Тема. Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».
Цели урока: продолжить знакомить учащихся с былинами, как жанром устного народного творчества. Учить отличать былину от других жанров по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин. Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье».
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания. Работа в группах: I группа- выразительное чтение последнего отрывка летописи. II группа- Синквейн «Князь Олег».
III. Постановка цели. Актуализация знаний.
Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ – герои былин.
Мы приступаем к изучению былин. Рассмотреть картину. Как она называется? Кто её автор? Если к удвоенному числу гномов из знакомой сказки прибавить количество богатырей, то получите число, потраченное художником на написание картины (17).
От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро – монгол).
Что означает слово былина? (Былины – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли). Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.
– Какие былины читали мы с вами в прошлом году? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).
– О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка – гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание– сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по картинам В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье».
2. Чтение учителем былины. Как называется такое вступление в былине? (Зачин).
3. Работа над лексическим значением слов.
СИЕ – это. КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.
БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.
СМЕТА – богатство. Сажень -2,134м (3 аршина).
Облатынивать – обращаться в католическую церковь.
БАШЛЫК – головной убор. ВОРОНОВЫЕ – чёрные.
ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА – оборванцы.
АМБАР – сарай.
– Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).
V. Физминутка.
Дружно встали раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.
2. Характеристика героя.
Выборочное чтение.
Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?
Как он рассуждает на перепутье у камня?
О каких чертах характера это говорит?
(Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)
Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.
Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)
Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).
Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.
Зачем нужен этот приём? Какие его черты подчёркнуты с помощью гипербол?
Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).
VII. Итог урока.
– Что такое былина?
Домашнее задание:
Дифференцированно: выразительное чтение с.12-18 (Для всех учащихся)
I группа: иллюстрирование былины.
II группа: составить синквейн «Богатырь Илья».
nsportal.ru
Литературное чтение, 4 класс
Урок 4. «Ильины три поездочки». Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Глоссарий по теме:
На заставу богатырскую – место выезда и въезда в город; пункт.
По нарядам снарядился один или группа пограничников, выполняющих приказ на охрану границы.
Доезжал он до росстани – перекрёсток двух дорог.
Из-за камушков кремнёвеньких – тёмно-серые с металлическим блеском кристаллы которого входят в состав большинства горных пород.
Кони-лошади в булатной броне – старинная особо прочная сталь.
Засияли камни-яхонты – устаревшее название драгоценных камней.
На богатство и обзарилися – смотреть с завистью
Подстрекают, подзуживают – дразнить, подзадоривать.
Из налучника лук тугой – чехол для лука.
Из колчана калёну стрелу – снаряжение для метательного оружия, особая
сумка-чехол, в которой носились стрелы или болты.
Верста – русская путевая мера.
Погреб – заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения
продуктов.
Пуд – устаревшая единица измерения массы.
Ключевые слова:
Былина; поэтический текст; прозаический текст; внешний вид героя;
характеристика героя.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016
Основное содержание урока:
Звучат гусли.
– Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?
– Этот древнейший исконно- русский народный музыкальный инструмент – гусли.
– А как называют музыканта, играющего на гуслях? Его называют гусляр.
– С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей волшебной игрой, не оставляющей равнодушными всех, кто её слышал.
– Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?
– В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента – гусли.
– Что же такое былина?
– Кто являются главными героями былин?
– Каких богатырей вы знаете?
Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри”.
На картине изображены три богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич – главные герои русских былин.
А кто такой богатырь? Давайте обратимся к словарю.
1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
– У этого слова не одно значение, оно многозначное.
– Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, силой, смекалкой.
– Помимо силы и ума чем еще должен обладать здоровьем физическим и духовным.
– В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
– Что такое былина?
Что же мы будем делать сегодня на уроке?
Сколько вопросов у нас!
– Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки» в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Будем читать и анализировать былину и ответим на наши вопросы.
Былина называется «Ильины три поездочки».
Перед тем, как начнём читать, давайте обратимся к названию и подумаем, о чём это произведение.
Былина «Ильины три поездочки» о богатыре Илье Муромце, о каких-то его поездках.
А теперь приступим к чтению.
ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ
Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри.
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядилися.
Доставалось Илье Муромцу
Ехать в Западную сторону
На великий богатырский дозор.
Выезжал Илья Муромец,
Доезжал он до росстани,
Под ночной тучей западной.
Наезжал на белый камень Илья.
Из-за тучи месяц выглянул:
Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
«Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано! »
. Вопрос:
– Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец? Давайте узнаем.
Во глубоком раздумье Илья.
Он стоит, сам себе говорит:
Я готов и с судьбиной на бой!
Только выбрать какую судьбу,
Чтобы с нею вступить мне в борьбу?
Мне в походах жена не нужна,
Мне богатство ненадобно.
Ах, поеду, молодец, я туда,
Где показано убитому быть! »
Вопрос:
Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?
– Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет и жениться ему поздно.
Вопрос
– О каких чертах характера это говорит?
– Это говорит о том, что богатырь смелый, решительный.
– В былине говорится о том, как Илья увидел на перепутье три надписи и, не испугавшись, выбрал дорогу, которая предвещала смерть. Богатырь преодолел все препятствия и поменял надпись на камне указав, что он там был и расчистил путь.
– Кого встретил Илья на пути?
-Разбойников.
Почитайте описание разбойников.
– Обратите внимание, что в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – еньк – ичк. Эти суффиксы придают уменьшительно-ласкательное значение, это сделано для контраста с силой богатыря Ильи Муромца.
Рассмотрите картину Васнецова «Витязь на распутье». Какой отрывок из былины подходит к картине? Перечитайте.
– Прочитайте начало былины. На что похоже начало былины? Какие произведения начинаются подобным образом?
– Былина начинается как сказка – с зачина.
-Зачином в былине (и других фольклорных произведениях), как мы знаем, называется вступительная часть, в которой определяются место действия, время действия и главный герой
– Былина называется «Три поездочки Ильи Муромца». А мы прочитали только об одной поездке. Как же так?
Дело в том, что это часть былины, её начало.
Сейчас мы прочитаем продолжение приключений богатыря, но уже в другой форме – в прозаической форме.
Перед тем, как приступить к чтению, вспомним, какие две поездки остались и предположим, какую дорогу Илья выберет во второй раз.
ТРИ ПОЕЗДКИ ИЛЬИ МУРОМЦА
(Текст былины в пересказе И.Карнауховой)
— Ну, поеду теперь, где женатому быть!
Как проехал Илья три версты, выехал на лесную поляну. Там стоят терема златоверхие, широко раскрыты ворота серебряные, на воротах петухи поют.
Въехал Илья на широкий двор, выбежали к нему навстречу двенадцать девушек, среди них королевична-красавица.
— Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба-соли, жареной лебеди!
Взяла его королевична за руку, повела в терем, посадила за дубовый стол. Принесли Илье мёду сладкого, вина заморского, жареных лебёдушек, калачей крупитчатых… Напоила-накормила богатыря, стала его уговаривать:
— Ты устал с дороги, умаялся, ложись отдохни на кровать тесовую, на перину пуховую.
Повела королевична Илью в спальную горенку, а Илья идёт и думает:
“Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано”.
Видит Илья, что у стены стоит кровать точёная золочёная, цветами расписана, догадался, что кровать с хитростью.
Схватил Илья королевичну и бросил на кровать к тесовой стене. Повернулась кровать, и открылся погреб каменный, — туда и свалилась королевична.
Рассердился Илья:
— Эй вы, слуги безымянные, несите мне ключи от погреба, а не то срублю вам головы!
— Ох, дедушка незнаемый, мы ключей и в глаза не видывали, ходы в погреба покажем тебе.
Повели они Илью в подземелья глубокие; сыскал Илья двери погреба; они песками были засыпаны, дубами толстыми завалены. Илья пески руками раскопал, дубы ногами растолкал, открыл двери погреба. А там сидят сорок королей-королевичей, сорок царей-царевичей и сорок русских богатырей.
Вот зачем королевична зазывала в свои терема златоверхие!
Говорит Илья королям и богатырям:
— Вы идите, короли, по своим землям, а вы, богатыри, по своим местам и вспоминайте Илью Муромца. Кабы не я, сложили бы вы головы в глубоком погребе.
Вытащил Илья за косы на белый свет королевичну и срубил ей лукавую голову. А потом вернулся Илья к белому камню, стёр старую надпись, написал новую: “Прямо ездил-женатым не бывал”.
Вопрос:
– Какой третий путь остался Илье Муромцу?
– Путь, который ведёт к богатству.
Вопрос:
– А как вы думаете, станет ли Илья Муромец богатым? Почему?
Давайте прочитаем и проверим, верны ли наши предположения.
— Ну, поеду теперь в дорожку, где богатому быть.
Только отъехал он три версты, увидал большой камень в триста пудов. А на том камне написано: “Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть”.
Принатужился Илья, упёрся ногами, по колена в землю ушёл, поддал могучим плечом — свернул с места камень.
Открылся под камнем глубокий погреб — богатства несметные: и серебро, и золото, и крупный жемчуг, и яхонты!
Нагрузил Илья Бурушку дорогой казной и повёз её в Киев-град. Там построил три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться. Остальное серебро-золото, жемчуг роздал он вдовам, сиротам, не оставил себе ни полушечки.
Потом сел на Бурушку, поехал к белому камню, стёр надпись старую, написал надпись новую: “Влево ездил — богат не бывал”.
Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
– Кого повстречал богатырь во время второй поездки?
– Королевичну.
– Как он догадался, что королевична задумала недоброе? Найдите эпизод в тексте.
– Неспроста она со мной ласкова: что королевичне простой казак, старый дедушка! Видно, что-то у нее задумано”.
– Что добыл Илья в третьей поездке?
-Стал Илья Муромец богатым?
– Нет, Илья Муромец не стал богатым, он отдал все деньги, которые нашёл, на строительство церквей и нуждающимся людям.
– Почему он так поступил? Как характеризует этот поступок богатыря?
– Илья Муромец честный, справедливый, щедрый человек.
-Прочитайте, как заканчивается былина?
– Тут Илье навек слава и честь пошла, а наша быль до конца дошла.
– На что похожа конец былины?
– Так заканчиваются сказки.
– Заметили ли вы в былине элементы вымысла и фантастики?
Как вы думаете, зачем автор включил эти элементы в былину?
– Чтобы интересно было слушателю.
– В каком уже известном жанре устного народного творчества так же много вымысла?
– В волшебной сказке.
-Какой мы можем сделать вывод?
– Былины похожи на сказки
– И сказка ,и былина исходят из народа. В сказке идёт борьба добра со злом, правды с ложью, где в итоге побеждает добро и справедливость. Действия в ней развертываются в надуманных царствах, государствах с обитающими там фантастическими персонажами. В былинах таких не встретишь – это быль, историческая явь. В ней герои-старинные богатыри, совершавшие разные подвиги. Старцы древней Руси сказывали былинные, реальные истории припеваючи- под гусли.
Итак, что же общего в прочитанных произведениях? отрывках?
– Главный герой – Илья Муромец, который подъехал к камню.
– А в чем же отличия?
– В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.
Понравился ли вам Илья Муромец? Чем именно?
Как вы думаете, исполнились ли последние слова былины – «Тут Илье навек слава и честь пошла»? Посмотрите, какие памятники Илье Муромцу стоят в городах нашей родины. Илья Муромец стал воплощением идеала
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
Разбор типового тренировочного задания:
Текст вопроса: Какую первую поездку совершил Илья Муромец?
Варианты ответов:
Влево ехать — женатому быть
Прямо ехать — убитому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Правильный вариант ответа
Прямо ехать — убитому быть!
Разбор типового контрольного задания:
Текст вопроса: Какой сказочной черты нет в этом произведении?
Варианты ответов:
1) зачина;
2) борьба добра со злом;
3) волшебных предметов;
4) концовки.
Правильный вариант ответа:
3) волшебных предметов
resh.edu.ru
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины
Цели: познакомить с прозаическим вариантом текста былины; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, составлению рассказа об Илье Муромце; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И.В. Карнауховой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Еще были-жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
Ай какими он словами похваляется:
«Я ведь князя-то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Сам я буду в Киеве да князем княжити!»
— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
III. Актуализация знаний
1. Постановка учебной задачи
— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)
— Что вы узнали из этого текста? Как вы его поняли?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
Прежде чем мы начнем читать прозаический вариант былины, я хочу напомнить вам об исторических событиях, происходивших на Руси в XIII в., о набегах на нашу землю ордынцев.
— Что вы знаете об этом? (Ответы детей.)
На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 г. армия, возглавляемая внуком Чингисхана ханом Батыем, подошла к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами, но одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. И завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.
— Что вам известно о Золотой Орде?
(Учитель обобщает и дополняет ответы детей.)
На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.
Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями – везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с дару гам и назначались военачальники – баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.
Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.
2. Проверка домашнего задания
— Какие иллюстрации к былине вы подготовили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, соответствующие иллюстрациям.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Чтение и анализ прозаического варианта былины
— Сегодня мы познакомимся с прозаическим вариантом былины. Но прежде объясните значение старинных слов.
Сажень — старинная русская мера длины, чуть более 2 м (расстояние между концами пальцев разведенных в стороны рук).
Пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Полушечка — самая мелкая медная монета достоинством четверть копейки.
(Учитель читает текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.)
— Когда происходили описанные в былине события?
— Каковы особенности того времени?
— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)
— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?
— Чем закончились поездки богатыря?
— Какие надписи он сделал?
(Повторное чтение текста былины в учебнике хорошо читающими учениками.)
— Прочитайте выражения.
Добрый молодец, чисто поле, славный Киев-град, конь богатырский, дружина храбрая.
— Как их называют? (Устойчивые эпитеты.)
— Прочитайте определение слова эпитет на с. 38 учебника. Приведите свои примеры.
— Найдите в тексте былины, как описываются герои и предметы. Запишите на с. 14 творческой тетради примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былине.
— Найдите сходство и различия поэтического и прозаического вариантов былины.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Составим синквейн об Илье Муромце.
Например:
Муромец.
Храбрый, сильный.
Защищает, спасает, рассуждает.
Справедливый защитник нашей Родины.
Богатырь.
Домашнее задание
Перечитать былину и разделить ее на смысловые части. Подготовить рассказ об Илье Муромце по плану, данному на с. 37—38 учебника.
multiurok.ru
Цели урока:
– Продолжить знакомство с былинами об Илье Муромце.
– Формировать умение отличать былину от других жанров литературы, развивать навыки выразительного чтения, пополнение словарного запаса.
– Учить детей подбирать материал для характеристики героя, давать характеристику литературному герою.
– Формирование нравственной ценности «здоровье».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, задание для учащихся на листочках, музыкальный отрывок из сюиты А.П.Бородина «Богатырская застава», песня группы С.Намина ««Эх, да надо бы жить красиво».
(Слайд 1)
Ход урока.
1. Организационный момент.
На экране – гусляр. Слышны гусли. (Слайд 2)
-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
2. Проверка домашнего задания. (Найти пословицы, поговорки, загадки о богатырях, дочитать былину)
На экране появляется поговорка: «Славна богатырями земля русская». (Слайд 3)
– Что записано на доске?
– Что такое поговорка? Какие еще виды устного народного творчества знаете?
– Приведите пример загадки .
– Послушайте мою загадку:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
(Богатырь)
– Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
– Так, значит, о ком у нас пойдёт речь? (Слайд 4)
(читает ученик)Высока ли высота поднебесная,
Глубока ли глубина океан – моря,
Быстры – светлы реки русские.
А и сильные, могучие,
Богатыри на славной Руси.
Вспомните, происхождение и значение слова «богатырь» (Слайд 5)
Значение слова «богатырь» лучше всего даст словарь. Перед вами лежат листы. Найдите в них статью из словаря.
Дети читают статью:
Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)
– Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.
Силач, воин, защитник, витязь
– Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.
– Помимо силы и ума чем еще должен обладать богатырь? (Здоровьем)
-Каким здоровьем? Только ли физическим? (Духовным) Что это значит, как вы это понимаете?
– А как вы думаете, есть ли богатыри в наше время?
Докажите, опираясь на то, о чём мы говорили на прошлом уроке.
– В каких произведениях чаще всего мы встречаем богатырей?
– Что такое былина? (Слайд 6)
С каким жанром русского народного творчества она тесно связана?
А что ещё роднит былину со сказкой? (построение: зачин, повторы, главные герои воюют с чудовищами, борются за справедливость, защищают родную землю) Докажите примерами из текста.
А какие особенности былины мы выделили с вами на прошлом уроке? (напевность стиха, рифма, постоянные эпитеты, гиперболы, архаизмы) Докажите примерами из текста (Слайд 7)
– Что такое гиперболы, эпитеты?
Нам с вами встретились архаизмы. Что это такое?
Проверим, хорошо ли вы запомнили значение этих слов.
Объясните значение слов и выражений:
Булатная броня (булат – старинная узорчатая сталь – стальная и узорчатая),
палица (тяжёлая дубинка с утолщенным концом),
росстань (перекресток двух или нескольких дорог, распутье)
Сулят сулу, посулы (обещания),
сажень (2,134 метра – 3 аршина)
Голи, голытьба (оборванцы, бедняки, нищие),
амбар (сараи для хранения съестных припасов, урожая).
Облатынивать(обращать в католическую веру),
башлыки (теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами..
Смета (несметное, несчитанное богатство),
заподваливать (запирать в подвал),
речи елейные (елей – оливковое масло для церковных обрядов, в переносном значение что ласково-успокаивающие).
Гнездовину разнес (разбил тайное укромное пристанище),
не простафильтесь (не поддавайтесь на обман), латынщина (западные завоеватели).
С каким ещё литературным жанром имеет сходство былина? (со стихотворением: ритм, рифма, гиперболы, эпитеты)
Соотнесите цитаты из былины с названием литературного приема. (Слайд 8,9)
(Приложение )
Физкультминутка (под С. Намин «Эх, да надо бы жить красиво») (Слайд 10)
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
3. Работа с текстом. (Слайд 11)
1.-Давайте обратимся к тексту былины. Найдите и зачитайте отрывки, в которых говорится о характере Ильи Муромца. ( Выразительное чтение эпизодов из былины. Характеристика героя. (памятка для работы )
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился… Мне очень запомнился… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился…)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения, как он вооружен).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Как автор относится к своему герою.
Зачитывают отрывок и называют черту характера, о которой говорится в нем.
– Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, ичек, -ечек?
– Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
– Для чего это сделано?
– Как описан Илья в схватке с разбойниками?
– Найдите гиперболы – преувеличения.
– Для чего нужен этот прием?
– Какие черты Ильи Муромца подчеркнуты с помощью гипербол?
3. Рассмотрите картину «Витязь на распутье» Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине. (Слайд 12)
– Почему он вернулся к камню и переписал надпись на нем?
4. Итог урока
Давайте обобщим все, что мы узнали об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.
На экране слова, характеризующие человеческие качества. У вас такие же на листочках на партах. Выберите те из них, которые имеют отношение к богатырю. Объясните свой выбор. (Слайд 13, 14)
(Приложение № 2)
– Кто попробует дать характеристику Илье Муромцу, следуя памятке по работе над характеристикой героя. (1-2 человека) (Слайд 16)
Мне понравился Илья Муромец. Это богатырь 33 лет от роду. Высокий, статный, могучий. У него длинные волосы и небольшая борода с проседью. Лицо широкое, открытое. Глаза внимательные зоркие. Одет Илья в кольчугу небогатую. На голове у него островерхий шлем с оплечьем. В руках он держит меч, подаренный Святогором. Есть у него и палица, и лук со стрелами. Илья Муромец добр, внимателен, великодушен, никому не причиняет вреда понапрасну. Любит свою родную землю и весь русский народ. Не хочет менять русскую православную веру ни на какую другую. Автору нравиться его герой силой духа, добротой, щедростью, открытостью.
– Какова главная идея былины?
– Что такое былина?
– Каких былинных героев знаете?
– Какими качествами должен обладать былинный герой? (Здоровье, сила, ум, доброта)
– Чему учит нас былина? (любить свою родину, защищать её, быть добрым)
5. Домашнее задание по выбору. (Слайд 17)
– Перечитать и проиллюстрировать понравившийся отрывок. Подготовить выразительное чтение отрывка.
– Написать сочинение по картине Васнецова.
– Составить письменную характеристику былинного героя.
(Слайд 18)
Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Список используемой литературы.
1.Литературное чтение 4 класс поурочные планы по учебнику О.В.Кубасовой. Первое полугодие. Автор составитель – Н.Н.Дорогинина. Волгоград, 2005г.
2. Как научить детей чтению былин. Методическое пособие. С.В.Вечканова. М., 2002г.
urok.1sept.ru
Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.
Тема: Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.
Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».
Ход урока
I. Организационный момент
И. Проверка домашнего задания
– Какие отрывки из произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили?
(Выразительное чтение наизусть.)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
– Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.
Песни о героических подвигах богатырей в народе называли… (вышними, или старинами).
– Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.) Прочитайте название былины нас. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 13—15, предположите, о чем это произведение.
IV. Работа по теме урока
(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.)
– Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.
– Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?
– Какие слова и выражения вам были непонятны?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
– Как необходимо читать текст былины? Какой темп мы выберем?
Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков. (Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)
— Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите. (Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VIII. Подведение итогов урока
— Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былинах. Что такое былина? (Былина — русская народная этическая песня — сказание о богатырях.)
— Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь — воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)
— Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, повторы, образность языка — гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17-19 учебника, найти объяснение незнакомых слов. Выполнить иллюстрации.
Материал для учителя Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым под влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х гг.
Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год автор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке. В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова — предпринимателя и мецената.
В центре композиции находится фигура самого богатыря — Ильи Муромца. Сначала В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь показан со спины сбоку, так, что лица не видно.
Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает усталость, но и решимость.
На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклоненное вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его Правого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.
Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как приму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стерты.
Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Бонн истая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные ПО округе камни мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежащие на земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что Нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.
nsportal.ru
Конспект урока литературного чтения для 4 класса. «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины
Цели: познакомить с прозаическим вариантом текста былины; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, составлению рассказа об Илье Муромце; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И.В. Карнауховой.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно.
Как во славном было городе во Киеве,
Как у ласкового князя у Владимира,
Еще были-жили тут бояре кособрюхие,
Насказали на Илью они на Муромца,
Ай какими он словами похваляется:
«Я ведь князя-то Владимира повыживу,
Сам я сяду во Киеве на его место,
Сам я буду в Киеве да князем княжити!»
— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
III. Актуализация знаний
1. Постановка учебной задачи
— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)
— Что вы узнали из этого текста? Как вы его поняли?
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
Прежде чем мы начнем читать прозаический вариант былины, я хочу напомнить вам об исторических событиях, происходивших на Руси в XIII в., о набегах на нашу землю ордынцев.
— Что вы знаете об этом? (Ответы детей.)
На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 г. армия, возглавляемая внуком Чингисхана ханом Батыем, подошла к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами, но одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. И завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.
— Что вам известно о Золотой Орде?
(Учитель обобщает и дополняет ответы детей.)
На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.
Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями – везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с дару гам и назначались военачальники – баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.
Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.
2. Проверка домашнего задания
— Какие иллюстрации к былине вы подготовили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, соответствующие иллюстрациям.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Чтение и анализ прозаического варианта былины
— Сегодня мы познакомимся с прозаическим вариантом былины. Но прежде объясните значение старинных слов.
Сажень — старинная русская мера длины, чуть более 2 м (расстояние между концами пальцев разведенных в стороны рук).
Пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.
Полушечка — самая мелкая медная монета достоинством четверть копейки.
(Учитель читает текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.)
— Когда происходили описанные в былине события?
— Каковы особенности того времени?
— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)
— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?
— Чем закончились поездки богатыря?
— Какие надписи он сделал?
(Повторное чтение текста былины в учебнике хорошо читающими учениками.)
— Прочитайте выражения.
Добрый молодец, чисто поле, славный Киев-град, конь богатырский, дружина храбрая.
— Как их называют? (Устойчивые эпитеты.)
— Прочитайте определение слова эпитет на с. 38 учебника. Приведите свои примеры.
— Найдите в тексте былины, как описываются герои и предметы. Запишите на с. 14 творческой тетради примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былине.
— Найдите сходство и различия поэтического и прозаического вариантов былины.
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VII. Подведение итогов урока
— Составим синквейн об Илье Муромце.
Например:
Муромец.
Храбрый, сильный.
Защищает, спасает, рассуждает.
Справедливый защитник нашей Родины.
Богатырь.
Домашнее задание
Перечитать былину и разделить ее на смысловые части. Подготовить рассказ об Илье Муромце по плану, данному на с. 37—38 учебника.
multiurok.ru
Уразгалиева Татьяна Мусановна | |
Место работы | МАОУ СОШ № 10 |
Класс | 4 класс |
Предмет | Литературное чтение |
Тема | Ильины три поездочки |
Используемая образовательная система (методика, технология) | Технология проблемного обучения |
Используемый учебник | «Литературное чтение»Климанова Л.Ф. в 2ч.– 6 изд., М. Просвещение ,2009 г (Школа России) |
Цели и задачи урока | Продолжать знакомить учащихся с многообразием устного творчества русского народа; дать учащимся представление о былине как русской народной эпической песне.Расширять кругозор; работать над развитием речи. |
Оборудование | Иллюстрация к картине Васнецова «Три богатыря»,мультимедийный проектор, экран, презентация «Былины. Виды былин». |
Дедуктивные средства | Сигнальные карточки. |
Использованная литература (наименование учебника) | 1. Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 частях., М., «Просвещение» 2009 г. 3. Ресурсы Интернета. |
doc4web.ru