Составь список прочитанных былин за 3 класс – 3

Методическая разработка по чтению (3 класс) по теме: Обобщающий урок по теме “Былины. Русские богатыри”

Обобщающий урок по теме «Былины. Русские богатыри»

3 класс

Программа «Начальная школа 21 века»

Задачи урока:

1. Обучающие:

Обеспечить усвоение представления о понятии «былина», «богатырь»

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Продолжить формирование умения находить в тексте “ключевые” слова

Начать формирование умения анализировать произведения, контролировать уровень усвоения понятия “богатырь”

2. Воспитывающие:

Установить психологический и эмоциональный контакт с детьми

Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, щедрости, скромности, великодушия;

3. Развивающие:

Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, музыка, физкультура)

Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.

Развивать речь детей

Ход урока:

Орг.  момент. Актуализация знаний. Слай 1

Начинается урок. Мы с вами сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, в те времена, когда на Русь с запада и с востока, с севера и юга нападали враги.

Тогда Русь была молода

И не так, как сегодня, сильна,

Вороги  вокруг нее кружилися

И напасть на Родимую стремилися…

Ворог землю  нашу содрагал,

Кто же ее защищал?

(Богатыри)

-Главными героями какого литературного жанра являются богатыри?

 (былина)

Воплощен в былинах старых,

Вот стоит он, как живой, —

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах — узорный щит…

На пиру он гость веселый,

В битвах — молнией летит!

2. Вступительное слово учителя. 

Богатыри- воины,  подвиги и заслуги которых перед Землей Русской через былины и сказания дошли до наших времен.

Мы с вами прочитали, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ,  в минуту опасности приходили на помощь своему народу,  спасая его от порабощения и унижения.

Давайте вспомним  былинных богатырей и былины, которые мы читали по отрывкам из них.

1отрывок. «Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали»

(Илья Муромец и Соловей –разбойник) Слайд 2

2отрывок. «Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь!» (Добрыня и Змея) Слайд 3

3 отрывок. «Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали_

Выезжали два могучих богатыря:

Что по имени Алёшенька Попович млад

А с молодым Якимом Ивановичем,

Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское»

(Алёша Попович и Тугарин Змеёвич) Слайд 4

Эту былину вы читали дома.

– Понравилась?

– Кто в былине является положительным героем, а кто отрицательным?

– Где встретились Алёша Попович и Тугарин Змеёвич? ПРОЧИТАЙТЕ.

– Почему поссорились на пиру у князя богатыри со Змеёвичем? Прочитайте.

– Как вы думаете, кто сильнее- Змеёвич или Алёша и почему? Найдите и прочитайте как расправился Алёша с Тугариным.

– Какими словами заканчивается былина? Как вы их понимаете?

МОЛОДЦЫ!

 3.Закрепление материала.

Учитель: А и сильные, могучие богатыри

                  На славной Руси!

                  Не скакать врагам по нашей земле!

                  Не топтать их коням землю русскую,

                 Не затмить им солнце наше красное!

Слайд 5 Мы с вами знаем, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, а знаете ли вы о том, что он является святым Русской Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день также называют днём русских богатырей.

Почитаемые мощи Святого находятся в Киево-Печерской Лавре. У изголовья перед его гробницей надпись – «Илья из города Мурома».

Физминутка.

 Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась быстрота реакции, хорошая память, сообразительность. И сейчас мы проведём блиц-турнир.

– Что значит блиц? ( Быстрый,  молниеносный ответ). Слайд 6

1. Славный защитник Руси-матушки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Киевом. (Илья Муромец.)

2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)

3. Что обозначает имя Илья? (Сила, мощь, крепость, камень.)

4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)

5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)

6. Он нередко брал верх над противником благодаря удали, отваге и хитрости? (Алеша Попович.)

7. Что означает имя Алексей? (Защитник.)

         8. Почему Алешу прозвали Поповичем? (Отец был священнослужителем,  попом.)

9. Злодей, который свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному? (Соловей-разбойник.)

10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)

11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.)

12. Сколько лет Илья на печи “сиднем сидел”? (Тридцать три.)

13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни конного. (Тридцать лет.)

14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)

4.Создание проблемной ситуации.

Ребята! Я сейчас Вам покажу три предмета, с которыми можно ассоциировать богатырей. Попробуйте найти общее между ними и богатырями. Слайд 7

     *  береза – красоту, защиту, теплоту;

     *  воин- сила, героизм, удаль, защита Родины;

     *  родник – чистоту, певучесть, щедрость, источник жизни

Вывод.

– Все эти качества присуще русским богатырям, представителям русского народа. Мужчины,  с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ, в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения и унижения – это и есть богатыри.

-А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите. Слайд 8

5. Работа в парах.

Заполни карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.

Богатырь обладает невиданной_______________, умением владеть ___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

6. Подведение итогов.  Рефлексия. Слайд 9

Учитель: Пришло время подвести итоги. А сделаем мы это, используя синквейн. На экране памятка написания синквейна.

Французы придумали стихотворение, которое назвали “синквейн”. Говорят, что в вольном переводе это означает “пять вдохновений”, или “пять удач”.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Синквейн

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

7.Чтение детьми синквейнов.

8. Домашнее задание. Слайд 10

Прочитать по желанию одну из былин:

Вольга и Микула

Как Илья Муромец поссорился с князем Владимиром

Никита Кожемяка

Волх Всеславьевич

Про прекрасную Василису Микулишну

Спасибо за урок.

nsportal.ru

Конспект урока чтения по теме “Былины” 3 класс

Обобщающий урок по теме

«Былины. Русские богатыри»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема: «Былины. Обобщение по разделу»

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний

Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • Обеспечить усвоение представления о понятии «былина», «русский богатырь»

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения

  • Ориентироваться в изученных произведениях

2. Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к истории нашей Родины.

  • способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, уважения к старшим, скромности, трудолюбия.

  • воспитывать интерес к литературному чтению

3. Развивающие:

  • Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, ИЗО)

  • Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.

  • Развивать речь детей, кругозор.

Средства обучения

Учебник «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть; репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», карточки для групповой работы; интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Актуализация знаний.

– Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.

– Какой раздел мы с вами изучили? (устное народное творчество)

– Какие жанры относят к устному народному творчеству? (ответы детей)

– К какому жанру относится эта фраза?

«Родина – мать , умей за неё постоять»

– Прочитайте и объясните смысл пословицы.

– Мы с вами сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, знакомство с одним из жанров устного народного творчества.

Тогда Русь была молода

И не так, как сегодня, сильна,

Вороги вокруг нее кружилися

И напасть на Родимую стремилися…

Ворог землю нашу содрагал,

Кто же ее защищал? (Богатыри)

-Главными героями какого литературного жанра являются богатыри? (былина)

-Что такое былина?

-Кто является автором былин? Почему?

Богатыри- это воины, которые совершали подвиги ради Родины и своего народа. И этот народ через былины и сказания донёс рассказы о защитниках земли русской до наших времен .

Мы с вами прочитали несколько былин о том, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от рабства и гибели.

– Отгадайте имена былинных богатырей по отрывкам из былин.

1отрывок. «Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали»

(Илья Муромец и Соловей –разбойник)

2отрывок. «Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь!» (Добрыня и Змея)

3 отрывок. «Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылётывали_

Выезжали два могучих богатыря:

………….

Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское»

(Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)

  1. Работа над репродукцией Васнецова «Три богатыря»

– Кого изобразил художник?

– Опишите каждого богатыря. (работа по рядам)

– Какими качествами характера обладают герои картины?

– Каких богатырей вы ещё знаете? (ответы детей)

– Всегда ли богатыри только защищали Родину?

– Чем они ещё могли заниматься? (трудиться , пахать землю)

– Кто из богатырей пахал землю? – Как называется былина, где вы встречали этого богатыря? (Вольга и Микула)

– А вы знаете, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, он является святым Русской Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день также называют днём русских богатырей.

3. Физминутка.

4. Закрепление пройденного.

– Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась быстрота реакции, хорошая память, сообразительность.

– И сейчас мы проведём блиц-турнир.

– Что значит блиц? ( Быстрый, молниеносный ответ).

1. Славный защитник Руси-матуш­ки. Он освободил дорогу прямо­езжую между Черниговом и Кие­вом.

(Илья Муромец.)

2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)

4. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)

5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)

6. Он нередко брал верх над про­тивником благодаря удали, отва­ге и хитрости? (Алеша Попович.)

8. Почему Алешу прозвали Попови­чем? (Отец был священнослужи­телем, попом.)

9. Злодей, который свистел по-со­ловьиному, кричал по-зверино­му, шипел по-змеиному? (Соло­вей-разбойник.)

10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)

11. Богатырь, одолевший Тугарина

Змеевича? (Алеша.)

12. Сколько лет Илья на печи “сид­нем сидел”? (Тридцать три.)

13. Сколько лет Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни кон­ного. (Тридцать лет.)

14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)

5. Конкурс чтецов

– А сейчас мы проведём небольшой конкурс на лучшее прочтение отрывка из былин.

(На доске появляется отрывок из былины; после небольшой подготовки, с каждого ряда по одному человеку читают его; класс выбирает лучшего)

6. Работа в парах.

Заполните карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.

Богатырь обладает невиданной_______________, умением владеть ___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек, преданный _______________, служащий___________!

7. Обобщение.

– Итак, какие качества присущи русским богатырям?

– Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ,

в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения

и унижения – это и есть богатыри.

-А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

– Над какой темой сегодня работали?

– Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры).

– Что больше всего понравилось?

– Что запомнилось?

– Оцените свою работу на уроке цветом. (зелёный, жёлтый, красный)

9. Домашнее задание. Учебник стр.71 вопрос 2

infourok.ru

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе “Былины. Богатыри как олицетворение народного идеала” Использование здоровьесберегающих арттехнологий на уроке.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 3 «Б» (УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема: Обобщение по теме «Былины. Русские богатыри как олицетворение народного идеала (бескорыстное служение родине, справедливость, чувство собственного достоинства)».

Место урока в теме: 16 урок в разделе «Устное народное творчество».

Тип урока: урок обобщения

Форма проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Знать отличительные особенности древнего эпоса русского народа – былин, их язык, построение и героев.

Личностные:

Приобщиться к нравственным ценностям русского народа, воспитывать у себя чувство патриотизма, ярко выраженного в былинах.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе.

формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать былины, сравнивать, проводить аналогии, выражать литературным языком свои мысли; развивать своё творческое воображение.

Регулятивные УУД:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Основные понятия: былины

Методы, приемы: проблемно-поисковый, метод проекта

Ресурсы: Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, 6-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014; Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. Ефросинина, Л. А. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014: презентация на компьютере учителя, проектор, карточки для групповой работы.

Цель урока: обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях.

Задачи:

Образовательные:

– обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа – былинах.

Воспитательные:

– воспитание патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, соблюдение норм поведения в обществе.

Развивающие:

– развитие аналитического, синтезирующего и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, систематизировать, интегрировать, проводить аналогии, умения литературным языком выражать свои мысли,выделять проблемы здоровьесбережения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организация начала урока.

Самоопределение к деятельности.

Звучит музыка.  Дуэт гуслей “RUSSIAN HARPS”(А.Абраменко и М.Сутормина)В.Городовская.”Пойте гусли”.

Инсценирование: в класс входит ученик в образе сказителя древнего былинного эпоса и, подыгрывая себе на гуслях, исполняет отрывок из былины.

Закатилось красное солнышко

За горушки высокие, за моря за широкие,

Рассаждалися звёзды частые по светлу небу…

-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, все что увидите, может вам пригодиться.

Учитель: Дорогие ребята!

Сегодня, мы приглашаем вас, совершить путешествие во времени. Для этого сначала, мы, как бы, отправимся в Картинную галерею, где оживающие в воображении герои картин станут нашими спутниками. Это путешествие поможет нам понять значение народного творчества в развитии русского искусства. Вы увидите, как в музыке, живописи и литературе раскрывается “богатырская” тема.

Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, нам нужно поставить главный вопрос, исходящий из темы сегодняшнего урока, поиск ответа на который и станет нашей основной задачей.

Каждый ученик при входе получает карточку с изображением богатырей.

Слушают музыкальное произведение. Снимают нервно-психические перегрузки, восстанавливают положительный эмоциональный энергетический тонус.

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

1. Итак, тема нашего урока:

«Былины. Богатыри как олицетворение народного идеала»

Подумайте. На какой вопрос мы должны сегодня обратить особое внимание? (обсуждение)

Проблемный вопрос: Богатырство – что это?

(Это миф, легенда или неистощимая сила, мощь русского народа, чьи благородные идеи, словно звуки гимна, отражаются в сердцах людей разных времён и поколений).

2 . Путешествие по Картинной галерее.

И так в путь!

Ребята, каждый из вас получил при входе карточку с изображением, посмотрите и скажите.

1. Кто изображен на них?

2. Что вы знаете об изображенном герое?

3. Чем занимались богатыри?

4. Чем отличались богатыри от других людей?

И так в путь!

Закройте на несколько секунд свои глазки…

Представьте себя в Картинной галерее (тушится свет, дети открывают глаза и наблюдают демонстрирующиеся слайды с репродукциями картин И. И. Левитана “Вечерний звон”, “Тихая обитель”; слайды с изображением воинов Древней Руси, Древнего Киева)

Звучит музыкальная «Былина об Илье Муромце»

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся рассматривают картины.

Слушают музыкальное произведение, развивают музыкальный слух, память

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. Целеполагание.

– Не только великие художники прославляли красоту и величие русской земли об этом написано и много художественных и музыкальных произведений. В нашей картинной галереи, сегодня для вас открывает свои двери литературно-музыкальная гостиная.

-Давайте с вами вспомним. С каким жанром народного творчества вы познакомились на уроках чтения?

-Что такое былина?

-Кто является автором былин? Почему?

– Кому посвящаются былины?

-Дайте определение слову богатырь.

-Сколько значений у этого слова? Что мы можем о нём сказать? (оно многозначное)

– Попробуйте подобрать слова, близкие по смыслу.

– Считалось, что богатыри – могучие витязи, наделённые богом необыкновенным умом, смекалкой.

– Помимо силы и ума, чем еще должен обладать богатырь?

-Каким здоровьем? Только ли физическим?

Что это значит, как вы это понимаете?

Учащиеся отвечают:

С былинами

– Былины – это один из древних жанров русских народных песен./

– Народ

– Богатырям-защитникам Руси

Богатырь – 1.Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.

2. (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.

– Силач, воин, защитник, витязь

-Здоровьем!

-Духовным.

– Духовное здоровье – это душа, чистая как у младенца! Душа, освобожденная от зла, ненависти, злобы.

Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование

4. Обобщение учебного материала.

Давайте проведём исследование.

1 группа – происхождение былин.

2 группа – виды былин.

3 группа – герои былин.

4 группа – композиция былин.

5 группа – особенности былинного стиха.

6 группа- есть ли богатыри в современном мире.

7 группа – создание образа богатыря (рисование песком)

Учащиеся работают по группам.

Рисование картин песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук, развивается образное мышление. 

Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *