Проект похвальное слово знакам препинания 4 класс презентация: Презентация 4 класс “Похвальное слово знакам препинания”

Содержание

Презентация проекта “Похвальное слово знакам препинания”

Слайд 1

«Похвальное слово знакам препинания» проект по русскому языку Выполнили: ученики 4 класса МБОУ « Сугровская ООШ»

Слайд 2

Цель проекта: Узнать какую роль играют знаки препинания на письме и как с помощью них можно выражать свои мысли и чувства. Задачи проекта: поработать с источниками интернета и узнать всё о знаках препинания; провести исследование на любом стихотворении и узнать какую роль выполняют в нём знаки препинания; посмотреть в учебнике по литературному чтению разнообразные произведения, в которых много знаков препинания; определить их роль в предложениях; проанализировать собранную информацию.

Слайд 3

Гипотеза: Знаки препинания влияют на смысл сказанного или прочитанного, с помощью них можно выразить свои мысли и чувства. … Продукт проекта: доклады и презентация на данную тему. :

Слайд 4

Актуальность проекта. В нашей жизни мы часто пользуемся знаками препинания, порой не задумываясь об их роли в предложении. Писатели и поэты прошлого очень щедро пользовались знаками препинания в своих произведениях. Оказывается, эти знаки играют большую роль в текстах. Мы проведём своё исследование, проанализируем стихи разных поэтов и узнаем, почему даже одна запятая может изменить смысл написанного текста.

Слайд 5

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка . запятая , точка с запятой ; двоеточие : многоточие … вопросительный знак ? восклицательный знак ! тире – скобки ( ) кавычки « »

Слайд 6

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

Слайд 7

Точка помогает выде-лить на письме то, что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания. У неё особый пост В самой малой строчке. Если точка – вывод прост: Это значит точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать. Точку слышать надо. И хотя она твердыня В книге и в тетради, Без особого труда Можно с ней поладить, Если только мысли нить От воды избавить, Если точку не забыть Вовремя исправить.

Слайд 8

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. В русском языке запятая и спользуется: д ля разделения (между частями сложного предложения, при одно- родных членах) д ля выделения (обращения )

Слайд 9

О т одной запятой может зависеть жизнь человека! Т рагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Е го участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит. Эдуард II

Слайд 10

Куда поставить запятую? Казнить, нельзя помиловать!

Слайд 11

Куда поставить запятую? Казнить н ельзя , помиловать!

Слайд 12

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чём? Вот какой я мастак – Вопросительный знак.

Слайд 13

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим: громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения – Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

Слайд 14

Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки… Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы! Знаки препинания Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие… Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?! Елена Ковалёва

Слайд 15

Знаки препинания – это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными. Очень важно писать и читать грамотно. Уважая пунктуацию, мы всегда будем поняты правильно.

Слайд 16

Вывод: В ходе работы над проектом мы узнали, что, знаки препинания очень важны и нужны в нашей жизни. С помощью них мы можем выражать на письме разнообразные эмоции и по- разному передавать информацию окружающим. Иногда, от одной запятой может зависеть жизнь и счастье человека, поэтому нам необходимо обязательно изучать русский язык, чтобы быть грамотными и современными людьми. :

«Похвальное слово знакам — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации: Проект ученика 4 «В»класса Петренко Ивана на тему: «Похвальное слово знакам препинания!»

Изображение слайда

2

Слайд 2

У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания.

Изображение слайда

3

Слайд 3: Прибежал Чудак Восклицательный знак

Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: Ура! Долой! Караул! Разбой! Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления)

Изображение слайда

4

Слайд 4: Притащился кривоносый Вопросительный знак

Задает он всем вопросы: – Кто? – Кого? – Откуда? – Как? Вопросительный знак требует ответа.

Изображение слайда

5

Слайд 5: Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке

Запятая используется: для разделения (между частями сложного предложения, при одно- родных членах)

Изображение слайда

6

Слайд 6

Запятая – особа не простая! Отнесешься к ней без уважения, изменится весь смысл предложения ! Казнить нельзя, помиловать! Казнить, нельзя помиловать! Иногда, от одной запятой может зависеть жизнь и счастье человека, поэтому нам необходимо обязательно изучать русский язык.

Изображение слайда

7

Слайд 7

Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена.

Изображение слайда

8

Слайд 8: В русском языке 10 знаков препинания:

точка . запятая , точка с запятой ; двоеточие : многоточие … вопросительный знак ? восклицательный знак ! тире – скобки ( ) кавычки « »

Изображение слайда

9

Слайд 9: Знаки препинания –   это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными

Изображение слайда

10

Слайд 10

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.

Изображение слайда

11

Последний слайд презентации: Проект ученика 4 «В»класса Петренко Ивана на тему: «Похвальное слово знакам

Спасибо за внимание!

Изображение слайда

ПРОЕКТ по русскому языку 4 класса Похвальное слово знакам — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации

ПРОЕКТ по русскому языку Ученика: 4 класса Похвальное слово знакам препинания Внимание! Внимание! Мы знаки препинания! Тире, знак восклицания, Кавычки, двоеточие, И прочее, и прочее. ..

Изображение слайда

2

Слайд 2

Знаки препинания — это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Знаки препинания Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак — это знаки конца предложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой — это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, употребляется одна запятая или тире:, 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи.

и.т.д.

Изображение слайда

3

Слайд 3

Восклицательный знак: Друзья мои, приятели, Живу я много лет, Примите восклицательный Мой пламенный привет! Вопросительный знак : Разные вопросы Задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Междометие: Мне, – сказало Междометие, – Интересно жить на свете! Выражаю поощрение, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищение, Возмущение, привет… Знаки препинания

Изображение слайда

4

Слайд 4

ТОЧКА. Точка ставится в конце. Правда же, подружки? Если точки на лице, Их зовут веснушки. , ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ; Если вдруг подъем крутой Иль длинная дорожка, Встретив точку с запятой, Отдохни немножко! ЗАПЯТАЯ, Я девица занятая, Мое имя Запятая Мне едва хватает дня, Все, чуть что, зовут меня! ДВОЕТОЧИЕ : Зовусь я двоеточие, И я не то, что прочие, Я знак ужасно важный, Взгляни – я двухэтажный! ТИРЕ – Я не черточка, не минус, Я прошу, не путай ты нас. Все меня “тире” зовут, Нужно – буду тут как тут. СКОБКИ ( ) Нам друг без друга скучно, Друг с другом мы – Неразлучно КАВЫЧКИ ” ” Что за глупые привычки: Всюду врозь да всюду врозь. Мы кавычки, мы сестрички, Так у нас уж повелось: Вместе мы гуляем, Праздники встречаем, Очень крепко дружим, В “Синтаксисе” служим. Знаки препинания

Изображение слайда

5

Слайд 5

Знаки препинания МНОГОТОЧИЕ. .. Рядом три Сестрички-точки, Значит, нет конца У строчки, На рисунке это здесь показано. Многоточием зовемся, Если за руки возьмемся, Значит, в строчке Что-то недосказано…

Изображение слайда

6

Слайд 6

У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак – Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задаёт он всем вопросы: Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие. И прочие, и прочие, и прочие… Заявили запятые: – Мы – особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. – Если нет над нами точки, Запятая – знак пустой! – Отозвалась с той же строчки Тётя точка с запятой. Двоеточие, мигая, Закричало: -Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой,- Потому что я в два раза Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу. За порядком я слежу. – Нет…- сказало многоточие, Еле глазками ворочая,- Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие… Знаки препинания

Изображение слайда

7

Слайд 7

Знаки препинания – Нет. ..- сказало многоточие, Еле глазками ворочая,- Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие… Вопросительный знак Удивился: – То есть как? Восклицательный знак Возмутился: -То есть как! – Так,- сказала точка, Точка-одиночка.- Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас.

Изображение слайда

8

Последний слайд презентации: ПРОЕКТ по русскому языку Ученика: 4 класса Похвальное слово знакам

Знаки препинания Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются  знаками препинания. В русском языке есть такой очень важный раздел, как пунктуация. В нём изучаются знаки препинания, правила их расстановки. Необходимо знать – знаки препинания в русском языке!

Изображение слайда

Презентация по русскому языку на тему “Похвальное слово знакам препинания” (4 класс)

«Похвальное слово

знакам препинания»

проект по русскому языку МБОУ « Мичуринская С О Ш» Никитченко Дарьи

Пунктуация

это раздел науки

о языке,

в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В письменном русском тексте

10 знаков препинания:

  • точка .
  • запятая ,
  • точка с запятой ;
  • двоеточие :
  • многоточие
  • вопросительный знак ?
  • восклицательный знак !
  • тире
  • скобки ( )
  • кавычки « »

До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами,

или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно

в 1480-е годы появилась точка,

в 1520-е — запятая

Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса.

Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки.

У неё особый пост

В самой малой строчке.

Если точка – вывод прост:

Это значит точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слышать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Вовремя исправить.

Точка помогает выде-лить на письме то,

что мысль закончена. Если в устной речи мы можем воспользоваться паузами разных длин и характера, то на пись-ме обязательно должны прибегнуть к точке. Она выражает интонацию законченного утвердительного высказывания.

В русском языке запятая

используется:

  • для разделения

(между частями сложного

предложения, при одно-

родных членах)

  • для выделения

(обращения )

Наиболее распространённым знаком препинания

в русском языке считается запятая.

От одной запятой может зависеть жизнь человека! Трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Он пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена – Изабелла. Король был взят в плен.

Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы. Его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики получили записку: «Эдуарда II убить не смейте помиловать» . Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо. Они хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

Эдуард II

Разные вопросы

задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?

Кто? Кому?

Который? Чья? Какие? В чём?

Вот какой я мастак –

Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак

Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим:

  • громко,
  • с волнением,
  • выражаем
  • удивление,
  • восхищение,
  • удовольствие,
  • гнев,
  • возмущение,
  • презрение,
  • радость,
  • гордость

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения –

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.

Если есть неточности, Или недомолвки – Тут же многоточие Устранит все толки… Запятая, дефис, Даже двоеточие – Знаки – просто прелесть, Так же, как и прочие! Но всего важнее – Вовремя проститься: Точка! А под нею – Пол пустой страницы!

Знаки препинания

Бегает по строчкам Взгляд лукавых глаз, Ищет многоточие… Есть в стишке у Вас? Знаки препинания Обожаю издавна! Привлеку внимание – Знаками (невидными)! Вот он – восклицательный, Вытянулся в струнку… Очень обаятельный Знак! Как будто юнкер! Знак же вопросительный Что-то вопрошает – Он такой стеснительный… Ничего не знает?!

Елена Ковалёва

К знакам препинания надо относиться почтительно потому что,

они расставляют

акценты в тексте.

Знаки препинания – это возможность понимать друг друга с помощью литературы, печатного слова. Наши устные и письменные фразы должны быть яркими и понятными.

Очень важно писать и читать грамотно.

Помните,

что уважая пунктуацию,

мы всегда будем поняты правильно.

проект по русскому языку 4 класс “знаки препинания”


Зачем нужны знаки препинания: их роль в русском языке

Наверное, все знают, зачем нужны знаки препинания – они разделяют текст на смысловые части, дают ему эмоциональную окраску, с их помощью становится понятно, данное предложение вопросительное, утвердительное или восклицательное. Чтобы заинтересовать школьника в изучении синтаксиса, в школьной программе есть сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания, 4 класс пишет свое понимание этого.

Знаки препинания нужны, чтобы не получилась бессвязная словесная каша. Какие есть знаки препинания? А вы знаете, зачем нужны знаки препинания в письменной речи в русском языке? Рассмотрим отдельно каждый из них.

Какие знаки самые распространенные

  1. Точка.
  2. Запятая.
  3. Многоточие.
  4. Двоеточие.
  5. Точка с запятой.
  6. Вопросительный знак.

Точка

Она завершает предложения и используется в сокращениях слов.

Запятая

Используется при перечислении и для соединения частей сложного предложения. Также, если вы в предложении к кому-то обращаетесь, вам нужно выделить запятыми такое обращение с двух сторон.

Многоточие

Ставится, если мысль не завершена.

Двоеточие

Двоеточие разделяет слова автора и прямую речь. Cтавится при однородных членах предложения.

Точка с запятой

Используют ее для разделения частей сложного предложения, где уже есть много запятых.

Вопросительный знак

Его мы ставим в конце предложения с вопросом.

Иногда авторы ставят знаки не по правилам, чтобы обратить внимание на какой-то особый отрывок в тексте. Такая пунктуация называется авторской.

Если вы учитель и хотите помочь детям делать первые шаги в грамотности, дайте им на уроке интересную тему для размышлений – сочинение на тему, зачем нужны знаки препинания и предложите порассуждать, что было бы, если бы их не было в речи, если бы тексты были сплошным потоком? Ребята будут с интересом высказываться. Можно также придумать игру, чтобы заинтересовать школьников. В 4 классе игровой элемент на уроках еще не теряет своей актуальности. Это заложит фундамент для легкого изучения в будущем правил расстановки знаков. Ну, а грамотность всегда была в цене.

Мультимедийные технологии при освоении пунктуации

Интересное сочинение, зачем нужны знаки препинания можно найти в Интернете. Также на эту тему интересно создать познавательную наглядную презентацию. Ее можно сделать с большим количеством слайдов и указкой показывать и одновременно рассказывать о каждом знаке. Используйте наглядные списки, примеры предложений, где тот или иной знак применяется в разных ситуациях. Ваша задача, как учителя — вырастить грамотных учеников. Этому, конечно же, в большой степени способствует чтение. Написание сочинений – также интересный способ. Он помогает научиться структурированию и свободному выражению мыслей.

Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо того, что нужно научить школьников правильно писать слова, очень важно также сформировать у них навык правильно расставлять знаки препинания. Именно они делают текст «живым». Особую сложность представляют авторские знаки – при написании диктантов нужно обращать внимание на то, что в данном случае расставляются они не по правилам.

Сочинение 2

Знаки препинания – это определенные элементы, символы, знаки, использующиеся на письме для конкретных функций.

Русский язык, как и все другие, характеризуются наличием на письме общепринятых символов в письменности. Например, точка, тире, двоеточие и другие знаки используются для того, чтобы отделить одно предложение от другого без потери смысла и других важных целей.

Каждый символ выполняет свои задачи. Двоеточие считается неким пояснением того, о чем говорит читателям автор. Тире чаще всего задействуется при подаче определения определенному слову или словосочетанию.

На письме русский язык является одним из самых сложных языков в плане постановки знаков препинания. Расстановка конкретных символов на письме позволяет упростить восприятие подаваемой автором информации для читателей. Правда, если человек без знания о правильной постановке символов пытается понять смысл прочитанного с учетом всех расставленных знаков препинания в тексте, ему мало что удастся вынести из увиденного его глазами.

Именно поэтому необходимо не только наличие знаков препинания на письме для полного осознания смысла текста, упрощения в подаче информации читателю, но и знание всех введенных в пунктуацию символов.

Одно не будет успешно функционировать без другого. Так или иначе, знаки препинания в русском языке с одной стороны облегчают процесс подачи конкретного рода послания, но и в то же время вводят в заблуждение из-за незнания людьми многих действующих правил на письме.

Не зная установок, принятых в письменности, трудно говорить о прочной связи между потоком полезной информации и успехом читателя. Знаки препинания жизненно необходимы, без них человечество просто-напросто потеряет средство коммуникации друг с другом. Потому стоит понимать, что благодаря наличию этих символов в предложениях люди способны делать акцент на нужных вещах, умело поднимать важные вопросы, грамотно заинтриговать читателя и многое другое. Знаки препинания – вот инструмент для образцового общения между людьми и воздействия на конкретную личность.

В итоге стоит сказать, что такие средства в русском языке, которые служат для разграничения определенных языковых единиц, позволяют выстроить логику между конкретными отрезками текста. Предоставить полную информацию о содержимом с риторическими вопросами и восклицательными высказываниями для лучшего эффекта, показать всю эмоциональную окраску происходящего и много, многое другое, без чего трудно представить коммуникативный тип предложений и возможность общения людей друг с другом.

Другие темы: ← Интернет (плюсы и минусы)↑ На свободную темуОбщение →

`

Где его поставить, если надо выразить вопрос

В каком месте предложения в русском языке ставят вопросительный знак? Символ располагается обычно в конце предложения, но не только. Рассмотрим каждый случай подробней.

  • Знак вопроса находится в конце простого предложения, выражающего вопрос. (Например: Что ты здесь ищешь? Почему вода превращается в лед?)
  • Вопросительный знак располагается внутри вопросительного предложения при перечислении однородных членов. (Например: Что тебе приготовить – суп? жаркое? индейку?)
  • В сложносочиненных предложениях этот знак ставится в конце и в том случае, если все его части содержат вопрос, даже если его заключает в себе лишь последняя часть предложения. (Например: 1. Долго ли мне ждать призыва, или Скоро придет мой черед? 2. Он искренне рассмеялся, да и кто бы остался равнодушным к подобной шутке?)
  • В сложноподчиненных предложениях вопросительный символ ставится в конце: 1. Когда вопрос заключает в себе и главное, и придаточное предложение. (Например: Знаете ли вы, какие случаются в походах неожиданности?) 2. Когда он содержится только в главном предложении. (Например: Неужели и нам не хочется, чтобы был мир?) 3. Если вопрос заключен в придаточном предложении. (Например: Разные смелые мысли одолевали его воспаленное сознание, хотя могло ли это хоть чем-нибудь помочь его сестре?)
  • В бессоюзном предложении вопросительный знак ставят в конце: 1. Если вопрос содержат все его части. (Например: Куда мне идти, где искать приюта, кто протянет мне дружескую руку?) 2. Если вопрос заключает только последняя его часть. (Например: Будьте со мной откровенны: сколько мне осталось жить?)

Точка с запятой

Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Вот зачем нужны пунктуационные знаки препинания — они помогают структурировать предложение и выделить отдельные его части. Зачем нужны авторские знаки препинания? Они помогают сформулировать мысль и обратить внимание читателя именно на тот момент, который он считает наиболее важным, даже если по правилам такая расстановка знаков невозможна.

Немного истории

Перевёрнутый вопросительный знак, именуемый в испанском языке как signos de interrogacion и перевёрнутый восклицательный знак, который называется signos de exclamacion имеют довольно интересную историю.

И начнём мы издалека. Первый символ вопроса был изображён в копии Библии в Сирии, которая датировалась V веком. Вот только сам на себя он похож не был. Вопрос того времени распознавался как двойная точка. Ставился он не только в конце, но и в самом начале вопросительного предложения.

Если же взять в руки древние труды, написанные на древнееврейском или древнеарабском языках, то окажется, что здесь нет никаких знаков препинания. Нет точных доказательств того, что вопросительный знак пришёл в эти языки из языка сирийского. Скорее всего, он появился сам по себе.

Интересно, что в Греции нет того вопросительного знака, к которому мы привыкли. Здесь его заменяет всего лишь точка, под которой ставится запятая.

В том виде, в котором мы вопросительный знак знаем сегодня он появился только в XVI веке. И получился он из двух букв- первой и последней — слова «quaestio», что переводится как «вопрос». Причём первоначально вопросительный знак выглядел как буква «o», наверху которой надписывали буковку «q». Со временем эти две буквы стали вопросительным знаком – таким, каким мы его знаем сегодня.

Что означает вопросительный знак

Русский ученый-лингвист Федор Буслаев утверждал, что у пунктуации (науки о знаках препинания) есть две задачи – помогать человеку ясно излагать свои мысли, отделяя предложения, а также его части друг от друга, и выражать эмоции. Этим целям служит среди прочих и вопросительный знак.

Конечно же, самое первое, что означает этот символ – это вопрос. В устной речи он выражается соответствующей интонацией, которую называют вопросительной. Еще знак вопроса может означать недоумение или сомнение. Предложения с вопросительным знаком иногда выражают фигуру речи, которая называется риторическим вопросом. Его задают не с целью спросить, а для того, чтобы выразить восхищение, негодование и тому подобные сильные чувства, а также призвать слушателя, читателя к осмыслению того или иного события. Ответ на риторический вопрос дает сам автор. В компании с восклицательным знаком вопросительный передает значение крайнего удивления.

Популярные темы сообщений

  • Морской леопард
    Морской леопард является представителем вида истинных тюленей, которые обитают в субантарктических регионах Южного океана. Морские леопарды очень грозные и опасные хищники среди других обитателей океана. Назвали такого хищника леопардом
  • Александрийский маяк
    Наша история и записи сохранили память о многих древних памятниках, которые, к сожалению, не смогли дойти до нашего времени в своем первозданном виде. Нашему поколению, остается только знакомиться со своей историей из книг и журналов.
  • Гусь
    Все знакомы с такими животными, как гуси, многим приходилось сталкиваться с ними вживую, например, у бабушки в деревне. Сегодня мы рассмотрим места обитания гусей, внешнее строение, размножение и питание. Приступим.

