Конспект урока василиса прекрасная 4 класс гармония: Конспект урока УМК “Гармония” 4 класс по чтению “Василияса Прекрасная” (1 урок)

русская народная сказка “Василиса прекрасная” | План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:

Технологическая карта урока

по учебному предмету

«Литературное чтение»

в 4 классе

на тему:

русская народная сказка

” Василиса Прекрасная”

Разработала: Ефремова Елена Витальевна

учитель начальных классов

Предмет и УМК:   Литературное чтение, 4 класс, УМК «Гармония»

Тема учебного занятия:   Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Тип урока:   открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат:   проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Что за прелесть эти сказки»
  2. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
  3. Развивать навык выразительного чтения.
  4. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
  5. Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 4 класс (1 часть), автор: О.В.Кубасова, тетрадь «Литературное чтение»,  презентация.

Планируемый результат:

 Познавательные УУД – развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с товарищем, умение договариваться, находить общее решение;

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со   сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.

Предметные: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.

Знание видов сказки.

      Умение определять тематику сказки.

            Знание структуры сказки.

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

Психологический настрой.

– Скажите, с каким настроением вы начинаете урок? Улыбнитесь друг другу.

– Чего вы ожидаете от урока?

Сегодня на уроке у нас гости . Подарите гостям свою улыбку. Ведь от улыбки всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

Не ленитесь, улыбайтесь,

Всем законам подчиняйтесь!

 А закон у нас такой –

  Все в учёбу с головой!

Девиз нашего урока:

«Упустишь минутку, потеряешь час».

Самоконтроль готовности к уроку

– С хорошим настроением.

– Ждём, что будет интересно.

– Узнаем что-то новое.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные (логические)

Познавательные (логические – анализ объектов с целью выделения признаков)

2.Речевая разминка:

Сейчас мы с вами поиграем и разогреем наши голосовые связки:

Начнем с дыхательной гимнастики:

– задуйте свечу

-задуйте 5 свечей

-на праздничном торте свечи и их столько, сколько вам лет, задуйте эти свечи.

Упражнение на развитие ритма:

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

Познавательные

Коммуникативные

3.Проверка д/з

Вспомнить изученные произведения .

1.Кто автор сказки, которую вы читали дома?

2.Кто является олицетворением добра в этой сказке?

3.Можно ли назвать ее волшебной?

Найдите и прочитайте отрывок, который доказывает, что сказка волшебная.

Русский народ

Стр. 15

Коммуникативные

4.Актуализация знаний обучающихся

5.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить задание. Прочитайте загадку, записанную  на слайде.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

— Что это?

Эпиграф:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А.С. Пушкин

-Как вы понимаете этот эпиграф?

– Сегодня мы будем читать сказку  о героине,  которою любят многие дети. А как ее зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку?

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Кто мастерица эта была

Знаете вы наверняка?

(Василиса Прекрасная)

-Как вы думаете кто автор данной сказки?

Откройте учебник на с.16, прочитайте тему урока

– Как вы думаете можно по названию сказки определить, о чем она будет?

-А сейчас я предлагаю рассмотреть иллюстрацию к данной сказке.

-Кто изображен на иллюстрации?

-Какое впечатление она на вас произвела?

-Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать художник?

-Какие цвета использовал художник в своей картине?

-Как вы думаете можно ли по иллюстрации узнать, о чем будет данное произведение?

-Мы проверим оправдаются ли наши предположения только после того, когда прочитаем сказку.

-Зная тему урока давайте наметим план наших действий:

1. Познакомиться с произведением.

2.Узнать значение новых слов.

3.Составить диафильм по прочитанной части сказки.

-Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке?

В ходе работы над содержанием сказки, будем искать ответ на главный проблемный вопрос:

-«Для чего мама перед смертью подарила Василисе куколку?»

– сказка

(определяют тему урока)

Русский народ

– Да

     

Василиса Прекрасная.

Высказывания детей.

-Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий

Познавательные (информационные – извлечение информации) Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

Регулятивные

3.Открытие новых знаний

4. Первичное чтение

Познакомиться со сказкой

5.Первичная проверка понимания прочитанного

6.Физминутка

7.Закрепление нового материала

Работа над содержанием сказки.

8.Научиться составлять диафильм по прочитанной части сказки.

9.Домашнее задание

10. Рефлексия

Контрольно – оценочный этап

Формировать умение оценивать себя

– Мы определили тему урока, поставили цели, наметили план действий.

-Давайте прочитаем сказку и узнаем, оправдались ли наши предположения.

Словарная работа:

-Перед чтением сказки давайте проведем словарную работу:

Обратите внимание на слайд и прочитайте,  какие слова вам встретятся в сказке.

-Кто сможет сам объяснить значение этих слов?

Благословить

Купец

Вдовушка

Безропотно

Чуланчик

Потчевать

-Давайте проверим:

Благословить-перекрестить, передавая этим покровительство, пожелания счастья, удачи.

Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.  

Вдовушка-это женщина, у которой умер муж.

Безропотно- покорно, смиренно, послушно.

Чуланчик-  подсобное помещение хозяйственного назначения.

Потчевать- угощать. кормить

-Я предлагаю вам познакомиться со сказкой. Читает учитель и ученики.

– Первичное восприятие:

-Наши предположения оправдались?

– Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

– Обоснуйте свой выбор.

– Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

– Обоснуйте свой выбор.

Понравилась ли вам сказка?

– К какому виду сказок можно отнести? Почему?

-Что в сказке волшебного?

Какой урок можно извлечь из фрагмента этой сказки?

– Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

–  Какая 2 цель?

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Прочитайте 1 вопрос:

-Кто для Василисы после смерти матери стал самым родным существом?

-Найдите и прочитайте о том, как заботилась о Василисе  ее куколка.

-Почему Василису называли Прекрасной?

-Только ли внешне Василиса была прекрасной?»

-Как относились к Василисе мачеха и ее дочери?

-Подтвердите словами из текста.

-Ответьте на главный проблемный вопрос:

-Для чего мама перед смертью подарила Василисе куколку?

-Видите, ребята, и после смерти родимая матушка помогала доченьке.

-Какие пословицы вы знаете о маме? (слайд)

-Какой следующий пункт плана наших действий?

-Я предлагаю вам поработать в парах над составлением диафильма по прочитанной части сказки.

-Рассмотрите картинный план в учебнике на стр.18

-В картинном плане отражается лишь самое главное.

-Расскажите пожалуйста по каждому кадру, что происходило в сказке.

Картинный план: (Слайд)

1.У купца родилась прекрасная дочь.

2.Подарок.

3.Смерть матери.

4.Женитьба отца на другой.

-Все ли события сказки передают иллюстрации картинного плана, или нужно их дополнить?

Диафильм должен быть подробнее, он передает не только основные события, а весь сюжет сказки.

Работать вы будете в группах:

-У вас на парте лежит шаблон диафильма. В данном шаблоне в первых четырех кадрах уже вписаны основные пункты картинного плана.

-Прочитайте их.   ( слайд)

1.У купца родилась прекрасная дочь.

2.Подарок.

3.Смерть матери.

4.Женитьба отца на другой.

Ваша задача:

Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста и запишите. Чтобы слова уместились в кадре , их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения

-Покажите с помощью  карточек, как вы поняли задание.

– Давайте проверим, что у вас получилось?

Оцените работу своей группы.

Дома обучающиеся дочитывают сказку до конца и выполняют в тетради ТПО два задания.

-Подведем итоги урока

-Какую сказку вы читали?

-Какая главная мысль прочитанной части сказки?

-Вспомните самые интересные фрагменты урока и поделитесь с нами.

-Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Как? Где?

 

-На столах у вас лежат сигнальные карточки.

Красный кружок – очень доволен своей работой.

Зеленый кружок –  могу работать лучше.

Желтый кружок- надо быть внимательнее.

Спасибо за урок!

 

-Познакомиться с произведением

Высказывания детей.

Дети пробуют объяснить значение новых слов.

Высказывания детей

Ответы детей

Ответы детей

-Ответы детей

-Волшебная

Потому, что мама знала, что Василисе будет очень сложно жить без нее. Никто не будет ее любить и заботиться о ней , как родная мама.

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

В сказке точно так же , как и в жизни. Самый близкий человек- это наши мамы, которые будут любить, переживать и заботиться о нас до последнего вздоха, и неважно сколько нам лет.

Поэтому, чтобы мама жила долго и была счастливой нужно беречь ее и помогать ей.

  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • Отца с матерью почитать – горя не знать.
  • Родных много, а мать роднее всего.

Составить диафильм по прочитанной части сказки.

Дети подбирают слова сказки:

1. «В некотором царстве…

дочь — Василиса Прекрасная».

2. «Слушай, Василисушка!.. чем помочь несчастью».

 «Затем мать поцеловала дочку и померла».

4.Смерть матери.

5. Женитьба отца на другой.

 «После смерти жены купец потужил, как следо вало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашел в ней доброй матери для своей Василисы». 6. «Василиса была первая на все село красавица… совсем житья не было».

7. «На, куколка… что делать?»         

8.«Василиса только отдыхает… и печь вы топлена».

 Русскую народную сказку «Василис Прекрасная»

Узнали много нового (пометить на доске)

Самооценка.

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

Коммуникативные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)

Коммуникативные

Познавательные (информационные – представление информации)

Познавательные (сравнение, анализ)

Регулятивные (удержание цели)

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные (извлечение информации)

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Предметные

Регулятивные

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Личностные

“Василиса прекрасная” | План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:

Тема: русская народная сказка «Василиса прекрасная»

Цели: Читать осмысленно,  бегло,  правильно  и выразительно. Читать выборочно. Прогнозировать  содержание читаемого. Выявлять и формулировать  идею  произведения. Расширять словарный запас. Сравнивать произведения. Классифицировать сказки.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

–  формирование навыков самоорганизации

2

Проверка домашнего задания

Активизирует процесс обсуждения чтения прочитанного и выслушивает всех желающих, правильно и тактично комментирует высказывание каждого ребёнка.

а) Радиотеатр;

б) Учащиеся читают записи, характеризующие Василису.

в) Выбираются самые удачные изображения чудесной куколки. Дети обосновывают свой выбор рисунков.
.

Коммуникативные  УУД:

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Мотивация учебной деятельности

Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке? Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке?

-Василиса Прекрасная.

-Нет.

Должны дочитать сказку.

Регулятивные УУД:

– умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему.

3

Актуализация знаний

На какие группы по авторству делятся сказки?

На какие группы по содержанию делятся сказки?

Найдите  и прочитайте отрывок, который доказывает, что сказка волшебная.

Сказки делятся по авторству на авторские и народные.

По содержанию на волшебные, бытовые и сказки о животных.

Находят в тексте отрывок, доказывающий, что сказка волшебная.

Коммуникативные  УУД:

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

4

Применение знаний в новой ситуации

Из скольки частей состоит сказка? Есть ли в сказке зачин? Есть ли в сказке троекратные повторы?

Читают текс сказки до конца по три предложения.

Познавательные  УУД:

– развитие читательских навыков,

5

Обобщение и систематизация

-Составьте диафильм по сказке.

Подберите по порядку к каждому рисунку слова из текста. Чтобы слова уместились в кадре, их должно быть немного, при этом они должны отражать основное содержание произведения.

Дети подбирают слова сказки: 1. «В некотором царстве… дочь – Василиса Прекрасная». 2. «Слушай, Василисушка!.. чем помочь несчастью». 3. «Затем мать поцеловала дочку и померла». 4. «После смерти жены купец потужил, как следовало, а потом стал думать, как бы опять жениться. Купец женился на вдовушке, но обманулся и не нашёл в ней доброй матери для своей Василисы». 5. «Василиса была первая на всё село красавица… совсем житья не было». 6. «На, куколка… что делать?» 7. «Василиса только отдыхает… и печь вытоплена»

Познавательные  УУД:

умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

– умение кратко формулировать мысль

–  умение обрабатывать  информацию

– развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Как вы считаете, кто лучше всех читал сказку? Оцените свою работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД:

– развитие самооценки

7

Информация о домашнем задании

Дети находят и читают книги с русскими народными сказками. Кроме того, учащиеся готовятся к рассказу о прочитанных книгах, к викторине по сказкам, к постановке сценок

№ 9–11 на с. 36.

Личностные УУД:

–  формирование навыков самоорганизации

– формирование навыков письма

8

Рефлексия.

Можете ли вы назвать тему урока?

– Вам было легко или были трудности?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Какое задание было самым интересным и почему?

– Как бы вы оценили свою работу?

Личностные УУД:

– развитие самооценки

Преподавательские работы, вакансии воспитателей, школьные вакансии

Преподавательские работы, педагогические вакансии, школьные вакансии | ШколаВесна Выберите местоположение. .. Любое местоположениеТолько СШАМеждународныйОнлайнАлабамаАляскаАризонаАрканзасКалифорнияКолорадоКоннектикутДелавэрРасст. КолумбияФлоридаГрузияГавайиАйдахоИллинойсИндианаАйоваКанзасКентуккиЛуизианаМэнМэрилендМассачусетсМичиганМиннесотаМиссисипиМиссуриМонтанаНебраскаНевадаНью-ГэмпширНью-ДжерсиНью-МексикоНью-ЙоркСеверная КаролинаСеверная ДакотаОгайоОклахомаОрегонПенсильванияРод-АйлендЮжная КаролинаЮжная ДакотаTenne sseeТехасЮтаВермонтВирджинияВашингтонЗападная ВирджинияВисконсинВайомингВыберите категорию…Классный учительАдминистраторЛегкая атлетикаПрофессиональное образованиеУчебная поддержкаСпециальное образованиеУслуги для студентовЗаместительВспомогательный персоналПозиции на уровне штатаОнлайнДругое/СезонныеВыберите класс…Любой уровень класса …Любой тип работыПолная – или неполный рабочий деньПолный рабочий деньНеполный рабочий деньЛетоПосле школы/Вечернее
  • Расширенный поиск
  • Мой сохраненный поиск

Идентификатор задания

Соискатели

Продвиньте свою карьеру в области образования. Это бесплатно.

Если вы только начинаете или уже имеете опыт&запятая; SchoolSpring — лучшее место для управления вашей образовательной карьерой. Получите доступ к тысячам вакансий по всей стране со всего Интернета в одном , Удобная поисковая система. И это только начало. С SchoolSpring&запятая; доступ&двоеточие;

  • Карьера Инструменты управления документами.
  • Централизованная агрегация поиска работы.
  • Оповещения по электронной почте.
  • Комплексные приложения.
  • Найти работу Бесплатная регистрация

Мы обновили нашу Политику конфиденциальности, вступившую в силу 27 января 2020 г.
Щелкните здесь для получения дополнительной информации.

Работодатели


Увеличьте охват и расширьте круг кандидатов.

Найдите учителей, администраторов, вспомогательный персонал и любую промежуточную роль в сфере образования с помощью более чем 2 миллионов соискателей работы в сфере образования по всей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *