Проект по окружающему миру ученика 4 класса – Проект по предмету “Окружающий мир”учащегося 4 класса Маркова Максима

Содержание

Проект ученицы 4 класса по окружающему миру

На нашей планете много самых разных цветов:

– редкиеи исчезающие виды;

– необыкновенно загадочные и красивые;

– опасные и совершенно беззащитные.

Редкие цветы – это драгоценности, которыми природа одарила каждый уголок нашей планеты.

Согласно мнению ученых, существует более 270000 видов цветущих растений, которые встречаются только в отдаленных уголках мира.

Я хочу познакомить васс некоторыми редкими видами цветущихрастений, а такжес цветах с самыми интересными историями.

Одним из удивительных растений являетсяСтрелитция королевская.

Такое название цветок получил в честь Шарлотты-Софии, королевы Англии.Также растение считается официальным цветком Лос-Анджелеса (США). Родом оно из Южной Африки. Растение также называют «жар-птицей» или «райской птицей», так каклепестки у цветка похожи на оперение волшебных птиц.Лепесткистрелами появляются из бутонов, из-за чего цветок имеет необычную форму.Растение встречается в дикой природе, а также выращивается в домашних условиях.

Опыляют цветок птицы, которые лакомятся вкусным нектаром.

Ещё один таинственный цветок этоТакка Шантрье или « летучая мышь».

Растение в природе встречается в Юго-Восточной Азии и Западной Африке.В естественной среде егоможно увидеть на берегах водоемов и во влажных лесах, покрывающих горные склоны.Этот загадочный цветок впечатляет своей внешностью. Бутон напоминает летучую мышь с длинными «усиками». Эта орхидея черного цвета, поэтому она так необычна и загадочна. Ведь в мире цветущих растений, имеющих черный цвет, встречается мало. Такка ещё и полезное растение, из него делают целебные препараты и сладости.

Есть некоторые виды растений и цветов, которые остались в единичном экземпляре и встречаются в определенной местности. Вот некоторые из них:

Магнолия обратнояйцевидная.

Это цветущее дерево впервые было обнаружено в 1794г. Родина магнолии — Япония. Это единственный вид магнолий, который растет в диком виде на территории России. Небольшая популяция есть на о. Кунашир (Курильские острова). Вырастает дерево не более 8 м. Листья магнолии зеленые сверху и сизые снизу, а цветки крупные, нежно-кремовые, с великолепным запахом. Магнолия занесена в Красную книгу России.

Гибралтарская смолевка.

Растущая только на высоких скалах Гибралтара смолевка считалась исчезнувшей с лица Земли. Лишь в 1994 году один экземпляр этого растения был обнаружен альпинистом. Семена смолевки находятся в банке семян тысячелетия, а само растение выращивают в Гибралтарском ботаническом саду и в лондонском Королевском ботаническом саду. Смолевка – это вечерний цветок со слабым ароматом и короткой продолжительностью жизни.

Нефритовая лоза или изумрудная лиана.

Растение известно своими сине-зеленым когтевидными цветами, которые свисают с него гроздьями. Длина гроздьев может достигать трёх метров. Растет цветок только в тропических лесах на Филиппинах. Опыляется он летучими мышами, которые обожают пить его нектар. Эти редкие цветы находятся под угрозой исчезновения из-за изменения климата, систематической вырубки лесов и уменьшения численности летучих мышей. Растение внесено в список охраняемых видов и его выращивание строго контролируется. В Великобритании, в королевском ботаническом парке отведена целая секция для выращивания нефритовой лозы.

Лотус «Клюв золотого попугая».

Его родина – Канарские острова. Цветок этого растения, как две капли воды похож на клюв попугая. Изначально единственными их опылителями были нектарницы, последняя из которых была замечена в 1884 году. К сожалению, цветок исчез из дикой природы, и все попытки ученых вернуть растение в природу оказались безрезультатными. Существующие растения были получены с помощью искусственного опыления и пока не найден вид птиц, который мог бы заменить нектарниц. Данное растение на Канарских островах охраняется законом.

Кокио.

Кокио – еще один редкий вид цветков, распускающихся на определенном виде гавайских деревьев. Это дерево обнаружили в 1860 году в количестве нескольких экземпляров. Дерево попытались рассадить, однако оно неохотно приживалось и уже в 1950 году его сочли исчезнувшим. Только в 1970 году нашли еще одно уцелевшее дерево, но оно вскоре сгорело. Лишь одну из ветвей дерева удалось спасти и даже привить другим гавайским деревьям. Терпеливые ботаники смогли вырастить целых 23 новых дерева. В период цветения оно буквально взрывается сотнями красных ярких цветков.

Шоколадная космея.

«Шоколадная» космея — одно из самых уникальных растений США и Латинской Америки. Это цветок родом из Мексики и считался исчезнувшим из дикой природы вот уже 100 лет. Его цветы в летнее время источают удивительный аромат шоколада и ванили, поэтому растение часто срывали, что сказалось на его численности. Сегодня можно видеть только потомков одного растения из дикой природы, семена которого были собраны в 1902 году, чтобы предотвратить полное исчезновение этого вида. Существующие плантации «шоколадных» космей охраняются законом.

Миддлемист красный.

Это также одно из самых редких растений на нашей планете. Цветок существует всего лишь в двух экземплярах, один из которых находится в саду в Новой Зеландии, а второй — в Англии. В Лондонскую теплицу растениепопало из Китая в 1854 году. Его привез британский садовник Джон Миддлемист. Вскоре в Китае цветок практически исчез. В результате этого, Джон Миддлемист стал единственным человеком, сохранившим редкий вид, и цветок был назван в его честь. В Англии растение долгое время не давало плодов, только недавно на нем стали появляться цветы. Несмотря на название, цветы обладают ярко-розовым окрасом, напоминая розы.

Орхидея-призрак.

Это загадочное и удивительное растение. Оно считалось вымершим на протяжении 20 лет, но недавно ученым удалось разыскать несколько экземпляров. Это стало возможно благодаря уникальной приспособленности растения -он может расти под землей в течение длительного времени. Данный вид орхидеи растет только на Кубе и во Флориде. Сама по себе орхидея-призрак беззащитна. Растение не имеет листьев и для жизни цветку требуется специальный вид грибов, который прикрепляется к корням растения и питает его.

Желтые и пурпурные венерины башмачки.

Это редкий вид орхидей, когда-то был распространен по всей Европе. Несколько экземпляров было найдено в 1917 году в Великобритании на поле для гольфа. Как и в случае с орхидеей-призраком, поначалу росток, проросший сквозь семя, нуждается в особом грибе, который питает его, пока цветок не вырастет, затем грибок живет за счет взрослого растения. Лишь спустя некоторое время у растения начинают вырастать собственные листья. Бутон имеет завиток, от темно-фиолетового до почти красно-коричневого цвета и ярко-желтую сердцевину, в форме туфельки. В настоящее время встречается в Беловежской пуще и находится под охраной государства.

Франклиния.

Это дерево относится к семейству Чайных. Родина его – Северная Америка. Впервыебыло обнаружено в 1765 году американскими ботаниками Уильямом и ДжономБартрам вдоль реки Алтамаха, штат Джорджия. Они собрали с дерева семена и посеяли их в ботаническом саду Филадельфии, где те проросли. Позднее выяснилось, что найденный вид единственный в роде франклиний. И несколько найденных растений больше нигдене встречаются. В 1803 году Франклиния исчезла в дикой природе.Причинами вымирания стала вырубка леса.Франклиния выращивается в ботанических садах и парках.
У дерева элегантные белые цветы с нежным ароматом апельсина, а зеленые листья осенью приобретают ярко-красный цвет.

В разных уголках мира спрятаны растения, чье цветение люди могут не увидеть.Вот некоторые из них:

Цветок кадупулили «Королева ночи».

Нежный цветокКадупула имеет удивительный аромат и тонкие белые лепестки, напоминающие пёрышки. В Японии его называют «Красота луны». Растение встречается в лесах острова Шри-Ланки. Цветёт кадупул только в полночь при определенных условиях и перед рассветом погибает. Этот восхитительный цветок, имеет свою легенду. Считается, что когда он расцветает, Наги (полу-мифические персонажи) сходят с небес на землю, чтобы сорвать самый прекрасный цветок в мире и преподнести его в дар Будде.Считается, что кадупул бесценный цветок.

Орхидея «Золото Кинабалу».

Цветок известен также под названием «Башмачок Ротшильда». Этот вид орхидеи находится под угрозой исчезновения.Растет она только в одном месте – на склоне горы Кинабалу, на острове Борнео, в Малайзии. Эту редкую орхидею можно определить по лепесткам, которые она держит горизонтально в виде шести больших цветов. Орхидея считается самой дорогостоящей в мире, так как цветёт очень редко.В ожидании, чтобы цветок расцвел, может уйти до пятнадцати лет.

ЮтанПолуо.

Этот цветок был открыт китайским фермером, когда тот чистил стальные трубы. Цветок не нуждается в почве и растет на любой твердой поверхности. Очень долгое время считалось, что он растет только в буддийских храмах на покрытых золотом статуях Будды.

ТаинственныйЮтанПолуо не имеет научного названия. Колония состоит из 28 штук малюсеньких белых душистых цветочков высотой 1мм. Этот цветок также имеет свою историю. В индийском мифе говорится, что он расцветает, когда король Садж посещает наш мир, а название цветка означает «благоприятный цветок с небес». Ботаники говорят, что цветок цветет только раз в 3000 лет.

Все эти цветы, размножение которых крайне затруднено, обязательно находятся под строгой защитой, занесены в Красную книгу и подлежат строгой охране.

В своем докладе я не смогла не уделить внимания ещё одному интересному растению. Оно удивительно само по себе:

Баобаб.

Это дерево из сухих саванн тропической Африки. У баобаба нет годичных колец, поэтому вычислить возраст дерева сложно. Ученые предполагают, что баобаб живет около 1000 лет.В засушливый период дерево расходует запасы влаги, уменьшаясь в объёме и сбрасывая листву. Цветки баобаба опыляют летучие мыши, поэтому цветет дерево ближе к вечеру. К утру цветки вянут и опадают. Местное население используют дерево, как кров, пищу, лекарство, воду и считает его «деревом жизни». Баобаб обладает удивительным свойством: он быстро восстанавливает содранную кору, при этом продолжая цвести и плодоносить. Срубленное или поваленное дерево способно пускать новые корни. Отмирает баобаб тоже интересно: он словно рассыпается и постепенно оседает, оставляя после себя лишь груду волокна.

Вот так выглядит баобаб и его цветок:

Спасибо за внимание.

infourok.ru

Творческая работа учащегося по окружающему миру (4 класс) по теме: Проектная работа ученика 4 класса “Минералы Земли”

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс”Земля и человечество”

Контрольно-измерительные материалы по курсу “Окружающий мир” для 4 класса в форме тестов….

Урок кубановедения в 4 классе «Земля отцов – моя земля!»

Урок обобщения знаний, интересный, с использованием различных форм обучения, включает в себя элементы проектной деятельности и мультимедийную презентацию, просмотр мульфильма….

Внеклассное мероприятие в 3- 4 классе “Земля наш дом родной”

Данное мероприятие направлено на экологическое воспитание детей, привитие любви и бережного отношения к природе, раскрытие творческих талантов….

Урок по окружающему миру в 4 классе “Земля – кормилица”

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по ОС “Школа России”…

Урок по окружающему миру в 4 классе “Земля кормилица”

Конспект составлен по учебнику А.А. Плешакова.На уроке учащиеся проводят опыты, выясняют состав почвы, знакомятся с различными типами почв. Узнают, как образуется почва и почему её нужно беречь и охра…

Разработка урока по курсу “Окружающий мир” к УМК А.А.Плешакова (“Школа России”) 4 класс “Земля – кормилица”

Урок познакомит учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека….

Проектная работа “Мы – дети Земли”

Презентация проекта “Дебют в науке” на тему : “Мы – дети Земли&quot…

nsportal.ru

Проект ученика 4 класса

Приложение № 4

Частное общеобразовательное учреждение

«Школы – интерната № 18 среднего общего образования

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Проект

«Планеты солнечной системы»

Автор: Колесников Матвей Сергеевич,

ученик 4 класса

Руководитель:

Васюкова Оксана Викторовна,

воспитатель начальных классов

г. Барабинск, 2016

Оглавление

Аннотация………………………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………………4

Основная часть

Глава 1.Образование солнечной системы

Характеристика планет солнечной системы……………………………………..…..5

Глава 2. Организация работы над созданием моделей планет солнечной

системы………………………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………..10

Список использованных источников и литературы…………………..……………10

Приложения 1

Этапы работы над созданием моделей планет солнечной системы……………………11

Аннотация

Колесников Матвей Сергеевич

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №18 среднего общего открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Проект на тему: «Планеты солнечной системы».

Руководитель: Васюкова Оксана Викторовна, воспитатель.

Средства массовой информации грозят почти каждый год всемирным апокалипсисом. Человечество должно искать выход из сложившейся ситуации. Таким выходом может стать эвакуация на другую планету. 

На сегодняшний день ученые не нашли признаков жизни на других планетах. Но

современные технологии позволяют открывать все новые и новые горизонты в науке. И возможно, в будущем мы сделаем открытие, которое поможет нам создать условия для жизни на других планетах. Цель проекта: узнать как можно больше о планетах солнечной системы и создать макеты этих планет.

В данной работе рассказывается о том, как появилась Вселенная, что такое Солнечная система, планеты и спутники. Также важно научиться искать нужную информацию в том огромном современном информационном поле – книги, журналы, интернет. И что особенно важно, делать выводы из полученной информации. Работая над своим проектом я «побывали»  на всех планетах Солнечной системы. Узнал много нового и интересного. Изучив особенности планет, я пришел к выводу, что не на одной планете солнечной системы жизнь пока зародиться не может, т. к. для ее появления необходимы кислород и вода. Я убедился, что в достатке эти компоненты есть только на нашей планете – Земля. Но мы знаем, что 4,5 миллиарда лет назад Земля была похожа по характеристикам на Венеру, и, возможно, Венера, в будущем, приобретёт параметры необходимые для зарождения жизни.

3

Введение

«У каждого человека свои звезды. Одним тем, кто странствует, – они указывают путь. Для других это просто огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить»                                                   

  Антуан де Сент Экзюпери

В недалеком прошлом понятие «планета» применялось только к девяти космическим объектам, вращающимся вокруг Солнца. Сегодня мы знаем, что планеты также имеются за пределами нашей солнечной системы и вращаются вокруг других звезд. В 2006 году МАС (Международный Астрономический Союз) четко определил, что планеты Солнечной системы — космические тела, вращающиеся вокруг звезды — Солнца, имеющие шаровидную форму.

Планеты Солнечной системы — это загадочные миры, в которых существует шанс зарождения жизни. Все, что окружает нас в данный момент, является частью планеты по имени Земля. Очень сложно представить, что вне нашей космической обители может существовать что-то еще. Несмотря на то, что Земля представляется нам чрезвычайно огромной, она, на самом деле, очень маленькая по меркам Солнечной системы. Помимо Земли вокруг Солнца вращаются по своим орбитам еще восемь планет, из которых Земля одна из самых небольших по размеру. Планеты Солнечной системы варьируются от небольших каменистых объектов до громадных газовых чудовищ, в тысячи раз превосходящих размеры Земли. Ученые исследуют планеты уже на протяжении длительного времени и имеют довольно обширную информацию, однако многое по-прежнему остается для них загадкой.

Актуальность:

Средства массовой информации грозят почти каждый год всемирным апокалипсисом. Человечество должно искать выход из сложившейся ситуации. Таким выходом может стать эвакуация на другую планету. 

На сегодняшний день ученые не нашли признаков жизни на других планетах. Но

4

современные технологии позволяют открывать все новые и новые горизонты в науке. И возможно, в будущем мы сделаем открытие, которое поможет нам создать условия для жизни на других планетах.

Гипотеза: знания о планетах необходимы для дальнейшего изучения космоса.

Цель проекта: узнать как можно больше о планетах солнечной системы и создать макеты этих планет.

В задачи данного проекта входит:

-научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: книги, журналы, интернет;

-научиться формулировать выводы из полученной информации;

– описать процесс образования солнечной системы;

– охарактеризовать планеты солнечной системы;

– разработать и реализовать проект «Планеты солнечной системы».

Объект исследования: планеты солнечной системы.

Предмет исследования: информационные материалы из научных и

других источников.

Методы исследования: анализ научной литературы по данной теме, видеоматериалов, интернетресурсов;систематизация и обобщение полученной информации; проектирование и конструирование моделей изучаемых объектов.

Основная часть

Глава 1.Образование солнечной системы.

Характеристика планет солнечной системы.

  Наша Вселенная полна тайн и загадок. И уже много тысяч лет люди наблюдают за звездами, пытаясь проникнуть в их тайны.

Вселенная – это весь известный нам мир, вся материя, от мельчайших частиц до самых огромных звезд. Частью Вселенной является и наша солнечная система.

По мнению ученых у нашей Вселенной богатое прошлое. Большинство ученых считает правильной теорию Большого взрыва.  Большой взрыв – это теория, и споры ученых не прекращаются до сих пор, исследования продолжаются.

5

Как теория большого взрыва объясняет происхождение солнечной системы?

          14 млрд лет назад … Тогда не существовало ни пространства ни времени, все было сосредоточено в плотном ядре, наполненном теплом и энергией.

Внезапно оно стало расширяться, и произошел невероятной силы взрыв, который и назвали Большим взрывом.

Этот взрыв породил все, из чего состоит наш мир: элементарные частицы и связывающие их силы.

