Слайд 1
Славянские мифы о сотворении мира.
Слайд 2
Весь мир славяне представляли себе в виде огромного дуба — Мирового древа, на котором располагалось все живое. Ветви древа уходили в небо, корни — под землю. На вершине стояли солнце, луна и звезды. В ветвях жили птицы. Под корнями дерева обитали змеи и другие жители подземного царства. Дерево, сбрасывающее листья и оживающее вновь, олицетворяло вечный круговорот жизни и смерти .
Слайд 3
Славянские мифы о сотворении земли. Небо Земля Преисподняя Мировое древо Царство Чернобога Предсказательницы Ключ живой воды Боги
Слайд 4
Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный .
Слайд 5
Утонула в хлябях земных Мать-Сыра-Земля. А нет земли – где тогда жить людям, где обитать животным, где расти деревьям? Вот Сварог видит – плавает в синей море-океане серая уточка. Просил он ее достать землю со дна морского. Три раза ныряла уточка на самое дно, чуть сама не погибла, но землю добыла из глубин морских. А чтобы земля вновь не ушла под воду, попросили боги змея Яшу – мудрого и сильного, держать ее на своей спине.
Слайд 6
O трывок из мифа по книге А. И. Асова “Русские Веды”.) “До рождения света белого Тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род – прародитель наш. Род – Родник Вселенной, Отец Богов… Был вначале Род заключен в яйце, Был он семенем непророщенным. Был он почкою нераскрывшейся…”
Слайд 7
Вот конец пришел заточению- Род родил Любовь – Ладу-матушку. Род разрушил темницу силою любви, Ладом и любовью мир наполнился…»
Слайд 8
Род родил Сварога небесного И вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, Чтоб он мир осматривал во все стороны, Путь Сварог стал Солнцу прокладывать, По небесному своду, по синему. Чтобы кони-дни мчались по небу, После утра чтоб разгорался день, А на смену утру разгорался день…
Слайд 9
Род родил царство небесное, А под ним родил поднебесное, Пуповину разрезал радугой, Отделил океан – море синее От небесных вод твердью каменной. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. Породил Род и Землю-Матушку, И ушла она в бездну темную, В Океане она схоронилася.
Слайд 10
Солнце вышло тогда из лица его – Самого Рода небесного, прародителя. Месяц светлый – из груди его Звезды частые – из очей его, Зори ясные – из бровей его. Ночи темные – все из дум его, Ветры буйные – из дыхания, Дождь и снег и град – от слезы его. Гром и молния – все из голоса Самого Рода небесного. Прародителя и отца богов!
Слайд 11
Стороны Збручского идола Много данных о Вселенной древних славян может дать так называемый «Збручский идол», который из-за этого порой называют даже «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.
Слайд 13
В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род – Родитель всего сущего. Род родил Любовь – Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную – бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир. Так Род породил все, что мы видим вокруг, – все, что при Роде, – все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть – Явь, от мира невидимого, духовного – от Нови. Род отделил Правду от Кривды. В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц – в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий – птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога – Небесного Отца.
Слайд 14
Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод. Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу. Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов – ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.
Слайд 15
Вот каким образом славяне представляли себе Вселенную: в центре Мирового Океана располагается остров (Буян), на котором, в Центре Мира, лежит камень (Алатырь) или растёт Мировое древо (как правило, дуб). На этом дереве, как видно из заговора, сидит птица, а под деревом находится змея. Такая картина весьма схожа с германо-скандинавской и с представленной в «Слове о полку Игореве».
Слайд 16
«На море-Океане, на острове Буяне стоит дуб Карколист, на том дубе сидит сокол, под тем дубом змея…»
Слайд 17
Алатырь Бел-горюч камень Алатырь был явлен в начале времен. Его подняла со дна Молочного Океана Мировая Уточка. Алатырь был очень маленьким, потому Утка хотела скрыть его в своем клюве. Но Сварог произнес волшебное Слово, и камень стал расти. Уточка не смогла его удержать и уронила. Там, где упал бел – горюч камень Алатырь, поднялась Алатырская гора. Бел-горюч камень Алатырь – это священный камень, средоточие Знания Вед, посредник между человеком и Богом. Он и «мал и весьма студен”, и «велик, как гора». И легок, и тяжел. Он – непознаваем: «и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». Когда Сварог ударял по Алатырю своим волшебным молотом, из искр рождались боги. На Алатыре был построен полуконем Китоврасом храм Всевышнего. Потому Алатырь – также алтарь, камень-жертвенник Всевышнему. На нем Всевышний Сам приносит в жертву Себя и обращается в камень Алатырь. Согласно древним легендам, Алатырь упал с неба и на нем были высечены Законы Сварога. Так Алатырь связал миры -горний, небесный, и явленный, дольний. Посредником между мирами была также книга Вед, упавшая с неба, и волшебная птица Гамаюн. И Книга, и Птица – это тоже Алатырь.
Слайд 18
В земном мире Алатырь явлен горою Эльбрус. Эта гора именовалась также – Бел-Алабыр, Белая гора, Белица. С Эльбруса-Алатыря стекает Белая река. Близ Эльбруса был в древности Белый город, здесь жило славянское племя белогоров. Алатырь связан с небесным миром, Ирием, Беловодьем, – то есть с раем, по коему текут молочные реки. Алатырь – это Белый камень. С Эльбруса стекает река Баксан. До IV века н.э. она именовалась рекой Альтуд, или Алатыркой. Эти имена содержат корень «альт», что значит «золото» (отсюда – «алтын»). Потому Алатырь – это и волшебный камень, прикосновение которого все обращает в золото. Это и Золотая гора, гора Злато – горки и Святогора. Значит, Алатырь – это Святая гора. Есть также камень Алатырь на Урале на Ирийских горах, откуда берет исток священная Ра-река. И у ее устья на острове Буяне также есть камень Алатырь, излечивающий от болезней и дающий бессмертие. Алатырь-горами именовались также Алтайские горы, Алатырь-островом назывался и Золотой остров Солнца в Северном океане. Алатырь – не только гора, либо камень – это сакральный центр Мира. Он триедин, потому означает путь Прави между Явью и Навью, между дольним и горним мирами. Он двуедин – и мал, и велик, и легок и тяжел. Он – един, ибо в нем объединены все миры. Он непознаваем, подобно Прави. Это изначальный камень.
Слайд 19
Источники http://rassvet.websib.ru/text.htm?no=39&id=8 http://www.licey.net/myth/book2/sotvorenie http://druidgor.narod.ru/slavtrad/slavtrad24.html#1 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F
«Особенности славянского мифа»
Цели: познакомить с особенностями славянского мифа; учить находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием мифа; обучать выразительному чтению; развивать память, речь, мышление, воображение.
Ход урока
I. Организационный момент
III. Работа по теме урока
1. Постановка учебной задачи
Прочитайте текст. Подумайте, о чем в нем идет речь. (О сотворении мира.)
Раньше люди не знали, почему светит солнце, идет дождь, каждое явление природы они связывали с божеством, воздвигали пантеоны (храмы для всех богов) Ребята сейчас в какое количество Богов мы верим. И называется это монобожие. А раньше люди верили во множество богов и называлась эта религия язычество.
Сегодня мы познакомимся со славянским мифом о сотворении мира.
– Ребята, прочитайте название произведения, которое будем сегодня изучать. (Славянский миф.) Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите о чем это произведение.
2. Знакомство со славянским мифом. (Чтение мифа детьми по цепочке.)
— Расскажите о своих впечатлениях от прочитанного. Какие чувства вы испытывали, слушая миф?
— Какие слова и выражения вам были непонятны?
2. Словарная работа
– Ребята, посмотрите на экран, нам в тексте встретятся трудные, не совсем понятные слова, поэтому давайте уточним их значение:
Во мраке и стуже – глубокая, непроглядная тьма, холод
Кромешная тьма – беспросветная темнота
Живоносный свет – несущий жизнь, оживляющий
Палящая жизнь – очень жаркая, обжигающая
Вертеп – устаревшее название пещеры, сохранившееся в церковнославянском; потаённое место
Дубравные звери – лесные звери
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
(Повторное чтение славянского мифа.)
— Мы прочитали миф. Какой предстает перед нами Мать Сыра Земля в начале повествования?
— С какими речами обращался Ярило к Земле? Зачитайте этот отрывок.
— Любы ли Земле речи бога Ярилы?
— Что же происходит на Земле после того, как солнечные лучи озаряют ее? Как изменяется Земля?
— Как появляется человек?
— Как приветствовал Ярило любимого сына? Чем он награждает свое дитя?
— Отчего же опечалилась Мать Сыра Земля?
— Как успокоил Ярило Землю? Какой подарок даровал Ярило человеку?
— Скажите, пожалуйста, о каких представлениях древних славян рассказывает миф? {О смене времен года, происхождении человека, сотворении мира.)
— Какой языческий бог представлен нам в этом мифе? (Ярило — бог Солнца, любви, весны.)
— Что такое миф?.
— Кто такие древние славяне? (Далекие предки трех народов — русских, белорусов и украинцев.)
(Работа по вопросам и заданиям 1—3.)
— Какие предположения вы сделали о том, как миф может продолжаться?
VII. Подведение итогов урока
— Какие приемы используются для создания образов героев данного произведения?
— Выберем опорные слова, которые нам помогут при пересказе текста.
Домашнее задание
Подготовить подробный пересказ текста.
Обложка книги «Сестры императрицы Полумесяца» Анны Бальбуссо и Елены Бальбуссо специализируюсь на славистике. Поскольку я сам принадлежу к двум последним категориям, я не могу отбросить свой личный и научный опыт и взглянуть на наше наследие и культуру свежим взглядом, как это могут и часто делают иностранные авторы. Но что я могу сделать, так это проанализировать их подход к репрезентации и сравнить его с нашим.
Новые вариации на славянские темы дают нам уникальную возможность увидеть, как остальной мир отражается на нас и на наших многовековых фольклорных и литературных традициях. Иногда это открывает глаза. Но, прежде всего, это возможность для наших часто игнорируемых, стереотипных и неверно истолковываемых культур привлечь внимание и (пере) рассмотрение со стороны новой аудитории читателей и поклонников.
Иностранные авторы обладают двумя ключевыми преимуществами, которых лишены многие писатели из Центральной и Восточной Европы: они обычно пишут на английском языке и не несут нашего сложного багажа конкурирующих национализмов, взаимной неприязни и опыта маргинализации: чужака не так легко обвинить в том, что он предвзят и предпочитает одну славянскую нацию другой, и вряд ли его назовут польским/сербским/русским националистом. Прежде всего, иностранные писатели могут привнести более свежий взгляд. Свободные от ограничений нашего культурного и языкового происхождения, они интерпретируют нашу культуру неожиданным для нас образом. Иногда смешно. Иногда лестно. Иногда неточное. Всегда интригующе.
Большинство романов неславянских авторов, вдохновленных славянскими мотивами, делятся на две категории. Во-первых, это фэнтезийные нарративы с четко идентифицируемым источником вдохновения, сосредоточенные вокруг беллетризованной версии или аналога существующей культуры (например, фантастическая версия России во время Великой Октябрьской революции со слегка измененными именами важных исторических фигур, которые, возможно, окажутся быть магами или столкнуться с другими магическими элементами). Во вторую категорию входят рассказы, использующие комбинаторный подход, отсылающие к множеству эпох и мест, большинство из которых идентифицируются как славянские, но их трудно определить (Речи Посполитой встречает 20 -го -го века Болгария встречает стимпанк). Второй подход более распространен из-за трудностей, связанных со сложными историческими и лингвистическими исследованиями, необходимыми для создания правдоподобной версии России, Польши или Балкан. Когда авторы заимствуют переосмысленные элементы из славянских культур при построении своих фантастических миров, им может сойти с рук неточная лингвистика и история, а также неточные или неточные интерпретации наших культурных практик и чувств. Если внутреннее построение мира последовательно, отсутствие строгой исторической достоверности может перекрыть интересные повороты сюжета, многообещающие персонажи и общее увлечение источником вдохновения.
Взгляд из-за границы
Не каждый роман, содержащий ссылки на славянские культуры, может считаться «славянским». Например, использование Чайной Мьевилем водяных докеров на станции на улице Пердидо предназначено для расширения конкретного мира его романа, а не для исследования и размышлений о более широком мире славянского фольклора. С другой стороны, персонаж водника в романе Милоша Урбана « Хастрман » — это авторское исследование собственного культурного наследия и вызовов, с которыми оно сталкивается. Ни одно из произведений не является чистой современной фантазией, но оба вдохновлены славянскими мифами. Разница заключается в контексте и перспективе.
Даже после достаточного количества исследований существуют определенные элементы, которые могут подсказать читателям культурное происхождение автора и уровень знакомства с его окружением. Русский или болгарский писатель не забудет, что многие славянские фамилии имеют половую принадлежность (например, Милена Златарская/Борис Златарский, Ольга Грекова/Игорь Греков), и будет часто вставлять ссылки на нашу классическую литературу, популярную культуру и знакомые аспекты нашей жизни. повседневной жизни на протяжении всей своей работы. Авторы, пишущие вне культуры, часто больше сосредоточены на создании оригинальной атмосферы, чем на гиперреалистичном позиционировании своих произведений в существующем культурном контексте. Аспекты славянского прошлого и настоящего всегда вдохновляли писателей-фантастов и фантастов, и этот интерес, безусловно, был оправдан — в конце концов, вампиры происходят из восточноевропейского фольклора. А Брэм Стокер был одним из первых иностранных писателей, написавших фантастический роман, вдохновленный румынскими, венгерскими и болгарскими легендами.
В настоящее время славянские элементы в основном ассоциируются с Россией или Балканами; меньше современных авторов ищут свое вдохновение в Румынии или Венгрии. Когда они находят его, их работы обычно вращаются вокруг двух самых известных румынских и венгерских исторических «нежити» — Эржебет Батори и Влада Чепеша Дракулы, — которые продолжают служить бесконечным источником вдохновения для писателей-фантастов по всему миру. Не то чтобы вы должны были ожидать в этих работах полностью точного представления славянской, румынской и венгерской культур, но такая точность на самом деле не нужна — эти вымышленные произведения, в конце концов, не предназначены для того, чтобы их читали как фактические, и это, безусловно, возможно. пробудить новый интерес к славянским культурам без ученой степени по славяноведению.
Трилогия Гриши Ли Бардуго, например, во многом отличается от вдохновения из реального мира, корни которого уходят в неспокойную Российскую империю 19 го века. Большинство славяноязычных сочли бы равкианские топонимы и правила именования странными и в лучшем случае непоследовательными, но вольная интерпретация автором славянской грамматики и русской истории никак не влияет на сюжет рассказа. Возможно, имя темного и загадочного антагониста звучит драматично для западного читателя, в то время как для нас, жителей Восточной Европы, оно имеет неправильную гендерную принадлежность и выглядит непреднамеренно комично (что-то вроде того, что серьезного, противоречивого байронического героя и мага называют «Пушистыми Искрами»). . Тем не менее, эти небольшие неточности не беспокоят преданных поклонников сериала, и если трилогия вдохновляет читателей исследовать источники вдохновения, лежащие в основе истории, то это к лучшему. В конце концов, очень мало фантастических романов на английском языке, посвященных славянским культурам (и еще меньше таких популярных, как книги Гриши).
Подавляющее большинство этих авторов предпочитают эпическое фэнтези или фольклорные истории, игнорируя городскую или современную обстановку. Специфика, необходимая для написания правдоподобного городского фэнтези в незнакомой культуре с незнакомыми языками, национальными чувствами и противоречиями, создает пугающую перспективу. С другой стороны, низкая и/или высокая фантазия позволяет неславянским авторам отказываться от определенных реалистических ограничений в своем творчестве, сохраняя при этом возможность исследовать и оспаривать стереотипы извне. Даже если репрезентация не совсем идеальна, заинтересованные и уважительные попытки исследовать историю и культуру Центральной и Восточной Европы являются положительным знаком. В эпоху, когда национализм и изоляционизм на подъеме во всем мире, фэнтези дает нам возможность лучше, чем когда-либо прежде, понять персонажей, которые не разделяют наши взгляды и происхождение.
Такие книги служат важной цели. Они расширяют кругозор читателей и их способность к сопереживанию, создавая персонажей и истории, которые одновременно и интересны, и неожиданны. Славянские культуры и истории могут многое предложить не только тем из нас, кто является частью этих сообществ, но и всему остальному миру. И иногда приятно видеть, как писатели и художники из других стран вплетают нашу культуру и прошлое в свои истории, даже если их опыт не всегда совершенен. В конце концов, фэнтези как жанр дает большую свободу и воображение во многих отношениях. Отсутствие доступных переводов не позволяет мне включить многие интересные произведения, недоступные на английском языке, в следующий список рекомендаций, но я надеюсь, вам понравится эта подборка славянских романов, написанных на английском языке западными авторами…
С чего начать чтение
Трилогия «Зимняя ночь». лингвистически точное представление альтернативной России, где легендарные существа оживают и влияют на мир главного героя. Это история молодой девушки из богатой семьи, которая вынуждена бороться за право выбирать свою судьбу, богато окутанная мистикой и магией. Сопротивляясь воле суровой мачехи, Василиса таит в себе опасный дар, который правоверные считают колдовством, — она может общаться с духами и понимает их пути. Более того, как и следовало ожидать от любой темной сказки, в лесу таится угроза… угроза более опасная, чем все, что Василиса может себе представить.
Выкорчевано – NAOMI NOVIK
Вдохновленные на фольклоре и Польше. это очень вольно основано на одном из самых захватывающих периодов в истории Восточной Европы, времени, когда истории реальных политиков, революционеров и художников были настолько эпическими и грандиозными, что почти затмили фантазию. Uprooted следует за девушкой по имени Агнешка, похищенной Драконом, темным волшебником. Сдерживая таинственные силы испорченного леса, он также хранит неожиданные секреты, связанные с судьбой страны Агнешки и ее друзей.
Бессмертный —Екатерина М. Валенте
Кощей Бессмертный — популярный персонаж русских сказок, который похищает принцесс и уводит злых колдунов. секрет его бессмертия. В конце концов отважный герой узнает секрет, спасает положение и женится на принцессе… Всего Бессмертный это не история. Это история о Марье Моревне, выросшей во время русской революции, о домочадцах в сталинских коммунальных квартирах, о Кощее, страдающем от несчастной любви, которая его погубит, и о жизни при коммунизме. Сочетая в себе сверхъестественное и советское, историческое и мифическое, эта книга, пожалуй, лучше всего сравнивается с классическим Мастером и Маргаритой . По сути, это мрачная сказка для взрослых, в которой российский опыт и культурные особенности трактуются с предельным уважением.
Трилогия о Гришах — Ли Бардуго
Волшебный дар Алины может быть спасением ее страны от сверхъестественного Теневого Каньона — полосы тьмы, населенной монстрами, на две половины. Теперь часть магической элиты, возглавляемой таинственным Дарклингом, Алина занимается политикой и пытается разгадать тайны, которые могут объяснить природу ее силы и обеспечить выживание ее страны. Трилогия далека от точного представления русской истории и культуры, но если вы хотите насладиться увлекательной историей в псевдо-19-й сеттинг -го века с конфликтующим, неотразимым антагонистом стоит вашего времени. И эти книги, несомненно, будут мотивировать читателей узнать больше об увлекательной культуре реальной России, которая вдохновила Бардуго на создание вымышленного мира.
Wicked Saints – Эмили Дункан
темные и более эджори 19-й -й век (пожалуй, два самых любимых сеттинга западных авторов, пишущих о Восточной Европе). Надя — священнослужительница из Калязина, обладающая способностью общаться с богами. Она также является лучшим оружием своей страны против соперничающего государства, планирующего расширить свои границы (хм… возможно, это немного похоже на раздел Польши?). Когда транавийские силы нападают на монастырь Нади, она вынуждена бежать от вражеских солдат, помогая своим богам сохранить свою власть над миром. Это темное фэнтези, в котором восточное православие, славянские мифы и эстетика до Первой мировой войны переплетаются в повествование о войне и романтике. Поскольку книга относится к категории молодых людей, она больше фокусируется на психологической борьбе своего молодого главного героя, чем на политических интригах или культурных репрезентациях.
Царица —Дж. Нелл Патрик
Мало что может быть более бурным, противоречивым и захватывающим, чем неспокойная Российская империя 1910-х годов. Если этот роман немного напоминает вам анимационный фильм 1997 года « Анастасия » с его запоминающимися песнями и тонкими платьями, здесь, безусловно, есть некоторое совпадение. В альтернативной версии России накануне революции Наталья ищет волшебное яйцо Фаберже, скрывающее великие силы, а также влюбляется в Алексея Романова (и нет, он не двенадцатилетний болезненный ребенок, а вместо этого очаровательный плутоватый молодой человек). Юношеское фэнтези о русской революции с размышлениями о русском наследии и культуре, действие довольно свободно и поверхностно навеяно действительностью — для читателя, знакомого с этим периодом, повесть пронизана историческими неточностями (Санкт-Петербург, например, в романе следует называть Петроградом, но это не так). И все же я бы не стал его списывать со счетов просто за нереалистичность : «Царица » — это волшебный роман в неожиданном сеттинге, который не обещает исторического анализа, а вместо этого предлагает гламурную фэнтезийную версию имперской России. Если элегантные дворы в стиле ар-нуво будоражат вашу фантазию больше, чем исследование более темных, кровавых политических реалий того периода, вы можете добавить это в свой список для чтения.
Дуология Убывающей Луны — Лина Ликитало
Действие этих романов, вдохновленных жизнью сестер Романовых, происходит в псевдорусской обстановке, наполненной темной магией и технологиями. Империя Полумесяца находится на грани краха, когда Гагарги Пратаслав предлагает императрице противоречивое решение нарастающих политических потрясений и экономического кризиса: машину, работающую на человеческих душах. Обрученная с луной, у императрицы пять дочерей, которые потихоньку начинают разгадывать гнусный план псевдораспутина Пратаслава (который изображается однозначно злым). Эта история, рассказанная с точки зрения пяти сестер, представляет собой славянскую версию романа в стиле стимпанк с атмосферой, похожей на 9 сестер.Видеоигра 0021 Dishonored и эстетика, напоминающая Carnival Row от Amazon. Не связанные исторической реальностью, эти романы вдохновляют и завораживают, хотя более требовательным любителям сложных интриг и искусных уловок они могут показаться несколько упрощенными.
Русские истории — К.Дж. Вишня
Эти три книги рисуют фантастический мир, основанный на славянском фольклоре, который напоминает традиционное западное фэнтези, но создает неповторимую волшебную атмосферу, наполненную мрачными легендами о языческих богах, расширяющих свои силы, утонувших девах, жаждущих любовь, а злые духи прячутся в лесу. Первая книга рассказывает о молодом волшебнике и игроке, которые вместе отправляются в приключение. Жизнь компаньонов навсегда меняется, когда они встречают призрачную красавицу — мертвую русалку — и ее пожилого отца, гениального волшебника. Это мрачная история любви, окутанная мифами. Во всех трех книгах рассказывается о волшебниках и исследуется неожиданная сила желаний, дремучие леса, населенные волшебными духами, и все остальное, что вы ожидаете от фантастической версии дохристианской России, Беларуси или Украины. В целом, трилогия Черри призвана пробудить любопытство читателей и дальнейший интерес к славянской культуре и истории.
Тео Билета — социальный историк, специализирующийся в своих исследованиях на Центральной и Восточной Европе. Она также играет в стратегические настольные игры и анализирует жанры фантастики с точки зрения историка. В настоящее время она базируется в Будапеште.
Обновлено 25 июня, 2022 – 01:56 Райли Уинтерс
В славянской мифологии есть тип нимфы, которую можно описать только как что-то среднее между призраком и феей. Говорят, что они парят между живым миром и загробной жизнью, странствующие вила приобрели черты как фей, так и эльфов из-за своей неземной красоты и озорно-рокового темперамента.
Подобно сиренам из греческой мифологии, у странствующих вилас было много имен. Известные как wiła на польском, vila на славянском, wili или даже veela , согласно Ронелю Мифотворцу , они были «серьезно неправильно поняты». Мифологические вила — молодые и загадочные светловолосые существа, почитаемые за свою красоту. Некоторые легенды утверждают, что им завидуют человеческие женщины и восхищаются смертные мужчины, что они являются «духами женщин, которые жили легкомысленной жизнью», по крайней мере, это описание использовала Люси Купер в ее Элементная энциклопедия фей .
Это духи-существа, пребывающие в промежутке, заблудшие женщины, некрещеные или помолвленные после смерти. Странствующие вилас вдохновили современные версии, такие как балет Жизель , в котором рассказывается история молодой женщины, которая умерла от разбитого сердца, будучи преданной своим возлюбленным и получившей заказ от королевы вилас (или вилис). ), духи женщин, которые умерли после того, как их любовники обманули их, чтобы отомстить, затанцевав его до смерти.
Бродячие виласы, изображенные Джулиано Бартоломео. (Fondazione Cariplo / CC BY-SA 3.0 ) польской и славянской литературы больше, чем прямые фактические анекдоты. Вилас упоминается в различных стихах и рассказах, в основном как предупреждение ничего не подозревающим мужчинам. Найденные в лесах, реках, пещерах, на вершинах холмов или даже в центре кольца деревьев, блуждающие вила чаще всего изображались одинокими, похожими на призраков существами, одетыми в плащи, развевающиеся на воздухе, покрытыми листья, а иногда и голые, чтобы соблазнить противоположный пол.
Этих одиночных существ часто описывают как оборотней, иногда они выглядят как прекрасные нимфы женского пола, а иногда как лебеди или даже лошади. Мифические вила не похожи на европейских фей, поскольку они не родились духами природы, а стали ими со смертью, получив власть над ветрами вместо той жизни, которую они могли бы прожить. Способны сливаться с ветром как бестелесные, полупрозрачные и неосязаемые формы, или же они могут становиться твердыми, способными касаться окружающего их мира природы.
Иллюстрация странствующих эфирных вил из славянской мифологии. (Добросовестное использование)
Что больше всего отличает вила от фей, так это их свирепость. Феи, как известно, игривые обманщики, получающие легкое удовольствие от «одалживания» предметов и возврата их в странных местах. С другой стороны, Вилас, как говорят, иногда становится жестоким существом, известным в равной степени тем, что навязывает дружбу и жаждет мести. Они, как известно, танцуют людей до смерти для своего развлечения и удовольствия. Также известно, что они участвуют в битвах, мало чем отличающихся от валькирий из скандинавской мифологии.
В то время как в рассказах они описываются как застенчивые существа, избегающие людей, их голоса описываются как сила, с которой нужно считаться, настолько мощная, что несколько нот могут заставить мужчин танцевать против их воли. Они даже могут вызывать самые опасные ветры и бури, чтобы стереть с лица земли своих врагов, заставляя землю сотрясаться от самой силы их магии. Лишь иногда они решают помочь или исцелить людей, на войне или в моменты сострадания, но если вилас разгневаны, они нередко убивают людей, не задумываясь. Фактически, в прошлом людей, бродящих по горам, предупреждали, чтобы они были осторожны в царстве странствующих вила, известных своим непредсказуемым нравом.
Герои на конях из сербской эпической поэмы и вила Равиойла из сербской мифологии на картине Паи Йованович, вдохновленной эпической поэмой «Марко Кралевич и Вила». ( Общественное достояние )
Несомненно, из-за диапазона магии, которой обладают вила, истории очень быстро распространились по всему славянскому региону, описывая способы, как остановить или получить контроль над В одной такой сказке говорилось, что если мужчина вырвет волос с головы вила, она либо сразу умрет, либо будет вынуждена трансформироваться из своего бестелесного состояния в твердое состояние, что позволит мужчине схватить и сдержать ее.
Кража куска ее кожи была еще одним способом доминировать над вилой и иметь возможность отдавать ей команды, которым у нее не было другого выбора, кроме как следовать. Люди отправлялись ночью в лес с таким знанием, их единственной формой защиты от воли и козней вилас. Это тоже хорошо, потому что, когда вила разгневана, она в три раза опаснее, чем когда просто шутит.
Согласно легенде, вилас любили проводить время в тех же местах, что и феи, и их также можно было успокоить, если они огорчены, или вызвать любопытных угощением. Говорят, что они предпочитают легкие закуски, такие как свежие фрукты и круглые пирожные, а также считается, что они ценят декоративные предметы, такие как ленты и цветы, которые они вплетают в свои волосы. Таким образом, мифология вила и фей взаимозаменяема, что подразумевает, что вилас являются либо буквально, либо буквально двоюродными братьями народа фей.
Тем не менее, несмотря на то, что вила считаются прекрасной расой женских душ, их нельзя игнорировать или оскорблять. Их сила намного больше, и их месть намного быстрее, чем у волшебного народа. Долгое время считалось, что их можно найти бродящими по лесам заброшенными и ищущими товарищества, поэтому лучше опасаться фатальной дружбы, которую бродячие вила предлагают смертным, которые, вероятно, попадут в ловушку их чар и попадут в их штормы.
Верхнее изображение: Красивый странствующий вилас. Источник: angel_nt / Adobe Stock
Райли Уинтерс
Бэйн, Т. 2013. Энциклопедия фей в мировом фольклоре и мифологии . McFarland & Company
Купер, Л. 2014. Элементная энциклопедия фей . HarperCollins Publishers
Гримм, Дж. (Перевод Сталлибрасс, Дж. С.) 2012. Тевтонская мифология, том 1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Янсе ван Вуурен, Р. 6 апреля 2020 г. «Соблазнительные Вилас: нимфы чужого слова и леса» в Ронеле Мифотворце. Доступно по ссылке: https://www.ronelthemythmaker.
Кнаб, С. Х. 1993. Польские обычаи, традиции и фольклор. Книги Гиппокрена: Нью-Йорк.
Макларен, А. 2011. Семья фей; серия баллад и метрических сказок, иллюстрирующих сказочную мифологию Европы. King Press: Миссури.
Без имени. Без даты. «Олень и Вила» в Священных текстах . Доступно по адресу: http://www.sacred-texts.com/neu/celt/tfm/tfm183.htm.
Портеус, А. 2001. Лес в фольклоре и мифологии. Dover Publications: Нью-Йорк.
Шиевский А. 2003. Славянская религия. WAM: Краков.
Неизвестно . 1999. Солнцу воспевая: Словарь старопольских обычаев и верований . Сеть Оканы.
Уиллис Р. Г. 1993. Мировая мифология. BCA Издательство: Великобритания.
4 февраля, 2022 – 13:59 nrushton
Феи появляются в фольклоре всего мира как метафизические существа, которые при определенных условиях способны взаимодействовать с физическим миром. Они известны под многими именами, но есть…
27 октября, 2020 – 23:39 Эд Уилан
Невероятные памятники, относящиеся к разным эпохам, можно найти по всей Ирландии, включая Дорогу Гигантов, Камень Красноречия и Форт Ньюгрейндж, который старше пирамид. У всех есть…
16 марта, 2020 – 22:01 Джонни Энох
«Однажды ты станешь достаточно взрослым, чтобы снова читать сказки!» – К.С. Льюис Всю свою жизнь я был очарован феями, так как я вырос на европейских сказках, Динь-Динь Уолта Диснея и таких фильмах, как…
6 марта, 2020 – 01:44 Veronica Parkes
Облако тайны нависло над кольцевыми фортами, которые испещряют сельскую местность Ирландии. По всей Северной Европе было зарегистрировано более 45 000 кольцевых фортов, и все же мало что известно о дате…
21 сентября, 2019 – 14:00 Эшли Коуи
Шотландская общественность консультируется по поводу предлагаемого национального мемориала в Файфе для людей, осужденных за ведьм. Шотландские записи сообщают, что между 16 и 18 веками было по крайней мере 1,.