| Подготовка учащихся к работе на уроке. | Психологическая мобилизация внимания учащихся. | Здравствуйте ребята. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку изобразительного искусства: альбом, гуашь или акварельные краски, клеёнка, кисти, баночка с водой. | Приветствуют учителя, готовят своё рабочее место. | Полная готовность класса к уроку. |
| Подготовка учащихся к восприятию новых знаний, актуализация опорных знаний. | Установка на запоминание и практическое применение новых знаний. | Давайте с вами перечислим всё, что можно изобразить. А давайте используем своё зрительное воображение и представим, какого цвета доброта? Какого цвета ветер зимой и летом? Какого цвета смех? Какого цвета весна? Какого цвета радость? Какого цвета гроза? Итак, тема нашего урока «Пейзаж родной земли». | Олег: «Предметы, явления, людей, зверей» Катя: «Зелёного» Вася: «Голубого» Ира: «Оранжевый» Саша: «Зелёная» Юля: «Красного» Валя: «Синяя» | Формирование дидактической цели урока вместе с учащимися, активность каждого ученика. |
| Настрой учащихся на дальнейшую практическую работу. | Объяснение особенностей предстоящей работы | Здравствуй, Родина моя Как не полюбить тебя Твои прекрасные глаза И все просторы и края И лес распахнут за холмом Увидев, думаешь о том Как же жить мне здесь прекрасно Среди лугов, полей прекрасных Тут аист пролетел, никем, как ты гоним Над безупречно-ярким, светлым куполом твоим Бежит ручей средь каменных узоров Прозрачный, как кристалл, и гордый, как Суворов Летит ручей на скорости к каменному склону И с водопада падает к мраморному трону И солнце с неба светит, ярко, как янтарь Как будто в небе фестиваль И появились вдруг на небе облака Летят, как белая река На встрече всех этих видений Стоит мой дом В краю, всегда прекрасном, как сердца творений. Антон Моисеев Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам. И гам лесной, и шум нагорный – Всё вторит весело громам. Фёдор Тютчев Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения? | Дети слушают. Оля: «Гордость за нашу Родину» Катя: «Восхищение красотой русской природы» Игорь: «Любовь к родному краю» |
работа | Организация деятельности учащихся по воспроизведе -нию знаний на конструктивном уровне. | Овладение учащимися способами действия по алгоритмическим предписаниям | На доске: картинка И. И. Шишкина «Перед грозой» Какими красками написано полотно? Что оно изображает? Представьте, что вы оказались на тропинке, изображённой на полотне, какое бы состояние вы испытывали и почему? Как вы определили, что надвигает гроза? Какими оттенками переданы тревога, неспокойной состояние? Вы правы, с помощью красок мы ощущаем напряжение, но в картине это состояние передано не только красками, но и расположением предметов. Расположение изображённых объектов называется композицией. Кто заметил в композиции предмет, дополнительно создающий ощущение напряжения? Перед нами картина, изображающая наступление грозы. Какое название может быть у этого полотна? Вы сказали о том, что наступление грозы пугает человека. Зачем же И. Шишкин изобразил это состояние природы? Как вы считаете, красиво ли это состояние природы? И. Шишкин написал своё произведение в XIX в. Каждый художник в картинах старался выразить своё отношение к Родине. Все это делали по-разному. И. Шишкин писал русские пейзажи. Он показывал, как красива наша природы в любое время года. Смотришь на его картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля и равнины. Так художник выразил своё отношение к своей стране. Расскажите, как он к ней относился? На картине изображено состояние природы перед грозой. Давайте вспомним, как люди в древности относились к этому явлению природы. Почему они боялись грозы? По христианским традициям грозу воспринимали как кару Божью, поэтому всегда крестились при её наступлении. Но, несмотря на страх перед грозой, люди радовались. Наступление грозы, они связывали с появлением дождя, который поливал их посевы и давал возможность им расти. Теперь, ребята, используя краски, нарисуйте пейзаж родного края. | Дети рассматривают репродукцию картины. Маша: «На переднем плане – светлыми, на заднем – тёмными» Слава: «Собирается гроза, но ещё светит солнце» Катя: «Тревогу, страх» Пётр: «Скоро начнётся гроза. Всё замерло» Оля: «Это передают краски» Алина: «На полотне светлые и тёмные краски, а контрастное сочетание всегда неспокойно. Оля: «Это дерево, стоящее справа. Если его закроем на репродукции, то перед нами возникает только равнина, что создавало бы ощущение спокойствия. Дерево нарушает покой, вносит в картину ощущение порывов ветра, терзающих его крону. Алёша: «Летняя гроза» Ира: «Наступление грозы» Иван: «Художник увидел в нём красоту и решил передать её зрителям» Дети: «Да!» Ира: «Очень любил, восхищался её красотой» Дети рисуют. | Дети лучше учатся пользоваться красками, развивается творческое воображение. |
| Проведение анализа работы учащихся. | Проверка результативности работы на уроке, выставка работ. | Давайте устроим выставку работ. | Дети вывешивают свои работы на доске. | Объективная оценка работы учащихся. |
nsportal.ru
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы и приемы |
1 | Организационный момент | 0,5 | Здравствуйте ребята. | Приветствие. | Словесный | |
2 | Мотивационный этап | Прозвенел звонок, Начался урок. Будем дружно рисовать, Мир огромный познавать! А сейчас загадки снова, Принадлежности готовы? 1.Косичку без опаски
Заскучали без водицы.
Как в музее побывали. | Проверяют рабочие места Показывают принадлежности: кисть краски альбом. | Личностные: действие смыслообразования, желание выполнять учебные действия Регулятивные: правильность выбора учебных принадлежностей | Фронтальная работа Словесный (рассказ учителя) | |
3 | Целеполагание | 2 | Ребята, скажите, пожалуйста, что для человека самое дорогое? Что для вас означает слово Родина? Слайд 2 – Итак, кто может назвать тему нашего урока? | Мама и Родина Родина – это наша страна Россия, с её прекрасной природой, людьми, нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими садами, закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой. Я думаю, что тема нашего урока «Пейзаж родного края» | Личностные: позитивное отношение к себе и окружающему миру Познавательные: способность и умение производить простые логические действия (сравнение) Коммуникативные: умение высказывать своё мнение, аргументировать его, отвечать на поставленные вопросы Регулятивные: целеполагание | Фронтальная работа Словесный (диалог) работа с учебником демонстрация (репродукций картин) |
4 | Актуализация знаний | 3 | Ребята, подумайте, в чём заключается особенность русского национального пейзажа? – Отлично, действительно, особенностью русского национального пейзажа является изображение природы: леса, полей, деревьев, рек. Русские художники изображают бескрайние поля, простор. – Чем же отличается природа России от природы других стран? -Молодцы, взгляните ещё раз на репродукции картин. Изображён ли на них простор, русская красота и загадочность? – Хорошо, а каких вы знаете художников, изображающих русский национальный пейзаж? Слайд3 – Молодцы. Кто сможет объяснить значение слов национальный пейзаж? – Совершенно верно. Мой друг, что может быть милей | Художники изображают русскую природу, родные места, лес. Слушают учителя Красотой, простором. Да Шишкин, Левитан, Кустодиев. Это изображение русской природы, родных мест. | Личностные: нравственно – этическое оценивание окружающего мира, эмоциональное отношение к нему Познавательные: умение производить составные логические операции (построение утверждений, рассуждений) Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его | Фронтальная работа Словесный (диалог) Демонстрация (репродукции картин) Словесный (диалог) |
5 | Этап выявления места и причины затруднения | 5 | Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.14-16) Рассмотрите картины наших великих художников.
Слайд 4-6
А сейчас послушайте замечательное стихотворение Наталии Кнушевицкой «Осенний этюд» Барабанит дождь по крышам, На этюды Осень вышла. Здесь мазок и там мазок- Зажелтел вдали лесок. И стоят кругом рябинки В Ярко-красных пелеринках. Пруд, как блюдце, был простой- Стал с каёмкой золотой. Дождь стучит, стучит по крышам, А художница всё пишет. Пишет, пишет много лет Осень свой автопортрет. Слайд 7 Какие картины возникают в вашем воображении? Слайд 8
|
Отвечают. И Левитан, И Шишкин, В Борисов- Мусатов, И. Грабарь Лето, зима Светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др. Осень Да. Могут быть затруднения в ответах Душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе) Отвечают Пейзаж Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображается природа. Пейзажисты | Личностные: позитивное отношение к себе и окружающему миру Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, использование логических операций (сравнение, построение утверждений, рассуждений) Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли, объяснять выбор, аргументировать его Регулятивные: волевая саморегуляция | Фронтальная работа работа с книгой Словесный (диалог) работа с книгой наглядный (слайд-шоу) Словесный (диалог) Словесный (диалог) работа с книгой наглядный (слайд-шоу) |
6 | Этап построения проекта выхода из затруднения | 2 |
| дети перечисляют самостоятельное чтение живое письмо (рассуждения учащихся) смешивание красок прямо в изображении | Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы) позитивное отношение к себе и окружающему миру Познавательные: выбор наиболее рациональных способов решения задачи | Индивидуальная работа Практический метод (подготовительная работа по созданию пейзажа, тренировочное задание) |
7 | Этап реализации построенного проекта | 1 |
| Композиция, когда предметы стоят на свих местах, но не просто стояли, а чтоб у них была между собой гармония. Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше). | ||
8 | Этап первичного закрепления с проговариванием | 2 | Слайд 11 Мы не просто будем писать осенний пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план. А вы помните, как надо изображать ближние предметы? Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план. И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план. Как нарисуем дальние предметы Объяснение сопровождается показом на образце. Посмотрите на рисунок. Можно ли его назвать разноплановым пейзажем? Слайд 9, 10 Если кто забыл, как изображаются деревья, посмотрите на таблицу, рисунок. Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготки, на тонких ветках – листочки или иголки. У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной. Но всегда остается красивой. Слайд 11 С помощью чего можно передать настроение? | Крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей. Мелко, без прорисовки деталей. С помощью теплого холодного цвета | ||
9 | Физминутка | 1 | Выросли деревья в поле! Хорошо расти на воле! (потягиваем руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (потягиваем руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (дети машут руками Даже толстые стволы Наклонились до земли. (наклоны вперед) Так деревья ветер гнет. (наклоны вправо-влево взад-вперед) Он их верти, он их кружит. Да, когда же отдых будет? (вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. | |||
10 | Этап самостоятельной работы | 20 | Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы. (Во время работы звучит музыка) | Выполняют. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы) позитивное отношение к себе и окружающему миру Познавательные: выбор наиболее рациональных способов решения задачи | Индивидуальная работа Практический метод (подготовительная работа по созданию пейзажа) |
11 | Этап включения в систему знания и повторения | 1 | Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами. Давайте посмотрим на ваши работы. Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка) | Вывешиваются готовые рисунки на доску. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его Регулятивные: оценка | Фронтальная работа Словесный (диалог) |
12 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | 2 | Продолжи предложение:
Отразите свое мнение о нашем уроке на осеннем дереве: желтый лист – мне всё понравилось, всё удалось; оранжевый лист – мне не всё удалось; красный лист – у меня ничего не получилось. | Отвечают Выполняют. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объяснять свой выбор, аргументировать его | |
13 | Домашнее задание. | 0,5 |
Слайд 12. | Записывают. |
nsportal.ru
Мотивация к учебной деятельности 2 мин Цель: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя – Здравствуйте. Присаживайтесь на места. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно поможет нам на уроке. (слайд 1) | Готовятся к работе. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 5 мин | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки – Давайте с вами определим время года на картине. (слайд 2) – Как называются картины, на которых изображена природа? Правильно. Картина называется Полдень в лесу, её автор Ефим Волков. Что вам помогло определить время года? – Хорошо. Какая погода изображена. – Давайте сравним это произведение с другой известной работой Ивана Шишкина Дубки (слайд 3) – Какая здесь погода? Почему вы так решили? | Фронтальная работа. – Лето. – Пейзаж. – На деревьях зеленая листва. Такие насыщенные цвета растения приобретают только летом. – Солнечная, ясная, теплая. – На предыдущей картине был лес, а на этой картине изображен поле, речка, небольшое стадо коров отдыхает в тени дубов. – Очень жарко. Речка пересыхает, животные прячутся в тень. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание Личностные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | Выявление места и причины затруднения. 3 мин | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию – Что же мы сегодня с вами будем учиться изображать? – Какие цвета мы сегодня будем использовать? – Давайте определим цель нашего урока. Цель записывается под темой. | Рассматривают слайд 4, отвечают на вопросы, формулируют название темы урока и цель. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. | Построение проекта выход из затруднения 5 мин | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. – Чтобы достичь цели, мы должны вспомнить о ТБ и ОТ во время урока изобразительное искусство.
Составляем план работы, фиксируем на доске.
| Перечисляют правила ТБ и ОТ. Составляют план работы с фиксацией на доске. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | Реализация построенного проекта. 20 мин | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. (Каждый этап демонстрируется на презентации и дублируется на листе) Грунтуем весь лист белой гуашью. Слой делаем не очень толстый и не тонкий. Удобней и быстрей сделать его губкой. (слайд 5) Этой же кистью (её не моем) макаем в синюю краску и рисуем небо, делаем растяжку разбавляя водой. (слайд 6) Этой же кистью макаем в зеленый цвет и начинаем делать растяжку от середины листа вниз. Добавляем больше зеленого в низу. Рисуем траву (слайд 7) Берем кисть поменьше и палитру. В синий цвет добавляем красный, и делаем цвет светлее добавляя белил. (слайд 8)Рисуем линию горизонта 1-1,5 см. Добавляем в этот же цвет зеленый (слайд 9) и рисуем край берега. Делаем плавный переход из цвета в цвет влажной кистью. (слайд 10) Смешиваем синий и белый – получаем голубой цвет. Этим цветом рисуем озеро. (слайд 11) Берем золотистую охру или желтый цвет, смешиваем её с белилами, и этим цветом рисуем берег на втором плане. (слайд 12) Делаем светло – фиолетовый цвет (фиолетовый смешиваем с белилами), добавляем немного синего и полученным цветом рисуем неровными мазками кусты на дальнем плане (слайд 13) Добавим еще немного белил и дорисуем кусты. Берем чистый белый цвет, рисуем облака и блики на воде (слайд 14) В коричневый цвет добавляем бела и рисуем кустарники на первом плане, добавив фиолетовый покажем оттенки коричневого, а желты солнечный свет на кустах. (слайд 15) В зеленый цвет добавляем синий и чуточку белил, рисуем два больших куста широкими мазками. (слайд 16) добавим больше белого и покажем свет с левой стороны кустов В светло зеленый добавляем больше зеленого и рисуем большие деревья на переднем плане. (слайд 17) добавим больше желтого и дорисуем еще одно большое дерево, с добавлением черного в этот же цвет покажем тень под деревьями, а желты игру света в листве. С помощью охры нарисуем дорогу к озеру. (слайд 18) Все наша работа готова. | Работают в соответствии с составленным планом, изготовление оттенков – работа в парах. Ученики выполняют самостоятельно каждый этап работы сразу после прослушивания инструкции, опираясь на показанный образец действий. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий наблюдать за действиями учителя и партнера, находить неточности и корректировать их. | Рефлексия учебной деятельности 5 мин | Организует рефлексию – По какому плану работали на уроке? – Что узнали нового? – Достигли ли поставленной цели? – Где в жизни вам пригодятся новые знания. – Похвалите себя за проделанную работу. А теперь своего товарища. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Уборка рабочего места | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
multiurok.ru
Слайд 1
Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись Презентацию выполнила Бабкова СофьяСлайд 2
Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?
Слайд 3
А. Саврасов Зимний пейзаж. оттепель Весенний день Пейзаж с радугой Сосновый бор на берегу реки
Слайд 4
И. Левитан Золотая осень Заросший пруд Березовая роща Март
Слайд 5
И. Шишкин Лес вечером Золотая осень Папортники в лесу Корабельная роща
Слайд 6
В. Поленов Водоём в Абрамцеве Золотая осень Московский дворик Старая мельница
Слайд 7
А. Куинджи Берёзовая роща Радуга Волны Украина
Слайд 8
Ф. Васильев Берег Волги после грозы Тополя Мокрый луг Деревня
Слайд 9
К. Коровин Зимой 1894 г. Северная идилия Ранняя весна Ручей
Слайд 10
Е. Волков Золотая осень. Тихая речка Осенний пейзаж Октябрь Болото осенью
Слайд 11
А. Саврасов
Слайд 12
В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление импрессионизм (от франц. impression – впечатление). Импрессионисты фиксировали в своих картинах мимолётные впечатления от реально существующего мира. Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника – импрессиониста Клода Моне (1840-1926).
Слайд 13
Вестминстерское аббатство
Слайд 14
Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И. Бунин
Слайд 15
« Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные берёзки выглядят как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутыхберёзок звучат подобно нежной и грустно-жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели» М. Алпатов.
Слайд 16
«Отчего просто русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего всё это?» П. И. Чайковский
nsportal.ru
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Путешествие в мир пейзажа.
Содержание. 1.Пейзаж – основной жанр в живописи. 2.Цветовая гамма пейзажа зависит от природной среды, времени года, погодных условий. 3. Как создать красивый пейзаж. 4. Дидактические игры и загадки. 5.Заключение.
3 слайд Описание слайда:ПЕЙЗАЖ – основной жанр в живописи.
4 слайд Описание слайда:Если видишь на картине, Нарисована река, Живописные долины И дремучие леса, Белокурые берёзки Или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень, Или солнечный денёк. Нарисованным быть может Или север ,или юг. И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется ПЕЙЗАЖЕМ!
5 слайд Описание слайда:Для мастеров искусства бесконечно прекрасный и разнообразный мир природы – неисчерпаемый источник вдохновения и творчества. Её изображение называют ПЕЙЗАЖЕМ.
6 слайд Описание слайда:И.Шишкин «Рожь»
8 слайд Описание слайда:И. Айвазовский «Ночь в Венеции»
9 слайд Описание слайда:Мартирос Сарьян «Горный пейзаж»
10 слайд Описание слайда:«Космос»
11 слайд Описание слайда:Палех. Пейзаж.
12 слайд Описание слайда:Цветовая гамма пейзажа зависит от времени года. зимний пейзаж летний пейзаж осенний пейзаж весенний пейзаж
13 слайдК.Юон «Зимние забавы».
14 слайд Описание слайда:И.Шишкин «Рожь».
15 слайд Описание слайда:Исаак Левитан «Золотая осень»
16 слайд Описание слайда:Михаил Нестеров «Ранняя весна»
17 слайд Описание слайда:Цветовая гамма пейзажа зависит от погодных условий. cолнечный пейзаж дождливый пейзаж туманный пейзаж снежный пейзаж
18 слайд Описание слайда:Как создать красивый пейзаж? Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.
19 слайдКак создать красивый пейзаж? Правило 2. Все предметы удаляясь, от нас , уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.
20 слайд Описание слайда:Как создать красивый пейзаж? Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.
21 слайд Описание слайда:Дидактические игры. . <Собери пейзаж> <Времена года> <Перспектива> <Части суток>
22 слайд Описание слайда:1 2 4 3
23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда:2 3 4 1
27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда:Загадки к жанру ПЕЙЗАЖ. Пробегает рощу, Моет и полощет, Пробегала вдоль лужка- Искупала пастушка. Виден край, Да не дойдёшь. Рассыпала Лукерья Серебряные перья, Закрутила, замела. Стала улица бела.
30 слайд Описание слайда:С природой одной он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звёздная книга ясна, И с ним говорила морская волна. Е. Боратынский
31 слайд Описание слайда:Искусство пейзажа многообразно и увлекательно. Оно развивает способность глубоко чувствовать красоту мира и радоваться ей, духовно обогащает человека, совершенствует его понимание прекрасного, воспитывает любовь к родной земле и человеку – творцу.
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Ресурсы Интернета 2. Серия «Ручеёк» Маргарита Михейшина «Уроки рисования для младших школьников. Минск1997г «Литература» 3. Учебное пособие 3-5 классы Виктор Марысаев «Рисование.Теория.»Москва 1999г. 4. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.В.Трофимова, Т.И. Тарабарина «И учёба, и игра: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.» Ярославль 2001 г. Академия развития
33 слайд Описание слайда:Учитель ИЗО – Игнатченко Е.А. 2007год
infourok.ru
6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №14» Авиастроительного района г.Казани РТ
Урок изобразительного искусства
в 4 классе
Тема урока:
«Красота родной природы в творчестве русских художников».
«Рисунок «Летний пейзаж»
Подготовила
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Гиниатуллина Гуля Габдулхаковна
Цель урока: ознакомить с творчеством И.И.Шишкина и с видами пейзажей
Задачи обучения:
совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке природных явлений;
закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка (план, горизонт, колорит).;
обогащать словарный запас
развития: развивать творческое воображение
воспитания:
воспитывать любовь к природе;
формировать эстетическое отношение к произведениям искусства
Оборудование: экран, видеопроектор, компьютер; бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаши, стакан с водой
Зрительный ряд: пейзажи русских художников в виде презентации Microsoft PowerPoint
Структура урока:
I. Организационный момент – 3мин.
II. Актуализация знаний -5мин.
III.Сообщение новых знаний -12мин.
IV.Практическая деятельность – 15мин.
V. Итог урока -5мин.
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие; проверка готовности класса к уроку; напоминание о порядке работы и поведении на уроке; инструктаж по технике безопасности.
II. Актуализация знаний
Презентация
Тема нашего урока – «Красота родной природы в творчестве русских художников»
«Рисунок «Летний пейзаж» (слайд № 2)
“Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…”
К.Д.Ушинский (слайд № 5)
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
И.Мордовина (слайд № 6)
Загадка:
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней или сад и облака,
Или снежная равнина или поле и шалаш
Обязательно картина называется … (пейзаж)
– Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем. (слайд № 7)
Каждый пейзаж художник трактует по своему, вкладывая в него определённый смысл. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажи лирическую окраску, то есть художники отражают в пейзаже настроение: чувства тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.
III.1. Сообщение новых знаний
– В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра
(слайд № 8)
Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой. (слайд № 9)
Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. (слайд № 10)
Парковый пейзаж – изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей (слайд № 11)
Морской пейзаж – марина (от лат. Marinus – морской) – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.
(слайд № 12)
Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
(слайд № 13)
Индустриальный пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций вокзалов, паутины железнодорожных линий. (слайд № 14)
Героический пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В ней изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. (слайд № 15)
Декоративный пейзаж – пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, дополняет архитектуру, делает ее выразительнее, Цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения. (слайд № 16)
Пейзаж настроения – это непосредственный отклик души человека, зеркало его внутреннего мира. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, чувства тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости. (слайд № 17)
Эпический пейзаж – величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия. (слайд № 18)
Исторический пейзаж – косвенное воплощение исторических событий, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. (слайд №19)
Романтический пейзаж – запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра. (слайд № 20)
Космический пейзаж – изображение неземных пространств и природы в других условиях. (слайд № 21)
2. Закрепление новых знаний
– Какие бывают виды пейзажей?
– Попробуйте определить, к какому виду пейзажей относятся данные картины. Обоснуйте свой ответ (слайд № 22).
3.Анализ образца
– Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например картины великого русского художника И.И. Шишкина. (слайд № 23)
Обратите внимание на его картины «Утро в сосновом бору» (слайд № 24). В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивает предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена на всех пейзажах.
На картине «Рожь» (слайд № 25) Шишкин четко прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно и покрыты легкой дымкой.
Картина «Дубовая роща» (слайд №26). Шишкинские сосны – это классический образ русского леса. Обратите внимание, как переданы свет и тень.
Картина «Лесные дали» (слайд № 27). Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, этот простор. На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.
– Какое настроение вам навевают эти пейзажи?
– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость?
– В чем состоит идея пейзажей, передавших раздолье родных мест?
– Какими изобразительными средствами и материалами пользуется художник для
воплощения своего замысла?
– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?
При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних композициях дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других композициях пейзаж образует лесные массивы и группы деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.
IV. Практическая деятельность
1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам (слайд № 28)
2. Начинаем рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.
3. Тёмно-коричневой краской нарисуйте изгибающийся ствол дерева и несколько коротких веток (слайд № 29).
4. С помощью зеленой краски нанесите много коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей (слайд № 30).
5. Используя краски цвета лайма и светло-зеленого тона, нарисуйте множество диагональных линий, обозначающих листья (слайд № 31).
6. Размещаем на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане крупнее и чётче.
Дети выполняют рисунки
V. Итог урока.
Анализ и эстетическая оценка работ
– С творчеством какого русского художника мы сегодня познакомились?
– О каких его работах вы сегодня узнали?
– Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах наиболее
удалось передать красоту родной природы?
– Давайте выберем наиболее удачные композиции, хорошую заполненность листа,
удачный колорит (слайд № 32)
Домашнее задание:
Подобрать репродукции с различными видами пейзажей. Наблюдать за красотой природы, изменением цвета в природе (слайд № 33)
kopilkaurokov.ru
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Пейзаж, виды пейзажа. Рисунок «Пейзаж»
ФИО: Голокова Вера Александровна
Место работы: Республика Саха (Якутия) МОБУ СОШ № 33 им. Л,А,Колосовой городского округа «Г.Якутск»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 4
Тема и номер урока в теме: Пейзаж, виды пейзажа. Рисунок «Пейзаж». Уроки № 2 – 3
Базовый учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс, авторы В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина
Цель урока: организовать работу, способствующую формированию понятия «пейзаж», «виды пейзажей» и знакомству с работами русских художников-пейзажистов.
Задачи урока.
Обучающие: на примере работ известных русских художников формировать представление о пейзаже и видах пейзажей.
Развивающие: создать условия для развития мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения, развития умения строить высказывания, умозаключения, доказательства, ориентироваться в источниках информации
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к изобразительному искусству, чувства прекрасного, любви к родным местам, умения вести диалог
Тип урока: формирование новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование: учебник, компьютер с подключением к интернету, проектор, интерактивная доска
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урокаНазвание используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Первый час
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Презентация учителя
Предлагает побывать на виртуальной выставке известных русских художников. (Демонстрирует презентацию с репродукциями картин)
-Чем интересны эти работы? (слайд 2)
Рассматривают видеоряд репродукций картин русских художников. (Презентация)
Высказывают своё мнение
5 мин.
2
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Смогли бы вы так нарисовать?
Почему? Можно ли утверждать, что они выполнены в одном жанре?
-Что объединяет все произведения?
Обсуждение в группах
3 мин.
3
Выявление места и причины затруднения.
№1
Видеофрагмент. Жанры изобразительного искусства. Пейзаж
-Как называется такой жанр изобразительного искусства?
Демонстрирует видеоролик №1.
-Что же такое пейзаж?
Предлагает определить, относится ли данная работа к пейзажу.
(А. Мартынов.
Вид Невского проспекта от Фонтанки до Адмиралтейства) Слайд 5
Почему вы так думаете?
Выслушивает разные мнения учащихся (фронтально) и обобщает: «то есть вы предполагаете, что существуют разные виды пейзажей, это один из видов».
Если знают, то называют известный жанр изобразительного искусства, а если не знают, то отвечают на вопрос после просмотра видеофрагмента №1.
Обсуждение в парах с выдвижением доказательств, можно ли данную работу назвать пейзаж.
Выдвигают разные версии.
10 мин.
4
Построение проекта выхода из затруднения.
-Уточните, что надо узнать, чтобы ответить на вопрос, является ли данное изображение «пейзажем».
-Из каких источников можно получить информацию о видах пейзажей? Как будем действовать?
Фиксирует на доске предложения ребят
Ставят цель: надо узнать…(существуют ли разные пейзажей, какие виды пейзажей существуют, …)
Предлагают:
1) почитать в словаре или учебнике,
2) спросить,
3) найти в интернете
4)…
3 мин.
5
Реализация построенного проекта.
№2 Видеофрагмент. Виды пейзажа. Сельский и городской пейзаж
Предлагает действовать по намеченному плану.
1.Чтение статьи с.52-56
-Что вы узнали о пейзаже?
-Какие художественно-выразительные приёмы помогли художникам выделить главное на картине?
-Какие материалы использовали в работе художники?
-На что надо обратить внимание при работе акварельными красками?
-Назовите основные этапы работы над пейзажем. Записываются в виде плана на доске
2.Предлагает просмотреть видеоролик №2
-Что вы узнали о пейзаже из этого ролика?
Чтение статьи учебника с.52-56, рассматривание репродукций картин. Отвечают после чтения на вопрос (подтверждая выборочным чтением).
-Нашли ли ответ на вопрос, какие виды пейзажей бывают?
(направление и ширину мазков, контрастность красок, наложение одного слоя краски на другой)
1)Компоновка лёгкими линиями главных объектов, 2)детальная их проработка, 3)обобщение штриховкой или цветным тоном,
4)передача формы, объёма, пространства, воздуха.
Рассказывают об открытиях, доказывают свою точку зрения по выбору вида пейзажа
15- мин
6
Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи.
-И так, относится ли данная работа к пейзажу? Почему?
Высказывают и доказывают своё мнение.
4 мин.
7
Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону.
№3.ИнтерактивИграй и учись. Назови вид пейзажа
-Кто считает, что он узнал о пейзаже достаточно много? Хотите проверить свои знания?
Предлагает выполнить тест на компьютере в парах.
Узнали ли вы что-то новое о пейзажах?
Что вы можете сказать об этой работе? (Слайд 6. И.Айвазовский. Девятый вал)
Выполняют тест на компьютерах в парах.
Строят высказывания.
5 мин.
8
Второй час
Включение в систему знаний и повторение.
Как вы думаете, почему художники часто обращаются к такому жанру как «пейзаж»?
Какие виды пейзажа вы знаете? Что может быть изображено на пейзажах этих видов? Слайд 7-13
Выберите понравившийся вид пейзажа и попробуйте выполнить свой, используя гуашь, передавая свои чувства и впечатления от увиденного, например, в летние каникулы.
Высказывают своё мнение.
Рисование пейзажа по составленному ранее плану:
1)компоновка лёгкими линиями главных объектов, 2)детальная их проработка, 3)обобщение штриховкой или цветным тоном,
4)передача формы, объёма, пространства, воздуха.
35 мин.
9
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Помогает оформить выставку работ учащихся. Предлагает оценить, прокомментировать работы с точки зрения изученного.
– Зачем нужно знать виды пейзажей, знать жанры изобразительного искусства? Как вы думаете, есть ли другие виды пейзажей?… Об этом поговорим на другом уроке. Попробуйте найти ответ самостоятельно.
Само (или взаимо) оценка выполненных пейзажей.
Высказывают свою точку зрения.
10 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Пейзаж, виды пейзажа. Рисунок «Пейзаж»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/00000075-1000-4ddd-cf27-3b0046962cf8/?from=00000904-a000-4ddd-bc11-040047601840&2
Видеофрагмент. Виды пейзажа. Сельский и городской пейзаж
видеофрагмент
http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/00000078-1000-4ddd-10b1-090046962ec3/?from=00000904-a000-4ddd-bc11-040047601840&
3
Интерактив. Играй и учись. Назови вид пейзажа
тест
http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/00000199-1000-4ddd-9314-2e00469c9fb0/?from=00000904-a000-4ddd-bc11-040047601840&
4
Презентация учителя
infourok.ru