Родительный падеж конспект урока 3 класс пнш – Тема урока: Родительный падеж (3 класс)

Содержание

Тема урока: Родительный падеж (3 класс)

План – конспект  урока

(3  класс)

Тема  урока:    Родительный  падеж:  КОГО?   ЧЕГО?

                                                                  (ОТКУДА,   ГДЕ?)

Цель   урока:

1.    Сформировать  знания  учащихся  о  родительном  падеже;  показать  особенности  данного  падежа,  их  роли  в  речи;  способствовать  формированию  навыков  грамотного  и  красивого  письма;  учить  быстро  ориентироваться  в  тексте.

2.                Развивать   внимание,  логическое  мышление,  умение  склонять

     существительные;  развивать  речь  детей,  обогатить  словарь.

3.                Воспитывать  интерес  к  родному  языку,  ответственность  за

     учение  и  свои  знания,  культуру  поведения.

Оборудование:

     схемы,   таблицы,   рисунки,   карточки,  дворец,  сундук.

 

ХОД    УРОКА:

I.                  Организационный  момент.

II.               Сообщение  темы  и  целей  урока.

    –  Сегодня,  я  приглашаю  вас  в  страну  Существительную  посетить  дворец  Падежей.  Но  подойти  ко  дворцу  не  так  просто.  Невидимые  жители  страны  будут  чинить  нам  всё  новые  и  новые  испытания,  на  проверку  наших  знаний.  А  чтобы  преодолеть  все  испытания,  мы  должны  собрать  рюкзаки  с  необходимыми  знаниями.  Мы  уже  знакомы  с  Именительным  падежом  имени  существительного.  Сегодня  мы  изучим  следующий  падеж.

     Итак,  тема  урока  «…одительный  падеж  имени  существительного».  Но  что  это?  Убежала  буква.  Какая  буква  покинула  своё  место?       (Буква  Р).

III.           Минутка   чистописания.        1 испытание.  Нам  нужно  перейти  речку,  сделав  через  неё  мостик  из  букв.

    –   Что  мы  можем  о  ней  сказать?

(Это  буква  согласная,  она  обозначает  2  звука:

 / р/ – твёрдый  и  /р / – мягкий,  оба  эти  звука  звонкие,  эта  буква  не  имеет  пары).

–   Из  каких  элементов  состоят  строчная  и  заглавная  буква  Р  и  р?    (Ответы  детей).

–         Вспомните  их  и  напишите.   (Дети  выполняют  задание).

–         Оказывается,  спрятал  эту  букву  Старичок – Лесовичок.  Он  вам  приготовил  загадки,  а  ваша  задача  правильно  и  красиво  написать  отгадки.  Итак:

                             Утром  бусы  засверкали,

                             Всю  траву  собой  устлали.

                             А  пошли  искать  их  днём,

                             Ищем,  идём – не  найдём.

                                                                 (Роса)

                             Бежал  по  тропке  луговой –

                             Кивали  маки  головой,

                             Бежал  по  речке  голубой –

                             Речка  сделалась  рябой.

                                                                 (Ветер)

                             Непоседа  пёстрая,

                             Птица  длиннохвостая,

                             Птица  говорливая,

                             Самая  болтливая.

                                                                 (Сорока)

                             Весной  зеленела,  летом  загорала.

                             Осенью  надела  красные  кораллы.

                                                                 (Трава,  рябина)

                             Ползун  ползёт,  иголка  везёт.

                                                                 (Ёж)

 

(Дети  в  тетради  записывают  отгадки.  Один  ученик  пишет  на  доске).

 

На  доске:  роса,  ветер,  сорока,  трава,  рябина,  ёж.

 

–  Отыщите  «лишнее»  слово,  подчеркните  его  и  скажите,  почему  оно  «лишнее».  (Это  слово  ёж.  В  нём  нет  буквы  р).

–  Назовите  слова.  Разбор  которых  по  составу  соответствует  данной  схеме:                   .

–         К  какой  части  речи  относятся  слова,  записанные  на  доске?

(Это  существительные).

IV.           Повторение  пройденного  (фронт.  опрос).        2  испытание.  «Утолить  жажду»  можно  при  условии,  если  вы  ответите  на  все  вопросы.

      –   Что  такое  имя  существительное?   (Часть  речи,  отвечает

          на  вопросы  КТО?  ЧТО?,  обозначает  предмет).

–   Что  ещё  можно  рассказать  об  имени  существительном?

              (Оно  бывает  одушевлённым  или  неодушевлённым;  в 

         единственном  и  множественном  числе;   имеет  род –

         мужской,  женский,  средний;  изменяется  по  числам  и  по

         падежам  или  склоняется;  в  предложении  выступает  как 

         главный  член  предложения – подлежащее).

–         Что  такое  склонение?

   (Изменение  имён  существительных  по  падежам).

–         Что  меняется  при  склонении  имён  существительных?

(Окончание).

         –   Сколько  падежей  в  русском  языке?    (Шесть  падежей).

3  испытание.  «Дворец  падежей  существительных».

         На  пути  во  дворец  стоит  частый  лес,  через  который  надо  проложить  дорогу,  ведущую  ко  дворцу.  Деревья  расступятся  только  в  том  случае,  если  вы  узнаете  названия  всех  падежей.

–         В  этом  нам  поможет  стихотворение  О.Соболевой.

                             –  Я  …  падеж,

                             И  нет  на  мне  чужих  одежд.

                             Меня  легко  все  узнают

                             И  в  подлежащее  зовут.

                             Предлогов  с  детства  не  люблю,

                             С  собою  рядом  не  терплю.

                             Мои  вопросы  КТО?  и  ЧТО?

                             Ни  с  чем  не  спутает  никто.

 

                             –  Я  … падеж

                             И  во  всём  виню  невежд. 

                             Зато  отличников  люблю,

                             Для  них  «пятёрки»  я  ловлю.

                             КОГО  позвать,  ВО  ЧТО  играть,

                             Готов  ребятам  подсказать,

                             Не  прочь  с  предлогами  дружить, 

                             Но  и  без  них  могу  прожить.

 

                             –  А  я  падеж  … .

                             Со  мною – случай  сложный!

                             Мне  без  предлогов  свет  не  мил.

                             О  КОМ,  О  ЧЁМ  я  говорил?

                             Ах  да,  нужны  предлоги,

                              Без  них  мне  нет  дороги.

                             Пусть  будет  В,  и  О,  и  ПРИ –

                             Ты  их  случайно  не  сотри!

                             Тогда  смогу  я  рассказать,

                             О  ЧЁМ  мечтать  и  В  ЧЁМ  гулять.

 

                             –  Я  …  падеж,

                             Исполнен  всяческих  надежд.

                             Творите – ЧЕМ?

                             Творите – С  КЕМ?

                             Я  подскажу  вам – нет  проблем!

                             Предлогам  ПЕРЕД,

                             ПОД  и  НАД

                             В  любой  момент  я  очень  рад.

 

                             Если  б  я  названия

                             Падежам  давал,

                             Я  б  тогда  дарительным

                             …  назвал!

                             А  ещё  как  размечтаюсь,

                             Дед  Морозом  наряжусь

                             И  подарки  всем  несу:

                             Братику,  сестричке,  псу.

                             А  ещё  КОМУ?  ЧЕМУ?

                             Птенчику,  коню,  сому,

                             Кошке,  зайцу,  бегемоту,

                             Крокодилу  и  слону!

                             К  паровозу  тороплюсь,

                             По  земле  лечу,  несусь!

                             Всем  подарки  развезу  я

                             И  тогда  домой  вернусь.

 

                             –  А  я  падеж  …,

                             Характер  мой  общительный.

                             КОГО?  ЧЕГО? – И  вот  он  я.

                             Предлоги  часто  мне  друзья:

                             И  С,  и  ДО,  и  У,  и  ИЗ –

                             До  неба – вверх  и  С  неба  вниз.

 

–         Нас  встретили  у  входа.  Смотрите,  перед  нами  6  залов,  и  в  каждом  из  них  живут  Падежи.  А  теперь  давайте  поставим  падежи  по  порядку.

                       (Дети  записывают  падежи  на  доске).

–         Ребята,  вы  знаете  все  падежи.  Для  чего  нам  нужно  знание  падежей?     (Для  связи  слов  в  предложении).

4  испытание.  «Сокровища  сундука».

–         У  входа  во  дворец  стоит  «сундук»  с  вопросами  и  заданиями. 

–         Давайте  проведём  падежную  игру  и  просклоняем  слова.

(На  доске  записаны  слова:  БРАТ  и  СЕСТРА)

 

                               Падежная  игра

                             Ребята!  Начинается  падежная  игра.

                             Мы  знаем  именительный:  кто  там?

                             –  Брат  и  сестра.

                    Сейчас  вопрос,  потом  ответ –

                   Вот  правило  игры.

                   Родительный:  кого  здесь  нет?

                             –  Брата  и  сестры.

                   Ты  говоришь – я  говорю,

                   И  рады  мы  игре.

                   Дательный:  кому  звоню?

                             –  Брату  и  сестре.

                   Играем  вместе  и  вдвоём

                   В  падежную  игру.

                   Винительный:  кого  мы  ждём?

                             –  Брата  и  сестру.

                   В  игре  я  падежи  учу,

                   Доволен  я  игрой.

                   Творительный:  с  кем  я  дружу?

                             –  С  братом  и  сестрой.

                   Запомнить  можем  мы  легко

                   Все  падежи  в  игре.

                   Предложный:  говорим  о  ком?

                            –  О  брате  и  сестре.             

V.              Физминутка.

                        Руки  подняли и  покачали –

                        Это  деревья  в  лесу.

                        Руки  согнули,  кисти  встряхнули –

                        Ветер  сбивает  росу.

                        В  стороны  руки, 

                        Плавно  помашем –

                        Это  к  нам  птицы  летят.

                        Как  они  сядут,  тоже  покажем &n

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Учебно – методический комплект по русскому языку на тему: “Родительный падеж имен существительных” 3 класс (конспект + презентация)

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: монолог

≈ 1 мин

– Здравствуйте! Сейчас повернитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.

– Я вам желаю хорошего дня, сегодня все получите только хорошие оценки, хорошо работайте на уроках. Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

2.

Мотивационный

Пр.: упражнение

Сл.: учебная беседа

Актуализация знаний

≈ 5-6 мин

– Я приготовила для вас грамматические загадки. Слушайте внимательно:

а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________.

 б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________ в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж.

г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ.

– Хорошо, расскажите все, что вы знаете о падежах.

– Запишите предложения: Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега.

– Назовите выделенные орфограммы. Выделите грамматическую основу. Определите падеж ИС. (Ответ: Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега – р.п.)

– ИС в И.п. каким членом в предложении являются?

Отгадывать загадки

Записывать предложения

Называть орфограммы

Определять падеж  ИС

Называть особенность И.п.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

П: обобщают.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: учебный диалог

Пр.: работа с книгой, запись в упражнения в тетрадь

Сл.: рассказ

Пр.: запись упражнения в тетрадь

≈ 10-14 мин

– Откройте учебник на с. 43. Прочитайте тему урока.

– Какие задачи перед собой поставим?

Найдите в учебнике упр.77, с.43.

– Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных.

Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.

– Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос – чего? а к каким – кого?

– Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.

– В каком словосочетании к ИС можно задать вопрос откуда?

– Запишите словосочетания без вопросов в тетрадь. Подчеркните предлоги. Выделите окончания ИС в Р.п.

– Прочитайте сведения о родительном падеже на с.44.

– Назовите вопросы родительного падежа.

– С какими предлогами употребляются ИС в Р.п.?

Прочитайте предложение

Осина и без ветра шумит.

Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание на следующей строчке: шумит (без чего?) без ветра. По падежному вопросу-чего и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж.

Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р.п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка)

– Найдите упр.78.

Прочитайте пословицы. Давайте объясним их смысл.

– Запишите пословицы, где все ИС употреблены в Р.п. (3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют.)

– Выделите окончания.

– Какие пословицы выписали?

Ставить задачи урока

Определять падеж ИС

Участвовать в учебном диалоге

Записывать словосочетания в тетрадь

Читать и запоминать сведения о языке

Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных

Слушать о происхождении родительного падежа

Объяснять смысл пословиц

 

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

П: обобщать, делать выводы 

П: осуществляют по учебнику поиск информации;

4.

Физминутка

≈ 1-2 мин

– Сделаем небольшую разминку.

– Садитесь, продолжаем урок.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

5.

Решение частных задач

Работа с книгой: чтение сведения о языке

Сл.: беседа

Пр.: списывание загадки

≈ 10-13 мин

– Слова: задача, крыша, лужа, плечо.

– Давайте просклоняем эти слова в Р.п. сначала в ед. ч.

 (задачи, крыши, лужи, плеча). А теперь просклоняем эти же слова во мн.ч. (задач, крыш, луж, плеч)

– Какой вывод можно сделать?

– Прочитать вывод в учебнике на с. 45

– Как пишутся ИС  в Р.п. во множественном числе?

(Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч)

– Как определить в предложении ИС в родительном падеже? (найти слово, с которым это имя сущ. связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; по падежному вопросу определить падеж им.сущ.)

– найдите упр.80, с.45. прочитайте загадки. Отгадайте.

– Найдите среди загадок ту, которая является скороговоркой. (От топота копыт пыль по полю летит)

– Запишите ее, выделите грамматическую основу.

– Назовите словосочетания.

– Назовите, в каком падеже дано словосочетание?

– Кто проговорит ее?

– По вариантам спишите каждый по загадке.

– укажите падеж выделенных слов. Подпишите сверху. Выделите окончания.

        Сравнивать слова

Делать вывод

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Выделять грамматическую основу

Определять падежи

Выделять окончания

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

6.

Информация о домашнем задании

≈ 0,5-1 мин

С.45, упр.81. + слово «около» сделать фонетический разбор.

Записывать домашнее задание

Регулятивные, коммуникативные

7.

Итог урока

Сл.: беседа

Рефлексия

≈ 5 мин

– Как определить в предложении ИС в родительном падеже?

– Урок был трудный? Что именно?

– Спасибо за урок!

Подводить итог урока        

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни

nsportal.ru

Конспект урока русского языка 3 класс “Родительный падеж имен существительных”

Тема: «Родительный падеж имен существительных».

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Планируемые результаты:

Предметные: – познакомятся с особенностями родительного падежа; научатся определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.

Личностные: – прививать интерес к языку, к данной части речи; научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся;

Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Метод «Фруктовый сад»

-Здравствуйте!-Я вам желаю хорошего дня, сегодня все получите только хорошие оценки, хорошо работайте на уроках. Присаживайтесь.

-У вас на парте лежат яблоко и лимон. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их

В конце урока мы вернемся к этим деревьям и выясним подтвердились ли ваши надежды и опасения.

Приветствовать учителя

настрой на урок

К: настрой на урок

выяснить ожидания и опасения уч-ся

2.

3

4

5

Словарная работа

Метод»Магазин»

Метод «Мозговой штурм»

Актуализация знаний

Метод «Работа в парах»

Физминутка

Метод «Четыре стихии»

Метод «Презентация»

1.Учащиеся подходят к доске и выбирают картинки со словами: « Я покупаю пенал. Это существительное неодушевленное, мужского рода»Вешает на доску картинку и комментирует запись этого слова классу, все записывают в тетрадь.

_Назовите слова ,которые соответствуют схеме (корень,окончание)

-Какое не соответствует? Почему?(неизменяемое)

С Л А Й Д1

– Я приготовила для вас грамматические загадки. Слушайте внимательно:

а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Это – ________.

б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. ____________

в) У этого падежа нет своих вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. Это – _________ падеж.

г) Предлоги этого падежа ОТ, ДЛЯ, БЕЗ, ИЗ, У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ.

-Как изменяются имена существительные? ( по числам и падежам)

-Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)

-Вспомним все падежи и их вопросы

( К доске выходят 2 ученика: один выбирает карточки с названиями падежей, другой с их вопросами и прикрепляют на доску)

Проверка по С Л А Й Д У 2

-Просклоняем одно слово из словаря.(ученик комментирует ,все записывают в тетрадь)Выделите окончание. ( МОЛОКО)

«Земля»-приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

«Вода»-вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения

«Воздух»-вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх

«Огонь»-вращение руками в локтевых и лучезапястных суставах

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (С Л А Й Д 3)

– Запишите предложения:

Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега.

– Назовите выделенные орфограммы. Выделите грамматическую основу. Определите падеж ИС. (Ответ: Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега – р.п.)

– ИС в И.п. каким членом в предложении являются?

Запись словарных слов и работа с ними

Называть орфограммы

называть падежи и их вопросы;

склонять существительное по падежам

выполняют упражнения

отвечают на вопросы

запись предложений и отработка орфограмм;

определяют падежи ИС

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

П: обобщают.

Л:отрабатывается умение расслабиться, убрать напряжение, снять общую умственную усталость.

П:знание падежей и их особенностей

П:умение определять падежи, объяснять правописание слов;

знани особенностей именительного падежа ИС

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод «Кластер»

Метод «Инфо-угадай-ка»

Пр.: работа с книгой, запись упражнения в тетрадь

Пр.: запись упражнения в тетрадь

( С Л А Й Д 4: РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ)

(На доске создается кластер , с обратной стороны пишутся ответы)

с какой частью вопросы

речи согласуется

Р.п.

член предложения предлоги

Откройте учебник на стр 43 упр77

– Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных.

Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.

(По ходу ответов на вопросы открываются карточки КЛАСТЕРА)

-Какие вопросы вы поставили?

К каким существительным поставили вопрос – чего? а к каким – кого? (кластер)

каком словосочетании к имени существительному можно поставить вопрос откуда?

(Выполняют самостоятельно работу)

Прочитайте предложение

Осина и без ветра шумит.

-Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание( ставят ворос от слова к слову)

шумит (без чего?) без ветра.

-По падежному вопросу-чего? и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж.

Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р.п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка)

-С какой частью речи согласуется Р.П.? (с глаголом,)

-Вернемся к первому заданию , а там? (с существительным) (кластер)

Ставить задачи урока

Определять падеж ИС

Участвовать в учебном диалоге

Записывать словосочетания в тетрадь

Читать и запоминать сведения о языке

Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных

Слушать о происхождении родительного падежа

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

П: обобщать, делать выводы

П: осуществляют по учебнику поиск информации;

5.

Решение частных задач

Метод «Парный выход»

(К доске выходят 2 ученика)- ( СЛАЙД5)

Слова: задача, крыша, лужа, плечо.

– Давайте просклоняем эти слова в Р.п. сначала в ед. ч.

(задачи, крыши, лужи, плеча).

– А теперь просклоняем эти же слова во мн.ч. (задач, крыш, луж, плеч)

– Какой вывод можно сделать?

– Прочитать вывод в учебнике на с. 45

– Как пишутся ИС в Р.п. во множественном числе?

(Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч)

  • Как определить в предложении ИС в родительном падеже? (найти слово, с которым это имя сущ. связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос; по падежному вопросу определить падеж им.сущ.)

  • Остался один вопрос кластера. Каким членом предложения будет существительное в Р.П.?

(открывается последняя часть кластера)

Сравнивать слова

Делать вывод

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение

Выделять грамматическую основу

Определять падежи

Выделять окончания

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, собственного опыта; осуществляют поиск необ­ходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

06.01.18

Итог урока

Рефлексия

Метод «Светофор» или «Смайлик»

-Давайте вернемся к нашим деревьям. Подтвердились ли ваши опасения?

Подводится итог урока.

-Урок закончился!Спасибо за урок.

Поднимите тот смайлик, которым вы хотите выразить свое мнение об уроке

Красный-не понравился

Желтый- есть вопросы по уроку

Зеленый-все понравилось и понятно

Подводить итог урока

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни

infourok.ru

Конспект урока в 3 классе “Родительный падеж имён существительных” УМК Школа России

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

учитель начальных классов ГБОУ г. Севастополя  СОШ №13  им. А.И. Покрышкина  

Рябых Елена  Павловна

Предмет: русский  язык.                                                                                                                                                                                                                                          

3 КЛАСС   Урок  № 102  УМК «Школа России»

Тема урока: Родительный  падеж  имён  существительных.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Цели:

  • Учиться  распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги.
  • Формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже.
  • Отрабатывать приём распознавания падежей.
  • Развивать внимание, память, речь.
  • Формировать умение работать в паре.
  • Воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке.

Формируемые УУД:

  • Личностные универсальные учебные действия: повышение уровня мотивации учебной и парной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные универсальные учебные действия: преобразование практической задачи в познавательную, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, самостоятельная адекватная оценка правильности выполнения действия, планирование выполнения задания (поэтапное прохождение заданий).
  • Познавательные универсальные учебные действия: ориентировка в своей системе знаний, умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение по заданным критериям, умение делать выводы в результате совместной работы в паре.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать и понимать речь других, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Планируемые результаты:

  • Предметные результаты: Знать, уметь определять, уметь образовывать существительные в родительном падеже.  
  • Личностные результаты: Уметь проводить самооценку  успешности учебной деятельности. Уметь высказывать свое мнение.
  • Метапредметные результаты: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Уметь слушать и понимать речь других. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Уметь работать в паре. Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.

Оборудование:   презентация MIMIOSTUDIO;  карточки для исследовательской  и самостоятельной работы; учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 3 класс.2 часть» , Просвещение, 2015; дидактическое пособие «Цветы».

I. ОРГМОМЕНТ  

1. Ум и сердце в работу вложи,                                                                                                                                                                                                                        Каждой секундой  в труде дорожи.

2.  – Прочитайте орфографически дату.  Запишите.                                                                                                                                                                       Двенадцатое  февраля                                                                                                                                        Классная работа

3.  Каллиграфическая минутка

Задание-напоминание от  Королевы  Письма, Каллиграфии                                                                                                                                                                    //   // ее // вв   ев  ве   еве  веет  веер

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ

 

1. Индивидуальное задание  на карточке один ученик выполняет на скрытой стороне доски : Записать падежи и вопросы к ним.

 2.  Фронтальный опрос Игра «ДА-НЕТ» . Можно  сопровождать   ответ  конкретными примерами.

– Имена существительные могут быть женского, мужского или среднего рода. (да)

-Имена существительные изменяются по родам. (нет)

– Имена существительные могут изменяться по вопросам. (Да. Это называется  СКЛОНЕНИЕ.)

– В русском языке пять падежей. (нет, шесть)

3.  Проверка индивидуального задания.

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Демонстрация полянки с 6 цветами.

1.  – Соберите буквы на полянке и составьте из них новое словарное слово.  

  – Определите орфограмму и запишите слово, выделяя  её.

Запись в тетрадях и на доске.  Словарь: лепесток.

  – Обе безударные Е находятся в корне слова, так как  вся основа «лепесток» является корнем.

Выделение корня  слова.

 2. Работа в парах.

– А у нас лепестки разлетелись по вашим столам.    

–  Выполните задание на карточке: нужно вставить буквы в корне слова и дописать окончание.                       

–  Ч то нужно помнить, чтобы правильно вставить буквы?                                                                                                                                                                        (Корень –  неизменяемая часть слова,  обычно пишется одинаково при изменении  формы слова.)

Им.п.    л..п..сток

Р.п.        л..п..с..к..

Д.п.       л..п..с..к..

В.п.       л..п..сток

Т.п.    с  л..п..с..к..

П.п.  на  л..п..с..к..

Проверка .                                                                                                                                                                        – Какая ещё орфограмма встретилась ?  (Непроизносимая согласная в корне слова.)

IV. ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ

1. – Какой  падеж нам уже хорошо знаком?  Что мы о нём  знаем?  

Собрать  цветок по лепесткам.

Имя  существительное в именительном падеже

  • отвечает на вопросы Кто? или  Что?        
  • не имеет предлогов                      
  • к нему можно использовать вспомогательное слово «есть»                
  • в  предложении   является главным членом предложения – подлежащим.

–  Какое слово пропущено в высказывании на доске?

« Имена существительные в именительном падеже в единственном числе  – это  …….   форма  имени  существительного »    (начальная).

2. Демонстрируется интерактивная сюжетная картинка  «У кормушки».                      

 – С  нашей  солнечной цветочной  полянки  мы попадаем   в зимний  парк .                                                                                                                                                  –  Запишите  названия  птиц  в  начальной  форме.                                                                                                                                                                                         Дети делают запись в тетрадях, один ученик  –  на доске.      

 Свиристель, синица, воробей, снегирь.

V. ПОСТАНОВКА  УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

1. – Закройте глаза. Проверим , как  вы  запомнили  наших  пернатых  гостей.

Учитель  поочерёдно  убирает птиц  и спрашивает: «Кого нет?»

Устные ответы : «Нет воробья, нет синицы, нет снегиря».

– Какую форму существительного вы образовали, отвечая на мои вопросы?

– Тема урока:  Родительный падеж имён существительных.  

Прикрепить середину цветка на доску.

2. – Что мы должны  вспомнить, узнать, выяснить на уроке ?  

На доску  прикрепить   пустые  лепестки :

1.На какие вопросы отвечает?

2.С  какими  предлогами  употребляется?

3. Какое  вспомогательное   слово  имеет  родительный падеж?

4. Какую  роль  имена  существительные  в  родительном падеже  играют   в  предложении?

5. Какие  окончания  у  имён  существительных  в родительном  падеже?  

– Чтобы ответить на эти вопросы нужно уметь распознавать и  образовывать имена существительные в родительном падеже.

VI. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

– На какой вопрос мы уже твёрдо знаем ответ?

Имена существительные в родительном падеже  отвечают на вопросы  КОГО? ЧЕГО? (переворачивается соответствующий лепесток)

– Какое вспомогательное слово я использовала, чтобы задать вам этот вопрос? НЕТ. (переворачивается соответствующий лепесток)

ФИЗМИНУТКА  «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук, обозначающие ходьбу. )

Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями, обозначающие полет птицы.)

Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)

Буду я считать опять –
(Загибать пальцы с мизинца. )

Рот открыл, смотрю я в небо
(Открыть рот, поднять голову вверх .)

Вправо-влево. Я там не был.
(Повороты головы. Поднимание плеч. Отрицательное покачивание головой. )

Птичкой захотел я стать.   И руками стал махать.
(Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. )

Крылья вверх и крылья вниз
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. )

Только слышно ветра свист.
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми вверх)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)

Но пришлось за парту сесть.

 Поиск предлогов.  

– Шуточное стихотворение Татьяны Рик из книги «Имя существительное»  подскажет нам , с какими  предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже.

Выписать имена существительные в родительном падеже, подчёркивая  предлоги.  Работа по цепочке.

Я из дома убежал, 
Я до вечера гулял, 
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки языком  я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал, 
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал.
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.

Из дома,  до вечера,  с дерева,  без уроков,  для коллекции, около костра,  вокруг  двора, у доски, от тоски.

Родительный  падеж  самый  «богатый» на предлоги. Их у него 9. (переворачивается соответствующий лепесток).

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

Предлоги «около» и «вдруг» являются сложными предлогами, их  написание требует запоминания.                                                                                          

Допишите их в словарную работу, выделяя орфограмму.  около, вокруг.

– Какие  ещё вопросы заметили ?  ГДЕ? ОТКУДА?  Это  смысловые вопросы. (заменить соответствующий лепесток).

– Какие окончания вы наблюдаете в записанных словах? Выделить. ( -а; -ов; -и).

VI. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Теперь пришла пора самим потренироваться образовывать форму родительного  падежа.

Учитель диктует : ручей, Севастополь, лещ, пальто, граммы, задачи.

Дети записывают в форме родительного падежа. Один ученик – на доске.

Ручья, Севастополя, леща, пальто, граммов, задач .                                          (постановка вопроса о необходимости мягкого знака  в  последнем слове)

Новая орфограмма : учебник с.45.

2.  Упражнение 78.

– Какая  пословица  может  служить  девизом для  ученика? (1,3,6,4)                                                                                                                                                                          

– Списать  пословицы, в которых все имена существительные в форме родительного падежа. Как их определить? (задать вопрос).                                                    

Без терпенья  нет уменья. До поры  до времени  не  сеют семени.                                                                                                                              

– Укажите над этими словами падеж. (Р.п.) Можно ли сказать , что они являются главными членами предложения?

3. Сделать вывод: Имена существительные в родительном падеже  являются  второстепенными членами предложения. (переворачивается соответствующий лепесток)

РЕЗЕРВ                                                                                                                                                                                                                                              

Упражнение.80.                                                                                                                                                                                                                                                

1. Выписать загадку с новым словарным словом.                                                                                                  Около проруби сидят белые голуби. (Зубы)                                                      Определить падеж  выделенного имени существительного. проруби (Р.п.). Какую роль играет это существительное в предложении?

2. Какая  загадка является одновременно скороговоркой?                                                                                      От  топота  копыт  пыль по полю летит.

3. Звукобуквенный разбор  слова «пыль». Но нас опередил  Витя  Перестукин. Найдите ошибки.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание из упражнения 81 показать на интерактивной доске.

–  Обратите внимание на задание. Что нужно сделать перед тем, как  списывать текст. Озаглавить.

– Третье задание письменное или устное?

Запишите домашнее задание : правило с.44,45, упр.81, словарь: Р.п. с предлогами.

VIII.  ИТОГ УРОКА

1. Соберём наш багаж знаний  (озвучить лепестки).

2. РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свою работу на уроке одним предложением.

 

nsportal.ru

Урок русского языка в 3-м классе “Родительный падеж имен существительных”

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. формировать представление об именах существительных в родительном падеже, воспроизвести признаки этого падежа;
  2. развивать умение определять имена существительные в родительном падеже в предложении, развивать детское творчество;
  3. воспитывать ответственное отношение к учёбе.

Оборудование: индивидуальные карточки – картинки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-прочитайте стихотворение Ольги Высотской. На что нацеливает она нас в работе на уроке?

-На доске:

Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным – и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!

2. Проверка домашнего задания.

-Вот и вам было дано правило. Что это за правило? (2 человека рассказывают об именительном падеже).

-А теперь послушайте, ещё об именительном падеже расскажет ваша одноклассница.

Я именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю.
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

-Что ещё вы узнали об именительном падеже имён существительных?

– Прочитайте текст, который у вас получился дома.

-Докажите, что это текст.

– Озаглавит можно?

-О каком петушке в нём говорится?

-Определите падеж выделенных существительных.

-Каким членом предложения они являются?

-Есть ли у них предлоги?

– Работа по картине «Рябчик». Устно разберите существительное рябчик как часть речи ( Рябчик – (кто?) н.ф. рябчик, одушевл., нариц., м. р., ед. ч., им. П., в предложении является подлежащим.)

3. Работа в тетрадях.

а) Оформление работ в тетрадях.

б) Чистописание. Отрабатываем плавность перехода от буквы к букве.

– На доске слова: р…бота, мастера, всякая, хвалит.

Составьте из данных слов предложение – пословицу. Вставьте пропущенные буквы. Запишите, соблюдая правила написания букв.

– Как вы понимаете смысл пословицы?

в) – Найдите имена существительные. Определите падеж ( работа – им. п., мастера – род. п.)

– Как определили?

– Значит, существительные в родительном падеже отвечают на вопросы …?

– А какое слово – помощник есть у родительного падежа?

4. Изучение нового материала.

а) О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Какова его тема?

(Правильно. Сегодня мы продолжим изучать имена существительные, познакомимся с родительным падежом имён существительных, с его отличительными признаками, будем учиться находить имена существительные в родительном падеже в предложениях).

б) Словарная работа.

– Из каких слов выпали согласные?

_е_а_        _о_о_а

_е_ё_а      _о_а_а

_е_е_о      _о_о_о

-Запишите их, обозначая ударение и орфограммы.

-Проверим, определяя какой частью речи, является каждое слово.

-Какие слова не относятся к нашей сегодняшней теме?

– Почему?

-Устно поставьте эти существительные в родительный падеж

(пенала, берёзы, вороны, собаки).

– Составьте предложение с любым существительным так, чтобы оно стояло в родительном падеже (Около белоствольной берёзки прыгал маленький зверёк. Ученик достал из пенала ручку, карандаш и резинку.)

-Запишите предложения, разберите предложения по членам предложения и частям речи.

– Определите падеж имён существительных.

– Что вы заметили ещё у существительных в родительном падеже? (предлоги)

– Какие?

Физминутка.

5. Работа с учебником.

– стр. 38 упр. 66, подчеркните орфограммы.

– упр. 67

6. На доске:

Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.

– Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение.

– Расставьте знаки препинания.

-Спишите, подчеркните орфограммы (кто больше увидит).

– Найдите существительные в родительном падеже.

– Как вы определили? (по вопросу).

– А как ещё можно определить родительный падеж? (по предлогам)

– А ещё? Кто заметил? (по окончанию а-я, ы-и)

7. Индивидуальная работа (по карточкам – картинкам).

– Составьте предложение с существительными в родительном падеже без предлогов или с предлогами.

– Запишите, обозначьте падеж, выделите окончание, подчеркните предлоги.

– Взаимопроверка.

8. Итог урока.

– На доске:

Родительный падеж кого? чего?

у, около, от, после, из, с, до, без, для, вокруг, возле.

Окончания –а, -я, -ы, -и.

Дом. Задание: стр. 38 – знать всё о родительном падеже.

Стр. 39, упр.69 – все задания к упражнению.

21.08.2009

urok.1sept.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: 3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: “Родительный падеж имен существительных”

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный: слово учителя

≈ 1 мин

– Здравствуйте! Сейчас повернитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.

– Я вам желаю хорошего дня, сегодня все получите хорошие только оценки, хорошо работайте на уроках. Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

2.

Мотивационный

Пр.: упражнение

Сл.: учебная беседа

Актуализация знаний

≈ 5-6 мин

– Запишите предложения: Иней запуш..л д..рев..я. На елке и осинке леж..т ша..ки снега.

– Назовите выделенные орфограммы. Определите падеж ИС. (Ответ:Иней- и.п.; деревья – в.п.; на елке – п.п.; на осинке –п.п.; шапки – и.п.; снега-р.п.)

– ИС в И.п. каким членом в предложении являются?

– И чего нет у ИС?

Записывать предложения

Называть орфограммы

Определять падеж  ИС

Называть особенность И.п.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; высказывания.

П: обобщают.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: учебный диалог

Пр.: работа с книгой, запись в упражнения в тетрадь

Сл.: рассказ

Пр.: запись упражнения в тетрадь

≈ 10-14 мин

– Откройте учебник на с. 43. Прочитайте тему урока.

– Какие задачи перед собой поставим?

Найдите в учебнике упр.77, с.43.

– Прочитайте словосочетания. Определите падеж имен существительных.

Ветка (чего?) осины; ранец (кого?) брата; письмо (от кого?) от сестры; был (без чего?) без пальто; вышел (из чего?) из трамвая; цветы (для кого?) для мамы; доехал (до чего?) до реки.

– Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос- чего?, а к каким – кого?

– Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.

– В каком словосочетании к ИС можно задать вопрос откуда?

– Запишите словосочетания без вопросов в тетрадь. Подчеркните предлоги. Выделите окончания ИС в Р.п.

– Прочитайте сведения о языке на с.44.

– Назовите вопросы родительного падежа.

– С какими предлогами употребляются ИС в Р.п.?

Прочитайте предложение

Осина и без ветра шумит.

Чтобы правильно определить падеж ИС ветра, нужно выделить словосочетание на следующей строчке: шумит (без чего?) без ветра. По падежному вопросу-чего и предлогу без устанавливается падеж ИС – родительный падеж.

Родительный падеж получил свое название от того, что ИС в Р.п. без предлога часто обозначают лицо, являющееся родителем, владельцем (домик Петра, сын полка)

– Найдите упр.78.

Прочитайте пословицы Давайте объясним их смысл.

– Запишите пословицы, где все ИС употреблены в Р.п. (3. Без терпенья нет уменья. 4. До поры до времени не сеют семени. 5. Из пушки по воробьям не стреляют.)

– Выделите окончания.

1) Не сиди без дела

2) Не бояться, не думать

3) Все делается с усилием, с терпением

4) Ждать своего, не торопиться

5) тратить в пустую много сил, применять что-то сильное против незначительного

6) Нужно научиться думать своей головой.

– Прочитайте слова на экране: из-затуч, с плеч, много задач, около крыш.

– какие это слова? Определите число имен существительных.

– Какие буквы увидели на конце слов? (шипящие буквы)

– Стоит ли после них мягкий знак?

– Какой можно сделать вывод?  (Учитель выслушивает мнения детей)

В русском языке есть такое правило:

У имен существительных множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется.

Ставить задачи урока

Определять падеж ИС

Участвовать в учебном диалоге

Записывать словосочетания в тетрадь

Читать и запоминать сведения о языке

Понимать и учиться определять родительный падеж имен существительных

Слушать о происхождении родительного падежа

Объяснять смысл пословиц

 

Читать слова с экрана

Определять число, падеж

Формулировать правило совместно с учителем

Л: учебно- познавательный интерес, мотивация

К: владеть диалогической формой речи

Р: целеполагание Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: поиск информации в тексте, выделять нужную информацию

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами

П: обобщать, делать выводы 

П: осуществляют по учебнику поиск информации;

4.

Физминутка

≈ 1-2 мин

– Сделаем небольшую разминку.

– Садитесь, продолжаем урок.

Выполнять движения

Л: установка на ЗОЖ

5.

Решение частных задач

Работа с книгой: чтение сведения о языке

Сл.: беседа

Пр.: списывание загадки

≈ 10-13 мин

– Прочитайте сведения о языке на с.45.

– Как пишутся ИС  в Р.п. во множественном числе?

(Ис в Р.п. мн.ч. после шипящих мягкий знак не пишется, напр.: из-за туч)

– Придумайте и запишите предложение с одним из данных слов с предлогом.

– Как определить в предложении ИС в родительном падеже?

– найдите упр.80, с.45. прочитайте загадки. Отгадайте.

– Найдите среди загадок ту, которая является скороговоркой. (От топота копыт пыль по полю летит)

– Назовите, в каком падеже дано словосочетание?

– Кто проговорит ее?

– Давайте разберем слово ПЫЛЬ по звукам и буквам.

Читать свеения о языке

Записывать предложение с одним словом в Р.п. с предлогом

Отвечать на вопросы

Выполнять упражнение 80

Отгадать загадки, определить падеж

Выполнять звуко-буквенный анализ слова

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

6.

Информация о домашнем задании

≈ 0,5-1 мин

С.45, упр.81.

Записывать домашнее задание

Регулятивные, коммуникативные

7.

Итог урока

Сл.: беседа

Рефлексия

≈ 5 мин

– Как определить в предложении ИС в родительном падеже?

– Урок был трудный? Что именно?

– Спасибо за урок!

-Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению после урока.

Подводить итог урока        

Анализировать свою деятельность 5на уроке

Л: Использовать знания в учении и в повседневной жизни

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Открытый урок по русскому языку в 3 классе. Тема: «Родительный падеж имён существительных».

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: «Родительный падеж имён существительных».

Цели:   1)научить распознавать существительные в форме родительного падежа как с предлогом , так и без предлога;

             2)развивать устную и письменную речь, внимание, мышление, творческие способности детей;

             3)закреплять навыки орфографически и каллиграфически правильного письма.

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

– Долгожданный дан звонок,

  Начинается урок.

– Встали все ровненько, покажите нашим гостям, что вы все готовы к уроку.

(психологический настрой) :

– Настроенье каково? (Во!)

– Все такого мнения?( Все без исключения!)

( У учителя звонит сотовый телефон ,он берёт трубку):

– Алло! Да, здравствуйте! Да что вы говорите!Хорошо,хорошо,мы обязательно постараемся вам помочь!

– Ребята, сейчас мне позвонил Министр русского языка королевства « Падежей». Он в отчаянии, у них случилась беда: жители этого королевства – падежи, поссорились, а один из них  даже пропал! Он очень просит нас помочь!

– Поможем?

-Конечно поможем, как же мы оставим наших друзей в беде!

-Только путь наш будет нелёгким, нужно преодолеть преграды, быть очень внимательными и догадливыми. Итак, в путь!

II.Минутка чистописания.

– Но куда нам идти? На этот вопрос поможет ответить минутка чистописания.

– Открываем тетради по чистописанию на с. 15 , урок № 43.

-Какие буквы будем прописывать? (прописываем)

– Прочитайте предложение, которое нужно каллиграфически правильно написать.

– Что полезного для себя вы узнали?

-Найдите слово ,которое стоит в Им. падеже? (йод)

-Почему?

-Прописываем.

-Молодцы! Все очень старались красиво писать!

-И перед нами открыта дорога через мост.

III.Актуализация опорных знаний.

– Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Итак, как я уже говорила, наша дорога идёт через мост. Чтобы пройти через него, нужно вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.

– Что такое имя существительное?

-Мост мы миновали.

-А вот и лабиринт. Чтобы его преодолеть, нужно к слову маленький –подобрать синонимы. А что такое синонимы?

– Запишите эти синонимы в тетради через запятую.

IV.Физминутка.

Моем шею ,моем уши,( дети ладонями трут шею и уши)

Вытираем их посуше.(имитируют растирание полотенцем)

Чистота всего дороже,(грозят пальчиком правым и левым)

Мы и зубы чистим тоже.(имитируют движениями чистку зубов вправо- влево )

Порошком, порошком.(пальцы складывают в щепоть и посыпают правой рукой, левой рукой)

Раз, два, три (три хлопка в ладоши)

Зубы щёткой чаще три.(имитируют движениями чистку зубов в направлении сверху вниз).

V.Работа над новым материалом.

– Наконец, мы добрались до Королевства. Теперь перед нами стоит задача – помирить падежи. Но как это сделать? Как вы думаете?

-Сколько всего падежей в русском языке?

-Давайте назовём их по порядку вместе с вопросами. Тогда падежи поймут, что мы их хорошо знаем, без них нам не обойтись, и перестанут ссориться между собой.

( После названия всех падежей детьми, выставляю их по порядку).

– Посмотрите, какой падеж пропал?(Родительный).

-Куда же он делся?

-Ой, чьи это следы? Куда они идут?

(следы ведут к 1- ой парте ученика, карточки перевернуты: от, до, из, без, у для, около, с- по порядку вешаю на доску).

– Следы ведут к 1 – ой парте. Ну – ка ,Раиля, давай проверим, кто спрятался в твоём портфеле?

– А, вот ,он, Родительный падеж, видимо, хотел остаться у кого?( у Раили).

– На какие вопросы отвечает Родительный падеж?

– С какими предлогами употребляется? Давайте прочитаем хором ещё раз (2 раза).

– Так что же нового мы узнали о Родительном падеже?

-Откройте учебник, прочитайте правило на стр.76.

Ребята, а только ли с предлогами употребляется родительный падеж?

VI.Закрепление нового материала.

-На с. 78 найдите упр.64.

-Прочитайте задание.

(ответы на вопросы в упр.)

-Выпишите существительные в родит. падеже с разными предлогами.

– Прочитайте слова.

VII.Самостоятельная работа.

– У вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками о дружбе.

– Вместо точек вставьте слово друг и дружба по смыслу.

1) Старый ……… лучше новых двух.

2)…………  крепка не лестью, а правдой и честью.

3)Крепкую ……..и топором не разрубишь.

4)Нет …….. –ищи, а нашёл – береги.

5)Легче …… потерять, чем найти.

– Прочитайте полученные пословицы и поговорки.

-В каких пословицах слово друг стоит в родит. падеже? Почему?

-Так что же, по-вашему, дружба?(ответы детей)

VIII.Итог урока.

– Как вы думаете, мы справились с нашей задачей? Помирили падежи?

-Как мы это сделали?

-Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке! Всем спасибо!

Урок окончен!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *