Ответы к олимпиаде по русскому языку для учащихся 4 классов 2013 – 2014 уч. г. Составитель: Старцева О.Н.
Ф.И. участника: ____________________________Класс: ___________________
Поверь в себя! Проверь себя!
Определите ударение в словах: (1 балл – за каждое слово. 11 баллов)
Завидно, квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель, жалюзи.
Распределите слова в три столбика. Запишите слова. (1 балл – за каждое слово. 8 баллов)
РАДИО ШАМПУНЬ ТЮЛЬ КЕНГУРУ КОФЕ ОЧЕРЕДЬ КАКАО ВЕРМИШЕЛЬ
Мужской род | Средний род | Женский род |
ШАМПУНЬ | РАДИО | ВЕРМИШЕЛЬ |
КОФЕ | КАКАО | ОЧЕРЕДЬ |
ТЮЛЬ КЕНГУРУ |
Замените фразеологический оборот одним словом. Запиши слова. (1 балл – за каждое слово. 8 баллов)
Зарубить на носу – запомнить Язык проглотить – молчать
Перемывать косточки – сплетничать Очки втирать – обманывать
Бить баклуши – бездельничать Душа ушла в пятки – испугаться
Задавать стрекача – убегать Надуть губы – обидеться
Восстановите трёхсложные слова, вставив, где надо, буквы, обозначающие гласные звуки. (2 балла – за каждое слово. 10 баллов)
КРМШК | ГРЧЦ | КЛКЛ | ТМБЧК | ХЛДК |
кормушка | горчица | колокол | тумбочка | холодок |
Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свёкла. Какое слово у вас получилось? Запишите слово: река ( За правильный ответ – 2 балла).
Учительница попросила детей придумать слово, в котором 3 буквы и 3 звука. Первая буква Р, вторая буква — гласная, а третья — согласная, обозначающая глухой, твердый звук. В классе было пять групп детей, каждая из которых придумала своё слово. Кто прав? Подчеркните правильные ответы.
1 группа — «рак»; 2 группа – «род»; 3 группа — «русь»; 4 группа — «рот»; 5 группа – «рябь».
(1 балл – за каждое слово. 3 балла)
Расшифруйте пословицы и запишите их. (За каждый правильный ответ -2 балла. Всего: 6 баллов)
Ответ: Старый друг лучше новых двух.
Ответ: Дело мастера боится.
Ответ: Делу – время, а потехе – час.
В “сказочном” языке есть слово жонгивка. Известно, что слово жонгивка изменяется так: жонгивка, жонгивки, жонгивке. У этого слова есть родственные слова: жонгивит, нгива, нгивок.
В словах жонгивка, пыбучка, лужезка одинаковый суффикс. В словах жонгивка, жобамю, жоларка
Расшифруйте и запишите слова, буквы которых обозначены цифрами, обозначающими их порядковый номер в алфавите. (За каждое слово – 2 балла. Всего: 6 баллов)
Раздел грамматики, в котором изучается слово как часть речи – 14, 16, 18, 22, 16, 13, 16, 4, 10, 33. Ответ: Морфология
Раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов –
16, 18, 22, 16, 4, 18, 1, 22, 10, 33. Ответ: Орфография
Раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки – 17, 21, 15, 12, 20, 21, 1, 24, 10, 33. Ответ: Пунктуация
Срочно нужен нам судья объясните: правда чья? Обозначь кружочком ложь, если в строчках ты найдёшь.
(За правильный ответ – 2 балла. Всего: 2 балла)а) в конце предложения всегда ставится точка;
б) при переносе нельзя отрывать Ь от предшествующей согласной; _________
в) слово «шила» – глагол;
г) в предложении «Ольга с Ильёй ели яблочный пирог» 10 мягких согласных звуков; ________
д) в слове «монстр» 2 слога;
е) окончание – это изменяемая часть слова. __________
Отгадайте шарады. Запишите полученные слова. (За каждое слово – 2 балла. Всего: 12 баллов)
Наш первый слог тот отгадает, Ответ: дорога | Она всегда шипит сердито, Второго корабли боятся, А целое весной летает и жужжит, То сядет на цветок, то снова улетит. Ответ: шмель | Первое на земле валяется, Ответ: сорока |
В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте. Ответ: расписание | Предлог с частицей – по бокам, Идёт к пушистым волосам, А в середине – палка, А потеряешь – жалко. Ответ: заколка | Начало – присоединительный союз, За ним – одна лишь буква алфавита, И будет, предсказать я вам берусь, Машинами вся улица забита. Ответ: затор |
Владелец киоска задумался, как подписать этикетку к Orbit. Помоги ему выбрать верный вариант:
( За правильный ответ – 2 балла. Всего: 2 балла)
1) жевачка 2) жувачка 3)живачка 4) жвачка 5) жывачка
13. Определите, сколько мягких согласных звуков в слове «зелёная»? (За правильный ответ – 2 балла)
1) 1 2) 3 3) 4 4) 2
14. Из каждой пары слов составь одно новое слово на тему «Школа». (За каждое слово – 2 балла. Всего: 8 баллов)
СОВОК+РИСК= кроссовки | ТОВАР+КУЧА= авторучка |
ТРИО+КЕДР= директор | КОН+ЗОВ=звонок |
15. Запиши слова по транскрипции: (За каждое слово – 1 балл. Всего: 6 баллов)
[дошт’] | [ т’этрат’] | фарэл’] | [ [тр’эл’] | [л’эсн’ица] | [бал’эз’н’] |
Ответ: дождь | Ответ: тетрадь | Ответ: форель | Ответ: трель | Ответ: лестница | Ответ: болезнь |
16. В данных предложениях «спрятались» термины русского языка, найдите их. (За каждое слово – 3 балла. Всего: 12 баллов). Максимальный балл за работу: 100 баллов.
К месту происшествия явился пристав Карпунин. | Ответ: приставка |
В новой квартире не было окон. Чан и его работники стали быстро работать. | Ответ: окончание |
Быстро деревья осенью покроются пестрой листвой. | Ответ: род |
В магазине мячи сложили на верхние полки. | Ответ: число |
Если есть труд – значит, будет и успех! Спасибо за работу!
kopilkaurokov.ru
Внеурочная деятельность ∙ 4 класс ∙ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ
Автор презентации
Коровина Ирина Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №9»
г.Сафоново Смоленской области
ШАРАДА — загадка, требующая определения какого-либо слова, на основании двойного его описания: звукового и смыслового.
Шарада основана, таким образом, на игре словами. Когда слова связаны не только в звуке своём, но и в смысле, — она приобретает особую выразительность и представляет собою род каламбура.
Шарада встречается и в прозаической, и в стихотворной форме.
В фольклоре шарады почти неизвестны;
в письменной литературе были популярны в салонной культуре XVII—XVIII вв. (в форме стихотворений и инсценировок).
Пример шарады:
Мой первый слог — на дереве, Второй мой слог — союз. А в целом я — материя И на костюм гожусь.
Звуковое описание:
сук + но
Смысловое описание:
сукно
Разгадай шараду
вопрос
№1
Мой корень в просьбе заключён
( в ней он озвучен и смягчён).
Приставка – в воплощеньи где-то,
На целое – все ждут ответа.
Разгадай шараду
волна
№2
Мой первый слог – могучий бык,
К труду он тяжкому привык.
Второй мой слог – простой предлог.
А я качусь на берег моря
В короне пенной, с ветром споря.
Разгадай шараду
заколка
№3
Предлог с частицей – по бокам,
Идёт к пушистым волосам,
А в середине – палка,
А потеряешь – жалко.
Разгадай шараду
затор
№4
Начало – присоединительный союз,
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита.
Разгадай шараду
какао
№5
Раз – частица, два – частица, заключили мы союз;
К нам пришёл ещё предлог – получился порошок.
Если этот порошок молоком разбавим,
Удовольствие большое всем друзьям доставим.
Разгадай шараду
рассказчик
№6
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же , что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
Разгадай шараду
преподавание
№7
Корень тот же, что в слове отдавать,
Приставка взята из слов преграда и посылка,
Суффикс и окончание взяты из слова знание.
Разгадай шараду
выносливый
№8
Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,
Приставку в слове выписать,
Корень в слове преподносить.
Разгадай шараду
сочинение
№9
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надёжно,
Суффикс в гудении явно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
Разгадай шараду
оценка
№10
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Автор шаблона Панова Валентина Викторовна
Ученица
Ученик
Фон лист тетради
Для презентации:
Информация – http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5581/%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0
Смайлик – вопрос http://assetsro.tpu.ro/assets/users_profile/2011/11/09/819615/images1111111.jpeg
Волна http://ecx.images-amazon.com/images/I/31DbHIl3ZqL.jpg
Вол http://png.clipart.me/previews/0ff/gaur-clip-art-43222.jpg
Заколка http://womanmirror.ru/wp-content/uploads/2014/11/2052620.jpg
Пробка на дороге http://johnsonrealtysolutions.com/wp-content/uploads/2014/07/traffic-jam-270×250.jpg
Какао http://cs629429.vk.me/u1261612/video/l_7e945526.jpg
Рассказчик http://cp14.nevsepic.com.ua/225/22422/1396307630-2-54.jpg
Преподавание http://moodle.lynfield.school.nz/pluginfile.php/6165/coursecat/description/math_properties.gif
Выносливый http://www.clipartbest.com/cliparts/McL/Lqy/McLLqyq7i.jpeg
Сочинение https://gym1505.ru/sites/default/files/news/sochinenija-300×217.jpg
Ученик http://ya-teacher.web-box.ru/_mod_files/ce_images/zagruzhennoe.jpg
Задания – Олимпиады по русскому языку 4 класс, авт.Орг А.О., Белицкая Н.Г., изд. «ЭКЗАМЕН» М:2014г
Весёлая грамматика, авт. Волина В.В., изд. «Знание» 1995г.
Ресурсы:
uchitelya.com
Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Запишите данные слова в родительном падеже множественного числа:
носок, туфля, чулок, яблоня, весло, апельсин, капля, знамя, ботинок, шляпа. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставь нужную букву в начале слова:
(с,з) дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з) говориться, (с,з) беречь, (с,з) дешний, (с,з)десь.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Составьте словосочетания «прил. + сущ.» со словами:
кофе, сирень, шампунь, простыня, кенгуру, Сочи, эскимо,
такси.
Замените данные словосочетания близким по значению глаголом: задирать нос __________________ ;
бить баклуши ;
высасывать из пальца .
5.В каждой группе слов найдите лишнее слово и подчеркните его:
а) молоко, бревно, пальто, число, весло;
б) клевета, забота, весна, победа, истина;
в) звук, жест, долг, глаз, рукав;
г) они, мы, сани, вы, ты;
д) олень; прорубь, рояль, щавель, шампунь.
6. Запишите 3 слова, в котором букв больше, чем звуков, а затем 3 слова, в которых звуков больше, чем букв. (6б.)
7. Перепишите имена существительные собственные, где надо заключите в кавычки:
книга Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Черногорск.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
8. Выпишите словосочетания, где глагол употреблён в переносном значении:
играть мячом, обливаться слезами, водить занос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, подаёт пальто, проглотил язык, солнце светит. (5б.)
9. Разгадай слова и найди лишнее слово в каждом столбике
к, р, в, и , о, й е, т, л, а ;
к, р, а, в, ы, й, с, и, а. т, п, л, а, р ;
о, х, р, о ,и, ш, р, б, ё ,з, о, в, е ,й, ы ;
л, ь, и, ф, м ё, к, а щ, т .
10. Расшифруй предложение, запиши его, определи члены предложения и части речи.
Рыбунескотинакрышесъел.
____________________________________________________________________
11. Прочитай слова . Произнеси звуки в обратном порядке, запиши полученные слова.
дог , кот , араб , лог , люк , парк
________________________________________________________________________
Олимпиадные задания по русскому языку
4 класс
Разгадай шарады:
__________________ + ________________________ = ___________________
группа певцов крупное кровососущее насекомое
__________________ + _____________________ = _____________________
воронье слово антоним слова «верх»
____________________ + ______________________ = ____________________
древнерусское название лба промежуток времени в 100 лет
Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Восстанови пословицы.
Век живи – __________________________________
Чужими руками – ______________________________
Хлопот полон рот, _______________________________
Волков бояться – ________________________________
Ученье – свет, ____________________________________
Мягко стелет, _____________________________________
В пословицах найди имя существительное в косвенном падеже, которое при изменении ударения станет именем собственным. Придумай с этим существительным два предложения, в одном из которых оно будет именем собственным, а в другом – именем нарицательным. В придуманных предложениях подчеркни грамматические основы.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Какой частью речи могут быть следующие слова:
Покрой, жгут, стих, пила
Составь с каждым значением слова словосочетание.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие прилагательные можно образовать от слова два и существительных:
глава (голова ), знак, лицо, слог, смысл, ствол, ведро, год, месяц.
Запишите получившиеся слова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подбери антонимы к многозначным словам:
Мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал), мягкий (воск, свет).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Решите орфографическую задачу, вставляя нужную букву в начале слова. Выделите приставку в слове.
(с,з)дание,(с,з)жать,(с,з)давать,(с,з)делать,(с,з)десь,(с,з)беречь,(с,з)гиб,(с,з)говориться,(с,з)дешний,(с,з)дравствуй, не видно не (з,с)ги,(с,з)бить .
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Учитель дал задание поставить во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно.
Запишите (в форме именительного падежа) возможные варианты ответа для каждого слова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку
4 класс
Разгадай шарады:
ОТВЕТ: хоровод, карниз, человек (3 балла)
Дан текст в транскрипции:
У меня печальный вид.
Голова моя болит.
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это грипп.
Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу. (6 баллов)
3. Волков бояться – в лес не ходить.
Чужими руками жар загребать легко.
Хлопот полон рот, а перекусить нечем.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Век живи – век учись.
Мягко стелет, да жестко спать.
За каждую верно восстановленную пословицу – 0,5 балла.
Итого – 3 балла.
Волков (имя собственное), волков (имя нарицательное).
За верно найденное слово и омоним – 1 балл.
За каждое составленное с одним из омонимов предложение – 2 балла.
За правильно подчеркнутые грамматические основы – по 1 баллу за каждую основу.
4. Составь с каждым значением слова словосочетание.
За каждое составленное словосочетание 1 балл
5. Какие прилагательные можно образовать от слова два и существительных: глава (голова ), знак, лицо, слог, смысл, ствол, ведро, год, месяц. Запишите получившиеся слова
За каждое составленное слово – 1 балл
6. Мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал), мягкий (воск, свет).
ОТВЕТ: глубокий, крупный; черствый, старый; твёрдый, яркий (3 балла)
7. Здание, сжать, сдавать, сделать, здесь, сберечь, сгиб, сговориться, здешний, здравствуй, не видно не зги, сбить.
( за каждое правильное слово 0,5 балла )
8. Листы, листья;
корни, коренья;
зубы, зубья;
пропуска, пропуски. ( за каждое правильное слово 0,5 балла )
9. За каждое верно подобранное прилагательное – 2 балла.
Ответ: хвост, холод – собачий;
нервы, трубы – стальные;
перстень, характер – золотой;
жизнь, конфета – сладкая.
Олимпиадные задания по русскому языку
1. Подчеркни слова, в которых есть [Йۥ ]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
2. Вставь буквы и поставь ударение.
Алф…вит, др…мота, кр…пива, щ…вель, кр…сивее, зв…нит, к…л…метр.
3. Подбери синонимы.
Страж ______________, зодчий________________, кладезь______________, вопить______________, перст____________________.
4. Из каждого слова каждой строчки возьми 1 слог и образуй новое слово.
А) Пластинка, картинка, павлин _________________________________
Б) Сапоги, парашют, фантазия __________________________________
В) Косари , заморозки, лётчик ___________________________________
5. Прочитай предложение. Найди ошибки. Запиши предложение верно.
А) Повар посолил суп солью. ____________________________________________________________________
Б) У Юры жил молодой котёнок.________________________________________
В) На хрустальной люстре было много висячих висюлек. ____________________________________________________________________
6. К прилагательным подбери существительное с шипящим на конце.
Красивая____________________; чёрный_____________________________;
стрый ______________________; колючий_____________________________;
золотая_____________________; ночная _____________________________.
Арифметическая грамматика.
С+ хвойный лес = _________________
С+ спрятанные ценности =___________________
8. Подчеркни слова с приставками. Выдели приставки.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик. Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
9. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки – _____________________ хозяева – __________________________
туфли – _____________________ санатории – ________________________
носки – _____________________ помидоры – ________________________
килограммы – _________________ каникулы – _______________________
ботинки – _____________________ домишки – ________________________
10. Замени словосочетания наречиями.
Перегоняя друг друга – ______________________________
На пустой желудок – _________________________________
С давних пор – ______________________________________
Каждую минуту – ____________________________________
На две равные части – ________________________________
11. Что кому? Вспомните известные вам устойчивые выражения (фразеологизмы) и запишите их, используя слова из списка. (Можно изменять форму слова.)
Собака, слон, кот, рыбка, корова.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой
будут употреблены в переносном значении.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
итого
Кол-во баллов
Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку
1. Подчеркни слова, в которых есть [Йۥ ] За каждое правильное слово 0,5 б.
И вскользь мне бросила змея: За неверное слово – 0,5 б.
«У каждого судьба своя!»
Но я то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
2. Вставь буквы и поставь ударение.
Алфавит, дремота, крапива, щавель, красивее, звонит, километр. 3 б.
3. Подбери синонимы. (5 б.)
Страж – хранитель, блюститель, охранник; зодчий – архитектор, кладезь -колодец , вопить – кричать, перст_ – палец.
4. Из каждого слова каждой строчки возьми 1 слог и образуй новое слово.
А) Пластинка, картинка, павлин – пластилин ( 3 балла)
Б) Сапоги, парашют, фантазия – сарафан
В) Косари , заморозки, лётчик – самолёт
5. Прочитай предложение. Найди ошибки. Запиши предложение верно.
А) Повар посолил суп солью. Повар посолил суп.
Б) У Юры жил молодой котёнок. У Юры жил котёнок.
В) На хрустальной люстре было много висячих висюлек. На хрустальной люстре было много висюлек. (3 балла)
6. К прилагательным подбери существительное с шипящим на конце.
Красивая шаль; чёрный плащ ; (6 б.)
Стрый стриж; колючий ёж;
Золотая рожь; ночная тишь.
7. Арифметическая грамматика. (3 балла)
С+ хвойный лес = Сбор
С+ спрятанные ценности =склад
Подчеркни слова с приставками. Выдели приставки.
(1 балл за каждую правильную строку)
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик. Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
9. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа: За каждое правильное слово 0,5 б.
чулки –чулок хозяева -хозяев
туфли – туфель санатории – санаториев
носки – носков помидоры – помидоров
килограммы – килограммов каникулы -каникул
ботинки –ботинок домишки – домишек
10. Замени словосочетания наречиями. ( 5 б.)
Перегоняя друг друга -наперегонки
На пустой желудок -голодно
С давних пор – издавна
Каждую минуту – ежеминутно
На две равные части – поровну
11. Что кому? Вспомните известные вам устойчивые выражения (фразеологизмы) и запишите их, используя слова из списка. (Можно изменять форму слова.) 1 балл за каждый фразеологизм
Собака, слон, кот, рыбка, корова.
12. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении. (6 б.)
Седой туман, седой старик; бархатный сезон, бархатный костюм; прямой разговор, прямой нос, путь.
Максимально 49 б. + за дополнительный фразеологизм.
infourok.ru
А вот интересные шарады в стихах с ответами:
На первом стоит часовой,
Второй в лесу зеленеет,
И в целом — только стемнеет,
Ты ляжешь, и кончен твой день трудовой. (Ответ: Постель: пост+ель).
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в капели капает вода.
Местоимение — слог второй,
А в целом — школьный столик твой. (Ответ: Парта: пар+та).
Моё начало — буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А летом и весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Ответ: Шмель: ш+мель).
Слог первый мой — предлог,
Второе — летний дом,
А целое порой решается с трудом. (Ответ: Задача: за+дача).
Восклицание, утверждение,
Всё — поэта сочинение. (Ответ: Ода: о+да).
Первое с удовольствием я восклицаю,
Второе с книжных полок я снимаю,
Когда же первое со вторым соединится,
Получится мельчайшая частица. (Ответ: Атом: а+том).
Ты найдёшь меня на дне в синем море.
И во мне от начала до конца
Два предлога и три «ца». (Ответ: Устрица: у+с+три+ца).
Две ноты и предлог,
Соединяясь дадут гудок. (Ответ: Сирена: си+ре+на).
Начало слова — лес,
Конец — стихотворение,
А целое растёт,
Хотя и не растение. (Ответ: Борода: бор+ода).
Начало — голос птицы,
Конец — на дне пруда.
А целое в музее
Найдёшь ты без труда. (Ответ: Картина: кар+тина).
Начало — нота,
Потом оленя украшение.
А вместе — место
Оживлённого движения. (Ответ: Дорога: до+рога).
Начало деревом зовётся,
Конец — читатели мои,
Здесь в книге, целое найдётся,
Ведь в каждой строчке лишь они. (Ответ: Буквы: бук+вы).
skorogovorki.com
Пономарёва Т.Р.
Дидактичесий материал по русскому языку ( 3-4 класс)
С самых первых дней обучения ученика в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка, вырабатывать чутьё к языку. Для учащихся младших классов – занимательные и игровые задания играют первостепенную роль. Занимательность – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом. Выполнению этой задачи помогает, наряду с учебником, различный дополнительный занимательный материал по русскому языку.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявлять сообразительность, находчивость, а главное – развивать коммуникативную активность.
Предлагаю вам, дидактических материал, который я использую как на уроках русского языка, который прибавит вашему уроку яркости и разнообразия, а также на занятиях внеурочной деятельности “Занимательная грамматика”, для подготовки к олимпиадам.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
Шарада– это усложнённая форма загадки. Шарада – это слово, которое нужно сложить из слогов. Каждый слог – маленькая загадка. Так несколько мини-загадок, сложенных в стихотворную форму, образуют шараду. Шарады развивают сообразительность.
Начало – мышки писк в траве.
Конец – на бычьей голове.
Бывает яблочным, капустным,
Румяным, пышным, очень вкусным.
(пи-рог)
Из списка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там возьмите
То, что не раз едали вы.
(пи-рог)
Мой первый слог к себе зовет,
Второй слог – дом наоборот.
(ко-мод.)
Я – травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
А переставишь ударение,
Я тут же превращусь в конфету.
(ирис)
Мой первый слог мычит корова,
Не будет гаммы без второго.
Обозначает третий слог
Все то, что сверху, он – предлог.
Все слоги вместе – это я,
Морская страшная змея.
(му-ре-на)
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно.
(нос-сон)
Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить вмиг,
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(ноша-юноша)
Слог первый – восклицание,
Второй – достоин порицания,
А целое – на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает.
(о-гонь)
С твердым «Л» я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только «Л» смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка-полька)
Начало – нота,
Потом оленя украшение.
А вместе – место
Оживленного движения.
(до-рога)
Начало – деревом зовется,
Конец – читатели мои.
А в книге целое найдется
И в каждом слове есть они.
(бук-вы)
Я состою из двух слогов.
Ты отгадать меня готов?
Сначала нота прозвучала,
Потом важнейшая приправа.
А вместе овощ я в саду,
В стручке на грядке я расту.
(фа-соль)
Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
«В тумане моря голубом».
(пар-ус)
Часть первая на земле остается,
Когда по ней кто-то пройдет.
Вторая – дается ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге.
(след-опыт)
Философ – первый слог шарады,
К нему союз прибавить надо,
Последний слог – местоимение.
Все – в музыке произведение.
(кант-та-та)
Начало – голос птицы.
Конец – на дне пруда.
А целое, в музее найдется без труда.
(кар-тина)
Мой первый слог – предлог.
Второй – сигнал беды.
А весь я иногда
Так нужен для воды.
(на-сос)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – поставь меня в вазу.
Но с буквою «К» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.
(роза-коза)
Первый слог – мужское имя,
Буква гласная – второй.
Слово в целом – знак почтовый,
Угадайте вы, какой?
(марк-а)
Слог первый мой – предлог,
Второй – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
(за-дача)
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго – корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной жужжит:
То сядет на цветок, то снова полетит.
(ш-мель)
Первое – нота, второе – игра,
Целое встретится у столяра.
(до-лото)
Первый слог мой – предлог,
Второй – достоин порицания,
А вместе все – животного названье.
(о-лень)
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоимение – слог второй,
А в целом – школьный столик твой.
(пар-та)
Мой первый слог в линейках нотных,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(до-рога)
Я синоним к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву К,
И я козляток съем.
(вол-к)
Часть первая – предлог, он всем знаком.
Вторая часть – густой сосновый лес.
А словом в целом окружают лес,
Чтобы коварный вор в него не влез.
(за-бор)
Пономарёва Т.Р.
Дидактичесий материал по русскому языку ( 3-4 класс)
С самых первых дней обучения ученика в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка, вырабатывать чутьё к языку. Для учащихся младших классов – занимательные и игровые задания играют первостепенную роль. Занимательность – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом. Выполнению этой задачи помогает, наряду с учебником, различный дополнительный занимательный материал по русскому языку.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявлять сообразительность, находчивость, а главное – развивать коммуникативную активность.
Предлагаю вам, дидактических материал, который я использую как на уроках русского языка, который прибавит вашему уроку яркости и разнообразия, а также на занятиях внеурочной деятельности “Занимательная грамматика”, для подготовки к олимпиадам.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
Шарада– это усложнённая форма загадки. Шарада – это слово, которое нужно сложить из слогов. Каждый слог – маленькая загадка. Так несколько мини-загадок, сложенных в стихотворную форму, образуют шараду. Шарады развивают сообразительность.
Начало – мышки писк в траве.
Конец – на бычьей голове.
Бывает яблочным, капустным,
Румяным, пышным, очень вкусным.
(пи-рог)
Из списка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там возьмите
То, что не раз едали вы.
(пи-рог)
Мой первый слог к себе зовет,
Второй слог – дом наоборот.
(ко-мод.)
Я – травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
А переставишь ударение,
Я тут же превращусь в конфету.
(ирис)
Мой первый слог мычит корова,
Не будет гаммы без второго.
Обозначает третий слог
Все то, что сверху, он – предлог.
Все слоги вместе – это я,
Морская страшная змея.
(му-ре-на)
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно.
(нос-сон)
Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить вмиг,
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(ноша-юноша)
Слог первый – восклицание,
Второй – достоин порицания,
А целое – на севере бывает,
И жителей тех мест и греет, и питает.
(о-гонь)
С твердым «Л» я на стене,
Книги, например, на мне,
Но как только «Л» смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка-полька)
Начало – нота,
Потом оленя украшение.
А вместе – место
Оживленного движения.
(до-рога)
Начало – деревом зовется,
Конец – читатели мои.
А в книге целое найдется
И в каждом слове есть они.
(бук-вы)
Я состою из двух слогов.
Ты отгадать меня готов?
Сначала нота прозвучала,
Потом важнейшая приправа.
А вместе овощ я в саду,
В стручке на грядке я расту.
(фа-соль)
Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
«В тумане моря голубом».
(пар-ус)
Часть первая на земле остается,
Когда по ней кто-то пройдет.
Вторая – дается ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге.
(след-опыт)
Философ – первый слог шарады,
К нему союз прибавить надо,
Последний слог – местоимение.
Все – в музыке произведение.
(кант-та-та)
Начало – голос птицы.
Конец – на дне пруда.
А целое, в музее найдется без труда.
(кар-тина)
Мой первый слог – предлог.
Второй – сигнал беды.
А весь я иногда
Так нужен для воды.
(на-сос)
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – поставь меня в вазу.
Но с буквою «К» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.
(роза-коза)
Первый слог – мужское имя,
Буква гласная – второй.
Слово в целом – знак почтовый,
Угадайте вы, какой?
(марк-а)
Слог первый мой – предлог,
Второй – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
(за-дача)
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго – корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной жужжит:
То сядет на цветок, то снова полетит.
(ш-мель)
Первое – нота, второе – игра,
Целое встретится у столяра.
(до-лото)
Первый слог мой – предлог,
Второй – достоин порицания,
А вместе все – животного названье.
(о-лень)
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоимение – слог второй,
А в целом – школьный столик твой.
(пар-та)
Мой первый слог в линейках нотных,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(до-рога)
Я синоним к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву К,
И я козляток съем.
(вол-к)
Часть первая – предлог, он всем знаком.
Вторая часть – густой сосновый лес.
А словом в целом окружают лес,
Чтобы коварный вор в него не влез.
(за-бор)
kopilkaurokov.ru
2
3
4
1
5
Проверь себя
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте
Мой корень в «просьбе» заключён
(в ней он озвучен и смягчён)*
Приставка -в «воплощенье» где-то,
На целое все ждут ответа.
.3. Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
4.Корень мой находится в «цене»,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
5.Крик птицы –это первый слог
Второй –известный нам предлог
А третий –бурная волна
А теперь шарада всем ясна.
infourok.ru
В БЛОГАХ… еще… КОММЕНТАРИИ еще… “Нет сейчас людей, кто бы был не знаком с Fashion иллюстратором, чьё имя – … Благодарю Вас, Нина Трофимовна, за оценку материала! Галина Эриевна, очень понравилась мысль с письмами, жаль только, что для того, ч… Галина Эриевна, чиновники и правительства у нас-то разные, но тенденции одинаков… Галина Эриевна, спасибо за отзыв. Рада поделиться идеей, приятно, что Вам понрав… Галина Эриевна, благодарю за участие в дискуссии.С Вашим мнением трудно не согла… |
|
easyen.ru