Стихотворения 3 класса по литературе: стихи из школьной программы. Литература. Читать.

Содержание

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 3 КЛАССА. СТИХИ И БАСНИ

Школьная программа по литературе в 3 классе предусматривает изучение некоторых основных жанров: сказка, былина, басня. Учащиеся учатся анализировать героев произведений, составлять его портрет, выражать отношение автора к своему герою, характеризовать поступки героя. Кроме того, школьники осваивают различные виды пересказа художественного текста: выборочный, краткий и подробный.

В 3 классе на занятиях по литературе школьники изучают произведения Г.Х. Андерсена, В.П.Астафьева, А. Барто, И.А. Бунина, А. Гайдара, С.А. Есенина, Б. Заходера, М.Ю. Лермонтова, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, А.С. Пушкина, Г.А, Скребицкого, А.Т. Твардовского, И.С, Тургенева, Л.Н. Толстого, А.А. Фета, А.П. Чехова.

К темам для чтения кроме тех, что были раньше (дружба, честность, дети, природа и др.) добавляется тема Родины. Учащиеся учатся анализировать героев произведений, составлять его портрет, выражать отношение автора к своему герою, характеризовать поступки героя.

Кроме того, школьники осваивают различные виды пересказа художественного текста: выборочный, краткий и подробный.

Вот список сказок и рассказов, которые входят в школьную программу по литературе для 3 класса – Андерсен Г.Х. “Дикие лебеди”, Астафьев В.П. “Капалуха”, Бажов П. “Серебряное копытце”, Бондарев Ю. “Поздним вечером”, Гайдар А. “Голубая чашка”, Драгунский В. Ю. “Сверху вниз, наискосок”, Маршак С. Я. “Двенадцать месяцев”, Паустовский К.Г. “Дремучий медведь”, “Заячьи лапы ” , “Подарок” , Полевой Б. “Последний день Матвея Кузьмина”, Пришвин М.М. Очерки из книги “Календарь природы”, Пушкин А. С. “Сказка о попе и о работнике его балде”, Скребицкий Г. А. “Счастливый жучок”, Толстой Л.Н. “Кавказский пленник”, Тургенев И.С. “Бежин луг”, Чехов А.П. “Белолобый”, “Ванька”, “Каштанка”. 

Шуточка про Шурочку

Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,

Прибежала Шурочка.

Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…

Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
— Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку…)

Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку…

Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка…

Агнии Барто

Лёшенька, Лёшенька

— Лешенька, Алешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения!
— Лешенька, Лешенька! —
Мама просит сына.
Ходит за Алешенькой
Чуть не вся дружина.

Охает вожатая:
— Единица в табеле!
Значит, мы внимание
К мальчику ослабили!
— Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:

Выучи, Алешенька,
Хоть первое спряжение!

Отвечает Лешенька:
— Вы просите пуще —
Я же несознательный,
Я же отстающий!
— Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение…
…Так и не меняется
Вот это положение!

Агнии Барто

ВОВКА-ДОБРАЯ ДУША

Шла вчера я по Садовой,
Так была удивлена —
Паренек белоголовый
Закричал мне из окна:
— С добрым утром!
С добрым утром!

Я спросила: — Это мне? —
Улыбнулся он в окне,
Закричал еще кому-то:
— С добрым утром!
С добрым утром!

Малышам и взрослым людям
Паренек махал рукой,
С ним теперь знакомы будем:
Это Вовка — есть такой!

Агнии Барто

Бушует полая вода

Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Иван Бунин

Все темней и кудрявей березовый лес

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Все цветет и поет, молодые надежды тая…
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!

Иван Бунин

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.


Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Сергей Есенин

Вредный кот

– Петь, здорово!
– Здравствуй, Вова!
– Как уроки?
– Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: “Мяу…” –
“Что пришел?
Уходи! – кричу коту. –
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!”
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид –
Ведь совсем как будто спит! –
Но меня же не обманешь…
“А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!”

Раз его за хвост!
– А он?
– Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
“Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!”

Борис Заходер

Никто

Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья!
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один – НИКТО!
Кто, например, залез в буфет,
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал под стол?
Кто на обоях рисовал?
Кто разорвал пальто?
Кто в папин стол свой нос совал?
НИКТО, НИКТО, НИКТО!
– НИКТО – ужасный сорванец!
Сказала строго мать. –

Его должны мы наконец
Примерно наказать!
НИКТО сегодня не пойдет
Ни в гости, ни в кино!
Смеетесь вы?
А нам с сестрой
Ни капли не смешно!

Борис Заходер

Перемена

«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –

Словом,

Сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнем!

Борис Заходер

Утёс

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

Михаил Лермонтов

Из Гете

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

Михаил Лермонтов

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на̀-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Иван Крылов

Зеркало и Обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А, ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —

«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на-руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.

Иван Крылов

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой, и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Иван Крылов

Важный день

Белый листик с цифрой красной!
Это значит – выходной!
Это – солнечный и ясный,
Первомайский день весной!

Много дней таких желанных
В феврале и в ноябре,
Красных чисел долгожданных
В отрывном календаре!

Этим дням ребята рады,
Этих чисел ждут они,
Потому что все парады
Происходят в эти дни.

Но средь многих воскресений
И особых дней в году
Есть обычный день осенний
В славном праздничном ряду.

Красной цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.

По одной простой примете
Узнаем мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень,

По веселому волненью
На лице учеников,
По особому смущенью
Семилетних новичков…

И пускай немало славных
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных –
Самый первый в сентябре!

Сергей Михалков

Кот и лодыри

Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.

Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.

Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.

Спрашивают лодыри
У него:
– Ты чего нахмурился,
Отчего?

Замяукал жалобно
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.

И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.

Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.

А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!

Отвечают лодыри:
– Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.

Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.

Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.

Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!

Отвечает лодырям
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.

Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

Самуил Маршак

Рожь, рожь

Рожь, рожь… Дорога полевая
Ведет неведомо куда.
Над полем низко провисая,
Лениво стонут провода.
Чуть видишь — где-нибудь вдали
Ныряет шапка верхового,
Грузовичок плывет в пыли.
Рожь уходилась. Близки сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге,
Нависнула—хоть подпирай.
Знать, колос, туго начиненный,
Четырехгранный, золотой,
Устал держать пуды. вагоны,
Составы хлеба над землей.

Александр Твардовский

У лукоморья дуб зеленый

Из поэмы “Руслан и Людмила”

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Александр Пушкин

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Александр Пушкин

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Александр Пушкин

Мама! Глянь-ка из окошка

Мама! глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
“Ну, скорей гулять!”

Афанасий Фет

Зреет рожь над жаркой нивой

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Афанасий Фет

Стихи- наизусть. 3 класс. | Учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему:

                                          Афанасий Афанасьевич  Фет

                                                         Осень

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.

                                            Николай Алексеевич Некрасов

                                                     Славная осень

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр.

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

                                              Александр Сергеевич Пушкин

                           

                                                  Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

                                           

                                              Иван Алексеевич Бунин

                                                      Первый снег

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

                                           Александр Сергеевич Пушкин  

                                            В тот год осенняя погода

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

                                          Александр Сергеевич Пушкин

                                      Зима, Крестьянин, торжествуя

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;


Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:

Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

                                        Александр Сергеевич Пушкин

             

                                      Опрятней модного паркета

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.

                                          Александр Сергеевич Пушкин

                                                     Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

                                     Александр Сергеевич Пушкин

     

                                                Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Александр Пушкин — Гонимы вешними лучами

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Урок 63. р.сеф «веселые стихи» – Литературное чтение – 3 класс

Литературное чтение, 3 класс

Урок 63. Урок по теме Роман Сеф. «Весёлые стихи»”

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Юмор в стихотворении Романа Сефа «Весёлые стихи».
  2. Интерпретация текста стихотворения Романа Сефа «Весёлые стихи».
  3. Развитие эстетического восприятия и творческого воображения на основе стихотворения Романа Сефа «Весёлые стихи».

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Рояль – музыкальный ударно клавишный инструмент с горизонтально расположенными металлическими струнами и корпусом в форме крыла.

Опера – музыкальны спектакль, где актёры поют, а не разговаривают.

Ария – песня в опере, исполняемая одним солистом.
Полька – чешский национальный танец, получивший распространение в качестве бального.

Краковяк – польский народный танец, исполняемый в быстром темпе, получивший название по месту возникновения – городу Кракову.
Креветка – мелкий морской съедобный рак.
Специалист – тот, кто особенно сведущ, искусен в чем-либо; мастер своего дела.

Художественный свист – музыкальный жанр, при котором мелодия насвистывается исполнителем, а не поётся; второе значение словосочетания: враньё.

Вальс «Осенний сон» – известный старинный вальс, написанный в 1908 году английским музыкантом А. Джойсом и ставший широко известным в России.

Ключевые слова

Стихотворение, рифма, стихи, поэзия, поэт, Роман Сеф, русский поэт, юмор.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., – 223с.:ил. С.51-58

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы познакомимся со стихотворением Романа Сефа «Весёлые стихи».

Научимся находить в стихотворении юмор и яркие образные слова и выражения.

Сможем соотносить название стихотворения и его содержание.

Основное содержание урока

Роман Сеф – это литературный псевдоним Роальда Семеновича Сефа, детского писателя, поэта, прозаика, переводчика, драматурга.

Роман Сеф родился в 1931 году в Москве. Стихи начал писать в пять лет. Окончил 69 школу, работал шофером. 

В 1951 году был арестован, а в 1956 реабилитирован. Пять лет жил на поселении в Караганде, где выучил английский язык и начал заниматься стихотворным и прозаическим переводом.

Учился на факультете журналистики МГУ. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году в Союз писателей СССР. Его пьесы для детей поставлены более чем в 30 театрах, среди них «Емелино счастье», «Две бабы-Яги».

Роман Сеф много переводил с других языков, например, написанные американским автором Джоном Чиарди истории о Мистере Жуке и кузнечике Дэне перелетели благодаря Сефу в Россию и поселились в книжке «Ключ от сказки», которую дети читают с удовольствием, так же как и его стихотворения, например «Весёлые стихи».

Весёлые стихи

Села утка на рояль
И сказала: — Кряк!
Я сыграю вам сейчас
Польку-краковяк.

Слон уселся за рояль
И промолвил он:
— Я исполню вам сейчас
Вальс «Осенний слон».

За рояль уселся кит,
Звери ждут, а он молчит.
Помолчал немного,
Поклонился строго.

И тогда сказал жираф
Курице-наседке:
-Это нам исполнил кит
Арию креветки.
У кита хороший вкус —
Опера «Китовый ус».

***

Когда гоняешь голубей,
То можешь посвистеть —
Всё выше, выше
Голуби
Пытаются взлететь.

Но если ты выдумывать
Большой специалист,
То скажут
Про твоё враньё:
«Художественный свист».

***

Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может
Любить
И козла, и осла,
Вовек не сделает зла.

***

Дали мартышке
Вилку и нож.
Что с ними делать?
Не разберёшь.
Проще без вилки
И без ножа
Есть ананас,
Ногами держа.

Стихи Романа Сефа необыкновенно чисты и прозрачны. Они звонкие, как весенняя капель. Стихи Сефа умны, но он не строит из себя всезнайку, мэтра, учителя. Взрослый человек, Роман Семёнович Сеф словно растворяется в стихах для детей, а к нам выходят его герои. Сеф решил однажды и навсегда: поэзия — это когда соединяется то, что соединить нельзя. И соединяет. А мы читаем, задумываемся, а потом понимаем, что только так и можно.

Разбор типового тренировочного задания

Подчёркивание элементов

Текст вопроса: Подчеркните героев, которые упоминаются в стихотворении Романа Сефа «Весёлые стихи»:

1. Мартышка

2. Утка

3. Бегемот

4. Лошадь

5. Слон

6. Акула

7. Кит

8. Стрекоза

Ответ:

1. Мартышка

2. Утка

5. Слон

7. Кит

Разбор типового контрольного задания

Зачеркивание элементов

Текст вопроса: Зачеркните слова, которые не упоминались в стихотворении Романа Сефа «Весёлые стихи»:

1 вариант

Козёл, щенки, ворона, голуби, мартышка, кит, акула, жук.

2 вариант

Кукла, кит, мартышка, паровоз, ананас, слон, гусеница, утка.

Ответ

1 вариант

Козёл, щенки, ворона, голуби, мартышка, кит, акула, жук.

2 вариант

Кукла, кит, мартышка, паровоз, ананас, слон, гусеница, утка.

Наши проекты Праздник поэзии Лето стр 120

Проект по литературному чтению для 3 класса «О времени года. Праздник поэзии Лето»

Тема: Лето

План выполнения проекта:

1. Выбрать тему проекта из четырёх времён года.

2. Вспомнить, что мы знаем об этом времени года.

3. Рассказать, что нам нравится в выбранном времени года.

4. Подобрать стихотворения поэтом о выбранном времени года.

5. Оформить проект в виде электронной презентации.

6. Сделать вывод.

7. Выступить с проектом перед классом, прочитать стихотворения.

8. Оценить свою работу над проектом.

9. Выразить благодарности за помощь в работе над проектом.

Пример выполнения проекта:

1. Мы выбрали для нашего проекта тему «Лето».

2. Это самое жаркое время года.

Время года, когда дни самые длинные, а ночи самые короткие.

Летом природа цветёт, в лугах колышутся душистые травы, стрекочут кузнечики, летают различные насекомые.

Птицы выводят птенцов и учат их летать, звери воспитывают детёнышей.

На полях зреет урожай, в садах созревают самые разные плоды.

Летом часто случаются грозы, но чаще светит солнце.

3. Мне очень нравится, что летом наступают долгожданные каникулы и не надо ходить в школу и делать уроки.

А также нравится, что летом можно ходить на реку, загорать и купаться.

Хорошо, что летом не нужно носить много одежды, и столько весёлых и подвижных игр на свежем воздухе.

Мне нравится, что летом появляются фрукты и овощи, ягоды и грибы.

Летом мы часто ездим на пикники.

Для меня лето самое лучшее время года.

4. О лете написано очень много стихотворений разных поэтов.

Я отобрала для своего проекта следующие стихотворения:

1. Пушкин А. С. «Туча».

2. Тютчев Ф. «Детство».

3. Тютчев Ф. «Смотри как роща зеленеет».

4. Тютчев Ф. «Летний вечер».

5. Есенин С. «С добрым утром».

6. Есенин С. «Даль подёрнулась туманом».

7. Гамазкова И. “Землянику нарисую”.

8. Пастернак Б. “Июльская гроза”.

9. Фет А. “Как свежо под липою густою”.

10. Толстой А. «Колокольчики мои»

5. Пример выполнения обложки электронной презентации проекта.

Скачать образец готовой презентации Праздник поэзии “Лето”

6.) Вывод: Каждое время года хорошо по-своему. 

В каждой поре года есть что-то очень хорошее, что привлекает человека, что может сильно нравиться, заставляя людей любить это время года.

У природы нет плохой погоды, но нет и плохих времён года.

Каждое время года прекрасно и дарит людям множество положительных эмоций.

7.) Выступление перед классом с готовым проектом и чтение выбранных стихотворений.

8.) Я оцениваю свою работу над проектом на отлично, ведь я не только поняла, что каждое время года хорошо по-своему, но и познакомилась с произведениями выдающихся поэтов, научилась читать стихотворения выразительно и с интонацией.

9.) Благодарю за помощь в подготовке проекта свою учительницу Марину Александровну и библиотекаря школы Ирину Павловну.

НАШИ ПРОЕКТЫ. Как научиться читать стихи, с. 24 – 25

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

 


Ответы к стр. 24 – 25 

1. Поставь конкретные задачи. (Для чего научиться? Чтобы лучше понимать стихи? Читать стихи выразительно, но только для себя? Читать перед слушателями? Или другие задачи?)

Прежде нужно научиться читать стихи для себя. Нужно представлять то, о чём читаешь. Определить главную мысль произведения. Размышлять над тем, что хотел сказать автор, какое настроение он хотел передать. 

Для того чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть основными компонентами выразительности: техникой (дыханием, силой голоса), интонацией, фразовым и логическим ударением, логическими и психологическими паузами, темпом и ритмом, тембром голоса, мимикой и жестами.
Необходимо сформировать следующие умения:
– умение управлять дыханием;
– умение правильно анализировать текст;
– умение мысленно воссоздавать образы, созданные автором;
– умение выбирать нужную интонацию;
– умение пользоваться логическими и психологическими паузами;
– умение правильно ставить фразовое и логическое ударение.
Подготовку к выразительному чтению условно рекомендуют делить на три этапа:
а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;
б) разметка текста: обозначение пауз, логических ударений, определение темпа чтения;
в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли и чувства автора, его отношение к изображённым событиям и действующим лицам).

2. Определи источники информации по теме проекта. Перечисли их.

Я. Смоленский “Как научиться читать стихи”

3. Сформулируй главные правила чтения стихов. (Можно это сделать вместе с одноклассниками.)

  • Правила, касающиеся содержания стихов:

Определи в стихотворении важные мысли.
Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.

Проведи работу над восприятием лирического стихотворения (работа над смыслом стихотворения, содержанием, языковыми особенностями, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения).

Правила, касающиеся темпа чтения и интонации:

Обрати внимание на знаки препинания.
Выбери тон и темп чтения.
Проведи работу над компонентами выразительности: постановка пауз и логических ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

4. Существуют аудиозаписи стихов артистами и поэтами. Узнай и запиши их имена. Напиши, чьи записи тебе удалось послушать. (В поиске и выборе аудиозаписей тебе помогут взрослые.)

Я. Смоленский, И. Смоктуновский, Е. Миронов.

5. Напиши короткую статью об артисте или поэте, чьё чтение стихов тебе особенно понравилось. Найди и помести сюда портрет этого человека.

Смоленский Яков Михайлович (1920-1995) – актёр, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. Яков Михайлович создал превосходную школу сценической речи и художественного чтения. Многие популярные ныне артисты считают его своим учителем.

Ответы по литературному чтению. 3 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.

Литературное чтение. 3 класс. Ответы

4.7 / 5 ( 259 голосов )

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, I четверть

 Проверочная работа по литературному чтению,   1 четверть в 3 классе по теме “Стихи русских поэтов”, умк “Начальная школа XXI века.

Оценивание

1 задание – 1 балл

2 задание – 4 балла

3 задание – 4 задание

4 – 2 балла

5 – 3 балла

6 – 4 балла

7 – 1 балл

19 – 18 баллов – “5”

17 – 14 баллов – “4”

10 – 13 баллов – “3”

 

Просмотр содержимого документа
«проверочная работа по литературному чтению 3 класс, I четверть »

Проверочная работа 3 класс 1 четверть

Тема «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, И.А.Бунина»

1 вариант

Фамилия, имя __________________________________________________

1. Определи жанр произведения, в котором есть ритм, рифма, мелодичность.

1) рассказ 2) стихотворение 3) басня 4) загадка

2. Соедини имя, отчество с фамилией автора

Александр Сергеевич

Фёдор Иванович

Апполон Николаевич

Афанасий Афанасьевич

Тютчев

Майков

Фет

Пушкин

3. Соедини отрывок с соответствующим названием.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Что же ты, моя старушка

Приумолкла у окна?

И стоит он околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным околдован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

С холоду щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Уж теперь не будет спору;:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

«Мама! Глянь – ка из окошка…»

«Осень»

«Чародейкою зимою…»

«Зимний вечер»

4. Соедини рифмующиеся слова

С холоду щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

5. Прочитай. Соедини отрывки из стихотворений с названиями строф.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Пятистишие

Восьмистишие

Четверостишие

6. Соедини слова с их лексическим значением

Бахрома

Мещет

пурпур

тороватый

щедрый

тёмно – красный или ярко – красный цвет

мечет, опускает,бросает

ряд свисающих кистей или нитей

7. Допиши высказывание

Слово или несколько слов, называющих того, к кому обращаются с речью – это ______________________________________

Тест

3 класс 1 четверть

Тема «Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета, И.А.Бунина»

2 вариант

Фамилия, имя ____________________________________________________

  1. Соедини отрывок с соответствующим названием.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь.

Мальчик встал, а кот глазами

Поводил и всё поёт;

В окна снег валит клоками,

Буря свищет у ворот.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

«Кот поёт, глаза прищуря…!

«Вот север тучи нагоняя…»

«Чародейкою зимою…»

«Есть в осени первоначальной…»

  1. Соедини слова с их лексическим значением

Борозда

Лазурь

Веретено

Пелена

углубление (канавка) между грядами, след от плуга

светло – синий, небесный цвет

приспособление для скручивания нитей

покров, покрывало

  1. Прочитай. Соедини отрывки из стихотворений с названиями строф.

И стоит он околдован,-

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным околдован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

С холоду щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Не колючий, светло – синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто – то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Пятистишие

Восьмистишие

Шестистишие

  1. Допиши высказывание

Наделение животных, предметов или явлений человеческими качествами. – это ____________________________________________

5. Определи жанр произведения, в котором есть ритм, рифма, мелодичность.

1) рассказ 2) стихотворение 3) басня 4) загадка

  1. Соедини имя, отчество с фамилией автора

    Александр Сергеевич

    Фёдор Иванович

    Апполон Николаевич

    Афанасий Афанасьевич

    Майков

    Тютчев

    Пушкин

    Фет

  2. Соедини рифмующиеся слова

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

“Поэтическая тетрадь 2”. УМК “Школа России”. В двух вариантах. 3 В класс

Тест по теме “Поэтическая тетрадь 2” Вариант 1

ФИ __________________________________________________ 3 “___” класс

1. Кто автор стихотворения «В театре»?

1. С.Я. Маршак        2. С.В. Михалков       3.Е.А.Благинина         4. А.Л. Барто

2. Какое стихотворение написала Е.А. Благинина?

1. «Котенок»        2. «Гроза днём»                3. «В театре»           4. «Если»

3. Узнайте произведение по ключевым словам.

Я нашла, забыли, накормила, загляденье просто.

1. «Разлука»            2. «Гроза днём»                 3. «Котёнок»              4. «Если»

4. Вставьте пропущенные слова в отрывок из стихотворения.

Все я делаю для ___________:

Для нее играю ____________,

Для нее хожу к _________,

Математику учу.

5. В каком произведении говорится о том, как плохо без самого близкого человека?

1. «Кукушка»         2. «Котёнок»             3. «В театре»           4. «Разлука»

6. Узнай стихотворение по строкам из него.

Укатился он куда-то…

Я в девятый рад ползу.

Удивляются ребята:

– Кто там ползает внизу?

1. С.Я Маршак, «Гроза днём»

2. С.В. Михалков, «Если»

3. Е.А. Благинина, «Кукушка»

4. А.Л. Барто «В театре»

7. Как зовут Михалкова? ___________________________________________

Тест по теме “Поэтическая тетрадь 2” Вариант 1

ФИ __________________________________________________ 3 “___” класс

1. Какое стихотворение принадлежит С.Я Маршаку?

1. «В лесу над росистой поляной..»         2. «В театре»              

3. «Котёнок»                4. «Если»

2. Кто написал стихотворение «Если»?

1. С.Я. Маршак         2. С.В. Михалков         3.Е.А.Благинина          4. А.Л. Барто

 3. Узнайте произведение по ключевым словам.

Гаммы, мою руки, командировка.

1. «Разлука»              2. «Гроза днём»               3. «Котёнок»             4. «Если»

 4. Вставьте пропущенные слова в отрывок из стихотворения.

День с утра стоял ________________,

Лужи серые ___________…

Так и быть, зверек _____________,

Помогу твоей _______________!

5. В каком произведении говорится о том, как девочки мешали очень многим людям?

1. «Кукушка»          2. «Гроза днём»           3. «В театре»        4. «Если»

6. Узнай стихотворение по строкам из него.

Если взять все эти лужи и соединить в одну

И потом у этой лужи сесть, измерить глубину,

То окажется, что лужа моря Черного не хуже …

1. С.Я Маршак, «Гроза днём»

2. С.В. Михалков, «Если»

3. Е.А. Благинина, «Кукушка»

4. С.Я. Маршак, «В лесу над росистой поляной…»

7. Как зовут Благинину? ________________________________________

3-5 классы: Уроки поэзии, готовые к CCSS

Исполнители записи

Стандартное соответствие: CCSS.ELA-Literacy.CCRA.SL.5
Что делать: Практикуйте важнейшие навыки говорения и аудирования, позволяя вашим ученикам записывать свои любимые стихи. Для начала предложите студентам послушать записи поэтов, читающих свои собственные произведения. (Вы можете найти множество этих поэтических чтений на YouTube или на сайте poets.org.) Затем позвольте учащимся выбрать стихотворение и потренироваться в чтении его вслух.Во время чтения учащиеся должны отмечать сигналы стихотворения. Например, вы можете спросить своих учеников: «Ваш голос здесь останавливается?» или “На этой строчке ваше чтение ускорилось?” Затем запишите стихи, используя самые простые средства: аудиозапись, подкаст, видео или простые приложения, такие как Audioboo или Voice Memos.

Моя неделя с Шел

Соответствие стандартам : CCSS.ELA-Literacy.CCRA.R.1; R.4; L.5
Что делать: Чтобы войти в мир стихотворения, нужно время. Когда мы перечитываем стихотворение, мы снимаем с него слои и усиливаем наше понимание и отношение к нему.Чтобы научить учеников взглянуть на второй – и даже на пятый – взгляд, попробуйте дать им «прожить» неделю стихотворением. В первый день предложите студентам прочитать стихотворение вслух. Задавайте открытые вопросы, например: «Какую картину пишет поэт?» По ходу недели обсуждайте выбор слов. Например, вы можете использовать следующие фреймы предложений: «В моем воображении я вижу ____» и «Это слова / строки, которые дают мне это изображение: ____».

Midweek, сосредоточьтесь на 5W стихотворения: кто, что, где, когда и почему.Обдумывая эти вопросы, учащиеся могут записывать доказательства, подтверждающие их понимание, на Карте мышления 5W и H (доступной здесь). Позже предложите студентам подумать о том, «как» в стихотворении. Другими словами, как поэт использует поэтические приемы, такие как метафора и аллитерация, для выражения смысла? После пяти дней жизни со стихотворением оставьте время для обсуждения в классе, чтобы поразмышлять над процессом. Студенты наверняка удивятся тому, насколько изменилось их понимание!

Stanza Bonanza

Стандартное соответствие: CCSS.ELA-Literacy.CCRA.R.5
Что вам нужно: Образцовые стихотворения, такие как «Осень» Эмили Дикинсон, «Остановка в лесу снежным вечером» Роберта Фроста или «Еда во время чтения» Гэри Сото
Что делать: Научите детей ремеслу и структуре, смешивая их любимые стихи. Во-первых, покажите студентам, что все тексты, включая рассказы, стихи и драмы, имеют структуру. Объясните: в рассказах писатели используют предложения и абзацы для систематизации идей. В поэзии поэты используют строфы.Разрешите учащимся прочитать несколько стихотворений с разными типами строф (например, двух-, трех- и четырехстрочные строфы). Попросите их рассказать, почему поэт мог выбрать именно эту структуру.

Затем распечатайте стихотворение и вырежьте каждую строфу отдельно. Смешайте фрагменты и попросите студентов собрать стихотворение, следуя последовательности действий. Напомните учащимся искать индикаторы порядка, такие как изображения, действия или переходные слова. Изменение порядка стихотворения поможет учащимся объяснить, как значение стихотворения раскрывается в строфах.Вы можете завершить обсуждение, попросив студентов объяснить важность конкретных строф – например, как последняя строфа связывает идеи стихотворения вместе.

We’ve the Beat

Соответствие стандартам : CCSS.ELA-Literacy.CCRA.R.5; SL.1
Что вам нужно: Образцовые стихотворения, такие как «Гулевой зеленый» Уильяма Блейка, «Кейси у летучей мыши» Эрнеста Лоуренса Тайера или «Туман» Карла Сэндберга
Что делать: Build понимание учащимися ключевых поэтических структур, приглашая ваших молодых поэтов поиграть писательскими мускулами.Для начала рассмотрим основные структурные элементы поэзии: ритм, размер и рифму. Объясните, что ритм и размер относятся к слышимому образцу ударных и безударных слогов в стихотворении. Прочтите стихотворение вслух, чтобы продемонстрировать, что регулярное повторение доли, подъем и спад слогов (ударных и безударных), аранжировка от слова к слову и строки к строке – вот что придает поэзии музыку. Затем изучите стих, показав студентам пример стихотворения, написанного произвольным стихом без строгих размеров или рифм.Поговорим о сходствах и различиях.

Чтобы посадить студентов на место поэта, попросите их выбрать стихотворение, написанное в ритме, метре и рифме, а затем переписать это стихотворение свободным стихом. После этого распределите студентов по небольшим группам, чтобы они могли поделиться своими шедеврами. Студенты должны объяснить, как изменение структуры может изменить смысл или тему стихотворения. Чтобы расширить урок, повторите упражнение, на этот раз переходя от произвольного стиха к рифме, метру и ритму.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на журнал Scholastic Teacher Magazine

___________________________________________________________________________________________

Джорджия Херд является одним из основателей проекта Педагогического колледжа по чтению и письму.Она получила степень магистра в области поэзии в Колумбийском университете и является автором нескольких книг, в том числе уроков поэзии для соответствия общим основным государственным стандартам .

стихотворений детей 3–5 классов

Стихи детей 3–5 классов

Наши молодые писатели продолжают удивлять нас своим литературным мастерством! Наслаждайтесь этими прекрасными произведениями искусства.

Лайя П., 8 лет, 4 класс, pee pee palace

Шрияти Н., 9 лет, 4 класс, ЛИЛАВАТИБАЙ ПОДАРСКАЯ СТАРШАЯ ШКОЛА, МУМБАЙ, МАХАШРА ИНДИЯ

, автор – Раваль Б., 9 лет, 3 класс, Международная школа Сахары, Каир, ЕГИПЕТ

Салли, 10 лет, 4 класс

Салли, 10 лет, 4 класс

Салли, 10 лет, 4 класс

, Элиана, 10 лет, 4 класс

Майя К., 10 лет, 5 класс, домашняя школа, Торонто, ОНТАРИО, КАНАДА

от Nick D, 10 лет, 4 класс, ПЕНСИЛЬВАНИЯ

от Эллы С., 9 лет, 4 класс, Пенсильвания

, Брина К., 10 лет, 4 класс, Пенсильвания

, Брина К., 4 класс, П.A

от Николая С, 9 лет, 4 класс, PA

от Kiara S, 10 лет, 4 класс, PA

Чанули А., 11 лет, 5 класс, Королевская международная школа, Курунегала, СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ШРИЛАНКА

, Зарина Е., 10 лет, 4 класс, Хоторн, КАЛИФОРНИЯ, США

, Донья Т., 10 лет, 5 класс, Государственная школа Silver Stream, Ричмонд-Хилл, ТОРОНТО, КАНАДА

, Иззи К., 10 лет, 4 класс

, автор – Амит В., 11 лет, 5 класс, Сан-Хосе, КАЛИФОРНИЯ, США

, автор – Моника К., 4 класс, начальная школа Manor, Остин, Техас, США,

, автор – Ава К., 5 класс, Академия Богоматери Мира, Нью-Провиденс, Нью-Джерси, США

, Кейси А., 5 класс, Академия Богоматери Мира, Нью-Провиденс, Нью-Джерси, США

, Логан Ф., 3 класс, Начальная школа Гарден-Сити, Гарден-Сити, Техас, США

, автор – Джошуа Ф, 10 лет, 5 класс, Школа Святого Креста, Калифорния

, Лакриция Б., класс 3, начальная школа Гарден-Сити, Техас

от Mara, класс 3, Price’s Fork Elementary, Блэксбург, штат Вирджиния, США

, Дженнифер, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

Кристен, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

Томаса, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

Уэсли, класс 3, элементарная школа Прайс-Форк, Блэксбург, Вирджиния, США

по Брейдену, класс 3, элементарная вилка Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

, компания Sierra, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

от Трэвиса, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

, Рэйчел, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

Эндрю, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

, Кристин, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

Роберта, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

Кори, класс 3, элементарная школа Price’s Fork, Блэксбург, штат Вирджиния, США

от Андреа, 5 класс, PS 159 Bayside, New York City, NY USA

Дэвида А., 10 лет, 4 класс, Хьюстон, Техас, США,

Дэвид А., 10 лет, 4 класс, Хьюстон, Техас, США

5 невероятных черт детской поэзии

В честь Национального месяца поэзии я приглашаю вас открыть мир поэзии своим детям , исследуя любимую антологию и прислушиваясь к особенностям детской поэзии – тем элементам, которые оживляют поэзию!

Сегодня мы собираемся взглянуть на звукоподражания, повторение звуков, повторение слов, рифму, и образный язык .

Добавьте поэзии в школьные занятия на дому. Ваши дети полюбят!

Радость детской поэзии

Эта статья содержит партнерские ссылки на книги. Я уверен, что ваша семья понравится!

Я практически порезался на “Детском саду стихов” Роберта Луи Стивенсона. Наши домашние книжные полки были забиты томами поэзии, как классической, так и современной. Я знал Лонгфелло, Дикинсона и Чосера, но каким-то образом, если не считать той дорогой книги Стивенсона (и изрядной дозы доктора Ф.Seuss

), я никогда по-настоящему не знал радости детской поэзии и всех ее чудесных свойств.

Открытие!

Занятия детской литературой в колледже все изменили, познакомив меня с этим восхитительным жанром через произведения Кристины Россетти, Вальтера де ла Маре, Рэйчел Филд, и других.

Спустя годы я наткнулся на Книгу стихов для детей «Случайный дом» (теперь с загнутыми ушами и потрепанными от любовного использования). Эта антология, составленная Джеком Прелуцким, наполнена классическими и современными стихами, которые нравятся детям.

Много ночей девочки прижимались к постели, пока я представлял их Майре Ливингстон Кон, Еве Мерриам и другим поэтам, которые ткали крошечные гобелены из ярких слов и образного языка . Им нравились причудливые, причудливые и часто юмористические стихи, которые мы читали вместе перед сном!

Как познакомить детей с поэзией

Детские стихи будоражат чувства и воображение литературными приемами, ярким словарным запасом и чистой радостью слов.Хорошее стихотворение обычно включает в себя несколько поэтических приемов. Когда вы читаете вслух своим детям, поможет им выслушать , чтобы узнать об этих потрясающих функциях.

1. Слушайте звукоподражания

Звукоподражание – это слово, имитирующее звук . Предложите своим детям послушать такие слова, как гул, глоток, свист, хрюк, звон, и гул, . «Рыбная вечерняя песня» Дахлова Ипкара наполнена примерами звукоподражания, что делает поэму особенно интересной для чтения вслух.

  Водопад  
Капля за каплей,
Plip plop,
Drip drop,
Plink plunk,
Splash splish…

2.Слушайте повторяющиеся звуки

Аллитерация возникает, когда слова, которые расположены близко друг к другу, имеют один и тот же начальный звук. Вашим детям понравится слушать примеры аллитерации, такие как Рождественский торт для звяканья детей или Ярче цветка / Тоньше нитки.

Форма аллитерации, известная как созвучие, фокусируется на том же согласном звуке в середине или конце слова, как в Пчелы Жасмина сошли с ума / Когда косилка срезала цветок.

«Спой мне песню» Н. М. Бодекера не только загружен примерами аллитерации и созвучия, это просто настоящее удовольствие читать!

  Спой мне песню  
чайников и труб:
Трубы и чайники
И палочки и краны,
трипперы и ловушки
и обертки от свинины от мармеладной фасоли 000 на молнии и кнопках…

3.Слушайте повторяющиеся слова

Повторение в стихах приятно для уха , поэтому оно часто встречается в детских стихах и является одной из самых забавных особенностей поэзии. Стихи могут не только содержать повторяющиеся звуков , они также могут содержать повторяющиеся слов . Вот забавный пример:

  Будет ли погода хорошая  
Или погода будет плохой
Будет ли погода холодной
Или будет жаркой…

Наряду с аллитерацией и созвучием Карла Кускин использует повторение слов в своем стихотворении «Весна.”

  Я кричу  
Я пою
Я качаюсь сквозь деревья
Я летаю высоко
С жужжащими черными пчелами.
Я солнце
Я луна
Я роса на розе.
Я кролик
Чья привычка
Дергает носом…

4. Слушайте рифму

Поэзия не обязана рифмовать, но многие стихи ее умеют.Обучите уши детей слушать строчку, оканчивающуюся на звук .

Куплеты состоят из двух рифмующихся строк подряд, как в «Eletelephony» Лауры Э. Ричардс. Этот образец рифмы называется AABB .

  Когда-то был слон,  
Кто пытался воспользоваться телефоном ---
Нет! Нет! Я имею в виду телефон
Кто пробовал пользоваться телефоном ...

Иногда каждая вторая строчка в стихотворении рифмуется, как в «Белом окне» Джеймса Стивенса.Этот образец рифмы называется ABAB .

  Луна приходит каждую ночь, чтобы подглядывать  
Через окно, в котором я лежу :
Но я притворяюсь, что сплю;
И наблюдайте, как медленно движется Луна на ...

В других стихотворениях только вторая и четвертая строки могут быть рифмованными, как в «Утро кротче, чем они были» Эмили Дикинсон. Этот образец рифмы называется ABCB .

  Морны покорнее, чем были,  
Орехи коричневеют,
Щека у ягоды пухлая,
Роза за городом...

5. Слушайте образный язык

Поэзия не оставляет места скучным, скучным словам. Благодаря тому, что поэт использует описательный язык, ваши дети смогут представить цвета, звуки и текстуры стихотворения. Сравнения, метафоры, и персонификация – примеры образного языка. Образный язык содержит образы, сравнивающие одно с другим.

Сравнение сравнивает две вещи, которые в основном разные, но имеют сильное сходство.Для сравнения: « это похоже на то». ”Они используют LIKE или AS для сравнения. Мэй Свенсон использует сравнение в «Ночном лесу».

  Бинокль сова  
крепится к конечности
как фонарь ...

Метафоры также сравнивают две разные вещи, но без слов LIKE или AS. Метафоры просто говорят: «, это , это , то ». В книге «Все виды времени» Гарри Бен метафорически описывает время.

  Секунды - ошибки  
минут - дети
часов - люди
дней - почтальоны ...

И в этом примере персонификации стихотворение Джеймса Стивенса «Чек» заставляет Ночь казаться загадочной женщиной.

  Ночь по земле ползла!  
Она ползла и не издавала звука
Пока не добралась до дерева: А потом
Она прикрыла его и снова украла.
По траве у стены!
- Я слышал шелест ее шали
Когда она бросала черноту повсюду
По небу, земле, воздуху ...

Детская поэзия – радость чувств. Надеюсь, вы сразу же приступите к делу – вас ждет чудесный мир слов!

Поэзия не обязательно должна быть скучной! Вашим детям понравится “Давай напишем стихи-образы”! Этот цифровой ресурс позволяет им повеселиться со словами, когда они узнают о поэтических приемах и фигурах речи , которые делают чтение стихов таким увлекательным!

Кроме того, в программе домашнего обучения WriteShop Primary и WriteShop Junior есть по крайней мере один увлекательный урок поэзии на каждом уровне.Ваши дети весело проведут время с поэзией!

Изображение: Гай Эванс, любезно предоставлено Creative Commons

KidZone Poetry – Five Line Poems

© Предоставлено Линн Гюнтер

[Введение] [Рабочие листы для печати] [Пример]

Строфа – это группа стихотворных строк (обычно 4 или подробнее) расположены по фиксированному плану.

«Пятистрочные стихотворения» – отличный способ представить идею строфы. ребенку – каждая строфа стихотворения состоит из пяти строк (обычно дети заполняют три-четыре строфы).

Когда сочиняете с детьми стихотворения из пяти строк, дайте им первую или последнюю строчку каждого стихотворения. строфы и пусть они разработают все остальное. Помните, не все стихи должны рифма!

Например:

  • Я _________ и _________. Может быть первой строкой каждой строфы. Дети заполняли пробелы, а затем соответствующим образом оформляли остальную часть своего стихотворения.
  • Станца 1: Когда Я был младенцем с остальная часть строфы с отступом.
    Станца 2: Когда Я был в детском саду,
    Станца 3: Сейчас что я учусь в классе ___,
  • Станца 1: Весна сезон роста.
    Станца 2: Лето пора тепла.
    Станца 3: Осень сезон красок.
    Станца 4: Зима пора белого.
    Дети использовали бы указанное выше как последнюю строку каждая строфа
  • Рабочий лист 1: Информация о строфах и место для написания стихотворения из трех строф и пяти строк.
  • Рабочий лист 2: Информация о строфах и место для записи «Я ____ и ____». стих.
  • Рабочий лист 3: пример заполнения рабочий лист 2 (можно раздать вместе с рабочим листом 2 для вдохновения).
  • Рабочий лист 4: Информация о строфах и место для написания стихотворения «Когда я был …».
  • Рабочий лист 5: Информация о строфах и место для написания стихотворения «Времена года».

Я БЫСТРЫЙ И ВЕСЕЛЫЙ
Таша (9 лет)

Я быстрый и веселый.
Я могу мечтать, мечты, о которых раньше никто не мечтал.
Я бы отправился в приключения по всему миру.
Я хочу записать свое воображение.
Мне нравится видеть покой.

Я быстрый и веселый.
Я хочу летать и пробовать воздух.
Я не боюсь говорить то, что хочу.
Я чувствую такие гладкие вещи, которые касаются моих пальцев.
Я нахожу в природе такие красивые вещи.

Я быстрый и веселый.
Я хочу стать звездой футбола.
Я много думаю о вещах.
Интересно, куда мы идем, когда исчезаем.
Я прекрасно себя чувствую, когда кому-то помогаю.

литературных приемов в стихах, примеров, объяснений, поэтических приемов в стихотворениях

Автор Ручика Гупта

Поэтические устройства | Литературные приемы в стихах для 9 и 10 класса, примеры и пояснения с видео

Литературные приемы в стихах – Литературные / поэтические приемы – это техника, которую писатель использует для создания особого эффекта при написании.

Литературные приемы в стихах – Литературные / поэтические приемы – это техника, которую писатель использует для создания особого эффекта при написании.

Список различных стихотворных приемов , используемых в поэзии, выглядит следующим образом –

См. Видеообъяснение литературных приемов в стихах

Определения и примеры литературных приемов , которые используются в поэзии, следующие:

1) Аллитерация : Повторение согласного звука в начале двух или более последовательных слов называется анафорой.
Примеры аллитерации следующие –

1. Стихотворение 10 класса – Змея

«И высунул свой двояковыпуклый язык.
Из уст своих, и задумался на мгновение,
И остановился, и выпил еще немного,
Из горящих недр земли.
Использование звука «b» при горении кишечника.

2. Поэма 9 класса – Дочь лорда Уллина
«Его всадники едут позади нас;
Если они наши шаги обнаружат,
Тогда кто развеселит мою прекрасную невесту
Когда они убьют ее любовника / ”

  • Жесткое использование звука «h» в Его всадниках
  • Использование звука «b» в «bonny невеста»