Адаптация к 5 классу – Трудности адаптации учащихся 5-х классов

Трудности адаптации учащихся 5-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание – все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (природоведение, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:

Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях “переходит” с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы. Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога, и др.

Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса. Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие, или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Таким образом, чтобы помочь ребенку в адаптации к новым условиям, учителя и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребенку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.

Приложение

19.04.2010

urok.1sept.ru

Занимательные факты (5 класс) по теме: Адаптация учащихся 5 класса

ПЯТИКЛАССНИКИ

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросткок ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

АДАПТАЦИЯ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации – привыкании к новым условиям обучения.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:

– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

– возросший объем работы как на уроке, так и дома;

– новые требования к оформлению работ;

– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное – помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.

Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.

С ГОРДОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

РАССОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

СВОБОДА ИЛИ ОДИНОЧЕСТВО?

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к школьнику – очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Рекомендации родителям:

– Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

– Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

– Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

– Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

– Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

– Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

– Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

– Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

– Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

– Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

– Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

– Не дерись без причины.

– Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

– Играй честно, не подводи своих товарищей.

– Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

– Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

– Из-за отметок не плачь, будь гордым.

– С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

– Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.

– Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

– Старайся быть аккуратным.

– Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

– Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

– Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

nsportal.ru

Материал (5 класс) на тему: Адаптация учащихся 5 класса к основной школе. Особенности адаптационного периода.

Проблема адаптации учащихся при переходе из начальной  в среднюю школу представляет сложную теоретическую и практическую проблему для детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь эти «школьники со стажем» находятся теперь в новых условиях.

Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники».

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Перед педагогами стоит основная задача  –  сделать естественный процесс адаптации более интенсивным, менее болезненным для всех участников образовательного процесса.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.  

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку, особенно с ЗПР, спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал помощь и поддержку взрослых.

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:

Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переход» с ребёнком из класса в класс. Ребёнок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Это у нас Пронин Кирилл. Неуверенность в себе это может быть повышенная тревожность. Пример: давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Помочь ребёнку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Отсутствие интереса.  Иногда Соколов Е. заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

 Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или, что учиться надо для общего развития, бессмысленны. Но мы стараемся наглядно показать ребёнку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. Да хотя бы уметь написать свою фамилию.

Таким образом, чтобы помочь ребёнку в адаптации к новым условиям, преподаватели и мы, воспитатели,  учитываем все моменты сложившейся ситуации. Оказываем психологическую поддержку ребёнку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.

Причины учебных трудностей пятиклассников.

Желание хорошо учиться, делать всё так, чтобы были довольны, достаточно сильно у пятиклассников.

Снижение интереса к учёбе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учебе, и помогать ему их преодолевать.

Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют проблемы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие проблемы не всегда легко определить. Поэтому, помогая школьнику в учёбе, важно добиться, чтобы он досконально понял мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с  плохим речевым развитием. Соколов Е, Пронин К, с недостатками развития внимания и памяти.

Второй причиной сложностей, возникающих у школьников в процессе обучения в среднем звене, слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься.

Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность,  преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причём критерием такой оценки служат не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создаёт благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.

В этот период жизни ребёнка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определёнными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). поэтому и в учебных, и во  всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и не успешности и находить ( с помощью взрослых) пути их совершенствования.

В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие  недостаточную эффективность процесса обучения в школе:

  • В интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приёмами и способами умственной работы;
  • У учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;
  • Не развита познавательная потребность  как потребность в приобретении новых знаний;
  • Учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности;
  • Умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
  • Не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения.

Немного об учениках 5 классов:

Для Соколова Е, и Пронина К. адаптация прошла быстро, в их укладе и привычках ничего не поменялось, за внешним видом, за своими вещами, за порядком в спальне как не следили так и не следят.

Соколов Е.– у него больших проблем в обучении нет, у него хорошая память, учебный материал усваивает быстро. Проблема у него – это плохое поведение, вспыльчивый характер, и моментальное решение проблемы при помощи кулаков. Он никак не терпит ни критики, ни насмешек в свою сторону, не любит заниматься  ОП трудом.

Пронин Кирилл. Он очень повзрослел, один из группы, которого что то интересует, задает интересные вопросы на различные темы. Может часами говорить  про животных, любит презентации, сейчас  занялся атласом, изучает страны. Всевозможные виды труда и поручения он выполняет с большим удовольствием и  без лишних напоминаний. Он очень добросовестно относится к своим обязанностям по столовой, за что ставим его в пример другим детям.

Нельзя не сказать несколько слов о дезаптации учащихся 5-х классов.

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

1. Интеллектуальная – низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.

2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциальность). Это Соколов Е.

3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость). Это Пронин

4. Эмоциональная – тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Младший подростковый возраст характеризуется, прежде всего, такой особенностью, как чувство взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Именно поэтому адаптационный период пятиклассников предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной, творческой деятельности.

Заключительный этап адаптационного периода пятиклассников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества – класса.

Список литературы:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 2006.

2. Практическая психология образования  под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

3. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов /под ред. Л.П.Пономаренко. – Одесса: Астро Принт, 2004.

4. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.

nsportal.ru

Адаптация учеников 5 класса

Адаптации пятиклассников в 2013/2014 учебном году

Апарова Л.Н.

I. Психологическая готовность к переходу в среднее звено.

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинирован- ностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности. Происходит “смена статуса”: в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких. Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.

Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель—учителя-предметники”, уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит… Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это разные требования педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Учителя различаются по своим особенностям – стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, от внезапной свободы – бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы

В этот период у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

II. Диагностика адаптационного периода пятиклассников

Диагностика проводилась с целью изучения индикаторов трудностей адаптационного процесса в 5 классе, таких как

  1. «Анкета пятиклассника»,

  2. «Анкета по определению уровня школьной мотивации»,

  3. методика диагностики уровня школьной тревожности.

  4. Анкета «Мои увлечения»,

  1. диагностика «Уровня развития классного коллектива»,

  2. диагностика «Уровня воспитанности учащихся».

  3. методика «Отношение к учебным предметам»

Результаты анкеты по определению школьной мотивации таковы:

Высокий уровень мотивации, свидетельствующий о том, что ученик осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе,

Диагностика школьной мотивации показала, что в 5 классе 30% (3 чел) учащихся имеет высокий уровень мотивации.

Средний уровень учебной мотивации, свидетельствующий, о том, что ученик положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе, показали 40%(6 чел).

Внешняя мотивация, свидетельствующая о том, что ученика привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы. В 5 классе уровень внешней мотивации составляет 20% (2 чел).

Низкий уровень учебной мотивации, свидетельствующий о том, что ученик к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет, 10% (1 чел).

Из всех опрошенных пятиклассников высокий уровень школьной мотивации имеют -3 чел, средний уровень-6 чел, внешнюю мотивацию – 2 чел, низкий уровень – 1 чел.

Из 10 опрошенных учащихся 70% считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в 4ом. 60% учащимся нравится, когда учат много учителей. На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 20% (2 чел) – трудностей нет, 30% (3 чел)– трудно приспособиться к новым учителям,

70 % (7 чел) учеников не очень устают после уроков, 20%(2 чел) – очень устают и 30 % (3 чел) не устают совсем.

Исследование уровня воспитанности учеников 5 класса показало что 20% учеников с низким уровенем, средний уровень 30% . Хороший уровень у 20% у 30% высокий уровень.

Методика исследования отношения учеников к учебным предметам показала что: 70 % нравится – математика, 20% физкультура, 40% учеников сказали, что трудно – английский язык, 30% – трудно история, 30% – трудно русский язык, не нравится 2 предмета. Суббота для них самый трудный день.

Результаты успеваемости в 1 четверти (5 класс)

Учащихся – 10 чел.

Успеваемость – 100 %

Качество знаний – 50 %

2 ученика с двумя тройками (Кутумова и Волкова)

В этой четверти у Снижаны больше троек

Вывод: Адаптация прошла успешно, дети приспособились ко всему. Временная дезадаптация, некоторых учащихся. Это для подобного периода являются нормой. Особого внимания требуют: Чугунов Е., Кузнецов Н., Зарипов Д.

III. Принятые меры:

  • Для предупреждения дезадаптации учащихся в конце четверти было проведено родительское собрание «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5-й класс», где проводилось обобщение психолого-педагогического опыта по проблеме адаптационного периода пятиклассников и где родителям были даны рекомендации с целью оказания максимальной помощи детям с их стороны в преодолении адаптационного кризиса (были составлены и выданы соответствующие памятки).

  • С целью оказания эффективной поддержки учащихся 5 го класса в период адаптации в среднем звене, а также с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новой обучающей среде классным руководителем помимо диагностики адаптационного периода были проведены 2 психологических тренинга «Первый раз в пятый класс» и «Путешествие в мир детства».

  • Для формирования устойчивой учебной мотивации и низкого уровня школьной тревожности, а также для снятия психоэмоционального напряжения и развития коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителями на классном часе была проведена психологическая игра «Морское путешествие».

  • Проведён классный час «О друзьях и дружбе» с целью сплочения коллектива.

  • Проведена своевременная индивидуальная работа с Чугуновым Е., Кузнецовым Н, Зариповым Д., Волковой С, проведена беседа с родителями .

  • Намечено в дальнейшем с целью не допустить срыва адаптации пятиклассников:

  • продолжить наблюдение и изучение классного коллектива 5 класса, более тщательно изучить систему личных отношений учащихся в классе для того, чтобы в дальнейшем целенаправленно формировать эти отношения и создать для каждого ребёнка благоприятный эмоциональный климат;

  • провести классный час «Поговорим о толерантности» с целью развития терпимости у детей к поведению других, к чужим неудачам и успехам;

. обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

multiurok.ru

Классный час (5 класс) по теме: Адаптация учащихся 5 класса

   

Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения”

Цель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники

Задачи: выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптацию

Участники: родители учащихся 5в класса, классный руководитель.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

          Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.

Адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к, дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

         Адаптированный ребенок— это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.

Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д

         Подростковый возраст (10–15 лет) – период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях/ сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

        Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

           Во взаимоотношениях со взрослыми подросток не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым.

             В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контакта с разными учителями, усвоение новых предметов).

             В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

             Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике должны быть поля с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужно три тетради, и каждая из них ведется по-разному. Такие “мелочи” нередко затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если научиться учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то он овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

             Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

              И в конце выступления хочется привести правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищать.

Не дерись без причины.

Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

Из-за отметок не плачь, будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

            В конце своего выступления педагог предлагает рекомендации родителям пятиклассников и газету психологический вестник школы для учителей, работающих в 5 классе (см. Приложение 1).

4. Слово предоставляется родителям. (решение организационных вопросов)

         Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.

5. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

Родителям и классному руководителю способствовать организации сводного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса.

Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Провести в конце года совместный вечер “Мы и наши родители”.

       Закончить наше собрание можно отрывком из книги Зденека Матейчека “Родители и дети”. В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: “Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости”.

         


Правила школьной жизни 5в класса

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищать.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

nsportal.ru

Статья по психологии (5 класс) по теме: Первый раз в пятый класс! Вопросы адаптации при переходе в среднее звено

МБОУ Горковская СОШ

Выступление на родительском собрании

5 класса на тему:

«Первый раз в пятый класс!

Вопросы адаптации при переходе в среднее звено»

педагога-психолога А.В. Чекановой

2016-2017 учебный год

           Цели

  • расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;
  • раскрыть понятие “ школьная адаптация”;
  • привлечь внимание родителей к особенностям воспитания в адаптационный период;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей.

Выступление

В настоящее время без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в образовательном учреждении становится невозможным. Оказание действенной психологической помощи обучающимся в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Сегодня мы с Вами поговорим об адаптации. Переход из начального звена в среднее считается наиболее сложной педагогической проблемой, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

А что же такое адаптация?

Адаптация (приспособление к среде) – социально-психологический процесс, который ведёт к состоянию адаптированности, выражающемуся в способности личности без длительных и внутренних конфликтов продуктивно выполнять ведущую деятельность, удовлетворять свои потребности, переживать чувство самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Выделяют два основных вида адаптации:

  • Физиологическая адаптация (в процессе физиологической адаптации организм привыкает к новым физическим и умственным нагрузкам, новому режиму и темпу жизни в пятом классе).
  • Социально-психологическая адаптация (личность активно приспосабливается к новому социальному окружению, принимает групповые нормы и ценности нового для него коллектива, входит в его ролевую статусную структуру).

Трудности школьной жизни пятиклассника.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель – учителя-предметники”. Так же, затруднить адаптацию детей к средней школе может необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Есть дети, которые перешли из другой школы, и им нужно приспосабливаться не только к новым учителям, но и к новым одноклассникам.

Меняется социальная ситуация развития.  Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младших школьников связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими.  Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода – бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Несмотря на большое количество исследований, пока нет единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества. Д.Б.Эльконин выделял интимно-личностное общение, Д.И.Фельдштейн – общественно полезную деятельность, В.В.Давыдов – общественно значимую деятельность.  Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а с многими учителями, учитывать особенности их личности  и требований (порой противоречивых). Все это определяет совсем иную их позицию по отношению к учителям и воспитателям, как бы эмансипирует подростков от непосредственного влияния взрослых, делая их значительно более самостоятельными.

Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых, делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчая их усвоение. Участие в группах сверстников выступает как особый способ включения подростка в жизнь. На первой стадии развития подростков (10-11 лет) они принимают себя, хотя и выделяют у себя достаточно много негативных черт.

У обучающихся меняются мотивы – у подростков 10-11 лет мотивы труда занимают половину побудительной сферы их личности, 23,3% – относятся к индивидуально-общественным мотивам (самоутверждение, но не корыстолюбие), 13,3 –  – индивидуалистические мотивы  (ориентированы на извлечение из труда только личной выгоды).

У подростков меняются собенности личности. Изменения заключаются в том, что в этот период начинает проявляться самостоятельность. Обучающиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослыми. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.

Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель уже не является таким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника.  Стремление занять место в коллективе сверстников – один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности.  Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

У части учащихся могут возникнуть трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам учения, принятым в средней школе. С этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса. Возможно снижение самооценки учащихся.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой — требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться стpax взросления, внешне не всегда проявляемый.

Чем мы можем помочь пятиклассникам?

В октябре будет проведена диагностика мотивации и адаптации к обучению в 5 классе с помощью психодиагностической методики определения уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Данная методика позволит определить динамику развития познавательных процессов обучающихся, а также уровень адаптации и мотивации пятиклассников.

Изучение особенностей адаптационных процессов позволит выявить пятиклассников,  испытывающих трудности и своевременно оказать им помощь и поддержку.

С обучающимися, испытывающими трудности в адаптации, будут проведены коррекционно-развивающие занятия по программе адаптации детей к средней школе « Первый раз в пятый класс!» (автор Е. Г. Коблик). Программа является модифицированным вариантом авторской программы Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс». Программа изменена в соответствие с годовым планом работы МБОУ Одинцовского центра диагностики и консультирования и запросом, условиями образовательного учреждения. Программа апробирована педагогами-психологами Одинцовского центра диагностики и консультирования, с целью охвата наибольшего количества обучающихся психолого-педагогическим сопровождением.

Она позволяет сформировать умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • Навыки уверенного поведения;
  • Навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • Навыки самоподдержки;
  • Навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В апреле мы проведем повторную диагностику, чтобы увидеть насколько успешно прошел процесс адаптации.

Чтобы облегчить процесс адаптации для пятиклассников, мы подготовили для Вас памятки с рекомендациями (раздать памятки).

Помните! Ухудшение успеваемости в 5 классе в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Поэтому, наша задача:

  • создать детям условия для успешного обучения в среднем звене;
  • помочь детям адаптироваться к средней школе.

Интерактивное упражнение на создание позитивного эмоционального настроя “Теплые пожелания родителей 5 классу”.

На листе формата А1 нарисовать солнце, из цветной бумаги вырезать лучи по количеству родителей.

Инструкция: “Уважаемые родители, Вам будут розданы лучики, на которых Вы можете написать теплые пожелания своим детям, пятиклассникам! Приклейте эти лучики к солнышку. Пусть это солнышко, вместе с Вашими теплыми пожеланиями каждый день напоминает ребятам о том, что Вы их любите и заботитесь о них!”. Вместе с родителями повесить солнце с пожеланиями в классе.

Спасибо за внимание!

Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
  2. Коблик Е.Г. Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!»
  3. Крюкова Д.С.  Выступление на родительском собрании в 5-м классе на тему “Помощь пятиклассникам в период адаптации” http://festival.1september.ru/articles/616516/
  4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.

nsportal.ru

Консультация (5 класс) по теме: Адаптация учеников 5 класса

Адаптация 5-классников.

Возрастные особенности                                          5-классников.                                             Переход от младшего школьного                к младшему подростковому возрасту.

Учитель математики: Финогентова Н.Ю.

  Переход ученика из начальной школы в среднее звено-этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.

Внутренние изменения.

* Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.

* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка.

* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители.

Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Внешние изменения в жизни 5-классников:

НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ

НОВЫЙ РЕЖИМ

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Трудности 5-классников:

– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

– возросший объем работы как на уроке, так и дома;

– новые требования к оформлению работ;

– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Признаки трудности в период адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Признаки и суть дезадаптации

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1) Интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.

2) Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3) Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.

4) Соматическая – отклонения в здоровье ребенка.

5) Эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.

Сроки адаптационного периода

В адаптационный  период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.

Помощь учителей и воспитателей в период адаптации

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу

Рассогласованность требований

В 5-м классе присутствует рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.

Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.

Важно обратить внимание учителей и воспитателей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы взрослые объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история – составить план ответа по учебнику», «иностранный язык – приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).

В 5-классе обучается 11 человек.                                                                                                                            Из них 5 девочек и 6  мальчиков. Проживают 9 человек в детском доме. Условия воспитания в детском доме очень хорошие. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. В неполных семьях (приходящие) проживают два человека. Но эти дети не обделены вниманием со стороны семьи

Трудности у пятиклассников  вызывает  необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Компанеец Мария очень сложно «переключается» с темпа одного учителя на другого,  

Григорьев Алексей «замкнут» в себе, подозрительно реагирует на просьбы «новых» учителей.

Галочкин Андрей постоянно ждет отрицательной реакции на свои хулиганские действия и очень удивляется, что преподаватель не реагирует на него, а продолжает урок, и ему невольно приходится включаться в работу

Глездышев Сергей имеет хорошие способности к обучению, но реагирует очень бурно, если что-то не понимает, переживает за оценку своих знаний.

Вебер Сергей учится на 4 и 5, уверен в себе и с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но спокойно слушает объяснения учителя.

Кузмина Мария имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но спокойно слушает объяснения учителя.

Столярова Екатерина старше всех в классе, имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но к учителям относится с «подозрением», и если подружится с учителем, то будет хорошо  учиться по данному предмету.

Смирнова Дария имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, но очень быстро может отвлечься на что-то постороннее, а затем задавая вопросы, мешать всему классу, а в первую очередь самой себе.

                  Для работы на уроке математики мною используются всевозможные методы и приемы улучшения учебной деятельности 5-классников:

  1. Тетрадь для правил – повторение пройденного в 1-4 классах и изучение нового.
  2. Проверочная работа (10 мин.)- самоконтроль в начале каждого урока
  3. Самостоятельная работа (10 мин.) в конце каждого урока- по новому материалу

По результатам контрольной работы на повторение ученики показали хорошие знания за курс 1-4 класса: «5»-        , «4»-      , «3»-

                                                                                                                                                                               

           

 I четверть 5-классники закончили следующим образом:             

Вебер

Сергей

Глездышев

сергей

Галочкин Андрей

Григорьев Алексей

Компанеец Мария

Кузмина Мария

Столярова Екатерина

Смирнова Дария

Русский яз.

литература

математика

Природ.

Природ.

Истор.

Англ.яз.

В нашей школе адаптационный период для детей проходит довольно спокойно, так как дети знают всех учителей, которые с ними уже работали в начальной школе, старшеклассники к ним относятся с любовью, детям очень комфортно в школе, вся внеклассная работа строится интересно, 5 класс почти полным составом поет в школьном хоре, участвует во всех спортивных мероприятиях и посещает все экскурсии, праздники…К детям часто в детский дом приезжают гости с подарками, в этом большая заслуга воспитателей, которые находятся всегда рядом и знают все о своих воспитанниках.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *