Пословицы о человеке и его делах 3 класс литературное чтение: Пословицы и поговорки о человеке и его делах

Пословицы, поговорки, стихи о книге и чтении

На главнуюЧитателям · Для детей и не только… · Семейному чтению · Когда читать? Как читать?

Пословицы кратки, а ума в них целые книги.

● Хлеб питает тело, а книга питает разум.

● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

● Ум без книги, как птица без крыльев.

● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

● Книга не пряник, а к себе манит.

● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме – в пути облегчение.

● Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.

● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

● Ленивому Микишке всё не до книжки.

● Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.

● Аз да Буки избавляют нас от скуки.

● Книги читай, а дела не забывай.

● Книги книгой, да и своим умом двигай.

● Испокон века книга растит человека.

● Книга поможет в труде, выручит в беде.

● Кто работает без книг, решетом воду черпает.

● Кто много читает, тот много знает.

● С книгой поведёшься – ума наберёшься.

● Книга – зеркало жизни.

● Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.

● Кто много читает, тот много знает.

● Прочёл книгу – встретился с другом.

● Хорошая книга – лучший друг.

● Книга – твой друг, без нее как без рук.

● Береги книгу – она поможет тебе жить

 

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

                                       В. Берестов

Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

                                        С. Михалков

Новому читателю

Эту короткую песню мою
Я посылаю в печать.
Тем я в подарок её отдаю,
Кто научился читать.

Новый читатель является к нам.
Это хорошая весть!
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.

Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал букварь.
Будто принес он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.


                                       С. Маршак
       
Слово про слово

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

                                        Ю. Энтин

Пожелание поэта

Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Даром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…

                                       Б. Заходер

Дорога в библиотеку

Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.

                                       Т. Бокова

Баркова И.В.,

нач. отделадетской библиографии МБУ «МИБС»,
тел. 77-67-27, e-mail:
[email protected]

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтение

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели:

Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемый результат:

Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Основные понятия: пословица, поговорка.

Организация пространства: групповая работа.

Ход урока:

І.  Мотивация к учебной деятельности

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелаем нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

– Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

– Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

– Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

организовать формулирование темы урока учащимися;

– организовать постановку цели урока учащимися.

У каждой группы листок с шифровкой.

1 группа: страха, у, велики, глаза.

2 группа: рубят, щепки, лес, летят.

 Учащимся нужно расшифровать свою запись.

1 группа: у страха глаза велики.

2 группа: лес рубят – щепки летят.

– Как вы думаете, а что это такое?

(Это пословицы и поговорки)

– Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Самооценка работы группы)

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

 Цели:

– организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.

 – Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)

– Они относятся к устному народному творчеству.

– Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?

– Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.

1 группа находит объяснение понятия – пословица.

2 группа – объяснение понятия – поговорка.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

– Давайте оформим наши знания в виде схемы:

Пословица

Краткость, меткость, мудрость

Поучительность,

содержит вывод

Ритм, рифма

Поговорка

Образное крылатое выражение

Отношение к  чему-либо без вывода


Знакомство с творчеством писателя В. И.Даля

Рассказ о В.И. Дале.

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск.  Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов.

– Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы группы)

Разделение пословиц на темы. Объяснение и понимание  смысла пословиц и поговорок.

Работа с пословицами.

Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.

– Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:
1) Видит око, да зуб неймет – так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно – видит, но попробовать на вкус не может.

2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого – работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами – так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать.

Разделение пословиц на темы.

– Объясните, как вы это понимаете.

Пословица – мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.

– Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах  и объяснить их смысл.

Работаем по группам:

– Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)

– Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.

1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.

2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.

3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года.

На листе записаны пословицы и поговорки:

1. Дружба – великая сила. 2. Всяк человек по делу познаётся. 3. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. 4. Друга на деньги не купишь. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат. 7. Старый друг лучше новых двух. 8. Делу время – потехе час. 9. Март с водой, апрель с травой. 10. Друг в беде – друг вдвойне. 11. Лето собирает, зима съедает. 12. Кончил дело – гуляй смело. 13. Человек без друзей, что сокол без крыльев. 14. Февраль богат снегом, апрель водою. 15. Землю красит солнце, а человека – труд.

(Самооценка работы группы).

Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.

– Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?

За все берется, но не все удается (русс.)

–  В любом деле нужно умение (удм.)

Кто рано встает,  тому бог подает (русс.)

– Ранняя пташка ловит червяка (англ.)

Терпенье и труд, все перетрут (русс.) 

Терпеливый нашел  и вбил гвоздь в  камень (татар.)

IV. Контролирующее задание

Цель:

– проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки

Игра «Пословица или поговорка»

– Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.

1. Глаза боятся, а руки делают (пос.)

2. Семь пятниц на неделе (пог.)

3. Хлеб всему голова (пог.)

4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи (пос.)

5. У Федорки всегда отговорки (пог.)

6. Сам пропадай, а товарища выручай (пос.)

– Оцените свою работу.

Самооценка работы группы.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– Итак, о чем мы сегодня говорили?

– Какую цель ставили? Достигли цели?

– Для чего нужны пословицы и поговорки?

– А кто из вас работал «спустя рукава»?

– Оцените свою деятельность на уроке:

  Красный – справились

  Зеленый – требуется помощь

  Синий – не справились

  Спасибо за урок!

VI. Домашнее задание.

 

Заметка о Притчах

 

Пословица — это короткое, лаконичное высказывание, в котором излагается мораль или истина о человеческом поведении. Пословицы чаще всего основаны на опыте, здравом смысле или наблюдении. Пословицы опираются на образный язык, такой как метафора, сравнение, аллитерация или рифма. Рассмотрим следующие примеры:

  • Метафора: «Не выноси сор из избы».
  • Сравнение: «Опыт — мать мудрости».
  • Аллитерация: «Ограбить Питера, чтобы заплатить Полу».
  • Рифма: «Красное небо утром, моряки предупреждают».

Пословицы часто записываются, и их можно найти в литературе. Бенджамин Франклин написал много пословиц и использовал пословицы из других источников в своем Альманахе бедного Ричарда, и Мигель де Сервантес Дон Кихот включает пословицы. Вероятно, самые известные письменные пословицы находятся в Книге Притчей Ветхого Завета Библии. Книга Притчей представляет собой сборник моральных и философских изречений. Ранее считалось, что книга полностью написана царем Соломоном, сыном Давида, однако ученые определили, что этот материал относится к разным периодам истории древнего Израиля.

Притчи — это учения, практические руководства для повседневной жизни, предназначенные для пользы отдельных людей и сообществ. Поскольку они предназначены для повторения, они короткие и легко запоминаются. Они написаны как параллелизмы, типичный образец еврейской поэзии, и обычно представляют собой куплеты (две строки), хотя в некоторых случаях параллелизм может достигать трех или более строк. Значение первой строки может быть усилено или переформулировано второй строкой:

Насколько лучше получить мудрость, чем золото,
Выбрать понимание, а не серебро!

Притчи 16:16

В другом шаблоне вторая строка противоположна первой строке:

Кто ходит с мудрыми, тот умудряется,
а товарищ глупых терпит вред.

Притчи 13:20

В третьем паттерне вторая строка завершает мысль первой:

Глупец не находит удовольствия в понимании
, но наслаждается высказыванием собственного мнения.

Притчи 18:2

Название «Наследуй ветер » взято из Притчей 11:29:

.

Возмущающий дом свой наследует ветер:
и глупый будет рабом мудрого сердцем.

Таким образом, название пьесы предвещает зловещее предчувствие. Когда люди создают проблемы в своей семье, обществе или стране, они в конечном итоге страдают от последствий своих действий. Этим названием драматурги предупреждают зрителей о грядущем конфликте.

Лоуренс и Ли использовали Притчу 11:29в двух других случаях в пьесе. В акте II, сцена 1, преподобный Браун произносит огненную и серную проповедь на молитвенном собрании, проводимом на лужайке перед зданием суда. Он становится чрезмерно усердным в осуждении Кейтс, и когда его дочь просит его остановиться, он просит возмездия и для нее. Брэди вмешивается, потому что он обеспокоен тем, что потеряет поддержку горожан. Совет, который он дает преподобному Брауну, — это мудрость Соломона из Книги Притчей: «Кто расстроит дом свой… ветер наследует». Браун вызвал проблемы в собственном доме, осудив свою дочь, и в конечном итоге «унаследует ветер», когда Рэйчел покинет его.

Во второй раз Лоуренс и Ли используют Притчу 11:29 в Акте III. Хорнбек отмечает, что, когда Брэди читал Притчу 11:29 преподобному Брауну, он на самом деле «… произносил свой собственный некролог». Брэди «унаследовал ветер»: он умер в результате своих действий. Он совершил ошибку, полагая, что непогрешим.

Члены общины доставляют себе неприятности, потому что во время суда создают цирковую атмосферу и тем самым привлекают внимание всего мира к своим ограниченным взглядам. Они «унаследовали ветер», потому что, как и горожане Дейтона после суда над Скоупсом, их репутация осталась репутацией стереотипного «невежественного южного города».

Библия: сводка и анализ притчей Ветхого Завета

Обзор

Притчи — главный том библейского сборник мудрой литературы, в который также входят Екклесиаст, Иов и части псалмов. Цель литературы мудрости в Библия должна учить, а не рассказывать повествование. Пословицы содержит тридцать одну главу, каждая из которых состоит из двадцати-тридцати пяти мудрые изречения, каждое из которых состоит из двух поэтических строк. Большая часть книги приписывается царю Соломону; но, как указывает сама книга, письменные учения в их нынешнем виде, вероятно, были собраны не ранее царствования Езекии, царя Иудейского, в конце восьмого и начало седьмого века до н.э. Другие разделы текста приписываются дополнительным, более малоизвестным авторам. Однако можно с уверенностью сказать, что Притчи представляют собой письменное запись устной традиции мудрых высказываний с неопределенным происхождением.

Пословица – это короткая содержательная поговорка, которая обычно привлекает сравнение двух форм поведения с целью придания морального или религиозная мудрость получателю. Несколько мудрых изречений в Притчах также принимают форму загадочных или загадочных высказываний которые получатель должен интерпретировать, чтобы понять смысл. Библейские пословицы религиозны, но они сосредоточены на конкретных человеческих переживания, а не божественное откровение. Тем не менее их суждения всегда влекут за собой вневременное качество, как мораль мифа или сказка. Библейское понятие мудрости подразумевает приобретение навыки или способности в области справедливости и нравственной добродетели, например ремесленник учится ремеслу. На самом деле, Притчи часто наставляют слушатель «приобрел» или «купил» мудрость (4:5 и 23:23). Высказывания в Притчах часто адресованы молодым людям, которые находятся в процессе становления мудрыми. Вероятно, Книга Притчей стали частью обучения еврейской молодежи после изгнание израильтян и возвращение в землю обетованную.

Структура

Книга Притчей разделена на четыре основных раздела: с тремя дополнительными разделами или приложениями в конце. Первая треть Притчей представляет собой расширенную лекцию, произнесенную персонифицированный голос «Мудрости». Этот раздел самый разговорный, описательной и тематической части книги. Мудрость говорит в от первого лица и обращается к читателю как к «моему ребенку», инструктируя читателю на различные темы для мудрой жизни. Голос Мудрости принимает различные формы. С одной стороны, Мудрость относится к себе в женском роде, используя местоимения «она» и «ее». Мудрость описывает себя, как женщина, стоящая на улицах города, выкрикивая свои предостережения Людям. Однако Мудрость также отождествляет себя с Богом. Он говорит, что стремление к мудрости — это то же самое, что и послушание Богу. Мудрость утверждает, что была партнером Бога в сотворении мира.

Следующие три раздела Притчей содержат пословицы Соломона и изречения мудрецов. Список притчей Соломона таков. состоит из двух длинных разделов, а пословицы организованы очень свободно. по теме. Говорящий обычно принимает на себя голос и авторитет король. Многие пословицы следуют формуле антитезиса. параллелизм , соглашение, при котором пословица излагается в двух поэтические строки, и одна строка описывает тип хорошего или мудрого поведения в то время как другой описывает свою злую или глупую противоположность. «изречения мудрых» составляют один небольшой раздел и менее риторичны, давать более прямые команды и советы читателю.

Последние три раздела книги Притчей включают краткие оракулы Агура и царя Лемуила и заключительный урок о как выбрать хорошую жену. Историческое существование Агура и Лемюэля неизвестно, но их загадочные высказывания продолжают требовать мудрости и темы воздержания и справедливости, которые являются общими для остальные Притчи. Последний отрывок восхваляет все черты хорошая и «способная» жена (31:10). Она трудолюбива, независима, сильна, щедра к бедным и, самое главное, она «боится» или повинуется Богу (31:30). Притчи заканчиваются призывом к ее семье и обществу хвалить ее. ее.

Темы

Притчи в основном связаны с неизбежностью Божьей справедливости и важности благоразумия и умеренности. Притчи Соломона утверждают, что злые дела неизменно приведут к божественному возмездию и каре в течение земной жизни человека. Людям, злословящим других, отрежут языки, у ленивых будет неурожай, а чрезмерная гордость приведет к падению личности. Один из способов насладиться благоприятной рукой Божьей справедливости заключается в умеренности и благоразумии. Согласно согласно пословицам, умеренный человек избегает излишеств глупость, в том числе чрезмерное употребление алкоголя, еды, сна, сплетен, и ярость. Последовательный способ продемонстрировать мудрое поведение подбирая слова проницательно и тщательно. Пословицы также восхваляют тех, которые готовятся заранее, особенно те, кто строит свои дома при подготовке к более поздним обстоятельствам. Самый важный знак однако мудрость и благоразумие — это послушание и почтение к своему родители.

Значение женщин и женственности в Притчах необычно в контексте Ветхого Завета. В большинстве Ветхого Завета В нарративах женщины играют второстепенную роль по сравнению с мужчинами. Однако, Притчи предполагают, что женщины могут использовать мудрость в среде, где доминируют мужчины. общество утвердить свою силу и независимость. Последняя глава дает разрешение «хорошей жене» делать все, от продажи товаров к ремонту дома, и Соломон ранее отмечает, что это «мудрая женщина, строящая дом свой» (14:1). Интересно, что молодые люди в Притчах бесцельно бродят, ищет правильный путь, но становится жертвой соблазна. Мудрость, в образе женщины, стоит крепко, стоит у городских ворот или на улицах, доставляя сообщения в качестве оракула или прорицателя. Сопоставление женской Мудрости с Богом изменяет видение Бога из предыдущих библейских книг, в которых Бог появляется как ангел, группа людей или в громе и огне. Книга Притчей не предполагает, что Бог – женщина или существо с полом. Тем не менее, женский голос Мудрости претендует на то, чтобы быть неотъемлемой частью Бога. Мудрость отмечает: «Господь сотворил меня в / начале Своего дела. . . . [Т]огда я был рядом с ним, как / мастер» (8:22–30). Мудрость также утверждает: «Ибо тот, кто найдет меня, найдет жизнь / и обретет милость от Господа» (8:35). Мудрость — источник жизни, помощник в творении и посредник между Богом и человечеством. Приписывая Мудрости женское качество, Пословицы подсказывают, что женственность, помимо мужественности, должна быть важным способом, которым мы думаем о порядке мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *