Ш перро спящая красавица урок 3 класс: урок Шарля Перро “Спящая красавица” | План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:

урок Шарля Перро “Спящая красавица” | План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:

Урок чтения в 4 классе.

Тема: Шарль Перро. «Спящая красавица». Особенности волшебной сказки.

Цели: 1) Найти  особенности  литературной сказки «Спящая красавица».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире.

Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение.

Чтобы вы хотели пожелать своим одноклассникам перед уроком?

-Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

– Что бы у нас всё получилось, что нам для этого необходимо…….. ?

-Вы молодцы всё правильно говорите,  а ещё нам поможет правильная, грамотная, красивая речь. И что бы её развить сделаем несколько упражнений.

 « Лото скороговорок»

 У каждого ряда своя скороговорка. Вы работаете в паре. Составьте её. Читаем 3 раза.

Первый раз – медленно и чётко.

Второй раз – в среднем темпе.

Третий раз – в ускоренном темпе.  

(Каждый ряд по очереди)

1 ряд.

Расскажите про покупки.
Про какие, про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

2 ряд.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

3 ряд.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

– Молодцы

2. Введение в тему

-Похлопайте  

-Кто любит читать стихи. Похлопайте

-Кто любит читать рассказы о животных. Потопайте

-Кто любит читать сказки. Поднимите обе руки.

            А)   Звучит сказочная музыка

–  Послушайте мелодию, какой жанр  литературного творчества напомнила вам эта музыка?

-Что такое сказка? (один из жанров  устного народного творчества, вымышленный рассказ, передаваемый из поколения в поколение, присутствие волшебства, …)

– Какие виды сказок вы  знаете? (народные о животных, волшебные, бытовые, литературные)

Чем отличается  народная сказка от литературной? (автор)

Сегодня я вас приглашаю  в волшебный мир сказок, на встречу с замечательным сказочником.

Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме.
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всем, что в сказках
Видели воочию.
Где огонь свечи
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут.
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро. (Все вместе)

Ребята,  представляете в этом бы году,  Шарлю Перро исполнилось бы 389 лет.

 В) Постановка цели урока

Дома вы,  познакомились с какой сказкой?

У. Спящая красавица

Давайте постараемся найти сегодня, то особенное, что характеризует сказку и какую цель мы поставим на нашем уроке (вывешиваю на доску)

Цель : найти особенности сказки «Спящая красавица»

3.Работа по содержанию.

Ребята первая особенность литературной сказки уже прозвучала (автор)

Работа над особенностями сказки

А)  Зачин сказки

 – Какими словами начинаются сказки?

(Жили- били, в некотором царстве,

в некотором государстве …»

 В тридесятом царстве, в тридесятом государстве…

– Как называются такие слова в сказке?) (зачин)

И это ещё одна из особенностей литературной сказки(вывешиваю на доску)

А есть ли зачин в сказке «спящая красавица»?

Прочитайте начало сказки , можем ли мы эти слова назвать зачином ?

Б) Герои сказки

   – А сейчас, я вам предлагаю поработать с карточками которые лежат у вас на столе, прочитайте свою карточку и узнайте по ситуации героя сказки.

  1. Не плачьте, король и королева! Ваша дочь останется жива. Правда, я не так сильна, чтобы сказанное слово сделать несказанным. Принцесса должна будет, как это ни грустно, уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет, до тех пор, пока её не разбудит прекрасный принц.
  1. И всё же он решил попытаться уберечь принцессу от несчастья, которое предсказала ей старая злая фея. Для этого он под страхом смертной казни запретил всем своим подданным прясть пряжу и хранить у себя в доме веретёна и прялки.
  1. Добрый принц, полвека тому назад, когда я был так же молод, как вы сейчас, я слыхал от моего отца, что в этом замке спит непробудным сном прекрасная принцесса и что спать она будет ещё полвека до тех пор, пока благородный и отважный юноша не придёт и не разбудит её.

4.  Она проснулась, открыла глаза и взглянула на своего избавителя.
– Ах, это вы, ? – сказала она.

– Наконец-то! Долго же вы заставили ждать себя…

Недолго думая, он дёрнул поводья и поскакал туда, где виднелись башни старого замка.
И вот перед ним заколдованный лес. Он соскочил с коня, и сейчас же высокие толстые деревья, заросли колючего кустарника – всё расступилось, чтобы дать ему дорогу. Словно по длинной, прямой аллее, пошёл он к воротам замка

– Поднимите карточку, кто прочитал слова

о короле – выскажи своё отношение к этому герою

Поднимите карточку, кто прочитал слова о молодой фее – на ваш взгляд какая она была по характеру? Какие черты характера, вам бы хотелось у неё перенять?

Поднимите карточку, кто прочитал слова принце – а вы бы как поступили в этой ситуации?

Поднимите карточку, кто прочитал слова принцессе. Жалко ли вам было эту героиню сказки?

Поднимите карточку, кто прочитал слова о крестьянине – это эпизодическая роль т. е не главная, но очень важная, благодаря этому герою принц узнал – что он узнал? (о несчастной принцессе )

Посмотрите, пожалуйста, на слайд, как мы можем назвать этих персонажей?

 ГЕРОИ СКАЗКИ (на доску)

Г)  Волшебные предметы.

Сейчас я предлагаю посмотреть на экран, что все эти предметы объединяет?

Все ли эти предметы были в сказке?

Ученики – нет.

Было ли зеркало в сказке? А в какой сказке было волшебное зеркало ?                   ( Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Белоснежка)

-нет, зеркало не было

Было ли яблоко в сказке?( Сказке о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина)

-нет, яблока не было

А вот этот предмет был?

Как называется этот предмет? 

Веретено (Инструмент для пряжи; им укололась принцесса и заснула на 100 лет; оно сделано из дерева;  оно может лежать в сундуке у бабушки; на него наматывают нитки т. д.) 

Какую роль сыграл этот предмет в сказке?    

Найдите, подчеркните и зачитайте,  как об этом говорится в сказке.

Посмотрите, как пряли в старину (просмотр видеофрагмента)

СЛАЙД 4   ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (на доску)

Д) Волшебство

Как вы думаете прелесть волшебной сказки в чём?

Наверное,  за это мы и любим сказки

Какое волшебство произошло в сказке спящая красавица?

-Давайте попробуем себя в роли волшебника,  

 Мы разбудить спящую красавицу.

 Словами, мимикой и жестами надо сказать о том, как она хороша.

Как ты сможешь разбудить куклу?

Игра «Разбуди принцессу»

На руках у учителя кукла с закрытыми глазами.

( -Проснись, юная принцесса, ты так молода и красива, и т. д.)

Ура, совершилось чудо, волшебство!

Как вы думаете, почему наша принцесса проснулась?

СЛАЙД 5       ВЛОШЕБСТВО

                             Е) Концовка

 К сожалению, любая сказка заканчивается..

Прочитайте, как заканчивается  сказка Спящая красавица»

И у каждой сказки свой конец.

Назовите, какими словами заканчиваются сказки?

И жили они долго и счастливо!

И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
И стали они жить-поживать и добра наживать.

Хлеб, соль, огурец, тут и сказке конец.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

И это есть концовка.

СЛАЙД 6         КОНЦОВКА(на доску)

Ребята, почем у злая фея наказала принцессу ? Была ли принцесса виновата?

Что победило в сказке : зло или добро ? Как вы это объясните? Давайте найдём ещё оду особенность сказки, что добро побеждает зло .

(Вешаю карточку на доску)

4. « Открытие» учащимися нового знания

СЛАЙД 7

-Прочитайте слова

АВТОР у литературной сказки есть

ЗАЧИН начало сказки

ГЕРОИ обязательно в любой сказке есть

ПРЕДМЕТЫ в волшебных сказках есть

ВОЛШЕБСТВО что происходит в волшебных сказках.

КОНЦОВКА

Добро и зло

             -Эти особенные слова, которые характеризует сказку как жанр литературного творчества. Они  повторяются в каждой сказке.

– И мы вместе с вами их нашли в этой сказке.

 

 Эти слова вам помогут выполнить домашнее задание – сочинить свою сказку.

5.Работа с выставкой книг.

Давайте обрати внимание на нашу выставку книг.

  А)  -Сказки это вымышленные рассказы , переходящие из уст в уста. Сказку «Спящая красавица написал Французский собиратель сказок Шарль Перро.  Многие поэты и писатели переводили эту сказку. Сказка, что на ваших столах переведена русской советской писательницей Татьяной Григорьевной Габбе.   Но не только она переводила эту сказку, но и другие русские писатели поэтому в разных книгах, сказка звучит по-разному.

6. Итог урока

– Что нового узнали?

-Что особенно понравилось?

-Что вызвало затруднение?

– Какой сделали вывод?

7. Рефлексия.

Конспект урока в 3 классе “Спящая красавица”

“Спящая красавица”

Ход урока

Ι ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Вход детей под музыку ( вальс цветов из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся с вами в музыкальный театр, где нас ждет мир сказки, удивительных превращений, мир добрых и злых волшебников.

Слайд 1 Мариининский театр

Перед вами Мариининский театр – театр оперы и балета города Санкт-Петербурга. Это один из известнейших музыкальных театров не только в нашей стране, но и во всем мире. Поднимите руку, кто когда-нибудь вообще посещал музыкальный театр? Замечательно. Я надеюсь, что по окончанию нашего урока, у тех ребят, которые никогда не были в музыкальном театре, появится желание его посетить.

Все дети любят сказки, в которых происходят необыкновенные чудеса, и все дети любят отгадывать загадки, не так ли?

Дети отвечают.

Учитель: Сегодня вы услышите много загадок, и вот первая из них. Послушайте, прожалуйста, фрагмент одной известной сказки.

Учитель читает: Итак, события происходят в замке короля Флорестана. На крестины принцессы приглашены важные гости, чтобы пожелать счастья маленькой принцессе. Добрые феи дарят ребенку подарки и танцуют. В замке царит веселье. Внезапно злая Фея со своей свитой яростно врывается во дворец. Что происходит? Церемониймейстер спешит сообщить королю, что забыл пригласить на крестины фею Карабос. От злости она начинает колдовать и предвещает принцессе, что та умрет от укола спицей, когда её исполнится 16 лет.

Вы узнали сказку?

Дети: «Спящая красавица»

Учитель: Кто автор этой сказки?

Дети: автор Шарль Перро.

Слайд 2 портрет французского писателя Шарля Перро.

Учитель: Перед вами портрет французского писателя Шарля Перро.

А теперь послушаем музыкальную загадку. Прослушав музыкальный фрагмент, определите, к какому музыкальному жанру он относится. А чтобы правильно ответить на этот вопрос, подумайте, какие движения хочется выполнять под эту музыку.

Звучит «Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица»- 2 мин.

Дети: Прозвучал вальс. Он относится к жанру – танец.

Учитель: Верный ответ.

А если объединить сказку, музыку и танец, где герои танцуют под музыку, то какой получится жанр? (Представьте себя на большой сцене в сказочных костюмах и танцующих под красивую музыку).

Дети: Это балет.

Учитель: И опять вы ответили верно. Балет – это произведение крупной формы, который относится к сложному музыкальному жанру.

Мы не случайно обратились к сказке «Спящая красавица». Сюжет этой сказки вдохновил композитора П.И.Чайковского, и яркие образы этого произведения воплотились в такой музыкальный спектакль, как балет. В конце XΙX века, а точнее 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра с триумфом состоялась премьера балета «Спящая красавица».

Слайд 3 – портрет П.И.Чайковского, картинка с танцовщицами.

Учитель: Этот спектакль и сегодня любим зрителями, потому что музыка Чайковского очень яркая, зачаровывающая. И мы сегодня с вами поговорим о выразительных возможностях музыки великого русского композитора.

ΙΙ ЭТАП – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Учитель: Я хотела бы, чтобы вы сегодня сами убедились в том, что музыка Чайковского неповторимая, яркая. А какими же средствами он создает такую замечательную музыку? Нам поможет ответить на этот вопрос сама музыка. Слушаем внимательно.

Звучит интродукция – 2. 39мин.

Учитель: Музыка на протяжении всего звучания была одного характера или менялась?

Дети: Музыка была разная по характеру. Вначале она звучала грозно, а затем светло и мягко.

Учитель: Верно, музыка была разная. А как вы думаете, сколько персонажей могло танцевать под эту музыку?

Дети: ответы.

Учитель: Правильно, музыка в этом фрагменте воплощает два разных образа. И эти музыкальные образы противопоставляются.

Мы прослушали вступление к балету. Есть такая традиция у композиторов, перед большим спектаклем исполняется небольшое вступление, для того, чтобы зритель настроился на предстоящие события.

Слайд 6– занавес.

Вступление в музыке называется – интродукция. И исполняется музыка вступления при закрытом занавесе.

А чтобы лучше воспринимать содержание спектакля, зритель имеет возможность приобрести вот такую программку, чтобы познакомиться с главными действующими лицами и кратким содержанием балета.

Учитель каждому ученику на стол кладет программку.

Учитель: На первой странице вы можете прочитать название спектакля и авторов балета. На 2 странице мы познакомимся с главными действующими лицами.

Один из учеников читает вслух.

Учитель: Как вы считаете, кого из перечисленных персонажей изобразила музыка прозвучавшей интродукции?

Дети: Музыка знакомит нас с Феей Карабос и Феей Сирени. Это злой персонаж и добрый.

Учитель: Можно ли по музыкальному вступлению предугадать события, чем закончится балет?

Дети: По последним аккордам можно сказать, что балет закончится хорошо, победой добра над злом.

Учитель: Правильно. Музыка изобразила двух персонажей балета, две борющиеся силы. А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы так ярко и понятно изобразить музыкой два контрастных образа?

За помощью обратимся к схеме, напоминающей цветок, на лепестках которого перечислены средства музыкальной выразительности (на стенде прикреплена схема в виде цветка).

Учитель: Я поделю класс на две команды. Одна команда будет разбирать музыкальный образ Феи Карабос, а другая – Феи Сирени (делит класс).

Вы все будете музыкантами оркестра и я выберу дирижеров (мои помощники)

Слайд 7 – изображение нотной записи темы Феи Карабос и темы Феи Сирени без подписей.

Учитель: На слайде вы видите нотную запись темы Феи Сирени и темы Феи Карабос. Охарактеризуем одно из важных выразительных средств – мелодию.

Учитель играет на фортепиано тему Феи Карабос.

Задание 1 команде: Нарисуйте в воздухе линию этой мелодии, какая это будет линия – плавная или скачками? (дети рисуют).

Учитель: Что вы можете сказать про эту мелодию?

Дети: Мелодия Феи Карабос отрывистая, скачками, рваная, острая.

Учитель выбирает ученика, у которого движения точно передают мелодический рисунок, и приглашает продемонстрировать его перед ребятами.

Учитель играет на фортепиано тему Феи Сирени.

Задание 2 команде: Нарисуйте в воздухе линию этой мелодии, какая она будет ? (дети рисуют).

Учитель: Что вы можете сказать про эту мелодию?

Дети: Мелодия Феи Сирени плавная, мелодичная, нежная.

Учитель выбирает ученика, у которого движения точно передают мелодический рисунок, и приглашает продемонстрировать его перед ребятами.

Учитель: А теперь возьмите ваши программки и на 3 странице простым карандашом нарисуйте музыкальную тему так, как вы сейчас показывали рукой. Каждый член команды рисует свою тему( Учитель все подробно показывает).

И в это время учитель объясняет помощникам, в чем состоит их задача (крепить с помощью магнитиков лепестки цветков на доску). Работа со своей командой.

Учитель: Посмотрите на нотную запись или определите на слух, какой темп выбрал композитор для характеристики злого и доброго персонажа.

Дети 1 команды: очень быстрый.

Дети 2 команды: неторопливый.

Помощники выбирают нужный лепесток и крепят его на свою половину доски.

Учитель: Второй вопрос – какую динамику подобрал композитор для точной характеристики злой Феи и Феи Сирени.

Дети 1 команды: очень громкую.

Дети 2 команды: тихое звучание.

Помощники крепят на доску следующий лепесток.

Учитель: У какой темы ритм ровный, плавный, все нотки одинаковой длительности, а у какой темы – ритм неровный, с паузами, скачками.

Дети 1 команды: В мелодии феи Карабос ритм неровный, с паузами.

Дети 2 команды: В мелодии феи Сирени ритм плавный, ровный.

Учитель: Какую окраску придал звуку (грубую, жесткую или мягкую, нежную), чтобы передать сущность волшебниц?

Дети 1 команды: грубую, жесткую

Дети 2 команды: мягкую, нежную

Учитель: Такое сочетание средств выразительности точно создает нужный музыкальный образ. У нас собран цветок, но у него не хватает сердцевины. Чего же у нас не хватает для полного завершения образа?

Дети: свои варианты ответов.

Учитель: Чтобы завершить эти образы, выполним задание в программке на 3 странице. Перед вами изображение двух Фей. Сейчас, вы, как в сказке, перевоплотитесь в художников и, используя цветные карандаши, подберёте каждой волшебнице цвет костюма: какой, на ваш взгляд, наиболее точно передаёт характер героинь.

Постарайтесь уложиться во времени, пока звучит вступление – 2 мин.

Звучит еще раз интродукция.

Учитель: Какие цвета наиболее точно отразили характер героинь в вашем воображении?

Ответы детей: дети называют два противоположных цвета.

Учитель: Крепим в середину каждого цветка сердцевину определенного цвета.

Дети крепят середину.

Учитель: Посмотрите на следующий слайд.

Слайд 8 – изображение костюмов двух фей.

Учитель: Вы видите двух Фей. Сравните свои цвета и те, которые подобрал художник. В чем вы видите совпадения?

Дети: Цвет костюма Феи Карабос темный, а Феи Сирени светлый.

Учитель: Противоположные цвета, яркая выразительная музыка – всё построено на контрасте.

Чего ещё не хватает, чтобы героини ожили? Композиторами мы с вами были, художниками были. Кем не были?

Дети: Танцорами не были.

Учитель: Пришло время очутиться на королевском балу. Посмотрим видео-фрагмент балета под названием «Сцена на балу», где разворачиваются важные события. Обратите внимание на то, какое настроение было у всех в начале бала и как оно измениться к концу сцены.

Просмотр коды и финала 1-го действия – 7 мин.

Дети рассказывают о пережитых чувствах героев и настроении, которое выражает музыка.

О событиях, которые произойдут дальше, вы мне расскажете на следующем уроке. Это будет вашим домашним заданием.

ΙV ЭТАП – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Слайд 9 – изображение сцены на балу из балета «Спящая красавица»

Учитель задает вопросы:

1.С каким сложным жанром вы познакомились? (с балетом)

2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *