Найди на глобусе материки и впиши их названия в предложения 3 класс – Материки и океаны на глобусе, с. 3 — 4

Материки и океаны на глобусе. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс

Мало просто знать, что такое глобус. Нужно научиться правильно читать его, чтобы узнать много нового и интересного. На этом уроке мы узнаем, что означают цвета на глобусе. Выучим названия океанов и материков, поговорим об их особенностях и отличиях. Познакомимся с удивительными чудесами природы, растительного и животного миров.

Посмотрите внимательно на глобус. На нем есть много цветов: синий, голубой, зеленый, желтый, коричневый и белый. Это сделано для того, чтобы как можно больше сообщить нам о Земле.

Рис. 1. Глобус (Источник)

Почему синего и голубого цвета на глобусе больше всего? Большая часть земной поверхности покрыта водой. На фотографии, сделанной из космоса, все водные пространства кажутся синими. Этим цветом на глобусе обозначены океаны и моря, реки и озера.

 

Рис. 2. Земля из космоса (Источник)

Но если присмотреться, можно заметить, что в разных местах океан обозначен разными оттенками. Это сделано, чтобы показать глубину: чем глубже океан, тем темнее синий цвет, а чем глубина меньше, тем краска на глобусе светлее.

Океаны – это огромные пространства горько-соленой воды, которые окружают материки и острова.

 

Рис. 3. Океан (Источник)

Тихий океан –самый большой на Земле.

 

Рис. 4. Физическая карта Тихого океана (Источник)

Такое имя дал ему мореплаватель Фернан Магеллан, потому что во время его путешествия на парусных кораблях этот океан был спокойным. Хотя на самом деле Тихий океан вовсе не тихий, особенно в западной своей части, где он поднимает и гонит огромные волны – цунами, приносящие много бед жителям японских островов.

 

Рис. 5. Цунами (Источник)

Марианская впадина – самое глубокое место в мире. Она находится в Тихом океане, ее глубина одиннадцать километров тридцать четыре метра.

 

Рис. 6. Марианская впадина (Источник)

Раньше европейцы даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен только один океан – Атлантический, который казался беспредельным, поэтому его назвали в честь самого сильного героя греческих мифов Атланта.

 

Рис. 7. Физическая карта Атлантического океана (Источник)

На самом деле Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана 5 километров. В Атлантическом океане бывают огромные волны высотой с трехэтажный дом.

Индийский океан особенно неспокоен в южной своей части. Он теплее других, даже в северной части воды Индийского океана прогреваются до + 35 градусов.

 

Рис. 8. Физическая карта Индийского океана (Источник)

Арктика – самая северная область, зимой и летом покрытая толстым слоем льда и сн

interneturok.ru

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Материки и океаны на глобусе”

Разделы: Начальная школа


Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками).

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный материал к уроку.

Текст работы: конспект урока по программе УМК “Перспективная начальная школа” (в соответствии ФГОС)

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока “окружающий мир”.

Задачи урока:

1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.

2. Познакомить с новыми терминами “океан”, “материк”.

3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.

5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные: уметь объяснять значение терминов “материк”, “океан”, расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; излекать необходимую информацию из текста

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, карта полушарий, ИТК, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 2)

Презентация.

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

“Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается:Мир ослепительно переливается, И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.Вот с таким настроением мы и начнем наш урок “Окружающего мира”. Слайд 3 (земля)

II. Актуализация знаний

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай” Слайд4

Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке

Формируемые УУД

1. Осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, навыки делового партнёрского общения

2. Умение строить логическую цепь рассуждений

3. Навыки делового партнерского общения

4. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа

5. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей

6. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам

1. Создание проблемной ситуации.

Что объединяет все эти слова? Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты. В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

2. Организация работы в группах.

(конверты с заданием: составить рассказ-загадку, не упоминая термин получает каждая группа

  • меридиан
  • глобус
  • параллель
  • экватор Слайд 5, Приложение 1, Слайд 6

3. Итог групповой работы.

Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару не выходя из класса на: А что для это необходимо? А вот на чём?

Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

1. Линия, проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор)

2. Ближайшая к нам Звезда. (Солнце)

3. Линии, соединяющие Северный полюс с Южным полюсом Земли (Меридианы)

4. В переводе с латинского языка “глобус” означает – : (Шар)

5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)

6. Меридиан, проведённый более толстой или красной линией на глобусе называется: (Нулевым)

7. Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсам от экватора называется: в единственном числе (параллель). Слайд 7

Какое слово получилось. Озвучьте.

– Ну, конечно, на корабле! Слайд 8

– Итак, счастливого пути!

Отправляемся в кругосветное путешествие! Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит, мы станем кем? Путешественники – это люди, которые путешествуют.

Изучение нового материала

Формируемые УУД

1. Умение строить логическую цепь рассуждений

2. Навыки делового партнерского общения

3. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа

4. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей

5. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам

1. Сообщение темы и цели урока. Слайд 9 (тема) Слайд 10 (цели)

– Какова тема урока?

– На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке?

2. Прочитаем девиз урока: Слайд 11 (девиз)

Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать? Приложение 2 Слайд 12 (самооценка на начало урока)

3. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний.

3.1. Организация фронтальной работы по учебнику С. 13 Слайд 13

– Какого цвета глобус?

– Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего?

Голубым и синим цветом обозначают водные просторы – океаны, моря, реки, озёра.

– Определение “океан” прочтите в учебнике.

Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана.

– Отправляясь на юго-восток и попадаем в :.Посмотрите на глобусе. В Тихий океан

  • Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в : Южный океан, который открыт совсем недавно.
  • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.
  • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.
  • Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. Слайд 14-17

3.2 Организация работы в группах (по хрестоматии. С.12-13 )

Прочитать

Рассказать, что нового узнали.

Обсуждение вопросов после текста.

1) Каждая группа получает печатный материал для самостоятельного изучения. Затем выбирается ученик для зачтения  (Приложение 3 )

2) Чтение дополнительного материала для сам. чтения. Хрестоматия. (С.12-13) “Тайна пяти океанов”

  • Пересказ
  • Высказывают предположения названия каких океанов говорят о месте их расположения на Земле?
  • Какой из них меньше всего оправдывает своё название?

Физминутка (клип-зарядка для глаз) Слайды 18-19

3.3 Организация фронтальной работы

-Давайте обратимся к карте полушарий. Какого цвета больше? (Работа по карте полушарий в учебнике) Если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая её часть занята водой. Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками. На земном шаре шесть материков. Самый большой материк называется Евразия. Слайд 20

– Скажите, в каком полушарии он находится? К северу или к югу от экватора? И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация.

Второй по величине территории материк - Африка, который так же, как и Евразия находится в Восточном полушарии. Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка - Северная и Южная Америка.

Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк – Австралия. Он находится в Южном полушарии. Сушу с давних времён делят не только на материки, но ещё на части света.Частей света тоже шесть: Слайды 21-23 (части света) – Европа, где жили наши предки; – Азия – соседняя территория с Европой; – Африка; – Австралия; – Антарктида; - Америка.

Материки – Северная и Южная Америка образуют одну часть света – Америку. А на одном материке Евразия находятся две части света – Европа и Азия.

Люди строили большие корабли и много путешествовали. Так они открыли Новые части света – Америку, Австралию, Антарктиду. Как вы думаете, какие части света называются Старым светом? Итак, мы говорили сейчас о частях света, а есть еще такое географическое понятие, как МАТЕРИКИ.

IV. Закрепление знаний

Формируемые УУД

1. Извлекать необходимую информацию из текста

2. Умение строить высказывания в устной форме

3. Умение применять знания на практике

1). Работа по учебнику

Будьте внимательны! Что вы замечаете? (Материков, как и Частей Света – шесть. Но они не совпадают по территории. Часть Света – Америка состоит из двух материков: Северной и Южной, соединенных между собой.) А две части света, Европа и Азия, вместе образуют материк. Какой? (Евразия.)

2). Организация работы в паре.

Рассмотрите карту полушарий на развороте обложки и выполнить задание.

Найди: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

*Высказывают предположения

– Какой материк самый маленький? (Австралия)

– Какой материк самый большой? (Евразия)

Заслушиваются 2 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют.

3).Проверка выполнения задания. (заслушиваются 2 пары, показывают образец работы)

4). Организация деятельности об-ся по проверке усвоенных знаний

Тест: “Материки и океаны на глобусе” (Работа по карточкам. Приложение 4)

5). Послушайте стихотворение Андрея Усачёва “Четыре океана”, верно ли поэт объясняет современную географию?

Почему? (Приложение5)

6). Задание в тетради №3-6

V. Итог

Формируемые УУД

1). Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

1.Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке

Какие задачи мы ставили в начале урока?

1). Игра “10 секунд” (Дети становятся в круг и каждый одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.) Слайд 24

2). Рефлексия деятельности. Повторим ключевые слова урока.

3). Заполнение листов самооценки

Оцените свою деятельность на уроке. Найдите в оценочном листе столбик ” Конец урока”. Приложение 2 (самооценка на конец урока) Слайд 25

Закончилось наше путешествие. Закрыли глазки и возвращаемся в класс.

2. Чтение стихотворения Е.Шкловского.

– Ребята, почему глобус просит беречь Землю?

Вывод: Наша планета Земля - неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.

VI. Д/З (дифференцированное). С 12-14, учебник

а).Ответы на вопросы после текста;

б). Подготовить пересказ;

в). Подготовить сообщение об океанах и материках. Слайд 26-27

VII. Оценивание. Слайд 28

Используемая литература.

  1. Учебник “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
  2. Хрестоматия “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
  3. Методическое пособие 3-е издание “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой., Москва Академкнига/учебник 2010
  4. “Окружающий мир” 3 кл. Поурочные планы по учебнику “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В.Лободина ,Издательство”Учитель” Волгоград 2010
  5. Материалы участников фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, “Первое сентября”

Картинки:

  1. http://www.3-porosenka.ru/off-line/catalogue/3298/s-14337.jpg
  2. http://www.rosfoto.ru/photos/big/0079000/079513_337.jpg
  3. http://zverushka.org.ua/images/Trixie/Dog_Trixie_31101.jpg
  4. http://foto-sobaki.narod.ru/images/foto-sobaki.narod.ru3311.jpg
  5. http://www.ecosystema.ru/08nature/amf/33.jpg –

Музыка:

  1. http://www.parkov3.narod.ru/veter.htm
  2. http://detkam.e-papa.ru/mp/6/13.html
  3. http://karaoke.yarsk.info/
  4. http://www.sefon.ru/mp3/

5.07.2012

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ НА ГЛОБУСЕ – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ – Поурочное планирование по учебнику О. Н. Федотовой – 2015 год

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Что такое глобус?

– Как называются линии на глобусе, проведенные вдоль и поперек?

– Что указывают меридианы?

– Как называется меридиан, проведенный более толстой линией?

– Где он проходит?

– Давайте совершим путешествие по меридианам (работа в парах). Покажите и расскажите соседу, как вы совершаете путешествие по 60-му меридиану, а он вам – по 120-му

– Какая самая длинная параллель?

– Виден ли экватор с космоса?

Организует групповую работу, которая поможет проверить знания обучающихся, полученные на предыдущем занятии. Подводит итог групповой работы

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

– Глобус – модель земного шара.

– Параллели и меридианы.

– Точное направление с севера на юг.

– Нулевой меридиан.

Работа в парах. Совершают «путешествие» по глобусу».

– Самая длинная параллель – экватор.

– Экватор – это условно проведенная на поверхности земного шара линия, делящая его на два равных полушария.

Работа в группах. Берут по одной или по две разноцветные карточки на столе учителя и по их цвету объединяются в группы. Каждая группа получает конверт соответствующего цвета. В конвертах карточки со словами: «глобус», «меридиан», «параллель», «экватор». Составляют рассказ-загадку по темам, указанным в конверте. Упоминать термин не разрешается. Одноклассники должны будут понять из рассказа, о чем идет речь. (Каждый ученик группы должен быть готов пересказать составленный рассказ-загадку.)

Обучающиеся по очереди загадывают придуманные в группах загадки, а другие группы их отгадывают

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Как совершить кругосветное путешествие, не выходя из классной комнаты? Что для этого необходимо? Какого цвета глобус? Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего? Какой цвет преобладает на глобусе? Почему?

–  Рассмотрите в учебнике (с. 12), как видят нашу планету космонавты. Какой она формы?

– Объясните значение слова «океан». Прочитайте определение в учебнике.

Организует работу в парах.

– Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Давайте внимательно рассмотрим глобус. Найдите океаны, изображенные на нем. Сколько их насчитали? Назовите все.

– Какой самый большой океан? Самый маленький?

– Так что же такое океан?

– Какое значение имеют океаны в жизни человека? Океан – мощный регулятор тепла на планете. Огромная масса воды, нагревшись, сохраняет тепло, полученное от Солнца. Ведь даже Северный Ледовитый океан не промерзает до дна. Океанские воды поддерживают равновесие в природе планеты. Вода забирает в себя много минеральных веществ, растворяет газы, в ней поселяются разнообразные живые организмы.

– Годится ли для питья вода океанов?

– Что пополняет запасы воды океанов?

– Соли в океанах столько, что если ее всю извлечь и равномерно распределить на суше, то это будет слой толщиной около 150 м, а на каждый квадратный метр придется по 330 т соли.

– Верно ли поэт А. Усачев объясняет современную географию?

– Покажите на глобусе местоположение Южного океана. Этот океан сравнительно недавно выделен из Мирового океана в самостоятельный.

– Обратите внимание на огромные участки суши, которые со всех сторон окружены океанами и окрашены в коричневый, зеленый и желтый цвета. Эти участки суши называют «материками».

– Найдите материки на своих глобусах. Определите их количество, прочитайте их названия.

– Сравните величину материков. Какой самый большой материк? Какой самый маленький?

– Какой самый жаркий материк, а какой самый холодный?

–  Рассмотрите глобусы и расскажите, каким цветом показаны материки на глобусе.

– Кое-где видны неровные линии голубого цвета. Что они означают?

– Зеленым и желтым цветами показаны равнины, а коричневым – горы. Прочитайте в словарике в конце учебника значения слов «равнины» и «горы».

– Что такое горы?

– Что такое равнины?

Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работ в парах: выполняют задания на карточках, согласно сделанному выводу по материалу учебника.

– Голубым и синим цветом на глобусе обозначают водные просторы – океаны, моря, реки, озера. Они на Земле занимают большую часть поверхности. Большая часть поверхности Земли покрыта водой, поэтому на глобусе много синего и голубого цвета.

– Планета Земля формы шара.

Работа в парах. Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары. Для работы в парах необходимы раздаточные глобусы. Один из учеников находит на глобусе и показывает соседу по парте два океана, а сосед показывает ему еще три океана. Читая текст учебника дальше, проверяют, правильно ли выполнили задание. Один ученик вызывается к классной доске. Он называет и показывает указкой океаны, пользуясь демонстрационным глобусом на столе учителя.

– На планете 5 океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный (Антарктический).

– Самый большой океан – Тихий. Самый маленький – Северный Ледовитый.

– Океан – водное пространство, покрывающее большую часть поверхности земного шара.

– С океаном связана жизнь человека.

– Для питья вода океанов не годится. Она соленая.

– Запасы воды океанов пополняют реки, озера, таяние снегов.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

ЧЕТЫРЕ ОКЕАНА

На нашей Земле океанов – четыре:

Индийский – самый соленый в мире,

Океан Атлантический – славен сельдями,

Ледовитый – все время спит подо льдами,

А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –

А буйный, глубокий и самый великий!

(Андрей Усачев.)

– На планете Земля 6 материков: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

– Самый маленький материк — Австралия, а самый большой – Евразия.

– Самый жаркий – Африка, самый холодный —Антарктида.

– Материки на глобусе показаны зеленым, желтым, коричневым цветом.

– Неровные линии голубого цвета, проведенные по поверхности материков, — это реки.

– Горы – значительные возвышенности, поднимающиеся над окружающей местностью.

– Равнины – ровная, без гор и холмов местность

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа.

Творческие задания.

Диагностические задания на осознание и понимание нового

Организует самостоятельную работу в группах.

– Прочитайте текст в хрестоматии. Подготовьте устное сообщение.

По окончании самостоятельной работы вызывает к доске по одному представителю от каждой группы, которые рассказывают, что нового они узнали.

Организует работу в парах.

– Рассмотрите глобусы. Покажите на глобусе своему соседу по парте все материки, а он пусть покажет все океаны.

Проводит командную игру.

– Давайте проверим, насколько вы внимательны. Разделитесь на две команды. Первая команда будет задавать вопросы, связанные с океанами, а вторая команда – вопросы о материках. За правильный ответ – 5 баллов, за исправление неправильного ответа вычитается один балл.

Подведение итогов командной игры

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Работают в группах. С помощью цветных карточек обучающиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается для чтения один из рассказов в хрестоматии: «О чем рассказывает глобус?», «Тайны пяти океанов», «Тайны шести материков», «Полярные области Земли».

Работа в парах. Один ученик показывает на глобусе своему соседу по парте все материки. А другой ученик – все океаны.

Участники от каждой команды задают друг другу вопросы:

– Самый холодный океан. (Северный Ледовитый.)

– Самый большой материк. (Евразия.)

– Перечислите океаны в порядке уменьшения площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Южный, Северный Ледовитый.)

– Какие материки омывает Атлантический океан? (Северную и Южную Америку, Евразию, Африку.)

– Какие океаны проходят через нулевой меридиан? (Северный Ледовитый, Атлантический и Южный.)

– На каком материке находится наша страна? (На материке Евразия.)

– Какой океан захватывает пересечение нулевого меридиана и экватора? (Атлантический.)

– Через какие материки проходит экватор? (Через Африку и Южную Америку.)

– Какой океан полностью находится в Северном полушарии? (Северный Ледовитый.)

– Какой самый жаркий материк? (Африка.)

– Назовите океаны, через которые проходит экватор. (Тихий, Атлантический, Индийский.)

– Родина кенгуру. (Австралия.)

– Моря каких океанов омывают нашу страну? (Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического.)

– Какие материки полностью находятся в Северном полушарии? (Северная Америка, Евразия.)

– Какой океан полностью находится в Южном полушарии? (Южный.)

– Какие материки находятся в Южном полушарии? (Антарктида, Австралия.)

– Сколько океанов на планете? (5.)

– Родина пингвинов. (Антарктида.)

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Обсуждаются контрольные вопросы, помещенные в конце параграфа.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

– Что изображено на глобусе? Почему большая часть карты окрашена в синий и голубой цвет? Какие вы знаете океаны?

– Как называются участки суши на глобусе? Какие материки расположены на глобусе? Какие реки показаны на глобусе?

– Напишите все материки и океаны, начинающиеся на букву А.

–  Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя, используя опорные слова

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Выполняют задание:

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания.

– Я понял, что…

– Теперь я могу…

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

compendium.su

Урок по окружающему миру в 3 классе «Материки и океаны на глобусе»

Урок по окружающему миру в 3 классе.

(УМК «Перспективная начальная школа»)

Учитель: Киселёва И.А.

Тема: Материки и океаны на глобусе.

Цели урока:

Образовательная:

Уточнение и расширение знаний учащихся о глобусе.

Воспитательная:

Формирование экологической культуры.

Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Ход урока.

1.Орг.момент. (слайд №1)

С детства мы любим, играть и смеяться.

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить.

-Сегодня на уроке вам потребуется умение дружно работать. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно, весело и познавательно. Тихо садитесь.

2. Проверка дом.задания

-Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке, давайте проверим, как вы усвоили пройденный материал.

– Внимание на доску. Перед вами вопросы. Ваша задача – записать только ответ. (слайд№2)

Что такое глобус?

Какие линии на глобусе указывают тонное направление с севера на юг?

Как называется меридиан, проведённый более толстой линией?

Какая параллель самая длинная?

Виден ли экватор с космоса?

    Взаимопроверка. (слайд№3)

    Модель Земли

    Меридианы.

    Нулевой.

    Экватор.

    Нет.

      3. Актуализация знаний.

      – Сегодня мы с вами продолжим изучение глобуса. Посмотрите, какой цвет преобладает на нём?

      – Почему?

      -А какие ещё цвета есть?

      – Подумайте, что они обозначают, и сформулируйте тему нашего урока.

      (слайд№4)

      «Материки и океаны на глобусе».

      Давайте составим план изучения этой темы.

      – Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны ответить? (слайд№5)

       

      «Материки и океаны на глобусе».

       

       

      Что такое океан?

      Что такое материк?

       

       

      Как на глобусе обозначаются океаны и материки

      Их особенности.

       

      Прежде чем мы начнём работать, прошу обратить ваше внимание на « Дневник исследования», который лежит перед вами на столе. (слайд№6)

      « Дневник исследования»

      Знаю

      Новая информация

        

      – Запишите, пожалуйста, что вы уже знаете о материках и океанах.

      (ответы детей)

      – Для того, чтобы заполнить следующую половину нашего дневника нам надо дружно поработать в группах.

      4. Изучение нового (работа в группах).

      – Для того, чтобы определить тему исследования для каждой группы вам надо отгадать загадки.

      1.На ноге стоит одной,

      Крутит – вертит головой.

      Нам показывает страны,

      Реки, горы, океаны. (глобус)

      – Ваша группа сегодня работает с глобусом.

      2.Ни начала, ни конца,

      Ни затылка, ни лица.

      Знают все, и млад и стар,

      Что она – большущий шар.

      (земля)

      – Вы изучаете материки.

      3. Кругом вода, а питьём беда

      (море, океан)

      – Ваша группа изучает океаны на глобусе.

      – Вы должны самостоятельно добыть нужную информацию из книг, которые лежать перед вами, а в помощь я предлагаю вам карточки, которые вы должны заполнить.(приложение №1)(раздаю карточки – помощники)

      – Прежде, чем вы начнёте работу, давайте вспомним правила работы в группах.

      Правила работы в группе.

      Распредели работу в группе.

      Умей договариваться.

      Уметь выслушать мнение каждого

      Выслушай работу другой группы.

        Проверка.

        – Слушаем ответ группы, которая работала с глобусом.

        1.(выступление учащихся + показ на глобусе)

        (слайд№7)

        « Дневник исследования»

        Знаю

        Новая информация

         

        – вода

         

        – суша

        Физминутка. (пингвины)

        -Где живут пингвины? (В Антарктиде)

        – О материках на глобусе расскажет следующая группа.

        2. Выступление 2 группы.

        (слайд№8)

        « Дневник исследования»

        Знаю

        Новая информация

         

        – вода

         

        – суша

        Материков – 6

        3. Рассказ 3 группы.

        (слайд№9)

        « Дневник исследования»

        Знаю

        Новая информация

         

        – вода

         

        – суша

        Океанов – 5

        Материков – 6

        – Я просила найти дополнительный материал по этому вопросу. Кто нашёл интересные факты?

        5.Закрепление пройденного.

        – Давайте проверим, насколько вы были внимательны, слушая своих товарищей.

        А проведем мы эту проверку в виде игры «Ромашка», условия игры вы знаете.

        Вопросы «Ромашки»

        Найди на глобусе Австралию и расскажи, что знаешь о ней.

        На каком материке находится Россия? Покажи примерно, где живёшь ты.

        Какой материк самый жаркий? Покажи на глобусе.

        Покажи самый теплый океан.

        Какой океан омывает Антарктиду.

        Назови океан, в названии которого два слова.

          (слайд № 10)

          «Материки и океаны на глобусе».

           

           

          Что такое океан?

          Что такое материк?

           

           

          Как на глобусе обозначаются океаны и материки

          Их особенности.

          – Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. На все пункты нашего плана мы ответили.

          -Ребята, как вы думаете, наша планета могла бы существовать без Мирового океана и материков?

          -О чём всегда должен помнить человек? (Природа щедра, но не до бесконечности и человек должен её оберегать)

          6. Итог урока.

          -Кто желает подвести итог нашим сегодняшним исследованиям: надо выйти к доске и рассказать о материках и океанах нашей планеты. Вспомнив всё, о чем мы сегодня говорили на уроке.

          Все остальные внимательно слушают, т.к. может понадобиться ваша помощь.

          (можно воспользоваться своим «дневником исследования»)

          (слайд №11)

          «Весь мировой океан, который омывает нашу планету на глобусе, показан голубым и синим цветами. Океанов всего 5- это Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский и Южный. Они омывают 6 материков Земли – Евразия, Африка, Австралия, Северная и Южная Америки и Антарктида, которые на глобусе изображаются отдельными участками суши коричневого, желтого и зелёного цветов».

          7. Рефлексия.(слайд №11)

          – Что понравилось на уроке?

          – Что было самым трудным?

          – На какие вопросы хотели бы найти ответ?

          -Кого эта тема заинтересовала, вы можете обратиться в интернет на сайты, адрес которых есть у нас в хрестоматии на стр.158 и в нашей библиотеке в энциклопедиях.

          8.Домашнее задание.

          Р.Т. Стр.3, № 3-6.

          Оценки за урок:

          – Командиров групп прошу дать оценку своим самым активным участникам.

          (Чью работу на уроке вы оцениваете как лучшую и почему)

          Урок окончен. Всем спасибо!

          Дополнительно (если будет время)

          Практическая задача:

          Жителям Австралии необходимо в кратчайший срок попасть на фестиваль в Северную Америку. Помогите им найти этот путь.

          Приложение №1.

          Океаны на глобусе.

          Найдите ответы на вопросы и подготовьте краткое сообщение.

          Источник информации

          Вопросы исследования

          Толковый словарь

          Хрестоматия с.12-13

          Что такое океан?

          Сколько океанов на глобусе?

          Какой океан самый большой?

          Какой океан второй по величине?

          Какой океан большую часть года покрыт льдами?

          Какой океан самый тёплый?

          Какой океан омывает Антарктиду?

          Как называются все океаны вместе?

          Найдите на глобусе все океаны.

          Карточка – ответ

          Наша группа получила задание изучить океаны на глобусе.

          Мы подготовили такой ответ:

          Океан это _____________________________________________________________

          На нашей планете ___ океанов. Это:

          Первый самый большой _________________________________.

          Второй по величине ____________________________________.

          Самый маленький _________________________________________ большую часть года покрыт вечными льдами. Самым теплым из всех океанов является

          ______________________________________. Недавно ученые открыли пятый океан _____________________________ он омывает берега Антарктиды.

          Все эти океаны сливаются вместе в единый _________________________ океан,

          который омывает весь Земной шар.

           

          Приложение №2.

          Материки на глобусе.

          Найдите ответы на вопросы и подготовьте краткое сообщение.

          Источник информации

          Вопросы исследования

          Толковый словарь

          Хрестоматия с.14-15

          Что такое материк?

          Сколько материков на глобусе?

          Какой материк самый большой?

          Какой второй по величине?

          Какой материк весь год покрыт льдами?

          Какие материки похожи друг на друга?

          Какой материк самый маленький?

          Найдите на глобусе все океаны.

          Карточка – ответ

          Наша группа получила задание изучить материки на глобусе.

          Мы подготовили такой ответ:

          Материк это________________________________________________________

          На нашей планете ___ материков. Это:

          Первый самый большой _________________.

          Второй по величине _____________________.

          Самый маленький ______________________. ___________________ весь год покрыта льдами. На этом материке нет ни городов ни селений. И два больших материка похожих друг на друга это ___________________________ _____________________________

          Для людей даже самый маленький материк – это огромное пространство.

           

          Приложение №3.

          Материки и океаны на глобусе.

          Прочти текст и выполни практическую работу.

          Источник информации

          Вопросы исследования

          Учебник с.12-14

          Найди на глобусе все океаны.

          Научись показывать на глобусе все материки.

          Приготовьтесь показать это классу.

          Карточка – ответ

          Наша группа работала с глобусом.

          Мы подготовили такой ответ:

          _______________ -это модель по форме похожая на настоящую Землю в уменьшенном виде. Большая часть поверхности Земли покрыта ______________.

          Поэтому на глобусе больше всего _____________ и _____________ цветов.

          Этими цветами изображены ___________, ___________ , _________ и __________.

          Участки суши на глобусе окрашены в ___________________ , _______________ и ______________ цвета. С помощью цвета можно также определить, где находятся ____________(коричневый), а где – _______________(зелёный).

           

          Дополнительный материал.

          Океан.

          Земля – это единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода. С океа­ном связана жизнь человека.

          Это мощный регулятор тепла на планете. Огромная масса воды, нагревшись, сохраняет тепло, полученное от Солн­ца. Ведь даже Северный Ледовитый океан не промерзает до дна. Океанские воды поддерживают равновесие в природе планеты. Вода забирает в себя много минеральных веществ, растворяет газы, в ней поселяются разнообразные живые организмы. Вода океанов для питья не годна она солёная. Реки, озера, таяние снегов пополняют запасы воды океанов.

          Интересный факт.

          Соли в океанах столько, что если всю извлечь и равномерно ­
          распределить на суше, то это будет слой толщиной около 150 м, а на каждый квадратный метр придется по 330 т соли.


          Презентация урока “Материки и океаны на глобусе” 3 класс
          PPTX / 1.07 Мб

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Карта полушарий. Материки и океаны. Острова

          • ГДЗ
          • 1 Класс
            • Математика
            • Английский язык
            • Русский язык
            • Немецкий язык
            • Информатика
            • Природоведение
            • Основы здоровья
            • Музыка
            • Литература
            • Окружающий мир
            • Человек и мир
          • 2 Класс
            • Математика
            • Английский язык
            • Русский язык
            • Немецкий язык
            • Белорусский язык
            • Украинский язык
            • Информатика
            • Природоведение
            • Основы здоровья
            • Музыка
            • Литература
            • Окружающий мир
            • Человек и мир
            • Технология
          • 3 Класс
            • Математика
            • Английский язык
            • Русский язык
            • Немецкий язык
            • Белорусский язык
            • Украинский язык
            • Информатика
            • Музыка
            • Литература
            • Окружающий мир
            • Человек и мир
            • Испанский язык
          • 4 Класс
            • Математика
            • Английский язык
            • Русский язык
            • Немецкий язык
            • Белорусский язык
            • Украинский язык
            • Информатика
            • Основы здоровья

          resheba.me

          Конспект урока по окружающему миру УМК ПНШ 3 класс на тему “Материки и океаны на глобусе”

          Урок окружающего мира в 3-м классе по теме “Материки и океаны на глобусе”

          Разделы: Начальная школа

          Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками).

          Продолжительность: 45 минут

          Класс: 3 класс

          Текст работы: конспект урока по программе УМК “Перспективная начальная школа” (в соответствии ФГОС)

          Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока “окружающий мир”.

          Задачи урока:

          1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.

          2. Познакомить с новыми терминами “океан”, “материк”.

          3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

          4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.

          5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

          6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

          Планируемые результаты

          Предметные: уметь объяснять значение терминов “материк”, “океан”, расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.

          Метапредметные:

          Регулятивные:

          • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

          • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

          Познавательные:

          Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

          Личностные: формирование позитивной самооценки.

          Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

          Форма проведения урока: индивидуально-групповая

          Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

          Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, карта полушарий, ИТК, раздаточный материал.

          Ход урока

          I. Организационный момент Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

          “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается:Мир ослепительно переливается, И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.Вот с таким настроением мы и начнем наш урок “Окружающего мира

          II. Актуализация знаний

          На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай

          Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке

          Формируемые УУД

          1. Осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, навыки делового партнёрского общения

          2. Умение строить логическую цепь рассуждений

          3. Навыки делового партнерского общения

          4. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа

          5. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей

          6. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам

          1. Создание проблемной ситуации.

          Что объединяет все эти слова? Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты. В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

          2. Организация работы в группах.

          (конверты с заданием: составить рассказ-загадку, не упоминая термин получает каждая группа

          • меридиан

          • глобус

          • параллель

          • экватор

          3. Итог групповой работы.

          Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару не выходя из класса на: А что для это необходимо? А вот на чём?

          Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

          1. Линия, проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор)

          2. Ближайшая к нам Звезда. (Солнце)

          3. Линии, соединяющие Северный полюс с Южным полюсом Земли (Меридианы)

          4. В переводе с латинского языка “глобус” означает – : (Шар)

          5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)

          6. Меридиан, проведённый более толстой или красной линией на глобусе называется: (Нулевым)

          7. Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсам от экватора называется: в единственном числе (параллель). Какое слово получилось. Озвучьте.

          – Ну, конечно, на корабле!

          – Итак, счастливого пути!

          Отправляемся в кругосветное путешествие! Вот какое определение слову “путешествие” дает толковый словарь Ожегова: “Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит, мы станем кем? Путешественники – это люди, которые путешествуют.

          Изучение нового материала

          Формируемые УУД

          1. Умение строить логическую цепь рассуждений

          2. Навыки делового партнерского общения

          3. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа

          4. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей

          5. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам

          1. Сообщение темы и цели урока. 

          – На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке?

          2. Прочитаем девиз урока:  Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать?

          3. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний.

          3.1. Организация фронтальной работы по учебнику С. 13

          – Какого цвета глобус?

          – Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего?

          Голубым и синим цветом обозначают водные просторы – океаны, моря, реки, озёра.

          – Определение “океан” прочтите в учебнике.

          Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана.

          – Отправляясь на юго-восток и попадаем в :.Посмотрите на глобусе. В Тихий океан

          • Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в : Южный океан, который открыт совсем недавно.

          • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.

          • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.

          • Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. 

          3.2 Организация работы в группах (по хрестоматии. С.12-13 )

          Прочитать

          Рассказать, что нового узнали.

          Обсуждение вопросов после текста.

          1) Каждая группа получает печатный материал для самостоятельного изучения. Затем выбирается ученик для зачтения  

          2) Чтение дополнительного материала для сам. чтения. Хрестоматия. (С.12-13) “Тайна пяти океанов”

          • Пересказ

          • Высказывают предположения названия каких океанов говорят о месте их расположения на Земле?

          • Какой из них меньше всего оправдывает своё название?

          Физминутка (клип-зарядка для глаз)

          3.3 Организация фронтальной работы

          -Давайте обратимся к карте полушарий. Какого цвета больше? (Работа по карте полушарий в учебнике) Если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая её часть занята водой. Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками. На земном шаре шесть материков. Самый большой материк называется Евразия

          – Скажите, в каком полушарии он находится? К северу или к югу от экватора? И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация.

          Второй по величине территории материк – Африка, который так же, как и Евразия находится в Восточном полушарии. Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка – Северная и Южная Америка.

          Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк – Австралия. Он находится в Южном полушарии. Сушу с давних времён делят не только на материки, но ещё на части света.Частей света тоже шесть: (части света) – Европа, где жили наши предки; – Азия – соседняя территория с Европой; – Африка; – Австралия; – Антарктида; – Америка.

          Материки – Северная и Южная Америка образуют одну часть света – Америку. А на одном материке Евразия находятся две части света – Европа и Азия.

          Люди строили большие корабли и много путешествовали. Так они открыли Новые части света – Америку, Австралию, Антарктиду. Как вы думаете, какие части света называются Старым светом? Итак, мы говорили сейчас о частях света, а есть еще такое географическое понятие, как МАТЕРИКИ.

          IV. Закрепление знаний

          Формируемые УУД

          1. Извлекать необходимую информацию из текста

          2. Умение строить высказывания в устной форме

          3. Умение применять знания на практике

          1). Работа по учебнику

          Будьте внимательны! Что вы замечаете? (Материков, как и Частей Света – шесть. Но они не совпадают по территории. Часть Света – Америка состоит из двух материков: Северной и Южной, соединенных между собой.) А две части света, Европа и Азия, вместе образуют материк. Какой? (Евразия.)

          2). Организация работы в паре.

          Рассмотрите карту полушарий на развороте обложки и выполнить задание.

          Найди: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

          *Высказывают предположения

          – Какой материк самый маленький? (Австралия)

          – Какой материк самый большой? (Евразия)

          Заслушиваются 2 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют.

          3).Проверка выполнения задания. (заслушиваются 2 пары, показывают образец работы)

          4). Организация деятельности об-ся по проверке усвоенных знаний

          Тест: “Материки и океаны на глобусе” (Работа по карточкам.)

          5). Послушайте стихотворение Андрея Усачёва “Четыре океана”, верно ли поэт объясняет современную географию?

          Почему?

          6). Задание в тетради №3-6

          V. Итог

          Формируемые УУД

          1). Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

          1.Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке

          Какие задачи мы ставили в начале урока?

          1). Игра “10 секунд” (Дети становятся в круг и каждый одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.)

          2). Рефлексия деятельности. Повторим ключевые слова урока.

          3). Заполнение листов самооценки

          Оцените свою деятельность на уроке. Найдите в оценочном листе столбик ” Конец урока”.

          Закончилось наше путешествие. Закрыли глазки и возвращаемся в класс.

          2. Чтение стихотворения Е.Шкловского.

          – Ребята, почему глобус просит беречь Землю?

          Вывод: Наша планета Земля – неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.

          VI. Д/З (дифференцированное). С 12-14, учебник

          а).Ответы на вопросы после текста;

          б). Подготовить пересказ;

          в). Подготовить сообщение об океанах и материках.

          VII. Оценивание.  Используемая литература.

          1. Учебник “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова

          2. Хрестоматия “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова

          3. Методическое пособие 3-е издание “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой., Москва Академкнига/учебник 2010

          4. “Окружающий мир” 3 кл. Поурочные планы по учебнику “Окружающий мир” 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В.Лободина ,Издательство”Учитель” Волгоград 2010

          5. Материалы участников фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, “Первое сентября”

          infourok.ru

          Конспект урока для 3 класса “Материки и океаны на глобусе”

          Конспект полипредметного урока окружающего мира 3 класс (Перспективная начальная школа)

          Учитель начальных классов: Забалуева Ю.В. ( Учитель биологии: Васильева Ю.В. Учитель истории: Лапшина О.В.)

          Урок-путешествие

          Тема: Материки и океаны на глобусе

          Цель:

          создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»

          Планируемые результаты:

          Предметные: уметь объяснять значение терминов «материк», «океан», расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.

          Метапредметные:

          Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

          Регулятивные:

          Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

          Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

          Познавательные:

          Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

          Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

          Личностные: формирование позитивной самооценки.

          Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

          Оборудование и наглядные пособия:

          • учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы,

          • глобусы,

          • карта полушарий, контурная карта,

          • компьютерная презентация,

          • раздаточный материал.

          Виды деятельности учащихся:

          • работа в паре,

          • работа в группе,

          • отвечают на вопросы,

          • высказывают предположения,

          • беседуют по иллюстрации,

          • работа с учебником, тетрадью.

          Ход урока

          Деятельность учителя

          Приложение.

          Тест: «Материки и океаны на глобусе»

          1. Самый большой материк на Земле?

          а) Северная Америка;

          б) Евразия;

          в) Африка;

          2. Самый маленький материк на Земле?

          а) Австралия;

          б) Антарктида;

          в) Африка;

          3. Полушарие, в котором находится маленький материк?

          а) Западное полушарие;

          б) Восточное полушарие;

          4. Материк, через который проходят все меридианы?

          а) Африка;

          б) Антарктида;

          в) Евразия;

          5. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?

          а) Тихий океан;

          б) Южный океан;

          в) Атлантический океан:

          6. Полушарие, в котором находится Северный полюс?

          а) Восточное полушарие;

          б) Западное полушарие;

          в) Северное полушарие;

          7. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?

          а) Южный океан;

          б) Индийский океан;

          в) Северный Ледовитый океан;

          8. Материк, который пересекается экватором почти

          посередине

          а) Австралия;

          б) Северная Америка;

          в) Африка;

          9. Самый большой океан?

          а) Атлантический океан;

          б) Тихий океан;

          в) Индийский океан

          10. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?

          а) Индийский океан;

          б) Южный океан;

          в) Тихий океан;

          Деятельность учеников

          Учитель начальных классов.

          1.Мобилизующий этап

          Чтобы природе другом стать

          Тайны все ее узнать

          Все загадки разгадать

          Научитесь наблюдать.

          Будем вместе развивать у себя внимательность.

          А поможет все узнать наша любознательность.

          1. Актуализация знаний

          -Ребята, на уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

          -Но сначала давайте с вами кое-что вспомним.

          – Прослушайте отрывок из текста и скажите, о чем идет речь.(Учитель зачитывает отрывок из статьи в хрестоматии на стр.7-8, прочтение которой было домашним заданием)

          -О глобусе

          -Что такое глобус?

          -Это модель Земли

          -О какой сеточке идет речь?

          -Пересечение параллелей и меридианов дает сеточку.

          -Что объединяет слова: параллели, меридианы, экватор?

          -Это воображаемые линии. Нужны для того, чтобы проще было ориентироваться.

          -Кому ориентироваться?

          -Путешественникам, пилотам, морякам.

          3.Формулирование детьми темы урока:

          -Посмотрите внимательно на глобус, карту полушарий и скажите, о чем нам может рассказать глобус?

          -О водных просторах и суше (материках)

          -Предположите, о чем будем говорить на уроке?

          -О материках, морях, океанах.

          4.Изучение материала урока

          -Представьте, что вы находитесь на борту космического корабля…

          -Какой вы видите нашу планету?

          -Больше голубого (синего) цвета.

          -Почему?

          -Много воды.

          -Посмотрите на вид нашей планеты из космоса (слайд)

          -Кто из вас знает, что такое океан?

          -Это огромные водные пространства.

          -Давайте прочитаем определение в учебнике.

          Читают в учебнике на стр.13.

          -А сейчас вы с соседом по парте найдите все океаны. Та пара, которая будет готова, поднимите руки.

          Ученики работают с глобусом и картой полушарий.

          – Сколько океанов нашли?

          -Пять.

          -Давайте проверим.

          Та пара, которая справилась первой, выходит к доске и на контурную карту полушарий прикрепляет карточку с названием океана. Класс проверяет.

          -Как вы думаете, все ли океаны одинаковые?

          -Нет

          -На нашей планете океанов пять:

          Южный (слайд ) – недавно открыли опять.

          Индийский (слайд) – самый соленый в мире.

          Океан Атлантический (Слайд) славен сельдями.

          Ледовитый (слайд) все время спит подо льдами.

          А Тихий (слайд), конечно же вовсе не Тихий.

          А буйный, глубокий и самый великий.

          -Ребята, а вы готовы стать путешественниками?

          -Да

          -Мы сейчас с вами отправимся в путешествие

          Учитель биологии

          -Мы с вами отправляемся в путешествие по океанам и материкам на каравеллах.

          -Кто знает, что это такое?

          -Вид судна.

          – (слайд)

          Саша Николаев расскажет, что это за судно.

          Сообщение Николаева Александра:

          -Каравелла-тип парусного судна 15-16 веков. Именно с этих парусных судов началась эпоха Великих географических открытий. Слово «каравелла» португальского происхождения. В переводе – небольшое парусное судно, предназначенное для путешествий и открытий новых земель.

          -Ну что ж, поплывем мы по просторам океана. Наше путешествие полно приключений и опасностей. А поплывем мы по Индийскому океану, который не только самый соленый, но и самый теплый океан нашей планеты и имеет богатый растительный и животный мир.

          -Но вот и первая опасность – коралловые рифы.

          – Что вы знаете о них?

          -Чем они опасны?

          (слайд8)

          -Литвинов Миша разбирался дома в этом вопросе.

          Сообщение Литвинова Михаила:

          -Большой Барьерный риф известен всему миру красотой и разнообразием морской жизни. Он является одним из самых удивительных чудес света. Эта прекрасная структура является самым большим на Земле природным объектом, образованным живыми организмами. Его можно увидеть из космоса. На этом большом барьерном рифе организован Морской национальный парк. Здесь обитает более 400 видов кораллов, около 1500 видов морских рыб, крупнейшая рыба на Земле – китовая акула, несколько видов китов, множество дельфинов, огромное число креветок, лангустов, крабов и омаров. На рифе много осьминогов и кальмаров. Встречаются здесь и смертельно опасные для человека синекольчатые осьминоги, размеры которых не превышают 15 см.

          – Удивительное место рифы. И кого здесь только не встретишь… Ой, ребята, а кто это разговаривает?

          Ученики инсценируют разговор жителей рифа.

          Каракатица. Это что за явление? Что-то я такой рыбки на рифе не припомню. Какая-то новенькая.(обращаясь к Амфиприону), Вы что-то ищете?

          Амфиприон.(пугливо прячась). А? Что? А вы кто?

          Амфиприон (пугливо) Амфиприон.

          Каракатица. А я Каракатица. Каким течением тебя к нам занесло?

          Амфиприон. Я решила место себе подыскать для житья. И очень мне здесь понравилось.

          Каракатица. Коралловый риф – это особый мир .Вода теплая, света хватает, кораллы укроют и накормят. Но в последнее время беспокойно стало. Свалился на нашу голову терновый венец.

          Амфиприон. Где?

          Каракатица. Да это морская звезда так называется.(слайд )

          Лучи из нее как колючки во все стороны торчат. И еще – это обжора, каких белый свет не видел. Ест кораллы, не угонишься.

          Амфиприон. Что-то страшновато мне стало. Спрятаться куда-нибудь мне что ли?

          Каракатица. Ничего. Сейчас мы тебя куда-нибудь подселим. Да вот, кажется, рак-отшельник с актинией тащится. С них и начнем.

          Рак. Уф, вконец уморился. И что за жизнь у меня такая -таскай повсюду за собой собственный дом. Да еще и квартирантку впридачу. Как же ты мне надоела.

          Актиния. Ах, ты неблагодарный. Да не будь меня, кто бы тебя от врагов защищал?

          Рак. И ведь мало того, что таскаю, так еще и кормлю.

          Актиния. Ой, закормил. Подумаешь, какой-то жалкий хвостик от рыбки раз в два дня перепадет. Да меня за то , что я тебя спасаю, давно на руках носить надо, как краб своих актиний на клешнях таскает.

          Рак. Будешь ворчать, брошу тебя здесь, а сам другую актинию себе найду.

          -Необычный разговор обитателей рифа мы послушали. Но все о чем они говорили, происходит в их жизни. И эти животные реально существуют. Но как же они на самом деле выглядят?

          -У вас на партах фото наших героев. Найдите их и отдайте нашим героям.

          Ученики находят фото героев и отдают им.

          – Давайте еще раз все посмотрим на некоторых обитателей рифа (слайды)

          – У вас на партах остались представители животного мира, которые обитают в других океанах. А вот кто это и где живут, вы узнаете из энциклопедий или на уроках биологии, которые у вас будут проходить в более старших классах.

          -Продолжаем наше путешествие. Наконец-то мы видим берег (слайд )

          -Что это? Остров? Город? Материк?

          -Чтобы это понять, высаживаемся на берег.

          -Посмотрите, как удивительно прекрасно и красиво это место.

          -Какое интересное животное (слайд)

          -Давайте поинтересуемся у местных жителей аборигенов как оно называется.

          Ученики инсценируют встречу с аборигеном.

          -Здравствуйте.

          -Кенгуру.

          -Наверно это с нами поздоровались. Скажите, как называется это животное?

          -Кенгуру.

          -Странно, слово «здравствуйте» и название животного звучит одинаково – кенгуру. Смотрите, какое удивительное растение на берегу, похоже на бутылку (слайд)

          – Не подскажите, как называется это дерево?

          -Кенгуру.

          -Все-таки, ребята, очень странно. Неужели здесь все называется «кенгуру»?

          -Что же это за слово такое и что оно обозначает, в этом разбиралась Перова Лена.

          Сообщение Перовой Лены.

          Обитает это животное лишь в одном месте земного шара: на материке загадок и неожиданностей в Австралии. Это сейчас любой ребенок знает, как называется животное с большими мускулистыми задними лапами, длинным хвостом и кармашком на животе. А вот первые европейцы были очень удивлены, увидев его. Они пытались выяснить жестами у туземцев, как называется этот диковинный зверь. А получили ответ от самого вождя «Кенгуру». Путешественники стали обрадованно рассказывать своим товарищам про диковинного зверя кенгуру. А ответ вождя означал всего лишь «Не понимаю». Но название прижилось.

          Питаются кенгуру корнями и клубнями растений, которые они выкапывают когтистыми лапками. Кенгуру умеют постоять за себя. Их задние ноги очень сильные. Кенгуру – самый лучший прыгун на всей планете. Отталкиваясь мощными задними лапами, они мчатся гигантскими прыжками – 12 м в длину и до 3 м в высоту. А детеныши появляются на свет размером всего лишь 3 см.

          -Где живет кенгуру?

          -В Австралии.

          -Значит, где мы находимся?

          – На материке.

          Что такое материк, давайте прочитаем с вами в учебнике

          Ученик читает определение в учебнике.

          -Кстати изображение кенгуру и страуса эму есть на гербе Австралии. Это типичные животные этого материка (слайд 16).

          – О других животных и растениях этого и других материков и океанов вы узнаете в 5 классе, изучая предмет биологии вместе со мной, а зовут меня Юлия Борисовна.

          5.Динамическая пауза

          В класс врываются пираты (ученики)

          1-ый пират. Всем оставаться на своих местах!!! Это ограбление!!!

          2-ой пират. Вы находитесь в руках самых кровожадных пиратов!

          1-ый пират. Всем подняться со своих мест! Руки вперёд! Сейчас мы снимем с вас все ваши украшения: кольца, браслеты, серьги…

          2-ой пират. А ну-ка все подпрыгиваем на месте: может у вас завалялись в карманах золотые монеты, и мы услышим, как они позвякивают…

          1-ый пират. Ладно, садитесь на свои места. И куда это, интересно знать вы отправляетесь?

          -В путешествие.

          2-ой пират. В путешествие… Вот это здорово. Помнится мне, бывал я раньше путешественником. 3 августа 1492 г. из Испании в открытый океан вышла флотилия под командованием Христофора Колумба (слайд),

          состоящая из трёх каравелл и 90 членов команды. Мы отправились искать новый путь в Индию.

          1-ый пират. А чем вам старый путь не нравился

          2-ой пират. Колумб считал, что есть путь короче.

          Наше плавание длилось свыше двух месяцев. Наконец, в 2 часа ночи 12 октября 1492 г. вахтенный матрос одного из кораблей в свете молнии увидел землю. На рассвете флотилия пристала к одному из Багамских островов. Колумб назвал его Сан-Сальвадор («Святой Спаситель»).

          Вслед за Сан-Сальвадором были открыты острова Куба и Гаити.

          Так мы, сами того не подозревая, совершили одно из самых судьбоносных открытий всей истории человечества – открытие Америки!

          1-ый пират. Как это сами не подозревая?

          2-ой пират. Да так! Колумб совершил к берегам Америки четыре экспедиции, но до конца своих дней он был твёрдо убеждён, что открыл западный путь в Индию. Земли, открытые им, не дали золота, пряностей и других богатств, о которых писал в «Книге чудес» Марко Поло.

          Зато мы увидели там диковинные растения, которые не росли в Испании и других странах (слайд). Ну-ка посмотрим, знаете ли вы эти растения (картофель, хлопчатник, кукуруза, табак)

          1-ый пират. Да уж интересные дела..

          -Ученики пытаются определить, что это за растения.

          Учитель истории

          -Ребята, а кто из вас знает, кто же всё-таки доказал, что открытые Колумбом земли – это новый материк?

          -На рубеже XV-XVI вв. к землям, открытым Колумбом, отправилось несколько экспедиций, в которых принимал участие флорентийский мореплаватель и астроном Америго Веспуччи.

          Во время одной из них он пришёл к выводу, что Колумб открыл новый материк. Вскоре записи Америго Веспуччи были опубликованы, и на их основе в 1507 г. создали новую карту мира. Открытие Америки привело к тому, что впервые, кроме известных Европы, Азии и Африки, были нанесены очертания четвёртого материка , условно названного «Земля Америго», впоследствии – Америка.

          – А как вы думаете, почему название поменялось с Америго на Америку?

          -Название изменилось, поскольку тогда континентам давали только женские имена.

          -А мы с вами знаем, что материков на Земле 6. Кто может назвать их?

          Ученики называют материки и показывают их на карте полушарий у доски.

          – У вас на столах лежат контуры материков. Вам нужно догадаться по ним, что это за материки, подписать на них названия. Та команда, которая справилась, прикрепляет контур материка на контурную карту.

          Каждая команда определяет по контуру, что это за материк, подписывает его, выходит к доске и наклеивает контур материка на нужное место.

          -Давайте проверим, правильно ли мы справились с заданием.

          Ученики сверяют контурную карту, на которой работали у доски с картой полушарий.

          -Когда вы будете учиться в 5-ом классе, на уроках истории мы будем говорить о путешественниках, их открытиях и узнаем еще о материках и странах много интересного вместе со мной. А зовут меня Ольга Вячеславовна.

          Учитель начальных классов

          6. Итог.

          -Что запомнилось?

          -Путешествие на этом не закончилось. Вам еще предстоит много узнать об океанах и материках. Дома, используя дополнительные источники информации, попробуйте разобраться с очередным заданием, оно лежит у каждого из вас на столе (см. приложение).

          7.Рефлексия.

          -Перед вами 2 метки: желтая и синяя. Кому путешествие понравилось и он готов дальше путешествовать. Оставляет желтую метку. Кому было скучно и не понравилось путешествовать, оставляет синюю метку.

          Ученики наклеивают метки.

          -Спасибо за работу.

          doc4web.ru

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *