3 класс. Литературное чтение.
Уроки 12–13.
Тема. Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-бурка» (учебник, с. 40–45)
III. Изучение нового материала.1. Актуализация опорных знаний.
– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Был он другом у Ивана
И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)
– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?
– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)
Отгадывают загадку.
Отвечают на вопросы.
2. Целевая установка.
– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».
Внимательно слушают.
3. Вступительное слово учителя.
– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.
4. Первичное чтение сказки учителем (и хорошо читающими учениками).
5. Беседа по содержанию прочитанного.
6. Словарная
работа.
– Понравилась вам сказка? Какие чувства вы испытали, слушая её?
– Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Каков Иванушка?
– А каковы его братья? Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?
– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?
Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать.
Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.
Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб – замерз. Гаркни – громко крикни. Побрезгать – испытать отвращение. Потчует – угощает.
Читают сказку по цепочке.
Отвечают на вопросы.
Определяют совместно
с учителем толкование слов.
7. Работа с иллюстрациями и репродукцией картины к сказке
– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок
в сказке. Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?
– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? Зачем она придумана? Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.
Физкультминутка
Отвечают на вопросы.
Выполняют движения
IV. Продолжение работы
над темой.
1. Работа над содержанием первой части сказки.
2. Выборочное чтение.
3. Чтение по ролям.
– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.
а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)
б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)
в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?
г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)
– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?
– Как начинается сказка? (Жил-был.) Сколько сыновей было у старика? (Три.)
– Число три – что это за число? (Волшебное.) Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было у крестьян.)
– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)
– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.)
– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.)
– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.)
– Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.)
– Конь обычный или нет? (Необычный.) Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть?
– Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.)
– Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.)
– Какую службу обещает сослужить? (Великую.)
– О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)
– Заучим наизусть эти слова. Почему братья спрашивают у Ивана?
– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.)
– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.)
– Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.)
– Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.)
– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) Прочитаем диалог Ивана с конем.
– Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой.
– Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) А что сказитель говорит о младшем?
– Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»?
– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом?
– Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. Он другой. Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) Какое испытание должны пройти герои?
– Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения
Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).
Читают текст по учебнику.
Отвечают на вопросы.
4. Беседа по содержанию прочитанного.
5. Знакомство
с главными героями
Зачитывают отрывок.
Отвечают на вопросы.
отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его.
– Почему старший брат не хочет идти на могилу?
– Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.)
– А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем?
– А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.)
– Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника.
– Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».)
– Как описывает сказитель Сивку-бурку?
– Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? Откуда же взялся такой конь?
– Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом?
– Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак.
– Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? На чьей стороне сказитель? Почему? Кто симпатичен вам?
– Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему?
– Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет
у Ивана-дурака Сивки-бурки, чем тогда закончится сказка?
Вывод. Сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо.
Аналогично проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части сказки
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы
и обобщения.
Зачитывают отрывок.
Зачитывают отрывок
Зачитывают отрывок.
Делают выводы и обобщения
Делают выводы и обобщения
V. Тест
Предлагает выполнить тест
Выполняют тест
VI. Итог урока. Рефлексия
– Назовите героев сказки «Сивка-бурка».
– Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.)
– Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».)
– Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.)
– С каким настроением вы уходите с урока?
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
VII. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
Сильным учащимся: дочитать сказку до конца.
Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки.
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Обведи букву правильного ответа.
1. Укажи автора сказки.а) Русская народная сказка;
б) чешская народная сказка;
в) немецкая народная сказка;
г) румынская народная сказка.
2. Укажи значение слова «вещий».
а) Мудрый;
б) волшебный;
в) предвидящий будущее;
г) много знающий.
3. Какая масть лошадей называется каурой?
а) Светло-каштановая;
б) тёмно-коричневая;
в) чёрная;
г) светло-серая.
4. Сколько сыновей было у старика?
а) Два;
б) один;
в) три;
г) четыре.
5. Как звали младшего сына?
а) Илья Муромец;
б) Алёша Попович;
в) Иванушка-дурачок;
г) Иван-царевич.
6. О чём старик попросил сыновей?
а) Постеречь ячмень;
б) постеречь рожь;
в) постеречь пшеницу;
г) постеречь кукурузу.
7. Кто выполнил поручение отца?
а) Старший сын;
б) младший сын;
в) средний сын;
г) соседский мальчик.
8. Как Иван поймал вора?
а) Схватил руками;
б) накинул на шею верёвку;
в) заманил в капкан;
г) усыпил.
9. Что вор предложил в обмен на свободу?
а) Ковёр-самолёт;
б) скатерть-самобранку;
в) сапоги-скороходы;
г) свою службу.
10. Кто была Елена Прекрасная?
а) Волшебница;
б) дворянка;
в) царевна;
г) царица.
11. Где жила Елена Прекрасная?
а) В хижине;
б) во дворце;
в) в тереме;
г) в светлице.
12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?
а) В первый раз;
б) во второй раз;
в) в третий раз;
г) в четвёртый раз.
13. Почему Иванушка перевязал руку?
а) Сломал руку;
б) ушиб руку;
в) спрятал перстень;
г) порезал руку.
14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?
а) Высматривала в окно;
б) потчевала гостей;
в) наблюдала в бинокль;
г) приглашала на танец.
15. Чем закончилась сказка?
а) Царевна горько плакала;
б) Иванушка ускакал;
в) Иванушка женился на царевне;
г) старший брат женился на царевне.
infourok.ru
Учебное пособие: УМК Starlight 3 part 1 Тема урока: «Sivka-Burka»
Тип урока: обобщающий Формы работы: фронтальная, в группе, индивидуальная
Задачи урока: Образовательная: развитие навыков чтения, развитие навыка аудирования, развитие навыка говорения, развитие навыка письма.
Развивающая: развитие креативности, расширение кругозора.
Воспитательная: развитие умения работать в группе, развитие чувства ответственности.
Развиваемые УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные
Ход урока
1 – Организационный этап
Учитель приветствует класс.
2.- Вводно-мотивационный этап
Определение темы урока и плана. Учитель показывает на электронной доске картинки героев сказки. Просит их назвать. Задает вопрос «Do you know these people? In what story can you find them? » Учащиеся называют героев хором и индивидуально и отвечают на вопрос учителя и определяют тему урока. Учащимся предлагается план урока.
3 – Закрепление изученного
«Guess the character». Учитель показывает слайд с описанием героев сказки. Дети самостоятельно должны догадаться, о каком герое идет речь. Затем они обмениваются тетрадями и проверяют друг друга в парах. Ученики по очереди зачитывают описание героев и под каждым описанием подписывается имя героя на электронной доске. За правильные ответы выдаются карточки.
He has got a wheat field and he is very proud of his golden wheat. He works very hard. | He is tall and very clever. He has got fair hair and a beard. | He likes wearing new clothes. He has got short dark hair. He works in the field. |
He lives in a small village in Russia. When he is at home he sits on the kitchen stove. |
4 – Актуализация субъектного опыта
Прослушивание аудиозаписей и заполнение пропусков. Учитель выдает учащимся распечатанные листы с текстами песни с пропусками и включает аудиозапись. Учащиеся слушают текст и вставляют пропущенные слова. Затем правильные ответы выводятся на доску. Дети проверяют в парах друг у друга. За правильные ответы выдаются карточки. Далее включается аудиозапись, и дети поют восстановленный текст песни.
Ivanushka, he’s and He is just a son. People say that he is But he’s to everyone! A heart that is and true! A heart that is and new! and kind And loving, too! A hear that is and true! |
5 –.Применение изученного
Учитель организует работу в группах (2-3 группы). Выдает каждой группе конверт с частями текста сказки, а также картинки, иллюстрирующие каждую часть текста. Ученикам предлагается составить из имеющихся частей цельный рассказ, сопровождая его предложенными иллюстрациями. Дети совместно составляют текст сказки с предложенными иллюстрациями к нему. Вся работа фиксируется на картонный лист. Затем каждая группа представляет свою работу. Учащиеся распределяют, кто будет играть роль какого героя. (Рассказчик, старик, братья, Иванушка). Группы оценивают друг друга. За выступления выдаются карточки.
The two brothers, Andrei and Sergei, are very clever and they work in the field, but Ivanushka is dumb. He likes to sit on the kitchen stove and go to forest to collect mushrooms. | One day the famer goes to his field and sees big heavy footprints. “My beautiful golden wheat! What kind of animal can do this?” –he shouts. | The old farmer tells his three sons: “You must stay and guard the field. Find out what animal it is!” |
Suddenly he hears a loud noise like a thunder. He jumps up and cries: “What is that?” | An old farmer lives with his three sons in a small village in Russia. He is very proud of his wheat field. “My wheat is like gold! It is the best what in the land!” – he says. | Ivanushka tells that these are a horse’s footprints but the two brothers laugh at him. “Go home and sit on the kitchen stove!-says Sergei. “Go and collect mushrooms, Silly Boy!” – says Andrei. |
The three brothers take some cheese and bread with them and go to the field. The night is still and quiet and the two brothers fall asleep. Ivanushka looks up at stars. |
6 – Домашнее задание.
Ученикам предлагаются реплики героев сказки. Задание – записать, кто сказал каждую реплику.
7 – Подведение итогов и рефлексия
Ученики оценивают работу на уроке и подсчитывают карточки. Выставляются оценки. Происходит самоанализ и оценивание своей работы на уроке.
nsportal.ru
Технологическая карта по литературному чтению 3 класс «Сивка-Бурка»
Тип урокаОткрытие нового знания
Цель урока
Познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка — Бурка»;
Учить давать оценку поступкам героев;
Продолжить обогащение словарного запаса. Воспитать любовь к родному языку.
Планируемы результаты
Умение пробудить интерес к чтению народных произведений; Умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;
УУД
Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: Способность к самооценке.
Оборудование
Презентация, учебник.
-Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите? (АСКЗАК;ДРОНА)
– Какие слова мы можем составить из этих букв? –Как вы понимаете, какая сказка считается народной?
– Какие главные герои в народных сказках?
-Давайте вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?
Составляют слова из букв, отвечают на вопросы.
Коммуникативные
Изучение нового материала
Первичное восприятие. –Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной русской народной сказкой – «Сивка-Бурка» (аудиозапись)
-Давайте рассмотрим иллюстрации к этой сказке, которые даны в учебнике.
-Понравилась ли вам сказка?
-Какие чувства вы испытали при слушании сказки? (Страх, радость, удивление, грусть, обиду, смех) – выбрать из перечисленных на слайде.
-В какие моменты вы испытывали эти чувства?
-К какому жанру относится это произведение?
– Какого вида?
-Докажите, что это сказка?
Физ.минутка
Раз — подняться, потянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре — руки шире
Пять — руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.
Слушают сказку. Рассматривают иллюстрации в учебнике и на слайде, анализируют. Отвечают на поставленные вопросы.
Познавательные, коммуникативные
Словарная работа
-Смысл каких слов был не понятен? (Вещий – предсказывает будущее;
Каурка – масть лошади рыжего цвета
Худая одежонка – старая одежда.
Кликать – звать.
Добрая пшеница – хороший урожай.
Говорят слова которые были не понятны.
Познавательные
Вторичное чтение
-Давайте теперь почитаете вы?
-Как начинается сказка? -Сколько сыновей было у старика?
-Число 3 – что это за число?
-Почему именно пшеницу посеял старик? -Какими словами старик подтверждал свою любовь к сыновьям?
-Какими качествами обладал старший сын?
-Какими средний? (Ленивые, безответственные, не готовы к трудностям, лгуны, обманщики) – на слайде.
-Что мы узнаем о герое Иване, его качества? (Ответственный, смелый, готов к трудностям) – рядом с качествами братьев. Работа по вопросам с учебника.
Читают сказку. Отвечают на вопросы, заданные учителем по тексту. Определяют качества братьев. Сравнивают.
Регулятивные, коммуникативные
Итог урока
-Назовите героев сказки «Сивка-Бурка»
-Давайте вспомним описание коня? ( одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет)
-На слайде вы видите пословицы, какие подходят к сказке? ( Кому счастье, а кому и нет ничего.
Добившись удач, об этом не судачь.
Наше счастье в наших руках. )
-Почему?
Отвечают на обобщающие вопросы. Выбирают пословицы.
Коммуникативные, личностные.
Домашнее задание
-Открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр 40-49, чтение по ролям.
Записывают домашнее задание.
infourok.ru
Следующая станция называется «Тест». Сейчас мы и проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Возьмите листки и ручки
Выполните тест.
Обведи букву правильного ответа.
КЛЮЧ ОТВЕТОВ ВСТАВИТЬ
Укажи автора сказки:
А) русская народная сказка
Б) чешская народная сказка
В) немецкая народная сказка
Г) румынская народная сказка
2. Укажи значение слова «вещий»:
А) мудрый
Б) волшебный
В) предвидящий будущее
Г) много знающий
3. Какая масть лошадей называется каурой?
А) светло-каштановая
Б) тёмно-коричневая
В) чёрная
Г) светло-серая
4. Сколько сыновей было у старика?
А) два
Б) один
В) три
Г) четыре
5. Как звали младшего сына?
А) Илья Муромец
Б) Алёша Попович
В) Иванушка-дурачок
Г) Иван-царевич
6. О чём старик попросил сыновей?
А) постеречь ячмень
Б) постеречь рожь
В) постеречь пшеницу
Г) постеречь кукурузу
7. Кто выполнил поручение отца?
А) старший сын
Б) младший сын
В) средний сын
Г) соседский мальчик
8. Как он поймал вора?
А) схватил руками
Б) накинул на шею верёвку
В) заманил в капкан
Г) усыпил
9. Что вор предложил в обмен на свободу?
А) ковёр-самолёт
Б) скатерть- самобранку
В) сапоги-скороходы
Г) свою службу
10. Кто была Елена Прекрасная?
А) волшебница
Б) дворянка
В) царевна
Г) царица
11. Где жила Елена Прекрасная?
А) хижина
Б) дворец
В) терем
Г) светлица
12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?
А) первый раз
Б) второй раз
В) третий раз
Г) четвёртый раз
13. Почему Иванушка перевязал руку?
А) сломал руку
Б) ушиб руку
В) спрятал перстень
Г) порезал руку
14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?
А) высматривала в окно
Б) потчевала гостей
В) наблюдала в бинокль
Г) приглашала на танец
15. Чем закончилась сказка?
А) царевна горько плакала
Б) Иванушка ускакал
В) Иванушка женился на царевне
Г) старший брат женился на царевне
И мы переходим к последней станции «Ценность сказки».
Нарисуйте схему, чему учит сказка. Предлагаю для предстоящей работы объединиться в пары. ваша задача схематично постараться изобразить ценность сказки. На выполнение дается 5 минут
Учитель делает вывод по уроку.
kopilkaurokov.ru
Сценарий урока литературного чтения
Класс: 3
Учитель: Панарина В.В.
ОУ: МБОУ Алексеевская СОШ
Название УМК: «Школа России»
Тема урока: Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование представлений о добре и зле на основе анализа русской народной сказки «Сивка-Бурка».
Задачи:
1) продолжить знакомство с особенностями волшебной сказки;
2) учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;
3) вызвать интерес к изучению сказок;
4) развивать фантазию, воображение;
5) формировать систему читательских умений.
Оборудование урока:
презентация, книги для выставки, иллюстрации к прочитанным сказкам («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»), карточки с заданиями для работы в группах, карточки с заданиями для работы в паре, «дерево настроения», карта самооценки деятельности (для каждого ученика)Методы обучения: объяснительно – иллюстративный метод эвристической беседы. Использовались здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.
Здоровьесберегающие компоненты урока: смена видов деятельности; динамическая пауза; рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в группах, в паре с товарищем
Во время урока использовалось слушание, обсуждение, работа с презентацией, выборочное чтение, работа в группе, в паре
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности и необходимости бережного отношения к формированию понятий о добре и зле; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке.
Метапредметные: принятие позиции читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; понимание цели и смысла выполняемых заданий; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников, вступая в диалог с ними.
Предметные: знание и понимание добра и зла; умение пересказывать текст.
Формируемые УУД:
Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования, оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее.
Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока.
Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.
Ход урока.
Организационный момент.
Регулятивные: планирование своих действий.
Деятельность учителя: проверяет готовность к уроку, поясняет назначение различных карточек, приготовленных для каждого ученика.
Деятельность учащихся: завершают подготовку к уроку
Речевая разминка. (Слайд 1)
Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками для достижения нужного результата (слаженное хоровое чтение)
Деятельность учеников: отрабатывают умение выразительного хорового чтения
– Ребята, прочитайте «про себя» эти стихотворные строки. Скажите, из каких они сказок? (Если ученики затрудняются назвать вторую сказку, помогает учитель и говорит, что эти строки из сказки П. Ершова «Конёк горбунок»)
– Сюжет какой сказки напоминают стихотворные строки второго столбика? («Сивка-бурка»)
– Громко и выразительно прочитаем хором стихотворные строки сначала первого, а затем второго столбиков.
Работа с выставкой книг.
Коммуникативные УУД: осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи
Деятельность учеников: учатся различать виды русских народных сказок, подбирая к каждому из них определенную сказку
– Ребята, давайте вспомним, какие виды русских народных сказок вы знаете? (Ответы детей). Среди представленных книг выберите бытовые, волшебные и сказки о животных.
– Русские народные сказки – это особый мир, где высмеивается жадность и глупость, животные могут разговаривать друг с другом, где герои проходят необычные испытания. Но самое главное то, что в русской народной сказке всегда идет борьба добра и зла, и обязательно побеждает добро. Я предлагаю вам сейчас несколько минут побывать в этой сказочной стране и вспомнить некоторые сказки. (Просмотр презентации: слайды 2-18)
– Обратите внимание на стенд с иллюстрациями к прочитанным сказкам. Назовите их («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»)
IV. Постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цель урока
Деятельность учеников: учатся определять цель своей деятельности на уроке
– Прочитаем хором название темы нашего урока (Слайд19)
– Скажите, это новая тема?
– Сегодня мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка». Подумайте, чтобы вы еще хотели узнать, или чему бы хотели научиться, работая над этой сказкой.
V. Работа по теме урока.
Анализ сказки.
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из содержания текста, умение грамотно и выразительно читать, строить высказывания в устной форме. Анализировать информацию.
Регулятивные УУД: самоконтроль и самооценка деятельности
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли
Деятельность учеников: отрабатывают умение работать с текстом, навыки выразительного чтения фрагментов по заданию учителя
– Обратите внимание. У каждого из вас на парте лежит карточка «Словесный портрет Иванушки-дурачка». В ходе анализа сказки вы будете записывать слова, характеризующие главного героя. К концу урока у вас должен получиться словесный портрет.
– Докажите, что прочитанное вами произведение «Сивка-бурка» – сказка.
(Ответы детей на основе знаний, полученных на предыдущих уроках.)
Выборочное чтение
– Есть ли в нашей сказке зачин? (Жил-был старик…) Какие еще зачины бывают? (Ответы детей из личного опыта)
– Есть ли концовка? Зачитайте. (Я на том пиру был, мед-пиво пил…) Какие еще концовки бывают? (Ответы детей из личного опыта)
– Есть ли троекратные повторы?
– В русских народных сказках есть сказочные слова и выражения. Что это такое? (Ответы детей). Поработайте в паре с товарищем и исправьте ошибки ученика, который по заданию учителя выписал из текста сказочные формулы и допустил неточности.
Коммуникативные УУД: согласование действий с партнером
Познавательные УУД: решение практической задачи
РегулятивныеУУД: самоконтроль и самооценка деятельности
Анализ первой части сказки
Деятельность учеников: работа по вопросам учителя с опорой на текст сказки
– Как мы определили первую часть сказки? (До слов «Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание …»)
– Назовите положительные качества Иванушки в самом начале сказки. (Ответы детей с опорой на текст сказки: добросовестный, ловкий, доверчивый, добрый)
– Почему герой назван именно Иванушка? (Сплетение волшебства и реального, что делает сказку более правдоподобной)
– Почему действие в начале сказки происходит именно в полночь? (Это тоже указывает на волшебство)
Физкультминутка
Анализ второй части сказки (До слов «Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал…»)
Деятельность учеников: работа по вопросам учителя с опорой на текст сказки
–Прочитайте, как трижды Иванушка пытался допрыгнуть на коне до окна Елены Прекрасной.
– Проявляется ли в этой части еще одно качество Иванушки, ведь никто не решался допрыгнуть до окна царевны? (Настойчивость)
Какие слова подчеркивают необычность коня Иванушки, что он из волшебного мира? («Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»)
– Как описывается Елена Прекрасная? (Говорится о том, что она красавица из красавиц. В этом еще раз проявляется лаконичность русской сказки)
– В этой части Иванушка проявляет себя сильным. Найдите этому подтверждение в тексте. (Свистнет молодецким посвистом, становится молодцем)
Почему же Иванушка не говорит братьям о том, что это он тот самый молодец, который допрыгнул до окна Елены Прекрасной? (Он скромный, а также знает, что братья все равно ему не поверят, потому что в их глазах он только дурачок)
– В чем проявляется хитрость Иванушки?(Берет лукошко и будто бы идет за грибами, но приносит мухоморы. Он изначально играет роль дурачка, каким его все считали.)
Анализ третьей сказки (До слов «Я там был, мед-пиво пил …»)
Деятельность учеников: работа по вопросам учителя с опорой на текст сказки)
– В чем еще раз появляется скромность Иванушки? (Он прячется за печкой)
– Как можно охарактеризовать Елену Прекрасную? (Хозяйственная, добрая)
– Кем стал Иванушка в конце сказки? (Добрым молодцем)
2. Работа над словесным портретом
Коммуникативные: построение речевых высказываний
Регулятивные УУД: структурирование полученной информации, самоконтроль и самооценка деятельности
Деятельность учеников: зачитывают полученный на основе анализа текста портрет.
– Зачитайте словесный портрет Иванушки
(Добрый, скромный, сильный, хитрый, добросовестный, ловкий, доверчивый)
Работа в группах.
РегулятивныеУУД: самоконтроль и самооценка деятельности
Коммуникативные УУД: согласование действий с партнером
Познавательные УУД: решение практической задачи
Задание. Восстановить последовательность пунктов подробного плана сказки.
Деятельность учащихся: работают в группах по карточкам с последующей взаимопроверкой на основе образца, данного на доске (слайд 34)
Задание. Восстановить последовательность пунктов подробного плана сказки.
VI. Диагностика достижения планируемых результатов.
РегулятивныеУУД: самоконтроль и самооценка деятельности
Деятельность учащихся: выполняют тест (слайды 35-37) с последующей самостоятельной проверкой на основе правильных вариантов, данных учителем.
Деятельность учителя: организует проверку знания учащимися содержания сказки
VII. Итог урока.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли.
Деятельность учеников: обобщают знания, полученные на уроке
– К какому виду относится сказка «Сивка-бурка»? Докажите.
– Чему учит нас эта сказка? Что урок дал для жизни?
VIII. Рефлексия
Личностные УУД: умение оценивать свою дятельность на уроке
Деятельность учеников: учатся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
– Прикрепите на дерево листочек, характеризующий ваше настроение и работу на уроке (Слайд 40)
Красный – настроение плохое; не доволен своей работой на уроке, было сложно и неинтересно
Желтый – настроение хорошее; доволен своей работой на уроке, но возникали трудности при выполнении некоторых заданий
Зеленый – настроение хорошее; доволен своей работой на уроке, было легко и интересно
VIII. Домашнее задание.
1.Подготовить пересказ сказки от лица Иванушки (стр. 40-49)
2 . Подобрать интересный материал о древних обрядах, связанных со сказками (по желанию)
Анализ работы детей
В ходе урока активную и осмысленную работу продемонстрировали трое учеников. Остальные ученики проявили себя только в некоторых видах деятельности. Это связано с индивидуальными способностями каждого ученика. Некоторые из них или совсем не проявляли активности, или же проявляли, но ответы были необдуманными, поэтому аргументировать свою точку зрения они не могли. Тем не менее, в конце урока все положительно оценили свою работу и остались довольны результатами.
Анализ результатов урока
Цель урока можно считать достигнутой Материал урока соответствует возрастным особенностям детей. В основной части урока, где анализировалось содержание сказки, обсуждение некоторых вопросов заняло больше запланированного времени, так как многие ученики плохо ориентируется в тексте, отличаются медлительностью при выполнении различного рода заданий.
infourok.ru
Конспект урока по литературному чтению на тему
«Сивка – Бурка», русская народная сказка
Разработал: Костюк Илья Юрьевич, МБОУ СОШ № 112, учитель начальных классов
Тема: русская народная сказка «Сивка Бурка» (урок №2)
Класс: 3
Тип урока: закрепление изученного
Цель: формирование представлений о добре и зле посредствам организации виртуального путешествия по русской народной сказке «Сивка-Бурка».
Задачи:
Личностные: развивать умения оценивать свою работу на уроке.
Метапредметные: развивать умения определять и формировать цель деятельности на уроке.
Предметные: развитие умения грамотно читать (учить понимать произведение, определять главную мысль).
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности и необходимости бережного отношения к формированию понятий о добре и зле; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке.
Метапредметные: принятие позиции читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; понимание цели и смысла выполняемых заданий; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников, вступая в диалог с ними.
Предметные: знание и понимание добра и зла; умение пересказывать текст.
Формируемые УУД:
Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования.
Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее; оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока.
Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк
Что будет сказка или рассказ,
Вы учите их – они учат нас!
2. Речевая разминка.
Ваня, Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Прочитайте, начиная читать шёпотом, затем все увеличивая силу голоса.
А сейчас наоборот: начинаем громко, а потом всё тише, закончим чтение шёпотом.
Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой.
А сейчас прочитайте выразительно.
3. Постановка учебной задачи.
Заполните таблицу.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
«Сивка-бурка» – сказка | Почему это сказка | Она волшебная |
Было три сына | Какие они | Ленивые, безответственные |
Младший сын Иванушка-дурачок | Почему Ивана назвали дурачком | |
Что случилось у старика? | Кто-то воровал пшеницу? Сивка-бурка | |
Как Елена Прекрасная нашла своего жениха? | ||
Как Иванушка стал молодец молодцом? |
4. Освоение нового знания.
На какие части вы разделили сказку? Назовите тему каждой части.
Почему братья поехали к царскому двору? (не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть)
Как вы думаете, почему они сами не хотели скакать? (Они понимали, что не смогут это сделать. Они были уже женаты.)
Почему братья не взяли с собой Иванушку? (Они считали его дурачком)
Под каким предлогом Иван ушёл из дома? (Он сказал, что пошёл за грибами).
Как Иван вернулся домой? Найдите в тексте отрывок.
Так ли глуп Иван на самом деле?
Найдите третью часть («На третий день братья снова собираются ехать…» В этой части говорится о том, как Иван ездил к царскому двору во второй раз.)
Как братья рассказывают своим жёнам о поездке? (Они говорят, что приезжал, тот же молодец)
С каким чувством они это говорят?
Что Иван говорит им?
Найдите четвёртую часть. О чем в ней говорится? («На третий день братья снова собралися ехать…» и до конца сказки. Иван достиг поставленной цели, доскочил до окна и снял с пальца Елены Прекрасной перстень. По этому перстню его и узнали.)
Для чего царь созвал всех на пир и как туда попал Иванушка?
Как Елена прекрасная нашла своего жениха?
Как вы думаете почему именно Иванушке достались волшебный конь и Елена Прекрасная?
5. Физкультминутка.
«Кулак-ребро-ладонь»
6. Закрепление изученного.
Почему мы называем это произведение сказкой? Найдём все её признаки.
1. Зачин.
2. Сказочные герои.
3. Волшебство.
4. Троекратный повтор.
5. Сказочная концовка.
7. Домашнее задание. Найти в энциклопедиях, Интернете сведения о жизни и творчестве художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина.
8. Рефлексия. Заполните таблицу
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
«Сивка-бурка» – сказка | Почему это сказка | Она волшебная |
Было три сына | Какие они | Ленивые, безответственные |
Младший сын Иванушка-дурачок | Почему Ивана назвали дурачком | Простодушный, добрый, младший сын |
Что случилось у старика? | Кто-то воровал пшеницу? Сивка-бурка | |
Как Елена Прекрасная нашла своего жениха? | По своему перстню | |
Как Иванушка стал молодец молодцом? | Умыли, одели, причесали |
multiurok.ru