Проект на тему здоровый образ жизни 4 класс: «Здоровый образ жизни» 4 класс

«Здоровый образ жизни» 4 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 4”

Тема проекта:

«Здоровый образ жизни»

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

I

Теоретическая часть……………………………………………………4

    1. Здоровье-бесценное богатство ………………………………………..4

    2. Основные аспекты здорового образа жизни…………………………5

II Практическая часть……………………………………………………..9

2.1 Анкетирование……………………………………………………….…9

2.2 Результаты исследования………………………………………………12

Заключение ……………………………………………………………..13

Список литературы …………………. …………………………………14

Приложение……………………………………………………………..15

Введение

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. [1]

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Вызывают обеспокоенность детский алкоголизм и наркомания, а также большое число курящих школьников. Информирование учащихся поможет правильно решить проблему свободного времени, сформировать негативное отношение к вредным привычкам и осознать ответственность за собственное здоровье.

Тема: «Здоровый образ жизни».

Объект проекта: здоровьечеловека.

Предмет проекта: образ жизни человека.

Цель проекта:

•        Показать значимость здорового образа жизни.

•        Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.

•        Прививать любовь к спорту и физической культуре.

Задачи проекта:

•        Выяснить, что такое здоровье.

•        Провести анкетирование среди учащихся класса.

Гипотеза: если все мои одноклассники будут придерживаться здорового образа жизни и полюбят спорт, то это положительно отразится на их здоровье: снизится уровень заболеваемости в классе; увеличится числоучащихся, занятых во внеурочное время в кружках и секциях.

Методы проекта:

•      теоретические – изучение информации;

•      практические – анкетирование учащихся.

  1. Теоретическая часть

1.1 Здоровье – бесценное богатство

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более, чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни. [1]

Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», т. е. чужеродной генетической информации. С одной стороны, иммунная система защищает организм, а с другой — её состояние зависит от общего здоровья человека. Если человек активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система будет соответственной.

Основы здорового образа жизни школьников:

•        Правильное питание.

•        Режим труда (учебной деятельности) и отдыха.

•        Режим сна.

•       Физическая нагрузка.

•        Закаливание.

•        Личная гигиена.

•       Профилактика вредных привычек.

1.2 Основные аспекты здорового образа жизни

1.Правильное питание

Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобыжить, нужно принимать пищу.

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельностьсвязана со значительными затратами энергии.

За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Самая полезная пища та, которую человек ест с аппетитом. Пища должна быть разнообразной и вкусной. Очень полезно есть овощи и фрукты.(Приложение №1)

Вредная пища – избыток соли, сахара, незнакомая пища.Сокращайте потребление насыщенных жиров, откажитесь от жаренных во фритюре продуктов, используйте меньше сливочного масла.

Каждому из нас нужен витамин – D, который содержится в лососе, яйцах и молоке.  Получение необходимого количества витамина C из фруктов и овощей заряжает иммунную систему. Витамины группыВ мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витаминаА и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень. (Приложение №2)

Употребляйте белок.Из белка строятся защитные факторы иммунитета — антитела. Если вы будете употреблять в пищу мало мяса, рыбы, яиц, молочных блюд, орехов, то они просто не смогут образовываться.(Приложение №3)

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.[2]

2. Режим труда (учебной деятельности) и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

3. Режим сна

Полноценный сон является одной из важнейших составляющих здорового образа жизни. Сон должен быть глубоким и достаточно длительным, чтобы человек после сна чувствовал себя полностью восстановившимся. Нарушение режима сна и бодрствования даже в течение короткого промежутка времени приводит к расстройству психического и физического здоровья. Последствия этого чаще всего проявляются в виде усталости, раздражительности, головных болей, повышенной сонливости днем, снижения концентрации, ухудшения памяти и координации движений.

Крепкий сон — один из лучших способов оставаться здоровым. Хороший ночной сон укрепляет иммунную систему.

4.Занимайтесь спортом.

Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма. Согласно исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25% реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вам стать здоровее, в то время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца. Обязательно делайте упражнения на пресс.

Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам. (Приложение №4)

5. Закаляйтесь

Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Основными средствами закаливания являются такие естественные факторы природы, как воздух, вода и солнечные лучи. К закаливанию лучше всего приступить с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны. Огромное значение в процессе закаливания играют и водные процедуры — укрепляя нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды. Прежде всего рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36 С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки.

С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. (Приложение №5)

6. Личная гигиена

Личная гигиена неотделима от правильного образа жизни и направлена на охрану здоровья. Основы здоровья каждого человека закладываются еще в детстве. Поэтому соблюдение элементарных правил личной гигиены должно воспитываться с ранних лет. Эти гигиенические навыки сохраняются у человека на протяжении всей жизни. Содержание кожного покрова в чистоте — одно из важнейших мероприятий личной гигиены. Кожа принимает активное участие в обмене веществ, осуществляет дыхательную функцию. Огромна связь кожного покрова с нервной системой. Регулярный гигиенический уход за кожным покровом нормализует многие функции и предупреждает развитие различных гнойничковых и грибковых заболевании. Важное гигиеническое значение имеет поддержание в чистоте волосяного покрова головы и гигиена ротовой полости, которая прежде всего сводится к уходу за зубами и деснами. Большое внимание надо уделять содержанию в чистоте одежды, постельного белья и поддержанию чистоты в своем жилище. Правила личной гигиены — это отличная профилактика большинства инфекционных заболеваний.(Приложение №6) [4]

7. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки школьников — предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости. Вредные привычки — проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент — это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые. Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.(Приложение №7)

Методы борьбы с вредными привычками у школьников

Чем раньше будет выявлено наличие пагубных привычек у школьников, тем более эффективна будет помощь. Вредные привычки школьников можно попробовать искоренить следующими методами:

  • распределением свободного времени подростка;

  • пропагандой здорового образа жизни;

  • положительным примером окружающих.

Однако самым действенным методом борьбы с вредными привычками среди детей является собственный пример взрослых. Ребенок, какого возраста он бы ни был, не должен видеть вредные привычки взрослых. Ведь у детей очень сильно развит инстинкт подражания. А значит, перед глазами ребенка должен стоять пример человека, ведущего здоровый образ жизни. Это и послужит самым действенным методом профилактики и борьбы с вредными привычками у школьников.[3]

8.Веселитесь!

Согласно исследованиям, люди, имеющие положительный эмоциональный стиль — счастливы, невозмутимы и полны энтузиазма, а также менее подвержены простудам. Веселье и здоровый образ жизни неотделимы друг от друга. [1]

II. Практическая часть

Для того, чтобы узнать ведут ли здоровый образ жизни учащиеся нашего класса мы провели анкетирование на данную тему. Из всего класса участие приняли только 14 человек.

2.1 АНКЕТА «Здоровый образ жизни»

  1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, поставив от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

– Иметь много денег.

– Быть здоровым

– Иметь хороших друзей.

– Быть самостоятельным (самому принимать решения и обеспечивать себя)

– Много знать и уметь

– Иметь работу

– Быть красивым и привлекательным.

– Жить в счастливой семье

  1. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

– Регулярные занятия спортом.

– Знания о том, как заботиться о своём здоровье.

– Хорошие природные условия.

– Возможность лечиться у хорошего врача.

– Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.

– Отказ от вредных привычек.

– Выполнение правил здорового образа жизни.

  1. Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?

    Режимные моменты

    Ежедневно

    Несколько раз в неделю

    Очень редко, никогда

    Утренняя зарядка

    Завтрак

    Обед

    Ужин

    Прогулка на свежем воздухе

    Занятия спортом

    Душ, ванна

    Сон не менее 8 часов

  2. Можно ли сказать, что ты заботишься о здоровье? (отметь нужное)

– Да, конечно.

– Забочусь недостаточно.

– Мало забочусь.

  1. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?

– Да, очень интересно и полезно.

– Интересно, но не всегда.

– Не очень интересно.

– Не интересно.

  1. Откуда ты узнаёшь, как заботиться о здоровье?

    Источник информации

    Часто

    Иногда

    Никогда

    В школе

    От родителей

    От друзей

    Из книг и журналов

    Из передач радио и телевидения

  2. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:

– Уроки, обучающие здоровью.

– Беседы о том, как заботиться о здоровье в ГПД.

– Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.

– Спортивные соревнования.

– Викторины, конкурсы.

– Праздники, вечера на тему здоровья.

– Дни здоровья.

– Спортивные секции.

КЛЮЧ К АНКЕТЕ

ВОПРОС №1. Показатель: личностная ценность здоровья

Выбор «Быть здоровым»

Если бальная оценка составляет:

6-8 – высокая личностная значимость здоровья

4-5 – недостаточная личная значимость здоровья

менее 4 – низкая значимость здоровья

ВОПРОС №2. Показатель: оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья.

– Регулярные занятия спортом (2)

– Знания о том, как заботиться о своём здоровье (2)

– Хорошие природные условия (0)

– Возможность лечиться у хорошего врача (0)

– Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать (0)

– Отказ от вредных привычек (2)

– Выполнение правил здорового образа жизни (2)

Если сумма баллов составляет:

6-8 – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья.

4 – недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья

2 или менее – отсутствие понимания роли активности в сохранении и укреплении здоровья

ВОПРОС №3. Показатель: соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Режимные моменты

Ежедневно

2 балла

Несколько раз в неделю

1 балл

Очень редко, никогда

0 баллов

Если сумма баллов составляет:

16 -14 – полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

13 – 9 – неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

8 и меньше – несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

ВОПРОС №4. Показатель: адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствие ЗОЖ

Вариант ответа

Сумма баллов, полученных на 3 вопрос

14-16

13-9

8 и меньше

Да, конечно.

4

3

2

Забочусь недостаточно

4

4

3

Мало забочусь

2

4

3

Если бальная оценка составляет:

4 балла – адекватная оценка учащимся своего образа жизни

3 балла – недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

2 балла – неадекватная оценка учащимся своего образа жизни.

ВОПРОС №5. Показатель: отношение к информации, связанной со здоровьем.

– Да, очень интересно и полезно. (4)

– Интересно, но не всегда. (3)

– Не очень интересно. (2)

– Не интересно (0)

Если бальная оценка составляет:

4 – очень интересная и полезная

3- довольно интересна и полезна

2 – не очень интересна и полезна

0 – не нужна и неинтересна

2. 2.Результаты исследования

После обработки анкет учащихся нами были получены следующие результаты:

  1. Высокая личностная значимость здоровья у 11 учащихся, у 3 детей -недостаточная личная значимость здоровья.

  2. Понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья у 9 детей, у 5 учащихся – недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья.

  3. Полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 5 детей, неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 5 детей и несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ у 4 детей.

  4. У всех адекватная оценка своего образа жизни.

  5. Отношение к информации, связанной со здоровьем – 12 детям интересна и полезна, а 2 – не нужна и не интересна.

  6. В основном мои одноклассники получают информацию о ЗОЖ от родителей и в школе, иногда из книг, журналов и телевидения.

  7. В школе проходят спортивные соревнования, дни здоровья, уроки обучающие здоровью и есть спортивные секции.

Вывод: в основном дети в нашем классе заботятся о своем здоровье и стараются вести здоровый образ жизни.

Заключение

В своей работе мыпостарались раскрыть понятие здоровья и значения здорового образа жизни для человека. В ходе работы над проектом, изучая дополнительную литературу и Internet – ресурсы выявили, что здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. 

В своей экспериментальной части проекта я провела анкетирование одноклассников. По результатам был сделан вывод: в основном дети в нашем классе заботятся о своем здоровье и стараются вести здоровый образ жизни.

Хотелось бы отметить, что все поставленные цели и задачи данного проекта выполнены и раскрыты в полном объеме.

Закончить свое выступление я хотела бы высказыванием французского писателя и философа Мишеля Монтеня:«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Здоровый образ жизни. Полезные советы[Электронный ресурс]. http://lifeglobe.net/blogs/details?id=416
  2. «Здоровье школьника» [Электронный ресурс]. http://www.za-partoi.ru/zdorovoe-

pitanie.html

  1. Мы за здоровый образ жизни [Электронный ресурс].

http://www.zdorovajaplaneta.ru/zdorovyj-obraz-zhizni-zozh/

  1. Образ жизни. Личная гигиена и закаливание организма[Электронный ресурс].

http://medbe. ru/materials/profilaktika-raznoe/obraz-zhizni-lichnaya-gigiena-i- zakalivanie- organizma/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Проект на тему «Здоровый образ жизни»

Автор: 

Лукьянов Матвей Романович

Учреждение: 

МБОУ Гимназия имени Подольских курсантов г. Подольск

В готовом исследовательском проекте по физкультуре на тему «Здоровый образ  жизни» автор ставит цель сформировать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, навыки культуры здорового образа жизни, приобщить их к занятиям физической культурой и спортом.

Подробнее о проекте:

В ученической творческой работе по физкультуре «Здоровый образ  жизни» учащийся гимназии изучает основополагающие принципы ведения здорового образа жизни, среди которых правильное питание, регулярная двигательная активность, соблюдение норм личной гигиены и отказ от вредных привычек, оказывающих пагубное влияние на здоровье и самочувствие человека.

В исследовательской работе (проекте) по физкультуре о ЗОЖ автор проводит исследование и составляет список основных правил, которых надо придерживаться для ведения здорового образа жизни. Ученик провел социологический опрос одноклассников и выяснил их отношение к ЗОЖ, а также проанализировал свой образ жизни, определил, на какие моменты следует уделить особое внимание, чтобы оставаться здоровым много лет.

Оглавление

Введение                                                                            
1. Основные понятия ЗОЖ.                                                
1.1 Правильное питание.                                      
1.2 Двигательная активность.                                                  
1.3 Личная гигиена.                                                                   
1.4 Вредные привычки.                                                          
2. Социологическое исследование (анкетирование).                          
3. Выводы по результатам работы над проектом.  
Заключение                                                                                                                                                                                

Введение

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% – от действия окружающей среды, 10% – от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% – зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь или приходит старость, мы начинаем думать о беспечно прожитых годах.   Мы говорим друг другу стандартный набор пожеланий: “Здоровья! Счастья! Долгих лет! Удачи!” И тут же забываем о них. А здоровье – это сокровище, которое нужно беречь ежедневно. Очень часто с экрана телевизора, в средствах массовой информации мы слышим выражение «

Я веду здоровый образ жизни», «Необходимо приобщать к здоровому образу жизни», «Чтобы увеличить среднюю продолжительность жизни необходимо приобщать людей к здоровому образу жизни».  Но что же все таки заключает в себе это понятие, как современный школьник оценивает его  и придерживается ли он правил ЗОЖ и посвящен мой проект.

Девизом моей  работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель я вижу в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Актуальность проекта. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. Особую актуальность это приобретает в подростковой и молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения.

Как ни банально это звучит, но от того, насколько здорова наша молодёжь зависит будущее России. Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне президента России.

Именно в период школьной жизни у детей  формируются их пищевые привычки, отношение к двигательному режиму, когда еще можно предотвратить многие факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний. С одной стороны, детский возраст – это время поиска независимости, первых ошибок, с другой стороны –это время готовности человека к обучению и восприятию полезных советов.

Каждому  школьнику необходимо быть не только теоретически подготовленным в области рационального питания, и в области спорта,  в области борьбы с вредными привычками, но и на практике следовать правилам здорового образа жизни, то есть «Иметь привычку здорового образа жизни».

Данный проект   создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью. Направлен на укрепление здоровья детей. Проект углубляет у учащихся основные сведения о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на здоровье, на активизацию знаний по сохранению своего здоровья.

Цель проекта: формирование у обучающихся  потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления;

Задачи проекта:

  • создание благоприятных условий для формирования у обучающихся  ценностного отношения к ЗОЖ, как к одному из главных путей в достижении успеха;
  • воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;
  • сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся;
  • внедрение инновационных технологий по профилактике  вредных  привычек и пропаганде здорового образа жизни.
  • определить, что входит в понятие здоровый образ жизни
  • провести социологическое исследование среди обучающихся 8-9 классов, с целью выявления:
    1)Знают ли школьники, что входит в понятие ЗОЖ
    2)Соблюдают ли подростки правила ЗОЖ на практике
  • разработать рекомендации, которые помогут каждому начать вести здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат:

  • повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;
  • снижение показателей уровня заболеваемости, среди обучающихся;

Объектом работы является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Гипотеза. Подростки могут  грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически, нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

Основные понятия Здоровый образ жизни– совокупность различных оздоровительных мероприятий в жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Что же  входит в само понятие здоровый образ жизни? По мнению учащихся 8-9 классов МБОУ “Гимназии имени подольских курсантов” в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие компоненты:

  • равильное  и полезное питание;
  • двигательная активность;
  • гигиена;
  • отказ от  вредных привычек.

Правильное  питание

Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. Нерациональное питание приводит к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния систем организма.

«Что такое правильное питание»

Правильное питание – наличие в меню всех необходимых питательных веществ. Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание – это ограничение поступления вредных веществ.

Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному.

Основные принципы правильного питания

1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма. 2. Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма. 3. Режим. Правильный режим питания

Наука накопила немало сведений о правильном питании, они известны далеко не каждому. Каждому человеку надо знать несколько постулатов о правильном питании: 

  • пищу принимать часто в небольшом количестве;
  • исключить длительные промежутки между приемами пищи;
  • химический состав пищи должен полностью расщепляться ферментами организма;
  • ужинать рекомендуется не позднее, чем за три часа до отхода ко сну;
  • должна соблюдаться сбалансированность белков, жиров, углеводов
  • рацион должен содержать большое количество овощей и фруктов

Двигательная активность

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом. Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособлен к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т. к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

Личная гигиена

Личная гигиена – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Именно соблюдение правил личной гигиены осознанно и отличает каждого из нас от животных.

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для лиц любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.

Одним из важнейших постулатов личной гигиены является уход за кожным покровом. Это необходимо делать не только для привлекательного внешнего вида, но и для здоровья.

Кожа является одним из крупнейших органов в человеческом теле. Причем кожа еще по количеству выполняемых функций стоит на одном из первых мест в организме. Так, кожа отвечает за терморегуляцию, через нее в организм попадает кислород, через кожу в кровь попадают питательные вещества, кожа – это важнейший из органов чувств. У здорового человека кожа чистая и гладкая. Появление на коже каких-либо прыщей, покраснений или изъязвлений говорит о неблагополучии всего организма. Поэтому необходимо постоянно следить за состоянием своей кожи.

Необходимо ежедневно принимать теплый душ с использованием жесткой мочалки и мыла. Не носить нательное белье грязным и не стиранным. Не пытаться самостоятельно вскрывать нарывы или давить угри. Нужно выбирать белье и одежду из комфортных материалов. Это может быть не обязательно чистый хлопок, многие современные материалы не уступают хлопку по всем параметрам. Выходя на сильный мороз, надевать варежки и обрабатывать открытые участки кожи специальными жирными кремами.

Гигиена полости рта – это очень важный компонент личной гигиены. Если зубы Ваши не в порядке, то страдает весь организм. При наличии во рту очагов кариеса, при пародонтите или пародонтозе инфекция легко распространяется и в носовые пазухи, и в миндалины, и в почки. Поэтому регулярно дважды в день чистите зубы. Для этого используйте подходящую для себя зубную пасту и щетку. Если у Вас нет возможности почистить зубы после очередного приема пищи, пополощите рот, хотя бы чистой водой. Желательно удалить остатки пищи с использованием зубной ниточки или зубочистки. Один раз в шесть месяцев следует посещать стоматолога.

Личная гигиена невозможна без гигиены волос. Мойте волосы так часто, как необходимо для содержания их в чистоте. Только важно подобрать шампунь. Если волосы настолько жирны, что их необходимо мыть ежедневно, нужно найти именно шампунь для ежедневного использования. Не расчесывать волосы мокрыми, не использовать для этого металлические расчески.

Вредные привычки

Что такое вредная привычка? Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

К вредным привычкам можно отнести следующие действия:

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Курение

Курение, наркотики, чрезмерное увлечение алкоголем – это те вредные привычки, которые сказываются губительно не только на здоровье непосредственного потребителя, но и на качество жизни окружающих его люди.

Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.

Наркомания — хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Социологическое исследование (анкетирование)


С целью опровержения или принятия гипотезы проекта я предложил учащимся ответить на вопросы анкет, включающих в себя вопросы, охватывающие все аспекты здорового образа жизни:

Анкета №1 «Мое представление о здоровом образе жизни»

Анкета №2 « Моя двигательная активность»

Анкета №3 «Правильное питание»

Анкета №4 «Личная гигиена»

Анкета №5 «Вредные привычки»

В анкетировании приняли участие 24 обучающихся 8-9-х классов.

Результаты анкетирования. Мое представление о здоровом образе жизни


Из 24 опрошенных,  23 смогли точно сформулировать – что означает понятие здоровый образ жизни и что необходимо делать, чтобы вести здоровый образ жизни. Этот факт доказывает правильность первой части нашей гипотезы – Подростки могут  грамотно объяснить, что включает в себя понятие Здоровый образ жизни. На вопрос «Как ты считаешь верно ли для твоего образа жизни следующее утверждение «Я веду здоровый образ жизни» 23 опрошенных ответили – нет, один не знаю. 

Моя двигательная активность
По результатам анкеты №2 можно с уверенностью сказать, что режим дня опрошенных не соответствует норме. Они мало времени уделяют прогулкам (причем в основном потому что не успевают, некоторые гуляют только в выходные дни),  мало спят. Много времени проводят у телевизора, компьютера, за уроками и дополнительными занятиями по предметам.

Утреннюю гимнастику не делают все 24 опрошенных, ссылаясь на то, зарядка проводится в школе перед 1 уроком.  Показателен и тот факт, что только 3 опрошенных посетили в 1 полугодии все уроки физической культуры, большинство пропустило более 10 уроков по болезни. Зимой школьники совсем не катаются на лыжах (только на уроках физической культуры), 50% опрошенных катаются на коньках не реже 1 раза в неделю (хотя для этого в поселке созданы условия).

Что же касается летнего активного отдыха то можно сказать, что время велосипеда давно прошло. Лишь 3 опрошенных из 24 катаются на велосипеде не реже 3 раз в неделю, многие  вообще не признают данный вид активного отдыха. Анализируя данные можно с уверенностью сказать, что двигательная активность у подростков низкая и режим дня современного подростка нельзя назвать правильным.

Правильное питание
Из анкеты  №3 мы делаем вывод, что 50% детей не завтракают дома, едят всухомятку, употребляют много газированных напитков, сухарики, чипсы, сладкое. Только 4 человека в обед едят первые блюда,  не каждый день употребляют молочные продукты и фрукты, мало едят овощей. Покупая продуты, практически все не задумываются об их пользе или вреде.  Все опрошенные понимают, что питаются неправильно.

Личная гигиена
Правила личной гигиены знают все 24 опрошенных , причем по данным анкеты 20 опрошенных полностью соблюдают все правила личной гигиены, лишь 3 человека не всегда успевают делать все правильно(почистить вечером зубы, умыться перед сном), 1 человек не смог дать ответ на данный вопрос.

Вредные привычки
Данные анкеты Вредные привычки показывают, что чуть меньше 50% опрошенных пробовали курить и употреблять спиртные напитки, причем 3 человека курят (не постоянно), 2 человека употребляют спиртные напитки по праздникам. Большинство опрошенных указали, что курить и употреблять спиртное можно лишь с 18 лет, употреблять наркотики нельзя с любого возраста. Радует тот факт, что никто из опрошенных не пробовал наркотики и считает это небезопасно.

Обработав анкеты,  сделали вывод, что практически все обучающиеся не соблюдают правила здорового образа жизни.

Обязательно необходимо проводить работу  по пропаганде здорового образа жизни, правильном питании,  профилактике вредных привычек.

Результаты анкет №2 – №5 доказывают правильность второй части гипотезы – практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

В нашем случае практически все подростки не соблюдают двигательный режим, режим труда и отдыха, неправильно питаются, лишь два показателя – личная гигиена и вредные привычки у 90% опрошенных соответствую правилам здорового образа жизни. И необходимо проводить работу по профилактике вредных привычек, чтобы у тех опрошенных, которые уже пробовали курить и употреблять спиртное, не возникло повторного желания это сделать.

Выводы по результатам работы над проектом

В ходе работы над проектом и анализа результатов социологического исследования можно с уверенностью сказать,  что  гипотеза полностью оправдалась. Действительно  подростки могут  грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

Качество здоровья касается всех аспектов жизни. Вот почему формирование здорового образа жизни имеет огромнейшее значение. Оно может осуществиться лишь путем создания постоянных привычек. На это уйдет не день и не два. Если вы действительно хотите начать заботиться о своем здоровье, запаситесь терпением. С чего же начать?

Я подготовил буклет для тех, кто хочет начать вести здоровый образ жизни и думаю он может стать инструкцией для каждого школьника и даже взрослого.

Заключение

Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни – общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья людей.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Пища для размышлений Детали проекта

Вы любитель рукоделия?

Загрузите БЕСПЛАТНЫЙ обзор проекта, чтобы получить краткое изложение каждого урока и достаточно информации, чтобы приступить к самостоятельной работе.

Нет времени на самоделки?

ИСПОЛЬЗУЙТЕ НАС! Мы курировали и собрали все, что вам нужно, чтобы воплотить этот проект в жизнь. Купите проект за 60 долларов и получите немедленный пожизненный доступ к обширным онлайн-ресурсам И получите доставку расходных материалов к вашей двери.

Многие школы поддерживают учителей в покупке проектов Blue Apple. Вот удобное письмо с запросом администратора или изучите другие возможности финансирования.

Может ли поваренная книга спасти вам жизнь?

Нам нужна еда, чтобы жить, но делаем ли мы лучший выбор, когда дело доходит до питания? Здоровая, хорошо сбалансированная диета может помочь людям достичь оптимального здоровья и снизить риск заболеваний. В этом проекте учащиеся научатся делать более здоровый выбор, углубившись в мир питания. Студенты будут использовать свои творческие способности для разработки и тестирования здоровых рецептов. Они будут думать как диетологи, используя данные для улучшения своих восхитительных дизайнов. Наконец, они представят свои питательные блюда живой аудитории и создадут кулинарную книгу для продажи в благотворительных целях.

Представьте, если бы тысячи таких же студентов, как и вы, по всей стране внесли небольшие изменения, чтобы улучшить свой образ жизни. Это может составить невероятную силу навсегда!

Project Learning Targets

Урок 1: Учащиеся понимают, что питание очень, очень важно.

Урок 2: Учащиеся оценивают, являются ли продукты полезными для здоровья.

Урок 3: Учащиеся обсуждают точки зрения на питание.

Урок 4: Учащиеся математически мыслят, анализируя этикетки с указанием пищевой ценности.

Урок 5: Учащиеся используют творческое мышление для создания нескольких рецептов.

Урок 6: Учащиеся совместно готовят рецепты здорового питания.

Урок 7: Учащиеся используют данные для улучшения своих рецептов.

Урок 8: Студенты представляют свою еду с уравновешенностью, блеском, эффектностью и щегольством.

Для описания уроков, скачать обзор проекта.

Для подключений контента K–8 загрузите корреляции контента.

Что входит в ваш проект?

Образцы онлайн-ресурсов
  • Карточная игра «Твое сердце или мое»
  • Почему детям следует есть здоровую пищу и заниматься спортом                   (YouTube 2:27)
  • Артикул
  • Шаблон шляпы шеф-повара
  • «Все это и пачка чипсов!» Активность
  •  И многое другое!
Поставки комплектов
  • Звездные наклейки
  • Здоровые треки
  • Грегори, ужасная поборная.
    • Искусство английского языка: написание пояснительных текстов
    • Математика: эквивалентные дроби
    • Наука: сенсорная информация
    • Социальные науки: роль науки и техники
    • Социально-эмоциональное обучение: самосознание и самоуправление
    • Совет от kids.gov
    • Встреча с диетологом
    • Обучение у токсиколога
    • Связь с сообществом
    • Публикация и продажа
    Обмен рецептами

    После того, как ваш класс приготовит свои кулинарные творения, повторите это задание с учащимися из партнерского класса или школы. Студенты «съедят» возможность еще немного повеселиться!

    • Применение творческого и критического мышления
    • Выбор учащихся и голос

    Об авторе

    Каждый проект Blue Apple включает: