Проблемный урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Наши подземные богатства» (с использованием регионального компонента)
УМК: «Школа России».
Автор учебника «Мир вокруг нас» А. А. Плешаков «Просвещение» 2011г.
Автор: Тлехас Светлана Махмудовна
Учитель начальных классов СШ № 9 п. Отрадный
План урока.
I Организационный момент (1 минута)
II Актуализация знаний для изучения нового материала = постановка проблемы (5 мин)
III Проблемная ситуация (2 мин)
IV Усвоение новых знаний (15 мин)
V Закрепление новых знаний (13 мин)
VI Подведение итогов по теме (6 мин)
VII Выставление отметок (1 мин)
VIII Домашнее задание (1 мин)
Цели урока:
1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.
2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Задача:
формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.
Оборудование:
1. Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.
2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)
3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)
4. Атлас – определитель «От земли до неба» – М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)
Ход урока:
I Организационный момент (психологический настрой).
Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.
Мы снова вместе – вы и я
Начинаем наш урок – он для вас
Мы будем вместе грызть
Гранит науки, в добрый час.
Оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.
Ученик:
Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
II Актуализация знания для изучения нового материала = постановка проблемы.
Учитель: Что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы Лужского района, о которых мы говорили на прошлом уроке?
Ученик: Реки и озера.
Учитель: Цифровой диктант. I вариант выписывает номера с названием рек, II вариант с названием озер.
Луга, Омчино, Сяберо, Обла, Вревка, Толони, Оредеж
Ученик:
I в. 1, 4, 5, 7.
II в. 2, 3, 6.Учитель: Что объединяет эти водоемы?
Ученик: Они все естественные, пресные.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
III Проблемная ситуация
Учитель: Что относится еще к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?
Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.
Учитель: Из чего они сделаны?
Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.
Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.
Ученик: Из полезных ископаемых.
Учитель: Почему они так называются?
Ученик: Их добывают глубоко под землей.
Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
IV Усвоение новых знаний
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
Практическая работа (карточки с названием полезных ископаемых).
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.
Работаем по плану с159
1. Название, где добывают.
2. основные свойства.
3. Использование.
4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Плакаты |
1. Гранит глубоко в земле | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятник «Медный всадник» |
2. Известняк в карьере | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина карьер | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | кирпич |
4. Каменный уголь шахты глубоко в земле | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | лекарства |
5. Нефть глубоко под землей | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин | мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | ножницы |
В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.
Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.
А где мы видели папоротники?
Ученик: В ботаническом саду Санкт-Петербурга.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?
Ученик: Торф, песок, глину.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: высказывают свои предположения.
Учитель: (Указываю на карту Лужского района)
Ученик: Может быть, их добывают на территории нашего края?
Учитель: Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52
Название | Свойства | Применение |
Глина в карьере | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи , посуда |
Песок в карьерах | Сыпучие крупинки желтого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Торф болотистая местность карьер | Горючий, непрочный, легче воды, рыхлый, бурого цвета в нем хорошо видно | Топливо, удобрение, подстилка для скота, лекарства |
Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.
Учитель: Посмотрите на карту нашего района. Крупнейшее в Лен. области месторождение песка – деревня Крупели, имеет запасы 600 000т.
Песок и глину используют для строительных, дорожных работ, около нашего города строится объездная дорога, где как раз используют эти полезные ископаемые; есть строительных завода, на них производят стеклянную тару, посуду, они находятся в поселке Торковичи, Плоское.
Велики в районе запасы торфа. Наиболее крупные Вердугский и Песовский массивы.
IV Закрепление знаний.
Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.
С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».
(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)
1 конверт (1 команда)
1 задание:
Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2 задание:
О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое
3 задание:
Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
1) АБГ
2) АВГ (правильный ответ)
3) АБГ
4) БВГ
2 конверт (2 команда)
1 задание:
Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда (правильный ответ)
4) нефть
2 задание:
Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина (правильный ответ)
2) известняк
3) торф
4) мрамор
3 задание:
Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?
3 конверт
1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
2 задание:
Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:
О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда
Итог по игре:
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
V Выставление отметок
Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.
Ученик: (ученики показывают)
Учитель: Понравился лм вам урок?
Ученик: Очень понравился
Учитель: Чем?
Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.
VI Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169
2) выполните задание в тетради на стр. 52
3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?
Ученик: Природный газ.
Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.
Урок окончен.
kopilkaurokov.ru
Тема: Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»
Цели: 1) обеспечить формирование представления учащихся о луге, как о природном сообществе;
2) стремиться к развитию познавательной активности детей, интересов, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию творческих способностей и коммуникативных навыков в ходе групповой работы.
3) воспитание любви к природе, бережного отношения к родине.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
Метапредметные результаты:
Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
Личностные: самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе.
Оборудование: Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс; презентация к уроку; гербарий; записи голосов птиц луга; карточки для индивидуальной и групповой работы; сигнальные карточки; шаблоны луговых цветов и бабочек для рефлексии урока.
Ход урока.
1.Орг.момент.
(Звучит песня Юрия Антонова «Родные места»)
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это Раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
-Сегодня мы продолжим говорить о природе, о природных сообществах.
2.Проверка домашнего задания.
-С чем знакомились на прошлом уроке?
-Что такое лес?
-Какие виды лесов вы знаете?
– Как еще можно назвать хвойный лес? Берёзовый? Дубовый?
-Показать свои знания по этой теме будут наши эксперты. Они получат карточки и по заданиям подготовят ответы на данные вопросы.
Карточка №1. Записать экологические проблемы лесного сообщества и пути их решения.
(Браконьерство, пожары, вырубка леса, мусор. Создание заповедников, посадка новых деревьев, экономное использование бумаги…)
Карточка №2. Записать цепи питания лесного сообщества по следующей схеме:
Растения – растительноядные животные – плотоядные животные
(Ель, белка, куница. Ель, жук, дятел. Ветки березы, лось, волк.)
Графический диктант. Слайд 1
– Я предлагаю написать вам на листочках графический диктант.
– Запишите «плюс», если утверждение верное и «минус», если неправильное.
1) Лес – это сложное единство живой природы.
2) Самый верхний ярус леса образован деревьями.
3) Средний ярус – это мхи и лишайники.
4) В хвойном лесу растут: сосна, ель, жимолость, кедр.
5) К лесным кустарникам относятся: малина, орешник, крушина.
6) Грибы помогают деревьям расти.
7)Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
8)Плоды всех лесных кустарников употребляют в пищу.
Итог: (Ответы: – + – – + + + -)
*Проверка: (Взаимопроверка, оценивание) Слайд 2
Ответы детей по карточкам.
3.Работа по теме.
1)Самоопределение к деятельности.
– А чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока. Разгадайте кроссворд.
*Кроссворд на доске.
-Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России. (Лес)
-На дубовых ветках
Качаются детки,
Маленькие, озорные,
На них шапочки резные. (Желуди).
-Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)
-Назовите ключевое слово? (луг) Слайд 3
*Слышен звук луга.
– Какие красивые звуки…Что такое луг?
-Догадайтесь, о чём будем говорить на уроке?
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
-Что бы вам хотелось узнать по данной теме?
-Сформулируйте тему урока.
– Сегодня мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значение имеет луг для человека. Слайд 4
– Работать на данном уроке мы будем в группах. 1 группа – отдел ботаников, 2 группа – отдел зоологов, 3 группа – отдел экологов. В завершении урока каждый отдел в лице своих экспертов представит отчет по вопросам, которые представлены на опросниках. Для того, чтобы грамотно ответить на данные вопросы, необходимо хорошо потрудиться. Итак, начинаем.
2)Разновидность лугов.
– Ребята, а что такое луг в вашем представлении?
– Чем отличается луг от леса? (Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).
Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
– Как вы думаете, где располагаются луга?
Рассказ ребенка.
Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут – вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.
-А какие ещё бывают луга?
Суходольные луга. Слайд 5
Чаще всего это луга отвоёваны человеком у лесов для использования их в сельскохозяйственных целях. Эти луга используются для выпаса животных и заготовки сена. Чтобы запасы травы не исчезали человек заботиться о таких лугах. Рыхлит почву. Сажает многолетние травы, удобряет землю. Не приступает к сенокосу, пока не созреют семена трав, для того чтобы в следующие годы не исчезали не вызревшие виды трав. Если человек перестаёт заботиться о таких лугах, лес вступает в свои права.
Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Горные луга Слайд 6
расположены в горных местностях, выше верхней границы леса или на месте искоренённых горных лесов, в районах с тёплым и влажным климатом. Выше горных лугов располагаются альпийские луга.
3)Растения луга.
– Можно ли проследить ярусность среди растений луга?
– Почему одни растения выше, а другие – ниже?
Вывод: луговые травы растут ярусами – этажами; выше всех светолюбивые(нивяник, мышиный горошек, клевер), ниже – теневыносливые (кислица).
– Какие растения растут на лугах?
-С некоторыми растениями я вам предлагаю познакомиться подробнее.
-Отгадайте загадку:
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё ж на звёздочку похож. (Василёк) Слайд 7
Эй, звоночек синий цвет!
С языком, а звону нет! (Колокольчик) Слайд 8
Белая корзина золотое донце. (Ромашка) Слайд 9
*Рассказ ученика.
Василёк луговой — многолетнее травянистое растение, высотой обычно около метра. У него прямостоячие, крепкие, шероховатые на ощупь побеги, которые в верхней части ветвятся и заканчиваются одиночными корзинками. Листья — удлинённые, седоватые от опушения. Нераскрывшаяся корзинка представляет собой желтоватый, гладенький шарик. Цветёт в течение всего лета украшая луга и поляны яркими розовыми, голубыми и синими пятнами. Отдельные цветущие растения могут встретиться даже осенью, после листопада. Васильки — хорошие медоносы. Используется в народной медицине, обладает мочегонным, желчегонным, противовоспалительным, обезболивающим действием
*Рассказ ученика.
Колокольчик – название происходит от латинского слова в переводе — колокол, по форме венчика. Растение светолюбивое, холодостойкое и влаголюбивое. В пышном разнотравье лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. У разных колокольчиков цветки имеют одинаковый вид – форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе колокольчики еще называют звонцами, звоночками, бубенчиками. Особенность у них такая – солнечная погода: цветы полностью раскрыты, начался дождь – они плотно закрылись. В природе встречается более ста пятидесяти видов колокольчиков.
*Рассказ ученика.
Растение, которое мы называем ромашкой или поповником, оказывается не ромашка, а нивяник обыкновенный, он внесён в Красную книгу, а у ромашки совсем другие листья. Это многолетнее растение высотой до 80 см. Зацветает в конце мая — начале июня и цветёт 40-45 дней. Ромашка предпочитает хорошо освещённые места. Запаха у цветков растения нет. Именно цветки поповника используют для игры в “любит, не любит”. Венки из ромашки делают также именно из поповника. Это чисто декоративное растение!
-Наверное, нигде нельзя встретить такого разнообразия трав, как на лугу. Среди них много растений с длинными, узкими листьями, похожими на пшеницу, рожь, ячмень. Слайд 10
Это мятлик, ежа сборная, тимофеевка. Они являются ценными кормовыми растениями. Эти растения довольно-таки неприхотливы. Почти все они не имеют длинных корневищ и растут в виде рыхлого куста.
-Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек. Слайд 11
Красный клевер живет два года, и если за эти два года у него ни разу не созреют семена, то на лугу этого растения можно больше и не встретить.
А вот белый клевер — растение многолетнее. Из года в год будет он расти на одном и том же месте, даже если у него не созреют семена. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, словом, он всем хорош, но вот меньше красного клевера. И поэтому на лугу, где растет белый клевер, меньше косят сена. Придите к вечеру на луг, где растет клевер, и увидите, что листочки клевера приподнялись кверху и сложились. Так листья клевера спасаются от ночного холода.
Мышиный горошек — это растение, очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки совсем маленькие. На концах листьев у мышиного горошка тонкие и гибкие усики. Коснется такой усик стебелька другого растения и сразу начинает обвиваться вокруг него. Так и растет – ведь стебелек у мышиного горошка совсем слабенький, вот и приходится ему опираться на “соседей”. В цветах много нектара, поэтому и относятся пчеловоды с большим уважением к мышиному горошку. К тому же растение это очень хороший корм и для коров, и для овец, и для лошадей.
*Работа с гербарием в группах и атласом определителем. (Каждая группа изучает одно растение и делятся своими познаниями с другими детьми.
Описание растения по плану
1.Название (Растение называется …)
2.Размер(В высоту достигает …)
3. Стебель(Имеет …один стебель, несколько стеблей, стебель отсутствует)
4.Листья (Листья…маленькие, большие, длинные, округлые, продолговатые)
5.Корень (У растения …один главный корень, мочковатая корневая система)
4.Физминутка. Слайды 12-13
– Живое – похлопай, неживое – потопай.
Солнце, василек, небо, облака, бабочка, друзья, ветер, суслик, комар, дождик, туча, кустик, озеро, жаворонок, радуга, жук, камен..
5.Животные луга.
-Настало время поговорить о животных, которые населяют это природное сообщество.
– Каких животных луга вы знаете?
-Выполните задание 3 стр.171 учебника
Игра “Узнай меня”.
– Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их.
Какое животное могло бы о себе так сказать?
“Пою” крыльями, “слушаю” ногами. (Кузнечик)
Я самое прожорливое животное на планете. (Стрекоза)
Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (Пчела)
Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (Бабочка)
– Что про него вы знаете? (Кузнечик – это интересное насекомое. Задние ноги у него длинные, нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Во время опасности кузнечик подбирает свои ноги под себя. Ноги, как пружины, выпрямляются и бросают кузнечика далеко вперед. На ноге у кузнечика зазубринки, на крыле твердая жилка. Треск получается от трения ноги о крыло. На ногах кузнечика есть очень маленькие дырочки – это уши. Поэтому слышит кузнечик ногами)
– Что про неё вы знаете? (Стрекоза – полезное насекомое. Крупные, с подвижной головой, большими глазами, короткими усиками, четырьмя прозрачными крыльями с густой сетью жилок и удлинённым стройным брюшком. При полёте стрекозы машут передней и задней парами крыльев поочерёдно, добиваясь лучшей маневренности, или одновременно — большей скорости. Это воздушные хищники – они на лету схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за своим любимым лакомством – мухой – способна пролететь за 1 час до 100 км, причем за тот же час эта обжора может проглотить целых 10 мух.
Одной из особенностей её глаз является способность видеть в инфракрасном диапазоне, то есть они оценивают окружающую обстановку с помощью измерения температуры животных и предметов. Это помогает ей наиболее верно ориентироваться в пространстве и находить подходящую добычу).
– Что про неё вы знаете? (У пчелы есть корзиночки, куда она складывает цветочную пыльцу. Если пчела ужалит, то умрет сама. Пчел трогать нельзя. Пчела живет короткую жизнь – чуть больше месяца.
В улье у каждой пчелы своя “профессия”. В улье всего одна пчела-матка. Это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых выводятся молодые пчелы, она живет в глубине улья и никогда не выходит из него. Ее всегда кормят другие пчелы. Пчелы работают без устали, собирая целыми днями нектар с цветов – это рабочие пчелы.
Есть пчелы-строители – они строят соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькие пчелки – личинки. За яйцами и личинками ухаживают пчелы-няньки. Есть так же пчелы-уборщицы, которые следят за чистотой улья, и выбрасывают мусор. Но есть и пчелы-лентяи – это трутни. Они ничего не делают, только едят мед. Когда меда становится мало, пчелы их из ульев выгоняют. Если пчел не будет, то некому будет опылять растения и они исчезнут.)
– Что про неё вы знаете? (Бабочка – украшение для лугов. У них очень плохая память. Поэтому они собирают нектар только с одного вида цветов – того, который им первым встретится на пути. Нектар добывают при помощи хоботка. Обычно нектар находится в основании цветка, поэтому бабочки, доставая еду, пачкаются пыльцой. Перелетая на другой цветок, они часть пыльцы оставляют на нем. Так бабочки опыляют цветы. Только из опыленного цветка вырастет плод растения. Если истребить бабочек, то некому будет опылять растения, цветы, поэтому не будет урожая. К сожаления, в наше время бабочек стало мало. Прекрасная бабочка махаон, самая большая бабочка России (до 16 см), встречается крайне редко. Она занесена в Красную книгу.)
– Как одним словом назвать всех этих живых существ, о которых мы сейчас говорили? (Насекомые) Слайд 13
– Кроме них, на лугу живут и другие представители животного мира. Приведите примеры.
-Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Все они тесно связаны друг с другом. Пчелы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения.
– Как же живут все обитатели луга? (Сообща, поэтому луг называют природным сообществом) Слайд 14
6.Моделирование.
-Приведите примеры цепи питания характерные для лугового сообщества.
(Трава, гусеница, перепел, сокол. Трава, мышь, змея, ястреб. Трава, кузнечик, ящерица.)
7. Луг и человек. Слайд 15
– Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие?
(Природа, человек)
– Кто наносит природе больший вред? (Человек)
– Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно)
– К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.
-Что же значит луг для человека? (Место отдыха, место выпаса скота, место заготовки корма для скота)
*Работа в парах.
Экологическая игра “Найди ошибку в рассказе”. Слайд 16
*Учащиеся получают листочки с текстами по 1 на парту.
-Прочитайте внимательно текст.
-Найдите ошибки и подчеркните их красным карандашом.
Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
– Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? (5) Какие?
-Посмотрите на эти прекрасные иллюстрации.
Слайды 17-22
*Песня «Цветы на лугу».
-Разве можно обидеть такую красоту?
-Давайте составим памятку как вести себя на лугу.
*Дети составляют памятки – работа в группе.
* Отчёт групп.
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества, чтобы не нарушить экологическое равновесие. Слайд 23
-Составьте рассказ о луговом сообществе используя план на стр.165 учебника.
*Заслушиваем 2 человек.
-Прочитайте задание 3 на стр.176 учебника.
*Найти информацию (Интернет,взрослые,книги)
4.. Рефлексия.
-Наш плакат зеленого цвета и по цвету похож на луг.
– Кто считает, что узнал много полезного и важного сегодня на уроке – прикрепите на доску цветок, бабочку или облачко. Если вы считаете, что материал был для вас очень сложный и вы не все поняли на уроке – прикрепите тучку.
– Кому вы скажете сегодня спасибо? (Друг другу за интересные сообщения, учителю за интересную информацию)
5.Итог.
6.. Домашнее задание.
Подготовить сообщения о животных луга.
Стр.170-177 пересказ.
infourok.ru
Тема: Страницы истории XIX века
Цели: – дать представление о жизни людей в XIX веке;
– познакомить с понятиями «декабристы», «крепостное право», реформами Александра II;
– формировать представление о развитии экономики России в XIX веке.
Формируемые УУД:
познавательные: осознавать поставленную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из текста, иллюстраций, карт
коммуникативные: уметь работать в группе, соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
регулятивные: определять цели и задачи усвоения новых знаний;
личностные: строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.
Оборудование:
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент | |||
Актуализация знаний | Для вас Мудрая Черепаха подготовила вопросы. Отвечая на них мы узнаем как вы подготовились к уроку.
Проверим как вы усвоили тему прошлого урока. Ответы на экране. Перед вами маршрутный лист – выполняя задания вы ставите «+», если задание выполнено с ошибкой вы ставите – «-». | ||
Самоопределение к деятельности | Сегодня мы продолжим изучать историю 19 века. Страницы истории 19 века полны событий, вслед за Отечественной войной 1812 г нашу страну ждали новые потрясения и изменения. А вот какие сегодня вы нам расскажите. Откройте учебник на с. 122-125. Выбираете себе тему и готовитесь отвечать по теме. Вы читаете свой пункт, можете что-то записать, и затем защищаете свою тему. Тема «Декабристы» – Бичева Даша, «Освобождение крестьян» – Симонов Саша, «Технические новшества» – Вахмистров Олег. Защищать тему «Декабристы» идет Даша. Все остальные внимательно слушают. | ||
Физминутка | А теперь немного отдохнем. | ||
Работа по теме урока | Тему «Освобождение крестьян» идет защищать Саша. Слушаем его внимательно. Тему «Технические новшества» – Олег. Молодцы. А теперь проверим как вы внимательно слушали друг друга, откроем рабочие тетради выполните задание №1-3 с42-43. Проверим. Прочитайте текст и заполните таблицу, деятельность Александра 2. Перед вами лента времени – скажите, что происходила в эти года. | ||
Рефлексия | Скажите, что нового вы узнали на уроке? Что вам показалось интересно? Что было для вас трудно? Оцените свою работу – у вас на столах лежать солнышки, солнышки с тучкой, тучки. Поднимите ту карточку которую вы считаете нужной. | ||
Домашнее задание | На 5 – читать с. 122-126, придумать рассказ о судьбе семьи бывших крепостных крестьян На 4 читать с. 122-126, записать какие технические новшества появились к концу 19 века в Рязанской области На 3 – читать с. 122-126, проверить себя. |
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гобикская средняя общеобразовательная школа Рогнединского района Брянской области»
Учитель начальных классов: Кыркина Г.Б.
Окружающий мир 4 класс
Тема урока: «Жизнь древних славян».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний о жизни древних славян, быте, внешнем виде и верой славян.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян; познакомить с внешним видом, бытом, верой славян.
Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с картой; расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные: прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха; формировать позитивное отношение к учебе.
Метапредметные:
регулятивные: уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность и саморегуляцию;
познавательные – устанавливать причинно-следственные связи в природе, уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы на вопросы с опорой на жизненный опыт;
коммуникативные: – учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре.
Планируемые результаты:
– уметь работать с исторической картой;
– иметь представление об устройстве древнерусского города и жизни славян;
– понимать роль летописей;
– принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свою деятельность в групповой и парной работе, проводить самооценку, высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы, готовить сообщения, объяснять новые понятия;
– проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности
Межпредметные связи: Литературное чтение, физическая культура, технология, история Брянского края
Ресурсы:
информационные: учебник А.А.Плешаков “Мир вокруг нас”, рабочая тетрадь, карточки ;
интерактивный материал: авторская презентация «Жизнь древних славян» Формы организации: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Ход урока
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: – Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какой сейчас идёт зимний месяц?
Ученик: – Февраль.
Учитель: А как назывался февраль по народному календарю? Почему?
Ученик: На смену лютому январю заступил февраль-вьюговей.
В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год. Называли его еще «межень» — календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» — от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору.
Недаром часто говорят: Вьюги да метели под февраль налетели
Учитель: Ребята, в течение недели вы наблюдали за погодой.
-Каких дней было больше, пасмурных или с переменной облачностью?
– Какая была самая низкая температура за эти дни? Какие были осадки? Когда были дни без осадков?
– Погода в феврале часто бывает не такой, какой бы нам хотелось её видеть. Я вам желаю хорошего зимнего настроения и удачи на уроке.
Личностные УУД: смыслообразование, потребность включения в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний.
Учитель: – С чего начнем работу на уроке?
Ученик: – С повторения.
Учитель: Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (Работа по ленте времени)
Первая эпоха – Первобытная история, вторая – Мир древности, третья – Средние века, четвертая – Новое время, пятая – Новейшее время
3. Самоопределение к деятельности.
Создание проблемной ситуации (4 мин)
– Продолжим путешествие по дороге истории. Но куда? Попробуйте догадаться по наряду нашей гостьи. (Выходит девочка в сарафане с предметами быта). Как вы думаете: кто и когда носил такой сарафан? (Носили русские женщины, девочки, наши предки в старину, в прошлом). Зовут нашу девочку Настя.
НАСТЯ
О, Русь моя, тебе хвала,
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала!
– Я пришла к вам в гости не с пустыми руками. (Показывает). Что это? (Горшок, веретено).
– Как вы думаете, когда пользовались такими предметами? (Давно, в старину, в древности).
древних
-. Вспомните, кто такие предки? (Мнения детей).
слайд
– Поднимите руку, кто хотел бы узнать, как жили наши предки?
– Кто такие предки?
Предки – это люди, которые жили перед нами, раньше нас. Жизнь
А теперь, чтобы вы точно узнали тему урока Разгадайте Кроссворд, в котором есть «ключевое слово» славян.
4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи (2 мин)
– Как нас ещё называли в древности? (Славяне)
Составьте из данных слов тему урока. (1 ученик у доски)
Тема урока: «Жизнь древних славян». (Слайд 1)
Этой темой мы начинаем новый большой раздел истории нашей страны.
– Посмотрите на вопросы на экране: Где? Чем? Во что?
Чтобы вы хотели узнать о своих предках? Сформулируйте вопросы, используя данные слова.
Ученики задают вопросы:
– Где жили наши предки?
-Чем занимались?
– Во что верили?
На эти вопросы ребята вы должны ответить в конце урока?
5.Работа по теме урока ( на основе презентации).
– слайд
Учитель: У. – Итак, начнём нашу работу. Для этого обратимся к « Повести временных лет».
Что представляет из себя «Повесть временных лет»?
Уч-ся – Это летопись.
У. – А что такое летопись?
Уч–ся – Погодовая запись событий. ( Слайд 4).
У. – Кто был автором « Повести временных лет»?
Уч-ся – монах Нестор.( Слайд 5)
У. – Что же говорит нам летопись? ( чтение текста слайда).
Слайд
В «Повести временных лет» Нестора так говорится о расселении славянских племён:
«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»
– Названия каких племен встретились в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полочане, словены, северяне)
– Рассмотрите историческую карту (с. 35 учебника).
– Посмотрите на условные обозначения и скажите: на какие три объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)
– К какому объединений относятся племена, которые мы нашли в тексте ?
(к восточным славянам)
. – слайд
Позднее именно от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.
Все эти племена относились в ту пору к восточным славянам.
Жили древние славяне в то далекое время, когда на территории нашей страны росли бескрайние леса, были топкими болота, полноводными реки и мелкие речушки.
Восточные славяне поселились на большой лесной равнине по берегам рек Днепр, Волга, Западная Двина, Дон, Десна. Жили славяне племенами.
–слайд
Учитель: Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и скажите, почему именно на этих территориях остановились славяне.
Стих. Читает 1 ученик у доски.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Я думаю, вам повезло. Вы родились и живёте в замечательном месте. Наш Рогнединский край имеет богатую историю. Есть в наших краях места, которые издавна народная молва окружала покровом таинственности. Одним из таких мест было древнее городище у с. Осовик. В 11-12 веках здесь, в устье малой речки Серебрянки, впадающей в р.Десну, располагался город Заруб, в котором жили наши предки древние славяне. Археологи несколько лет вели здесь раскопки, чтобы доказать о существовании древнего города.
Выступает с проектом Гордеева Соня. Презентация – проект «Древний город Заруб»
-слайд
Учитель: Спасибо Соня за проделанную работу.
А теперь ребята мы продолжим знакомство с жизнью древних славян. –слайд 14
Я демонстрирую слайды и делаю к ним комментарии
. 6. Работа с учебником.
Учитель: Теперь, ребята, обратимся к нашему главному помощнику. Откроем учебник на стр.36
– Рассмотрите внимательно иллюстрацию и скажите какими были наши предки славяне?
– Из чего у них была одежда? Слайд (одежда)
– Какие предметы быта были у др. славян?
( Ответы детей)
Правильно ребята. Закройте учебник, откройте рабочие тетради на стр. 14 и выполним задание №4.
Проверка по экрану.
слайд
Учитель: Ребята , как вы считаете какое самое главное было занятие у славян?
Уч-ся: земледелие.
Сообщение. (рассказывает 1 ученик)
Учитель: Самым главным продуктом , конечно был хлеб. Хлеб славяне называли «жито» – от слова жить, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц.
Внимание на экран: соберём пословицы.
_ Какие ещё ребята вы знаете пословицы о хлебе.
( Дети называют пословицы о хлебе)
7. Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазки видят всё давно ,
Где окно и где крыльцо.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Слайд 24 Верования др. славян
Демонстрация презентации + сообщения детей
8. Самостоятельная работа.
Учитель: Давайте закрепим наши знания и выполним в рабочей тетради 1).Задание № _______ стр. ______
-слайд
2). Задание № 2. ( Проверяем по экрану)
9. Физкультминутка.
Учитель: Сейчас мы с вами отдохнём. Если я буду называть, то, что связано с жизнью др.славян – хлопаем в ладоши;
Если связано с др. эпохой – приседаем.
Понятно. Будьте внимательны.
Топить печь по чёрному, принимать душ, посуда из стекла, глиняный кувшин ,кататься на велосипеде, играть на компьютере, лук со стрелами, лапти, кроссовки.
Работа в парах.
Учитель: На листках даны слова, записанные в два столбика. Обозначить стрелочками соответствие.
Затем фронтальная проверка.
Работа в группах.
Обсуждение проблемной ситуации.
Представьте, что было бы с др. славянами если бы:
– 1 группа. – Они жили не племенами, а в одиночку./ Славяне сообща занимались земледелием, рыболовством и т.д. Им вместе было легче работать/.
– 2 группа – Если бы не было лесов? /Умерли от голода и холода/.
-3 группа – Если бы не было рек?/ Славяне передвигались по рекам на лодках летом, зимой пешком. Это было легче и быстрее, чем через непроходимые чащи/
Учитель: Какой сделаем вывод? Жизнь славян была тесно связана с природой . Им легче было жить сообща, чем в одиночку. Поэтому наши предки с почтением относились к природе.
Стихотворение. ?
Учитель:
Вы любите играть. Вот сейчас мы и поиграем в игру «Крестики – нолики».
Х – правильное утверждение, О – неправильное утверждение.
1 От восточных славян произошли русские, украинцы, белорусы.
2 Древние славяне шили одежду из ситца и шёлка.
3Перун – бог грома и молнии.
4 Славяне жили племенами.
5 Мужчины занимались бортничеством, охотой, рыболовством.
6 Славяне верили, что дом охраняет леший.
7 Главным занятием славян было земледелие.
8 Посуда у др. славян была из стекла и фарфора.
9 Хлеб был главным продуктом питания у славян.
-слайд
Проверь по ключу на экране. ХОХХХОХОХ
Оцените работу соседа по парте.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Где жили наши предки? (Славяне населяли огромное пронстранство Восточной Европы)
-Чем занимались? ( мужчины: рыболовством, бортничеством, земледелием; женщины: приготовлением пищи, врачеванием)
– Во что верили? ( Верили славяне в различных богов)
– С каким чувством вы уходите домой?
11. Домашнее задание на экране. слайд
А сейчас сожмите руку в кулак. Отогните большой палец те, кому было на уроке интересно. Указательный разогните те, кто помогал товарищу при работе в парах. Средний те, кто узнал новое о жизни др. славян. Безымянный те, кто считает, что эти знания ему пригодятся в жизни. И мизинчик отогните те, кому захотелось узнать ещё больше.
У кого-нибудь остались кулачки? У кого раскрылись ладошки? Я желаю, чтобы вы протягивали природе и друг другу не сжатые кулаки, а добрые, открытые, готовые прийти на помощи руки.
Предметные УУД: (уметь правильно оценивать результаты своей работы на уроке).
Коммуникативные УУД: (уметь формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других, адекватно относится к оценке учителя).
Регулятивные УУД: (волевая саморегуляция, самооценка.)
nsportal.ru
IV Рефлексия V Итог |
А теперь по первым буквам ответов прочитайте слово. Вы уже не раз писали и составляли проект. Что такое проект? Ребята сейчас вы отвечали на вопросы по какой теме? Мы с вами уже знакомы с городами России, знаем достопримечательности нашей страны. Хотелось бы вам узнать что-то о других странах и городах. Как вы думаете, какая тема будет у проекта? Мы с вами определим тему проекта, как «Путешествие по городам мира» Скажите, какую цель работы мы поставим перед началом? Чтобы вы хотели узнать и о чем хотели бы поделиться с одноклассниками? Мы определили тему проекта, каждый определил цель проекта. Но работать мы будем не отдельно а парами. Что нужно знать работая в паре? Физминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся. Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. Определите кто будет заниматься сбором информации, а кто будет заниматься сбором фотоматериала. Теперь нам нужно наметить план работы. Подумайте о чем бы вы хотели рассказать. Что является интересным и важным, а что второстепенным. Подумайте о каком времени вы бы хотели рассказать: о прошлом или настоящем. Я предлагаю вам такой план.
Вы можете составить и свой план, запишите его. Определили план действия и сроки, теперь выбирайте способы работы, чем вы будете пользоваться при поиске информации. Мы определились с источниками, теперь необходимо решить, как будет оформлена работа. (Учащиеся делятся на пары или группы. Вызываю группу, дети обсуждают свою работу, определяют кто за что отвечает. Направляю, подсказываю, даю советы, как лучше сделать ту или иную часть работы. Затем предлагаю остальным группам обсудить тему проекта и распределить роли). Презентация проектов, т. е. выступление от каждой группы пройдет через урок. Не забудьте про своих помощников – родителей. Что такое проект? Какой теме будет посвящен наш проект? Оцените свои достижения. Мы снова работаем с плакатом «Мои успехи» Приклеиваем солнышко, если всё получилось, всё понравилось, никаких затруднений не было, урок был интересный, узнал что-то новое; Солнышко с тучкой – справился с заданием, но появились затруднения при выполнении, урок понравился; Тучка – если ничего не получилось, урок не понравился. Посмотрите какой красивый плакат у нас получился. Ребята я желаю вам всем удачи в работе над вашими проектами. | Тобольск Проект Проект – план, текст составленный на определенную тему Путешествие по России Да Города других стран Ответы детей Правила работы в паре: главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя. Дети записывают план Книги, учебники, интернет презентация | Коммуникативные: – умение слушать и понимать других. Коммуникативные: – умение строить высказывания в соответствии с поставленными задачами. Умение работать в парах Коммуникативные: -формировать умение работать в группах, выслушивать и принимать мнение и ответы других. Регулятивные: – умение учиться высказывать свое предложение на основе работы с материалом. -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. осуществление познавательной и личностной рефлексии |
nsportal.ru
Целеполагание 2-3 мин. | Нагл.: презентация Словес.: выразительное чтение по цепочке Словес.: учебный диалог Словес.: формулируют тему урока, ставят цели урока | Хочу пригласить вас в путешествие во времени, а куда же мы отправимся вы мне ответите сами посмотрев вот на этого молодого человека: Кто он? – Где, из предложенных зданий, мог бы жить рыцарь? Обоснуйте свое мнение. – Почему был сделан такой выбор? – Посмотрите на изображение на доске и на экране и сформулируйте тему нашего урока – Что бы вы хотели сегодня узнать? | Рыцарь воин в доспехах . Замок – дом рыцаря должен быть для него крепостью, он большой, величавый, с башнями, высокими стенами и рвом. «Кто такие рыцари и как они жили». Познакомиться с жизнью рыцарей и эпохой в которой они жили. | П.: извлечение необходимой информации. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Открытие нового знания, 25- 30мин. | Словес.: устная работа с упражнением, чтение Практич.: письменное выполнение упражнения Практич.: работа в парах Словес.: учебный диалог Практич.: выполнение грамматического упражнения | Давайте разберемся, а кто такие рыцари? Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли стать только люди «благородного» происхождения, достаточно знатные, чтобы приобрести коня и вооружение. Для того, чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. -В какое время жили рыцари? -Это время называется СРЕДНЕВЕКОВЬЕ -Речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с 5 и до конца 15 века. – Многое изменилось в жизни людей в средние века. Образовались многие города: Берлин, Амстердам, Москва и др. Мореплаватели открыли Америку и Австрию. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: чай, кофе, рис, картофель, помидоры. -Вот только некоторые из предметов, которые появились в Средние века (на слайде появляются предметы). Назовите их.
– Посмотрите на ваши столы, на каждом из них есть то что связывает нас со средневековьем, это книга именно в средние века было изобретено книгопечатанье Немцем Иоганном Гутенбергом. – Иоганн Гутенберг догадался, что текст можно оттиснуть на бумаге с помощью разборного шрифта, смазанного краской. Таким способом легко изготовить сотни печатных книг вместо того, чтобы переписывать каждую от руки. – Опишите дом рыцаря, изображенный на слайде. – С чем было связано то, что у рыцаря именно такой дом, а не другой? – Какое место вы выбрали бы для строительства замка? Почему? – Действительно, замки сооружались из камня в труднодоступных местах на возвышенности. Это было удобно для наблюдения и обороны. Давайте же переберемся через глубокий ров по подвесному мосту и войдем в замок. В центре – главная башня – донжон. Здесь и жил сеньор на втором этаже в большом зале. На третьем этаже обитают слуги и охрана. На нижнем этаже располагаются кладовые, кухня, в подземелье – тюрьма. Рядом с донжоном располагались колодец, часовня, конюшни. В замке все было подчинено одному требованию – защищенности, поэтому о внутренних удобствах в них не заботились. В замках было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Погреться можно было только у каминов, но и они не давали особого тепла. – Можно ли назвать замки удобными жилищами? Хотелось ли вам жить в таком замке? Физминутка Снаряжение средневекового рыцаря – Средневековые сеньоры не только возвели себе каменные жилища, но и сами оделись в железо. – Какое же было снаряжение средневекового рыцаря, я буду читать вам его описание, а вы постарайтесь узнать, о чем я говорю. – Покрывали все тело рыцаря и защищали от ударов врага изготавливались из железа, весили от 30 до 50 кг. -Его делали из кожи, наружная сторона нередко украшалась гербом владельца, изображением единорога, дракона, льва. Они надежно укрывали от стрел и помогали отбивать удары противника. – Основное наступательное оружие рыцаря, его часто использовали на конных турнирах, длинной– до 4,5 м. – Оружие с прямым длинным широким лезвием, использовали в ближнем бою о них складывались легенды – А как можно было различить рыцарей, ведь в таком одеянии они были похожи? – А чем занимались рыцари в мирное время, когда не вели войн? (охотились, участвовали в турнирах) – Охота была самым обыкновенным и почти единственным занятием владельцев в мирное время. Они проводили в лесах по целым неделям. – Что такое турнир? (военное состязание рыцарей) – Обычно турнир начинался с поединка рыцарей на копьях, затем они брались за мечи. – Какое значение для рыцаря имели турниры и охота? – Кого бы в наше время вы могли назвать рыцарем? | Средние века Фарфоровая посуда, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Книга. Дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д. Для защиты от врагов, для хранения богатства, для приема гостей, для ведения войны, природные условия и т.д. Высокий холм, обрывистый утес, остров посреди реки. Нет, в них не было удобств и уюта. И жить в таком замке не хочется.
Доспехи. Щит. Копье. Меч. Отличительной чертой было нанесение на одежду и вооружение фамильных гербов. Рыцари старались показать себя на охоте и поддержать свою славу в рыцарских турнирах. На турниры тратили огромные деньги на виду у всех, что свидетельствовало о их высоком положении. Человека смелого, воспитанного, благородного | Р.: выполнение учебного действия Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Р.: выполнение учебного действия К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. П.: извлечение необходимой информации. П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Рефлексия, итог урока, 2-3 мин. | Словес.: учебный диалог. Нагл.: презентация | – В начале урока мы поставили цель. Назовите её. – Как называется время в которое мы изучили? – Какие открытия были совершены в средневековье? – Что обозначало слово рыцарь? – Что вы узнали о жилище рыцаря? – Что такое донжон? – Чем занимались рыцари в мирное время? – Что показалось вам самым интересным? – Оцените свою работу на уроке Домашнее задание: Попробуйте дома создать свой собственный герб, герб своей семьи, а может кто-то создаст герб нашего класса. | Отвечают на поставленные учителем вопросы. Записывают д. з. Анализируют урок. Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке. | К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
nsportal.ru
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
с .Обшаровка м.р. Приволжский Самарской области
Предмет: окружающий мир
Класс: 4-б
Тема: «Лес и человек»
Технологии: здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные технологии, игровые, компьютерные.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: учительский ноутбук, интерактивная доска, презентация Power Point.
Учитель : Кокорева Галина Ивановна.
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе.
Тема урока: Лес и человек.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учеников с экологическими проблемами лесной зоны.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с ролью леса в природе и в жизни людей.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление, выразительность речи.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
План урока
1.Организационный момент(1 мин.).
2.Актуализация знаний учащихся (7 мин.).
3.Физминутка (1 мин.).
4.Объяснение нового материала (23 мин.).
5.Закрепление (6 мин.)
6.Итоги урока, домашнее задание(2 мин.).
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин.).
Звуковое сопровождение (пение птиц)
Учитель:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят,
Сашу – земляникой, Таню – костяникой,
Наташу – орешком, Серёжу – сыроежкой
Леночку малиной, Алёшу – хворостиной.
Что это за богатырь? (лес)
Вот сегодня на уроке мы с вами и отправимся в лес по учебной природной тропинке. Тема нашего урока “Лес и человек”. Мы узнаем о роли леса в жизни человека и природы, о бедах, которые происходят в жизни леса по вине человека. Вместе с нами отправится в путь старичок-лесовичок – большой знаток природы.
2. Актуализация знаний учащихся (слайд № 2)
Торопливая тропинка
Быстро в лес бежит густой
Видим пихты, сосны, ели
И знакомимся с тайгой.
Входим в хвойный лес…Полумрак. Кругом мягкий ковёр из бурой травы. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел,…. Свистнет разок, другой рябчик – и снова тишина.
Давайте, ребята, вспомним, какие деревья растут в хвойном лесу?
(ели, сосны, кедры, лиственницы) (слайд № 3).
Работаем по таблице. Узнай дерево. Каких животных можно встретить в таком лесу?
Поиграем в игру “Угадай животное?” (слайды № 4, 5)
Я вам буду рассказывать о животном, а вы постарайтесь угадать, о ком идёт речь?
а) Этот зверёк похож на белку, но меньше её. Вдоль спины у него пять тёмных
полосок. Питается кедровыми орехами и другими семенами.
(бурундук)
б) Этот зверь хищник, его основная добыча – грызуны. Он предпочитает жить в тёмной глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровая сосна. (соболь)
в) Этот зверь любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, “бакенбарды” и кисточки на ушах? (рысь)
А теперь загадки: (слайд № 6)
1. Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос. (медведь)
2. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета. (заяц – беляк)
3.Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знайте: это… (лось)
Весело бежит тропинка с бугорка на бугорок,
Зайдём в берёзовую рощу и присядем на часок.
(слайд № 7)
Это весёлый, пронизанный светом березняк. Здесь живут берёзки. На зелёном фоне летней травы белые стволы берёзовой рощи – такая картина запоминается на всю жизнь. Берёза – единственное дерево с белой корой.
Берёза – это лиственное дерево или хвойное?
Какие ещё лиственные деревья вы знаете?
(слайд № 8) таблица на стр103
А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы старичка – лесовичка:
(слайд № 9)
1. Плодами какого дерева являются жёлуди? (дуба)
2.Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг
чудесный аромат? (липа)
3. Какое дерево является символом России? (берёза)
4.Какое особое отличие есть у лиственницы?
А теперь подумайте, какие из предложенных деревьев растут в тайге, какие в
смешанном лесу, а какие в широколиственном?
(слайд № 10)
Пихта
Берёза
Кедровая сосна ТАЙГА
Ольха СМЕШАННЫЙ ЛЕС
Сосна ШИРОКОЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС
Лиственница
Дуб
клён
липа
Молодцы, ребята, с заданием старичка – лесовичка вы хорошо справились!
Пора нам отдохнуть.
3.Физминутка. (слайд №11)
Дружно по лесу шагаем.
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Глазки смотрят далеко
Дышим ровно, глубоко. (ходьба на месте)
Вдруг мы видим: из куста
Выпал птенчик из гнезда.
(наклон вперёд, руками коснуться пола)
Тихо птенчика берём и назад его кладём.
(выпрямиться, поднять руки вверх)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим на носочках побежим (бег на носочках)
На полянку мы выходим , много ягод там находим.
Ах, какая красота! Земляника и клубника
Мы едим её с куста (наклоны туловища вперёд)
4. Объяснение нового материала. (слайд №12).
Мы с вами находимся в гостях у природы, в лесу. Оглянитесь кругом.
Лес – это мир, полный загадок и тайн. Лес – это гостеприимный дом, он многих
приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь.
Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?
Рассмотрите схему (слайд № 13).
Расскажите с её помощью о роли леса в природе и жизни людей.
А теперь самостоятельно прочитайте текст на стр.107.
После обсуждения делаем вывод:
Лес – это наше богатство.
Лес – это зелёный наряд нашей земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.
Побежала тропинка дальше. Лес становится реже и реже, выходим на опушку и что же мы видим?
(слайд №14)
Здесь, когда то росли берёзки, ели, а теперь их нет. Куда же подевались деревья?
Как вы ребята думаете? (люди вырубили их)
– А почему люди вырубают леса? (из–за древесины)
Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины.
(слайд № 14)
Какие чувства вызывают у вас эти фотографии?
– Я рада, что вам небезразлична судьба леса.
У леса есть ещё одна проблема – браконьерство.
Кто такие браконьеры? (Люди, незаконно убивающие животных)
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. И они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас из–за неумеренной охоты некоторые виды животных находятся на грани исчезновения. Многие виды редких животных взяты под охрану и занесены в Красную книгу. Это зубр, соболь, филин, утка – мандаринка, рысь, амурский тигр и т.д.
(слайд № 15)
Охраняются Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются птицы, охраняются звери,
Охраняются даже цветы.
На опушке посидели, всё вокруг мы посмотрели,
Отправляемся вперёд – нас дорога вдаль зовёт.
Продолжим прогулку по лесной тропинке и вспомним правила поведения в лесу.
Я прочитаю вам рассказ. Если вы заметите ошибки – хлопайте в ладоши.
(слайд № 16)
С весёлой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые мы не знали, – сбивали палкой.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой–то птицы. Подержали в руках яички и положили обратно.
На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать муравейник.
Нам очень понравилась прогулка по лесу!
(По ходу чтения рассказа идёт обсуждение правил поведения в лесу)
А вы, ребята, будете так же вести себя в лесу?
Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одном поступке человека.
Послушайте стихотворение В. Шефнера “Лесной пожар”
(слайд № 17)
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
(Человек забыл затушить костёр, и он превратился в лесной пожар)
(слайд № 18) (фотографии о лесных пожарах)
Тревожные слова о лесных пожарах долетают на Землю с каждого космического корабля. Космонавты часто видят внизу на зелёном бархате леса, страшные чёрные пятна дыма. То, что на космической фотографии выглядит невинными чёрными пятнами, на самом деле – ад кромешный.
Ревёт, бушует огненная стихия, падают столетние деревья, мечутся в дыму, обезумев от страха, звери и птицы.
По сигналу тревоги к месту пожара едут грузовики с добровольцами из ближайших посёлков и деревень; мчатся на помощь машины с солдатами; летят вертолёты и самолёты с пожарниками – десантниками.
Людская беспечность – вот главная причина беды:
Брошенная горящая спичка, окурок, незатушенный костёр, осколок стекла, брошенный на солнечном месте.
Всё это может стать причиной лесного пожара.
Наука о лесных пожарах называется – лесной пирологией.
Потушили пожар – это хорошо. Плохо только, что теперь здесь на много- много лет останется мёртвая гарь. Нескоро ещё на месте пожарища зазеленеют первые деревца!
(слайд № 19)
Что бы не случилось беды, мы должны послушать советы старичка-лесовичка.
Дорогие ребята, вы часто приходите в лес, чтобы пообщаться с природой и
отдохнуть.
Любите посидеть у костра, поесть печёной картошки, попеть весёлые песни, а
знаете ли вы, как разводить костёр?
Прислушайтесь к моему совету!
1.Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.
2.Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
3. Нельзя разводить костёр под деревьями.
4. Костёр лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо
снять дёрн и разводить костёр в образовавшейся ямке.
5. Нельзя разжигать костёр зажигалкой.
6. Обязательно наблюдайте за горящим костром.
7. Уходя, надо погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место.
5.Закрепление.
А теперь, ребята, я хочу предложить вам интересный кроссворд.
По горизонтали:
Наука о лесных пожарах.
Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём.
Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи, как зажигательная линза.
По вертикали:
Место, где ранее разводился и тушился костёр.
Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.
Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.
6.Итоги урока, домашнее задание.
Что нового узнали на уроке? (Узнали о роли леса в природе и жизни людей)
Вот и подошла к концу наша прогулка. Я думаю, что вы узнали для себя, что-то
новое, интересное. Конечно, каждый из вас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
Старичок – лесовичок прощается с нами, до новых встреч на лесных дорожках.
Домашнее задание: стр. 111. Выучить наизусть памятку “Как разводить костёр”, в тетради стр. 29, 30 задание 1 и 2.
nsportal.ru