Горбунов Артем Владимирович
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Мариинский
Муниципального района Стерлитамакский район
Республики Башкортостан
Введение
Тема моей исследовательской работы «Моя малая Родина». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Россия.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Мы любим Родину. А любить Родину – значит жить с нею одной жизнью.
В нашей школе, мы собрали много материала об истории и заселении села, о людях села. Так же в сельской библиотеке собрано много материала о нашей малой родине.
Село появилось давно, и мне хотелось узнать, когда именно оно появилось, почему его так назвали. Я решил провести своё маленькое исследование.
Для этого мне надо – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.
Я предположил, если объяснить происхождение села, то можно узнать историю малой родины. Это моя гипотеза.
Поставил перед собой вопросы, на которые надо искать ответы.
Наметил план действия.
Для поиска ответов я поговорил со старожилами села, встретился с работниками библиотеки, посетил краеведческий музей, обратился за помощью к классному руководителю.
Цель моей исследовательской работы: узнать об истории малой родины.
Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:
1. формировать опыт исследовательской деятельности;
2. находить полезную информацию;
3. научиться работать с дополнительной литературой;
4. учиться анализировать и делать выводы.
Объект изучения: окружающий мир
Предмет изучения: история моего села
Методы исследования: поисковый, исследовательский.
Основная часть.
Мое село, обосновалось в 1934 году, как одно из отделений совхоза Мариинский. И назвали этот населенный пункт сначала базой Заготскот, затем Казадаевской базой. С конца 1998 года носит название Мариинский. Население занималось воспроизводством, выращиванием овец, свиней, быков. И близлежащие колхозы сдавали сюда свой скот.
Первыми директорами были Балыбин, затем И.Р.Чибиров. Д.И. Николаев, В.И. Тимонин.
Тогда по Башкирии было 29 таких совхозов, наш был на особом счету.В начале 50 годов совхоз возглавил Иван Романович Машкин. Совхоз был крупный,перспективный, была работа, давали зарплату. В поисках лучшей доли сюда переселялись жители Стерлитамакского, Стерлибашевского, Ишимбайского районов.
В 1942 году в совхоз на работу приехал тогда еще 15- летний мальчишка, а сегодня старейший житель нашего села Радионов Григорий Григорьевич. Он устроился разнорабочим и всю жизнь проработал в этом совхозе. В 50 годы приехали жить и работать Бабичевы, Евсюковы, Кононовы,Дюльдины, Звягинцевы, Корюгины, Япрынцевы, Соловьевы, Бахтины, Гильмановы.
Совсем молоденькими начали работать свинарками Новикова Екатерина Митрофановна, Кушнерова Клавдия Митрофановна, Денисовы Клавдия и Анастасия, Карюгина Венера, Кичигина Раиса Яковлевна. Бригадиром у них была Касьянова Любовь Гавриловна. В те годы управляющим отделения был Евсюков Константин Осипович, учетчиком Селиванов Анатолий Никитович.
Молодежи было много, жили и работали очень весело. На танцы в кино ходили в соседнюю Казадаевку (Любажи). Потом обустроили себе небольшой дом-посыпку под клуб, назвали РДК. Там танцевали под гармонь, граммофон был у Анатолия Анненкова.
Настоящий клуб был построен в 70-х годах прошлого века.
Раньше в селе не было школы. Все дети учиться ходили в соседнюю деревню Казадаевка. В 1992 году в селе построили двухэтажную хорошую школу.Обучалось в ней более 78 учеников.
Многие годы добросовестно работали механизаторами Макаров Федор Павлович, Шарафутдинов Мигран Фахретдинович, мой дед Кушнеров Федор Поликарпович, Биккуллов Халил Кабирович, Берестова Мария Михайловна, Захаров Виктор Яковлевич, Мухамадеев Равиль Мифтахович,Файзуллин Альберт Габбасович, Аракчеев Михаил Николаевич, Калимуллин Фарит Хабибназарович.
Долгие годы скотницами работали Атласова Минисария Галимулловна, Вахитова Асия Нуриахметовна, Коробова Валентина Алексеевна, Гафарова Рашида Халимовна, Рахматуллина Рима Динисламовна, Жалилова Сания Бикмурзовна, Шарипова Фания Лотфиевна.
Вкусными супами угощали Желтоухова Александра Гавриловна, Хаматнурова Танзиля Мухаматдиновна, Файзуллина Сакина Рамазановна.
Куда бы не посылали, безотказно работали разнорабочие Мухамадеева Минигуль Мухаметовна, Буданова Замиля Хазиахметовна, Калимуллина Рашида Зуфаровна.
Изучая историю Родины, родного края, не обязательно выискивать в ней одни лишь славные страницы. Не менее любопытными, чем боевые сражения или древние замки, являются “мелочи” самой обыкновенной жизни, самых обыкновенных людей: их быт, помыслы, чувства. В этом отношении незнакомая деревушка в родной округе может оказаться несравненно интереснее, чем целый город в далекой и чуждой стране.
Заключение
Проведенная мною исследовательская работа показала, что, несмотря на то что, наше село когда-то процветало, на сегодняшний день существуют несколько проблем в развитии села: очень плохая экология, в связи с оптимизацией оставили только начальную школу. Без помощи государства наше село не сможет решить эти проблемы. Они ведь проблемы не только нашего села, но и всей страны. А историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И буду надеяться на светлое и прогрессивное будущее моей малой Родины – с поэтическим названием Мариинский.
Список используемых материалов.
1. Ресурсы сети Интернет
2. Архив совхоза Мариинский
3. Воспоминания Желтоуховой Александры Гавриловны.
4. Воспоминания Селиванова Анатолия Никитовича
5. Воспоминания Радионова Григория Григорьевича
Тезис.
Здравствуйте! Я, Горбунов Артем, ученик 4 класса Мариинской школы Стерлитамакского районаи. Мой руководитель, учитель начальных классов Суфиянова Ямиля Сабитовна
Тема моей исследовательской работы «Моя малая Родина». Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В нашей школе, мы собрали много материала об истории и заселении села, о людях села.
Село появилось давно, и мне хотелось узнать, когда именно оно появилось, почему его так назвали. Я решил провести своё маленькое исследование.
Для этого мне надо – научиться работать с дополнительной литературой, находить полезную информацию, учиться анализировать и делать выводы.
Я предположил, если объяснить происхождение села, то можно узнать историю малой родины. Это моя гипотеза.
Поставил перед собой вопросы, на которые надо искать ответы.
Наметил план действия.
Для поиска ответов я поговорил со старожилами села, встретился с работниками библиотеки, посетил краеведческий музей, обратился за помощью к классному руководителю.
Цель моей исследовательской работы: узнать об истории малой родины.
Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:
1. формировать опыт исследовательской деятельности;
2. находить полезную информацию;
3. научиться работать с дополнительной литературой;
4. учиться анализировать и делать выводы.
Объект изучения: окружающий мир
Предмет изучения: история моего села
Методы исследования: поисковый, исследовательский.
nsportal.ru
Проект «Алтай – моя малая Родина».
Скажи, Алтай, а где твоё начало?
Наверно в душах каждого из нас…
Сергей Иноземцев
– Ребята, услышав слова алтайского поэта Сергея Иноземцева, как вы думаете, о чём пойдёт речь? (о крае)
– Как по-другому можно назвать край, то место где вы родились? (малая Родина)
Слайд под музыку
У каждого счастливого человека есть свой любимый край – его малая Родина. Чаще всего любимым является то место, где человек родился или провёл много времени, где прошло его детство, ведь именно с детством связаны наши самые яркие воспоминания. Сколько бы ни было человеку лет он всегда помнит какие – то моменты из своего детства, а вместе с тем и места где они происходили, т.е. помнит свой любимый город, деревню, а следовательно и край, в котором мы живём, так как именно с Малой Родиной связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к краю проявляется по-своему. Например, поэты сочиняют стихи, композиторы – мелодию, художники пишут картины, в которых они прославляют край – свою Малую Родину
-Что вы знаете о своём крае? (Знаете, что есть много городов……, вы действительно владеете некоторой информацией о крае)
-Хотите узнать больше?
-Что именно хотите узнать? (о животных, природе, людях).
-Как вы думаете, что сегодня на занятии мы будем выполнять?(проект)
-Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
-Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
-Как можно получить интересующую вас информацию? (из книг, энциклопедий, интернет, учитель)
– Итак, для того, чтобы узнать больше о своём крае, а затем поделиться полученной информацией будем создавать общий проект, под названием «Алтай – моя малая Родина».
– Каждая группа оформит страницу нашей общей книги. Следите за тем, чтобы информация, размещённая на вашем листе, была отобрана правильно, эстетически размещена и аккуратно наклеена.
-Работать будете в группе. Возьмите друг друга за руки, почувствуйте поддержку своего соседа и единство всей группы, улыбнитесь и пожелайте себе и своему соседу плодотворной работы.
-В каком случае группа получит хороший результат своего труда? (когда все без исключения будут работать и у каждого будет своя роль).
Слайд
Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:
Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
– Посовещавшись в группе, выберите спикера – ответственного за защиту своей страницы, хронометра – человека, который будет следить за временем выполнения работы, т.к. оно ограничено, все остальные – исследователи и оформители. Спикер и хронограф также являются активными исследователями и оформителями общего проекта.
1 группа «Путешественники». Используя карту Алтайского края, найдите города на карте, обозначить их стикерами, на своей странице книги наклеить фотографии городов в порядке присвоения им статуса города, начиная с самого старого города.
2 группа «Библиографы». Вам нужно выбрать из предложенных источников информацию о людях, прославивших наш край. Также наклеить на страницу книги фотографии, ФИО знаменитого человека и его основные заслуги. Расположите фамилии знаменитых людей, рождённых на Алтае в алфавитном порядке.
3 группа «Защитники природы». Обсудите в группе какие животные обитают в Алтайском крае. Выбрать из предложенных животных тех, которые обитают в крае их в зависимости от размера.
4 группа «Флористы» т.е. вы будете работать по теме «растительный мир». Выберите, те растения, которые произрастают в нашем крае. Наклейте на страницу фотографии отобранных растений, разместив их по этажам, а под фотографией – название и его целебные свойства.
На выполнение проекта отводится 10 минут
Выполнение проекта
Защита каждой группы
Скрепляем листы – получается книга
Итог:
-Ребята, что нового вы открыли для себя о нашем крае, работая над проектом?
-Где может пригодиться данная информация?
-Вы бы хотели о своём проекте рассказать? Как вы думаете, кому можно представить свою работу? (выступить перед ребятами других классов, перед родителями, на школьной научно-практической конференции).
– Какие чувства возникли в вашей душе, во время работы над проектом, его защиты и на данный момент?
Наш край действительно уникален своей природой, городами, знаменитыми людьми, туристическими зонами, полезными ископаемыми. О своём крае мы можем узнавать и говорить много, так как это наша малая Родина, и я думаю, вы согласитесь со словами алтайского поэта Сергея Иноземцева, которые прозвучали перед началом нашей работы, где автор отобразил отношение к краю «Скажи Алтай, а где твоё начало? Наверно, в душах каждого из нас…». А ещё, ребята, наш край славится лугами, полями, где пчёлы собирают сказочно вкусный мёд. Я благодарю вас за активную работу и дарю вам сладкого алтайского медвежонка, а ещё листья бадана, собранного мной на высоте 395 м над уровнем моря и привезённого специально для вас с гор Телецкого озера.
Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
Найдет ли он своих потребителей
infourok.ru
МБОУ «Зеленгинская средняя общеобразовательная школа»
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
«РОДНОЕ СЕЛО»
Выполнил ученик 2 «А» класса
Логинов Данила
Научный руководитель
Куаталиева Радмила Адлеровна,
учитель начальных классов
2014г.
Содержание
1.Введение стр.3-4
2.Этапы работы над проектом. стр.5
3.Заключение стр.6
4.Методический паспорт учебного проекта. стр. 6-8
5.Литература стр.8
Введение.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, республику, страну все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся .
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.
Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имена и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живем. Мы ставим следующую цель.
Цель нашей работы :
– изучение истории малой Родины через исследование истории села, в котором я живу.
Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:
– изучить природу родного края
– выяснить особенности развития истории родного края
-найти исторические памятники и достопримечательности своей Малой Родины
-собрать материал о Малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
– оформить собранный материал в виде презентации «Родное село»
-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
Временные рамки создания проекта – с сентября по ноябрь месяц 2013года.
Основные этапы работы над проектом:
1.Организационный этап (сентябрь)
Составление плана работы.
2.Подготовительный этап ( сентябрь)
Поисковая работа.
3.Этап реализации.(октябрь)
Обработка данных.
4.Заключительный этап.( ноябрь)
Оформление и защита проекта.
Основные этапы работы над проектом.
1.Организационный этап:( сентябрь)
Знакомство с темой проекта – “Родное село” (знакомство с
материалами учебника)
После этого мы план работы составили под руководством учителя. Установили сроки выполнения проекта.
1.собирал информацию об истории «Малой Родины»
2. собирал информацию о достопримечательностях.
3 сделал фотографии, собирал иллюстрации.
4.подключил к работе заинтересованных родителей, которые готовы работать вместе со мной по проекту.
2.Подготовительный этап: ( сентябрь ).
Посетил библиотеку с целью ознакомления с литературой по данной теме. Вместе с учителем сходил на экскурсию в школьную библиотеку, где мне помогли найти нужную информацию. Сделал фотографии достопримечательности села и природы нашего родного края. С помощью родителей искал материал в сети Интернет и различных других источниках. Интервьюировал членов своей семьи об истории и достопримечательностях, о производстве своей Малой Родины.
К концу октября весь материал был собран.
3.Этап реализации:(октябрь)
Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по заранее составленному плану,подобрать фотографии к тексту, которые бы подходили. Мне осталось только оформить достигнутый результат в виде стенгазты «Родное село» .
4. Заключительный этап:( декабрь)
Я выступил перед родителями и рассказал им о своем проекте, затем защитить его на школьном конкурсе. Я занял призовое 1 место. И мне
предложили защитить проект на нучно-практической конференции.
Заключение.
Проект «Родное село» создавался три месяца. В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Получилась замечательная стенгазета. В ней собран и оформлен материал по родному селу. Работая проектом я глубоко познакомился и выяснил особенности природы и истории родного края, понял , что из малого складывается большое – наш район часть большой страны, которая называется Россией. Я научился сотрудничать с родителями, совместно посещали библиотеки.
Понял роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Я научился использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.
Методический паспорт учебного проекта.
1. Название проекта – «Родное село»
2. Разработчики учебного проекта – ученик 2 «А» класса под руководством учителя начальных классов Куаталиевой Радмилы Адлеровны
3. Название образовательного учреждения – МБОУ «Зеленгинская средняя общеобразовательная школа»
4. Год разработки учебного проекта – 2013-2014 учебный год
5. Проблемная ситуация – с одной стороны всем знакомые места, где мы живём , а с другой стороны есть неизвестные моменты, на которые не обращали никакого внимания, поэтому хочется расширить свои знания о с родном селе.
6. Цель – создать стенгазету «Родное село»
7. Задачи:
– изучить природу родного края
– выяснить особенности развития истории родного края
– узнать о знаменитых людях Малой Родины
-найти исторические памятники и достопримечательности своей Малой Родины
-собрать материал о Малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
– оформить собранный материал в виде стенгазеты «Родное село»
-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
8. Ведущая деятельность – поисковая;
10. Сфера применения результатов – краеведческая;
11. Используемые технологии – мультимедиа;
12. Форма продуктов проектной деятельности – стенгазета «Родное село»
13. Способ объединения результатов на презентации – отчет по результатам в любой форме
14. Виды презентации – компьютеродемонстрирующий
15. Класс или возраст детей: 2 «А» класс , 8 лет.
16. Предметная область – окружающий мир, краеведение.
17. Темы учебно-тематического плана предмета(ов) – предмет «Окружающий мир» проект «Родное село»
18. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:
– знают название своего села
– умеют читать, пересказывать прочитанный текст
– не умеют находить необходимый материал в различных источниках
– не умеют самостоятельно составлять устный рассказ
24. Приращение в ЗУН и специфических умениях – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом:
–расширили знания о родном крае
– научились искать необходимый материал в различных источниках.
-научились фотографировать достопримечательности
-научились составлять устный рассказ.
-научились рассказывать.
-научились выступать перед родителями с подготовленными сообщениями
-научились сотрудничать с родителями и одноклассниками
26.Режим работы (организационная форма): внеурочный
27.Техническое оснащение – книги, Интернет, фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, мультимедийный проектор.
28.Кадровое оснащение – помощники – родители.
Литература.
1.М.: Энциклопедия российских деревень, 1994г.
2.История сёл Маково и Зеленга .Астрахань, 1992г.
Интернет-ресурсы.
1.deadokey.liveyournal.com/4527.htm/
2.pushkinmuseum.ru/comm_mus_vasomi.htm
6.nasledie-rus.ru/today/article21
videouroki.net
Урок- проект «Моя малая родина»
Авторы: Баклыкова И.В., Ковлякова В.М., Рабцевич Н.А.
Цели : Формировать УУД.
Воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.
Учить ориентироваться в мире информации, применять свои знания в новых условиях.
– Амурский край! Ты так прекрасен!
Простор лесов, и ширь полей.
Богатый золотом, углём,
живой, текущей вдаль водой.
Пейзажей, живописных мест,
красот, восходов и закатов.
России дальний уголок… «Амурский край! Ты так прекрасен!» (автор: Алексей Бурматов)
– 2018 год – необычный год для амурчан. В чем необычность этого года?
(В этом году исполняется 160 лет Амурской области.)
– В рамках юбилейного года жителям области предложено (вывешивается табличка ПРОБЛЕМА) принять участие в областном проекте «Электронная книга городов Амурской области».
– Хотелось бы стать участниками такого исторического проекта.
– Ваши предложения?
(давайте сделаем свою эл. книгу)
(Вывешивается табличка ПРОЕКТИРОВАНИЕ- цель)
– Назовите цель урока-проекта.
(создать эл.книгу о городе Белогорске)
– Назовите следующий этап урока.
(Составить план проекта) ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Создать… группы.
2. Ознакомиться… с ориентирами (рабочие листы).
3. Поиск… информации.
4. Презентация… мини-проекта.
– Приступаем к реализации нашего плана.
– Информации очень много, а нам нужно рассказать самое важное о нашем городе. Предлагаю основные направления, по которым будем работать:
– история (вывешиваю табличку) – подготовить историческую справку;
– культура (вывешиваю табличку) – создать фотоколлаж;
– экономика (вывешиваю табличку) – хотелось бы услышать, чем знаменит, чем славен наш город.
– Так на сколько групп нам предстоит разбиться? (На три группы)
– По результатам Блиц-турнира определим, кто и в какой группе будет работать.
Историки:
Экономика:
– Историки работают в первой группе (ставлю указатель)
– Догадайтесь, кто работает во второй. (ставлю указатель)
– Остальные ребята работают в группе «Культура» (ставлю указатель)
(класс распределяется по группам)
– Ответственные в группах:
1. Синичкина Саша
2. Жерлицына Алина
3. Сударская Арина
– Возьмите ориентиры (раздаю рабочие листы) и распределите обязанности в группе.
– Источников информации в кабинете достаточно много. Вы можете использовать любые из них.
– Внимание! Время ограничено! На работу 15 минут. В течение работы ответственные групп должны сбросить готовый материал на головной компьютер для проверки и редакции. А на защиту мини-проекта не более трех минут.
– Выполняя задания, не забывайте о правилах работы в группе.
– Приступаем. Если нужна помощь, подайте сигнал.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
– Время истекло. Приступаем к защите проекта. Какую историческую справку вы приготовили для нас?
– Вторая группа занималась созданием фотоколлажа. Давайте посмотрим, что получилось.
(выступление детей)
– Так чем же знаменит и славится наш город? Перед нами продукт работы следующей группы.
(выступление детей)
РЕФЛЕКСИЯ
Мой край родной, моя обитель..
Мой тихий ласковый причал…
Как счастлив ты, амурский житель,
Ты разве сам не замечал?..
– Что вы не замечали в родном городе?
Я не заметил…
Я узнал, что…
Меня удивило…
– Какова была цель нашего урока-проекта?
(создать электронную книгу) (прикрепляю табличку ИТОГ УРОКА)
– Предлагаю посмотреть продукт нашей деятельности.(посмотрели)
– Приготовьте листы самооценки и оцените свою деятельность. Поставьте себе отметку в соответствии с пунктами 1-3.
– Ответственных прошу оценить работу участников группы и сдать листы самооценки.
– Опираясь на ваши оценки, я выставлю отметки за урок.
– Я думаю, что не все ученики начальной школы столько знают о нашем городе. Мы можем им помочь? (да)
– Каким образом? (продемонстрировать нашу книгу)
– Время идет, все меняется. А так хочется оставить память потомкам. Как это можно сделать? (отдать в музей)
– Запланируем посещение школьного музея и пополним его фонд.
nsportal.ru
СОДЕРЖАНИЕ
1
Что такое Родина? Для меня Родина – это нечто такое, что нравится и вдохновляет меня. Это то, что меня окружает. Когда смотрю на бескрайние поля, леса, особенно летом, когда природа уже расцвела, я понимаю – моя Родина красива.
Я люблю свою Родину и горжусь ей. Хочется, чтобы Родина процветала, и никто и никогда не забывал о ней. Ведь Родина – это не просто слово, а понятие, имеющее большой смысл в жизни каждого.
Базарный Карабулак. На бескрайних просторах России таких населенных пунктов много. Базарный Карабулак и сегодня является глубинкой не только для Москвы, но и для Саратова, в 90 км от которого он расположился среди вековечных холмов, дубрав и полей.
Эту «глубинку» с давних пор называют «маленькой Швейцарией». И живет здесь обычное российское население, благодаря которому держится наша страна на плаву. Среди моих земляков много выдающихся врачей, инженеров, меценатов. Но есть на земле династия Ковалевых – Дубовых – Шиповых, подарившая нам рукотворный зеленый массив – дендрарий, которому в 19984 году был присвоен статус памятника природы местного значения.
2
Карабулакские леса – это России сама краса
(из песни)
Дендрарий носит имя его создателя В.Г. Дубова. Василий Григорьевич Дубов родом из курской деревни, приехал сюда в 1950 году после окончания Воронежского лесохозяйственного института – и остался навсегда. Начинал инженером, потом лесничим в Липовке и все присматривался, прикидывал, доколе же можно вручную ковыряться в маленьких питомниках и разве можно с такими дедовскими методами даже мечтать об обширных плантациях сосновых и дубовых культур?! В 1961 году его назначили директором лесхоза. С тех пор и началась «дубовская» революция. Прежде всего создали большой питомник на главной усадьбе. Построили электрическую шишкосушилку и стали применять на переработку шишки, собранные со всех лесхозов области. К 1970 году в лесхозе вырастили 10 миллионов сеянцев и заложили сотни гектаров новых лесов. Миллионы штук сеянцев ежегодно передавали соседним лесхозам. Министерство лесного хозяйства РСФСР присвоило питомнику Базарно – Карабулакского лесхоза звание «Питомник высокой культуры», а В.Г. Дубову – звание «Заслуженный лесовод РФ».
Он ушел из жизни, когда ему едва исполнилось 60. Это только несведущему может показаться, что легко работать в «лесном царстве», да полезно для здоровья, а для труженика – это бесконечные заботы: вовремя посеять семена, уберечь посевы от болезни, сорняков, вовремя высадить сеянцы и снова уберечь их от всевозможных напастей, успеть собрать осенью семена, переработать их, заложить на надежное хранение, а весной снова посеять и т.д. А еще нужно уберечь лес от пожаров, от недобрых людей. За все в ответе директор. Только сердце – то не железное.
Дочери Дубовых – Наталья и Елена – продолжили династию лесоводов. Наталья Васильевна – бабушка Лизы Каляминой, вместе с мужем Шиповым Николаем работали в Базарно – Карабулакском лесхозе. Наталья – инженером лесного хозяйства, а Николай – главным лесничим. В 1990 году после скоропостижной смерти мужа, Наталья сменила его на посту главного лесничего и проработала в этой должности до 2008 года. Она всегда в строгом форменном костюме и белоснежной блузке. Штрих, свидетельствующий о безграничном уважении к своей профессии. Оно, конечно же, от родителей (ее мать, жена В.Г. Дубова, Валентина Владимировна, 30 лет проработала в лесном хозяйстве). Наталья продолжает отца во многом. И прежде всего – в работе, в том, что живы и приумножаются его леса. И в том ,что именно в Базарно – Карабулакском лесхозе есть удивительный уголок природы, подобно которому практически нет ни в каком другом лесхозе, где смешались растения севера и юга, напоминая уссурийскую тайгу.
Дочь Шивовых – Ольга (ученица нашей школы) по стопам родителей окончила Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, факультет лесного и лесопаркового хозяйства в 1996 году, затем работала в лесхозе – мастером питомника 8 лет.
А начиналась династия с Ковалевых в 30 – х годах прошлого столетия, когда Владимир Владимирович Ковалев возглавил Челнавский лесхоз Тамбовского Управления лесами. Он участвовал в финской компании, с которой вернулся кавалером ордена Красной Звезды и тяжело раненым. Умер в 1946 году. Руководство лесхозом легло на плечи его жены – Ксении Александровны. Под ее руководством коллектив лесхоза был передовым.
Вот такие замечательные люди жили и живут на моей малой Родине.
3
Дело всей жизни.
«Дендрарий»! Красивое название за благодатное место. Здесь приятно отдыхать, ибо для отдыха имеется все: просторный лес – гуляй рядом с деревьями сколько душе угодно. И чего здесь только нет! Только жасминов 13 видов: один отцветает, другой зацветает. Все лето в розовом цвету шиповник морщинистый. А вот неприметный на первый взгляд кустарник с мелкими цветками – снежинками – бересклет Маака. Какое прекрасное украшение для парков и скверов, для создания живых изгородей! Своеобразно цветет шеффердия. Ее ягоды похожи на облепиховые, но слаще и сочнее. Еще один североамериканский житель магония. Он первым приветствует весну ярко-желтыми цветами. В гордом одиночестве застыла аралия маньчжурская. По своим лечебными свойствам она снискала название «сестры женьшеня». Китайский лимонник – ценное лекарственное растение. Неподалеку от него раскинулась лоза уссурийского дикого винограда, дошедшего до нас из доледниковых субтропиков. В дендрарии запрещена хозяйственная деятельность.
4
Чем можно помочь дендрарию? В небольших количествах людям продают семена и отростки некоторых растений, но делать это в массовом порядке непозволительно: дендрарий еще молод и потому требует к себе максимально бережного отношения. Мы запланировали экскурсию в дендрарий. Из рассказа Натальи Васильевны мы узнали о том, что можем сделать полезного: получить отростки и вырастить саженцы. Окажем посильную помощь памятнику природы.
nsportal.ru
Неизвестный поселок
у моря
Работа ученика 4-А класса МБОУ СОШ№11
Костяева Сергея
Учитель Никуличева И.Н.
Год основания поселка
Гаркуша
1896
Посёлок Гаркуша
Страна Россия
Субъект Федерации Краснодарский край
Муниципальный район Темрюкский
Сельское поселение Запорожское
Координаты 45°19′10″ с. ш. 36°51′04″ в. д.
Часовой пояс UTC+3
Телефонный код +7 86148
Почтовый индекс 353552
Поселок Гаркуша – населенный пункт в Темрюкском районе Краснодарского края. Входит в состав Запорожского сельского поселения
В конце XIX века образовался хутор рядом с усадьбой предпринимателя Гаркуши, который занимался выпуском кровельной черепицы. Со временем хутор разросся до поселка, который и стал называться по фамилии предпринимателя. Гаркуша в переводе с украинского означает ворона.
Протяженность самой большой улицы 2 км.
Расстояние от поселка Гаркуши до Москвы – 1514 км
Расстояние от поселка Гаркуши до Краснодара – 212 км
Расстояние от поселка Гаркуши до Темрюка – 53 км
количество домов в поселке – 190, из них двухэтажных –25
количество школ – 1 детских садов – 1
количество магазинов – 4:
продуктовых – 3 хозяйственных – 1
количество промышленных предприятий – 1 Агрофирма « Южная»
количество памятников – 3
погибшим морякам погибшим летчикам
В. И. Ленину
Наш поселок окружают виноградные поля
Вид на наш поселок с пристани
Наш залив
Утро
закат
В окрестностях поселка находится древнее греческое городище Патрей. Античное поселение Северного Причерноморья VI века до н.э., образованное в эпоху массовой колонизации этих земель греками, выступавшее в роли перевалочного порта. В раскопках выделяют два больших объекта: Верхний – сухопутный и Нижний – подводный.
Древнегреческий город Патрей, отождествляемый с обширным городищем, расположенным на северном побережье Таманского залива, в 83 км. от нынешней Анапы, на окраине поселка Гаркуши Темрюкского района, Краснодарского края, исследуется археологами с 1926.
В целях комплексного изучения истории Патрея, с 1991 года на затопленной водами Таманского залива части Патрейского городища, начали проводиться подводные археологические исследования, осуществляемые до настоящего времени.
Исследование каменных кладок фундаментов строений в пределах «Нижнего города» показало, что Патрее начало сырцово-каменного строительства относится к середине, второй половине VI века до н.э. и совпадает по времени с началом каменно-сырцового строительства в Гермонассе, Фанагории, Кепах и Горгипии.
infourok.ru
Введение.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, стране – все эти чувства в большой степени зависят от того, как мы их воспринимаем в школьные годы. Картины родной природы: реки и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, исторические повествования и памятники оставляют большой след в нашей душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут наши знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся .
Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.
Многие из нас не знают родословную своей семьи и дальше третьего поколения в своем роду никого не помнят. Забывают имена и отчество своих бабушек, дедушек. Плохо представляем жизнь наших предков и даже родного села, в котором родились и живем. Мы поставили цель узнать, почему малая
Родина важна для нас.
Цель нашей работы :
– создание альбома и презентации «Моя малая Родина».
Все ребята нашего класса живут в с. Суриково, а несколько учителей нашей школы живут в соседнем посёлке Рассвет. Ещё в п. Рассвет живут бабушки, дедушки и родственники учеников нашего класса. Поэтому в понятие «Малая Родина» мы включили и поселок Рассвет и расположенную рядом деревню Уланово, и другие близко расположенные от нас деревни.
Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:
– выяснить особенности развития истории родного края
– узнать о знаменитых людях малой Родины
-найти исторические памятники и достопримечательности своей малой Родины
-собрать материал о малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
– изучить природу и животных родного края
– оформить собранный материал в виде альбома «Моя Малая Родина»
-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
Временные рамки создания проекта – один – два месяца.
Основные этапы работы над проектом:
1.Организационный этап (декабрь)
Формирование групп и распределение обязанностей. Составление плана работы.
2.Подготовительный этап ( декабрь, январь)
Поисковая работа.
3.Этап реализации.(январь)
Обработка данных.
4.Заключительный этап.( январь)
Оформление альбома и защита проекта.
Основные этапы работы над проектом.
1.Организационный этап:( декабрь)
Знакомство с темой проекта – “Моя малая Родина» на внеклассном занятии.
Беседа с родителями.
После этого мы план работы составили под руководством учителя. Установили сроки выполнения проекта.
Каждая группа была поделена на две подгруппы.
1 подгруппа собирала информацию об истории «Малой Родины и о достопримечательностях.
2 подгруппа собирала материал о природе нашей Малой Родины и животного мира. Мы все делали фотографии, собирали иллюстрации.
Подключили к работе группу заинтересованных родителей, которые готовы работать вместе с нами по проекту.
2.Подготовительный этап: (декабрь, январь ).
Самостоятельная поисковая работа учащихся всего класса. Посетили библиотеки с целью ознакомления с литературой по данной теме. На уроке рисования сделали рисунки, вместе с родителями сделали фотографии памятников. С помощью родителей искали материал в сети Интернет и различных других источниках. Интервьюировали членов своей семьи об истории и достопримечательностях, о производстве своей Малой Родины.
К концу января весь материал был собран.
3.Этап реализации:(январь)
В начале января у нас прошло промежуточное обсуждение по собранному материалу. Мы выбрали те фотографии, которые по всеобщему мнению подходили для нашего альбома. Из всего материала выбирали самое главное.
Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по заранее составленному плану,подобрать фотографии к тексту, которые бы подходили. Мы много обсуждали, пробовали и наконец – то получилось то, что нам всем понравилось.Нам осталось только оформить достигнутый результат в виде альбома «Моя малая Родина» . Мы обратились за помощью к родителям. Они помогли нам сделать презентацию «Моя Малая Родина».
В самом конце работы мы выделили самых активных ребят. Они будут защищать наш проект на классном родительском собрании.
4. Заключительный этап:(февраль)
В конце работы м ы выделили самых активных ребят, которые выступили перед родителями и рассказали им о нашем проекте , представили нашу работу. Было трудно. Пришлось подготовить письменный и устный рассказ о том, как мы делали наш проект, с какими трудностями мы столкнулись.
С помощью учителя составили методический паспорт и описали этапы работы над проектом.
Заключение.
Проект «Моя Малая Родина» создавался два месяца. В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Получилась замечательная презентация «Моя Малая Родина». В ней собран и оформлен материал по нашим населенным пунктам. Участники проекта не только глубоко познакомились, но и выяснили особенности природы и истории родного края, поняли , что из малого складывается большое – наш район часть большой страны, которая называется Россией. Мы научились работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности. Мы научились сотрудничать с родителями, добивались взаимопонимания, совместно находили проблемы и решали их.
Поняли роль наблюдений, опытов, книг и др. источников информации в познании окружающего мира. Мы научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.
Уже в этом учебном году мы хотим выступить перед учениками первых и вторых классов со своим проектом. Рассказать им о нашей «Малой Родине» и показать нашу замечательную презентацию.
Работа нам очень понравилась. Все ребята активно работали.
Методический паспорт учебного проекта.
1. Название проекта – «Моя Малая Родина»
2. Разработчики учебного проекта – учащиеся 4 класса под руководством учителя начальных классов Кесаревой Надежды Васильевны.
3. Название образовательного учреждения – МКОУ Суриковская СОШ
4. Год разработки учебного проекта – 2014-2015 учебный год
5. Опыт использования (степень распространения): – проводился один раз в 4 классе.
6. Проблемная ситуация – с одной стороны всем знакомые места, где мы живём , а с другой стороны есть неизвестные моменты, на которые не обращали никакого внимания, поэтому хочется расширить свои знания о родном селе.
7. Цель – создать презентацию «Моя малая Родина»
8. Задачи:
– изучить природу родного края
– выяснить особенности развития истории родного края
– узнать о знаменитых людях Малой Родины
-найти исторические памятники и достопримечательности своей Малой Родины
– изучить природу родного края
-собрать материал о Малой Родине ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
– оформить собранный материал в виде альбома и презентации «Моя Малая Родина»
-научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.
9. Форма организации детей – групповая работа
10. Ведущая деятельность – поисковая;
11. Сфера применения результатов – краеведческая;
12. Используемые технологии – мультимедиа;
13. Форма продуктов проектной деятельности – презентация «Моя Малая Родина»
14. Способ объединения результатов на презентации – отчет по результатам в любой форме
15. Виды презентации – компьютеродемонстрирующий
16. Класс или возраст детей: 4 класс , 10 лет.
17. Количество участников – 7 человек
18. Предметная область – окружающий мир, краеведение.
19. Состав участников – одноклассный;
20. Характер координации – явный
21. Темы внеклассных занятий по гражданско-патриотическому воспитанию – что такое «малая Родина»?, проект «Моя Малая Родина»
22. Время работы – средней продолжительности.
23. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:
– знают название своего села
– знают знаменитых людей своего поселка
– умеют читать, пересказывать прочитанный текст
– умеют находить необходимый материал в различных источниках
– умеют самостоятельно составлять устный рассказ
24. Приращение в ЗУН и специфических умениях – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом:
–расширили знания о родном крае
– научились искать необходимый материал в различных источниках.
-научились фотографировать достопримечательности
-научились составлять проект
-научились делать презентацию
-научились сотрудничать с родителями и одноклассниками
26.Режим работы (организационная форма): внеурочный
27.Техническое оснащение – книги, Интернет, фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, мультимедийный проектор.
28.Кадровое оснащение – помощники – родители.
Литература.
Подборки газет и журналов.
Интернет-ресурсы.
1.www.birilussy.ru/static/contact.html
2.ru.wikipedia.org/wiki/Бирилюсский_район
3.russia-karta.ru/biriljusskij-rajon.htm
Герб Бирилюсского района, Красноярского края
Состав Бирилюсского района
Бирилюсский район (Красноярский край) включает: городских поселений – 1; сельских поселений – 10.
Поселок Рассвет
городское поселение
Арефьевский сельсовет
сельское поселение
Зачулымский сельсовет
сельское поселение
Кирчиженский сельсовет
сельское поселение
Малокетский сельсовет
сельское поселение
Маталасский сельсовет
сельское поселение
Новобирилюсский сельсовет
сельское поселение
Орловский сельсовет
сельское поселение
Полевской сельсовет
сельское поселение
Проточенский сельсовет
сельское поселение
Суриковский сельсовет
сельское поселение
Рецензия
Презентация «Моя малая Родина» является результатом работы над проектом «Моя малая Родина». В данном проекте принимали учащиеся 4 класса Суриковской средней общеобразовательной школы. Временные рамки создания проекта с декабря по январь месяц 2015 года.
Тема проекта актуальна, так как учащиеся мало знают о своих родных местах, о жизни знаменитых людей своей малой Родины, поэтому хочется расширить их знания. Вся работа была посвящена изучению малой Родины.
Презентация содержит информацию о селе Суриково. В ней рассказывается об истории этих мест, природе, производстве, о знаменитых людях. Также описаны памятные места и достопримечательности, связанные с именем художника Сурикова. Презентация содержит не только информацию, но и проиллюстрирована фотографиями, которые сделали сами учащиеся.
В своей работе учащиеся столкнулись с большими трудностями. Понадобилась помощь со стороны взрослых. Учащиеся не все имеют выход в интернет, а нужно искать и отбирать материал на ту или иную тему в различных источниках (книгах и интернете). Из большого объёма материала выбрать самое главное, для учеников это очень трудно. В проект включились и помогали родители учеников. С их помощью на компьютере был отпечатан весь материал. Учащиеся учились работать вместе над одной темой, помогать друг другу, слышать и слушать другого. Работа сплотила ребят, результату радовались все. Учащиеся узнали много нового и интересного о своей малой Родине. У многих ребят появилось чувство гордости и сопричастности к истории своего села. Есть желание продолжить совместную работу и очень много идей, которые ребята выдвигают сами.
Январь 2015 года.
Руководитель – учитель начальных классов
МКОУ Суриковской СОШ
Кесарева Н.В.
infourok.ru