Народные сказки 4 класс планета знаний презентация – Презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме: Сказки.

Презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме: Сказки.

Слайд 1

Русские народные сказки .

Слайд 2

Определение жанра сказки Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение . Словарь русской литературы .

Слайд 3

Отличительные черты сказки Сказочные события Сказочные герои Сказочные существа Необычность обстановки Особая манера повествования Вариативность текста Автор коллективен

Слайд 4

Виды русских народных сказок Волшебные сказки Сказки о животных Бытовые сказки далее

Слайд 5

Волшебные сказки Общие особенности Герои Примеры названий назад

Слайд 6

Общие особенности Волшебных сказок Наличие чуда Столкновение с волшебной силой Волшебные персонажи Волшебные предметы Описание назад

Слайд 7

Герои волшебных сказок Деление на положительных и отрицательных Борьба с волшебной силой Вымышленные персонажи Обычные люди назад

Слайд 8

Что можно прочитать «Василиса Прекрасная» «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Белая уточка» «По щучьему веленью» назад

Слайд 9

Сказки о животных Общие особенности Герои Примеры названий назад

Слайд 10

Общие особенности Сказок о животных Иносказательность Ясность оценки героев Антропоморфизм Быстродействие Диалог Облегчённая композиция назад

Слайд 11

Герои сказок о животных Традиционные типы Лиса – хитрая Волк – глупый Заяц – трусливый Олицетворены назад

Слайд 12

Что можно прочитать «Лиса и журавель» «Ворона и рак» «Кошкин дом» «Семеро козлят» «Волк и лиса» назад

Слайд 13

Социально-бытовые сказки Общие особенности Герои Примеры названий Разновидности назад

Слайд 14

Разновидности бытовых сказок Сказка-анекдот Докучные сказки Сказка-загадка Сказки-насмешки назад

Слайд 15

Общие особенности Бытовых сказок Отсутствие фантастики Реальные конфликты Сказочное разрешение Смысловой акцент-развязка Жестокий юмор назад

Слайд 16

Герои бытовых сказок Герой хитёр Герой удачлив Дурак в глазах других Герой благороден назад

Слайд 17

Что можно прочитать «Иванушка-дурачок» «Солдатская сказка» «Каша из топора» «Репка» «Как мужик гуся делил» назад

Слайд 18

Изобразитель-выразительные средства Русских народных сказок Антитеза Сказочные формулы Гипербола Постоянные эпитеты далее

Слайд 19

Антитеза Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику. Василиса – мачеха Иванушка – царь Крестьянин – барин Лиса – заяц назад

Слайд 20

Сказочные формулы Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу. Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события. Концовка – завершает повествование. назад

Слайд 21

Гипербола Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев. «Рос не по дням, а по часам.» «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.» назад

Слайд 22

Постоянные эпитеты Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение. «Сине море» «Добрый молодец» «Красна девица» «Ясный сокол» назад

Слайд 23

Вопросы и задания По теме «Русские народные сказки» 1.Перечислите виды сказок. 2. Каковы особенности волшебной сказки? 3. В чём особенность героев бытовой сказки? 4. Приведите примеры сказок о животных. 5.Придумайте сказку.

Слайд 24

. Спасибо за внимание

nsportal.ru

Презентация по литературному чтению на тему “Русские народные сказки”

Русские народные сказки

Сказкаэто произведение

устного народного творчества

о вымышленных событиях и героях.

Структура сказки

(“В некотором царстве,

в некотором государстве жили-были…”).

  • Основная часть.

(“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Найдите зачин и концовку

в сказках:

1. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

2.Хаврошечка

3.Мальчик с пальчик

4. Каша из топора

Сказки подразделяют на три вида:

волшебные

бытовые

Главные герои : люди,

Главные герои:

фантастические существа.

Люди, побеждающие зло благодаря смекалке, мужеству и хитрости.

Животные обычно являются

помощниками сказочных героев .

о животных

Главные герои : животные.

Если участвует человек,

то он противопоставлен животным

К какому виду относятся сказки:

1.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

2. Хаврошечка.

3. Мальчик с пальчик.

4. Каша из топора.

ВИКТОРИНА

1 этап

Что за сказка, вот вопрос?

Он в корзине Машу нёс.

И садился на пенёк

Хотел съесть пирожок.

Маша и Медведь

В гости друг к другу они всё ходили

Но гостя своего так и не накормили

Лиса и Журавль

Домик в поле появился, Он в жилище превратился

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за сказка?

Теремок

Бабка, старый дед и внучка, Мышка, кот, собака Жучка – Вместе все меня смогли Вытянуть из-под земли.

Репка

Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал её кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожею Сделался милой, красивой, пригожей.

Царевна-лягушка

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца.

Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка)

Возле леса , на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки

Три медведя

Отворили дверь козлята И пропали все куда-то.

Волк и семеро козлят

На окошке он студился Взял потом и укатился На съедение лисе.

Колобок

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне

По щучьему велению

Заигралась сестрица. Унесли братишку птицы.

Гуси-лебеди

Жил на свете кроха мальчик, Был малютка ростом с пальчик.

Мальчик с пальчик

2 этап

Кто это сказал?

1. Выплынь, выплынь на бережок

2. Спи , глазок, спи, другой

3. Довези меня домой к отцу, к матери.

4. Пустите отдохнуть дорожного человека

Из какой сказки эти слова?

1. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

2. Ростом мальчик не вырос,

а разумом умнее большого оказался.

4. Выйдет она в поле,

обнимет свою коровку,

ляжет к ней на шейку

и рассказывает, как ей

тяжело жить-поживать.

3. Солнце высоко,

колодец далеко,

жар донимает,

пот выступает.

3 этап

Угадай сказку

по иллюстрациям

«Хаврошечка»

«Мальчик с пальчик»

«Каша из топора»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

4 этап

Назови сказки по предметам

Васнецов Виктор Михайлович

(1848-1926)

русский живописец

В.Васнецов

«Иван царевич на Сером волке»

В.Васнецов

«Алёнушка»

В.Васнецов

«Ковёр – самолёт»

В.Васнецов

«Царевна – лягушка»

Сказка ложь ,

да в ней намек !

Добрым

молодцам

урок .

Сказка ложь ,

да в ней намек !

Добрым

молодцам урок.

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме: Презентация_Собиратели_русских_сказок

Слайд 1

Презентация на тему: Собиратели русских народных сказок Выполнила: ученица 4 «в» класса Егорова Милена Проверила: классный руководитель Попова О.П. Якутск, 2014

Слайд 2

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 — 23 сентября1871) — выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

Слайд 3

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855—1863 гг. изданы в восьми выпусках. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры — В. И. Даля. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

Слайд 4

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий . Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

Слайд 5

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Даль Владимир Иванович

Слайд 6

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

Слайд 7

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. По словам К.Д. Ушинского, сказки — «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

Слайд 8

Толстой Лев Николаевич — (1828—1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

Слайд 9

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей . Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных.

Слайд 10

Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью. В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок.

Слайд 11

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов: http://narodstory.net www.hobbitaniya.ru http://ru.wikipedia.org images.yandex.ru

nsportal.ru

Презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему: “Литературные сказки” (лит.чтение, 4класс,”Школа России”)

Слайд 2

Еле шорохом шурша В класс заходит тишина. На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки. Ожидание чуда, благости Всех коснётся к общей радости. Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша.

Слайд 3

Угадай, о каком писателе идёт речь? Родился на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала . Бажов Павел Петрович

Слайд 4

Родился в Уфе, в помещичьей семье. С детства пристрастился к чтению. Мать стала его лучшим другом и советчиком. Аксаков Сергей Тимофеевич Угадай, о каком писателе идёт речь?

Слайд 5

цветник мальчик сестра цветок Гаршин Всеволод Михайлович Назови сказку и её автора по опорным словам

Слайд 6

Назови сказку и её автора по иллюстрации Одоевский Владимир Фёдорович

Слайд 7

Знаешь ли ты… От кого в детстве м аленький Серёжа Аксаков услышал сказку про аленький цветочек? о т ключницы Пелагеи

Слайд 8

Назови произведение и героя, о котором идёт речь Если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. роза

Слайд 9

Назови произведение и героя, о котором идёт речь Он большой, бородатый, был мастер сказки сказывать. Семьи у него н е осталось. Кокованя

Слайд 10

Назови произведение и героя, о котором идёт речь И стало ей жалко и совестно, и совладала она со своим страхом великим и с своим сердцем робким девичьим . Младшая дочь купецкая

Слайд 11

Кому принадлежат эти слова? Назови произведение -Мы бы уроков не побоялися , вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела . колокольчики

Слайд 12

Кому принадлежат эти слова? Назови произведение -Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Дарёнка

Слайд 13

Узнай сказку по иллюстрации, найди эпизод в тексте

Слайд 14

Узнай сказку по иллюстрации, найди эпизод в тексте

Слайд 15

Узнай сказку по иллюстрации, найди эпизод в тексте

Слайд 16

Узнай сказку по иллюстрации, найди эпизод в тексте

Слайд 17

Молодцы!

Слайд 18

http:// lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_163/17/d-16767/7z-docs/18_html_4514ac1e.png П.П.Бажов http:// litdet.ru/u/dd/bio/156/foto.jpg С.Т.Аксаков http:// shoyher.narod.ru/Portret/Odoevskijvf.jpg В.Ф.Одоевский http:// odnarodyna.com.ua/sites/default/files/styles/500×375-maintaining-aspect ratio/public/images/1pic_29.jpg В.М.Гаршин http :// www.interpres.ru/catalog/images/068793.jpg обложка сказки «Жаба и роза» http :// img.labirint.ru/images/comments_pic/1146/014labuqt61321227562.jpg иллюстрация к сказке «Городок в табакерке» http:// cdn3.sima-land.ru/items/570/570433/0/400.jpg обложка книжки к сказке «Городок в табакерке » http :// ic.pics.livejournal.com/damir_sh/11216075/222020/222020_original.jpg ключница Пелагея http :// f10.ifotki.info/org/5ce1a8eea8b3f87f5bae3c4317da4fb8bc5f6c119905910.jpg роза http:// multiki.arjlover.net/ap/serebryannoe.kopytce.avi/serebryannoe.kopytce.avi.image1.jpg Кокованя http:// www.bookin.org.ru/book/707912.jpg обложка к сказке «Серебряное копытце» http:// stranakids.ru/wp-content/uploads/2013/09/alenkij-cvetochek-aksakov.jpg младшая дочь купецкая -« Аленький цветочек» http :// s54.radikal.ru/i146/1009/e6/1713615273df.jpg обложка к сказке «Аленький цветочек» http:// www.xa-xa.org/uploads/posts/2012-06/1339438033_1307048442_51814_original_www.nevsepic.com.ua.jpg мальчики-колокольчики -иллюстрация к сказке «Городок в табакерке» http :// netzor.org/uploads/posts/2012-02/1328302567_d78a84b9e342.jpg 2обложка к сказке «Городок в табакерке » http://my-child.ucoz.ru/_ ld/0/14026517.jpg Дарёнка -к сказке «Серебряное копытце» http :// www.ircenter.ru/files/products/pics/63193/fullsize/30303.jpg 2обложка к сказке «Серебряное копытце » http:// img-fotki.yandex.ru/get/9109/157060903.192/0_f6692_fec8f281_XL.jpg к сказке «Серебряное копытце » http://kidreader.ru/sites/default/files/interviu1_19.jpg к сказке «Серебряное копытце» http :// img-fotki.yandex.ru/get/6114/23429204.246/0_7546d_fabf6f8e_XL к сказке «Городок в табакерке» http:// img.labirint.ru/images/comments_pic/1227/04labvv231341520288.jpg иллюстрация к сказке «Аленький цветочек » http://www.mybreality.com/wp-content/uploads/2013/08/Initiation.jpg рисунок для фона http :// ramochky.narod.ru/bol/Ramochky.narod.ru227.png рамка http:// cs2.livemaster.ru/itemsets/preview/61630.jpg зелёный камень http://uralsuvenirchik.ucoz.ru/_ ph/2/2/673359501.jpg шкатулка http://www.megamodo.com/wp-content/uploads/2012/07/1000_mela-550×547.jpg яблоко http:// www.matchingchina.com/replacement-china/shopimages/products/normal/villeroy-boch-french-garden-fleurence-plate-17cm_large.jpg тарелка Текст стихотворения- С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»Москва.»ВАКО».2014, стр.196

nsportal.ru

Презентация к уроку (чтение, 4 класс) по теме: Теория волшебной сказки

Слайд 1

1 3 4 2 5 6 Изображение, рисунок, поясняющий или дополняющий какой-либо текст. Система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времён года. Учёный, хирург, конструктор, историк, этнограф, создатель уникального «Толкового словаря живого русского языка» Начало драматического или литературного произведения Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не содержащее, в отличие от пословицы, назидательного содержания. Краткое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Слайд 2

И Л С Ц А Т Р Л Ю Я И 3 4 2 5 6 Изображение, рисунок, поясняющий или дополняющий какой-либо текст. Система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времён года. Учёный, хирург, конструктор, историк, этнограф, создатель уникального «Толкового словаря живого русского языка» Начало драматического или литературного произведения Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не содержащее, в отличие от пословицы, назидательного содержания. Краткое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Слайд 3

И Л С Ц А Т Р Л Ю Я И А А Р Ь 3 Д Н Л Е 4 К 5 6 Изображение, рисунок, поясняющий или дополняющий какой-либо текст. Система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времён года. Учёный, хирург, конструктор, историк, этнограф, создатель уникального «Толкового словаря живого русского языка» Начало драматического или литературного произведения Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не содержащее, в отличие от пословицы, назидательного содержания. Краткое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Слайд 4

И Л С Ц А Т Р Л Ю Я И А А Р Ь Д Л Ь Д Н Л Е 4 А К 5 6 Изображение, рисунок, поясняющий или дополняющий какой-либо текст. Система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времён года. Учёный, хирург, конструктор, историк, этнограф, создатель уникального «Толкового словаря живого русского языка» Начало драматического или литературного произведения Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не содержащее, в отличие от пословицы, назидательного содержания. Краткое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Слайд 5

И Л С Ц А Т Р Л Ю Я И А А Р Ь Д Л Ь А В Я З К Д Н Л Е З А К А 5 6 Изображение, рисунок, поясняющий или дополняющий какой-либо текст. Система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времён года. Учёный, хирург, конструктор, историк, этнограф, создатель уникального «Толкового словаря живого русского языка» Начало драматического или литературного произведения Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не содержащее, в отличие от пословицы, назидательного содержания. Краткое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Слайд 6

И Л С Ц А Т Р Л Ю Я И А А Р Ь Д Л Ь А В Я З К Д Н Л Е К З А К А Р О В О Г О А П 6 Изображение, рисунок, поясняющий или дополняющий какой-либо текст. Система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времён года. Учёный, хирург, конструктор, историк, этнограф, создатель уникального «Толкового словаря живого русского языка» Начало драматического или литературного произведения Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не содержащее, в отличие от пословицы, назидательного содержания. Краткое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Слайд 7

И Л С Ц А Т Р Л Ю Я И А А Р Ь Д Л Ь А В Я З К Д Н Л Е А К З А К А Р О В О Г О А П Ц И В О Л С О П Изображение, рисунок, поясняющий или дополняющий какой-либо текст. Система исчисления времени, основанная на периодических явлениях природы: смене времён года. Учёный, хирург, конструктор, историк, этнограф, создатель уникального «Толкового словаря живого русского языка» Начало драматического или литературного произведения Краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не содержащее, в отличие от пословицы, назидательного содержания. Краткое народное изречение, заключающее в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Слайд 8

У сказки чистая душа, Как ручеёк лесной. Она приходит не спеша В прохладный час ночной. Родной народ её творец, Народ-хитрец, народ-мудрец, В неё мечту свою вложил, Как золото в ларец.

Слайд 9

Сказки бывают авторские народные

Слайд 10

Виды народных сказок: волшебные о животных бытовые

Слайд 11

Три закона волшебной сказки: Добро побеждает зло. Вернись в свой мир. Сказано – сделано.

Слайд 12

Особенности сказки: троекратные повторы магические числа наличие волшебного предмета в олшебный помощник д воемирие (волшебный мир и реальный) тотемизм

Слайд 13

Александр Николаевич Афанасьев ( 1826 — 1871 ) исследователь народного творчества; историк литературы и фольклора.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА РАБОТУ !

nsportal.ru

Презентация на тему “Авторские сказки”

Презентация на тему:

«Авторские сказки»

Выполнил: Арсений Алпатов

Ученик 4 «А» класса

Руководитель: Митясова Е.И.

Учитель начальных классов

Саратов

2016

Содержание:

Введение

Жизнь и творчество А.С. Пушкина

Жизнь и творчество П.П. Ершова

Жизнь и творчество С.Т. Аксакова

Жизнь и творчество А.Н.Толстой

Заключение

Литературная авторская сказка – наверное, один из самых востребованных жанров современности. Интерес к подобным произведениям неисчерпаем и среди детей, и среди их родителей, а русские писатели сказок внесли достойную лепту в общее творческое дело. Следует вспомнить, что литературная сказка отличается от народного фольклора по нескольким параметрам. В первую очередь тем, что у нее имеется конкретный автор. Есть также различия в способе передачи материала и четкой авторской позиции, использовании сюжетов и образов, позволяющих говорить о том, что данный жанр имеет право на полнейшую самостоятельность.

Жизнь и творчество А.С.Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий русский поэт, прозаик, драматург.

Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей.

В семье, кроме Александра Сергеевича было еще несколько детей – сын Лев и дочь Ольга.

Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров.

Он также был полиглотом, знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие.

Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. Первая дуэль произошла, когда Пушкин был еще лицеистом. Последняя 21-я дуэль оказалась для него роковой.

В 1837 году между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом возник конфликт. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль, и в результате получает смертельное ранение в живот.

Император Николай I, зная о тяжелом состоянии поэта, обещает обеспечить достатком семью и выплатить все долги. Впоследствии монарх выполнил все обещания. Умер поэт 29 января (10 февраля) 1837 года.

Стихотворные сказки А.С.Пушкина

Ярким примером написания сказок в стихотворной форме может служить А. Пушкин, первоначально не планирующий сочинять детские произведения. Но через время стихотворные творения «О царе Салтане», «О попе и его работнике Балде», «О мертвой царевне и семи богатырях», «О золотом петушке» пополнили список сказок русских писателей. Простая и образная форма изложения, запоминающиеся образы, яркие сюжеты – все это характерно для творчества великого поэта. А данные произведения до сих пор входят в сокровищницу детской литературы.

Жизнь и творчество П. Ершова

Ершов Пётр Павлович (1815—1869), поэт и просветитель. В 1834 г. он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех её был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях.

Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, — лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести — не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.

Пётр Павлович вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Ершов не просто автор одной сказки — он замечательный русский сказочник, талант редкостный, яркий, «волшебный». Умер 30 августа 1869 г

Сказка Петра Ершова

Конёк-Горбунок – сказка Петра Ершова в стихах. Популярная сказка Конёк-Горбунок насыщена волшебными героями: Жар-птица, огромная рыба и другие. В сказке встречаются устаревшие слова, интуитивно понятные, придающие особый колорит произведению. Сказку Конёк-Горбунок читать одно удовольствие! В ней и юмор, и философия, и конечно же чудеса…

Жизнь и творчество Аксакова Сергея Тимофеевича

Русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых

Биография Аксакова начинается 20 сентября 1791 года, когда Сергей Тимофеевич появился на свет в городе в Уфе. Первые произведения написал в возрасте 14 лет. Биография его отмечена ранним признанием его творчества.

Умер 12 мая 1859 г. (67 лет)

Сказка С.Т. Аксакова

Сказка Аленький цветочек – это литературное изложение Аксакова истории о Красавице и Чудовище. Любимая дочь попросила у отца-купца привезти ей Аленький цветочек, но оказалось, что самый красивый цветок рос в саду у чудовища. Отец сорвал цветочек и был вынужден отправить свою дочь жить к этому зверю. Девушка привязалась к чудовищу, своей любовью рассеяла магические чары и оказалось, что чудовище – это прекрасный принц…

Жизнь и творчество А.Н.Толстого

Толстой Алексей Николаевич (1882/1883—1945), писатель.  Отец — граф Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Толстая. Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении.

В годы Великой Отечественной войны Толстой в своих статьях рассказывал о подвигах на фронте и в тылу. Силой духа русских людей писатель восхищался в «Рассказах Ивана Сударева» (1942—1944 гг.). Задумывал большой роман о войне.

Умер 23 февраля 1945 г. в Москве.

Сказка А.Н. Толстого

Эта повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого была написана по мотивам сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика. Алексей Николаевич далеко ушёл от исходного сюжета, создав свой удивительный мир, знакомый каждому ребенку в нашей стране. Иллюстратор – Бронислав Брониславович Малаховский, первый художник, работавший над этой книгой.

Без чудес и тайн нет сказок.

В них найдется все : и мудрость, и веселая шутка, и выдумка.

Нет только непоправимых бед и несчастий, все сказки кончаются хорошо.

Поэтому в каждой сказке

есть своя тайна.

У сказок счастливый конец.

Счастливый конец сказки – это награда нам за долгое странствие вместе с героями сказок.

Счастье –

наша часть в

необъятном мире.

kopilkaurokov.ru

Презентация по русской литературе на тему “Знатоки сказок” (4 класс)

Конкурс «Знатоки сказки»

Цель конкурса:

1.Выявить у учащихся 4 класса интерес к чтению литературных и русских народных сказок.

2.Воспитать чувство удовлетворения от участия в конкурсе.

Программа

1.Сказочный пролог – «Начинает сказка сказываться…»

2.В сказочной картинной галерее – «По словесному портрету ты ответь нам: кто же это?»

3.Сказочная почта – «Кто и кому прислал эти письма?»

4.Необыкновенные концерт – «Для вас поют герои сказок»

5.На сказочном пиру – «Кто там был, мед-пиво пил?»

Ход конкурса

– Ребята, любите ли вы сказки? А знаете ли вы их? Это выяснит наша игра. Мы все знаем, что каждая сказка имеет свое начало. Это начало и называется зачином. Я буду читать вам начало сказки, а вы по этому началу – зачину должны угадать, что это за сказка, дать ее полное название и узнать имя автора.

Итак, начинает сказка сказываться…

1)В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»)

2)Жили – были лиса да заяц. У лисицы избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна – красна – лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

3)Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил – был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

А вот начало следующей сказки:

4)За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба – на земле

Жил старик в своем селе.

(П.П.Ершов «Конек – горбунок»)

5)Жили – были дед да баба. Всего у них было вдоволь – и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали.

(Русская народная сказка «Снегурочка»)

– Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличаться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас ср словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать автора сказки, название ее и, конечно же, узнать героя сказки.

Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

1)На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая – русская народная сказка «Царевна – лягушка»)

2)…княгиня –диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама – то величава,

Выступает, будто пава…

(Царевна – лебедь – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

3)Из-за картонного дерева появился маленький человек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»

(Пьеро – А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4)Он носил яркую голубую шляпку, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски.

(Незнайка –Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

-Вот и побывали мы с вами в портретной галерее. Но этим наш путь еще не завершен, он идет дальше, в сказку. И чем дальше – тем больше чудес.

– Ребята, посмотрите-ка, кто это к нам пришел? Да это же почтальон, который принес нам сказочную почту. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно угадать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

(письма в конвертах или оформить как слайд-шоу)

1)Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.

(Королевский указ, который пишет профессор под диктовку Королевы –

С.Я.Маршак. «12 месяцев»)

2)В нашем городе строится замечательный дом…Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жираф, десять обезьян и десять круглых отличников.

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в 10 раз –жителям города.

Э.Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»)

3)Не господин я твой, а послушный дом. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою.

(Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери Настеньке.

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек»)

4)Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама – доктору Айболиту.

К.И.Чуковский. «Айболит»)

– Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть. И наш следующий конкурс музыкальный. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи… Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

А вот петушок спасает котика – братика:

Иду на пятак, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай лиса с печи.

Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песне узнать героя сказки, автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:

1)Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя, лися,

Нехитро уйти!

(Колобок. Русская народная сказка «Колобок»)

2)Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

А я, коза, в бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную…

(Коза. Русская народная сказка «Волк и коза»)

3)Не нужна мне малина

НЕ страшна мне ангина

Я хочу, чтоб Мальвина

Обожала меня одного.

(Пьеро – А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4)Хоть полсвета обойдешь,

Лучше дома не найдешь.

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята – С.Михалков «Три поросенка»)

5)Кто и в какой сказке «при честном при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде»?(звучит мелодия)

(Белка – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)


Примечание: здесь можно включить песни из м/ф и к/ф:

1.Песня Пьеро из х/ф « Приключения Буратино»;

2.Песня разбойников из м/ф «Бременские музыканты»;

3.Песня Настеньки из м/ф «Аленький цветочек»;

4.Песня Козы из х/ф «Волк и семеро козлят»

Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались… Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает?

1)…испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя – русская народная сказка «Царевна – лягушка»)

2)Наварила манной каши и размазала по тарелке… – Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

(Лиса журавля – русская народная сказка «Лиса и Журавль»)

3)-Съешь моего ржаного пирожка…

– Не стану я ржаной пирог есть. У него моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка девочку – русская народная сказка «Гуси лебеди»)

4)Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек прикусила…

(Семь богатырей – царевну –

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас,»по усам текло, а в рот не попало». Но все равно никто, наверное, не в обиде. Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой.

Наше путешествие в сказку закончено, но сказка всегда останется с нами, стоит только открыть книгу и прочитать «В некотором царстве… жили-были»…

Примечание: такие конкурсы можно придумать и провести не только по сказкам, но и по другим произведениям художественной литературы для учащихся среднего и старшего звена.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *