Основные занятия русских богатырей 3 класс: Конспект занятия “Русские богатыри”

Конспект занятия “Русские богатыри”

Авторы:Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н.

Библиографическое описание статьи:

Кучумова О. Ю., Рыжова Е. Н. Конспект занятия “Русские богатыри” // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 9. – ART 26027. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26027.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

Аннотация:
При помощи данного конспекта в детях воспитывается гордость за своих предков, дать возможность почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа

Ключевые слова:
патриотические чувства, богатырь, русь, кочевники, войны

Полный текст:

Программное содержание:

  1. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
  2. Познакомить с историей Куликовской битвы, ее ходе, значении для Руси, о мужестве и отваге воинов.
  3. Вызвать у детей патриотические чувства, гордость за дела своих предков, интерес к отечественной истории.
  4. Учить работать с картой, понимать схематические изображения и их значения.

Словарная работа: кольчуга, палица, меч, копье, былина, атака, засада, рать.
Предварительная работа:

– Чтение книг о богатырях;

– Чтение былин;

– Просмотр видеофильмов о богатырях, битвах;

– Рассматривание иллюстраций.

Материал: Карта России, карта Руси, картина Васнецова «Три богатыря», иллюстрации к рассказу о Куликовской битве, иллюстрации снаряжения и оружия русских воинов, видеофильм.

 

Ход занятия

 

1 часть
1. Прослушивание песни о Родине из фильма «Финист – ясный сокол»

Вопросы детям:

– О чем эта песня?

– Что такое Родина?
2. Работа с картами:

– Карта какого государства у нас находится в группе? (России)

– Кто сможет показать границы нашей страны?

– Какая наша страна по размеру?

– Границы нашей страны проходят через леса, моря, степи, горы. Наша страна очень большая.

– Но не всегда наше государство было таким большим. Раньше оно было намного меньше. (Карта Руси).

– Кто сможет сказать, как называлось наше государство раньше? (Русь).

– А что означает и почему Русь? (ответы детей).
3. Работа по картине Васнецова «Три богатыря»

– Кто охранял и защищал границы Руси? (русские воины, богатыри)

– Кто такие богатыри, какими они были? (сильными, ловкими, смелыми, храбрыми, мужественными и т.д.)

– Кто знает как называется эта картина?

– Кто изображен на этой картине?

– Как зовут этих богатырей?

– Сейчас мы поговорим о снаряжении и оружии русских воинов – богатырей. (Детям раздаются картинки со снаряжением и оружием богатырей, рассказы детей).
4. Физкультминутка.

Чтобы стать сильными, ловкими надо что делать? (заниматься спортом). Сейчас мы с вами сделаем зарядку для богатырей.

2 часть

– Ребята, от кого защищали богатыри, русские воины границы Руси? (от татар-кочевников, от врагов).

– Кто такие кочевники? (ответы детей).

Рассказ воспитателя:

Кочевники – это странствующее, кочующее племя. Правил ими Великий хан по имени Мамай. С древности совершали они набеги на земли русские, грабили, брали в плен русских людей, собирали с русских князей дань (плату) за то, чтобы не было их страшных набегов.

Долго платили русские князья дань, а потом перестали.

Собрал тогда хан Мамай несметное полчище своих войск и повел их на Русь. Он решил так наказать Русь, чтобы она еще долго не подняла головы. И летом в 1380 году татарское войско двинулось на Русь. Их было столько много, что застонала под ними степь.

Русские князья решили дать отпор врагу. Русский князь Дмитрий Иванович решил объединить всех русских князей, собрал войско, и решили они биться с Мамаем насмерть. Даже святые люди-монахи – встали в ряды воинов.

Подошли русские к Дону, подумали, переправились через него и сожгли за собой мосты. Встали они на поле Куликовом, позади них реки кругом, впереди татары, отступать некуда: или погибнуть, или победить. Сказал Дмитрий Иванович своим войскам: «Други, мои ратные, честная смерть лучше позора! Постоим за Русь святую, за свою Родину». И сошлись два войска на поле Куликовом.

Выстроились войска в боевом порядке: впереди большой полк, с флангов – полки левой и правой руки. А за полком правой руки- резерв. Недалеко от поля сражения была зеленая дубрава, в ней спрятался засадный полк князя Владимира Андреевича.

В те давние времена было принято перед сражением устраивать поединок двух самых сильных и смелых воинов от каждого войска. Вышли: от русских – монах Пересвет, а от татар – богатырь Челубей. На всем скаку налетели они друг на друга, сшиблись с налету копьями. Устояли кони, а воины рухнули наземь, оба мертвые. Своею смертью предсказали они, что битва будет трудная и кровопролитная.

И тотчас обе рати ринулись друг на друга. Татары первыми двинулись в атаку. Они рассеяли сторожевой и передовой полки и напали на основные силы – большой полк, стали обходить его слева. Но в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк, и татары обратились в бегство.

Князя Дмитрия Ивановича нашли раненым. Ему перевязали раны и он сел на коня, и объехал Куликово поле. Сколько погибших лежало на этом поле, сколько русских воинов-богатырей здесь погибло. Восемь дней хоронили русские воины павших товарищей.

Это была первая большая победа русских воинов над татарами. Хан Мамай так и не смог вернуться после поражения на свой трон. Дмитрия Ивановича после победы стали называть Дмитрием Донским.

После победы на Куликовом поле стала возрождаться русская земля. Но прошло еще много лет, прежде чем Русь окончательно избавилась от татар-кочевников.

Весь мир понял, что русские воины готовы сражаться за свою землю, за веру до последней капли крови. Силой покорить Русь не дано никому, пока есть на нашей земле храбрые и мудрые полководцы, могучие и мужественные богатыри.

3 часть

Давным-давно не было на Руси ни радио, ни телевидения, ни библиотек с книгами, но мы с вами знаем о богатырях героях, о Дмитрии Донском, о Куликовской битве. А откуда нам это известно? (ответы детей).

Мы знаем это с вами из былин. Былина- это русские народные песни – поэмы о богатырях и народных героях, сложенные в старину певцами- сказителями и устно передававшиеся из поколения в поколение.

В образах героев былин народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, храбрость, удаль, стойкий характер, честность – все черты русского характера.

– Послушайте отрывки из былины «Мамаево побоище». Вот как рассказывается в былине о нападении Мамая:

Из-за моря, моря синего,

Из-за тех же гор из-за высоких,

Из-за тех же лесов темных,

Из-за той же сторонушки восточныя

Не темная туча поднималася,

С силой Мамай соряжается

На тот же на крашен Киев-град

И хочет крашен Киев в полон взять.

Дошла до Мамая славушка немалая,

Будто в том же городе во Киеве

Будто не стало Ильи Муромца,

Будто все сильные богатыри

Во чисто поле разъехались.

И подходила сила Мамаева

Ко тому же ко чисто полю,

Ко тому ли раздольецу широкому.

Не дошедши они до города до Киева в двухстах верстах,

Развернули шатры белополотнянные,

Разостали они войском в лагере, и поставили они кругом войска стражу строгую.

– Послушайте, какие богатыри и воины собирались на битву:

Ко своим ко братьицам ко названным:

Во первых-то, к Самсону Колувану,

Во вторых-то, к Дунаю Ивановичу,

Во третьих-то, к Василию Касимеровичу,

Во четвертых-то, к Михайлушке Игнатьевичу с племянником,

Во пятых-то, к Потоку Ивановичу,

Во шестых-то, к Добрынюшке Никитичу,

Во семых-то, к Алеше Поповичу,

В восьмых-то, к двум братьям Иванам,

Да еще к двум братьям, к двум Суздальцам.

Поехал Потанюшка во чисто поле,

Собрал всех удалых добрых молодцев,

Русских могучих богатырей.

– За что же пошли на битву воины, ради чего? (ответы детей).

Постоим-ка-ся мы за веру христианскую,

И за те же за храмы за божие,

И за те же честные монастыри

И своею мы кровью горячею,

И поедем мы в далече чисто поле,

На рать-силу великую.

Итог занятия:

Еще много раз собирались русские воины и сражались с врагами, которые хотели захватить и поработить русский народ. В школе вы еще узнаете много нового и интересного о героях, о битвах, о нашей Родине.

– А сегодня мы с вами узнали о какой битве? (о Куликовской битве).

– Под руководством какого князя воевали русские воины? (Дмитрия Донского).

В будущем вы тоже станете защищать свою страну, свою Родину. А как надо готовиться, чтобы стать настоящими защитниками своей страны? (ответы детей).

– Надо любить свою Россию, потому что это наша Родина, мы родились и живем здесь.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Внеурочное занятие “Русские богатыри” | План-конспект занятия по чтению (1, 2, 3, 4 класс):

Курс: «В мире книг»

Тема урока: «Защитники Отечества. Герои былин и сказаний»».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технологическая карта занятия

Педагогическая цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях-Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Цель для учащихся:  показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей, воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину в разные периоды ее истории.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: правильно читать вслух и про себя текст  произведения; отвечать на вопросы учителя по содержанию произведения; относить произведение к жанру былины.

Личностные УУД: будут сформированы морально-этические нормы в любой ситуации, поступать в соответствии с правилами поведения; проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи и др.

Метапредметные УУД.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – делать выводы в результате совместной работы всего класса; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать свою позицию, владея приёмами монологической и диалогической речи; совместно с учителем и одноклассниками договариваться о правилах общения и поведения в школе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)

Здравствуйте, люди добрые. Присаживайтесь поудобнее, да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.  

А сейчас предлагаю вам посмотреть одну сказочку

Видео мультик

Приветствуют гостей.

Слушают учителя

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

II. Актуализация знаний (4-5 мин)

– Кто догадался, о ком пойдет речь на нашем занятии?

– Кто такие богатыри?

Слайд 3

– Богатырь – герой русских былин, защитник земли Русской, Отечества, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.

– В какие времена они жили?

– А есть ли они сейчас?

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.

А что означает слово Отечество?

– Каких русских богатырей вы знаете или слышали?

-А других богатырей знаете?

– Где слышали имена этих богатырей?

-Святогор, Садко, Микула Селянинович.

А что такое былины?

Былины – это народные песни. Они создавались для исполнения на праздниках, на пирах. Исполняли их особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев и аккомпанировали себе на гуслях.

Былины получили свое название от слова “быль”, то есть поется в них о том, что происходило на самом деле. Но, как и в любом жанре устного народного творчества, былина пересказывалась каждым певцом по-своему: одно место рассказывалась подробнее, дополнялось новыми деталями, другое сокращалось.

На Севере Руси былины называли старинами. Былины, старины – это слова, обозначающие то, что когда-то, в далекую старину происходило и осталось в памяти народа.

Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на нашу землю нападали многочисленные враги: монголы, половцы, печенеги.

В былинах можно узнать не только о подвигах, сражениях русских богатырей, но и о жизни людей в те времена: где они жили, как одевались, с кем вели торговлю, какие у них были промыслы, как они трудились.

О богатырях

-Храбрые, сильные воины, которые защищали свою Родину

Предположения учащихся

Родина, Русь

– Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Мнения детей

В былинах, сказках

Это то что было на самом деле.

Предметные УУД:

1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Рассуждать, доказывать свою позицию.

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

III.Формулирование темы и целей урока (5 мин)

-Хотелось бы вам узнать о богатырях побольше?

– Назовите тему нашего урока.

Слайд 4

«Защитники отечества. Герои былин и сказаний»

– Какова цель нашего занятия?

Предположения детей

-Узнать о защитниках отечества, богатырях

Предметные УУД:

1. Формулировать несложные выводы; высказывать оценочные суждения.

2. Рассуждать, доказывать свою позицию

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3.Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Проговаривать последовательность действий на уроке.

IV. Открытие новых знаний

Работа с иллюстрацией.

Посмотрите на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Кто на ней изображен?

Как изображены богатыри?

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом даже  и пословицы говорят.

 Если по-русски скроен, и один в поле воин. 

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. 

Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

А какими качествами обладали Богатыри?

Сейчас я вам предлагаю поработать с текстами и заполнить таблицы. Текст читайте внимательно.

-на картине Васнецова изображены три богатыря: Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).
художник изобразил богатырей в виде сказочных героев

Смелость, ловкость храбрость

Выполняют работу.

Предметные УУД:

1. Формулировать несложные выводы; высказывать оценочные суждения,

2. Рассуждать, доказывать свою позицию

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

V.Закрепление полученных знаний.

Организовать деятельность по изучению экипировки богатырей

– Без устали разъезжали богатыри на могучих конях, в снаряжении богатырском, да вооруженные, чтобы защищать землю русскую.

– А, кто знает, как называются доспехи и оружие богатырские? (Шлем, кольчуга), (меч, копье,булава, лук со стрелами в колчане)

Есть поговорка хорошая: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”.

– Вот мы и посмотрим, как все это выглядело. ( Слайд)

– Давайте проверим, как вы запомнили внешний вид богатырский, и поиграем в игру “Одень богатыря”

Работа в группе

Ответы учащихся

Познавательные УУД

1. Извлекать нужную информацию из текста, иллюстрации.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

3.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4.Воспитание здорового образа жизни.

5. Эстетическое воспитание.

Физминутка (1 мин.)

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! 

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо 

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже 

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще 

Через левое плечо 

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

руки в стороны

ладонь к глазам

ноги на ширине плеч

поворот вправо

поворот влево

поворот вправо

поворот вправо

наклоны вправо, влево

3 Отработка коммуникативных навыков

Ребята, а вы знаете, чем занимались богатыри в свободное время от боевых походов?

Сейчас я вам тоже предлагаю помериться вашей богатырской силой.

Конкурс  «Свою ловкость покажи – что ты ловкий докажи!» (слайд №)

«Верховая езда»

Оседлать шарик, преодолеть дистанцию, прибежать обратно, передать другому.

(У ребят воздушные шары).

Я:   В   ловкости   богатырской   посостязались,   теперь  силушкой померяемся.  Идём   по  жёлтой   дорожке. Были  такие  богатыри  на  Руси – из  камня  воду  выжать могли.

А  покажите-ка  вы  нам  силушку  свою.

Конкурс 5 «Мы богатыри!» 

Приглашаем самого сильного от каждой дружины.

Из лимона выжать сок. Кто больше?

(Участники выжимают сок в стакан).

Я:   Хоть и говорят в народе: «Сила есть – ума не надо», да другие пословицы гласят: «С умом больше сделаешь, чем одной силой», «Где не возьмёшь топором, там возьмёшь смекалкой».

А вот вам и задание. Знает каждый, что богатырь – не богатырь, коль нет у него доспехов. Добыть вам надобно шлем да меч, одеться, да на люди показаться. А мы уж посмотрим.

Конкурс 6 «Нас хоть и маловато, но ума палата!»

(слайд №     )        

Каждой команде предоставляется ватман, ножницы, степлер. Смастерить доспехи (шлем, меч и др).

Отдыхали, подготавливали свое оружие. Мерились богатырской силой, перетягивали канат

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Учиться работать в  паре, группе;

Личностные результаты

1. Прививаем любовь к Родине, представления о героическом прошлом нашего народа.

2.Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

4.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1.Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе и речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (3-5 мин)

– Что мы делали?

– Вспомните цель, которую ставили в начале урока.

– Кто такие богатыри?

Что они защищали?

Слушайте внимательно, отвечайте только «да» или «нет». 
Наша родина сильна  (да)
И у нас она одна  (да)
На Руси богатыри есть  (да)
Им всегда хвала и честь  (да)  
Илья Муромец герой   (да) 
Он был самый молодой  (нет)  
Соловья он победил  (да)  
Из автомата подстрелил  (нет) 
Алеша Попович тоже герой  (да) 
Он сильный, смелый, молодой  (да) 
Карабаса в бою победил  (нет) 
На танках боролись богатыри с врагом  (нет) 
Они воевали с мечом и копьем  (да) 
Добрыня Никитич был слабым и хилым  (нет) 
Он змея сумел победить своей силой  (да) 
Гордимся мы нашими богатырями  (да) 
Хотим ли быть такими же сами (да)

Оцените свою работу  и работу группы

Слайд 8

-Давайте вернемся к «Лестнице успеха». Поставьте себя соответствующую ступеньку:

1. Ничего нового не узнал

2. Было не интересно и не понятно

3. Узнал много нового и могу рассказать об этом другим.

Читали текст, заполняли таблицу, одевали богатырей. выказывали своё отношение к героям.

– оценивают себя

– показывают смайлики

Предметные УУД:

1. Формулировать несложные выводы;

высказывать оценочные суждения,

2. Пересказывать текст подробно и выборочно

Познавательные УУД

1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные

1. Учиться работать в  паре, группе;

2. Осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты

10. Д/З. (по желанию) (1 мин)

Слайд 10

1. Составить синквейн

2. Нарисовать богатыря

Советская оккупация Австрии | Национальный музей Второй мировой войны

Артикул

Особого внимания заслуживает формирование советской оккупационной политики в Австрии.

Верхнее изображение: Советские солдаты сносят нацистский плакат в Австрии. Изображение предоставлено «Военным альбомом» (русскоязычный веб-сайт) и Sputnik News.

Нацистская Германия аннексировала Австрию в 1938 году при подавляющей поддержке австрийского населения. Даже такие фигуры, как Карл Реннер, австрийский политик-социалист, временный премьер-министр первого постнацистского правительства, назначенного Иосифом Сталиным, приветствовали Аншлюс .

После этого Австрия стала неотъемлемой частью Третьего рейха, где 700 000 человек, или 10 процентов населения, вступили в нацистскую партию. В период с 1938 по 1945 год в Вермахт было призвано более 1,3 миллиона австрийцев, 242 000 из которых так и не вернулись домой. Австрийцы также верно служили солдатами из самой Германии и несли такую ​​же ответственность за зверства нацистов на Восточном фронте.

История оккупации Австрии Красной Армией начинается 19 июня.41, когда гитлеровский режим начал геноцидную войну против Советского Союза. Целью операции «Барбаросса» было не только ликвидировать Советский Союз как потенциальную военную угрозу, но и уморить голодом и поработить европейское население страны и превратить ее в немецкую колонию. Советский Союз потерял 26,6 миллиона человек во время войны, при этом наиболее достоверные оценки военных потерь составляют от 11,4 до 14,6 миллиона человек.

После почти четырех лет ожесточенных боев войска 3-го и 2-го Украинских фронтов, двух групп армий на южной оконечности советско-германского фронта, зимой 1919 года подошли к границе Австрии со стороны Венгрии. 45. Боевые действия в Венгрии были одними из самых жестоких за всю войну, так как две группы Красной Армии, насчитывавшие в то время около 1 миллиона человек, понесли потери 484 300 человек, в том числе 140 000 человек убитыми или взятыми в плен. Когда они перегруппировывались для вторжения в Австрию, в марте 1945 года немцы начали свое последнее крупное наступление в войне на озере Балатон, которое было направлено на то, чтобы остановить продвижение советских войск в Третий рейх. После того, как 3-й Украинский фронт поглотил атаку, он начал контратаку, которая переросла в Венскую стратегическую наступательную операцию, в результате которой была уничтожена основная часть немецких войск на юге и захвачена австрийская столица. После взятия Вены советские войска в начале мая продвинулись к Линцу и Грацу. Стычки между Красной Армией и немецкими солдатами, которые отчаянно стремились сдаться западным союзникам и не попасть в советский плен, продолжались до конца мая, задолго до того, как боевые действия прекратились в других частях Европы. Красная Армия понесла 94 185 жертв в Австрии, 26 006 убитых и 68 179 раненых.

Советская оккупационная политика в Австрии в значительной степени определялась Московской декларацией 1943 года, в которой британцы, американцы и Советы провозгласили, что Австрия стала первой жертвой Германии, но что ей также придется заплатить цену за свое участие в нацистской агрессии. В конечном итоге Декларация означала, что Австрия станет независимым государством. Красная Армия заняла лишь часть Австрии, включая столицу, а англо-американские войска вошли из Германии и Италии. После этого Франция, Великобритания, США и Советский Союз разделили Австрию на четыре оккупационные зоны, как это было в Германии.

Хотя Москва относилась к Австрии как к побежденной державе Оси, она придерживалась общей линии, согласно которой Австрия стала жертвой Германии. Таким образом, Австрия избежала некоторых худших аспектов судьбы Германии. Он не потерял ни одной территории, несмотря на претензии Югославии на Каринтию, провинцию на юге страны. Австрийцы также избежали участи Volksdeutsche , этнических немцев из Восточной Европы, которые были изгнаны в Германию или арестованы и депортированы в Советский Союз для рабского труда. Точно так же австрийцы не стали жертвами этнических чисток, как немцы с территорий Третьего рейха, присоединенных к Польше и Советскому Союзу. Западные союзники также успешно противостояли планам Кремля наложить на Австрию обременительные военные репарации, которые должны были выплатить Германия, Румыния и Венгрия.

Однако западные союзники согласились с требованием Москвы о том, чтобы Советы получили право на немецкие активы в Австрии в их зоне оккупации. Москва считала немецким имуществом все имущество, которое в конце войны имело немецких владельцев или инвесторов. В результате, по словам историка Гюнтера Бишофа, Австрия заплатила более чем в пять раз больше, чем первоначально требовал Сталин. В Австрии, как и в других «вражеских» странах, местные органы власти были обязаны кормить и одевать Красную Армию, которая, учитывая численность войск, была огромным бременем для разоренных войной стран.

Москва направила отряды профессиональных мародеров НКВД (советской тайной полиции) для получения репараций путем реквизиций: отряды НКВД захватили промышленные предприятия и производственные объекты, конфисковав товар в количестве 31 200 грузовых вагонов. В июне 1946 г. на покрытие оккупационных расходов ушло 30% национального бюджета. Историк Вальтер Ибер подсчитал, что в общей сложности Австрия заплатила Советскому Союзу 36,8 миллиарда шиллингов, или два процента накопленного ВВП, с 19 по 19 век.46 по 1955 г.

Тот факт, что Москва не планировала и не пыталась установить коммунистическую диктатуру в Австрии, означал, что масштабы политического насилия, с которыми столкнулись австрийцы, были более ограниченными, чем в других странах, оккупированных Красной Армией. Согласно исследованию Гарольда Кнолля и Барбары Штельцль-Маркс, в 1945 году, или в первые восемь месяцев оккупации, советские военные трибуналы арестовали около 800 австрийских гражданских лиц. По 400 из них обвинения известны: 191 обвинялись в принадлежности к нацистской группе сопротивления «Оборотень», 61 — в шпионаже, 55 — в жестоком обращении с советскими военнопленными и рабами, 31 — в хранении оружия, 22 — в военных преступлениях, 24 — в насильственных действиях. , 11 за продажу некачественного алкоголя советским войскам, четверо за преступную деятельность и один за то, что он был бывшим советским гражданином. К 1955, когда Красная Армия ушла из страны, Советы арестовали 2400 австрийцев, 1250 из которых были привлечены к ответственности за все, от военных преступлений до повседневной преступной деятельности. Около 150 человек были казнены, а другие получили длительные сроки тюремного заключения.

По меркам советской системы правосудия и учитывая значительный вклад Австрии в военные преступления нацистов, советский репрессивный аппарат в первые месяцы оккупации действовал весьма сдержанно. Эта сдержанность может быть объяснена отчасти тем, что Москва не полностью контролировала Австрию, а отчасти тем, что Австрия находилась далеко от границ Советского Союза. Следовательно, он не занимал высокого места в списке геополитических приоритетов Москвы. Для Кремля было гораздо важнее иметь дружественный и желательно коммунистический режим в соседней стране, такой как Румыния или Польша, чья прилегающая территория делала ее потенциальной военной угрозой для Советского Союза. В этих странах советский террор был хуже.

На протяжении всей войны советское руководство поддерживало боевой дух армии с помощью злобной антинемецкой пропаганды ненависти, которая, учитывая геноцидное поведение Оси в Советском Союзе, находила мощный отклик в рядовых рядовых. Кампания антинемецкой идеологической обработки подпитывала зверства против мирных жителей. По мере приближения к Третьему рейху советские солдаты совершили сотни тысяч сексуальных посягательств, грабежей и убийств. К апрелю 1945 года, когда падение Третьего рейха было неизбежным, советские лидеры начали думать о послевоенном периоде, когда им придется управлять вновь завоеванными территориями и, таким образом, требовать хоть какой-то поддержки от побежденных немцев.

Внезапно тон и посыл советской пропаганды резко изменились. Кампания ненависти полностью не прекратилась, но самые яростные антинемецкие пропагандисты, такие как широко популярный военный журналист Илья Эренбург, подвергались критике в советской гражданской и военной прессе за «заход слишком далеко». Советская пропаганда также стала подчеркивать, что простые немцы (и австрийцы) не несут ответственности за преступления нацистов. Изменение пропагандистского тона было направлено на то, чтобы отличить простых немцев от нацистов, побудить советских солдат более корректно относиться к мирным жителям.

Советские полевые командиры отдали приказы войскам пресекать преступное поведение, как только они войдут в Австрию. 4 апреля командование выпустило инструкцию, которую зачитали всем фронтовикам. В инструкции провозглашалось, что Австрия стала первой жертвой Гитлера и что Красная Армия вошла в страну, чтобы освободить ее и уничтожить немецкие войска. В нем говорилось, что нацистская пропаганда в течение многих лет пугала австрийцев рассказами о зверствах советских солдат. Называя нацистскую пропаганду ложью, инструкция призывала войска не смешивать австрийских гражданских лиц с немецкими оккупантами. Документ заканчивался на:

«Будьте беспощадны к немецким поработителям, но не обижайте австрийское население. Уважайте их традиции, семьи и частную собственность. Гордо несите славное звание воина Красной Армии… Пусть ваше поведение вызывает везде уважение к Красной Армии».

Инструкция явно пыталась создать симпатический образ Австрии среди рядовых, в то время как призыв к уважению семьи и собственности прямо призывал солдат воздерживаться от сексуальных посягательств и грабежей. Трудно представить себе более позитивную проавстрийскую пропаганду, поскольку она включала в себя сомнительное заявление об Австрии как о первой жертве Германии, пытавшейся убедить солдат в гуманном обращении с австрийцами.

Рядовые с полным недоверием отнеслись к новой линии, согласно которой австрийцы не были немцами и что не все немцы злодеи, а только нацисты. Владимир Архипов, связист 3-го Украинского фронта, 19 марта 1945 года отправил своей семье письмо, в котором осветил преобладающее настроение советских солдат накануне их вступления в Австрию. После долгого боя, во время которого советские войска остановили немцев у озера Балатон, он написал, что слушал музыку по московскому радио со своим другом Степаном. Архипов рассказывал, что Степан перед тем, как уснуть, спрашивал себя, когда же, наконец, уничтожат так называемую немецкую мразь, чтобы вернуться домой и слушать живой оркестр, не прерываемый взрывами.

Двумя днями ранее, сообщил Архипов, Степан получил письмо из дома, в котором сообщалось, что его отец и два двоюродных брата убиты немцами, его жена отправлена ​​на рабский труд в Германию, а его младший брат избит так сильно, что он еще нездоров. Архипов почувствовал боль друга. Он спросил своих родителей: «Можем ли мы простить [немецким] подонкам то злодейство, которое они причинили?» На его вопрос он ответил: «Нет, мы их не простим. Доберемся и до них. Тысячи [солдат], как Степан, будут мстить. На нашей улице будет праздник!»

Свой приход в Третий рейх советские войска восприняли как свою победу и время вершить собственное правосудие. Именно это имел в виду Архипов, когда писал, что на улицах будет праздник. По словам Бориса Слуцкого, майора 3-го Украинского фронта, сделавшего после войны блестящую литературную карьеру, «В Штирии [австрийской провинции] воцарилась справедливость, и каждый солдат чувствовал себя ее исполнителем и блюстителем. ».

Советские солдаты беседуют с освобожденными рабами из Советского Союза в Вене. Изображение предоставлено альбомом «Военный» и ТАСС.

Роль освобожденных рабов и военнопленных в майских беспорядках 1945 года также необходимо учитывать при изучении советского буйства. В Австрии были сотни тысяч рабов из 5 миллионов советских граждан, вывезенных нацистами в Третий рейх с завоеванных территорий. Эти люди, освобожденные Красной Армией, часто первыми грабили и нападали на мирных жителей. Армия также в значительной степени пополнялась из освобожденных военнопленных и рабов, пополнив свои ряды десятками тысяч человек, имевших счеты с немцами. Сталинский режим также подозрительно относился к таким солдатам из-за того, что они находились в плену, и, действуя агрессивно против врага, они демонстрировали лояльность системе. Один из таких солдат, Александр Левин, прожил в плену четыре года, скрывая от нацистских похитителей свое еврейское происхождение. Освобожденный из лагеря в конце апреля, он присоединился к 2-му Украинскому фронту. В первом письме к семье от 12 мая он писал:

“(Это) ужасно, когда я вспоминаю безысходность существования в неволе, особенно в последние два месяца, которые я провел в каменной застенке. Все, все, все это позади! Я снова солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии.Я теперь только жалею,что не смог проявить в боях за Родину то,о чем думал все то время,что был в плену.Правда,должен сказать,что часть снял моей ненависти на головы «чистокровных» арийских дегенератов».

Учитывая, что к тому времени, когда Левин вернулся в Красную Армию, боевые действия почти закончились, вполне вероятно, что он вымещал свою ненависть на мирных жителях или военнопленных.

Солдаты 3-го и 2-го Украинских фронтов прошли через Румынию, Болгарию, Югославию и Венгрию, прежде чем войти в Австрию. Хотя они повсюду совершали множество преступлений, наиболее интенсивно они грабили и насиловали в Австрии. По некоторым оценкам, только в Вене красноармейцы изнасиловали от 70 000 до 100 000 женщин. Среди историков ведутся споры о том, было ли поведение СССР в Австрии таким же плохим, как в Германии, и большинство свидетельств указывает на то, что это не так, хотя и было похоже.

Например, одно исследование показало, что 5,8 процента всех женщин в возрасте от 15 до 60 лет были изнасилованы в одном австрийском округе, тогда как в Берлине соответствующий показатель составлял 7,1 процента. Как утверждают такие историки, как Мария Меснер и Джилл Льюис, значение этих цифр состоит в том, что они противоречат более популярной версии, отраженной в некоторых академических текстах, о том, что практически все женщины были изнасилованы.

Повсеместные грабежи сопровождались изнасилованиями. Многие солдаты сообщали, что на завершающем этапе войны они перестали полагаться на полевые кухни. Они захватывали любую еду, которую хотели, и готовили ее самостоятельно или заставляли готовить ее мирных жителей. 19 декабря44 года Сталин разрешил солдатам и офицерам отправлять посылки в Советский Союз. Идея этой политики заключалась в том, чтобы облегчить страдания населения раздираемого войной Советского Союза за счет населения противника. Войска за границей получали жалование в специальной военной валюте, которые были совершенно бесполезны. Таким образом, многие солдаты просто грабили товары, в которых остро нуждались их семьи и друзья дома.

Дикое мародерство и, особенно, сексуальные домогательства были преступлениями снизу, которые нарушали действующие правила. Командование — на уровне групп армий и Москвы — часто отдавало приказы, напоминая войскам о недопустимости нападения на мирных жителей, обещая суровые наказания виновным. Судьба мирного населения противника не волновала военно-политических руководителей. Однако нападения, почти всегда сопровождавшиеся неумеренным употреблением алкоголя и уходом от службы, отвлекали от основной задачи — разгрома врага.

После окончания боевых действий штурмы представляли собой политическую проблему, поскольку они подрывали советскую власть в зоне оккупации и лишали легитимности австрийских союзников Москвы — Коммунистическую партию Австрии. Если что-то и могло остановить буйство, так это последовательное применение самого сурового наказания, смертного приговора виновным. Но сами ответственные за дисциплину офицеры вели грабежи, а в некоторых случаях нападали и на женщин. Офицеры почти всегда сочувствовали своим многострадальным солдатам, а не мирным жителям. Кроме того, как указал историк Филип Славески в отношении немецкого контекста, учитывая количество и интенсивность нападений, офицеры не продержались бы долго, если бы они противостояли каждому преступнику в рядах.

Австрийский флаг развевается рядом с серпом и молотом и изображением Ленина в трамвае, пересекающем недавно отремонтированный мост в центре Вены в 1946 году. Изображение предоставлено Радио Свободная Европа.

Летом и осенью 1945 г. в советской зоне постепенно восстанавливался порядок. Численность войск значительно сократилась: примерно с 700 000 во время Венского стратегического наступления до 150 000 в 1946 г. и 50 000 после окончания оккупации в 1946 г.55. Более того, после войны в лагерях и казармах передовые войска были поставлены под гораздо более строгий контроль. Возможно, наиболее важно то, что оккупационные войска стали состоять из более дисциплинированных и лучше обученных войск, большинство из которых были из НКВД. По мере того как война превращалась в оккупацию и представители советского оккупационного аппарата стали более тесно взаимодействовать с австрийскими гражданскими лицами, сексуальные отношения между советскими мужчинами и австрийскими женщинами стали менее физически насильственными и более деловыми, а во многих случаях и по обоюдному согласию.

Согласно увлекательному исследованию историка Барбары Штельцль-Маркс, в период с 1946 по 1953 год в Австрии родилось около 8000 так называемых солдатских детей, но реальное число могло быть около 30000, поскольку многие женщины предпочитали говорить, что их ребенок был незаконнорожденным, а не имел отца-иностранца. По мнению Штельцля-Маркса, нацистский образ врага как одной из «диких орд с Востока», подкрепленный поведением Красной Армии и унижением поражения, привел к дискриминации так называемых «русских любовников», а также издевательства и даже насилие над детьми с русскими отцами.

Австрийцы склонны обвинять Советы в сложной послевоенной ситуации. На самом деле война начала наносить тяжелый урон населению только в конце 1944 – начале 1945 года, когда американские и британские бомбардировки становились все более разрушительными. Более 20 000 австрийцев были убиты и 67 000 ранены в результате более чем 1000 воздушных атак. Разрушения продолжались, поскольку более миллиона солдат вели тяжелые бои по всей Австрии. В этот момент реквизиции также усугубили страдания гражданского населения. Самым острым был вопрос питания.

Например, ежедневный рацион городского населения Австрии сократился с 2000 калорий в 1944 году до 350-850 калорий весной и летом 1945 года, прежде чем в сентябре он был увеличен до 1550 калорий. На протяжении 1946 года средний венец потреблял на 25 процентов меньше жиров и мяса и на 75 процентов меньше хлеба, чем в 1937 году. Помощь союзников, в основном из США, но также и из Советского Союза, кормила население.

Грабежи, изнасилования и голод определили окончание войны для большинства австрийцев. Для них окончание войны не было освобождением. 19 ноября45 парламентские выборы, проведенные четырьмя оккупационными державами, привели к разгрому Коммунистической партии Австрии, которая набрала менее шести процентов голосов по всей стране. Новое правительство было сформировано коалицией социал-демократов и христианских демократов, традиционных левоцентристских и правоцентристских австрийских партий. Однако Советы продолжали контролировать свою зону оккупации. Советы ушли из страны в 1955 году вместе с западными союзниками в обмен на обещания Австрии сохранять нейтралитет в холодной войне. Советский Союз освобождал австрийских военнопленных гораздо быстрее, чем немцев, но последних австрийцев освободили только в 1955.

При обсуждении советской политики в Австрии после войны нельзя упускать из виду альтернативный исход войны; если бы Третий Рейх победил, не было бы ни украинского, ни русского, ни советского государства, все евреи были бы убиты, а большинство славян убито, изгнано в Азию или сокращено до де-факто рабов по мере того, как гитлеровский режим строил свою тысячу -год Рейха. В этом свете приверженность Советского правительства Московской декларации 1943, гарантировавший независимость Австрии, был правильным, поскольку неспособность Кремля создать коммунистическое государство-клиент, как это было в Восточной Германии, была ограничена.

Правда, советское правительство налагало на страну обременительные репарации, что способствовало обнищанию населения. Что больше всего возмутило австрийцев, так это проблема массового сексуального насилия и диких грабежей со стороны войск. Армейское руководство стремилось предотвратить или, по крайней мере, свести к минимуму беспорядки с помощью пропаганды, хотя и отказывалось подвергнуть большое количество своих победоносных войск смертной казни. Войска восприняли свое прибытие на землю Третьего рейха как свою победу, и некоторые солдаты были полны решимости взимать дань с поверженного врага, грабя, нападая на мирных жителей и совершая изнасилования.

В конце концов австрийцы все же сказали свое слово, когда они разгромили Коммунистическую партию Австрии на послевоенных парламентских выборах.


Познакомьтесь с автором

 

Войин Майсторович получил докторскую степень в Университете Торонто. Он является доцентом военной истории в Университете Северного Техаса, где читает курсы по Второй мировой войне и Холокосту. Он изучает оккупацию Красной Армией Юго-Восточной и Центральной Европы, а также то, как советские вооруженные силы реагировали на Холокост, когда они маршировали по Западной части Советского Союза и Восточной Европе.


Эта статья является частью серии, посвященной 75-летию окончания Второй мировой войны, которое стало возможным благодаря Министерству обороны.

Темы

Восточный фронт

Европейский театр военных действий

Сразу после Второй мировой войны

Исследовать дальше

  • Артикул Тип

    Артикул

    Чернокожие добровольческие пехотные взводы во Второй мировой войне

    Многие историки писали о знаменитых «буйволах-солдатах» полностью черной 92-й пехотной дивизии, которые отличились во время Второй мировой войны.

  • Тип статьи

    Артикул

    Кассеринский перевал: немецкое наступление, американская победа

    На Аркадийской конференции, проходившей в Вашингтоне, округ Колумбия, с 24 по 19 декабря.С 41 по 14 января 1942 года западные союзники согласились с политикой «Германия прежде всего» для управления глобальной стратегией, но вопрос, где и когда вступать в бой с Германией, оставался нерешенным.

  • Тип изделия

    Артикул

    Доблесть вопреки всему: подполковник Джордж Маршалл и операция «РЕЗЕРВИСТ»

    Кампания в Северной Африке началась с дерзкого англо-американского диверсионного рейда под кодовым названием «Операция РЕЗЕРВИСТ».

  • Тип статьи

    Статья

    Прелюдия к освобождению: генезис американского морского десанта в ETO

    Победа союзников над странами Оси была долгим путешествием, которое на самом деле заняло гораздо больше времени, чем сама война.

  • Артикул Тип

    Артикул

    «Черный четверг» 14 октября 1943 г.: Вторая бомбардировка Швайнфурта

    Комбинированное наступление бомбардировщиков (CBO) на Европейском театре военных действий было одной из самых кровавых кампаний Америки.

  • Тип статьи

    Статья

    Упражнение в разврате: создание Варшавского гетто

    Крупнейшее из гетто, в котором восточноевропейские евреи сначала содержались, а затем были депортированы нацистами в лагеря смерти, было создано в Варшаве, Польша.

  • Тип изделия

    Артикул

    Незаметные свидетели Сталинградской битвы

    Целых полмиллиона мирных жителей оставались в Сталинграде на момент наступления немцев в конце лета 1942 года. Те, кто пережил первоначальный натиск и не успел бежать , приходилось зарабатывать на жизнь на поле боя, опустошенном непрекращающимися бомбардировками и уличными боями. Подавляющее большинство из них составляли женщины и дети.

  • Артикул Тип

    Артикул

    Сталинград: Эксперименты, Адаптация, Реализация

    Восемьдесят лет назад Красной Армии удалось остановить, сдержать и в конечном итоге разгромить крупнейшую немецкую армию на Восточном фронте.

Введение | FRONTLINE

Поделиться:

1 января 2003 г.

На следующий день после убийства Мартина Лютера Кинга-младшего 19 апреля68-летняя третьеклассница Джейн Эллиотт из маленького полностью белого городка Райсвилль, штат Айова, пришла на урок растерянной и расстроенной. Недавно они сделали Кинга своим «героем месяца» и не могли понять, зачем его убивать. Поэтому Эллиот решила преподать своему классу смелый урок о том, что такое дискриминация. Она хотела показать своим ученикам, что такое дискриминация и что она может сделать с людьми.

Эллиотт разделила свой класс по цвету глаз на голубоглазых и карих. В первый день голубоглазым детям сказали, что они умнее, симпатичнее, аккуратнее и лучше кареглазых. В течение дня Эллиот хвалил их и давал им привилегии, такие как более длительный перерыв и первое место в очереди за обедом. Напротив, кареглазые дети должны были носить ошейники на шее, а их поведение и поведение подвергались критике и насмешкам со стороны Эллиотта. На второй день роли поменялись местами: голубоглазых детей заставили чувствовать себя хуже, а кареглазых определили как доминирующую группу.

То, что произошло во время уникального двухдневного учения, поразило и учеников, и учителя. В оба дня дети, признанные неполноценными, выглядели и вели себя как действительно неполноценные ученики, плохо справлялись с тестами и другими заданиями. Напротив, «лучшие» ученики — ученики, которые до упражнения были милыми и терпимыми, — стали подлыми и, похоже, любили дискриминировать «низшую» группу.

«Я наблюдал, как замечательные, готовые к сотрудничеству, замечательные, вдумчивые дети за пятнадцать минут превратились в противных, злобных, разборчивых маленьких третьеклассников», — говорит Эллиотт. Она говорит, что тогда поняла, что «создала микрокосм общества в третьем классе».

Эллиот повторила упражнение со своими новыми классами в следующем году. В третий раз, в 1970 году, камеры присутствовали. Четырнадцать лет спустя FRONTLINE A Class Divided зафиксировал мини-воссоединение третьего класса 1970 года. Будучи молодыми людьми, бывшие ученики Эллиотта смотрят себя в фильме и рассказывают о влиянии урока Эллиотта о фанатизме на их жизнь и мировоззрение. Это первый шанс Джейн Эллиотт узнать, какую часть ее урока усвоили ее ученики.

«Никто не любит, когда на него смотрят свысока. Никому не нравится, когда его ненавидят, дразнят или дискриминируют», — говорит Верла, одна из бывших учениц.

Другая, Сандра, говорит Эллиотту: «Вы слышите, как эти люди говорят о разных людях и о том, как они хотели бы, чтобы они уехали из страны. А иногда мне просто хочется, чтобы этот ошейник был в моем кармане. Я мог бы вытащить его, надеть и сказать: «Надень это и поставь себя на их место». Я бы хотел, чтобы они прошли через то, через что прошел я, понимаете».

В последней части A Class Divided камеры FRONTLINE следят за Джейн Эллиотт, когда она демонстрирует свои упражнения сотрудникам тюремной системы Айовы. Во время однодневного семинара по человеческим отношениям она преподает тот же урок взрослым. Их реакции на упражнение «голубые глаза, карие глаза» аналогичны реакциям детей.

«После того, как вы сделаете это упражнение, когда начнется подведение итогов, когда боль утихнет и все они снова вместе, вы узнаете, каким могло бы быть общество, если бы мы действительно верили во все то, что мы проповедуем, если бы мы действительно действовали так. Таким образом, вы могли бы относиться друг к другу так же хорошо, как эти дети относятся друг к другу после того, как это упражнение закончено. Вы создаете мгновенных кузенов», — говорит Эллиотт. «Дети повторяли снова и снова: «Теперь мы вроде как семья». путь снова».

Впервые опубликовано в январе 2003 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *