Дата______ № урока____5____ Класс __4__
Тема: «Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)
Цель: продолжить знакомство учащихся с былиной как фольклорным жанром; познакомить учащихся с пересказом И.Карнауховой, помочь увидеть различие поэтического и прозаического текста; формировать навыки выразительного и осознанного чтения; способствовать воспитанию самостоятельности и взаимоконтроля, расширению кругозора и словарного запаса, углубления интереса и любви к литературе и чтению.
Оборудование: учебник, текст былины, иллюстративный материал, презентация
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знают содержание былины, выразительно ее читают, называют признаки былинного жанра, отвечают на вопросы, дают характеристику Илье Муромцу, умеют использовать полученные знания для выполнения творческих заданий;
Метапредметные:
познавательные –
общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания; высказывают и аргументируют свое мнение;
логические: проявляют самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют само- взаимоконтроль;
коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Актуализация опорных знаний
Проверка д/з. Зачитать подготовленные ответы.
Проверка теоретических знаний. Игра «да – нет»
– летопись – это жанр фольклора (нет)
– в летописи записаны исторические события по годам (да)
– былины могли петь, как песни (да)
– героями летописей были простые люди (нет)
– героями былин были богатыри и защитники родной земли (да)
– «Три поездочки Ильи Муромца» – это летопись (нет)
– пение былин сопровождалось игрой на гуслях (да)
– в летописи описана трагическая гибель князя Олега (да)
– в летописи рассказывалось о том, как князь Олег поднял свои знамена над вратами Царьграда (нет)
– Илья Муромец на распутье поехал прямо (да)
Мотивация учебной деятельности
На прошлом уроке мы узнали о первой поездке Ильи Муромца от придорожного камня. А сколько еще дорог отходило от камня? (три) А как называется былина? («Три поездки…») Ездил ли Илья Муромец этим дорогам? (да) Интересно ли вам узнать, что произошло с богатырем во время этих поездок? (…)
Этап определения темы и целеполагания
Прочитайте в учебнике название былины и запишите ее, дополнив тему. Прочитайте ее полностью. Поставьте цели на этот урок, дополнив предложения?
Узнать…
Прочитать…
Сравнить…
Работа по материалу новой темы
Словарная работа.
Давайте найдем, что означают эти слова (установить соответствие между словом и его значением):
Верста – 1066,8 метра, или 1 км 67 м (приблизительно).
терем – поднятое, высокое жилое здание или часть его.
калачи крупитчатые – состоящий из отдельных частиц, крупинок; зернистый.
горенка, горница – комната наверху, на верхнем этаже
пуд – 16 кг
полушка – самая мелкая денежная единица на Руси
Работа с текстом.
Чтение былины. Осмысление прочитанного.
– понравилось ли вам продолжение былины?
– кратко расскажите о второй поездке Ильи Муромца.
– Как Илья Муромец догадался, что королевична задумала недоброе?
– кого спас Илья Муромец?
– что добыл Илья Муромец в третьей поездке?
– почему Илья Муромец не стал богатым?
Физкультминутка
Сопоставьте тексты былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Что в них общего, чем они различаются? (Заполнение таблицы)
Примерные ответы
Общее: главный герой – Илья Муромец, рассказывается о его поездках, вспоминается камень на распутье; второй текст является продолжением первого.
Отличия: первый текст – поэтический, второй – прозаический; первый похож на песню, второй – на рассказ; в первом видна связь с природой, во втором такой связи нет.
Закрепление
Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно? Если бы вы встретили Илью Муромца, что бы вы ему сказали? Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины? («Тут Илье навек слава и честь пошла») Посмотрите, какой памятник Илье Муромцу стоит в одном из городов нашей родины, Владивостоке.
А хотели бы вы быть похожими на Илью Муромца? Представить себя на его месте поможет домашнее задание.
Домашнее задание: пересказать одну из поездок от имени Ильи Муромца
Итог урока. Рефлексия.
Вернуться к целеполаганию. Удалось ли достичь поставленных целей?
Давайте напоследок прочитаем, как после трех поездок Ильи Муромца стала выглядеть надпись на камне?
Взаимооценивание.
liveinternet.ru
partnerkis.ru
ru.wikipedia.org/wiki
antikvarus.ru
evpatori.ru
m-der.ru
club.goldentown.ru
sherp96.livejournal.com
content-stroy.ru
infourok.ru
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Илья Муромец
2 слайд Описание слайда:«Три поездки Ильи Муромца» (текст былины в пересказе И. Карнауховой)
Цели: Узнать… Прочитать… Сравнить…
4 слайд Описание слайда:терем калач крупитчатый 1066,8 метра Верста высокое жилое здание или часть его зернистый
5 слайд Описание слайда:горница пуд самая мелкая денежная единица на Руси комната наверху полушка
6 слайд Описание слайда:Былины «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца» Общее Отличаются
7 слайд Описание слайда:«Тут Илье навек слава и честь пошла…»
8 слайд Описание слайда:Домашнее задание: Подготовить пересказ об одной из поездок от имени Ильи Муромца
Что у нас получилось? Узнали… Прочитали… Сравнили…
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:Интернет-ресурсы: liveinternet.ru partnerkis.ru ru.wikipedia.org/wiki antikvarus.ru evpatori.ru m-der.ru club.goldentown.ru sherp96.livejournal.com content-stroy.ru
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-184713
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Развёрнутый план-конспект урока внеклассного чтения по теме
«Преданья старины глубокой»
( Словарная работа на уроках литературного чтения)
Цель занятия: познакомить учащихся с былиной об Илье Муромце, сформировать умение отличать былину от других жанров литературы, создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за свой народ.
Ход урока
Слайд 1
Организация класса
– Добрый день, ребята. Сегодня мы вновь обращаемся к внеклассному чтению, то есть материалу, который выходит за рамки программного.
Проверка домашнего задания
– Последний раз на таком уроке мы с вами говорили о творчестве великого баснописца И.А.Крылова.
– Что вы запомнили о творчестве этого человека?
– С какой басней мы познакомились?
Слайд 2
– Кто готов прочитать басню наизусть?…
– В чём состоит мораль басни?
– Можно ли в решении общего дела полагаться только на себя и свои способности? Почему?
Слайд 3
Сообщение темы урока
Обгоняя скорость света,
Разум мчится сквозь века.
В глубине души поэта
За строкой бежит строка.
И ложатся на страницы,
Отряхнув седую пыль,
Чудеса и небылицы,
И загадочная быль.
– Посмотрите, дети, на слайд. Перед вами гусляры – сказатели земли русской. Ходили они между селениями и баяли (ведали) рассказывали, а, точнее, напевали истории из жизни великих князей, подвигах народных и богатырских.
– Сегодня мы с вами познакомимся с былиной.
– Как вы думает, от какого слова образовано слово БЫЛИНА и что оно означает?
Слайд 4
– Вы верно предположили. Слово былина включает в себя две составляющих части: быль (правда) + сказка (волшебство- сила и удаль невиданные).
– Скажите, кто, по вашему мнению, является главными героями былин? (богатыри)
-Верно…
Слайд 5
-Давайте поясним значение нескольких понятий:
*«сытый конь» – ухоженный;
* «дуб на палицу» – из древесины дуба делали палицы;
* «бронь как гиря» – броня/ доспехи из железа; очень тяжёлые;
* «спрутом борода» – густая, длинная;
* «клином шлем» – острым колышком;
* «на мизинец – город, два…» -мужчина крупный, сильный, мужественный.
Слайд 6
Сообщение темы урока, цели деятельности.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с былиной о славном богатыре Илье Муромце. Она называется «Три поездки Ильи Муромца»
– Рассмотрите, пожалуйста, иллюстрацию.
– Скажите, соответствует ли облик Ильи описанию настоящего богатыря?
– В селе Карачарово, что под Муромом, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин.
Слайд 7
Просмотр мультфильма
– Кто, дети, может рассказать о жизни богатыря до ратных подвигов?
– Какой наказ отец дал Илье?
Острый меч да быстрый конь,
Лук и стрелы.
По дороге скачет он –
Воин смелый.
Перед ним лежит весь мир.
Путь единый.
Настоящий богатырь,
Как с картины.
Стоп! Огромнейший валун.
Конь встал резко,
Завертелся, словно вьюн
И – ни с места…
Слайд 8 учебник стр. 26
Работа с текстом былины
Первичное чтение 1 части
–Давайте уточним значение некоторых понятий:
*«тать-подорожник» – люди промышляющие разбоем вдоль дорог;
* «шалыги» большие палки;
* «напустить коня» – направить в толпу.
Чтение первой части учащимися.
Вопросы:
Что было написано на камне? («Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать».)
Куда поехал Илья в первую очередь? Почему? («Прочитал Илья Муромец надпись и призадумался: «Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть».Поехал он прямо.)
Можем ли сказать, какого возраста был Илья в этой былине? (Единственное, что мы можем сказать, это то, что он был старым казаком.)
Кто напал на Илью на первой дороге? ( «Выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей-подорожников».)
Физминутка
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
Первичное чтение 2 части
–Давайте уточним значение некоторых понятий:
* «воротился» – вернулся;
* «палаты белокаменные» – дом/дворец из белого камня;
* «красна девица» – красивая девушка;
* «улещала» богатыря – уговаривала;
* «опочив держать» – отдохнуть с дороги, выспаться;
* «умаялся» – стал;
* «повела в покой» – повела в комнату отдельную;
* «смекалист, сноровист» – догадлив, быстр, ловок;
* «выпустил на белый свет» – отпустил на волю из заточения.
Чтение второй части учащимися.
Вопросы:
Что было дальше? Куда поехал Илья потом? ( «Воротился на развилку и стер надпись: «Если прямо ехать – убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо: «Незачем мне, старому, женатому быть, а поеду, погляжу, как люди женятся».)
Какой поступок совершил Илья во второй поездке? (Пленников освободил. Злодейку наказал)
Первичное чтение 3 части
–Давайте уточним значение некоторых понятий:
* «стольный Киев-град» – от слова престол – трон/кресло князя;
* «служба ратная» – военная служба.
Чтение третьей части учащимися.
Вопросы:
Что сделал Илья с камнем после второй поездки? ( «…приехал на развилку и другую надпись стер. И новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильей Муромцем».)
Что сделал Илья потом? ( «- В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.» И вернулся Илья Муромец в Киев-град нести свою службу ратную.)
Слайд 9
Пересказ текста былины по частям с использованием речи былинных слов.
Слайд 10
На лбу бывали шишки,
Под глазом – фонари.
Уж если Вы – мальчишки,
То Вы – богатыри.
Царапины. Занозы,
вам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
А в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага. *** Валентин Берестов
– Помните, какое наставление дал Илье его отец?
– Уверенна, что вы вырастите достойными сынами Отечества.
Урок окончен…
infourok.ru
Разделы: Начальная школа
Триединые цели урока: формирование умения составлять художественное описание богатырей, развитие интереса к жанру устного народного творчества – былинам; способствовать развитию речи и творческого воображения, навыков выразительного чтения, навыков развития речи, чувства прекрасного и интереса к живописи, воспитание любви к русской земле, русскому народу, гордости за героев Руси.
Оборудование: аудиозапись былинных песен, выставка книг с былинами, репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”, выставка работ учащихся, наглядные пособия.
Наглядные пособия: на формате бумаги А4 были набраны следующие термины и слова необходимые для работы на уроке: Географические названия: Сафат-река, море Верейское, горы Сорочинские, село Карачарово, Стольный Киев-град; Устойчивые определения: чисто поле, добрый конь, ала кровь, сыра земля, сизый голубь, белое лицо, богатырская сила; Устаревшие слова: шелом, талан, косица, бремя, перст, есмь, пехотою; Глаголы: воспроговорить, порасхвастаться, прирасплакались, распотешился, поигрывати, повыехали.
Алгоритм проведения урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Учитель рассказывает дополнительные сведения о жизни художника Виктора Михайловича Васнецова.
В Москве есть переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За забором стоит дом – русский терем. В этом доме жил много лет русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Дом построили по его плану и проекту (рисункам). В доме огромные печи, простые скамьи, широкие дубовые столы, крепкие стулья. Вот в каком сказочном доме жил Васнецов и здесь же работал.
Давайте попробуем войти в мир созданный художником. Перед вами на доске прикреплена репродукция картины “Богатыри” В.М. Васнецова. Всмотритесь в это произведение.
Беседа по содержанию картины.
У.: Кто и что изображено на репродукции?
Д.: На репродукции изображены любимые народом богатыри.
У.: Да, вы правы. Это русские богатыри, которых воспевали в былинах. Скажите, а кто помнит, что такое былина?
Д.: Былина – русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском.
У.: Переходя от поколения к поколению, былины служили способом передачи древних верований, представления о мире, сведений из истории.
Д.: Дети рассказывают, что знают о былинах, которые исполняются под аккомпанемент гусли.
У.: Включает аудиозапись.
У.: Выделяются два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождения героев. События большинства былин происходят в Киеве, поскольку богатыри находились на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Былины называются киевскими. К киевским былинам относятся былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Дюке Степановиче, Хотене Блудовиче и др. Второй цикл - новгородские былины. Их герои Садко и Василий Буслаевич. Давайте вспомним основные части былин?
Д.: Зачин, развитие действия, концовка.
У.: Какой литературный приём встречается в былинах?
Д.: Часто встречаются повторы.
У.: Ребята, давайте прочитаем отрывок из былины “Три поездки Ильи Муромца”.
Дети читают по цепочке.
У.: Найдите и зачитайте повторы, которые характерны написанию былин, зачин, развитие действия, концовку.
Ответы детей.
У.: Прочитав отрывок былины, мы вспомнили Илью Муромца, но здесь он выступает как литературный герой, давайте рассмотрим его в живописной репродукции В.М. Васнецова “Богатыри”. Мы видим трёх былинных героев. В центре Илья Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно осматривает просторы. Он поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит сорокопудовая палица. Во всём облике силача нет ничего устрашающего, он великодушен и добр.
У.: Ребята, приведи примеры, зачитав из текста о том, какого Илью Муромца мы увидели с вами в былине с самого рождения.
Дети зачитывают отрывки из былины. Беседа учителя и детей по сравнению Ильи Муромца на репродукции и в былине.
У.: Продолжаем рассматривать репродукцию. Кто из былинных героев расположен по левую руку от Ильи Муромца?
Д.: Слева расположен Добрыня Никитич. Его белый конь тревожно заржал, и Добрыня, готовый к бою вынимает меч из ножен.
У.: Справа от Ильи Муромца самый младший богатырь Алеша Попович. Он не только храбрый, но и ловкий. В борьбе с врагом он может применить хитрость, и даже обман. Алеша вложил стрелу в лук и зорко скосил веселые глаза. Его образ в произведении самый жизнерадостный и лукавый.
3. Физминутка.
Учитель включает аудиозапись былины.
У.: Закройте глаза, и представьте себя облаками, которые воздушными, легкими и прозрачными ленивый ветерок несет по небу. Вы кружитесь, принимая причудливые формы. Откройте глаза.
Во время проведения физкультминутки учитель прикрепляет на боковое левое крыло доски отрывки из былин с описанием богатырей на трех листах.
4. Закрепление.
Выезжал ли богатырь гулять в чисто поле,
Никого то он не нахаживал, С кем силой богатырскою помериться. А сам чует он в себе силу великую, Чует – живчиком по жилкам разгуливается. Грозно с силой ему как от бремени. |
Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын. По всему Киеву о нем слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у него спокойный ласковый. Никого он не заругает, никого зря не обидит. | Богатырь грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силы он небольшой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял. Вот подрос он до шестнадцати лет, и скучно ему стало в отцовском доме. |
У.: Прошу поочередно выйти к доске 3 человек, которые зачитывают отрывки из былин и отгадывают по описанию богатырей (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
На доску учитель прикрепляет наглядные пособия: на формате бумаги А4 Географические названия: Сафат-река, море Верейское, горы Сорочинские, село Карачарово, Стольный Киев-град; Устойчивые определения: чисто поле, добрый конь, ала кровь, сыра земля, сизый голубь, белое лицо, богатырская сила; Устаревшие слова: шелом, талан, косица, бремя, перст, есмь, пехотою; Глаголы: воспроговорить, порасхвастаться, прирасплакались, распотешился, поигрывати, повыехали.
У.: На доске прикреплены таблицы Географические названия, Устаревшие слова, Устойчивые определения, Глаголы. Все эти слова нам с вами знакомы по былинам. Давайте вспомним, из каких былин эти слова и словосочетания.
Обсуждение.
Викторина:
У.: Назовите город, где жил Илья Муромец? (Муром).
У.: Странники или слепые нищие, собирающие милостыню? (Калики).
У.: Ни дают они людям, ни проходу, ни проезду, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. (Разбойники).
У.: Как звали жеребенка Ильи Муромца? (Бурушка).
У.: Сколько лет Илья Муромец пролежал на печи? (30 лет).
5. Итог урока.
У.: Назовите героев былин, о которых мы сегодня говорили.
Д.: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
У.: Какова главная идея былины? Какие чаяния и думы народа отобразились в образе Ильи Муромца?
Д.: В былинах отражена борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу.
У.: Былины, также как и картины, изображающие героев-богатырей, заставляют нас помнить своих героев, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.
Учитель оценивает работу детей на уроке (даёт оценку классу и индивидуально). Выставляет отметки в журнал и дневники учащихся.
6. Домашнее задание.
У.: Перечитайте одну из трёх поездок Ильи Муромца и проиллюстрируйте понравившийся эпизод былины.
У.: Спасибо за урок! До свидания!
20.05.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
– Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
– Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
– Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
– Формирование нравственной ценности «здоровье».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».
(Слайд 1)
Ход урока.
1. Организационный момент.
На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
2. Проверка домашнего задания. (Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину)
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд 3)
– Что записано на доске?
– Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?
– Приведите пример загадки .
– Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь)
– Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
– Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)
(читает ученик)Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
Дети читают статью:
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
– Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь
– Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
– Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
– А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.
– В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
– Что такое былина? (Слайд 6)
С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
– Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы. Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.
Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы (обещания),
сажень (2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать(обращать в католическую веру),
башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несчитанное богатство),
заподваливать (запирать в подвал),
речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).
С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
(Приложение )
Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. ( Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы )
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился…)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.
– Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек?
– Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
– Для чего это сделано?
– Как описан Илья в схватке с разбойниками?
– Найдите гиперболы – преувеличения.
– Для чего нужен этот прием?
– Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?
3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)
– Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?
4. Итог урока
Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
(Приложение № 2)
– Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.
– Какова главная идея былины?
– Что такое былина?
– Каких былинных героев знаете?
– Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)
– Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)
5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
– Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
– Написать сочинение по картине Васнецова.
– Составить письменную характеристику былинного героя.
(Слайд 18)
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Список используемой литературы.
1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.
18.03.2009
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Слайд 1
ТЕМА: Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки » 1Слайд 2
Илья Муромец Алёша Попович Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? Добрыня Никитич Бодныяр Киничти Шалёа Почивоп Ияль Румоцем 2
Слайд 3
В. Васнецов. Богатыри 1881-1898, холст, масло,295,3×446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва 3
Слайд 4
О картине В. М. Васнецова «Богатыри» Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки , любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его – Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова. В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вместе составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена. 4
Слайд 5
В мире русских былин
Слайд 6
«Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый» В.И. Даль
Слайд 7
«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые песни, торжественные былины – говорившиеся нараспев, под звон струн – о славных подвигах богатырей, защитников земли…» Л.Н. Толстой
Слайд 8
БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в.
Слайд 9
В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.
Слайд 10
В. М. Васнецов. «Боян»
Слайд 11
Происхождение слова «богатырь » Откуда происходит само слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах – багхатур , багадур , батур , батыр, батор . Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»
Слайд 12
Ученые классифицируют богатырей на старших и младших. К старшим богатырям относятся Святогор , Вольга Святославич , Самсон, Сухан, Полкан , Колыван Иванович, Дон Иванович , Дунай Иванович и др. К младшим относятся Добрыня Никитич, Иван Данилович, Алёша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович , Чурила Пленкович , Дюк Степанович, Данил Ловченин и др.
Слайд 13
Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).
Слайд 14
«Илья Муромец». Реконструкция по методу Герасимова
Слайд 15
ПАМЯТНИК ИЛЬЕ МУРОМЦУ В ГОРОДЕ МУРОМЕ В образе древнерусского богатыря воплотились народные понятия о высоких нравственных качествах, какими должен был обладать истинный герой. Одно из самых главных качеств Ильи Муромца — это чувство справедливости и сознание своего долга — стоять за правду. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. Он — герой общенародный, общерусский. «Я иду служить за веру христианскую И за землю российскую, Да и за стольние Киев-град, За вдов, за сирот, за бедных людей».
Слайд 16
Исцеление Ильи Муромца; Илья Муромец и Соловей-разбойник; Илья Муромец и разбойники; Илья Муромец на Соколе-корабле; Илья Муромец и Святогор ; Илья Муромец и Сокольник; Илья Муромец и Калин-царь; Илья Муромец и Идолище; Илья Муромец и сын.
Слайд 17
былина «Ильины три поездочки » 17
Слайд 18
Словарная работа Кремневенькие – Булатная броня- Убранство- Смета- Палица- Сажень- из кремния. стальная и узорчатая. украшение, внешняя отделка. несметное, несчитанное богатство. тяжёлая дубинка с утолщённым концом. 2,134метра (3аршина) 18
Слайд 19
Словарная работа Облатынивать – Заподваливать – Не простофильтесь – Башлыки – Вороновые- Амбары- обращать в католическую веру. запирать в подвал. не поддавайтесь на обман. тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами. чёрные. сараи для хранения урожая, припасов, товаров. 19
Слайд 20
Физминутка 20 Дружно встали -раз, два, три. Мы теперь- богатыри. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо. Буквой Л расставим ноги, Точно в танце- руки в боки. Наклонились влево, вправо, Получается на славу!
Слайд 21
Беседа 21 -Чем похожа былина на сказку? Чем отличается? -Похожа ли былина на стихотворение? Чем? -Можно ли назвать поступки Ильи Муромца подвигами? Почему так думаете?
Слайд 22
В древности сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»
Слайд 23
В. Васнецов. Илья Муромец . (Фрагмент картины «Богатыри») Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине “Богатыри” 1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва. Ильины три поездочки 23
Слайд 24
В. Васнецов . Витязь на распутье Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея 24
Слайд 25
Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей. Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог. 25
Слайд 26
Итог урока. Рефлексия 26 Назовите отличительные черты былин. отсутствие рифмы н апевность ритмичность п овествование о подвигах гиперболы- преувеличения п овторы …
nsportal.ru
Литературное чтение
Тема : Ильины три поездочки.
Планируемые результаты : Личностные – Формирование желания выполнять учебные действия, приобретать знания, проявлять эмоционально-ценностное отношение к книге, воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ; Регулятивные – Выполнять учебное задание, используя алгоритм или план, контролировать процесс и результаты деятельности; Познавательные – читать , извлекая нужную информацию, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы ; Коммуникативные – адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания, выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов; Предметные – Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное , поисковое, умение осознанно воспринимать содержание текста, участвовать в их обсуждении ,давать оценку поступков героев.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Речевая разминка
– Прочитайте самостоятельно
Стал Владимир-князь выспрашивать:
«Ты откулешний, дородный добрый молодец!
Тебя как, молодца, именем назвать,
Взвеличать удалого по отчеству?
А по имени тебе можно место дать,
По изотчеству пожаловати!»
Говорит ему Илья таковы слова:
«Есть я из славного города, из Мурома,
Со славного села Карачарова,
Именем меня Ильей зовут,
Илья Муромец, сын Иванович белы руки
Стоял-то я заутреню во Муроме,
Поспевал-то я к обеденке в столько Киев-град.
Дело мое дороженькой замешкалось:
Ехал я дорожкой прямоезжею,
Прямоезжей, мимо славен Чернигов-град,
Мимо славную рученьку Смородинку!»
Говорят тут могучие богатыри:
«А ласково солнце, Владимир-князь!
Во очах детина завирается:
Под городом Черниговом стоит силушка неверная,
У речки у Смородинки Соловей-разбойник,
Одихмантьев сын. Залегла та дорога тридцать лет,
Оттого Соловья-разбойника!»
Говорит Илья таковы слова:
«Владимир-князь столько-киевский
Соловей-разбойник на твоем дворе,
И прикован он ко правому стремечку,
Ко стремечку, ко булатному!»
– Прочитайте жужжащим способом (еще : медленно, с ускорением)
– Прочитайте отрывок выразительно.
– О ком в нем говорится?
– О каком князе упоминается в этом отрывке?
-Что вы узнали о богатыре? Расскажите
III. Работа по теме урока
– Прочитайте название былины, поэтический отрывок из которой будем сегодня изучать. Как вы думаете, о чем он?
(Чтение былины учителем).
– Следите за чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
– Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытали, слушая былину?
– Какие слова и выражения вам были непонятны?
– Как необходимо читать текст былины? Какой темп выберем?
– Перед вами знаменитая картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Рассмотрите внимательно, расскажите, что вы видите.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Прежде чем мы начнем читать прозаический вариант былины, я хочу напомнить вам об исторических событиях, происходивших на Руси в XII в., о набегах на нашу землю ордынцев.
– Что вы знаете об этом?
На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силой, жестокостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 г армия, возглавляемая внуком Чингисхана ханом Батыем, подошли к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана – достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пытались отбиться от врагов своими силами, но одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. И завоеватели шли все дальше и дальше по русской земле.
– Что вы знаете о Золотой Орде?
На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство – Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотордынскоих правителей было ограбление порабащенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.
VI. Рефлексия
– Выберите любое начало предложения и продолжите его.
VII. Подведение итогов урока
Муромец
Храбрый, сильный.
Защищает, спасает, рассуждает.
Справедливый защитник нашей родины.
Богатырь
Домашняя работа
С 37 ответить на вопросы.
nsportal.ru