Стих капля 3 класс – 3 класс. Чтение. Прощание с летом. К. Бальмонт “Капля”, Б. Заходер “Что красивей всего ?” – К. Бальмонт “Капля”, Б. Заходер “Что красивей всего ?”

Содержание

3 класс. Чтение. Прощание с летом. К. Бальмонт “Капля”, Б. Заходер “Что красивей всего ?” – К. Бальмонт “Капля”, Б. Заходер “Что красивей всего ?”

Комментарии преподавателя

 Прощание с летом.

К. Бальмонт “Капля”,

Б. Заходер “Что красивей всего ?”

Введение

Чтение авторского текста (с. 18).

– Каким запомнилось лето Насте? Прочитайте.

(-  Как же всё-таки хорошо, как весело было летом,   –  вздохнула  Настя.   – Но я  запомнила лето таким:   жаркий  день  и  холодная   вода  из  колодца, которая  вкуснее  любого  лимонада.   А  ещё  звёзды  – огромные,   каких  не бывает в другое  время года…)

 

– Как вы думаете, где провела своё лето Настя? Почему вы так решили?

– Кто сможет рассказать о колодце? Какой он? Как им пользуются?

http://al-spbphoto.narod.ru//prig/Shuvalovka_Russkaja_Derevnja_kolodec_21-08-2005.jpg

                    http://karopka.ru//upload/iblock/362/photo_1_1381046012.jpg

Определение из толкового словаря: «Колодец – глубокая узкая яма, вырытая для водяной жилы, для воды и одетая срубом либо камнем

».

– Какой показалась Насте вода из колодца? (Вкуснее любого лимонада.)

– Что ещё так поразило Настю летом? (Огромные звёзды, каких не бывает в другое время года.)

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 19. Как вы думаете, что проиллюстрировал художник? (В колодец мёртвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно, Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле – звено.)

1. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Капля».

Работа с текстом до чтения.

– Как нам следует читать недетское стихотворение К. Бальмонта? (Не торопясь, обязательно представляя то, о чём читаешь.)

Работа с текстом во время чтения.

Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представили? Расскажите.

– Какое настроение в этом стихотворении? (Мечтательное, таинственное, противоречивое: радость жизни и грусть, сказочное и т.д.)

– На что похоже стихотворение? (На легенду об упавшей в колодец звезде.)

– Почему же К. Бальмонт назвал своё стихотворение «Капля»? Попробуем ответить.

Повторное чтение по строфам с комментариями.

Константин Бальмонт

КАПЛЯ

В глухой колодец, давно забытый,

давно без жизни и без воды,

Упала капля – не дождевая,

упала капля ночной звезды.

(Глухой колодец – это какой? Что значит колодец «без жизни»? А какой вы себе представляете каплю ночной звезды? Какая она? (Ответы детей.) Интересно, а какой автор её видит? Представьте картину: звёздная ночь, и в глубокий, безжизненный, пустой колодец падает капля ночной звезды…)

В колодец мёртвый, давно забытый,

где тосковало без влаги дно,

Она упала снежинкой светлой,

от выси неба к земле – звено.

(Обратите внимание: поэт вновь повторяет, что колодец давно забытый, то есть люди уже давно к нему не ходят, ведь там нет воды, и добавляется ещё одно прилагательное – мёртвый. А что значит «где тосковало без влаги дно»? Посмотрите, в этой строфе мы находим ответ на наш вопрос: поэт представляет каплю ночной звезды… снежинкой.)

Когда усталый придёшь случайно

к тому колодцу в полночный час,

Воды там много, в колодце – влага,

и в сердце песня, в душе – рассказ.

(И вот к колодцу случайно приходит усталый путник. И что же он видит? (Колодец вновь полон.) Что же произошло? (Чудо. Капля ночной звезды оживила колодец, снежинка растаяла – и наполнился колодец!) А какое чудо произошло с усталым путником? Что это значит – «в сердце песня, в душе – рассказ»? (Может быть, к поэту приходит вдохновение…)

Но чуть на грани земли и неба

зеленоватый мелькнёт рассвет, (Что это значит?) (Наступило мгновение, когда ночь сменяет рассвет, она начинает уходить.)

Колодец меркнет (Обычно меркнет что? З

www.kursoteka.ru

Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Стихотворение «Капля» Константин Дмитриевич Бальмонт.Презентация

Слайд 1

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942) родился 3 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, третьим из семерых сыновей. «По семейным преданиям предками моими были какие-то шотландские или скандинавские моряки, переселившиеся в Россию… Дед мой, со стороны отца, был морской офицер,»- писал о своём происхождении поэт. Поэт, переводчик Автор Коваленко А.И. учитель начальных классов ГБОУ Школа №1987 Москва

Слайд 2

«…Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», — вспоминал он в 1910-х годах. Мать Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из генеральской семьи, в которой любили литературу и занимались ею профессионально. Она оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории . Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала . Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Растроганный отец подарил Константину по этому случаю первую книжку, «что-то о дикарях-океанийцах ». Мать познакомила сына с образцами лучшей поэзии. «Первые поэты, которых я читал, были народные песни,»-писал позже поэт.

Слайд 3

В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков.

Слайд 4

Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков Поэт скончался ночью 23 декабря 1942 года от воспаления легких под Парижем.

Слайд 5

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ стихотворение «Капля» (работа с текстом) -Какие картины вы себе представили? -Какое настроение в этом недетском стихотворении? ( мечтательное, таинственное, противоречивое: радость жизни и грусть, сказочное …) -На что похоже стихотворение? (На легенду об упавшей в колодец звезде.) -Почему же К.Бальмонт назвал своё стихотворение «Капля»? – Глухой колодец – это какой? -Что значит колодец «без жизни»? -А какой вы себе представляете каплю ночной звезды? Какая она?

Слайд 6

– Как вы думаете, о чём ещё это стихотворение ? – Ведь человеческую душу часто сравнивают с бездонным колодцем. ( В ней – огромное количество энергии, идей, творческих планов. Она способна напоить живой водой и самого человека, и людей, которые рядом с ней. К такому человеку тянутся люди. Бывает и такое, что человек вдруг открывает новые возможности. Среди полной темноты стоит одинокий колодец, который изнутри светится огнём жизни. Он наполнен живой водой, и поэт, который оказался в этот час у колодца, испив его чудесного напитка, тоже полон жизни : из-под его пера одна за другой выходят строчки – это та самая песня сердца, рассказ души. Так рождается творец.)

Слайд 7

Рефлексия -Я понял…… -Я узнал….. -Я почувствовал…… -Я научился…… -Я запомнил…. Что было интересным на уроке? Что было трудным? Кого бы вы хотели поблагодарить и за что? Какие знания с этого урока вы положите в копилку знатока?

nsportal.ru

К. Д. Бальмонт “Капля” – литература, презентации

Данный урок по литературе для учащихся 3 класса по программе “Школа 2100”. С данным  произведением учащиеся знакомятся в разделе “Прощание с летом”. На уроке идет  словарная работа со словами требующие разъяснений. Первичное чтение стихотворения читает учитель.  Следующим этапом работы – подготовка к выразительному чтению.   Подготовка к выразительному чтению идёт по  идет  по строфам. После каждой строфы учащиеся отвечают на вопросы, которые представлены  на презентации. В конце урока подводится итоговая работа над произведением.  

Просмотр содержимого документа
«К. Д. Бальмонт “Капля” »

Стр. 12 – 18,

р. т. стр. 2, № 2

– Прочитайте авторский текст.

Каким же запомнилось лето Насте?

Как вы думаете, где провела своё лето Настя?

Что такое колодец?

стр. 18

Колодец –

глубокая узкая яма, вырытая для водяной жилы, для воды и одетая срубом либо камнем.

Колодец – журавль

  • Прочитайте название стихотворения. Кто автор стихотворения?
  • Прочитайте стихотворение про себя.

Бальмонт

Константин Дмитриевич

(1867 – 1943 г.г.)

2

– Какие картины вы представили, когда читали стихотворение?

Какое настроение в этом стихотворении?

На что похоже стихотворение?

Почему К. Бальмонт назвал своё стихотворение «Капля»? Попробуем ответить, повторно читая по строфам.

На легенду об упавшей в колодец звезде

  Вопросы по первой строфы:

  • Глухой колодец – это какой?
  • Что значит колодец «без жизни»?
  • А какой вы себе представляете каплю ночной звезды? Какая она?

Чтение второй строфы:

Обратите внимание: поэт вновь повторяет, что колодец давно забытый, то есть люди уже давно к нему не ходят, ведь там нет воды, и добавляется ещё одно прилагательное – мёртвый.

Вопросы по второй строфе:

  • А что значит «где тосковало без влаги дно»?
  • Посмотрите, в этой строфе мы находим ответ на наш вопрос: Почему К. Бальмонт назвал своё стихотворение «Капля»?

Поэт представляет каплю ночной звезды…

СНЕЖИНКОЙ

Чтение третьей строфы:

  • Что увидел усталый путник, который случайно подошёл к колодцу?
  • Что же произошло?
  • А какое чудо произошло с усталым путником?
  • Что это значит – «в сердце песня, в душе – рассказ»?

Чудо. Капля ночной звезды оживила колодец, снежинка растаяла – и наполнился колодец!

Чтение четвёртой строфы:

«Но чуть на грани земли и неба

зеленоватый мелькнёт рассвет…»

– Что это значит?

  • Колодец меркнет …. Обычно меркнут Звёзды.
  • Что произойдёт дальше?

Как нужно прочитать каждую строфу?

– Как вы думаете, о чём ещё это стихотворение? Ведь человеческую душу часто сравнивают с бездонным колодцем.

Колодец снова высыхает, умирает, волшебство кончилось…

Какие строчки стихотворения проиллюстрировал художник, прочитавший это стихотворение?

Стр. 19,

выразительное чтение

kopilkaurokov.ru

Стихи про весеннюю капель

Интересные стихи про весеннюю капель:

***
С деревьев –кап!
С карнизов –кап!..
Прощайте, холода!
С балконов,с крыш –
Кап-кап! Кап-кап!
Вода! Вода! Вода!
Кап-кап! Кап-кап! –
Со всех сторон
Мелодия слышна.
Звучит капели перезвон:
– Кап-кап! – Весна!- Весна!

автор: Ю. Поляков

Для детей

Весна: На улице капель

Весна, весна на улице!
На улице капель
И лужицы на улице
Готов гулять весь день,
Готов пускать кораблики
По быстрым ручейкам
Хочу измерить лужицы
Я в новых сапогах…
Букет собрать подснежников
И маме подарить,
Чтоб веселее мамочке
На свете стало жить!!!
Капель, капель на улице,
Весенний перезвон.
Пусть все, что надо сбудется,
Весна и радость в дом!

автор: Л. Зимина

Весна: На солнце капели

На солнце капели
звенели и пели,
срываясь с холодной
хрустальной свирели.
И падали, словно
играя и споря.
Ручьи откликались им
эхом прибоя.
Купались капели,
смеялись, журчали.
Отважный бумажный
кораблик качали.
От солнечной музыки
весело было –
весна наступила!
Весна наступила!

автор: А. Алферова

Весна: Звенит капель

Звенит капель: ап-рель,ап-рель,
люблю апрель, скорей приди,
по свету белому разлей
весенние дожди.
И солнце ярче разукрась,
придай лучам тепла,
деревья сонные согрей,
чтоб вся земля цвела!
Чтоб птиц весёлых хоровод

кружился в небесах,
и травы сочные росли
на заливных лугах.

автор: О. Квиташ

Я люблю весеннюю капель

Я люблю весеннюю капель,
Я люблю, когда поет апрель
Ручейками звонкими своими!
Хочется смеяться вместе с ними!
Жмурится от солнца детвора.
Им пускаться в плаванье пора:
Всё, что не пугается воды, –
То сгодится ей на корабли.
Солнышко заставит всех проснуться,
После зимней спячки встрепенуться,
Выманит на улицу подружек
И подарит горсточку веснушек…
Вот оно плывет себе по небу
И упрямо держит курс на лето!

автор: О. Загребина

Весна: И плывет капель на солнце

Солнце весело взглянуло,
Улыбнулось, подмигнуло:
«В золотых лучах весна,
Разбудила лес от сна:
Потекли ручьи- дорожки,
Жёлты вербные серёжки,
И плывет капель на солнце,
И стучит, стучит в оконце,
Птичьи голоса всё громче,
И весна поёт всё звонче».

автор: З. Письман

Весной с крутой крыши летела капель

Весной с крутой крыши летела капель.
Всё ближе земля. Ну, смелее, смелей!
Ладошки подставил клубящийся пар:
«Я жду вас, летите, ослаблю удар».
Увидев капель, зазвенел ручеёк:
«Давно ожидаю, веселый дружок!
Я знаю дорогу в загадочный край,
Где вечно-сверкающий солнечный май».
Но солнце смеётся: «Наивный ручей!
Забыл ты о силе апрельских лучей.
Раскрою объятья – тебя уже нет.
Засветится в воздухе вьющийся след».

автор: Г. Масалова

Весёлая песня весенней капели

Сосулька на солнце пригрелась и тает,
И капля стекает по ней. Посмотри,
Как светом играет она и сверкает,
А капля весь мир отражает внутри.
Чуть-чуть повисев, сорвалась и … разбилась
На множество мелких хрусталиков-брызг.
Как жалко! Я капельку ту полюбила.
Ой! Новая капля скатилась – и вниз.
Весёлая песня весенней капели,
Весеннего неба бездонная синь.
Весна на пороге, начало апреля
И капли хрустальные – дзинь, дзинь, дзинь, дзинь!
У солнца спрошу я: «Скажи, почему же
Так скупо ты светишь и греешь зимой?
А нынче тепло, снег растаял и лужи,
И солнечный зайчик играет со мной».
А солнышко мне улыбнувшись лукаво:
– О чём ты, малышка? Ушли холода,
Природа проснулась, и время настало …
Так издавна было, так будет всегда!
Сосулька на солнце пригрелась и тает,
И капля стекает по ней. Посмотри,
Как светом играет она и сверкает,
А капля весь мир отражает внутри.
Чуть-чуть повисев, сорвалась и … разбилась
На множество мелких хрусталиков-брызг.
Как жалко! Я капельку ту полюбила.
Ой! Новая капля скатилась – и вниз.
Весёлая песня весенней капели ,
Весеннего неба бездонная синь.
Весна на пороге, начало апреля
И капли хрустальные – дзинь, дзинь, дзинь, дзинь!
У солнца спрошу я: «Скажи, почему же
Так скупо ты светишь и греешь зимой?
А нынче тепло, снег растаял и лужи,
И солнечный зайчик играет со мной».
А солнышко мне улыбнувшись лукаво:
– О чём ты, малышка? Ушли холода,
Природа проснулась, и время настало …
Так издавна было, так будет всегда!

автор: Л. Струина

На дворе звенит капель

Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.

автор: Самуил Маршак

Весна: Забарабанит капель весёлая опять

Звенеть сосульки перестали,
У крыш застыли бахромой,
Холодным светом заблистали,
Заледенели, – как зимой.

Но завтра снова солнце встанет, –
Оно возьмется припекать,
И по крыльцу забарабанит
Капель весёлая опять.

Весна затенькает синичкой, –
Напев подхватят воробьи.
Пройдут по стёжке вереничкой
Подруги школьные мои.

А я им постучу в окошко,
В пальто влезая на ходу:
Мол, подождите же немножко,
Или не видите — иду.

И, за спину закинув книжки,
Скользя на тающем снегу,
В своём распахнутом пальтишке
Весне навстречу побегу.

автор: Елена Благинина

Капель весной

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идёт апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат:
– Подснежник, полно спать!
А шубки белок и зайчат
С утра мокры опять.

И, замедляя хитрый бег,
Идя по снегу вброд,
Проваливаясь в талый снег,
Лиса из лунки пьёт.

Жемчужинки слетают вниз:
«А ну, ловите нас!»
Весь в дырочках от светлых брызг
Под ёлкой хрупкий наст.

Но всё же март, а не апрель
Лишь солнышко зайдёт,
Смолкает звонкая капель
И вновь на ветках лёд.

автор: Зинаида Александрова

Короткие

Весна: С ели капает капель

Смотрит солнышко на ель,
С ели капает капель.
А синичка не поймет,
Кто так весело поет.

автор: И. Истомина

Весна: Начинается капель

Крыши в кепках набекрень,
Начинается капель,
С козырьков стекают капли,
Глазки трёт Зима и плачет.
Это солнышко согрело
Зимушку усталую,
И ручьи уносят смело,
В речку воду талую.

автор: Л. Алейникова

Весна: Да это же капель!

Выглянул из норки Крот:
“Кто же это так поёт?
Может, снежная метель?
Нет, да это же капель!
Значит, время просыпаться
Да за дело приниматься,
Строить новые дома –
Ведь на улице Весна!”

автор: Р. Оршанская

Весна: «Дзинь-дзинь-дзинь” – поют капели

«Дзинь-дзинь-дзинь”, – поют капели.
“Ля-ля-ля”, – поет скворец.
Дзинь-ля-ля! На самом деле:
Наступил зиме конец!

автор: В. Степанов

Весна: Пляшут звонкие капели

Солнце греет всё сильнее,
Пляшут звонкие капели,
Снег подтаял и осел,
Кружева уже надел…
Неуверенны шаги,
Но вперёд ведут они.
Как зима не будет злиться,
Но весне всё ж покорится!

Весна: Песни капельки запели

Лед хрустит и тает снег,
Ручейки пустились в бег,
Солнце ласковей и выше,
Падают сосульки с крыши.
И сугробы потемнели,
Песни капельки запели,
В гости к нам пришла она,
Красна-девица весна.

Весна: С крыш закапали капели

Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
автор:

Весна: Когда капель звенит с утра

Когда капель звенит с утра,
Отогревается природа.
Воробушки кричат “ура”,
Узрев сверкающую воду!

автор: Николай Глазков

Русских поэтов

У нас весна. Звенят капели

У нас весна. Звенят капели.
И день, и ночь веселый звон.
Как будто птицы налетели
Со всех концов, со всех сторон.

Лучи блестят на красной крыше,
Дробятся в миллионах луж.
И ясен день. И солнце выше.
И под ногою серый плющ.

Вот слышен скрип полозьев острый.
Все дальше, дальше, дальше — стих.
И по двору- шмыгают сестры:
В бараках нынче нет больных.

автор: Самуил Киссин

Весна: Звон капель в мерном их падении

Исходит трепет пробуждения
И веет влагой от проталин,
Звон капель в мерном их падении
И переливчат, и хрустален.

И те же звоны переливные
В прозрачном воздухе роятся,
Ручьи весенние, призывные
С победной песнею струятся!

С последними лучами алыми
Земля седую сбросит дрему,
И твердь лучами вспыхнет алыми
Навстречу солнцу золотому!

автор: Ольга Чюмина

Весна: Нижет бусы голосистая капель

Целый день с метлой лучистой
Солнце – сторож у ворот –
Над струею серебристой
За работою поет,

По карнизу нижет бусы
Голосистая Капель…
Синеглазый, кудрерусый,
Бродит городом Апрель.

автор: Сергей Обрадович

Весна: Мерит тонкая капель

Целый день высоты зданий
Мерит искристо капель.
Трелью влажных восклицаний
Веселит она апрель.

Запыхавшись, набегает
Вешний ветер голубой,
Ею трепетно играет,
Гнет серебряной дугой.

Вот умчался он, и мерно
Восклицаний льется трель,
И высоты зданий верно
Мерит тонкая капель.

автор: Василий Казин

www.stihomaniya.ru

Методическая разработка (чтение, 3 класс) на тему: методическая разработка урока по литературному чтению “Лето волшебное и разное”

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе “Лето волшебное и разное” в технологии деятельностного метода.

Автор учебника Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, М.А.Яковлева.

Учитель: Смирнова Светлана Александровна

Тема:  Лето волшебное и разное.

Цели:

Образовательная:

  • обучать умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств;

Деятельностная

  •       Построить эталон выразительного чтения данного  стихотворения.

Технология деятельностного метода.

Оборудование:  Мультимедейный проектор;  компьютер;

ХОД УРОКА

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, послушайте стихотворение.

 

Люблю деревню я и лето:
И говор вод, и тень дубров,
И благовоние цветов;
Какой душе не мило это?

 

– О Каком времени года здесь говорится? Почему вы так решили?

-Какая картинка предстает у вас перед глазами, когда говорят слово «ЛЕТО»?

-Какая наша тема урока?

(СЛАЙД1)

 

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

 

– Ребята, вспомните, каким запомнилось лето Насте? Прочитайте эти строки.

– КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ГДЕ ПРОВЕЛА ЛЕТО НАСТЯ? Почему вы так решили?

-Кто может рассказать о колодце? Какой он? Как им пользуются?

(СЛАЙД2)

-Какие виды колодцев вы знаете?

(СЛАЙД3)

Что такое колодец? Колодец-глубокая, узкая яма, вырытая для воды и одетая срубом либо камнем.

(СЛАЙД4)

-Какой показалась Насте вода из колодца?

(СЛАЙД5)

 

-Что еще поразило Настю летом?

-Хотите ли вы познакомиться с произведением, в котором описывается колодец?

 

-Как вы думаете, что я вам сейчас предложу? (пробное действие).

– Для чего? (Выяснить что мы не знаем и сами найдем ответ на вопрос).

 

Задание на пробное действие.

-Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Капля» выразительно.

-Что нового в этом задании?

( Мы не можем сказать выразительно  ли мы прочитали стихотворение. Мы не можем обосновать , у нас нет эталона)

_Что нужно сделать? (Остановиться и подумать).

 

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание выполняли?

-Каким способом действовали?

-Почему возникло затруднение?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель мы ставим перед собой?

(Построить эталон выразительного чтения стихотворения К.Бальмонта «Капля»)

-Давайте подумаем что нам поможет. (Иметь представление о колодце, представить чувства поэта, собственные ощущения, вспомнить темпы выразительного чтения)

5. Реализация построенного проекта.

1. Я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах(Учащиеся работают в группах)

 

 2. Выявление первичного восприятия.

(СЛАЙД6).

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

6.Первичное закрепление

               Повторное чтение по строфам с комментариями.

                 (СЛАЙД7)

              -Как нужно прочитать каждую строфу?

          7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

              Подготовка к выразительному чтению всего стихотворению.

             8. Включение в систему знаний и повторение.

               1.Чтение стихотворения учениками.

                2.Чтение стихотворения учителем.

               3. Работа с текстом после чтения.

– О чем это стихотворение? Ведь человеческую душу часто сравнивают с колодцем. (В ней огромное количество энергии, идей, творческих планов. Она способна напоить живой водой и самого человека, и людей, которые с ним. К такому человеку тянутся люди. Бывает и такое, что человек открывает вдруг в себе дар художника, изобретателя, писателя.

Среди полночной темноты стоит одинокий колодец, который изнутри светится огнем жизни. Он наполнен живой водой, и поэт, который оказался в этот час у колодца, напьется и станет полный жизни, из-под его пера одна за другой будут выходить строчки. Так рождается творец.)

            9. Рефлекия

              Повторное обращение к иллюстрации на стр.19

(СЛАЙД8)

             -Можно ли однозначно ответить на вопрос «Что красивее всего? Обоснуйте свой ответ.

-Вспомним тему урока.

-Какую цель мы перед собой ставили?

-Как мы сделали открытие?

-Поднимите зеленый кружок, кто доволен своей работой на уроке. Было мало ошибок, у кого красиво и выразительно прочитано стихотворение.

-поднимите красный кружок те, кто не очень доволен своим результатом? Почему? Над чем надо дома поработать?

Домашнее задание(на выбор)

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Выучить стихотворение наизусть.
  3. Сочинение-миниатюра «Каким мне запомнилось лето»

nsportal.ru

Автор и настроение. Образ капли в лирическом и шуточном стихотворениях. В.Д. Берестов» Капля», Ф.А. Миронов «Капля»

1 этап

Создание

ситуации

успеха

– Ребята, вам приходилось бывать на выставке картин?

-Я хочу пригласить вас сейчас совершить небольшую виртуальную экскурсию. Посмотрите на слайды.

http://school-collection.edu.ru/

Это пейзажи известных русских  мастеров изобразительного искусства. Все они объединены единой темой –  какой? (образа природы). Каждый художник изображает природу по-своему красиво, загадочно, необычно.

– А как вы считаете, можно с помощью слов создать пейзаж природы?

Создание образа природы (образ) трудное дело, связанное с переживаниями автора, его настроением (настроение).

Но у каждого автора есть свои особые литературные секреты.

 

Индивидуальные ответы на вопросы учителя

-Да, приходилось.

 

 

 

-Наверное, можно. Пейзаж природы можно создать с помощью слов, изобразительных средств

 

Личностные универсальные учебные действия, отражающие  отношение к учебной деятельности:

 воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

3 этап

Решение 1-ой учебной задачи

-Прочитайте стихотворения самостоятельно.

-Почитаем вслух и попробуем уловить, каким настроением проникнуто каждое из них.

 

– На столе у вас лежат листы с заданием. Вам нужно будет соотнести слова, которые на ваш взгляд созвучны по настроению каждому из стихотворений. Пользуйтесь словарём «настроений».

 

 Проверка работы в парах.

Каким настроение проникнуто это стихотворение?

-Подтвердите свои  мысли строками из текста.

(По ходу чтения ведётся словарная работа)

 

 

Вывод: для автора природа – это красота и гармония. Мир природы и мир человека един. Вот почему такое настроение, понять себя. Свои поступки, через мудрость и вечность природы через свою причастность к ней – это и есть лирика (философия)  жизни.

 

 

Проверка работы в парах.

 Какие оттенки настроения вам показались более созвучны этому стихотворению?

 

 

 

 

 

 

 

Я хочу вам предложить очень интересную работу. В моём детстве очень популярны были диафильмы. Диафильм – это книга на фотопленке, только в этой “книге” больше картинок, чем в обычной. И мы попробуем разбить стихотворение на кадры и создать виртуальный диафильм. Каждый кадр охарактеризуйте с помощью оттенков настроения. (Текст стихотворения печатается на листе, см.приложение 2 к уроку).

 

 

 

 

Работать будем в группах. Вспомните правила общения.

 

 

Проверка работы.

Вывод: В стихотворении автором задана шутливая ситуация. Это описание пути путешествия капли в своём мире.

 

 

 

Самостоятельное чтение стихотворения

 

 

Работа в парах

(Лист с заданием см. приложение1 к уроку)

 

 

 

В.Д Берестов

Спокойное, немного грустное, переполненное переживаний, восхищённое, задумчивое

восторженное, волнующее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

Ф.А.Миронов

Радостное, весёлое, озорное, жизнерадостное, капризное, шаловливое, неожиданное, игривое, приподнятое, лёгкое разочарование , немного грустное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах. Правила общения.

– считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре;

–  доверять друг другу;

Учащиеся разбивают текст стихотворения на кадры, в которых меняется настроение. Каждый кадр характеризуют с помощью оттенков настроения.

 

 

Личностные

универсальные учебные действия, отражающие  отношение к учебной деятельности:

– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

 

 

4 этап

Решение

2-ой учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какие изобразительные средства языка помогают авторам рассказать о капле?

– Есть ли у них одинаковые авторские приёмы?

Своё мнение докажите используя текст, заполняя таблицу.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

Проверка работы учащихся (стихотворение

В.Д. Берестова)

1. Указание на местонахождение капли подчёркивает её хрупкость, недолговечность существования.

2. Сравнение капли с камнями даёт целый спектр цвета. Героя привлекает капля, как некое разноцветное чудо, которое замерло в паутинке.

3. Может быть это напоминание о детстве, ведь в детстве все любят цирк.

 

4. Толковый словарь-  ЧАСОВОЙ: военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

Герой находится в особом положении: он , как часовой, бережёт встреченное им чудо, боится спугнуть каплю.

 

 

5. Глаголы тоже являются важным изобразительным средством. Поскольку они помогают показать уникальность образа. Капля переливается оттенками, искрится, она дарит надежду на лучшее, вызывает переживания. И в этом её ценность.

Вывод: Как вы думаете, кто наблюдает за этой капелькой?

 

 

 

 

 

 

Проверка работы

 (стихотворение Ф.А.Миронова)

Образ- событие.В этом стихотворении много  глаголов, чтобы показать движение капли, её полёт.

Глаголыделают образ капли живым, похожим на человека. Автор наделил каплю человеческими чувствами.

 

В последней строфе автор использует эпитет озорной. Он завершает картину полёта волшебным превращением капли в снежинку, но от этого  не становится грустно.

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

(см. приложение 3 к уроку)

 Учащиеся заполняют таблицу.

  

 

 

 

Сравнения:

– капля в паутинке-гамаке

 

– то она алмаз, то аметист, то она опал,

то изумруд.

– пёстрый дятел, цирковой артист

 

-часовой

 

 

 

 

 

 

-глаголы: блещет и дрожит

 

 

 

 

 

-Взрослый человек, который прожил долгую жизнь.

-Он наблюдателен: чувствует в капельке частицу своей души.

– Он трогательный, задумчивый.

 

 

 

Олицетворение: плачет, полетела, навестить, дремал, поймал

 

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

– высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»).

Личностные

универсальные учебные действия, отражающие  умение

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

5этап

рефлек-

сия

-Какое из этих стихотворений можно назвать шуточным, а какое лирическим?

Обратимся  в словарь читателя. Какое стихотворение называется лирическим?

 

– Чему научились на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какие пожелания будут на следующий урок?

 

 

Ответы детей

– научились определять настроение автора, сравнивать оттенки настроения;

– научились определять изобразительные средства, с помощью которых автор создаёт художественный образ.

 

Работа в оценочных листах (см. приложение 4 к уроку)

 

-Выучить стихотворение  наизусть;

– сделать зарисовку к любому стихотворению.

 

 

www.openclass.ru

Внеклассное мероприятие “День воды”; 3 класс – Начальная школа – Материалы для коррекц. классов

Цели:

– Способствовать эмоциональному развитию детей.

– Создавать условия для осознания необходимости бережного отношения к природе и водным ресурсам.

– Расширение знаний по окружающему миру.

Ход занятия:

1. Эмоциональный настой.

Под видеозаставку, посвящённую водным ресурсам, дети читают стихи:

Вода, ты не имеешь ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать.

В тебе получают наслаждение, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты нужна для жизни: ты сама жизнь!

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…

Ты наибольшее богатство на свете…

( А. де Сент-Экзюпери)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

2.Вступительное слово ведущего, сопровождаемое презентацией.

– Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный День Воды. В России День Воды отмечается с 1995 года 22 марта.

– Вода – самое распространённое неорганическое соединение на нашей планете. Вода- основа всех жизненных процессов.

– Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе?

– Вода занимает 70% поверхности земного шара. Она содержится в воздухе почве, образует реки и озёра. Без воды невозможно существование животных и растений. Пресной воды, пригодной для питья, только 3%.

– Там, где жизнь, всегда есть вода. А обитатели водоёмов, как правило, содержат в себе больше воды, чем жители суши.

– В теле рыбы до 70-80% воды, а в медузе больше 95%. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85. Организмы млекопитающих и человека содержат воды меньше.

– Если масса человека 60кг, то в теле его содержится около 40л воды. Потеря 10% воды вызывает целый ряд расстройств, а 20%- смерть. В течение года каждый организм потребляет воды во много раз больше собственной массы.

-Люди с каждым годом люди расходуют всё больше воды, но не всегда это использование разумно. Часто деятельность человека наносит природе невосполнимый урон.

– А каждое море, река, океан, начинается с маленькой капельки воды, которую мы обязаны беречь.

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком.

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

-Установлено, что за один месяц из одного водопроводного крана по каплям уходит 400 литров воды! Это 40 больших вёдер. Этой воды хватило бы на месяц 6 человекам.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в снежинке,

И в дождинке,

И в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода.

3.Сказка о капле.

-Каждая капля воды очень важна для жизни на Земле. С каждой маленькой капелькой в природе могу происходить невероятные приключения и превращения.

Давайте послушаем историю одной капельки.

1)Летела по небу тучка. Смотрела с голубого неба вниз. И увидела цветущую землю, освещенную солнцем. Ей показалось, что под палящими лучами солнца цветы стали поникать и опускать свои головки, листочки клониться к земле. Грустно стало тучке. И она заплакала. Капельки упали на землю.

Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл траву и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет. И польет наш огород.
(________)

2)Наша Капелька поселилась между лепестками красивого цветка. А на следующее утро она не узнала своих подруг. Все капельки превратились в сказочных принцесс.

Как зовут этих принцесс?

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем.
(_________)

3) Решила Капелька, что уже достаточно взрослая и отправилась в путешествие. Перебиралась она с травинки на травинку, пока на ее пути не показался поющий поток. “Что это такое”, – удивилась наша героиня.

Помоги капельке отгадай загадку.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море.
(_________)

4) Река оказалась потоком бегущей и звучащей воды. Кроме огромного числа капелек в реке было множество обитателей – растений и животных. Капелька – главная героиня – летела и катилась вместе с новыми подружками. Вдруг их бег приостановился и стал куда медленнее. Что такое? Почему все как бы замерли на месте?

Как ты думаешь, куда попал речной поток?

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем отражаются:
Как это зеркало называется?
(_______)

5) Из озера ручеек отправился дальше, и Капелька вместе с ним. Долго ли, коротко ли, добрались до другого водоёма. Только водоём был особенным. Вода в нем была соленой.

Кругом вода,
А с питьем беда. (_______)
Что это было?


6)Шумное племя пронеслось по небу и скрылось за горизонтом. Солнце стало клониться к закату. С капельками, подружками нашей героини, начали происходить удивительные изменения. От них стали отделяться мелкие частицы и подниматься вверх. Вскоре весь воздух был заполнен ими.

.

Во что превратились водяные капли? Ответ тебе подскажет загадка.

Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок.(_____)

7) После долгого путешествия Капелька решила вернуться в родные места. Она превратилась в пар, присоединилась к тучке и поплыла вместе с ней.

Какой же путь проделала наша капелька? Что он вам напоминает?

И так из года в год, из века в век капли воды, совершая круговорот, путешествуют по Земле.

В природе путешествует вода,

Она не исчезнет никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся.

Вокруг оглянись,

В природу вглядись:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода!

4. Конкурс знатоков.

-Воду не только нужно беречь и охранять, но её необходимо изучать. Ведь она таит в себе еще много тайн и загадок.

-Сейчас мы пригласим знатоков от каждой команды. Им предстоит справиться с довольно трудными заданиями.

Задания знатокам.

1. Отфильтровать воду.

2.Составить знак по охране воды из частей.

3. Придумать стихи по предложенной рифме.

Задания командам.

1.Кто больше знает названий:

-рек,

-озёр,

-морей.

2.В пословицах и поговорках с давних пор также воспевалась вода.

Шилом воду не нагреешь.
Капля по капле и камень долбит.
Решетом воду мерить – потерять время.
После пожара за водой не бегут..
Правда со дна моря вынесет.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
Не зная броду, не суйся в воду.
Не плюй в колодезь – пригодится воды напиться.
Ожегся на молоке – и на воду дует.
Ума за морем не купишь, коли его дома нет.
Краденое богатство исчезает, как лед тает.
Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется.
Под лежачий камень вода не течет.

3. Вставить слова в стихотворение

Не умыться, не напиться…(без воды,)
Листику не распуститься… (без воды).
Птица, зверь и человек …
(Без воды) прожить не могут.

И поэтому всегда
Всем везде нужна (вода)!

4.Подведение итогов.

-А сейчас давайте подведём итоги конкурсов.

-Из-за бездумного использования, загрязнения питьевой воды на Земле становится все меньше. Наша задача – содействовать сохранению водных ресурсов Земли. День Воды учреждён для того. Чтобы привлечь внимание человечества к этой проблеме.

На фоне видеофильма звучат стихи:

Я, Вода, обращаюсь к людям!

Когда же вы научитесь меня ценить?

Ведь если вы погубите меня,

То погубите и нашу прекрасную голубую планету,

Имя, которой – Земля!

-А сейчас я дарю вам маленькую капельку. Берегите ее! (раздаёт всем детям капельку-символ)

-Ребята, у вас в руках маленькая хрупкая капелька. Давайте поднимем руки с капелькой вверх. Из капелек получился водный поток. Так, сберегая каждую капельку, мы сбережем воду на нашей планете. (Звучит музыка)

pedsovet.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *