ЗАДАНИЯ ПО МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ (4 КЛАСС)
1. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей – _______________
Шей – ______________
Шёл – ______________
Лёд – _______________
2. Отметь слово, где есть приставка:
А. Спорить. |
Б. Села. |
В. Снарядился. |
Г. Смотрит. |
жонгивка, жонгивки, жонгивке..
У этого слова есть родственные слова: жонгивит, нгива, нгивок.
В словах жонгивка, пыбучка, лужезка одинаковый суффикс.
В словах жонгивка, жобамю, жоларка одинаковая приставка.
Разбери по составу слово жонгивка.
4. Отчего возникает двусмысленность при чтении каждого из этих предложений? Причину
отметь в предложениях.
1. Как же они туда попадали?
2. В своё время она нашивала белые воротнички.
3. Как чудно всё выглядит!
4. Дорогой друг рассказал мне одну историю.
Укажи, к каким частям речи относятся «проблемные» слова.
Ответ: двусмысленность возникает по причине разной постановки ударения в словах.
5. Героиня сказки А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» стала жить в лесу, где большое количество деревьев.
«…Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы…»
Напиши, в лесу с преобладанием каких деревьев жила царевна
6. Семи богатырям вместе 126 лет. Сколько им будет вместе через три года?
А. 129 лет. |
Б. 133 года. |
В. 140 лет. |
Г. 147 лет. |
7. «Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять … »
Первый брат подстрелил 2 утки. Второй – 3 утки. Каждый следующий подстреливал на одну утку больше предыдущего. Сколько уток принесли все братья домой?
А. 14 уток. |
Б. 21 утку. |
В.28 уток. |
Г. 35 уток. |
8. «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин написал в 1833 году. Предположим, что события, которые описывает автор в сказке, происходили в 1005 году. Использовался ли в те года хрусталь, если история его развития в России отсчитывается с XVIII века? Объясни свой ответ.
9. Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они убегают на 15 мин?
10. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего партий они сыграли?
11. Поставь цифры в нужном порядке от причины к следствию, чтобы объяснить, почему в
тундре летом много птиц.
1. Солнце не поднимается высоко.
2. Много озёр и болот.
3. Земля прогревается недостаточно.
4. Вечная мерзлота – подо мхом.
5. Много личинок комаров.
6. Вода не просачивается в землю.
7. Много корма для птенцов.
8. Гнездится много птиц.
12. В горячую воду положили три ложки: железную, пластмассовую и деревянную. Через 3 минуты их захотели достать. Какая из ложек будет самая горячая?
13. В пятиэтажном доме Вера живёт выше Пети, но ниже Славы, а Коля живёт ниже Пети. На каком этаже живёт Вера, если Коля живёт на втором этаже?
14. Какое слово русского языка одновременно обозначает …?
Скамью и магазин – __________________________
Овощ и старинное оружие – ___________________
Покой и вселенную – _________________________
15. Сколько треугольников в этой фигуре?
А. 4 Б. 6 В. 8 Г. 12
16. На уроке окружающего мира дети выполняли проект, работая в группах. Рассмотри имена участников этой группы и их умения и постарайся распределить их роли в подготовке и представлении проекта. Соедини линиями.
Имена и умения |
Обязанности в группе |
Таня хорошо рисует и грамотно пишет. |
Генератор идей |
Илья предлагает интересные мысли. (идеи) |
Оформление плаката |
Маша умеет красиво и выразительно говорить. |
Отслеживание времени работы |
Ваня ответственно выполняет инструкции. |
Выступление перед классом |
Сергей внимателен, точен, аккуратен. |
Командир группы |
17. Петя упал с велосипеда и разбил колено. Какое снаряжение продавец магазина «Спортивного инвентаря» может предложить покупателю, чтобы в следующий раз он избежал травм. Обведи букву выбранного ответа
А. Бинт, вата, зелёнка
Б. Спасательный круг, жилет, маска
В. Налокотники, наколенники, шлем
Г.
Шлем ремень и подушка безопасностиД. Перчатки, шарф, шапка
18. Пете очень понравился этот магазин. Он решил еще раз посетить его. Какие товары он сможет купить в этом магазине? Обведи буквы выбранных ответов.
А. Надувная лодка, роликовые коньки, сотовый телефон
Б. Кроссовки, футбольный мяч, обруч
В. Скакалка, цветы, лыжи
Г. Хрустальная ваза, футболка, гантели
Д. Коньки, палатка, самокат
19. Запиши число один четырьмя тройками и знаками действий.
20.
532 – ФЛВ, 544 – ФМД, 122 – РКВ, 645 – ХМЕ, 335 – ТЛЕ.
Расшифруйте следующие записи чисел:
ХКД, РЛВ, ТЛЕ.
ОТВЕТЫ:
№ п/п |
Ответ |
Количество баллов |
1. |
Ель Ешь Ложь Дол |
2 балла |
2. |
Снарядился |
1 балл |
3. |
корень – нгив приставка – жо суффикс – к окончание – а
|
3 балла – все части слова определены правильно; 2 балла – правильно определены 2-3 части слова; 1 балл – правильно определён корень |
4. |
Постановка ударения на разные слоги, отчего слова приобретают другое значение 1 предложение – глаголы попадАли – попАдали 2 предложение – глаголы нАшивала – нашивАла 3 предложение – наречия чУдно – чуднО 4 предложение – прилагательное или существительное дорогОй – дорОгой |
3 балла – определена причина, правильно проставлено ударение, указаны части речи; 2 балла – не указаны части речи; 1 балл – |
5. |
Лиственный лес, в котором преобладают дубы |
1 балл |
6. |
147 лет (каждый станет на 3 года старше, 3х7= 21(год)- прибавится к общей сумме. 126+21=147(л) – будет всем братьям вместе) |
2 балла |
7. |
35 уток ( 2+3+4+5+6+7+8) |
1 балл |
8. |
Не использовался, т.к. 1005 год – это ХI век. |
1 балл |
9. |
Вторые часы показывают 2 ч 30 мин. (1ч 50мин + 25мин = 2ч 15мин – настоящее время, 2ч15мин + 15мин= 2ч 30мин – показывают вторые часы) |
2 балла |
10. |
Всего 42 партий (каждый игрок сыграл 6 партий, а игроков было семеро, 7 х 6 = 42 (партии) – всего |
2 балла |
11. |
1-3-4-6-2-5-7-8 |
1 балл |
12. |
Железная, т.к. железо лучше проводит тепло и быстро нагревается |
1 балл |
13. |
1 – 2 – 3 – 4 – 5 К П В С Вера живёт на третьем этаже |
1 балл |
14. |
1) ЛАВКА, 2) ЛУК, 3)МИР |
1 балл |
15. |
8 |
1 балл |
16. |
Таня – оформление плаката, Илья – генератор идей, Маша – выступление, Ваня – командир, Сергей – отслеживание времени |
|
17. |
В |
1 балл |
18. |
Б |
1 балл |
19. |
3 : 3 + 3 – 3 = 1 |
1 балл |
20. |
ХКД -624, РЛВ – 132, ТЛЕ – 332 (Ф-5сотен, Л-3десятка, В-2единицы т.д.) |
3 балла |
Эти загадочные животные
На земле практически не осталось неизученных территорий. Открытия новых видов животных происходят довольно редко, но даже хорошо знакомые нам представители фауны таят в себе немало загадок. Новые интересные факты из жизни животных появляются ежедневно. Это в равной мере касается и диких, и домашних животных. Большинство людей питают немалую симпатию и интерес к братьям нашим меньшим, возможно, и вас заинтересуют интересные факты из жизни некоторых морских животных.
Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете: ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир. Море кишит жизнью, и как это ни странно, там есть и микроскопические, и самые крупные морские обитатели.
Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Они встречаются во многих морях и океанах мира. Интеллект этого морского жителя считают настолько высоким, что его называют “человеком моря”. Дельфины прославились как неутомимые спутники кораблей. Часто видели, как они провожали суда в открытое море, спасали тонущих людей. Дельфины– это не рыбы, а млекопитающие, относящиеся к отряду китообразных.Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют в воду обычно не дольше, чем на 3 минуты. Дельфины – хищники, живут группами, охотятся стаями, прекрасно плавают и легко ориентируются даже в мутной воде. Они могут развивать скорость до 45 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м.Питаются эти удивительные животные рыбой, головоногими моллюсками и ракообразными. В день дельфин съедает до 30 килограммов живой рыбы. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко её ловят. Дельфины могут издавать различные звуки: свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье и даже чириканье. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный звук означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять!
отверстия насоса, находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтаном пар. Вместо зубов у кита во рту до 400 роговых пластинок. Кормится гигант мелкими морскими животными: рыбками, моллюсками и рачками. Киты – теплокровные млекопитающие. Они рождают живых детенышей и вскармливают их молоком.Акулы – это очень древние примитивные хищные рыбы, распространённые во всех морях и океанах. У неё торпедообразная форма тела длиной от 20 см до 18 м. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Движение вперёд и повороты рыба осуществляет изгибами хвоста влево или вправо. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Среди акул есть и внушающие ужас хищники, и мирные поедатели планктона. Например, огромная китовая акула, несмотря на устрашающий внешний вид, абсолютно безвредна. Она самая крупная рыба в мире, длина её тела достигает 18 метров. Весит акула 30-40 тонн, живёт около 70 лет.
Огромное количество зоологов и натуралистов по всему миру открывают для нас удивительные факты из жизни животных. Но и по сей день мировой океан таит в себе множество загадок.
Вариант 1Фамилия, имя ____________________________________________
Школа ___________________ Класс _________________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание1.
Чем питаются дельфины? Выпиши из текста предложение, в котором об этом говорится.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Подчеркни однородные члены предложения. Укажи падежи имен существительных.
Задание2.
Выпиши из части текста, в которой рассказывается об акуле, три словосочетания с именами прилагательными.
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
Обозначь в словосочетаниях главное и зависимое слово. Рядом укажи признаки, в которых они согласуются (род, число, падеж).
Задание 3.
Выпиши из четвёртого абзаца глаголы. Укажи их спряжение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разбери по составу глагол-исключение.
Задание 4.
Реши задачу.
Известно, что кит в 24 раза крупнее африканского слона. Сколько килограммов весит слон?
Ответ: ____________________________________________________________
Задание 5.
Какую часть часа дельфин может пробыть под водой, не выныривая из неё?
а) тридцатую часть часаб) третью часть часа
в) двадцатую часть часа
г) вторую часть часа
Задание 6.
Сколько килограммов рыбы могут съесть три дельфина за неделю?
а) 30 килограммовб) 90 килограммов
в) 210 килограммов
г) 630 килограммов
Задание 7.
Кто соседи дельфинов?
а) карп, карась, плотваб) лосось, сельдь, камбала
в) пингвин, белый медведь, тюлень
Задание 8.
К какой группе животных можно отнести акулу по способу питания?
а) хищникиб) растительноядные
в) всеядные
г) насекомоядные
Приведи примеры (3-4) хищников, обитающих в зоне лесов.
_____________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 9 – 15 выполняются в парах (с соседом по парте).
Внимание! Если при обсуждении заданий 9 – 15 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.
Задание 9.
В каких водоёмах обитают акулы?
а) Чёрное море, Баренцево море, море Лаптевых;
б) Атлантический океан, Индийский океан, Каспийское море;
в) озеро Байкал, река Енисей, река Волга.
Частью какого океана является Баренцево море и море Лаптевых? Обозначь этот океан на карте.
Задание 10.
В разделе о дельфинах есть три формы одного слова. Найдите и выпишите формы этого слова. Для каждого слова укажите падеж.
1.____________________________стоит в___________падеже
2.____________________________стоит в___________падеже
3.____________________________стоит в___________падеже.
Допиши падежные формы этого слова, которых нет в этой части текста. Укажи эти падежи.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Задание 11.
Дано предложение в транскрипции.
ан’ивыкармл’ивай’утд’ит’онышэй’ малаком и дышат н’ижабрам’и а л’охк’им’и
Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Как называется животное, выкармливающее детенышей молоком? Приведите 3-4 примера таких животных, обитающих в лесной зоне.
________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12.
Правильный ответ обведи кружком.
Наука о связи живых существ со средой обитания называется:
а) физиология;
б) экология;
в) география;
г) естествознание.
Допиши, к чему может привести подобная деятельность человека:
Выловили всех раковВыловили все ракушки (двустворчатых моллюсков)
Зимой рыбаки наделали дырок
во льду.
Все озеро заросло камышами, водорослями
В водоеме стало много больных рыб
Придумай и нарисуй эмблему защитника водоема
Задание 13.
Представь, что ты ученый-эколог.
От учеников 4 класса пришла телеграмма. Расшифруй ее. Дай ответ ребятам.
?итсапсёеманкаК.теелемакчеР .илиросуман, жялпилиортсу ,яьвередилибурывикчеролокО
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14.
От материка 1 в сторону материка 2 отплыл кит со средней скоростью. Через 20 часов от этого же материка в том же направлении отплыл дельфин. Через какое время дельфин догонит кита, если средняя скорость кита 9 км/ч?
1
2
МАСШТАБ:
в 1 см 100 км
Подпиши на рисунке названия материков, контуры которых здесь изображены.
Пользуясь линейкой и заданным масштабом, обозначь точкой место, где дельфин сравняется с китом.
Задание 15.
Отрезком под каким номером обозначен каждый остров?
острова на диаграммеНазвание
Площадь
Куба
114525 кв. км
Ньюфаундленд
108860 кв. км
Мадагаскар
587041 кв. км
Ирландия
83045 кв. км
Великобритания
218980 кв. км
Гренландия
2175600 кв. км
I II III IV V VI
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
Частьработы
Номер
задания
Учебный предмет, раздел, тема
Проверяемые умения и учебный материал
Уровень сложности задания
Максимальный
балл
О с н о в н а я ч а с ть
1.1.
Чтение, выборочное чтение.
Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.
базовый
1
1.2.
Русский язык,слово,
правописание.
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать предложение.
базовый
1
1.3.
Русский язык, морфология.
Умение разбирать предложение по членам.
базовый
1
1.4.
Русский язык,морфология.
Умение определять падеж имен существительных.
базовый
1
2.1.
Чтение, поисковое чтение.
Умение найти в тексте конкретные сведения.
базовый
1
2.2.
Русский язык, орфография.
Умение увидеть и выделить орфограммы в слове.
базовый
1
2.3.
Русский язык,
морфология.
Умение определять морфологические признаки имен существительных, прилагательных
базовый
1
3.1.
Русский язык, морфология.
Умение определять спряжение глаголов.
базовый
1
3.2.
Русский язык, состав слова.
Умение выполнять разбор слова по составу.
базовый
1
4.1.
Математика, числа и величины
Умение сопоставлять именованные величины на основе чтение.
базовый
1
4.2.
Математика, текстовые задачи.
Умение решать текстовую задачу с недостающими данными.
базовый
1
5.1
Чтение, выборочное чтение.
Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.
базовый
1
5.2
Математика, числа и величины.
Умение преобразовывать величины.
базовый
1
5.3.
Математика, числа и величины.
Умение решать текстовую задачу.
базовый
1
6.1
Чтение, выборочное чтение.
Умение находить нужную информацию в тексте.
базовый
1
6.2
Математика, текстовые задачи.
Умение решать текстовую задачу с недостающими данными.
базовый
1
7.1.
Окружающий мир,
природные объекты
Наличие первоначальных представлений о живой и неживой природе.
базовый
1
7. 2.
Окружающий мир,
природные объекты
Определение животного по указанным признакам (место обитания).
базовый
1
8.1.
Окружающий мир, типичные представители природных зон.
Определение животного по указанным признакам на основе чтения.
базовый
1
8.2.
Окружающий мир, типичные представители природных зон.
Определение животного по указанным признакам (место обитания, тип питания) на основе чтения.
базовый
1
Итого,
основная часть
Чтение
2 задания (поисковое и выборочное чтение)
базовый
4
Русский язык
3 задания (правописание, орфография, морфология, морфемика)
базовый
7
Математика
3 задания (числа, величины, текстовые задачи)
базовый
6
Окружающий мир
2 задания (типичные представители животного мира, географические объекты)
базовый
4
Всего
8 заданий базового уровня, максимальный балл – 21;
прогнозируемая успешность: 11 и более баллов
Д о п о л н и т е л ь н а я ч а с т ь
9
Окружающий мир,
географические объекты
Умение анализировать и применять знания о географических объектах, работать с контурной картой: определять на карте океаны
повышенный
2
10
Русский язык, морфемика, морфология
Чтение, поисковое чтение
Умение увидеть в тексте различные формы одного слова, определить падеж имени существительного, дописать отсутствующие формы слова
повышенный
2
11
Русский язык, фонетика, орфография,
пунктуация.
Окружающий мир, типичные представители лесной зоны
Умение преобразовывать звуковую запись текста (транскрипцию), применяя правила русской орфографии и пунктуации, классифицировать животных по указанным признакам (тип питания, местообитания)
повышенный
2
12
Окружающий мир,
экология
Умение ориентироваться в научных терминах, выявлять итог влияния деятельности человека на экологическое равновесие в природе, строить высказывания
повышенный
3
13
Окружающий мир,
экология.
Русский язык, речевое
высказывание, осознанность чтения
Умение составлять телеграмму в виде комментария по прочитанному тексту, выявлять итог влияния деятельности человека на экологическое равновесие в природе, находить пути решения экологической проблемы
повышенный
3
14
Математика, задачи на движение Чтение, работа с текстом
Окружающий мир, работа с картой, масштаб
Умение находить нужную информацию в тексте, решать составную текстовую задачу с недостающими данными (задача на движение), работать с картой (определять континенты по контуру, отмечать расстояние по заданному масштабу)
повышенный
3
15
Математика,
нумерация многозначных чисел , площадь
Окружающий мир, географические объекты
Умение соотносить диаграмму с данными таблицы, используя знания нумерации многозначных чисел
повышенный
2
Самооценка работы в паре
В баллах не оценивается
Итого, дополнительная часть
Чтение
2 задания (поисковое и выборочное чтение)
повышенный
1
Русский язык
3 задания (правописание, орфография, фонетика, морфемика, развитие речи)
повышенный
7
Математика
2 задания (решение текстовой задачи, работа с данными, многозначные числа)
повышенный
4
Окружающий мир
6 заданий (географические объекты, работа с картой, масштаб, экология, классификация животных)
повышенный
5
Всего
7 заданий повышенного уровня, максимальный балл – 17;
прогнозируемая успешность: 8 и более баллов
Вся работа в целом
Самостоятельность выполнения итоговой комплексной работы – дополнительные поощрительные баллы
2
Всего: 8 заданий базового уровня ( от 0 до 21 баллов) и 7 заданий повышенного уровня ( от 0 до 17 баллов).
Всего 38 баллов.
От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.
Итого: максимальное количество баллов за работу – 40 баллов.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
__________________________________________ Фамилия, имя
_______________________________________________________
Класс
Оцени свою работу в паре. Отметь V, в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:
Полностьюсогласен
(согласна)
Частично
согласен
(согласна)
Не согласен (согласна)
Затрудняюсь ответить
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий
При разногласиях я предлагаю другое решение
Большинство решений предложено мной
Работать в паре труднее, чем одному (одной)
Мне интереснее и полезнее работать в паре
1 марта в МОБУ «Саха-корейская СОШ» прошла ежегодная городская метапредметная олимпиада среди обучающихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений города Якутска.
Основная цель этого мероприятия: стимулирование творческой познавательной активности школьников, поддержка талантливых и одаренных обучающихся, выявление уровня сформированности метапредметных умений школьников.
В олимпиаде приняли участие 160 человек: 80 учащихся 3 классов, 80 учащихся 4 классов из 37 школ города Якутска.
По итогам олимпиады были выявлены следующие победители:
3 класс
1 место – Васильева Сиара, МОБУ СОШ №16;
2 место – Кузнецова Анна, МОБУ Саха-корейская СОШ;
3 место – Анисимов Сергей, МОБУ НПСОШ №2;
3 место – Гучий Софья, МОБУ СОШ №26.
4 класс
1 место – Воропаев Игорь, МОБУ СОШ №31;
2 место – Мастерова Эмма, МОБУ СОШ №9;
3 место – Александров Даниил, МОБУ ГКГ.
Рецензентом олимпиадных заданий являлась Баишева Наталья Егоровна, заслуженный работник образования РС(Я), отличник СПО РФ, учитель- методист, преподаватель методики обучения математики ЯПК им. С.Ф.Гоголева.
В Олимпиаду включены разнообразные по форме и содержанию задания, основанные на знании жизни и творчества А.С. Пушкина, которые охватили такие предметы школьной программы, как математика, филология, окружающий мир, ОБЖ, ИЗО, технология и музыка.
Выражаем огромную благодарность студентам-магистрантам кафедры начального образования Педагогического института СВФУ им М.К. Аммосова.
Победители и призеры олимпиады будут награждены дипломами Управления образования Окружной администрации города Якутска.
Поздравляем всех участников олимпиады!
Желаем им дальнейших успехов и побед!
Н.В. Габышева, заместитель директора
МОБУ Саха-корейская СОШ г.Якутска.
Олимпиада для школьников
Приглашаем к участию учеников 8–11 классов
youtube.com/embed/swCDDwBB96g?controls=0″ frameborder=”0″ allowfullscreen=””/>
Приглашаем к участию!
«Ступени» – метапредметная олимпиада по исследовательской деятельности. Здесь оцениваются навыки и умения, составляющие исследовательскую компетенцию.
В 2019–2020 учебном году олимпиада «Ступени» проходит в двух номинациях: 8–9 и 10–11 классы. Победители и призеры 11 класса имеют ряд преимуществ** при поступлении в НИУ ВШЭ, а учащиеся 8–9 классов – при зачислении в Лицей.
Олимпиада проходит в два этапа: отборочный и заключительный.
Победители и призеры олимпиады в 8-9 классе имеют право претендовать на дополнительное внеконкурсное место при поступлении в 9-10 класс в соответствии с правилами приема в лицей НИУ ВШЭ.
Победители и призеры олимпиады в 11 классе получат дополнительные баллы за индивидуальные достижения при поступлении в НИУ ВШЭ в 2021 году (г. Москва). Баллы могут быть изменены.
Образовательная программа |
Балл для победителей |
Балл для призеров |
Античность (по направлению История) |
2 |
1 |
Античность (по направлению Филология) |
2 |
1 |
Востоковедение |
4 |
3 |
Городское планирование |
4 |
3 |
Государственное и муниципальное управление |
4 |
2 |
Журналистика |
6 |
5 |
Иностранные языки и межкультурная коммуникация |
3 |
1 |
Инфокоммуникационные технологии и системы связи |
5 |
4 |
Информатика и вычислительная техника |
4 |
3 |
Информационная безопасность |
4 |
3 |
История |
2 |
1 |
История искусств |
2 |
1 |
Клеточная и молекулярная биотехнология |
4 |
3 |
Компьютерная безопасность |
4 |
3 |
Культурология |
2 |
2 |
Логистика и управление цепями поставок |
4 |
4 |
Маркетинг и рыночная аналитика |
4 |
4 |
Медиакоммуникации |
6 |
5 |
Международные отношения |
4 |
3 |
Политология |
4 |
2 |
Прикладная математика |
4 |
3 |
Психология |
4 |
2 |
Социология |
4 |
2 |
Управление бизнесом |
4 |
4 |
Философия |
4 |
3 |
Фундаментальная и компьютерная лингвистика |
3 |
1 |
Юриспруденция |
3 |
2 |
Юриспруденция: частное право |
3 |
2 |
Язык, словесность и культура Китая |
2 |
1 |
В первый год проведения олимпиады «Ступени» (в 2014–2015 году) в ней приняли участие более 400 человек из 20 регионов России. В 2018–2019 году количество участников составило более 1200 человек, география охватывала 69 субъектов РФ и 9 стран. Очный тур прошел не только на площадке лицея НИУ ВШЭ в г. Москва, но и во всех городах, где существуют кампусы, – в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.
Количество участников IV Всероссийской метапредметной олимпиады «Ближе к Дальнему» растёт: на сегодняшний день в олимпиаде 2020 /21 учебного года уже приняли участие 5885 учащихся 6-9 классов из всех 85 регионов Российской Федерации. Начиная с этой недели в олимпиаде «Ближе к Дальнему» стартует серия мероприятий для учащихся 10–11 классов и студентов 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций на базе 9-ти классов. Ранее организаторы последовательно открыли соревновательные этапы для учеников 6-7 классов и 8-9 классов российских школ. Организаторами метапредметной олимпиады «Ближе к Дальнему» выступают Дальневосточный федеральный университет, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике и образовательная онлайн-платформа Учи.ру.
В ходе выполнения заданий олимпиады её участники знакомятся с особенностями региона: его уникальной историей, геополитическим положением, природными ресурсами, культурным наследием, биологическим разнообразием, уровнем развития экономики, а также проходят тестирование, решают проблемные задачи о регионе на стыке предметных дисциплин; в финале команды ищут ответы на основные вызовы современного Дальнего Востока.
Дистанционный тур олимпиады для учащихся 10-11 классов пройдет на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи. ру и завершится 30 марта 2021 г. На этом этапе участники до пройдут 40-минутный тест о Дальнем Востоке; набравшие 50 и более баллов участники продолжат участие в проекте в формате решения проблемных задач, на выполнение которых будет отведено 10 дней.
Результаты дистанционного тура для учащихся 10-11 классов будут опубликованы на сайтах организаторов в срок до 5 апреля 2021 г.
«Олимпиада «Ближе к Дальнему» даёт возможность школьникам России расширить представления о Дальнем Востоке как о регионе, в котором реализуются и планируются масштабные государственные и инновационные проекты и который является благоприятным местом для построения уникальных траекторий личностной реализации, – прокомментировал и.о. генерального директора Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике Александр Логунов. – Олимпиада ориентирована на повышение интереса к Дальнему Востоку, популяризацию возможностей, которые регион может предоставить новому поколению будущих профессионалов, а также на привлечение абитуриентов из других регионов России в ряды студентов ведущих вузов Дальневосточного федерального округа».
Проректор ДВФУ по перспективным проектам и новой инфраструктуре Елена Харисова прокомментировала: «Всероссийская олимпиада школьников «Ближе к Дальнему» проходит уже в четвёртый раз. Сегодня стартовал тур для самой старшей группы – учащихся 10–11 классов и студентов 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций на базе 9-ти классов. С каждым годом увеличивается количество участников олимпиады и расширяется её география. По результатам проекта 186 школьников стали студентами ДВФУ, более 50 человек поступили в другие высшие учебные заведения Дальнего Востока. Надеемся, что через олимпиаду ребята узнают больше про Дальний Восток и смогут в будущем связать свою жизнь с нашим регионом».
IV метапредметная олимпиада «Ближе к Дальнему» проводится с 15 декабря 2020 г. по 17 мая 2021 г. Площадкой проведения дистанционных туров олимпиады является образовательная онлайн-платформа uchi.ru. Принять участие в олимпиаде могут учащиеся 6 – 11 классов образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, и студенты 1 – 2 курсов профессиональных образовательных организаций на базе 9 классов. Регистрация участников олимпиады осуществляется на онлайн-платформе uchi.ru по адресу https://dv-olymp.uchi.ru/. Каждый участник получает электронный сертификат об участии в проекте через личный кабинет на онлайн-платформе uchi.ru. Победители олимпиады «Ближе к Дальнему» будут награждены дипломами Олимпиады и памятные подарки от организаторов.
Напомним, что по итогам III Всероссийской метапредметной олимпиады «Ближе к Дальнему» за пять месяцев в ее этапах приняли участие 51 243 ученика 6-11 классов из всех регионов страны, из них – 34 568 человек в группе учащихся 6 и 7 классов. В целом же за три года реализации проекта в нём приняли участие более 80 тыс. школьников со всей страны.
Информация предоставлена пресс-службой Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Арктике
В 3 четверти была проведена III Всероссийская метапредметная олимпиада по ФГОС «Новые знания»,
которая направлена на проверку наиболее важных метапредметных результатов по следующим предметам – математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение. Всего в МЕТАПРЕДМЕТНОЙ олимпиаде приняло участие -40 учеников– 2-4 классы, все ребята получили Сертификаты об участии.
3 человека получили Дипломы 2 степени
3 человека – Дипломы – 3 степени
Аллаяров Егор |
Диплом II степени |
|||
Диплом II степени |
||||
Присяжный Егор |
Диплом II степени |
|||
Наумкин Данил |
Диплом III степени |
|||
Юксеев Константин |
Диплом III степени |
|||
Козлов Александр |
Диплом III степени |
|||
Дудинский Юрий |
Ответственные за проведение III Всероссийской метапредметной олимпиады для младших школьников: Приходько Елена Николаевна и Сорокина Юлия Валерьевна, а так же классные руководители.
1 марта в МОБУ «Саха-корейская СОШ» прошла ежегодная городская метапредметная олимпиада среди обучающихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений города Якутска.
Основная цель этого мероприятия: стимулирование творческой познавательной активности школьников, поддержка талантливых и одаренных обучающихся, выявление уровня сформированности метапредметных умений школьников.
В олимпиаде приняли участие 160 человек: 80 учащихся 3 классов, 80 учащихся 4 классов из 37 школ города Якутска.
По итогам олимпиады были выявлены следующие победители:
3 класс
1 место – Васильева Сиара, МОБУ СОШ №16;
2 место – Кузнецова Анна, МОБУ Саха-корейская СОШ;
3 место – Анисимов Сергей, МОБУ НПСОШ №2;
3 место – Гучий Софья, МОБУ СОШ №26.
4 класс
1 место – Воропаев Игорь, МОБУ СОШ №31;
2 место – Мастерова Эмма, МОБУ СОШ №9;
3 место – Александров Даниил, МОБУ ГКГ.
Рецензентом олимпиадных заданий являлась Баишева Наталья Егоровна, заслуженный работник образования РС(Я), отличник СПО РФ, учитель- методист, преподаватель методики обучения математики ЯПК им. С.Ф.Гоголева.
В Олимпиаду включены разнообразные по форме и содержанию задания, основанные на знании жизни и творчества А.С. Пушкина, которые охватили такие предметы школьной программы, как математика, филология, окружающий мир, ОБЖ, ИЗО, технология и музыка.
Выражаем огромную благодарность студентам-магистрантам кафедры начального образования Педагогического института СВФУ им М.К. Аммосова.
Победители и призеры олимпиады будут награждены дипломами Управления образования Окружной администрации города Якутска.
Поздравляем всех участников олимпиады!
Желаем им дальнейших успехов и побед!
Н. В. Габышева, заместитель директора
МОБУ Саха-корейская СОШ г.Якутска.
Некоммерческая корпорация, призванная стимулировать энтузиазм, способствовать творчеству, и усиление интуиции при решении математических задач. Каждый месяц с ноября по март 30-минутный конкурс проводится в вашем школа или другое место на ваше усмотрение. | Команды до 35 студентов изучают математические концепции, развивая гибкость в решении нестандартных задач с множеством путей решения. Наши проблемы подготовит ваших учеников к превышению строгости вашей основной учебной программы развивая навыки решения проблем более высокого порядка. | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
а | ||||||||||||||||
|
Авторские права © 1998, 2021 MOEMS ®
Стоит ли сокращать количество олимпиад? Как рассчитывается зарплата учителя? С какими проблемами сталкивается современная школа? Глава Департамента образования города Москвы Исаак Калина рассмотрел актуальные темы.
Команда Москвы завоевала 906 дипломов на Всероссийской олимпиаде школьников и побила рекорд. Это далеко не первая победа столичных школьников в республиканских и международных конкурсах.
Министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина объяснил «Вечерней Москве» идею сокращения количества олимпиад, формирования заработной платы учителей и вызовы, с которыми сталкивается современная школа.
Исаак Иосифович, в Москве все больше и больше различных олимпиад.Однако на федеральном уровне много мнений о том, что соревнований должно быть меньше. Вы видите противоречия между политикой Москвы и страны?
Расхождений не вижу. Я уже указывал, что сомневаюсь в большинстве олимпиад, проводимых университетами. В то же время министр образования России Ольга Васильева заявляет, что олимпиада российских школьников отличается от олимпиад, проводимых вузами. Российская олимпиада более содержательна.Повторюсь и скажу, что было бы логичнее, если бы были предметные конкурсы или фестивали, чем олимпиада. Нам нужны олимпиады в тех сферах, где нам нужно создать команду на международных олимпиадах. Предметы – математика, физика, химия, биология, география, астрономия и информационные науки. К счастью, по этим предметам жюри не может выставить предвзятые оценки из-за методов оценки. С другой стороны, литературную олимпиаду можно было бы преобразовать в «Всероссийский конкурс молодых писателей. «Мы можем применить эту стратегию ко многим другим олимпиадам. Я считаю, что нам нужно ввести другое имя и другой формат.
Точные и гуманитарные науки?
Может быть. Есть естественные науки и антиестественные науки, как любят шутить физики. Так что в этом вопросе наши точки зрения с Федеральным министерством образования схожи. Кстати, мы никогда не включали университетские олимпиады в рейтинги московских школ. Мы рассматривали только результаты Всероссийской олимпиады школьников и Московской олимпиады.Если олимпиады заменить олимпиадами, московские школьники будут выигрывать соревнования. Я не сомневаюсь в этом. Чтобы не провоцировать школы на отправку высокомотивированных детей на олимпиадную гонку, мы признаем результат ученика только на двух олимпиадах.
Москва часто берет на себя роль экспериментатора инноваций. Может быть, конкурс на городском уровне?
Слово «экспериментатор» звучит как «робко пытающийся». Надо сказать, что когда Москва что-то изучает, мы почти уверены, что это полезно и ценно. Ведь сначала мы исследуем, просчитываем, обсуждаем и анализируем все аспекты, а уже потом выполняем. Так что олимпиады «Музеи и парки столицы», «История и культура соборов Москвы» работают очень хорошо. Также существуют различные олимпиады для учителей. Метапредметная олимпиада – отличный тому пример. В этом году мы запустили новую олимпиаду «Новый учитель новой информатики». В заключение я бы не использовал слово «эксперимент», а скорее тщательно проанализировал нововведение.
Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием уделил пристальное внимание сфере образования.Он указал, что современные школы должны отвечать современным вызовам. Тогда страна сможет ответить на эти вызовы. Какие проблемы вы видите перед современными школами?
Знаете… Я недавно подумал, что у нас это широко распространено, когда культура поколения родителей совпадает с образом жизни поколения детей. До того, как сущность культуры внутри поколений, технологическая культура, в частности, не имела возможности радикально измениться за 25 лет. А 25 лет – это обычный временной разрыв между поколениями детей и родителей.Предположительно, сейчас в школе учится первое поколение, живущее в технологической культуре, о которой их родители даже не подозревали в школьные годы. Эти быстрые изменения привели к появлению других элементов культуры, проявив большое уважение к традициям нашего поколения и в то же время продемонстрировав огромное восхищение историями, которые возникают в жизни наших детей. Нам придется взглянуть на многие вещи в этом мире их глазами. Это необычно, но сегодня нам предстоит многому научиться у наших детей.У них есть сильное чувство будущего, в то время как наше с возрастом постепенно тускнеет. Поэтому я считаю, что главная задача школ – верить в предчувствие будущего наших детей. Это означает, что мы должны быстро улучшаться. То, что мы когда-то узнали в университете, недостаточно, чтобы работать с целым поколением. Нам нужно будет обновлять и улучшать наши знания, наши навыки и наше видение мира более одного раза в нашей жизни. Очень жестко. Воспитатель должен чувствовать себя уверенно в общении с детьми.Раньше за этой уверенностью следовало постепенное изменение образа жизни. Учителя могут поддерживать свое доверие перед учениками только через равномерную динамическую модернизацию наших знаний и навыков. Это сложно. Это главное препятствие сегодняшней школы, главный вызов времени.
Что делается для обучения учителей?
Мне не нравится термин «учить». Я убежден, что человек может быть только самоучкой. Московская электронная школа – это опора для учителя и самообразование, и саморазвитие.Наши учителя активно учатся сами. А мы можем помочь, предоставив все необходимые ресурсы.
В послании Федеральному собранию президент заявил, что профориентация на раннем этапе имеет решающее значение. Я знаю, что в Москве эта система хорошо организована и уже довольно давно работает. В детских садах есть даже очень элементарная профориентация. Как это работает сегодня?
Вы правы, московское консультирование по вопросам карьеры или профориентации – это серьезная и всеобъемлющая пирамида. Не буду рассуждать о детских садах. Хотя даже в этом раннем возрасте маленькие дети должны знать, что есть разные профессии, и каждая из них очень интересна, если у вас есть навыки, необходимые для этой работы. Я бы остался на уровне средней школы. Учащиеся пятых и шестых классов могут посещать огромное количество кружков по интересам, в том числе технические.
И не только в школе. Клубы по интересам также работают на платформе университетов, где есть отличное оборудование и довольно глубокое погружение в профессию.В то же время Москва поддерживает и финансирует университеты для открытия таких центров. Есть проект «Московская школьная суббота», который когда-то начинался как «Университетская суббота», а сейчас расширился на 6–7 направлений. Главные участники этой пирамиды профориентации – наши старшеклассники. У них есть возможность выбрать предпрофессиональные классы: инженерный, медицинский, кадетский, научный. Довузовские вузы работают в рамках ведущих московских вузов. Я предпочитаю один термин – «окунуться в профессию»
Однажды мой друг сказал простую фразу, и я запомнил ее: «Нельзя дотронуться до влажного вещества и при этом остаться сухим. «
С точки зрения физики выражение правильное. Ведь если прикоснешься к мокрому, то тоже промокнешь. А тут, как я пошутил, профориентация была таким способом, что мы коснулись профессии, но мы ушли окончательно «сухими», не взяв с собой ничего из профессии. Все сводилось к неразберихе. То, что делается в Москве, максимально настроено на погружение в поле. Это дает возможность принять решение: какой вуз выбрать и записаться, какую профессию выбрать.Получается, что человек благодаря клубу интересов понимает, что выбрал неправильную профессию. И я даже не знаю, какой результат более ценен. Студент посещает медицинский курс, поступает в медицинский университет с глубоким пониманием того, зачем он туда пришел. Или студентка пришла на медицинский курс и пришла к выводу: я не стану врачом. У меня есть подозрение, что второй результат даже более полезен. Представьте, сколько будущих пациентов этого неудачливого доктора, который не воодушевлен, спасены благодаря медицинским клубам в университете или школе! Поступив в вуз, студент редко меняет свой выбор, даже если понимает, что профессия ему не подходит. Он продолжал изучать и мучить себя и пациентов. Да, я убежден, что наша система профессиональной ориентации очень важна и полезна. И да – мы продолжим его улучшать.
Можно ли уже перейти из восьмого класса в довузовскую?
Не из, а в восьмой класс довузовской школы, в которую можно поступить. Соответствующее постановление подписал мэр Москвы. Раньше мы начинали с десятого класса. Поначалу университеты очень осторожно подходили к теме довузов, поскольку никогда не работали с детьми до 17-18 лет.У них были внутренние проблемы. Постепенно они научились работать с высшими классами. В прошлом году они работали с девятыми классами, в этом году – с восьмыми. Мы не будем далее снижать возрастную границу. Я считаю, что 14-летние могут сами выбирать, поступать в довузовские школы или нет. Младшие студенты не могут. Вместо этого это будет решение родителей, а не самого ребенка. А родители … мы очень эгоистичны; часто мы хотим …
Нашим детям делать то, чего мы не могли?
Я этого не говорил, это вы сказали. Но ты прав. Мы в Министерстве образования хотим, чтобы ребенок понял, что ему нравится и что ему нужно. В восьмом классе это уже можно понять.
Мэр Москвы Сергей Собянин поручил педагогическому сообществу столицы подготовить стратегию развития городского образования до 2025 года. Как вы, как руководитель Департамента образования, оцениваете распоряжение мэра? И что делается для его выполнения?
Я, как руководитель Департамента, с большим удовлетворением ценю степень доверия к нашим директорам и учителям, выраженную мэром.Я считаю, что это лучшая оценка. Предлагает многое. И это уникальный случай, когда глава субъекта страны требует разработки важного документа не где-то извне, а доверяет нашим профессионалам. Я таких случаев не знаю, хотя давно работаю в системе. Что касается реализации, я считаю, что пока сложно и рано оценивать первые предложения, которые мы озвучили на встрече с Сергеем Собяниным. Команда разработчиков не утверждает, что это окончательные принципы Стратегии. И эти предложения позиционировались как методы построения концепции Стратегии. Это только начало. Инициативная команда уже встретилась со всеми директорами московских школ. Они представили подходы и провели электронное голосование по нескольким вопросам. Сейчас директора проверяют Стратегию в своих командах. Уверен, что к обсуждению будут привлечены и наблюдательные комитеты школ.
Также мы формируем пул специалистов в сфере образования Москвы, которые не работают в системе, но являются известными специалистами в области образования.Группа призвана профессионально критиковать и анализировать развитие режиссерского корпуса с участием педагогов. Надеюсь, вы не спросите меня, нравятся мне предложения коллег-директоров. Сразу скажу: мне нравится, что предложения – это те, которые побуждают людей их обсуждать.
Сегодня у учителей хорошая зарплата. Средняя зарплата 80 тысяч рублей…
Она выше. В этом году средняя зарплата 86 тысяч рублей. Но, на мой взгляд, зарплата учителя не будет слишком высокой.
Говорят, что уровень зарплаты зависит от результатов работы? Как соотносятся эти параметры в Москве?
Возможно, преимущество нашего отдела в том, что мы не вмешиваемся в формулы заработной платы школ до тех пор, пока они не начнут проявлять недовольство способом расчета заработной платы. На данный момент мы не зафиксировали ни одного случая недовольства. Мы заверили директоров школ, что дифференциация заработной платы может и должна существовать, и мы, как департамент, не возражаем против этого.Но в последние годы мы значительно сократили дифференциацию, сделали разумные пределы. Такого случая, когда один учитель зарабатывает в пять раз больше, чем другой, в Москве давно не было. Хотя, несомненно, учителя, которые вносят наибольший вклад в результаты своей школы, получают больше.
Сегодня никто из московских учителей не получает меньше 64 тысяч рублей. Этот уровень минимальной заработной платы установлен в 2017 году.
В этом году мы уже договорились с директорами школ, что минимальный размер оплаты труда будет на уровне 68 тысяч рублей. Это ежемесячная зарплата учителя. Таким образом, разница между средней зарплатой по отрасли составляет почти 35 процентов. Даже двойной разницы не существует. Децильный коэффициент среди учителей не превышает показателя 1,5–1,6. По статистике дифференциация существует. Однако, поскольку результаты московских школ стали намного ниже, чем раньше; следовательно, меньше учителей с низкой заработной платой. Можно предположить, что дифференциация заработной платы уменьшилась не потому, что отличным учителям стали платить меньше, а потому, что неэффективных учителей становится все меньше и меньше.Следовательно, нижняя граница заработной платы учителя растет.
Есть ли конкурс на должность учителя? Приезжают ли учителя из соседних регионов?
Последние 3-4 года мы проводим конкурс на место учителя различных предметов. У нас есть требование: учителя, впервые поступающие на вакансию в Москве, должны пройти независимую диагностику в Московском центре качества образования, чтобы измерить уровень знаний по предмету, который они собираются преподавать. Учителя начальных классов проходят мета-диагностику, а остальные сдают государственный экзамен по России. В прошлом году мы получили много жалоб от кандидатов. Многие жаловались, что пройти оценку было слишком сложно. Моя позиция такова: пусть учителя, которые не смогли пройти аттестацию, протестуют, а не семьи, жаловаться на неграмотных учителей.
У нас есть шлагбаум. Но некоторые преодолевают это и могут стать московскими учителями. Действительно, для этого надо очень много работать. Сегодня около 10-12% нерезидентов.
Если говорить о московском образовании, вы как руководитель департамента и в этой сфере, какие цели вы ставите на 2018 год?
«Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». Цель состоит в том, чтобы результат ученика рос, а зарплата учителей увеличивалась. Это был бы мой ответ.
Номера
Московские школьники получили 906 дипломов на Всероссийской олимпиаде школьников. Это новый рекорд. Всероссийская олимпиада школьников проводится ежегодно по 24 предметам для учащихся 4–11 классов.Соревнования проходят в четырех рамках: школьном, муниципальном, региональном и финальном. В этом году в финал конкурса попали ученики более 300 московских школ.