Конспект урока сивка бурка 3 класс школа россии 2 урок – План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Сивка – Бурка. Русская народная сказка

План-конспект урока по чтению (3 класс): конспект урока 3 класс по литературному чтению “Сивка – Бурка”

Следующая станция называется «Тест». Сейчас мы и проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. Возьмите листки и ручки

Выполните тест.

Обведи букву правильного ответа.

КЛЮЧ ОТВЕТОВ ВСТАВИТЬ

  1. Укажи автора сказки:

А) русская народная сказка

Б) чешская народная сказка

В) немецкая народная сказка

Г) румынская народная сказка

2. Укажи значение слова «вещий»:

А) мудрый

Б) волшебный

В) предвидящий будущее

Г) много знающий

3. Какая масть лошадей называется каурой?

А) светло-каштановая

Б) тёмно-коричневая

В) чёрная

Г) светло-серая

4. Сколько сыновей было у старика?

А) два

Б) один

В) три

Г) четыре

5. Как звали младшего сына?

А) Илья Муромец

Б) Алёша Попович

В) Иванушка-дурачок

Г) Иван-царевич

6. О чём старик попросил сыновей?

А) постеречь ячмень

Б) постеречь рожь

В) постеречь пшеницу

Г) постеречь кукурузу

7. Кто выполнил поручение отца?

А) старший сын

Б) младший сын

В) средний сын

Г) соседский мальчик

8. Как он поймал вора?

А) схватил руками

Б) накинул на шею верёвку

В) заманил в капкан

Г) усыпил

9. Что вор предложил в обмен на свободу?

А) ковёр-самолёт

Б) скатерть- самобранку

В) сапоги-скороходы

Г) свою службу

10. Кто была Елена Прекрасная?

А) волшебница

Б) дворянка

В) царевна

Г) царица

11. Где жила Елена Прекрасная?

А) хижина

Б) дворец

В) терем

Г) светлица

12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной?

А) первый раз

Б) второй раз

В) третий раз

Г) четвёртый раз

13. Почему Иванушка перевязал руку?

А) сломал руку

Б) ушиб руку

В) спрятал перстень

Г) порезал руку

14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень?

А) высматривала в окно

Б) потчевала гостей

В) наблюдала в бинокль

Г) приглашала на танец

15. Чем закончилась сказка?

А) царевна горько плакала

Б) Иванушка ускакал

В) Иванушка женился на царевне

Г) старший брат женился на царевне

И мы переходим к последней станции «Ценность сказки».

Нарисуйте схему, чему учит сказка. Предлагаю для предстоящей работы объединиться в пары. ваша задача схематично постараться изобразить ценность сказки. На выполнение дается 5 минут

Учитель делает вывод по уроку.

nsportal.ru

Урок по литературному чтению по сказке “Сивка Бурка”

План-конспект урока № 11, 12

Литературное чтение

Дата проведения: 20.09.2016

Тема: Сивка-Бурка.

Задачи:

  • ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка»;

  • развивать внимание, память, логическое мышление, совершенствовать технику чтения;

  • учить детей видеть заключенную в сказках народную мудрость.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организация класса

1.1.Приветсвие

1.2.Проверка готовности к уроку

2.Проверка домашнего задания

2.1.Проверка составления вопросов к сказке «Иван-царевич и серый волк»

2.2.Беседа по составленным вопросам

2.3.Тестирование

1.Как звали царя в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

а) Салтан

б) Гвидон

в) Берендей

2.Какие яблоки росли у царя?

а) молодильные

б) очень вкусные

в) золотые

3.Кому удалось заметить похитителя в саду?

а) старшему сыну

б) среднему сыну

в) младшему сыну

4.Кто воровал яблоки в царском саду?

а) соседи

б) зайцы

в) Жар-птица

5. Кто помогал Ивану-царевичу в поисках Жар-птицы?

а) серый волк

б) бурый медведь

в) братья

6. Кому принадлежала Жар-птица?

а) царю Салтану

б) царю Берендею

в) царю Афрону

7. Что попросил царь Афрон за Жар-птицу?

а) золотое яблоко

б) коня златогривого

в) скатерть-самобранку

8. Кто был владельцем коня златогривого?

а) царь Афрон

б) царь Кусман

в) царь Далмат

9. Что хотел получить царь Кусман за коня златогривого?

а) золотое яблоко

б) Елену Прекрасную

в) коня златогривого

10. Кто убил Ивана-царевича?

а) родные братья

б) серый волк

в) разбойники

11.Что случилось с братьями Ивана-царевича?

а) они покинули царство

б) их растерзал волк

в) они получили все, что хотели

12.Чем закончилась сказка?

а) Иван женился на царевне

б) средний брат женился на царевне

в) старший брат женился на царевне

3.Сообщение темы, цели и задач урока

4.Изложение нового материала

4.1.Словарная работа

Добрая – зд. очень хорошая.

Вещий – предсказатель.

Иззяб – замерз.

Гаркни – громко крикни.

Каурка – от каурый – светло-каштановый, рыжеватый.

Побрезгать – испытать отвращение.

Потчует – угощает.

Худая – зд. плохая.

4.2.Чтение сказки по цепочке

– Каков Иванушка?

– А каковы его братья?

– Чем похожи сказки «Сивка-Бурка» и «Иван-царевич и серый Волк»?

– За что были вознаграждены оба Ивана?

5.Восприятие и осознание учащимися нового материала

5.1.Выборочное чтение

– Что посеял старик у себя во дворе?

– Что приказал отец своим сыновьям?

– Что поведал старику старший сын после ночного дежурства?

– Как дежурил Иванушка-дурачок?

– Как выглядел Сивка-Бурка?

– Как можно было найти Сивку-Бурку?

– Какое обещание взял с коня Иванушка?

6.Осмысление, обобщение и систематизация знаний

6.1.Беседа по сказке

– Как начинается сказка? (Жил — был)

– Сколько сыновей было у старика? (Три)

– Число три — что это за число? (Волшебное)

– Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница — самое дорогое, что было у крестьян)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям).

– Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик)

– Что узнаем о среднем сыне? (Такой же)

– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый).

– Почему в полночь? (В полночь случается волшебство).

– Конь обычный или нет? (необычный)

– Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет) — заучиваем наизусть это описание.

– Разве конь не слышал, что в поле кто — то есть?

– Как можно охарактеризовать Ивана? (Умелый, сильный)

– Что дальше должно происходить, как вы думаете?

– Как конь разговаривает с Иваном?

– Какую службу обещает сослужить? (Великую)

– О чём думает Иван, взяв обещание с коня? (Если конь не сдержит слово, чтобы найти его потом)

– Как Иван мог найти коня? (произнести слова — Сивка — Бурка — вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой).

– Почему братья спрашивают у Ивана?

– А мог он соврать или не говорить? (Да, мог)

– О каком качестве Ивана это говорит? (Честный)

– Иван рассказал как поймать коня? (Нет)

– Почему? (потому что конь волшебный, разговаривал с ним, братья ему и так не поверили)

– Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые)

– Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу?

7.Постановка домашнего задания

Читать-пересказывать сказку (страницы 40-43)

multiurok.ru

“Сивка-Бурка”, урок № 2, “ШКОЛА РОССИИ”, ФГОС

Конспект урока по литературному чтению на тему

«Сивка – Бурка», русская народная сказка

Разработал: Костюк Илья Юрьевич, МБОУ СОШ № 112, учитель начальных классов

Тема: русская народная сказка «Сивка Бурка» (урок №2)

Класс: 3

Тип урока: закрепление изученного

Цель: формирование представлений о добре и зле посредствам организации виртуального путешествия по русской народной сказке «Сивка-Бурка».

Задачи:

Личностные: развивать умения оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: развивать умения определять и формировать цель деятельности на уроке.

Предметные: развитие умения грамотно читать (учить понимать произведение, определять главную мысль).

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности и необходимости бережного отношения к формированию понятий о добре и зле; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке.

Метапредметные: принятие позиции читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; понимание цели и смысла выполняемых заданий; умение слушать и понимать речь учителя и одноклассников, вступая в диалог с ними.

Предметные: знание и понимание добра и зла; умение пересказывать текст.

Формируемые УУД:

Личностные: формировать интерес к изучаемому предмету; действие самообразования.

Познавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока.

Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк

Что будет сказка или рассказ,

Вы учите их – они учат нас!

2. Речевая разминка.

Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

Прочитайте, начиная читать шёпотом, затем все увеличивая силу голоса.

А сейчас наоборот: начинаем громко, а потом всё тише, закончим чтение шёпотом.

Попробуйте прочитать быстро, скороговоркой.

А сейчас прочитайте выразительно.

3. Постановка учебной задачи.

Заполните таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

«Сивка-бурка» – сказка

Почему это сказка

Она волшебная

Было три сына

Какие они

Ленивые, безответственные

Младший сын Иванушка-дурачок

Почему Ивана назвали дурачком

Что случилось у старика?

Кто-то воровал пшеницу?

Сивка-бурка

Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?

Как Иванушка стал молодец молодцом?

4. Освоение нового знания.

  • На какие части вы разделили сказку? Назовите тему каждой части.

  • Почему братья поехали к царскому двору? (не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть)

  • Как вы думаете, почему они сами не хотели скакать? (Они понимали, что не смогут это сделать. Они были уже женаты.)

  • Почему братья не взяли с собой Иванушку? (Они считали его дурачком)

  • Под каким предлогом Иван ушёл из дома? (Он сказал, что пошёл за грибами).

  • Как Иван вернулся домой? Найдите в тексте отрывок.

  • Так ли глуп Иван на самом деле?

  • Найдите третью часть («На третий день братья снова собираются ехать…» В этой части говорится о том, как Иван ездил к царскому двору во второй раз.)

  • Как братья рассказывают своим жёнам о поездке? (Они говорят, что приезжал, тот же молодец)

  • С каким чувством они это говорят?

  • Что Иван говорит им?

  • Найдите четвёртую часть. О чем в ней говорится? («На третий день братья снова собралися ехать…» и до конца сказки. Иван достиг поставленной цели, доскочил до окна и снял с пальца Елены Прекрасной перстень. По этому перстню его и узнали.)

  • Для чего царь созвал всех на пир и как туда попал Иванушка?

  • Как Елена прекрасная нашла своего жениха?

  • Как вы думаете почему именно Иванушке достались волшебный конь и Елена Прекрасная?

5. Физкультминутка.

«Кулак-ребро-ладонь»

6. Закрепление изученного.

Почему мы называем это произведение сказкой? Найдём все её признаки.

1. Зачин.

2. Сказочные герои.

3. Волшебство.

4. Троекратный повтор.

5. Сказочная концовка.

7. Домашнее задание. Найти в энциклопедиях, Интернете сведения о жизни и творчестве художников-иллюстраторов В. Васнецова, И. Билибина.

8. Рефлексия. Заполните таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал

«Сивка-бурка» – сказка

Почему это сказка

Она волшебная

Было три сына

Какие они

Ленивые, безответственные

Младший сын Иванушка-дурачок

Почему Ивана назвали дурачком

Простодушный, добрый, младший сын

Что случилось у старика?

Кто-то воровал пшеницу?

Сивка-бурка

Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?

По своему перстню

Как Иванушка стал молодец молодцом?

Умыли, одели, причесали

multiurok.ru

План – конспект урока. Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Просмотр содержимого документа
«План – конспект урока. Русская народная сказка «Сивка-Бурка»»

План – конспект урока

Тема: Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Цели:

  • познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка»;

  • учить характеризовать героя сказки по его поступкам;

  • учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.

УУД

Познавательные: формировать умения извлекать информацию из текста; развивать умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные: владеть диалогической речью.

Регулятивные: планировать свои действия.

Личностные: получать удовольствие в ходе исполнения своей роли при ролевом чтении; высказывать чувство удовлетворённости или неудовлетворённости качеством исполнения; рефлексировать по поводу выполняемой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо,

Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!

И за парты тихонько садитесь.

II. Проверка домашнего задания.

Несколько учеников пересказывают сказку «Иван Царевич И Серый Волк». Остальные учащиеся оценивают работу одноклассников, определяют лучшего рассказчика.

III. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию Учащихся к изучению нового материала.

слова, значение которых необходимо обсудить:

Добрая – очень хорошая.

Иззяб – замерз.

Гаркни – громко крикни.

Каурка – от каурый – светло-каштановый, рыжеватый.

Побрезгать – испытать отвращение.

Потчует – угощает.

Худая – плохая.

2. Работа над сказкой

Выразительное чтение сказки учителем.

3. Первичная проверка понимания детьми сказки.

  • Понравилась ли вам сказка?

  • Каким мы видим Иванушку?

  • А каковы его братья?

  • Чем похожи сказки «Сивка-Бурка» и «Иван Царевич и Cерый Волк»?

  • За что были вознаграждены оба Ивана?

V. Рефлексия

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание:

подготовьте пересказ сказки и выразительное чтение, по желанию выполните рисунок к сказке.

multiurok.ru

Конспект урока по литературному чтению «Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Конспект урока по литературному чтению

Автор учебника:  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 

Тема урока: Русская народная сказка  «Сивка- бурка»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с содержанием сказки.

2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Задачи:

Образовательные: путём наблюдения.

Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно – логического мышления, памяти, наблюдательности; умение рассуждать, анализировать; развивать устную речь;

Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, пытливость, любознательность.

УУД, формируемые на уроке:

Познавательные УУД:

* общеучебные – ознакомление с рассказом  Н.Носова «На горке»; осознанность восприятия литературного произведения; формулирование ответов на вопросы по содержанию произведения; логические – построение рассуждений.

Оборудования и технические средства обучения:  учебник, презентация, выставка книг.

Ход урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Начнём урок с разминки,

У всех прямые спинки.

Глаза следят по сторонам:

То буква здесь, то буква там.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

На урок нужен учебник, дневник, пенал.

Эмоциональный настрой

Актуализация новых знаний

-Как называется большой раздел, из которого мы читали произведения на последних уроках литературного чтения?

Что значит устное?

-Что значит народное?

-Что значит творчество?

-Какие произведения входят в этот раздел?

-Какие произведения из этого раздела читаем сейчас?

-Вы много знаете о сказках. Сегодня мы будем применять наши знания на практике.

-Наши последние сказки какого жанра?

-Что мы знаем об особенностях волшебных сказок?

-Какая это сказка?

Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Развитие речи

Поиск и выделение необходимой информации

Умение договориться, слушать, оценивать товарищей

Подготовка к первичному восприятию текста

Давайте докажем, что это сказка.

-По каким признакам это можно определить?

-Есть ли в нашей сказке зачин?

-Какие еще зачины бывают?

-Есть ли концовка?

-Какие еще концовки бывают?

-Есть ли троекратные повторы?

-Дома вы должны были в тексте найти сказочные слова и выражения.

Ответы детей на основе знаний, полученных на предыдущих уроках.

Выборочное чтение.

Умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

Свободно выражать своё мнение

Слушать товарищей

Проверка первичного восприятия текста

– Найдите в сказке подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова. (Это магическая сила заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.)

– Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».)

– С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом.)

– Теперь, став знатоком волшебных сказок, вы сможете ответить на вопрос: каков же герой волшебной русской сказки?

Определяют вид жанра, доказывают своё мнение

Объясняют смысл непонятных слов, лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника

Умение определять жанр произведения

Умение пользоваться толковым словарём

Физкультминутка

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь.

Тихо, тихо, не шуметь!

  

Вторичное восприятие  произведения, анализ, выборочное чтение

 

-Какой пункт плана соответствует эпизоду, который сейчас прочитали?

-Кто же оказался настоящим героем?

-Для чего он прошел испытания?

-С каким древним обрядом это связано?

-Отправляется ли на это испытание  наш герой?

-А как же он приобретает волшебную силу?

-Можно ли сказать, что Сивка – бурка – герой-помощник?

-А как его назовем?

-Волшебный помощник здесь нужен, ведь это один из способов приобщения к потустороннему миру. Он состоит в том, чтобы разыграть поглощение человека животным.

-В каких еще сказках встречались с волшебными помощниками?

-Итак, Иван прошел испытания и

обрел волшебную силу. Поэтому только он смог выполнить условия царя. Какое?

-Смог ли он сразу жениться?

-Как усложняется сюжет?

-Узнали ли Ивана братья?

-Почему они смеялись над Иваном?

-Согласны ли вы с мнением братьев?

-Какие еще вопросы вы хотели бы задать своим товарищам?

-Какие лучшие черты характера человека вложил народ в образ Ивана-главного героя сказки?

Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста

 

Придумывают заголовок, составляют план

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Умение ориентироваться в тексте

Умение слушать друг друга, договариваться, приходить к общему мнению

Оценивать и себя и товарища

Рефлексия

Кому было интересно на уроке?

-Что особенно понравилось?

-Когда было трудно?

-Кому хотели бы сказать спасибо?

-Закрасьте первый квадратик цветом, соответствующим вашему настроению в начале урока, а второй в соответствии с вашим настроением в конце урока.

Подводят итог урока

Рефлексия способов и условий действия

Умение находить главное

Самооценка на основе критерия успешности 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок 6. сказка «сивка-бурка» – Литературное чтение – 3 класс

Литературное чтение, 3 класс

Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Русская народная сказка «Сивка-Бурка», её принадлежность к волшебной сказке.

Тезаурус

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный предмет – это наделённый сверхъестественной силой предмет, который помогает герою или злодею победить.

Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Троекратный повтор – один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того, в сказке бывает три героя.

Художник-иллюстратор – это художник, который создаёт образ по написанному тексту или истории;

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа

нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.

Ключевые слова

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., – 223с.:ил. С. 40-50

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем об особенностях волшебной сказки;

Научимся анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;

Сможем сочинить свою волшебную сказку.

Основное содержание урока.

1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:

А. – Смотри, вся пшеница потоптана.

В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал

А: – Три сына – это троекратный повтор.

В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.

А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.

В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.

А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?

В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…

Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.

А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.

В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.

А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.

В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.

А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.

В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.

А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?

В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.

А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.

В: Можно сказать, она добрая и справедливая.

А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.

В: Сивка-Бурка – не герой, а волшебный помощник. Просто он такую важную роль в сказке играет, что его именем назвали сказку.

А: Так было и в сказке «Иван-царевич и серый волк». Там волк тоже много помогал главному герою, вот и попал в заглавие сказки.

А: Я догадалась, какой волшебный предмет есть в этой сказке. Это золотой перстень! Почему-то волшебные предметы часто бывают золотыми…

В: Наверное, потому что золото очень редкий, красивый и дорогой металл. Да ещё блестит как солнце или как огонь.

А: Даже братья подумали, что Иванушка с огнём балуется, когда он перстень разглядывал.

В: Волшебный предмет – это связь с волшебным миром. Без золотого перстня Елена Прекрасная не смогла бы узнать жениха. Ведь он совсем не был похож на доброго молодца.

А: В этой сказке есть непонятные слова и выражения.

В: Давай воспользуемся словарём. Какие слова тебе непонятны?

А: Сивку-бурку называют «вещий каурка»

А: Вообще мне нравится язык русских сказок. Такие слова и выражения необычные. Сейчас так не говорят.

В: Надо эти выражения запомнить, пригодятся, когда на уроке будем сказку пересказывать.

А: Что-то я совсем запуталась. Мы столько обсуждали особенности сказки, что я забыла, в какой последовательности происходили события.

В: Давай вспоминать.

1)Зачин. Рассказ о семье старика-отца.

2) Кто-то стал ночами топтать и портить пшеницу.

3) Отец велел сыновьям поле стеречь по ночам. Старшие братья проспали вора.

4) Иванушка-дурачок вора изловил. Вором оказался удивительный конь Сивка-Бурка.

5) Иванушка отпустил коня, а тот пообещал помогать ему, а пшеницу больше не трогать.

6) Царский указ, что царь царевну замуж отдаст за того, кто снимет перстень с её руки.

7) Иванушка с помощью Сивки-бурки трижды превращается в молодца и три раза пытается допрыгнуть до Елены Прекрасной.

8) На третий день допрыгнул конь до окна, снял Иван перстень с пальца царевны, поцеловал её.

9) Иванушка скрывает от братьев золотой перстень и по приказу царя едет с ними на пир.

10) На пиру царевна увидела свой перстень на пальце у Ивана, да и сказала отцу, что это её суженый.

11) Концовка – свадебный пир.

А: Поучительная сказка!

В: Чему же она тебя научила?

А: Сказка учит нас не быть хвастливыми, а уметь молчать о своих достижениях.

Так сделал Иванушка, никому не сказав о добыче кольца.

Также она учит нас быть старательными и обязательными, никогда не лениться.

Учит нас не судить о человеке по его внешнему виду.

В: А я вспомнил пословицы к сказке.

А: И у меня есть пословицы.

В: Какова, по-твоему, главная мысль сказки «Сивка-Бурка»?

А: Мне кажется, главное, о чём говорит сказка, что настоящего героя обязательно ждет награда

В: Ну что, пора нам и в обратный путь. Зови Сивку-бурку.

А: Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

В: Сивка-Бурка, спасибо тебе за путешествие в твою сказку. А теперь отправь нас обратно.

Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор

Текст вопроса: Главного героя сказки «Сивка-Бурка» звали:

1. Сивка-Бурка

2. Иван-царевич

3. Иванушка – дурачок

4. Елена Прекрасная

Ответ:

3. Иванушка-дурачок.

Разбор типового контрольного задания

Кроссворд.

Разгадайте кроссворд

1 вариант

1. Сколько сыновей было у старика?

2. Как называли Иванушку?

3. Кого звали Сивкой-буркой?

4. Значение слова «изловил».

5. Место, где сидела Елена Прекрасная.

6. Какой предмет должен был взять Иванушка у царевны?

2 вариант

1. Что посеял старик на поле?

2. Как называли младшего сына – дурачка?

3. Кто был волшебным помощником Иванушки?

4. Значение слова «потчевал».

5. Сколько раз пришлось Сивке – бурке с Иванушкой скакать к окошку терема?

6. Чем закончилась сказка?

Ответ

1 вариант

1. Три;

2. Дурачок;

3. Конь;

4. Поймал;

5. Терем;

6. Перстень.

2 вариант

1. Пшеница;

2. Иванушка;

3. конь;

4. угощал;

5. три;

6. свадьба.

resh.edu.ru

Конспект урока по литературному чтению на тему “Характеристика главного героя сказки “Сивка-бурка””

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему “Характеристика главного героя сказки “Сивка-бурка””»

Урок литературного чтения 4 класс.

Подготовила: Габдулинова Лейля Мирамовна.

Тема урока: Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Тип урока: чтение и анализ художественное произведение.

Цель урока: ознакомить детей с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”

Задачи урока:

Обучающая: учить давать оценку поступкам героев; вспомнить структурные элементы сказки.

Развивающая: расширять круг чтения, формировать осознанной мотивации чтения;

Воспитывающая: воспитывать систему нравственных и эстетических ценностей.

Формировать УУД:

Личностные:

-оценивать свои поступки на основе сопоставления с героем произведения;

Регулятивные:

-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданной цели;

Познавательные:

-применять известные понятия к новому материалу;

-формулировать выводы.

Коммуникативные:

-выражать свои мысли в устной речи;

-сопоставлять свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе, с мнением одноклассников.

:

Оборудование урока:

Презентация, Учебник Н.А. Чураковой. Литературное чтение 4 класс. 2 часть. Перспективная начальная школа.

Ход урока

Название этапа: организационный момент

Задача: проверить готовность детей к работе

Метод: словесный

Приемы: слово учителя

Отводимое время: 1 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *