Тема: Природа в опасности! Охрана природы
Цель: познакомить с влиянием человека на природу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе; узнают о Красной книге; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями; рисунки, фотографии цветов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.)
1) Приведи примеры экологических связей: Живое – неживое, природа – человек.
2) Приведи примеры экологических связей: Неживое – живое, растение – животное.
3) Подчеркни, что составляет окружающую среду лося. Почва, река, береза, пальма, мартышка, синица, черника, шиповник, заяц.
2. Фронтальный опрос
— Что такое окружающая среда?
— Что изучает наука экология?
— Какие книги по экологии вы нашли?
III. Самоопределение к деятельности
— Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке?.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Природа в опасности!
Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи.
— Почему проблема охраны природы стала такой важной и необходимой?
— Если умрет природа, что будет на Земле?
— Прочитайте в учебнике на с. 29 текст «О маленьких ранах…».
— Что такое маленькая рана у природы?
— Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе.
— Прочитайте на с. 29 текст «О ранах больших».
— Что такое большая рана?
— Приведите примеры больших ран природы.
— Почему загрязняются воздух и реки, исчезают растения и животные? (Это связано с деятельностью человека.)
Сейчас я расскажу вам одну историю.
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:
— Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и…
— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.
(Учитель по ходу рассказа выставляет на доску рисунки, фотографии цветов.)
— Объясните, почему сердится учительница. (Ответы учащихся.) Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всякий сорвет.
Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
— А ромашку рвать можно? — спросила одна девочка.
— Как бы вы ответили на вопрос девочки?
— Какой цветок вы бы выбрали — большой и яркий или маленький и чахлый? (Ответы учащихся.)
Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим.
— О какой ране природы – большой или маленькой – я вам рассказала?
— Почему нельзя рвать полевые цветы?
— Что можно сделать, чтобы у вас в доме были полевые цветы? (Вырастить их в саду, нарисовать рисунок, сфотографировать и т. д.)
— Прочитайте в учебнике на с. 30—31 о животных, которые исчезли навсегда.
— Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские коровы, странствующие голуби.)
— Назовите еще каких-либо исчезнувших животных. (Дронт, стеллеров баклан.)
— По чьей вине исчезают растения и животные?
Работа в группах
— Работая в группах, составьте правила поведения на природе. (Учащиеся выполняют задание.)
— Прочитайте правила, которые вы составили. (Ученики зачитывают правила.)
— Ребята, все запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?
Охрана воды
Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака?
Ниже по течению построили еще один завод — резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную, отработанную воду. И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог.
Еще дальше вырос на берегу третий завод — ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой, пестрее самого пестрого ситца.
Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной – Разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажду утолить, ни рыбы наловить!
Однажды пожаловал на берег Разноцветной Самый Главный Санитар здешних мест. На заводах побывал, все разузнал и очень рассердился. Заводы – это, говорит, хорошо, но про людей и окружающую их природу тоже нельзя забывать.
— Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач? (Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.)
— Чему еще угрожает опасность? (Почве, воздуху.)
Охрана природы
— Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу.
— Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31—32.
— Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?
— Как называются охраняемые территории? (Заповедники и национальные парки.)
— Что такое заповедник? (Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.)
– Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, воды, почва, минеральные источники, горные породы.)
— Что такое национальный парк? (Участок земли, который находится под охраной. Но на территории национального парка есть места, предназначенные для отдыха, спортивных занятий, экскурсий.)
Существуют еще охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определенного времени (5—10 лет).
(Учитель записывает на доске.)
Заповедники, национальные парки, заказники.
Красная книга
– Что вы знаете о Красной книге?
Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России». Ее обложка красного цвета, и выбран он не случайно. Ведь красный цвет – светофор тому пример – сигнал тревоги, опасности.
Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!
Стали, к примеру, большой редкостью носороги, гориллы, орангутанги, крокодилы, тигры, леопарды… Их внесли в Красную книгу и взяли под охрану.
В Красную книгу России попали снежный барс и фламинго, дикий осел, или кулан, и беркут, джейран и белый журавль, или стерх, бухарский олень, лебеди и многие-многие другие звери и птицы.
В 1966 г. Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У нее была красная обложка, а страницы — разноцветные: черные, красные, желтые, белые, серые, зеленые.
На черных страницах рассказывается о животных и растениях, которые исчезли, на красных страницах содержится информация об исчезающих животных и растениях, на желтых — о животных и растениях, численность которых сокращается, на белых — о редких видах животных и растений, на серых — о мало изученных животных и растениях, на зеленых — о животных и растениях, которые удалось спасти.
Их спасают и обязательно спасут, как уже спасли дикого быка — зубра. К 1927 г. во всем мире было всего 48 зубров, да и те жили не на воле, а в зоопарках разных стран. Зато сейчас в лесах одной только нашей страны бродит больше тысячи этих могучих косматых великанов. А все потому, что зубры уже давным-давно находятся под охраной. На них не разрешают охотиться. Работники заповедников следят за здоровьем каждого животного, подкармливают в голодную зиму сеном.
Удалось спасти от верной гибели и бобра. К началу XX в. беднягу бобра из-за его ценного меха почти совсем истребили. Чудом уцелело всего несколько сотен зверьков. Но благодаря заботам человека сейчас их много тысяч.
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте поды — ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.
Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя. Издали наблюдать за птичьими гнездами – можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя! Наблюдать за муравейником – можно! А разрушать его – нельзя! От муравьев для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям. Мастерить кормушки для животных — можно. Л делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!
— Расскажите, что еще можно делать в природе, а чего нельзя.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 10).
— Прочитайте задание.
— Какое влияние на природу может оказывать человек? (Отрицательное и положительное.)
— Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
№2 (с. 11).
— Прочитайте задание. Выполните его.
— Напишите, как еще называются охраняемые территории. (Заказники.)
№4 (с. 12).
— Прочитайте задание. Разгадайте кроссворд.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
Работа в парах
— Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32. Выполните его.
— Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины – словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
Домашнее задание
nsportal.ru
Тема урока: Природа в опасности. Охрана природы.
Цели:
Оборудование: плакат (изображение лесной поляны), мультимедийная презентация, музыка.
Подготовка детей: заучивание стихотворения «Берегите Землю», доклады учащихся о животных.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент
Звучит музыка («звуки природы»)
2. Актуализация знаний
-Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в лес. В лес нас приглашает Лесовичок.
Очень добрым, очень светлым,
Золотистым, ясным днём
Мы поедем в гости к лесу,
В гости к солнышку пойдем!
-Итак, мы отправляемся с вами в лес! Человек многим обязан природе, лесу.
-Чем же именно нам дорог лес?
Почему мы с лесом дружим,
И зачем он людям нужен? (ответы детей)
-Совершенно верно. Лес – это кладовая с великими сокровищами жизни. Он дарит нам орехи, грибы, ягоды, украшает нашу Землю.
-Наша природа разнообразна и величава. В летнюю пору на цветах жужжат пчелы и шмели, порхают бабочки. Небесную синеву разрезают крылья птиц. А какое множество животных, разных видов обитает на земле! Многообразен и удивителен мир природы!
-Посмотрите на доску. Нужно определить, кому, что кому необходимо для жизни?
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес
-Для того чтобы узнать, какие животные и птицы обитают на нашей лесной полянке, Лесовичок приготовил загадки, которые вам нужно отгадать. Слушайте внимательно!
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки все грызет? (Белка)
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны,
Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)
Свился, скрючился клубочком. (Ёж)
Во дворце певец,
А зовут его…(Скворец)
Ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её… (Лиса)
Не страшит болото:
Лягушат найду ли –
Вот моя забота. (Цапля)
Ходит злой, голодный? (Волк)
Не жалея головы?
Тяжела его работа –
Целый день долбить стволы. (Дятел)
Меха белого охапка
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. (Заяц).
3. Работа над новым материалом
-Но они почему-то опасаются пускать нас в своё лесное царство, и очень чем-то взволнованы. Они прислали нам письмо: «Природа в опасности!» И это тема нашего урока.
-Как вы думаете, что же случилось?
-Наверно, до нас в лесу были те, кто природу не бережет, плохо к ней относится. Но я уверена, что вы знаете, как вести себя в лесу, на речке, у озера.
-Я, сейчас, буду показывать рисунки, а вы должны будете ответить, что они означают и почему этого нельзя делать.
«Запретные знаки»
Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду.
Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли.
Если разорять птичьи гнезда, то птиц будет все меньше и меньше, и они могут совсем исчезнуть.
Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток.
Они занесены в красную книгу.
Мусор, который оставляют люди не может сам переработаться, а это мешает жизни животных. Они могут пораниться о стеклянные бутылки, или отравиться.
Может возникнуть пожар, что нанесет непоправимый вред лесу.
-Молодцы! Природу нужно охранять и беречь. В лесах обитают разные ценные животные, будем охранять наши леса!
-Проверим, как вы уяснили эти правила.
-Запишите правила, которые соответствуют знакам.
-Теперь вы хорошо запомнили правила вежливости в природе. Послушайте стихотворение и скажите, будете ли вы вести себя так, как герой стихотворения.
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешника кусты – сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех – сорвал,
Сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белки и смотреть
На это было больно.
– Почему мальчик не понравился белочке? (ломал ветви, шумел, сбивал грибы).
-А верны ли наши мысли мы узнаем, прочитав текст («О маленьких ранах…)
-Какие же раны человек наносит природе?
-Даже самые маленькие раны природе тяжело излечить, потому что уж очень много у нее вредителей.
Игра «Выбери правило вежливости»
-Сейчас я буду вам называть правила. Если так можно делать – «ДА», если нельзя – «Нет».
-Продолжим путешествие. Однажды Лесовичок обходил свои лесные владения. Смотрит, из воды рыбка выскочила и говорит: « Не отпускай ты меня Лесовичок, в воду не хочу там больше жить»
– Почему рыбка не хотела оставаться в воде, ведь там – ее дом?
– Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке?
-А какая еще опасность угрожает природе?
-Мы с вами говорили о маленьких ранах, а еще есть и большие раны. Прочитаем.
-Так о каких же больших ранах говориться в учебнике?
-Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды и воздуха, гибели живой природы, а это, прежде всего, вредит и здоровью самого человека, так как он пьет воду, дышит, использует в пищу растения и животных.
-По вине людей уже исчезло немало животных и растений. Многие другие стали редкими и находятся на грани исчезновения. Лесовичок хочет послушать, что вы знаете о таких животных.
-А где мы можем найти списки таких животных?
-Верно, в Красной книге.
– Ребята, а кто знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА природы?
-Совершенно верно. Красный цвет – это цвет тревоги. Цвет ёё обложки тревожное напоминание людям, ведь в этой книге списки редких, находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и насекомых. (показ красной книги).
-Изначально все сведения о редких и исчезающих видах растений и животных помешались в одном томе Красной книги. И страницы в ней были цветными. Но это было сделано не для украшения, а для того, чтобы нам было легче понять, какая угроза нависает над тем или иным видом живой природы. Теперь мы вспомним цвета страниц и их значение:
1. Красные страницы -на них представлены те виды животных и растений, которым грозит полное исчезновение. Этот процесс невозможно остановить без вмешательства человека. Это исчезающие виды. Это– красный волк и зубр.
2. Желтые страницы – на них животные, которые встречаются в достаточном для выживания количестве, но их численность сокращается. Это сокращающиеся виды. Это Амурский тигр, карликовый тушканчик, морж, лев.
3.Белые странички – здесь записаны животные, численность которых всегда была невелика. Это редкие виды. К ним относятся: белый медведь, снежный барс, утконос, фламинго.
4. Серые странички – на этих страницах животные, которые мало изучены, а места их обитания труднодоступны или точно не установлены. Это неопределенные виды. Слоновая черепаха, императорский пингвин.
5. Зеленые странички – на них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Восстанавливающиеся виды. Например, бурые медведи.
6. Черные странички- на них можно увидеть изображение животных и растений, которых мы уже нигде не встретим. Это исчезнувшие виды. Странствующие голуби, Морская корова.
Об этих животных мы поговорим подробнее. Послушаем, что интересного о них вы нашли.
(Рассказы учащихся)
1. Морская корова
Примерно 250лет назад один путешественник (Георг Стеллер) обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова- малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…Прошло несколько лет и морские коровы навсегда исчезли.
2. Странствующие голуби
В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
(Рассказы учащихся)
-Грустно смотреть на черные странички Красной книги. Особенно понимая, что в этом виноват человек. Так же, число записей в Красной книге все время растет.
Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов.
-Люди поняли, что природа в опасности и ее нужно охранять. Как вы думаете, что для этого делают люди?
-Какие же еще меры принимаются для охраны природы?
Посмотрим на названия заповедников и парков.
Баргузинский(в Бурятии)
Куршская коса(на побережье Балтийского моря)
-А есть ли у нас в Смоленской области заповедники или национальные парки?
-У нас в Смоленской области существует национальный парк «Смоленское поозерье».
Национальный парк «Смоленское Поозерье» был создан 15 апреля 1992 года. Создание парка преследовало цели сохранения уникальных широколиственно-тёмнохвойных лесов, изучения флоры и фауны региона, сохранение видов растений и животных.
-А теперь давайте мысленно перенесемся в национальный парк «Смоленское поозерье», и посмотрим, какие животные там обитают. (Слайд-шоу)
-Каких же животных мы встретили в национальном парке?
-А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?
-Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?
-Верно, нужно беречь нашу природу и нашу землю.
Берегите Землю!
Берегите землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях ежевики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в ниве
Берегите землю! Берегите!
(чтение учащимся)
4. Итог урока:
– Что нового вы узнали сегодня?
-Какая же опасность грозит природе?
-Какие меры принимаются для ее охраны?
-Да, ребята, вы уже много знаете о природе, давайте же всегда жить с нею в дружбе, потому что:
Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют сами защититься!
Рефлексия:
Солнышко: кто будет защитником природы, кто все понял на уроке и запомнил.
Капелька: кому было, что – то непонятно.
Знак вопроса: кто хочет еще, что – то узнать о животных и охране природы.
-Вы молодцы! Теперь Лесовичок и обитателей леса уверены, в том, что мы настоящие друзья природы, и когда-нибудь обязательно позовут нас к себе в гости вновь! Лесовичок прощается с вами и благодарит за урок.
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Крюковская средняя школа”
Островского района Псковской области.
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе
«Природа в опасности! Охрана природы»
подготовила учитель начальных классов
Васильева Татьяна Владимировна
Крюки-2016
Тема урока: Природа в опасности! Охрана природы.
Цель: познакомить учащихся с влиянием человека на окружающую природу.
Планируемые результаты:
– учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе;
– узнают о Красной книге;
– познакомятся с влиянием человека на природу;
Оборудование: карточки с заданиями, картинка Лесовичка, рисунки и фотографии животных, растений, карточки с буквами, карандаши, запись вращения барабана “Поля чудес “.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
Закройте глаза. Как приятно вернуться в лето и оказаться на залитой ярким ласковым солнцем лесной опушке. Смотрите, там у лесного ручейка голубое облако нежных фиалок. Мы наклоняемся к ним и вдыхаем их свежий аромат. (Делаем глубокий вдох и выдох) Выдыхаем все обиды, злость, ссоры и неприятности. Пусть они здесь, у лесного ручейка, превратятся в маленькую тучку и улетят далеко в небо. И теперь с хорошим, позитивным настроем мы начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Игра ” Поле чудес “Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить после нас. Я предлагаю вам сейчас поиграть в известную игру ” Поле чудес “. Выполняя задания, находя правильные ответы, каждый сможет открыть одну букву. Зашифрованное слово назовёт вам имя нашего гостя. Кто же он расскажет игра.
1.Что изучает наука ” экология “?
2.Приведите примеры экологических связей:
неживое – живое (Солнце – цветы, вода – рыба, земля-дерево)
растение – животное (Дуб – кабан, сосна – белка)
3.Составьте цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение – кузнечик – скворец-сокол)
4. Какое значение имеет экология для людей?
Давайте прочтём слово, которое у нас получилось.
ЛЕСОВИЧОК
Ребята, где живёт наш гость? Как вы думаете, а почему именно он пришёл к нам на урок?
Лесовичок уже очень давно живёт в лесу, он сторож и защитник леса.
3. Самоопределение темы урока.
-Вместе с Лесовичком на уроке мы будем говорить об охране природы.
4. Работа по теме урока.
Беседа.
Природа в опасности!
Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи. Проблема охраны природы привела к нам на урок Лесовичка и мы вместе её расследуем. Как называются люди, которые следят за охраной и чистотой нашего Зелёного дома? (Экологи) Вот и мы сегодня станем экологами.
Если умрёт природа, что будет на земле?
Работа в группах.
А теперь мы разделимся на группы.(3 группы )
1 группа прочитает в учебнике на стр.29 ” О маленьких ранах…” и ответит на вопросы. (Вопросы для групп заранее готовятся на карточках)
-Что такое маленькая рана у природы?
-Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе .
2 группа прочитает на с.29 “О ранах больших…”
-Что такое раны большие? (Загрязнение воздуха, воды, вырубка лесов – исчезновение животных, рыб, птиц, растений)
-Приведите примеры больших ран. (По вине людей уже исчезли морские коровы, странствующие голуби)
3 группа прочитает подготовленный к уроку рассказ и ответит на вопрос: Почему сердится учительница?
Текст рассказа.
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:
-Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую лесную фиалку и эти жёлтые купальницы, и…
-Но почему?- чуть не плачут ребята.
– Они же такие красивые.
Вот – вот, красота их и губит. Кто не увидит – всякий сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландыша, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
-А ромашку рвать можно? – спросила одна девочка,- она тоже такая красивая …
– Вот так и получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают – в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое – самое: самое красивое, самое крупное, яркое, душистое, – мы в результате себя же и грабим.
Проверка выполненных заданий в группах. (Ребята отвечают на заданные вопросы)
Учитель вывешивает на доску картинки растений.
-О каких ранах нам рассказали ребята из 3 группы: больших или маленьких? (О маленьких)
– Почему нельзя рвать полевые цветы? (Дома они завянут, в природе -дадут семена, из которых вырастут новые растения)
– Что можно сделать, чтобы у вас дома появились полевые цветы?
( Вырастить их в саду, нарисовать, сфотографировать и повесить в рамочке на стену)
-За ваши ответы Лесовичок откроет 2 буквы в зашифрованном слове, которое заранее подготовил.
-Юные экологи молодцы. А теперь пора поговорить о животных.
Работа по учебнику.
– Прочитайте в учебнике на с.30-31 о животных, которые исчезли навсегда.
Работа по тексту.
-Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские коровы, странствующие голуби )
– По чьей вине исчезают растения и животные?
Работа в группах.
Каждая группа подготовит правило поведения на природе.
(Учащиеся выполняют задания)
Проверка выполненных заданий.
-Ребята, вы запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?
Охрана воды.
Давайте проведём исследование одной истории и ответим на вопрос: Как Прозрачная речка превратилась в Разноцветную?
( На доску вывешивается картинка с Прозрачной рекой )
Работа в группах.
1 группа исследователей получит картинку с заводом игрушек и красную трубу;
2 -картинку завода резиновых сапог и чёрную трубу;
3- картинку с ситцевым заводом и пёструю трубу;
А теперь послушайте рассказ о Прозрачной реке и давайте попробуем изобразить на картинке её превращение в Разноцветную.
Рассказ
Текла по равнине речка с чистой – пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на её берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды – вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается (1 группа прикрепляет свой завод), по другой – обратно выливается. (Ребята прикрепляют красную трубу)
Вливается чистая вода, прозрачная, выливается – грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака .(Ребята закрашивают часть реки красным карандашом)
Ниже по течению построили ещё один завод – резиновых сапог (2 группа прикрепляет свой завод) И он чистую, прозрачную воду пьёт, сбрасывает по трубам обратно грязную, отработанную воду ( Ребята прикрепляют чёрную трубу и закрашивают часть реки чёрным цветом)
И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера чёрных резиновых сапог.
Ещё дальше вырос на берегу третий завод- ситцевый (3 группа вывешивает свой завод) отчего речка сделалась серо – буро -малиновая, пестрее самого пёстрого ситца. (Ребята прикрепляют пёструю трубу и закрашивают часть реки разными карандашами)
Так вот была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной – Разноцветной. Была многоводной – стала маловодной: уж больно много заводы воды выпивают. Люди сердятся: ни умыться, ни постирать, ни жажду утолить, ни рыбы половить.
Однажды пожаловал на берег реки Самый главный Санитар. (В его роли будет у нас Лесовичок) На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы – это, говорит, хорошо, но про людей и окружающую их природу тоже нельзя забывать.
-Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач?Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.
Лесовичок остался доволен вашими ответами и открывает ещё 2 буквы в слове.
-Речку мы с вами спасли.
( Прикрепляется картинка чистой реки)
-Чему ещё может угрожать опасность?
(Почве, воздуху)
Охрана природы.
-Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу. (Сажает деревья, создаёт заповедники, ставит водоочистительные сооружения, строит заводы по выращиванию рыбы)
-Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31-32.
-Куда относятся сведения о редких животных и растениях? (В “Красную книгу”)
-Как называются охраняемые территории? (Заповедники, национальные парки)
Физкультминутка
По тропинке лесной как – то
Шли мы все домой.
Меж осинок и берёзок,
Между клёнов и дубов,
Меж пенёчков и сосёнок
По тропинке шли домой.
Вдруг лисичку увидали,
За лисичкой побежали.
Мы лисичку не догнали,
Вновь домой мы зашагали.
По тропинке по лесной
Шли мы дружно домой.
Меж осинок и берёзок,
Между клёнов и дубов,
Меж пенёчков и сосёнок
Наконец пришли домой.
-Что такое заповедники? (Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.)
-Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, вода, почва, минеральные источники, горные породы)
-Что такое национальный парк?
-Существуют ещё охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определённого времени. (5 -10 ЛЕТ)
Учитель записывает на доске:
ЗАПОВЕДНИКИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ ЗАКАЗНИКИ
Лесовичок доволен, что вы познаёте много нового и откроет ещё одну букву в слове.
Красная книга.
-Что вы знаете о красной книге?
Полностью он называется так: “Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России”. Её обложка красного цвета, и выбран он не случайно. Ведь красный цвет – светофор тому пример – сигнал тревоги, опасности.
Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте охранять животных и растения, оберегать их, а если надо, то помогать им!
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу – реки, озёра , леса. Заботимся о чистоте воды – ведь нам её пить. Думаем о чистоте воздуха – ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается. Закон этот должны соблюдать и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя.
Издали наблюдать за птичьими гнёздами можно, а вот трогать их и близко подходить – нельзя!
Наблюдать за муравейниками – можно, а разрушать – нельзя!
От муравьёв для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям.
Мастерить кормушки для животных – можно, а делать рогатки и всякие ловушки – нельзя!
-Расскажите, что ещё можно делать в природе, а чего нельзя.
-Можно сажать деревья, а ломать – нельзя.
– Можно строить кормушки для птиц, а ловить птиц нельзя.
5. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1(с. 10 )
-Прочитайте задание .
-Какое влияние на природу может оказывать человек? (Отрицательное и положительное )
-Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
№ 2 (с.11)
-Прочитайте задание. Выполните его.
-Напишите, как ещё называются охраняемые территории?
№ 4 ( с.12 )
-Прочитайте задание.
Разгадайте кроссворд.
Взаимопроверка.
6.Рефлексия
Работа в парах.
-Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32.
Выполните его.
-Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины – словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
7.Подведение итогов урока .
-Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
Лесовичок доволен вашей работой.
Сейчас он откроет последние буквы и получилось слово:
МОЛОДЦЫ
-Молодцы, ребята ! Я тоже благодарна за ваше старание и помощь мне в нашем очень важном расследовании. Я думаю, что теперь вы будете бережно относиться к окружащему нас миру.
Домашнее задание.
Учебник: прочитать текст на с. 29-34.
2.Индивидуальное задание:
1)рабочая тетрадь :№3 с.11
2)приготовить сообщения о растениях и животных своего края,занесённых в Красную книгу.
3)Групповое задание: Рабочая тетрадь, №1-2(с.13)
Использованная литература:
Запись вращающегося барабана сделана из программы “Поле чудес”.
О. Т. Поглазова, “Окружающий мир “1 класс. – М.: Просвещение
Поурочные разработки по курсу ” Окружающий мир” к учебнику А. А. Плешакова ” 3 класс
Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир ” для 3 класса +Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.:”ВАКО”,200, 320с.
Учебник по предмету ” Окружающий мир ” 3 класс, автор: А. А. Плешаков
Картинки для оформления урока нарисованы учителем. (Река, заводские трубы, заводы, картинка Лесовичка)
Фотографии и рисунки животных и растений использованы из личного архива и принесены детьми на урок.
infourok.ru
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Окружающий мир 3 класс Подготовила: лаенко л.и.
2 слайд Описание слайда:Природа в опасности Охрана природы. Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на пруду, И клюкву на болоте…
3 слайд Описание слайда:1. Что такое «Окружающая среда»? 2. Что изучает наука экология? 3. Приведите прмеры экологических связей: а) живое – неживое; б) неживое – живое; в) растения – животные; г) человек – природа. 4. Какое значение для людей имеет экология?
4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда:Из-за чего на Земле становится меньше лесов? а) из-за пожаров и стихийных бедствий; б) из-за изменения климата на Земле; в)из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
15 слайд Описание слайда:2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека? а) прозрачные; б) бесцветные; в) чистые.
16 слайд Описание слайда:3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах? а) от использования воды в быту; б) от использования воды в производстве; в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
17 слайд Описание слайда:4. Что люди делают для спасения живой природы? а) создают заповедники, ботанические сады; б) создают бульвары и скверы; в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
18 слайд Описание слайда:5. Что такое заповедники? а) заповедники – это участки земли, где всякая природа неприкосновенна; б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира; в) заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда:Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-356791
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Подать заявку на курс
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Слайд 1
« ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ! ОХРАНА ПРИРОДЫ» Урок окружающего мира в 3 классе(УМК «Школа России») Подготовила учитель начальных классов МОУ « Рыбачьевская школа» г.Алушта Бышук Вера Владимировна 2015 годСлайд 2
О маленьких ранах… Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится: — Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и… — Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.
Слайд 3
ФИАЛКА ЛАНДЫШ ЛЕСНОЙ КОЛОКОЛЬЧИК
Слайд 4
КАЖДАЯ СЛОМАННАЯ ВЕТКА, КАЖДЫЙ СОРВАННЫЙ ЦВЕТОК, КАЖДАЯ ПОЙМАННАЯ БАБОЧКА ИЛИ ПТИЧКА ЭТО МАЛЕНЬКАЯ РАНА, НАНЕСЁННАЯ ПРИРОДЕ !
Слайд 5
О ранах БОЛЬШИХ… Загрязнение воздуха Вырубка леса
Слайд 6
О ранах БОЛЬШИХ… Загрязнение воды
Слайд 7
О ранах БОЛЬШИХ… Исчезновение животных Морская корова Странствующий голубь
Слайд 8
Мамонты Маврикийский дронт
Слайд 9
ОХРАНА ПРИРОДЫ Заповедники Национальные парки
Слайд 10
Заповедники Участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Закрыты для посещения туристов.
Слайд 11
Национальные парки Природный музей под открытым небом.. Открыты для всех любителей природы.
Слайд 12
Красная книга Это сборник очень редких и находящихся под угрозой полного исчезновения видов растений, грибов и животных.
Слайд 13
КАК МОЖЕМ ПОМОЧЬ ПРИРОДЕ МЫ?
Слайд 14
ПОМОГИ ПРИРОДЕ!
Слайд 15
ПРОВЕРЬ СЕБЯ : Из-за чего на Земле становится меньше лесов? а) из-за пожаров и стихийных бедствий; б) из-за изменения климата на Земле; в)из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
Слайд 16
ПРОВЕРЬ СЕБЯ : 2. Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека ? а) прозрачные; б) бесцветные; в) чистые .
Слайд 17
ПРОВЕРЬ СЕБЯ : 3. Отчего загрязняется вода в реках и озёрах ? а) от использования воды в быту; б) от использования воды в производстве; в) от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм .
Слайд 18
ПРОВЕРЬ СЕБЯ : 4. Что люди делают для спасения живой природы ? а) создают заповедники, ботанические сады, национальные парки; б) создают бульвары и скверы; в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.
Слайд 19
ПРОВЕРЬ СЕБЯ : 5. Что такое заповедники ? а) заповедники – это участки земли, где всякая природа находится под охраной; б) заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира; в) заповедники – это участки земли , где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых .
Слайд 20
ПРОВЕРЬ СЕБЯ : 5. Какие действия человека относятся к охране природы? а)посадка леса б ) строительство очистных сооружений в ) слив сточных вод в реку г ) подкормка зимующих птиц д ) заготовка древесины е ) создание заповедников и национальных парков
Слайд 21
ПОМНИ : Нам жить в одной семье, Нам жить в одном кругу, Идти в одном строю, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на пруду, И клюкву на болоте…
nsportal.ru
Разделы: Начальная школа
Тема урока: «Природа в опасности. Охрана природы».
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с тем, как человек
влияет на природу и с какой целью создана Красная
книга.
2. Учить правильному поведению в природе.
3. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
1. Проектор.
2. Слайды.
3. Учебник, рабочая тетрадь.
4. Физическая карта России.
5. Выставка книг о природе.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос.)
– Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что
нас окружает, те места, где мы живём, работаем,
отдыхаем.)
– Что изучает наука экология? (Наука о нашем
собственном доме, о Земле и о законах, по которым
мы должны в нём жить.)
– Приведите примеры экологических связей:
а) Живое ––> неживое. (Многие полезные
ископаемые образовались из остатков живых
организмов, например: торф, каменный уголь,
известняк.)
б) Неживое ––> живое. (Воздух, вода, тепло,
свет, минеральные соли являются необходимыми
условиями для жизни живых организмов.)
в) Растения ––> животные. (Растения выделяют
кислород, которым дышат животные. Растения
создают среду обитания животных, обеспечивают им
убежище, служат материалом для постройки гнёзд
птицам.)
г) Человек ––> природа. (Человек охраняет
природу.)
– Составь цепь питания из списка живых
организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение
––> кузнечик ––> скворец ––>сокол.)
– Какое значение для людей имеет экология? (От
состояния окружающей среды зависит будущее
всего человечества: будет ли человек пить чистую
воду, дышать чистым воздухом, употреблять в пищу
экологически чистые продукты питания,
наслаждаться красотой природы и т.д.)
III. Сообщение темы и целей урока
Слайд №1.
Слайд №2.
1. Беседа.
Слайд №3.
– Природа, как израненная птица, кричит, просит
о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить
природные богатства для тех, кто будет жить на
Земле после нас.
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать
даже самые маленькие раны.
Слайд №4.
Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже,
если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или
сорву всего 3–4 цветка, или поймаю одну е
динственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту
ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная
бабочка – это маленькая рана, нанесённая
природе. И если одну такую рану нанесёшь ты,
другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую –
кто-то ещё, что же станет с природой?
Слайд №5.
А теперь поговорим о ранах больших.
С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством,
строят города, дороги, возделывают поля. Всё это
необходимо. Но для этого приходится уничтожать
леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной
людям.
Слайд №6.
Одни люди рубят деревья, чтобы продавать ценную древесину. Другие так освобождают землю для полей, чтобы сеять зерно.
Слайд №7.
Многие люди уничтожают леса, чтобы на их месте пасти скот. Когда скотина съест всю траву, пастбище превращается в пустыню.
Слайд №8.
Всё больше загрязняются воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…
Слайд №9.
Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие, как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных.
Слайд №10.
Отработанные газы от промышленных предприятий и автомобильного транспорта загрязняют воздух. Из-за них становится трудно дышать, гибнут растения и деревья.
Слайд №11.
Из-за того, что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса, иногда даже и просто так.
2. Работа в рабочей тетради
– Откройте тетради на странице 10,
найдите задание №1
– Прочитайте задание.
– Какое влияние на природу может оказывать
человек? (Положительное и отрицательное.)
– Рассмотрите картинки.
– Найдите примеры положительного влияния
человека на природу. В квадратике поставьте «+».
Приведите свои примеры положительного влияния
человека на природу.
А теперь найдите примеры отрицательного влияния
человека на природу. В квадратике поставьте « –
». Приведите свои примеры отрицательного
влияния.
Давайте проверим, как вы выполнили эту работу.
Слайд №12.
3. Игра «Назови правило»
Слайд №13.
– Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.
1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.
5. Не рвите цветы.
6. Не убивайте животных.
IV. Лекция учителя
– По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных.
Слайд №14.
Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей. Подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их…. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.
Слайд №15.
Многие виды больших китов находятся под угрозой исчезновения, потому что на них хищнически охотились из-за жира, мяса, костей. Хотя в большинстве стран сейчас охота на них запрещена законом. Люди всё-таки убивают их или ловят случайно в сети.
Слайд №16.
Носорогам угрожает исчезновение, потому что их убивают из-за рогов. В некоторых частях Африки люди, защищающие носорогов, срезают им рога, чтобы охотники оставили их в покое.
Слайд №17.
Калифорнийские кондоры исчезли в природе. Потому что они медленно размножаются, им трудно добывать пищу и люди охотятся на них. Однако, прежде чем они совсем вымерли, спасли их яйца и вывели птенцов в специальных центрах. Молодых кондоров выкормили вручную до взрослого состояния. Когда стало возможно и безопасно, их выпустили назад в дикие места.
Слайд №18.
Многие бабочки, такие. Как западноафриканская бабочка-совка, исчезли, потому что люди коллекционировали их, а также потому, что были уничтожены те дикие места, где они обычно жили.
Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих уменьшилось на 36, а птиц на 94 вида. В последние годы на Земле ежедневно исчезают от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых.
Слайд №19.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Ведётся такая работа и в нашей стране. Например, многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.
Слайд №20.
Во многих странах созданы природные заповедники, где животные живут в естественных условиях, не подвергаясь опасности. Люди приезжают туда посмотреть на них. Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Слайд №21.
В тайге возле озера Байкал находится гордость
России – всемирно известный Баргузинский
заповедник. Он славится кедровыми лесами.
Горячими источниками. Прекрасными озёрами и
горными реками. В заповеднике водятся бурые
медведи, белки-летяги, рябчики, росомахи.
Росомаха довольно крупный зверь. С длинной,
мохнатой шерстью. Питается она в основном
погибшими животными и играет в природе роль
санитара.
Очень интересна летяга. Это небольшой зверёк,
родственник белки. В отличие от неё летяга умеет
не только прыгать с ветки на ветку, но и летать,
точнее – планировать на немалое расстояние – до
40 – 50 метров! Роль крыльев у неё играют покрытые
шерстью кожные складки между передними и задними
ногами.
Слайд №22.
На севере России, на Таймырском полуострове,
расположился Таймырский заповедник.
Большой участок тундры взят под строгую охрану.
Погода здесь не балует теплом: заморозки и снег
бывают даже в июле. Зимой на водоёмах образуется
лёд толщиной около 2 метров!
Среди обитателей заповедника – дикие северные
олени.
В заповеднике гнездятся редкие птицы:
краснозобая казарка и сокол-сапсан. Интересно,
что краснозобые казарки часто строят гнёзда
недалеко от гнёзд сокола-сапсана. Этот хищник не
охотится возле своего гнезда и поэтому не
трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от
песцов.
Слайд №23.
Заповедник «Остров Врангеля»
расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским
морями. Он назван в честь полярного
исследователя Ф.П.Врангеля.
На остров Врангеля приходят медведицы из разных
уголков Арктики. Каждый год на острове
насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц
появляются на свет малыши. Одно из удивительных
животных заповедника – овцебык.
Слайд №24.
Приокско-Террасный заповедник
находится на юге Московской области, на берегу
реки Оки. Он был создан в 1945 году. Почти всю
территорию заповедника занимает лес. Интересно,
что здесь можно увидеть самые разные типы лесов.
Благодаря такому разнообразию лесов очень богат
животный мир заповедника.
Самый знаменитый зверь заповедника – зубр.
V. Работа по учебнику
Откройте учебник на странице 29 – 30. Прочитайте.
– Назовите мероприятия, которые проводятся по
охране природы. (Переоборудованы заводы и
фабрики, на месте вырубленных сажают новые леса,
запрещено собирать редкие растения и охотиться
на редких животных.)
– Куда заносятся сведения о редких растениях и
животных? (В Красную книгу.)
– Как называются охраняемые территории? (Заповедники.)
– Рассмотрите фотографии на с.31. Почему они
расположены парами? (Слева фотографии с
отрицательным воздействием человека на природу,
а справа – положительным.)
– Подберите к каждой фотографии надписи. (Дым
заводов и фабрик. Сточные воды. Здесь побывал
человек. Современные заводы и фабрики.
Лесопосадки. Чистый воздух.)
VI. Работа в рабочей тетради
– Найдите на странице 12 задание №4.
– Прочитайте задание.
– Разгадайте кроссворд. Внимательно рассмотрите
рисунки и впишите названия животных и растений. (Зубр,
кабан, сосна, тетерев, ель, дуб, олень, лисица,
барсук.)
VII. Итог урока
– О чём вы сегодня узнали на уроке? (Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу.)
Слайд №25.
– Давайте стараться жить так, чтобы земля
вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы
журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали
бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было
перед ними за себя и свои поступки.
– На перемене ознакомьтесь с выставкой книг о
природе. Эти книги есть в нашей библиотеке. Вы
можете их взять и почитать.
Приложение 1
Приложение 2
6.02.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: какие опасности таят в себе живая и неживая природа?
Задачи: познакомить с опасными природными явлениями.
Предметные результаты
Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
действовать по плану, вносить необходимые коррективы.
Познавательные:
извлекать нужную информацию, понимать информацию.
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные результаты
Развитие самостоятельности и личной ответственности
Основные понятия и определения
Гроза, ядовитые растения, ЧС
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем, в каких случаях человеку приходится защищаться от природы. Будем учиться правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными.
Вспомни правила безопасного поведения на водоёме и в лесу. Какие ты знаешь ядовитые ягоды и грибы?
Подумай, какие опасности может нести человеку неживая природа; живая природа.
Изучение нового материала
Природа и наша безопасность
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ
Гроза — красивое и величественное явление природы. Но гроза несёт и огромную опасность — удары молний. Чтобы уберечься от них, нужно соблюдать некоторые правила.
1.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.
2.Нельзя купаться во время грозы.
3.Нельзя находиться возле металлических предметов (например, металлических заборов, решёток) и прикрываться от дождя металлическими предметами (ведром, тазом и т. д.).
Где спрятаться, если гроза застала на открытом месте? Можно в какой-нибудь сухой яме, траншее, зарослях кустарника. Но лучше, заметив приближение грозы, поскорее покинуть открытое место.
ОПАСНЫЕ РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ
Внимательно рассмотрите рисунки. По каким признакам можно узнать эти растения и грибы?
В атласе-определителе найдите информацию о них.
Мухомор красный Ложнодождевик Ложноопёнок
Мухомор пантерный Бледная поганка ложноопёнок серо-жёлты
1.Ниогда не берите в рот плоды или другие части растений, если хотя бы немного сомневаетесь в том, что они съедобны.
2.Никогда не собирайте грибы, в съедобности которых хотя бы немного сомневаетесь.
ЖИВОТНЫЕ И НАША БЕЗОПАСНОСТЬ
Что ты знаешь о правилах безопасности при общении с животными?
Многие очень боятся змей, считая, что все они ядовиты. На самом деле ядовитых змей не так уж много. В нашей стране особенно распространена гадюка обыкновенная. Её можно узнать по тёмной зигзагообразной полосе на спине.
Змеи — пугливые существа. Просто так они не нападают на человека. Могут укусить только с целью самозащиты. Поэтому, соблюдая в лесу осторожность, ты, скорее всего, избежишь укуса змеи. Если же всё-таки змея укусила, нужно немедленно обратиться в больницу. Только там тебе смогут оказать настоящую помощь.
Человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.
После игры с кошкой или собакой надо обязательно помыть руки — на шерсти животных могут быть, к примеру, яйца глистов. Нельзя гладить незнакомых кошек и собак. Неизвестно, понравится ли им это. Когда кошка или собака ест или охраняет детёнышей, её нельзя трогать. В такой момент даже самое дружелюбное животное может оцарапать или укусить.
Нельзя убегать от собаки. Она может решить, что ты боишься, и помчится за тобой. Встретившись с собакой на улице, лучше остановиться и пропустить её. Если тебя укусила собака, нужно обязательно обратиться в больницу.
Осмысление и понимание полученных знаний
Обсудим!
1.По каким признакам можно узнать о приближении грозы? Обсудите, опираясь на свои наблюдения.
2.Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с животными?
3.Есть животные, которых многие люди считают опасными. На самом же деле они безобидны.
О каких животных идёт речь? Как нужно к ним относиться?
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
Как уберечься от удара молнии? 2. Как избежать отравления растениями и грибами? 3. Как избежать укуса змеи? Что делать, если она укусила? 4. Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с кошкой и собакой?
Вывод
Некоторые природные явления (например, гроза), растения, грибы, дикие и домашние животные могут быть опасны. Чтобы избежать опасности, нужно знать и выполнять определённые правила
Задания для домашней работы
1.Придумай и нарисуй в рабочей тетради условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке.
2.С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о ядовитых растениях и грибах.
3.В книге «Зелёные страницы» прочитайте рассказ «Коварные двойники». Сравните описания в книге со своими наблюдениями в природе.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ
Правила поведения во время грозыПравила поведения на природе
Список ядовитых растений
Растения убивающие людей
Не рви, не ешь, не наступай!
Почему грибы бывают ядовитыми? –
10 – САМЫХ ЯДОВИТЫХ ГРИБОВ
Несъедобные и ядовитые грибы
“Уроки осторожности” тетушки Совы
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai