Наши проекты 4 класс похвальное слово знакам препинания: Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35

Канакина. 4 класс. Учебник №1. Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания с. 35

Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания
  • В русском языке 10 знаков препинания:

точка [ . ]                  вопросительный знак [ ? ]
запятая [ , ]               восклицательный знак [ ! ]
точка с запятой [ ; ]   тире [ — ]
многоточие […]         скобки [ ( ) ]
двоеточие [ : ]           кавычки [ « » ]

Древнейшим знаком препинания является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Затем появилась запятая. Слово точка вошло в название таких знаков препинания, как точка с запятой ( ; ), двоеточие ( : ), многоточие ( … ).

1. Вспомните употребление знаков препинания:

а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?

Точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных предложениях (Они отправились на прогулку в лес. ).

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения (Отчего люди не летают?).

Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения (Как хорошо жить на свете!).

б) какой знак препинания «живёт» внутри предложения?

Запятая.

в) какой знак и когда ставится перед предложением?

Тире ставится перед каждой репликой в диалоге.

2. Что могут рассказать о себе знаки препинания? Составьте такой рассказ от имени какого-либо знака препинания.

— Привет! Я Восклицательный знак! Я стою, вытянувшись во весь свой рост. Вы не найдёте во всей семье знаков препинания героя более шумного и эмоционального, чем Восклицательный знак. Моя задача — привлечь внимание, позвать, призвать, указать, заставить! Больше всего я не люблю тишину! Я требую от вас эмоций и чувств!

3. Проведите исследование. Найдите в учебнике по литературному чтению любое стихотворение, прочитайте его.

  • Какие знаки препинания употреблены в стихотворении?
  • Каких знаков больше?
  • Какие знаки вам неизвестны?

Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой…

         Выскажите мнение, какую «работу» выполняют знаки препинания в этом стихотворении.

         Прочитайте выразительно стихотворение. Помогли ли вам выразительно прочитать стихотворение знаки препинания?

В стихотворении употреблены знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный знак, многоточие). Больше всего в тексте запятых. Мне ещё неизвестен знак препинания точка с запятой. Знаки препинания помогают читать стихотворение более выразительно.

Составьте сообщение на одну из тем:

  • «Похвальное слово знакам препинания»,
  • «Зачем нужны знаки препинания»,
  • «Почему надо почтительно относиться к знакам препинания».
  • Представьте своё сообщение в классе.

 Моё сообщение классу
«Похвальное слово знакам препинания»

Знаки препинания появились значительно позднее букв. Их стали использовать для интонационного выделения, для разделения и выделения частей текста, для эмоциональной окраски. Антон Чехов говорил, что знаки препинания служат нотами при чтении. Само выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении». В русском языке десять знаков препинания. Расскажу обо всех.

1. Точка
«Так, – сказала точка,
Точка-одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас».


Точка из стихотворения Самуила Маршака «Знаки препинания» практически права: можно представить себе фразу без запятой, без тире, без вопросительного знака, но невозможно без точки. Точка – самый древний знак препинания, им отмечали конец предложения ещё древние греки и римляне. Из самых, что ни на есть практических целей – для облегчения декламации.
В тёмные средние века о точке позабыли. Что там предложения! Даже слова писали, не отделяя их друг от друга. В русских и западных текстах точка появилась практически одновременно – в конце XV века. В русском языке слово «точка» происходит от глагола «ткнуть», на латыни punctum связано с латинским глаголом «колоть». Не все народы единодушны: в Китае вместо точки в конце предложения ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме вместо одной точки ставят сразу 4, но не в ряд, а квадратиком (።).

2. Запятая
Заявили запятые:
«Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ».

Истинная правда: запятая – самый распространённый знак в русской письменности. Ведь точка в предложении одна, а запятых мастер наставит столько, что считать собьёшься. Слово опять одолжили на Древней Руси, где глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть». Круглое и с хвостом, как в известной загадке, стало разбивать слова в русских предложениях примерно с 1520 года. О том, как важно правильно поставить запятую, известно всем знакомым с письмом из исторической задачи: «Казнить нельзя помиловать».

3. Точка с запятой
«Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой!» –
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.


«Тётя» точка с запятой имеет своего вполне конкретного «отца»: её придумал и ввёл в употребление знаменитый венецианский издатель Альд Мануций. По его замыслу точка с запятой разделяла противоположные слова и независимые части сложносочинённых предложений. И прижилось: веком позже точка с запятой обнаружилась в творениях Шекспира. В современном русском языке творением Мануция пользуются в бессоюзном сложном или сложносочиненном предложении, если в его составных частях уже довольно запятых. Греческий язык зашёл куда дальше русского: в нём точка с запятой играет роль вопросительного знака.

4. Двоеточие
Двоеточие, мигая,
Закричало: «Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой».

«Мигающее» в стихах Маршака двоеточие – знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним.

Как разделительный знак оно употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике»  Мелетия Смотрицкого.  До середины XIX  века двоеточие использовалось в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причём даже в середине слова:  к примеру, вместо Helsinki они часто пишут H:ki.

5. Многоточие
«Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…»

Владимир Набоков назвал многоточие следами слов, ушедших на цыпочках, Александр Генис дорожным знаком, указывающим на перекрёсток текста с пустотой. Многоточие – полная противоположность безапелляционной точке: оно обозначает паузу или незакоченную мысль и может, к тому же, нести оттенок неуверенности. «Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью.

Как и букву “ё”, многоточие популяризировал Карамзин: наверное, имел пристрастие к точкам, где бы они ни были поставлены…

6. Восклицательный знак
Прибежал Чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Михаил Васильевич Ломоносов назвал восклицательный знак «удивительным» знаком. Англичане считали иначе: восклицательный знак появился в английских печатных текстах в XV веке и назывался знаком восхищения или восклицания. Есть версия, что он произошёл от латинского восклицания Io, выражающего радость. Бурные эмоции на письме начали выражать довольно поздно: к примеру, в немецкоязычном тексте восклицательный знак появился в 1797 году. А американский писатель Френсис Скотт Фицджеральд призывал отказаться от восклицательного знака: “Ставить его – писал он, – это всё равно, что смеяться над собственной шуткой”.

7. Вопросительный знак
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»

Поэт Тредиаковский как-то спросил царского шута, знает ли тот что-нибудь о вопросительном знаке. «Знаю, – ответил шут. – Это маленькая горбатенькая фигура, которая задаёт дурацкие вопросы». Поэт Михаил Светлов шутил, что вопросительный знак – это состарившийся восклицательный. А вот и нет: в предках у знака вопроса числится точка с тильдой, то есть волнистой чертой сверху, которая обозначала удивление в голосе. Так писали в VIII века при дворе Карла Великого. Потом книгопечатникам: то ли братьям фон Шпейер, которых в Венеции звали да Спира, то ли самому Мануцию, их современнику, пришло в голову использовать первые две буквы латинского слова quaestio, что значит поиск ответа. Сначала вроде бы писали букву q над буквой o, а потом эта сложная конструкция трансформировалась в наше привычное “?”.

8. Тире
Сомерсет Моэм писал о тире, что в нём есть что-то грубое, порывистое и азартное, и что можно редко встретить предложение, в котором его можно было бы заменить элегантной точкой с запятой или чёткими отделяющими скобками. Русский лингвист А.А. Барсов в «Кратких правилах российской грамматики», изданных в 1771 году, очень точно назвал его «молчанкой», а полвека спустя другой русский ученый А.Х. Востоков в своей «Сокращённой русской грамматике» изящно обозначил тире, как знак мыслеотделительный. Свое двусложное название тире получило от французского глагола со значением «растягивать». Популяризировал тире неугомонный Николай Михайлович Карамзин, но истинным его апологетом называют Марину Цветаеву.

9. Кавычки
Писать как курица лапой, конечно, некрасиво. А вот лягушачьи лапки, то есть кавычки, в письменной речи не только возможны, но иногда и совершенно необходимы. Смешное слово произошло от диалектного «кавка», то есть лягушка, или «кавыкать» – ковылять. Но может быть, лапки утиные или гусиные: учёные обнаружили в русских диалектах слово «кавыш», что означает утёнок или гусёнок. Считают, что они попали к нам ещё в XV веке: в грамматическом руководстве «Сказание изъявлено о писменех» их употребление попытался регламентировать учёный Константин Философ. Сейчас французские «ёлочки» и немецкие “лапки” употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий, если они не географические, а также для обозначения иронии. Ирония, кстати, шагнула с бумаги в жизнь: жест «кавычки», то есть две «козы» из согнутых пальцев означают слово «якобы».

10. Скобки
«Наш первый университет» Михайла Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил: «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки наличествуют уже в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учёности». Скобки, как правильно говорил Михайла Васильевич, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников 

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 1. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Проект “Похвальное слово знакам препинания” | Творческая работа учащихся по русскому языку (4 класс) на тему:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Похвальное слово знакам препинания»

Выполнили ученики 4 класса, руководители групп:

Глазачева Наталья, Малкач-оглы Евгения,

Таганова Алина, Худякова София

Руководитель: Макарова Наталья Куприяновна

с. Парбиг

2014 –2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт  работы

3-5

  1. История возникновения знаков препинания

6-8

  1. Роль знаков препинания (миниатюры)

9-11

  1. Правила постановки знаков препинания

11-13

  1. Упражнения для тренировки

13-21

  1. Проверка умения правильно ставить изученные знаки препинания

21- 22

  1. Занимательный материал о знаках препинания

22-27

ПАСПОРТ РАБОТЫ

Тема: «Похвальное слово знакам препинания»

Класс: 4

Вид проекта: долгосрочный,информационный.

Форма организации: групповая.

Режим работы: урочный,внеурочный.

Актуальность: на уроках русского языка изучая темы «Знаки препинания при однородных членах предложения», «Знаки при диалоге», «Знаки в конце предложения», мы сталкивались с ситуациями, когда было непонятно, где должны стоять знаки препинания. А придумывая сочинения – не только где, но и какие знаки. Поэтому стало интересно узнать, какие знаки препинания есть ещё, и какую роль они выполняют.

Проблема: часто мы не знаем, какие знаки препинания ставится в предложениях, и где их надо поставить.

Цель: закрепление и расширение знаний о знаках препинания в предложениях.

Задачи:

  1. Определить, сколько знаков препинания, и как они появились.
  2. Выяснить  значение  знаков  препинания  на  письме.
  3. Научиться ставить изученные знаки препинания.

План работы:

  1. Распределить задания.
  2. Найти справочный материал, упражнения и занимательный материал.
  3. Составить сборники упражнений, загадок и памяток.
  4. Решить задания с одноклассниками и сделать вывод об умении ставить знаки препинания.
  5. Представить полученные результаты и собранный материал на классной конференции.

Итоговый  продукт: книжки-малышки, брошюры, презентации.

Вывод:

Работая над проектом, мы узнали очень многое о знаках препинания: какие знаки есть, историю их появления, правила постановки. Также мы учились их ставить. И, хотя у нас ещё не всё получается правильно, такая работа необходима. Она помогает научиться расставлять не только точки, запятые,  но и точку с запятой, двоеточие, тире.

Проведённый нами эксперимент показывает, что не все ребята научились правильно расставлять изученные знаки препинания, и поэтому нам необходимо не только учить правила, но и учиться ставить знаки.  

 Правильно ставит знаки пунктуации очень важно, так как от этого зависит, поймут нас или нет. В устной речи мы изменяем голос, интонацию, делаем паузы, а на письме все это мы выражаем знаками препинания, которые точно передают наши мысли и чувства.  

А знание правил пунктуации позволит нам стать образованными людьми.

Список литературы

  1. Загадки по русскому языку для школьников. [www документ] — URL:http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/zagadki-po-ruskomu-jazyku-dlja-shkolnikov.html
  2. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях\Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2014 г.
  3. Пунктуация(илизнакипрепинания). [www документ] — URL:http://traditio-ru.org/wiki/
  4. Русский язык. 4 кл. в 2-х частях \ Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2014 г.
  5. Стихи о знаках препинания/ Ирина Токмакова. [www документ] — URL: http://www.znaki-pr.ru/texts/znaki-pr_stihi&pics.html
  6. Точка, точка, запятая: происхождение знаков препинания. [www документ] — URL:http://origin.iknowit.ru/paper1234.html

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗНАКОВ  ПРЕПИНАНИЯ

В русском языке есть такой очень важный раздел, как пунктуация. В нём изучаются знаки препинания, правила их расстановки.  Знаки препинания: точка (.), вопросительный знак (?), восклицательный знак (!), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:), тире (-), скобки (круглые) ( ), кавычки (” “). Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. До конца XV века тексты на русском языке писались или без промежутков между словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480-е годы появилась точка, в 1520-е — запятая. Появившаяся позднее точка с запятой вначале употреблялась также в значении знака вопроса. Следующими знаками препинания стали вопросительный и восклицательный знаки. В «Грамматике словесности» Мелентия Смотрицкого (1619 год) появился первый парный знак препинания — круглые скобки.

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: во-первых, оно не было регламентировано; во-вторых, точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. ТОЧКА, -и, ж. 1. След от прикосновения, укола чем-нибудь острым (кончиком карандаша, пера, иглы), вообще маленькое круглое пятнышко.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово “запятая” встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти(ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелентия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Восклицательный знак [!] нужен для выражения восклицания (удивления). Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755). Восклицательный знак происходит от выражения «note of admiration» (пометка об изумлении). По одной из теорий его происхождения, это было латинское слово для обозначения радости (Io), написанное с буквой «I» над буквой «o».

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;]. Придумали вопросительный знак немецкие книгопечатники, которые работали в Венеции в XVI. И произошло это, видимо так: первые ученые писали по-латыни, они помещали слово questio – то есть “вопрос” – в конце предложения, которое, сокращённое до “Qo”, ставилось в конце вопросительных предложений. Чтобы сэкономить ценное пространство, “Qo” сократили до “Q”, в результате чего появилась еще одна проблема – читатели могли путать ее с окончанием слова. В результате “Q” стали помещать над “o”, что и привело в конечном итоге, к образованию всем известного символа. Со временем “o” превратилась в точку, а “Q” в загогулину.

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [« »]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка- „лягушка“. Таким образом, кавычки- „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать– «остановить, «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.

Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.

РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

(миниатюры)

Каждый знак препинания играет свою роль.

«Кавычки»

Зимой  мы с мамой шли по городу, и прямо на улице увидели выставку картин. Я заметила картину « Грачи прилетели» и говорю маме:

– Мам, смотри, грачи прилетели.

А мама удивлённо на меня посмотрела и говорит:

– Доча, какие грачи, они только весной прилетают! А я показываю на картину и говорю:

– Мама! Картина «Грачи прилетели». И тогда она увидела выставку, и мы с ней долго смеялись»

ЗАПОМНИТЕ  НАВСЕГДА!

Название картин, рек, клички животных и т.п. ПИШЕТСЯ В «КАВЫЧКАХ»

«Восклицательный знак»

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств» служит лишь восклицательный знак. В текстах восклицательный знакможет встречаться несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении  «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак в конце предложения используется для выражения недоумения.

В-третьих, в предложении «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-четвёртых, в предложении  «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях «Не спеши! Не скачи! Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример! 

«Точка»

Если поставить точку неправильно, то получится  предложение с другим смыслом. Например, у меня есть друзьяЖеня и Ира. Один раз они мне прислали эсэмэску про своего друга: «В комнате живёт ёжик Алёша он за ним  ухаживает».  Я её прочиталатак: «В комнате живёт ёжик Алёша. Он за ним ухаживает».  Потом долго удивлялась этой эсэмэске.

Так что друзья, пишите правильно,  даже в эсэмэсках, разграничивая предложения, а то поймут не совсем так, как вы хотели!!!

«Точка с запятой»

Однажды я писала сочинение,и в нём оказалось предложение с огромным количеством запятых. Предложение выглядело вот так: «Это лето было тёплое, ласковое, милое, упрямое солнце светило с самого утра». Но куда ещё запятые, их и так много!! И тут я узнала у мамы про знак препинания точка с запятой. Он ставится, когда в предложении много запятых. И я написала предложение так:  «Это лето было тёплое, ласковое, милое; упрямое солнце светило с самого утра».Так я воспользовалась, совершенно новым для меня знаком препинания!!!

«Многоточие»

Моя подруга писала рассказ-описание о еже. Она старалась написать о ежике всё, что знала. Прочитав написанное сочинение в тетради, она вспомнила ещё кое-что, но писать уже устала. Что делать? И она позвонила мне: «Какой поставить знак, если есть ещё описание, а писать устала?». Я подумала и ответила: «Что есть знак препинания – многоточие. Этот знак ставится, когда ты ещё не закончил высказывание». Это был выход! Она очень обрадовалась и поблагодарила меня!

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

В тексте иногда встречаются такие места, когда непонятно, нужен ли знак препинания, и если да, то какой именно. Для ответа на эти вопросы необходимо применить определённое правило пунктуации.

Точка

На письме она используется для завершения предложений и отделения одного предложения от другого «На улице идет дождь. Я решил остаться сегодня дома.» и для сокращения слов «и т.д. – и так далее».

Запятая

Используется внутри предложения для отделения его частей друг от друга «Солнце светило так ярко, что даже насекомые спешили укрыться от него». Ставится при однородных членах предложения «Утром я проснулась, встала, умылась и пошла завтракать»; для выделения обращения «Дима, вставай, пора в школу».

Точка с запятой

Ставится в предложении, если в нем много составляющих и запятых, для разделения частей: «Солнечные блики скакали повсюду, отражаясь от водной глади; кто бы мог подумать, что такая погода может быть в середине осени».

Многоточие

Используется для обозначения паузы или незаконченной мысли: «Да, я все время думаю о том, как все могло бы сложиться, что было бы с нами… Почему ты спросил у меня об этом именно сейчас?».

Восклицательный знак

Он завершает предложение и обозначает эмоциональную окраску — волнение, удивление, гнев, сильную радость и многое другое, в зависимости от контекста самого предложения: «Скорей! Иначе мы опоздаем!». Восклицательный знак может ставиться не только в конце предложения, им можно выделять обращения: «Господа! Мы скоро начинаем» или после междометия: «Ах! Мне безумно жаль!».

Вопросительный знак

Обычно ставится в конце предложения и выражает вопрос или сомнение: «Зачем нужны знаки препинания в письменной речи?»

Двоеточие

Ставится внутри предложения и означает, что часть до него связана с частью после него. Двоеточие ставится при перечислении после обобщающего слова «Ах, как много было там цветов: ирисы, нарциссы, хризантемы, герберы, лилии и розы!». Также двоеточие используется в сложном предложении, если одна из частей дополняет или поясняет вторую: «Он принял это решение быстро, не задумываясь, у него были на то причины: он знал, что это правильно».

Тире 

Используется внутри предложения и часто заменяет пропущенные слова или союзы. «Любящая семья — настоящее счастье», тире используется вместо пропущенного слова «это». Также тире используют для обозначения прямой речи «Что это?» – спросил Костя.

  • Здравствуй, Ваня!
  • Привет, Миша.

Кавычки

Кавычки являются выделительным знаком. Прежде всего, кавычки выделяют в тексте чужую речь – отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь:“Что же будет?” – подумал он.Выделяются необычно употребленные автором слова, названия картин «Золотая осень», книг «Заяц Коська и его друзья» и т.д.

Скобки

Скобки выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке: «В жаркое летнее время (это было в начале июля) мы отправились за ягодами».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

  1. Вставьте пропущенные знаки ( – )

Приплыла к нему рыбка, спросила: 
Чего тебе надобно, старче?
Ей старик с поклоном отвечает: 
Смилуйся, государыня рыбка! 
Еще пуще старуха бранится, 
Не даёт старику мне покою: 
Избу просит сварливая баба. 
Отвечает золотая рыбка: 
Не печалься, ступай себе с богом, 
Так и быть: изба вам уж будет.  

  1. Вставьте ( – ),где понадобится.

Из за братьев выступает

И, надувшись, отвечает:

Эта пара, царь моя,

И хозяин тоже я.

Ну, я эту пару покупаю!

Продаёшь ты?

Нет, меняю.

  1. Вставьте пропущенные ( , )

Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска предчувствие заботы

теснят твою всечасно грудь.

  1. Вставьте пропущенные ( , )

Море пламенем горит

Выбежал из моря кит:

“Эй пожарные бегите!

Помогитепомогите!”

Долго долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата

Поливали из ушата.

Тушаттушат – не потушат

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетала

Крылышками помахала

Стало море потухать –

И потухло.

  1. Вставьте пропущенные ( ! )

«Прямо ехать – убитому быть

Влево ехать – женатому быть

Вправо ехать –  богатому быть

Всё судьбой сие предписано»

Во глубоком раздумье Илья,

Он стоит, сам себе говорит.

  1. Вставьте пропущенные ( ! )

В доме отдыха – плакат.

Объявления висят:

                «Въезд машинам запрещён,

                 Чтоб не портили газон»  

«Около подъезда

Песни петь не место»

            «В семь часов у нас подъём.

            А не ночью и не днём»  

  1. Вставьте пропущенные ( . )

Я возвращался с охоты собака бежала впереди вдруг она уменьшила шаги и стала красться на аллее я увидал воробышка молодой воробей выпал из гнезда он не умел летать и сидел неподвижно

  1. Вставьте пропущенные ( . )

Плывут паутины

Над сонным жнивьём,

Краснеют рябины

Под каждым окном

Хрипят по утрам

Петушки молодые

Дожди налегке

Выпадают грибные

Поют трактористы,

На зябь выезжая

Готовятся сёла

Ко Дню урожая

(1)Проверка:

Приплыла к нему рыбка, спросила: 
– Чего тебе надобно, старче? 
Ей старик с поклоном отвечает: 
– Смилуйся, государыня рыбка! 
Еще пуще старуха бранится, 
Не даёт старику мне покою: 
Избу просит сварливая баба.  
Отвечает золотая рыбка: 
– Не печалься, ступай себе с богом, 
Так и быть: изба вам уж будет 

(2)Проверка:

Из-за братьев выступает

И, надувшись отвечает:

-Эта пара, царь моя,

И хозяин тоже я.

-Ну, я эту пару покупаю!

Продаёшь ты?

– Нет, меняю.

(3)Проверка:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

(4)Проверка:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

“Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!”

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат – не потушат,

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетала,

Крылышками помахала,

Стало море потухать –

И потухло.

(5)Проверка:

«Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать –  богатому быть!

Всё судьбой сие предписано!»

Во глубоком раздумье Илья,

Он стоит, сам себе говорит.

(6)Проверка:

В доме отдыха – плакат.

Объявления висят:

                «Въезд машинам запрещён,

                 Чтоб не портили газон!»  

«Около подъезда

Песни петь не место»

            «В семь часов у нас подъём.

            А не ночью! И не днём!»  

(7)Проверка:

Я возвращался с охоты. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. На аллее я увидал воробышка. Молодой воробей выпал из гнезда. Он не умел летать и сидел неподвижно.

(8)Проверка:

Плывут паутины

Над сонным жнивьём,

Краснеют рябины

Под каждым окном.

Хрипят по утрам

Петушки молодые.

Дожди налегке

Выпадают грибные.

Поют трактористы,

На зябь выезжая.

Готовятся сёла

Ко Дню урожая.

ПРОВЕРКА УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО СТАВИТЬ

ИЗУЧЕННЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

После того, как подобрали упражнения для тренировки в постановке знаков препинания, провели проверку, умеем ли мы правильно ставить знаки препинания. Для  этого раздали одноклассникам свои тексты, затем собрали выполненные работы, проверили правильность, посчитали количество ошибок, поставили отметки и сделали вывод,  что у нас получается лучше, а над чем ещё надо поработать. Мы получили следующие результаты:

Отметки

Вид задания

«5»

«4»

«3»

«2»

Поставить точки

7

4

8

5

Поставить запятые

5

9

0

10

Поставить тире

9

4

1

10

Поставить восклицательный знак

10

9

2

3

Вывод: лучше всего мы научились ставить восклицательный знак, умеем ставить точки. Запятые и тире умеют ставить только половина ребят, поэтому нам необходимо и учить правила и учиться ставить знаки препинания.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ О ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ

Загадки

***

Я фигурка небольшая,

Точка подо мной большая.

Коль спросить что соберешься,

Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак)

***

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны. (Восклицательный знак)  

***

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Я закончил. Ставлю… (точку)

***

Какая погода!

И снег замечательный!

Поставлю в конце

Знак другой —… (восклицательный)

***

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто…

После слов тех — … (знак вопроса)

***

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит… (многоточие)

***

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда… (запятою)

Стихотворения

Точка .
Точка ставится в конце.
Правда же, подружки?
Если точки на лице,
Их зовут веснушки.

Запятая ,
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!

Точка с запятой ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!

Двоеточие :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни – я двухэтажный!

Тире –
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня “тире” зовут, 
Нужно – буду тут как тут.

Скобки ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы – 
Неразлучно.

Кавычки ” “
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем, 
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В “Синтаксисе” служим.

Многоточие . . .
Рядом три 
Сестрички-точки,
Значит, нет конца 
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано…

*** 
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…

Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!

Вопросительный знак:
Разные вопросы 
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

Пунктуация 4 класса | Night Zookeeper

Дети, поступающие в 4-й класс, могут иметь разную степень компетентности, когда дело доходит до того, как они расставляют знаки препинания. Одна из распространенных проблем, с которой вы можете столкнуться, заключается в том, что ваш ребенок забывает правильно заканчивать свои предложения своевременно, используя правильные знаки препинания в конце предложения. Это приходит с практикой, и это может помочь детям читать написанное вслух после того, как они его закончат. Чтобы понять, чему ваш ребенок в четвертом классе научился в более ранних классах, вы также можете просмотреть наши полезные статьи, используя панель навигации выше.

Эта статья посвящена новым навыкам, которые ваш ребенок должен приобрести, чтобы успешно учиться в 4-м классе. Мы покажем вам, как они могут использовать кавычки для выделения фрагментов текста, а также рассмотрим различные способы они могут использовать запятую при построении более сложных предложений.

Кавычки

Вот два способа использования кавычек:

  • диалог (прямая речь) в повествовании
  • цитаты из текста

Вы найдете примеры использования кавычек в прямой речи в нашей статье для 3 класса. Мы перейдем непосредственно к тому, чтобы рассказать вам, как ваш ребенок может цитировать текст, отвечая на вопросы на понимание прочитанного на этом уровне.

Цитаты из текста

Когда ваш ребенок пишет о прочитанном тексте или отвечает на вопросы по нему, он должен представить доказательства своих утверждений. Доказательства часто являются цитатой из текста и заключаются в кавычки.

В этом контексте кавычки можно использовать двумя способами:

– для названий книг

– для слов, которые вы процитировали из текста

Посмотрите на этот пример, цитируя книгу Джошуа «Жирафы из шепчущего леса». Дэвидсон:

— В «Жирафах из шепчущего леса» учительнице Уилла, миссис Барнс, не нравится его рисунок фиолетового слона. На странице 25, когда миссис Барнс посмотрела на картину Уилла, она «сморщила нос и трижды цокнула». Это говорит о том, что картина ей не понравилась.

Практический совет: предложите своему ребенку пройти наш урок на nightzookeeper. com, посвященный цитатам, и попросите его попрактиковаться, включая их в текст в конце урока.

Запятые

Запятая — это знак препинания, который мы используем для разделения частей предложения и слов в предложении.

Мы используем запятую для разделения элементов в списке. Например:

– Ночной смотритель зоопарка Уилл носит шляпу, пальто и галстук.

Запятые важны при написании письма. Используйте запятую в дате, приветствии и заключении. При написании адреса на конверте не забудьте поставить запятую между городом и штатом.

При написании адреса в предложении используйте запятые после каждой части адреса. Например:

– Профессор живет по адресу 5 Igloo Street, Iceberg, Igloo City, The Night Zoo.

Запятые в сложносочиненном предложении

Запятая также ставится перед сочинительным союзом в сложносочиненном предложении.

Сложное предложение состоит из двух независимых частей. Независимое предложение — это законченная мысль, которая имеет смысл как предложение само по себе.

Это пример сложного предложения о муравьях!

Ваш ребенок может пройти оставшуюся часть этого урока на сайте nightzookeeper.com, чтобы попрактиковаться в использовании запятых в сложных предложениях.

Как Night Zookeeper может помочь

Ваш ребенок может практиковать и развивать свои навыки пунктуации на nightzookeeper.com. Существуют сотни задач и игр, которые помогают детям развивать свои базовые навыки письма, а также множество возможностей применить эти навыки на практике, выполняя творческие задания по письму.

Статьи по теме:

4 класс Чтение

4 класс Письмо

4 класс Грамматика

4 класс Правописание

Пунктуация Ресурсы

21s Awesome 900 Пунктуация 90 Идея обучение не всегда самый увлекательный урок для детей . Однако в настоящее время существует множество увлекательных подходов к обучению точкам, запятым, вопросительным знакам и многому другому! Некоторые дети могут лучше учиться с помощью песен, в то время как другие усваивают эти концепции с помощью письменных или визуальных подходов.

Вот почему мы выбрали для вас 21 разнообразное упражнение на пунктуацию!

1. Песни о знаках препинания

Какие дети не любят петь? Это простое занятие увлекает детей. Если у вас нет песни, которая приходит вам в голову, не волнуйтесь — вы можете выучить эти простые песни и поделиться ими со своим классом.

Узнать больше: Его лучшая десятка

2. Пунктуация Scavenger Hunt

Если вы ищете возможность попрактиковаться, не ищите ничего, кроме охоты за мусором! Сделайте это простым и скройте вопросительные знаки, восклицательные знаки и точки по всему классу, и пусть дети собирают их и размещают в определенной последовательности на доске объявлений.

Узнать больше: This Reading Mama

3. Правильно расставьте знаки препинания

Если вам нужны дополнительные рабочие листы, они идеально подходят для повторения! Используйте их в качестве ежедневных практических заданий в классе или даже в качестве домашних заданий. Обязательно обсудите с ними их ответы, чтобы они поняли, где они могли ошибиться.

Дополнительные сведения: K12 Reader

4. Карточки с пунктуацией

Флэш-карты всегда являются отличным ресурсом для обучения любому понятию. Попросите детей сделать свои собственные карточки, чтобы они понимали использование каждого знака препинания и могли использовать их для повторения.

Подробнее: Quizlet

5. Сортировка предложений по индейке

Дети получат три разных индейки; каждый отображает знак препинания, который можно использовать в конце предложения. Они также получат набор перьев, изображающих разные предложения. Чтобы закончить свои индейки, учащиеся должны будут сопоставить предложения с правильным знаком препинания.

Узнать больше: This Reading Mama

6. Наклейки со знаками препинания

Это упражнение предлагает учащимся найти правильный знак препинания в конце предложения. Раздайте стопку наклеек со знаками препинания каждому учащемуся и позвольте им заняться поиском подходящего знака препинания для завершения предложений.

Узнайте больше: Творческое семейное развлечение

7. Выберите правильную пунктуационную карточку

Это еще одно простое, но эффективное упражнение для детей, позволяющее практиковаться в правильном использовании знаков препинания. Дайте детям карточки с разными знаками препинания в конце. Затем учитель пишет предложение на доске, а дети держат карточку, на которой, по их мнению, стоит правильный знак препинания.

Дополнительная информация: Блог для учителей

8. Исправьте ошибку 

Дайте каждому ребенку подсказку по чтению, соответствующую его уровню и возрасту. Эти подсказки для чтения должны содержать несколько пунктуационных ошибок. Затем учащиеся должны просмотреть подсказки и внести исправления.

Подробнее: Английский для всех

9. Белая доска Ответ

Дети любят играть с белой доской. В этом упражнении дайте классу немного свободы, чтобы записать свои ответы. Прочитайте предложения вслух своим детям и попросите их расставить правильные знаки препинания в зависимости от тона.

Узнайте больше: Умные инструменты для учителей

10. Танцевальная игра с пунктуацией

Кто не любит делать движения? В этом танцевальном упражнении дети выполняют разные движения, когда доходят до определенной части предложения. Если учитель читает, а в конце предложения нужна точка, дети будут топать. Если требуется восклицательный знак, они будут прыгать. Учащиеся могут изображать восклицательные знаки, подняв руки вверх.

Узнайте больше: Luckey Frog Learning

11. Старое доброе чтение

Чтение — один из лучших способов обучения пунктуации. Это упражнение с низким уровнем стресса, которое работает на обучение с подкреплением, показывая детям примеры правильной пунктуации в литературе.

Подробнее: Smekens Education

12. Перетасовка предложений

В этом упражнении детям предлагается перепутать предложения. Когда ребенок расшифровывает предложение, у него должны быть разные варианты слов, которые превращают его из утверждения в вопрос и наоборот. Пусть дети поиграют с разными словами, чтобы составить свои собственные предложения с разной пунктуацией.

Дополнительные сведения: Рабочие листы по математике 4 Дети

13. Вырезание и вставка знаков препинания

Дети обожают вырезать и вставлять! Насколько весело и легко давать детям предложения, которые им просто нужно вырезать и вставлять, чтобы правильно отобразить предложения? Вы можете изменить уровень сложности в зависимости от уровня навыков ребенка и возрастной группы.

Дополнительная информация: Teach Starter

14. Ежемесячные пластинки для пунктуации

Раздайте палочку от эскимо и сложенный втрое лист бумаги, на котором изображены три знака препинания. Дети будут крутить свои палочки, чтобы показать правильный выбор знаков препинания, когда учитель заканчивает читать примеры предложений.

15. Шляпа по грамматике доктора Сьюза

Упражнение по грамматике доктора Сьюза — это весело и работает над пунктуационными навыками, предлагая разные структуры предложений в каждой строке шляпы. Затем дети могут расставлять правильные знаки препинания при чтении предложений.

Дополнительные сведения: Teach With Me

16. Редактирование заданий

Позвольте детям работать вместе, редактируя любые сочинения или домашние задания. Пары могут оценивать друг друга, а затем переключаться на перепроверку оценок друг друга.

Узнайте больше: ProWritingAid

17. Перевернутое обучение

Позвольте учащимся использовать другой подход к изучению знаков препинания, став учителями. Для них нет лучшего способа учиться, чем пытаться научить других тому, что они знают о правильной пунктуации.

Подробнее: ProWritingAid

18. Карточки с заданиями

Карточки с заданиями — отличный инструмент для изучения пунктуации детьми. Просто напишите задание на карточке и попросите учащихся выполнить его. Дайте детям больше заданий, пока они собирают карточки в своей стопке.

Подробнее: Учителя платят учителям

19. Знаки препинания в слайд-шоу

Некоторые учащиеся учатся визуально. Вот почему обучение их пунктуации в PowerPoint может стать отличным началом урока! На каждом слайде могут отображаться разные знаки препинания с примерами их использования.

Узнайте больше: уникальные учебные материалы

20. Искусство пунктуации

Пусть ваши дети нарисуют различные знаки препинания и закрасят их цветными карандашами, фломастерами или мелками. В результате этого мозгового перерыва у ваших учеников останутся карточки с пунктуацией, которые можно использовать в ряде других занятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *