст. Каковы признаки текста.)

– Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

(Чтобы научиться самим строить тексты.)

– Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.

А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)

III. Практическая работа

1задание.   Какой из данных отрывков является текстом?

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

– Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)

– Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осенние листья.

2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

– Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

– Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

– Докажите, что перед вами текст.

 – Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

– Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит  с места на место со своим жильем и имуществом)

– Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить?  (о чем говорится? что именно?)

 1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте  последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.  

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима последовательность предложений, грамматическая связь)

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.   (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

     Приятна мне твоя прощальная краса,

     Люблю я пышное природы увяданье,

     В багрец и золото одетые леса.   (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

– Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 ( Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)

– Текст создается для выражения мысли.

IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»  и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,  и является самым ценным на свете)

V. Подведение итогов урока

– Закончите работу над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте  оценку за работу на уроке и сдайте листочки.

– А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?

VI. Домашнее задание

– Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

nsportal.ru

Урок развития речи в 5-м классе на тему “Что такое текст?”

Ход урока

1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания

Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.

2. Формирование новых понятий, умений, навыков

1. Повторение понятия текста

Задание 1: Прочитайте две записи и попробуйте определить, чем они отличаются.

  • Оса – это насекомое. Мальчик увидел бабочку. Художник нарисовал птицу.
  • Оса – это насекомое. У неё шесть лапок. Ещё у осы есть жало.

Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?

Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.

Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.

2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.

Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)

3. Упражнение “Понаблюдайте”

а) Работа с учебником. § 100

Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы.

Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?

б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.

Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.

Вариант 1

Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.

Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.

Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание

Вариант 2

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

3. Беседа по содержанию прочитанного

Задание: отвечая на вопросы, сформулируйте и запишите тезисы. Что такое тезисы? (Тезисы – это основные положения какой-либо статьи, доклада, сочинения и т.д.)

  • Из чего состоит текст?
  • Как связаны между собой предложения в тексте?
  • Как связаны предложения лексически и грамматически?
  • В чем выражается связь предложений в тексте по смыслу?
  • Какие признаки есть у текста, кроме названных?
  • Что значит “текст цельный”?
  • Что значит текст “завершенный”?

Тезисы “Признаки текста”

  1. Законченность, завершенность, цельность (ничего нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы (описание фактов, событий, места действия и времени, рассуждения автора и т.д.)
  3. Главная (основная) мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея текста, то, что хотел сказать нам автор своим текстом)
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок – это “вход” в текст, как в некое здание).
  5. Связанность изложения (по смыслу и грамматически).

 4. Знакомство с опорной схемой.

Расскажите о тексте, опираясь на схему

(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.

Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)

5. Работа с текстом

Задание:

прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.

В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный… И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

  • Можно ли его назвать законченным, завершенным?
  • В рассказе множество персонажей: бабушка с сумкой, старик с мешочком, две девочки, синичка. Можно ли сказать, что все они объединены одной темой?
  • Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа? Не показался ли вам этот рассказ
  • притчей, басней, в котором осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый, высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено? Старый пень – аллегория человеческого характера. Какой урок можно извлечь из данного текста?
  • Как бы вы назвали этот рассказ? ( “Старый пень”, “Притча о гордом человеке”, “Ты не царь!”) Какое название (заглавие) содержит в большей степени его идеи?
  • Почему в тексте выделено несколько красных строк? Как мы их называем?
  • Разделите текст мысленно на части. Сколько их у вас получилось?

6. Словарно-лексическая работа

  • Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста.
  • Микротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
  • Абзац – часть текста, которая раскрывает содержание подтемы, или микротемы.

7. Работа с текстом

Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи

Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

П л а н

  1. Грибники вокруг старого пня.
  2. Речь пня перед деревьями. (Старый пень возгордился).
  3. Молчание деревьев.
  4. “Я ваш царь!”
  5. “Ничего ты не царь”

4. Итоги урока

Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?

5. Домашнее задание

  1. Осмыслить опорную схему, подготовиться к воспроизведению её по памяти; § 100.
  2. Подобрать стихотворение об осени и записать его в тетрадь. Устно доказать, что это текст.
  3. Сочинить “бином фантазии”: борода – самовар.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока русского языка “Что такое текст”

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня за окном светит чудесное осеннее солнце и настраивает нас на увлекательную и познавательную работу. Надеюсь, что вы с большим интересом ждете уроков развития речи, уроков, на которых мы учимся мыслить и говорить.

Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради и запишите число и оставьте месть, чтобы указать тему урока.

Приветствуют учителя, делают записи в тетради

2. Повторение изученного        

Давайте вспомним, что мы изучали на уроках развития речи в этом учебном году и повторим то, что уже знаем о языке и речи. Попробуем сделать выводы из проделанной ранее работы и ответить на вопросы:

– Зачем человеку нужен язык?

– Есть ли разница между языком и речью?

 – В чем смысл изучения языка?

 – Какие формы речи вы знаете?

Молодцы! Вижу, вы готовы к работе.

Язык нужен для передачи мыслей от одного человека к другому, для общения, взаимопонимания.

Речь – это язык в действии, язык «в работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

Высказывают свои мысли

Речь бывает монологической и диалогической, устной и письменной.

3. Мотивация темы

Мы часто сталкиваемся с понятием «текст», читаем в заданиях к упражнениям:

– прочитайте текст;

– спишите текст;

– перескажите текст и т.д.

А задумывались ли вы, что такое текст? Вот с этим вопросом мы сегодня и попробуем разобраться.

Записываем тему урока – «Что такое текст» (слайд 1)

Записывают в тетрадях тему

4. Изучение темы        

Чтение текста (слайд 2 + распечатка для каждого ученика):

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

             Николай Сладков

– Перед нами текст?

– Почему вы считаете, что это текст, а не просто группа предложений?

Запомним: тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста. (Слайд 3)

Связанный по смыслу, текст может быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.

Чтобы озаглавить текст, какой вопрос можно поставить?

Как можно озаглавить этот текст? Пусть каждый запишет на своем листочке вариант, который ему ближе.

Среди обязательных признаков текста можно выделить зачин. Что это такое?

Правильно! Укажите это предложение.

Кроме того текст должен быть завершен, в нем должна быть законченность.

Какое предложение завершает текст?

Существует целый ряд способов соединения предложений в тексте! Давайте вспомним их из курса начальной школы (слайд 5)

– порядок предложений в тексте;

– порядок слов в предложении;

– интонация;

– повторы слов;

– замена имен существительных местоимениями или словами, близкими по значению.

Найдите эти средства связи в тексте.

Молодцы! Подведем итоги. Какие признаки текста мы назвали? (Слайд 6)

Замечательно!

Выразительное чтение вслух

Да.

Он на одну тему, в нем рассказывается об осенних листьях, у него есть автор.

Вывод. Текст написан на одну тему (осенние литья) и подчинен одной мысли (начался листопад).

О чем говориться в тексте? (Слайд 4)

Золотой дождь, осенние листья

Записывают

Это такое предложение, которое требует развертывания, пояснения.

Это первое предложение.

Последнее предложение.

Делают записи в тетрадях

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

  1. Единство темы.
  2. Главная мысль.
  3. Заголовок.
  4. Связность изложения (по смыслу и грамматически)
  5. Законченность, завершенность, полнота.
  6. Наличие автора.

5. Физкультминутка

Устали немного? Вспомним нашу любимую зарядку:

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три дыши ровней

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней

Встали

Топают ногами

Хлопают руками

Сели, встали, встали, сели

Вытягивают  руки вверх

Машут руками

Садятся на место

6. Закрепление темы

Откройте учебники на странице 17. Прочитайте предложения из упр. 38.

– Это текст?

– Почему?

– Попробуем собрать предложения в текст, исходя из признаков текста.

Нет

Предложения «разбежались», нет смыслового единства, зачина, законченности, нарушен порядок предложений в тексте.

Проговаривают, записывают в тетрадь

7. Творческая работа

А сейчас мы обратимся к нашему любимому жанру – сочинению.

Сегодня наш первый текст был посвящен осени.

На урок вы принесли осенние листья: разные, красивые, разноцветные.

Попробуем описать свой осенний листочек.

Чтобы описание получилось красивым, мы можем использовать образные средства языка или фигуры речи.

Какие средства выразительности вы помните?

Попробуйте сами собрать сравнения  с помощью стрелочек (слайд 7):

Лист осины, … будто оранжевая звезда

Лист клена,…  точно золотая рыбка

Лист ивы,…как солнышко

Лист березы, …словно золотая монетка

Обратите внимание на союзы, с помощью которых присоединяются сравнения, и знаки препинания.

А теперь опишите свой листок, подумайте, с чем его можно сравнить, пофантазируйте. Определите форму, цвет, размер вашего листочка, не забудьте о зачине, порядке предложений в тексте, завершенности текста.

Эпитеты, сравнение

Записывают в тетрадях

Работают в парах, затем слушаем описания.

8. Подведение итогов, рефлексия

Молодцы!

Что же нового о тексте вы узнали сегодня на уроке?

Готовы ли вы написать дома свой текст?

Я очень довольна вашей работой на уроке!

Оценка активных учащихся

Ответы учащихся

Да

9. Домашнее задание

Записываем домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Осенний листочек».

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой «Тема, основная мысль и структура текста»

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме:

«Тема, основная мысль и структура текста»

Разработала: преподаватель русского языка и литературы И.А.Рыбникова

Цель урока

Предметная

Обобщение и расширение  знаний обучающихся о тексте

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи

4. Строить текст

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

Личностных

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

Коммуникативных

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

Регулятивных

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже “мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать”

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

4. Оценивать – осознавать качество и уровень усвоения нового знания

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

Предметные задачи

Образовательные:

  • конкретизация полученных знаний о тексте;
  • закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
  • обогащение речи  обучающихся

Развивающие:

  • Развитие   мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран,  компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева

Этап урока.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем  в тетради

число

классная работа

 (Регулятивные)

      2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного  вопроса:

Почему записанные на доске  предложения образуют  текст?

          Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

          Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

          Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

          Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена  основная мысль данного текста )

3.Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема,основная мысль и структура текста»)

     4. Работа  с учебником (открытие новых  знаний)

Самостоятельно изучите материал  учебника на стр.35  и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие  четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

 Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

 Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

    5.  Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста –встреча с дятлом.

-Заголовок «Старый знакомый» отражает тему: встречу рассказчика со своим старым знакомым .Назвать текст можнои так: «Здравствуй, дятел, я рад, что ты жив!»Такой заголовок отразит основную мысль текста о проявлении интереса к жизни дятла и радости от наблюдения за  жизнью настоящего труженика.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»  и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается,  и является самым ценным на свете)

6. Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

– Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

– Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

(Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.  Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился.. А конь этот оказался не простым. 

 Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

– Докажите, что перед вами текст.

 – Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

– Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Нужно обратиться к толковому словарю,чтобы узнать значение этих слов: аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит  с места на место со своим жильем и имуществом)

– Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить?  (о чем говорится? что именно?)

 1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

7.Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

 

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

 

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

 

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

         Прочитайте текст и выполните задания
(1) … (2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду. (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)…какое удивительное растение- хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому В) Значит  Г) Однако 

Эталон:

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

     (5)Стебли хлопчатника- отличное  топливо.  (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина  обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б)  Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки  и устойчивы к гнилостным бактериям.

 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот  Б) Поэтому 

В) Значит  Г) Однако 

Ответы: 1.В 2.А

 9. Домашнее задание: по выбору уч-ся:

1.Упр.44, составить таблицу признаки текста

2.Упр.47, составить таблицу признаки текста

3. Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

10. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.


1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

 

активно / пассивно
 доволен / не доволен
 коротким / длинным
 не устал / устал
 стало лучше / стало хуже
 понятен / не понятен
 полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

nsportal.ru

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе по ФГОС по теме «Что такое текст.»

6.10.2016г.

Автор: Сахадуллаева Гулизар Исламутдиновна-, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гелинская СОШ» Карабудахкентского района

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе по ФГОС по теме «Имя прилагательное» (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Урок развития речи в 5 классе.

Тема: Что такое текст.

Цели:

  • Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста

  • Формировать у школьников навыки связного устного высказывания

  • Способствовать воспитанию чувства прекрасного.

I. Актуализация знаний

– Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

– Тогда я только напомню вам правила общения. (слайд)

-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

II. Загадка. Определение темы и цели урока.

– Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

(Запись темы урока: Что такое текст.)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст. Каковы признаки текста.)

– Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

(Чтобы научиться самим строить тексты.)

– Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.

А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)

III. Практическая работа

1задание. Какой из данных отрывков является текстом?

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

– Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)

– Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осенние листья.

2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

– Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

– Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

– Докажите, что перед вами текст.

– Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

– Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?

(Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

– Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима последовательность предложений, грамматическая связь)

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

– Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 ( Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)

– Текст создается для выражения мысли.

IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

V. Подведение итогов урока

– Закончите работу над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте оценку за работу на уроке и сдайте листочки.

А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?

VI. Домашнее задание

– Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

1 задание.

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

– Сделайте вывод об обязательном признаке текста.

– Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осенние листья.

2 задание.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

– Докажите, что прочитанное можно назвать текстом?

– Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

– Докажите, что перед вами текст.

– Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

– Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?

(– Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

multiurok.ru

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе по ФГОС по теме «Что такое текст.»

6.10.2016г.

Автор: Сахадуллаева Гулизар Исламутдиновна-, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гелинская СОШ» Карабудахкентского района

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе по ФГОС по теме «Имя прилагательное» (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Урок развития речи в 5 классе.

Тема: Что такое текст.

Цели:

  • Познакомить учащихся с отличительными особенностями текста

  • Формировать у школьников навыки связного устного высказывания

  • Способствовать воспитанию чувства прекрасного.

I. Актуализация знаний

– Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

-Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

-Вы обладаете такими качествами? (Да)

– Тогда я только напомню вам правила общения. (слайд)

-И мы начинаем наш урок, на котором будем работать с очень важным не только для ученых материалом? Каким? Угадайте?

II. Загадка. Определение темы и цели урока.

– Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

-Да, ребята, на уроке мы будем говорить о тексте. А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? (на любых)

(Запись темы урока: Что такое текст.)

-Итак, господа ученые, тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст. Каковы признаки текста.)

– Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

(Чтобы научиться самим строить тексты.)

– Итогом нашей работы будут тезисы, которые вы должны будете продолжить.

А я лишь напоминаю, что такое тезис. (слайд)

III. Практическая работа

1задание. Какой из данных отрывков является текстом?

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

(Текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

– Сделайте вывод об обязательном признаке текста. (Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой)

– Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осенние листья.

2 задание. На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

– Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

– Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

– Докажите, что перед вами текст.

– Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

– Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?

(Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

– Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Необходима последовательность предложений, грамматическая связь)

4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)

– Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Ответ на этот вопрос вы найдете в учебнике на стр. 160 ( Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.)

– Текст создается для выражения мысли.

IV. Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

V. Подведение итогов урока

– Закончите работу над тезисами «Признаки текста», дайте оценку уроку, а также себе поставьте оценку за работу на уроке и сдайте листочки.

А мы подведем итог. Какими признаками должен обладать текст?

VI. Домашнее задание

– Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

1 задание.

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Еще цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы.

– Сделайте вывод об обязательном признаке текста.

– Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? Какой заголовок подходит нашему тексту?

1) Осенние цветы.

2) Русский лес осенью.

3) Осенние листья.

2 задание.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

– Докажите, что прочитанное можно назвать текстом?

– Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

– Докажите, что перед вами текст.

– Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

– Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться?

(– Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

– Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст.

3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (письменно)Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

multiurok.ru

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС «Текст. Тема текста»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС «Текст. Тема текста»

Цель деятельности учителя

Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста

Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию

Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, моти­вацию к обучению.

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике

Метапредметные: способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Оборудование

ПК, проектор

УМК

Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014

Наглядно-демонстративный материал

Презентация, карточки

Основные требования к ЗУН обучающихся

Знать: что такое текст, его отличительные особенности, понятия «широкая» и «узкая» тема

Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Промежуточный контроль

1) Организационный этап.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

Усердно будем мы трудиться, чтобы чему-то научиться.

Правила общения на уроке

При разговоре не перебивай собеседника.

Того, кто говорит, нужно поддерживать добрым взглядом.

Если говорящий ошибся или о чем-то не сказал, дадим ему договорить, а потом исправим или дополним.

Исправляя или дополняя ответ, нужно стараться делать это вежливо, не обижая.

Говорим всегда на выдохе: четко, ясно и неторопливо.

Приветствует обучающихся.

Готовятся к уроку. Настраиваются на работу.

1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

Наблюдение

2) Актуализация знаний.

Видеофрагмент «Трое из Простоквашино»

– Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили?

– Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать)

– Вы обладаете такими качествами?

И конечно же не забываем и соблюдаем правила общения.

Сегодня у нас урок развития речи.

Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке должен уметь выражать свои мысли грамотно.

Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора.

– Почему родители не поняли послания сына?

Отвечают на вопросы

Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам

Вывод: текст не получился

Устные ответы

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

А какими же признаками обладает текст? Именно об этом мы сегодня на уроке и поговорим

Слово ТЕКСТ заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает «ткань, единство»(т.е. словесное единство).

– А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом?

-Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить?

(Что такое текст? Каковы признаки текста? Как определить тему текста?)

– Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям?

Запись темы, даты

Отвечают на вопросы

Вывод об актуальности знаний

Научиться самим создавать тексты.

Устные ответы

4) Первичное усвоение новых знаний.

Задание 1: Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.

С.34 определение ТЕКСТ

1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Работа с учебником

Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста.

Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое.

– Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

– Какой заголовок подходит нашему тексту?

В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

Читают учебник

Записывают опорную схему

Устные ответы

5) Первичная проверка понимания

Упр.69

Справочная информация

Алексе́й Петро́вич Маре́сьев – лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время ВОВ ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Рассказ о летчике.

Текст

Мотор осёкся и замолчал.

Самолёт, стремительно понёсся вниз.

Падая, самолёт задел верхушки сосен.

Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части.

Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб.

Это спасло ему жизнь.

Доклад обучающегося

Выполняют задания.

Работа в парах.

Письменная работа

6) Динамичес

кая пауза

Видеоролик

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и отвечать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

7) Первичное закрепление.

Упражнение 69

Итак, мы с вами обозначили основные признаки текста:

1. Предложения должны быть связаны темой(по смыслу)

ТЕМА определяеем, когда задаем вопрос О ЧЕМ?

– Определите тему текста упр.69

2. Предложения должны быть связаны грамматически (последовательность)

Существуют средства связи предложений в тексте.

– Найдите в тексте упр.69 такие средства

Запись

Тема – это то, о чем говорится в тексте.

Работают по тексту упражнения.

Устные ответы

8) Информация о домашнем задании

Упражнение 68

Поясняет задание

Записывают задание

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста

– Назовите признаки текста

– Какой вопрос поможет определить тему текста?

– Где пригодятся полученные знания?

– Все ли получилось на уроке?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке

Оценки за урок

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *