На главнуюЧитателям · Для детей и не только… · Семейному чтению · Когда читать? Как читать?
● Пословицы кратки, а ума в них целые книги.
● Хлеб питает тело, а книга питает разум.
● Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
● Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
● Ум без книги, как птица без крыльев.
● Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
● Книга не пряник, а к себе манит.
● Книга в суме – в пути тягость, книга в уме – в пути облегчение.
● Сказанное слово – было да нет, а написанное живёт век.
● Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
● Ленивому Микишке всё не до книжки.
● Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.
● Аз да Буки избавляют нас от скуки.
● Книги читай, а дела не забывай.
● Книги книгой, да и своим умом двигай.
● Испокон века книга растит человека.
● Книга поможет в труде, выручит в беде.
● Кто работает без книг, решетом воду черпает.
● Кто много читает, тот много знает.
● С книгой поведёшься – ума наберёшься.
● Книга – зеркало жизни.
● Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.
● Кто много читает, тот много знает.
● Прочёл книгу – встретился с другом.
● Хорошая книга – лучший друг.
● Книга – твой друг, без нее как без рук.
● Береги книгу – она поможет тебе жить
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
В. Берестов
Обращение писателя к читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
С. Михалков
Новому читателю
Эту короткую песню мою
Я посылаю в печать.
Тем я в подарок её отдаю,
Кто научился читать.
Новый читатель является к нам.
Это хорошая весть!
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.
Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал букварь.
Будто принес он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.
С. Маршак
Слово про слово
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Ю. Энтин
Пожелание поэта
Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Даром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…
Б. Заходер
Дорога в библиотеку
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните к знаниям руку.
Выбирайте книгу как друга.
Т. Бокова
Баркова И.В.,
нач. отделадетской библиографии МБУ «МИБС»,
тел. 77-67-27, e-mail: [email protected]
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели:
Образовательные:
Пополнять активный словарный запас
учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить
детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных
источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать
разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и
оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство
ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство
гордости за свой язык;
Планируемый результат:
Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном
контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами
группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение
самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Предметные:
Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.
Основные понятия: пословица, поговорка.
Организация пространства: групповая работа.
Ход урока:
І. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Пожелаем нам удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
– Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
– Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
– Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:
Красный – справились
Зеленый – требуется помощь
Синий – не справились
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
– организовать формулирование темы урока учащимися;
– организовать постановку цели урока учащимися.
У каждой группы листок с шифровкой.
1 группа: страха, у, велики, глаза.
2 группа: рубят, щепки, лес, летят.
Учащимся нужно расшифровать свою запись.
1 группа: у страха глаза велики.
2 группа: лес рубят – щепки летят.
– Как вы думаете, а что это такое?
(Это пословицы и поговорки)
– Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Самооценка работы группы)
III. Работа по теме. Актуализация знаний.
Цели:
– организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.
– Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)
– Они относятся к устному народному творчеству.
– Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?
– Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.
Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.
1 группа находит объяснение понятия – пословица.
2 группа – объяснение понятия – поговорка.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
– Давайте оформим наши знания в виде схемы:
Пословица Краткость, меткость, мудрость Поучительность, содержит вывод Ритм, рифма | Поговорка Образное крылатое выражение Отношение к чему-либо без вывода |
Знакомство с творчеством писателя В. И.Даля
Рассказ о В.И. Дале.
– Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы группы)
Разделение пословиц на темы. Объяснение и понимание смысла пословиц и поговорок.Работа с пословицами.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.
– Не всегда мы
можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и
поговорок:
1) Видит око, да зуб неймет –
так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может
с этим ничего поделать. Дословно – видит, но попробовать на вкус не может.
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого – работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами – так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать.
Разделение пословиц на темы.
– Объясните, как вы это понимаете.
Пословица – мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.
– Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл.
Работаем по группам:
– Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)
– Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.
1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.
2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.
3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года.
На листе записаны пословицы и поговорки:
1. Дружба – великая сила. 2. Всяк человек по делу познаётся. 3. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. 4. Друга на деньги не купишь. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат. 7. Старый друг лучше новых двух. 8. Делу время – потехе час. 9. Март с водой, апрель с травой. 10. Друг в беде – друг вдвойне. 11. Лето собирает, зима съедает. 12. Кончил дело – гуляй смело. 13. Человек без друзей, что сокол без крыльев. 14. Февраль богат снегом, апрель водою. 15. Землю красит солнце, а человека – труд.
(Самооценка работы группы).
Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.
– Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?
За все берется, но не все удается (русс.)
– В любом деле нужно умение (удм.)
Кто рано встает, тому бог подает (русс.)
– Ранняя пташка ловит червяка (англ.)
Терпенье и труд, все перетрут (русс.)
Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень (татар.)
IV. Контролирующее задание
Цель:
– проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки
Игра «Пословица или поговорка»
– Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.
1. Глаза боятся, а руки делают (пос.)
2. Семь пятниц на неделе (пог.)
3. Хлеб всему голова (пог.)
4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи (пос.)
5. У Федорки всегда отговорки (пог.)
6. Сам пропадай, а товарища выручай (пос.)
– Оцените свою работу.
Самооценка работы группы.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
– Итак, о чем мы сегодня говорили?
– Какую цель ставили? Достигли цели?
– Для чего нужны пословицы и поговорки?
– А кто из вас работал «спустя рукава»?
– Оцените свою деятельность на уроке:
Красный – справились
Зеленый – требуется помощь
Синий – не справились
Спасибо за урок!
VI. Домашнее задание.
Пословица — это короткое, лаконичное высказывание, в котором излагается мораль или истина о человеческом поведении. Пословицы чаще всего основаны на опыте, здравом смысле или наблюдении. Пословицы опираются на образный язык, такой как метафора, сравнение, аллитерация или рифма. Рассмотрим следующие примеры:
Пословицы часто записываются, и их можно найти в литературе. Бенджамин Франклин написал много пословиц и использовал пословицы из других источников в своем Альманахе бедного Ричарда, и Мигель де Сервантес Дон Кихот включает пословицы. Вероятно, самые известные письменные пословицы находятся в Книге Притчей Ветхого Завета Библии. Книга Притчей представляет собой сборник моральных и философских изречений. Ранее считалось, что книга полностью написана царем Соломоном, сыном Давида, однако ученые определили, что этот материал относится к разным периодам истории древнего Израиля.
Притчи — это учения, практические руководства для повседневной жизни, предназначенные для пользы отдельных людей и сообществ. Поскольку они предназначены для повторения, они короткие и легко запоминаются. Они написаны как параллелизмы, типичный образец еврейской поэзии, и обычно представляют собой куплеты (две строки), хотя в некоторых случаях параллелизм может достигать трех или более строк. Значение первой строки может быть усилено или переформулировано второй строкой:
Насколько лучше получить мудрость, чем золото,
Выбрать понимание, а не серебро!
Притчи 16:16
В другом шаблоне вторая строка противоположна первой строке:
Кто ходит с мудрыми, тот умудряется,
а товарищ глупых терпит вред.
Притчи 13:20
В третьем паттерне вторая строка завершает мысль первой:
Глупец не находит удовольствия в понимании
, но наслаждается высказыванием собственного мнения.
Притчи 18:2
Название «Наследуй ветер » взято из Притчей 11:29:
. Возмущающий дом свой наследует ветер:
и глупый будет рабом мудрого сердцем.
Таким образом, название пьесы предвещает зловещее предчувствие. Когда люди создают проблемы в своей семье, обществе или стране, они в конечном итоге страдают от последствий своих действий. Этим названием драматурги предупреждают зрителей о грядущем конфликте.
Лоуренс и Ли использовали Притчу 11:29в двух других случаях в пьесе. В акте II, сцена 1, преподобный Браун произносит огненную и серную проповедь на молитвенном собрании, проводимом на лужайке перед зданием суда. Он становится чрезмерно усердным в осуждении Кейтс, и когда его дочь просит его остановиться, он просит возмездия и для нее. Брэди вмешивается, потому что он обеспокоен тем, что потеряет поддержку горожан. Совет, который он дает преподобному Брауну, — это мудрость Соломона из Книги Притчей: «Кто расстроит дом свой… ветер наследует». Браун вызвал проблемы в собственном доме, осудив свою дочь, и в конечном итоге «унаследует ветер», когда Рэйчел покинет его.
Во второй раз Лоуренс и Ли используют Притчу 11:29 в Акте III. Хорнбек отмечает, что, когда Брэди читал Притчу 11:29 преподобному Брауну, он на самом деле «… произносил свой собственный некролог». Брэди «унаследовал ветер»: он умер в результате своих действий. Он совершил ошибку, полагая, что непогрешим.
Члены общины доставляют себе неприятности, потому что во время суда создают цирковую атмосферу и тем самым привлекают внимание всего мира к своим ограниченным взглядам. Они «унаследовали ветер», потому что, как и горожане Дейтона после суда над Скоупсом, их репутация осталась репутацией стереотипного «невежественного южного города».
Притчи — главный том библейского сборник мудрой литературы, в который также входят Екклесиаст, Иов и части псалмов. Цель литературы мудрости в Библия должна учить, а не рассказывать повествование. Пословицы содержит тридцать одну главу, каждая из которых состоит из двадцати-тридцати пяти мудрые изречения, каждое из которых состоит из двух поэтических строк. Большая часть книги приписывается царю Соломону; но, как указывает сама книга, письменные учения в их нынешнем виде, вероятно, были собраны не ранее царствования Езекии, царя Иудейского, в конце восьмого и начало седьмого века до н.э. Другие разделы текста приписываются дополнительным, более малоизвестным авторам. Однако можно с уверенностью сказать, что Притчи представляют собой письменное запись устной традиции мудрых высказываний с неопределенным происхождением.
Пословица – это короткая содержательная поговорка, которая обычно привлекает сравнение двух форм поведения с целью придания морального или религиозная мудрость получателю. Несколько мудрых изречений в Притчах также принимают форму загадочных или загадочных высказываний которые получатель должен интерпретировать, чтобы понять смысл. Библейские пословицы религиозны, но они сосредоточены на конкретных человеческих переживания, а не божественное откровение. Тем не менее их суждения всегда влекут за собой вневременное качество, как мораль мифа или сказка. Библейское понятие мудрости подразумевает приобретение навыки или способности в области справедливости и нравственной добродетели, например ремесленник учится ремеслу. На самом деле, Притчи часто наставляют слушатель «приобрел» или «купил» мудрость (4:5 и 23:23). Высказывания в Притчах часто адресованы молодым людям, которые находятся в процессе становления мудрыми. Вероятно, Книга Притчей стали частью обучения еврейской молодежи после изгнание израильтян и возвращение в землю обетованную.
Книга Притчей разделена на четыре основных раздела: с тремя дополнительными разделами или приложениями в конце. Первая треть Притчей представляет собой расширенную лекцию, произнесенную персонифицированный голос «Мудрости». Этот раздел самый разговорный, описательной и тематической части книги. Мудрость говорит в от первого лица и обращается к читателю как к «моему ребенку», инструктируя читателю на различные темы для мудрой жизни. Голос Мудрости принимает различные формы. С одной стороны, Мудрость относится к себе в женском роде, используя местоимения «она» и «ее». Мудрость описывает себя, как женщина, стоящая на улицах города, выкрикивая свои предостережения Людям. Однако Мудрость также отождествляет себя с Богом. Он говорит, что стремление к мудрости — это то же самое, что и послушание Богу. Мудрость утверждает, что была партнером Бога в сотворении мира.
Следующие три раздела Притчей содержат пословицы Соломона и изречения мудрецов. Список притчей Соломона таков. состоит из двух длинных разделов, а пословицы организованы очень свободно. по теме. Говорящий обычно принимает на себя голос и авторитет король. Многие пословицы следуют формуле антитезиса. параллелизм , соглашение, при котором пословица излагается в двух поэтические строки, и одна строка описывает тип хорошего или мудрого поведения в то время как другой описывает свою злую или глупую противоположность. «изречения мудрых» составляют один небольшой раздел и менее риторичны, давать более прямые команды и советы читателю.
Последние три раздела книги Притчей включают краткие оракулы Агура и царя Лемуила и заключительный урок о как выбрать хорошую жену. Историческое существование Агура и Лемюэля неизвестно, но их загадочные высказывания продолжают требовать мудрости и темы воздержания и справедливости, которые являются общими для остальные Притчи. Последний отрывок восхваляет все черты хорошая и «способная» жена (31:10). Она трудолюбива, независима, сильна, щедра к бедным и, самое главное, она «боится» или повинуется Богу (31:30). Притчи заканчиваются призывом к ее семье и обществу хвалить ее. ее.
Притчи в основном связаны с неизбежностью Божьей справедливости и важности благоразумия и умеренности. Притчи Соломона утверждают, что злые дела неизменно приведут к божественному возмездию и каре в течение земной жизни человека. Людям, злословящим других, отрежут языки, у ленивых будет неурожай, а чрезмерная гордость приведет к падению личности. Один из способов насладиться благоприятной рукой Божьей справедливости заключается в умеренности и благоразумии. Согласно согласно пословицам, умеренный человек избегает излишеств глупость, в том числе чрезмерное употребление алкоголя, еды, сна, сплетен, и ярость. Последовательный способ продемонстрировать мудрое поведение подбирая слова проницательно и тщательно. Пословицы также восхваляют тех, которые готовятся заранее, особенно те, кто строит свои дома при подготовке к более поздним обстоятельствам. Самый важный знак однако мудрость и благоразумие — это послушание и почтение к своему родители.
Значение женщин и женственности в Притчах необычно в контексте Ветхого Завета. В большинстве Ветхого Завета В нарративах женщины играют второстепенную роль по сравнению с мужчинами. Однако, Притчи предполагают, что женщины могут использовать мудрость в среде, где доминируют мужчины. общество утвердить свою силу и независимость. Последняя глава дает разрешение «хорошей жене» делать все, от продажи товаров к ремонту дома, и Соломон ранее отмечает, что это «мудрая женщина, строящая дом свой» (14:1). Интересно, что молодые люди в Притчах бесцельно бродят, ищет правильный путь, но становится жертвой соблазна. Мудрость, в образе женщины, стоит крепко, стоит у городских ворот или на улицах, доставляя сообщения в качестве оракула или прорицателя. Сопоставление женской Мудрости с Богом изменяет видение Бога из предыдущих библейских книг, в которых Бог появляется как ангел, группа людей или в громе и огне. Книга Притчей не предполагает, что Бог – женщина или существо с полом. Тем не менее, женский голос Мудрости претендует на то, чтобы быть неотъемлемой частью Бога. Мудрость отмечает: «Господь сотворил меня в / начале Своего дела. . . . [Т]огда я был рядом с ним, как / мастер» (8:22–30). Мудрость также утверждает: «Ибо тот, кто найдет меня, найдет жизнь / и обретет милость от Господа» (8:35). Мудрость — источник жизни, помощник в творении и посредник между Богом и человечеством. Приписывая Мудрости женское качество, Пословицы подсказывают, что женственность, помимо мужественности, должна быть важным способом, которым мы думаем о порядке мира.