Фото сивка бурка 3 класс – – 5-7 –

Сивка Бурка – ЖЖ Светланы Гольшанской


Стихия:
огонь
Подкласс: потусторонний
Происхождение: Древняя Русь
Место обитания: заливные луга, потусторонний мир

Этимология названия: сивка – белый, бурка – темно-рыжий, вещий – мудрый, предвидящий будущее, каурый – огненно-рыжий

Описание: Сивка-бурка, вещая каурка – каноничный персонаж-помошник в русских народных волшебных сказках.

Перед смертью отец завещает своим сыновьям три ночи сторожить свою могилу, но наказ отца исполняет только младший сын Иван-дурак. За это в награду он получает волшебного коня: «Сивка-бурка, вещая каурка».

Три масти

У славян (как, впрочем, и у многих других народов) конь считался проводником в царство мертвых, поэтому был основным жертвенным животным на похоронах. Получается, что умерший отец Ивана дарит ему не просто какого-то коня, а того, который в свое время служил ему, а также его деду и прадеду (умирая и возрождаясь). То есть Сивка-бурка – это родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира – в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Но если с ушами и ноздрями все более-менее понятно, то остается открытым вопрос о масти животного. Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка – бурый, темно-рыжий. Каурка – каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади. Возможно, сказка намекает именно на это – Сивка-бурка воплощает в себе волшебные силы трех коней, принадлежащих соответственно прадеду, деду и отцу Ивана. В одном из вариантов сказки коней этих мастей получает каждый из братьев, но со старших – при неудачных попытках допрыгнуть до терема с царевной – снимают головы, и только Ивану на каурой(рыжей) лошади удается поцеловать царевну. Сохранились и сказки, в которых прямо говорится, что отец первоначально предназначал старшему брату сивого коня, среднему бурого, а младшему – каурого. Но старшие братья не пришли на могилу, пренебрегли своим наследством, и оно всё целиком досталось младшему. При этом интересно, что конь, изначально предназначенный младшему, несравненно лучше. Ведь вещая – значит чудесная, способная предугадывать будущее. Это проясняет смысл необходимости именно трёх прыжков вверх при брачных испытаниях. Белый и коричневый конь не в состоянии допрыгнуть до верха башни, где находится царевна. И только красный конь решает задачу.

Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: “конь бежит – земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..” А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: “..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие – перепрыгивает”
Посмотрите – ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: “Конь бежит — земля дрожит!”

В славянской мифологии

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью – потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью – царством людей. Ну о Яви и Нави мы узнаем, когда отправимся за тридевять земель, в тридесятое царство, а по пути познакомимся с Бабой-Ягой и ее знаменитой избушкой. Что же касается истории возникновения чудесного коня, то в одной старинной славянской легенде говорится о кобыльей голове – без ног, без хвоста – живущей в избушке посреди темного леса и дарующей Долю или Недолю тем, кто попадет к ней. Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый – седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану.

На русских иконах конь почти всегда или совершенно белый или огненно-красный. Красный цвет – это цвет пламени, он говорит нам об огненной природе коня.
В славянской мифологии белый цвет – это цвет потусторонних существ, цвет существ, потерявших телесность. Поэтому и привидения в мифах и легендах представляются белыми. Таким является и конь, и не случайно он иногда назван невидимым: “В некотором царстве, в некотором государстве есть зеленые луга, и там есть кобылица-невидимка, и у ей двенадцать жеребят”. Другая сказка – “..а у его подарена царя-Невидима лошадь-невидимка”. Или такие выражения – “что ни шерстинка, то серебринка”, “не можно его в глаза видеть, не только что на нем ездить”. Везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Кстати, интересно, что древние греки приносили в жертву только белых лошадей. В Библейском Апокалипсисе Cмерть едет верхом на “бледном коне” (а на белом коне едет Мор (Чума) – прим. berdandi, связано скорее всего с тем, что лошади-альбиносы рождаются мертвыми). А в германских народных легендах смерть является верхом на тощей белой кляче.

В свете индо-европейских теорий:

В.Я.Пропп, крупнейший исследователь славянского фольклора, показал, что среди распространённых тем волшебной сказки — героический период в жизни первобытного человека, его юность — от инициации (то есть посвящения во взрослые) до свадьбы.
Инициация в первобытном обществе была очень сложной процедурой, в которой юноша доказывал свое право стать полноправным членом общества. Он проходил многочисленные испытания, главным образом — на мужество и выносливость. В сказках о трёх братьях старшие братья не могут вынести испытания — стражи на могиле или в саду, они трусят либо засыпают в самый ответственный момент (а одним из испытаний посвящаемого, как показал В.Я.Пропп, было требование очень долго обходиться без сна).

Когда же испытания были пройдены, вплоть до женитьбы юноши находились вне общины и не занимались хозяйством. Их основным делом была оборона племенных границ, а побочным — охота и «разбой», то есть набеги на соседние племена.
Словом, юноши после посвящения образовывали первый возрастной класс племенного общества. Деление на группы по возрасту существовало у всех первобытных народов. Иногда число таких групп было весьма велико. Но в большинстве случаев преобладало деление на три основных возрастных класса, соответствующих главным социальным функциям: 1) юноши-воины, 2) зрелые мужи, домохозяева, производители материальных благ и 3) старики, основными занятиями которых били отправление культа и регулирование отношений между членами племени. В развитом первобытном обществе каждый мужчина последовательно проходил все эти три ступени, с каждой ступенью повышая свой социальный статус.
С течением времени внутри индоевропейских племён началась специализация отдельных групп населения на одном из трёх основных занятий. Некоторые роды стали давать прежде всего жрецов. Члены их, независимо от возраста, считались стариками, и символом этих ролов была седина — белый цвет. Другие роды, а иногда и целые племена (в особенности те, что жили на окраинах этнического массива или племенного союза и первыми отражали удары противника или сами атаковали его) полностью или почти полностью бросали производительный труд и специализировались на войне. Их символом стал красный цвет (огня и крови), и соответствующие им мифологические герои обычно рыжеволосы и краснолицы. Члены этой группы считались вечными юношами, хотя теперь они могли обзаводиться семьями. Основная же масса населения выступала на войну только в исключительных случаях, зато кормила две другие группы. В глазах общества эти производители материальных благ представлялись вечнозрелыми мужами. Присвоенные им цвета (у разных племён они варьировались) соответствовали цвету земли чёрный, коричневый или воды (синий). Так из возрастных классов постепенно возникли варны: Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы).
Получив всех трёх коней, младший сын-воин сосредоточивает в своих руках как бы всё наследство отца-первопредка (три коня сливаются в одного — «Сивку-Бурку, вещую Каурку») и получает таким образом моральное право на власть над обществом: младшая варна становится самой старшей, и устанавливается новая иерархия варн — воин, жрец, труженик.

Источник: Русское народное искусство

berdandi.livejournal.com

Сивка-Бурка – Русская сказка

Подробности
Категория: Русская сказка

Страница 1 из 3

Сивка-Бурка (русская сказка)


Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

Вот старик и говорит сыновьям:
– Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!
Настала первая ночь.

Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.

Приходит утром домой и говорит:
– Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал.
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти.
Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается.

В самую полночь прискакал на пшеницу конь – одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.

Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку.
Рванулся конь изо всех сил – не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.

Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал – не мог сбросить!
Стал конь просить Иванушку:
– Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.– Хорошо, – отвечает Иванушка, – отпущу, да как я тебя потом найду?
– А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» – я тут и буду.
Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.
Пришел Иванушка поутру домой.- Ну, рассказывай, что ты там видел? – спрашивают братья.
– Поймал я, – говорит Иванушка, – коня – одна шерстинка серебряная, другая золотая.

– А где же конь?
– Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил.Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал…

www.planetaskazok.ru

Описание картины Виктора Васнецова “Сивка-бурка”

28.11.2014

Гениальный живописец Виктор Михайлович Васнецов был страстным поклонником русского народного творчества и постоянно использовал фольклорные мотивы для своих полотен. Его кисти принадлежит множество картин, служащих великолепными иллюстрациями для русских сказок. Одна из них – «Сивка-бурка». Основная мысль сказки, послужившей основой для написания этой картины, часто повторяется в русском фольклоре – герой достигает успеха, не прикладывая для этого особых усилий, пользуясь помощью волшебных сил. В «Сивке-бурке» желания младшего сына, Иванушки-дурачка, исполняет пойманный им чудо-конь, который вытаптывал отцовские посевы пшеницы.

На картине изображен момент сказки, когда Иванушка-дурачок, превратившийся с помощью волшебного коня в прекрасного добра молодца, исполняя волю царя, пообещавшего отдать дочь в жены тому, кто поцелует её, с третьей попытки допрыгивает на Сивке-бурке до окна высокого терема, в котором сидит царевна. Далеко внизу осталась ликующая толпа, прекрасный белый конь вознёс молодца на недосягаемую высоту и будто застыл в полёте. Это впечатление подчеркнуто разлетающимися полами кафтана и развевающейся гривой коня. Всё внимание зрителя сосредоточено только на центральных персонажах. Общий настрой картины яркий и радостный: промытое синее небо с нарядными белыми облаками, богатая одежда героев, красавец-конь с длинной гривой, – всё это создаёт ощущение весёлого праздника. Палитра картины состоит из чистых цветов – красного, синего, белого, по манере исполнения она напоминает незамысловатые лубочные картинки, изображение нарочито плоское, только тень на стене терема придаёт некоторый объем. Картина прекрасна в своей простоте и непритязательности, она сама как сказка, добрая и поучительная.

Вконтакте!

Одноклассники!

Наш канал в Телеграме!

8-poster.ru

Сивка-бурка – Сказочные персонажи

Сивка-бурка – волшебный персонаж русских народных сказок, в образе коня. Как правило, волшебный конь достаётся главному герою в награду за какие-либо заслуги и становится ему верным помощником в любых делах. Сивка-бурка приходит на помощь хозяину после волшебного заклинания: “Сивка-бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой!”. Считается, что при беге у волшебного коня из ушей пар валит, из ноздрей пламя пышет и земля дрожит, а если зайти коню в правое ухо и выйти из левого, то герой станет красавцем-богатырём.

moreskazok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *