Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1.Организационный момент | – Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда? Отгадайте. Закройте, пожалуйста, глаза. МАГНИТОФОН (Звуки леса) -Какие звуки природы услышали? -Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока? СЛАЙД № 1 ЛЕС | Слушание музыки | выдвижение гипотез и их обоснование | Дети закрывают глаза Ответы детей – Будем говорить о лесе. | Уметь использовать речь для регуляции своего действия | Настрой на учебную деятельность | Принимать и сохранять учебную задачу, |
2. Знакомство с новым материалом | На слайде открывается название темы. Тема: Законы лесной жизни.
Слайд 2.
На доске открывается план.
– Чем является лес для живых организмов? – А давайте создадим свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать? Для этого поработаете в парах. У вас лежат на столах конверты №1. -Выберите только те растения, которые растут в вашем лесу. -Какие растения остались? Почему вы их не взяли для своей картины? Проверка – Что вы заметили? Как располагаются растения в лесу? (СЛАЙД № 3 Этажи леса) – А почему растения располагаются по ярусам? Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить себе без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов. Всем им для жизни нужны свет, влага, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом и не мешать друг другу. Как же им это удается? | Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды Домом Посадить растения Одна пара работает у доски, остальные на местах. Пальма, ковыль, тимофеевка Им не подходят условия обитания Лесенкой, этажами, Ярусами Приспосабливаются к условиям | сформировать представления о лесе, как о природном сообществе умение устанавливать причинно-следственные связи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Работа в парах. | уметь использовать речь для регуляции своего действия уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Планирование деятельности Проверка работы. | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок |
3.Работа с учебником | – Оказывается, существуют законы лесной жизни. Об этом вы узнаете из учебника. Откройте учебник на странице 38. Прочитайте первый абзац. – Итак, если в лесу растет ель? Какие травянистые растения приживутся в хвойном лесу? Почему? – А если наше дерево береза? (СЛАЙД № 6 БЕРЕЗА) Какие травянистые растения приживутся в берёзовой роще? Почему? КАКОЙ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОД? -Кроме деревьев, кустарников, травянистых растений, что ещё можно увидеть в лесу? Я вам предлагаю отправиться в лес за грибами. – Какие бывают грибы? – Какие грибы вы собирали? – А как правильно собирать грибы? Слайд 7. – Грибники хорошо знают где, под каким деревом искать определенные грибы. – Где мы будем искать подосиновик? – Подберезовик? – Опята? – Дубовик? -Какой мы можем сделать вывод? – А почему? Обратимся к нашему учебнику. Найдите в тексте (страница 39) и ответьте на вопрос: -Почему грибам нужны деревья? Давайте теперь поселим в наш лесной дом грибы. Откройте конверт № 2, выберите лесные грибы. – На какой вопрос плана мы уже ответили? | Выборочное чтение текста учебника Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками. Теневыносливые и тенелюбивые – А вот если наше деревце – береза, то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю света. Светолюбивые Растения приспособились к разному освещению: есть светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые Грибы Съедобные и несъедобные Ответы детей. Под осиной Под берёзой На пнях Под дубом Грибы всегда рядом с деревьями Оказывается, грибы и деревья обмениваются органическими веществами 1.Что растет в лесу? + | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы умение устанавливать причинно-следственные связи осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Ответы детей Распределение картинок грибов на своей работе | уметь контролировать действия партнера уметь формулировать собственное мнение и позицию адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Планирование деятельности Прогно- зирование | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
4.Физминутка. | Ребята, мы достаточно времени путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть. Вверх руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Низко присели, вниз посмотрели – Это жучок пьет росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем – Сели все дружно опять. | ||||||
5.Этап формирования нового знания (продолжение) | Проблемная ситуация на уроке. У: Ребята, покажите, какой замечательный у вас получился лес. Но представьте: в вашем лесу расплодились жуки-короеды и листогрызы. -Почему так случилось? -К чему это может привести? Лес может превратиться в то, что показано на слайде. Слайд 8. -Что мы можем сделать, чтобы помочь лесу? А вместе с птицами добавим и других животных, чтобы жизнь в лесу стала веселее. У каждой пары конверт № 3 с картинками животных. Выберите животных для своего леса. – На какой вопрос плана мы уже ответили? – Какие животные остались? – Почему эти животные не живут в нашем лесу? (Белый медведь, крокодил, жираф) Вывод: – Какой вывод мы сделаем? – Итак, лес – это природное сообщество, потому что все здесь приспособились к определенным условиям окружающей среды. А в любом природном сообществе складываются пищевые цепочки. – Давайте попробуем составить самостоятельно пищевые цепочки. На карточках, вставьте недостающие звенья. ПРОВЕРКА . (Ключ на слайде.) (СЛАЙД ПРАВИЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ ПИТАНИЯ) Подумайте, что может произойти, если одно из звеньев пищевой цепочки исчезнет совсем? | Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть. Мы должны добавить в наш лес птиц. Дети работают в парах на месте, а одна пара – у доски. Обсуждение ответов учащихся. 2.Кто живёт в лесу? + Нет условий в нашем лесу. Значит, животным, как и растениям, нужны определенные условия: питание, среда обитания.
1. Семена шишек ——(белка) ——-куница. . 2. (Трава) – заяц – волк. 3. Трава – лось – (волк).
Исчезнут и все другие | Формулирование проблемы выдвижение гипотез и их обоснование Самостоятельное создание способов решения проблем осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | Работа в парах Работа в парах | уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности лидерство и согласование действий с партнером | Самопроверка результата | Волевая само регу ляция осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
6. Закрепление изученного материала. | КАКОЙ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОД? У:- Мы не напрасно говорим: сообщество, обмен информацией. Наше время люди называют веком информации. Для ее сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры. Но оказывается, что люди ничего нового не изобрели. Объекты природных сообществ миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока еще плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось. Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились. А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Их личинки, уничтожали гусениц, вредящих лесу. Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы. Ребята, о чём мы всегда должны помнить? На все ли пункты плана мы получили ответ на уроке? | Все обитатели лесного сообщества тесно связаны и зависят друг от друга О правилах поведения в лесу. Ответы детей. 1.Не ломай ветви деревьев и кустарников. 2. Не рви в лесу цветов. 3.Не вытаптывай травы. 4.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 5. Не разоряй птичьи гнезда. 6.Не разводи в лесу костёр. 7. Не убивай птиц, насекомых, зверей 8.Не засоряй мусором места отдыха. 3.Как связаны между собой в лесу растения и животные? + | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | уметь формулировать собственное мнение и позицию | Читают пункты плана и соотносят их с полученным материалом | уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | |
8.Рефлексия | – У нас в классе появилось особое деревце. Оно пока без листиков.- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик. (конверт № 4).- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. | Дети прикрепляют листочки на деревце. | уметь использовать речь для регуляции своего действия | различать способ и результат действия; |
nsportal.ru
Любое путешествие начинается с продумывания того, что может пригодиться в дороге. Важно взять всё необходимое и сложить вещи очень компактно. Так же и дома — если твои вещи рационально и аккуратно разложены по местам, не нужно тратить время на их поиски. Порядок создаст удобство и комфорт.
КАК ПРАВИЛЬНО СКЛАДЫВАТЬ ВЕЩИКакие вещи лучше хранить — на вешалках-плечиках, а какие — сложенными
в шкафу?
ОДЕЖНОЕ ОРИГАМИ Научись правильно складывать одежду так, чтобы она меньше мялась и занимала меньше места.Внимательно рассмотри рисунки. Так ли ты складываешь дома свою одежду?
ОДЕЖНОЕ ОРИГАМИ
Пятно от сока, от фруктов и овощей |
Быстро застирать в холодной воде. Если нет возможности сразу застирать в холодной воде, то густо посыпать солью. |
Прилипшая жвачка |
Положить одежду в морозильную камеру на несколько часов, чтобы жвачка замёрзла, тогда её легко будет удалить с одежды. |
Масляные и жировые пятна |
на пятно несколько капель жидкости для мытья посуды. |
uchitelya.com
ОРДЫНСКОЕ НАШЕСТВИЕ
Цели: создать условия для формирования понятия об ордынском нашествии, воздействуя на эмоции детей яркими, живыми образами русских людей, поднявшихся на борьбу с врагом; содействовать развитию памяти ,восприятия, внимания, пополнению словарного запаса учащихся, подчеркнуть мужество русских людей в борьбе с монголо-татарами; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: презентация, карта Руси XIII века, иллюстрации, на которых изображены русский и монгольский воины, их вооружение, города Руси.
Ход урока
I. Организационный момент.
1) приветствие гостей
2) посадка
Неизмерено, непросчитано,
Сколько лиха народом испытано!
-Почему я такими словами начинаю сегодняшний урок?
(на смену расcвета Древнего государства пришли тяжелые времена его ослабления)
-Назовите причины ослабления Руси (раздробленность и междуусобные войны князей)
II Проверка домашнего задания
1) заполнение таблицы правления князей
(работа в группах) проверка слайд 1
2)пересказ статьи учебника (1-2 чел.)
II. Введение в тему. Постановка целей урока.
– Есть слова вкусные, теплые, добрые, школьные, а есть и такие, от которых даже мурашки по коже. Назовите такие слова. (Смерть, страх, палач, война, горе.)
Могли ли воспользоваться враждебные народы ослаблением Руси?
– Как вы понимаете слово «нашествие»?
«Татары идут!» – это был страшный крик тогда на Руси. В церквах тревожно звонили колокола.
слайд 2 тема урока
Во все времена существовали люди, желающие подчинить себе весь мир в 13 веке таким человеком был Чингисхан
слайд 3-4 огромный путь он проделал из монгольских степей, мечтая завладеть Европой.
какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
III. Изучение нового материала.
посмотрите запись историков о событиях того времени, будьте внимательны, постарайтесь запомнить названия городов, подчинившихся ордынскому нашествию
ФИЗМИНУТКА запомним даты ордынского нашествия 1223, 1237, 1242 на сколько лет установилась орда? 250
1. Просмотр видеоролика СЛАЙД 5
Закрепление изученного, работа в творческих группах
1 ГРУППА Ваша задача отличить русского воина от татаро-монгола, изучить статью учебника с. 26 рассказать какими вы их представили
2 ГРУППА Поработать с энциклопедией, дать определение важным словам Орда, Рать, Дань
3 Группа Изучить доспехи Монгольского воина, описать его внешний вид.
4 ГРУППА Рассмотреть доспехи Русского воина, найти названия на изображении , поможет с. 27-28 учебника Рассказать о Евпатии Коловрате
5 группа Выложить города в последовательности их захвата , поможеть учебник с. 27-30
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ГРУПП
1. группа слайд 6-7
Про татар говорили, что имели «мужество львиное, терпение собачье».
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Н. Кончаловская
Учитель. В бескрайних азиатских просторах, по огромной степи кочевали племена монголо-татар. Не было у них ни городов, ни поселков. Они передвигались с места на место со всем своим имуществом: женщины и дети – в кибитках, а мужчины – на лошадях.
Монголы были очень неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по 2–3 дня и легко переносили холод. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Дети с 3–4 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха.
2. ГРУППА дать определение слов ОРДА, РАТЬ, ДАНЬ, записать в тетрадь всем
3 ГРУППА слайд 6-7
– Рассмотрите рисунки с изображением воинов – русского и монгольского. Сравните их. (Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.
Выступление учеников
Каждый монгольский воин имел лук, колчан со стрелами, боевой топор. Богатые же монголо-татары были вооружены саблей, щитом и копьем. Коня и всадника защищали кожаные доспехи. К копьям приделывали крючья: ими зацепляли неприятельского всадника и стаскивали его с седла. Для осады и штурма городов и крепостей использовались тараны, орудия для метания камней, осадные башни. Монголы применяли также зажигательные снаряды – глиняные сосуды с нефтью и стрелы, обмотанные паклей, пропитанной смолой или нефтью.
Огромное монгольское войско было удивительно послушным и дисциплинированным. Отступление в бою каралось смертью! Если с поля боя бежал десяток воинов, казнили сотню. Если из десятка кто-нибудь попадал в плен, а другие его не выручили, казнили весь десяток.
Монгольские войска клялись своему правителю Чингисхану, что завоюют всю землю. Как туча, летела конница, сметая все на своем пути, разоряя деревни, сжигая города. Многие города сдавались без боя.
В летописи говорится: «Убивали младенцев, стариков, жгли села, дома, церкви». Один из итальянцев так писал о монголо-татарах: «Безобразнее всех людей, они имели мужество львиное, терпенье собачье, хитрость лисицы, дальнозоркость ворона, хищность волка, чуткость кошки и буйство вепря (дикого кабана)».
4 группа Рассказывает о внешнем виде Русского воина
Были и герои на Руси . Рассказ о Евпатии Коловрате
СЛАЙД 9- 12 Расскажите о посещение музея
5 ГРУППА рассказывает о взятии городов
Из 74 городов Руси 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не смогли возродиться из пепла, а 15 превратились в села.
«И был вопль и печаль по всем городам и волостям».
– Проследите по карте путь захвата и разорения русских земель монголо-татарами.
Заранее подготовленные дети делают сообщения. Учитель допол-няет.
Первой на пути Батыева войска встала Рязань.
1237 год. Из Рязани отправлены гонцы во Владимир и другие русские земли. Рязанский князь рассчитывает на помощь соседей. Напрасно. Не идут русские князья с дружинами к Рязани. Собираются переждать беду в своих детинцах, отсидеться за мощными стенами крепостей. Надеются, что до их земель гроза не докатится. И осталась Рязань одна против несметных полчищ Батыя-хана.
Хан Батый послал сказать жителям Рязани: «Дайте нам сколько можете дани – тогда не будем воевать с вами!» Русские князья ответили так: «Будем лучше воевать! Если всех нас убьете, то и так возьмете себе все наше имущество».
Как лавина, накатилась монгольская конница. Под бессметными стрелами падали, как подкошенные, защитники Рязани. Никто не бежал с поля боя, но и в живых никто не остался. Захватили враги Рязань, сожгли, уничтожили город. Никогда уже не суждено ему было возродиться. Нынешняя Рязань выросла на другом месте.
Когда Батый вторгся в рязанские земли, князь отправил дружинника Евпатия за подмогой к соседям. Но помощь опоздала – неприятель сжег Рязань. И тогда Евпатий с малым числом дружинников бросился вслед уходящему на север войску монголо-татар, вступил в заведомо неравный бой. Погибли Евпатий и его дружинники. По преданию, хан оценил их мужество и повелел похоронить воинов.
Послушайте стихи о знаменитом подвиге Евпатия Коловрата:
Ты знаешь ли, витязь, ужасную весть?
В рязанские стены вломились татары!
Там сильные долго сшибались удары,
Там долго сражалась с насилием честь.
Но все победили Батыевы рати:
Наш град – пепелище, и князь наш убит!
Вдруг… что там за топот в ночной тишине?
Не все ли погибло в крови и в огне?
Сто копий сражаются с русским копьем,
И пало геройство под силой Батыя.
(По Языкову.)
Падение Рязани открыло монголо-татарам дорогу в богатейшие земли Руси – Владимиро-Суздальское княжество. Вот когда пожалел владимирский князь, что не помог рязанцам, да поздно! Подобно смерчу пронесся неприятель по городам и селам княжества, сея смерть и разрушения… Были сожжены Москва, Суздаль, Владимир, Тверь, затем Торжок. Много погибло дружинников и князей – опытных воинов. Чрезвычайно пострадало городское население – ремесленники, торговые люди. Они с оружием в руках защищали свои дома и гибли.
Крошечный Козельск, где даже и укреплений-то настоящих не было, сопротивлялся натиску неприятельского отряда несколько недель. Жители города держались стойко и даже совершали вылазки в лагерь врага. По словам летописи, «напав на вражеские полки, убили 4000 неприятелей, уничтожили осадные машины, но и сами погибли». Дорого достался Батыю маленький городок. Взяв его, хан отдал приказ: убить всех жителей, включая маленьких детей. Нарекли захватчики Козельск «злым городом». Стерли его с лица земли, чтобы и памяти о нем не осталось.
1204 год. Киев – мать городов наших. Варвары любовались прекрасным городом и радовались богатой добыче. Во время этой радости татар какой страх, какой ужас царили в Киеве!
Мужественно сражались киевляне, но силы были неравными. Все меньше и меньше оставалось защитников. Последние из них собрались под сводами храма, ища защиты в святом месте. Но монголо-татары разрушили храм, и его стены стали могилой для всех: мужчин, женщин, стариков, детей. Величие и красота старинного Киева с тех пор исчезли навеки.
Погибли города, и вместе с ними были уничтожены ценнейшие произведения богатой и яркой древнерусской культуры.
– Еще раз найдите на карте и покажите города: Муром, Гороховец, Переяславль, Чернигов, Суздаль, Владимир, Рязань, Ростов, Ярославль, Киев.
– Поразмышляйте, почему, несмотря на героическое сопротивление русских, монголо-татары победили. (Каждая земля защищалась отдельно. Не было единства среди русских князей, не хотели они уступать друг другу главенство. Считали, что нападение врага на земли соседа их не касается, не хотели помогать ближнему, думали только о своем княжестве.
Если бы князья были едины, монголы не смогли бы одолеть Русь.)
Говорили русские князья: «Наказал нас Бог за то, что ссорились мы друг с другом, отнимали друг у друга земли, за то, что не собрались все вместе, чтобы помочь друг другу, когда пришли татары на русскую землю!»
– О какой пословице не знали русские князья? (Один за всех, и все за одного.)
IV. Итог урока. Рефлексия.
Сколько сгинуло
Во чужой земле,
Сколько сечено,
Сколько пытано.
Не исчислить
Беды-последствия
От монгольского
От… (нашествия).
Уныло стояли развалины городов и селений, через которые прошел ужасный Батый. Печально дымились обгорелые их стены; страшно лежали по пустым улицам непогребенные погибшие. Но самое страшное заключалось в том, что монголо-татары, разорив русские земли, утвердили свою власть над ними.
– Как долго продолжалось монголо-татарское владычество над русскими землями? (100 лет, 1000 лет, 240 лет.)
2. К р о с с в о р д «Батыево нашествие».
1. Предводитель монголо-татар. (Хан.) 2. Название нашествия 1237 г. (Батыево.) 3. Огромное государство, созданное в ходе монгольских завоеваний. (Орда.) 4. Город, первым оказавший сопротивление завоевателям. (Рязань.) 5. Поборы хана с жителей Руси. (Дань.) 6. Город, прозванный захватчиками «злым». (Козельск.)
– Какое слово в кроссворде выделено? (Дань.)
Батый приказывал русским князьям с оставшихся не до конца разоренных земель платить ему дань.
Об этом мы будем говорить на последующих уроках и узнаем, как жила Русь под игом татарского хана.
Домашнее задание: составьте летопись событий 1223 -1237–1242 гг.
nsportal.ru
Материал к уроку окружающего мира по УМК ” Школа России” “Золотое кольцо России” 3 класс. Презентация в 3 частях….
Урок окружающего мира в 3 классе. Тема “Золотое кольцо России”. Урок иллюстрирован презентацией.Урок – путешествие по городам Золотого кольца России знакомит учащихся с крупными старинными городами, их историей, экономикой, культурой….
Урок окружающего мира “Золотое кольцо России”. 3-й класс.В этой статье представлена разработка урока окружающего мира по технологии ” педагогических мастерских”. На таком занятии работает каждый, идёт обсуждение вопроса в паре, группе, отстаивание своего ва…
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по учебнику А. А. Плешакова. Тема урока: Путешествие по Золотому Кольцу РоссииВ презентации представлены главные достопримечательности городов Золотого Кольца России…
Аннотация к уроку и конспект урока окружающего мира по теме «Тур по Золотому кольцу России».Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов….
Конспект урока окружающего мира Города «Золотого кольца»Цель: познакомить с древними городами России 1. Открыть новое знание: познакомить детей со старинными городами- Золотого кольца России в рамках учебного проект…
Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский»Цель деятельности учителя: Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Планируемые результаты: Предметные:-уметь находить на карте города Золотого…
nsportal.ru
Урок окружающего мира
3 класс. Система Л.В. Занкова
Тема урока: «Торговый путь из варяг в греки»
Цели урока: создание условий для формирования у учащихся представления о торговых путях, возникновении городов и их названий, раскрыть исторический смысл понятия «путь из варяг в греки»; через использование приёмов критического мышления формировать навык осознанного чтения, учить воспринимать смысл познавательного текста; формирование универсальных учебных действий.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию представлений о торговых путях, возникновении городов, их названий, познакомить с наукой топонимикой, учить читать историческую карту.
Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности.
Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Ход урока:
Мир прекрасен и удивителен.
Сколько событий, сколько открытий!
Отправляйся смело в путь,
Ум, смекалку не забудь!
– Каким способом можно путешествовать? (по земле, по воздуху, по воде)
– Отгадайте загадку и узнаете к какому путешествию я вас сегодня приглашаю.
Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
С горы пришла, в море ушла.
(река)
– Я приглашаю вас в путешествие по рекам, но не современным, а тем, по берегам которых поселились наши далёкие предки – славяне.
– В среднем течении какой реки на Восточно – Европейской равнине расположились славяне? (Днепр)
– Что вам известно о расселении славянских племён в VI веке?
(Шло оно вверх по Днепру и его притокам, где начинались густые леса – сначала лиственные, а севернее – смешанные и хвойные. На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими семейными группами. На перекрёстках дорог, на речных бродах возникали крупные поселения. Постепенно они превращались в города.)
– Совершая путешествие по рекам, мы встретим следующие слова, расшифруйте их, объясните значения.
На доске ребусы:
(Исток – место, где река берёт своё начало, устье – место впадения реки в другую крупную реку или море, приток – река, впадающая в более крупный водоворот, реку).
– Какое значение играли реки в жизни славян?
(Рядом поселение, использовали для питья, хозяйственных нужд, рыбачили, сплавлялись по рекам, других дорог не было, вокруг – леса)
– Какой знаменитый путь в древности проходил по Днепру? Прочитайте его название.
ипиуитиьииизивиаирияигивигириеикии
– Путь из варяг в греки. Давайте же совершим по нему заочное путешествие.(слайд 2)
– Назовите тему нашего урока.
– Что вам уже известно об этом древнем водном пути?
-Занесём наши знания в корзину идей.
– На какие вопросы хотели бы узнать ответы? Задайте их с помощью вопросительных слов: кто? что? где? когда? чем? какие? почему? в чём различие? верно ли…?
– Поиграем в игру «Верите ли вы?»
1) Верите ли вы, что варягами на Руси называли воинственных людей с побережья и островов Балтийского моря?
2) Верите ли вы, что город Москва был в те времена центром мировой торговли?
3) Верите ли вы, что «путь из варяг в греки» проходил в том числе и по реке Волхов?
4) Верите ли вы, что славяне боялись далёких путешествий и не вели интенсивной торговли?
5) Верите ли вы, что купцы – торговцы не встречали на своём пути никаких препятствий, опасностей?
6) Верите ли вы, что ладьи купцов иногда надо было перетаскивать по суше, а затем вновь спускать на воду?
7) Верите ли вы, что торговый путь положил начало становлению больших городов?
– Возникло много разных мнений, вопросов.
Проведём исследование. Поможет нам во всём разобраться работа с научно – познавательным текстом.
– Какие же цели нашего урока? Какую работу ставим перед собой?
( Узнать из текста о торговом пути, учиться работать с текстом, учиться работать в группах…)
– Сейчас вы будете читать текст, используя пометки на полях.
V – знакомая информация
+ – новое знание
? – непонятно и требует новых дополнительных сведений
В каждой группе тексты разные. Прочитав текст, обменяйтесь полученной информацией с другими участниками группы.
После сигнала:
Сейчас вы будете работать в новых группах, где соберутся эксперты от каждой предыдущей. Обменяйтесь впечатлениями от прочитанного, расскажите о чём узнали из своего текста, попробуйте составить рассказ о торговом пути «из варяг в греки» по плану:
1.Кто такие варяги и греки?
2. Где пролегал путь? Покажи его на карте.
3. Трудности пути.
4. Чем торговали купцы?
5. Какое значение имел торговый путь?
Ученики составляют общий рассказ по теме и пересаживаются в свои группы. Договариваются, кто будет озвучивать тему.
1 группа
– Кого же называли варягами? (слайд 3)
– Зачем они приходили на славянские земли?
– Как назывались их корабли? (дракары) (слайд 4)
– Кто такие греки? (жители Византии, главный город – Константинополь, центр мировой торговли, а не Москва 1147 год)
2 группа
– Где же пролегал « путь из варяг в греки»? (слайд 5)
Балтийское море р. Нева Ладожское озеро р.Волхов
оз.Ильмень р.Ловать волоком до З.Двины по Днепру до Киева Чёрное море
Покажите по карте (слайд 6,7)
3 группа
– Какие трудности встречали на своём пути купцы? (слайд 8)
(Путь волоком, речные пороги, охрана товара и его огораживание, степные кочевники)
4 группа
– Чем торговали купцы? Что везли из Византии? (слайд 9, 10, 11)
Варяги везли с севера оружие и доспехи, полотно, кожи, стеклянные бусы и драгоценный янтарь. Русская земля торговала дорогими мехами (соболя, горностая, куницы, рыси), мёдом, воском, пенько‘й (прядильное волокно из стеблей конопли), скотом.
С юга на север купцы везли главным образом па‘волоки. Это греческие шёлковые ткани с золотом или без него. Па‘волоки очень ценились как в Русской земле, так и у варягов, и всякий человек с достатком обязательно шил себе одежду из па‘волок. Греки торговали южными плодами, винами, пряностями, восточными сладостями, драгоценными камнями.
Деньги в это время на Руси были кожаные: «ку‘ны» (мордочки куниц), «ре‘заны» (отрезки) и «нога‘ты» — лапки и ушки белок. Кроме кожаных денег, для крупных оборотов употреблялись арабские серебряные монеты – дирхе‘мы.
5 группа
– Какое значение имел торговый путь «из варяг в греки»? (слайд 12)
Торговая дорога всегда ускоряет развитие земель, по которым проходит. Вдоль такого пути возникают города. Это не были города в современном значении. Слово «град» означало огороженное место. Такие поселения стали возникать вдоль всего пути «из варяг в греки». От них пошло скандина‘вское название Древней Руси – Гарда‘рика – страна городов.
Первым в списке городов стоит Старая Ла‘дога, основанная норма‘ннами в 730 году.
В города тянулись окрестные жители, развивались различные производства. Путешественники – купцы (в те времена их называли гости) знакомили население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями о мире.
К XI веку на Руси насчитывается около 90 городов, в XII веке – 224, а к середине XIII в. – около 300 (академик М.Н. Тихомиров)
– Заселяя новые земли, люди давали названия рекам, городам, посёлкам. Географические названия изучает наука ТОПОНИМИКА (по – гречески топос – место, местность, онома – имя), наука, которая раскрывает их исторические тайны и связывает историю и географию. (слайд 13)
– Объясните происхождение г. Волоколамск, Вышний Волочёк, Белгород, Новгород. ( Белгород – грунт местности – белый; Вышний Волочёк – здесь тащили волоком ладьи из одной реки в другую; Волоколамск – первоначально город находился на месте волока между реками Лама и Волоˊшня; Новгород – новый город, Рюриково городище)
– Вот как об этом пути сказано в повести временных лет, составленной преподобным Нестором (фильм) (слайд14)
– Составим синквейн по теме «Путь из варяг в греки» (слайд 15)
Путь « из варяг в греки»
Торговый, необходимый, трудный
Плыть, тащить, защищать
По пути возникали города
Торг
– Смогли ли мы достичь целей урока: узнать новое, учиться работать с научно – познавательным текстом, работать в группе?
– Оцени свою работу:
– было интересно
– работал активно
– узнал много нового
– учился работать сообща
– Предложите домашнее задание по теме. Например, прочитать текст по учебнику и подготовить рассказ; читать дополнительную литературу и составить рассказ с использованием презентации; составить рассказ от имени купца, который отправился в г. Константинополь.
– Рассматривание выставки книг, которые смогут помочь в подготовке домашнего задания.
nsportal.ru
Яркая красочная презентация урока окружающего мира в 4 классе по теме “Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии” (часть 1). Презентация выполнена по всем правилам, на отдельном сл…
Презентация к уроку окружающего мира по теме: “Поиски неведомой земли. Животный мир Австралии”Яркая красочная презентация урока окружающего мира в 4 классе по теме “Поиски неведомой земли. Растительный и животный мир Австралии” (часть2). Презентация выполнена по всем правилам, на отдельном сла…
Презентация к уроку окружающего мира по теме: “От Древней Руси к единой России”.Презентация к уроку окружающего мира….
Презентация к уроку окружающего мира по теме “Мир растений”Презентация к уроку окружающего мира по теме “Мир растений” с использованием интерактивной доски Mimio…
Презентация к уроку окружающего мира по теме “Как мы общаемся с миром”Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме “Как мы общаемся с миром”…
Презентация к уроку окружающего мира по теме “В гости к весне!” во 2 классеПрезентация к уроку окружающего мира по теме “В гости к весне!” во 2 классе. УМК “Школа России”….
Презентация к уроку окружающий мир “Глобус и карта”описаны и показаны особенности карты, глобуса…
nsportal.ru
Слайд 1
БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Проектная деятельность в начальной школе Учитель МБОУ СОШ №3 г.Петушки Пурахина Алеся ВикторовнаСлайд 2
В основе методов проекта и исследования: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение критически мыслить.
Слайд 3
Этапы работы над проектом 1 этап . Подготовка. 2 этап. Актуализация знаний Планирование работы Исследовательская деятельность Результаты и выводы. 3 этап. Представление готового продукта (итоговое занятие, презентация, буклет) 4 этап. Оценка процессов и результатов работы (рефлексия)
Слайд 4
Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения этапы
Слайд 5
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы: Насколько многообразны города России и страны мира. Формулирование дидактических целей проекта: Формирование и систематизация знаний, умения пользоваться дополнительной литературой Формулирование методических задач: Освоить понятия «государство», «уклад», « гос.строй », «символика» и др. ( окр.мир ), научить излагать свои мысли устно и письменно(чтение, русский язык) .
Слайд 6
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе Пути проведения исследований : -После прохождения каждого нового города или государства собрать дополнительную информацию в виде доклада (индивидуально) -Обработка собранных сведений. (время проведения : на каждом уроке 15 минут) -Оформление результатов исследования в презентацию, буклет, альбом (групповая работа)
Слайд 7
темы индивидуальных исследований
Слайд 8
Часть 2: ПО СТРАНАМ МИРА Наши ближайшие соседи На севере Европы Страны Бенилюкс На юге Европы По странам и континентам Экскурсия по Франции Экскурсия по Великобритании
Слайд 9
. Обсуждение со школьниками возможных источников информации Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или энциклопедии. Проводится фронтально со всеми группами. (Возможно понадобятся индивидуальные консультации.) Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Время проведения: 3 урок (20 минут.)
Слайд 10
На подготовительном этапе учащиеся собирали информацию индивидуально и оформляли в виде докладов
Слайд 11
Далее защищали свои работы перед одноклассниками
Слайд 12
Продуктом проекта стал буклет «Большое путешествие» Все доклады были собраны в буклет «Большое путешествие» Практически каждый ученик оставил свои странички в общем издании
Слайд 13
. Некоторые разделы были представлены коллективной работой (Экскурсия во Францию) С огромным интересом ребята смотрели видеозарисовки разных стран мира
Слайд 14
Для того, чтобы разнообразить виды деятельности по проекту, учащимся было предложено изобразить флаги различных государств, что стало еще одной страничкой буклета
Слайд 15
Данный проект вызвал живой интерес у детей и желание побывать в разных городах и странах. СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!
nsportal.ru