Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели: актуализировать знания о синонимах и познакомить учащихся с понятием синонимический ряд;
Задачи урока: знать понятия «синоним», «синонимический ряд»; уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал, стикеры.
Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.
Ход урока
– Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас гости, не переживайте. Посмотрите, на столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
– Как много улыбок засветилось. Спасибо!
– А это моё настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом. Улыбнитесь друг другу и гостям! И мы начнем наш урок.
II. Актуализация прежних знаний.
(Слайд 2)
-Посмотрите на экран.
(на экране вопросы выходят по очереди. Каждая выделенная буква по очереди пишется на доске на стикерах. Первую букву пишет учитель, остальные ученики ).
– Давайте посмотрим, какие буквы мы написали? (и, н, ы, и, н, с, о, м)
III. Самоопределение к деятельности.
(Слайд 3)
– Какое слово можно составить из данных букв?
– Какое слово получилось? (синонимы)
– Значит, о чём мы будем говорить на уроке? (о синонимах)
-Мы первый раз изучаем эту тему?
– Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель урока? (расширить знания о синонимах)
– А что нужно нам сделать, чтобы добиться этой цели? Сформулируйте задачи урока. (Научиться подбирать синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи, расширить свой словарный запас). (Слайд 4)
IV. Работа по теме урока
(Слайд 5)
– Для достижения нам помогут некоторые задания
(На экране задание. Сгруппируй данные слова)
– По каким признакам вы сгруппировали слова? ( имена прилагательные, имена существительные, глаголы)
– Какие слова вы отнесли к первой группе? (Медленный – небыстрый, неторопливый, неспешный, медлительный).
Что вы можете о них сказать? (Это слова близкие по значению, отвечают на вопрос, какой? – прилагательные).
– Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Конь – жеребец, лошадь – им. существительные, отвечают на вопрос кто?)
– Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Грустить – печалиться, горевать, унывать – глаголы, отвечают на вопрос что делать?).
– Почему вы решили, что это синонимы? (это близкие по значению слова, которые по-разному называют одно и то же, являются одной и той же частью речи).
Вывод: Значит это слова одной и той же части речи.
– Молодцы. Давайте убедимся, правильно ли мы думаем. Открыли учебники на страницу 64 и прочитаем правило.
Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату и чистописание. Какое слово? Прочитайте. (Синонимы)
– Как вы думаете, для чего нужны синонимы? Какую роль они играют в нашей речи? (Синонимы делают нашу речь выразительной, красивой, помогают избегать повторов.)
-Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.
– Когда мы говорим Отчизна, а когда Родина? (Ответы детей)
– Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.
(Слайд 6) (На экране стихотворение).
– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
– Все ли слова понятны? (Зябнет (çÿçенет), дрожит (чěтрет), стынет (сивěнет), мерзнет (шăнать)
– Как называются эти слова? (Синонимы-глаголы. У них одно лексическое значение и отвечают на один вопрос «что делать?»)
– Скажите, пожалуйста, в каком значении эти слова? В прямом или в переносном? (В переносном.)
– Запишем эти слова в тетрадь. (Один ученик пишет у доски).
(Слайд 7)
– Посмотрите на эти синонимы. К слову мерзнет, нашли три слова, близких по значению. Это явление называется синонимическим рядом. Значит группа синонимов, состоящая из двух или более слов, называется синонимическим рядом.
Вывод: Значит, что мы узнали? ( Что есть синонимы, есть синонимы в прямом и переносном значениях, синонимический ряд)
– Чтобы лучше понять мы должны потренироваться, закрепить полученные знания. Для этого поработаем в группе.
(Слайд 7)
– Запишите на листочек самый длинный синонимичный ряд (большее количество слов) к данному слову:
(Слайд 8) 1 группа: успех (достижение, победа, удача, завоевание, триумф, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат)
2 группа: чудный (красивый — неестественный — превосходный — прекрасный — хороший — чудесный — дивный — удивительный — волшебный)
– Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю синонимов.) (Дети находят примеры слов в словаре синонимов)
(Слайд 9 +музыка)
Физкультминутка
Поесть и подкрепиться,
Спешить и торопиться,
Пернатые и птицы,
Колы и единицы,
Потерянный – пропавший,
Сверкающий – блестящий,
К любому слову мы найдём
Синоним подходящий.
VII.Закрепление изученного материала
(Слайд 10) (Работа в паре. Раздаю листочки.)
– Соедините линиями слова-синонимы.
Аплодисменты доносчик
вождь удача
аромат глава
воин боец
гроздь стужа
ябеда рукоплескание
успех запах
холод кисть
(Коллективная проверка)
– А сейчас проверим, все ли пары правильно выполнили задание.
Какими частями речи являются эти слова? (Именами существительными)
Работа по учебнику
Упр. 3 стр. 64. Прочитайте задание. (Подобрать синонимы к выделенным словам. Записать по образцу).
(Коллективная проверка)
2. Работа с текстом. Работа в группе.
(Слайд 11) Замените повторяющиеся слова синонимами (Текст на листочке)
Деревья в парке были большие. Возле дорожки росла большая ель. Сюда в жаркие дни собирались большие ребята. Усталые прохожие садились отдыхать под большим деревом.
Слова для справок: большой – крупный, высокий, взрослый, огромный.
– Прочитайте текст. Понравился вам текст?
-А что нужно делать? (Заменить слова)
(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).
(Слайд 12)
– Посмотрите, в предложении Деревья в парке были большие можно поставить вместо слова большие слово взрослые? (Нет)
– Подумайте, всегда ли взаимозаменяемы эти синонимы? (Не всегда одно слово заменяется другим).
Вывод: Надо знать значение слова. А если не знать получаются смешные ситуации. В анекдотах люди используют, то есть тот, кто составляет, этот языковый недостаток. Получается смешно.
IV. 1. Рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке? Все свои задачи выполнили? А может, проверим?
2. Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.(Слайд)
Разгадай кроссворд «Синонимы»
По горизонтали. По вертикали.
2.Актёр (артист) 1.Занемочь (заболеть)
4. Источник (родник) 3.Отечество (родина)
5. Пилот (лётчик)
6. Преданный (верный)
7. Беспокойство ( тревога)
– Действительно, справились с задачами урока, получили новые знания.
VI.Домашняя работа
– В начале урока у всех было творческое настроение. Ребята, вы получили чувство удовлетворения от своей работы? (Ответы детей).
– Сегодня вы все работали на отлично, спасибо за урок.
nsportal.ru
Урок русского языка в 4 классе по теме «Синонимы»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели: актуализировать знания о синонимах и познакомить учащихся с понятием синонимический ряд;
Задачи урока: знать понятия «синоним», «синонимический ряд»; уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал, стикеры.
Ожидаемый результат: Ученики умеют находить синонимы в тексте, умеют составлять синонимические ряды.
ХОД УРОКА
Как и много веков назад, так и сегодня люди продолжают верить в то, что если увидеть падающую звезду и загадать желание, оно обязательно исполнится. Я прошу вас обменяться звездочками – желаний, которые вы сделали дома. Я тоже приготовила звезду и хочу пожелать вам успешного, интересного и познавательного урока.
Так же я хочу угостить вас конфетами, но съедим их только после урока.
(Займите своё место)
(4-5 минут)
Стихотворение:
Чтобы грамотным быть
Русский язык надо любить!
Правила надо все изучать,
И грамотно уметь писать.
Вот сейчас мы и проверим, какие вы знатоки русского языка. Поработаем в парах. Я вам раздам вопросы, вы должны задать их друг другу и если ваш сосед ответит правильно вы должны поднять звезду.
Пример: 1. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
2 Как проверить безударную гласную?
Молодцы . Очень много звёзд зажглось на нашем классном небосклоне.
Число и классная работа у нас с вами уже записана в тетради. А сейчас давайте запишем пословицу:
НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.
Как понимаете данную пословицу? ( ответы детей)
( Эта пословица очень древняя. Она была взята из первой книги христиан Библии
Смысл заключается в том, что самые прекрасные планы могут остаться планами, если не будут прияты конкретные действия по их воплощению в жизнь.)
А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова, а вы мне противоположное слово:
Добрый – злой
Трусливый – смелый….
Как называются данные слова? Антонимы
А теперь я усложню задание: необходимо подобрать близкое по значению:
Пёс – собака
Доктор – врач….
Молодцы! С заданием справились .
Как называются слова, которые вы сейчас подбирали? Давайте закрепим, сделав минутку чистописания . Вам необходимо безотрывно записать буквы
Дсдидндодндидмдыд ( карандашом зачеркните повторяющуюся букву)
Какое слово получилось? Над чем мы сегодня будем работать?
Что такое синонимы?
Давайте вернёмся к нашей пословице. Прочитаем и найдём в ней синонимы. Подчеркните их карандашом
НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.
Для чего нужны синонимы?
( синонимы нам необходимы, так как они делают нашу речь яркой, образной и выразительной, помогают избежать повторов)
А сейчас давайте применим наши знания на практике. Замените в предложении повторяющиеся слова синонимами ,( смотрите на презентацию)
А) На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки.
Слова для справок: милые, дивные, живописные.
Б) Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.
(Слова для справок: бескрайние, огромные, мощные, необъятные; )
Молодцы коллективно вы справились с заданием.
А теперь вы будете работать в группах . А мы посмотрим какая команда работает дружнее. ( Будьте внимательны задания разные, внимательнее читайте)
Запишите в тетрадь то, что у вас получилось.
1 группа
Лесная сказка.
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
2 группа
Лесная сказка
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.
3 группа
Зима прошла в трудах, в работах над книгой.
Женщина всегда о ком-нибудь заботится, кого – нибудь всё время оберегает
– Не надо клятвы, – сказала Лиза, – довольно одного твоего обещания.
4 группа
Нет более робкого животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого зайчика врагов.
Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.
Физ- минутка. Игра топайте-хлопайте: Если пара слов синонимы – хлопайте, если антонимы – топайте, если омонимы тишина.
Носом написать в воздухе : Я молодец.
(4-5 минут)
Давайте не много отдохнём и поиграем. И мы посмотрим, кто из вас самый внимательный
Игра «Найди лишнее слово»
Вкусный, аппетитный, крепкий, лакомый.
Грустный, печальный, усердный, скучный, невесёлый.
Задира, забияка, драчун, шалун.
Грустный, старый, пожилой, престарелый.
Умный, неглупый, мудрый, толковый, разумный, честный
(4-5 минут)
Научились пользоваться синонимами. Если я вам дам творческое задание вы с ним справитесь? Вы с ним справитесь, если будете внимательными и дружными.
Синквейн со словами : осень, солдат, школа, семья
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
Чему мы учились на уроке? Вы поняли для чего синонимы? Где мы можем применить наши знания?
Мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен наш любимый русский язык.
Вот сейчас вы можете съесть свою конфетку и угостить наших гостей.
(Итог урока 2-3 минуты
nsportal.ru
Конспект занятия. Тема : «Синонимы»
Цели :
Коррекционно-образовательные : формировать у учащихся знание о синонимах, учить подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд ,пользоваться словарём синонимов, употреблять синонимы в речи.
Коррекционно-развивающие: развивать умение различать слова-синонимы по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой принадлежности.
Оборудование : карточки с заданиями
Ход занятия
I.Организационный момент.
Логопед : Сегодня продолжим изучение разделов лексики. Все в сборе, нет только Алеши и Гены.(Распахивается дверь, входят мальчики, они поняли , что опоздали.)
-Не сердитесь на нас.
-Не обижайтесь.
-Не дуйтесь.
-Где вы были?-спрашивает учитель.
-В школе, тут близко.
-Совсем недалеко.
-Рядом.
-Что же вы там делали? И почему так странно отвечаете? Говорите все об одном и том же, но по-разному.
(Мы узнали, что сегодня пятиклассникам обещали рассказать о словах-друзьях. Их еще называют синонимами.)
1.Сообщение темы.
Логопед : Да, тема нашего урока называется «Синонимы».
II.Основная часть
Работа над темой
Задание 1.
Кусты опушились блестящим инеем.
Логопед : Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Какие орфограммы есть в этом предложении? Какими еще словами можно описать иней?(сверкающий, сияющий, переливающийся, искрящийся). Одинаковое или разное значение у этих слов? Совпадает ли у них звучание и написание? Делается вывод о том, какие слова называются синонимами.
Задание 2.
Найти слова, похожие по значению, но разные по написанию. Как связаны предложения в тексте?
Во время каникул я побывала в цирке. Восторг и ликование вызвало в моей душе выступление медвежат. Топтыжки катали мячи, танцевали, управляли мотоциклами. Видно было, что косолапым нравится участвовать в цирковом представлении.
Задание 3.
Игра «Третий лишний».
Исключить лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.
Огонь, дым, пламя.
Алфавит , азбука, чистописание.
Лошадь, конница, кавалерия.
Бросать, кидать, ловить.
Ураган, дождь, буря.
Шалун, озорник, тихоня.
Задание 4.
Запишем слова в два столбика.
Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого.
Неразговорчивый рассеянный
Невнимательный молчаливый
Неправильный простой
Неудачный безуспешный
Несложный легкомысленный
Несерьёзный ошибочный
Задание 5.
Продолжить загадки.
Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем их … (антракт).
На время что-то прекратив,
Мы объявляем…(перерыв).
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим … (передышку).
После урока непременно
нужна ребятам … (перемена).
Задание 6.
Логопед: Есть у нашего народа такая пословица:
«Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.» Для всех нас одинаково светит солнце, поют птицы, растут деревья, расцветают цветы. Но ведь мы все разные. Потому что одни люди добрые , а другие злые. Сила доброты в том, что один добрый человек может сделать добрыми и счастливыми многих людей, а злой -никогда. (В. Крупин)
Логопед: О чем говорится в этом тексте? Какими нам нужно быть друг к другу? Подберем синонимы к слову добрый.
Можно пользоваться словарем синонимов (добродушный, добросердечный, мягкосердечный, благодушный).
Составьте предложения с этими словами.(Дети зачитывают получившиеся предложения).
III.Итог занятия
infourok.ru
по теме
Провела
Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна
Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
(УМК «Школа России)
Тип: повторение изученного материала
Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах
Планируемые результаты
Предметные:
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
– различать синонимы, антонимы, омонимы
– подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы
Метапредметные:
– понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока
– высказывать и обосновывать свое мнение
– осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками
– сличать способ действия и его результат с эталоном
– уважительно относиться к русскому слову
Межпредметные связи: чтение (обогащение словарного запаса)
Ресурсы урока: учебник Канакина «Русский язык», ч.
Ход урока
Организационный момент
У. – Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Они пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли. Я желаю вам на этом уроке продуктивной работы и взаимопонимания. У вас на парте есть тетради для работы на уроке. Подпишите их.
II. Актуализация знаний
– Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Поток воздуха. (Ветер)
Время еды, обычно в середине дня. (Обед)
Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)
Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)
– К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)
– выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)
– Составьте с любым из слов предложение.
– Запись на оценку с комментированием предложения:
С севера подул холодный ветер.
Синтаксический разбор предложения.
VI. Самоопределение к деятельности
-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
– Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
– К какой части речи они относятся? ( Глагол)
– Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел. Враг – друг)
– Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
– Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)
– Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
– Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
– Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)
– Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
– Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 70 (с.47)
(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)
– При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.
– Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
Упр. 69 (с. 47) – устно
(Работа в парах. Коллективная проверка)
– Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
Проверка.
Беседа
– Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)
– Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.
– Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.
Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый
великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
Определить синонимический ряд (знаком +)
Бездушный, чёрствый, отзывчивый
Смелый, храбрый, мужественный
Добрый, жадный, щедрый
Вечный, бессмертный, временный
Глупый, неумный, недалёкий
1 2 3 4 5
Подбери к словам антонимы и синонимы:
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
Графический диктант
(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а – антонимы, о – омонимы.)
1.Жди горе от моря, а беды от воды.
2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
3.Солнце на ели, а мы еще не ели.
4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
5.В глаза хвалит, а за глаза бранит.
– Коллективная проверка.
– Оцените специальным знаком свою работу на уроке.
Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Физминутка
Игра «Топайте – хлопайте»
– Если я называю пару синонимов – вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете……
Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ
Закрепление изученного материала
5. Работа капитанов
– Составьте из слов синонимические рядыСобрать цветок ( Слова записаны на обратной стороне лепестков)
Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.
[На доске «собираются» цветы]
– Какие получились цветы? Подберите синонимы (красивые, чудесные, прекрасные, живописные).
Работа в группах:
Дети получают карточки со словами .Дети должны их распределить по домикам.
Молчать тоскливо ручка гранат большой весёлый ( В каждый домик нужно поселить по два слова)
Самостоятельная работа, один человек работает на откидной доске. Коллективная проверка. Взаимооценка.
Рефлексия
Подведение итога
Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.
.
Домашнее задание
Упр. 72 (с. 48)
1 уровень – выполнить задание по странице учебника;
2 уровень – во 2 и 3 предложении подчеркнуть орфограммы в словах на изученные правила, уметь объяснить;
3 уровень – подчеркнуть орфограммы во всем упражнении, уметь объяснить.
Оценивание.
– Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:
infourok.ru
Харитонова Е.А. Русский язык 4 класс
Тема: Синонимы, антонимы, омонимы
Цели: формировать умение пользоваться различными типами лингвистических словарей; закреплять знание понятий синонимы, антонимы, омонимы, умение использовать их в речи.
Формируемые УУД: п. — освоение базовых предметных понятий; к. — умение добывать недостающую информацию с помощью словарей; р. — способность к рефлексии собственной деятельности; умения воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников; л. – осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
Оборудование: толковые словари, словари антонимов и синонимов, таблица «Синонимы, антонимы, омонимы»
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарный диктант
Аккуратная тетрадка, интересную книжку, из местной газеты, за классную работу, яростная вьюга, вкусную ягодку, от чудесной погоды, на мягкой кровати, до великолепной лестницы, из сладкой моркови, с прекрасной вестью.
(Один ученик записывает словосочетания на закрытой части доски. Взаимопроверка. Самооценка.)
Самоопределение к деятельности
Гиппопотама бегемот
Однажды повстречал:
Вы кто? — спросил.
Я бегемот, — гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
Кто ж я тогда такой?!
А вы, — ему ответил тот, —
Гиппопотам простой.
Гиппопотаму бегемот
Сказал: «Вы просто лжец!»
С гиппопотамом бегемот
Рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят, и там –
Все не решат:
Кто бегемот,
А кто гиппопотам.
Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? (Они говорили об одном и том же животном, но не поняли друг друга.)
Был ли смысл им ссориться и почему? (Нет, им не было смысла ссориться, потому что слова гиппопотам и бегемот – синонимы.)
А теперь послушайте стихотворение-загадку Н. Найденовой и назовите в ней слова, противоположные по значению.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит,
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю Волны гонять… {Ветер.)
(Холод — зной, добрый — злой, загудит — притихнет, умчится — примчится.)
Сегодня на уроке мы продолжим изучение лексического значения слов.
О каких словах мы будем говорить? Сформулируйте задачи урока. (Повторить, как называются слова, близкие и противоположные по значению. Узнать, какую роль играют эти слова в русском языке. Научиться употреблять такие слова в речи.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
(Повторение понятий синонимы, антонимы, омонимы.)
Упр. 138 (с. 86)
Как называются слова первой группы?
Как называется словарь, в котором можно найти антоним к слову? (Словарь антонимов.)
(Учитель показывает школьный словарь антонимов.)
Подберите свою пару антонимов и составьте с ней предложение. Для этого обратитесь к словарю антонимов на с. 123.
Как называются слова второй группы?
Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову? (Словарь синонимов.)
(Учитель показывает школьный словарь синонимов.)
Составьте синонимический ряд к слову идти. Для этого обратитесь к словарю синонимов на с. 122.
Определите различия в значении этих синонимов. (Слова шествовать, вышагивать имеют оттенок торжественности.)
Как называются слова третьей группы?
Как можно по толковому словарю определить, что у слова есть омоним?
Найдите в толковом словаре значения омонимов овсянка.
Прочитайте информацию в рубрике «Узелки на память».
Что вы можете сказать о ваших знаниях?
Рубрика «Твой словарик»
Запишите слова из словаря, выделите непроверяемые орфограммы.
Определите различия в произношении и написании слов.
Найдите и запишите синонимы к словам.
Упр. 139 (с. 86)
(Самостоятельная работа. Учащиеся, используя слова для справок и словарь синонимов, составляют синонимические ряды. Самопроверка.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику Упр. 140 (с. 87)
(Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Взаимооценка.)
Упр. 141 (с. 87)
Определите различия в значении этих синонимов. (Слово бежать означает быстрое движение, а мчаться — движение с большой скоростью.)
В языке не так много слов-синонимов, которые абсолютно ничем не различаются. Чаще всего синонимы имеют разные оттенки значения. Например, слово бежать означает движение равномерное, а слово нестись – движение с большой скоростью. Некоторые синонимы могут употребляться в разных сферах общения. Так, слово идти употребляется в литературной речи, а слово плестись — в просторечии.
Приведите, пользуясь словарем синонимов, примеры слов с разными оттенками значения.
(работа по таблице у доски)
Рефлексия
Графический диктант
Послушайте предложения и запишите в строчку одной буквой, какие слова в них употреблены: синонимы – буквой С, антонимы — А, омонимы – О.
В глаза хвалит, а за глаза бранит. (А.)
Жди горя от моря, а беды от воды. (С.)
Где умному горе, там глупому веселье. (А.)
Добрый плачет от радости, а злой — от зависти. (А.)
Знать не знаю, ведать не ведаю. (С.)
Солнце на ели, а мы еще не ели. (О.)
Лодырь и бездельник — им праздник и в понедельник. (С.)
Ученье — свет, а неученье – тьма. (А.)
(Взаимопроверка. Оценивание с помощью сигнальной ленты «Светофор».)
Подведение итогов урока
Какие понятия мы повторили на уроке?
Что такое антонимы? Как называется словарь, который поможет подобрать антоним к слову?
Что такое синонимы?
Чем они могут различаться?
Какие слова называют омонимами?
Как их распознать в словаре?
Домашнее задание
Учебник — выучить правило на с. 87.
Рабочая тетрадь – упр. 90 (с. 57).
infourok.ru
Разделы: Начальная школа
Класс: 4
#}Цели урока:
Оборудование: С. И. Ожогов, Н. Ю. Шведова. “Толковый словарь”; З. Е. Александрова. “Словарь синонимов русского языка”; карточки с заданиями, чайнворд.
Ход урока
1.Организация класса
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Разгадывание видеокроссворда “Слово спряталось”
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
6 |
||||||
7 |
Учащиеся отгадывают за компьютером, заполняя квадраты, предназначенные для букв, если услышат глагол в неопределённой форме.
Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, накрыть, изучить, мыслить.
Ключевое слово: синоним.
3. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.
4.Видеозадача
а) Запись под диктовку.
Девушка смотрела на воду канала, а прохожая с любопытством взирала на неё.
б) Синтаксический разбор предложения.
в) Выпишите сказуемое из предложения.
Смотрела, взирала.
– К какой части речи относятся эти слова?
– Что они обозначают?
– Чем отличаются друг от друга?
– Сделайте вывод.
(Это слова одной и той же части речи, которые различные по звучанию, но близкие по смыслу.)
Эти слова называются синонимами.
5. Закрепление изученного материала.
а) Упражнение 109
– Читает ли кто-нибудь из вас словари?
– Полезное ли это дело? Давайте узнаем мнение одного французского поэта.
Ученики находят главную мысль.
(“Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю”)
б) Игра “Узнай словарь”. Видеовыдержки из словаря.
– Сегодня к нам в гости пришли словари. Они о себе расскажут, а вы догадайтесь, что это за словарь, какую информацию о слове вы можете получить в нём.
1) Моё назначение – объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нём толкуются значения 120 тысяч слов. (Толковый)
2) Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. Слова располагаются рядами. (Словарь синонимов)
6.Физкультминутка
в) Игра “Разведчики”
В стихотворении Валентина Берестова спрятались синонимы. Запишите их.
“Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!”-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.
(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)
– Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной)
г) Видеоигры Подбор синонимов к глаголу жить.
1) Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться)
2) Так и остался он бобылём жить. (Вековать)
3) Старик и доныне живёт. (Здравствует)
4) Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормился)
5) Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают)
д) Расположить синонимы в порядке усиления степени выражения основного смысла.
Хотеть, жаждать, желать.
Нестись, бежать, мчаться.
Плестись, идти, тащиться.
ж) Выбрать наиболее подходящий по смыслу синоним и вписать в данный текст.
Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело … (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина … (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек.
з) Отгадай чайнворд
Замени слова синонимами и отгадай чайнворд.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||||||||
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||||||||||
10 |
11 |
Задания и ответы:
7. Домашнее задание
Составить чайнворд. Замени слова синонимами. Обращайтесь к словарю синонимов.
8. Итог урока
– Чему научились на сегодняшнем уроке?
– Что было самым интересным?
– Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?
9.03.2012
urok.1sept.ru
Конспект урока
по русскому языку в 4 классе
на тему:
«Синонимы, антонимы, омонимы»
Учитель Линник Е. В.
Евпатория
2015
Цели: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов- омонимов.
Формируемые УУД
Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение , классификация объектов по выделенным признакам, синтез, подведение под понятие;
Коммуникативные сотрудничество с учителем и со сверстниками, контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Регулятивные постановка учебной задачи, сравнение способа действия и его результат с эталоном, оценивание качества усвоения материала;
Личностные нравственно-этическое оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 64 с. 45 (Чтение слов группами по цепочке, объяснение их написания)
Актуализация знаний
Узнайте слова по их лексическому значению, запишите, подчеркните непроверяемые безударные гласные.
Участок земли со стоячей водой. (Болото)
День, следующий за сегодняшним. (Завтра)
Приветствие при встрече. (Привет)
Совместно, сообща. (Вместе)
В какой-то момент в этом месте. (Здесь)
Спустя некоторое время. (Потом)
Время еды, обычно в середине дня. (Обед)
Выполните звуко-буквенный разбор слова «завтра». (Один ученик работает у доски, коллективная проверка)
Назовите непроверяемую орфограмму в этом слове. (Непроверяемый парный согласный В)
Самоопределение к деятельности
Послушайте стихотворение Б. Бобылевой.
Гиппопотама бегемот
Однажды повстречал:
Вы кто? спросил.
Я бегемот,
Гиппопотам сказал.
Тут возмутился бегемот:
Кто ж я тогда такой?!
А вы, ему ответил тот,
Гиппопотам простой.
Гиппопотаму бегемот
Сказал: «Вы просто лжец!»
С гиппопотамом бегемот
Рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят, и там
Все не решат:
Кто бегемот,
А кто гиппопотам.
Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? (Они говорили об одном и том же, но не поняли друг друга)
Был ли смысл им ссориться и почему? (Нет, потому что слова гиппопотам и бегемот синонимы)
Что такое синонимы? (Слова, близкие по значению, но разные по написанию)
Отгадайте загадку.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит,
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает по морю волны гонять… (Ветер)
Назовите слова, противоположные по значению. (Холод – зной, добрый – злой, загудит – притихнет)
Как называются слова, противоположные оп значению? (Антонимы)
Отгадайте следующую загадку.
Из меня берут порою
Реки свой исток,
А в руках твоих открою
Я любой замок. (Ключ)
Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
Какие еще значения слова ключ вы знаете? (Музыкальный «скрипичный, басовый», а также инструмент для откручивания гаек) Т.е. значений не два, а четыре.
Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет)
Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют абсолютно разные значения? (Омонимы)
Сформулируйте задачу урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы, научиться распознавать такие слова и употреблять их в речи, подбирать к словам синонимы и антонимы)
Работа по теме урока
Работа по учебнику.
Упр. 69 с. 47 (Работа в парах. Коллективная проверка)
Какие слова-синонимы вы подобрали? (Алфавит, азбука)
Какие слова-антонимы вы нашли? (Большие-маленькие, белый-черный)
Какие слова-омонимы вы заметили? (Лисички звери, лисички грибы; норка зверь, норка жилище)
Прочитайте предложения, которые вы составили.
Беседа
Для чего в языке нужны слова, близкие по лексическому значению? (Ответы детей)
Главное достоинство синонимов способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Например, слово Отчизна звучит более торжественно, чем слово Родина. А слово друг означает человека, близкого по духу, на которого можно положиться, тогда ка словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.
Разные виды синонимов используются в официальной, возвышенной речи, или наоборот, в просторечии, в непринужденной обстановке: очи глазища, прибыть приехать.
Работа по учебнику
Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с.48
Подберите антонимы к словам зло, злиться, злой (Добро, успокаиваться, добрый)
Физкульт-минутка
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику (Самостоятельно, коллективная проверка)
Рефлексия
Графический диктант (Учитель читает предложение. Учащиеся записываю его номер и указывают какие слова в нем употреблены: с. синонимы, а. антонимы, о. омонимы)
В глаза хвалит, а за глаза бранит.
Где умному горе, там глупому веселье.
Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
Лодырь и бездельник им праздник и в понедельник.
Ученье свет, а неученье тьма. (Коллективная проверка)
Оцените свою работу на уроке
Подведение итогов урока
Какие слова называются синонимами? антонимами? омонимами? Приведите примеры.
Какую роль они играют в речи?
Домашнее задание
Упр. 73 с.48
infourok.ru