– На решение задач отводится 45 минут.
– Выполняя тестовые задания, выбирай правильный ответ из 4-х возможных и отмечай только одну букву в бланке ответов.
– Выполняя задания с открытым ответом, записывай ответ на строке рядом с заданием.
– Выполняя творческое задание, напиши небольшое стихотворение и оцени своё стихотворение.
10 февраля 2017 года исполнилось 180 лет со дня гибели великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Его сказки читать интересно. Герои его сказок своими поступками помогают учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
Выполняя задания этой олимпиады, мы окунаемся в волшебный мир «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Тестовые задания
Ответь на вопросы, выбрав правильный вариант ответа.
Задача №1 (1 балл)
Царевичу и царице вместе 58 лет. Царица старше царевича на 20 лет. Сколько лет царевне Лебеди, если она младше царевича на один год?
А. 17 лет.Б. 18 лет.
В. 19 лет.
Г. 20 лет.
Задача № 2 (1 балл)
Князь Гвидон зовёт корабельщиков в гости и угощает обедом. Всего за столом гостей и хозяев 100 человек, причём, корабельщики сидят на стульях с двузначными номерами из нечётных цифр. При этом вторая цифра больше первой. Сколько корабельщиков приглашено на обед?
А.6 корабельщиков.Б. 16 корабельщиков.
В. 10 корабельщиков.
Г. 20 корабельщиков.
Задача № 3 (1 балл)
Сколько сестёр было у царицы, жены царя Салтана?
А. Одна.Б. Две.
В. Три.
Г. Четыре.
Задача № 4 (1 балл)
В кого не превращался князь Гвидон?
А. В шмеля.Б. В комара.
В. В мотылька.
Г. В муху.
Задача № 5 (1 балл)
В каком ряду в обоих словах пропущена буква «и»?
А. Государ_вой ж_не.В. Вын_сла л_гонько.
Б. Топ_шь бер_г.
Г. Т_хонько заскр_пела.
Задача № 6 (1 балл)
Какое из предложений является побудительным?
А. Царь недолго собирался.В. Обобрать его велят, допьяна гонца поят.
Б. Ветер по морю гуляет.
Г. Не горюй и спать ложись.
Задания с открытым ответом
Выполни задания и запиши ответы на вопросы.
Задача № 7 (2 балла)
За обедом корабельщикам вынесли 5 блюд с 45 пирогами (на каждом блюде лежало одинаковое количество пирогов). Затем вынесли ещё несколько таких же блюд с 36 пирогами. Сколько всего блюд вынесли? Запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 8 (2 балла)
«Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;…»
Корабельщики торгуют соболями круглый год. На диаграмме показано, сколько соболей продают корабельщики ежемесячно. Изучи диаграмму и ответь на вопрос: за какие два месяца продали соболей в 3 раза меньше, чем за все зимние месяцы?
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 9 (2 балла)
В «Сказке о царе Салтане,…» князь Гвидон спас лебедя – крупного представителя водоплавающих птиц на берегу моря. Как правило, лебеди любят стоячие водоёмы с большими зарослями полуводной растительности – рогозы, камыша озерного, тростника, осоки. Ответь на вопрос: могут ли лебеди обитать на морских просторах и почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 10 (2 балла)
Чудный остров Буян князя Гвидона время от времени посещали корабельщики – люди, которые плавали на корабле. С какой целью?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 11 (2 балла)
Запиши словосочетания, заменяя выделенное слово (слова) однокоренным прилагательным:
А. Орех из золота -___________________________________________________________
В. Камни из моря -_____________________
_______________________________________
Б. Лук из дуба -________________________
______________________________________
Г. Крик птицы -_______________________
______________________________________
Задача № 12 (2 балла)
В сказке одним из мест действий является море. Придумай однокоренное слово к слову МОРЕ, которое соответствует схеме: (корень, суффикс, окончание).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое задание
Задача №13 (6 баллов)
Князь Гвидон разными чудесами старался удивить царя Салтана. А какое чудо можешь придумать ты? Напиши мини-сочинение (не менее 5 предложений) или небольшое стихотворение из 4-8 строк, в котором опиши своё чудо.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестовые задания
Ответь на вопросы, выбрав правильный вариант ответа.
Задача №1 (1 балл)
Царевичу и царице вместе 58 лет. Царица старше царевича на 20 лет. Сколько лет царевне Лебеди, если она младше царевича на один год?
А. 17 лет.Б. 18 лет.
В. 19 лет.
Г. 20 лет.
Решение
(58-20):2=19(л.) – столько лет царевичу.
19-1=18(л.) – столько лет царевне.
Ответ: Б. 18 лет.
Задача № 2 (1 балл)
Князь Гвидон зовёт корабельщиков в гости и угощает обедом. Всего за столом гостей и хозяев 100 человек, причём, корабельщики сидят на стульях с двузначными номерами из нечётных цифр. При этом вторая цифра больше первой. Сколько корабельщиков приглашено на обед?
А.6 корабельщиков.Б. 16 корабельщиков.
В. 10 корабельщиков.
Г. 20 корабельщиков.
Решение
Таких стульев 10, это стулья с номерами: 13; 15; 17; 19; 35; 37; 39; 57; 59; 79.
Ответ: В. 10 корабельщиков.
Задача № 3 (1 балл)
Сколько сестёр было у царицы, жены царя Салтана?
А. Одна.Б. Две.
В. Три.
Г. Четыре.
Ответ: Б. Две.
Задача № 4 (1 балл)
В кого не превращался князь Гвидон?
А. В шмеля.Б. В комара.
В. В мотылька.
Г. В муху.
Ответ: В. В мотылька.
Задача № 5 (1 балл)
В каком ряду в обоих словах пропущена буква «и»?
А. Государ_вой ж_не.В. Вын_сла л_гонько.
Б. Топ_шь бер_г.
Г. Т_хонько заскр_пела.
Ответ: Г. Тихонько заскрипела.Задача № 6 (1 балл)
Какое из предложений является побудительным?
А. Царь недолго собирался.В. Обобрать его велят, допьяна гонца поят.
Б. Ветер по морю гуляет.
Г. Не горюй и спать ложись.
Ответ: Г. Не горюй и спать ложись.
Задания с открытым ответом
Выполни задания и запиши ответы на вопросы.
Задача № 7 (2 балла)
За обедом корабельщикам вынесли 5 блюд с 45 пирогами (на каждом блюде лежало одинаковое количество пирогов). Затем вынесли ещё несколько таких же блюд с 36 пирогами. Сколько всего блюд вынесли?
Решение
1)45:5=9(шт.) – столько пирогов на одном блюде.
2)36:9=4(шт.) – столько блюд вынесли во второй раз.
3)5+4=9(шт.) – столько блюд вынесли всего.
Ответ: 9 блюд.
Задача № 8 (2 балла)
«Корабельщики в ответ:
„Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;…»
Корабельщики торгуют соболями круглый год. На диаграмме показано, сколько соболей продают корабельщики ежемесячно. Изучи диаграмму и ответь на вопрос: за какие два месяца продали соболей в 3 раза меньше, чем за все зимние месяцы?
Решение
1)69+51+48=168(шт.) – столько соболей продали за все зимние месяцы.
2)168:3= 56 – это число в три раза меньше, чем 168.
3)29+27=56(шт.) – столько соболей продали за май и август.
Ответ: за май и август.
Задача № 9 (2 балла)
В «Сказке о царе Салтане,…» князь Гвидон спас лебедя – крупного представителя водоплавающих птиц на берегу моря. Как правило, лебеди любят стоячие водоёмы с большими зарослями полуводной растительности – рогозы, камыша озерного, тростника, осоки. Ответь на вопрос: могут ли лебеди обитать на морских просторах и почему?
Ответ:
Лебеди относятся к водоплавающим птицам, поэтому и обитают преимущественно на разного рода водоемах. Лебеди могут обитать на морских просторах.
В данной задаче принимается любое другое убедительное, логически обоснованное, истинное доказательство.
Задача № 10 (2 балла)
Чудный остров Буян князя Гвидона время от времени посещали корабельщики – люди, которые плавали на корабле. С какой целью?
Ответ:
Корабельщики посещали разные города с целью торговли.
Пушкин употребляет слово «корабельщики» в значении слова «купец».В то время «купцами» называли горожан, занимающихся торговлей.
Задача № 11 (2 балла)
Запиши словосочетания, заменяя выделенное слово (слова) однокоренным прилагательным:
А. Орех из золота –В. Камни из моря –
Б. Лук из дуба –
Г. Крик птицы –
Ответ
1. Золотой орех
2. Дубовый лук
3. Морские камни
4. Птичий крик
Задача № 12 (2 балла)
В сказке одним из мест действий является море. Придумай однокоренное слово к слову МОРЕ, которое соответствует схеме: (корень, суффикс, окончание).
Ответ: морской, моряк и др.
Творческое задание
Задача №13 (6 баллов)
Князь Гвидон разными чудесами старался удивить царя Салтана. А какое чудо можешь придумать ты? Сочини небольшое стихотворение из 4-8 строк, в котором опиши своё чудо. Помни, что в стихотворении должна быть рифма.
infourok.ru
Метапредметная олимпиада 4 класс
№1
Семи богатырям вместе 126 лет. Сколько им будет вместе через три года?
А. 129 лет. | Б. 133 года. | В. 140 лет. | Г. 147 лет. |
№ 2
«Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,…»
Первый брат подстрелил 2 утки. Второй – 3 утки. Каждый следующий подстреливал на одну утку больше предыдущего. Сколько уток принесли все братья домой?
А. 14 уток. | Б. 21 утку. | В.28 уток. | Г. 35 уток. |
№ 3
Выбери правильный ответ: к кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?
А. Волнам. | Б. Месяцу. | В. Ветру. | Г. Звёздам. |
№ 4
Выбери правильный ответ на вопрос: на какое строение набрела в лесу царевна?
А. Дворец. | Б. Избушку. | В. Терем. | Г. Шалаш. |
№ 5
Отметь слово, где есть приставка:
А. Спорить. | Б. Села. | В. Снарядился. | Г. Смотрит. |
№ 6
В какой паре слова не соотносятся по смыслу так, как в других:
А. Умный – умник. | Б. Бедный-бедняк. | В. Ласковый-ластик. | Г. Веселый – весельчак. |
Задания с открытым ответом
Выполни задания и запиши ответы на вопросы.
№ 7
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокой,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя…»
Когда в небе зажглись 4 созвездия по 6 звёзд, 3 созвездия по 7 звёзд да ещё 2 созвездия, то на месяц стала смотреть 61 звезда. Сколько звёзд было в каждом из последних двух созвездий, если в одном было на 2 звезды больше, чем во втором?
№ 8
«За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет…»
Королевич Елисей скакал по свету ровно год, чтобы найти свою невесту. На диаграмме показано, по сколько километров преодолевал он в каждый месяц года. Изучи диаграмму и ответь на вопрос: в какое время года Елисей преодолел на 3 км больше, чем зимой?
№ 9
«Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин написал в 1833 году. Предположим, что события, которые описывает автор в сказке, происходили в 1005 году. Использовался ли в те года хрусталь, если история его развития в России отчитывается с XVIII века? Объясни свой ответ.
№ 10
Героиня сказки стала жить в лесу, где большое количество деревьев.
«Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы…»
Напиши, в лесу с преобладанием каких деревьев жила царевна.
multiurok.ru
Запиши два синонима к слову «мореплаватель», которые используются в тексте.
Мореплаватель – путешественник, исследователь
__________________________________________________________
За подобранные прилагательные:
до 5 прилагательных – 2 балла
5- 9прилагательных- 3 балла
10 и более – 4 балла
Задание 3. 3балла
Из первого абзаца текста выпиши два однокоренных слова.
Допиши к ним ещё однокоренное слово.
Разбери слова по составу.
Ответ:
земельный (корень – земель, суффикс – н, окончание – ый),
Задание 4.
В тексте встречаются слова, в которых первые и последние буквы двух слов: п…я, в…ь (количество букв в словах может отличаться от образца). Запишите все возможные варианты каждого слова, записанного по данной модели. Укажите, какими частями речи могут быть записанные слова.
За каждое слово и определенную часть речи -1 балл
Математика
Задание 1. 1 балл
Через сколько лет после второй экспедиции Кука русские мореплаватели увидели берега шестого материка? Решение запиши.
Решение: 1820-1772=48 (л.)
Ответ:через 48 лет.
Задание 2. 1 балл
Сколько лет назад покорился человеку Южный полюс? Решение запиши.
Решение: 2018 – 1911=107 (г.)
Ответ: 107 лет назад.
Задание 3. 3 балла
Норвежец Оусланд покорил Антарктиду, пройдя в одиночку от берега Атлантического океана до Тихого за 64 дня. В сутки он проходил 44 км 200м. Какое расстояние он преодолел?
Решение: 1) 44 км 200 м = 44200 м 2) 44200 * 64 = 2828800(м)
2828800 м = 2 828 км 800 м
Ответ: 2 828 км 800 м
Задание 4 – 7 баллов (6 баллов +1 балл за грамотное пояснение)
1) 95-5 =90 (кг) весят самец и самка с детенышем без 5 кг.
2) 90:2=45(кг) – весит самец
3) 45+5 =50(кг) – весит самка и детеныш
4) 1+4 +5 (ч) – весят самка и детеныш
5) 50 :5 =10(кг) – весит детеныш
6) 10 * 4 = 40 (кг) – весит самка
Задание 5. – 6 баллов
1) 8: 2 * 3 = 12( р) осталось 3 матросу
2)12 : 2 * 3 = 18 (р) – осталось 2 матросу
3) 18 :2 * 3 = 27 (р) – было первоначально
Окружающий мир.
Задание 1. 2 балла + 1 балл за слово антарктическая
К какой природной зоне ты отнесёшь Антарктиду? Почему?
Ответ: (Антарктическая)Пустыня, т.к. нет растений
Задание 2. 2 балла
Все экспедиции в Антарктиду отправлялись в зимние месяцы. Почему?
Ответ:Т.к. в Антарктиде в это время лето.
Задание 3.3 балла
Подчеркни в каждом ряду «лишнее» слово.
Америка, Антарктида, Франция, Африка.
Пустыня, почва, степь, тундра.
Камчатка, Таймыр, Кольский, Сахалин
Задание 4. 4 балла
Распределите приведенные ниже слова на группы. Подпишите название групп.
Гренландия, Африка, Новая Земля, Мадагаскар, Австралия, Антарктида.
ОстроваМатерики
Мадагаскар,
Новая Земля,
Гренландия
Африка,
Австралия,
Антарктида
Охотское, Тихий, Балтийское, Черное, Атлантический, Индийский.
Океаны
Охотское
Балтийское
Чёрное
Тихий
Атлантический
Индийский
Задание 4. 3 балла
Температура льдов Антарктиды в 2 раза ниже, чем на острове Гренландия, рассмотри диаграмму, которая находится внизу и определи температуру льдов Антарктиды.
0 ºС
– 87 ° С
* Покажи на диаграмме с помощью отрезка, самую низкую температуру воздуха в Антарктиде равную -87 ºC и подпиши.
Задание 5. 5 баллов (2 балла за диаграмму, 3 за указанные значения)
Есть в Антарктиде три горных хребта, названные именами трех мушкетеров: Атос, Портос и Арамис. Их высота 5000 метров, 4500 метров и 4000 метров.
Рассмотри диаграмму (сравнительный рисунок) внизу.
С помощью «кирпичиков» показана высота горы Арамис.
4000 м
Горный хребет Портос ? метров
4500
Горный хребет Портос ? метров
5000
Вулкан Эребус
? метров
3500
Таким же образом покажи высоту горных хребтов Атос и Портос.
* Определи по диаграмме высоту вулкана Эребус.
infourok.ru
Прочитайте текст
Лось и заяц имеют много сходства. И лось, и заяц – животные. У обоих есть голова, туловище, четыре лапы и маленький хвост. Тело их покрыто шерстью. Они выкармливают детенышей молоком. Живут в лесной зоне северной части Евразии. Питаются травой, молодыми ветками древесной и кустарниковой растительности. Зимой в спячку не ложатся, ведут активный образ жизни.
Но между лосем и зайцем есть и различие. Лось – очень крупное животное, с длиной тела до 3 м. Заяц – мелкое животное, самый крупный заяц достигает размеров 45 – 65 см. У зайца большие уши до 10 см, у лося есть уши и у самцов огромные рога. Шерсть лося грубая, а у зайца мягкая и пушистая.
\
Задание 1. На основе полученной информации составь текст о зайце.
Напишите его.
_____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Напишите какой получился у вас тип текста.
___________________________________________________________
Задание 3.
Напишите какой стиль вашего текста?
____________________________________________________________
Задание 4.
К какой группе по способу питания относятся эти животные? Подчеркните.
Всеядные
Хищные
Растительноядные
Задание 5.
К какой группе животных относятся лось и заяц? Подчеркните.
птицы насекомые
пресмыкающиеся звери
земноводные рыбы
Для жюри
Задание 1. Текст.
Заяц (1 б.)
Заяц – животное. 1 б.
У него есть голова, туловище, четыре лапы и маленький хвост. 1 б.
Тело покрыто шерстью. 1 б.
Заяц выкармливает детенышей молоком. (Заяц – млекопитающее). 1 б.
Живёт в лесной зоне северной части Евразии. 1 б.
Питается травой, молодыми ветками древесной и кустарниковой растительности. 1 б.
Заяц – мелкое животное, самый крупный заяц достигает размеров 45 – 65 см. 1 б.
У зайца большие уши до 10 см. 1 б.
Шерсть у зайца мягкая и пушистая. 1 б.
Зимой в спячку не ложится, ведёт активный образ жизни. 1 б.
Задание 2.
Напишите какой получился у вас тип текста.
__Описание________________________________1 б.
Задание 3.
Напишите какой стиль вашего текста?
______Научно- популярный____________________1 б.
Задание 4.
К какой группе по способу питания относятся эти животные? Подчеркните.
Всеядные
Хищные
Растительноядные 1 б.
Задание 5.
К какой группе животных относятся лось и заяц? Подчеркните.
птицы насекомые
пресмыкающиеся звери 1 б.
земноводные рыбы
multiurok.ru
ruolimpiada.ru
Эти загадочные животные
На земле практически не осталось неизученных территорий. Открытия новых видов животных происходят довольно редко, но даже хорошо знакомые нам представители фауны таят в себе немало загадок. Новые интересные факты из жизни животных появляются ежедневно. Это в равной мере касается и диких, и домашних животных. Большинство людей питают немалую симпатию и интерес к братьям нашим меньшим, возможно, и вас заинтересуют интересные факты из жизни некоторых морских животных.
Более двух третей поверхности земли покрыто морями и океанами. Эта огромная масса воды необходима для жизни на нашей планете: ветры разносят влагу по всему свету, она испаряется и восстанавливается вновь в виде дождя и снега, питая растительный и животный мир. Море кишит жизнью, и как это ни странно, там есть и микроскопические, и самые крупные морские обитатели.
Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Они встречаются во многих морях и океанах мира. Интеллект этого морского жителя считают настолько высоким, что его называют “человеком моря”. Дельфины прославились как неутомимые спутники кораблей. Часто видели, как они провожали суда в открытое море, спасали тонущих людей. Дельфины– это не рыбы, а млекопитающие, относящиеся к отряду китообразных.Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют в воду обычно не дольше, чем на 3 минуты. Дельфины – хищники, живут группами, охотятся стаями, прекрасно плавают и легко ориентируются даже в мутной воде. Они могут развивать скорость до 45 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м.Питаются эти удивительные животные рыбой, головоногими моллюсками и ракообразными. В день дельфин съедает до 30 килограммов живой рыбы. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко её ловят. Дельфины могут издавать различные звуки: свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье и даже чириканье. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный звук означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять!
отверстия насоса, находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтаном пар. Вместо зубов у кита во рту до 400 роговых пластинок. Кормится гигант мелкими морскими животными: рыбками, моллюсками и рачками. Киты – теплокровные млекопитающие. Они рождают живых детенышей и вскармливают их молоком.Акулы – это очень древние примитивные хищные рыбы, распространённые во всех морях и океанах. У неё торпедообразная форма тела длиной от 20 см до 18 м. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Движение вперёд и повороты рыба осуществляет изгибами хвоста влево или вправо. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Среди акул есть и внушающие ужас хищники, и мирные поедатели планктона. Например, огромная китовая акула, несмотря на устрашающий внешний вид, абсолютно безвредна. Она самая крупная рыба в мире, длина её тела достигает 18 метров. Весит акула 30-40 тонн, живёт около 70 лет.
Огромное количество зоологов и натуралистов по всему миру открывают для нас удивительные факты из жизни животных. Но и по сей день мировой океан таит в себе множество загадок.
Вариант 1Фамилия, имя ____________________________________________
Школа ___________________ Класс _________________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание1.
Чем питаются дельфины? Выпиши из текста предложение, в котором об этом говорится.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни грамматическую основу этого предложения. Подчеркни однородные члены предложения. Укажи падежи имен существительных.
Задание2.
Выпиши из части текста, в которой рассказывается об акуле, три словосочетания с именами прилагательными.
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
Обозначь в словосочетаниях главное и зависимое слово. Рядом укажи признаки, в которых они согласуются (род, число, падеж).
Задание 3.
Выпиши из четвёртого абзаца глаголы. Укажи их спряжение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разбери по составу глагол-исключение.
Задание 4.
Реши задачу.
Известно, что кит в 24 раза крупнее африканского слона. Сколько килограммов весит слон?
Ответ: ____________________________________________________________
Задание 5.
Какую часть часа дельфин может пробыть под водой, не выныривая из неё?
а) тридцатую часть часаб) третью часть часа
в) двадцатую часть часа
г) вторую часть часа
Задание 6.
Сколько килограммов рыбы могут съесть три дельфина за неделю?
а) 30 килограммовб) 90 килограммов
в) 210 килограммов
г) 630 килограммов
Задание 7.
Кто соседи дельфинов?
а) карп, карась, плотваб) лосось, сельдь, камбала
в) пингвин, белый медведь, тюлень
Задание 8.
К какой группе животных можно отнести акулу по способу питания?
а) хищникиб) растительноядные
в) всеядные
г) насекомоядные
Приведи примеры (3-4) хищников, обитающих в зоне лесов.
_____________________________________________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 9 – 15 выполняются в парах (с соседом по парте).
Внимание! Если при обсуждении заданий 9 – 15 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.
Задание 9.
В каких водоёмах обитают акулы?
а) Чёрное море, Баренцево море, море Лаптевых;
б) Атлантический океан, Индийский океан, Каспийское море;
в) озеро Байкал, река Енисей, река Волга.
Частью какого океана является Баренцево море и море Лаптевых? Обозначь этот океан на карте.
Задание 10.
В разделе о дельфинах есть три формы одного слова. Найдите и выпишите формы этого слова. Для каждого слова укажите падеж.
1.____________________________стоит в___________падеже
2.____________________________стоит в___________падеже
3.____________________________стоит в___________падеже.
Допиши падежные формы этого слова, которых нет в этой части текста. Укажи эти падежи.
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Задание 11.
Дано предложение в транскрипции.
ан’ивыкармл’ивай’утд’ит’онышэй’ малаком и дышат н’ижабрам’и а л’охк’им’и
Запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.
__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
Как называется животное, выкармливающее детенышей молоком? Приведите 3-4 примера таких животных, обитающих в лесной зоне.
________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12.
Правильный ответ обведи кружком.
Наука о связи живых существ со средой обитания называется:
а) физиология;
б) экология;
в) география;
г) естествознание.
Допиши, к чему может привести подобная деятельность человека:
Выловили всех раковВыловили все ракушки (двустворчатых моллюсков)
Зимой рыбаки наделали дырок
во льду.
Все озеро заросло камышами, водорослями
В водоеме стало много больных рыб
Придумай и нарисуй эмблему защитника водоема
Задание 13.
Представь, что ты ученый-эколог.
От учеников 4 класса пришла телеграмма. Расшифруй ее. Дай ответ ребятам.
?итсапсёеманкаК.теелемакчеР .илиросуман, жялпилиортсу ,яьвередилибурывикчеролокО
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14.
От материка 1 в сторону материка 2 отплыл кит со средней скоростью. Через 20 часов от этого же материка в том же направлении отплыл дельфин. Через какое время дельфин догонит кита, если средняя скорость кита 9 км/ч?
1
2
МАСШТАБ:
в 1 см 100 км
Подпиши на рисунке названия материков, контуры которых здесь изображены.
Пользуясь линейкой и заданным масштабом, обозначь точкой место, где дельфин сравняется с китом.
Задание 15.
Отрезком под каким номером обозначен каждый остров?
острова на диаграммеНазвание
Площадь
Куба
114525 кв. км
Ньюфаундленд
108860 кв. км
Мадагаскар
587041 кв. км
Ирландия
83045 кв. км
Великобритания
218980 кв. км
Гренландия
2175600 кв. км
I II III IV V VI
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
Частьработы
Номер
задания
Учебный предмет, раздел, тема
Проверяемые умения и учебный материал
Уровень сложности задания
Максимальный
балл
О с н о в н а я ч а с ть
1.1.
Чтение, выборочное чтение.
Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.
базовый
1
1.2.
Русский язык,слово,
правописание.
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать предложение.
базовый
1
1.3.
Русский язык, морфология.
Умение разбирать предложение по членам.
базовый
1
1.4.
Русский язык,морфология.
Умение определять падеж имен существительных.
базовый
1
2.1.
Чтение, поисковое чтение.
Умение найти в тексте конкретные сведения.
базовый
1
2.2.
Русский язык, орфография.
Умение увидеть и выделить орфограммы в слове.
базовый
1
2.3.
Русский язык,
морфология.
Умение определять морфологические признаки имен существительных, прилагательных
базовый
1
3.1.
Русский язык, морфология.
Умение определять спряжение глаголов.
базовый
1
3.2.
Русский язык, состав слова.
Умение выполнять разбор слова по составу.
базовый
1
4.1.
Математика, числа и величины
Умение сопоставлять именованные величины на основе чтение.
базовый
1
4.2.
Математика, текстовые задачи.
Умение решать текстовую задачу с недостающими данными.
базовый
1
5.1
Чтение, выборочное чтение.
Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос.
базовый
1
5.2
Математика, числа и величины.
Умение преобразовывать величины.
базовый
1
5.3.
Математика, числа и величины.
Умение решать текстовую задачу.
базовый
1
6.1
Чтение, выборочное чтение.
Умение находить нужную информацию в тексте.
базовый
1
6.2
Математика, текстовые задачи.
Умение решать текстовую задачу с недостающими данными.
базовый
1
7.1.
Окружающий мир,
природные объекты
Наличие первоначальных представлений о живой и неживой природе.
базовый
1
7.2.
Окружающий мир,
природные объекты
Определение животного по указанным признакам (место обитания).
базовый
1
8.1.
Окружающий мир, типичные представители природных зон.
Определение животного по указанным признакам на основе чтения.
базовый
1
8.2.
Окружающий мир, типичные представители природных зон.
Определение животного по указанным признакам (место обитания, тип питания) на основе чтения.
базовый
1
Итого,
основная часть
Чтение
2 задания (поисковое и выборочное чтение)
базовый
4
Русский язык
3 задания (правописание, орфография, морфология, морфемика)
базовый
7
Математика
3 задания (числа, величины, текстовые задачи)
базовый
6
Окружающий мир
2 задания (типичные представители животного мира, географические объекты)
базовый
4
Всего
8 заданий базового уровня, максимальный балл – 21;
прогнозируемая успешность: 11 и более баллов
Д о п о л н и т е л ь н а я ч а с т ь
9
Окружающий мир,
географические объекты
Умение анализировать и применять знания о географических объектах, работать с контурной картой: определять на карте океаны
повышенный
2
10
Русский язык, морфемика, морфология
Чтение, поисковое чтение
Умение увидеть в тексте различные формы одного слова, определить падеж имени существительного, дописать отсутствующие формы слова
повышенный
2
11
Русский язык, фонетика, орфография,
пунктуация.
Окружающий мир, типичные представители лесной зоны
Умение преобразовывать звуковую запись текста (транскрипцию), применяя правила русской орфографии и пунктуации, классифицировать животных по указанным признакам (тип питания, местообитания)
повышенный
2
12
Окружающий мир,
экология
Умение ориентироваться в научных терминах, выявлять итог влияния деятельности человека на экологическое равновесие в природе, строить высказывания
повышенный
3
13
Окружающий мир,
экология.
Русский язык, речевое
высказывание, осознанность чтения
Умение составлять телеграмму в виде комментария по прочитанному тексту, выявлять итог влияния деятельности человека на экологическое равновесие в природе, находить пути решения экологической проблемы
повышенный
3
14
Математика, задачи на движение Чтение, работа с текстом
Окружающий мир, работа с картой, масштаб
Умение находить нужную информацию в тексте, решать составную текстовую задачу с недостающими данными (задача на движение), работать с картой (определять континенты по контуру, отмечать расстояние по заданному масштабу)
повышенный
3
15
Математика,
нумерация многозначных чисел , площадь
Окружающий мир, географические объекты
Умение соотносить диаграмму с данными таблицы, используя знания нумерации многозначных чисел
повышенный
2
Самооценка работы в паре
В баллах не оценивается
Итого, дополнительная часть
Чтение
2 задания (поисковое и выборочное чтение)
повышенный
1
Русский язык
3 задания (правописание, орфография, фонетика, морфемика, развитие речи)
повышенный
7
Математика
2 задания (решени
infourok.ru
Прочитайте текст
Лось и заяц имеют много сходства. И лось, и заяц – животные. У обоих есть голова, туловище, четыре лапы и маленький хвост. Тело их покрыто шерстью. Они выкармливают детенышей молоком. Живут в лесной зоне северной части Евразии. Питаются травой, молодыми ветками древесной и кустарниковой растительности. Зимой в спячку не ложатся, ведут активный образ жизни.
Но между лосем и зайцем есть и различие. Лось – очень крупное животное, с длиной тела до 3 м. Заяц – мелкое животное, самый крупный заяц достигает размеров 45 – 65 см. У зайца большие уши до 10 см, у лося есть уши и у самцов огромные рога. Шерсть лося грубая, а у зайца мягкая и пушистая.
\
Задание 1. На основе полученной информации составь текст о зайце.
Напишите его.
_____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Напишите какой получился у вас тип текста.
___________________________________________________________
Задание 3.
Напишите какой стиль вашего текста?
____________________________________________________________
Задание 4.
К какой группе по способу питания относятся эти животные? Подчеркните.
Всеядные
Хищные
Растительноядные
Задание 5.
К какой группе животных относятся лось и заяц? Подчеркните.
птицы насекомые
пресмыкающиеся звери
земноводные рыбы
Для жюри
Задание 1. Текст.
Заяц (1 б.)
Заяц – животное. 1 б.
У него есть голова, туловище, четыре лапы и маленький хвост. 1 б.
Тело покрыто шерстью. 1 б.
Заяц выкармливает детенышей молоком. (Заяц – млекопитающее). 1 б.
Живёт в лесной зоне северной части Евразии. 1 б.
Питается травой, молодыми ветками древесной и кустарниковой растительности. 1 б.
Заяц – мелкое животное, самый крупный заяц достигает размеров 45 – 65 см. 1 б.
У зайца большие уши до 10 см. 1 б.
Шерсть у зайца мягкая и пушистая. 1 б.
Зимой в спячку не ложится, ведёт активный образ жизни. 1 б.
Задание 2.
Напишите какой получился у вас тип текста.
__Описание________________________________1 б.
Задание 3.
Напишите какой стиль вашего текста?
______Научно- популярный____________________1 б.
Задание 4.
К какой группе по способу питания относятся эти животные? Подчеркните.
Всеядные
Хищные
Растительноядные 1 б.
Задание 5.
К какой группе животных относятся лось и заяц? Подчеркните.
птицы насекомые
пресмыкающиеся звери 1 б.
земноводные рыбы
multiurok.ru