Двоеточие

Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «А как много было там было цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Двоеточием разделяют слова автора и прямую речь: «Я подумал: «А что, если что-то пойдет не так?». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина
    У художника ушло много времени на написание этой картины. Надо было тщательно прорисовать каждого человека. Вышли такие колоритные фигуры. Точно отражена боевая амуниция казаков – сабли, пистолеты.
  • Сочинение-описание по картине Девочка с ягодами Рачкова 6 класс
    Картина очень приятных (летних) оттенков изображает девочку лет восьми, тоже очень приятную. Мне она очень нравится! У неё такие красивые бусы, сарафан. Наверняка, праздник какой-то!
  • Сочинение по творчеству Льва Толстого
    Известный русский классик Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в усадьбе Ясная Поляна. Когда будущему писателю было 1,5 года, у него умерла мать, и воспитанием ребенка занялся немец-гувернер Федор Иванович

Статья отвечает на вопросы

Статья пишется по плану и он состоит из вопросов к автору, которые он должен раскрыть в тексте. Если автор отвечает на вопрос плана и добавляет этот вопрос в статью в качестве подзаголовка, то почему же мы должны опускать знак вопроса? План вопросов к статье:

  • Как мы работаем?
  • Какая учебная программа?
  • Как оплатить обучение?
  • Где мы находимся?

Эти вопросы остаются вопросами вне зависимости от того, оставите вы знак «?» в подзаголовке или не оставите. Это вопросительные предложения, содержащие такие слова: как, какая, как, где.

Если это не прямой вопрос в аудитории: вам интересно, как мы работаем? Автор представляет мысленно, что люди будут этим интересоваться.

Это тоже самое что и FAQ, только узкий профиль и по одной теме. В FAQ мы напишем 30 разных вопросов, а в статье возьмем 3-4 основных и ответим на них. Я не вижу разницы.

Проект на тему «Похвальное слово знакам препинания»

В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом на тему «Похвальное слово знакам препинания» авторами была поставлена цель, закрепить и расширить знания о знаках препинания в предложениях. В работе приводятся сведения из истории появления знаков препинания и приобретения ими современного значения.

Подробнее о работе:


В готовой исследовательской работе по русскому языку «Похвальное слово знакам препинания» авторы рассмотрели историю возникновения знаков препинания, дали четкое определение таким знакам препинания, как тире, кавычки, точка, восклицательный знак, многоточие, скобки, запятая и вопросительный знак.

В ученическом проекте по русскому языку на тему «Похвальное слово знакам препинания» ученики 4 класса начальной школы дали простое описание случаев, требующих употребления на письме того или иного знака препинания, составили тренировочные упражнения, выполнение которых позволит лучше усвоить и закрепить знания школьников о правилах употребления знаков препинания.

Оглавление

Введение
1. История возникновения знаков препинания.
2. Роль знаков препинания (миниатюры).
3. Правила постановки знаков препинания.
4. Упражнения для тренировки постановки знаков препинания.
5. Проверка умения правильно ставить изученные знаки препинания.
Заключение
Список источников

Введение


Актуальность: на уроках русского языка изучая темы «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Знаки при диалоге», «Знаки в конце предложения», мы сталкивались с ситуациями, когда было непонятно, где должны стоять знаки препинания. А придумывая сочинения – не только где, но и какие знаки. Поэтому стало интересно узнать, какие знаки препинания есть ещё, и какую роль они выполняют.

Проблема: часто мы не знаем, какие знаки препинания ставится в предложениях, и где их надо поставить.

Цель: закрепление и расширение знаний о знаках препинания в предложениях.

Задачи:

  • Определить, сколько знаков препинания, и как они появились.
  • Выяснить значение знаков препинания на письме.
  • Научиться ставить изученные знаки препинания.

План работы:

  1. Распределить задания.
  2. Найти справочный материал, упражнения и занимательный материал.
  3. Составить сборники упражнений, загадок и памяток.
  4. Решить задания с одноклассниками и сделать вывод об умении ставить знаки препинания.
  5. Представить полученные результаты и собранный материал на классной конференции.

Итоговый продукт: книжки-малышки, брошюры, презентации.

История возникновения знаков препинания


В русском языке есть такой очень важный раздел, как пунктуация. В нём изучаются знаки препинания, правила их расстановки. Знаки препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (), скобки (круглые) ( ), кавычки (” “). Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая.

Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки. В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания — круглые скобки.

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово “запятая” встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелентия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] нужен для выражения восклицания (удивления). Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755). Восклицательный знак происходит от выражения «note of admiration» (пометка об изумлении). По одной из теорий его происхождения, это было латинское слово для обозначения радости (Io), написанное с буквой «I» над буквой «o».

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;]. Придумали вопросительный знак немецкие книгопечатники, которые работали в Венеции в XVI. И произошло это, видимо так: первые ученые писали по-латыни, они помещали слово questio – то есть “вопрос” – в конце предложения, которое, сокращённое до “Qo”, ставилось в конце вопросительных предложений. Чтобы сэкономить ценное пространство, “Qo” сократили до “Q”, в результате чего появилась еще одна проблема – читатели могли путать ее с окончанием слова. В результате “Q” стали помещать над “o”, что и привело в конечном итоге, к образованию всем известного символа. Со временем “o” превратилась в точку, а “Q” в загогулину.

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в «Российской грамматике» А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А.Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н.М. Карамзину.

Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка- „лягушка“. Таким образом, кавычки- „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать – «остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

Роль знаков препинания


Каждый знак препинания играет свою роль и несет смысловую нагрузку в расставлении правильных акцентов и пауз в тексте.

Кавычки

Зимой мы с мамой шли по городу, и прямо на улице увидели выставку картин. Я заметила картину «Грачи прилетели» и говорю маме:

– Мам, смотри, грачи прилетели.

А мама удивлённо на меня посмотрела и говорит:

– Доча, какие грачи, они только весной прилетают! А я показываю на картину и говорю:

– Мама! Картина «Грачи прилетели». И тогда она увидела выставку, и мы с ней долго смеялись»

ЗАПОМНИТЕ НАВСЕГДА! Название картин, музеев, станций метрополитена и т.п. пишется в кавычках

Восклицательный знак

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств» служит лишь восклицательный знак. В текстах восклицательный знак может встречаться несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.

В-третьих, в предложении «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-четвёртых, в предложении «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях «Не спеши! Не скачи! Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!

Точка

Если поставить точку неправильно, то получится предложение с другим смыслом. Например, у меня есть друзья Женя и Ира. Один раз они мне прислали эсэмэску про своего друга: «В комнате живёт ёжик Алёша он за ним ухаживает». Я её прочитала так: «В комнате живёт ёжик Алёша. Он за ним ухаживает». Потом долго удивлялась этой эсэмэске.

Так что друзья, пишите правильно, даже в эсэмэсках, разграничивая предложения, а то поймут не совсем так, как вы хотели!!!

Точка с запятой


Однажды я писала сочинение,и в нём оказалось предложение с огромным количеством запятых. Предложение выглядело вот так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое, упрямое солнце светило с самого утра».

Но куда ещё запятые, их и так много!! И тут я узнала у мамы про знак препинания точка с запятой. Он ставится, когда в предложении много запятых. И я написала предложение так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое; упрямое солнце светило с самого утра».Так я воспользовалась, совершенно новым для меня знаком препинания!!!

Многоточие

Моя подруга писала рассказ-описание о еже. Она старалась написать о ежике всё, что знала. Прочитав написанное сочинение в тетради, она вспомнила ещё кое-что, но писать уже устала. Что делать? И она позвонила мне: «Какой поставить знак, если есть ещё описание, а писать устала?».

Я подумала и ответила: «Что есть знак препинания – многоточие. Этот знак ставится, когда ты ещё не закончил высказывание». Это был выход! Она очень обрадовалась и поблагодарила меня!

Правила постановки знаков препинания

В тексте иногда встречаются такие места, когда непонятно, нужен ли знак препинания, и если да, то какой именно. Для ответа на эти вопросы необходимо применить определённое правило пунктуации.

Точка. На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.» и для сокращения слов «и т.д. – и так далее».

Запятая. Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него». Ставится при однородных членах предложения «Утром я проснулась, встала, умылась и пошла завтракать»; для выделения обращения «Дима, вставай, пора в школу».

Точка с запятой. Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Многоточие. Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами… Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?».

Восклицательный знак. Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое, в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».

Вопросительный знак. Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?»

Двоеточие. Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «Ах, как много было там цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Тире. Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи «Что это?» – спросил Костя.

– Здравствуй, Ваня!

– Привет, Миша.

Кавычки. Кавычки являются выделительным знаком. Прежде всего, кавычки выделяют в тексте чужую речь – отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь:“Что же будет?” – подумал он.Выделяются необычно употребленные автором слова, названия картин «Золотая осень», книг «Заяц Коська и его друзья» и т.д.

Скобки. Скобки выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке: «В жаркое летнее время (это было в начале июля) мы отправились за ягодами».

Упражнения для тренировки постановки знаков препинания

1. Вставьте пропущенные знаки (-)

Приплыла к нему рыбка, спросила: Чего тебе надобно, старче?
Ей старик с поклоном отвечает: Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится, Не даёт старику мне покою:
Избу просит сварливая баба.
Отвечает золотая рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет.

2. Вставьте ( – ), где понадобится.
Из за братьев выступает
И, надувшись, отвечает:
Эта пара, царь моя,
И хозяин тоже я.
Ну, я эту пару покупаю!
Продаёшь ты?
Нет, меняю.
3. Вставьте пропущенные ( , )
Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь:
Тоска предчувствие заботы
теснят твою всечасно грудь.
4. Вставьте пропущенные ( , )
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит:
“Эй пожарные бегите!
Помогите помогите!”
Долго долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными грибами.
Прибегали два курчонка
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата
Поливали из ушата.
Тушат тушат – не потушат
Заливают – не зальют.
Тут бабочка прилетала
Крылышками помахала
Стало море потухать –
И потухло.
5. Вставьте пропущенные ( ! )
«Прямо ехать – убитому быть
Влево ехать – женатому быть
Вправо ехать – богатому быть
Всё судьбой сие предписано
»
Во глубоком раздумье Илья,
Он стоит, сам себе говорит.
6. Вставьте пропущенные ( ! )
В доме отдыха – плакат.
Объявления висят:
«Въезд машинам запрещён,
Чтоб не портили газон
» 
«Около подъезда
Песни петь не место
»
«В семь часов у нас подъём.
А не ночью и не днём
»
7. Вставьте пропущенные ( . )
Я возвращался с охоты собака бежала
впереди вдруг она уменьшила шаги и стала красться
на аллее я увидал воробышка молодой воробей
выпал из гнезда он не умел летать и сидел неподвижно
8. Вставьте пропущенные ( . )
Плывут паутины
Над сонным жнивьём,
Краснеют рябины
Под каждым окном
Хрипят по утрам
Петушки молодые
Дожди налегке
Выпадают грибные
Поют трактористы,
На зябь выезжая
Готовятся сёла
Ко Дню урожая

Проверка умения правильно ставить изученные знаки препинания


После того, как подобрали упражнения для тренировки в постановке знаков препинания, провели проверку, умеем ли мы правильно ставить знаки препинания. Для этого раздали одноклассникам свои тексты, затем собрали выполненные работы, проверили правильность, посчитали количество ошибок, поставили отметки и сделали вывод, что у нас получается лучше, а над чем ещё надо поработать. Мы получили следующие результаты:
Отметки

Вид задания

«5»«4»«3»«2»
Поставить точки7485
Поставить запятые59010
Поставить тире94110
Поставить восклицательный знак10923

Вывод: лучше всего мы научились ставить восклицательный знак, умеем ставить точки. Запятые и тире умеют ставить только половина ребят, поэтому нам необходимо и учить правила и учиться ставить знаки препинания.

Заключение

Работая над проектом, мы узнали очень многое о знаках препинания: какие знаки есть, историю их появления, правила постановки. Также мы учились их ставить. И, хотя у нас ещё не всё получается правильно, такая работа необходима. Она помогает научиться расставлять не только точки, запятые, но и точку с запятой, двоеточие, тире.

Проведённый нами эксперимент показывает, что не все ребята научились правильно расставлять изученные знаки препинания, и поэтому нам необходимо не только учить правила, но и учиться ставить знаки.

Правильно ставит знаки пунктуации очень важно, так как от этого зависит, поймут нас или нет. В устной речи мы изменяем голос, интонацию, делаем паузы, а на письме все это мы выражаем знаками препинания, которые точно передают наши мысли и чувства.

А знание правил пунктуации позволит нам стать образованными людьми.

Список литературы

  1. Загадки по русскому языку для школьников.
  2. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях \ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2014 г.
  3. Пунктуация(или знаки препинания).
  4. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях \ Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2014 г.
  5. Стихи о знаках препинания/ Ирина Токмакова.
  6. Точка, точка, запятая: происхождение знаков препинания.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Учебный проект: Похвальное слово знакам препинания.

Автор проекта: Радченкова Т. И., учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ

Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.

Краткая аннотация проекта: Научной проблемой в данном исследовании выступает необходимость теоретического обобщения, анализа уже имеющейся информации о природе пунктуации как системы, о тенденциях, правилах и закономерностях в употреблении основных знаков препинания.

Цель исследования – теоретический анализ пунктуационной системы русского языка, обобщение тенденций употребления основных знаков препинания в целом и в научной литературе, в частности.

Объект исследования – современная пунктуация как исторически сложившаяся система, её принципы и специфика, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

Предмет исследования – базовые тенденции, правила, функции, закономерности в употреблении основных знаков препинания.

Задачи:

– проанализировать историю возникновения пунктуации, её принципы и главные черты;

– обобщить и рассмотреть тенденции, правила и закономерности в употреблении основных знаков препинания;

– подчеркнуть особенности пунктуации в научном стиле речи современного языка

Гипотеза исследования – утверждение о том, что пунктуация является базовым элементом русского языка в целом, выполняя различные семантико-синтаксические функции, служа целям коммуникации в различных её проявлениях.

 

Этапы работы над проектом

 

Подготовительный.

  1. Сообщить  тему,  цель   и  задачи  проекта.
  2. Актуализировать  знания школьников о  знаках  препинания.
  3. Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте, раздать буклеты.
  4. Определить источники информации.
  5. Подготовить памятки, инструкции  по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет.

   

Планирование.

  1. Познакомить учащихся с критериями оценивания работы.

Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита.

Каждый ученик имеет возможность высказать своё мнение, поделиться впечатлениями от работы .

1-й уровень – 5 баллов,

2-й уровень – 10 баллов,

3-й уровень – 20 баллов. 

 

Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности:

 

Этап работы над проектом

5 баллов

10 баллов

20 баллов

Постановка

цели, задач

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем.

Ученик сформулировал задачи, цель проекта, определённой совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи.

Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели.

Планирование

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт.

Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить.

Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля.

Оценка

результата

Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится/не нравится, хорошо/плохо.

Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе.

Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом.

Работа с

информацией

Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы.

Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом, интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы.

Ученик самостоятельно назвал виды источников, из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, сделал выводы, привёл аргументы.

Работа в группе

Ученик высказывал свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если его к этому стимулировал учитель.

Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовал процедуре обсуждения.

Ученик самостоятельно договаривался о правилах и вопросах для обсуждения, задавал вопросы на уточнение идей членов группы.

Содержание

конечного

продукта,

его оформление

Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта, аккуратное оформление работы.

Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качеством оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета).

Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта.

  1. Организовать группы, распределить роли.
  2. Совместно сформулировать вопросы для поисково-исследовательской деятельности.
  3. Разработать план действия каждого участника проекта.
  4. Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов

Планируемые результаты обучения:

 

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения.

– Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

– Ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин.

– Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Регулятивные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Выделять необходимую (существенную) информацию из текстов разных видов. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Осуществлять синтез. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи. Обобщать. Устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД: Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать и уважать разные мнения. Формулировать собственное мнение и позицию. Договариваться и приходить к общему решению. Грамотно задавать вопросы. Строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

 

Осуществление проекта.

 

  1. Распределение заданий для групп.
  2. Создание комфортных  условий  для  работы в группах.
  3. Распределение ролей в группах по интересам и склонностям.
  4. Поиск и обработка необходимой информации по теме проекта.
  5. Организация и проведение совместного обсуждения результатов работы группы.
  6. Подготовка к представлению отчётного материала по теме проекта.
  7. Представление проектного продукта.

 

Работа  в  группах.

 

Класс поделён на 4 группы. Каждая группа получила индивидуальное задание.

 
 

Группа «Архивариусы» собирает  материал  о возникновении знаков  препинания,  интересные  исторические  факты.  Отчёт  представляет  в  виде  буклета «Сведения из истории русской пунктуации».  

Древнейшим знаком является точка.

Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.

Употребление точки в тот период отличалось от современного: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё; кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.  Например: «въоновремя•приближашесяпраздникъ•».

Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель, прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) – значок от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».

Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название «О точках».

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» – это результат субстантивации страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» – «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть», «запять», «запинать» – «останавливать», «задерживать».

Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».

К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Знак многоточие под названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» – «ковылять», «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» – «утёнок», «гусёнок»; «кавка» – «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка». В русских диалектах «кавыш» – «утёнок», «гусёнок»; «кавка» – «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок», «крючок», «закорючка».

 

Правила постановки «удивительного знака» (!) появились в «Российской грамматике» Михаила Васильевича Ломоносова так давно – в 1755 году!

Покровителями двоеточия были Мелетий Смотрицкий и Лаврентий Зизания: они рассказали обо мне в грамматике 1619 года. Хотя как разделительный знак меня знают с конца 16 века.

Точка с запятой сначала работала на должности вопросительного знака; лишь с 18 века она стала делить сложное предложение на простые.

«Молчанка» – тире. О тире впервые говорится в «Российской грамматике»  А.А. Барсова. Год издания книги –  1797. Что касается многоточия, то о нём в русской грамматике написал в 1831 году А.Х Востоков. Тогда оно называлось «знаком пресекательным»…

«А знаете ли вы, что раньше знаки препинания имели иные наименования?» Например: точку с запятой называли «полуточием», восклицательный знак – «удивительным», кавычки – «пресекательным» или «отменительным» знаком, перенос – «единительным», а скобки – «вместным» знаком, тире – «чертой» или «молчанкой».

   

Группа «Дружная компания» собирает материал, состоящий из стихов и  загадок  о  знаках  препинания, оформляет его в  виде  книжки  «Парад знаков препинания». 

 

Многие поэты в своём творчестве обращались к теме знаков препинания. Это Самуил Маршак, Ирина Токмакова, Василий Курочкин, Ванда Хотомская, Константин Куксин, А.Шибаев.

Мы – знаки препинания!

                                                                             Точки, палочки, крючки… 

                                                                          Неприметные значки,
                                                                      А во время чтения 

                                                                             Требуем прочтения. А.Шибаев

 

С.Маршак «Знаки препинания»

У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.

Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
– Ура! Долой! Караул! Разбой!

Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
– Кто? Кого? Откуда? Как?

Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.

Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…

Заявили запятые:
– Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.

– Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.

Двоеточие, мигая,
Закричало: -Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-

Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.

– Нет…- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…

Вопросительный знак
Удивился: – То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!

– Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.

   

И.Токмакова. Знаки препинания

ТОЧКА
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

ЗАПЯТАЯ
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

ДВОЕТОЧИЕ
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!

ТИРЕ
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня “тире” зовут,
Нужно – буду тут как тут.

СКОБКИ
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы –
Неразлучно.

КАВЫЧКИ
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В “Синтаксисе” служим.

МНОГОТОЧИЕ
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано…

Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…

Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

   

Загадки о знаках препинания

 

Бурным чувствам нет конца:

пылкий нрав у молодца!

Вечно думал он над смыслом,

изогнулся коромыслом.

 

Всегда подслушать норовят то,

что другие говорят.

 

Выйдет на дорожку – всем подставит ножку. 

Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

 

Известно миру с давних пор,

что знак и я немаловажный.

И не окончен разговор…

и начинает думать каждый. 

Ляжет палочкой на строчку –

проходите по мосточку.

 

На крохотное ушко похожа завитушка.

 

Велит нам постоять чуть-чуть

и отправляться дальше в путь.

 

Никогда он не молчит,

оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

 

Словам раскрывает объятья:

ждём в гости вас, милые братья.

 

Стоят три кумушки рядком, 

Ведут беседу, но тайком,

  Какими-то далёкими, 

Туманными намёками.

 

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

за то, что много знать хочу.

 

Я минус в математике,