Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Запинить
Аннотация
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе концептуальной идеи учебника лежат духовно-просветительское воспитание младших школьников и развитие их творческих способностей. Формирование личности младшего школьника происходит через восприятие и осознание культурного-исторического наследия.Пример из учебника
Как ты думаешь, зачем нужны летописи? Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нём помогает народу его историческая память.Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания, песни, былины, сказки -всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях.
Содержание
Летописи. Былины. Жития
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда 7
И вспомнил Олег коня своего 10
Ильины три поездочки 12
Житие Сергия Радонежского 22
Проверим себя 33
Чудесный мир классики
Пётр Павлович Ершов
Конёк-горбунок 39
Александр Сергеевич Пушкин
Няне 66
Туча 67
Унылая пора! Очей очарованье! 68
Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях 70
Михаил Юрьевич Лермонтов
Дары Терека 96
Ашик-Кериб 97
Лев Николаевич Толстой
Детство 115
Как мужик убрал камень 119
Антон Павлович Чехов
Мальчики 123
Проверим себя 135
Поэтическая тетрадь
Фёдор Иванович Тютчев
Ещё земли печален вид 138
Как неожиданно и ярко 139
Афанасий Афанасьевич Фет
Весенний дождь 141
Бабочка 142
Евгений Абрамович Баратынский
Весна, весна! как воздух чист! 143
Где сладкий шёпот 144
Алексей Николаевич Плещеев
Дети и птичка 145
Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.
znayka.proРаздел | Колич. часов | Темы раздела | Содержание раздела | Виды деятельности учащихся | Наглядность | Формы контроля |
1. Вводный урок по курсу литератур-ное чтение | 1 | Вводный урок. | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и уметь систему условных обозначений при выполнении задания. Предполагать на основе названия содержания главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | викторина | |
2. Летописи, былины, жития. | 11 | Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего». Былины. «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» Проект «Создание календаря исторических событий» | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений . Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Прогнозировать содержание раздела. Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Рассмат-ривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации. Ориентироваться в литературовед-ческих понятиях и терминах (в рамках изученного).Анализировать нравствен-но-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных прои-зведений. Осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Различать виды устн-ого народного творчества. Анализиро-вать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных произведе-ний, язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказы-вать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять простой план. Находить в тексте олицетворения, метафоры, гиперболы. Пересказывать текст художественного произведения: кратко (сжато, с выделе-нием основных сюжетных линий). Сравнивать произведения разных жанров. Составлять план текста: де-лить его на смысловые части, озаглав-ливать каждую; пересказывать по плану. Участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания. Договариваться друг с другом; прини-мать позицию собеседника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом. | Фронталь-ный опрос. Загадки Викторина Сравнение текстов. Выразительн чтение. Деление текста на части. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Индивидуал.сообщение. Игра. Тест по теме. | |
3. Чудесный мир классики. | 22 | П. П. Ершов «Конек – горбунок» А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик – Кериб» (турецкая сказка) Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень» А.П. Чехов «Мальчики» | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспри-нимать на слух художественное прои-зведение; читать текст в темпе разго-ворной речи, осмысливая его содержа-ние. Наблюдать за развитием событий в сказке. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать пози-цию писателя, его отношение к окружа-ющему миру, своим героям. Характе-ризовать героев разных жанров. Срав-нивать произведения разных жанров; словесного и изобразительного искус-ства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | Фронталь-ный опрос. Загадки. Ответы на вопросы. Сравнение текстов. Выразительн чтение. Деление тек-ста на части. Характерис. героев. КВН Наизусть по выбору. Выборочное чтение. Индивидуал.сообщение. Отзыв о про-изведении. Краткий пересказ. Презентация Тест. | |
4. Поэтичес-кая тетрадь | 12 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот» А. Н. Плещеев «Дети и птичка» И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями». Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки» И. А. Бунин «Листопад» | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Опреде-лять средства художественной вырази-тельности в лирическом тексте. Нас-лаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интона-цию, которая больше всего соответ-ствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными пережива-ниями и отношениями к жизни, при-роде, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение. | Викторина. Наизусть по выбору. Выразител. чтение. Ответы на вопросы. Иллюстрир. чтение. Урок-игра. Тест по теме. | |
5. Литератур-ные сказки | 16 | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» П. П. Бажов «Серебряное копытце» А.С. Аксаков «Аленький цветочек» | Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Опреде-лять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Индивидуал.сообщение. Ответы на вопросы. Фронталь-ный опрос. Сочинение сказки. Пересказ. Выразител. чтение. Деление текста на части. Урок-игра. Тест по теме. Контрольн. работа. | |
6. Делу время – потехе час. | 9 | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка» В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел» | Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, опреде-ляющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговор-ной речи. Определять нравственный смысл и жанр произведения. Анализи-ровать заголовок произведения, соот-носить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравст-венный смысл. Инсценировать произ-ведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справоч-ной литературе для подготовки сообще-ния о творчестве изучаемого писателя. Готовить сообщение о писателе. Про-верять себя и самостоятельно оцени-вать свои достижения. Подбирать книги по теме. ориентируясь на авторские произведения. | Фронталь-ный опрос. Пересказ. Выразител. чтение. Мини-сочи-нение. Инсценир. отрывка. Викторина. Кроссворд. Тест по теме. | |
7. Страна детства. | 8 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков» К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» М. М. Зощенко «Елка» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглав-лением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подби-рать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение ав-тора к героям. Определять, что важное и серьёзное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты). Придумывать музыкальное сопровож-дение к прозаическому тексту. Состав-лять план текста. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смеш-ные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Фронтальн. опрос. Ответы на вопросы. Пересказ. Творческий пересказ. Командная игра. Кроссворд. Тест по теме. | |
8. Поэтичес-кая тетрадь | 5 | В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки» М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». | Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Связь литерату-ры смузыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользо-ваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме. Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотво-рения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отно-шение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. | Наизусть по выбору. Выразител. чтение. Конкурс чтецов. Устный журнал. Тест по теме. | |
9. Природа и мы | 12 | Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш» А. И. Куприн «Барбос и Жулька» М. М. Пришвин «Выскочка» Е. И. Чарушин «Кабан» В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Проект «Природа и мы» | Декламация стихотворных произведений. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспри-нимать на слух художественное произ-ведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и по себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характери-зовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение авто-ра к героям на основе текста. Наблю-дать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Опре-делять тему, которая объединяет рас-сказы в разделе, формулировать основ-ную мысль темы. Делить текст на час-ти. Пересказывать тест подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Сос-тавлять самостоятельно текст для эн-циклопедического словаря. Читать вы-разительно диалоги из текста. Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Выразител. чтение. Ответы на вопросы. Сочинение. Фронталь-ный опрос. Творческий пересказ. Творческое сочинение. Урок-конкурс. Проект. Тест. | |
10. Поэтичес-кая тетрадь | 8 | Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Д. Б. Кедрин «Бабье лето» С. А. Клычков «Весна в лесу» Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Связь литера-туры с музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользо-ваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Вос-принимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихот-ворной речи. Находить средства худо-жественной выразительности; сравни-вать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической лаботы, представленной в учебнике. | Фронталь-ный опрос. Ответы на вопросы. Выразител. чтение. Наизусть. Мини-сочинение. Урок – конкурс. Тест по теме. | |
11. Родина | 8 | И. С. Никитин «Русь» С. С. Дрожжин «Родине» А. В. Жигулин «О, Родина!» Проект «Они защищали Родину» | Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод). | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подби-рать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведе-ния по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Загадки. Мини-сочинение. Выразител. чтение. Фронталь-ный опрос. Проект. Урое – конкурс. Тест по теме. | |
12. Страна Фантазия | 7 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Кир Булычев «Путешествие Алисы» | Особенности фантастического жанра. Различение жанров произве-дений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушан-ного произведения. Созда-ние небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение. Опреде-лять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя и самостоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Выборочное чтение. Ответы на вопросы. Фронталь-ный опрос. Составление рассказа. Иллюстрир. отрывка. Кроссворд. Тест. | |
13. Зарубежная литература | 15 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» Г. Х. Андерсен «Русалочка» М. Твен «Приключения Тома Сойера» Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете» | Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух прочитанное произведение, читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Иллюстрации по теме. Придумыванрассказа. Фронталь-ный опрос. Деление текста на части. Пересказ. Выразител. чтение. Ответы на вопросы. Контрольная работа. Тест по теме. |
nsportal.ru
Творческая тетрадь “Литературное чтение” за 4 класс авторов Климанова, Коти учит детей рассуждать, обрабатывать полученную из художественной литературы информацию. Но что делать, если сегодня нет времени на рассуждения по каким-то экстренным причинам? Тогда нужно воспользоваться ГДЗ на 7 гуру. У нас вы найдете только правильные ответы к творческой тетради по литературному чтению и всем другим.
Но, все-таки, умение рассуждать самостоятельно пригодится ребенку и в более старших классах, и в жизни, поэтому все-таки постарайтесь самостоятельно работать по творческой тетради Коти, если вы учитесь по программе перспектива, поскольку в данной программе это единственная возможность научиться связно выражать свои мысли.
Стр. 4-11
Выполняем самостоятельно в зависимости от своих предпочтений.
• Вспомните виды устного народного творчества. Приведите примеры.
Сказки: Морозко, Колобок, Гуси-лебеди, Курочка Ряба, Лиса и Журавль, Заюшкина избушка, Теремок, По щучьему велению.
Загадки: Без окон без дверей полна горница людей. Красная девица в темнице томится, а коса на улице.
Пословицы: Кулаком победишь одного, а умом – тысячи. Смотри дерево в плодах, а человека – в делах
Поговорки: Учись смолоду – под старость не будешь знать голоду. По одежке встречают, по уму провожают.
Стр. 13
Потешки: Как у нашего кота шубка очень хороша, как у котика усы удивительной красы. Глаза смелые, зубки белые.
Небылицы: Как у нашего Мирона на носу сидит ворона. Гром по горам раскатился, комар с дуба свалился.
Скороговорки: Во дворе трава, на траве – дрова. На мели мы лениво налима ловили.
Стр. 14
• Найдите в учебнике примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былинах, и запишите их.
Ответ: Добрый молодец, красна девица, шелковая трава, поле чистое, красно солнышко, черный ворон, ясный сокол, белый свет.
• Отгадайте загадку. Впишите отгадку в клеточки.
Не зверь, не птица,
Не быль, не небылица,
Очень интересная,
И всегда чудесная!
Ответ: Сказка.
• Вспомните пословицы русского народа на темы:
Дружба: Дерево держится корнями, а человек – друзьями. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.
Трудолюбие: Делу – время, потехе – час. Труд на ноги ставит, а лень валит. Маленькое дело лучше большого безделья.
Добро: Доброе слово и кошке приятно. Лихо помнится, а добро век не забудется.
Стр. 15
• Побеседуйте с другом на тему “Кто роет яму другому, тот сам в нее попадет”. Допишите диалог.
Петя: да так, ничего.
Вова: это он шпаргалку прячет, Анна Ивановна.
Учительница: Петя, очень плохо, что ты списываешь!
• Соберите пословицы
С другом в пустыне проживешь, а без друга и в цветущей степи пропадешь.
Кто помогает другим – помогает себе.
Высшая доброта – любовь к людям.
Безделью учиться не надо.
…
Стр. 24
• Вспомните сказки братьев Гримм. Какие вам запомнились больше всего? Запишите названия.
Ответ: Белоснежка и семь гномов, Бабушка Метелица, Храбрый Портняжка, Горшочек каши, Бременские музыканты.
• Выберите одну сказку и напишите, почему она вам понравилась. Определите основной ее смысл и ту мудрость, которую хотели передать вам писатели. напишите краткий отзыв о сказке.
Ответ:
Отзыв о сказке братьев Гримм “БАБУШКА МЕТЕЛИЦА”
Мне понравилась сказка Братьев Гримм “Бабушка Метелица”. Ее героини – две девочки: одна добрая и трудолюбивая, вторая – ленивая. Когда трудолюбивая девочка упала в колодец и попала к бабушке Метелице, то она помогала старушке, прилежно взбивала ее перину, делала работу по дому. А ленивая ничего не хотела делать. При возвращении домой девочки получили: трудолюбивая была осыпана золотом, а ленивая – черной смолой. Основной смысл сказки в том, что каждый получает награду по своим трудам.
• Вспомните сказку Шарля Перро “Спящая красавица”. Попробуйте описать принцессу.
Ответ: Принцесса была прекраснее всех на свете. У нее было нежное и доброе сердце. Она превосходно танцевала и пела как соловей.Когда принц увидел ее спящей, она была очень хороша: щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.
• Составьте список наиболее известных сказок Г.-Х. Андерсена.
Ответ. Сказки Андерсена:
Дюймовочка
Гадкий утенок
Снежная Королева
Русалочка
Оле Лукойе
Принцесса на горошине
Стр. 56
• Напишите отзыв о прочитанной сказке “Дикие лебеди”. Не забудьте дать оценку прочитанного. Воспользуйтесь планом.
Ответ.
Действие сказки происходит в южной стране зимой.
Дочь короля Элиза – добрая, красивая девочка, ее братья – веселые, добрые мальчики. Махеча-королева – хитрая злая колдунья. Король-отец – простоват и глуповат.
Главная мысль произведения – любовь девочки к своим братьям победила злое колдовство королевы.
Сказка заставляет задуматься о силе любви маленькой девочки.
Вывод: добро сильнее зла, добро побеждает зло.
Личное мнение: мне очень понравилась эта книга, особенно. что все закончилось хорошо!
• Прочитайте и выпишите из “Сказочки о счастье” слова старца, в которых заключена главная мысль.
Ответ: Ты ищешь счастья для себя, но только ближнего любя, найдешь ты счастье это.
• Объясните, почему в конце сказки на лице короля сияло счастье как ясный день. Запиши свои мысли.
Ответ: …король, послушавшись старца, стал помогать людям и в этом он нашел свое счастье.
Стр. 57
• Выпишите из сказки “Аленький цветочек” слова, которые сейчас почти не употребляются. Объясните их значения.
Словарь устаревших слов
Чертог – великолепного убранства комната.
Супротивный – находящийся на противоположном конце чего-либо.
Тувалет – столик для женщин с зеркалом, за которым они прихорашиваются.
Торная – гладкая, ровная (о дороге).
• Выпишите из сказки сказочные слова и выражения, которые использовал автор в повествовании.
Ответ:
в некиим царстве, в некиим государстве
за тридевять земель
в тридевятое царство, в тридесятое государство
заморские страны
леса дремучие, пески сыпучие
дорога торная
каменья самоцветные
ни в сказке сказать, ни пером описать
чудище страшное, мохнатое
…
Проект “Литературная сказка”
Аня написала сказку. Прочитайте текст и отредактируйте его. запишите исправленный вариант сказки.
Снежинки
Зима. Много снежинок кружится в небе. Они кружатся-кружатся и кружатся и опадают на землю. Земля замерзла. На земле выросло много больших и великих сугробов. Ребята лезут через сугробы, чтобы добраться домой. Дома их ожидает нарядная ёлка. Когда наступит ух какая тёмная ночь, дети откроют окна, и будут ждать снежинок в гости. Снежинки любят гулять по гостям в Новогоднюю ночь. В Новогоднюю ночь они приносят подарки детям. Все дети знают, что Дед Мороз один, и он не может сразу всем детям взять и принести подарки под ёлку. А снежинки его самые прекрасные помощницы. Снежинки водят хороводы вокруг ёлки и тихо шуршат:
– С Новым годом! И прячут подарки подальше за ёлку.
Как я их нетерпеливо жду каждый год!
Снежинки
Зима. В небе кружится много снежинок. Они кружатся-кружатся и падают на землю. Земля замерзла, на ней выросло много больших и пушистых сугробов. Ребята торопливо лезут через сугробы, чтобы добраться домой, ведь дома их ожидает нарядная ёлка.
Когда наступит самая тёмная ночь, дети откроют окна и будут ждать в гости снежинок. Снежинки любят гулять в Новогоднюю ночь. Этой ночью они приносят подарки детям. Все дети знают, что Дед Мороз один, и он не может принести подарки под каждую ёлку одновременно. Потому снежинки стали его самыми прекрасными помощницами. Они водят хороводы вокруг ёлки и тихо шуршат : “С Новым годом!” – и прячут подарки поглубже под ёлку.
Вспомните имена авторов любимых сказок? Что вы знаете об этих писателей- сказочниках. Найдите дополнительный материал в библиотеке. Запишите название книг. Подготовьте сообщение на выбранную тему.
Г-Х.Андерсен. Сказки: “Стойкий оловянный солдатик”, “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Дикие лебеди”, “Снежная королева”, “Оле-Лукойе”.
• Какие произведения А.С. Пушкина вам запомнились? Запиши названия понравившихся произведений.
Ответ:
Сказка о золотом петушке
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
• Какое стихотворение А.С. Пушкина вы хорошо знаете наизусть? Запишите его.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
• Придумайте с другом текст на тему “Что для нас значат сказки Пушкина”. Составьте план своего рассказа. Запишите его.
Как няня рассказывала Пушкину сказки
Пушкин переложил сказки в стихи
В сказках Пушкина отражено русское народное творчество
Сказки Пушкина – хранители русского языка
Стр. 69
• Вспомните “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Какие слова подобрал поэт для описания царицы?
Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла, горда, ломлива, своенравна и ревнива.
• Назовите качества, свойства души молодой царевны.
Нраву кроткого такого.
• Почему ее полюбили братья?
Потому что она была хорошей хозяйкой, добрая, кроткая.
• Почему она не приняла предложение братьев?
Потому что она была обручена с Елисеем, “ей всех милей был королевич Елисей”
• Как этот поступок ее характеризует?
Это говорит о том, что она честная, преданная, верная.
• Выберите одного из героев сказки и расскажите о его внешности, чертах характера, поступка.
Имя Героя – Королевич Елисей
Внешность – Красивый, молодой,
Черты характера – смелый, верный, мужественный, добрый.
Поступки – смело отправился на поиски невесты, проявил настойчивость, нашел царевну
Стр. 70
• Найдите в библиотеке сборник сказок А.С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из них.
В сказке Пушкина о рыбаке и рыбке описана история старика, который поймал волшебную рыбку. Рыбка могла исполнять желания. Жена старика стала просить своего мужа, чтобы рыбка исполняла ее желания. Сначала они были скромными – старуха попросила новое корыто. Но потом становились все более дерзкими. В конце концов рыбка рассердилась на жадную старуху, и та осталась у разбитого корыта.
• Опишите картину “Октябрь” Е. Волкова, используя материал стихотворения об осени.
На картине Е. Волкова “Октябрь” мы видим позднюю осень. Листья с деревьев уже почти все облетели. В природе чувствуется тишина, умиротворение. Этот пейзаж манит зрителя “красою тихою, блистающей смиренно”.
• Докажите, что при изображении природы поэт использует олицетворения. Приведите примеры из текста.
Пушкин сравнивает осень с “нелюбимым дитём в семье родной”
Стр. 71
• Понравилось ли вам сравнение весны с утром года? С чем еще можно сравнить весну? Запишите
Весна – утро года.
Весна – радость пробуждения природы.
Весна – начало жизни.
Весна – это возрождение, воскресение из мертвых.
Весна – новая жизнь.
• Запишите сравнения, которые использует автор в произведении. Придумайте свои сравнения.
– улей сравнивается с “келью восковой”
– зелень листвы – с “пухом”
– нектар цветов назван “данью полевой”
• Перечитайте стихотворение “Утес” М.Ю. Лермонтова. Какие слова помогают представить созданные автором образы? Запишите.
– Тучка – маленькая, озорная, веселая, шустрая (золотая, весело играя, умчалась)
– Утес – большой, старый, одинокий, грустный (великан, морщина утеса, задумался глубоко, плачет в пустыне).
• Какие метафоры использует автор, когда говорит о тучке и утесе? Запишите.
– Утес сравнивается со старым великаном, на его груди уместилась маленькая тучка. Тучка золотая из-за лучей заходящего солнца, ее образ – это игривый ребенок.
• Составьте список прочитанных вами рассказов Льва Николаевича Толстого.
– Косточка
– Лев и собачка
– Котенок
– Булька
– Акула
– Как мужик гусей делил
– Как мужик убрал камень
– Петр I и мужик
…
• Составьте сообщение на тему “Чему я научился на уроках литературы”. Воспользуйтесь словарной коробочкой.
– На уроках литературы я прежде всего научился выразительному чтению. Мы в классе сочиняли сценарии, писали планы произведений и рассказы по картинкам. Больше всего мне понравилось сочинять стихотворения и сказки. Такие сочинения мы читали по ролям.
Стр. 74
• Заполните таблицу:
Я умею: выразительно читать, пересказывать произведение, читать по ролям, выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту.
Я не очень хорошо умею: писать отзыв о произведении, придумывать заглавие, сочинять сказки.
Я хочу узнать: как правильно писать стихи, как найти интересный сюжет для фантастической повести, как привлечь внимание читателя в начале книги и удерживать его до конца.
• Прочитайте выразительно стихотворение И. Бунина “Метель” . Попробуйте графически изобразить повторяемость и чередование ударных и неударных слогов. Что вы заметили?
Получается такая схема: / – – / – – / – – / – , где / обозначает ударный слог, а – безударный.
Эта схема повторяется в первых 4-х строчках стихотворения.
Стр. 75
• Когда мы лучше и яснее чувствуем ритм и созвучие рифмующихся слов?
когда читаем стихотворение нараспев
• Обсудите с другом, почему литературу называют искусством слова? В каких источниках вы можете найти дополнительную информацию на эту тему. Запишите.
На эту тему можно найти информацию в энциклопедиях, словарях, учебниках литературы, в произведениях литературных критиков.
Стр. 76
• Напишите сочинение-размышление на тему “Почему литературу называют искусством слова”.
Если у строителя материал – это кирпичи, то у писателя – слова. При помощи них он творит художественный образ. Писатель и поэт, хорошо владеющий искусством слова, может создать целую картину. Читатель, знакомясь с его произведением, ясно представляет себе его героев, чувствует атмосферу, которая описана в книге, понимает настроение и чувства героев.
7gy.ru
В разделе “Летописи. Былины. Жития” рассказывается от нескольких важных исторических событиях в России.
1) О завоевании Царьграда князем Олегом
2) О благословении Сергием Радонежским князя Дмитрия Донского
3) О Куликовской битве.
Собранный материал мы оформим в виде календаря.
– с 879 года по 912 – правил князь Олег.
– 988 год. В этот год произошло Крещение Руси.
– 1174 год – упоминание Москвы в летописях.
– 1242 год – Ледовое побоище.
– 1380 год – Куликовская битва.
– 1613 – Приход к власти в России династии Романовых.
– 1703 год – основание Санкт-Петербурга
– 1812 год – Бородинское сражение.
– 1917 год – Февральская революция.
– 1914 год – Начало Первой Мировой Войны
– 1941 – 1945 – Великая Отечественная война.
– 1991 – независимость России.
Благодаря разделению русских князей, Киевская Русь ослабла, чем тут же воспользовалась Золотая Орда.
Монголо-татарское иго поработило русские земли и долгое время грабило русский народ.
Прошло несколько сот лет и русские князья поняли свою оплошность.
Они объединились под руководством московского князя Дмитрия Донского и объявили послам Золотой Орды, что не будут больше платить дань татарам.
Конечно, Мамай разгневался и пошел войной на Русь.
Но на Руси уже все были готовы дать отпор врагу.
В 1830 году русское войско вышло из ворот Московского Кремля на смертельный бой с оккупантами.
Перед битвой великий князь Дмитрий пришел за благословением к святому старцу Сергию Радонежскому.
Князь получил благословение, а также святой отец предсказал, что будет победа за Русью.
Действительно первый бой показал, что удача улыбается русскому войску.
Русский воин Пересвет победил в первом поединке татарского война Челубея.
Куликовская битва состоялась в 1380 году и закончилась полным разгромом войска Золотой Орды.
Русь стала свободной – сбылось предсказание святого игумена Сергия Радонежского.
gdz-gramota.ru
Пояснительная записка
Автор: Жукова Ольга Владимировна
Стаж работы: 28 года.
Квалификационная категория: первая.
УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованов, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина. Литературное чтение. Учебник для 4 класса в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015 (Школа России)
Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др.
«Литературное чтение. 4класс» М.: Просвещение, 2015
Урок литературного чтения по теме «Сказка как литературный жанр».
Урок проводился в 4 классе.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Форма проведения урока: урок-проект.
ТЕМА: Сказка как литературный жанр.
Цель:
Создать условия для формирования у учащихся системы теоретических знаний по теме «Жанры литературного творчества. Сказки»
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не содавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Формирование положительного отношения к книгам, урокам литературного чтения, умения оценивать свою работу и работу товарищей, умения воспринимать красоту и полноту русского языка.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Формирование умения планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, умения ориентироваться в книге, самостоятельно формулировать цель и задачу урока, определять степень успешности своей работы и работы других.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Осознание значимости чтения для личного развития. Формирование умения сравнивать сказку со схожими произведениями, находить в тексте материал по заданию учителя, относить произведения к различным жанрам по определённым признакам, использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста, классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами, умение сравнивать произведения живописи и литературы.
Образовательные ресурсы:
Учебник литературного чтения, аудиоприложение к учебнику, снежинки с буквами, карточки с заданиями, книги с произведениями, компьютер, ноутбук, проектор, презентация
Технологическая карта урока
Литературное чтение 4 класс
Как называется наш урок? Какие задачи поставим перед собой?
Дорогие ребята, помним какое сейчас время года? За окном кружатся снежинки. Ой, посмотрите, они и к нам залетели, каждому на парту. –Мы используем их на уроке.(на снежинках загадки о сказках и их героях)
Дети вспоминают, поднимают руки, встают и отвечают.
Литературное чтение.
Учиться:читать,рассуждать,исследовать
Работаем по группам.
У каждой группы – своя работа.
Успех работы группы зависит от каждого её участника, успех проекта – от работы каждой группы.
Личностные: эмоциональная готовность к обучению.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Познавательные: мотивационная основа учебной деятельности.
Коммуникативные: умение слушать. Приветствуют учителя, определяют свои мысли в устной форме.
Коммуникативные: умение работать в группе. Договариваются о совместных действиях.
На группы для работы вы разделились вчера. Сегодня работает 3 группы.
Дети рассаживаются на заранее подготовленные рабочие места согласно установленным на них табличкам.
2.
3.
Создание проблемной ситуации
Формулирование целей и задач
Дети в группах читают загадки и отгадывают)
1.Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка!
2.Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше.
3.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
4.В одеянье золотом, дом её на дне морском
Всех дарами награждает и желанья исполняет
5. Разумный он и носит шляпу,
Надеты сапоги на лапы.
6.Девочка в стране чудес
Заглянула в страшный лес,
(презентация)
На какие группы можно разделить сказки?
Наш урок будет посвящён сказкам. Вы прочитали много разных сказок, накопили большой материал о них, получили огромное количество информации. При проведении опроса на тему «Что вы знаете о сказках» вы всегда даёте много разнообразных ответов, но они были разрозненные, не систематизированные. Чтобы информацию умело использовать, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать. Перед нами проблема: как мы можем систематизировать информацию о сказках?
Дети поднимают руки, встают и отвечают.
Снегурочка
Карлсон
Айболит
Золотая рыбка
Кот в сапогах
Алиса в стране чудес(презентация),
Дети поднимают руки, высказываются.
План
Таблица
Коммуникативные: слушают учителя, строят высказывания.
Познавательные: фиксируют проблему.
Познавательные: пытаются решить задачу известным способом.
Регулятивные: высказывают своё предположение.
Чем удобнее всего будет пользоваться, чтобы рассказывать о сказке?
Опорной таблицей.
Давайте вспомним поставленную в начале урока проблему и определим цели урока
А какова задача? Что нам нужно создать для того, чтобы рассказать о сказке?
.Цель: научиться обрабатывать и систематизировать информацию.
Задача: создать опорную таблицу.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают одноклассников.
Регулятивные: Ставят учебные задачи, соотносят с темой урока, принимают учебные задачи.
4.
Подготовка к созданию опорной таблицы
Прежде чем начать работать давайте вспомним правила работы
Дети поднимают руки, встают и отвечают.
* создать проблему,
*планировать,
*поиск информации,
*продукт(вывод)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.
Познавательные: на основе анализа объектов делают выводы в необходимости отбора нужного материала..
Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу (составляют план)
Какое П мы уже применили? Какое следующее?
Проблему поставили, сейчас будем планировать.
Давайте наметим разделы работы:
Что в первую очередь надо сказать о сказке? Все ли сказки одинаковы? Какие сказки вынесем отдельно? Что о них расскажем? Можно ли сказку спутать с другими литературными жанрами? Нет ли в сказке особых слов и выражений? Имеет ли какое-то значение иллюстрация в книге со сказками?
Учитель контролирует работу групп
Учитель после обсуждения прикрепляет соответствующие надписи на место сборки таблицы
Группы отбирают и записывают то, что считают необходимым. Потом зачитывают, обсуждают с другими группами.
5.
Основной этап
Планирование закончили. Какое П идёт дальше?
Каждая группа будет работать с заданием
Учитель обращает внимание детей на материалы, находящиеся на рабочих местах.
Поиск информации.
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности,ая основа учебной деятельностиятельностия. вк включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: умение слушать.
5.1
Формулирование определения сказки
Учитель консультирует работу группы, при необходимости оказывает помощь.
1.выбирают верное определение и объясняют свой выбор.
*Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, часто с участием волшебных фантастических сил.
*Сказка – это научно-фантастическое произведение.
*Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Коммуникативные: умение работать в группе.
Познавательные: выделяют сущность объектов. Работают с текстовой информацией. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Регулятивные: принимают учебную задачу.
5.2
Создание классификации сказок по различным признакам.
Учитель консультирует работу группы, при необходимости оказывает помощь.
Для развития способности к дифференцированию учитель предлагает детям карточки:
2.У второй группы задание создать классификацию сказок по двум признакам: по авторству и по видовым особенностям.
На экране. Для классификации по авторству:
Р. н. сказка «Лиса и волк».
Р. н. сказка «Гуси-лебеди».
Р. н. сказка «сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Ершов «Конёк-Горбунок».
Ш.Перо «Кот в сапогах».
Для классификации по видовым особенностям:
Дети классифицируют, определяют, что сказки бывают литературные (авторские) и народные. По видам: бытовые, о животных и волшебные. Договариваются, кто будет записывать, и записывают классификацию.
Задание-игра: «Соедини половинки»,
ые,агает детям карточки:
цированию
Коммуникативные: умение работать в группе.
Познавательные: выделяют особенности объектов, на основе анализа объектов делают выводы. Обобщают и классифицируют по признакам. Изучают информацию, выбирают нужную.
Регулятивные: высказывают свои предположения.
5.3
Определение особенностей сказок.
Учитель консультирует работу группы, при необходимости оказывает помощь.
3. группа определяют сказки на примере отрывков
Коммуникативные: умение работать в группе. Выражают мысли в устной и письменной форме.
Познавательные: изучение и отбор необходимой информации.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
5.4
Учитель консультирует работу группы, при необходимости оказывает помощь.
Коммуникативные: умение работать в группе.
Познавательные: извлекают информацию из иллюстрации.
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
5.5
Физкультминутка
Выполняют упражнения.
Регулятивные: проведение физической разгрузки в ходе работы, соотнесение слов и действий, снятие умственной нагрузки.
5.6
Краткий отчёт групп о проделанной работе.
Помещает соответствующие заранее заготовленные карточки на место сборки опорной таблицы
Представляют результаты проделанной работы.
Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: представляют информацию в виде схемы. На основе анализа объектов делают выводы.
Регулятивные: осуществляют самоконтроль.ысказывание в соответствии с поставленными задачами.воды.
5.7
Определение черт отличия сказки от других схожих жанров.
Для следующего раздела опорной таблицы мы воспользуемся несколькими источниками информации.
Какой раздел следующий?
Учитель обращает внимание детей на жанр произведения, которое им предстоит просмотреть, предлагает карточки с вопросами.
Учитель консультирует работу групп, при необходимости оказывает помощь.
Помещает соответствующие заранее заготовленные карточки
Первая группа читают отрывки из басни И.Крылова«Ворона и лисица». Вопросы: Какой жанр произведения?
Басня – иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ имеющий мораль.
Вторая группа –былина «Ильины три поездочки»(вид у.н.т., рассказывается о подвигах богатырей-защитниках Русской земли.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
Третья группа
литературный жанр – рассказ (небольшое повествовательное произведение о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде).
5.8
Определение особенностей языка сказки
Какой следующий раздел проекта?
Найдите в ней сказочные слова и выражения.
А ещё какие можете вспомнить?
Особенности языка сказки.
Дети находят в разных сказках и зачитывают
Коммуникативные: оформляют мысли в устной форме, слушают и понимают других.
Познавательные: выявление особенностей объекта, извлечение необходимой информацию из иллюстрации.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
6.
Этап испытания
Вы хорошо потрудились, и в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке, то есть продукт. Осталось испытать этот продукт в действии, провести его презентацию.
Испытатели рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: извлечение информации из таблицы на основе применения нового способа.
Регулятивные: самопроверка. Отработка способа в целом. Осуществление пошагового контроля по результату. Оценивание своей работы и работы друг друга.
7.
Итоги урока.
Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. Какую цель и какую задачу ставили перед собой в начале урока?
Удалось ли достигнуть поставленной цели и задачи?
С какими трудностями встретились?
Что показалось наиболее интересным?
Давайте оценим работу групп. Как поработала каждая из групп?
Оцениваем по выбранным вами критериям:
Цель: научиться обрабатывать и систематизировать информацию.
Задача: создать опорную таблицу.
Да, мы начали учиться обрабатывать и систематизировать информацию.
И таблицу мы тоже составили.
Оценивают работу групп.
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении вопросов.
Познавательные: умение структурировать знания.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Личностные: освоение внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению.
8.
Рефлексия.
Посмотрите на таблицу справа. В ней 3 графы: «Я теперь много знаю о сказках», «Я ничего нового не узнал, мне не было интересно», «Я узнал много нового о сказках и могу рассказать другим».
Поставьте свой магнитик в выбранную вами графу.
Дети по группам подходят и прикрепляют магнитики.
Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Личностные: адекватное понимание успешности/неуспешности учебной деятельности.
Мне очень интересно было с вами работать, и меня порадовало то, что большинство из вас магнитики поставили в третью графу. Очень хорошо, когда человек познаёт что-то новое, а ещё лучше, если он готов щедро поделиться своими знаниями с другими.
9
Домашнее задание.
Вот и вам предстоит поделиться своими знаниями с родителями. Расскажите им о сказках по таблице, которую сегодня составили.
Урок окончен.
домашнее задание: сочини сказку
Коммуникативные: внутренняя установка на построение последующего речевого высказывания для передачи полученной информации выбранному собеседнику.
Познавательные: осознание приобретения новых знаний.
Регулятивные: осмысление задания, определение степени трудности выполнения задания.
Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания.
infourok.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Семьянская средняя школа
Нижегородская область, Воротынского район,
с. Семьяны, ул. Школьная, д 2
Исследовательская работа
«Мой читательский маршрут. От чтения к учению»
Автор: Архиреева Евгения,
ученица 4 класса
Руководитель: Козырина Ольга
Николаевна
С. Семьяны
2016 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3-4
ОСновная часть……………………………………………………………….5-8
Теория
Роль книги в нашей жизни………………………………………………………………… 5-6
10 причин регулярно читать…………………………………………………………………7-8
Практическая часть……………………………………………………………….. 10-11
Исследование:
Исследование успеваемости по предметам русский язык,
литературное чтение, окружающий мир у учащихся 4 класса
Исследование моих результатов диктантов за 3, 4 классы
Исследование развития памяти у учащихся моего класса
Эксперимент по скорости запоминания стихотворения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….13
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..14-20
Введение.
А я очень люблю читать книги! Ведь книга- это главное изобретение человека. Она развивает и обогащает нашу речь, расширяет словарный запас, приносит радость и удовольствие. Книги заставляют нас переживать, плакать, смеяться. Из них мы узнаём о разных странах и народах, об истории нашего государства, о природе – обо всём на свете, что нам интересно. Они учат нас переживать вместе с героями, учат тому, что такое «хорошо» и что такое «плохо»! Мои любимые книги про историю, про древнерусскую литературу.
Мы живём в компьютерный век, наполненный большими потоками информации, чтобы разобраться в ней – обращаемся к книге. Книга всегда была источником знаний. Общаясь со своими одноклассниками, я узнала, что многие из них очень мало читают. Телевизор, Интернет, компьютерные игры заменили им общение с книгой. Поэтому они имеют затруднения в учёбе.
Наше общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты, образованны, эмоциональны, имели богатый духовный мир, умели общаться друг с другом. Всё это поможет им в жизни быть успешными людьми.
Поэтому я решила провести исследование «Мой читательский маршрут. От чтения к учению», которое поможет мне узнать, развивает ли чтение мои способности, помогает ли добиваться каких – то результатов в учебе, общаться с людьми, которые помогут мне в дальнейшем стать успешным человеком.
Цель работы – влияет ли чтение книг, на формирование понятие – успешный человек.
Гипотеза: кто много читает, тот хорошо учиться, становишься грамотным, общительным человеком.
Объект исследования – учащиеся моего класса, результаты чтения, мои достижения.
Актуальность: общество заинтересовано в том, чтобы люди были развиты, образованны, эмоциональны, с богатым духовным миром, а книги способствуют именно этому. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением.
Для реализации цели поставлены задачи:
Определить роль книги в нашей жизни;
Определить, почему полезно и необходимо читать;
Исследовать может ли чтение влиять на успеваемость в школе;
Исследовать может ли чтение влиять на развитие памяти;
Исследовать может ли чтение влиять на грамотность;
Провести эксперимент на быстроту запоминания стихотворения;
Обобщить мои достижения по предметам;
Сравнить и сопоставить полученные данные;
На основе этих данных сделать заключение.
Методы исследования:
Ценность исследований заключается в том, что я получу результаты показывающие, в чём помогает мне чтение книг различной тематики, чего я добилась при помощи чтения, поможет ли в будущем мне чтение книг стать успешным человеком в нашем обществе.
Работа состоит из следующих этапов:
Основная часть
Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора, открыть ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут.
Роль книги в нашей жизни
Книга играет важную роль в развитии каждого ребёнка и взрослого. Слушая стихи и сказки, мы узнаем и запоминаем новые слова. Содержание книги, иллюстрации помогают расширить кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Она учит человека думать и принимать решения, способствует формированию собственного взгляда на мир.
Часто хорошая книга позволяет объяснить те вещи, которые трудно точно сформулировать. Иногда, именно, книжные примеры позволяют усвоить правила поведения, понять отношения между людьми, научиться законам жизни в обществе.
Наше государство в 20 веке считалась самой читающей страной в мире, так как в то время не было Интернета. Источниками информации служили книги, телепередачи и периодические издания.
В России на данный период времени уровень «грамотности чтения» является достаточно низким. По данным PISA Россия занимает 27-29 место из 32 стран. Средний результат России в грамотности чтения составил 462 балла (по 1000-балльной шкале).
Эти исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения.
Поэтому, роль книги в современном обществе очень важна:
Книга формирует словарный запас, даёт представление о различных терминах и понятиях;
Книга развивает творческое мышление, эрудицию;
Книга является средством общекультурного развития человека;
Книга – средство, гарантирующее общеучебные умения и навыки;
Книга развивает память;
Книга развивает умение анализировать прочитанное, относиться к нему критически;
Книга помогает разобраться, где правда, а где ложь.
10 причин регулярно читать
1. Чтение книг увеличивает словарный запас
Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.
2. Чтение помогает общаться с людьми
За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.
3. Чтение добавляет уверенности
Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.
4. Чтение снижает стресс.
В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.
5. Чтение развивает память и мышление
Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.
6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера
По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.
7. Чтение делает моложе
Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.
8. Чтение делает нас творческими
Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.
9. Чтение улучшает сон
Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом, вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.
10. Чтение улучшает концентрацию
При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.
После изучения теоретической части, в чём помогает людям чтение, я решила провести исследования по некоторым из них, и доказать их на себе и своих одноклассниках, в этом мне помогла моя учительница Ольга Николаевна.
Практическая часть
1.Чтобы убедиться, на самом ли деле чтение влияет на успеваемость в школе, развивает ли оно, общеучебные умения и навыки, был проведёно первое исследование. Мной был посчитан средний балл по 3 предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий миру учащихся моего класса. Исследование показало, что у меня самый высокий средний балл успеваемости по 3 предметам (приложение 1).
2. Помогает ли чтение стать грамотным человеком, увеличивает ли словарный запас, исследовала свои результаты, по написанию диктантов за 3, 4 класс и убедилась, что 67% диктантов написано на отметку «5», а 33% на отметку «4». Из этого можно сделать вывод, что чтение книг обогащает словарный запас и помогает мне быть грамотной (приложение 2).
3.Для проверки того помогает ли чтение развивать память, было проведено исследование этого психического процесса моих одноклассников. Был сделан вывод, что ребята, которые много читают, имеют высокий уровень развития памяти, в том числе и я. А ребята, которые мало читают, имеют низкий уровень развития памяти (приложение 3).
4.Был проведён эксперимент на быстрое запоминание стихов, это стимулирует память, развивает речь. Но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. Я заучиваю простое стихотворение за 26 секунд, большое стихотворение за 1 мин 26 секунд, другие ребята за большее время, от 5 минут (приложение 4).
5. Чтение книг мне помогают получать и дополнительные знания, которые я могу использовать участвуя:
В этом учебном году я являюсь победителем в трёх школьных олимпиадах: литературное чтение, русский язык, окружающий мир. В международных олимпиадах тоже есть призовые места:
1 место в международной дистанционной олимпиаде по окружающему миру;
2 место в международном дистанционном блиц – турнире по русскому языку «Пишу и читаю правильно»;
2 место во Всероссийской занимательной викторине «Снежная викторина»
Участие в районном конкурсе «Святые вечера» в номинации «Исполнительское мастерство»;
Диплом победителя Второго Всероссийского фестиваля творчества «Золотая карусель» в номинации «Художественное слово»
Заключение.
Итак, изучив литературу, проведя исследования, ставя эксперимент, моя гипотеза о том, что чтение помогает человеку хорошо учиться, становиться грамотной, развивает память, мышление, помогает общаться с людьми подтвердилась. Поэтому можно сделать вывод: однозначно, чтение хорошей, интересной книги сделает вас человеком образованным, интересным собеседником, повысит интеллект, то есть поможет вам в будущем стать успешным человеком, который требуется нашему обществу. Что мой читательский маршрут «От чтения к учению» правильный. Думаю, что эта работа заинтересует моих одноклассников, которые после ознакомления с ней начнут не только больше читать, но и полюбят это занятие. А это значит, что они, то же добьются результатов, начнут лучше учиться и смогут в будущем тоже стать успешными людьми.
Список литературы
Бирюкова Л.Г. Грамотность в меняющемся мире. Читающая Россия: мифы и реальность: Сб. ст. по проблемам чтения. М.: Либерея, 1997.
Мортимер Адлер «Как читать книги»/2014г./. https://books.google.ru
Приложение.
Приложение 1. Средний балл успеваемости.
Русский язык.
Окружающий мир.
Приложение 2. Диктанты.
Приложение 3.Уровень развития памяти.
Приложение 4.Скорость заучивания стихотворения.
Приложение 5.
infourok.ru
Сергий Радонежский (до принятия монашества — Варфоломей Кириллович) русский церковный и политический деятель.
Родился в семье боярина не далеко от Ростова.
Семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от города Радонежа.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте.
Он всей душой хотел учиться, но грамота не давалась ему.
По легенде, Варфоломей очень страдал от этого и поэтому он днем и ночью молил Бога открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца. Монах молился. Мальчик подошел к нему и рассказал о своем горе. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достал маленький кусочек хлеба и сказал: «Возьми, и съешь: это дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на ребенка: Господь дал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье.
После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь.
Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.
Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя.
Варфоломей же, стал монахом и ему дали новое имя – Сергий.
Еще около двух лет он жил один в лесу.
Слава о великом затворнике разошлась по Руси. Люди потянулись в обитель.
Вскоре Сергий Радонежский вместе со старшим братом Стефаном (около 1330—40) основал Троицкий монастырь (Троице-Сергиева лавра) и стал его вторым игуменом.
Сергий ввёл в монастыре общежитийный устав, уничтожив существовавшее до этого раздельное жительство монахов. Принятие общежитийного устава и его последующее распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо-Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные хозяйственные и духовные центры.
Моральный авторитет Сергия, тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского, виднейшими боярами и высшими церковными иерархами позволяли Сергию Радонежскому активно влиять на церковные и политические дела своего времени.
В 1380 году он помог Дмитрию в подготовке Куликовской битвы, а в 1385 улаживал его конфликт с рязанским князем Олегом.
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года.
Похоронен в основанном им монастыре; причислен русской церковью к лику святых.
playroom.ru