    По мере остывания и расширения Вселенной из огромного множества этих элементарных частиц стали возникать сгустки, которые медленно объединялись в более крупные объекты. Из них постепенно образовались звезды, галактики, планеты.

     В том числе и наша галактика, которая называется Млечный путь. Ученые считают, что Солнечная система образовалась 5 млрд. лет назад из вращающегося газопылевого облака протосолнечной туманности. Туманность сжалась под действием собственного тяготения, и в ее центре сформировалось Солнце, а вокруг кольца «строительного мусора», которые постепенно слипались, образуя шарообразные тела разного размера – планеты Солнечной системы.

     В центре нашей солнечной системы звезда по имени Солнце – гигантский газовый шар. Ее масса 330 тыс. раз больше массы земли. Солнечная энергия поддерживает жизнь на Земле, энергия возникает в результате ядерных реакций около гелиевого ядра и достигает поверхности через миллионы лет. Поверхность Солнца напоминает кипящий суп в глубокой кастрюле. Из недр, которого постоянно, как пузыри при кипении, поднимаются потоки газа высокой температуры.

 Первой от Солнца планетой является Меркурий. Эта планета получила своё название в честь римского бога торговли. Меркурий самая быстрая планета. Год на нем равен 88 земным суткам. А день сменяет ночь всего один раз в году. Из-за этого днём  жара до + 360 С, а ночью – ледяной холод до – 160 С. Поверхность

6

каменистая и пустынная. В жизни Меркурия было много столкновений с различными метеоритами и от этого его поверхность испещрена различными по размеру кратерами.  А внутри он тверд,  сердце планеты из железа и никеля.

  Венера вторая от Солнца планета. Она носит имя богини красоты и выглядит, как очень яркая звезда, ещё Венеру называют «утренней звездой». Планета может сиять серебристым  светом,  и очень похожа на Землю, почти такого же размера. Под ее облачной шубкой стоит невыносимая жара. Год на Венере составляет примерно 224 земных суток, а день меняет ночь через 243 земных суток.

   Третья планета солнечной системы – Земля. Ее назвали в честь богини Земли Геи. Температура на ней позволяет большей части воды быть в жидкомсостоянии, наполнять наши океаныи моря, реки и озёра, а не испаряться полностью и не замерзать совсем. Вода играет, чуть ли не самую главную роль и для жизни, и в жизни всех других живых существ, без неё жизнь на Земле была бы невозможна. Другой очень важной особенностью является то, что атмосфера Земли, в отличиеот других планет, пригодна для дыхания живых существ благодаря тому, что в ней в достаточном количестве содержится необходимый нам кислород. Правда это ужезаслуга растений, которые тоже не смогли бы возникнуть и существовать без воды. У Земли есть спутник, который зовется Луна.

   Последняя планета земной группы – Марс. Четвёртая от Солнца планета, названная в честь бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность Марса содержит большоеколичество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Ночью ее температура опускается доминус 85°С.Марс меньше Земли, но у него есть два спутника – Фобос и Деймос (что в переводе означает Страх и Ужас – так звалиСыновей бога войны). Фобос и Деймос лишены атмосферы. И всегда обращены к Марсу одной стороной. Их поверхность покрыта кратерами. 

 Это были планеты земной группы, далее идут газовые гиганты.

  Юпитер – самая большая планета в Солнечной системе. Она носит имя самого главного римского бога Юпитера. Состоит из газов. В его цветастой атмосфере

7

постоянно бушуют мощные ураганы. Полный оборот вокруг Солнца Юпитер совершает за 12 земных лет, а день его равен 9 ч 55мин.16 спутников вращаются вокруг него, а так же кольцо из пыли и каменных частиц. Самым крупный спутником в Солнечной системе является Ганимед. Его радиус составляет 2631 км. Мантия его состоит из водяного льда,а внутри каменное ядро. Этот спутник назвали в честь сына троянского царя Троса.

    Сатурн – вторая по величине планета Солнечной системы. Она окружена множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней. Сердце железно-каменное, а снаружи газ. Температура на поверхности составляет -175С.  День на Сатурне длится 10 ч 40 мин, а год 29 земных лет. У Сатурна обнаружили 30 спутников, самый большой из них это Титан. Атмосфера Титана из азота, и океан из этана и метана. В древнегреческой мифологии его именем называли детей бога неба Урана и богини земли Геи.

     Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов. Назвали его в честь древнегреческого бога неба. Вокруг солнца Уран облетает за 84 года, а вокруг своей оси оборачивается за 17 ч 14 мин. Наклон его оси составляет 98 градусов, вот почему эта планета вращается лежа на боку.

      Нептун восьмая от Солнца. Носит имя римского бога морей и мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности  – минус 200°С. Год на Нептуне  длится 165 земных лет, а день 16 ч 3 мин.

Глава 2. Организация работынад созданием моделей планет солнечной системы

 Работая над проектом, я решилсоздать свою модель планет солнечной системы. Какой материал выбрать? Мои планеты должны соответствовать по форме, цвету реальным объектам солнечной системы, а также должны содержать адаптированный теоретический материал, понятный детям разного возраста. Планеты не должны быть хрупкими или тяжелыми: дети захотят их подержать в руках.Для изготовления моделей планет я выбрал,воздушные шары, которые позволят нам создать любую форму и затем обклеили их бумагой т. к. она легко

8

красится, а зонт будет выполнять роль солнца (Приложение № 1).

    Я сделал заготовки шарообразной формы разные по размеру, так как есть планеты Земной группы и планеты-гиганты, которые отличаются друг от друга размерами. Потом я их раскрасил согласно цветовым особенностям планет солнечной системы.

      Меркурий – самый маленький шар серого цвета, так как это самая маленькая планета, состоящая из железа и никеля.

     Венера – шар желто-коричневого цвета. Самая жаркая планета солнечной системы. Но мы знаем, что поверхность Венеры удалось рассмотреть только тогда, когда ее поверхность  сфотографировала станция, находящаяся на орбите Венеры. Сама планета буквально окутана очень плотной, мощной атмосферой, состоящей из углекислого газа и серной кислоты.

     Земля – сине-зеленый шар, потому что на Земле есть вода. Планета тоже имеет атмосферу, но совсем другую, нежели на Венере. Земная атмосфера состоит, в основном, из кислорода, и она задерживает опасное солнечное излучение и вместе с тем сохраняет большую часть тепла.

Марс – красный шар, потому что Марс еще называют красной планетой. Такой цвет объясняется тем, что поверхность этой планеты покрыта пылью

из оксида железа(или попросту ржавчиной). На Марсе самые высокие горы во Вселенной, а вот и Олимп, она вздымается на высоту 20 км и занимает площадь размером с Англию.

Юпитер– самый большой шар желто-коричневого цвета. Эта самая большая планета солнечной системы. А вот знаменитое Большое Красное пятно—это гигантская буря, которая бушует там, по меньшей мере, 300 лет. 

  Сатурн-особенностью  этой планеты являются кольца, состоящие из обломков льда и камней. Я их тоже сделал.

  Уран и Нептун – похожи и по размерам,  и по цвету, – голубовато – зеленые

шары, потому что их атмосфера состоит из водорода, гелия и метана. Именно метану они обязаны своим голубоватым цветом. Но есть и различия: Уран-

9

единственная планета солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, лежа на боку, потому, что наклон его оси составляет 98 градусов.

       Создавая свою модель солнечной системы, я постарался отобразить наиболее яркие особенности каждой планеты, чтобы ребята их визуально запомнили.

Заключение

      Мы «побывали»  на всех планетах Солнечной системы. Узнали много нового и интересного. Изучив особенности планет, мы пришли к выводу, что не на одной планете солнечной системы жизнь пока зародиться не может, т. к. для ее появления необходимы кислород и вода. Мы убедились, что в достатке эти компоненты есть только на нашей планете – Земля. Но мы знаем, что 4,5 миллиарда лет назад Земля была похожа по характеристикам на Венеру, и, возможно, Венера, в будущем, приобретёт параметры необходимые для зарождения жизни.

  Используемая литература и электронные ресурсы:

1. Абельакер Эрих. «Солнце. Энциклопедия для детей». Книга для детей от 8 до 15 лет.Издательство: Мир книги.

2. Гурштейн А. А. «Извечные тайны неба». М.: Наука. 1991. 494 с.

3. Коротцев О. «Астрономия для всех». СПб.: “Азбука-классика”,  2008.  393 c.

4. Комаров В. Н., Б. Н. Пановкин. «Занимательная астрофизика». М.: Наука. 1984. 191 с.

5. Колтун М.М. «Солнце и человечество». М.: Детская литература. 1981. 127 с.

6. «Звезда по имени Солнце». Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, Т. 8: Астрономия.1997. С. 496-506.

Видео:

Как устроена Вселенная. Большой взрыв.

A.Traveler’s.Guide.To.The.Planets. – Путешествие по планетам солнечной системы

Интернет ресурсы:  

Детская энциклопедия «Мир природы»  http://www.worldofnature.ru

10

Приложение № 1

Этапы работы над созданием моделей солнечной системы

11

infourok.ru

Темы проектов для 4 класса

Данный раздел содержит темы исследовательских работ и проектов для 4 класса, которые способствуют формированию у учащихся собственной исследовательской позиции и навыков оформления индивидуального проекта школьника.


В данном разделе предлагаются темы проектов для 4 класса начальной школы, которые способствуют формированию у учащихся научной позиции, формированию собственного мнения по выбранной теме, а также рассчитаны на проведение самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности.

Представленные темы исследовательских работ для 4 класса начальной школы интересны учащимся возможностью проведения сопоставительного, аналитического и обобщающего анализа, а также более углубленного изучения выбранной темы.

Предложенные темы проектных работ литературному чтению в 4 классе начальной общеобразовательной школы можно редактировать и расширять, осуществлять по ним индивидуальную и групповую исследовательскую деятельность.

Темы проектов для 4 класса

Примерные темы исследовательских проектов для учащихся 4 классов:


Как человек укрощал природные стихии: ветряные и водяные мельницы.
История шариковой ручки.
История фотоаппарата.
История часов
Телескоп и микроскоп.
История телевизора, радио, видео.
История парового двигателя.
Традиции мастерства (местные ремёсла).
Бабушкин сундучок (история семейных реликвий).
История нашего Кремля.
Исторические здания моего города.
Выращивание кристалла из медного купороса.
Выращивание кристаллов в домашних условиях.
Почему планеты не сходят со своей орбиты.
Как считали наши предки
Детские музыкальные инструменты.
Профессии наших родителей
Спать или не спать? Вот в чём вопрос
Влияние напитка «Кока-кола» на организм.
Молоко? Это здорово!
Влияние экологии на жизнь человека.
Зачем беречь зрение.
Удивительная поваренная соль.
Может ли вода течь вверх
Жевательная резинка – друг или враг нашему здоровью.
Влияние физических упражнений на биологический возраст человека.
Картофель – второй хлеб.
Далеко ли от нас солнце?
Как влияет вес рюкзака на осанку?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Почему кровь красная?
Есть ли у человека хвост?
Вредное влияние микроволновой печи на здоровье человека.
Чупа-чупс – любимое лакомство
Любят ли зубы жвачку?
Где лето круглый год босиком ходит? (на полюсах нет тепла?)
Изучение путей распространения микробов в классе.
Почему попугаи разговаривают?
Почему осенью деревья разного цвета?
Существуют ли в наше время родственники динозавров?
Все ли йогурты полезны?
Русское ткачество.

Темы проектов по Окружающему миру для 4 класса

Примерные темы исследовательских работ для учащихся 4 класса:


Генеалогическое дерево моей семьи.
Имя в жизни человека.
Моя родословная
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор
Деревья и кустарники
Ядовитые растения моего края
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев
Я садовником родился
В гостях у белой кувшинки
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Мой маленький мир дикорастущих растений.
Портрет земляники
Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
Почему подсолнух называют цветком солнца?
Почему растёт растение.
Про вершки и корешки
Роль растения в жизни человека
Что за ягода малина?
Что мы знаем о подсолнухе?
Ягодная азбука
Ягода Арбуз
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мой чудо-цветок
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты “бабушкиной герани”
Фиалка для мамы
“Весёлая фасоль”
Где лучше растет лук?
Загадки про овощи и фрукты
Как к нам пришла картошка
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука.
Обитатели приусадебного участка.
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали.
Подбор растений для альпинария.
Польза картофеля для здоровья человека.
Сеньор-помидор.
Раз горох, два горох…
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка.
Лекарства – сорняки.
Нежность ромашки — для души и тела.
Отчего крапива жжется?.
Выгонка гиацинта к 8 Марта — “Подарок маме”.
Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме.
Мои любимые розы.
Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов.
Почему пахнут цветы?
Путешествие по царству цветов. Ландыш.
Путешествие по царству цветов. Лотос.
Путешествие по царству цветов. Одуванчик.
Путешествие по царству цветов. Подснежник.

Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов.
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля.
Кто строит дом на реке?
Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Кто такой слон?
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир зебр
Мир китов
Мой пудель
Мой кот
Мое домашнее животное — немецкая овчарка.
Мое любимое животное — дельфин.
Можно ли подружиться с лошадью?
Наш любимый зоопарк
Необычные факты про обычного ежика
Нора – это дом. Жилища животных
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры.
Кто же в гнёздышке живёт?
Кто такие птицы?
Курица – птица не простая!
Ласточка — вестник добра и счастья.
Ласточкино гнездо
Чье это гнездо?
Кто такие змеи?
Лягушка с душою царевны.
Моя домашняя черепаха.
Царевна-лягушка, или Как я вырастила лягушку сама.
Аквариум и его обитатели.
Кто такая медведка
Кто такие пауки?
Мир жуков
Мир стрекоз
Моё открытие о мухе
Муравьиная жизнь.
Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз.
Почему бабочки не живут в городе?
Почему водомерка ходит по воде?
Почему не тонет водомерка?
Про муравьев
Пчела — друг человека
Пчелиная семья
Разумны ли муравьи?
Сколько точек у божьей коровки?
Удивительный мир бабочек
Хвала пчеле!
Чем интересны пауки
Чудесное превращение гусеницы в бабочку.
Наблюдение за дождевым червяком.
Есть ли в воздухе вода?
Как рождается снежинка
Почему вода на Земле не иссякает
Почему извергаются вулканы?
Почему появляются водопады?
Разноцветные моря
Снежные исследования.

Темы проектов по Чтению для 4 класса

Интересные темы индивидуальных проектов по чтению для учащихся 4 класса:


Былина “Илья Муромец и Соловей разбойник” в современном кинематографе.
Говорящие фамилии в ранних рассказах А.П. Чехова.
Красна речь пословицей
Миф об Орфее в произведениях живописи
Античные образы в поэзии А.С Пушкина.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Какие загадки знают современные школьники?
Литература и мой край
Литературная сказка – прямая наследница сказки народной.
Малые жанры фольклора
Мои ровесники в литературных произведениях.
Мы в зеркале пословиц
Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова.
Образ Геракла в произведениях живописи.
Образ дракона в детской литературе.
Писатели, поэты рядом
Подвиги Геракла на античных вазах.
Произведения в интерпретации иллюстраторов.
Фольклор моей семьи
Фольклорная шкатулка
Сравнительный анализ стихов об осени А.С.Пушкина и А.А. Фета.

Русский язык

Анализ названий улиц
Альбом правил русского языка.
Беглые согласные
Волшебные слова
Восклицательные предложения
Второстепенные члены предложения.
Глагол в русском языке
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть – модно!
Глагол в русском языке в теме
Достойные внимания знаки препинания.
Зазываем на глагол
Заимствованные слова в русском языке
Знаки препинания и их роль в письменной речи.
Зачем нужны псевдонимы?
Звуки спорят: кто важнее?
Имена собственные учащихся 4 классов
Имя числительное как часть речи
Интересные способы словообразования
Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры речи современного человека.
Какого роду, племени
Книга и электронный словарь. За и против.
Лексика русского языка нашего времени
Анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Мини-сборник пословиц “О Родине”.
Мини-сборник пословиц “О семье”.
Мини-сборник пословиц “О дружбе”.
Напиши мне письмо…
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Омонимы в русском языке
Откуда есть пошла грамота на Руси
Поверь, не так и сложное предложение сложное
Пословица недаром молвится.
Познавательная игра по Лексике
Портрет одного слова «Конь»
Предложения с обращением
Приставки, которые ходят парами
Происхождение русского языка и первые орфограммы.
Путешествие в страну “Синтаксис”
Разделительный ь и ъ
Разминка по русскому языку
Сборник сочинений нашего класса о животных
Сборник стихов и рассказов о животных
Славянские азбуки, их происхождение и взаимосвязь.
Словарь весёлых слов
Словарь запахов
Словарь футболиста
Словарь цветов
Слова-пустышки
Слова-паразиты, языковые вирусы
Слова-символы в русском языке
Создание портрета слова
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова “Ванна”
Энциклопедия слова “Мороз”.
Этикетные слова моей семьи
Языковой портрет ученика нашей школы.

Темы проектов по Математике для 4 класса


Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса.
Авторские задачи по математике для учащихся начальных классов.
Арабские числа.
Арифметика остатков.
Арифметика — наука о числе.
В царстве чисел-великанов.
Великолепные цифры
Веселые задачки
Веселый математический поезд
Весёлые задачи “Лесная математика”
Весёлые задачки для юных рыбаков
Время, возраст, календарь
Время. Измерение времени. Час
Все о числе 13
Деление с остатком
Делимость натуральных чисел
Древние единицы длины
Древние меры длины
Единицы измерения в Древней Руси
Единицы измерения длины в разных странах и в разное время
Задачи в рисунках
Задачи для внимательных и сообразительных
Задачи на свежем воздухе
Задачи-сказки
Занимательные задачи
Искусство отгадывать числа
Как быстро выучить таблицу умножения
Как научиться быстро считать
Как хорошо уметь считать!
Магическая цифра 7
Магические числа в природе
Магия чисел 3, 11, 13
Математика в жизни кошки
Математика в моей семье
Математика глазами детей
Математика – это интересно
Математические пословицы
Математические раскраски для 1-го класса
Математические сказки
Математический калейдоскоп
Меры длины
Меры длины на Руси
Меры и их измерения
Мир чисел
Мир числа “три”
Мое домашнее задание
Мое любимое число
Мое любимое число 7
Можно ли назвать натуральные числа удивительными?
Мои замечательные друзья – цифры
Мои летние встречи с математикой
Моё любимое число — пятёрка!
На уроке математики
Натуральные числа в жизни человека.
Научись решать уравнения
Наше творчество в математике
Нестандартные задачи
О дюймах, вершках и сантиметрах.
От сложения до деления
Приемы быстрого счета.
Приемы устного счета.
Приёмы быстрого счета.
Приёмы устного счёта
Про число ноль
“Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять”
Развивающие задания по математике
Разговор о нуле
Различные способы умножения.
Раскрытие скобок
Решаю задачи с радостью.
Римская нумерация.
Русская система мер.
Русские меры длины.
Секреты таблицы умножения.
Система мер длины.
Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
Способы умножения
Способы устных умножений и делений
Старинные денежные единицы
Старинные меры длины и веса
Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
Страна доброй математики
Таблица умножения
Таблица умножения на пальцах
Таинственное число 12
Таинственное число 7
Текстовые задачи на движение.
Увлекательная математика
Увлекательные взвешивания
Умеют ли животные считать?
Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения на 9.
Умножение с увлечением
Устный счет — гимнастика ума
Цифры-лидеры в номерах телефонов моего класса.
Часы и время
Числовые великаны
Чудо – задачник
Выращивание кристалла из соли.

Темы проектов по Физкультуре и Основам здоровья для 4 класса

Здоровый образ жизни.
История лыж
Мой режим питания.
Молоко полезно детям.
Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
Полезно ли мороженое
Полезны или вредны дрожжи?
Полезные свойства кефира
Польза и применение витаминов.
Спортивная жизнь семьи
Что такое витамины?
Художественная гимнастика.
Шоколад – вред или польза.
Я – велосипедист.

Перейти к разделам:
Проекты начальных классов
Темы исследовательских работ начальных классов

Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу “Темы проектов для 4 класса”:
<a href=”http://obuchonok.ru/node/2377″ target=”_blank”>Темы проектов для 4 класса</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/2377]Темы проектов, 4 класс[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Темы проектов по окружающему миру 4 класс

Внимание! Предлагаем также скачать для детей игровые программы:
Угадай цветок и Угадай животное и Таблица деления и Скорость движения.

Перед выбором темы проекта по окружающему миру для 4 класса учащийся школы должен задать себе вопросы: что я хотел бы узнать, чему научиться, чем я увлекаюсь и что мне интересно?


Мы предлагаем детям выбрать интересную тему для проекта по окружающему миру в 4 классе по следующим направлениям: земноводные и рыбы, насекомые, домашние и редкие дикие животные, птицы, растения, овощи и фрукты и другим направлениям исследования.

В списке можно найти темы исследовательских работ по окружающему миру 4 класс и исследовать влияние различных внешних факторов на здоровье человека, изучить вулканы и некоторые полезные ископаемые недр Земли или посвятить свой проект памятным местам, народным праздникам, защите животных или растений. Темы работ представлены на любой вкус.

Любую из предлагаемых тем проектов или исследовательских работ по окружающему миру для 4 классов рекомендуем корректировать в соответствии с интересами, увлечениями и возможностями ребенка, а также дополнять в зависимости от поставленных к работе задач.

Темы проектов по окружающему миру для 4 класса

Примерные темы проектов по окружающему миру для 4 классов:


Аквариумные лягушки.
Аквариумные рыбки
Амфибия городского ландшафта.
Бабочки и их роль в жизни человека.
Бегущая по воде (о водомерке)
Биологические часы животных.
В зоне Арктических пустынь
В мире интересных кошек
Витамины и их польза для человека.
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Влияние газированных напитков на организм человека.
Вода – это жизнь.
Воздушные шары: весело и полезно!
Вулканы Камчатки
Деревянное зодчество Руси.
Дикие животные герои сказки “Колобок”.
Есть ли у воздуха секреты?
Животные в опасности!
Живые кондиционеры в нашей квартире.
Жизнь в Черном море
Жизнь головастиков в домашних условиях.
Жизнь луга. Луг – природное сообщество
Жизнь пустыни
Загадочный мир фотографий.
Замечательные свойства воды.
Заповедник Острова Врангеля.
Зачем животным сумки.
Зачем тыкве семечки
Зимующие птицы нашего края.
Знакомая незнакомка ель
Изготовление экологически чистой ткани.
Как человек использует воздух.
Какие бывают облака?
Каков он правильный портфель.
Кем работать хорошо?
Кожа и ее значение
Комнатные растения. Орхидея.
Ледяная зона. Арктика
Лекарственные растения моего посёлка.
Лес и человек
Масленица на Руси.
Мир глазами астронома
Мои наблюдения за лягушками.
Овощи и фрукты – источники энергии.
Ордена и медали. Встреча поколений.
Отчего мы иногда болеем
Очистка воды
Памятные места города-героя Керчи.
Пасха на Руси
Планеты Солнечной системы.

Полезные ископаемые. Уголь.
Полезные ископаемые моего края.
Полезные ископаемые. Нефть
Почему рыбы плавают?
Природа в произведениях литературы, живописи, музыки.
Проблема продолжительности жизни.
Птицы вокруг нас
Путешествие в темные глубины.
Разные породы лошадей
Растения в классе – для уюта и здоровья.
Растительный мир болот
Расы и народы Земли.
Рождество на Руси.
Рождество Христово
Россия и ее соседи. Китай
Сахар – друг или враг.
Семь чудес моего села
Сокровища Земли под охраной человечества.
Сохраним воду на планете
Сохраним нашу планету вместе!
Старые храмы Руси
Суровая Арктика.
Такой вкусный чай
Танцы народов Урала.
Удивительное животное Байкала – байкальская нерпа.
Цена хлеба
Что мы знаем о соли.
Эффект Мертвого моря
Япония – страна восходящего солнца.
Перейти к разделам:
Исследовательские работы по окружающему миру
Темы исследовательских работ по окружающему миру

Если Вы копируете и размещаете данные темы проектов по окружающему миру для 4 классов на сайте, блоге или форуме, обязательно установите ссылку на эту страницу!:

Код ссылки на страницу:
<a href=”http://obuchonok.ru/node/1203″ target=”_blank”>Темы проектов по окружающему миру 4 класс</a>

Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/1203]Темы исследовательских работ по окружающему миру 4 класс[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Темы проектов в начальной школе 4 класс

Внимание! Мы также предлагаем бесплатно скачать нашу обучающую игру-тренажер и повторить Таблицу умножения в мультиках.

Для проектной и исследовательской деятельности предлагаем воспользоваться темами проектов в начальной школе 4 класс и осуществить свое собственное исследование и создать интересный проект.


Для проектной и исследовательской деятельности предлагаем воспользоваться темами проектов в начальной школе 4 класс и осуществить свое собственное исследование и создать интересный проект.

Ученики могут выбрать интересную тему творческого проекта для начальной школы 4 класс в области русского языка и литературы, астрономии, истории, изобразительного искусства и экологии.

Школьники могут взять для исследования темы исследовательских проектов для 4 класса о странах, вулканах, заповедниках, исторических местах и достопримечательностях своего города или поселка, о родной школе.

Довольно интересными будут темы проектов для детей начальной школы о народных художественных промыслах, о русских народных сказках и забавах, о ветеранах и военной технике, различных хобби и увлечениях детей.

Темы творческих проектов для 4 класса

Интересные темы проектов для учащихся 4 класса начальной школы:


Аксолотль – игрушка воды.
Архаизмы в русском языке.
Великобритания – Туманный Альбион!
Венецианская маска
Военные плакаты Великой Отечественной
Вулканы – двери внутрь нашей планеты
Городецкая роспись и ее мудрость
Графический редактор Paint и его возможности.
Детство моих бабушек.
Жаргонизмы младшего школьника.
Женщины – герои Отечественной войны 1941-1945гг.
Жесты в общении людей
Жилища наших предков
Загадочный образ России в Русской матрешке
Закаливание
Зимние забавы в творчестве поэтов и писателей.
Известные выпускники нашей школы
Имена мультипликационных персонажей в кроссвордах
Имена сказочных персонажей в ребусах
Исторические и любимые места родного города
История моей школы в лицах
История школьного звонка
Какие болезни лечат дельфины
Какие болезни лечат кошки
Космическое путешествие
Лучшие хитрости маскировки рыб.
Московский зоопарк
Народные приметы в XXI веке
Народные умельцы нашего края.
Народные художественные промыслы. Хохлома.
Необычные памятники на Земле
Нестандартные средства общения людей.
Нэцкэ.
Одежда наших предков
Полезен или вреден обычный каменный уголь?
Потомки А.С. Пушкина
Роль растений в сказках русского народа.
Роль животных в сказках русского народа.
Роль яблока в русских народных сказках.
Роль печи в русских народных сказках.
Роль хлеба в русских народных сказках
Русские народные духовые инструменты.
Русское ткачество
Секреты природного газа.
Сказочные персонажи. Теневой театр.
Современная военная техника.
Старинные русские забавы.
Старинные русские игры.
Суд над жевательной резинкой
Уссурийский заповедник за охрану природы.
Фонтаны моего города
Театры моего города.
Зеленые уголки нашего города
Хочу сказать Спасибо ветерану.
Что интересного на планетах Солнечной системы.
Что интересного на Марсе
Чудеса моего вязания.
Чудеса праздника Ивана Купалы.
Шахматы – путь к успеху
Эволюция мобильного телефона.
Эволюция планшетного компьютера
Энергия солнца – экологическая энергия.
Ярмарочное гулянье.
Рекомендуем выбрать:
Тему проекта для начальных классов
Творческий проект для 4 класса

Если Вы хотите разместить ссылку на страницу с Темами проектов в начальной школе 4 класс, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из кодов:

Код ссылки на страницу Темы проектов в начальной школе 4 класс:
<a href=”http://tvorcheskie-proekty.ru/node/520″ target=”_blank”>Темы исследовательских проектов в начальной школе 4 класс</a>

Код ссылки на ваш форум:
[URL=http://tvorcheskie-proekty.ru/node/520]Темы проектов для начальных классов 4 класс[/URL]

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

www.tvorcheskie-proekty.ru

Исследовательская работа по окружающему миру (4 класс)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

УДИВИТЕЛЬНОЕ И ВОЛШЕБНОЕ ВЕЩЕСТВО.

ВЫПОЛНИЛ ШУЛЬПИН АЛЕКСАНДР

УЧЕНИК 4 КЛАССА

МКОУ СОШ С. БАКУРЫ

РУКОВОДИТЕЛЬ ХРЕБТИЩЕВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Добрый день, уважаемые гости и участники. Я- Шульпин Александр, ученик 4 класса, средней школы села Бакуры. Однажды я гостил у бабушки и увидел, как бабушка насыпает соль между рамами кухонных окон, когда утепляет их на зиму. И сразу возник вопрос «Зачем?» А бабушка назвала соль удивительным и волшебным веществом. Мне стало интересно «Почему удивительное, почему волшебное?» И чтобы это выяснить, я решил провести исследование.

Цель исследования:

  • Узнать, что такое поваренная соль, из чего она состоит.

  • Изучить особенности этого жизненно важного вещества.

  • Убедиться в том, что соль можно получить из воды.

  • Понять, почему поваренную соль называют «удивительным и волшебным веществом».

Задачи исследования:

  • Прочитать литературу и статьи в интернете по истории

  • возникновения соли;

  • Выяснить, как происходит добыча соли;

  • Опытным путём определить свойства соли.

Гипотеза:

Если поваренная соль – не только приправа к пище,

то области ее применения должны быть разносторонними,

а биологическое значение крайне важно. 

Объект исследования: минерал галит.

Галит –минерал, хлорид натрия.

Происхождение названия: Название минерала галит происходит от греческих слов halos – “соль” и lithos – “камень.”

Другие названия (синонимы):

Горная солькаменная сольповаренная сольтрескучая соль

Предмет исследования: свойства, значение поваренной соли для человека. 

Методы исследования:

  • исследование физических и химических свойств поваренной соли,

  • проведение опытов и экспериментов,

  • анализ информации, полученной из различных источников.

Галит- самый важный для человека минерал. Под таким названием скрывается известная всем поваренная соль, ежедневный спутник человека. «Соли нет и слова нет», – утверждает пословица. Можно добавить, что без соли нет и жизни, колыбелью которой на нашей планете стали воды Мирового океана. Исключительное значение соли в нашей жизни нашло отражение в старинном русском обычае торжественно встречать дорогих гостей хлебом-солью, а также в пословицах и поговорках: «Без хлеба несытно, без соли несладко», «Без соли стол кривой», «Несолоно хлебавши». «Плох обед, коли соли нет!», «Без соли и хлеб не естся.» Древние римляне даже верили в сверхъестественную силу соли.

И это неудивительно! Хлористый кальций играет огромную роль в нашем организме. Человек никогда не обходился без соли. У первобытных людей соль поступала в организм вместе с мясом животных и рыбой.

Вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки вкусили соль: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет. Тогда еще не было посуды для приготовления пищи, все растительные продукты люди вымачивали в воде и подпекали на тлеющих углях, а мясо, насаженное на палки, обжаривали в пламени костра. «Поваренной солью» первобытных людей, наверняка, была зола, которая неизбежно попадала в пищу во время ее приготовления. Зола содержит поташ, который в местах, удаленных от морей и соленых озер, долгое время служил пищевой приправой.

Возможно, однажды, за неимением пресной воды, мясо либо корни и листья растений были замочены в соленой морской или озерной воде, и еда оказалась вкуснее обычной. Может быть, добытое впрок мясо, чтобы защитить его от хищных птиц и насекомых, люди спрятали в морскую воду, а потом обнаружили, что оно приобрело приятный вкус. Наблюдательные охотники первобытных племен могли заметить, что животные любят лизать солонцы – белые кристаллы каменной соли, выступающие кое-где из-под земли, и попробовали добавлять соль в пищу. Могли быть и другие случаи первого знакомства людей с этим удивительным веществом.

Соль была первым полезным ископаемым, которое люди стали добывать из морской воды. В древности соль ценили. В Древнем Риме воины Цезаря часть «зарплаты» получали солью (соляриум). В Африке соль не уступала в цене золоту, за соль можно было купить товары, золото. В Эфиопии до XIX века находились в обращении соляные деньги – бруски каменной соли.

Еще греческий поэт Гомер называл поваренную соль «божественной». В те времена она ценилась выше золота: ведь, как гласила пословица, «без золота прожить можно, а без соли – нельзя». Из-за месторождений каменной соли происходили военные столкновения, а иногда нехватка соли вызывала «соляные бунты».

На столах императоров, царей, королей и шахов стояли солонки из золота, и заведовал ими особо доверенный человек – солоничий. Воинам часто платили жалованье солью, а чиновники получали солевой паек. Как правило, соляные источники были собственностью властителей и коронованных особ. В Библии есть выражение «пьет соль от дворца царского», означающее человека, получающего содержание от царя.

Соль издавна была символом чистоты и дружбы. «Вы – соль земли» – говорил Христос своим ученикам, имея в виду их высокие нравственные качества.

Соль имеет кристаллическую решетку. С кристаллами простейшей прямоугольной формы мы сталкиваемся ежедневно: столь необходимая на кухне соль имеет, как известно, кубическую кристаллическую решетку. Да и сами соляные «крупинки», похожие на маленькие кубики, подсказывают такое строение решетки. Но столь прозаичны и «неинтересны» по внутренней и внешней форме далеко не все твердые тела. Напротив, разнообразие форм большинства кристаллических материалов удивительно, оно поражает своей причудливостью и зависит от силы притяжения между атомами, образующими твердое тело.

С химической стороны поваренная соль служит для образования соляной кислоты, необходимой переваривания пищи и для защиты от бактерий, которые не выносят кислую среду желудочного сока.

Также недостаток соли в организме приводит к нарушению обмена веществ, что вызывает болезни.

Не зря кочевые народы жарких районов Востока пьют чай с солью, а некоторые африканские племена недостаток соли возмещают очень болезненными укусами черных муравьев, слюна которых содержит хлористый кальций.

Первые известия о солеварении в русских княжествах и Киевской Руси появились в письменных источниках не ранее XI-ХII веков. 
В XII веке солеварение было широко распространено в Поморье (север европейской части, берега Белого моря, Онежского озера, рек Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Кама, Вятка).

Добывают поваренную соль из соляных озёр, из морской воды, из недр земли.

В России много соляных озёр. Самые большие озёра — Эльтон и Баскунчак — расположены к северу от Каспийского моря.

Озеро Баскунчак — одно из величайших в мире соляных озёр. Длина его достигает 20 км, а ширина около 10 км. На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в нём очень солёная. Соль встречается и в земле, где она залегает толстыми слоями. Это каменная соль.

Чистая каменная соль прозрачна, бесцветна и напоминает кусок льда. Но часто она окрашена различными примесями в разные цвета. В Астраханской области известно Малиновое озеро, которое являлось собственностью императрицы Екатерины II. Ежегодно к ее столу поставляли 100 пудов этой соли, и только ее подавали к столу во время иностранных приемов, потому что соль была изысканного розово-малинового цвета. 
Соль относится к поделочным камням II класса. Из соли делают светильники.

Каменная соль иногда залегает очень глубоко, а иногда у самой поверхности земли. На юге Урала, близ города Соль-Илецка под поверхностью земли находится огромный пласт каменной соли. Он тянется на 2 км в длину и более чем на 1 км в ширину.


Поваренная соль – не только пищевой продукт, но издавна распространенный консервант, ее применяли при обработке кожевенного и мехового сырья. А в технике она до сих пор является исходным сырьем для получения практически всех соединений натрия, в том числе соды.

Поваренная соль входила и в состав самых древних лекарств, ей приписывали целебные свойства, очищающее и дезинфицирующее действие, причем с давних пор подмечено, что поваренная соль разных месторождений имеет разные биологические свойства: самая в этом отношении полезная – морская. В Лечебнике-травнике, изданном в России в 17 в., написано: «Две сути соли, одну копали из горы, а другую находили в море, а которая из моря, та лутчи, а кроме морской соли та лутчи, которая бела».

Сейчас соляные пещеры используют для лечения различных аллергий, болезней верхних дыхательных путей, бронхиальной астмы, хронического воспаления бронхов, болезней горла, гортани и кожных болезней.

Однако в употреблении соли надо соблюдать меру. При ее избытке изменяется строение сосудов, стенки их становятся хрупкими, утолщаются, плохо проводят кровь. Чтобы излишки соли не откладывались в наших костях, необходимо делать физические упражнения.

Ни одно растение не может расти на почве, покрытой солью, солончаки всегда были символом земли бесплодной и необитаемой. Когда властитель Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса разрушил в 1155 году Милан в Италии, то велел посыпать руины поверженного города солью в знак его полного уничтожения… У разных народов во все времена рассыпать соль значило накликать беду, вызвать ссору.

ОПЫТ №2

Возьмем щепотку соли и потрем чашку, на которой налет от чая. Налет легко отмывается и чашка становится чистой.

ОПЫТ №3

Высокая соленость Мертвого моря обусловливает одну его особенность: вода этого моря значительно тяжелее обыкновенной морской воды. Утонуть в такой тяжелой жидкости нельзя.

Проведем опыты. Положим очищенный картофель в сосуд с водой и постепенно добавлять соль. Чем больше соли растворялось в воде, тем быстрее начинал всплывать картофель. Проделаем такой же опыт с сырым яйцом.

Опыт №4.

Возьмем раствор йода и нальем небольшое количество на соль. Капли йода окрасили соль в коричневый цвет, но через 30 минут соль стала опять белой.

Возьмем гуашь разных цветов смешаем с солью и дадим время для высыхания. Гуашь замечательно окрасила соль и придала нежные оттенки.

Опыт №5

Сделал эскиз, нанес клей на рисунок, посыпал окрашенной солью, и получился красочный пейзаж.

Оказалось, что соль красочный, удивительный материал для картин.

ВЫВОД:

В процессе выполнения исследовательской работы изучены особенности поваренной соли как жизненно важного вещества.

Проведенные опыты показали, что получить соль можно из раствора.

А так же подтверждена гипотеза, что поваренная соль – не только приправа к пище, области ее применения обширны, а биологическое значение крайне важно.

Выполненные эксперименты показали чудодейственные свойства соли.

И сделали вывод – почему соль называют удивительным и волшебным веществом.

соль имеет большую кристаллизацию в водоёмах, где жаркий сухой климат (пустынях, солёных озёрах), там, где климат ветреный и прохладный соль кристаллизуется медленно, но находится в растворённом виде в жидкости, а там, где климат умеренный соль кристаллизуется очень медленно и постоянно находится в растворённом виде. Эту соль добывают и перерабатывают люди в разных видах промышленности,даже в медицине. Таким образом, я доказал моим исследованием, что соль является значимой частью жизнедеятельности человека. @

-Открытие соли и начало ее употребления было эпохой такого же значения, как знакомство человека с земледелием. Почти одновременно с добычей соли люди научились собирать зерна, засеивать участки земли и собирать первый урожай…

-Раскопки показали, что древние соляные копи существовали в славянских городах Галицкой земли и в Армении. Здесь в старых штольнях сохранились до наших дней не только каменные молотки, топоры и другие орудия, но и деревянные крепи шахт и даже кожаные мешки, в которых 4—5 тысяч лет назад переносили соль. Все это было пропитано солью и поэтому могло сохраниться до наших дней…

-При покорении какого-нибудь города, страны, народа римляне запрещали солдатам под страхом смерти продавать побежденному врагу соль, оружие, точильный камень и хлебное зерно…

«Солью» иносказательно называлась оплата римских воинов, и от этого произошло название мелкой монеты: в Италии «сольди», во Франции «солид» и французское слово «салер» — «жалованье»…@

Соль встречается в природе, растворенной в воде океанов, морей и соляных озерах , в соляных источниках. В твердом состоянии встречается в виде каменной соли, стенной и в пустынях. Каменная соль играет значительную роль в образовании земной коры. Во многих странах встречаются громадные залежи и чистой каменной соли. Чистые пласты соли бывают часто покрыты слоем соленосной глины и во многих местах находятся, друг над другом слои чистой каменной соли, чередуясь со слоями глины. Заслуживает   внимания   то  обстоятельство, что поваренная соль необходима животным, питающимся растительной пищею и не питающимся мясом. С химической стороны поваренная соль в организме дает соляную кислоту в сок желудка; возможно, что она находится в тесной связи с образованием клеток. Количество поваренной соли, нужное в год для человека, считается в 7,5 кг. О действии поваренной соли в растительном мире мало известно определенного, но избыток ее вредит семенам и образует неплодородную почву. В некоторых случаях она полезна тем, что переводит в растворимые соединения нужные для растений удобрения.@

ОПЫТ№2 Растворив в стакане до половины наполненным водой столовую ложку поваренной соли, я разлил в одинаковые ёмкости и поставил одну в тепло(на батарею),другую в холод(к раме окна), а третью оставил при комнатной температуре. И вот что у меня получилось: через сутки вода в емкости на батарее испарилась, оставив на дне крупные кристаллы соли; вода на окне испарилась не полностью, но на стенках остался соляной налёт ,похожий на белую ниточку, покрытую клеем.; а вода при комнатной температуре практически не испарилась совсем, @

ОПЫТ№3 Я выпил стакан воды с растворенной в ней солью, через какое-то время я захотел пить, но напиться не мог. Это говорит о том, что соль в больших количествах осушает слизистую оболочку организма, поэтому употреблять её нужно умеренными порциями. Так же соль может действовать и как обезболивающее, например, когда болят зубы можно прополоскать рот водой с растворённой в ней солью и боль пройдёт на некоторое время @

ВЫВОД:

соль имеет большую кристаллизацию в водоёмах, где жаркий сухой климат (пустынях, солёных озёрах), там, где климат ветреный и прохладный соль кристаллизуется медленно, но находится в растворённом виде в жидкости, а там, где климат умеренный соль кристаллизуется очень медленно и постоянно находится в растворённом виде. Эту соль добывают и перерабатывают люди в разных видах промышленности,даже в медицине. Таким образом, я доказал моим исследованием, что соль является значимой частью жизнедеятельности человека. @

Исследовательская работа по окружающему миру 
Тема: «Тайна соли» 
Выполнила обучающаяся 3 класса Янкович Яна 
Руководитель работы: учитель начальных классов МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки Белогорского района Амурской области 
Мелихова Елена Ивановна 
Цель: Раскрыть тайну соли. 
Гипотеза: Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни.

Тема: «Тайна соли». 
Цель: 
Раскрыть тайну соли. 

Задачи: 
1. Изучить, что такое соль. Из чего она состоит. Какими свойствами обладает. 
2. Узнать, какое влияние оказывает соль на жизнь человека. 
3. Исследовать практически и выяснить теоретически, оказывает ли соль какое-то влияние на запотевание и замерзание стёкол зимой, если её поместить между рамами. 
4. Сделать научные выводы из нашего исследования. 

Гипотеза: 
Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый 
помощник человека в других сферах жизни. 

Содержание: 

1. Введение. 
2. Литературный обзор. 
3. Методика исследования. 
4. Результаты исследования. 
5. Выводы. 

1.Введение. 
Раньше я всегда считала, что соль необходима человеку только для приготовления пищи. Без неё еда будет несолёной, невкусной. Но однажды я увидела, что мама насыпает соль между рамами окон, когда утепляет их на зиму. Конечно, у меня возник вопрос: «Зачем?» А когда утепляли окна в классе, мама успела насыпать соль только в одно окно, другие уже закрыли. И у нас с классным руководителем родилась идея понаблюдать за всеми окнами в классе и сравнить их. А когда результаты наблюдений нас удивили, мы решили исследовать свойства соли и узнать, почему это происходит и какие ещё тайны хранит это удивительное вещество – соль. 

Так родилась тема нашего научного исследования «Тайна соли». Его цель: «Раскрыть тайну соли». Мы выдвинули гипотезу, что «Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни». В результате исследования мы подтвердим её или опровергнем, если мы не правы. Для этого мы поставили перед собой задачи: 
1. Изучить, что такое соль. Из чего она состоит. Какими свойствами обладает. 
2. Узнать, какое влияние оказывает соль на жизнь человека. 
3. Исследовать практически и выяснить теоретически, оказывает ли соль какое-то влияние на запотевание и замерзание стёкол зимой, если её поместить между рамами. 
4. Сделать научные выводы из нашего исследования. 

2.Литературный обзор. 
2.1. С уверенностью можно сказать, что, по крайней мере, одно химическое соединение в довольно чистом виде имеется в каждом доме, в каждой семье. Это – соль. Соль – это сложное химическое вещество. Основным компонентом соли является хлорид натрия. В природе хлорид натрия встречается в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Но соль природного происхождения всегда имеет примеси других минеральных солей. Мы привыкли, что это вещество имеет вид белых крупинок. Но в природе оно встречается или в виде камня под землёй, или под давлением слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращается в вязкую, пластичную массу. «Всплывая» в местах пониженного давления кроющих пород, пласт соли образует соляные «купола», выходящие в ряде мест наружу, или содержится в растворённом виде в воде некоторых водоёмов. 
В молотом виде соль представляет собой мелкие кристаллы белого, розоватого или светло-серого цвета. Это примеси и придают ей оттенки разных цветов. 
Добывается из залежей или из морской воды, воды соленых озёр (выпариванием). Поэтому её называют поваренная соль. Поваренную соль часто называют также «столовая соль», «каменная соль» или просто «соль». Существует и применяется в разных видах: очищенная и неочищенная, крупного и мелкого помола, чистая и йодированная, и т. п. 
Пищевая соль, добываемая различными способами и в различных местах, одинаково «соленая», но имеет некоторые отличия вкусового характера из-за примесей. Так, испанская соль отличается от германской и российской. 
Вкусовые качества соли крупной и мелкой также различны. Вкус первой более приятный и употребление ее предпочтительнее. Рафинированная и йодированная соль, поступающие в торговую сеть, во многих случаях не улучшают, а ухудшают вкус блюда, консервированных продуктов. Лишь опытная хозяйка умеет правильно выбрать и использовать соль. Поэтому уместно отметить некоторые тонкости употребления этой специи. 
Каменная соль мелкого помола, которую сейчас покупают чаще из-за внешнего вида, уступает крупной соли по содержанию йода, магния, калия, цинка, селена и ряда других макро- и микроэлементов, необходимых организму человека. 

Йодированная соль высшего сорта непригодна для приготовления горячих блюд, особенно супов. Ее нельзя использовать при солении и квашении, можно испортить продукцию. Надежный, испытанный помощник в этих способах консервирования — крупная соль. 

Самое важное для человека свойство поваренной соли – то, что она солёная на вкус. В приготовлении пищи поваренная соль употребляется как важнейшая приправа, без которой пища кажется пресной. Соль также выполняет функцию консерванта. Высокая концентрация соли в воде губительна для живущих в этой воде организмов – гнилостных бактерий. Это свойство широко используют в пищевой промышленности и при сохранении пищевых продуктов в домашних условиях. 
Водные растворы NaCl (хлорида натрия) в медицине используют в качестве кровозамещающих жидкостей после кровотечений и при явлениях шока. Поваренная соль входит в состав некоторых медицинских препаратов: раствор натрия хлорида изотонический для инъекций, раствор натрия хлорида гипертонический, капли в нос «Аква Марис». Поваренная соль является важнейшим сырьем химической промышленности. Из нее получают соду, хлор, хлороводородную кислоту, гидроксид натрия, металлический натрий. 
Главной задачей уборки магистралей и улиц в зимний период является предупреждение образования наледи на дорогах. Основной технологической операцией зимней механизированной уборки является обработка проезжей части противогололедными материалами (ПГМ). 
Завоевавшим наибольшую популярность в борьбе с гололедом, а также наиболее дешевым средством является поваренная соль (хлорид натрия). Лед, имеющий температуру около 0°C, плавится в солевом растворе. Также используется смесь поваренной соли с песком и щебнем, которые добавляются для уменьшения коэффициента скольжения и увеличения сцепных качеств (пескосоляные смеси). 

2.2. Поваренная соль совершенно необходима для жизнедеятельности организма человека и животных. Недостаток этой соли приводит к функциональным и органических расстройствам: могут возникать спазмы гладкой мускулатуры, иногда поражаются центры нервной системы. Длительное солевое голодание может привести к гибели организма. Суточная потребность в поваренной соли взрослого человека составляет 10 – 15 г. В условиях жаркого климата потребность в соли возрастает до 25 – 30 г. Это связано с тем, что хлорид натрия выводится из организма с потом и для восстановления утрат в организм нужно вводить больше соли. Если не давать животному пищи, то через какое-то время оно погибнет от истощения организма. Если животное кормить без ограничения, но обессоленной пищей, то оно умрет еще быстрее. Дело в том, что поваренная соль служит источником образования в желудке соляной кислоты, которая является составной частью желудочного сока. Соль также входит в тканевые жидкости и в состав крови. 
Нам трудно представить, что в прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была важным предметом торговли. Из-за соли велись кровопролитные войны между соседними народами, а по причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на соль, происходили народные восстания (соляные бунты). В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы. 
Но с другой стороны, систематический приём избыточного по сравнению с физиологической нормой количества соли приводит к увеличению кровяного давления. Чрезмерное потребление соли вызывает болезни сердца и почек. Обычная пищевая соль служит сильнейшим ядом. С одной стороны, без соли невозможно жить, с другой стороны, доза в 100 раз превышающая суточную норму потребления, является смертельной. Летальная доза составляет 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Иными словами, для человека весом 80 кг смертельной дозой является четверть килограммовой пачки. 

3. Исследование: 
3.1 Изучая литературу, мы узнали, что соль незаменима во многих сферах жизни человека. Но нам хочется и самим убедиться в чудодейственных свойствах соли. 
В нашем классе три окна. Между рамами одного из них насыпана соль. Между рамами других окон соли нет. В течение трёх недель с 11 ноября по 2 декабря ежедневно (кроме воскресенья) мы вели наблюдение и фотосъёмку окон. Также всё это время мы фиксировали температуру воздуха на улице. Она колебалась от – 7°С до – 25°С (представляются для обозрения фотографии) 

4. Результаты исследования: 
• Разница в замерзании и запотевании окон была видна всегда. 
• При температуре воздуха на улице от – 7°С до – 9°С контрольное окно или не запотевало совсем или слабо, а другие запотевали сильнее или даже подмерзали. 
• При температуре воздуха на улице от – 12°С до – 20°С контрольное окно замерзало намного меньше. 
• И даже при температуре воздуха на улице ниже – 20°С на контрольном окне были участки незамёрзшего стекла, как раз над бумагой с солью. А остальные окна замерзали полностью. 

Ответ на вопрос «Почему так происходит?» мы нашли в литературе. 
Оказывается чистый хлорид натрия (основной компонент соли) – негигроскопичное вещество, т.е. не притягивает влагу. Гигроскопичны хлориды магния и кальция. Их примеси почти всегда содержатся в поваренной соли и благодаря им происходит поглощение влаги. Эти примеси впитывают влагу, находящуюся между рамами окон. Как бы осушают воздух. А узоры на окнах ничто иное, как причудливо замёрзшая влага – вода. А раз между рамами окна этой влаги меньше, благодаря соли, значит и стёкла меньше запотевают и замерзают. 

5. Выводы: 
5.1. Соль – вещество, обладающее большими загадками и тайнами. Многое из прочитанной литературы нам ещё непонятно. Поэтому, когда мы станем старше, нам ещё предстоит разгадать ни одну тайну этого вещества. 

5.2. Наша гипотеза подтвердилась: Соль – это не только важный пищевой продукт, но и незаменимый помощник человека в других сферах жизни. 

5.3. Но теперь мы также знаем, что соль как необходима всем живым организмам для жизни, так и может стать причиной их гибели. 

5.4. Наш эксперимент позволяет нам дать совет всем, кто хочет, чтобы окна зимой меньше запотевали и замерзали – между рамами надо положить соль. 

6. Список используемых источников: 
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 3 класс. – М.: Просвещение, 2007. 
Дмитриева О. И., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс: Универсальное издание. – М.: Вако, 2006. 
Элиот Д., Кинг К. Детская энциклопедия. – М.: Росмен, 1994. 
http://n – t. ru/ri/kk/hm03.htm. Кукушкин Ю. Химия вокруг нас. 
http://ru.wikipedia.org. Соль. 
http://kuking.net/8-1105.htm. Поваренная соль.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *