1.Доблестный рыцарь собрался в замок злого Кощея. Но пройти он может только мимо избушки Бабы Яги. Из дома рыцаря к Бабе Яге ведёт одна дорога. А от Бабы Яги в замок Кощея – две дороги. Сколькими дорогами можно пройти из дома рыцаря к замку Кощея?
2 4 6
2. Снежная Королева отправила по свету 12 ледяных ветров, но несколько ветров пока остались в её чертогах. Сколько ветров осталось в чертогах, если Снежной Королеве служат 20 ветров?
3. На пошив карнавальных костюмов для школьного бала уже израсходовали 9 м, что составляет половину купленной ткани. Сколько всего ткани купили для пошива карнавальных костюмов
4. Серёже надо провести шайбу в центр трёх колец. В каждом кольце по трое ворот. В воротах указано количество очков, которые можно набрать, проведя шайбу через них. Какое наибольшее количество очков может набрать Серёжа, если через каждое кольцо к центру можно пройти только один раз
5. Ученики вторых классов собрались поехать на поезде в Великий Устюг в гости к Деду Морозу. Всего должно поехать 28 детей и 3 учителей. Хватит ли спальных мест всем, если полностью выкупить билеты в 8 купе? (В каждом купе по 4 спальных места.)
хватит не хватит
6. Золушка убегала с бала. До 12 часов ночи она должна быть дома. В 11 ч 45 мин она уже пробежала половину пути. Если Золушка и дальше будет бежать с такой же скоростью, в 11 ч 55 мин она уже будет дома. Сколько времени потратит Золушка на весь путь?
7. У белочки в кладовочке было 10 лесных орешков и 7 кедровых орешков. Какое наименьшее количество орешков надо достать из кладовочки белке, чтобы среди них обязательно был хотя бы один кедровый орешек.
8. За каждые 2 минуты Барбос съедает по 3 тарелки каши, а Дружок за 1 мин – одну тарелку. Барбос ел 6 мин, а Дружок– 9 мин. Кто из них съел больше каши?
Барбос поровнуДружок
9. У Деда Мороза спросили, сколько у него мешков с подарками. Дед Мороз ответил: «Если количество моих мешков увеличить в 5 раз, а потом уменьшить на 16, то получилось бы число 29». Сколько же мешков с подарками у Деда Мороза?
10. В классе 28 учащихся. 15 из них умеют кататься на коньках, 19 – катаются на лыжах. И только один мальчик не любит ни то, ни другое. Зато он занимается шахматами. Сколько человек в классе занимаются двумя видами спорта – катаются и на конька, и на лыжах?
nsportal.ru
Головоломки для 3 класса
Магазин головоломок, 3 класс
Цель: развивать внимание, память, нестандартное мышление; расширять кругозор; формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: карточки с заданиями; ребусы (см. приложения №1, 2), рисунок циферблата с буквами вместо чисел (см. приложение №3).
Учитель. Ребята, предлагаю это занятие провести в МАГАЗИНЕ ГОЛОВОЛОМОК. Только сегодня и только сейчас в нем состоится безденежная распродажа товаров. Товары можно приобрести только в обмен на знания.
Согласны посетить МАГАЗИН ГОЛОВОЛОМОК?
В нем три отдела: Отдел художественной литературы; Отдел флоры и фауны; Отдел кулинарии.
Для того чтобы посещение МАГАЗИНА прошло организованно, предлагаю вам разделиться на три группы (по рядам). Каждая группа может побывать во всех отделах МАГАЗИНА и выбрать понравившийся товар (карточки с заданиями). Если товар вам подойдет (вы сможете справиться с заданиями), то оставляете товар (карточки) себе. В противном случае возвращаете товар на прилавок.
Примечание. Товар (карточки с заданиями, красиво оформленные на отдельных листах) выставляются на магнитной доске либо раскладываются на столе.
Для начала давайте проведем разминку.
Вопросы-шутки
➢ На каких полях трава не растет? (На полях шляпы.)
➢ Что это за пятачок, на который ничего не купишь? (Нос у свиньи.)
➢ Петух снес яйцо. Кому достанется оно? (Петухи яйца не несут.)
➢ За чем чай пьют? (За столом.)
➢ Летели три страуса. Охотник одного страуса убил. Сколько страусов улетело? (Страусы не летают.)
➢ Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
➢ Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва)
➢ Кто не имеет денег, чтобы сбрить бороду? (Козел)
➢ Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом еще одна. Сколько всего ромашек распустилось? (В декабре ромашки не распускаются.)
➢ Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? (Пух)
➢ Один ослик нес 10 кг сахара, а другой 10 кг ваты. У кого поклажа тяжелей? (Одинаковая) В 12 часов ночи шел снег. Может ли быть через несколько дней в это же время солнечная погода? (Ночью солнца не бывает.)
➢ У меня есть знакомый. Его отца зовут Петр Иванович, а сына Василий Михалыч. Как зовут моего знакомого? (Михаил Петрович.)
➢ Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? (Одна)
➢ Выглянув в окно на повороте, Ира заметила, что перед нею 4 вагона, а за нею — 10. Сколько всего вагонов в этом поезде? (15)
Итак, отправляемся в Отдел художественной литературы. (Появляется соответствующая вывеска.)
Попрошу первую группу покупателей подойти к прилавку и выбрать товар по своему вкусу. Вашему вниманию предлагается широкий ассортимент. (Группа, посовещавшись, выбирает одну карточку и отправляется выполнять задание. Дается 5—7 минут на выполнение заданий.
Затем представители каждой группы, читают задания и отчитываются об их выполнении. Возможны подсказки со стороны членов других групп.)
Аналогично происходит посещение других отделов.
В конце занятия подводятся итоги, детям предлагается поделиться своими впечатлениями.
Карточки для отдела художественной литературы
№ 1. Узнай меня
1. «Шведская писательница Сельма Лагерлеф написала книгу о моих приключениях. Мне было 14 лет, и я был самым обыкновенным крестьянским мальчишкой, ленивым, грубым, а иногда и жестоким. Из-за этого Домовой и превратил меня в крохотного гнома. Наш домашний гусь решил присоединиться к стае диких гусей, а я полетел с ними, благодаря чему увидел всю Швецию и стал участником волшебных приключений.Путешествуя с гусями, я научился понимать и любить животных. Недаром по всей Швеции стали рассказывать истории о маленьком человечке, который всегда готов прийти на помощь.
Догадались, как меня зовут?» (Нильс)
№2. В каких сказках встречаются эти предметы?
➢ Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка».)
➢ Лампа. («Волшебная лампа Аладдина».)
➢ Опилки. («Винни-Пух и все-все-все».)
➢ Чеширский кот. («Приключения Алисы в Стране Чудес».)
➢ Землянка. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
➢ Движущаяся печь. («По щучьему велению».)
➢ Шпиль самой высокой башни. («Сказка о золотом петушке».)
➢ Домик на крыше. («Малыш и Карлсон».)
➢ Чудо-юдо рыба-кит. («Конек-горбунок».)
➢ Зонтики сновидений. («Оле-Лукойе».)
➢ Волшебная борода. («Старик Хоттабыч».)
➢ Орехокол. («Щелкунчик и Мышиный король».)
➢ Пес Тотошка. («Волшебник Изумрудного города».)
➢ Коротышки. («Приключения Незнайки и его друзей».)
➢ Орешки непростые, скорлупы-то золотые. («Сказка о царе Салтане».)
3. Сказочные задачи
➢ Чудо-юдо рыба-кит проглотило новгородского купца Садко вместе с лодкой. Купец весил 100 кг, лодка — вдвое больше. На сколько килограммов потяжелело Чудо-юдо, если самого Садко оно выплюнуло обратно? (На 200 кг.)
➢ Когда посуда уходила от Федоры, ее строй выглядел следующим образом: впереди — самовар с чайником, за ними 6 чашек, каждая со своим блюдцем; 5 рядов тарелок, по 2 тарелки в каждом ряду; 6 рядов вилок и ложек, по 3 предмета в каждом ряду; затем шел стол, а за ним метла, которая заметала следы. Сколько раз Федоре нужно будет просить прощенья, если каждая вещь прощает Федору только на третий раз, а самовар как самый главный — на пятый? (134)
№ 4. Расшифровать название сказки…
Из каждой строчки взять лишь те буквы, которые не повторяются в данной строке.
Ответ: «Малыш и Карлсон».
№ 5. Исключить в каждом ряду лишнее слово
➢ Перро, Андерсен, Пушкин, Гримм. (Русский автор, остальные — зарубежные.)
➢ «Бременские музыканты», «Лисичка-сестричка и Волк», «Волк и семеро козлят», «Иван-царевич и серый волк». (В названии отсутствует слово «волк».)
➢ «Теремок», «Конек-горбунок», «Курочка Ряба», «Колобок». (Авторская сказка.) У «Сказка о золотом петушке», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне…». (Автором не является А. Пушкин.)
Карточки для отдела флоры и фауны
№ 1. Загадки. Ягоды
• Я к родной земле приникла
И краснею возле пня.
Потому и называют
Люди ласково меня. (Земляника)
• Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)
• Пламенею без огня,
Снегирей спасаю,И нередко про меня
В песнях вспоминают. (Рябина)
• На усах расту я тонких,
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам. (Клюква)
• Я порой чернее ночи,
Неба синего синей.
Кто побольше съесть захочет —
Разукрасится сильней. (Черника)
• Колючки с крапивой — соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться спелостью. (Малина)
№2. Заполните все клетки по горизонтали, вписав названия овощей…
Варианты ответов: лук, репа, тыква, огурец, морковь
№ 3. Грамматическая арифметика
РЫБА + СОКИ = фрукты … (абрикосы)
ВОДА + РИНГ = фрукт … (виноград)
ЕЖИ — И + Е + ВИКА = ягода … (ежевика)
ЧЕРЕП — П + МУХА = дерево … (черемуха)
ЧИСТЫЙ — ЫЙ + О + ТЕЛО — О = трава … (чистотел)
№ 4. Ребусы. Животные
(См. приложения №1, 2.) Ответы: лягушка, бабочка, ворона, тигр.
№ 5.Расшифруй названия животных, используя циферблат
(См. приложение №3.)
8, 5, 7, 2, 4, 6.
9, 2, 3, 12.
7, 2, 7, 4, 1, 8.
3, 11, 12, 7, 2, 8.
7, 5, 3, 5, 4, 10.
4, 5, 7, 10.
Ответы: косуля, зубр, суслик, барсук, соболь, лось.
Карточки для отдела кулинарии
№ 1. Вкусные вопросы
➢ Сваренные в воде фрукты. (Компот)
➢ Восточная еда из риса и мяса. (Плов)
➢ Картофель всмятку. (Пюре)
➢ Фирменное блюдо сороки-белобоки. (Кашка)
➢ Блюдо, приготовленное из молока и яиц. (Омлет)
➢ Вареное тесто с мясом. (Пельмени)
➢ Соус из растительного масла, яичного желтка и разных приправ. (Майонез)
➢ Чем Журавль кормил Лису? (Окрошка)
➢ Большое пирожное. (Торт)
➢ Хлеб с различными слоями сверху. (Бутерброд)
➢ Птица, попавшая в суп за свои думы. (Индюк)
➢ Околпаченный работник кухни. (Повар)
➢ Традиционный праздничный салат из яиц, колбасы и овощей. (Оливье, или мясной.)
➢ Блюдо, в котором селедка не сняла верхнюю одежду. (Салат «Селедка под шубой».)
➢ Обычный завтрак холостяка из куриных продуктов. (Яичница )
№ 2. Разделить слова в три группы
Какао, борщ, рассольник, шницель, котлеты, сосиски, уха, щи, сок, чай, компот, гуляш. Ответ:
1. Борщ, рассольник, уха, щи — первые блюда.
2. Шницель, котлеты, сосиски, гуляш — вторые блюда.
3. Какао, сок, чай, компот — третьи блюда.
№ 3. Какие блюда можно получить из данных ингредиентов?
а) Перловая крупа, соленые огурцы, картофель, мясо,
соль, лавровый лист, морковь, лук, вода. (Рассольник)
б) Рис, молоко, соль, сахар, сливочное масло. (Рисовая каша)
в) Капустные листы, мясной фарш, рис, соль, морковь, лук, сметана. (Голубцы)
г) Мука, яйца, молоко, соль, сахар, растительное масло. (Блины)
№4. Исключить лишнее слово в каждом ряду
а) Творог, сыр, колбаса, кефир, ряженка, сливочное масло.
б) Батон, сушки, торт, печенье, мороженое, вафли, кекс.
в) Картофель, гречка, рис, перловка, манка, пшено, овсянка.
№5. Задачи
➢ Толе и Коле купили по 5 пирожных. Коля съел свои пирожные за 6 минут и стал сходить с ума от зависти, глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля? (14 минут.)
➢ Голодный Вася съедает за 9 минут 3 батона. Сытый Вася тратит на такое же количество батонов 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одним батоном голодный Вася? (На 2 минуты.)
➢ Коля и Толя съели за день 11 банок вишневого варенья и 5 таких же банок клубничного. К вечеру они почувствовали, что вишневого варенья съедено на 6 килограммов больше, чем клубничного. Сколько килограммов варенья каждого сорта съели Коля и Толя в этот счастливый день? (11 кг вишневого и 5 кг клубничного.)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
multiurok.ru
Расшифруйте название сказки и назовите автора. Коротко расскажите , о чем эта сказка и чему учит.
Н | 9 x 9 |
Т | 3 x 4 |
Е | 8 x 6 |
Ц | 4 x7 |
С | 7 x 9 |
В | 6 x 7 |
Я | 9 x 5 |
А | 27 : 9 |
М | 30 : 6 |
Ь | 7 x 5 |
Д | 6 x 6 |
Расшифруйте название сказки и назовите автора. Коротко расскажите , о чем эта сказка и чему учит.
Г | 7 x 5 |
Р | 42 : 6 |
К | 28 : 7 |
С | 5 x 9 |
У | 8 x 6 |
А | 64 :8 |
Е | 4 x 9 |
Ч | 9 x 9 |
О | 81: 9 |
Н | 40 : 8 |
Расшифруйте название сказки и назовите автора. Коротко расскажите , о чем эта сказка и чему учит.
Я | 5 x 7 |
В | 9 x 7 |
Л | 4 x 4 |
Р | 8 x7 |
О | 8 x 9 |
Е | 45 : 5 |
Ж | 32 : 4 |
С | 7 x 3 |
А | 7 x 6 |
К | 6 x 6 |
Н | 24 :4 |
nsportal.ru
Цели:
Оборудование: ребусы (слова), расчерченные листы, рисунок, изображённый на панцире черепахи, таблицы, рисунки к задачам.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организация работы. Сообщение темы, задач занятия.
– Сегодня занятие необычное у нас,
Занимательная математика пришла к нам в класс!
Вы, ребята, не скучайте,
Если знаете ответ, руку поднимайте
и смело отвечайте.
– Итак, начинаем тренировку, чтобы умным стать и ловким! Разгадав ребусы, узнаете, чем будем заниматься на занятии.
II. Устные упражнения.
Игра “Я угадаю число, которое задумали вы”.
– Задумайте число. Прибавьте к нему 3, умножьте полученную сумму на 6. Из произведения вычтите задуманное число и число 8. Разность разделите на 5. А теперь скажите мне, какой получился результат, чтобы я ответила, какое число вы задумали.
(Указание: из ответа детей вычесть 2.)
– Продолжаем работу с числами. Игра “Магический квадрат”.
– Как вы понимаете словосочетание “магический квадрат”?
– В китайской древней книге “Же-ким” (“Книга перестановок”) есть легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет тому назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кругов. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько в ней кругов, получится таблица из чисел.
– Давайте ее составим. (Работа в парах. Рисунок на парте лежит, дети считают круги и вписывают в клетки квадрата числовое их обозначение. Аналогично работают 2 учащихся у доски.) Проверка.
– У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа 1-го столбца: 4 + 3 + 8 = 15. Сложим числа 2-го и 3-го столбцов. Тот же результат получился (15). Он же получается при сложении чисел любой строки. Проверим. Мало этого, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.
– Вот такое загадочное расположение чисел от 1 до 9! Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом, и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом. Проверим магические это квадраты или нет?
(нет) |
|
– Задание: составьте магический квадрат, в центре которого стоит число 4, расставьте числа 0, 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и двум диагоналям была равна 12.
Дети составляют магический квадрат на индивидуальных листах, расчерченных по форме.
Грамматическая арифметика.
Ква + рак – ак + тира =? (Квартира.)
– Что такое квартира?
– Какая связь между квартирой и математикой? (Ответы детей.)
Отгадайте составляющую часть квартиры. (Ответ: кухня.)
– На кухне часто решаются жизненные задачи, происходят важные дела, на ней за чашкой чая мы рассказываем о своих успехах или неудачах.
III. Решение занимательных задач.
Решение: 65 коп. .6 = 390 коп. = 3 руб. 90 коп.
Решение: 9 : 3 = 3 (мин.)
Решение: 39 – 6 – 12 = 21 (муха)
IV. Рефлексия.
– Какое задание вам понравилось? Почему?
– Какое задание было смешным? Трудным?
– С какого задания вам бы хотелось начать завтрашний урок математики?
V. Домашнее задание (по желанию).
– В девяти клетках квадрата расставьте числа 2, 2, 2, 4, 4, 4, 6, 6, 6 так, чтобы сумма чисел по горизонтали, вертикали и диагоналям была равна 12.
Ответ:
– Молодцы! Спасибо за работу!
urok.1sept.ru
Занимательные задачи по математике.
3 класс
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое – маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке – Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа…
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
В.Кудрявцева
Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета нет манжет!
Г.Новицкая
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки – три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
“Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!”
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
“Приходите все на чай!”
Сколько чаек, отвечай!
Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
И узнать я был бы рад
Сколько было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
Н.Разговоров
Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, “косой”,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел –
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей –
Посчитай-ка всех зверей.
Б.Заходер
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей?
На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке – себе,
Поменьше немного – жене.
С пряжками – сыну,
С застёжками – дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек?
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
>Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
nsportal.ru
Игра – путешествие
В стране занимательной Математики 3 класс
Тема: Закрепление табличного умножения и деления.
Цели:
• Закрепить навык табличного умножения и деления; отрабатывать навык решения задач разных видов;
• Развивать интерес детей к математике; их математические способности, учить выполнять логические операции; расширять кругозор учащихся.
• Учить ребят работать в группах; воспитывать взаимовыручку, чувство взаимопомощи.
Оборудование: игровое поле с 5 секторами разного цвета, юла, карточки с заданиями, диаграмма «Миром управляют числа», эмблемы команд « Круг» и «Квадрат», ребусы, игра «Танграм».
(Авторская презентация «Занимательная математика»)
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?
(слайд № 2)
Дети: «Заниматика» – это занимательная математика.
Учитель: Правильно!
Ученик 1 :
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Ученик 2:
Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 3:
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравненье.
Учитель: А сейчас давайте поприветствуем царицу этой страны – Царицу Математики.
Царица: А вы знаете, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 домов», «5 яблок» – имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».
Так появились числа.
Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа на бумаге.
( Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами)
– Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
(слайд № 3)
Дети: «Миром управляют числа»
Королева: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся и в нашем путешествии по Стране занимательной математики.
Учитель: Спасибо, уважаемая Королева. А я объясню правила игры.
(слайд № 4)
Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.
Путеводителем по стране Заниматике будет вот эта юла со стрелкой. Стрелка будет указывать на сектор.
Крутить юлу имеют право только капитаны.
(Учитель представляет капитанов команд, которые выходят и встают рядом с учителем)
– Капитаны, вы будете крутить юлу по очереди. Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков.
(Для подсчета очков в классе работает жюри)
– Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды представьтесь.
Первая команда – «Круг»
Вторая команда – «Квадрат»
Итак, игра начинается!
Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход,- приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать соображалку. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.
(слайд № 5)
Сектора на игровом поле
1. Арифметика
(слайд № 6)
Учитель: Это, пожалуй, самая древняя область математики.
Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.
9 • 9 4 • 7 24 • 1
8 • 5 7 • 9 9 • 2
5 • 3 6 • 4 3 • 4
3 • 9 20 • 2 7 • 4
6 • 2 5 • 9 9 • 7
12 15 18 24 27 28 36 40 45 63 64 81
У з а н м к в е т и г б
(Без муки нет науки)
Учитель: Какую науку принято считать царицей всех наук?
Дети: Математику.
2. Геометрия и конструирование
Учитель: Один из разделов математики- геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
Дать названия всем геометрическим фигурам.
(слайд № 7)
Учитель: Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту. Нужно собрать из нескольких геометрических фигур одну фигуру.
(игра «Танграм»)
Физминутка
(слайд № 8)
Учитель: А сейчас мы посмотрим, у какой из команд глаз-алмаз.
(слайд № 9)
3. Фольклор
Учитель: Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?
Дети: тринадцать.
Учитель: А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».
(слайд № 10)
Дети: Семеро с ложкой – один с сошкой.
– Лук – от семи недуг.
– За семью морями.
– Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
– Семи пядей во лбу.
– Седьмая вода на киселе.
– Семь верст до небес.
– На седьмом небе.
– Семеро одного не ждут.
– Семь бед- один ответ.
– Семь раз отмерь – один раз отрежь.
– Семь пятниц на неделе.
– У семи нянек дитя без глазу.
4. Величины
Учитель: С какими величинами вы знакомы?
(слайд № 11)
Дети: Длина, время, масса.
Учитель: Расположить в порядке возрастания:
Масса
Килограмм, тонна, центнер, грамм.
Длина
Метр, дециметр, километр, миллиметр, сантиметр.
(слайд № 12)
5. Математика и экология
Учитель: Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.
Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.
(слайд № 13)
Команда 1:
* – 14 = 51
* • 7 = 56
90 : * = 45
-65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
-Человеку в день требуется 2 литра воды
-1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен
Команда 2:
100: * = 2
96 : * = 12
63 + * = 80
-За сутки из неисправленного крана вытекает 50 литров воды.
-1 гектар леса поглощает 8 кг углекислого газа за час.
-17 кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
(слайд № 14)
Решить экологическую задачу:
На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?
6. Логика
Учитель: Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается рассуждать и вставить в выражения слова «некоторые» или «все».
(слайд № 15)
Учитель: А сейчас мы узнаем, чья команда самая внимательная.
(слайд № 16)
Итог урока:
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Вам было интересно?
(слайд № 17)
nsportal.ru
Занимательные задачи по математике для 1-2 класса
Задачки-шутки для развития логического мышления учащихся 1—2-х классов
• Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине?
• На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве?
• Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа?
• Курица на двух ногах весит 2 кг. Сколько весит курица на одной ноге?
• Вася с Сашей играли в шашки 4 часа подряд. Сколько часов играл каждый из них?
• На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
• Сколько концов у двух с половиной палок?
• Летела стая уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось?
• Стоит в поле дуб. На дубе 3 яблока. Ехал добрый молодец и сорвал одно. Сколько яблок осталось?
• У нас очень дружная семья: у семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?
• Два мужика шли из деревни в город, а навстречу им еще три мужика и одна баба. Сколько мужиков шли из деревни в город?
• Бабушка купила на базаре две пары туфель, три яблока и пять груш. Одну пару туфель бабушка подарила своей внучке. Сколько всего фруктов купила бабушка?
• К двум зайчатам в час обеда
Прискакали 2 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 5 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
• Маша с Таней не скучают:
По 3 чашки выпивают.
Забежал к девчонкам Сашка,
Выпил сразу 3 он чашки.
Сколько чашек за столом
Было выпито втроем?
• В зоопарк Иван пришел,
Обезьянок там нашел.
2 играли на песке,
3 уселись на доске,
10 спинки согревали.
Сколько вместе, сосчитали?
• В нашем классе пять Наташ,
Два Сережи и пять Саш.
Есть Аленка и Кондрат.
Сколько в классе всех ребят?
• Наконец созрела вишня,
Десять вишенок на ней
Для двоих моих друзей.
Поспевает мандарин:
Каждому из них — один.
Сколько ж фруктов для ребят
Приготовил добрый сад?
• Вот под крышей в нашем доме
Поселилось 3 вороны,
2 синицы, 5 галчат.
Просто целый детский сад!
Там живут еще две мыши.
Сколько птиц под нашей крышей?
• В зал мы стулья относили
И 3 ножки отломили.
Если стульев было 5,
Надо ножки сосчитать! (17)
• В нашем доме пять ребят,
Любят все они играть.
Сколько надо им сандалий?
Очень трудно сосчитать. (Пять пар, или 10 сандалий)
multiurok.ru