Кровеносная система конспект урока 4 класс: Конспект по окружающему миру Кровь. Кровеносная система (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему “Кровеносная система”

Организационно-мотивационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выявление места, причины затруднения, постановка цели деятельности

 

 

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

Реализация построенного проекта (открытие новых знаний)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Самостоятельная работа с проверкой по эталону (образцу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности

Итог урока

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем думать отвечать

И друг другу помогать.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем думать отвечать

И друг другу помогать.

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте проверим вашу готовность к уроку, на партах у вас должны лежать учебники, рабочие тетради, пеналы и раздаточный материал. Поднимите руку, кто готов к уроку и готов получать новые знания. Отлично, давайте начнем наш урок!

Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем вы пришли в школу? Конечно, в школу мы приходим за новыми знаниями. А если на вашем пути появляются какие-то трудности то, что вы делаете? Поднимите руку тем, кто готов преодолеть все трудности, чтобы достичь поставленных целей? Молодцы!

Наш урок я хочу начать с одной легенды. Однажды мудреца спросили: «Что является для человека самым важным и ценным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий, счастливее больного короля». Как вы думаете, почему мудрец ответил так? Что же является главным в жизни каждого человека? Благодаря вашим рассуждениям мы можем сделать вывод о том, что быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радости жизни, легко учиться. Здоровье купить нельзя, о нем нужно постоянно заботиться.

Вспомните, что вы изучаете в течение последних уроков? Верно, вы изучаете организм человека. Давайте вспомним, какие системы органов вы уже выучили. Перед вами схема «Организм человека», но она не заполнена, давайте заполним ее.

Получается у нас остается еще какая-то система организма человека. Сейчас я хочу предложить вам выполнить одно задание. На слайде вы увидите предложения, но, к сожалению, они частично потеряли слова. Ваша задача вставить недостающие слова.

1.      Кровеносную систему составляют …, … и ….

2.      Кровь состоит из … разных типов.

3.      Клетки крови переносят … и … вещества, защищают от …, участвуют в … крови.

Ребята, у вас получилось выполнить задание? А почему мы не смогли его выполнить? Да, вы правы, нам не хватает знаний, чтобы выполнить его. А вы хотите изучить новый материал, узнать много нового и выполнить это задание? Отлично, тогда давайте попробуем определить тему нашего урока. Как вы думаете, какую систему организма нам сегодня предстоит изучить? Все верно, тема сегодняшнего урока «Кровеносная система». Какую мы можем поставить перед собой цель? Что нам  предстоит узнать? Молодцы, сегодня мы узнаем, что входит в состав кровеносной системы, из чего состоит кровь, значение крови, по чему течет кровь и откуда она вытекает и куда возвращается. Чтобы достичь цели урока, что нам нужно составить? Верно, нам нужно составить план урока. Давайте вернемся к заданию, которое вызвало у нас затруднение, и с помощью него составим план урока.

1.      Строение кровеносной системы.

2.      Состав крови.

3.      Значение кровеносной системы.

 

У нас есть тема, цель и план урока. Мы можем начать работу? Отлично, давайте же скорее начнем.

Первым пунктом плана нам предстоит узнать о строении кровеносной системы. Сейчас вам предстоит работать в парах с учебниками. На слайде по очереди будут появляться вопросы, а ваша задача находить и зачитывать ответы на эти вопросы в тексте. Напомните мне, как правильно нужно отвечать на вопросы? Молодцы, на вопросы мы отвечаем по поднятой руке. Давайте также вспомним о правилах работы в паре. Вы совершенно правы, при работе в паре важно работать вместе; выслушивать мнение друг друга; не перебивать друг друга; говорить тихо, чтобы не отвлекать остальных. Откройте, пожалуйста, учебники на 24 странице. Нам предстоит работать с 24 и 25 страницей, будьте внимательны и давайте начнем работу.

1.      Что входит в состав кровеносной системы?

2.      Как называются сосуды, по которым течет кровь от сердца? Каким цветом они обозначаются? (рассмотрим схему)

3.      Как называются сосуды, по которым кровь возвращается к сердцу? Каким цветом они обозначаются? (рассмотрим схему)

4.      Как называются круги кровообращения в организме человека?

5.      Что приносит и уносит кровь при движении по большому кругу? (рассмотрим схему)

6.      Через что проходит и что отдает кровь при движении по малому кругу? (рассмотрим схему)

Итак, ребята, какой пункт плана нам удалось выполнить? Что вы узнали? Все верно, мы изучили строение кровеносной системы.

Сейчас я хочу прочитать вам небольшую загадку, ваша задача ее отгадать. Слушайте внимательно!

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Молодцы, вы отгадали, это сердце. Сердце есть у каждого человека. Сердце – главный двигатель крови в нашем организме, оно подобно насосу подает кровь ко всем тканям и органам. Сердце разделено сплошной перегородкой на левую и правую половины. Из правой половины сердца выходит кровь и движется  по артериям к каждому органу, неся кислород и питательные вещества. По венам кровь движется обратно к сердцу, унося углекислый газ и вредные вещества. Наше сердце невелико, если хотите узнать его размер, то просто сожмите кулак, вот такое сердце бьется у вас. Сердце – это мышца. А что делают мышцы? Мышцы сокращаются и расслабляются, также и сердце постоянно сокращается и расслабляется. Прижмите ладонь к левой части своей груди. Чувствуете равномерные  удары? Вот так бьется наше сердце. Мышцы сердца с силой выталкивают кровь и заставляют ее двигаться по кровеносным сосудам. Сокращение и расслабление мышц называют пульсациями. Толчки в сосудах – пульс. Его можно ощутить пальцами на запястьях рук, в основании шеи и на висках.

Ежедневно оно прокачивает примерно 10 тысяч литров крови, т.е. целую цистерну, равную по весу 2 слонам.

Сейчас мы с вами проведем практическую работу «Измерение частоты пульса». Давайте определим цель практической работы. Что нам нужно узнать? Молодцы! Целью практической работы будет сравнить частоту пульса в состоянии покоя и после физической нагрузки. У вас на партах есть специальные листы наблюдений, куда мы будем записывать полученные результаты. (приложение 1)

Попробуйте найти пульс на запястье. Нащупали? Сейчас я засеку одну минуту, а вы посчитаете количество ударов в состоянии покоя за это время. Запиши свой полученный результат в таблицу и результат товарища. Сравните свой полученный результат и товарища. Отличается количество ударов? Посчитайте насколько? Теперь мы сделаем 15 приседаний и снова посчитаем количество ударов за минуту. Запиши свой результат и результат товарища в таблицу. Посчитайте, насколько увеличилось количество ударов после физической нагрузки.

Как вы думаете, почему оно изменилось? Какой вывод мы можем сделать? Все верно, после физической нагрузки сердце работает интенсивнее, чем в спокойном состоянии. А почему?

Итак, мы выполнили с вами практическую работу, узнали, почему у нас увеличивается количество ударов после физической нагрузки. Какие пункты плана у нас еще не выполнены? Верно, мы не изучили состав и значение крови. Давайте приступим к изучению.

Сейчас я хочу предложить вам провести небольшой проект, продуктом которого будет стенгазета «Кровеносная система». На каждой колонке у нас будет по 2 группы, всего будет 6 групп. Вы будете работать с раздаточным материалом. У каждой группы есть конверт, в этом конверте предложения. Ваша задача составить из этих предложений связный текст и приклеить предложения на лист А4. Также там будет дано название вашего текста, не забудьте, где оно должно находиться. Перед тем, как вы начнете работу, давайте вспомним о правилах работы в группе. Вы абсолютно правы, основные правила работы в группе это: не перебивать друг друга; распределять роли; уважать мнение друг друга; уметь выслушивать мнение товарища. После завершения работы, мы выслушаем ответы групп. Каждая группа расскажет  материал своей рубрику для газеты. Желательно, чтобы вся группа участвовала в представлении. Приступайте к работе

Тексты (приложение 2):

1 группа – Кровь в организме человека.

2 группа – Состав крови.

3 группа – Значение крови.

4 группа – Кровеносные сосуды.

5 группа – Группы крови.

6 группа – Заболевание крови – анемия.

А сейчас каждая группа представляет результаты работы. Сейчас вы оцените  работу своих групп. Если вы считаете, что группа справилась с заданием, то поднимите руку. Поднимите руку, если группа выполнила задание самостоятельно, без помощи учителя.

Ребята, вы большие молодцы и проделали отличную работу! Наш урок начинает близиться к концу, поэтому давайте проверим, удалось ли нам выполнить все пункты плана. Мы узнали строение кровеносной системы? А состав крови? А вы теперь знаете о значении кровеносной системы? Молодцы. Давайте проверим, как вы усвоили полученные знания. Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу на листочках, которые лежат у вас на партах (приложение 3). Вам нужно будет решить 2 задания. Для второго задания картинка будет на доске. Читайте задания внимательно, если будет что-то непонятно, задавайте вопросы.

Сейчас я вам предлагаю проверить вашу работы, ответы буду даны на слайде, если вы сделали правильно ставьте «+», если неправильно «-». Теперь я попрошу вас посчитать количество плюсов и соотнести их с критериями.

1.      5 «+» – отлично усвоил материал.

2.      4 «+» – хорошо усвоил материал.

3.      3 «+» – недостаточно хорошо усвоил материал, нужно еще повторить.

Кто получил 5 «+»? А кто 4 «+»? Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием.

Давайте порассуждаем с вами над одним вопросом. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наше сердце было здоровым? Я полностью согласна с вашими ответами. Чтобы наше сердце было здоровым нужно правильно питаться, включать в правильное питание как можно больше фруктов и овощей, заниматься спортом, не нервничать и отказаться от вредных привычек. Молодцы!

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к затруднению, которое возникло в начале урока, и попробуем решить его снова.

1.      Кровеносную систему составляют сердце, кровеносные сосуды и кровь.

2.      Кровь состоит из групп клеток разных типов.

3.      Клетки крови переносят кислород  и питательные вещества, защищают от болезней, участвуют в свертываемости крови.

Мы смогли выполнить задание, а что это значит? Правильно, это значит, что мы отлично усвоили материал. Что больше всего вам запомнилось? Отлично! Хочу попросить вас оценить свою работу на дорожке успеха. У вас на столах лежат карточки с дорожкой, вам нужно закрасить тот кружок, который подходит вам. (приложение 4)

Ребята, вы большие молодцы, мне было очень приятно с вами сегодня работать! Спасибо вам за урок! До новых встреч!

Читает стихотворение

 

 

 

Приветствует учащихся, настраивает их на работу на уроке, проверяет их готовность к уроку

 

 

Задает вопросы, выслушивает ответы учащихся

 

Рассказывает легенду

 

 

Задает вопросы

 

 

 

 

 

Предлагает вспомнить, что изучали на прошлых уроках

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает заполнить схему «Организм человека»

 

 

 

 

Предлагает выполнить задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы

 

Предлагает определить тему и цель урока, составить план работы на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводит инструктаж по выполнению задания

Предлагает вспомнить правила работы в паре

 

 

 

 

 

Задает вопросы, выслушивает ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает отгадать загадку

 

 

 

 

 

Читает рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает определить тему и цель практической работы

Предлагает выполнить задание

 

 

Предлагает сравнить результаты

 

 

Предлагает сформулировать вывод

 

 

 

 

Задает вопросы

 

 

Проводит инструктаж по выполнению задания

Предлагает вспомнить о правилах работы в группе

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает проверить задание, выслушивает ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает выполнить самостоятельную работу, провести самопроверку по эталону (образцу)

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы

 

 

Предлагает порассуджать над вопросом, слушает мнение учащихся

 

Предлагает вернуться к проблеме, созданной вначале и урока, и решить ее

Задает вопросы

Предлагает провести самооценку работы на уроке

Задает вопросы

Акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке

Благодарит за работу

Слушают стихотворение

 

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке, проверяют готовность к уроку

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

Слушают легенду

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

 

 

 

Вспоминают материал, изученный на прошлых уроках

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют схему «Организм человека»

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

Определяют тему и цель урока, составляют план работы на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают инструктаж по выполнению задания

Вспоминают правила работы в паре

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему и цель практической работы

Выполняют задание

 

 

 

Сравнивают результаты

 

 

 

Формулируют вывод

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Слушают инструктаж по выполнению задания

Вспоминают правила работы в группе

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют задания

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу, проводят самопроверку по эталону (образцу)

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Рассуждают над вопросом

Высказывают свое мнение

 

Возвращаются к проблеме, созданной в начале урока, и решают ее

Проводят самооценку работы на уроке

Отвечают на вопросы

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

 

 

 

Открытый урок по предмету окружающий мир в 4 классе “Значение кровеносной системы.

Кровь” | План-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме:

Класс:   4»б» класс учитель Семенова Елена Анатольевна

Предмет : Окружающий мир

Урок по теме: “Мир человека в Новое время”.

Тема:”Значение кровеносной системы. Кровь”.

Тип урока: Исследование

Форма урока: Работа по группам

Задачи: Знакомство с кровеносной системой

Цель урока:

  • дать знания о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;
  • развивать интерес к познанию «самого себя»;
  • воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью

Создать условия для формирования УУД:

Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;.

Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

Коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; слушать и понимать речь других.

Оборудование: Учебник, презентация по теме (кровеносная система),раздаточный материал (карточка№1-состав крови; карточка №2 – функции крови; карточка №3 – части кровеносной системы; карточки №4-7 – практические задания по группам).

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, оформление доски,

Психологический настрой.

-Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
-Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины,

-А почему очень важно на уроках спину держать ровно, ноги ставить ровно и не наклоняться низко над партой?
-Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко. быстро и от этого ваш мозг работает быстрее.
Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться? Ответы детей.

И так в путь.

2. Блиц опрос.

– Какой учёный занимался исследованиями нервной системы (Иван Петрович Павлов)
– Сколько весит мозг при рождении у ребёнка(360гр.).
– Сколько весит мозг у взрослого человека(1200-1500гр.)
– Как называется орган равновесия (вестибулярный аппарат)
-Какой великий русский хирург применил наркоз(Николай Иванович Пирогов)

3.Постановка проблемы урока

Учитель.Тема сегодняшнего урока в шифровке.

На доске.                            

   (ьовкр)-  кровь                                                

(амтестси)- система

Кто может объяснить слово система.

( Ответы детей.)Система-(порядок. режим)

Система –это определённый порядок в расположении;

                -это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.(Толковый словарь С.И.Ожегова)          

Примеры: солнечная система, речная система, нервная система…

(Слайд №2)

Объедините два слова по смыслу – кровеносная система.

 Объявление темы. Кровеносная система Слайд №3

– Что хотели бы  вы узнать на уроке? ( Ответы детей.)

4. Формирование новых знаний 

 Постановка проблемы урока.

– Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу.        (Ответы учащихся) -(Больн  ,идёт кровь)
– Значит, кровь вы видели.
– Какого она цвета? (Ответы учащихся)

Дополнение учителя. Кровь –удивительная жидкость. С изобретением микроскопа ,наука сделала огромный шаг вперед ,ученые посмотрели на капельку крови под микроскопом и вот что они увидели.  

 (Слайд 4)- капелька крови под микроскопом.

Что вы видите. (Ответы учащихся)

Учитель: Кровь состоит из множества клеток.

Задание в парах (карточка №1)-Найти в учебнике стр.34    состав крови. (Ответы учащихся)

  (Слайд 5)- капелька крови под микроскопом с обозначениями.

-Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? (Ответы учащихся) 

 Задание в парах. (карточка №2)-Найти в учебнике стр. 33 функции крови.

 Физминутка – ?

Что такое пульс? Где его можно нащупать?

(ответы учащихся) 

Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки.

Задание в группах

 (карточка №3) – Найти в учебнике стр.37-38 части кровеносной системы. (кровеносные сосуды, сердце)

 Индивидуальные карточки для групп

– измерение частоты пульса

(карточка №4 Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки крови в кровеносных сосудах – это ПУЛЬС.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ.
Пульс у людей в спокойном состоянии обычно равен 60-70 точкам (ударам) в минуту.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В ДВИЖЕНИИ (поприседайте).)

Выводы:___________________________________________________________________

– оценить здоровья ребенка по составу крови

(карточка №5 таблица – анализ крови)

– первая помощь при венозном кровотечении

(карточка №6 При очень сильных ранениях, когда повреждён крупный сосуд, человек может потерять много крови, а это очень опасно, так как человек может умереть от потери крови.    

  В таких случаях руку или ногу выше раны передавливают – резиновым жгутом, а при его отсутствии – ремнём или платком. Этим мы прекращаем сильное поступление крови и забинтовываем рану. Жгут нельзя долго держать, надо подождать, пока в ране свернётся кровь, жгут в начале ослабить и постепенно снять, проверяя рану на поступление крови.)

– первая помощь при кровотечении из носа, из пальца

(карточка №7 

Кровотечение из носа.

– Надо прижать пальцами крылья носа к перегородке, сесть, слегка откинув голову назад.

Кровотечение из пальца.

Вы замечали, что при ранениях кожи вначале кровь идёт сильно, потом слабее, а затем перестаёт идти. Это не случайно. Природа защищает наш организм, промывая  рану кровью, смывает грязь и попавших в неё микробов.  Немного погодя,  кровь идёт слабее – она густеет и сворачивается, закупоривая порезанный сосуд. При ранении рану очищают и промывают раствором марганцовки, смазывают йодом,   причём смазывают не саму рану, а кожу около неё, чем убивают микробов, после чего рану перевязывают.

– А как быть, если под   рукой нет йода?  (Можно размять листочек тысячелистника, крапивы или подорожника))

 Итог урока

.
– С работой, какой системы вы познакомились сегодня на уроке?

(ответы учащихся) 

Оцени себя сам(Слайд№6)

Составление синквейна (Слайд №7)

карточка №4

– измерение частоты пульса

Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки крови в кровеносных сосудах – это ПУЛЬС.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ.
Пульс у людей в спокойном состоянии обычно равен 60-70 точкам (ударам) в минуту.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В ДВИЖЕНИИ (поприседайте).

Выводы:___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

карточка №5

– оценить здоровья ребенка по составу крови

(таблица – анализ крови)

карточка №6

– первая помощь при венозном кровотечении

При очень сильных ранениях, когда повреждён крупный сосуд, человек может потерять много крови, а это очень опасно, так как человек может умереть от потери крови.    

  В таких случаях руку или ногу выше раны передавливают – резиновым жгутом, а при его отсутствии – ремнём или платком. Этим мы прекращаем сильное поступление крови и забинтовываем рану. Жгут нельзя долго держать, надо подождать, пока в ране свернётся кровь, жгут в начале ослабить и постепенно снять, проверяя рану на поступление крови.

карточка №7

– первая помощь при кровотечении из носа, из пальца

Кровотечение из носа.

– Надо прижать пальцами крылья носа к перегородке, сесть, слегка откинув голову назад.

Кровотечение из пальца.

Вы замечали, что при ранениях кожи вначале кровь идёт сильно, потом слабее, а затем перестаёт идти. Это не случайно. Природа защищает наш организм, промывая  рану кровью, смывает грязь и попавших в неё микробов.  Немного погодя,  кровь идёт слабее – она густеет и сворачивается, закупоривая порезанный сосуд. При ранении рану очищают и промывают раствором марганцовки, смазывают йодом,   причём смазывают не саму рану, а кожу около неё, чем убивают микробов, после чего рану перевязывают.

– А как быть, если под   рукой нет йода?  (Можно размять листочек тысячелистника, крапивы или подорожника))

Карточка №1

Состав крови

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2

Функции крови

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

Части кровеносной системы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сердце и система кровообращения (для подростков)

Что делает сердце?

Сердце представляет собой насос, обычно сокращающийся от 60 до 100 раз в минуту. С каждым ударом сердце посылает кровь по всему телу, доставляя кислород к каждой клетке. После доставки кислорода кровь возвращается к сердцу. Затем сердце направляет кровь в легкие, чтобы получить больше кислорода. Этот цикл повторяется снова и снова.

Что делает система кровообращения?

Кровеносная система состоит из кровеносных сосудов, несущих кровь от сердца и к сердцу. Артерии несут кровь от сердца, а вены несут кровь обратно к сердцу.

Система кровообращения переносит кислород, питательные вещества и

гормонов в клетки и удаляет продукты жизнедеятельности, такие как углекислый газ. Эти дороги движутся только в одном направлении, чтобы все шло туда, куда нужно.

Какие части сердца?

Сердце состоит из четырех камер — двух верхних и двух нижних:

  • Две нижние камеры — это правый желудочек и левый желудочек. Они выкачивают кровь из сердца. Стена под названием межжелудочковая перегородка находится между двумя желудочками.
  • Две верхние камеры — это правое предсердие и левое предсердие. Они получают кровь, поступающую в сердце. Стенка, называемая межпредсердной перегородкой , находится между предсердиями.

Предсердия отделены от желудочков атриовентрикулярными клапанами :

  • Трехстворчатый клапан отделяет правое предсердие от правого желудочка.
  • Митральный клапан отделяет левое предсердие от левого желудочка.

Два клапана также отделяют желудочки от крупных кровеносных сосудов, несущих кровь, отходящую от сердца:

  • Легочный клапан находится между правым желудочком и легочной артерией, по которой кровь поступает в легкие.
  • Аортальный клапан находится между левым желудочком и аортой, по которой кровь поступает в организм.

Какие части системы кровообращения?

Два пути идут от сердца:

  • Малый круг кровообращения представляет собой короткую петлю от сердца к легким и обратно.
  • Большой круг кровообращения переносит кровь от сердца ко всем другим частям тела и обратно.

В малом круге кровообращения:

  • Легочная артерия — это крупная артерия, отходящая от сердца. Он разделяется на две основные ветви и приносит кровь от сердца к легким. В легких кровь поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Затем кровь возвращается к сердцу по легочным венам.

В большом круге кровообращения:

  • Далее, кровь, которая возвращается к сердцу, получает много кислорода из легких. Так что теперь он может выйти в тело. Аорта — это большая артерия, которая выходит из сердца и несет эту насыщенную кислородом кровь. Ответвления от аорты направляют кровь к мышцам самого сердца, а также ко всем другим частям тела. Подобно дереву, ветви становятся все меньше и меньше по мере удаления от аорты.

    В каждой части тела есть сеть крошечных кровеносных сосудов, называемых 9.0009 капилляры соединяют очень маленькие ветви артерий с очень маленькими венами. Капилляры имеют очень тонкие стенки, и по ним к клеткам доставляются питательные вещества и кислород. Продукты жизнедеятельности попадают в капилляры.

    Затем капилляры переходят в мелкие вены. Маленькие вены ведут к большим и большим венам по мере того, как кровь приближается к сердцу. Клапаны в венах обеспечивают движение крови в правильном направлении. К сердцу впадают две крупные вены: верхняя полая вена и нижняя полая вена. (Термины «верхний» и «нижний» не означают, что одна вена лучше другой, но что они расположены выше и ниже сердца.)

    Как только кровь возвращается в сердце, она должна снова войти в малый круг кровообращения и вернуться в легкие, чтобы избавиться от углекислого газа и получить больше кислорода.

Как бьется сердце?

Сердце получает сообщения от тела, которые сообщают ему, когда нужно перекачивать больше или меньше крови, в зависимости от потребностей человека. Например, когда вы спите, он качает достаточно, чтобы обеспечить меньшее количество кислорода, необходимого вашему телу в состоянии покоя. Но когда вы тренируетесь, сердце работает быстрее, поэтому ваши мышцы получают больше кислорода и могут работать усерднее.

То, как бьется сердце, контролируется системой электрических сигналов в сердце. Синус (или синоатриальный) узел представляет собой небольшой участок ткани в стенке правого предсердия. Он посылает электрический сигнал, чтобы начать сокращение (накачку) сердечной мышцы. Этот узел называют водителем ритма сердца, потому что он задает частоту сердечных сокращений и заставляет остальные части сердца сокращаться в своем ритме.

Эти электрические импульсы заставляют предсердия сокращаться в первую очередь. Затем импульсы идут вниз к атриовентрикулярный (или АВ) узел , который действует как своеобразная ретрансляционная станция. Отсюда электрический сигнал проходит через правый и левый желудочки, заставляя их сокращаться.

Одно полное сердцебиение состоит из двух фаз:

  1. Первая фаза называется систолой  (произносится: SISS-tuh-lee). Это когда желудочки сокращаются и перекачивают кровь в аорту и легочную артерию. Во время систолы атриовентрикулярные клапаны закрываются, создавая первый тон (луб) сердцебиения. Когда атриовентрикулярные клапаны закрываются, кровь не возвращается обратно в предсердия. В это время аортальный и легочный клапаны открыты, чтобы пропустить кровь в аорту и легочную артерию. Когда желудочки заканчивают сокращаться, аортальный и легочный клапаны закрываются, чтобы предотвратить обратный ток крови в желудочки. Закрытие этих клапанов создает второй звук (даб) сердцебиения.
  2. Вторая фаза называется диастола  (произносится: die-AS-tuh-lee). Это когда атриовентрикулярные клапаны открываются и желудочки расслабляются. Это позволяет желудочкам наполниться кровью из предсердий и подготовиться к следующему сердечному сокращению.

Как я могу помочь сохранить свое сердце здоровым?

Чтобы сохранить ваше сердце здоровым:

  • Делайте много упражнений.
  • Соблюдайте питательную диету.
  • Достигните и поддерживайте здоровый вес.
  • Если вы курите, бросьте.
  • Ходите на регулярные медицинские осмотры.
  • Сообщите врачу о любой семейной истории проблем с сердцем.

Сообщите врачу, если у вас есть боль в груди, затрудненное дыхание, головокружение или приступы обморока; или если вы чувствуете, что ваше сердце иногда бьется очень быстро или пропускает удары.

Проверил: Лариса Хирш, доктор медицинских наук

Дата проверки: сентябрь 2018 г.

Ваше сердце и система кровообращения (для детей)

Мы повсюду видим и слышим о сердцах. Давным-давно люди даже думали, что их эмоции исходят из сердца, может быть, потому, что сердце бьется быстрее, когда человек напуган или взволнован. Теперь мы знаем, что эмоции исходят из мозга, и в данном случае мозг приказывает сердцу ускориться. Так что же задумало сердце? Как он остается занятым? Как это выглядит? Давай выясним.

Что делает сердце?

Ваше сердце на самом деле мышца. Он расположен немного левее середины груди и размером с кулак.

Ваше сердце похоже на насос, или два насоса в одном. Он перекачивает кровь по всему телу. Кровь обеспечивает ваше тело кислородом и питательными веществами, в которых оно нуждается. Также уносит отходы.

  • правая сторона вашего сердца получает кровь из организма и перекачивает ее в легкие .
  • левая сторона сердца r получает кровь из легких и перекачивает ее в тело .

 

Как бьется сердце?


Перед каждым ударом сердце наполняется кровью. Затем он сжимает , чтобы перекачивать кровь. Когда сердце сжимается, оно сжимается — попробуйте сжать руку в кулак. Это похоже на то, что делает ваше сердце, чтобы оно могло качать кровь. Ваше сердце делает это весь день и всю ночь, все время. Сердце — труженик!

Какие части сердца?

Сердце состоит из четырех различных областей, наполненных кровью, и каждая из этих областей называется камерой. На каждой стороне сердца есть две камеры. Одна камера находится сверху, а другая – снизу.

  • Две верхние камеры называются предсердиями  (скажем: AY-дерево-а). Сердце имеет левое предсердие и правое предсердие.
  • Две камеры внизу называются желудочками  (скажем: ВЕН-трих-кульц). Сердце имеет левый желудочек и правый желудочек.

 

Что такое предсердия? А что такое атриум?

Предсердия — это камеры, которые наполняются кровью, возвращающейся к сердцу из тела и легких. Если вы говорите только об одном, назовите его атриум .

Что такое желудочки?

Желудочки — это камеры, которые перекачивают кровь в тело и легкие.

Что такое перегородка?

Посередине сердца проходит толстая мышечная стенка, называемая перегородкой (скажем: SEP-tum). Работа перегородки состоит в том, чтобы разделить левую и правую части сердца.

Предсердия и желудочки работают как одна команда — предсердия наполняются кровью, затем выбрасывают ее в желудочки. Затем желудочки сжимаются, выталкивая кровь из сердца. Пока желудочки сжимаются, предсердия наполняются и готовятся к следующему сокращению. Итак, когда кровь перекачивается, как она узнает, куда идти?

Что делают сердечные клапаны?

Ваша кровь зависит от четырех специальных клапанов внутри сердца. Клапан впускает что-то и удерживает его там, закрываясь — подумайте о том, чтобы пройти через дверь. Дверь захлопывается за вами и не дает вам вернуться назад.

  • Два клапана сердца: митральный (скажем: MY-trul) клапан и трехстворчатый (скажем: try-KUS-pid) клапан . Они позволяют крови течь от предсердий к желудочкам.
  • Два других называются аортальный (скажем: ай-ОР-тик) клапан и легочный (скажем: ПУЛ-мух-нер-ее) клапан , и они отвечают за контроль течь по мере того, как кровь покидает сердце.

Все эти клапаны работают, чтобы кровь текла вперед. Они открываются, чтобы кровь текла вперед, затем быстро закрываются, чтобы кровь не текла назад.

Что такое Тираж? И как циркулирует кровь?

Движение крови через сердце и по всему телу называется  кровообращение  (скажем: sur-kyoo-LAY-shun), и ваше сердце действительно хорошо справляется с этим — ему требуется менее 60 секунд, чтобы перекачать кровь к каждой клетке в вашем теле.

Ваше тело нуждается в постоянном притоке крови, чтобы поддерживать его правильную работу. Кровь доставляет кислород ко всем клеткам организма. Чтобы остаться в живых, человеку нужны здоровые, живые клетки. Без кислорода эти клетки погибли бы. Если эта богатая кислородом кровь не циркулирует должным образом, человек может умереть.

  • левая сторона вашего сердца посылает эту богатую кислородом кровь в тело . Организм берет кислород из крови и использует его в клетках тела. Когда клетки используют кислород, они производят углекислый газ и другие вещества, которые уносятся кровью. Как будто кровь доставляет обед к клеткам, а потом должна забрать мусор!
  • возвращающаяся кровь поступает в правую сторону сердца. Правый желудочек перекачивает кровь в легкие для небольшого освежения. В легких углекислый газ удаляется из крови и выводится из организма при выдохе. Что дальше? Вдох, конечно, и свежий вдох кислорода, который может попасть в кровь, чтобы снова запустить процесс. И помните, все это происходит примерно за минуту!

Что делают артерии? И что делают вены?

Вы, наверное, догадались, что кровь просто не хлюпает вокруг вашего тела, когда покидает сердце. Он движется по множеству трубок, называемых артериями и венами, которые вместе называются кровеносными сосудами . Эти кровеносные сосуды прикреплены к сердцу.

  • Кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями .
  • Кровеносные сосуды, несущие кровь вернуться к сердце называется вены

Слушайте Lub-Dub

Когда вы идете на осмотр, ваш врач использует стетоскоп, чтобы внимательно прослушать ваше сердце. Здоровое сердце издает лаб-даб звук с каждым ударом. Этот звук исходит от клапанов, закрывающих кровь внутри сердца.

Первый звук (луб) возникает при закрытии митрального и трехстворчатого клапанов. Следующий звук (дуб) возникает, когда аортальный и легочный клапаны закрываются после того, как кровь выдавливается из сердца. В следующий раз, когда пойдете к врачу, спросите, можно ли послушать и лаб-даб.

Как узнать свой пульс?

Даже если ваше сердце находится внутри вас, есть классный способ узнать, что оно работает снаружи. Это твой пульс. Вы можете найти свой пульс, слегка надавив на кожу в любом месте, где прямо под кожей проходит крупная артерия. Два хороших места, где его можно найти, — сбоку на шее и на внутренней стороне запястья, чуть ниже большого пальца.

Вы поймете, что нашли свой пульс, когда почувствуете небольшое биение под кожей. Каждый удар вызван сокращением (сжатием) вашего сердца. Если вы хотите узнать, какой у вас пульс, используйте часы с секундной стрелкой и посчитайте, сколько ударов вы чувствуете за 1 минуту. Когда вы отдыхаете, вы, вероятно, почувствуете от 70 до 100 ударов в минуту.

Когда вы много бегаете, вашему телу требуется намного больше крови, насыщенной кислородом. Ваше сердце качается быстрее, чтобы снабжать кислородом кровь, в которой нуждается ваше тело. Вы даже можете почувствовать, как бьется сердце в груди. Попробуйте побегать на месте или попрыгать через скакалку несколько минут и снова померить пульс — теперь сколько ударов вы считаете за 1 минуту?

Как сохранить здоровье сердца?

Большинство детей рождаются со здоровым сердцем, и важно поддерживать его в хорошей форме. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы сохранить свое сердце счастливым: