Класс: 4»б» класс учитель Семенова Елена Анатольевна
Предмет : Окружающий мир
Урок по теме: “Мир человека в Новое время”.
Тема:”Значение кровеносной системы. Кровь”.
Тип урока: Исследование
Форма урока: Работа по группам
Задачи: Знакомство с кровеносной системой
Цель урока:
Создать условия для формирования УУД:
Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;
Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;.
Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
Коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; слушать и понимать речь других.
Оборудование: Учебник, презентация по теме (кровеносная система),раздаточный материал (карточка№1-состав крови; карточка №2 – функции крови; карточка №3 – части кровеносной системы; карточки №4-7 – практические задания по группам).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, оформление доски,
Психологический настрой.
-Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
-Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины,
-А почему очень важно на уроках спину держать ровно, ноги ставить ровно и не наклоняться низко над партой?
-Когда вы держите ровно спину, кровь по вашему организму бежит легко. быстро и от этого ваш мозг работает быстрее.
Можно ли сказать, что правильная осанка помогает нам хорошо учиться? Ответы детей.
И так в путь.
2.Блиц опрос.
– Какой учёный занимался исследованиями нервной системы (Иван Петрович Павлов)
– Сколько весит мозг при рождении у ребёнка(360гр.).
– Сколько весит мозг у взрослого человека(1200-1500гр.)
– Как называется орган равновесия (вестибулярный аппарат)
-Какой великий русский хирург применил наркоз(Николай Иванович Пирогов)
3.Постановка проблемы урока
Учитель.Тема сегодняшнего урока в шифровке.
На доске.
(ьовкр)- кровь
(амтестси)- система
Кто может объяснить слово система.
( Ответы детей.)Система-(порядок. режим)
Система –это определённый порядок в расположении;
-это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. (Толковый словарь С.И.Ожегова)
Примеры: солнечная система, речная система, нервная система…
(Слайд №2)
Объедините два слова по смыслу – кровеносная система.
Объявление темы. Кровеносная система Слайд №3
– Что хотели бы вы узнать на уроке? ( Ответы детей.)
4. Формирование новых знаний
Постановка проблемы урока.
– Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу. (Ответы учащихся) -(Больн ,идёт кровь)
– Значит, кровь вы видели.
– Какого она цвета? (Ответы учащихся)
Дополнение учителя. Кровь –удивительная жидкость. С изобретением микроскопа ,наука сделала огромный шаг вперед ,ученые посмотрели на капельку крови под микроскопом и вот что они увидели.
(Слайд 4)- капелька крови под микроскопом.
Что вы видите. (Ответы учащихся)
Учитель: Кровь состоит из множества клеток.
Задание в парах (карточка №1)-Найти в учебнике стр.34 состав крови. (Ответы учащихся)
(Слайд 5)- капелька крови под микроскопом с обозначениями.
-Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? (Ответы учащихся)
Задание в парах. (карточка №2)-Найти в учебнике стр.33 функции крови.
Физминутка – ?
Что такое пульс? Где его можно нащупать?
(ответы учащихся)
Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки.
Задание в группах
(карточка №3) – Найти в учебнике стр.37-38 части кровеносной системы. (кровеносные сосуды, сердце)
Индивидуальные карточки для групп
– измерение частоты пульса
(карточка №4 Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки крови в кровеносных сосудах – это ПУЛЬС.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ.
Пульс у людей в спокойном состоянии обычно равен 60-70 точкам (ударам) в минуту.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В ДВИЖЕНИИ (поприседайте).)
Выводы:___________________________________________________________________
– оценить здоровья ребенка по составу крови
(карточка №5 таблица – анализ крови)
– первая помощь при венозном кровотечении
(карточка №6 При очень сильных ранениях, когда повреждён крупный сосуд, человек может потерять много крови, а это очень опасно, так как человек может умереть от потери крови.
В таких случаях руку или ногу выше раны передавливают – резиновым жгутом, а при его отсутствии – ремнём или платком. Этим мы прекращаем сильное поступление крови и забинтовываем рану. Жгут нельзя долго держать, надо подождать, пока в ране свернётся кровь, жгут в начале ослабить и постепенно снять, проверяя рану на поступление крови.)
– первая помощь при кровотечении из носа, из пальца
(карточка №7
Кровотечение из носа.
– Надо прижать пальцами крылья носа к перегородке, сесть, слегка откинув голову назад.
Кровотечение из пальца.
Вы замечали, что при ранениях кожи вначале кровь идёт сильно, потом слабее, а затем перестаёт идти. Это не случайно. Природа защищает наш организм, промывая рану кровью, смывает грязь и попавших в неё микробов. Немного погодя, кровь идёт слабее – она густеет и сворачивается, закупоривая порезанный сосуд. При ранении рану очищают и промывают раствором марганцовки, смазывают йодом, причём смазывают не саму рану, а кожу около неё, чем убивают микробов, после чего рану перевязывают.
– А как быть, если под рукой нет йода? (Можно размять листочек тысячелистника, крапивы или подорожника))
Итог урока
.
– С работой, какой системы вы познакомились сегодня на уроке?
(ответы учащихся)
Оцени себя сам(Слайд№6)
Составление синквейна (Слайд №7)
карточка №4
– измерение частоты пульса
Положите палец левой руки на запястье правой, чуть прижмите, и вы почувствуете слабые толчки крови в кровеносных сосудах – это ПУЛЬС.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В СПОКОЙНОМ СОСТОЯНИИ.
Пульс у людей в спокойном состоянии обычно равен 60-70 точкам (ударам) в минуту.
ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА В ДВИЖЕНИИ (поприседайте).
Выводы:___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
карточка №5
– оценить здоровья ребенка по составу крови
(таблица – анализ крови)
карточка №6
– первая помощь при венозном кровотечении
При очень сильных ранениях, когда повреждён крупный сосуд, человек может потерять много крови, а это очень опасно, так как человек может умереть от потери крови.
В таких случаях руку или ногу выше раны передавливают – резиновым жгутом, а при его отсутствии – ремнём или платком. Этим мы прекращаем сильное поступление крови и забинтовываем рану. Жгут нельзя долго держать, надо подождать, пока в ране свернётся кровь, жгут в начале ослабить и постепенно снять, проверяя рану на поступление крови.
карточка №7
– первая помощь при кровотечении из носа, из пальца
Кровотечение из носа.
– Надо прижать пальцами крылья носа к перегородке, сесть, слегка откинув голову назад.
Кровотечение из пальца.
Вы замечали, что при ранениях кожи вначале кровь идёт сильно, потом слабее, а затем перестаёт идти. Это не случайно. Природа защищает наш организм, промывая рану кровью, смывает грязь и попавших в неё микробов. Немного погодя, кровь идёт слабее – она густеет и сворачивается, закупоривая порезанный сосуд. При ранении рану очищают и промывают раствором марганцовки, смазывают йодом, причём смазывают не саму рану, а кожу около неё, чем убивают микробов, после чего рану перевязывают.
– А как быть, если под рукой нет йода? (Можно размять листочек тысячелистника, крапивы или подорожника))
Карточка №1
Состав крови
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2
Функции крови
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №3
Части кровеносной системы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд 1
Окружающий мирСлайд 2
печень Ротовая полость Организм человека Пищеварительная система Дыхательная система Опорно – двигательная система Нервная система носовая полость гортань трахея бронхи лёгкие глотка пищевод желудок кишечник скелет мышцы головной мозг нервы спинной мозг
Слайд 3
Верно ли… 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + – + + – + – – +
Слайд 4
Кровеносная система Цель: Познакомиться со строением кровеносной системы и её значением
Слайд 5
печень Ротовая полость Организм человека Пищеварительная система Дыхательная система Опорно – двигательная система Кровеносная система Нервная система носовая полость гортань трахея бронхи лёгкие глотка пищевод желудок кишечник скелет мышцы головной мозг нервы спинной мозг
Слайд 6
Капля крови под микроскопом Мы видим прозрачную жидкость – это плазма, а в плазме находятся много разных клеток. плазма
Слайд 7
Эритроциты
Слайд 8
Тромбоциты
Слайд 9
Лейкоциты
Слайд 10
Невосприимчивость к какому-либо заболеванию называется иммунитетом Илья Ильич Мечников
Слайд 11
Сердце Главный двигатель крови. Небольшой мышечный орган. За сутки прокачивает 10.000 л крови
Слайд 12
Кровеносная система
Слайд 13
печень Ротовая полость сосуды сердце Организм человека Пищеварительная система Дыхательная система Опорно – двигательная система Кровеносная система Нервная система носовая полость гортань трахея бронхи лёгкие глотка пищевод желудок кишечник скелет мышцы головной мозг нервы спинной мозг
Слайд 14
Практическая работа Пульс – частота сердечных сокращений
Слайд 15
Исследование частоты биения сердца Измерение ПУЛЬСА в состоянии покоя У детей 80-90 ударов в минуту после физической нагрузки У детей 90-100 ударов в минуту
Слайд 16
Корзина идей Как надо укреплять сердце?
Слайд 17
Что любит сердце! сон занятие спортом здоровое питание
Слайд 18
15 минут смеха ежедневно – очень полезно для сосудистой системы. Смех снижает риск сердечных болезней . Смех укрепляет сердце
Слайд 19
Вредные привычки алкоголизм курение наркотики
Слайд 20
памятка Носовое кровотечение Кровотечение при повреждении кожного покрова Намочи платок холодной водой. Положи на переносицу мокрый платок Не убирая платка, опусти подбородок на грудь и держи так до остановки кровотечения Промой рану Обработай рану зеленкой или перекисью водорода Заклей рану пластырем или перевяжи бинтом
Слайд 21
Верно ли… 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + – + + – + – – + +
Слайд 22
Кровеносная система Цель: Познакомиться со строением кровеносной системы и её значением
Слайд 23
Было интересно, хочу продолжить работу по данной теме Было непонятно, неинтересно ? Оцени себя
Слайд 24
БЕРЕГИТЕ ЗДОРОВЬЕ! БЕРЕГИТЕ СЕРДЦЕ! БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!
en español: Corazón y sistema circulatorio
Отзыв: Лариса Хирш, MD
Сердце представляет собой насос, обычно сокращающийся от 60 до 100 раз в минуту. С каждым ударом сердце посылает кровь по всему телу, доставляя кислород к каждой клетке. После доставки кислорода кровь возвращается к сердцу. Затем сердце направляет кровь в легкие, чтобы получить больше кислорода. Этот цикл повторяется снова и снова.
Кровеносная система состоит из кровеносных сосудов, несущих кровь от сердца и к сердцу. Артерии несут кровь от сердца, а вены несут кровь обратно к сердцу.
Система кровообращения переносит кислород, питательные вещества и гормонов в клетки и удаляет продукты жизнедеятельности, такие как углекислый газ. Эти дороги движутся только в одном направлении, чтобы все шло туда, куда нужно.
Сердце состоит из четырех камер — двух верхних и двух нижних:
Предсердия отделены от желудочков атриовентрикулярными клапанами :
Два клапана также отделяют желудочки от крупных кровеносных сосудов, несущих кровь, выходящую из сердца:
Два пути идут от сердца:
В малом круге кровообращения:
В системном кровотоке:
Затем капилляры переходят в мелкие вены. Маленькие вены ведут к все большим и большим венам по мере того, как кровь приближается к сердцу. Клапаны в венах обеспечивают движение крови в правильном направлении. К сердцу впадают две крупные вены: верхняя полая вена и нижняя полая вена. (Термины «верхняя» и «нижняя» не означают, что одна вена лучше другой, а означают, что они расположены выше и ниже сердца.)
Когда кровь возвращается в сердце, ей нужно снова малое кровообращение и возвращаются в легкие, чтобы избавиться от углекислого газа и получить больше кислорода.
Сердце получает сообщения от тела, которые сообщают ему, когда нужно перекачивать больше или меньше крови, в зависимости от потребностей человека. Например, когда вы спите, он качает достаточно, чтобы обеспечить меньшее количество кислорода, необходимого вашему телу в состоянии покоя. Но когда вы тренируетесь, сердце работает быстрее, поэтому ваши мышцы получают больше кислорода и могут работать усерднее.
То, как бьется сердце, контролируется системой электрических сигналов в сердце. синус (или синоатриальный) узел представляет собой небольшой участок ткани в стенке правого предсердия. Он посылает электрический сигнал, чтобы начать сокращение (накачку) сердечной мышцы. Этот узел называют водителем ритма сердца, потому что он задает частоту сердечных сокращений и заставляет остальные части сердца сокращаться в своем ритме.
Эти электрические импульсы заставляют предсердия сокращаться в первую очередь. Затем импульсы проходят вниз к атриовентрикулярному (или АВ) узлу 9.0014, который действует как своего рода ретрансляционная станция. Отсюда электрический сигнал проходит через правый и левый желудочки, заставляя их сокращаться.
Одно полное сердцебиение состоит из двух фаз:
Для поддержания здоровья сердца:
Сообщите врачу, если у вас есть боль в груди, затрудненное дыхание, головокружение или приступы обморока; или если вы чувствуете, что ваше сердце иногда бьется очень быстро или пропускает удары.
Отзыв: Лариса Хирш, MD
Дата пересмотра: сентябрь 2018 г.
Делиться:Мы повсюду видим и слышим о сердцах. Давным-давно люди даже думали, что их эмоции исходят из сердца, может быть, потому, что сердце бьется быстрее, когда человек напуган или взволнован. Теперь мы знаем, что эмоции исходят из мозга, и в данном случае мозг приказывает сердцу ускориться. Так что же задумало сердце? Как он остается занятым? Как это выглядит? Давай выясним.
Ваше сердце на самом деле мышца. Он расположен немного левее середины груди и размером с кулак.
Ваше сердце похоже на насос, или два насоса в одном. Он перекачивает кровь по всему телу. Кровь обеспечивает ваше тело кислородом и питательными веществами, в которых оно нуждается. Также уносит отходы.
Перед каждым ударом сердце наполняется кровью. Затем он сжимает , чтобы перекачивать кровь. Когда сердце сжимается, оно сжимается — попробуйте сжать руку в кулак. Это похоже на то, что делает ваше сердце, чтобы оно могло качать кровь. Ваше сердце делает это весь день и всю ночь, все время. Сердце — труженик!
Сердце состоит из четырех различных областей, наполненных кровью, и каждая из этих областей называется камерой. На каждой стороне сердца есть две камеры. Одна камера находится сверху, а другая – снизу.
Предсердия — это камеры, которые наполняются кровью, возвращающейся к сердцу из тела и легких. Если вы говорите только об одном, назовите его атриум .
Желудочки — это камеры, которые перекачивают кровь в тело и легкие.
Посередине сердца проходит толстая мышечная стенка, называемая перегородка (скажем: SEP-тум). Работа перегородки состоит в том, чтобы разделить левую и правую части сердца.
Предсердия и желудочки работают как одна команда — предсердия наполняются кровью, затем выбрасывают ее в желудочки. Затем желудочки сжимаются, выталкивая кровь из сердца. Пока желудочки сжимаются, предсердия наполняются и готовятся к следующему сокращению. Итак, когда кровь перекачивается, как она узнает, куда идти?
Ваша кровь зависит от четырех специальных клапанов внутри сердца. Клапан впускает что-то и удерживает его там, закрываясь — подумайте о том, чтобы пройти через дверь. Дверь захлопывается за вами и не дает вам вернуться назад.
Все эти клапаны работают, чтобы кровь текла вперед. Они открываются, чтобы кровь текла вперед, затем быстро закрываются, чтобы кровь не текла назад.
Движение крови через сердце и по всему телу называется кровообращение (скажем: sur-kyoo-LAY-shun), и ваше сердце действительно хорошо справляется с этим — ему требуется менее 60 секунд, чтобы перекачать кровь к каждой клетке в вашем теле.
Ваше тело нуждается в постоянном притоке крови, чтобы поддерживать его правильную работу. Кровь доставляет кислород ко всем клеткам организма. Чтобы остаться в живых, человеку нужны здоровые, живые клетки. Без кислорода эти клетки погибли бы. Если эта богатая кислородом кровь не циркулирует должным образом, человек может умереть.
Вы, наверное, догадались, что кровь просто не хлюпает вокруг вашего тела, когда покидает сердце. Он движется по множеству трубок, называемых артериями и венами, которые вместе называются кровеносными сосудами . Эти кровеносные сосуды прикреплены к сердцу.
Когда вы идете на осмотр, ваш врач использует стетоскоп, чтобы внимательно прослушать ваше сердце. Здоровое сердце издает лаб-даб звук с каждым ударом. Этот звук исходит от клапанов, закрывающих кровь внутри сердца.
Первый звук (луб) возникает при закрытии митрального и трехстворчатого клапанов. Следующий звук (дуб) возникает, когда аортальный и легочный клапаны закрываются после того, как кровь выдавливается из сердца. В следующий раз, когда пойдете к врачу, спросите, можно ли послушать и лаб-даб.
Несмотря на то, что ваше сердце находится внутри вас, есть классный способ узнать, что оно работает снаружи. Это твой пульс. Вы можете найти свой пульс, слегка надавив на кожу в любом месте, где прямо под кожей проходит крупная артерия. Два хороших места, где его можно найти, — сбоку на шее и на внутренней стороне запястья, чуть ниже большого пальца.
Вы поймете, что нашли свой пульс, когда почувствуете небольшое биение под кожей. Каждый удар вызван сокращением (сжатием) вашего сердца. Если вы хотите узнать, какой у вас пульс, используйте часы с секундной стрелкой и посчитайте, сколько ударов вы чувствуете за 1 минуту. Когда вы отдыхаете, вы, вероятно, почувствуете от 70 до 100 ударов в минуту.
Когда вы много бегаете, вашему телу требуется намного больше крови, наполненной кислородом. Ваше сердце качается быстрее, чтобы снабжать кислородом кровь, в которой нуждается ваше тело. Вы даже можете почувствовать, как бьется сердце в груди. Попробуйте побегать на месте или попрыгать через скакалку несколько минут и снова померить пульс — теперь сколько ударов вы считаете за 1 минуту?
Большинство детей рождаются со здоровым сердцем, и важно поддерживать его в хорошей форме. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы сохранить свое сердце счастливым: