Школьная программа по литературе в 3 классе предусматривает изучение некоторых основных жанров: сказка, былина, басня. Учащиеся учатся анализировать героев произведений, составлять его портрет, выражать отношение автора к своему герою, характеризовать поступки героя. Кроме того, школьники осваивают различные виды пересказа художественного текста: выборочный, краткий и подробный.
В 3 классе на занятиях по литературе школьники изучают произведения Г.Х. Андерсена, В.П.Астафьева, А. Барто, И.А. Бунина, А. Гайдара, С.А. Есенина, Б. Заходера, М.Ю. Лермонтова, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, А.С. Пушкина, Г.А, Скребицкого, А.Т. Твардовского, И.С, Тургенева, Л.Н. Толстого, А.А. Фета, А.П. Чехова.
К темам для чтения кроме тех, что были раньше (дружба, честность, дети, природа и др.) добавляется тема Родины. Учащиеся учатся анализировать героев произведений, составлять его портрет, выражать отношение автора к своему герою, характеризовать поступки героя.
Вот список сказок и рассказов, которые входят в школьную программу по литературе для 3 класса – Андерсен Г.Х. “Дикие лебеди”, Астафьев В.П. “Капалуха”, Бажов П. “Серебряное копытце”, Бондарев Ю. “Поздним вечером”, Гайдар А. “Голубая чашка”, Драгунский В. Ю. “Сверху вниз, наискосок”, Маршак С. Я. “Двенадцать месяцев”, Паустовский К.Г. “Дремучий медведь”, “Заячьи лапы ” , “Подарок” , Полевой Б. “Последний день Матвея Кузьмина”, Пришвин М.М. Очерки из книги “Календарь природы”, Пушкин А. С. “Сказка о попе и о работнике его балде”, Скребицкий Г. А. “Счастливый жучок”, Толстой Л.Н. “Кавказский пленник”, Тургенев И.С. “Бежин луг”, Чехов А.П. “Белолобый”, “Ванька”, “Каштанка”.
Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…
Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…
Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
— Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку…)
Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку…
Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка…
— Лешенька, Алешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения!
— Лешенька, Лешенька! —
Мама просит сына.
Ходит за Алешенькой
Чуть не вся дружина.
Охает вожатая:
— Единица в табеле!
Значит, мы внимание
К мальчику ослабили!
— Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Отвечает Лешенька:
— Вы просите пуще —
Я же несознательный,
Я же отстающий!
— Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение…
…Так и не меняется
Вот это положение!
Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!
Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Все цветет и поет, молодые надежды тая…
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
– Петь, здорово!
– Здравствуй, Вова!
– Как уроки?
– Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Только было сел за стол,
Слышу: “Мяу…” –
“Что пришел?
Уходи! – кричу коту. –
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!”
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид –
Ведь совсем как будто спит! –
Но меня же не обманешь…
“А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!”
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
“Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!”
Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один – НИКТО!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!
– НИКТО – ужасный сорванец!
Сказала строго мать. –
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом,
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А, ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на-руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Белый листик с цифрой красной!
Это значит – выходной!
Это – солнечный и ясный,
Первомайский день весной!
Много дней таких желанных
В феврале и в ноябре,
Красных чисел долгожданных
В отрывном календаре!
Этим дням ребята рады,
Этих чисел ждут они,
Потому что все парады
Происходят в эти дни.
Но средь многих воскресений
И особых дней в году
Есть обычный день осенний
В славном праздничном ряду.
Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.
По одной простой примете
Узнаем мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень,
По веселому волненью
На лице учеников,
По особому смущенью
Семилетних новичков…
И пускай немало славных
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных –
Самый первый в сентябре!
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
– Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
– Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Рожь, рожь… Дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Чуть видишь — где-нибудь вдали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.
Рожь уходилась. Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула—хоть подпирай.
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды. вагоны,
Составы хлеба над землей.
Из поэмы “Руслан и Людмила”
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
“Ну, скорей гулять!”
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Афанасий Афанасьевич Фет
Осень
Как грустны сумрачные дни | Но есть и дни, когда в крови | Молчит стыдливая печаль, |
Николай Алексеевич Некрасов
Славная осень
Славная осень! Здоровый, ядрёный | Славная осень! Морозные ночи, |
Около леса, как в мягкой постели, | Всё хорошо под сиянием лунным, |
Александр Сергеевич Пушкин
Уж небо осенью дышало
Уж небо осенью дышало, | Ложился на поля туман, |
Иван Алексеевич Бунин
Первый снег
Зимним холодом пахнуло | Ночью буря бушевала, | И сегодня над широкой |
Александр Сергеевич Пушкин
В тот год осенняя погода
В тот год осенняя погода | На стеклах легкие узоры, |
Александр Сергеевич Пушкин
Зима, Крестьянин, торжествуя
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, |
|
Бразды пушистые взрывая, | Ему и больно и смешно, |
Александр Сергеевич Пушкин
Опрятней модного паркета
Опрятней модного паркета | На красных лапках гусь тяжелый, |
Александр Сергеевич Пушкин
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Александр Сергеевич Пушкин
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Александр Пушкин — Гонимы вешними лучами
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Литературное чтение, 3 класс
Урок 63. Урок по теме Роман Сеф. «Весёлые стихи»”
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Глоссарий по теме
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Рояль – музыкальный ударно клавишный инструмент с горизонтально расположенными металлическими струнами и корпусом в форме крыла.
Опера – музыкальны спектакль, где актёры поют, а не разговаривают.
Ария – песня в опере, исполняемая одним солистом.
Полька – чешский национальный танец, получивший распространение в качестве бального.
Краковяк – польский народный танец, исполняемый в быстром темпе, получивший название по месту возникновения – городу Кракову.
Креветка – мелкий морской съедобный рак.
Специалист – тот, кто особенно сведущ, искусен в чем-либо; мастер своего дела.
Художественный свист – музыкальный жанр, при котором мелодия насвистывается исполнителем, а не поётся; второе значение словосочетания: враньё.
Вальс «Осенний сон» – известный старинный вальс, написанный в 1908 году английским музыкантом А. Джойсом и ставший широко известным в России.
Ключевые слова
Стихотворение, рифма, стихи, поэзия, поэт, Роман Сеф, русский поэт, юмор.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., – 223с.:ил. С.51-58
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы познакомимся со стихотворением Романа Сефа «Весёлые стихи».
Научимся находить в стихотворении юмор и яркие образные слова и выражения.
Сможем соотносить название стихотворения и его содержание.
Основное содержание урока
Роман Сеф – это литературный псевдоним Роальда Семеновича Сефа, детского писателя, поэта, прозаика, переводчика, драматурга.
Роман Сеф родился в 1931 году в Москве. Стихи начал писать в пять лет. Окончил 69 школу, работал шофером.
В 1951 году был арестован, а в 1956 реабилитирован. Пять лет жил на поселении в Караганде, где выучил английский язык и начал заниматься стихотворным и прозаическим переводом.
Учился на факультете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году в Союз писателей СССР. Его пьесы для детей поставлены более чем в 30 театрах, среди них «Емелино счастье», «Две бабы-Яги».
Роман Сеф много переводил с других языков, например, написанные американским автором Джоном Чиарди истории о Мистере Жуке и кузнечике Дэне перелетели благодаря Сефу в Россию и поселились в книжке «Ключ от сказки», которую дети читают с удовольствием, так же как и его стихотворения, например «Весёлые стихи».
Весёлые стихи
Села утка на рояль
И сказала: — Кряк!
Я сыграю вам сейчас
Польку-краковяк.
Слон уселся за рояль
И промолвил он:
— Я исполню вам сейчас
Вальс «Осенний слон».
За рояль уселся кит,
Звери ждут, а он молчит.
Помолчал немного,
Поклонился строго.
И тогда сказал жираф
Курице-наседке:
-Это нам исполнил кит
Арию креветки.
У кита хороший вкус —
Опера «Китовый ус».
***
Когда гоняешь голубей,
То можешь посвистеть —
Всё выше, выше
Голуби
Пытаются взлететь.
Но если ты выдумывать
Большой специалист,
То скажут
Про твоё враньё:
«Художественный свист».
***
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может
Любить
И козла, и осла,
Вовек не сделает зла.
***
Дали мартышке
Вилку и нож.
Что с ними делать?
Не разберёшь.
Проще без вилки
И без ножа
Есть ананас,
Ногами держа.
Стихи Романа Сефа необыкновенно чисты и прозрачны. Они звонкие, как весенняя капель. Стихи Сефа умны, но он не строит из себя всезнайку, мэтра, учителя. Взрослый человек, Роман Семёнович Сеф словно растворяется в стихах для детей, а к нам выходят его герои. Сеф решил однажды и навсегда: поэзия — это когда соединяется то, что соединить нельзя. И соединяет. А мы читаем, задумываемся, а потом понимаем, что только так и можно.
Разбор типового тренировочного задания
Подчёркивание элементов
Текст вопроса: Подчеркните героев, которые упоминаются в стихотворении Романа Сефа «Весёлые стихи»:
1. Мартышка
2. Утка
3. Бегемот
4. Лошадь
5. Слон
6. Акула
7. Кит
8. Стрекоза
Ответ:
1. Мартышка
2. Утка
5. Слон
7. Кит
Разбор типового контрольного задания
Зачеркивание элементов
Текст вопроса: Зачеркните слова, которые не упоминались в стихотворении Романа Сефа «Весёлые стихи»:
1 вариант
Козёл, щенки, ворона, голуби, мартышка, кит, акула, жук.
2 вариант
Кукла, кит, мартышка, паровоз, ананас, слон, гусеница, утка.
Ответ
1 вариант
Козёл, щенки, ворона, голуби, мартышка, кит, акула, жук.
2 вариант
Кукла, кит, мартышка, паровоз, ананас, слон, гусеница, утка.
Тема: Лето
План выполнения проекта:
1. Выбрать тему проекта из четырёх времён года.
2. Вспомнить, что мы знаем об этом времени года.
3. Рассказать, что нам нравится в выбранном времени года.
4. Подобрать стихотворения поэтом о выбранном времени года.
5. Оформить проект в виде электронной презентации.
6. Сделать вывод.
7. Выступить с проектом перед классом, прочитать стихотворения.
8. Оценить свою работу над проектом.
9. Выразить благодарности за помощь в работе над проектом.
1. Мы выбрали для нашего проекта тему «Лето».
2. Это самое жаркое время года.
Время года, когда дни самые длинные, а ночи самые короткие.
Летом природа цветёт, в лугах колышутся душистые травы, стрекочут кузнечики, летают различные насекомые.
Птицы выводят птенцов и учат их летать, звери воспитывают детёнышей.
На полях зреет урожай, в садах созревают самые разные плоды.
Летом часто случаются грозы, но чаще светит солнце.
3. Мне очень нравится, что летом наступают долгожданные каникулы и не надо ходить в школу и делать уроки.
А также нравится, что летом можно ходить на реку, загорать и купаться.
Хорошо, что летом не нужно носить много одежды, и столько весёлых и подвижных игр на свежем воздухе.
Мне нравится, что летом появляются фрукты и овощи, ягоды и грибы.
Летом мы часто ездим на пикники.
Для меня лето самое лучшее время года.
4. О лете написано очень много стихотворений разных поэтов.
1. Пушкин А. С. «Туча».
2. Тютчев Ф. «Детство».
3. Тютчев Ф. «Смотри как роща зеленеет».
4. Тютчев Ф. «Летний вечер».
5. Есенин С. «С добрым утром».
6. Есенин С. «Даль подёрнулась туманом».
7. Гамазкова И. “Землянику нарисую”.
8. Пастернак Б. “Июльская гроза”.
9. Фет А. “Как свежо под липою густою”.
10. Толстой А. «Колокольчики мои»
5. Пример выполнения обложки электронной презентации проекта.
Скачать образец готовой презентации Праздник поэзии “Лето”
6.) Вывод: Каждое время года хорошо по-своему.
В каждой поре года есть что-то очень хорошее, что привлекает человека, что может сильно нравиться, заставляя людей любить это время года.
У природы нет плохой погоды, но нет и плохих времён года.
Каждое время года прекрасно и дарит людям множество положительных эмоций.
7.) Выступление перед классом с готовым проектом и чтение выбранных стихотворений.
8.) Я оцениваю свою работу над проектом на отлично, ведь я не только поняла, что каждое время года хорошо по-своему, но и познакомилась с произведениями выдающихся поэтов, научилась читать стихотворения выразительно и с интонацией.
9.) Благодарю за помощь в подготовке проекта свою учительницу Марину Александровну и библиотекаря школы Ирину Павловну.
Ответы к стр. 24 – 25Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017
1. Поставь конкретные задачи. (Для чего научиться? Чтобы лучше понимать стихи? Читать стихи выразительно, но только для себя? Читать перед слушателями? Или другие задачи?)
Прежде нужно научиться читать стихи для себя. Нужно представлять то, о чём читаешь. Определить главную мысль произведения. Размышлять над тем, что хотел сказать автор, какое настроение он хотел передать.
Для того чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть основными компонентами выразительности: техникой (дыханием, силой голоса), интонацией, фразовым и логическим ударением, логическими и психологическими паузами, темпом и ритмом, тембром голоса, мимикой и жестами.
Необходимо сформировать следующие умения:
– умение управлять дыханием;
– умение правильно анализировать текст;
– умение мысленно воссоздавать образы, созданные автором;
– умение выбирать нужную интонацию;
– умение пользоваться логическими и психологическими паузами;
– умение правильно ставить фразовое и логическое ударение.
Подготовку к выразительному чтению условно рекомендуют делить на три этапа:
а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;
б) разметка текста: обозначение пауз, логических ударений, определение темпа чтения;
в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли и чувства автора, его отношение к изображённым событиям и действующим лицам).
2. Определи источники информации по теме проекта. Перечисли их.
Я. Смоленский “Как научиться читать стихи”
3. Сформулируй главные правила чтения стихов. (Можно это сделать вместе с одноклассниками.)
Определи в стихотворении важные мысли.
Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.
Проведи работу над восприятием лирического стихотворения (работа над смыслом стихотворения, содержанием, языковыми особенностями, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения).
Правила, касающиеся темпа чтения и интонации:
Обрати внимание на знаки препинания.
Выбери тон и темп чтения.
Проведи работу над компонентами выразительности: постановка пауз и логических ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.
4. Существуют аудиозаписи стихов артистами и поэтами. Узнай и запиши их имена. Напиши, чьи записи тебе удалось послушать. (В поиске и выборе аудиозаписей тебе помогут взрослые.)
Я. Смоленский, И. Смоктуновский, Е. Миронов.
5. Напиши короткую статью об артисте или поэте, чьё чтение стихов тебе особенно понравилось. Найди и помести сюда портрет этого человека.
Смоленский Яков Михайлович (1920-1995) – актёр, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные ныне артисты считают его своим учителем.
Ответы по литературному чтению. 3 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.
Литературное чтение. 3 класс. Ответы
4.7 / 5 ( 259 голосов )
Проверочная работа по литературному чтению, 1 четверть в 3 классе по теме “Стихи русских поэтов”, умк “Начальная школа XXI века.
Оценивание
1 задание – 1 балл
2 задание – 4 балла
3 задание – 4 задание
4 – 2 балла
5 – 3 балла
6 – 4 балла
7 – 1 балл
19 – 18 баллов – “5”
17 – 14 баллов – “4”
10 – 13 баллов – “3”
Проверочная работа 3 класс 1 четверть
Тема «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, И.А.Бунина»
1 вариант
Фамилия, имя __________________________________________________
1. Определи жанр произведения, в котором есть ритм, рифма, мелодичность.
1) рассказ 2) стихотворение 3) басня 4) загадка
2. Соедини имя, отчество с фамилией автора
Александр Сергеевич Фёдор Иванович Апполон Николаевич Афанасий Афанасьевич | Тютчев Майков Фет Пушкин |
3. Соедини отрывок с соответствующим названием.
Наша ветхая лачужка И печальна и темна Что же ты, моя старушка Приумолкла у окна? И стоит он околдован,- Не мертвец и не живой – Сном волшебным околдован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… С холоду щёки горят: Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! Уж теперь не будет спору;: За салазки, да и в гору Весело бежать! | «Мама! Глянь – ка из окошка…» «Осень» «Чародейкою зимою…» «Зимний вечер» |
4. Соедини рифмующиеся слова
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
5. Прочитай. Соедини отрывки из стихотворений с названиями строф.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. | Пятистишие Восьмистишие Четверостишие |
6. Соедини слова с их лексическим значением
Бахрома Мещет пурпур тороватый | щедрый тёмно – красный или ярко – красный цвет мечет, опускает,бросает ряд свисающих кистей или нитей |
7. Допиши высказывание
Слово или несколько слов, называющих того, к кому обращаются с речью – это ______________________________________
Тест
3 класс 1 четверть
Тема «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, И.А.Бунина»
2 вариант
Фамилия, имя ____________________________________________________
Соедини отрывок с соответствующим названием.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;… Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь. Мальчик встал, а кот глазами Поводил и всё поёт; В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот. Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. | «Кот поёт, глаза прищуря…! «Вот север тучи нагоняя…» «Чародейкою зимою…» «Есть в осени первоначальной…» |
Соедини слова с их лексическим значением
Борозда Лазурь Веретено Пелена | углубление (канавка) между грядами, след от плуга светло – синий, небесный цвет приспособление для скручивания нитей покров, покрывало |
Прочитай. Соедини отрывки из стихотворений с названиями строф.
И стоит он околдован,- Не мертвец и не живой – Сном волшебным околдован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… С холоду щёки горят: Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! Не колючий, светло – синий По ветвям развешан иней – Погляди хоть ты! Словно кто – то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. | Пятистишие Восьмистишие Шестистишие |
Допиши высказывание
Наделение животных, предметов или явлений человеческими качествами. – это ____________________________________________
5. Определи жанр произведения, в котором есть ритм, рифма, мелодичность.
1) рассказ 2) стихотворение 3) басня 4) загадка
Соедини имя, отчество с фамилией автора
Александр Сергеевич Фёдор Иванович Апполон Николаевич Афанасий Афанасьевич | Майков Тютчев Пушкин Фет |
Соедини рифмующиеся слова
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Тест по теме “Поэтическая тетрадь 2” Вариант 1
ФИ __________________________________________________ 3 “___” класс
1. Кто автор стихотворения «В театре»?
1. С.Я. Маршак 2. С.В. Михалков 3.Е.А.Благинина 4. А.Л. Барто
2. Какое стихотворение написала Е.А. Благинина?
1. «Котенок» 2. «Гроза днём» 3. «В театре» 4. «Если»
3. Узнайте произведение по ключевым словам.
Я нашла, забыли, накормила, загляденье просто.
1. «Разлука» 2. «Гроза днём» 3. «Котёнок» 4. «Если»
4. Вставьте пропущенные слова в отрывок из стихотворения.
Все я делаю для ___________:
Для нее играю ____________,
Для нее хожу к _________,
Математику учу.
5. В каком произведении говорится о том, как плохо без самого близкого человека?
1. «Кукушка» 2. «Котёнок» 3. «В театре» 4. «Разлука»
6. Узнай стихотворение по строкам из него.
Укатился он куда-то…
Я в девятый рад ползу.
Удивляются ребята:
– Кто там ползает внизу?
1. С.Я Маршак, «Гроза днём»
2. С.В. Михалков, «Если»
3. Е.А. Благинина, «Кукушка»
4. А.Л. Барто «В театре»
7. Как зовут Михалкова? ___________________________________________
Тест по теме “Поэтическая тетрадь 2” Вариант 1
ФИ __________________________________________________ 3 “___” класс
1. Какое стихотворение принадлежит С.Я Маршаку?
1. «В лесу над росистой поляной..» 2. «В театре»
3. «Котёнок» 4. «Если»
2. Кто написал стихотворение «Если»?
1. С.Я. Маршак 2. С.В. Михалков 3.Е.А.Благинина 4. А.Л. Барто
3. Узнайте произведение по ключевым словам.
Гаммы, мою руки, командировка.
1. «Разлука» 2. «Гроза днём» 3. «Котёнок» 4. «Если»
4. Вставьте пропущенные слова в отрывок из стихотворения.
День с утра стоял ________________,
Лужи серые ___________…
Так и быть, зверек _____________,
Помогу твоей _______________!
5. В каком произведении говорится о том, как девочки мешали очень многим людям?
1. «Кукушка» 2. «Гроза днём» 3. «В театре» 4. «Если»
6. Узнай стихотворение по строкам из него.
Если взять все эти лужи и соединить в одну
И потом у этой лужи сесть, измерить глубину,
То окажется, что лужа моря Черного не хуже …
1. С.Я Маршак, «Гроза днём»
2. С.В. Михалков, «Если»
3. Е.А. Благинина, «Кукушка»
4. С.Я. Маршак, «В лесу над росистой поляной…»
7. Как зовут Благинину? ________________________________________
Стандартное соответствие: CCSS.ELA-Literacy.CCRA.SL.5
Что делать: Практикуйте важнейшие навыки говорения и аудирования, позволяя вашим ученикам записывать свои любимые стихи. Для начала предложите студентам послушать записи поэтов, читающих свои собственные произведения. (Вы можете найти множество этих поэтических чтений на YouTube или на сайте poets.org.) Затем позвольте учащимся выбрать стихотворение и потренироваться в чтении его вслух.Во время чтения учащиеся должны отмечать сигналы стихотворения. Например, вы можете спросить своих учеников: «Ваш голос здесь останавливается?» или “На этой строчке ваше чтение ускорилось?” Затем запишите стихи, используя самые простые средства: аудиозапись, подкаст, видео или простые приложения, такие как Audioboo или Voice Memos.
Соответствие стандартам : CCSS.ELA-Literacy.CCRA.R.1; R.4; L.5
Что делать: Чтобы войти в мир стихотворения, нужно время. Когда мы перечитываем стихотворение, мы снимаем с него слои и усиливаем наше понимание и отношение к нему.Чтобы научить учеников взглянуть на второй – и даже на пятый – взгляд, попробуйте дать им «прожить» неделю стихотворением. В первый день предложите студентам прочитать стихотворение вслух. Задавайте открытые вопросы, например: «Какую картину пишет поэт?» По ходу недели обсуждайте выбор слов. Например, вы можете использовать следующие фреймы предложений: «В моем воображении я вижу ____» и «Это слова / строки, которые дают мне это изображение: ____».
Midweek, сосредоточьтесь на 5W стихотворения: кто, что, где, когда и почему.Обдумывая эти вопросы, учащиеся могут записывать доказательства, подтверждающие их понимание, на Карте мышления 5W и H (доступной здесь). Позже предложите студентам подумать о том, «как» в стихотворении. Другими словами, как поэт использует поэтические приемы, такие как метафора и аллитерация, для выражения смысла? После пяти дней жизни со стихотворением оставьте время для обсуждения в классе, чтобы поразмышлять над процессом. Студенты наверняка удивятся тому, насколько изменилось их понимание!
Стандартное соответствие: CCSS.ELA-Literacy.CCRA.R.5
Что вам нужно: Образцовые стихотворения, такие как «Осень» Эмили Дикинсон, «Остановка в лесу снежным вечером» Роберта Фроста или «Еда во время чтения» Гэри Сото
Что делать: Научите детей ремеслу и структуре, смешивая их любимые стихи. Во-первых, покажите студентам, что все тексты, включая рассказы, стихи и драмы, имеют структуру. Объясните: в рассказах писатели используют предложения и абзацы для систематизации идей. В поэзии поэты используют строфы.Разрешите учащимся прочитать несколько стихотворений с разными типами строф (например, двух-, трех- и четырехстрочные строфы). Попросите их рассказать, почему поэт мог выбрать именно эту структуру.
Затем распечатайте стихотворение и вырежьте каждую строфу отдельно. Смешайте фрагменты и попросите студентов собрать стихотворение, следуя последовательности действий. Напомните учащимся искать индикаторы порядка, такие как изображения, действия или переходные слова. Изменение порядка стихотворения поможет учащимся объяснить, как значение стихотворения раскрывается в строфах.Вы можете завершить обсуждение, попросив студентов объяснить важность конкретных строф – например, как последняя строфа связывает идеи стихотворения вместе.
Соответствие стандартам : CCSS.ELA-Literacy.CCRA.R.5; SL.1
Что вам нужно: Образцовые стихотворения, такие как «Гулевой зеленый» Уильяма Блейка, «Кейси у летучей мыши» Эрнеста Лоуренса Тайера или «Туман» Карла Сэндберга
Что делать: Build понимание учащимися ключевых поэтических структур, приглашая ваших молодых поэтов поиграть писательскими мускулами.Для начала рассмотрим основные структурные элементы поэзии: ритм, размер и рифму. Объясните, что ритм и размер относятся к слышимому образцу ударных и безударных слогов в стихотворении. Прочтите стихотворение вслух, чтобы продемонстрировать, что регулярное повторение доли, подъем и спад слогов (ударных и безударных), аранжировка от слова к слову и строки к строке – вот что придает поэзии музыку. Затем изучите стих, показав студентам пример стихотворения, написанного произвольным стихом без строгих размеров или рифм.Поговорим о сходствах и различиях.
Чтобы посадить студентов на место поэта, попросите их выбрать стихотворение, написанное в ритме, метре и рифме, а затем переписать это стихотворение свободным стихом. После этого распределите студентов по небольшим группам, чтобы они могли поделиться своими шедеврами. Студенты должны объяснить, как изменение структуры может изменить смысл или тему стихотворения. Чтобы расширить урок, повторите упражнение, на этот раз переходя от произвольного стиха к рифме, метру и ритму.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на журнал Scholastic Teacher Magazine
___________________________________________________________________________________________
Джорджия Херд является одним из основателей проекта Педагогического колледжа по чтению и письму.Она получила степень магистра в области поэзии в Колумбийском университете и является автором нескольких книг, в том числе уроков поэзии для соответствия общим основным государственным стандартам .
Наши молодые писатели продолжают удивлять нас своим литературным мастерством! Наслаждайтесь этими прекрасными произведениями искусства.
Лайя П., 8 лет, 4 класс, pee pee palace
Шрияти Н., 9 лет, 4 класс, ЛИЛАВАТИБАЙ ПОДАРСКАЯ СТАРШАЯ ШКОЛА, МУМБАЙ, МАХАШРА ИНДИЯ
, автор – Раваль Б., 9 лет, 3 класс, Международная школа Сахары, Каир, ЕГИПЕТ
Салли, 10 лет, 4 класс
Салли, 10 лет, 4 класс
Салли, 10 лет, 4 класс
, Элиана, 10 лет, 4 класс
Майя К., 10 лет, 5 класс, домашняя школа, Торонто, ОНТАРИО, КАНАДА
от Nick D, 10 лет, 4 класс, ПЕНСИЛЬВАНИЯ
от Эллы С., 9 лет, 4 класс, Пенсильвания
, Брина К., 10 лет, 4 класс, Пенсильвания
, Брина К., 4 класс, П.A
от Николая С, 9 лет, 4 класс, PA
от Kiara S, 10 лет, 4 класс, PA
Чанули А., 11 лет, 5 класс, Королевская международная школа, Курунегала, СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ШРИЛАНКА
, Зарина Е., 10 лет, 4 класс, Хоторн, КАЛИФОРНИЯ, США
, Донья Т., 10 лет, 5 класс, Государственная школа Silver Stream, Ричмонд-Хилл, ТОРОНТО, КАНАДА
, Иззи К., 10 лет, 4 класс
, автор – Амит В., 11 лет, 5 класс, Сан-Хосе, КАЛИФОРНИЯ, США
, автор – Моника К., 4 класс, начальная школа Manor, Остин, Техас, США,
, автор – Ава К., 5 класс, Академия Богоматери Мира, Нью-Провиденс, Нью-Джерси, США
, Кейси А., 5 класс, Академия Богоматери Мира, Нью-Провиденс, Нью-Джерси, США
, Логан Ф., 3 класс, Начальная школа Гарден-Сити, Гарден-Сити, Техас, США
, автор – Джошуа Ф, 10 лет, 5 класс, Школа Святого Креста, Калифорния
, Лакриция Б., класс 3, начальная школа Гарден-Сити, Техас
от Mara, класс 3, Price’s Fork Elementary, Блэксбург, штат Вирджиния, США
, Дженнифер, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
Кристен, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
Томаса, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
Уэсли, класс 3, элементарная школа Прайс-Форк, Блэксбург, Вирджиния, США
по Брейдену, класс 3, элементарная вилка Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
, компания Sierra, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
от Трэвиса, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
, Рэйчел, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
Эндрю, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
, Кристин, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
Роберта, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
Кори, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США
от Андреа, 5 класс, PS 159 Bayside, New York City, NY USA
Дэвида А., 10 лет, 4 класс, Хьюстон, Техас, США,
Дэвид А., 10 лет, 4 класс, Хьюстон, Техас, США
В честь Национального месяца поэзии я приглашаю вас открыть мир поэзии своим детям , исследуя любимую антологию и прислушиваясь к особенностям детской поэзии – тем элементам, которые оживляют поэзию!
Сегодня мы собираемся взглянуть на звукоподражания, повторение звуков, повторение слов, рифму, и образный язык .
Добавьте поэзии в школьные занятия на дому. Ваши дети полюбят!
Эта статья содержит партнерские ссылки на книги. Я уверен, что ваша семья понравится!
Я практически порезался на “Детском саду стихов” Роберта Луи Стивенсона. Наши домашние книжные полки были забиты томами поэзии, как классической, так и современной. Я знал Лонгфелло, Дикинсона и Чосера, но каким-то образом, если не считать той дорогой книги Стивенсона (и изрядной дозы доктора Ф.Seuss
), я никогда по-настоящему не знал радости детской поэзии и всех ее чудесных свойств.Занятия детской литературой в колледже все изменили, познакомив меня с этим восхитительным жанром через произведения Кристины Россетти, Вальтера де ла Маре, Рэйчел Филд, и других.
Спустя годы я наткнулся на Книгу стихов для детей «Случайный дом» (теперь с загнутыми ушами и потрепанными от любовного использования). Эта антология, составленная Джеком Прелуцким, наполнена классическими и современными стихами, которые нравятся детям.
Много ночей девочки прижимались к постели, пока я представлял их Майре Ливингстон Кон, Еве Мерриам и другим поэтам, которые ткали крошечные гобелены из ярких слов и образного языка . Им нравились причудливые, причудливые и часто юмористические стихи, которые мы читали вместе перед сном!
Детские стихи будоражат чувства и воображение литературными приемами, ярким словарным запасом и чистой радостью слов.Хорошее стихотворение обычно включает в себя несколько поэтических приемов. Когда вы читаете вслух своим детям, поможет им выслушать , чтобы узнать об этих потрясающих функциях.
Звукоподражание – это слово, имитирующее звук . Предложите своим детям послушать такие слова, как гул, глоток, свист, хрюк, звон, и гул, . «Рыбная вечерняя песня» Дахлова Ипкара наполнена примерами звукоподражания, что делает поэму особенно интересной для чтения вслух.
Водопад
Капля за каплей,
Plip plop,
Drip drop,
Plink plunk,
Splash splish…
Аллитерация возникает, когда слова, которые расположены близко друг к другу, имеют один и тот же начальный звук. Вашим детям понравится слушать примеры аллитерации, такие как Рождественский торт для звяканья детей или Ярче цветка / Тоньше нитки.
Форма аллитерации, известная как созвучие, фокусируется на том же согласном звуке в середине или конце слова, как в Пчелы Жасмина сошли с ума / Когда косилка срезала цветок.
«Спой мне песню» Н. М. Бодекера не только загружен примерами аллитерации и созвучия, это просто настоящее удовольствие читать!
Спой мне песню
чайников и труб:
Трубы и чайники
И палочки и краны,
трипперы и ловушки
и обертки от свинины от мармеладной фасоли 000 на молнии и кнопках…
Повторение в стихах приятно для уха , поэтому оно часто встречается в детских стихах и является одной из самых забавных особенностей поэзии. Стихи могут не только содержать повторяющиеся звуков , они также могут содержать повторяющиеся слов . Вот забавный пример:
Будет ли погода хорошая
Или погода будет плохой
Будет ли погода холодной
Или будет жаркой…
Наряду с аллитерацией и созвучием Карла Кускин использует повторение слов в своем стихотворении «Весна.”
Я кричу
Я пою
Я качаюсь сквозь деревья
Я летаю высоко
С жужжащими черными пчелами.
Я солнце
Я луна
Я роса на розе.
Я кролик
Чья привычка
Дергает носом…
Поэзия не обязана рифмовать, но многие стихи ее умеют.Обучите уши детей слушать строчку, оканчивающуюся на звук .
Куплеты состоят из двух рифмующихся строк подряд, как в «Eletelephony» Лауры Э. Ричардс. Этот образец рифмы называется AABB .
Когда-то был слон,
Кто пытался воспользоваться телефоном ---
Нет! Нет! Я имею в виду телефон
Кто пробовал пользоваться телефоном ...
Иногда каждая вторая строчка в стихотворении рифмуется, как в «Белом окне» Джеймса Стивенса.Этот образец рифмы называется ABAB .
Луна приходит каждую ночь, чтобы подглядывать
Через окно, в котором я лежу :
Но я притворяюсь, что сплю;
И наблюдайте, как медленно движется Луна на ...
В других стихотворениях только вторая и четвертая строки могут быть рифмованными, как в «Утро кротче, чем они были» Эмили Дикинсон. Этот образец рифмы называется ABCB .
Морны покорнее, чем были,
Орехи коричневеют,
Щека у ягоды пухлая,
Роза за городом...
Поэзия не оставляет места скучным, скучным словам. Благодаря тому, что поэт использует описательный язык, ваши дети смогут представить цвета, звуки и текстуры стихотворения. Сравнения, метафоры, и персонификация – примеры образного языка. Образный язык содержит образы, сравнивающие одно с другим.
Сравнение сравнивает две вещи, которые в основном разные, но имеют сильное сходство.Для сравнения: « это похоже на то». ”Они используют LIKE или AS для сравнения. Мэй Свенсон использует сравнение в «Ночном лесу».
Бинокль сова
крепится к конечности
как фонарь ...
Метафоры также сравнивают две разные вещи, но без слов LIKE или AS. Метафоры просто говорят: «, это , это , то ». В книге «Все виды времени» Гарри Бен метафорически описывает время.
Секунды - ошибки
минут - дети
часов - люди
дней - почтальоны ...
И в этом примере персонификации стихотворение Джеймса Стивенса «Чек» заставляет Ночь казаться загадочной женщиной.
Ночь по земле ползла!
Она ползла и не издавала звука
Пока не добралась до дерева: А потом
Она прикрыла его и снова украла.
По траве у стены!
- Я слышал шелест ее шали
Когда она бросала черноту повсюду
По небу, земле, воздуху ...
Детская поэзия – радость чувств. Надеюсь, вы сразу же приступите к делу – вас ждет чудесный мир слов!
Поэзия не обязательно должна быть скучной! Вашим детям понравится “Давай напишем стихи-образы”! Этот цифровой ресурс позволяет им повеселиться со словами, когда они узнают о поэтических приемах и фигурах речи , которые делают чтение стихов таким увлекательным!
Кроме того, в программе домашнего обучения WriteShop Primary и WriteShop Junior есть по крайней мере один увлекательный урок поэзии на каждом уровне.Ваши дети весело проведут время с поэзией!
© Предоставлено Линн Гюнтер
[Введение] [Рабочие листы для печати] [Пример]
Строфа – это группа стихотворных строк (обычно 4 или подробнее) расположены по фиксированному плану.
«Пятистрочные стихотворения» – отличный способ представить идею строфы. ребенку – каждая строфа стихотворения состоит из пяти строк (обычно дети заполняют три-четыре строфы).
Когда сочиняете с детьми стихотворения из пяти строк, дайте им первую или последнюю строчку каждого стихотворения. строфы и пусть они разработают все остальное. Помните, не все стихи должны рифма!
Например:
Я БЫСТРЫЙ И ВЕСЕЛЫЙ
Таша (9 лет)
Я быстрый и веселый.
Я могу мечтать, мечты, о которых раньше никто не мечтал.
Я бы отправился в приключения по всему миру.
Я хочу записать свое воображение.
Мне нравится видеть покой.
Я быстрый и веселый.
Я хочу летать и пробовать воздух.
Я не боюсь говорить то, что хочу.
Я чувствую такие гладкие вещи, которые касаются моих пальцев.
Я нахожу в природе такие красивые вещи.
Я быстрый и веселый.
Я хочу стать звездой футбола.
Я много думаю о вещах.
Интересно, куда мы идем, когда исчезаем.
Я прекрасно себя чувствую, когда кому-то помогаю.
Автор Ручика Гупта
Литературные приемы в стихах – Литературные / поэтические приемы – это техника, которую писатель использует для создания особого эффекта при написании.
Литературные приемы в стихах – Литературные / поэтические приемы – это техника, которую писатель использует для создания особого эффекта при написании.
Список различных стихотворных приемов , используемых в поэзии, выглядит следующим образом –
См. Видеообъяснение литературных приемов в стихах
Определения и примеры литературных приемов , которые используются в поэзии, следующие:
1) Аллитерация : Повторение согласного звука в начале двух или более последовательных слов называется анафорой.
Примеры аллитерации следующие –
1. Стихотворение 10 класса – Змея
«И высунул свой двояковыпуклый язык.
Из уст своих, и задумался на мгновение,
И остановился, и выпил еще немного,
Из горящих недр земли.
Использование звука «b» при горении кишечника.
2. Поэма 9 класса – Дочь лорда Уллина
«Его всадники едут позади нас;
Если они наши шаги обнаружат,
Тогда кто развеселит мою прекрасную невесту
Когда они убьют ее любовника / ”
Верх
Видео-объяснение литературных приемов в стихотворениях
Верх
2) Намек: Ссылка или предложение на историческое или хорошо известное лицо, место или предмет.
Примеры аллюзии следующие –
«Ни Марс, его меч, ни быстрый огонь войны не сожгут
Живая летопись вашей памяти».
Марс – греческий бог войны. (Ссылка известного человека, здесь бога)
«Итак, пока не возникнет суд, Ты живешь в этом и пребываешь в глазах любовника.
Суд относится к Судному дню, который является важным днем в христианской религии. Они верят, что в этот день бог рассудит дела всех умерших людей.
Верх
3) Анафора: Повторное использование слова в начале двух или более последовательных строк.
Примеры анафоры:
1. Стихотворение 10 класса – Лягушка и соловей
Лягушка сказала: «Я пыталась научить ее, но она была глупым существом-
Слишком нервничает. , слишком напряженно.
Слишком подвержен влиянию.
Слово «Далеко» используется в начале двух подряд идущих строк.
2. Стихотворение класса 9 – Ручей
«Я кружу, и туда-сюда,
Здесь плывут цветы,
И кое-где похотливая форель,
И кое-где хариус
Использование ‘И’ в начале двух подряд идущих строк
Верх
4) Антитезис: Использование противоположных слов в близком расположении
Примеры антитезиса следующие –
1.Стихотворение 10 класса – Лягушка и соловей
«Каждую ночь от заката до рассвета»
Сумерки означает восход солнца, а рассвет – закат. Таким образом, два противоположных слова находятся в близком положении.
2. Стихотворение 9 класса «Песнь дождя»
«Голос грома возвещает о моем прибытии;
Радуга объявляет о моем уходе ».
Значение прибытия – прийти, а отъезд – уйти. Таким образом, два противоположных слова находятся в близком положении.
Верх
5) Ассонанс: Повторение гласного звука в предложении.
Примеры Assonance следующие –
«Весь мир – сцена, а все мужчины и женщины – просто игроки:
У них есть свои выходы и входы»
Использование звука «е» (мужчины, женщины, просто, исполнители, выходы и входы)
«Боже милостивый! Как ты прыгаешь!
Над полями и над водой:
Использование звука «о» (хорошо, ты, тоже хоп)
Верх
6) Asyndeton: Стиль письма, в котором опускаются союзы между словами, фразами или предложениями.
Примеры Asyndeton следующие –
Я поскользнулся, я скользил, я мрачно, я смотрю
Между четырьмя словами нет союзов.
Верх
7) Созвучие: Повторение согласного звука в предложении. Это может быть начало, середина или конец слова.
Примеры созвучия:
Чем неочищенный камень, запачканный распутным временем
Использование согласных звуков «с» и «т» в начале, середине и конце слов.
«Все еще ступает в тени своего врага»
Использование согласных звуков «с» и «т» в начале, середине и конце слов.
«Я встретил путешественника из античной страны, который сказал: Две огромные каменные ноги без хобота»
Использование звука “т”, “л”, “д” в начале, середине и конце слов.
Верх
8) Enjambment: Когда предложение продолжается до двух или более строк в стихотворении
Примеры Enjambment следующие:
«Они рассказывают им любопытную историю
Я не верю, что это правда;
И все же вы можете извлечь урок
Если я расскажу вам сказку.
Предложение продолжается в последних двух строках (И все же… сказка вам)
«Давным-давно лягушка
Крякнула в Бингл-Болоте
Каждую ночь от заката до рассвета
Он каркал остью, остью и остью
Предложение продолжается с первой до последней строки
Верх
9) Гипербола: Это греческое слово, означающее «облачение».Использование преувеличения для акцента.
Примеры гиперболы:
Стихотворение класса 10 – Озимандиас
«Меня зовут Озимандиас, царь царей»
Здесь они использовали гиперболу, потому что Озимандиас называет себя царем царей.
Верх
10) Образ : Создание любого сенсорного эффекта, например визуального, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного, кинестетического, органического.(для создания сцен в стихотворении)
Примеры изображений следующие –
«Но однажды ночью соловей
В лунном свете холодный и бледный
Сидел на дереве сумаха
Извергая свою мелодию»
Здесь мы можем представить себе сцену холодной ночи, когда соловей мелодично поет на ветке сумаха.
«Утки плавали, а цапли переходили вброд
Ей, когда она пела серенаду
И одинокая гагарка
Плакала под летней луной
Здесь поэт представил кинестетический образ; это означает, что он описал определенные движения уток и цапель, которые пытаются дотянуться до сумахового дерева, чтобы услышать голос соловья.
Верх
11) Инверсия: Это также известно как «анастроф» – нормальный порядок слов меняется на обратный, чтобы добиться особого эффекта выделения. (Обычно форма меняется с активной на пассивную)
Примеры инверсии следующие –
«Его всадники едут позади нас»
Правильная форма приговора была (его всадники едут позади нас сильно)
«Солнце взошло слева, он вышел из моря!»
Правильная форма приговора была (он вышел из моря)
«В жаркий, жаркий день, а Я в пижаме от тепла, Чтобы выпить там.
Правильная форма приговора (я пошел туда пить в пижаме из-за жары)
Верх
12) Метафора: Это косвенное сравнение, подчеркивающее особое качество двух вещей.
Примеры метафоры следующие –
«Ты – переодетый Моцарт»
Здесь соловей сравнивает певческие способности лягушки с певческими способностями великого музыканта Моцарта
«Поле и облако – влюбленные»
Здесь поэт сравнивает поле и облако с влюбленными.
«Весь мир – сцена»
Здесь поэт сравнил мир со сценой.
Верх
13) Звукоподражание: Это использование звуковых слов для создания драматического эффекта.
Примеры звукоподражания:
«Давным-давно лягушка
Крякнула в болоте Бингла»
Итак, здесь поэт употребил слово «каркнул», что означает звук, издаваемый лягушкой
«Я болтаю по каменистым дорогам,
Я болтаю мелкими дольками и тройками,
я пузырись в кружащиеся бухты,
болтаю о гальке.
Слова «болтовня», «тройки», «пузырь» и «лепет» используются для обозначения текущей воды из источника.
Верх
14) Оксюморон: Это когда явно противоречивые термины появляются в соединении. (здесь слова не противоположны друг другу, как в противоположности, но их значение противоположно)
Примеры оксюморон следующие –
«Ну что ж, любовь-драка! О любящая ненависть!
Здесь слова «драка» и «любовь» употребляются вместе.Ссора означает драку, а любовь – привязанность к другому человеку.
«О тяжелая легкость! Серьезное тщеславие!
Здесь также написаны вместе тяжелые и легкие, хотя они противоположны друг другу. Тяжелые средства имеют больший вес, а легкие – меньшие.
Верх
15) Персонификация : Означает придать объекту или неживому существу человеческие качества.
Примеры персонификации:
«Я серебряный и точный.У меня нет предубеждений.
Все, что я вижу, я немедленно глотаю »
Здесь поэт олицетворяет зеркало, потому что зеркало описывает себя.
«Я усеян серебряными нитями, упавшими с неба
Богами. Затем природа берет меня, чтобы украсить
Ее полей и долин ».
Поэт олицетворяет дождь, который описывает себя как серебряные пунктирные нити с неба
Верх
16) Припев: Стих, строка, набор или группа строк, которые повторяются через равные промежутки времени в разных строфах.
Примеры припевов:
Поэма «Утка и кенгуру»
«Сказал утка кенгуру»
В этом стихотворении фраза «Сказал утка кенгуру» повторялась через определенные промежутки времени. Это отличается от повторения, потому что здесь повторение выполняется через равные промежутки времени.
Верх
17) Рифма : Использование слов для создания музыкального эффекта. Это может быть внутренняя рифма или финальная рифма.
Примеры стишков:
«Гостей встречают, праздник назначен:
Может услышать веселый шум
Здесь встречаются рифмующиеся слова и устанавливаются
«Корабль приветствовали, гавань очистилась,
Мы весело сбросили
Ниже Кирка, ниже холма,
Под вершиной маяка
Здесь рифмующиеся слова приветствуются-очищаются и раскрываются
Связанные – Прилагательное, определение, пример
Верх
18) Повторение : Это повторение слова в строке для выделения акцента
Примеры повторения следующие –
Слово «Запомнить» повторяется 5 раз.
Слово «вытащено» используется или повторяется 3 раза.
Верх
19) Сравнение : это сравнение двух вещей или людей с использованием подобного или как.
Примеры сравнения:
«Невеста вошла в зал,
Красная, как роза»
Здесь невеста сравнивается с розой с помощью «as»
«Он поднял голову от питья, как скот»
Здесь змея сравнивается со скотом с помощью «as»
Верх
20) Synecdoche: Это слово или фраза, в которых часть чего-либо используется для обозначения всего этого.
Примеры синекдох:
«Рука, которая насмехалась над ними, и сердце, которое кормило»
Здесь слово рука используется для обозначения скульптора, создавшего статую Озимандиаса, а сердце используется для обозначения царя Озимандиаса, который дал правильное выражение для статуи.
Верх
Связанные – Активные и пассивные голоса
21) Передано эпитет: Это прилагательное, используемое с существительным, относится к другому существительному.
«Преследующая палка»
Здесь преследует не посох, а тот, кто его носит.
«Оттенок странного запаха»
Здесь слово «душистый» используется с оттенком, но аромат или запах имеет дерево, а не тень.
Верх
Эй, тупица…
Вы уже закончили рифму, не так ли? Вы когда-нибудь задумывались, почему эти детские стихи застревают в вашей голове?
Ответ прост:
Рифмы и стихи имеют ритм.
По своей сути поэзия – самая кинестетическая из всех письменных форм.
Мы можем танцевать под это, петь и чувствовать к нему. Поэзия и рифмы затрагивают сердце и душу каждого слушателя так, как другие тексты могут не заметить.
ДжаббервокиС образовательной точки зрения поэзия также способствует социальному и эмоциональному росту.
Обмен стихами также создает чувство общности в группе слушателей и способствует творчеству.
Стихи – отличное средство самовыражения – среди всех культур и языков. Учащиеся, не говорящие по-английски в классе, все равно могут слушать, читать или писать стихотворения на своем родном языке.
Поэзия универсальна!
Проверьте это сами, прочитав вслух следующие строки:
‘Twas brillig, and slithy toves Did gyre and gimble in the wabe: All mimsy was the borogoves, And the mome raths outgrabe.
Так начинается одно из самых любимых детских стихотворений Льюиса Кэрролла «Джаббервоки» (из Алиса в Зазеркалье и Что она там увидела, , 1872).
апрель – месяц национальной поэзии; но, к счастью, вы можете использовать стихи в классе круглый год.
Просто рифмуйте и повторите любое из этих упражнений в своем классе!
1.Изучите фонологическую осведомленность с помощью словесных игр со слогами.Подробнее: 7 замечательных занятий в классе для Месяца национальной поэзии
Как и любой другой текст, стихи состоят из слогов, которые при произнесении создают ритмы. Маленькие дети, которые только учатся читать, будут любить изучать звук и «чувствовать» слоги на своем языке.
Распечатайте наш бесплатный план урока и карточки по слогам, чтобы развлечься. Или воспользуйтесь этими бесплатными полноцветными флеш-карточками со словами рифмования.
2. Практикуйте фонемы или отдельные звуки.В некоторых из самых запоминающихся стихотворений используются поэтические приемы, такие как аллитерация (тот же согласный звук в начале нескольких слов), созвучие (повторяющиеся звуки / фонемы букв в строке стихов) и ассонанс (повторяющиеся гласные звуки / фонемы в строке стихов).
Распечатайте наш бесплатный план урока по фонемам и карточки, чтобы научить студентов звукам, которые они могут услышать в стихотворениях.
3. Выучите наизусть короткое стихотворение наизусть.Некоторые учителя могут неохотно просить учеников выучить стихи наизусть. Просто помните – если это подходящее стихотворение, детям это занятие понравится. Вы можете выучить стихотворение, слушая, как известный актер произносит текст. Некоторые стихотворения положены на музыку, которая способствует запоминанию.
Выберите одно из этих классических стихотворений, чтобы ваши ученики выучили его наизусть.В зависимости от длины и сложности стихотворения это должен быть довольно быстрый процесс!
4. Напишите стихотворение!Один из лучших способов насладиться стихами в классе – написать собственное стихотворение. Если учащиеся слишком молоды, чтобы писать стихотворение индивидуально, создайте стихотворение всем классом.
Вот несколько поэтических стилей, которые понравятся детям:
F inally, L ilacs O utside! W шляпа E xcitement! R oses ‘ S weetness
Я (напишите 2 описательных слова о себе) Интересно (напишите что-нибудь, о чем вам интересно) Я слушаю (напишите воображаемый звук) Я вижу (напишите воображаемое зрелище) Я ( то же, что и первая строка стихотворения)
Ученики старшего возраста могут создать вторую поэтическую «строфу» (стих), добавив такие начальные слова, как «Я чувствую, прикасаюсь, говорю, мечтаю, надеюсь» или другие подобные фразы.
12345 = Я хочу немного виноградного сока . 1234567 = Ой! Я пролил его на пол. 12345 = Мой друг смеялся надо мной.
Миссис Бэкворд жила в Риме, Но «Эмор» был ее настоящим домом. Она надела чепец на пальцы ног И на нос надел носок. Ее синяя птица любила говорить «мяу!» Но пожалуйста, ну пожалуйста, не спрашивайте меня как.
Хотите еще большего разнообразия? Напишите рэп-стихотворение!
Вы также можете узнать о других стилях поэзии, посетив страницу Кенна Несбитта “Уроки поэзии для детей”.
Подробнее: Как вовлечение учащихся в класс способствует формированию учащихся на протяжении всей жизни
Помимо поиска подходящего стихотворения, само учение может вас немного пугать. Многих из нас в детстве не учили стихам. (Я не был.) Но мы все еще можем наслаждаться обучением детей стихам и изучать их сами!
Есть несколько основных шагов, которым вы можете следовать, которые помогут вам научиться учить детей поэзии и помогут ученикам получить от этого максимум пользы.
1. Прочтите стихотворение вслух.
Попросите учащихся послушать вас, пока вы читаете стихотворение вслух. Если это сложное стихотворение, вы можете дать им некоторую справочную информацию, прежде чем начать.
2. Определите и определите слова, которые учащиеся не знают.
Попросите учащихся назвать слова, которые им незнакомы. Затем попросите учащихся написать определение каждого слова на своих листах. Вы можете попросить учащегося найти слова в словаре или заранее подготовить определения.
3. Прочтите стихотворение вслух еще раз.
Повторное прослушивание стихотворения поможет учащимся понять его.
Прежде чем вы это сделаете, вы можете попросить студентов выслушать что-нибудь конкретное. Вы можете спросить: «Как автор этого стихотворения относится к цветам? Откуда вы знаете?»
4. Кратко перескажите стихотворение.
На этом этапе вы попросите учащихся кратко изложить стихотворение своими словами.
Это может быть очень полезно, когда вы преподаете более сложные стихи старшим ученикам.Но даже молодым студентам важно знать, что они понимают общую идею стихотворения.
Будет полезно, если вы придете на класс с заранее подготовленным резюме, которое студенты могут скопировать.
5. Обсудите стихотворение.
Пришло время задать им ключевые вопросы о стихотворении и его персонажах. Вы можете попросить их выбрать одно слово для описания главного героя стихотворения. Мне нравится просить студентов подкрепить свои ответы языком или информацией из стихотворения.
Например, если они говорят, что главный герой властен, они должны быть в состоянии привести примеры из стихотворения о том, что главный герой действительно властен.
6. Спросите студентов об их опыте.
Попросите студентов связать стихотворение со своей жизнью. Вы можете сказать: «Опишите переживание, которое вы испытали, когда почувствовали себя беззаботным, как поэт».
Это также хорошее время, чтобы познакомиться с другими частями учебной программы ребенка. Вы можете сказать: «Напоминает ли вам это стихотворение кого-нибудь из литературных персонажей, о которых мы читали?»
7. Выучите стихотворение наизусть.
Если вы преподаете длинное стихотворение, разбейте его на более мелкие части и назначьте выполнимые части, которые студенты должны запомнить.