Биология 5 класс осенние изменения в природе – Проект по биологии 5 класс на тему “Осенние явления в природе”.

Проект по биологии 5 класс на тему “Осенние явления в природе”.

ПРОЕКТ

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

4. Вывод.

Содержание.

  1. Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.

Красный закат солнца – к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

  1. Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются….начинается листопад – золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева. 

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам — хвоинкам — морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Приметы:

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.

Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

  1. Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

Приметы:

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

4. Вывод.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: 5 кл. Экскурсия “Осенние явления в жизни растений и животных”, школьный. 2014г.

МБОУ  ГШИ  №2

Экскурсия “Осенние явления в жизни растений”

Подготовила и провела

учитель биологии и химии

Бернат В.К.

Цель: Познакомить с осенними явлениями в жизни растений родного края, дать опережающие знания о листопадных и вечнозеленых растениях.

Задачи

  • Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;
  • Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений.
  • Развивать умение проводить наблюдения в живой природе;
  • Способствовать приобретению навыков правильного поведения в природе;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
  • Познакомить с профессиями фенолога, эколога, фитодизайнера.

Основные понятия и термины

Листопад, листопадные и вечнозеленые растения.

Формы и методы обучения

Метод: Комбинированный (словесный, практический, исследовательский)

Формы: групповая, фронтальная

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют начальные представления об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные: развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: формируются чувство любви к родной природе, бережное отношение к природе и элементы экологической культуру.

  Подготовка к экскурсии: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.

Ход экскурсии

I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк– это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.

II.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера. 
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

3. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?
  • Какое значение имеет листопад?
  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  • А почки растений готовятся к зиме?
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

Кто из вас знает о профессии фенолога, фитодизайнера, эколога?  Рассказ учителя.

III. Конкурс. Узнай меня.

1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.

2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.

  1. Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием. В конце экскурсии каждая группа предоставляет устный отчет о проделанной работе. Полный письменный отчет  по экскурсии каждый ученик предоставляет в виде домашнего задания к следущему уроку.

Карточка – задания к экскурсии № 1

Группа № 1

1.   Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора. Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности  можно выделить? Дайте  своё названия этим зонам.

  1. Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.
  2. Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна. Соберите по 5 листьев клёна разной окраски.
  3. Д/З. 

1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Напишите небольшое сообщение о клёне.

3. Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их  к отчету.

Карточка – задания к экскурсии № 1

      Группа № 2.

  1. Внимательно рассмотрите растения школьного двора. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
  2. Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами. Выясните название этого кустарника.
  3.  Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
  4. Д/З. 

1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Напишите небольшое сообщение  о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.

3. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.

Карточка – задания к экскурсии № 1

 Группа № 3.

  1. Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №1. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
  2. Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
  3. Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
  4. Д/З.

 1. На листе формата А4  письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.

2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 1 и подпишите названия этих растений.

3. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету

4. Итоги экскурсии. Устный отчёт каждой группы.

IV. Заключение.

Беседа о бережном отношении к природе.

Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

V. Подведение итогов экскурсии:

1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).

2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?

3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.

4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.

“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.

“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.

“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.

“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.

“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)

“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)

“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)

“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)

“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)

“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)

Рефлексия.

Задает вопросы: не было ли затруднений при выполнении заданий? Если имелись, то, какие были затруднения и почему?

Какие чувства вызвала у вас осень в природе?

Хотелось бы вам изучать природу нашего края?

Домашнее задание

Оформить отчет о выполнении заданий. В отчёте могут быть приведены стихи об осени

nsportal.ru

Проект по биологии 5 класс на тему Осенние явления в природе.


ПРОЕКТ
по биологии на тему «Осенние явления в природе».
Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.
Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.
Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.
План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.
2. Изменения у растений.
3. Изменения у животных.
4. Вывод.
Содержание.
Изменения осенью в неживой природе.
Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.
Загадка: Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь).
Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.
Изменения у растений.
Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются….начинается листопад – золотая осень!
Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева. 
Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам — хвоинкам — морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
Приметы:
В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.
Изменения у животных.
Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирае

weburok.com

Учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений

Задачи: – показать многообразие растений, животных и других организмов, их связь с окружающей средой;

– ознакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.

Метапредметные: развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: формирование любви и бережного отношения к родной природе, воспитание экологической культуры.

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Ход урока.

  1. Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера. 
(Ф.И. Тютчев)

Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

Выяснить причины осенних изменений в природе:

  1. Что происходит с растениями осенью?
  2. Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  3. Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  4. Почему легко опадают желтые листья?
  5. Какое значение имеет листопад?
  6. Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  7. Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  8. Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  9. У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  10. У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  11. А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  12. А почки растений готовятся к зиме?
  13. Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

2. Знакомство с видами растений и животных, встречающимися на маршруте, с особенностями растений и животных, связанных с условиями их обитания, знакомство с разнообразием плодов и семян, способами их распространения, с различием окраски листьев у растений и листопада, на поведение животных осенью.

3. Самостоятельная работа в группах.

1 группа.

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
  2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

2 группа.

  1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
  2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

3 группа.

  1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
  2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

4.Подведение итогов экскурсии.

5. Проверка полученных знаний.

Задания уровня «А»

1. Что придаёт листьям зелёную окраску летом?

А) наличие β-каротина, Б) наличие хлорофилла, В) наличие ксантофилла, Г) ликопина.

2. Что является непосредственной причиной изменение окраски листьев осенью?

А) разрушение хлорофилла, Б)отток питательных веществ из листьев, В)отток воды из листьев, Г)понижение температуры воздуха.

3. Чем прежде всего определяется площадь испарения воды растением?

А) мощностью корневой системы, Б) наличием разветвленной проводящей системы, В) количеством и величиной листьев,  Г) температурой окружающего воздуха.

 Задание уровня «В»

Найдите соответствия между понятиями из двух колонок, в левой из которых указаны названия пигментов, а в правой – цвет, который они определяют.

1. Хлорофилл а,                    А) зелёный,

2. Хлорофилл b,                    Б) желтый,

3. Хлорофилл с,                    В) красный,

4. β-каротин,                         Г) желто-зелёный,

5. Ликопин,                           Д) сине-зелёный,

6. Ксантофилл.                     Е) оранжевый.

 Задания уровня «С»

Заполните пропуски в данном учебном тексте:

Осеннее явление в жизни растений, при котором опадают листья, называется а)…………  Главной причиной листопада является дефицит жидкой б)………. зимой. Растений сбрасывают листья осенью, чтобы таким образом уменьшить площадь в)………… воды. В средней полосе России лишь г)…………… породы деревьев не сбрасывают листвы на зиму.

6. Задание на дом: оформите отчет о выполнении заданий. Сделайте гербарий из пожелтевших листьев различных деревьев.

7. Рефлексия.


1 группа.

  1. Выясните, у каких деревьев и кустарников изменилась окраска листьев по сравнению с летней и начался листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска: на нижних, средних, верхних или на всех одновременно?
  2. Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.

2 группа.

  1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
  2. Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

3 группа.

  1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью. Выясните, у каких растений листья осенью опадают позже, а у каких раньше.
  2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

nsportal.ru

Урок по биологии для 5 класса “Осенние явления в жизни растений”

Урок по биологии для 5 класса «Осенние явления в жизни растений»

Задачи урока:

  • сформировать знания об изменениях, происходящих в растениях в осенний период;

  • научить наблюдать за природными объектами, фиксировать результаты наблюдений.

Планируемые результаты:

  • формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию;

  • становление экологического сознания;

  • развитие экологической культуры,;

  • развитие творческих способностей;

  • учить наблюдать, описывать и объяснять осенние явления в жизни растений.

Задание к уроку

  1. Нарисовать и раскрасить осенние растения.

  2. Принести плоды рябина, боярышника, каштана, дуба и др. растений, гербарий осенних листьев.

  3. Подготовить пословицы, поговорки, стихи и рассказы о растениях осенью.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Наблюдать за природой интересно во все времена года. Не только летом и осенью, но и зимой, и весной происходит много необычного и интересного. Нужно только уметь увидеть это. Сегодня на уроке мы познакомимся с осенними явлениями в жизни растений.

В начале урока мы совершим с Вами виртуальную экскурсию в осенний лес. Затем мы прослушаем стихи, рассказы, пословицы и поговорки, которые Вы подготовили к уроку.

Просмотр фильма «Осень в лесу»(СССР).

Задание учащимся перед просмотром:

  1. записать названия растений, которые можно встретить в лесу;

  2. записать изменения, которые происходят с растениями осенью. Самостоятельная работа в тетрадях во время просмотра фильма. Обсуждение увиденного.

Выступления учащихся:

По Д.Зуеву.

Завершается лето. Чисто светло-голубое небо. Падает лист. В парках и на бульварах стелется желтая дорожка. А листва все ярче румянится. Ярки деревья. Тихи задумчивые сентябрьские дни. На зелени хвои переливаются клены. Красивы оранжевые и золотистые березовые рощи. Под ногами шуршат ковры листопада.

Среди мелкорослых сосенок на моховых кочках созревает последняя ягода сентября – клюква.

Цветы сентября окрашены в желтые тона. Много еще трав в цвету.

Лес поблек, А как еще великолепна цветистая вянущая листва!

Зарумянилась красавица рябина. Под цвет ягод покраснел шиповник. А крушина стала как лимон.

И.Бунин

Лес, точно терм расписной, лиловый, золотой багряный,

Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

А.С.Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природе увяданье, в багрец и золото одетые леса…

Пословицы

У дуба и осины самый поздний листопад.

Если в осень лист с березы опадает нечисто – жди суровой зимы.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

  1. Когда у деревьев начинают желтеть листья?

  2. Когда листья начинают опадать?

  3. Почему осенью листья желтеют?

Выступления учащихся:

По М.Гумилевской.

Лист зелен потому, что в нем есть зеленое красящее вещество, Оно придает листу такую окраску.

А почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми? Зеленое красящее вещество разрушается. А летом оно быстро, легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстает от его разрушения.

Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Зерна хлорофилла продолжают все так же быстро разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, и лист бледнеет.

Но в клетках листа есть и другие красящие вещества – желтые, только летом буйная зелень их заглушает, а теперь, когда зеленое красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют.

Они не только желтеют. Становятся даже багряными, В листке осенью появляется еще одно красящее вещество, оно и придает ему такую окраску. Это вещество захватывает все больше места в листке, потому что для его образования нужно, чтобы стало прохладнее и чтобы замирала жизнь растения. Все это и происходит в природе осенью.

Вот почему листья меняют свою окраску.

Осенняя раскраска деревьев значительно опережает листопад.

Выступления учащихся:

Пословицы

Лето со снопами, осень с пирогами.

Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

От осени к лету поворота нету.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

  1. Чем дерево отличается от кустарника?

  2. Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

Выступления учащихся:

Дуб. По Б.Тимофееву.

Дуб легко узнать даже поздней осенью или мощной зимой по его мощному стволу и толстым ветвям. На ветках расположены крупные желтые листья, которые долго остаются на дереве, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру.

Дубы встречаются в более южных районах, чем березы. Они требуют больше тепла. Дуб хорошо себя чувствует, если окружен другими деревьями, задерживающими холодные ветры. При этом он нуждается в верхнем освещении. Лесоводы говорят: «Дуб хорошо растет в шубе (т. е. окруженный деревьями), но с открытой головой (т. е. освещенный сверху)».

Ежегодно дуб плодоносит. Плоды его – желуди – держатся на дереве до осени, а затем падают на землю. В каждом желуде находится одно крупное семя. Весной из семени вырастает новое деревце.

Дубы образуют красивые рощи – дубравы.

Рябина. По В. Михайловской.

Это ветвистое дерево растет почти повсюду в наших лесах.

Рябина любит свет. На опушках леса, солнечных полянах – везде, где рябина хорошо освещена, она вырастает в дерево и обильно плодоносит.

По И. Соколову-Микитову.

Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца.

Поздней осенью листья рябины желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на зиму. И если их не склевывают птицы, плоды висят до середины зимы.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

  1. В какое время года рябина особенно красива?

  2. Какие птицы любят ягоды рябины?

  3. Как правильно называются плоды рябины?

Выступления учащихся:

Пословицы

Осина и без ветра шумит.

Выступления учащихся:

Осина. По И. Соколову-Микитову.

Красивы высокие стройные осины, их горьковатый запах, трепетание листвы на высоких вершинах.

Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.

В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают свои запасы.

Корою молодых осинок кормятся зайцы-беляки зимою. Горькою кору осин гложут лоси.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями.

В таких смешанных лесах особенно много грибов и лесных ягод. С дерева на дерево перелетают птицы. С шумом вспорхнет и засвистит рябчик. На моховых кочках под деревьями краснеет спелая брусника.

Выступления учащихся:

Последние ягоды. По Н.Павловой.

Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на торфяных кочках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды-то видны только издалека, а вот на чем они растут – не заметно. Только присмотревшись поближе, увидишь, что на моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки, на них – маленькие жесткие блестящие листики.

Ландыш.

Ландыш красив не только весной. Он украшает лес и осенью ,когда созревают его плоды – красивые оранжево-красные ягоды. Их поедают осенью лесные птицы.

Для человека ягоды ландыша ядовиты.

Осенний букет. По Н. Плавильщикову.

В октябре уронили пожелтевшие листья почти все деревья и кустарники. Лес стал прозрачным. Издали видны красные ягоды калины, грозди рябины.

В октябре еще цветут некоторые растения. До снега цветет мелкими пятилепестковыми белыми цветками ясколка, а рядом с ней видны тоже белые четырехлепестковые цветки ярутки. Эти цветки увидишь по краям полевой дороги. А свернешь с дороги, пойдешь по запущенному паровому полю и найдешь полевые анютины глазки, пушистые головки «котиков» – полевого клевера.

В мокрых низинках, по болотинкам иной раз увидишь и крупные желтые пятилепестковые цветы калужницы.

Их не так уж мало, осенних цветков. Среди них есть и такие, что цветут все лето. Есть также цветы, цветущие во второй раз.

Как растения готовятся к зиме. По Н. Надеждиной.

Ты идешь по осеннему лесу, и над твоей головой кружатся желтые листья, падают к твоим ногам.

Листья облетят, но на ветках останутся почки. Они зазеленеют будущей весной.

У ландыша веток нет, но ландыш надежно запрятал свой корень. В земле его не достанет мороз.

Разлетелись семена кислицы и других лесных трав.

Ф.Тютчев.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле…

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Назовите древесные, кустарниковые, листопадные и вечнозеленые растения нашего края.

  2. Какие осенние явления можно наблюдать в мире растений?

  3. Как называется раздел биологии, изучающий сезонные изменения в живой природе?

  4. Что служит сигналом для начала сезонных изменений у живых организмов?

Работа учащихся в тетрадях, краткая запись ответов на вопросы.

Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя:

Полыханье листопадных красок. Красный, желтый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Убранные поля. Серая щетина жнивья. Пришла осень. Сколько интересного в мире растений!

Сегодня вы узнали много нового, занимательного о растениях нашего края. Это поможет вам понять, как нужно заботиться о природе, полюбить свой край, стать друзьями природе.

infourok.ru

“Осенние явления в жизни растений”

Ф.И. _______________________

Класс __________

Экскурсия

Тема: Осенние явления в жизни растений

Цель: научиться проводить фенологические наблюдения в природе.

Место проведения _________________________________

Ход работы

  1. Какую среду обитания занимают организмы, обитающие на территории школы? _____________________________________________________________________________

  2. Перечислите тела неживой природы, встретившиеся во время экскурсии ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Перечислите тела живой природы, встретившиеся во время экскурсии ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Какие деревья растут на территории школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие кустарники встретились во время экскурсии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Какие декоративные травянистые растения встретились во время экскурсии? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выясните, у каких растений опали почти все листья ___________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Перечислите растения, у которых поменялась окраска листьев ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каких животных вы встретили во время экскурсии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие признаки, во внешнем виде растений и поведении животных, указывают на наступление осени?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Назовите причины, которые привели к осенним изменениям в жизни растений и животных _

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Соберите листья разных растений для гербария.

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Урок- экскурсия   «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни  растений и животных»  5-6 класс.

Задачи экскурсии:

• показать многообразие растений, животных и других организмов,их связь с окружающей средой;

• ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:   учащиеся знакомятся с многообразием растений и животных, с осенними явлениями в их жизни; убеждаются, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде;     знакомятся с правилами поведения в природе.

Метапредметные: учащиеся учатся проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.

Личностные: у учащихся воспитываются чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к ней, формируются элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Деятельность учащихся: работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с другими учащимися в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии.

Оборудование: блокнот, простые карандаши, фотоаппарат,  папка.

Дополнительный набор:  карта местности, компас, верёвка, лопатка.                                                                                               

                                              Ход экскурсии

I.  Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.

II.  Содержание экскурсии.

Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту.

 В ходе экскурсии  учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории, с особенностями растений, животных и других организмов, связанными с условиями их обитания;  обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян, способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью.

III.  Самостоятельная работа учащихся 

Учащиеся распределяются на группы и выполняют следующие задания.

Задание 1

1. Выясните, у каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев (по сравнению с летней) и листопад. На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних, средних, верхних или на всех одновременно?

2. Отметьте, каких животных или какие следы их пребывания вы нашли на данном участке.

Задание 2

1. Выясните, у всех ли деревьев и кустарников  вида (акация, клен, вяз, смородина, сирень и др.), растущих в разных условиях (непосредственно в парке , пришкольном дворе,нескольких метрах от неё, ), в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад.

2. Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Задание 3

1. Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите плоды и семена, определите по особенностям строения способы их распространения.

2. Какие насекомые вам встретились? Опишите, каково их поведение осенью.

Задание 4

1. Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.

2. Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.

Задание 5

1. Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.

2. Опишите приспособления к определённым условиям жизни у встретившихся вам животных.

IV.  Подведение итогов экскурсии

V. Домашнее задание .Оформить в рабочей тетради отчёт о проведённой экскурсии.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *