Игры русский язык 5 класс – Игры на уроках русского языка (5 класс)

Игры на уроках русского языка (5 класс)

  1. Кто быстрее?

Ведущий (учитель) предлагает каждому участнику игры написать в столбик все буквы алфавита. Задание: слева и справа от каждой буквы дописать еще по одной букве, чтобы получились слова (желательно имена существительные) – со всеми буквами алфавита в середине. Будет интереснее, если провести эту игру на время и определить победителя (победителей). Зачитать слова. Предпочтение – тем, у кого существительные.

  1. Редкая буква

В русском языке редкой считается буква э. Ведущий (учитель) зачитывает краткие толкования значений различных слов, которые начинаются с э. Всякий раз называет слово тот из учеников, кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ – одно очко (или одну карточку с написанной фломастером буквой, или просто цветную карточку).

1) Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.

2) Вид соревнования в беге.

3) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.

4) Широко распространившаяся заразная болезнь.

5) Команда корабля, самолета, танка.

6) Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.

7) Себялюбивый человек.

8) Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью.

9) Очень срочный, спешный, неотложный.

10) Упругий, гибкий.

11) Изысканный, изящный.

12) Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь обозначает мир).

13) Научное справочное пособие по всем отраслям знаний.

14) Сокращенное название эскадренного миноносца.

15) Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок.

16) Помост для казни.

17) Мировое пространство, в котором распространяются радио-волны.

18) Отражение звука от предметов.

19) Белая поверхность, на которой демонстрируются фильмы.

20) Вывоз товаров за границу.

21) Отдельный предмет (в коллекции, на выставке).

22) Научный опыт.

23) Проверочное испытание по учебному предмету.

24) Предварительный набросок рисунка, картины.

25) Короткое сатирическое стихотворение.

26) Мороженое, глазированное шоколадом.

1) этикетка

2) эстафета

3) эскадра

4) эпидемия

5) экипаж

6) эвакуация

7) эгоист

8) экскурсия

9) экстренный

10) эластичный

11) элегантный

12) эмблема

13) энциклопедия

14) эсминец

15) эшелон

16) эшафот

17) эфир

18) эхо

19) экран

20) экспорт

21) экспонат

22) эксперимент

23) экзамен

24) эскиз

25) эпиграмма

26) эскимо

  1. Кто больше?

Напишите как можно больше слов с повторяемым гласным. Например, слова с гласным [о]. Можно пользоваться словарем.

Ученики пишут слова (водоросль, долото, золото, молоко

и др.). Через определенное время каждый читает свой список. Выигрывает тот, у кого слов окажется больше, чем у других.

  1. Кто больше?

На каждую букву предложенного слова напишите как можно больше существительных (время на работу с одним словом – 10 минут). Например:

П парник, перемена, пирог, пистолет, пятак, портфель.

О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.

Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…

А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.

Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета, ремень.

5. Забавные превращения

К. Г. Паустовский говорил, что «с русским языком можно творить чудеса». Составляя цепочку слов и изменяя в каждом последующем слове только одну букву, превратите «волка» в «козу», «реку» в «море», «ночь» в «день», «тесто» в «булку».

волк – полк – пола – поза – коза

река – рука – мука – муза – луза – лоза – коза – пора – гора – горе – море

ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – день

тесто – место – месть – масть – пасть – паста – каста – каска – качка – пачка – палка – балка – булка

  1. Важная позиция

К каждому из приведенных ниже слов подберите другое – от которого образовано данное или однокоренное, где за корнем следует гласный (то есть поставьте непроизносимый согласный в сильную позицию).

Лучше выполнять это задание не в форме соревнования, чтобы все ученики справились с ним. Количество слов в зависимости от времени можно сократить.

агентство

безвестный

безгласный

вкусный

послать (гонца)

постлать (скатерть)

праздный

прелестный

гигантский

гнусный

горестный

громоздкий

дилетантский

доблестный

захолустный

интересный

комендантский

косный (ум)

костный (мозг)

местный

невестка

ненастный

объездчик

окрестность

опасный

повестка

пристрастный

сверстник

свистнуть (громко)

свиснуть (вниз)

сердце

словесный

солнце

тростник

ужасный

устный

участвовать

хлестнуть

хрустнуть

целостный

чудесный

шефствовать (над малышами)

шествовать (по площади)

яростный

  1. Словотворение

Записав на доске слова или вывесив заранее приготовленный список, ведущий (учитель) предлагает изменить каждое слово или образовать новое, чтобы появился разделительный ь (например, крыло – крылья, здоровый – здоровье).

крыло

здоровый

варить

воробей

звено

зимовать

кушать

берег

медаль

счастливый

под землей

под полом

без дороги

раздумывать

ружейный

скамейка

судить

соловей

  1. Задания для любознательных

Образуйте пары слов, отыскав в памяти соответствующие глаголы с суффиксом – ну-.

спать

утопать

глядеть

кидать

увядать

блестеть

шептать

брызгать

двигать

дергать

трогать

тягать

впрыскивать

плескать

тискать

трескаться

– заснуть

– утонуть

– глянуть

– кинуть

– увянуть

– блеснуть

– шепнуть

– брызнуть

– двинуть

infourok.ru

Материал (5 класс) по теме: Игра по русскому языку в 5 классе

 Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе

Цели мероприятия:

  1. с помощью интеллектуальной игры проверить степень овладения программным материалом учащимися 5-х классов;
  2. развивать познавательный интерес к русскому языку;
  3. воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

ХОД ИГРЫ:

Учитель:

Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Конкурс 1 – Разминка.

     Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься – …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)

Всякая сорока от своего языка…(погибает).                                                                                                                 Хвалилась синица море…(зажечь). Слово не воробей, вылетит – …(не поймаешь).                  Мели Емеля, …(твоя неделя).                                                                                                                     Чем хвалишься, на том и …(провалишься).                                                                                          Вместе тесно, а врозь…(скучно).                                                                                                                  Как аукнется, так и …(откликнется).                                                                                                           Слово не стрела, а сердце насквозь …(ранит).                                                                                        С глупым водиться – сам …(поглупеешь).

Конкурс 2 «Фонетический»

1.  Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

2.  В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

Ведущий раздает карточки с заданием.

(Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.

 Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)

Ответ: слушать.

Конкурс 3  «Остров Антиподов».

Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит?

А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

.Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

(На карточках)

1 команде:

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

Идет юноша из светлицы и хвост под домом. 

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

2 команда 

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

Конкурс 4 «СЛОВА-ЗМЕЙКИ».

1. На доске слова: 1-ой команде – КОМ, 2-ой команде – СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные – единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

     На доске слова: 1-ой команде – КОМ, 2-ой команде – СОМ.                       

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

Конкурс 5 «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень – ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

Конкурс 6  «Словообразовательный»

1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка

(Исходное слово: «говор»)

2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.

(Победитель тот, у кого больше слов.)
3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в.

Конкурс 7 «Синтаксический»

1. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

  1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
  2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
  3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
  4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
  5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
  6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Конкурс 8  «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы) 

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс) 

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

  1. Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

                        Ответ:  У рыб есть зубы.

  1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

                         Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

  1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

                      Ответ: Суббота

  1. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

                           Ответ: Именительный падеж

       Какую часть слова можно в земле найти?  (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

«Разминка»

В ходе разминки командам предлагается ответить на 10 вопросов. Каждый правильный ответ принесёт команде 1 очко.

  1. «Морфология» – это раздел языкознания, который изучает…(части речи).
  2. Что такое окончание? (морфема, которая служит для изменения формы слова и связи предложений).
  3. Назовите вопросы дательного падежа. (кому? чему?).
  4. Отгадайте загадку: «Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают» (очки).
  5. Что обозначает фразеологизм «лапшу на уши вешать»? (обманывать).
  6. Когда пишется Ь в сочетании -ТЬСЯ? (что делать?).
  7. Изменяются ли глаголы по падежам? (нет).
  8. Какие предложения называются сложными? (2 и более г. о.).
  9. Назовите второстепенные члены предложения. (дополнение, определение, обстоятельство).
  10. Имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопрос…(какой?).

  1. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10).
  2. Какие морфемы вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание).
  3. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос…(что делать?).
  4. Как пишется ЖИ – ШИ? (с И).
  5. Что мы называем грамматической основой предложения? (подлежащее и сказуемое).
  6. Какие предложения по цели высказывания вам известны? (повествовательное, вопросительное, побудительное).
  7. Назовите вопросы предложного падежа (о ком? о чём?).
  8. «Фонетика» – раздел науки о языке, который изучает…(звуки).
  9. Отгадайте загадку: «Ростом мал, да удал, от меня ускакал» (мяч).
  10. Что такое суффикс? (морфема, которая служит для образования новых слов).

  1. Сколько спряжений у глагола? (2).
  2. Можно ли подлежащее и сказуемое назвать словосочетанием? (нет).
  3. Что мы называем основой слова? (часть слова без окончания).
  4. Отгадайте загадку: «Стоят в поле сестрички: жёлтые глаза, белые реснички» (ромашки).
  5. Назовите вопросы винительного падежа? (кого? что?).
  6. Какие слова называются синонимами? (близкие по значению).
  7. Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос…(кто? что?).
  8. «Морфология» – раздел науки о языке, который изучает…(слово как часть речи).
  9. Какой знак ставится в конце повествовательного предложения? (точка).
  10. «С гулькин нос» – это много или мало? (мало).

«Ребусы»

От каждой команды вызывается 1 игрок. Ему нужно будет разгадать ребус. Правильный ответ принесёт команде 2 очка. На задание отводится 1 минута.

  1. _СЬ_

  ПИ

  1. _Е_

 ЗД

  1. _КО_

ВА

«Конкурс капитанов»

Приглашается капитан команды. Ему нужно будет в предложенном слове найти другие, спрятавшиеся слова. За каждое найденное слово присуждается 1 очко. На задание отводится 2 минута.

ОКОЛЕСИЦА

Подведение итогов

                                                         

ИГРА 5 класс

  1. Необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

(просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)

  1. «Остров Антиподов».

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

Идет юноша из светлицы и хвост под домом. 

Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

Упала тыква, можно выплюнуть.

  1. Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

– Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ

– Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ

– Приставка в слове ЗАХОД, корень – ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА

        – Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ

  1. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

  1. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в.
  2. Ребусы
  1. _СЬ_

  ПИ

  1. _Е_

 ЗД

  1. _КО_

  ВА

  1. Нужно в предложенном слове найти другие, спрятавшиеся слова. За каждое найденное слово присуждается 1 очко.

                                                    ОКОЛЕСИЦА

nsportal.ru

Занимательные факты (5 класс) на тему: Лингвистические игры на уроках русского языка в 5-6 классах

  Лингвистические игры на уроках русского языка

Что же такое игра?

Игра для среднего школьника не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это часть его жизни. Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает.

Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.

Игра – особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит возможности ребенка на уровень мыслящей, творческой личности.

Максим Горький говорил: “Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют “духом языка”.

 Хочу привести примеры из собственной практики.

 Эти игровые задания использую в начале учебного года после повторения изученного в начальной школе.

         Игра  «  Третий лишний»

  1. В лагер…, в пустын…, на площад…
  2. У бабушк…, у дорог…, в тайн…
  3. В ПОСТЕЛ…, НА ПЛОЩАД…, НА ПЛОЩАДК…
  4. НЕТ ТЕН…, В ДОРОГ…, КРАЙ РОЩ…
  5. Ветка ел…, на сердц…, на опушк…

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

  1. ДУМА…Т, СМОТР…Т, РЕША…Т
  2. ДЫШ…Т, МЕЧТА…Т, СТРО…Т
  3. ВЕ…Т, УБЕГА…Т, ВИД…Т
  4. Рису…т,  терп…т, стел…т.  
  5. Дыш…, Бре…, стел…              

ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

  1. СОШ…ЕМ, В…ЮТ, ОБ…ЯВЛЕНИЕ
  2. ВЫЛ…ЕШЬ, СОЛОВ…И, ПОД…ЕМ
  3. НЕОБ…ЯТНЫЙ, П…Ю, С…ЕМ
  4. Б…Ю,   В…ЕЗД, РУЧ…И
  5.  С…ЕХАЛ, ОБ…ЯВИЛ, СОЛ..Ю

Игра «Третий лишний»

1.Расст…лается, зам…рает, уб…рет

  1. Приб…рает, ст…реть, зат…рает
  2. Выт…р, приб…рает, переб…ру
  3. Зад…раться,приб…раться, выб…ру
  4. Забл…стать, пост…лю, заб…ру  

Использую распространенную, увлекательную игру Логогрифы.

Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

краска – каска

порт – спорт

клен – (лен)

рука – (рубка)

горсть – (гость)

стол – (ствол)

склон – (слон)

клад – (склад)

полк – (пол)

шар – (шарф)

тепло – (тело)

усы – (бусы)

беда – (еда)

утки – (сутки)

экран – (кран)

укус – (уксус)

 Или

Я дождь, и молния, и гром.
Но г из слова уберем-
И я цветок неотразимый,
Хоть и с шипами, но любимый. (ГРОЗА – РОЗА)

Данная игра развивает словарный запас и дает возможность почувствовать язык, понять, как одна буква может полностью изменить значение слова.Несмотря на то что это увлекательная игровая форма, она помогает на начальном этапе обучения формировать лингвистическое мышление, заставляя ребенка с вниманием относится к букве, звуку, понимать их смыслоразличительные функции.

Игра “Назови полное имя”

Учитель бросает мяч любому ученику, каждый ребенок называет свое полное имя. Так же можно играть на запоминание имен родственников (имя, отчество).

В этой игре ребятам можно рассказать о самом распространенном имени в мире, о самом длинном имени.

Самое длинное женское имя придумали жители Гавайских островов, нам бы не хватило ширины всей доски, чтобы его записать, т.к. в нем 65 только согласных букв.

  • Самое распространенное имя в мире – Иван (по-русски),
  • Иойннэс (по-греко-византийски),
  • Иоганн (по-немецки),
  • Юхан (по-фински и по-эстонски),
  • Джованни (по-итальянски),
  • Джон (по-английски),
  • Ян (по-польски),
  • Жан (по-французски),
  • Иванэ (по-грузински),
  • Ованес (по-армянски),
  • Жоан (по-португальски),
  • Он – (по-болгарски).

Это интересно: Одна из самых распространенных фамилий в нашей стране – Кузнецов. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей ‘кузнец’. Например, самая частая английская фамилия – Смит, немецкая – Шмидт.

Игра “Значение имени”.

Здесь же рассказывается о том, что слово имя очень древнее. В древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. Индейцы Америки могли назвать ребенка Уи-Уис, что означает “совенок”. У древних греков встречаются имена Фока – “тюлень”, Хризис – “золото”. Вот несколько русских имен, которые давались по внешности человека: Mал, Кудряш, Черныш. Так же давались имена по чертам характера: Умник, Добр, Несмеяна. Сейчас имен великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах.

1. Предлагается объяснить значение имен:

Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь.

2. Предлагается объяснить значение своего имени.

Вывод: Имена Владимир, Святослав, Людмила, Вера, Надежда, Любовь – имеют славянское происхождение, и дети могут объяснить их значение. Много имен пришли к нам из других языков.

В ходе выполнения этого задания формируется внимание к структуре слова, дети начинают понимать, что структура помогает понять смысл.

Как развивающее задание предлагается дома сочинить или найти имена, которые сами дети могли бы объяснить. (Любомир:)

Игра “Собери букеты”.

Собрать “цветы” (слова, близкие по значению, синонимы) в букеты и расставить слова-цветы по своим вазам.

Сначала ребята ищут синонимы, затем расставляют их по вазам.

Доброта- душевность, работа -занятие, родина -отечество, сражение-бой.

В этой игре надо подвести учащихся к выводу, что существительные синонимы не обязательно относятся к одному роду.

Происходит формирование лексического мышления, понимание, что русский язык – один из многих языков, существующих в мире, и каждый язык живет по своим законам.

В заключение хотелось бы отметить следующее:

  • Лингвистические игры формируют и совершенствуют речевую активность ребенка.
  • Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, устной и письменной).

Главное правило организации лингвистической игры: РЕБЕНКУ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО И КОМФОРТНО!

И тогда на любом этапе урока ребенок становится активным участником учебного процесса.

nsportal.ru

Лингвистическая игра по русскому языку, 5 класс

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ»

(составила учитель русского языка Желобякова Н.А.)

Лингвистическая игра «Вопрос на засыпку»

2. Класс (параллель)

5 класс (параллель)

3. Цель использования игры (игрового приема, ситуации)

1. прививать интерес к родному языку

2. развивать умение применять лингвистические знания в различных нестандартных ситуациях

3. формировать умение работать в команде

4. Форма игры (игрового приема, игровой ситуации)

командная

5. Краткое описание игры (приема, ситуации)

Роли:

Каждый класс предлагает команду из 6 человек, остальные болельщики. Команда придумывает название.

Ведущий – учитель.

Жюри – 3 человека (старшеклассники, учителя)

Игровые предметы:

  1. Карточки ко 2, 4, 5 заданиям (по 4 экземпляра), к 6 заданию (1 экземпляр), конкурс болельщиков (1 экземпляр)

  2. Часы

  3. Ответы для жюри, система оценивания.

Правила игры: ведущий даёт задание командам и определяет время выполнения; жюри оценивает; болельщики могут заработать дополнительные баллы своей команде.

6. Сценарий игры

1 задание – «Дальше, дальше …»

Ведущий задаёт вопросы.

За 1 минуту команда должна дать правильные ответы на большее количество вопросов.

Вопросы для 1 команды:

1) назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто? что?» (подлежащее)

2) как называется предложение, в котором содержится вопрос? (вопросительное)

3) назовите раздел науки о языке, где изучаются предложение и словосочетание (синтаксис)

4) изменяются ли существительные по родам? (нет)

5) как называется книга для обучения? (учебник)

6) как называется точно установленный распорядок дня? (режим)

7) как называется аппарат для разговора, сигналы которого передаются по проводам? (телефон)

8) что находится посередине Волги? (буква «л»)

9) ученье — свет, а … (неученье — тьма)

10) загадка: «Без рук, без топорёнка построена избенка» (дупло)

Вопросы для 2 команды:

1) назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «что делает? каков?» (сказуемое)

2) как называется предложение, которое содержит просьбу, приказ или совет? (побудительное)

3) назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи (морфология)

4) изменяются ли прилагательные по лицам? (нет)

5) как называют того, кто учится в средней школе? (ученик, школьник)

6) как называется искусственный водоем, сооруженный для плавания? (бассейн)

7) как называется сборник слов в алфавитном порядке? (словарь)

8) чем кончается день и ночь? (ь)

9) как аукнется, … (так и откликнется)

10) загадка: «Вот так дом: одно окно, каждый день в окне — кино» (телевизор)

Вопросы для 3 команды:

1) назовите вопросы дательного падежа (кому? чему?)

2) назовите часть речи, которая отвечает на вопросы «где, куда, когда» (наречие)

3) как называется предложение, в котором нет второстепенных членов? (нераспространенное)

4) изменяются ли глаголы по падежам? (нет)

5) как называется отступ вправо в начале строки? (абзац)

6) как называется человек, который обучает чему-нибудь? (учитель)

7) как называется учреждение, собирающее и хранящее книги? (библиотека)

8) какой алфавит состоит из 6 букв? (азбука)

9) любишь кататься, … (люби и саночки возить)

10) загадка: «Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень?» (часы)

Вопросы для 4 команды:

1) назовите вопросы творительного падежа (кем? чем?)

2) назовите часть речи, которая отвечает на вопросы «какой, чей» (прилагательное)

3) как называется предложение, в котором есть второстепенные члены? (распространенное)

4) изменяется ли наречие по числам? (нет)

5) как называется промежуток времени во сто лет? (век)

6) как называется длинная коробочка для ручек, карандашей? (пенал)

7) как называются буквы, расположенные в определённом порядке? (алфавит)

8) в каком слове сорок гласных? (сорока)

9) что написано пером, … (не вырубишь топором)

10) загадка: «Не по рыбам, а сети расставляет» (паук)

СЛОВО ЖЮРИ.

2 задание – «Телеграмма».

Каждая команда получает телеграмму, содержание которой не совсем понятно. Задача – объяснить, чем вызвано непонимание текста, и предложить пути решения.

На обсуждение даётся 1 минута.

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации. Телеграмма выглядела так: «Делегация выезжает утром встречайте». Телеграмма вызвала недоумение. Почему? Как можно понять её?

(Телеграмма состоит из 2 предложений, которые не разделены точкой. Из-за этого слово «утро» можно отнести и к 1, и ко 2 предл. В первом случае получается: «Делегация выезжает утром. Встречайте». Тогда еще нужно узнать, сколько времени делегация потратит на дорогу. Во втором случае: «Делегация выезжает. Утром встречайте». Тут всё ясно, и дополнительной информации не требуется.)

СЛОВО ЖЮРИ.

3 задание – «Такие хитрые слова»

Ведущий читает предложения, задача игроков – найти слово, смысл которого меняется в зависимости от ударения, и объяснить.

Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.

1) В дом войти никто не мог: на двери висел замОк.

(Я песок руками рою, королевский зАмок строю.)

2) БЕлки прыгают по веткам, принесли орешки деткам.

(Взбей яичные белкИ и печенье испеки.)

3) Любишь кушать пирогИ — печь их маме помоги.

(Плывут по озеру пирОги — на остров нет другой дороги.)

4) Атлас по географии завезли в книжный магазин недавно.

(АтлАс применяется для пошива смокингов, изготовления флагов, обивки мебели.)

СЛОВО ЖЮРИ.

4 задание – «Какого рода род?»

Ведущий: Имя существительное имеет род, но по родам не изменяется. Однако бывали случаи, когда слово «уходило» от одного рода к другому. Например, занавес когда-то был занавесью, зал — залой, санаторий — санаторией. Образуйте от данных слов существительные женского рода, если возможно, например: воспитатель — воспитательница.

На обсуждение даётся 1 минута.

Учитель — ….. (учительница)

портной — ….. (портниха)

повар — …. (повариха)

медведь — ….. (медведица)

лев — …… (львица)

стрекоза — ….. (стрекоза)

оса — …. (оса)

осёл — …. (ослица)

бобёр — ….. (бобриха)

Конкурс для болельщиков (во время работы команды)

5 задание – составить из БУКВ слова «языкознание» как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже ).

На обсуждение даётся 2 минуты.

Конкурс для болельщиков (во время работы команды)

СЛОВО ЖЮРИ. (4 задание, болельщики)

6 задание – «Восстанови пословицу»

Ведущий: задача – путём подбора антонима к каждому слову восстановить известные пословицы

Каждая команда выбирает 1 пословицу.

На обсуждение даётся 1 минута.

1) счастье всегда бывает вместе (беда никогда не приходит одна)

2) одно счастье — много вопросов (семь бед — один ответ)

3) громче стоишь — ближе исчезнешь (тише едешь — дальше будешь)

4) безделью — часы, делам — время (делу — время, потехе — час)

5) собак не страшиться — по городу гулять (волков бояться — в лес не ходить)

СЛОВО ЖЮРИ

Конкурс для болельщиков (во время 4 и 5 конкурсов)

Ведущий: в названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные, например, «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова. Вспомните, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.

А. Погорельский «Черная курица»

В. Гауф «Маленький Мук»

А.М. Волков «Семь подземных королей»

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Х.К. Андерсен « Гадкий утенок»

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Братья Гримм «Храбрый портняжка»

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

СЛОВО ЖЮРИ, подведение итогов.

Карточки с заданиями.

2 задание

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации. Телеграмма выглядела так: «Делегация выезжает утром встречайте». Телеграмма вызвала недоумение. Почему? Как можно понять её?

4 задание

Учитель — …..

портной — …..

повар — ….

медведь — …..

лев — ……

стрекоза — …..

оса — ….

осёл — ….

бобёр — …..

5 задание

Я З Ы К О З Н А Н И Е

6 задание

1) счастье всегда бывает вместе

2) одно счастье — много вопросов

3) громче стоишь — ближе исчезнешь

4) безделью — часы, делам — время

5) собак не страшиться — по городу гулять

А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ

« … КУРИЦА»

В. ГАУФ

«… МУК»

А.М. ВОЛКОВ «СЕМЬ … КОРОЛЕЙ»

Х.К. АНДЕРСЕН

« … КОРОЛЕВА»

В.Г. ГУБАРЕВ «КОРОЛЕВСТВО … ЗЕРКАЛ»

Х.К. АНДЕРСЕН

« … УТЁНОК»

А.Н. ТОЛСТОЙ

«… КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

БРАТЬЯ ГРИММ

« … ПОРТНЯЖКА»

Е.Л. ШВАРЦ

«СКАЗКА О … ВРЕМЕНИ»

П.П. БАЖОВ

« … КОПЫТЦЕ»

Ответы и система оценивания для жюри

1 задание – «Дальше, дальше …»

(1 балл – за каждый правильный ответ)

За 1 минуту команда должна дать правильные ответы на большее количество вопросов.

infourok.ru

Своя игра по русскому языку 5 класс скачать

Русский язык. 5 класс

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №100 г.Воронеж

Барашкова О.Н.

фонетика

100

200

400

600

800

лексика

100

200

400

600

800

морфемика

100

200

400

600

800

?

100

200

400

600

800

морфология

100

200

400

600

800

Какая (какие) буква (буквы) в русском алфавите не обозначают звука?

ВОПРОС

Узнать ответ

Ь Ъ

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

В каких словарях разъясняется лексическое значение слов?

ВОПРОС

Узнать ответ

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

В чем заключено лексическое значение слова?

ВОПРОС

Узнать ответ

В основе слова

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Чего не хватает в предложении? Ребята! Вы молодцы! – похвалил учитель.

ВОПРОС

Узнать ответ

Кавычек «Ребята! Вы молодцы!» – похвалил учитель.

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

На какие группы делятся все части речи?

ВОПРОС

Узнать ответ

Самостоятельные и служебные.

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

В одной и той же морфеме гласные о и е в некоторых случаях чередуются с нулем звука. Как называются эти гласные?

ВОПРОС

Узнать ответ

Беглые гласные

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Сколько приставок в слове закоулок.

ВОПРОС

Узнать ответ

2

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Вверху, быстро, влево. Что особенного в этих словах с точки зрения морфемики?

ВОПРОС

Узнать ответ

Они не имеют окончаний, так как это наречия.

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Отгадайте загадку: Есть суффикс, стоящий за окончанием, Он носит другое, сложнее название. Особый суффикс «ся» или «сь» Мы называем…

ВОПРОС

Узнать ответ

постфикс

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

По какому критерию можно объединить буквы К, Х, Ш, Щ?

ВОПРОС

Узнать ответ

По произношению: /ка/, /ха/, /ша/, /ща/

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

К КАКОЙ ЧАСТИ РЕЧИ ОТНОСЯТСЯ СЛОВА ЖГУЧ, МОГУЧ, ХОРОШ?

ВОПРОС

Узнать ответ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Этот падеж считался седьмым в грамматиках, изданных до 1918 года. Сегодня форма этого падежа сохранилась и в словах «деда», «доча» и т. п.

ВОПРОС

Узнать ответ

Звательный

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Товарищи!

Определите, какой частью речи является выделенное курсивом слово: Кто-то, накинув плащи, заторопился в столовую.

ВОПРОС

Узнать ответ

именем существительным

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Какой раздел науки о языке является законодателем произносительных норм?

ВОПРОС

Узнать ответ

орфоэпия

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

В переводе с греческого этот термин означает «относящийся к слову».

ВОПРОС

Узнать ответ

лексика

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Как называется изменение звуков в потоке речи?

ВОПРОС

Узнать ответ

Позиционное чередование согласных и гласных

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Рысь 1, -и; ж. Способ бега лошади (или другого животного), при котором одновременно выносятся вперед ноги передняя левая и задняя правая или передняя правая и задняя левая. Пустить во всю рысь. Рысь 2, -и; ж. Хищное млекопитающее семейства кошачьих с очень острым зрением. Зоркая рысь. Что можно сказать о словах, которые так записаны в толковом словаре?

ВОПРОС

Узнать ответ

это омонимы

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Что означает модное слово «хайп»?

ВОПРОС

Узнать ответ

Хайп – оживленный интерес к чему-либо, вызванный искусственно, имеющий цель привлечь внимание людей к чему-либо.

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Расшифруйте ребус:

ВОПРОС

Узнать ответ

Санкт-Петербург

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Какой термин символизирует картинка?

ВОПРОС

Узнать ответ

Словарный состав языка

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

В каких согласных голос преобладает над шумом?

ВОПРОС

Узнать ответ

сонорных

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Наш алфавит произошел от кириллицы. Назовите её три первые буквы.

ВОПРОС

Узнать ответ

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Назовите слова этой части речи

ВОПРОС

Узнать ответ

не, бы, ли

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Как называется эта птица? Что интересного в этом слове?

ВОПРОС

Узнать ответ

змЕЕЯд

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

Придумайте слово, соответствующее схеме: о ˄ □

ВОПРОС

Узнать ответ

самолётика

ОТВЕТ

ВЕРНУТЬ К ВЫБОРУ ВОПРОСА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Использованные источники
  • Активные ссылки на использованные изображения:
  • Изображение толкового словаря
  • https://cv5.litres.ru/pub/c/pdf-kniga/cover_415/18908257-kollektiv-avtorov-tolkovyy-slovar-russkogo-yazyka-18908257.jpg
  • Изображение столовой
  • http://kupi-biz.ru/wp-content/uploads/2016/08/3879-stolovay-v-centre-goroda-s-horoshim-remontom.jpg
  • Изображение ребуса
  • https://miraman.ru/uploads/public/000/000/025/x1280x1024_406.jpg.pagespeed.ic.-zAPqvmQC8.jpg
  • Изображение часов
  • https://static6.depositphotos.com/1096434/587/v/450/depositphotos_5871672-stock-illustration-old-open-retro-clock.jpg
  • Изображение кита
  • https://st.depositphotos.com/1000792/2753/v/950/depositphotos_27538141-stock-illustration-whale-cartoon.jpg
  • Изображение цапли
  • https://www.wikireading.ru/img/389760_105__035.jpg
  • Изображение кириллицы
  • http://pafnuty-abbey.ru/files/nodus_items/0014/7316/attaches/184.jpg
  • Изображение змееяда
  • http://anapacity.com/Images/Pages/zmeeyad.jpg
  • Изображение «словарный состав»
  • http://uslide.ru/images/13/19455/960/img13.jpg

uchitelya.com

Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Интеллектуальная игра по русскому языку в 5 классе “В мире слов”

Интеллектуальная игра по русскому языку в 5 классе.

  «В мире слов».

Учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Россошинская СОШ» Волгоградской области Городищенского района п. Степной.

 Цели урока:

  • закрепить знания, полученные на уроках русского языка;
  • продолжить формирование положительной мотивации к изучению русского языка;
  • развивать логическое мышление,  расширять  кругозор учащихся;
  • продолжить формирование активной  жизненной  позиции;
  • воспитывать любовь к родному языку, к Родине.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, фрагмент из мультфильма «Летучий голландец», видеоролик «Вместе мы сила», задания на карточках, листы на столах для записи ответов, ручки, клей,  листы  для оформления командных результатов, бланки для жюри, буквы м,ы,д,р,у,з,ь,я, знаки ! и ?

 (Листы  для оформления командных результатов подготовлены ребятами предварительно. На альбомном листе нарисована зеленая пушистая елка. В процессе игры команды получают  игрушки-баллы и украшают ими свои ёлки. Команда-победитель получает звезду на макушку ёлки и снеговика под ёлку.)

Ход  урока.

Учитель. Ребята, здравствуйте. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «В мире слов».  К. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…».

Учите русский годы кряду,

с душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда –в нем самом.

С. Абдулла.

 Прежде чем начать, давайте зарядимся  хорошим настроением и пожелаем друг другу удачи.

Психогимнастика Чистяковой «Цветок» (под музыку дети выполняют движения по указанию учителя: «На солнечной полянке проснулось семечко цветка, появился росток.  Встали, вышли из-за парт. Его обогревало солнышко, поливал дождик, росток рос и появился нежный бутон. Вытянулись, встали на цыпочки, подняли руки вверх. В один прекрасный момент бутон распустился круговые движения руками, и цветочек увидел яркое солнце, мягкую травку и своих соседей, таких же прекрасных и благоухающих цветов. Посмотрели на соседей. Цветочек обрадовался и кивком головы поприветствовал соседей.  Поприветствовали кивком головы. Они стали вместе дружно цвести и радовать друг друга. Встали в круг, обменялись рукопожатием.»)

Учитель: Ребята, после каждого конкурса жюри будет оглашать итоги.   За каждый заработанный балл команды будут получать елочную игрушку. Игрушками вы будете украшать свои новогодние ёлки.  В конце игры жюри оценит, чья ёлка наряднее. Также после каждого конкурса победившая команда будет получать по волшебной  букве. В заключении   команды  сложат из букв волшебные слова, которые и станут главным итогом  игры.

КОНКУРС 1.  «ПРИВЕТСТВИЕ».

Жюри оценивает  девиз команды, приветствие и отличительные  знаки команд ( от 1 до 3 баллов).

КОНКУРС 2.  « Лексические   заморочки» (за каждое слово – 1 балл).

Отгадать загадки – антонимы

1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня – … . (Прохлада). 

3. Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я – … .(Зима)

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех, –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … . (Плач). 

4. Не бываю без начала 

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я … . (Конец).

5. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь … . (Тишина)

КОНКУРС 3. «Чудесный квадрат» (за каждое слово – 1 балл).

По горизонтали запишите: 1) вид топлива, находят на болоте 2) упрямое животное (упрямый, как …) 3) корнеплод из сказки; 4) синоним к слову знамя.  А теперь прочитайте слова по вертикали. Должны получиться те же слова!

 КОНКУРС 4. «СОБЕРИ СЛОВА».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).

1)      Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2)      Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

КОНКУРС 5. «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ». Помогите Незнайке исправить ошибки. (За каждую исправленную ошибку по 1 баллу).

Профессору Синицину.

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Незнайка.

Правильный вариант.

Профессору Синицыну.

Я отправился в экспедицию. Погода неблагоприятна: циклон. Удалось собрать коллекцию насекомых, попались даже цикады. Птицы мешают в работе.

Незнайка.

КОНКУРС 6. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ»

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

 

 КОНКУРС 7. «Открытие новых знаний» (за каждый правильный ответ по 1 баллу).

Прослушайте песенку  Водяного  (фрагмент из мультфитльма «Летучий голландец»). .В тексте есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Это слова-омофоны. Найдите их и правильно запишите. Укажите часть речи.

Я – Водяной, я – Водяной!
Никто не водится со мной
Внутри меня – води…..
Ну что со мной води…..?
Противно!
Эх, жизнь моя жестянка!!!

А ну её в болото!
Живу я как поганка
А мне летать,
А мне летать,
А мне летать охота!!

Водица — имя существительное. Водиться — глагол.

 КОНКУРС 8. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст.  По итогам конкурса капитаны команд читают текст вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла).

Тогда Солнце начало пригревать путника.

Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» и начал дуть.

Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике.

Он дул очень сильно и долго.

Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее.

Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке.

Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.

Правильный вариант.

Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» и начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием».

КОНКУРС 9. «Поговорим о главном».

Ребята, сейчас вы просмотрите видеоролик. Ваша задача определить его тему и основную идею (мысль), записать их и подобрать на эту тему как можно больше пословиц и поговорок. (Видеоролик о дружбе).

 КОНКУРС  10. «Новогодняя ёлка». Жюри оценивает творческие  работы команд,  подводит итоги.

Учитель: Ребята, каков же главный итог нашей игры? Соберите из волшебных букв слова и прочитайте.  (  МЫ  ДРУЗЬЯ!)  

Учитель. А какой знак остался?  А для чего нам вопросительный знак?  Примерный ответ: « Мы ещё многого не знаем и впереди нас ждут удивительные открытия, в основе каждого — слово!»

Жюри оглашает итоги. Команда-победитель получает звезду на ёлку и снеговика под ёлку.

Учитель. Но главный итог  на доске. Прочитаем волшебные слова: «МЫ ДРУЗЬЯ!»

Рефлексия: На доске  рисуют мелом: если урок понравился— солнышко, если не понравился — тучку.

nsportal.ru

Методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме: “Лингвистическое ассорти”. Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

«Лингвистическое ассорти»

Игра для пятиклассников

Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и интереса к родному языку.

В игре участвуют команды, состоящие из 5 человек, которые заранее придумывают названия и девизы.

Игру ведут два ведущих (ученики старших классов), учитель. Конкурс «Догадалки-2» готовят заранее ученики старшего класса и разыгрывают его как сценку. Жюри выбирается из учителей русского языка.

Учащимся предлагается несколько заданий. На выполнение каждого даётся определённое время, зависящее от сложности задания. Побеждает та команда, которая наберёт больше всего баллов.

Сценарий игры

Первый ведущий. Я рада вас приветствовать, друзья!

Второй ведущий. Привет, привет, а вот и я!

                              Я рада приветствовать всех вас!

                               Большой словарный мой запас

                               На всех я изолью тотчас.

Первый ведущий. Ты что?

Второй ведущий. Я оседлала Парнас.

                               Не сразу – мне помог Пегас.

Первый ведущий. Мы не за этим…

Второй ведущий. Вот те раз!

                               А для чего же все мы тут

                               Домашний создали уют?

                               Народу полный класс собрали,

                               Всех от работы оторвали?

Первый ведущий.  Тебе сейчас я объясню.

                                Мы пятиклассников собрали,

                                Чтобы они здесь поиграли

                                В прекрасную игру –

                                Ей «Лингвистическое ассорти» названье,

                                Сегодня мы узнаем,

                               Кто в русском языке силён.

Второй ведущий. А –а! поняла!

                                Мы здесь затем, чтоб насладиться

                                Игрой, которой равных нет.

                                И от команд мы ждём привет.

Первый ведущий.  Просим команды представиться.

                                   Команды представляются.

Первый ведущий.  В дорогу отправляться так

                                  Опасно. Это знает всяк.

                                   Хоть мы большие знатоки,

                                   Но нам нужны проводники.

Второй ведущий. Без них нам всем придётся туго.

                                 Хоть выручаем мы друг друга,

                                 Порою нужен нам совет:

                                 Мы правильно идём иль нет.

Первый ведущий.  Жюри нас по пути направит

                                   И без вниманья не оставит.

                                   Коль ошибёмся, то поправит.

                                   Коль скажем правильно – прославит.

                                   Ему передаём привет – ведь без жюри дороги нет.

Второй ведущий. Сегодня нашу игру судит многоуважаемое жюри в составе:

Первый ведущий.  Вот начинается игра.

                                   Теперь мы думаем, пора

                                   Командам начинать сражаться,

                                   В словесных играх упражняться.

Вместе.                      Желаем всем ни пуха, ни пера!

Первый наш конкурс – «Разминка». Каждой команде будет задано по 5 вопросов. На обдумывание каждого вопроса 10 секунд. Отвечать может любой игрок команды. Если команда не знает ответ или даёт неправильный, то ответить может та команда, которая первой поднимет руку.

Вопросы для первой команды

  1. Жвачное животное с очень длинной шеей?        (Жираф)
  2. Мясной отвар?                                                        (Бульон)
  3. На что заканчивается день и ночь?                      ( на ь)
  4. Чёрный Ивашка,

      Деревянная рубашка,

      Где носом пройдёт –

      Там заметку кладёт.                                              (Карандаш)

  1. Какой корень в слове прекрасный?                      (-крас-)

Вопросы для второй команды

  1. Шестьдесят минут?                                                  (час)
  2. На странице букваря 33 богатыря.

     Мудрецов – богатырей

   Знает каждый грамотей.                                            (буквы)

  1. Кто говорит молча?                                                 (книга)
  2. Какой корень в слове удивительный?                    (- див-)
  3. С чего начинается ярмарка?                                   (с я)

Вопросы для третьей команды

  1. Недоеденные куски?                                               (объедки)
  2. Не куст, а с листочками,

     Не рубашка, а сшита.                                               (Книга)

  1. Какой корень в слове задумать?                             (- дум-)
  2. В каком слове сорок а?                                            (сорока)
  3. Что с земли не поднять?                                           (тень)

Второй конкурс – «Сломай – голову». Каждой команде даётся головоломка. Необходимо заполнить пустые клеточки буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось существительное в единственном числе в именительном падеже. На решение головоломки 3 минуты.

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Третий конкурс – «Обгонялки». Я буду читать вам шарады, вы – их отгадывать. Право отвечать получает та команда, которая быстрее поднимет руку.

  1. Слог первый мой – предлог.

     Второй  – летний дом,

     А целое порой решается с трудом.                   (задача)

2. К предлогу две ноты прибавьте,

    Согласную букву приставьте,

    А целое, скажем мы точно,

    И мягко, и красно, и сочно.                             (по – ми – до- р)

3. К строению предлог прибавьте,

    И в целом руду расплавьте.                              (дом –на)

4. Первый слог – мужское имя,

    Буква гласная – второй,

    Слово в целом – знак почтовый,

    Угадайте вы, какой?                                           (марка)

5. Мой первый слог – на дереве,

         Второй мой слог – союз.                              

          А в целом я – материя

          И на костюм гожусь.                                          (сукно)

   

   6. Первое – нота,

           Второе – то же,

           А целое – на боб похоже.                                 (фасоль)

   

  7. Мой первый слог – предлог,

          Второй – сигнал беды.

          А весь я иногда

          Так нужен для воды.                                      (насос)

 

    8. Какой остров сам себя признаёт принадлежностью одежды?      (Ямайка)

Попросим уважаемою жюри подвести итоги трёх конкурсов и объявить общий счёт.

Наш четвёртый конкурс называется «Грамотей». Перед вами листочки и ручки. Сейчас вы напишите на этих листочках диктант. Каждый участник команды пишет только два слова  и передаёт листок и ручку следующему члену команды. Как только команда заканчивает писать, жюри проверяет работу. За каждую ошибку снимается 1 балл. Будьте внимательны!

Текст

Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить и становиться лучше.

Следующий конкурс – «Догадалки-1». Задание: Заполнить пропуски в тексте (одна чёрточка – одна буква) так, чтобы получилось два разных варианта предложения. Например: _ ом стоял на _ _ке. На выполнение задания 2 минуты.

Дом стоял на горке. Том стоял на полке.

О _ ел ле_ ал среди _ _ _ ных  _ уч и с_ал.

(Осёл лежал среди сорных куч и спал. Орёл летал среди чёрных туч и скал.)

Конкурс «Догадалки – 2»

Рассказчик.  Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.

Солдат. Здравствуй, отец!

Старик. Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково.

Рассказчик. Задумался солдат, не знает, как к старику обратиться. Может вы ему поможете, ребята? Как солдату назвать старика? Как его зовут?

Ответ. Дед Тит.

Старик. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково. Вот и разгадай!

Солдат. Ну, дедушка, Тит, задал ты мне задачу! Сразу и не сообразишь! Ребята, выручайте! Как звали бабку? Как называется дом, в котором живёт дед? Как называли деда, когда он служил в армии?

Ответ. Анна. Шалаш. Казак.

Старик. Ой, молодцы, внучки, порадовали! Какие вы все умненькие!

Последний, решающий конкурс «Лингвистического ассорти» называется «Наборщики». На выполнение задания даётся 2 минуты. А задание такое:  из букв данного слова составить новые слова.

ТАБУРЕТКА

Первый ведущий. Пока наше уважаемое жюри подводит итоги конкурса, мы предлагаем командам отдохнуть. А в игру активно включиться болельщикам.

Второй ведущий. Болельщик, знай, мы не забыли

                              И про тебя и сочинили

                              Весёлый конкурс, чтоб и  ты

                              Мог поучаствовать активно в «Ассорти».

Первый ведущий. Мы предлагаем вам отгадать загадки.

Какое животное и какой корабль имеют одинаковое название? (броненосец)

Второй ведущий. Какая игла не тонет в воде?                            (рыба – игла)

Первый ведущий. Что в человеке есть одно,

                                 А у вороны вдвое.

                                 В лисе не встретится оно,

                                 А в огороде втрое.                                           (буква о)

Второй ведущий. Корень мой находится в цене,

                               В очерке найди приставку мне,

                               Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

                               Вся же  – в дневнике я и в журнале.                     (оценка)

Первый ведущий. Очень любят молодца, а колотят без конца.        (гвоздь)

Второй ведущий. В темнице сидят девицы, вяжут узор, а в нём ни ниток, ни узлов.                                                                                                               (пчёлы)

Какие сегодня у нас активные болельщики. Молодцы!

Первый ведущий. Осталось дело лишь одно,

                                  Последнее. О нём жюри нам скажет

                                  И прямо на того укажет,

                                  Кто победил. Ну что ж, каков

                                  Итог, каких призов заслуживают игроки?

Жюри объявляет оценки. Награждение.

Второй ведущий. Закончилась игра. Увы, пора

                                Прощаться. Наступил финал.

                                 И может быть не каждый ждал

                                 Такой концовки. И не всех

                                 Ужасно радует развязка.

                                 Но главным здесь было всё – таки участье.

Первый ведущий. Мы рады будем видеть вас

                                  Вновь в этом классе и в тот час,

                                   Когда мы снова соберёмся.

                                    Теперь заканчиваем речь

Вместе. Пока, друзья, до новых встреч!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *