Рабочая программа моя малая родина 3 класс – Рабочая программа (3 класс) на тему: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина?»

Классный час “Моя малая родина” 3 класс

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА 
“Для России город – частица, 
А для нас – родительский дом. 
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”. 
ЦЕЛИ: 
Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию 
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном посёлке. 
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье. 
ЗАДАЧИ:
Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного посёлка. 
Обогащать и систематизировать знания детей о посёлке. 
Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям посёлка. 
способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия

Развивать творческое воображение и фантазию детей. 
Ход классного часа
1. Организация класса. Эмоциональный настрой. 
– Ребята, сегодня у вас пройдет первый урок в этом учебном году. Мы все долго не виделись, некоторые долго не общались. Я предлагаю вам сначала поиграть. Давайте улыбнемся и скажем друг другу приятные слова. 


Игра «Цепочка» (на сплочение) .
Обучающиеся встают из-за парт. Каждый участник, по очереди, поворачивается к своему соседу справа, называет его по имени и говорит, что ему нравится в нем. 
(Учащиеся садятся на свои места) .
2. Вступительное слово учителя. 
Звенит звонок, 
Рассыпав смех весёлый, 
Истосковался 
В летний час по нас. 
День добрый школа, 
Дорогая школа! 
День добрый, 
Наш уютный светлый класс! 
Опять ребят
Зовёшь ты на рассвете – 
Счастливых, загорелых, озорных. 
И говоришь: 
«Мы снова вместе, дети! »

Ты нас встречаешь 
Как друзей своих. 


Учитель:
Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. Я рада встрече с вами. Рада видеть вас повзрослевшими, уже в 3 классе. Поздравляю вас с началом учебного года и желаю, чтобы в этом году сбылись все ваши мечты, а также успехов в учёбе, чтобы вы получали только “4” и “5”.
День Знаний – праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний. 
Осень нежно нам всем сообщает, 
Что пора школьных дней наступает. 
С летом солнечным надо проститься, 
Хочешь, нет ли, а надо учиться! 
– По доброй традиции первый в учебном году звонок зовёт на урок Знаний. 
– Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор. Но тему нашего сегодняшнего разговора вы узнаете, когда составите слово из букв. (РОДИНА) 


3. Работа по теме классного часа.

 
– Какое слово получилось? Прочитайте тему классного часа на доске. О чем будем говорить? 
Великую землю, любимую землю, 
Где мы родились и живем, 
Мы Родиной светлой, 
Мы Родиной милой, 
Мы Родиной нашей зовем. 
– Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворение. 
Что мы Родиной зовем? 
Дом, где мы с тобой растем, 
И березки у дороги, 
По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем? 
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб, 
Хлеб за праздничным столом. 
– А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»? 


Игра с мячом. 
Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это… ». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.) 


Родина родина
-Это слово я записала два раза. В чём их различие? (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой) 

– Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.) 
– Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, о том месте где мы родились и живём.) 
Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают. 


– О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. 
Работа у доски. 
Составление пословиц о любви к Родине. 
-Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине. 
1) Если дружба велика, будет Родина сильна. 
2) На чужой сторонушке рад своей воронушке. 
3) Нет земли краше, чем страна наша. 
4) На чужой стороне Родина милей вдвойне. 
5) Кто за Родину горой, тот и герой. 
6) Всякому мила своя сторона. 


– Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. 
На свете много разных стран, 
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек 
Раскинулась она. 
Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида. 
-Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (Да) 
– С какой буквы мы напишем слово Родина в этом случае? (С заглавной) .
– Каждая страна имеет свою символику. Символы Российской Федерации вы знаете. Расскажите о них. (Символами нашей страны являются герб, гимн, флаг) 
-Объясните, что символизируют цвета российского флага. 

• Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
• Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
• Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь. 
– Россия – это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями. 
Словом, малая Родина у каждого своя! 
“Малая Родина”
Малая Родина – 
Островок земли. 
Под окном смородина, 
Вишни расцвели. 
Яблоня кудрявая, 
А под ней скамья – 
Ласковая малая
Родина моя! 


– Наша малая Родина – это город Тамбов. 
– Что вы знаете о своем городе? 


Презентация


– Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо делать? 
Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной. 


4. Подведение итогов. 
– А закончим мы наше занятие эпиграфом:
“Для России город – частица, 
А для нас – родительский дом. 
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”. 


– Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ. 

Родина

родина

Если дружба велика,

будет Родина сильна.

На чужой сторонушке

рад своей воронушке.

Нет земли краше,

чем Родина наша.

На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

Кто за Родину горой,

тот и герой.

Всякому мила

родная сторона.

о

д

и

н

а

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности “Моя малая Родина”3 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № 1

от « 28 » августа 2015г.

« СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора поУВР

_____________/Вайс О.И./

« 28» августа 2015г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СШ № 2

_____________/Бутов Ю.В./

Приказ № 222

от « 31 » августа 2015г.

«Средняя школа№2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Моя малая родина»

(духовно-нравственное направление)

3 КЛАСС

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от « 31 »августа 2015 г.

г. Богородицк

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Моя малая Родина» по духовно – нравственному направлению создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, связана с программами по окружающему миру, литературному чтению.

Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.

Задача современной школы – привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине – любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.

Цель: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Задачи:

  1. Изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области.

  2. Способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи.

  3. Содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям.

  4. Развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

  5. Формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста.

Основное направление программы « Моя малая родина» -исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников

Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.

Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.

Форма организации занятий– индивидуально-групповая:

  1. Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)

  2. Проектная деятельность

  3. Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев.

  4. Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.)

  5. Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)

  6. Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу)

  7. Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов)

  8. Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению)

Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает руководитель занятий, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Моя малая родина» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате занятий по программе «Моя малая родина» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Обучающийся научится и приобретет:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Тульской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  3. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Ярославской области;

  4. чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;

  5. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  2. выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  3. проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  4. самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  5. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  2. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  4. вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  3. узнавать символику Тульской области и её городов;

  4. описывать достопримечательности родного края;

  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  7. работать с атласом, глобусом и картой;

  8. находить на карте свой регион и его главный город;

  9. устанавливать причинно‐следственные связи;

  10. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  11. устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;

  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  3. работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;

  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;

  3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

  1. готовить и выступать с сообщениями;

  2. формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  4. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Ожидаемые результаты.

  1. Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

  2. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.

  3. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.

  4. Приобретение коммуникативных навыков.

  5. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме сообщение, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.

  6. Формирование универсальных учебных действий.

  7. Развитие речи и обогащение словаря.

  8. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:

  1. викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

  2. создания и защиты собственного проекта;

  3. создания презентаций – представлений по изученной теме;

  4. конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

  5. участия в конференциях разного уровня.

Место учебного курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 34 часа из расчета один учебный час в неделю для 3 класса. Возраст детей от 9 до 10 лет. Занятия проводятся согласно по учебному расписанию.

Содержание программы

  1. «Я» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.

Практическая работа: ведение словаря терминов, выставка портретов, фотовыставка.

  1. «Моя фамилия» Происхождение своей фамилии.

Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, участие в составлении фотоальбома.

  1. « Моя семья» Знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.

Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентации «А у нас живет..», фотоальбомы «Моя дружная семья».

  1. «Профессии моих родителей» Ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.

Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов

  1. «Мои сверстники» Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Образование в г. Богородицке, в Тульской области, в России и других странах. Национальные традиции сверстников края, страны.

Практическая работа:

А) рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация

Б) телефон, адрес – как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу,

В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей ( что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях

  1. «Моя школа» Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея

Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях,

Практическая работа: фото коллаж «Что растет на клумбе около школы», участие в конкурсе рисунков «Жизнь в школе»

  1. «Моя улица» Знакомство с историей своей улицы, своего микрорайона.

Практическая работа: создание путеводителя, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности

  1. «Мой город» Знакомство с историей своего города, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.

Знакомство с понятиями «экспонат», «экспозиционный материал», «выставка», «выставочная деятельность музея».

Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу, экскурсии в городской краеведческий музей, создание видеофильма о своем городе, поиск материалов по темам: «Богородицк – шахтерский город», «Кем может гордиться наш город».

  1. «Путешествие по Тульскому краю» История образования области, ее роль в жизни страны.

Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края.

Практическая работа: экскурсии в областной краеведческий музей (г. Тула), встречи с участниками исторических событий, работа в сети Интернет и поиск информации по теме блока, создание презентаций по достопримечательностям Тулы и Тульской области.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Тема занятия

Дата

1

Я и мое имя. Составление словесного портрета. Выставка портретов.

2

Горжусь тобой, мой Богородицк. Символика Богородицка и Тульского края.

3

Богородицк – город шахтерской славы.

4

Моя семья. Увлечения членов моей семьи.

5

Земля Тульская – край тенистых дубрав и широких полей.

6

Знаменитые люди живут рядом. Встреча с интересными жителями Богородицка. Поэты и художники г. Богородицка.

7

Культурные и образовательные учреждения нашего города. Экскурсия в художественную школу.

8

Декоративно – прикладное искусство Тульского края.

9

Тульский художественный музей.

10

Тульский Кремль. Заочная экскурсия.

11

Изделия тульских мастеров. Знаменитые самовары. Экскурсия в Тульский музей самоваров.

12

Драматический театр имени М. Горького.

13

Герои войны – наши земляки. Экскурсия в школьный музей «Память».

14

Без прошлого нет настоящего.

15

Тульский край – родина талантливых людей.

16

Реки, пруды и озера Тульской области.

17

Леса Тульской области.

18

Охраняемые растения Тульской области.

19

Редкие животные Тульского края.

20

Тульские народные промыслы. Белевское и Одоевское кружево.

21

Природные особенности родных мест.

22

Улицы нашего города. Откуда пошло название наших улиц?

23

Культурная жизнь города. Театр «У Гаши».

24

Красотою славится наша земля.

25

Все профессии важны. Учителями славится Россия.

26

Как живут и учатся мои сверстники. Традиции моих сверстников. Игры наших сверстников г. Богородицка в прошлом.

27

Памятники истории и культуры в нашей области.

28

История Богородицка. Курган Бессмертия.

29

Чернобыль не забыть. Встреча с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС.

30

Мужество и стойкость наших земляков в годы Великой отечественной войны.

31

Жизнь замечательных людей. Герои войны и труда.

32

Дом-музей Л.Н. Толстого – «Ясная Поляна». Заочное путешествие.

33

Моя семья. Традиции. Выставка творческих работ.

34

Экскурсия «Удивительное рядом».

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373)

  2. Лобок А.М. Принципы качественного обновления государственных стандартов в области общего образования / А.М. Лобок // Школ. технологии. – 2007. – № 6. – С. 36-46.

  3. Труфанов, В.Г. «Уроки природы родного края». – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

  4. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  5. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  6. «Тридцать три пирога». Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов. М., 1962.

  7. Ашурков В.Н. «Избранное. История Тульского края», Тула, 2003 год;

  8. Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: Приокское книжное издательство, 1988.

  9. Пеньков В. История Тульской области: Учебник. – Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2003. – 224с., ил.

  10. Миллер И.Д. Редкие птицы Тульского края. Тула: Издательство «Коммунар», 1990г.

  11. Кузнецов В. Охраняемые растения Тульской области. Тула: Издательство «Коммунар», 1989г.

  12. Анзонова Н.А., Дутова В.А., Ефименко Н.Г. и другие. Богородицк. Тула: Издательство Дом «Пересвет», 2002г.

Презентации:

  1. Рассказ по картинкам Мой дом

  2. Родина

  3. Лес – наше богатство

  4. Семья

Интернет ресурсы:

bogoroditsk.ru

images.yandex.ruбогородицк тульской области

ru.wikipedia.orgwiki/Богородицк

mojgorod.ruТульская областьbogorodick

infourok.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моя малая Родина» (3 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № 1

от « » августа 2015г.

« СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора поУВР

_____________/Вайс О.И./

« » августа 2015г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СШ № 2

_____________/Бутов Ю.В./

Приказ №

от « » августа 2015г.

«Средняя школа№2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Моя малая родина»

3 КЛАСС

учителя начальных классов

первой квалификационной категории

Ждановой Ирины Юриевны

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от « »августа 2015 г.

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Моя малая Родина» по духовно – нравственному направлению создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, связана с программами по окружающему миру, литературному чтению.

Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.

Задача современной школы – привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине – любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.

Цель: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Задачи:

  1. Изучение малой родины через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, города, области.

  2. Способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, города, семьи.

  3. Содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям.

  4. Развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

  5. Формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста.

Основное направление программы « Моя малая родина» -исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. самостоятельно и с помощью взрослых. Ученики развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников

Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной город, область, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.

Выполняя такие работы, учащиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.

Программа рассчитана на 2015 – 2016 учебный год . Занятия проводятся 1 раз в неделю. В третьем классе 34 часа.

Ожидаемые результаты.

  1. Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

  2. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.

  3. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках ,использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.

  4. Приобретение коммуникативных навыков.

  5. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме сообщение, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.

  6. Формирование универсальных учебных действий.

  7. Развитие речи и обогащение словаря.

  8. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Содержание программы

  1. «Я» Раскрытие конкретного смысла имени. Составление своего словесного портрета, объективная оценка себя как личность.

Практическая работа: ведение словаря терминов, выставка портретов, фотовыставка.

  1. «Моя фамилия» Происхождение своей фамилии.

Практическая работа: самостоятельная работа с книгой, участие в составлении фотоальбома.

  1. « Моя семья» Знакомство с историческим прошлым своей семьи, даётся элементарное понятие о составлении генеалогического древа.

Практическая работа: рассказ о своей семье, участие в тематической выставке «Увлечение членов моей семьи», выставка творческих работ детей и членов их семей, презентации «А у нас живет..», фотоальбомы «Моя дружная семья».

  1. «Профессии моих родителей» Ученики делятся сведениями о профессиях мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайших родственников. Узнают о различных профессиях.

Практическая работа: составление рассказов о профессиях, участие в подготовке тематической выставки «Такие разные профессии», посещение совместно с родителями предприятий, на которых они трудятся, составление кроссвордов

  1. «Мои сверстники» Понятия «сверстник», «товарищ», «друг». Интересы и увлечения сверстников в нашей стране и за рубежом. Образование в г. Богородицке, в Тульской области, в России и других странах. Национальные традиции сверстников края, страны.

Практическая работа:

А) рассказ о друге: фотография, рисунок, презентация

Б) телефон, адрес – как связаться с другом, составление приглашения на день рождения, выбор подарка другу,

В) составление пожелания другу, составление записной книжки, домашнее задание: составление анкеты для друзей ( что бы я хотел узнать у друга), просмотр видеоматериалов о национальных традициях

  1. «Моя школа» Знакомство с традициями и историей школы, поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея

Практическая работа: экскурсия по школе и в окрестностях,

Практическая работа: фото коллаж «Что растет на клумбе около школы», участие в конкурсе рисунков «Жизнь в школе»

  1. «Моя улица» Знакомство с историей своей улицы, своего микрорайона.

Практическая работа: создание путеводителя, фотовыставка «Красивые уголки моего двора, улицы», этапы подготовки к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности

  1. «Мой город» Знакомство с историей своего города, названия улиц, достопримечательности, расположенные на этих улицах, карта города и области.

Знакомство с понятиями «экспонат», «экспозиционный материал», «выставка», «выставочная деятельность музея».

Практическая работа: поиск в сети Интернет необходимой информации, экскурсия по городу, экскурсии в городской краеведческий музей, создание видеофильма о своем городе, поиск материалов по темам: «Богородицк – шахтерский город», «Кем может гордиться наш город».

  1. «Путешествие по Тульскому краю» История образования области, ее роль в жизни страны.

Знакомство с достопримечательностями областного центра и других городов. Традиции и культурное наследие края.

Практическая работа: экскурсии в областной краеведческий музей (г. Тула), встречи с участниками исторических событий, работа в сети Интернет и поиск информации по теме блока, создание презентаций по достопримечательностям Тулы и Тульской области.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

4 класс 34 часа

Тема занятия

Дата

1

Прошлое и настоящее города Богородицка.

2

«Жемчужина Богородицка». История восстановления Дворца графа Бобринского.

3

История нашего города. Первые заводы и шахты.

4

«На поле Куликовом». Заочная экскурсия.

5

«Мост, связавший поколения».История восстановления моста.

6

Города Тульской области и их достопримечательности.

7

Своеобразная и неповторимая природа родного края.

8

Наши добрые соседи.

9

Память наших отцов.

10

Большая забота о маленьких детях. Права ребенка.

11

Традиции жителей Тулы и области.

12

Тула – город мастеров. Знаменитый Левша.

13

Древние и современные ремесла.

14

Святые места нашего края.

15

Экскурсия в краеведческий музей г.Тулы.

16

Памятники истории вокруг нас.

17

Такие разные профессии.

18

История моей семьи.

19

Такие разные профессии. Развитие животноводства.

20

Такие разные профессии. Развитие сельского хозяйства..

21

Тула – административный и промышленный центр.

22

Разнообразие животного и растительного мира Тульской области.Тульские народные промыслы. Филимоновская игрушка.

23

В мире культуры и искусства. Знатные земляки.

24

Фольклор Тульского края.

25

Годы, опаленные войной. Труженики тыла.

26

Они выполняли интернациональный долг в Афганистане.

27

Экскурсия в музей оружия города Тулы.

28

Тула – город – герой.

29

Герои Советского Союза – наши земляки.

30

Ветераны Великой отечественной войны – жители г. Тулы и области.

31

Жизнь замечательных людей. С.И. Мосин – создатель русской трехлинейной винтовки.

32

Тульские народные промыслы. Филимоновская игрушка.

33

Фотоконкурс «Город моими глазами».

34

«Наша малая родина». Викторина.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373)

  2. Лобок А.М. Принципы качественного обновления государственных стандартов в области общего образования / А.М. Лобок // Школ. технологии. – 2007. – № 6. – С. 36-46.

  3. Труфанов, В.Г. «Уроки природы родного края». – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003.

  4. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  5. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  6. «Тридцать три пирога». Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов. М., 1962.

  7. Ашурков В.Н. «Избранное. История Тульского края», Тула, 2003 год;

  8. Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: Приокское книжное издательство, 1988.

  9. Пеньков В. История Тульской области: Учебник. – Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2003. – 224с., ил.

  10. Миллер И.Д. Редкие птицы Тульского края. Тула: Издательство «Коммунар», 1990г.

  11. Кузнецов В. Охраняемые растения Тульской области. Тула: Издательство «Коммунар», 1989г.

  12. Анзонова Н.А., Дутова В.А., Ефименко Н.Г. и другие. Богородицк. Тула: Издательство Дом «Пересвет», 2002г.

Презентации:

  1. Рассказ по картинкам Мой дом

  2. Родина

  3. Лес – наше богатство

  4. Семья

Интернет ресурсы:

bogoroditsk.ru

images.yandex.ru›богородицк тульской области

ru.wikipedia.org›wiki/Богородицк

mojgorod.ru›Тульская областьbogorodick

infourok.ru

Программа по внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности

«Моя малая Родина»

для 3 класса

Праслова Людмила Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Елыкаевская СОШ»

Кемеровского муниципального района

Кемеровской области

Кемерово 2019 Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны. Задача современной школы – привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине – любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.

Как же развивать интерес детей к истории малой Родины, к её традициям? Как сформировать бережное отношение к богатствам родного края? Курс «Моя малая Родина», составленный в рамках внеурочной деятельности, призван оказать помощь в решении данных вопросов.

Цель программы: формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.

Задачи:

– способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей малой родины.

– воспитывать толерантное отношение детей к окружающим их людям

– развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас

– формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста

Планируемые результаты изучения курса

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

– экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

– гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в группе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками)

Содержание курса:

1. История образования Кемеровской области.

Беседа “Моя малая родина”

Знакомство с историей образования Кемеровской области. Презентация “День рождения Кузбасса”

2. Символика Кузбасса.

Герб, гимн, флаг Кемеровской области. Беседа “Главные символы Кемеровской области”

3. Наш край на карте России.

Знакомство с местоположением области, с соседними областями. Знакомство с физической картой Кемеровской области. Работа с контурной картой Кузбасса.

4. Поверхность нашего края.

Равнинные и горные участки земной поверхности края.Знакомство с главными горными массивами края. Презентация “Красота Горной Шории”. Изображение природы родного края. Выставка рисунков.

5. Реки и озера Кемеровской области.

Презентация “Реки Кемеровской области”. Правила безопасного поведения у водоема.

Составление памятки “Как вести себя у водоема”.

6. Животный мир Кемеровской области.

Знакомство с яркими представителями фауны Кемеровской области. Поиск и сбор информации. Составление докладов по теме. Составление загадок, кроссвордов.

7. Растительный мир Кемеровской области.

Знакомство с флорой Кемеровской области. Поиск и сбор информации. Составление докладов по теме. Составление загадок.

8. Красная книга Кузбасса.

Знакомство Красной Книгой Кузбасса.

9. Семь чудес Кузбасса.

Просмотр презентации по теме. Мини сочинение “Чудо Кузбасса”.

10. Что дает наш край стране?

Знакомство с главными отраслями промышленности и сельского хозяйства области.

11. Профессии Кузбасса.

Знакомство с профессиями горняк, металлург. Поиск и сбор информации. Составление докладов по теме.

12. Заочное путешествие в город Кемерово.

Знакомство со столицей Кузбасса. Достопримечательности Кемерова. Просмотр презентации “Столица Кузбасса”

13. Города Кузбасса.

Из истории городов. Интересные факты. Достопримечательности городов и сел Кемеровской области.

14. Какие народности живут в Кемеровской области.

Знакомство с народностями, живущими на территории Кемеровской области. Коренные народности Кемеровской области. Забавы моих предков. Разучивание народных игр.

15. Наш край в годы войны.

Презентация “Кузбасс в годы ВОВ”. Встреча с ветеранами.

16. Какие бывают музеи?

Беседа “Что такое музей?”

Презентация “Известные музеи Кузбасса”. Сочинение “Мы идем в музей”.

Поездка в краеведческий музей города Юрги.

17. Выставка творческих работ ” Моя малая Родина”

Подготовка рисунков, поделок по темам курса

Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол. часов

1

История образования Кемеровской области

1

2

Символика Кузбасса

2

3

Наш край на карте России

2

4

Поверхность нашего края

2

5

Реки и озера Кемеровской области

2

6

Животный мир Кемеровской области

3

7

Растительный мир Кемеровской области

3

8

Красная Книга Кузбасса

2

9

Семь чудес Кузбасса

2

10

Что дает наш край стране?

1

11

Профессии Кузбасса

3

12

Заочное путешествие в город Кемерово

1

13

Города Кузбасса

3

14

Какие народности живут в Кемеровской области?

2

15

Наш край в годы войны

1

16

Какие бывают музеи?

3

17

Выставка творческих работ «Моя малая Родина»

1

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

1

Беседа «Моя малая Родина». История образования Кемеровской области.

2

Главные символы Кемеровской области.

3

Главные символы Кемеровской области.

4

Физическая карта Кемеровской области.

5

Работа с контурной картой Кемеровской области.

6

Равнинные и горные участки земной поверхности края.

7

Выставка рисунков «Природа родного края»

8

Реки Кемеровской области.

9

Правила безопасного поведения у водоема.

10

Животный мир родного края.

11

Представление докладов по теме «Животный мир Кемеровской области»

12

Составление загадок, кроссвордов по теме «Животный мир Кемеровской области»

13

Растительный мир Кемеровской области.

14

Представление докладов по теме «Растительный мир Кемеровской области»

15

Представление докладов по теме «Растительный мир Кемеровской области»

16

Страницы Красной Книги Кузбасса.

17

Страницы Красной Книги Кузбасса.

18

Семь чудес Кузбасса.

19

Сочинение по теме «Чудо Кузбасса»

20

Что дает наш край стране?

21

Профессии Кузбасса.

22

Представление докладов по теме «Профессии Кузбасса»

23

Представление докладов по теме «Профессии Кузбасса»

24

Заочное путешествие в столицу Кузбасса.

25

Достопримечательности городов Кузбасса

26

Достопримечательности городов Кузбасса

27

Достопримечательности городов Кузбасса

28

Коренные народности Кемеровской области.

29

Разучивание народных игр.

30

Кузбасс в годы ВОВ.

31

Что такое музей? Какие бывают музеи?

32

Известные музеи Кузбасса.

33

Сочинение «Мы идем в музей»

34

Выставка творческих работ «Моя Малая Родина»

Список литературы для учителя

1. Акимушкин, И. А. Географический календарь «Земля и люди» / И. А. Акимушкин. – М. : Географгиз, 1994. – 89 с.

2. Бараник, Л. П. Природа – наш дом / Л. П. Бараник. – Кемерово : Кемеровское кн. изд-во, 1984. – 342 с.

3. Зыков, И. В. Календарь природы Кемеровской области / И. В. Зыков. – Кемерово : Кемеровское кн. изд-во, 1971. – 147 с.

4. Ильичев, А. И. География Кемеровской области : учебное пособие / А. И. Ильичев, Л. И. Соловьев. – Кемерово : Кемеровское книжное изд-во, 1994. – 366 с.

5. Крылов, Г. В. Исследователи Кузбасса / Г. В. Крылов, В. В. Завалишин, Н. Ф. Козаков. – Кемерово : Кемеровское книжное изд-во, 1994. – 234 с.

6. Соловьев, Л. И. Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей : учебное издание / Л. И. Соловьев. – Кемерово : ФГУИПП «Кузбасс», 2008. – 403

Список литературы для обучающихся

1. Алексеев, С. П. Что такое. Кто такой : энциклопедия для детей : в 3 т. / С. П. Алексеев, А. Г. Алексин, В. Г. Болтянский. – М. : Педагогика, 1994.

2. Атлас для школьников. Кемеровская область / сост. ФГУП «Дальневосточное геодезическое предприятие» при участии НГПИ. – ФГУП «Просвещение», 1999. – 27 с.

3. Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? / пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М. : Эксмо, 2003. – 512 с.

4. Дитрих, А. К. Почемучка : научно-художественная литература / А. К. Дитрих, Г. А. Юрмин, Р. В. Кошурникова. – М. : Педагогика, 1999. – 384 с.

5. Ликум, А. Все обо всем : популярная энциклопедия для детей / А. Ликум. – М. : ТКО «АСТ», 2003.

6. Майсурян, А. Биология : энциклопедия для детей / А. Майсурян. – М. : Аванта+, 1994.

7. Романенко, М. Ф. Свидание с природой / М. Ф. Романенко. – Новокузнецк, 1980. – 453 с.

8. Юров, Г. Е. Какого цвета Томь-река / Г. Е. Юров. – Кемерово : Кемеровское кн. изд-во, 1992. – 122 с.

9. Юров, Г. Е. Река родная / Г. Е. Юров. – Кемерово : Кемеровское кн. изд-во, 1979. – 92 с.

infourok.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (для учащихся 2,3 классов) на 2018– 2019 уч.год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лопатинская основная общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района РМ

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Лопатинская ООШ»

_______________/Н.П.Исайкина/

Пр.№ «01» сентября 2018г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

(для учащихся 2,3 классов)

на 2018– 2019 уч.год

Составитель: учитель начальных классов,

Демкина Нина Гавриловна

2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди – гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» предназначена для учащихся 1 класса как цикл внеклассных и внешкольных занятий. Программа рассчитана на один год обучения и является основой для последующей реализации интегрированного курса «Наш край» и углубление полученных знаний в ходе деятельности школьного объединения «7 х 7».

Программа составлена на основе материалов CD «Кружковая работа в школе. Краеведение» (изд. «Учитель»,2010), Интернет-информации и методической литературы (список прилагается). Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников. Занятия рассчитаны на 1 часа в неделю, 33 занятий в год.

Программа предусматривает использование теоретического и практического материала, который раскрывается на примерах своего края и состоит из следующих разделов: «Природа моего села», «Род, семья и я», «Мое село: прошлое, настоящее, будущее».

Содержание программы имеет краеведческую направленность: изучение истории своего края, географическое положения района, история его образования и развития, становление производства и сельского хозяйства и т.д.

Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания по истории родного края, познакомить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Учащиеся должны знать и понимать: то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство, сделать его лучше, справедливее, сильнее.

Занятия кружка носят преимущественно практический характер. На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, проводить опросы, работать с  научно-популярной литературой; учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей семье, поселке, проводить исследовательские и поисковые работы. Подобный подход учит более глубоко осмысливать последовательность событий, содействует формированию исторического мышления.

Выполнение практических заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, что история — это история людей, а корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края.

Материал программы актуален и современен, позволяет объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Содержание программы соответствует Закону РФ «Об образовании», основным направлениям инициативы «Наша новая школа», Программе развития образовательного учреждения, продолжает и углубляет традиции школы в патриотическом и духовно – нравственном воспитании, идеально вписывается в программу опытно – экспериментальной работы образовательного учреждения по формированию социального здоровья школьников в условиях сельской школы.

ЦЕЛЬ:

Заложить основы активной гражданской позиции младших школьников путем привлечения их к краеведческой работе.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить первичным навыкам проектно – исследовательской работе на основе краеведческого материала.

  2. Сформировать мотивацию к изучению истории и природы родного села.

  3. Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к своей малой Родине.

  2. Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

  1. Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

  2. Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  3. Развивать прогностические, аналитические и рефлексивные навыки учащихся.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрацию результатов деятельности. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Преимущественная форма организации занятий – активная работа ребят: индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение родителей, бабушек и дедушек учащихся.

Условия для реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Проведение 50-70% занятий вне класса: в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.

  2. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).

  3. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.

Программа будет успешно реализована, если:

  • будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

  • будут учитываться все возрастные и личностные особенности обучающихся воспитанников;

  • будет использоваться разнообразный дидактический материал.

Ожидаемые результаты.

К концу года обучения обучающиеся должны достичь первый уровень результатов. Они должны приобрести социальные знания, иметь представление об основных явлениях социальной реальности и повседневной жизни в соответствии с задачами программы:

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории села.

5. Историю своего села.

6.Вклад односельчан в историю страны.

7. Экологические проблемы.

Уметь:

  1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,

  2. Делиться собранной информацией с друзьями, взрослыми.

Учащиеся 3 класса могут достичь 2 уровня результатов, т.е. выше названным добавятся:

Знать:

8. Знать и ценить традиции семьи, беречь её реликвии.

9. Знать посильные способы решения экологических проблем.

Уметь:

4.Делиться собранной информацией с одноклассниками.

5. Самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД.

Принципы организации деятельности:

  • гуманизации

  • личностно-ориентированный подход

  • научность

  • доступность

  • дифференцированный подход

  • практическая направленность.

Формы организации деятельности:

Формы занятий:

Формы отслеживания результатов:

Календарно – тематическое планирование

п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Плани-

руемая

дата

Факти-

ческая дата

1.

«Мордовия – России частица»

1ч.

Беседа, конкурс рисунков

2.

«Что значит быть вежливым»

1ч.

Беседа

3.

«Саранск – столица Мордовии»

1ч.

Беседа

4.

«Символика РФ»

1ч.

Занятие с использованием ИКТ

5.

«Мордовские чемпионы»

1ч.

Беседа

6.

«Светофор – наш верный друг»

1ч.

Беседа с использованием ИКТ

7.

«Символика Республики Мордовия»

Беседа

8.

«Школа – наш дом»

Беседа, конкурс рисунков

9.

«Моя малая Родина»

Беседа

10.

«Жизнь и творчество С.Д.Эрьзи»

Занятие с использованием ИКТ

11.

«Символика Республики Мордовия»

Викторина

12.

«Наши права и обязанности»

Беседа

13.

«Волшебные слова» – урок вежливости

Беседа с элементами игры

14.

«Труд – великое дело»

Беседа, конкурс пословиц

15.

«Хлеб – всему голова»

Занятие с использованием ИКТ

16.

«Традиции встречи Нового года и Рождества»

Беседа, конкурс рисунков

17.

«Я и моя семья»

1ч.

Беседа, конкурс рисунков

18.

«Моя безопасность»

Беседа, викторина

19.

«Мой друг – светофор»

Викторина

20.

«День воинской славы России»

Беседа

21.

«О дружбе, доброте, отзывчивости»

Викторина

22.

«Защитники отечества»

Беседа

23.

«Моя родословная»

Беседа

24.

«8 марта – международный женский день»

Беседа ,конкурс рисунков, поделок

25.

«Умел ошибиться – умей и поправиться»

Беседа

26.

«Где можно играть» – по правилам ПДД

Игровая программа

27.

«Наши меньшие друзья»

Занятие с использованием ИКТ

28.

«Наши меньшие друзья»

Викторина

29.

«Знай и люби родную природу»

Беседа, конкурс рисунков

30.

«Наше село»

Беседа

31-32.

«Этот день Победы»

Беседа, конкурс рисунков

33.

«Удивительное рядом»

Беседа

34.

«Экологическая тропа»

Игра – путешествие

Использованные источники информации.

1. CD «Кружковая работа в школе. Краеведение», изд. «Учитель», Волгоград, 2010

Список литературы для педагога.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

  7. В.Блохина. Литературные игры и занятия.— Горький, 1960г.

  8. Б.Болховитинов Твое свободное время.— М, 1975.

  9. В. Володченков Выходи играть во двор.— М.,1989г.

  10. О.С Газман В школу с игрой, М., Просвещение, 1991.

  11. В. И. Даль Пословицы русского народа,-—М, 1957.

  12. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада // Составитель А. Кенеман.— М.,1989.

  13. Т., Кедрина . Большая книга игр и развлечений.—М., 1992г

  14. М. Литвинова Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателей детского сада.— М, 1986.

  15. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым,—М.,1990.

  16. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки,//Собрал и обработал М. Булатов.— М., 1962.

  17. В.Д. Осиповский Родная старина. – Современник, 1999.

  18. Российская педагогическая энциклопедия. – М., БРЭ, 1993.

Список литературы для обучающихся и родителей.

  1. В.И. Даль Сборник пословиц и поговорок в 2-х томах, М., «Художественная литература», 1984г.

  2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка., М., «Русский язык», 1989г.

  3. Н.М. Пожарицкая, Путешествие к домашним животным., М., «Детская литература», 1984г

  4. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, М., «Педагогика», 1981г.

  5. Словарь иностранных слов, М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949г.

  6. В.А. Никонов Краткий топонимический словарь. М., «Мысль», 1996г.

infourok.ru

Рабочая программа (3 класс) на тему: Открытый классный час “Моя малая Родина”

                                   Классный   час

           «Моя    малая  Родина»

Основные  принципы  работы:

  1. Принцип  вариативности.
  2. Принцип  сотворчества.
  3. Принцип  созидательной  творческой  деятельности.
  4. Принцип  гуманизма.

Цели:

  1. Расширение  и  углубление  знания  учащихся об  истории  

 родного села.

  1. Воспитание чувства  любви и  гордости  за  свою малую

         Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и  ощущать красоту  родного  края.
  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
  3. Формировать  потребность в сохранении  исторических и

        культурных  памятников  родной  земли.

  1. Развивать  интерес к  чтению  документально-

исторической литературы.

  1. Содействовать моральному  развитию детей.

Оформление:

         Мультимедийная  презентация, стихотворения.

                                 

                                       Ход    занятия.   

                                                                                             Эпиграф:

                                                             «Для России село – частица,

                                                    А для нас он – родительский дом.

                                                    И мы рады, что можем  гордиться

                                                      Малой  Родиной, где мы живём»

Звучит  музыка к песне «С чего начинается Родина»

1.   Вступление.

 Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется  Россией. Вы- Россияне! Россия- огромная страна.

Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до

Чёрного  и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы,

полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи.

Есть и маленькие речушки, светлые берёзовые рощи, солнечные

полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, её природой, её талантливыми людьми.

2.   Образование села.

Ученик читает стихотворение А.Прокофьева «Родина»

Нет на  свете родины милее,

Где других лазурней  берега,

Солнце ярче, звёзды всех милее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в лесах стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь  народ, выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже

Надо всё нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым  часом радовал её.

Всюду всё  в её раздольях- наши,

Отдадим её думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!

Учитель: Но у каждого из нас  своя малая Родина- тот уголок, где

вы родились, где живут ваши родители и друзья, где  находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина- родное село, улица или палисад у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!

 – Ребята, а кто знает почему  наш посёлок  называется Забитуй?

(Слово Забитуй не русское, не бурятское, а курыканское, в  переводе на русский язык  означает каменное городище, правильное  произношение Шебитуй. Народ курыкане тюркоговорящий, проживал на территории  нынешней Иркутской  области с 6 по 10 век н э.,  в основном занимался скотоводством и значительно начинал осваивать хлебопашество. Забитуй- один из

древнейших  селений на территории  Иркутской области, ему,

возможно 1000лет.)

 Ученики читают стихотворение З.Александровой «Родина»                                                          

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в  памяти  встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый  тополь  у  ворот.

У  реки берёзка- скромница

И  ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой  родной московский двор.

3. Село в наши дни.

Учитель: Сегодня в МО «Забитуй» входит 4 населённых пункта : п. Забитуй, д.Нарены, Иванова, Омулёвка. Общая

 численность населения 2039 человек. На территории МО кроме  администрации,  работают основная общеобразовательная  школа, детский сад «Золотой петушок»,

участковая   больница, аптека, клуб, пожарная   часть, почта,

приют «Радуга», проходит железная дорога, есть у нас  КФХ

«Криворучко», ООО «Аларская МТС», угольный разрез

«Лужковский», много  частных  магазинов.

Ученик  читает  стихотворение «Малая Родина»

Малая  Родина-

Островок  земли.

Под  окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня  кудрявая,

А под ней скамья-

Ласковая малая

Родина моя!

 4.Наши улицы.

  Учитель: -Ребята перечислите мне пожалуйста  названия улиц

  нашего посёлка.

   – А почему они так  называются?

   – А  сколько улиц  у  нас в посёлке?

   – А  вы знаете, ребята, какая  улица  самая длинная в посёлке?

   – А  сколько улиц  в д. Нарены,  Иванова, Омулёвка? (5, 4, 2.)

 

5. Знаменитые люди   МО.

  С  твоими тёмными лесами,

  С  твоей  великою рекой

  И  с  необъятными  полями!

  Привет тебе, народ  родимый

  Герой труда  неутомимый

  Среди зимы и в летний зной!

  Привет тебе, мой край  родной!

Учитель:  Забитуй- это плодородные земли, поля, окрашенные

золотом пшеницы, тучные стада  овец и  коров, пасущихся на

зелёных просторах, леса, богатые грибами и ягодами, недра земли,

богатые залежами угля. Разве это не сказка? Но главное наше

богатство- люди.

(Показ слайдов о ветеранах войны  и труда, о наших сельхозпроизводителях.)

Ученик:

  Они осилят  зло и  горе,

  Добудут  свет в кромешной  мгле…

  Мои  герои – главный  корень,

  Основа   жизни  на земле.

(Показ слайдов  о наших  знаменитых   земляках.)

Учитель: Мы  не  перечислили  всех наших земляков. Но мы

гордимся  и низко кланяемся землякам, прославившим  наше МО.

Ученик:

  Говорят, все пути  ведут к дому,

  Говорят, он начало  начал.

  Человек, как никто, по- любому

  Тосковал по нему и  скучал.

 

  Человек здесь на свет  появился.

  И  отсюда  пойдёт он  вперёд,

  Только где бы он не поселился,

   Дом родной его вновь позовёт.

   И порой  невозможно  вернуться

   Нам  туда, где  полжизни  прошло.

   Дом  далёк, и  года всё  несутся,

   Но  лишь там  нам светло и тепло.

 

  6.Заключение.

   Спасибо всем ребятам, участвовавшим в  подготовке  классного

   часа.

  Ученик:

    О    Родине –  негромко говорю:

    Ведь о   большой  любви  кричать   не надо.

    Она – моя  отрада и    награда,

    Скажу о ней- молитву сотворю:

    «Будь     вечно в   благоденствии и  славе,

    Дай  сил тебе, Всевышний, мир хранить,

    Дай  сил  нам жить, не мудрствуя лукаво

    И  пред тобой  себя не уронить!».

  Учитель:

   Конечно, есть  места и  краше,

   Но дорог  нам  посёлок  наш.

   Любой из нас  об  этом   скажет:

   Хорош он и летом и зимой.

   Стоит берёзы  обнимая

   Повсюду  хлебные  поля

   Вот  богатая  такая

   Наша  Забитуйская  земля.

 

         

                                           

nsportal.ru

Рабочая программа (3 класс) по теме: Образовательная программа творческого объединения «По малой Родине моей»

           Образовательная  программа

Творческого объединения

 « По малой Родине моей »

Срок реализации  – 2 года

Возраст___9-11___лет

Педагог дополнительного образования

Кобелева Наталья Александровна

г. Архангельск 2013

Пояснительная записка.

      В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – к  Архангельской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу. Программа “По малой Родине моей” предназначена для проведения кружка в  основной общеобразовательной школе. Рассчитана на учащихся 9-11 лет. Программа реализуется в течение 2013-2015 учебного года  по одному академическому часа в неделю.

Цели программы: Познакомить учащихся с историко – культурным наследием города Архангельска; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

1.Изучение прошлого и настоящего города Архангельска, обычаев, традиций и духовной культуры.

2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном селе.

3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

4.Активизация поисковой деятельности учащихся.

5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.

Основные направления: Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.

Формы проведения занятий:

Беседы.

Экскурсии.

Уроки.

Работа с документами; СМИ; Интернет-ресурсами.

Исследовательская деятельность.

Создание рисунков,  стенгазеты «По малой Родине моей».

Принцип программы:

 От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” – к систематизированному знанию о родном городе.

Механизм реализации программы:

На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки: играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую атрибутику, посещают ветеранов.

Календарно-тематическое планирование 2013-2015 уч.год

тема

содержание

Кол-во часов

1

Введение. Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

1

2

Красотою славится наша земля

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Подбор материала к папке

 « Путеводитель по городу Архангельску»

3

3

Архангельская земля

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

 « Путеводитель по городу Архангельску»

3

4.

Поморье.

Архангельский край. Кто такие поморы?  

Далекое прошлое Архангелького края.

Языческое Поморье.

4

5.

Викинги.

Викинги в истории Поморья.

2

6.

История Архангельска.

Михайло-Архангельский монастырь.

2

7.

Имя города.

Небесный покровитель города и края – Архангел Михаил.

Конкурс рисунков.

4

8.

Герб Архангельска.

История создания Архангельского герба.

Первые эскизы.

2

9.

«Двинской летописец».

Архангельский историк Василий Крестинин. Исторические заслуги В. Крестинина.

3

10.

Архангельские древности.

Гостиный двор.

Новодвинская крепость. Тайна Новодвинской крепости.

4

11.

Императорские визиты.

Царь Петр I в Архангельске.

2

12.

Императорские визиты.

Императоры Александр I и Александр II в Архангельске.

4

13.

Грамота и просвещение в Поморье.

Обучение грамоте в Древнем Поморье.

Монастырские школы.

Поморские колыбельные.

6

14.

Михаил  Васильевич Ломоносов.

Помора сын – он славой стал России.

Памятники М.В. Ломоносову в Архангельске.

5

15.

Мой Архангельск!

Откуда пошел мой род.

Знакомство со своей родословной.

Создание родословной своей семьи. Конкурс рисунков «Моя семья».

4

16.

Современный облик Архангельска.

Культурно-исторические достопримечательности. Памятники в Архангельске.

3

17.

Я и мой город.

Мой город через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашего города в будущем.

Конкурс рисунков.

2

18.

История моей страны в названиях улиц.

Имена архангельских улиц.

История в названиях улиц города Архангельска.

3

19.

Архангельск – город воинской славы.

«Их имена навечно останутся в наших сердцах!»

Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны, ВОВ в судьбе моей семьи.

3

20.

Семейные традиции, праздники.

Конкурс сочинений на тему: «Традиции в моей семье».

2

21.

Кем славится земля Поморская.

Сбор материала о людях разных профессий города Архангельска. Профессии моих родителей.

2

22.

Писатели, сказочники Поморской земли.

Сказочник – Степан Писахов.

«Чародей Севера» – Борис Шергин. Конкурс рисунков по произведениям сказочников.

3

23.

Итоговое повторение.

Презентация творческих работ. Итоговое тестирование.

1

Итого:

68

     Ожидаемые  результаты работы творческого объединения:

  1. формирование у детей знания основ народной жизни;

2.  воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»,  

  1. приобретенные знания  истории и культуре родного края учащиеся  в старших классах могут применить на уроках истории, литературы, географии;
  2.  ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
  3. через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны
  1. запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры;
  1. предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.

     Данная система изучения своей малой Родины – погружение  ребенка в мир изучаемого предмета на месте, дает возможность развить в нем элемент самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослым и сверстниками. Данная программа способствует духовному становлению и развитию ребенка как культурного гражданина своей страны.

Список используемой литературы:

1. Ануфриев В.В. Русские поморы. Культурно-историческая идентичность.М.,2008

2. Архангельская старина. Популярный исторический журнал. 2009-2011г.

3. Булатов В. Русский Север. Архангельск: Помор.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова, 1997.

4. Зайцева Т. В. Город, хранимый архангелом. Архангельск, 2011.

5. Киприянов В. Старый Архангельск. Архангельск, 1992.

6. Криничная Н.А. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991.

7. Куратов А.А. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера. Архангельск, 2005.

8. Нелаева С.М. Здравствуй, морюшко Белое! Архангельск: Помор.гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001.

9. Овсянкин Е.И. Имена архангельских улиц. Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1983.

10. Поморская энциклопедия Т. 1: История Архангельского севера. Архангельск, 2001.

11. У моря Белого, студеного…Архангельск: Издательский дом «СК», 2000.

12. Шергин Б. У Архангельского города. Архангельск, 1985.

13. Шергин Б. Гандвик – студеное море. Пермь: Пермское кню изд-во, 1987.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *