Урок окружающего мира в 4 классе
УМК «Планета знаний»
Тема: «Богатство недр»
Цели:
Оборудование:
I. Организационный момент.
Учитель (здоровается, пожелание плодотворно поработать на уроке):
Сегодня речь моя звучит как стих.
Я лучшей для неё не знаю формы.
Ты – Человек! Делами рук твоих
Гордится этот мир нерукотворный.
К твоей неравнодушен он судьбе.
Раскрыв доверчиво и недра, и просторы,
С надеждой обращает он к тебе
Созвездий вопрошающие взоры.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Расскажи. как деятельность человека в природе изменяет поверхность суши. (Ответы детей)
Учитель:Что находят ученые в курганах? (Ответы детей)
Учитель: На территории нашего города Чистополя в районе поселка Крутая гора много тысяч лет тому назад существовал город Джукетау. Ваша одноклассница изучила дополнительный материал и расскажет вам о находках археологов в нашей местности.
(Рассказ сопровождается показом презентации, демонстрацией находок археологов)
Рассказ ученицы:
«Образование Джукетау относится к X веку. Основным видом хозяйства населения нашего края, как и других волжских булгар, было развитое земледелие. Сеяли пшеницу, ячмень, просо. Хлеб убирали серпами и косами, которые обнаруживаются при археологических исследованиях. Зерно хранили в ямах, стены которых обмазывали глиной, или обшивали досками, а также в больших глиняных горшках.
Занимались скотоводством, разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот.
Большое развитие на Закамских землях получила металлургия, в первую очередь обработка железа. Из железа делали многочисленные орудия труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди, замки, рыболовные крючки и многое другое. На территории донауровского селища обнаружены следы кузнечной мастерской.
Джукетау стоял на высоком берегу Камы, охранял водный путь, поэтому особое внимание уделялось строительству оборонительных укреплений.
Население проживало в небольших деревянных домах и полуземлянках. Одним из признаков, определяющим жилое назначение объекта является наличие в нем печи. Археологи различают жилые, хозяйственные (для хранения продуктов или содержания скота) и производственные (ремесленные мастерские) постройки.
Джукетау вел активную торговлю, как и другие крупные города Волжской Булгарии. О развитой торговле говорят и находки импортных вещей, это конечно монеты, необработанный янтарь и янтарная подвеска, лазуритовые подвески, раковины каури, стеклянные бусины и даже кости верблюда.
Керамика из Джукетау – это округлодонная посуда чашевидных и горшковидных форм с примесью хорошо заметного песка в тесте, изготовленная вручную или с использованием гончарного круга, дно уплощённое, округлое или плоское. Горловины, как правило, высокие, с отогнутым наружу венчиком, украшены многорядной крутой волной по плечику. Посуду из Джукетау находят в городах Волжской Булгарии: Булгаре, Биляре и др.»
III. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Предлагаю вашему вниманию кроссворд (решая кроссворд, дети отвечают на вопросы загадок, отгадывают полезные ископаемые (показ презентации).
Учитель: Как вы думаете, о чем речь пойдет на сегодняшнем уроке? (Ответ детей).
При сооружении фабрик, заводов, электростанций, строительстве зданий, производстве различных товаров, везде используют материалы, получаемые из различных полезных ископаемых.
Что такое «полезные ископаемые»? (Ответы детей)
Учитель: Правильно. Конечно, в 3 классе мы уже получили научное представление о некоторых полезных ископаемых, сегодня мы глубже изучим свойства полезных ископаемых, покажем их значение для жизни людей.
Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет? (Ответы детей)
Учитель: Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично. А что для этого нужно делать, выясним в ходе урока.
О какой профессии мы говорили на прошлом уроке? (Ответы детей)
Учитель: С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых. Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых.
Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря.
(Поиск и ответ детей).
Учитель: Зачем нужно заниматься разведкой месторождений? (Ответ детей)
Учитель: Кто этим занимается, люди какой профессии? (Геологи)
О профессии геолога нам расскажет ваша одноклассница. (Рассказ сопровождается показом презентации)
«Геолог постоянно занят поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых, а так же изучением состава этих ископаемых. Геология полезных ископаемых изучает типы месторождений, методы их поисков и разведки
Простой геолог рисует карты и обобщает данные узких специалистов. Главные орудия геолога – геологический молоток, компас, карандаш и блокнот для документации и записи придуманных гипотез, но это было раньше. Теперь геолог пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск можно вести даже через космические спутники, но этим уже занимаются специалисты-геологи».
Учитель: Как вы думаете, в нашем Татарстане есть ли полезные ископаемые? А знаете ли вы какие? (Ответ детей)
Учитель: Сегодня мы попробуем вести разведку полезных ископаемых нашей республики – мы мысленно станем геологами. Я приглашаю вас в геологическую экспедицию. Вашим неотъемлемым снаряжением будет ручка, полевой дневник – тетрадь, карта.
Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
ФИЗМИНУТКА
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
IV.Изучение нового материала.
Учитель: Отправляясь в экспедицию, мы поделимся на 6 отрядов.
Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые
(раздает образцы пород). Исследуйте, что это за ископаемое и расскажите о нем по плану (на доске):
1. Название полезного ископаемого.
2. Условное обозначение.
3.Свойства.
4.Значение и применение.
Учитель:
1 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого торфа.
2 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого угля.
3 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого нефти.
4 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого природного газа.
5 группа знакомится со свойствами и применением железной руды.
6 группа знакомится со свойствами и применением цветных руд.
На партах таблицы, которые необходимо заполнить:
Опиши свойства горючего полезного ископаемого (каменного угля, торфа, нефти) по следующей таблице:
Вещество | Свойства | |||||
внешний вид | Состояние (твердое, жидкое, газообразное) | цвет | запах | горючесть | легче или тяжелее воды | |
Опиши свойства горючего полезного ископаемого природного газа по следующей таблице:
Вещество | Свойства | |||||
внешний вид | состояние | цвет | запах | горючесть | легче или тяжелее воздуха | |
В помощь: Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный
2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды
3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное
4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды
5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха
(Дети работают в группах, на партах – словари, справочники, учебник, раздаточный материал – образцы полезных ископаемых. Рассматривая образцы, учащиеся знакомятся со свойствами полезных ископаемых, сравнивают их между собой. Они обращают внимание на цвет, хрупкость, блеск полезного ископаемого, растворяемости или нерастворяемости в воде, сравнивают, тяжелее или легче воды это ископаемое.
Можно продемонстрировать учащимся горение торфа: кусочек торфа помещают в металлическую ложку и нагревают над пламенем спиртовки. Торф возгорается, горит, выделяя дым, и оставляя золу. Учитель объясняет, что уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф.
Рассматривая нефть, дети наливают ее в сосуд. Дети убеждаются, что нефть легче воды. Учитель беседует об этом свойстве нефти, которое приводит к большим бедствиям.
Дополняя рассказ учеников, учитель поясняет, что все горючие полезные ископаемые используются не только как топливо. Но и как сырье для получения разнообразных продуктов, духов, лекарств и многих др. веществ.
Знакомясь с рудами черных и цветных металлов, учитель напоминает, что рудами называют полезные ископаемые, в состав которых входят металлы. Уместно задать вопрос: «Какие металлы вам известны?» и попросить вам привести примеры из металлов.
Группе, работающей с магнитным железняком, учитель помогает определить, что это полезное ископаемое обладает сильными магнитными свойствами. С помощью компаса дети определяют северную сторону класса. Затем к компасу подносят образец магнитного железняка- стрелка компаса отклоняется в его сторону. Учитель спрашивает: «Что вызвало отклонение стрелки?» Кто-то из учеников догадывается, что это магнит. Учитель подтверждает правильность ответа и объясняет, что в местностях, где имеются залежи магнитного железняка, таким компасом пользоваться нельзя, так как он будет показывать неверное направление.)
Далее проводится обсуждение изученного материала. Один представитель из группы рассказывает об изученном полезном ископаемом по плану. ( Детям, рассказывающим о металлах, предлагается высказаться на тему: «Что произошло бы, если металлы и изделия из них исчезли из нашей жизни?» Дети приходят к выводу, что металлы- основа многих видов производственной деятельности человека: металлургии, машиностроения, транспорта (самолеты, автомобили, поезда), производства бытовой техники, посуды, проводов для передачи электроэнергии и т.д.)
Просмотр фильма «Добыча полезных ископаемых».
Учитель: А теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем, какие полезные ископаемые есть в нем. (Обозначают на карте – работают на интерактивной доске )
Учитель: Главным богатством Татарстана является нефть. Попутно с нефтью добывают природный газ. Из газа получают пластмассы, искусственный каучук, полиэтилен. Наша республика имеет большие запасы торфа. А также обнаружены залежи каменного угля. Главное богатство республики – это ее земли. Самые плодородные почвы – это чернозем. Они дают хорошие урожаи.
V. Проверка усвоения материала
Тест «Полезные ископаемые»
1.Месторождения полезных ископаемых отыскивают: а) археологи, б) геологи, в) строители;
2. К полезным ископаемым относятся: а) кирпич, бетон, бензин, б)станки, вазы, ножницы, в)станки, вазы, ножницы;
3. Металлы получают из: а) каменного угля, янтаря, мела, б) жемчуга, известняка, торфа, в) железной руды, медной руды;
4. При помощи буровых установок добывают: а) нефть, природный газ,б) калийную соль, алмазы, в) мрамор, гранит;
5. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести: а) алмаз, известняк, графит, б) алмаз, известняк, графит, в) железная руда, поваренная соль, мел;
6. В шахтах добывают: а) каменный уголь, антрацит, железную руду, б) поваренную соль, жемчуг, гранит, в) известняк, ракушечник, гранит;
7. В строительстве используются: а) торф, железная руда, самоцветы, б) песок, глина, гранит, в) каменный угол, малахит, антрацит.
Взаимопроверка. Выставление оценок.
Учитель: Полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Можно очистить реку, посадить новый лес, на месте вырубленного. Можно получить потомство от редких животных в зоопарке или в заповеднике. Но использованные месторождения полезных ископаемых снова создать невозможно. Ведь они образовались в недрах земли за многие миллионов лет! Поэтому необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
( Можно привести примеры экономии:1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.)
Учитель: А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
(Ответы детей: Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь.)
VI.Домашнее задание. С. 48-49 учебника прочитать о полезных ископаемых, которые используются как удобрение. Ответить на вопросы.
VII.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: А сейчас – заключительный разговор. Давайте с вами поговорим о ваших чувствах и впечатлениях. Легко ли вы справились со всеми заданиями? Где вы испытали затруднения? Что нового узнали? (Ответы детей)
Учитель: Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Кто-то станет им, кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами которого вы прекрасно справились. И удостоверение «Юный геолог», которое вы сейчас получите, подтверждение этому.
Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Крошечное семечко превращается в огромный арбуз. Тоненький росток превращается а прекрасный цветок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? (Ответ детей: земля).
Учитель: Люди издавна называют землю кормилицей. И именно этому мы посвятим следующий наш урок.
nsportal.ru
– Отложите таблицы в сторону, переверните их.
Учитель демонстрирует полезные ископаемые (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда)
Работа в группах.
-Начинаем приобретать знания. Предлагаю поработать в группах.
Вспомните правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Каждый работает на общий результат. Своё несогласие выражай вежливо. Критикуешь- предлагай!)
Распределите роли.
Каждая группа получает материал для работы инструкцию:
1.Изучите соответствующий материал учебника с. 46-47,
2. Исследуйте полезные ископаемые и заполните таблицу.
Задание группам:
1 группа изучает свойства и применение горючих полезных ископаемых нефти и торфа.
Название полезного ископаемого | Свойства | |||||
Состояние (твёрдое, жидкое, газообразное) | Цвет | Запах (есть или нет) | Легче или тяжелее воды | Растворяет-ся в воде | Применение | |
торф | ||||||
нефть |
2 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого природного газа.
Вещество | Свойства | |||||
внешний вид | состояние | цвет | запах | горючесть | легче или тяжелее воздуха | |
Природный газ |
3 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого каменного угля.
Название полезного ископаемого | СВОЙСТВА | Применение | |||
СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное) | ЦВЕТ | ЗАПАХ (есть или нет) | Легче или тяжелее воды (воздуха) | ||
Каменный уголь |
|
|
|
| |
В помощь каждой группе (1-3):
Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный
2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды
3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное
4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды
5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха
4 группа знакомится со свойствами и применением железной руды.
Название полезного ископаемого | СВОЙСТВА | Применение | |||
СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное) | ЦВЕТ | ЗАПАХ (есть или нет) | Легче или тяжелее воды | ||
Железные руды |
|
|
|
| |
5 группа знакомится со свойствами и применением цветной руды.
Название полезного ископаемого | СВОЙСТВА | Применение | |||
СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное) | ЦВЕТ | ЗАПАХ (есть или нет) | Легче или тяжелее воды | ||
Цветные руды |
|
|
|
| |
6 группа знакомится со свойствами и применением апатитов и калийной соли
(учебник с. 48)
Название полезного ископаемого | СВОЙСТВА | Применение | |||
СОСТОЯНИЕ (твёрдое, жидкое, газообразное) | ЦВЕТ | ЗАПАХ (есть или нет) | Растворяется в воде | ||
Апатит |
|
|
| ||
Калийная соль |
В помощь группе:
Апатит – минерал обычно зелёного или сине-зелёного цвета. Это твёрдый камень, состоящий из продолговатых кристаллов. Является источником фосфора, необходимого для роста растений. Поэтому его называют «камнем плодородия».
Калийная соль по внешнему виду и свойствам похожа на поваренную; состоит из прозрачных кристаллов, которые хорошо растворяются в воде, но имеют горький вкус. Ценное удобрение для выращивания сельскохозяйственных культур (содержит калий и азот)
(Дети работают в группах, на партах – словари, справочники, учебник, раздаточный материал – образцы полезных ископаемых. Рассматривая образцы, учащиеся знакомятся со свойствами полезных ископаемых, сравнивают их между собой. Они обращают внимание на цвет, хрупкость, блеск полезного ископаемого, растворяемости или нерастворяемости в воде, сравнивают, тяжелее или легче воды это ископаемое.
Можно продемонстрировать учащимся горение торфа: кусочек торфа помещают в металлическую ложку и нагревают над пламенем спиртовки. Торф возгорается, горит, выделяя дым, и оставляя золу. Учитель объясняет, что уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф.
Рассматривая нефть, дети наливают ее в сосуд. Дети убеждаются, что нефть легче воды. Учитель беседует об этом свойстве нефти, которое приводит к большим бедствиям.
Дополняя рассказ учеников, учитель поясняет, что все горючие полезные ископаемые используются не только как топливо. Но и как сырье для получения разнообразных продуктов, духов, лекарств и многих др. веществ.
Знакомясь с рудами черных и цветных металлов, учитель напоминает, что рудами называют полезные ископаемые, в состав которых входят металлы. Уместно задать вопрос: «Какие металлы вам известны?» и попросить вам привести примеры из металлов.
Группе, работающей с магнитным железняком, учитель помогает определить, что это полезное ископаемое обладает сильными магнитными свойствами. С помощью компаса дети определяют северную сторону класса. Затем к компасу подносят образец магнитного железняка- стрелка компаса отклоняется в его сторону. Учитель спрашивает: «Что вызвало отклонение стрелки?» Кто-то из учеников догадывается, что это магнит. Учитель подтверждает правильность ответа и объясняет, что в местностях, где имеются залежи магнитного железняка, таким компасом пользоваться нельзя, так как он будет показывать неверное направление.)
Защита проектов. (Ответственный каждой группы выходит и зачитывает данные таблицы.) Заполнение кластера после выступления каждой группы.
– На какие группы можно разбить полезные ископаемые в зависимости от их применения? Предлагайте. Дополняем кластер.
– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
– Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?
Информация для обобщения:
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь и природный газ.)
multiurok.ru
Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема «Наши подземные богатства»
Автор: Войтова Инна Сергеевна
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №108 г. Москвы
Цели:
– вспомнить – свойства полезных ископаемых,
– узнать – какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Повторение изученного материала
Слайд 1
– Мы начали изучать раздел, который называется «Наш край». Рассмотрели поверхность нашего края.
Слайд 2
А на прошлом уроке познакомились с водоёмами нашего края.
– Что такое водоём?
– На какие две группы можно разделить все водоёмы?
– Чтобы проверить, как вы изучили водоёмы нашего края, я подготовила для вас задания по группам.
– Каждая группа получает конверт (приложение 1):
1 группе надо отобрать названия водохранилищ нашего края, 2 группе – рек, 3 группе – озёр.
– Какое значение имеет водоем в жизни природы и человека?
Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».
Вода – главное богатство Земли, которое надо беречь и экономить.
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
3. Подготовка к активной учебной познавательной деятельности
– Откройте коробочки, которые есть в каждой группе. Что вы в них увидели? (полезные ископаемые)
4. Постановка учебной задачи
– Тема нашего урока будет звучать так «Наши подземные богатства».
Слайд 3
Задачи нашего урока следующие: вспомнить свойства полезных ископаемых и узнать какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.
5. Освоение нового содержания
– Какая карта необходима, чтобы узнать о том, где добывают полезные ископаемые?
Слайд 4
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ (учебник 1-ая часть с.64-65)
– Обратите внимание, как богата наша страна полезными ископаемыми.
Представьте себе, если бы мы захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, нам бы понадобился длинный-предлинный товарный поезд, который 17 раз опоясал бы Земной шар.
Слайд 5
– Итак, отправляемся в подземное царство, а нашим проводником будет сказочный герой, который живет под землёй. Кто это? (Гном – Знайка).
Слайд 6
Знайка будет открывать двери, за которыми нас ждет много нового и интересного.
– Оказавшись под землей, откроем первую дверь.
Слайд 7
Прислушаемся и услышим спор, попробуем выяснить, кто участвует в споре.
Слайд 8
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я – соль Земли,- говорит соль, – без меня каши не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли-то делают из алюминия. Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
– А на чём варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.
– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая даёт железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно, вас всех из земли выкопать».
Слайд 9
– Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
Слайд 10
– Открываем вторую дверь. Мы видим какие-то знаки на стенах. Что они обозначают? Откройте рабочую тетрадь на с. 52 №2. Используя карту, напиши, каким полезным ископаемым соответствуют эти знаки. Проверка.
Слайд 11
Закройте 1 часть учебника.
Слайд 12
– Полезные ископаемые можно разделить на 2 группы (рудные и нерудные). Рудные – ископаемые из горных пород, в которые включены металлические и неметаллические полезные компоненты (асбест, графит). Приведите примеры (железная руда).
Нерудные – негорючие и неметаллические полезные ископаемые: гравий, песок, мел, глина, различные соли, известняк. Нерудные ископаемые делят на строительные и горючие. Сейчас мы с ними познакомимся поближе.
Слайд 13
– Знайка откроет на следующую дверь.
Слайд 14
В подземном царстве есть кинозал, устраиваемся поудобнее. Посмотрим мультфильм «Семья Почемучек» о том, как в подземном царстве появились горючие полезные ископаемые – торф, нефть и каменный уголь.
Слайд 15
Торф, каменный уголь, нефть
О каком горючем полезном ископаемом мы еще не сказали? (Газ)
Слайд 16
(с. 26-27 прочитать – 2 часть учебника)
6. Физминутка «Геологи»
– Что такое геология? Геология – наука о Земле. Поэтому геологи изучают Землю, ее содержимое, где и как образуются полезные ископаемые и как их добывать. Давайте отдохнём и станем геологами.
Мы геологами станем (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами(шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показываем руками),
Бурная река (показываем руками),
Её не обойдешь (топаем ногами),
Её не проплывешь (плывём),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик (показываем руками) .
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели (шагаем на месте).
Да? – да! ( хлопок над головой).
7. Практическая работа по группам
Слайд 17
– Открываем дверь и попадаем в лабораторию.
Слайд 18
Практическая работа по группам. Дать характеристику полезному ископаемому по плану (приложение 2), а другие команды должны отгадать, какое полезное ископаемое вы описали.
1 группа дает характеристику граниту.
2 группа – известняку.
3 группа – глине.
Слайд 19
– А о каком полезном ископаемом расскажу вам я?
– Он сыпучий, состоит из мельчайших частичек, является наполнителем бетона, материалом для плотин и дамб. Из него варят огромные стекла, делают хрустальные изделия (песок).
8. Проверка освоения нового содержания
– Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Вот некоторые из них, в которых пропущены названия полезных ископаемых.
Слайд 20-27
Как ни лепи песок, он все рассыпается.
На песке дом не построишь.
Глину не мять — горшков не видать.
Один человек отличается от другого, как алмаз от известняка.
Печаль точит человека, как ржавчина железо.
Железом добывают золото, а золотом железо.
Грызть гранит науки (упорно овладевать знаниями).
Твердый, как гранит (о человеке с твёрдым, непоколебимым характером).
Москва, что гранит, — никто Москву не победит.
– В начале урока я поставила перед вами задачи? Какие?
Слайд 28
– Посмотрите на физическую карту Московской области. Запишите в таблицу в рабочей тетради (с. 52 №1) полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае (проверка). Дома вы должны будете закончить заполнение этой таблицы.
9. Экспресс-диагностика
Слайд 29
– А сейчас откроем последнюю дверь. Знайка подготовил для вас кроссворд (приложение 3), связанный с путешествием в подземное царство. Проверка.
Слайд 30
1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе.
Он и на стройке и на пляже.
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
2. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
3. Белый камушек растаял.
На доске он след оставил. (Мел)
4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Чёрный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
8. По трубе течёт –
Пироги печёт. (Газ)
9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)
10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
– Все справились с заданием. Возвращаемся на поверхность.
9. Итог урока
Слайд 31
– Полезные ископаемые нуждаются в охране, бережном и экономном использовании (беседа об охране подземных богатств).
(1 часть учебника с.28-29) Ильменский заповедник
10. Рефлексия
Слайд 32
Если Вам понравилось путешествие, то посадите светлячка в фонарик (смайлик с улыбкой), который мы подарим Гномику, и в подземном царстве станет светлее и теплее.
nsportal.ru
Урок окружающего мира.
Тема: “Наши подземные богатства”. 4-й класс
Тип урока: комбинированный
Цели урока: образовательная: сформировать представления учащихся о подземных богатствах, познакомит детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, охраной подземных богатств;
развивающая: развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом, развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;
воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою родину.
Задачи формирование понятия «полезные ископаемые»;
давать характеристику полезным ископаемым;
учить работать с физической картой нашего края.
Формировать УУД
Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные УУД: Учиться: выказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, карточка-помощница.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок – начался урок.
Ученики: Нам природу надо знать, изучать и охранять.
Учитель: Закройте глазки и вслушайтесь в слова:
Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» (откройте глазки)
Слайд 1.
II. Проверка знаний и умений.
Учитель: – Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – дома, в котором мы с вами живём. Прежде, чем перейти к новой проблеме, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
Ученики: О водоёмах…Слайд 2.
Учитель:
– Какие водоёмы вы знаете? (Естественные и искусственные)
– Назовите только естественные водоёмы.( река, озеро, море, океан)
– Назовите только искусственные водоёмы.( водохранилище, пруд, канал)
Учитель: Хотелось бы послушать о водоёмах нашего города… – 2 человека. (река Обь, озеро Самотлор)
Учитель: Ну а теперь, давайте вспомним правила поведения на воде и около воды. (1 человек)
Учитель: Итак, ребята, вода – это природное богатство.
Учитель: Давайте отдохнём и пойдём дальше. ФИЗМИНУТКА.
III. Работа над новым материалом.
Учитель: – А под землёй есть тоже богатства. Какие природные богатства вы знаете?
Учитель: Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему?
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я – соль Земли,- говорит соль, – без меня каши не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.
– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».
Учитель: – Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
– И так, я думаю, что вы догадались какова тема нашего сегодняшнего урока? (Наши подземные богатства)
-Какие цели вы ставите на урок? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами…)
Учитель: Ребята, а ещё мы сегодня на уроке будем не просто узнавать о полезных ископаемых, но и попробуем создать мини-книжку «Наши подземные богатства”.
Учитель:- Как вы думаете, какие вопросы мы можем сегодня обсудить на уроке?
Слайд
-Какие свойства имеют полезные ископаемые?
-Где они применяются?
-Как добываются полезные ископаемые?
-Нужно ли полезные ископаемые охранять?
IV. Совместное открытие знаний.
Учитель: Ребята, а что же такое полезные ископаемые??? СЛАЙД
(Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые эффективно используются в жизнедеятельности людей.
Учитель: Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи) Слайд.
– Сегодня вы будете геологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую работу. У каждой группы на парте находится по 2 вида полезных ископаемых. Ваша задача определить полезное ископаемое, узнать о его свойствах, назначении и заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой, учебником. На эту работу даётся 10- 12 минут.
– В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Ответы должны быть чёткими, интересными и краткими.
Прежде, чем перейти к этой работе,
-давайте, вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе.
Работа в группах.
1 группа – гранит, известняк
2 группа – песок, глина
3 группа – торф, уголь
4 группа – нефть, природный газ
5 группа – железная руда, слюда
План изучения полезных ископаемых:
1) название полезного ископаемого;
2) его свойства;
3) условное обозначение;
5) значение и применение.
Выступление каждой группы ребят.
По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.
Учитель: – Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и об их использовании.
5. Поисково-творческая работа.
– Ребята, а какими ископаемыми богат наш край? (Нефть и газ)
Учитель: А как же добывают полезные ископаемые? Об этом нам расскажут Яна и Маша.
Рассказ ученика: Человек получил в дар полезные ископаемые, изучил их свойства, чтобы знать как их использовать и добывать. Ежегодно из недр земли извлекают свыше 10 млрд тонн различных минеральных богатств. Если месторождение залегает на глубине 20-30 метров, выгоднее снять верхний слой горной породы, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом. С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ добычи обходится очень дорого.
Гранит залегает в основном глубоко в земле, но в некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы и даже целые горы. Здесь его и добывают. Торф образуется в болотах из отмерших остатков растений. Здесь его и добывают. Во многих местах слой торфа залегает толщиной в несколько метров, а образуется он очень медленно- за год всего 1 мм торфа..
Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ. Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.
С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых, а запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны и их нельзя восстановить.
И поэтому человек должен охранять и бережно относится к ископаемым.
Учитель:- Каким образом человек может охранять полезные ископаемые?
ответы учащихся:
1) Оберегать от пожаров торф и другие горючие ПИ.
2) Экономно расходовать ПИ.
3) Соблюдать правила перевозки ПИ.
4)Заменять по возможности более дешёвыми материалами.(искусственными)
5) Можно использовать вторсырьё, т.е. переработку старых бумажных изделий для выпуска новых или сбор металлолома (1 т металлолома экономит 2 т руды)
Учитель: А мы с вами должны – экономить свет, тепло в квартире, в школе. Бережно относиться ко всему, что нас окружает.
6.Итог урока:
Учитель: Наш урок подходит к концу.
– В ходе урока, отвечая на вопросы, мы с вами создали странички нашей книги.
– Давайте её составим.
Итак, 1 страница – это название книги.
2 – физическая карта России.
3- карточка – помощница.
4- карточка с условными обозначениями полезных ископаемых.
5- таблица «Полезные ископаемые».
6- карта «Полезные ископаемы нашего края».
7- иллюстрации «Способы добычи полезных ископаемых».
7. Рефлексия.
Учитель: Что сегодня вас больше всего заинтересовало на уроке? Что нового вы узнали сегодня?
Оцените свою работу.
Учитель: Вы очень хорошо потрудились. Вы все были дружелюбными, активными, проявили творчество. Всем спасибо за урок!!!
8. Дома я предлагаю вам подготовить сообщения: что позволит нам продолжить книгу «Наши подземные богатства»
Слайд
1) О полезных ископаемых нашего округа,
2) «Как коллекционировать камни»,
3) «Подземные дворцы»- о музеях в соляных пещерах,
4) «Что может произойти, если нефть попадёт в озеро, реку, море?»
nsportal.ru
profhelp.net
Урок окружающего мира
по теме «Наши подземные богатства»
4 класс
Горчакова Галина Михайловна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ «Земля родная»
ЯНАО г. Новый Уренгой
НАШИ ПОДЗЕМНЫЕ БОГАТСТВА.
ОХРАНА ПОДЗЕМНЫХ БОГАТСТВ.
Цели:
1. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.
2. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
3. Развивать познавательную активность, умение работать с картой.
4. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.
О б о р у д о в а н и е: компьютер, мультимедийный проектор, экран, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, «Атлас определитель», карточка – помощница .
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли.
II. Проверка знаний и умений.
– Но сначала вспомним тему прошлого урока. (Водоемы)
– Какие водоёмы знаете? (Естественные и искусственные)
– Назовите только естественные водоёмы.
– Назовите только искусственные водоёмы.
-Чем они отличаются друг от друга?
– Вода – это природное богатство.
III. Работа над новым материалом.
-А под землёй есть тоже богатства. Какие природные богатства вы знаете?
– Мы отправимся с вами в подземное путешествие. Послушайте сказку и скажите, какие природные богатства спорили в этой сказке и почему?
«Под землей в темноте, где ничего не видно, попробуй, отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
-Я – соль Земли,- говорит соль, – без меня каши не сваришь.
– А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда. – Кастрюли- то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
– А на чем варить будете? – интересуется уголь. – Без топлива в этом деле не обойтись.
– А, между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат. – Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать».
– Вы уже догадались, о чем спорили между собой полезные ископаемые?
– Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
– Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
– Какова тема нашего сегодняшнего урока? (Полезные ископаемые)
-Какова цель урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами)
– Как вы думаете, почему мы сидим сегодня по группам?
– Рассмотрите образцы полезных ископаемых, которые находятся у вас на столах. Вспомните, как они называются.
-Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи)
– Сегодня вы побываете геологами и проведёте очень серьёзную исследовательскую работу. У каждой команды на парте находится по 2 вида полезных ископаемых. Ваша задача определить полезное ископаемое, заполнить таблицу. Если есть необходимость, пользуйтесь атласом-определителем, физической картой. На эту работу даётся 10 минут.
– В итоге каждая группа представит результаты исследовательской работы. Он должен быть чётким, интересным, кратким.
1 группа – гранит, известняк
2 группа – песок, глина
3 группа – торф, уголь
4 группа – нефть, природный газ
5 группа – железная руда
План изучения полезных ископаемых:
1) название полезного ископаемого;
2) его свойства;
3) условное обозначение;
5) значение и применение.
Выступление каждой группы ребят.
По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.
– Сегодня мы узнали много нового о подземных богатствах и об их использовании.
– Есть ещё одна тайна о природных богатствах. О ней вы узнаете, прочитав учебник на стр.169. Раздел «Обратите внимание»
– Какую тайну вы узнали?
– Человек в дар получил полезные ископаемые и использует их.
– Могут ли люди полностью опустошить все подземные кладовые? (Если относится не бережно)
– Как вы думаете, нуждаются ли полезные ископаемые в охране?
– Об этом нам расскажет… (Сообщение заранее подготовленного ученика)
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель. Что же мы называем полезными ископаемыми?
Ученики. Все природные богатства, которые добывают люди.
Учитель. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Ученики. В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.
V. Итоги урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.
Домашнее задание.
С. 159–170. Выполнить задания 1, 3, 4, с. 170.
nsportal.ru
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, компьютерная презентация, детские энциклопедии, изделия из металлов.
Ход урока.
Оргмомент.
2.Проверка д/з:
– На прошлом уроке мы изучали, как человек изменяет поверхность Земли. Вспомним, какие формы поверхности появились в результате деятельности людей.
Слайд .
Курганы.
Валы, рвы.
Насыпь.
Карьеры.
Отвалы.
3. Основная часть.
– К сожалению, добыча многих природных богатств изменяет поверхность, но без них невозможна жизнь человеческого общества. Их используют как строительный материал, топливо, сырье для различных отраслей промышленности. Сегодня на уроке мы уточним и расширим наши знания о богатствах недр нашей страны.
– Что такое П.И.? Месторождение? Слайд.
-На какие группы можно разделить П.И.? (Тетрадь с. 18).
– Вспомним и запишем строительные П.И., мы подробно их изучали в прошлом году. Слайд.
Это П. И. бывает белым, красным, желтым, серым, сыпучее, без запаха, хорошо пропускает воду. Входит в состав цемента и бетона, используется для производства стекла. (Песок).
Это П.И. бывает разного цвета, в сыром виде имеет характерный запах, пластичное, плохо пропускает воду. (Глина).
Очень плотная и прочная горная порода, состоит из кварца, слюды и полевого шпата. (Гранит.)
Это П.И. плотное, может быть белым, серым, желтым, состоит из остатков древних моллюсков. Мы каждый день используем один из видов на уроках. (Известняк).
– Следующая группа – горючие П. И. Почему так названы?
Загадка об угле.
Он несет в дом тепло,
от него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали,
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Слайд.
– Уточним наши знания о каменном угле. Главные залежи угля образовались на Земле около 350 млн.лет назад.
Загадка о торфе.
Росли на болоте растения.
стали топливом и удобрением.
Слайд.
Загадка о нефти.
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси.
Не поднимется ракета.
Угадайте, что же это?
Загадка о природном газе.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички.
Слайд.
-Предлагаю вашему вниманию интересные факты о горючих П.И.
Слайд.
– А теперь выполним работу в тетради по группам:
1-я группа: Сравнить каменный уголь и торф. Задание 31 с. 18.
2-я группа: Сравнить торф и нефть. Задание 32 с. 18.
3-я группа: Описать свойства природного газа. Задание 33 с. 19.
Отчет групп.
Физминутка. Слайд.
– Если названное слово – П.И., то вы приседаете, если – не П.И. – прыжок.
Гранит, кирпич, железо, нефть, бензин, железная руда, каменная соль.
Слайд.
– Работу по изучению рудных П.И. и П.И.-удобрений проведем в форме малой конференции. У нас будут докладчики и слушатели, будьте внимательны.
– Рудные П.И. – руды делят на 2 группы: Железные и цветные.
Слайд.
Из железных руд выплавляют железо и его сплавы – сталь и чугун, а из цветных руд – цветные металлы. Какие вы знаете?
Сообщения: Слайд.
Магнитный железняк (магнетит).
Магнитный железняк.
Железные руды называются так потому, что все они содержат металл – железо. Обычно они имеют темно-бурый цвет, поэтому их трудно различить. Самая богатая железом руда – магнитный железняк. Он черного цвета, твердый, с металлическим блеском. Обладает свойствами магнита.
Красный железняк.
Красный железняк в народе называют “кро
schoolfiles.net